Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

5 марта 1 9 6 6 г., Ц 5 6 ( 3 5 6 6 ) БОГАТСТВО ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Помещение для проведения пресс-конференции готовили тща­ тельно. Землю и Луну сделали из больших детских мячей. Между ними протянули провод—телефон­ ную связь. На оконных шторах —- золотая россыпь звезд. — А почему, товарищ «прези­ дент», шторы черные? «Президент академии» ломаю­ щимся юношеским баском поясня­ ет, что на Луне практически нет атмосферы, и потому небо там чер­ ное. Начинается пресс-конференция. ■«Ученые», «академики», «научные сотрудники» отвечают на вопросы «журналистов» в связи с прилунени­ ем советской автоматической стан­ ции «Луна-9». Потом об этой побе­ де высказывают свое мнение «Ин­ дира Ганди», «представители прави­ тельств западных держав» и т, д. Мир восхищен, мир рукоплещет. Где проходила эта необычайная пресс-конференция? В Москве? В Центральном, доме журналистов или в Академии наук СССР? Нет. В Задонске. В 8-а классе второй шко­ лы. Разумеется, настоящие академи­ ки, иностранные представители и журналисты туда не приезжали. Но их с успехом «заменили» сами ре­ бята. В роли президента Академии наук очень солидно, например, дер­ жался Олег Евдокимов. Научно Обоснованно, со знанием дела отве­ тил он на вопросы «журналистов» и «пред­ ставителей» о ходе по­ корения Луны, поставил Перед «научными со­ трудниками» такие, на­ пример, серьезные про­ блемы, как осуществ­ ление мягкой посадки На поверхность Луны, Словом, очень интерес­ ная была «пресс-кон­ ференция». Особенно для ее участников. —- Политинформации в Классе мы проводим регулярно, — ра с с к а- зывает классный руко­ водитель 8-а, — Но Кедь скучно и одно­ образно слушать все время доклады да сооб­ щения. А разве нельзя Изменить форму прове­ дения политинформаций, Найти что-то новое, ин­ тересное? И учительница пред­ ложила ребятам своего класса представить себя на месте академика Келдыша, ученых, жур­ налистов. Что бы вы (спросили у президента академии, если бы брали у него Интервью об автоматической стан­ ции на Луне? Что отвечали бы на его месте? Это была игра, но игра, требую­ щая серьезного изучения материа­ ла, обогащающая знаниями, воспи­ тывающая. Классный руководитель говори)' мне о своих воспитанниках, о том, какие они любознательные, друж­ ные, трудолюбивые, как во всем помогают педагогу. А я думаю о самой учительнице, о ее мастера - ве, целеустремленности, высоком чувстве долга и, если хотите, даже (самоотверженности. Потому что она детям посвятила всю свою жизнь, отдает 'благородному тру­ ду педагога всю себя, без остатка. Имя ее хорошо известно всем учителям области, да и не только области. Это — заслуженная учи­ тельница школы РСФСР, делегат XXIII съезда КПСС, преподаватель математики Задонской школы № 2 Валентина Николаевна Провоторо- ва, одна из зачинательниц так назы­ ваемого липецкого опыта повыше­ ния эффективности урока. Я не буду Сегодня рассказывать о методике этого опыта, о вкладе, который внесла в это дело Валентина Нико­ лаевна (об этом немало уже напи­ тано и сказано). Скажу только, что ДУШИ Р а с с к а X X I I I она — один из лучших препода­ вателей матема­ тики в стране. К ней ездили учить­ ся педагоги со всех концов Советского Союза и из братских социалистических стран, ее приглашали поделиться своим опытом в Москву, Ярославль, Уз­ бекистан, на Северный Кавказ, в Воронежскую область и т. д. 218 докладов о повышении эффективно­ сти уроков математики сделала Ва­ лентина Николаевна только за пре­ делами нашей области. Все это го­ ворит о том, какую ценность пред­ ставляют педагогические открытия, сделанные ею. Но мне хотелось бы обратить внимание на другое. Что дало воз­ можность рядовой учительнице из районного городка достигнуть та­ ких высот педагогического мастер­ ства, таких результатов, которые были неожиданными для некоторых ученых из Академии педагогических наук (Валентине Николаевне прихо­ дилось и там докладывать о своем опыте)? Что позволило ей идти в первых рядах новаторов, проклады­ вающих новые пути в педагогике? Чтобы понять это, нам придется обратиться в прошлое, посмотреть, как и где формировался характер передового педагога. Возьмем хотя бы тридцатые годы, годы коллекти­ визации, культурной революции, 3 ы с ъ о д е л е з д а е г а т а х К П С С жить их нуждами и заботами, нести в массы слово партии, бороться за претворение в жизнь ее решений— все это стало для учительницы Про- воторовой необходимой потребно­ стью. 33 года она учительствует' в школе и почти столько же работает агитатором и пропагандистом. От­ сюда у нее и соответствующий по­ литический кругозор. — Моя работа по повышению эффективности урока, а сейчас — совершенствование воспитания в школе, — говорит Валентина Ни­ колаевна, — не самоцель. Все это подсказано жизнью, временем. Я пропагандист, и знаю, чем живут партия и народ, и это помогает мне определять мое место, мою цель. Повышение эффективности уро­ ка математики — практический от­ вет на решения XXII съезда партии об укреплении связи школы с жизнью; слияние обучения и воспи­ тания в единый процесс — вопло­ щение в жизнь соответствующего положения Программы КПСС. Валентина Николаевна вступила в партию в суровые годы Отечествен­ ной войны. В то время она была за­ вучем, директором школы, замести­ телем председателя сельсовета, ликвидации неграмотности, борьбы за всеобуч. В те дни в Архангель­ ской ШКМ (школе крестьянской молодежи) подобрался молодой, энергичный педагогический кол­ лектив. — Помню, создали драматиче­ ский кружок, — рассказывает Ва­ лентина Николаевна, — и каждую субботу выступали с новыми пьеса­ ми в деревнях сельсовета. А кроме того — доклады, лекции, ликбез... Обратите внимание: каждую суб­ боту — новый спектакль. Конечно, пьесы выбирали одноактные, корот­ кие, но зато злободневные, полити­ чески заостренные, страстно вою­ ющие за новую жизнь, за колхоз­ ную деревню. Организатором, ре­ жиссером, душою всего дела была молодая учительница математики Валентина Николаевна Провоторо- ва. Клуб на шесть деревень сель­ совета один. Не беда! Можно вы­ ступать прямо в крестьянской избе, а когда тепло — на улице. Лишь бы била жизнь ключом, лишь бы в глушь неграмотной, темной дерев­ ни прорывались лучи новой культу­ ры, разгоняя мрак невежества, унаследованного от проклятого про­ шлого. , С той поры Валентина Николаев­ на и приобрела вкус к обществен­ ной работе. Быть всегда с людьми, заведующей Задонским районо, находилась в самой гуще событий, происходивших в районе (а там бы­ ли и военные действия, и восстанов­ ление разрушенного хозяйства, и борьба за каждый грамм зерна для фронта). Все это было большой школой для педагога и коммуниста, школой политической, жизненной. Эта шко­ ла, которую Валентина Николаевна проходила со времени коллективи­ зации до сегодняшнего дня, и дала ей то, что обусловило все ее успехи в педагогическом труде, — поли­ тическую дальнозоркость. Оценка, урок, преподавание, внеклассная работа и т. д. для нее не просто элементы учебно-воспитательного процесса, а срёдства формирования будущего коммунистического об­ щества. Член этого общества для нее не отвлеченная абстракция, а вполне реальный человек с опреде­ ленным характером. Она его ясно представляет, потому что это хоро­ шо известный ей ее же ученик и воспитанник, когда он станет взрос­ лым. Учительница уже сейчас мо­ жет не только предугадать, но и предопределить его характер. Да, именно предопределить, вылепить, сформировать с заранее опреде­ ленной целью. Кое-кто, может быть, усомнится: как это, дескать, можно заранее определять и на­ правлять форми­ рование харак­ тера! Где же сво­ бодное развитие, где уважение к запросам молодого поколения, за­ бота о его будущей самостоятель­ ности? А вот в этом и есть забота: стремиться воспитать своих учени­ ков наделенными такими качества­ ми, которые им потребуются при коммунизме, и свободными от того, что на высшей стадии развития об­ щества его членам противопоказа­ но. Это — активная, действенная позиция педагога. Каким же представляет себе свое­ го ученика в будущем Валентина Ни­ колаевна? — Наши дети, — говорит она, — должны во многом отличаться от нас. Не говоря уже о том, что они будут грамотнее, культурнее, дети должны быть инициативнее нас, уметь действовать самостоятельно, без подсказки сверху, для нас под­ час еще очень необходимой. Вот по­ чему мы уже сейчас должны в клас­ сных и школьных коллективах разви­ вать самостоятельность своих учени­ ков. А бороться мы должны с ижди­ венческими настроениями у молоде­ жи. Ведь коммунизм это не только «каждому по потребности», но, в первую очередь, «от каждого по способностям». Как же конкретно воплощает в своей работе эти педагогические принципы Валентина Николаевна? Возьмем такой пример. Перед вступ­ лением в комсомол ученики ее клас­ са решили съездить в Москву и у Мавзолея В. И. Ленина попрощаться с пионерскими годами и пионерским галстуком. Идея, предложенная Ва­ лентиной Николаевной, встретила, разумеется, горячую поддержку ре­ бят, но встал вопрос: где взять де­ нег на поездку? — Мне мама даст, сказала од­ на школьница. Другие уже готовы были ее поддержать. Тут учительни­ ца задала еще один вопрос: — А уместно ли “будет по такому поводу ехать в Москву на мамины деньги? Задумались ребята: да, не слиш­ ком красиво получается. Решили: за­ работаем сами. Трудились на суш- заводе, в совхозе «Задонский», пока не собралась необходимая сумма. Были, конечно, и такие ученики, кто работе предпочитал рыбалку или ка­ кое-нибудь другое занимательное времяпрепровождение. Их никто ра­ ботать не заставлял, не уговаривал. Ведь было же сказано один раз; по­ едет только тот, кто это заработает. — Подошло время поездки, — рассказывает Валентина Николаев­ на, — а четверо из класса не могут ехать. Родители, конечно, готовы внести за них деньги, да и самой их жалко. Но в воспитании надо быть последовательным. Если четверых нерадивых взять вместе со всеми, теряется педагогический смысл все­ го задуманного. Я объяснила это ро­ дителям. Они меня поняли. Четверо в Москву не ездили, И это, я увере­ на, для них серьезный урок. Они его обязательно учтут. Ведь прощаться со школьными годами мы поедем в Ленинград. Так преодолевается иждивенчест­ во. В результате у ребят из 8-а ро­ дился афоризм: «У нас музейная редкость тот комсомолец, который путешествует на мамины деньги». А вот пример воспитания инициа­ тивы. В связи с подготовкой к 50-ле­ тию Советской власти райком комсо­ мола принял решение, обязывающее всех членов ВЛКСМ отработать на благоустройстве города и сел по 5 часов. Обсуждали это решение и комсомольцы 8-а класса. Одобрить? Разумеется! Но кто-то задает вопрос: — А за какой период надо отра­ ботать эти 5 часов? — До осени, ребята, — отвечает присутствующая на собрании учи­ тельница. — Тогда это очень мало. М Е Ж П Л А Н Е Т Н Ы Х — Давайте по десять часов от­ работаем. — А что такое десять часов на семь месяцев? —- Давайте считать. Если мы будем работать по два часа в неделю... Так и принял класс обязательство: отработать не по 5 часов на благо­ устройстве города, а по 50, да не на мелочи какие-нибудь размениваться, а попросить один важный объект и выполнить на нем все работы. Что­ бы заметно было, чтобы память ос­ талась. Классный руководитель в этом деле свою волю не навязыва­ ла, даже нарочно сделала вид, что тетради проверяет, когда шло об­ суждение. Но зато, когда ребята приняли свое решение — Валентина Николаевна сделала все возможное, чтобы создать им условия для его выполнения. Теперь объект работ определили. Это будет город­ ской сад-парк имени 50-летия Со­ ветской власти. На двух гектарах ребята посадят 300 фруктовых де­ ревьев, а также декоративные, цве­ ты, кустарники. Окончат школу, а подарок городу останется на память. У педагога же свои соображения: — Работа в парке поможет мне решить массу педагогических проб­ лем. Ребята у меня все там на ВИ­ ДУ будут со всеми своими достоин­ ствами и недостатками. Будет воз­ можность направлять их и коррек­ тировать. Каким образом? И здесь Валенти­ на Николаевна объяснила мне в об­ щей форме свой подход к школьни­ кам. В основу его положено два принципа: уважение и требователь­ ность. Уважать ученика — это значит це­ нить его достоинство, никогда и ни­ чем не унижать и не обижать его. Пусть он сделал ошибку или даже получил двойку: не надо над ним иронизировать по этому поводу или сердиться. Объяснить спокойно ошибку, помочь. — И еще я избегаю вызывать ос­ ложнения в семье. Проще говоря, Валентина Никола­ евна очень редко жалуется на учени­ ков родителям. •— Потому что каждое такое обра­ щение педагога к родителям вызы­ вает семейный конфликт, скандал, а порой и тяжелую нервную травму для ребенка. Так что недоразумения я стараюсь разрешать своими сила­ ми, а с родителями в основном ус­ танавливаю общую систему воспита­ ния. Все это и называется уважением к ученику, в основу которого легли вера в его силы и уверенность в своем педагогическом умении. Что же касается требовательно­ сти, то означает этот принцип толь­ ко одно: если Валентина Николаевна что-нибудь поручила ученику или да­ ла /какое-либо задание, порученное и заданное должно быть выполнено при любых обстоятельствах. Любовь к математике и к де­ тям, — вспоминает Валентина Ни­ колаевна, — мне передала моя учи­ тельница, у которой я еще в на­ чальной школе училась, Анна Пет­ ровна Стольных. Она и сейчас жи­ вет в Задонске, награждена орденом Ленина, имеет звание заслуженной учительницы. Валентина Николаевна училась в той же школе, где сейчас преподает. Цела даже парта, за которой она си­ дела, хотя прошло с тех пор более 30 лет. Она с глубокой благодарно­ стью вспоминает тех людей, своих педагогов, которые дали ей знания и качества, которые позволяют ей сейчас так плодотворно трудиться. Вот так же и ей благодарны мно­ гие, многие люди, ибо каждый, кто встречается с ней, чем-либо обога­ щается. Я не говорю уже об учени­ ках, Разве мало дает она, к примеру, слушателям факультета коммуни­ стического воспитания, где В. Н. Провоторова декан, или пропа­ гандистам города, для которых чи­ тает лекции. А учителям, которых она учит преподавать по-новому! Делегат XXIII съезда КПСС В. Н. Провоторова — человек большой, щедрой души. И в этой щедрости— ее богатство. И. ОСТАНКОВ. й ||Ш 1 § § 1 1111111 Ш Ш ш § 1 1 1 1 1 1 1 А > ^ * Ш 99 ВЕНЕРА- 2“ И „ВЕНЕРА- 3 и любом направлении, чго дает воз­ можность не только обеспечивать попадание в заданную точку плане­ ты, но и изменять время встречи ее с планетой. Последнее необходимо, чтобы обеспечить подлет станций к планете Венера в период видимости их из центра дальней космической связи. Изменение параметров траекто­ рии полета станций «Венера-2» и «Венера-3» и определение прогноза их движения осуществлялось специ­ альным комплексом радиоизмери- тельных средств и вычислительными центрами. В результате обработки траектор- ных измерений после вывода стан­ ции на межпланетную орбиту было установлено, что траектория стан­ ции «Венера-2» близка к расчетной. Минимальное расстояние пролета у планеты составляет 24.000 километ­ ров от поверхности, и пролет проис­ ходит над ее освещенной частью. Таким образом, условия пролета полностью удовлетворяли постав­ ленным требованиям, и не было не­ обходимости проводить коррекцию траектории движения станции «Ве­ нера-2». Станция «Венера-3», по данным измерений, после выведения на меж­ планетную траекторию должна бы­ ла пролететь на расстоянии 60.550 километров от центра планеты в 0 часов 0 минут 37 секунд 1 марта 1966 года. В это время станция не могла наблюдаться из центра даль­ ней космической связи. Поэтому не­ обходимо было провести коррекцию, которая и была выполнена 26 де­ кабря 1965 года в 18 часов 04 ми­ нуты, когда станция находилась на расстоянии 12.900.000 километров от Земли. Коррекция была выпол­ нена § использованием «солнедш^ звездной» ориентации, Обработка траекторных измерений, проведен­ ных за период полета с момента коррекции до 15 февраля 1966 года включительно, показала, что дей­ ствительная траектория станции «Венера-3» мало отличается от за­ данной и отклонение фактической точки посадки от расчетной не пре­ вышает 450 километров. Время встречи станции «Венера-3» с плане­ той приходилось на 9 часов 56 ми­ нут 26 секунд московского времени 1 марта 1966 года, что отличалось от заданного менее чем на 4 минуты. В результате полета станций «Ве­ нера-2» и «Венера-3» получен боль­ шой и разнообразный материал траекторных измерений, который представляет самостоятельную на­ учную ценность для изучения проб­ лем сверхдальних измерений и меж­ планетных перелетов. Полет автоматических станций показал, что условия работы косми­ ческих аппаратов в непосредствен­ ной близости от Венеры еще мало изучены. При приближении станций к планете, так же, ка к и на амери­ канском аппарате «Маринер II», было отмечено заметное увеличение температуры, превысившей расчет­ ные значения. Были также замечены некоторые нарушения в радиосвязи при подле­ те к планете. Последний сеанс ра­ диосвязи со станцией «Венера-3» при ее сближении с планетой не со­ стоялся. Причины нарушения радио­ связи пока установить не удалось. В настоящее время проводится под­ робный анализ работы станции по результатам телеметрической ин­ формации на предыдущих сеансах. При подлете станции «Венера-2» к планете на борт были выданы не­ обходимые команды, включающие автономный режим исследований в пролетном сеансе по заранее задан­ ной программе. Подтверждение о прохождении этих команд не было получено. Результат эксперимента станет известен, если с «Венерой-2» будет восстановлена радиосвязь, В настоящее время станция «Ве­ нера-2» продолжает полет по гелио­ центрической орбите. 4 марта ее удаление от Земли составляло около 65 миллионов километров. Всего за время полета со стан­ цией «Венера-3» было осуществлено 63 сеанса связи, со станцией «Вене­ ра-2» — 26 сеансов. Большее коли­ чество сеансов со станцией «Вене­ ра-3» было проведено с целью более точного измерения траектории дви­ жения, В течение всего полета по траектории в сеансах связи на Зем­ лю передавались научные данные и телеметрическая информация о ра­ боте систем станции. Межпланетное космическое про­ странство является объектом мно­ гочисленных научных исследований. Из Солнца во все стороны истекает более или менее стабильно со ско­ ростью около 500 километров в се­ кунду поток ионизованного газа, так называемый солнечный ветер. А ктив­ ные области Солнца эпизодически «выбрасывают» потоки частиц со скоростью 1000—3000 километров в секунду, а иногда и частицы очень больших энергий, или солнечные кос­ мические лучи. Наконец, извне в сол­ нечную систему приходят частицы огромных энергий, движущиеся со скоростью очень близкой к скорости света — космические лучи. Особенно велика концентрация заряженных частиц вблизи Земли — в ее радиа­ ционном поясе^ где эти цастицы удерживает земное магнитное поле. Потоки солнечных частиц несут с собою магнитное поле, хотя и сла­ бое, но вполне измеримое аппарату­ рой космических ракет, удаляющихся за пределы земной магнитосферы. Выход станции за пределы магни- .осферы позволяет изучать мало­ энергичную составляющую космиче­ ских лучей, которая не достигает по­ верхности Земли из-за ее магнитного поля. Именно эта составляющая в основном обуславливает изменение интенсивности космических лучей в течение однннадцатилетнего цикла солнечной активности, а также вне­ запные возрастания опасной для кос­ монавтов радиации во время солнеч­ ных хромосферных вспышек. Боль­ шой научный интерес имеет также изучение изменения интенсивности космического излучения с удалением от Солнца или с приближением к нему. Для изучения физических условий в космическом пространстве на стан­ циях «Венера-2» и «Венера-3» были установлены научные приборы, охва­ тывающие основные характеристики физических условий в межпланетном пространстве. Полученные при полете станций «Венера-2» и «Венера-3» данные фи­ зических исследований в настоящее время изучаются. Результаты будут опубликованы в научных журналах. *■: '(ТАСС ). НА С Н ИМ КА Х : слева « медаль, на одной стороне которой Герб Со­ ветского Союза, на другой — планеты Солнечной системы. Эта медаль внутри вымпела была доставлена 1 марта 1966 года на поверхность пла­ неты Венера автоматической станцией «Венера-Зэ; .справа' — вымпел, доставленный 1 марта 1966 года на поверхность планеты Венера советской автоматической станцией «Венера-3». Он представляет собой полый шар, на поверхности которого выгравированы контуры Земли. Внутри шара — медаль, на одной стороне которой Герб Советского Союза, на другой — планеты (Солнечной систем у - * ((Фотохроника ТАСС ], Б о и в Ю ж н о м тысяч с о л д а т морской пехоты. В Ь е Т Н а м а Американцы по- НЬЮ -ЙОРК, 7 марта. (ТАСС). Близ одной из деревень, в 7 ми- р я х северо-западнее южновьет- [намского города Куангнгай всю [ночь на 6 марта длился ожесто­ ченный бой между отрядами Ар­ мии освобождения Южного Вьет­ нама и подразделениями мор­ ской пехоты США, К а к сообщает [корреспондент агентства АП , в Iэтом бою участвовало около 4 крупные потери за весь период войны в Южном Вьетнаме. ХАНОЙ , 7 марта. (ТАСС). Че­ тыре американских самолета, включая один беспилотный разве­ дывательный самолет, сбили зе­ нитчики Вьетнамской народной армии, передает агентство ВИА. Число американских самолетов, сбитых над Северным Вьетнамом, достигло 895. Совета министров ОАЕ А Д ДИ С - АБЕ- ЗАКРЫТИЕ СЕССИИ БА. 7 марта. (ТАСС). В столи­ це Эфиопии за­ крылась 6-я сессия Совета министров организации африканского единства. Участники сессии приняли резолюции и рекомендации двух рабочих комитетов- —политического и организационного. Нынешняя сессия проходила в момент, когда силы империализма предприняли новое наступление на африканском континенте. В Гане был совершен военный переворот, Это событие отвлекло сессию от важнейшей цели ОАЕ — решения южнородезийской проблемы. В результате сессия приняла «умеренные» резолюции по Южной Роде­ зии и по апартеиду в Южно-Аф риканской Республике. Напряженная обстановка, сложившаяся на сессии, привела к то­ му, что 8 делегаций покинули зал заседаний. По мнению политических на- Победа здравого с м ы с л а Д Е Л И . 7 марта. (ТАСС). Таш- Iкентская декларация явилась Iпобедой мирных устремлений и здравого смысла, заявил на мас­ совом митинге в Дели посол И н­ дии в СССР Т. Н. Кауль. Советский Союз, продолжал Кауль, проявил себя в Ташкенте [ справедливым и беспристраст­ ным соседом Индии и Пакистана. | Успех индийско-пакистанских пе­ реговоров стал возможным бла­ годаря настойчивым усилиям со­ ветских лидеров, Ташкент также продемонстрировал, что Совет­ ский Союз является азиатской [державой, жизненно заинтересо­ ванной в сохранении мира на азиатском континенте. Указав на огромное значение подписанного в Ташкенте доку­ мента, Кауль подчеркнул, что [ проблемы, стоящие перед Инди­ ей и Пакистаном, не могут быть решены войной. Нет причин, заметил он, чтобы [два братских народа, говорящих на одном языке, носящих одну одежду, употребляющих одну и ту же пищу, следующих одним и тем же традициям, воевали друг с другом. Если правительства двух стран, будут скрупулезно придерживаться духа и буквы Ташкентской декларации, то | дружественные отношения между Индией и Пакистаном станут ре­ альностью. Утрехтская ярмарка ГААГА , 7 марта. (ТАСС ). В Утрехте открылась сегодня меж­ дународная весенняя ярмарка. [3.818 фирм представляют 31 стра­ н у . Среди стран — участниц У т­ рехтской ярмарки—Советский Со­ юз, Чехословакия, ГДР , Польша, Румыния, Венгрия. Весенняя международная яр­ марка в 'Утрехте проводится еже-’ годно. Утрехтская ярмарка этого года — юбилейная, она откры­ вается в 50-й раз. Советский Союз представлен 18 внешнеторговыми организаци­ ями, которые демонстрируют ме­ таллорежущие станки, автомоби- [ли, медицинскую аппаратуру, фо­ то- и киноаппараты, часы, меха, вина, консервы, книги, игрушки. Накануне открытия ярмарки голландская газета «Де теле- грааф» поместила на первой стра­ нице большую статью — «Рос­ с и я доминирует на Утрехтской ярмарке». Еще никогда русские не прибывали в Утрехт с таким богатым арсеналом, заявляет га­ зета. блюдателей, нынешняя сессия явилась серьезным испытанием африканского единства. Она по­ казала, что борьба против проис­ ков империализма в Африке еще не закончена, П р о г р а м м а б о р ь б ы и п о б е д НИ КО ЗИЯ , 7 марта. (ТАСС). 6 марта завершил работу X I съезд прогрессивной партии трудового народа Кипра (А КЭ Л ) съезд продемонстрировал непреклонную решимость марксистско-ленинской партии и рабочего класса моло­ дой республики еще шире раз­ вернуть борьбу против заговора империализма и неоколониализма, всемерно укреплять решимость народа защищать свободу, нацио­ нальную независимость и терри ториальную целостность респуб ЛИКИ, Съезд выразил непреклонную решимость партии А КЭ Л бороть ся за укрепление единства и сплоченности мирового коммуни­ стического и рабочего движения, На состоявшемся пленуме Ц К А КЭ Л генеральным секретарем партии вновь избран Эзекиас Па- паноанну. Безуспешные поиски П А РИЖ , 7 марта. (ТАСС). П о­ иски ядерной бомбы, потерянной в результате катастрофы амери­ канского бомбардировщика «В- 52» над побережьем Испании, продолжаются уже семь недель, однако, до сих пор не дали ника­ ких результатов. Американский отряд специального назначения обследует воды Средиземного мо­ ря, а на суше солдаты прощупы­ вают местность в районе ката­ строфы, близ деревни Паломарес, По предложению американских специалистов, бомба могла быть отнесена подводными течениями на значительное расстояние. Аме­ риканские подводные лодки и ко ­ рабли расширили район поисков в направлении алжирского побе­ режья. „ Т а ш к е н т — д а , Г о н о л у л у — н е т !“ РИМ , 7 марта. (ТАСС). «Таш­ кент—да, Гонолулу—нет!», «Не| оружие, а социальный прогресс!» — под такими лозунгами жители итальянских городов Чивита-Ка- стеллана и Палестрина провели вчера походы за мир, в которых приняли участие многие сотни! жителей этих городов. ПодземнЬш ядернЬш взрЫв в США НЬЮ -ЙОРК. 7 марта. (ТАСС ). В пустыне Невада произведено очередное подземное испытание ядерного оружия «небольшой мощ­ ности». По сообщению агентства АП, это шестой по счету подзем­ ный взрыв ядерного оружия в США в 1966 году. З а я в л е н и е п р е м ь е р - м и н и с т р а С и р и и ДАМ АС К, 7 марта, (ТАСС). [Выступая на пресс-конференции, премьер-министр Сирии Юсеф Зейн заявил, что его правительст­ во приложит все усилия для осу­ ществления социалистических принципов в промышленности и сельском хозяйстве, для улучше­ ния жизненного уровня народа. Общественный сектор, указал Зейн, будет ведущей силой в эко­ номике страны. Премьер-министр подчеркнул [важность сотрудничества в насто­ ящих условиях всех прогрессив­ ных сил в Сирии на базе общей борьбы за демократию, против реакции и империализма. Это, сказал он, уже нашло конкретное выражение в том, что в новом правительстве участвуют предста­ вители левых прогрессивных сил, Зейн заявил, что его правитель-] ство будет стремиться к сотруд-] ничеству со всеми прогрессивны­ ми движениями арабского мира. Премьер-министр указал, что Си-| рия будет придерживаться поли­ тики неприсоединения, что она] осуждает все империалистические блоки, в том числе, план созда-| ния исламского пакта. Сирия, сказал Зейн, будет ук-| реплять дружественные связи с социалистическими странами. О П Р О В Е Р Ж Е Н И Е Т А С С В последние дни ряд американских и анг­ лийских газет и теле­ графных агентств рас­ пространяет сообще­ ния о гибели совет­ ских специалистов, которые будто бы уча­ ствовали в уличных боях во время военно­ го переворота, совер­ шенного в Гане, В частности, агентство Рейтер. утверждало, что якобы «минимум одиннадцать русских специалистов б ы л и убиты в перестрелке между охраной прези­ дента доктора Кваме Нкрумы и армейскими частями», ТАСС уполномочен заявить, что указан­ ные сообщения амери­ канских и английских газет м яелеграфных агентств являются от начала до конца вы- мыслом. Они свиде- тельствуют о полити­ ческой нечистоплотно­ сти инициаторов этой провокационной шу* михи, которые пыта­ ются отвлечь внима­ ние о бще с т в е н н о г о мнения от заговорщи­ ческих действий импе­ риалистических дер­ жав в Африке-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz