Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
2 Л Е НИНС КОЕ ЗНАМЯ 5 марта 1966 г„ М 54 (3564) СЕТЕВЫМ ГРАФИКАМ-ПОСТОЯННУЮ ПРОПИСКУ! Небывалый размах получило капитальное строительство в на шей стране. Год от года государство увеличивает ассигнования на это большое дело. Вот и теперь проект Директив XXIII съезда КПСС определяет объем капиталовложений в народное хозяйство СССР на 1966—1970 годы примерно в размере 310 миллиардов рублей. Колоссальная сумма! Главное — наиболее эффективно ис пользовать эти средства, обеспечить ввод в действие новых мощ ностей, жилых домов и других объектов в короткие сроки и при наименьших затратах, повысить качество строительных работ. Для успешного осуществления этой задачи важное значение имеет внедрение передовых современных методов организации производства, и в частности, сетевых графиков. Вот почему проект Директив на это обращает особое внимание. «ШИРЕ ВНЕДРЯТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВО, — говорится в нем, — СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ ПЛА НИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НА БАЗЕ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫЧИСЛИ ТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ». На строительстве первой очереди кислородно-конверторного комплекса Липецкой Магнитки были применены сетевые графики. Об опыте их применения, преимуществах перед линейными гра фиками и о предложениях по дальнейшему внедрению в произ водство передовых методов планирования организации строитель ства рассказывается в предлагаемой статье главного технолога института «Оргстрой» Минмонтажспецстроя СССР С. Н. Рудина. У СПЕХ, любого строительства решают люди, их трудовой энтузиазм, знание дела. Од нако серьезным фактором, влияю щим на нормальный ход строитель ства, является система его организа ции, наиболее рациональное плани- - рование хода работ, контроль за вы полнением намеченной последова тельности и сроков, На протяжении всех лет гранди озного строительства в нашей стра не вопросы планирования, управле ния и контроля производством яв ляются самыми главными. По ме ре возрастания темпов и масштабов строительства эти вопросы стано вятся все более ответственными. От улучшения методов управле ния, наряду с совершенствованием планирования, и решения общих за дач технической политики в значи тельной мере зависит ускорение темпов развития нашей страны. . При сооружении крупных объек тов, где принимают участие десят ки строительных и специализирован ных организаций, где в процесс строительства вовлекается большое количество машин и механизмов, а техническая документация, оборудо вание и основные материалы разра батываются и поставляются целым рядом проектных институтов, десят ками. заводов-изготовителей, тре буется предельная четкость, пре дельная ясность в том, что нужно делать в каждый данный момент, чтобы строительство шло по пра вильному пути. Любая неточность, любой просчет приводят к наруше нию ритма строительства, создают затор, срывают установленные сро ки окончания возведения объекта, удорожают работы.. Современная система управления строительством должна позволить руководителям всех рангов свое временно предвидеть возможные от клонения в ходе работ и сосредото чивать свое внимание я имеющиеся материальные и людские резервы на решающих участках* С т а р о е отступает При создании системы организа ционного управления одной из ос новных задач является построение модели, отображающей процесс вы полнения комплекса операций и ко нечную цель. К а к решались вопросы планиро вания и контроля хода работ стро ительства до последних двух-трех лет? Отправным производственным документом в этом случае был так называемый линейный (ленточный) график. Главной целью его являет ся установление конкретных жест ких сроков выполнения работ. Процесс построения линейных гра фиков сравнительно прост. Исходя из установленной даты окончания комплекса строительства, намечают укрупненные технологические опера ции, определяют длительность к а ж дой из них и наносят их в виде ли ний (лент) в соответствующие ин тервалы времени (календарные сроки) против наименования отдель ных операций (см. рис* 1). Однако даже самый простой ана лиз легко устанавливает, что пла нирование, а тем более руководство строительным процессом на основе линейных графиков оказывается удовлетворительным только для от-, носительно простых объектов. С ростом сложности объектов су щественно возрастает количество листов таких графиков. Линейные графики становятся необозримыми, а поэтому взаимная увязка и конт роль за выполнением отдельных ра- бот^сильно затрудняется. Например, линейный график на возведение комплекса среднего объема доменной печи включает 25—30 страниц текста, а на ком плекс прокатного стана — 35—40 страниц. Большие трудности при работе по линейным графикам возникают также при отклонении от первона чальных сроков выполнения работ, неизбежных в реальных условиях строительства. Во избежание нару шений общего хода дел все откло нения должны быть тщательно со гласованы между собой и со смеж ными операциями. Это заставляет каждый раз почти заново переде лывать весь линейный график, Ина че говоря, линейный график пред ставляет собой статическую модель производства, т. е. строительную площадку как бы в «застывшем» состоянии. Кроме того, работая по линейно му графику, руководитель не в со стоянии выделить из всех работ те, которые являются определяющими, т. е, влияющими на конечный срок окончания строительства. Линейный график представляет собой процесс создания объекта в работах. Но ведь нам интересны не только работы, а и их результат. Линейный график этого не показы вает, С другой стороны, если ре зультат работы точно не определен, то возможны частые разрывы меж ду операциями, указанными в ли нейном графике. В результате — бесконечные производственные спо ры и огромные, потери времени. Взаимные зависимости между от дельными работами различных ор ганизаций в линейном графике так же весьма приблизительны. Они по казаны только расположениями од ной работы после другой, Но ведь каждая работа может иметь целый ряд зависимостей. Их линейный график также не выявляет, Иначе говоря, линейный кален дарный график не может отразить истинного положения дел на строй ке. Следовательно, для современно го строительства, воплощающего все достижения науки и техники, нужен и современный график, Требование в р е м е н и Стройка крупнейшего в стране кислородно-конверторного ком плекса на Липецкой Магнитке по истине грандиозна, На левом берегу реки Воронеж на 320 гектарах рас кинулась его строительная площад ка, Строителям генподрядного треста «Липецкстрой», а также трестов «Спецстрой», «Промстрой» и мон тажным специализированным орга низациям предстояло выполнить ог ромные объемы работ: переместить более 7,5 миллиона кубометров грунта, уложить более 360 тысяч кубометров бетона, смонтировать около 100 тысяч кубометров сборно го железобетона, около 65 тысяч тонн металлоконструкций, почти 45 тысяч тонн технологического обору дования, проложить свыше 500 ки лометров подземных коммуникаций. Комплекс включал 33 трансфор маторных подстанции с 65 трансфор маторами мощностью от 1.000 до 60.000 ква, более 40 щитовых поме щений, свыше 70 постов управле ния и других электротехнических со оружений. Для различных объектов комплекса требовалось уложить около 700 километров кабеля раз личного назначения. На стройку было выделено боль шое количество уникальных меха низмов: На 76 объектах пускового ком плекса предстояло выполнить стро ительно-монтажных работ на 77,1 миллиона рублей. Число специализированных, мон тажных и строительных организа ций — участников сооружения ста леплавильного гиганта достигало свыше 30, а количество рабочих в них — около 14 тысяч. В состав комплекса входило уни кальное, сложнейшее сооружение отечественных установок непрерыв ной разливки стали высотой 44 мет ра, из которых 27,5 метра — ниже нулевой отметки. Эти особенности требовали чет кой организации строительства, мак симальной объективности, обосно ванности решений, совмещенных с производственным опытом всего коллектива стройки. Так возникла необходимость ис пользовать качественно новое в пла нировании и управлении строитель ством — применить метод «крити ческого пути» — сетевые графики. Что т акое с е т е в о й г р а ф и к ? Что представляют собАй сетевые графики и каковы основные их пре имущества перед линейными? Метод критического пути — это современ ный способ составления календар ного плана выполнения всех опера ций при строительстве крупных объ ектов. Его основная цель — эффек тивное координирование работ стро ительных и субподрядных организа ций для завершения всех заданий в возможно короткие сроки. Этот ме тод рассматривает процесс создания комплекса строительства как сово купность всех факторов, прямо или косвенно влияющих на сроки осу ществления этого процесса. В связи с этим нланирование и контроль по методу критического пути охватывает все стадии созда ния объекта, включая разработку технической документации, обеспе чение материалами, конструкциями, технологическим оборудованием, производство всех видов строитель ных и монтажных работ с учетом их совмещения и соблюдения техно логической последовательности вы полнения работ, связанных со сла- чей объекта в эксплуатацию, вплоть до подписания актов и другой до кументации. При организации планирования и контроля по методу критического пути применяется принципиально новый способ графического выраже ния взаимосвязи между всеми стро ительными процессами. Эти взаимо связи и взаимозависимости изобра жаются в виде единого графика, внешне напоминающего сеть (рис. 2). Сетевой график состоит из двух главных элементов: стрелок и кру жков, Каждая стрелка обозначает отдельную операцию, каждый кр у жок — законченное событие. Гра фик строится на том основании, что любая последующая операция не может быть начата, пока не сверши лось некоторое событие, являющееся для данной операции исходным. Введение графических изображений операций и событий позволяет более четко, чем на линейном графике, отобразить последовательность ра бот и построить более правильно модель процесса производства. Стрелки на сетевом графике вы черчиваются без какого-либо мас штаба. Они отображают процесс пе рехода от одного события к друго му, Указывают на наличие данной операции в рассматриваемом ком плексе и на то, что время, в некото ром смысле, течет в определенном направлении •— от основания стрел ки к ее вершине. Иначе говоря, со бытие, откуда стрелка выходит, предшествует событию, куда ' она входит. Следовательно, сетевой график дает полный ответ на вопросы: что предшествует каждой операции, что следует за ней и что может идти параллельно с ней? Под каждой стрелкой проставля ется временная оценка, т. е. продол жительность данной операции по времени. Здесь же могут быть для удобства указаны и другие парамет ры операции, например, количество рабочих и сменность. Привязка к календарным дням, которая может быть осуществлена только после обсчета сети, указы вается над каждым кружком — со бытием, Наименование операции пи шется над стрелкой. Таким путем построение сетевой модели позво ляет увязать в единый комплексный график все работы по сооружению объекта. Непрерывная последовательность работ от начального до конечного, отображенная в сетевом графике, называется путем. Длина каждого пути определяется суммой времен ных оценок (продолжительностей по времени), составляющих его работ, Путь наибольшей длины между начальным и конечным событиями и называется критическим путем, а производственные операции, лежа щие на критическом пути, называ ются критическими работами. «Критическим» такой путь услов но называется потому, что именно его продолжительность определяет конечный срок строительства. А поскольку критический путь состоит из критических работ -— сокращение или увеличение каждой из них со ответственно сокращает или увели чивает общую продолжительность работ по объекту. Все остальные пути от начально го к конечному событию меньше по своей продолжительности, чем кри тический путь, Следовательно, у них имеются по отношению к критиче скому пути (т, е. к конечному сроку строительства объекта) некоторые запасы времени, Сетевой график по зволяет выявить их математическим путем с предельной точностью. Это в свою очередь позволяет регулиро вать продолжительность операций, не лежащих на критическом пути, освобождая при этом ресурсы для завершения операций критического пути. Таким образом, критический путь в сетевом графике, в отличие от ли нейного, где таковой отсутствует, позволяет получить особо четкое представление о всех резервах вре мени и «ненапряженности» на всех операциях. Введение в сетевом графике поня тия критического пути имеет боль шое практическое значение. При ленточном графике, где такое поня тие отсутствует, весьма часты слу чаи, когда руководители, даже при наличии самых лучших побуждений, форсируют не те работы, которые существенно влияют на срок окон чания сооружения объекта, а второ степенные, чем практически замед ляют общий ход строительства. К основному отличию и преиму ществу сетевых графиков по срав нению с линейными относится также возможность получения сроков на На и м е н о в а н и е р а б о т м е с >7 и, ы н е д е л, и 1 1 1 1 р а д о ч а е д н и . Разработ к а тран ш ей э кск аватором в отвал Зачистка дна траншей у к л а д к а т р у б и _ Т у ст р о й ст в о колодц ев З а с ы п к а в р у ч н у ю Засыпка бульдозером из отвала 5 б / 3 3 4 5 6 / 2 3 4 1 5 6 / 2 3 4 5 6 / 2 3 4 5 6 чала и окончания каждой производ ственной операции, так сказать, «ав томатически», т. е. не на основе во левых решений руководителя, а пу тем несложного, но строго матема тического обсчета сети по заложен ным в ней временным оценкам, т, е. по данным продолжительности вре мени каждой производственной опе рации. От исполнителей и руководителей стройки требуется только два усло вия: заложить в сеть правильную технологию работ н с возможно предельной точностью определить продолжительность каждой опера ции. Математический обсчет при коли честве событий в сети до 300—500 целесообразно производить вручную, а сети с большим количеством со бытий можно рассчитывать с по мощью электронно-вычислительных машин. Итак, неоспоримое преимущество сетевых графиков в том, что они дают возможность связать единой сетевой схемой все стадии произ водства строительства, а также дифференцированно оценивать про деланную работу и контролировать ее выполнение на всех стадиях. Се тевой график позволяет ознакомить с намеченным планом работ и по следовательностью операций не только инженерно-технический пер сонал строительных и специализи рованных организаций, но и пред ставителей проектных институтов, заводов-поставщиков, органов снаб жений, механизаторов, транспортни ков и других. Это обстоятельство особенно важ но для создания полной согласован ности действий к необходимости осуществления всех намеченных операций точно в срок. Такая ясность сетевого графика наглядно показывает не только то, когда необходимо осуществить те или^ иные действия, но и что про изойдет, если какая-либо организа ция, участвующая в строительстве, вовремя не включится в общий про изводительный процесс* При недостаточном обеспечении рабочей силой выявленные расче том сетевого графика резервы вре мени позволяют продлить ход не критических операций и за бчет на личия по ним запасов времени —ис пользовать (перебросить) рабочую силу для сокращения времени вы полнении работ критического пути без ущерба общей продолжительно сти работ по объекту в целом. А так как практика показывает, что во всех случаях критический путь включает в себя примерно всего 10— 15 процентов работ по комплексу, то сетевой график приобретает произ водственную гибкость, сохраняя в то же время определенную величину общей продолжительности работ по объекту. Метод критического пути, выра женный в сетевом графике, являет ся также удобным и наглядным средством для оценки различных вариантов предлагаемых технологии и продолжительности работ как при рассмотрении первоначальных про ектов сетевого графика, так и при внесении изменений, если они по требуются в ходе производства ра бот. Система исходных данных, осно ванная на применении методов ма тематической статистики, позволяет прогнозировать результаты выпол нения производственных операций, осуществлять научно обоснованное планирование и корректирование процесса во время его выполнения. Из изложенного становится по нятным, что как бы тщательно и мастерски не был выполнен линей ный график, он по самой своей при роде не соответствует'требованиям, предъявляемым методом строитель ства крупных промышленных объек тов, Информация же, которую по зволяет получить сетевой график, дает возможность упорядочить сро-' ки начала и окончания работ, от бросить все попытки переносить ви ну с одной организации на другую, необоснованно требовать выполне ния тех работ, которые на данном этапе строительства могут ждать, и одновременно сосредоточивать вни мание на категории работ, опреде ляющих сроки строительства. Сете вые графики создают стабильность сроков начала и окончания работ для исполнителей. Это дает возмож ность сосредоточить внимание руко водителей строительных и монтаж ных управлений на разработке и внедрении различного рода оргтех- мероприятий Отпадает постоянная нервозность бесконечными оператив ками, так как методика контроля строительства по сетевым графикам предусматривает вызов на произ водственные совещания только тех исполнителей, которые опаздывают или срывают работы, стоящие на критическом пути. Эта же методика позволяет и старшим руководите лям разгрузить себя от бесконечных мелких производственных вопросов и иметь возможность мыслить и дей ствовать перспективно. С т р у к т у р а Ц С П У Структура действовавшего на стройке центра сетевого планирова ния и управления (ЦСПУ) треста «Липецкстрой» была следующей. Во главе ЦСПУ стоял начальник цент ра — заместитель управляющего трестом. Его заместителем был ру ководитель сетевого планирования от Минмонтажспецстроя СССР. При мерно за 7—8 месяцев до конца строительства в состав руководства центра был введен также предста витель завода-заказчика — замести тель главного инженера УКСа Но волипецкого металлургического за вода. Работники центра разделялись на две группы: группу строительную (трест «Липецкстрой») и группу спе циализированных организаций (Мин- монтажспецстрой СССР). Свою деятельность центр разде- Рис. 1 (слева). Линейный график работ. Рис. 2 (справа). Сетевой график. лял на два периода: разработку се тевых графиков и контроль строи тельства по сетям. Разработка сете вых графиков производилась совме стно обеими группами, а контроль строительства осуществлялся путем закрепления каждого объекта комп лекса, контролируемого сетями, за двумя работниками центра: одним — от группы строителей и одним — от группы специализированных ор ганизаций. Преимущества н о в о г о Рассматривая составление сете вых графиков как эксперимент, ру ководство строительством кислород но-конверторного цеха приняло ре шение применить новый метод только по шести важнейшим объек там комплекса: миксерному и кон верторному отделениям, отделени ям непрерывной разливки сталйТ отделки и складу слябов, блоку раз деления воздуха и насосной станции № 6, Что практически дала строитель ству работа по сетевым графикам? Прежде всего, по всем объектам сетевые графики позволили подроб но и наглядно представить всю тех нологию производства, все взаимо связи между работами. Вызов в ЦСПУ исполнителей, проработка совместно с ними последовательно сти работ дали каждому руководи телю отдельных организаций твер дую уверенность, что все их техно логические требования учтены. Это обстоятельство было особенно важ но для таких сложных объектов, как отделение непрерывной раз ливки стали. Общее число событий, вошедших в сетевой график ОНРС, оказалось равным 762. Число зави симостей одних организаций от дру гих в графике работ определилось в количестве 164. Построение сети привело к необ ходимости составить график по от меткам, что и было осуществлено. Конечно, никакой линейный график не смог бы так четко и наглядно отобразить подобные связи. В ходе контроля строительства по сетевым графикам стало возможным легко и своевременно выявлять не достачу оборудования, необходимо го в ходе монтажа, и требовать его от УКСа завода. За время действия сетевых гра фиков к УКС у Н ЛМ З было предъ явлено немало требований на обо рудование, которого не хватало. При линейном графике эти требова ния физически не могли бы быть выявлены вовремя и в той техноло гической последовательности, в ко торой они требовались. Включение в состав ЦСПУ представителя УКСа завода позволило оперативно решать все эти вопросы. Точно такие же преимущества се тевые графики давали по выявле нию отсутствующей технической до кументации, Метод прогнозирования, т. е. ука зания на возможность срыва работ ранее, чем наступал срок их окон чательного завершения, был выяв лен сетевыми графиками неодно кратно. Это позволило руководству комплекса своевременно принять меры и в большинстве случаев пред отвратить срывы сроков. По линей ным графикам это предусмотреть невозможно. Следует особо сказать, что метод критического пути оказал серьез ное практическое значение на уско рение сооружений объектов, конт ролировавшихся сетевыми графика ми. Этот путь определялся после ка ж дого обсчета сетей на основании по лученных центром информаций от исполнителей. Работы, стоявшие на критическом пути (критические работы), по ко торым намечалось отставание, под вергались на оперативках строгому разбору. Отставание по ним (в днях) немедленно учитывалось при расчетах последующих работ. При этом раз запланированный конеч ный срок окончания работ по все му комплексу не нарушался. Еженедельная краткая информа ция по сетям служила серьезным стимулом для главных инженеров строительных и специализированных управлений, чтобы подвести недель ные итоги своей работы и сделать соответствующие выводы. Наличие сетевых графиков позволяло в лю бой момент быстро и с предельной точностью определить, где и в чем кроется причина срывов работ: все изменения в технологии строитель ства могли быть внесены в сеть мо ментально и без бесконечной пере писки последующих работ, как это бывает в линейных графиках. Благодаря влиянию критического пути сетевые графики в течение восьми месяцев в 1965 году позво лили удерживать первоначально на меченные сроки окончания строи тельства объектов. И только в ок тябре на ударной стройке произо шел ряд срывов работ, которые не позволили в дальнейшам вести со оружение шести главных объектов комплекса конверторного по сете вым графикам. В связи с этим произошла сдвиж ка первоначально намеченных сро ков окончания объектов на другие, более поздние даты. Все ли было использовано? Естественно возникает вопрос: ес ли сетевые графики дают такие большие преимущества, то почему же при их наличии все-таки сроки пу ска конверторного были сорваны? Причин много,- О главнейших из них говорится ниже. Но прежде всего следует понять: сетевое пла нирование, сетевые графики — не панацея, т. е. не средство от всех болезней. Метод критического пу ти, воплощенный в сетевом графи ке, является лишь лучшим средст вом, лучшим способом организации производства по сравнению с ли нейным графиком, Однако при всех достоинствах новой системы взгляд на нее, как на некий фетиш, глубоко ошибочен. Одно наличие сетевого графика, ко нечно, не может обеспечить нор мальный ход строительства. Сете вой график, как и любой другой производственный документ, требу ет определенных условий, только при выполнении которых возможно полное использование всех его пре имуществ. Каковы же эти- условия и как они обеспечивались на стройке комплек са кислородно-конверторного цеха? Первое. Технологическая последо вательность и временные оценки по работам, закладываемым в сетевые графики, разрабатываются и пере даются в ЦСПУ только самими ис полнителями от каждой организа ции. Это - - главное правило, закон при их составлении. Значит, необ ходимо полное понимание и абсо лютная дисциплина со стороны от ветственных исполнителей — глав ных инженеров. А этого-то чаще всего не наблюдалось. Руководству ЦСПУ приходилось буквально «вы тягивать» от главных инженеров ис ходные данные. Хуже Фого, выдача этих данных считалась не обязан ностью, а как бы «одолжением» ЦСПУ. Часть главных инженеров строи тельных и монтажных управлений явно недооценивала всю отдачу, ко торую мог дать сетевой график. В таком случае даже самая идеаль ная система планирования и конт роля не помогла бы работать чет ко^ Ссылка некоторых руководите лей на свою «занятость» показыва ла, что они совершенно не считали сетевой график своим производст венным документом. В результате такого отношения ряда товарищей к новому методу сетевые графики по объектам пришлось несколько раз пересоставлять. Задержка же в выдаче главных исходных данных часто срывала работу ЦСПУ. Второе. Ответственные исполни тели от строительных и специализи рованных организаций обязаны разъяснять и передавать данные се тевого графика на участки. Это обязательное требование. В нем за ключается принцип непрерывного планирования по сетевым графикам. А что получалось на практике? Многие прорабы и мастера рабо тали «на свой лад», без учета' се тевых графиков. Что же касается главных инженеров, то в большин стве случаев они не изучали, не ана лизировали сетевые графики и не проводили по ним никакой работы с младшим командным составом. Выходит, отсутствие требователь ности руководства комплекса к внедрению сетевых графиков служи ло причиной срыва сроков выполне ния ряда работ, нарушало единую систему планирования и контроля строительства. Третье условие. Метод критиче ского пути подразумевает, что каж дое нарушение в сроках выполнения критических работ это ЧП — чрез вычайное происшествие. Нарушение срока окончания кри тической работы должно вызывать не только самую бурную реакцию у руководства комплекса и общест венных организаций, но и немедлен ное устранение всех причин этого опоздания, немедленное решение, где и как наверстать упущенное. К сожалению, такого положения не наблюдалось. Вся реакция на сигна лы ЦСПУ о срывах работ критиче ского пути заключалась лишь... в переносе сроков строительства. Иное дело, если бы руководители строи тельных и монтажных организаций были поставлены в такие условия, при которых срыв окончания крити ческой работы являлся бы для них большим моральным ударом. Тогда, пожалуй, у них не притуплялось бы чувство ответственности. При работе по сетевым графикам, так же как и по другим системам планирования и контроля производ ства, большое значение имеет мате риальное стимулирование. Предпо ложим, что один из исполнителей сорвал срок окончания очередной работы, указанной в сетевом графи ке, и выполнил ее на несколько дней позднее. Что влечет за собой такое опоздание? Необходимость сокра щения времени на выполнение по следующих работ другими органи зациями, хотя в этом они и не по винны. Научно-исследовательский инсти тут организации, механизации и тех нической помощи строительству раз работал и предложил для внедре М онт а^Н К и П производства ния на сооружении первой очереди кислородно-конверторного комплек са специальную премиальную систе му, при которой по всем работам сетевого графика заранее определя лись премии. Самбе ценное в этой системе являлось условие, по кото рому организация,, допустившая срыв срока окончания работ, лиша лась премии, и эта премия автома тически прибавлялась к сумме пре мии коллектива, который поитожил особые усилия для наверстывания потерянного времени, без нарушения конечного срока окончания объекта* Хорошая система? Безусловно* Однако она так и не была внедрена в жизнь. На стройке действовала обычная «волевая» система преми рования, никак не связанная с се* тевыми графиками. Наконец, составление сетевых гра фиков •— сложный процесс, требу ющий значительного времени. Его не составишь мгновенно. И важно, чтобы график был готов до начала строительства. К сожалению, на конверторном он составлялся уже в ходе сооружения объектов, когда связи организаций по работам ока зались сильно запутанными и испол нители находились под действием сразу двух методов планирования— сетевого и линейного. Все эти и ряд других недостатков помешали полностью использовать преимущества сетевых графиков на строительстве первой очереди кон верторного. Несмотря на это, можно утверж дать, что эксперимент работы по се тевым графикам оказался положи тельным и практически полезным. И не^ случайно в проекте Директив X X III съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйст ва сказано: «Шире внедрять в стро ительство сетевые методы планиро вания и управления на базе приме* иения вычислительной техники». ; Б у д у щ е е з а н и м и По плану первого года пятилетки на Липецкой Магнитке строитель ство принимает еще больший мас штаб, чем в минувшем году. Гене ральному подрядчику — тресту «Ли пецкстрой» и его субподрядчикам предстоит ввести в действие вторую очередь конверторного, мощную до менную печь № 4 и вторую агло ленту. Крупные объекты. Их возво дить без сетевых графиков трудно, Руководством треста принято реше ние о составлении сетевых графиков на строительство этих пусковых объектов нынешнего года. Уже организованы и работают группы строителей и специализиро ванных организаций (отдел инсти тута «Оргстрой» Минмонтажспец строя СССР) по составлению сете вых графиков на строительство до менной печи и второй очереди кис лородно-конверторного комплекса* Работа по составлению графика на сооружении второй аглоленты так же начата. Решен важнейший вопрос и в том, что начальники будущих ком плексов должны строить ^ свою ра боту с учетом всех правил сетевого планирования. Директор Новолипецкого метал лургического завода дал согласие на то, чтобы в ближайшее время назначить постоянного представите ля завода в ЦСПУ, Это значитель но облегчит решение многих вопро сов, связанных с работой по сете вым графикам. Надо полагать, что все недостат ки в работе по графикам новой си стемы, о которых говорилось выше, будут учтены и изжиты. Хочется сказать еще о некоторых вопросах общего порядка. Их реше ние поможет во многом повысить эффективность работы ЦСПУ* Край не желательно, чтобы опсративные группы контроля ЦСПУ имели со временные средства связи с испол нителями. С этой целью рекомен дуется экипировка работников цент ра и ответственных исполнителей (главных инженеров) современными средствами связи. Необходимость быстрой и четкой связи со многими организациями, контроль за ходом строительства весьма затруднен. И в этом случае хорошую услугу мо гут оказать современные средства связи, например, радиостанции, ко торые обеспечивают связь с одно типными рациями на расстоянии до 30 километров в комплексе с мо бильной радиостанцией, и ряд дру гих переносных радиостанций. Не следует считать данную реко мендацию чрезмерной: современный метод планирования и контроля требует этого. Назрел вопрос о проведении В Липецке семинаров для изучения метода критического пути широким кругом руководителей предприятий и строек с целью популяризации и внедрения этого метода в самых различных отраслях промышленно сти, проектных, научно-исследова тельских и других организаций. Не давно такой семинар успешно про шел в Курске, проведенный по ини циативе Курского областного коми тета КПСС. К а к один из участников этого семинара, могу сказать, что он вызвал живой и творческий от клик руководителей предприятий. Разъяснение метода критического пути и его преимуществ среди ру ководящего персонала у нас пока еще недостаточно. Причем главной темой такого разъяснения должна быть не столько теория критическо го пути, сколько способы достиже ния наибольших результатов упра^в- ления производством по сетевым графикам. Сетевые графики должны полу чить постоянную прописку не толь ко на сооружении промышленных объектов/но и на кр'упных сель ских стройках. Возможности для этого есть. Да и строители от нов шества только выиграют. С. РУД руководитель группы сетевого планирования Минмонтажспец строя СССР в г. Липецке, глав ный технолог института «Орг* строй»* ^ -V V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz