Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

г 1. КОММУНИСТЫ ВСКРЫВАЮТ РЕЗЕРВЫ Г Письма из одной парторганизации Разговор этот начался во время обеденного перерыва. Электроуголь­ щики обменивались мнениями о том, что дает им новый порядок планирования и материального сти­ мулирования, — Выходит, если хочешь, чтобы завод получал прибыль, а ты—пре­ мию,^ то не только сам хорошо ра­ ботай, но и не давай лодырничать соседу. Почему, если кто из слеса­ рей, например, не выполняет норму, я должен из-за него терять в зара­ ботке? Так что ли, Коростылёв? Растолкуй, пожалуйста, — попросил один из рабочих. — Правильно понимаешь, •— от­ ветил шлифовщик, коммунист В. Ко- ростылев. — В январе мы потруди­ лись неплохо. Премию, сами знаете, получили. Но в заводоуправлении вели подсчеты двоякие: по сущест­ вующим правилам и, в порядке тренировки, по новой системе пла­ нирования и материального стиму­ лирования. — Что же получилось? —< разда­ лись голоса. —• Вышло так: если бы мы уже работали по-новому, то в январе коллектив цеха получил бы 2 тыся­ чи рублей на премирование, т. е. больше, чем сейчас причитается. А вот расчеты, сделанные экономи­ стами завода на год: если мы будем весь год работать прибыльно, то фонд предприятия по сравнению с прошлым годом увеличится в два раза... — Д а, ради этого стоит потру­ диться... Кажется, ничего особенного нет в этой беседе, проведенной агитато­ ром В. Коростылевым. Но в ней, как солнце в капле воды, отража­ ется работа партийной организации завода «Прожекторные угли», про­ водимая по подготовке коллектива к работе в новых условиях. Неплохо потрудились елецкие электроугольщики в прошлом году. Успешно завершили семилетнее за­ дание. На лицевом счету завода — 20 миллионов рублей прибыли. Ста­ рание и инициатива тружеников за­ вода не остались незамеченными. Коллективу предприятия присужде­ ны первая премия и переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС. О высокой оценке результатов их труда говорили электроугольщики на собраниях и совещаниях, Но это было не само­ любование. Работники предприятия, гордясь одержанной победой, вы­ сказывали хозяйскую озабоченность. Награда ко многому обязывает, а коллективу предстоит в ближайшее время одному из первых р области перейти на н о е ы й порядок плани­ рования и материального стимули­ рования, Электроугольщики тщательно и по-серьезному готовятся к важней­ шему событию в жизни предприя­ тия. Завод как* бы переживает свое второе рождение. В этой подготовке авангардную роль занимают ком­ мунисты. Сразу жа после решений сен­ тябрьского (1965 г.) Пленума Ц К КПСС партийная организация на­ чала поход за изыскание внутрен­ них резервов производства. " Ведь цель решений партии — не толь­ ко повысить эффективность произ­ водства, но и увеличить выпуск продукции. Коммунисты хорошо по­ нимали, что сделать это без борьбы за дальнейший технический про­ гресс, за экономию, без повышения сознательности всех тружеников невозможно. Десятки агитаторов и пропаган­ дистов, коммунисты, руководители предприятия выступали перед рабо­ чими с докладами и лекциями, про­ водили беседы на участках. Перед коммунистами и рабочими не раз выступали директор заврда П. Стар­ цев, главный инженер С, Цигель- ман, секретарь партийного бюро Н , Дедов, заместитель главного ин­ женера В. Некрасов, начальник кон­ структорского бюро В. Лебедев. Они знакомили электроугольщиков с перспективами предприятия. Коммунисты не Только на словах ратовали за изыскание резервов. Они личным примером показывали, как расшить «узкие» места, вно­ сили свои предложения. Член пар­ тийного бюро завода слесарь А. При­ цепов вместе со своим товарищем Г. Нарховым изготовили штамп для вырубки дисков. Затем новаторы предложили использовать матрицы прессформ для. вторичного изго­ товления полуфабрикатов. Секре­ тарь партийной организации цеха, слесарь М , Туленннов разработал технологию изготовления приемных тележек для пресс-порошков. Нов­ шество позволило повысить куль­ туру производства, облегчить тру­ доемкую операцию. Трудно перечис­ лить все то, что предложено нова­ торами для увеличения выпуска продукции, повышения ее качества, надежности и долговечности, улуч­ шения условий труда. Обжигальщик коммунист А. Голубев предложил свою схему вытяжной вентиляции над печами, начальник третьего це­ ха В, Яковлев в содружестве со шлифовщиком М. Черных разрабо­ тали технологию снятия внутренних фасок у двойных и тройных ще­ ток. Партийное бюро завода постоянно интересовалось ходом сбора пред­ ложений, следило за тем, чтобы ин­ женеры, отделы заводоуправления быстрее высказывали о них свои соображения, внедряли в жизнь. Цеховые парторганизации оказыва­ ли постоянную помощь новаторам в изыскании резервов производства. Чтобы предложения, советы лю­ дей, заинтересованных в изыскании резервов производства не остались на бумаге, администрация создала три комиссии — по технологии и ка­ честву, по производству, по эконо­ мике. В них вошло 25 инженерно- технических работников. Только за первую половину де­ кабря комиссии собрали и обсудили более двухсот предложений, на­ правленных на устранение «узких» мест производства, О проделанной работе, наиболее ценных предложе­ ниях комиссии доложили общему партийному собранию. Оно поручи­ ло цеховым партийным коллективам провести в цехах и на участках широкое обсуждение принятых ме­ роприятий. Партийное бюро взяло под Свой контроль осуществление наиболее важных мероприятий. В свое время группа коммунистов предложила создать отделение гальваники, что­ бы ликвидировать «узкое» место на производстве важнейших полуфаб­ рикатов. Но время шло, а сооруже­ ние нового отделения двигалось мед­ ленно. Теперь партийное бюро по­ требовало от администрации пред­ приятия, как можно быстрее осу- 50-летию Великого |й т ЕРЕСНЬ СНЬ т р и 11 ПЛАНЫ, ЛЕЛА Как готовятся ленинградская и [ свердловская областные органи- I зации общества «Знание» к 50-ле- | тию Великого Октября? Этот во­ прос обсужден президиумом правления общества «Знание» РСФСР. Выступившие на заседании профессор Ф. Аржанов (Ленин­ град) и профессор А. Малахов > (Свердловск) сообщили, что в | организациях, которые они пред- ) ставляют, разработаны планы > подготовки к юбилею Советской ) власти. В городах и селах будут | проведены «Ленинские чтения» и > «Октябрьские чтения», намечены | циклы лекций, открытие лектори- | ев и кинолекториев. Широко ис- > пользуются местная печать, кино, радио, телевидение и другие средства пропаганды. > Многое из того, что намечено в } планах, уже успешно осуществ -1 ляется. В Ленинграде проходят | встречи молодежи с участниками ) Октябрьского вооруженного вое- к стания, гражданской и Великой | Отечественной войн, Героями Со- | ветского Союза и Героями Социа- } диетического Труда, ударниками > первых пятилеток. Хорошо прошел в Выборгском районе день революционных тра­ диций. Колонна автобусов про­ следовала по пути, по которому В. И. Ленин из своего последнего подполья шел в Смольный. Уча­ стников похода встретила М. В. Фофанова, бывшая хозяйка кон­ спиративной квартиры Ильича. А [ у Смольного их ожидала группа | ветеранов революции, в том чи- ? еле А. С. Виноградский, который | в Октябре 1917 года стоял на ) посту у штаба революции. В Нижнем Тагиле, Алапаевске, | Каменск-Уральском, Ирбите и в ) ряде районов Свердловской обла-> сти организовано чтение циклов,) лекций: «Навстречу 50-летию Ве- | ликой Октябрьской социалисти-> ческой революции», «Вечно жи-1 вые идеи В. И. Ленина». В горо-) де Кировограде работает ки н о-> ] лекторий «Этапы большого пути». | Президиум правления общества | «Знание» РСФСР, одобрив планы > ленинградцев и свердловчан, предложил правлениям всех орга­ низаций общества шире развер­ нуть подготовку к великому | празднику, повысить идейно-тео-» ретический уровень лекционной > пропаганды, расширить ее р а з -) мах. | (Корр. ТАСС). [ Москва. ) ществить предложение коммунистов. Сейчас новое отделение уже дей­ ствует. • Вопрос о переходе на новую си­ стему работы обсужден всесторонне на партийном собрании, партийно­ хозяйственном активе, с секретарями партийных организаций. Работа по-новому — дело слож­ ное и кропотливое. Для перехода на более совершенный порядок пла­ нирования и материального стиму­ лирования требуется, чтобы каждый работник знал основы экономики, понимал, какие затраты влияют на себестоимость производимой им продукции, представлял механику образования прибыли и т. д, А это требует от партийной организации не только поднимать людей на борь­ бу за технический прогресс, но и по- настоящему организовать экономи­ ческую учебу. «Каждому электро­ химику — экономические знания!»— под таким лозунгом проходит сейчас учеба на предприятии. Она охваты­ вает всех, начиная от директора и кончая станочниками. По инициативе партийной органи­ зации создана школа по повышению экономических знаний мастеров, на­ чальников цехов, нормировщиков и технологов. В ней учатся 84 ко­ мандира производства, Они уже прослушали лекции главного инже­ нера С. Цигельмана о новом по­ рядке планирования, начальника финансового отдела И . Тельных — «Оборотные средства предприятия, из чего они складываются», на­ чальника второго цеха С, Шляхова и начальника конструкторского бюро В. Лебедева о повышении отдачи основных производственных фондов, о научной организации труда, Особое внимание члены партийно­ го бюро уделили связи теории с практикой. Было решено: после каждой лекции на экономические темы проводить практические заня­ тия. И эта форма учебы полностью себя оправдывает. Много интерес­ ного и полезного узнали слушатели, побывав на практическом занятии, проведенном начальником цеха А. Саккелари. Здесь же они вы­ слушали рассказы нормировщиков Н , Ивановой и А. Гурской. Партийное бюро не забывает и об учебе рядовых производствен­ ников, Н а заводе сейчас насчиты­ вается 21 группа, в которых рабо­ чие повышают технические и при­ обретают экономические знания, На занятиях умело используются убе­ дительные наглядные пособия, под­ готовленные по инициативе комму­ ниста П , Старцева. Красочные диа­ граммы доходчиво рассказывают, что необходимо делать каждому, чтобы предприятие получало при­ быль. Вот, например, диаграмма, по­ вествующая о том, из чего склады­ вается прибыль. Сравнительные дан­ ные показывают, что если все элек­ троугольщики будут выполнять нор­ мы и выпускать изделия отличного качества, то в нынешнем году на материальное поощрение и улучше­ ние культурно-бытовых условий мо­ жно будет израсходовать 387 тысяч рублей. В партийное бюро постоянно идут люди- Идут, чтобы поделиться свои­ ми чувствами и мыслями, попросить совета или помощи. Вот механик А. Пчельников зашел, чтобы рас­ сказать о стенде для перекачки мас­ ла, который он разработал совме­ стно с бригадиром А. Казьминым и электриком М . Матюхиным. Забе­ жал к секретарю партийного бюро А, Прицепов. Его волнует, что то­ карный парк еще полностью не обеспечен квалифицированными ра­ бочими, Пришли члены штаба куль­ туры производства. Патруль чисто­ ты просит совета, как лучше воз­ действовать на нерадивых. Коммунисты завода, весь трудовой коллектив вышли в большой, твор ческий поиск. А. Б АЮ КА Н С КИ Й , наш собкор. Н Я П О В Е С Т К Е Д Н Я — Н О Т Партийный комитет Новолипецкого завода на своем очередном засе­ дании обсудил вопрос о том, как выполняются на предприятии планы внедрения научной организации труда! Партком отметил, что многие ин­ женеры, экономисты, секретари партийных организаций с полной ответ­ ственностью подошли к решению этого вопроса. Однако отдельные руководители цехов, секретари первичных партор­ ганизаций не поняли еще всей важности внедрения НОТ, составление пла­ нов и создание творческих групп перепоручили экономистам и нормиров­ щикам. , В своем решении партком наметил пути улучшения разработки и внедрения планов НОТ. З В Е Н Ь Е В А Я НИНА РАЗИННОВА Дом Нины Размиковой стоит на краю деревни. За огородом — кол­ хозное поле. Еще девчонкой Нина помогала матери выращивать сахар­ ную свеклу. После окончания семи­ летки она осталась в родном колхозе и тоже стала свекловичницей. Череэ год ее назначили звеньевой. Впервые я встретил Нину на Тер-> бунском районном совещании пере* довых свекловодов. Здесь тепло го* ворили о ней, ставили в пример дру* гим. Девушка радовалась, что стара­ ние ее замечено, труд оценен, Было это в 1964 году, когда ее звено с каждого нз 64 гектаров собрало по 200 центнеров корней. Потом я видел Нину и ее подруг в зимние дни. Тогда колхозницы вместе с механизаторами вывозили органи­ ческие удобрения на свои участки* а весной, когда почва только-только начала подсыхать, Нина торопила тракториста М . И . Маслова быстрее закро.вать влагу. Потом она стояла на мостике сеялки, сама следила за нормой высева, контролировала, как вносится в почву суперфосфат, — Земля в нашем колхозе хоть К черноземная, но давно не удобря* лась, — как-то сказала она. — Воля и труд, а не поле родит у нас свек* лу. Верно, в колхозе «Родина» почва на многих участках заметно истощи­ лась, Когда правление колхоза ут* вердило девушку звеньевой, она не давала покоя председателю, требо* вала, чтобы под свеклу вносили боль* ше минеральных и органических удобрений. Всем звеном вывозили перегной на поля. Дешевое удобре­ ние — аммиачная вода, но как она множит силу земли! Эту силу позна­ ли в звене в прошлом году. Жидкие удобрения вносили под пахоту, по­ том дважды подкармливали планта* ции. И недаром урожай здесь в два раза больше, чем на других участках» В прошлом году передовое звено собрало по 181 центнеру корней с гектара. А год, как известно, был не из урожайных. Дружно работали свекловоды Ж дни уборки. Копку свеклы звено за* кончило в сжатые сроки, не оставив ни единого корня в земле, Нине только 19 лет. У многих и* ее сверстниц трудовая биография еще не начиналась, а она уже за­ служила почет и уважение. О ней знают далеко за пределами колхоза «Родина». Советское правительство наградило ее медалью «За трудо­ вую доблесть». В. Л У К И Н . Тербунский район, В пригородном совхозе «Ли­ пецкий» построен молочносепара­ торный пункт, в котором уста­ новлено новейшее оборудование. Здесь молоко пастеризуется и от­ правляется непосредственно в ма­ газины Липецка. НА С Н И М К Е : заведующая пунктом Таисия Никаноровна Ткаченко (на переднем плане) следит за пастеризацией молока Фото А. Гирева, ОТ Ч Е ТЫ Р Н А Д Ц А Т И ДО ВО СЕМ Н АДЦ АТИ Наши дети. Все мы хотим, чтобы выросли они честными и мужест­ венными, любили свою Родину и умножали ее славу. К ак же мы их воспитываем? Какой вклад- в это большое и важное дело вносят ком­ сомольские организации? Об этом шел разговор на пленуме Липецко­ го горкома В Л К СМ . В своем докла­ де секретарь горкома В Л К СМ В. Павлова рассказала об опыте, который накопили комсомольские организации школ по воспитанию учащихся, Великим примером для советской молодежи служит жизнь и деятель­ ность В. И. Ленина. Комсомольские организации школ проводят разно­ образную работу по воспитанию у старшеклассников умения жить по- ленински. Комсомольцы подробно изучают биографию вождя, путеше­ ствуют по ленинским местам, встре­ чаются со старыми коммунистами, оборудуют ленинские залы, создают школьные музеи, ленинские уголки. В школах №№ 12, 15, 17 они стали центром всей воспитательной рабо­ ты комитетов В Л КСМ . Об интересных делах комсомоль­ цев школы № 4 рассказал учащий­ ся Миша Сорокин. Ребята создали интернациональный клуб «Дружба», учащиеся сами читают лекции о коммунистическом движении в ка­ питалистических странах, о полити- С пленума Липецкого горкома ВЛКСМ ческой борьбе молодежи этих госу­ дарств. Перед школьниками высту­ пают лекторы горкома КПСС. Комсомольцы школы постоянно ищут новые формы работы. Сейчас они думают о создании музея «50 лет Родине». Главное, что ребята — сами творцы своих дел, Не взрос­ лые создают клубы, устраивают ве­ чера, а сами комсомольцы проявля­ ют инициативу, заботятся о том, чтобы их планы не остались на бу­ маге. . Но все это примеры отдельных успехов. В целом же проблема по­ литического воспитания подростков в городе еще далека от решения. Старшеклассники, например, не зна­ комы с работами В. И. Ленина. Д а ­ же его речь на I I I съезде комсомо-4 ла; которую они должны изучать, школьники знают поверхностно, Почему так происходит? На этот вопрос и должен был дать ответ пленум горкома В Л КСМ . К сожале­ нию, докладчик' не проанализирова­ ла причины недостатков и пробелов в идейно-политическом воспитании подростков. Очень мало говорили о них и выступавшие. А поговорить было надо. Ведь далеко не все комсомоль­ ские организации применяют те ин­ тересные формы популяризации по­ литических знаний, которые уже оп­ робованы и дают хорошие резуль­ таты. В комсомольских организаци­ ях еще слишком увлекаются раз­ влекательными мероприятиями. Раз­ личных вечеров, диспутов, комсо­ мольских собраний проводится мно­ го. А часто ли на них ведется раз­ говор не вообще о человечности, че­ стности, а о честности, активности комсомольцев данной школы? Мно­ го ли говорим мы с ребятами об их ответственности? Из школы в шко­ лу, с одного собрания на другое ко­ чует тема: «Что мне дали школа и комсомол?». А почему не поставить вопрос по-иному: «Что я дал школе и комсомолу?». Но одни вечера, диспуты, интерес­ ные собрания не решают проблему воспитания молодежи. Нужно, что­ бы юноши и девушки уже 'сейчас сознательно и активно участвовали в преобразовании жизни. Участники пленума много говори­ ли о недостатках в трудовом вос­ питании подростков. Выступавшие отмечали, что комсомольские орга­ низации подменяют романтику тру­ да романтикой необычных темати­ ческих вечеров, К В Н и других клу­ бов, Вопрос об улучшении трудового воспитания даже в общегородском масштабе решается пока кустарно. Поэтому совершенно понятно бес­ покойство директора средней шко­ лы № 9 М. П. Фроловой. В самом деле, что школа может поручить школьникам? Сбор металлолома? Правда, некоторые школы посыла­ ют страшеклассников в колхозы убирать урожай. Нравится ребятам жизнь в трудовом лагере. Она при­ носит им ощущение своей полезно­ сти, нужности, чувство удовлетво­ рения. Но подобных лагерей мало. Нельзя не согласиться с выступ­ лением директора 3-й школы В. *Н. Путилина, который убежден, что на счету каждого комсомольца долж­ ны быть трудовые дела. Старше­ классники этой школы имеют солид­ ный трудовой стаж. Осенью они ра­ ботали в совхозах «Липецкий» и «Плехановский». Заработали день­ ги. Сейчас строят спортзал для сво­ его коллектива. Жаль, что такие примеры у нас редки. Пленум утвердил мероприятия горкома В Л К СМ по работе с под­ ростками. Фактически — это плач работы горкома на ближайшее вре­ мя. В кем немало и хороших заду­ мок. Дело за тем, чтобы намечен­ ное провести в жизнь. Е. ФАТЕЕВА. В ПОХОД ЗА КУЛЬТУРУ СЕЛА КОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СКАЗАТЬ НЕЧЕГО Неловко чувствовал себя предсе­ датель Троицкого сельсовета И. Е, Лопандин на трибуне районного со­ вещания работников культуры. Он не мог сказать ничего вразумитель­ ного р деятельности клубов и биб­ лиотек, расположенных на террито­ рии села, потому что совершенно не знал, когда и какие массовые ме­ роприятия там проводились, как выполняется план кинообслужива­ ния населения, сколько насчитыва­ ется читателей в библиотеках и т. п. Этот пример красноречиво свиде­ тельствует о стиле руководства оча­ гами культуры со стороны сельских Советов Лев-Толстовского района. М ежду тем, жизнь во многих клубах и библиотеках едва теплит­ ся. Недаром докладчик, секретарь райкома КПСС Н. У. Пинтелин, от­ метил, что в районе нет такого клу­ ба, на примере которого можно бы­ ло бы поучиться другим. Интерес­ ные мероприятия проводились в свое время в Астаповском клубе. Но стоило его заведующей А. Н. Я ку­ шевой уйти в отпуск, как вся рабо­ та замерла. Отсутствие должного руководст­ ва со стороны сельсоветов и пар-' тийных организаций привело к то­ му, что многие заведующие клуба­ ми всю свою работу сводят к де­ монстрации кинофильмов и прове­ дению танцев. Жители села Зыкова забыли, когда в последний раз в клубе были лекции и концерты. А заведующая клубом А, В, Теребен- кова сложила с себя и последнюю «заботу» — открывать клуб, вме­ нив это в обязанность.., своей доче­ ри. В склад хлама превратился Митягинский клуб. Здесь сложены стулья, скамейки, столы и другая пришедшая в негодность мебель. Чтобы посмотреть фильм, зритель должен приносить с собой стул. Ясно, что охотников посещать этот «очаг культуры» (если его еще мож­ но так называть) очень мало. В семи клубах нет кружков ху­ дожественной самодеятельности. Но и там, где они числятся, работа за­ метна лишь при подготовке к праз­ дничным датам и смотрам. Невысок уровень лекционной про­ паганды. Особенно мало читается лекций на сельскохозяйственные, ес­ тественно-научные и атеистические темы.' А ведь в селах района тру­ дится большая армия учителей, ме­ дицинских работников, специали­ стов сельского хозяйства. Беда в том, что работники культуры ото­ рваны от сельской интеллигенции и общественных организаций. Кстати, и контингент населения, обслужива­ емого лекционной пропагандой, до­ вольно узок. В Знаменском клубе, например, в среднем лекции посе­ щают не больше 15—20 человек. Это лишь 5 — 6 процентов взрослого населения. Серьезными недостатками страда­ ет работа библиотек, В 1965 году число читателей по сравнению с предыдущим годом сократилось на 300 человек, Если услугами Топов- ской библиотеки пользуются все грамотные жители села, то в дру­ гих населенных пунктах — десятки, а в целом по району «— сотни кол­ хозников и рабочих остались вне поля зрения библиотекарей. Разве можно говорить о какой-то дея­ тельности Племянниковской библи­ отеки, если заведующая В. Н. М а ­ кеева днями не показывается на работе?. Библиотечные работники фор­ мально относятся к своим обязан­ ностям, не заботятся о создании пе­ редвижек, не работают с книгоно­ шами. Только поэтому сотни жите­ лей села лишены возможности поль­ зоваться услугами библиотек. Участники совещания подвергли острой критике работу киносети. За­ частую на селе демонстрируются по нескольку раз в месяц старые филь­ мы. Если учесть, что и рекламиру­ ются они из рук вон плохо, то ста­ нет ясно, почему кинодирекция не выполнила в прошлом году план ни по одному показателю. Не нашли широкую дорогу на село докумен­ тальные и производственные филь­ мы, хотя в них есть большая необ­ ходимость. В этой связи серьезный упрек был высказан в адрес Чаплы- гинской межрайонной базы кино- проката, которая почему-то лими­ тирует эти фильмы. Нельзя умолчать и об организа­ ции книжной торговли. В районе имеются только два специализиро­ ванных книжных магазина. Разуме­ ется, они не могут удовлетворить запросы всего населения, А на пол­ ках сельмагов книгу не увидишь, потому что в райпотребсоюзе книж­ ную торговлю считают мелочью, не имеющей веса в плане товарооборо­ та. Факты убедительно свидетельству­ ют о том, что культурно-просвети­ тельная работа в Лев-Толстовском районе находится в загоне, Повин­ ны в этом, конечно, в первую оче­ редь, те, кто отвечает за этот уча­ сток. Однако нельзя сложить ответ­ ственность и с сельских Советов, с партийных, профсоюзных и ком­ сомольских организаций. Они не вникают в деятельность клубов, библиотек и киносети, поэтому и стали возможными такие крупные промахи в культурно-просветитель­ ной работе. Совещание пришло к выводу, что необходимо коренным образом из­ менить отношение к этому важному делу и приняло социалистические обязательства по подъему культуры села в связи с подготовкой к 50- летию Советской власти, С. СЕСЛАВИНСКИЙ. Лев-Толстовский район, СТУДЕНТАМИ С ТАН УТ ЛУЧШ ИЕ , ДОСТОЙНЫЕ... Б е с е д а с м и н и с т р о м специального образования Утверждены правила приема в высшие учебные заведения СССР. В связи с этим корреспондент ТАСС И. Козловский попросил министра высшего и среднего специального образования СССР В. П . Елютина ответить на ряд вопросов. Опыт прошлого года по приему в вузы, сказал В. П , Елютин, убеж­ дает в том, что порядок конкурсно­ го отбора, введенный в 1965 году, в общем оправдал себя, Он обеспе­ чивает комплектование учебных за­ ведений наиболее подготовленной молодежью. Именно поэтому в но­ вых правилах в основном сохранен прежний порядок отбора кандида­ тов. Вопрос: Будет ли пользоваться льготами при поступлении в вуз молодежь, имеющая опыт работы в промышленности и сельском хозяй­ стве? Ответ: При зачислении сохраняет­ ся преимущественное право за те­ ми, кто уже имеет практический стаж работы не менее двух лет. Конкурс среди производственников и демобилизованных воинов Совет­ ской Армии и Военно-Морского Фло­ та будет проводиться отдельно от конкурса школьников. Лица, направ­ ленные в вузы предприятиями и ор­ ганизациями для обучения с отры­ вом от производства, также участ­ вуют в конкурсе среди производст­ венников и зачисляются в первую очередь. На дневное обучение по сельско­ хозяйственным и биологическим про­ филям в первую очередь будут при­ ниматься те, кто постоянно прожи­ вает в сельской местности и имеет стаж работы по избранной в вузе или родственной специальности. Вопрос: К ак будет проходить прием желающих обучаться без от­ рыва от производства? Ответ: В первую очередь будет зачисляться молодежь, работающая по избранной в высшем учебном за­ ведении специальности. Это особен­ но будет учитываться в отношении технических и сельскохозяйственных профилей. Не следует забывать, что заочное и вечернее образование рас­ считано, главным образом, на тех людей, которые практически хорошо знакомы со своей будущей работой. Таким образом, обучение без отры­ ва от производства надо рассматри­ вать в основном как систему серьез­ ного повышения квалификации уже работающих в той или иной обла­ сти. Вопрос: Сохраняются ли льготы м и поступлении в вуз для окончив- в ы с ш е г о СССР В. и П. с р е д н е г о Елютиным „УРАЛ-377" НА КОНВЕЙЕРЕ МИАСС (Челябинская область), 17 февраля. (ТАСС). Сегодня Уральский автомобильный завод отправил заказчикам первую партию новых г р у з о в и к о в «Урал-377». Этот автомобиль по­ вышенной проходимости имеет грузоподъемность семь с поло­ виной тонн. Машина снабжена двигателем мощностью 180 ло­ шадиных сил и способна разви­ вать скорость до 75 километров в час. ших средние школы с золотыми й серебряными медалями, а также средние специальные учебные заве­ дения с отличием? Ответ: Медалисты школ и отлич* ники техникумов будут пользовать* ся преимущественным правом на зачисление при конкурсном отборе. Если они сдадут экзамены по одной из профилирующих дисциплин а оценкой «пять», то участвуют в кон* курсе наравне с теми, кто сдаст все экзамены на «пять», В случае жб получения ими оценки «четыре» или «три» они должны экзаменоваться по всем дисциплинам на равных ос­ нованиях с остальными поступаю* щими. Вопрос: Каков порядок приема Ш вузы тех, кто прервал обучение « связи с уходом на военную служ­ бу? Ответ: Они будут зачисляться на соответствующий курс и форму обу­ чения, с которых были призваны на действительную службу, В этом случае зачисление возможно даже после начала учебного года —- в те­ чение первого семестра, в том чис­ ле и на первый курс, без каких-ли­ бо дополнительных испытаний. Вопрос: Внесены ли какие-либо изменения в сроки проведения всту­ пительных экзаменов? Ответ: Признано целесообразным несколько изменить сроки приема в вузы только для поступающих учиться без отрыва от производства и желающих специализироваться по таким массовым профессиям, как инженерно-технические, инженерно­ экономические и т. д. Для заочни­ ков экзамены будут проводиться несколькими потоками — с 15 мая по 10 сентября, а для поступающих на вечерние факультеты и отделе­ ния — с 11 августа по 10 сентября. Это даст возможность начинать учебный год на заочных и вечерних факультетах с I октября. В текущем году, сказал в заклю­ чение В. П. Елютин, в вузы придет новое большое пополнение. Извест­ но, что этой весной средние школы оканчивают одновременно учащиеся и десятых, и одиннадцатых классов, а это, естественно, увеличит кон­ курс поступающих в вузы. В связи с этим к будущему пополнению ву­ зов предъявляются более серьезные требования в отношении знаний в объеме полной программы общеоб­ разовательной средней шкелы. Недавно принятое постановление Ц К КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по расши­ рению обучения и устройству на ра­ боту в народное хозяйство молоде* жи, оканчивающей общеобразова­ тельные школы в 1966 г.» преду­ сматривает принять только на днев­ ные отделения вузов 404 тысячи че­ ловек, что на 34 тысячи больше, чем в минувшем году. В связи со значительным расширением приема в различных вузах будут созданы новые и укрупнены уже существу­ ющие факультеты и в первую оче­ редь — экономического профиля. Прием в учебные заведения но­ вого пополнения — это важнейший этап в их работе. Необходимо, что­ бы общественные организации, пред­ приятия и учреждения проявили большее внимание к этому делу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz