Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

'б января 19 66 г., М 4 (5 1 1 4 ) ^ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Сегодня о т к р ы в а е т с я обл а с тной $ | с ъ е з д п о к о л \ м . у н и с т и ч е с к о л \ у | п и т а н и ю л \ о л о д е Ж и ! > О ; ☆ В микрорайоне завода «Свобод­ ный сокол» шесть школ. В них обу­ чается более 3500 детей. Их успехи в учебе, поведение зависят не только от учите­ ля, но и от домашней обстановки. У нас на заводе воспитание детей в семье пе­ рестало быть частным делом родителей. Тради­ ционной стала связь между предприятием и шко­ лами. Наши объединенные усилия направлены на решение трех основных проблем: повышение ка­ чества знаний учащихся и ликвидации на этой ос­ нове второгодничества; слияние обучения и вос­ питания в единый процесс и организация вне­ классной работы с детьми; укрепление матери­ альной базы школ. Связь школ микрорайона с азводом осущест­ вляется широко, по многим линиям: ее поддер­ живают советы содействия семье и школе, брига­ ды коммунистического труда, завком, ЖКО, жен- совет, народный университет для родителей, дет­ ский сектор Дома культуры и т. д. Разумеется, направляют всю работу партком завода (секре­ тарь Л. Н. Половинкин) и завком профсоюза (председатель В. А. Елуфимов). Особо важную роль играют общезаводской и цеховые советы содействия семье и школе. Мы стремимся повысить ответственность роди­ телей за учебу и воспитание своих детей, строго спрашиваем с тех, кто беззаботно относится к этому важному делу. Главы семей, нарушающие нормы быта, подвергаются общественному воз­ действию, иногда приходится применять и такие крутые меры, как лишение премии и понижение по службе. Вот как работает, например, совет содействия семье и школе в фасоннолитейном цехе. Он су­ ществует 5 лет. Все его члены имеют поручения: одни работают с родителями в цехе, посещают квартиры, проверяют условия, в которых растут дети. Другие прикреплены к школам микрорай­ она, ведают шефской работой бригад, следят за успеваемостью и дисциплиной детей рабочих цеха. Все семьи, в которых есть дети школьного Зозраста, советом взяты на учет. В цехе есть уго­ лок для родителей. В нем каждый месяц выве­ шиваются оценки детей рабочих по всем пред­ метам. Тут же красуются фотографии лучших учени­ ков. Все это очень действенно. Среди ш к о л ь н и ­ к о в — детей рабочих фасоннолитейного цеха — сейчас неуспевающих нет. А раньше были. Члены совета посещают квартиры семей, в ко­ торых случаются недоразумения, обсуждают по­ ведение и состояние успеваемости отдельных ребят в их присутствии. В общем, занимаются теми, кто нуждается в контроле. Вмешиваются они и в отношения между родителями, если в том есть необходимость. Вопросы воспитания в семье обсуждаются на партийных собраниях цеха, заседаниях партбю­ ро, цехкома. Фасоннолитейный цех небольшой. Поэтому совет содействия сам возглавляет шефство над классом в школе № 3 уже более 4-х лет. Под­ шефные в'^том году учатся уже в 10 классе. К учащимся приходят члены бригад коммунисти­ ческого труда, представители администрации цеха и общественных организаций. Комсомоле- ИДЕЙНАЯ ЗАКАЛКА НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА * * * * В Ш И - . г т Т 1 Т Т / 1 Л т г а Ян АШя ЯН * ЯН НЯ I V лШ так ■ НИ лКХ ^ •И-.-ч- л 'V / % % т ЗАВОД И ШКО ЛА цы цеха и школьники разбили сквер на заводе, несколько раз проводили совместные комсо­ мольские собрания. Шефы вели в классе кружок радиотехников. Примерно так же действуют советы содейст­ вия и в других цехах. Вопросы воспитания в семье особенно серьез­ но поднимаются в парторганизациях трубных це­ хов №№ 1 и 2 (парторги И. Б. Кузовлев и В. Н. Мозгунов). На партсобрании в первом трубном слушали и отчеты детей-пионеров из подшеф­ ных классов о работе в звеньях. Ребят принима­ ли в пионеры на открытом партсобрании прямо в цехе. Коммунисты сами повязывали им гал­ стуки. У нас сейчас выработались определенные пра­ вила: за школами закрепляются цехи, за класса­ ми — бригады коммунистического труда или коллективы, борющиеся за это звание. Количест­ во бригад, соревнующихся с классами, в раз­ ных школах колеблется. Зависит оно от числа классов и потребности участия представителей общественности. Наиболее действенна шефская работа, по нашему мнению, в 3—8 классах. Установилось и некоторое единство в работе шефов-бригад: бригада, заключившая договор о социалистическом соревновании с классом, орга­ низует систематические встречи с учащимися для подведения итогов (раз в месяц). Школьни­ ки обязательно бывают в цехах своих шефов, знакомятся с работой родителей, слушают рас­ сказы об успехах на производстве. Шефы-бригады организуют коллективные посещения кино, театра, музея, возглавляют экскурсии, походы, ближние и дальние, поездки в города Советского Союза, например, в Киев, Калининград, Волгоград, Крым и другие. За последние 4 года шефы-бригады провели столько экскурсий и походов с учащимися, сколько их не провела ни одна школа микро­ района за все время своего существования. В прошлом учебном году были организованы мас­ совые туристические походы по родной обла­ сти всех классов, начиная с четвертых. Цель — собрать материал о наших земляках-героях Ве­ ликой Отечественной войны. В организации по­ ходов участвовала общественность завода. Походы, экскурсии мы считаем важным сред­ ством воспитания. Они непосредственно связыва­ ют детей с жизнью, способствуют формированию их характеров, воспитывают чувство товарищест­ ва и коллективизма. Многие бригады поддерживают связь со свои­ ми классами уже в течение ряда лет. Например, бригадир Н. И. Шальнее из трубцеха № 1 руко­ водил бригадой, шефствующей над классом 7 лет. Начало этой дружбе было положено зачина­ телем этого движения И. М. Козодеровым. В прошлом учебном году подшефный класс был выпущен. В школе № 28 бригада Н. Ф. Бессонова из трубного цеха № 2 шефствует над классом (ны­ не 10-м) 6 лет. Эта бригада систематически ин­ тересуется успехами своих юных друзей. Рабо­ чие неоднократно участвовали в общественных смотрах зна н и и учащихся. (Такая форма контроля практикуе т с я в наших ш к о л а х : шефы и родители присутствуют на уроках во время фронтальных опросов учащихся по тому или иному предме- ту). Класс сейчас представляет собой отлично ор­ ганизованный коллектив, в котором все успева­ ют, хорошо ведут себя, активно участвуют в общественной жизни. Есть что рассказать и о шефах шестого клас­ са той же школы, о бригаде коммунистическо­ го труда К. П. Панова из трубцеха № 1. Сам бригадир — свой человек в классе. -Его интере­ сует судьба каждого ученика. Он умело находит путь к сердцу самых «трудных» ребят. По-отцов­ ски журит, систематически контролирует, помо­ гает. Б текущем учебном году мы обращаем глав­ ное внимание на организацию индивидуальной работы с «трудными» детьми. Например, в шко­ ле № 3 члены бригады мастера П. И. Инютина из трубцеха № 2 решили взять отдельных ребят под индивидуальный контроль. Это нельзя назвать ни шефством, ни опекой. Это скорее всего «усыновление». Есть дети, которых часто называют «трудными». Они-то и должны состав­ лять главную заботу бригады, потому что им как раз и не хватает отцовской рабочей руки, мужской ласки и требовательности. Примеров, подтверждающих действенную си­ лу шефской работы в школах, можно было бы привести очень много, потому что практика у нас в этом деле уже значительная. Но мы счи­ таем, что главным звеном сейчас является ин­ дивидуальная работа с отдельными учащимися, борьба за каждого ребенка. Бот почему мы, помимо бригад, настоятельно рекомендуем каж­ дому цеху посылать коммунистов и лучших бес­ партийных товарищей для организации отцовской поддержки отдельным ребятам, нуждающимся в этом. Мы придаем серьезное значение педагогиче­ ской пропаганде. В семье начинает формировать­ ся личность человека. Родители — первые учите­ ля. Чтобы предупредить возможные ошибки в воспитании, мы организуем учебу родителей. У нас уже пять лет работает народный универ­ ситет по распространению педагогических зна­ ний. В школах каждый месяц проходят занятия лектория педагогических и медицинских знаний. Партком и завком проявляют большую заботу и об организации летнего отдыха детей. В райо­ не завода работало 12 летних площадок при домоуправлениях, городской лагерь. Завод име­ ет очень хороший загородный пионерский лагерь. Коллективы цехов оказывают школам материаль­ ную помощь при ремонте зданий, оборудовании кабинетов, в приобретении музыкальных инстру­ ментов и т. д. В текущем году намечено строи­ тельство спортзала при 3-й школе силами рабо­ чих и старшеклассников. Считаем, что в деле объединения сил общест­ венности, семьи и школы мы стоим на правиль­ ном пути. Главное найдено. Будем совершенст­ вовать формы своего участия в воспитании де­ тей. В. ГОРСКОВ, директор завода «Свободный сокол». В учебно-воспитательном про­ цессе все большее применение на­ ходит техника. В средней школе № 38 оборудован лингафонный кабинет. Ученики здесь прослу­ шивают тексты на иностранных языках, знакомятся с правильным произношением. НА СНИМ КЕ : десятиклассники на уроке иностранного языка. Фото Ю. Ардашева. 4 с и я ленинские Т Е , звезды I К Л А С С Н Ы Й Р У К О В О Д И Т Е Л Ь В пятом классе Володя А. остался на второй год: мальчик не отличал­ ся прилежанием, домашние задания выполнял редко. Классному руково­ дителю П. Я. Васиной много при­ шлось с ним повозиться. На помощь пришел весь класс. С Володи не спускали глаз ни в школе, ни на улице. Учителя и пионеры помогали ему в учебе, и он перешел в шестой. П? Я. Васина поставила перед со­ бой цель: обязательно сделать так, чтобы «трудный» ученик окончил восемь классов. И она добилась этого, добилась с помощью других учащихся, товарищей Володи. Маль­ чик успешно окончил восьмой класс. Теперь он работает на тракторном заводе и учится в вечерней школе. Знание индивидуальных особенно­ стей ученика — это, пожалуй, самая сильная сторона в системе работы П. Я. Васиной как классного руко­ водителя. И поэтому, как только ей вручают класс, которым она должна руководить. Полина Яковлевна про­ водит среди .родителей опрос-анкету. Среди вопросов есть и такие: «С кем дружит ваш ребенок? Помогает ли дома по х о з я й с т в у ? К чему он име­ ет склонности? Вежлив ли он со старшими и товарищами?» Эта анкета, например, помогла установить, что Толя П „ способный ученик, активный общественник, не любит физического труда. И Поли­ на Яковлевна стала периодически давать ему трудовые поручения, с каждым годом усложняя их: по­ мыть цветы в биологическом каби­ нете, отремонтировать наглядные пособия, убрать классную комнату, возглавить уборку школьного двора у И Т. Д. Учащиеся класса, которым руко­ водит ГГ. Я; Васнна, растут не бело­ ручками. Они всегда принимают .ак­ тивное участие в, сборе металлоло­ ма, ухаживают за школьным садом, Х О Р О Ш А Я \1> Д Р У Ж Б А Наш 10 «Е» класс дружит с брига­ дой коммунистического труда трак­ торостроителей, которую возглавля­ ет Н. П. Бантиков. Д ружим мы еще с пятого класса, и это помогает нам ® учебе ,и труде. Наши шефы часто бывают в классе, интересуются ус­ пехами в учебе, делами комсомоль­ цев, спортивными достижениями. Бригада Н, П. Байдикова всегда перевыполняет производственные за­ дания, а мы стараемся равняться на цашнх шефов в учебе? Соревнование с ними заметно влияет на наших ре­ бят, особенно на тех, кто не любил раньше трудиться. Наши друзья очень требовательны к нам. Они проверяют дневники, следят за уче­ бой каждого. Мы не раз бывали у своих друзей на заводе. И в комсомол нас при­ нимали прямо в пехе, в красном уголке. Р. М ЕДВЕДЕВА , секретарь комсомольской х Г организации 10 «Е» класса 31-Й средней школы г, Липецка. периодически приводят в порядок школьный двор, участвуют в обще­ городских воскресниках. Вместе с комсомольцами Полина Яковлевна долго думала, как по­ строить самоуправление в классе, чтобы каждый ученик имел общест­ венное поручение^ И решили создать б секторов: учебный, политико-мас­ совый, культурно-просветительный, быта и связи с родителями, физкуль­ туры и спорта, санитарный. Каждый ученик обязательно входит в какой- либо сектор и выполняет опреде­ ленное общественное поручение, а руководителями секторов выбрали энергичных и деятельных комсомоль­ цев: Наташу Духанину, Толю При- пачкина, Таню Олиференко, Гену Попова, Женю Антонова, Галю Хрипункову. Руководители секторов вошли в бюро классной комсомоль­ ской организации, возглавляет кото­ рую Таня Фетисова. Она обладает хорошими организаторскими способ­ ностями и пользуется авторитетом среди комсомольцев. Каждый сектор проводит боль­ шую работу. Так, учебный сектор следит за успеваемостью учащихся и в необходимых случаях оказывает помощь товарищам в учебе. Вот один пример. В 7 и 8 классах тяже­ ло болела Таня Самарина. Несколь­ ко месяцев она лежала в больнице. Ребята из учебного сектора во гла­ ве с Наташей Духаниной ходили к ней, объясняли трудные разделы учебного материала. Навещали ее учителя и тоже помогали в учебе. Таня успешно справилась с програм­ мой и теперь учится в том же клас­ се, что и ее школьные товарищи; Ребята из сектора быта и связи с родителями разделили всех учащих­ ся класса на группы по их месту жительства. В каждой группе выде­ лен связной, который по поручению классного руководителя сообщает родителям о плохих и хороших де­ лах учащихся класса, — Но теперь связные, — улыбает­ ся Полина Яковлевна, — чаще яв­ ляются для родителей вестниками добрых дел, потому что случаев на­ рушения дисциплины и недобросо­ вестного отношения к учебе со сто­ роны учащихся класса становится все меньше и меньше..; Содержательной, интересной жиз­ нью живет ученический коллектив этого класса. В основу работы в нем классный руководитель положила воспитание учащихся на примере жизни и революционной деятельно­ сти В. И. Ленина. А в прошлом учебном году они приняли активное участие в создании ленинского школьного музея. Руководитель политико-массового сектора Толя Припачкин стал экс­ курсоводом этого музея, р н же от­ вечает и за политинформацию в классе. К этому-готовятся все уча­ щиеся, и, как правило, во время проведения политинформаций разго­ раются жаркие споры. В классе проводятся интересные беседы об искусстве, обсуждаются коллективно просмотренные кино­ картины и театральные постановки. Надолго учащимся запомнятся и диспуты. Особенно хорошо прошел диспут на тему: «В человеке должно быть все прекрасно!*. Галя Стрель­ никова, Вера Заострожных, Галя Вовчук, Таня Воржева и другие вы­ сказали много интересных мыслей. Они припомнили, что по этому по­ воду говорили А, П? Чехов, Н. А. Островский, рассказали о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны, о трудовых подвигах членов бригад коммунисти­ ческого труда род­ ного города. Полина Яковлев­ на не только со­ вершенствует свое мастерство как учитель, но и как классный руководитель, На ее рабочем столе лежат кни­ ги К- Я- Хорькова «Что нужно знать о воспитании подростка», сбор­ ники статей под редакцией А. И. Липкиной и В. П. Ягунковой «Проб­ лемы формирования личности и ин­ дивидуальный подход к учащимся», под редакцией Н. И. Болдырева «Организация и воспитание учениче­ ского коллектива». При работе с родителями она широко использует журнал «Семья и школа». П. Я. Васина руководит, своим классом уже пятый год.- Приняла его Полина Яковлевна, когда ребята были пятиклассниками, а теперь они уже в девятом, Цели вы попросите руководителей средней школы № 2 г. Липецка пе­ речислить лучшие классы, то они обязательно назовут и 9 «А», кото­ рым руководит П. Я. Васина. Ребята из этого класса вежливы, культурны, дружны, начитаны. И в этом боль­ шая заслуга классного руководителя. П. КАШ М Е Н С КИ Й , заведующий нештатным отделом школ «Ленинского знамени», инспектор облоно. В честь 50-летия Ве­ ликой Октябрьской социалистической рево­ люции 2 октября 1964 года был объявлен Всесоюзный смотр пио­ нерских дружин «Си­ яйте, ленинские звез­ ды!». За год пионер­ ские дружины г. Л и ­ пецка, участвуя в нем, накопили интересный опыт работы. Пионерская дружи­ на имени Лизы Чайки­ ной из школы № 3 по праву считается одной из лучших. В школе открыты , ленин с к и музей и музей боевой славы, построена своя теплица. Более полови­ ны пионеров учится только на «хорошо» и «отлично». В дружине много хороших тради­ ций. Запевалами и ор­ ганизаторами всех дел являются комсомоль­ цы. Однажды комсо­ мольцы - корчаги н ц ы (комсомольская орга­ низация школы носит имя Павла Корчагина) задумались, как сде­ лать полезным каждый день жизни в родной школе. И пришло та­ кое решение: пусть 29 число каждого месяца будет «днем добрых дел». К этому дню каждый пионер, ком­ сомолец, шк о л ь н и к должен сделать что- нибудь полезное, нуж ­ ное для школы. Школьная копилка добрых дел пополни­ лась детскими рабо­ тами: экспонатами из дерева, нагляд н ы м и пособиями. Пионеры 7-х классов сделали цев». Ребята собрали большой материал о прославленном летчи­ ке и рассказывают о нем в других отрядах. Рядом с ними идут «полетаевцы», «гайда­ ровцы», «мерк у л о в ­ цы», «водопьяновцы». И в каждом из этих отрядов есть свои му­ зеи. Ребята стараются быть достойными этих диораму «Взятие Зим- героев. Каждый отряд него», макет шалаша В. И. Ленина в Разли­ ве, организовали эст­ радный ансамбль. Малыши тоже не от­ стают от своих стар­ ших товарищей. Другое интересное дело корчагинцев — школьный музей бое­ вой славы. На его стендах — фото г р а- фии, репродукции с картин, письма, лето­ писи подвигов наших героев - земляков, — участников боев с фа­ шистами, уголки памя­ ти героев-комсомоль- цев, чьи имена носят дружина и комсомоль­ ская организация шко­ лы. Руками красных следопытов собраны эти реликвии. Каждый пионерский отряд носит имя героя. Вот отряд «чкалов- переписывается с го- родом-героем. Третьеклассники, го­ товящиеся стать пио­ нерами, получили за­ дание штаба похода боевой славы: от сво­ их родителей узнать о военных событиях и рассказать о них в своем классе, собрать альбомы о пионерах- героях. Пионеры четвертых классов оформляют выставку марок, рас­ сказывающих о Вели­ кой Отечественной вой­ не. 23 февраля, в День Советской Армии, в дружине будут подве­ дены итоги похода бо­ евой славы. В. КУЗНЕЦОВА , заведующая пионер­ ским кабинетом ли­ пецкого Дома пионе­ ров. АРЕНЬ стоит в центре каби­ нета, Голову опустил, внима­ тельно слушает каждое сло­ во. Члены комиссии по делам несовершеннолетних с т а р а ю т с я разобраться, почему Сергей не ночу­ ет дома и не хочет посещать школу. Может, у него нет родителей и по­ этому приходится искать ночлег в кочегарках? Может, ему нечего одеть и поэтому он нё ходит в школу? Оказывается, все у него есть. Ж и ­ лищные условия хорошие, у родите­ лей он—единственный сын. Обут, одет. Материально вполне обеспечен. Так в чем же дело? Все стало яс­ ным, как только слово было предо­ ставлено отцу Сергея. Уже один вид Константина Алексеевича Давыдова свидетельствовал о том, что он сде­ лал великое одолжение комиссии, явившись на заседание, где решалась судьба его сына.. «Что вы от меня хо­ тите? Зачем пригласили?»—говорило выражение его лица.—«Ну, не ночует дома. А я при чем? Я же его не вы­ гоняю. И что вы можете мне сделать? Штраф? Пожалуйста, уплачу тут же». И Константин Алексеевич твердой ру­ кой (по таким пустякам волноваться он не намерен) достал из кармана не­ сколько хрустящих купюр и положил на стол председателя. «Теперь я сво­ боден?» И, не ожидая ответа, вы­ шел. Мнение членов комиссии было еди­ нодушным, Именно отец виноват в том, что Сергей сделал свой первый неправильный шаг, Это он, Констан­ тин Алексеевич, беспокоясь главным образом о своем личном благополу­ чии, довел жену до того, что она была вынуждена уйти из дома. За всякого рода «хозяйственными» делами Константину Алексеевичу недосуг было вспомнить и о сыне. Когда же ему напоминали об этом другие, он страшно сердился: возь­ мите побыстрее штраф (для него двадцать рублей—-н е деньги), .толь­ ко отвяжитесь, В истории, про­ исшедшей в семье Давыдова, началь­ ника . военизиро­ ванной охраны Елецкого завода гидроаппаратуры, удивляет позиция товарищей из общественных органи­ заций и дирекции. Они долгое время терпеливо смотрели на поведение коммуниста Давыдова в семье, хотя к ним не раз обращалась с просьба­ ми о помощи его жена. Только 16 ноября 1965 года приглашенный на заседание комисии по делам не­ совершеннолетних представитель за­ вода заверил, что к Давыдову будут приняты необходимые меры воздей­ ствия, Пример с Сергеем Давыдовым, мо­ жет быть, кое-кому покажется незна­ чительным. Что, собственно, случи­ лось? Ну, мальчишка не ночевал до­ ма? Но не крал же, не хулиганил? Так стоит ли об этом вести разговор? Стоит. Потому что те случаи, когда ребята оказываются на скамье подсу­ димых, берут свое начало чаще всего вот с этих «незначительных». И каждый раз возникает вопрос— кто же виноват, что парень стал пре­ ступником? Что его толкнуло? Изучение личности правонарушите­ лей показывает, что многие из них воспитывались в семьях обеспечен­ ных, с хорошими жилищными усло­ виями. К примеру, из бесед с такими подростками в Липецке, Ельце и Данкове выяснилось, что родители большинства из них проживают в собственных домах или в отдельных квартирах, Но зато в этих же семьях наблю­ дается совершенно ненормальная об­ становка. Частые пьянки на глазах у детей, ругань, а то и драки родите­ лей. Недавно в детской комнате ми­ лиции Липецка оказался 16-летний Валерий Барышников, который.,, по­ бывал в вытрезвителе. И вот что выяснилось; отец й мать ?го-—боль* ПРОБЛЕМА „ТРУДНЫХ шие любители спиртного,- На этой почве в семье возникали постоянные раздоры, которые привели к разводу. Разумеется, подобная нездоровая обстановка в семьях самым пагубным образом сказывается на складываю­ щемся характере и мировоззрении ре­ бенка, уродует его психику. В таких случаях сводятся на нет усилия шко­ лы и других учреждений. Им по сути дела приходится уже перевоспиты­ вать ребенка, ибо юсновы-то закла­ дываются в семье. А родители явля­ ются первым примером, В данном случае, плохим. Конечно же, проблему так называе­ мых «трудных» подростков нельзя сводить только к недостаткам семей­ ного воспитания, хотя корни ее, по нашему глубокому убеждению, н уж ­ но искать именно здесь. Для этого достаточно вспомнить А. С. Макарен­ ко, который говорил: «Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким вы сделаете его к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитаете, ка к нужно, потом при­ дется перевоспитывать». А на этом-то отрезке времени главным образом и действует родительское влияние. Проблема «трудных» видится и в другом. Наша общественность еще недостаточно прилагает усилий к то­ му, чтобы решить вопрос об органи­ зации досуга детей и подростков. К о ­ нечно, все согласны с тем, что имен­ но незанятость ребят во внеучебное время является тем первым услови­ ем, которое приводит к правонару­ шениям, Побеседуйте с любым «труд­ ным» подростком, и вы убедитесь в этом. Ведь ни один из них не зани­ мается в круж ке художественной самодеятельности, це занят полез­ ным делом. Думаете, они не хотят ничем заниматься (как иногда пыта­ ются утверждать некоторые товари­ щи)? Отдельные — да. С ними н уж ­ но поработать, увлечь. Но у подав­ ляющего большинства подростков немало желаний. У одних — это лю­ бовь к спорту, туризму, у других — влечение к технике, радиоделу и т. д. Здесь особо следует сказать о споо- те. Я не встречал такого мальчишки, который был бы совершенно равно­ душен к спорту. Каждый из них ле­ том гоняет мяч, а зимой — шайбу. И «стадионы» находят, причем сами, без участия взрослых: используется любая площадка во дворе или на улице? Однако наши спортивные органи­ зации, домоуправления мало пока де­ лают для развития физкультурной работы среди детей. Ярким подтверждением того, что «трудных» подростков можно увлечь полезным делом, является деятель­ ность Липецкого клуба «Неунываки», циркового круж ка «Алые паруса» при Доме культуры завода «Свободный сокол» и некоторых других. Однако таких примеров у нас в области еще мало, И хотя почти в каждом рай­ оне, а тем более-Мороде, нашей об­ ласти находятся энтузиасты-об­ щественники детских дел, они, как правило, являются одиночками. В их роли выступают главным образом пенсионеры. А комсомольцы? Во мно­ гих городах и районах области ком­ сомольцы никак не хотят конкретно заниматься с «трудными». Я подчер­ киваю — именно конкретно. Ибо ре­ шения и постановления принимаются ими повсеместно. Однако, когда дело доходит до индивидуальной работы с ребятами по месту жительства, в ра­ бочих коллективах, в школе, / ж Елецкий горком * • В Л КСМ неодно­ кратно, например, запрашивал в дет­ ской комнате ми­ лиции с п и с к и «трудновоспитуемых» ребят (чем вселял большие надежды), но даль­ ше списков дело так и не пошло. В статье «Долг родителей», опу­ бликованной недавно в газете «Ле­ нинское знамя», доцент Елецкого пединститута А. Саранцев, на мой вгляд, правильно ставит вопрос о повышении ответственности родите­ лей за воспитание своих детей. Мы должны заставить и силой общест­ венного мнения, и силой закона от­ вечать родителей, снимающих с себя ответственность за правильное вос­ питание детей и перекладывающих это дело на плечи других. Но, ставя остро этот вопрос, мы не вправе за­ бывать и других лиц, коим поручено воспитывать наше подрастающее по­ коление. А. Саранцев в упомянутой статье сетует на то, что за нарушения по­ рядка, допущенные школьниками, строго спрашивают с учителя или классного руководителя. Это не все­ гда так. И, может быть, в том-то и заключается беда, что некоторые на­ ши педагоги больше всего думают об успеваемости, а не о воспитании ре­ бят. По долгу службы мне приходится много сталкиваться с «трудными» подростками, постоянно бывать в школах. И лишь в немногих из них можно увидеть продуманную систему работы с «трудновоспитуемыми» уча­ щимися, их родителями. А вед^ ока­ зание педагогической помощи родите­ лям в правильном воспитании де­ тей — это тоже долг школы. Многое в этом отношении делается в школах №№ 3, 9, 29 города Липецка, №№ I и 2 города Данкова и других? Но часто еще в школах, кроме общих назиданий в адрес непоседливых на собрании, или с глазу на глаз — в кабинете директора — дальше не идут? Мы часто говорим о воспитатель­ ной работе среди детей и подростков по месту их жительства. Предлагают, чтобы застрельщиками в этом яви-, лись школы в своих микрорайонах* Особенно в небольших городах и сельской местности, поскольку там нет домоуправлений. И что же? В Липецке, например, немало рейдов проводилось общественностью в суб­ ботние и воскресные дни. Каждый из них приносил одни и те же результа­ ты — в эти дни в вечернее время на всех школах висели огромные замки* Для ребят не было предусмотрено ни­ чего. А ведь именно в это время они свободны от всех дел и ищут занятия по своему усмотрению. Подростку ча­ сто субботним и воскресным вечером просто некуда пойти. Пи кинотеатр, ни Дом культуры, ни школа его в это время совсем не ждут. Вот и прихо­ дится слоняться ему по улицам, в подъездах до 9— 10 часов вечера. А то и позже. В зависимости от того, какие родители. Многое, таким образом, в быстрей­ шем разрешении проблемы «трудных» зависит и от школы. И недаром А. С, Макаренко называл первейшими вос­ питателями детей их родителей и пе­ дагогов. А что касаедся ответственно­ сти школ за это, то она должна быть не меньшей, чем родительская. П. ФЕДОРОВ, работник областного управления охраны общественного порядка. | Страница подготовлена | школ редакции газеты * ^♦♦♦♦♦♦♦♦♦ффффффф»фффффффффффффффффффф< нештатным „.Ленинское 1 отделом % знамя“ |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz