Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
'б января 19 66 г., М 4 (5 1 1 4 ) ^ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Сегодня о т к р ы в а е т с я обл а с тной $ | с ъ е з д п о к о л \ м . у н и с т и ч е с к о л \ у | п и т а н и ю л \ о л о д е Ж и ! > О ; ☆ В микрорайоне завода «Свобод ный сокол» шесть школ. В них обу чается более 3500 детей. Их успехи в учебе, поведение зависят не только от учите ля, но и от домашней обстановки. У нас на заводе воспитание детей в семье пе рестало быть частным делом родителей. Тради ционной стала связь между предприятием и шко лами. Наши объединенные усилия направлены на решение трех основных проблем: повышение ка чества знаний учащихся и ликвидации на этой ос нове второгодничества; слияние обучения и вос питания в единый процесс и организация вне классной работы с детьми; укрепление матери альной базы школ. Связь школ микрорайона с азводом осущест вляется широко, по многим линиям: ее поддер живают советы содействия семье и школе, брига ды коммунистического труда, завком, ЖКО, жен- совет, народный университет для родителей, дет ский сектор Дома культуры и т. д. Разумеется, направляют всю работу партком завода (секре тарь Л. Н. Половинкин) и завком профсоюза (председатель В. А. Елуфимов). Особо важную роль играют общезаводской и цеховые советы содействия семье и школе. Мы стремимся повысить ответственность роди телей за учебу и воспитание своих детей, строго спрашиваем с тех, кто беззаботно относится к этому важному делу. Главы семей, нарушающие нормы быта, подвергаются общественному воз действию, иногда приходится применять и такие крутые меры, как лишение премии и понижение по службе. Вот как работает, например, совет содействия семье и школе в фасоннолитейном цехе. Он су ществует 5 лет. Все его члены имеют поручения: одни работают с родителями в цехе, посещают квартиры, проверяют условия, в которых растут дети. Другие прикреплены к школам микрорай она, ведают шефской работой бригад, следят за успеваемостью и дисциплиной детей рабочих цеха. Все семьи, в которых есть дети школьного Зозраста, советом взяты на учет. В цехе есть уго лок для родителей. В нем каждый месяц выве шиваются оценки детей рабочих по всем пред метам. Тут же красуются фотографии лучших учени ков. Все это очень действенно. Среди ш к о л ь н и к о в — детей рабочих фасоннолитейного цеха — сейчас неуспевающих нет. А раньше были. Члены совета посещают квартиры семей, в ко торых случаются недоразумения, обсуждают по ведение и состояние успеваемости отдельных ребят в их присутствии. В общем, занимаются теми, кто нуждается в контроле. Вмешиваются они и в отношения между родителями, если в том есть необходимость. Вопросы воспитания в семье обсуждаются на партийных собраниях цеха, заседаниях партбю ро, цехкома. Фасоннолитейный цех небольшой. Поэтому совет содействия сам возглавляет шефство над классом в школе № 3 уже более 4-х лет. Под шефные в'^том году учатся уже в 10 классе. К учащимся приходят члены бригад коммунисти ческого труда, представители администрации цеха и общественных организаций. Комсомоле- ИДЕЙНАЯ ЗАКАЛКА НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА * * * * В Ш И - . г т Т 1 Т Т / 1 Л т г а Ян АШя ЯН * ЯН НЯ I V лШ так ■ НИ лКХ ^ •И-.-ч- л 'V / % % т ЗАВОД И ШКО ЛА цы цеха и школьники разбили сквер на заводе, несколько раз проводили совместные комсо мольские собрания. Шефы вели в классе кружок радиотехников. Примерно так же действуют советы содейст вия и в других цехах. Вопросы воспитания в семье особенно серьез но поднимаются в парторганизациях трубных це хов №№ 1 и 2 (парторги И. Б. Кузовлев и В. Н. Мозгунов). На партсобрании в первом трубном слушали и отчеты детей-пионеров из подшеф ных классов о работе в звеньях. Ребят принима ли в пионеры на открытом партсобрании прямо в цехе. Коммунисты сами повязывали им гал стуки. У нас сейчас выработались определенные пра вила: за школами закрепляются цехи, за класса ми — бригады коммунистического труда или коллективы, борющиеся за это звание. Количест во бригад, соревнующихся с классами, в раз ных школах колеблется. Зависит оно от числа классов и потребности участия представителей общественности. Наиболее действенна шефская работа, по нашему мнению, в 3—8 классах. Установилось и некоторое единство в работе шефов-бригад: бригада, заключившая договор о социалистическом соревновании с классом, орга низует систематические встречи с учащимися для подведения итогов (раз в месяц). Школьни ки обязательно бывают в цехах своих шефов, знакомятся с работой родителей, слушают рас сказы об успехах на производстве. Шефы-бригады организуют коллективные посещения кино, театра, музея, возглавляют экскурсии, походы, ближние и дальние, поездки в города Советского Союза, например, в Киев, Калининград, Волгоград, Крым и другие. За последние 4 года шефы-бригады провели столько экскурсий и походов с учащимися, сколько их не провела ни одна школа микро района за все время своего существования. В прошлом учебном году были организованы мас совые туристические походы по родной обла сти всех классов, начиная с четвертых. Цель — собрать материал о наших земляках-героях Ве ликой Отечественной войны. В организации по ходов участвовала общественность завода. Походы, экскурсии мы считаем важным сред ством воспитания. Они непосредственно связыва ют детей с жизнью, способствуют формированию их характеров, воспитывают чувство товарищест ва и коллективизма. Многие бригады поддерживают связь со свои ми классами уже в течение ряда лет. Например, бригадир Н. И. Шальнее из трубцеха № 1 руко водил бригадой, шефствующей над классом 7 лет. Начало этой дружбе было положено зачина телем этого движения И. М. Козодеровым. В прошлом учебном году подшефный класс был выпущен. В школе № 28 бригада Н. Ф. Бессонова из трубного цеха № 2 шефствует над классом (ны не 10-м) 6 лет. Эта бригада систематически ин тересуется успехами своих юных друзей. Рабо чие неоднократно участвовали в общественных смотрах зна н и и учащихся. (Такая форма контроля практикуе т с я в наших ш к о л а х : шефы и родители присутствуют на уроках во время фронтальных опросов учащихся по тому или иному предме- ту). Класс сейчас представляет собой отлично ор ганизованный коллектив, в котором все успева ют, хорошо ведут себя, активно участвуют в общественной жизни. Есть что рассказать и о шефах шестого клас са той же школы, о бригаде коммунистическо го труда К. П. Панова из трубцеха № 1. Сам бригадир — свой человек в классе. -Его интере сует судьба каждого ученика. Он умело находит путь к сердцу самых «трудных» ребят. По-отцов ски журит, систематически контролирует, помо гает. Б текущем учебном году мы обращаем глав ное внимание на организацию индивидуальной работы с «трудными» детьми. Например, в шко ле № 3 члены бригады мастера П. И. Инютина из трубцеха № 2 решили взять отдельных ребят под индивидуальный контроль. Это нельзя назвать ни шефством, ни опекой. Это скорее всего «усыновление». Есть дети, которых часто называют «трудными». Они-то и должны состав лять главную заботу бригады, потому что им как раз и не хватает отцовской рабочей руки, мужской ласки и требовательности. Примеров, подтверждающих действенную си лу шефской работы в школах, можно было бы привести очень много, потому что практика у нас в этом деле уже значительная. Но мы счи таем, что главным звеном сейчас является ин дивидуальная работа с отдельными учащимися, борьба за каждого ребенка. Бот почему мы, помимо бригад, настоятельно рекомендуем каж дому цеху посылать коммунистов и лучших бес партийных товарищей для организации отцовской поддержки отдельным ребятам, нуждающимся в этом. Мы придаем серьезное значение педагогиче ской пропаганде. В семье начинает формировать ся личность человека. Родители — первые учите ля. Чтобы предупредить возможные ошибки в воспитании, мы организуем учебу родителей. У нас уже пять лет работает народный универ ситет по распространению педагогических зна ний. В школах каждый месяц проходят занятия лектория педагогических и медицинских знаний. Партком и завком проявляют большую заботу и об организации летнего отдыха детей. В райо не завода работало 12 летних площадок при домоуправлениях, городской лагерь. Завод име ет очень хороший загородный пионерский лагерь. Коллективы цехов оказывают школам материаль ную помощь при ремонте зданий, оборудовании кабинетов, в приобретении музыкальных инстру ментов и т. д. В текущем году намечено строи тельство спортзала при 3-й школе силами рабо чих и старшеклассников. Считаем, что в деле объединения сил общест венности, семьи и школы мы стоим на правиль ном пути. Главное найдено. Будем совершенст вовать формы своего участия в воспитании де тей. В. ГОРСКОВ, директор завода «Свободный сокол». В учебно-воспитательном про цессе все большее применение на ходит техника. В средней школе № 38 оборудован лингафонный кабинет. Ученики здесь прослу шивают тексты на иностранных языках, знакомятся с правильным произношением. НА СНИМ КЕ : десятиклассники на уроке иностранного языка. Фото Ю. Ардашева. 4 с и я ленинские Т Е , звезды I К Л А С С Н Ы Й Р У К О В О Д И Т Е Л Ь В пятом классе Володя А. остался на второй год: мальчик не отличал ся прилежанием, домашние задания выполнял редко. Классному руково дителю П. Я. Васиной много при шлось с ним повозиться. На помощь пришел весь класс. С Володи не спускали глаз ни в школе, ни на улице. Учителя и пионеры помогали ему в учебе, и он перешел в шестой. П? Я. Васина поставила перед со бой цель: обязательно сделать так, чтобы «трудный» ученик окончил восемь классов. И она добилась этого, добилась с помощью других учащихся, товарищей Володи. Маль чик успешно окончил восьмой класс. Теперь он работает на тракторном заводе и учится в вечерней школе. Знание индивидуальных особенно стей ученика — это, пожалуй, самая сильная сторона в системе работы П. Я. Васиной как классного руко водителя. И поэтому, как только ей вручают класс, которым она должна руководить. Полина Яковлевна про водит среди .родителей опрос-анкету. Среди вопросов есть и такие: «С кем дружит ваш ребенок? Помогает ли дома по х о з я й с т в у ? К чему он име ет склонности? Вежлив ли он со старшими и товарищами?» Эта анкета, например, помогла установить, что Толя П „ способный ученик, активный общественник, не любит физического труда. И Поли на Яковлевна стала периодически давать ему трудовые поручения, с каждым годом усложняя их: по мыть цветы в биологическом каби нете, отремонтировать наглядные пособия, убрать классную комнату, возглавить уборку школьного двора у И Т. Д. Учащиеся класса, которым руко водит ГГ. Я; Васнна, растут не бело ручками. Они всегда принимают .ак тивное участие в, сборе металлоло ма, ухаживают за школьным садом, Х О Р О Ш А Я \1> Д Р У Ж Б А Наш 10 «Е» класс дружит с брига дой коммунистического труда трак торостроителей, которую возглавля ет Н. П. Бантиков. Д ружим мы еще с пятого класса, и это помогает нам ® учебе ,и труде. Наши шефы часто бывают в классе, интересуются ус пехами в учебе, делами комсомоль цев, спортивными достижениями. Бригада Н, П. Байдикова всегда перевыполняет производственные за дания, а мы стараемся равняться на цашнх шефов в учебе? Соревнование с ними заметно влияет на наших ре бят, особенно на тех, кто не любил раньше трудиться. Наши друзья очень требовательны к нам. Они проверяют дневники, следят за уче бой каждого. Мы не раз бывали у своих друзей на заводе. И в комсомол нас при нимали прямо в пехе, в красном уголке. Р. М ЕДВЕДЕВА , секретарь комсомольской х Г организации 10 «Е» класса 31-Й средней школы г, Липецка. периодически приводят в порядок школьный двор, участвуют в обще городских воскресниках. Вместе с комсомольцами Полина Яковлевна долго думала, как по строить самоуправление в классе, чтобы каждый ученик имел общест венное поручение^ И решили создать б секторов: учебный, политико-мас совый, культурно-просветительный, быта и связи с родителями, физкуль туры и спорта, санитарный. Каждый ученик обязательно входит в какой- либо сектор и выполняет опреде ленное общественное поручение, а руководителями секторов выбрали энергичных и деятельных комсомоль цев: Наташу Духанину, Толю При- пачкина, Таню Олиференко, Гену Попова, Женю Антонова, Галю Хрипункову. Руководители секторов вошли в бюро классной комсомоль ской организации, возглавляет кото рую Таня Фетисова. Она обладает хорошими организаторскими способ ностями и пользуется авторитетом среди комсомольцев. Каждый сектор проводит боль шую работу. Так, учебный сектор следит за успеваемостью учащихся и в необходимых случаях оказывает помощь товарищам в учебе. Вот один пример. В 7 и 8 классах тяже ло болела Таня Самарина. Несколь ко месяцев она лежала в больнице. Ребята из учебного сектора во гла ве с Наташей Духаниной ходили к ней, объясняли трудные разделы учебного материала. Навещали ее учителя и тоже помогали в учебе. Таня успешно справилась с програм мой и теперь учится в том же клас се, что и ее школьные товарищи; Ребята из сектора быта и связи с родителями разделили всех учащих ся класса на группы по их месту жительства. В каждой группе выде лен связной, который по поручению классного руководителя сообщает родителям о плохих и хороших де лах учащихся класса, — Но теперь связные, — улыбает ся Полина Яковлевна, — чаще яв ляются для родителей вестниками добрых дел, потому что случаев на рушения дисциплины и недобросо вестного отношения к учебе со сто роны учащихся класса становится все меньше и меньше..; Содержательной, интересной жиз нью живет ученический коллектив этого класса. В основу работы в нем классный руководитель положила воспитание учащихся на примере жизни и революционной деятельно сти В. И. Ленина. А в прошлом учебном году они приняли активное участие в создании ленинского школьного музея. Руководитель политико-массового сектора Толя Припачкин стал экс курсоводом этого музея, р н же от вечает и за политинформацию в классе. К этому-готовятся все уча щиеся, и, как правило, во время проведения политинформаций разго раются жаркие споры. В классе проводятся интересные беседы об искусстве, обсуждаются коллективно просмотренные кино картины и театральные постановки. Надолго учащимся запомнятся и диспуты. Особенно хорошо прошел диспут на тему: «В человеке должно быть все прекрасно!*. Галя Стрель никова, Вера Заострожных, Галя Вовчук, Таня Воржева и другие вы сказали много интересных мыслей. Они припомнили, что по этому по воду говорили А, П? Чехов, Н. А. Островский, рассказали о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны, о трудовых подвигах членов бригад коммунисти ческого труда род ного города. Полина Яковлев на не только со вершенствует свое мастерство как учитель, но и как классный руководитель, На ее рабочем столе лежат кни ги К- Я- Хорькова «Что нужно знать о воспитании подростка», сбор ники статей под редакцией А. И. Липкиной и В. П. Ягунковой «Проб лемы формирования личности и ин дивидуальный подход к учащимся», под редакцией Н. И. Болдырева «Организация и воспитание учениче ского коллектива». При работе с родителями она широко использует журнал «Семья и школа». П. Я. Васина руководит, своим классом уже пятый год.- Приняла его Полина Яковлевна, когда ребята были пятиклассниками, а теперь они уже в девятом, Цели вы попросите руководителей средней школы № 2 г. Липецка пе речислить лучшие классы, то они обязательно назовут и 9 «А», кото рым руководит П. Я. Васина. Ребята из этого класса вежливы, культурны, дружны, начитаны. И в этом боль шая заслуга классного руководителя. П. КАШ М Е Н С КИ Й , заведующий нештатным отделом школ «Ленинского знамени», инспектор облоно. В честь 50-летия Ве ликой Октябрьской социалистической рево люции 2 октября 1964 года был объявлен Всесоюзный смотр пио нерских дружин «Си яйте, ленинские звез ды!». За год пионер ские дружины г. Л и пецка, участвуя в нем, накопили интересный опыт работы. Пионерская дружи на имени Лизы Чайки ной из школы № 3 по праву считается одной из лучших. В школе открыты , ленин с к и музей и музей боевой славы, построена своя теплица. Более полови ны пионеров учится только на «хорошо» и «отлично». В дружине много хороших тради ций. Запевалами и ор ганизаторами всех дел являются комсомоль цы. Однажды комсо мольцы - корчаги н ц ы (комсомольская орга низация школы носит имя Павла Корчагина) задумались, как сде лать полезным каждый день жизни в родной школе. И пришло та кое решение: пусть 29 число каждого месяца будет «днем добрых дел». К этому дню каждый пионер, ком сомолец, шк о л ь н и к должен сделать что- нибудь полезное, нуж ное для школы. Школьная копилка добрых дел пополни лась детскими рабо тами: экспонатами из дерева, нагляд н ы м и пособиями. Пионеры 7-х классов сделали цев». Ребята собрали большой материал о прославленном летчи ке и рассказывают о нем в других отрядах. Рядом с ними идут «полетаевцы», «гайда ровцы», «мерк у л о в цы», «водопьяновцы». И в каждом из этих отрядов есть свои му зеи. Ребята стараются быть достойными этих диораму «Взятие Зим- героев. Каждый отряд него», макет шалаша В. И. Ленина в Разли ве, организовали эст радный ансамбль. Малыши тоже не от стают от своих стар ших товарищей. Другое интересное дело корчагинцев — школьный музей бое вой славы. На его стендах — фото г р а- фии, репродукции с картин, письма, лето писи подвигов наших героев - земляков, — участников боев с фа шистами, уголки памя ти героев-комсомоль- цев, чьи имена носят дружина и комсомоль ская организация шко лы. Руками красных следопытов собраны эти реликвии. Каждый пионерский отряд носит имя героя. Вот отряд «чкалов- переписывается с го- родом-героем. Третьеклассники, го товящиеся стать пио нерами, получили за дание штаба похода боевой славы: от сво их родителей узнать о военных событиях и рассказать о них в своем классе, собрать альбомы о пионерах- героях. Пионеры четвертых классов оформляют выставку марок, рас сказывающих о Вели кой Отечественной вой не. 23 февраля, в День Советской Армии, в дружине будут подве дены итоги похода бо евой славы. В. КУЗНЕЦОВА , заведующая пионер ским кабинетом ли пецкого Дома пионе ров. АРЕНЬ стоит в центре каби нета, Голову опустил, внима тельно слушает каждое сло во. Члены комиссии по делам несовершеннолетних с т а р а ю т с я разобраться, почему Сергей не ночу ет дома и не хочет посещать школу. Может, у него нет родителей и по этому приходится искать ночлег в кочегарках? Может, ему нечего одеть и поэтому он нё ходит в школу? Оказывается, все у него есть. Ж и лищные условия хорошие, у родите лей он—единственный сын. Обут, одет. Материально вполне обеспечен. Так в чем же дело? Все стало яс ным, как только слово было предо ставлено отцу Сергея. Уже один вид Константина Алексеевича Давыдова свидетельствовал о том, что он сде лал великое одолжение комиссии, явившись на заседание, где решалась судьба его сына.. «Что вы от меня хо тите? Зачем пригласили?»—говорило выражение его лица.—«Ну, не ночует дома. А я при чем? Я же его не вы гоняю. И что вы можете мне сделать? Штраф? Пожалуйста, уплачу тут же». И Константин Алексеевич твердой ру кой (по таким пустякам волноваться он не намерен) достал из кармана не сколько хрустящих купюр и положил на стол председателя. «Теперь я сво боден?» И, не ожидая ответа, вы шел. Мнение членов комиссии было еди нодушным, Именно отец виноват в том, что Сергей сделал свой первый неправильный шаг, Это он, Констан тин Алексеевич, беспокоясь главным образом о своем личном благополу чии, довел жену до того, что она была вынуждена уйти из дома. За всякого рода «хозяйственными» делами Константину Алексеевичу недосуг было вспомнить и о сыне. Когда же ему напоминали об этом другие, он страшно сердился: возь мите побыстрее штраф (для него двадцать рублей—-н е деньги), .толь ко отвяжитесь, В истории, про исшедшей в семье Давыдова, началь ника . военизиро ванной охраны Елецкого завода гидроаппаратуры, удивляет позиция товарищей из общественных органи заций и дирекции. Они долгое время терпеливо смотрели на поведение коммуниста Давыдова в семье, хотя к ним не раз обращалась с просьба ми о помощи его жена. Только 16 ноября 1965 года приглашенный на заседание комисии по делам не совершеннолетних представитель за вода заверил, что к Давыдову будут приняты необходимые меры воздей ствия, Пример с Сергеем Давыдовым, мо жет быть, кое-кому покажется незна чительным. Что, собственно, случи лось? Ну, мальчишка не ночевал до ма? Но не крал же, не хулиганил? Так стоит ли об этом вести разговор? Стоит. Потому что те случаи, когда ребята оказываются на скамье подсу димых, берут свое начало чаще всего вот с этих «незначительных». И каждый раз возникает вопрос— кто же виноват, что парень стал пре ступником? Что его толкнуло? Изучение личности правонарушите лей показывает, что многие из них воспитывались в семьях обеспечен ных, с хорошими жилищными усло виями. К примеру, из бесед с такими подростками в Липецке, Ельце и Данкове выяснилось, что родители большинства из них проживают в собственных домах или в отдельных квартирах, Но зато в этих же семьях наблю дается совершенно ненормальная об становка. Частые пьянки на глазах у детей, ругань, а то и драки родите лей. Недавно в детской комнате ми лиции Липецка оказался 16-летний Валерий Барышников, который.,, по бывал в вытрезвителе. И вот что выяснилось; отец й мать ?го-—боль* ПРОБЛЕМА „ТРУДНЫХ шие любители спиртного,- На этой почве в семье возникали постоянные раздоры, которые привели к разводу. Разумеется, подобная нездоровая обстановка в семьях самым пагубным образом сказывается на складываю щемся характере и мировоззрении ре бенка, уродует его психику. В таких случаях сводятся на нет усилия шко лы и других учреждений. Им по сути дела приходится уже перевоспиты вать ребенка, ибо юсновы-то закла дываются в семье. А родители явля ются первым примером, В данном случае, плохим. Конечно же, проблему так называе мых «трудных» подростков нельзя сводить только к недостаткам семей ного воспитания, хотя корни ее, по нашему глубокому убеждению, н уж но искать именно здесь. Для этого достаточно вспомнить А. С. Макарен ко, который говорил: «Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким вы сделаете его к пятому году жизни. Если вы до пяти лет не воспитаете, ка к нужно, потом при дется перевоспитывать». А на этом-то отрезке времени главным образом и действует родительское влияние. Проблема «трудных» видится и в другом. Наша общественность еще недостаточно прилагает усилий к то му, чтобы решить вопрос об органи зации досуга детей и подростков. К о нечно, все согласны с тем, что имен но незанятость ребят во внеучебное время является тем первым услови ем, которое приводит к правонару шениям, Побеседуйте с любым «труд ным» подростком, и вы убедитесь в этом. Ведь ни один из них не зани мается в круж ке художественной самодеятельности, це занят полез ным делом. Думаете, они не хотят ничем заниматься (как иногда пыта ются утверждать некоторые товари щи)? Отдельные — да. С ними н уж но поработать, увлечь. Но у подав ляющего большинства подростков немало желаний. У одних — это лю бовь к спорту, туризму, у других — влечение к технике, радиоделу и т. д. Здесь особо следует сказать о споо- те. Я не встречал такого мальчишки, который был бы совершенно равно душен к спорту. Каждый из них ле том гоняет мяч, а зимой — шайбу. И «стадионы» находят, причем сами, без участия взрослых: используется любая площадка во дворе или на улице? Однако наши спортивные органи зации, домоуправления мало пока де лают для развития физкультурной работы среди детей. Ярким подтверждением того, что «трудных» подростков можно увлечь полезным делом, является деятель ность Липецкого клуба «Неунываки», циркового круж ка «Алые паруса» при Доме культуры завода «Свободный сокол» и некоторых других. Однако таких примеров у нас в области еще мало, И хотя почти в каждом рай оне, а тем более-Мороде, нашей об ласти находятся энтузиасты-об щественники детских дел, они, как правило, являются одиночками. В их роли выступают главным образом пенсионеры. А комсомольцы? Во мно гих городах и районах области ком сомольцы никак не хотят конкретно заниматься с «трудными». Я подчер киваю — именно конкретно. Ибо ре шения и постановления принимаются ими повсеместно. Однако, когда дело доходит до индивидуальной работы с ребятами по месту жительства, в ра бочих коллективах, в школе, / ж Елецкий горком * • В Л КСМ неодно кратно, например, запрашивал в дет ской комнате ми лиции с п и с к и «трудновоспитуемых» ребят (чем вселял большие надежды), но даль ше списков дело так и не пошло. В статье «Долг родителей», опу бликованной недавно в газете «Ле нинское знамя», доцент Елецкого пединститута А. Саранцев, на мой вгляд, правильно ставит вопрос о повышении ответственности родите лей за воспитание своих детей. Мы должны заставить и силой общест венного мнения, и силой закона от вечать родителей, снимающих с себя ответственность за правильное вос питание детей и перекладывающих это дело на плечи других. Но, ставя остро этот вопрос, мы не вправе за бывать и других лиц, коим поручено воспитывать наше подрастающее по коление. А. Саранцев в упомянутой статье сетует на то, что за нарушения по рядка, допущенные школьниками, строго спрашивают с учителя или классного руководителя. Это не все гда так. И, может быть, в том-то и заключается беда, что некоторые на ши педагоги больше всего думают об успеваемости, а не о воспитании ре бят. По долгу службы мне приходится много сталкиваться с «трудными» подростками, постоянно бывать в школах. И лишь в немногих из них можно увидеть продуманную систему работы с «трудновоспитуемыми» уча щимися, их родителями. А вед^ ока зание педагогической помощи родите лям в правильном воспитании де тей — это тоже долг школы. Многое в этом отношении делается в школах №№ 3, 9, 29 города Липецка, №№ I и 2 города Данкова и других? Но часто еще в школах, кроме общих назиданий в адрес непоседливых на собрании, или с глазу на глаз — в кабинете директора — дальше не идут? Мы часто говорим о воспитатель ной работе среди детей и подростков по месту их жительства. Предлагают, чтобы застрельщиками в этом яви-, лись школы в своих микрорайонах* Особенно в небольших городах и сельской местности, поскольку там нет домоуправлений. И что же? В Липецке, например, немало рейдов проводилось общественностью в суб ботние и воскресные дни. Каждый из них приносил одни и те же результа ты — в эти дни в вечернее время на всех школах висели огромные замки* Для ребят не было предусмотрено ни чего. А ведь именно в это время они свободны от всех дел и ищут занятия по своему усмотрению. Подростку ча сто субботним и воскресным вечером просто некуда пойти. Пи кинотеатр, ни Дом культуры, ни школа его в это время совсем не ждут. Вот и прихо дится слоняться ему по улицам, в подъездах до 9— 10 часов вечера. А то и позже. В зависимости от того, какие родители. Многое, таким образом, в быстрей шем разрешении проблемы «трудных» зависит и от школы. И недаром А. С, Макаренко называл первейшими вос питателями детей их родителей и пе дагогов. А что касаедся ответственно сти школ за это, то она должна быть не меньшей, чем родительская. П. ФЕДОРОВ, работник областного управления охраны общественного порядка. | Страница подготовлена | школ редакции газеты * ^♦♦♦♦♦♦♦♦♦ффффффф»фффффффффффффффффффф< нештатным „.Ленинское 1 отделом % знамя“ |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz