Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
2 7 декаб ря 19 66 г., X* 2 9 9 (3 8 0 9 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я $ (СТРАНИЦА ПЕДАГОГА И РОДИТЕ Л Я) Совет подростков и м о лодых рабочих на заводе ищет новые пути * Дошкольник дома и в детсаду * Новый учебный план—новые задачи педагогов * Школы одного города раньше и теперь * Если коопера торы проявят инициативу... п о н о в ш Г Т тр ^ Учит ел ям хоро ш о и звестно, что ныне действ ующ и е учебн ы й план и программы страдают с ущест в ен н ыми нед остатками: не вс е в н их отлича ет ся стро г о й научн о й обос н о ва нн остью, соотв етст ву ет с овр емен н ому уров ню научн ых з нан и й. На блюдаютс я так наз ыв аем ые парал лелизм и кониентризм при из уче нии ряда предметов, когда к одном у и тому ж е мате риалу шк оль н ик воз вращ аетс я не од н ократ н о. У чебн ы й пла н яв н о п е р ег руж ен. Именн о в связи с этим Ц К КПСС и Со вет Ми н истров СССР в поста н овл ен ии «О м ерах дальнейшего улучшен ия работы средней общеоб разовательной школы» указ ывают на целес ообраз ность «...ввести на учн о обос н ов анн ы е учебн ы е пла н ы и про г раммы. При этом н еобходимо привести содержание образования в соответствие с требованиями раз вития на ук и, т ехн ики и культуры; обеспечить преемственность в из у че нии основ на ук, б ол ее рацио наль ное распределение учебн ых мат е ри алов по г одам обуч ен ия; уста н овить начал о сист емат ич еск о го преподава ния основ на ук с чет в е рто г о года об учен ия; пр е одол еть п е р ег рузку учащихся уч ебн ыми за н ятиями»/ Новы й учебн ы й пла н и про г раммы средней школы должны более полно отражать современные достижения на ук и, т ехн ики и культуры. Они Должны предусматривать также по вышение уровня гуманитарного и естественно-математического обра зования, улучшение нравственного, эстетического и физического воспи тания, дальнейшее укрепление связи обучения с жизнью, осуществление В Ч Е Р А С Е Г О Д Н Я До Октября в России 76 про центов населения было неграмот ным. В. И. Ленин писал: «Такой ^икой страны, в которой бы мае. сы народа были настолько ограб лены в смысле образования, све- т^ и знания, такой страны в Ев ропе не осталось ни одной, кро ме России». В то время лишь од на треть детей обучалась в шко ле. Не в лучшем положении нахо дился и Липецк, захолустный го родишко трактиров, церквей и полицейских участков. До рево люции в нем было 10 начальных школ, в которых учились 1027 де тей, женская гимназия и реальное училище с 840 учащимися. Всего, следовательно, училось 1867 из 20.358 жителей. Сразу же после Октябрьской революции начались серьезные изменения в области народного просвещения. Советская власть приняла все меры для развития культуры в стране. В 1918 году все учебные заведения, сущест вовавшие в г. Липецке, были пре образованы в единые трудовые советские школы. Были созданы 12 школ первой ступени с 5276 учениками и 2 школы второй сту пени на 580 человек. (Всего было 5856 учащихся). В последующие годы в связи с ростом города и осуществлением Закона о всеобщем обязательном обучении школьная сеть ежегод но росла. За годы Советской вла сти было построено 44 крупных школьных здания. Сейчас в Ли пецке насчитывается 48 общеоб разовательных школ и 11 школ рабочей молодежи, в которых учатся 51.483 человека. Это почти в тридцать раз больше, чем до революции. Росла и учительская семья. Ес ли до революции было только 53 педагога, то сегодня их почти в 42 раза больше — 2252 чело века С высшим образованием раньше было 14 учителей, а сей час — 1400. Сотни передовых педагогов го рода удостоены высоких прави тельственных наград и почетного звания заслуженного учителя школы РСФСР. В их числе М. Д. Кочерина, Д. К. Цупко, В. Т. Пу тилин, А. А. Истомина, В. Ф. Ка- банкоЕа, В. А. Медведев и другие. Липецкие школы воспитали де сятки тысяч квалифицированных рабочих, опытных специалистов: инженеров, учителей, врачей, аг рономов и т. д. В них учились такие известные Герои Советского Союза, как М. В. Водопьянов, И. А. Мазурук, С. Г. Литаврин, в Липецке начинали свой путь в нау ку профессор МГУ В. И. Фурсов, профессор МВТУ А. И. Паничкин. Кроме общеобразовательных школ, в Липецке действует ряд специальных учебных заведений: металлургический, строительный, кооперативный, машиностроитель ный техникумы, медицинское и музыкальное училища, 5 музы кальных школ, педагогический ин ститут, факультет института стали, филиал финансово-экономическо го института, десятки технических училищ, в которых обучается око ло 5 тысяч человек. Так развилась система народ ного образования за годы Совет ской власти в нашем областном центре. Ф. КАСЬЯНОВ, учитель-пенсионер. трудовой и. политехнической подго товки учащихся. Сократится число обязательных уроков, увеличивается время на факультативные занятия. В начальных классах в неделю должно быть не более 24 обязатель ных уроков, в остальных — 30. Однако распределение количества уроков на изучение того или иного предмета, предложенное комисси ей по определению содержания об разования в средней школе, еше нуждается в уточнении. Сейчас про ект нового учебного плана постав лен на обсуждение педагогической общественности. Проект новых программ предус матривает модернизацию учебных курсов п# большинству дисциплин. Существенные изменения, например, вносятся в программы начальных классов, в курсы русского языка и математики. По русскому языку, в частности, уже с четвертого класса учащимся будут даваться элементарные сведе ния по синтаксису и пунктуации. Значительно расширен материал по словообразованию и лексике. В восьмом классе намечено изучение двух новых тем: «Общие сведения о языке» и «Практическая стилисти ка». Изучение языка будет завер шаться не в восьмом, а в девятом классе. При составлении проекта про грамм начальных классов учтены экспериментальные работы по си стеме профессора Л . В. Занкова, а также и тот факт, что теперь воз росло количество детей, которые приходят в школу из детских садов после соответствующей подготовки. Это дает возможность значительно увеличить программу начальной школы и перейти на систематическое изучение курса наук с четвертого класса. К а к же предполагается осущест вить перевод на новые учебные про граммы'? По ряду предметов — ли тературе, истории — он начался уже с этого учебного года и будет завершен в ближайшее время. По биологии новые программы будут введены в 1968—69 учебном году в 5—8 классах. В кратчайший срок должны быть перестроены программы по трудо вому обучению. В 1—3 классах оно будет осуществляться на уроках ручного труда, в 4—8 — на практи ческих занятиях в мастерских и на опытных участках, в 9— 10 — в практикумах по выбору юношей и девушек. Наряду с этим, для трудовой подготовки учащихся необходимо шире использовать различные фор мы внеклассной н внешкольной ра боты (круж ки технического твор чества, ученические производствен ные бригады, летние трудовые лаге ря и т. д.). По русскому языку, природоведе нию, иностранным языкам и геогра фии новые программы начнут вво диться с 1969 года. К тому времени будут выпущены и новые учебники по этим предметам. Сложнее обстоит дело с матема тикой, так как этот курс подвер гается конструктивным изменени ям, а некоторые его разделы еще нуждаются в экспериментальной проверке. Переход на новый учебный план и новые программы заставляет за думаться, как целесообразнее рас пределить изучение того или иного предмета по классам, в какой сте пени проекты новых программ отве чают современным требованиям, по всем ли дисциплинам нужно вво дить предметное преподавание в четвертом классе и т. д. Все подоб ные вопросы требуют вдумчивого и широкого обсуждения. Хотелось бы, чтобы педагоги области приняли в нем активное участие (проекты но вых учебных программ в ближайшее время будут опубликованы в мето дических журналах Министерства просвещения РСФСР), Чтобы успешнее осуществить пе реход на новый учебный план и программы, необходимо повысить научный уровень и методическое мастерство преподавателей. Эта задача возложена на институты усовершенствования учителей. В нашей области в ближайшие го ды должны пройти переподготовку более 12 тысяч педагогов. Формы ее самые разнообразные: семинары, летние курсы, очно-заочная система обучения. Значительной части пе дагогов необходимо будет пройти двойную переподготовку. Это от носится к преподавателям, ведущим в школе два предмета, а также к учителям начальных классов, кото рые будут преподавать отдельные дисциплины в четвертых классах. Уже летом 1967 года пройдут пе реподготовку преподаватели лите ратуры, трудового обучения, физ культуры, черчения, изобразитель ного искусства, пения. Будут так же работать курсы организаторов внеклассной и внешкольной воспи тательной работы с детьми. В подготовке учителей к переходу на новые программы должны ска зать свое слово также педагогиче ские училища и институты. П. КАШ М ЕНС КИ Й , директор областного института усовершенствования учителей. В наше время большинство де тей дошкольного возраста посе щает детский сад. С ними занимаются опытные педа гоги - воспитатели. Они воспитывают в детях чувство коллективизма, лю бовь к труду, приучают их к само обслуживанию в быту, прививают им начатки художественного вкуса... Словом, делают все для того, чтобы с самого раннего детства сознание ребенка развивалось по правильному пути. Но только часть суток, причем меньшую, ребенок находится в до школьном учреждении. Остальное время его воспитывает семья. Ее влияние на его формирование ис ключительно велико. Поэтому очень важно, чтобы семья и детский сад действовали сообща, поэтому так важно, чтобы родители знали и пре творяли в жизнь принципы воспита ния дошкольника. Нам хотелось бы поговорить о некоторых из них. Можно встретить такой факт. Хо рошо обставленная и уютная квар тира. А у ребенка не'г игрового уголка, где бы он мог играть, дер жать игрушки в определенном месте, нет книжной полки, сделанной хотя бы руками отца, нет прибитой по возрасту ребенка вешалки. А надо помнить, что, воспитывая любовь к порядку, мы воспитываем и многие другие качества. Повесить пальто, убрать игрушки, книж ки на место. Этим прививается и труд, и очень важное для всякого трудового чело века качество — организованность. ...Мама вышла из квартиры. Нина берет веник и подметает пол. Она только что видела, как это де лала мама. Но разве интересно под- ЧТО МОЖЕТ СЕМЬЯ метать пол, если на нем — нет н и ' соринки? Девочка быстро из угла приносит ящик с песком и рас сыпает его по полу. Теперь она под метает не «понарошку». В воздухе облако пыли. Можно себе предста вить гнев иной мамы! А Нина вовсе не злоумышленница. Ей хотелось работать, как мама. 1 Ошибки многих родителей состоят в том, что они слабо используют активность детей, их энергию, стре мление к самостоятельности. Из бо язни, как бы чего не вышло, взрос лые становятся на неправильный путь опеки. На первых порах, конечно, надо научить детей, как выполнять зада ние: показать, объяснить, организо вать. К а к только дети приобретут некоторый жизненный опыт, знания и умения, необходимо предоставить им большую свободу деятельности. Необходимо с самого раннего возраста приучать детей в самосто ятельности, учить их выполнять не сложные обязанности. А иные ро дители, полагая, что создают ребен ку «счастливое детство», лишают его возможности ощутить радость тру да, лишают веры в свои силы, об рекают на безделье, а, следователь но, на шалости и капризы. Бегает ребенок по кроватям или дивану, а «любящие» родители го ворят; «Он еще маленький. Вырас тет — поймет». Ругает взрослых, а те с восторгом делятся: «Смотри ты, он сказал: «Мама — дура». И улыбаются. Нельзя давать детям все, что бы они ни попросили, и бросаться, сломя голову, выполнять любое желание ребенка. Детям всегда надо рассказывать, как работают отец, мать, кто тру дится рядом с ними. Мать одной нашей воспитанницы Нади Н. рас сказала нам, ка к однажды четырех летнюю дочь она привела на строи тельный участок, а та уже столько знала о нем, что могло показаться, будто она бывала здесь раньше. Дочь гордилась тем, что мама хо рошо работает. ■ В некоторых семьях дети живут, как нахлебники и тунеядцы, полные сознания своей ценности и необык новенных способностей, внушенного любящими родителями с самого раннего возраста. Они твердо уве рены, что все лучшее — это для них. Они не привыкли к дешевой обуви, одежде, к простой пище. От сюда и неуважение к родителям, отсутствие заботы, внимания к ним, неумение поступиться чем-либо для матери и отца, которые только и внушали, что-де им, родителям, ни чего не нужно. ...Трехлетний Гена, расшалившись, снял с дедушки фуражку и бросил в сторону. Дедушка молча нагнул ся, отряхнул фуражку и надел ее. Присутствующие удивились. «Что же вы ему ничего не сказа ли?» «Да что с такого малыша взять! Подрастет —* поумнеет». Отойдя от дедушки, Гена с разбе га ткнулся бабушке в бок. Генина мама сказала: — Нельзя так, бабушке больно. Но бабушка, оправившись от силь ного толчка, при жала к себе Гену; — Разве от та кой прелести бу дет больно? Доброе и дурное передается де тям с одинаковой силой. Большое значение в воспитании имеет пример взрослых, которым дети вначале по дражают слепо и бессознательно. Мне довелось слышать, как шести летия я девочка совсем беззлобно го ворила: «А ты у ж сиди и помалки вай! Когда тебя никто не спраши вает, всегда суешься не в свои де ла» (это бабушке), «Что ты стал как пень? Поворачивайся живее, а то из-за тебя не пройти» (это отцу). «Ты неряха-растрепа, вечно что- нибудь забудешь» (это матери). Папы и мамы! Посмотрите на се бя со стороны, прислушайтесь к то ну своего разговора, к форме обра щения друг с другом. Не вас ли копируют ваши дети? ...Спор у трамвая. Мальчик за руку тянет мать, чтобы бросить би лет в урну, а та недовольна. — А нам воспитательница всегда говорит: жалеть надо дворников, не сорить. — Да ну тебя со своей воспита тельницей! Знает ли мать, что ее малыш пос ле этих с ло е может совсем потерять доверие к воспитательнице? Если между семьей и детским са дом устанавливаются дружеские от ношения, если родители часто бы вают в группах и видят всю работу детского сада, если родители и вос питатели уважают друг друга и ве дут единую линию, то развитие у детей необходимых качеств идет быстрей и успешней. Р М. БОЙКО, заведующая детсадом № 52. В ПОИСКАХ ШКОЛЬНОГО ОБЕДА На большой перемене малыш из второго класса неторопливо достает из кармана ломоть черного хлеба с остатками варенья и, причмокивая, жует. Так было прошлой зимой в Уриц кой школе Тербунского района. Да И не только в Урицкой! К а к наладить регулярную доставку продуктов для детей? Но положение изменилось, когда за дело взялся Тербунский райпот ребсоюз, точнее, его председатель И. Ф. Притуляк. По-серьезному взялся. С чего начали? Прежде все го, определили микрорайоны отда ленных школ, куда подвоз продук тов затруднен. Это Покровский, Бор ковский, Казинский и Урицкий кус ты, Было решено начать здесь стро ительство пирожковых-кондитерских. Материалы? Нашлись и материа л ы ." Райпотребсоюз закупил для этой пели одноквартирные разбор ные домики. Теперь это пройденный этап. Д о мики уже построены. Ежедневно школьники получают булочки, пон чики. Горячие. Дешевые. Вкусные. Отпала необходимость в доставке продуктов из райцентра. Знают ли в других районах о по чине тербунских кооператоров? Знают, разумеется. Правление обл потребсоюза еще в августе этого го да приняло по этому поводу поста новление, которое предусматривает обеспечение булочками и . пирожка ми всех школьников. Указаны меры, как этого добиться, составлены и разосланы на места примерные ме ню школьных завтраков и обедов стоимостью в 10 и 15 копеек. Но дальше этого дело не пошло. Школьный обед по-прежнему явля ется «проблемой номер один». Это мечта не одной тысячи ребят. Толь ко в Усманском районе из 35 вось милетних и средних школ в 16 уча щиеся не могут купить булочки. Не лучше кормят ребят в Лебе дянском, Л.-Толстовском, Волов- ском, Липецком и других районах. Лебедянские кооператоры нахо дятся, пожалуй, в более благоприят ных условиях, чем тербунские. Здесь и дороги лучше, и предприятия общественного питания (два ресто рана, столовые) могли бы оказать серьезную помощь школам. Есть в Лебедяни ресторан с кра сивым названием «Дон». Не будем говорить, как он обслуживает взрос лых, но вот дети вряд ли скажут ему «спасибо». Ресторан взял на себя скромную обязанность—доставлять обеды "для групп продленного дня Покрово-Казацкой начальной ш ко лы. Обеды доставляются. Но, ка кие? Повара т. Красникозу не раз упрекали за низкое качество приго товления пищи. В ряде школ Лебедянского райо на торговать нечем. Пряники, кон феты дорогих сортов — вот и весь «ассортимент» продуктов детского пи. тания. И это, видимо, устраивает руководителей райпот р е б с о ю з а (председатель Б. Ф. Попов). От строительства пирожковых они от казались. Школьный обед недосягаем ^ для ребят Л.-Толстовского района. Школьных столовых здесь нет, а совхозные учащихся не обслужива ют. В буфетах пусто. Булочки в от даленные школы не доставляются. В 120 восьмилетних и средних сельских школах области (из 450) учащиеся питаются тем, что прине сут из дома. Школы, правда, гото вят для них чай,-но что такое чай без булочек? В таких же, если не худших условиях, находятся началь ные школы. И х в области свыше 800, буфеты там не откроешь —• не велико число учащихся, но обеспе чить булочками можно. И самый простой выход — выпекать их на месте. Во всех райпотребсоюзах есть инспектора по общественному пита нию. Казалось бы, им и карты в ру ки. Но. к сожалению, используют их зачастую не по назначению. За оР' ганизацию питания школьников они по существу никакой ответственно сти не несут. Улучшение школьного питания — дело отнюдь не только одних работ ников торговли. Конечно, требовать с них надо. И строго. Но все ли за висит от них? Многое могут сделать директора школ, руководители кол хозоз и совхозов, местные партий ные и советские органы. Руководи тели хозяйств обязаны принимать не посредственное участие в организа ции питания школьников. В первую очередь это относится к тем шко >/\ЛААЛЛ/>/\АЛЛЛЛЛЛЛАААЛЛЛЛЛАЛ/5 Преподаватель русского языка и литературы школы № 4 г. Ли пецка заслуженная учительница школы РСФСР Анна Александ ровна Шаламова широко приме няет на уроках технические сред ства обучения. Вот и сегодня на ее уроке русского языка — аппа рат, служащий для демонстрации наглядных пособий при дневном свете. Фото Ю. Ардашева. лам, которые удалены от предприя тий общественного питания. А совхозные и кооперативные сто ловые? И х тоже почти не использу ют для приготовления школьных обедов. Притом в ряде случаев (в Данковском районе, например.) до пускались высокие наценки на про дукты — до 28 процентов. О том, как далеко стоят некоторые наши хозяйственники от запро сов школ, свидетельствует такой случай, выявленный работниками областного управления Госторгин спекции. Они побывали в Соколов ской восьмилетней школе Чаплыгин- ского района. Все здесь было готово для буфетной торговли: отремон тировано помещение, приобретены: столы, посуда. Оставалось дело за малым — привезти продукты. И тут- то председатель Ведновского раб* коопа т. Кузьмин показал себя: — Не повезу! Не моя это зона. У меня совхоз, а школа расположена на территории колхоза имени К а линина. Никакие доводы на т. Кузь-< мина не подействовали. Сказал, как отрубил. Нашел отговорку и предсе датель колхоза имени Калинина т. Будылкин. Он заявил, что в кол хозе для этой цели нет транспорта. Думается, таких фактов найдется немного, но они есть, и это еще раз подчеркивает, что проблему школь ного обеда решить не так просто, как представляют себе отдельные районные руководители. За примера ми, как говорят, далеко ходить не надо. Вот что сообщил в облиспол ком председатель Воловского рай исполкома т. Горевалов: «Исполком райсовета принял меры и обеспечил организацию во всех средних и восьмилетних школах буфетов. В двух средних школах оборудованы столовые. Горячим питанием будут обеспечены все учащиеся в течение всего учебного года...». А что показала проверка? То, что т. Горевалов легок на слова, да тя жел на дела. В районе, как и в предыдущие годы, питание учащих ся организовано неудовлетворитель но. Хорошо, если буфеты работают в нескольких школах, где вам пред ложат, в основном, пряники и кон феты. Но конфетками, как говорят в народе, сыт не будешь. А вот горя чее питание, то, что нужно, что было обещано школьникам, — где оно? Ф. РОМАННИКОВ , нешт. корр. «Ленинского знамени*. Перед н а м и приказ директора по Липецкому ме ханическому заво ду от 16 августа 1966 года. В нем, в частно- си, говорится: «...С целью про ведения более конкретной и проду манной воспитательной работы с под ростками и молодыми рабочими со здать совет». В состав совета вошли секретарь комитета В Л К С М В. И. Ру бахин — председатель. инспектор отдела кадров А. Д . Довгаль — се кретарь и 7 членов. Среди них—пере довики производства, представители заводского комитета профсоюзов и сами подростки. Да, да. Именно их мнением и решили в первую очередь руководствоваться при планировании всех воспитательных мероприятий с молодыми рабочими. Согласованное с завкомом профсо юзов и комитетом В Л К С М и утвер жденное на бюро партийной органи зации завода «Положение о совете подростков и молодых рабочих» пред ставляет собой программу деятель ности всех'общественных организа ций завода по воспитанию работаю щих здесь подростков. В нем преду сматривается ознакомление молодых парней и девчат, впервые пересту пивших заводской порог, с традици ями предприятия, участка, с зада чами, над выполнением которых ра ботает ко л л е ктв , с лучшими людьми. В положении говорится и об ор ганизации соревнования между мо лодыми рабочими по производствен- Д У М А Я О К А Ж Д О М кым, спортивным показателям и ус пехам в учебе. Среди торжественных - мероприятий, которые намечены, — посвящение в рабочие, присвое ние первого производственного раз ряда, получение первой зарплаты, получение паспорта. Не обойдены и вопросы быта молодых рабочих, ук репления дисциплины и повышения чувства ответственности за дела сво их товарищей. И особое внимание обращено на индивидуальную работу с подростками. Она на первом пла не. Пунктом четвертым положения предусмотрена организация индиви дуального и бригадного шефства над трудновоспитуемыми подростками. И вот об этом-то, о внимании к каждому подростку, и хочется рас сказать. На заводе их работает человек 70. В совете на каждого заведен свое образный педагогический листок. В нем все, что нужно знать о парне или девушке. Приходит молодой ра бочий на завод, с ним вместе запол няют этот листок, вручают «Памятку молодому рабочему». И он сразу чувствует, что о нем, о его судьбе заботятся. Здесь же, в листке, есть графа: шеф. Перелистав все листки, мы ие увидели ни одного, где бы она была не заполненной. Больше того, на многих листках проставлены по две фамилии. Нам поясняют: за подрост ками, не имеющими 10-летнего об разования, закрепляется дополни тельно инженерно-технический работ ник. Он оказывает ему теоретиче скую помощь в быстрейшем освоении профессии. По всем же другим — житейским, бытовым, производствен ным вопросам—подросток может об ратиться за советом к другому шефу — своему старшему товарищу по работе. Вот, к примеру, анкета на Ивана Б. Ему 16 лет. Не так у ж мно го. Но парень успел «отличиться». И з аккуратных записей мы видим, что ранее он был осужден к одному году лишения свободы условно. С этим и пришел в августе на зазод. Парень трудный, но встретили его тепло. Тут же пригласили в совет Михаила Васильевича Усачева, на ладчика 4 разряда. — Знакомьтесь. Включается в разговор и Николай Григорьевич Буряков, главный кон структор. Оба взрослых думали об одном: «Н ужно научить парня жить по-нашему, по-заводски». Завяза лась неторопливая беседа. Михаил Васильевич расспросил Ивана о семье. Мать, отчим, младший брат... Семья не из примерных. Отчим пьяница... Чувствуется, тяжело пар ню. И в том, что допустил тяжелую | ошибку, вина не только его. Надо сделать, чтобы была она последней ■ в жизни. Помочь надо парню. | Ивана определили учеником ста ночника на первый участок. Взялся за работу неплохо. Конечно, издерж ки прошлого воспитания дают себя знать. А беспокоятся о нем не толь ко М . В. Усачев и Н. Г. Буряков. И в отделе кадров, и в комитете ком сомола парня из виду не упускают. Был случай: не пришел он на работу — к нему немедленно отправились домой выяснять причины. Много сде лано общественниками завода и по оздоровлению семьи подростка. Сей час они вместе с детской комнатой милиции добиваются выселения из квартиры отчима-пьяницы, с кото рым мать Ивана расторгла брак. Шефству над подростками на за воде придается большое значение. На заседаниях бюро партийной ор ганизации заслушивают отдельных работников, неудовлетворитель н о относящихся к этому важному пору, чению. Совет систематически следит за тем, как учатся подростки в школах рабочей молодежи. Ни один пропуск занятий без уважительной причины не остается незамеченным. С парнем обязательно поговорят в совете. , На заводе удачно решены и воп росы профессионального обучения' подростков. Для них разработана программа первоначальной техниче ской подготовки, рассчитанная на 52 часа. Занятия идут с начала ок тября. Расписание составлено таким образом, чтобы посещать их могли молодые рабочие и первой и второй смен. И еще один кр у г вопросов, над которыми работает совет. В плане мероприятий записано: « Системати чески посещать работающих под ростков на дому. Провести с подро стками и их родителями собрание на тему: «Воспитание нового челове ка». Это очень правильно —• действо вать сообща, вместе с родителями. Жаль, что не все это понимают. Нам рассказывали на заводе, что когда на совместных собраниях речь захо дила о проступках подростков, неко торые родители обижались. Хорошая связь установилась у завода с подшефной школой № 19. В ней учится много детей, родители которых работают на заводе. Пред ставители завода — частые гости в этой школе. Перед ребятами высту пают руководители завода. Большая дружба завяза; лась у ребят от дельных классоз с бригадами ком* мунистич е с к о г о труда завода. Рабочие этих бригад присутствовали на открытых уро ках. Надолго запомнилось ребя там и посещение завода, где в торжественной обстановке их принимали в пионеры. Рабочие повя зывали им галстуки, пионеры в "при сутствии своих родителей произноси ли слова торжественного обещания. М ежду отдельными классами и брига дами проходило соревнование. Об щественность завода строго спраши вала с тех, чьи дети плохо учились и допускали нарушения дисциплины. Но, говоря о связи завода со шко лой, мы во многих слунаях использо вали глаголы прошедшего времени. И это не случайно. Много хорошего было сделано в прошлом учебном год^у. Сейчас же работа ослабла. А думается, что это не к лицу коллек тиву механического.* Ибо у него есть все необходимое, и, прежде всего, большбе желание постоянно дума ющих людей, которые создали сис тему в работе с подростками. Имен но систему. А это самое главное. П. ФЕДОРОВ, работник управления охраны общественного порядка. # Страница подготовлена нештатным отделом | « Л е н и н с к о г о з н а м е н ^ школ Ч И Ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz