Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

2 7 декаб ря 19 66 г., X* 2 9 9 (3 8 0 9 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я $ (СТРАНИЦА ПЕДАГОГА И РОДИТЕ Л Я) Совет подростков и м о лодых рабочих на заводе ищет новые пути * Дошкольник дома и в детсаду * Новый учебный план—новые задачи педагогов * Школы одного города раньше и теперь * Если коопера­ торы проявят инициативу... п о н о в ш Г Т тр ^ Учит ел ям хоро ш о и звестно, что ныне действ ующ и е учебн ы й план и программы страдают с ущест в ен­ н ыми нед остатками: не вс е в н их отлича ет ся стро г о й научн о й обос н о­ ва нн остью, соотв етст ву ет с овр емен­ н ому уров ню научн ых з нан и й. На­ блюдаютс я так наз ыв аем ые парал­ лелизм и кониентризм при из уче нии ряда предметов, когда к одном у и тому ж е мате риалу шк оль н ик воз­ вращ аетс я не од н ократ н о. У чебн ы й пла н яв н о п е р ег руж ен. Именн о в связи с этим Ц К КПСС и Со вет Ми н истров СССР в поста­ н овл ен ии «О м ерах дальнейшего улучшен ия работы средней общеоб­ разовательной школы» указ ывают на целес ообраз ность «...ввести на­ учн о обос н ов анн ы е учебн ы е пла н ы и про г раммы. При этом н еобходимо привести содержание образования в соответствие с требованиями раз­ вития на ук и, т ехн ики и культуры; обеспечить преемственность в из у­ че нии основ на ук, б ол ее рацио наль­ ное распределение учебн ых мат е ри­ алов по г одам обуч ен ия; уста н овить начал о сист емат ич еск о го преподава­ ния основ на ук с чет в е рто г о года об учен ия; пр е одол еть п е р ег рузку учащихся уч ебн ыми за н ятиями»/ Новы й учебн ы й пла н и про г раммы средней школы должны более полно отражать современные достижения на ук и, т ехн ики и культуры. Они Должны предусматривать также по­ вышение уровня гуманитарного и естественно-математического обра­ зования, улучшение нравственного, эстетического и физического воспи­ тания, дальнейшее укрепление связи обучения с жизнью, осуществление В Ч Е Р А С Е Г О Д Н Я До Октября в России 76 про­ центов населения было неграмот­ ным. В. И. Ленин писал: «Такой ^икой страны, в которой бы мае. сы народа были настолько ограб­ лены в смысле образования, све- т^ и знания, такой страны в Ев­ ропе не осталось ни одной, кро­ ме России». В то время лишь од­ на треть детей обучалась в шко­ ле. Не в лучшем положении нахо­ дился и Липецк, захолустный го­ родишко трактиров, церквей и полицейских участков. До рево­ люции в нем было 10 начальных школ, в которых учились 1027 де­ тей, женская гимназия и реальное училище с 840 учащимися. Всего, следовательно, училось 1867 из 20.358 жителей. Сразу же после Октябрьской революции начались серьезные изменения в области народного просвещения. Советская власть приняла все меры для развития культуры в стране. В 1918 году все учебные заведения, сущест­ вовавшие в г. Липецке, были пре­ образованы в единые трудовые советские школы. Были созданы 12 школ первой ступени с 5276 учениками и 2 школы второй сту­ пени на 580 человек. (Всего было 5856 учащихся). В последующие годы в связи с ростом города и осуществлением Закона о всеобщем обязательном обучении школьная сеть ежегод­ но росла. За годы Советской вла­ сти было построено 44 крупных школьных здания. Сейчас в Ли­ пецке насчитывается 48 общеоб­ разовательных школ и 11 школ рабочей молодежи, в которых учатся 51.483 человека. Это почти в тридцать раз больше, чем до революции. Росла и учительская семья. Ес­ ли до революции было только 53 педагога, то сегодня их почти в 42 раза больше — 2252 чело­ века С высшим образованием раньше было 14 учителей, а сей­ час — 1400. Сотни передовых педагогов го­ рода удостоены высоких прави­ тельственных наград и почетного звания заслуженного учителя школы РСФСР. В их числе М. Д. Кочерина, Д. К. Цупко, В. Т. Пу­ тилин, А. А. Истомина, В. Ф. Ка- банкоЕа, В. А. Медведев и другие. Липецкие школы воспитали де­ сятки тысяч квалифицированных рабочих, опытных специалистов: инженеров, учителей, врачей, аг­ рономов и т. д. В них учились такие известные Герои Советского Союза, как М. В. Водопьянов, И. А. Мазурук, С. Г. Литаврин, в Липецке начинали свой путь в нау­ ку профессор МГУ В. И. Фурсов, профессор МВТУ А. И. Паничкин. Кроме общеобразовательных школ, в Липецке действует ряд специальных учебных заведений: металлургический, строительный, кооперативный, машиностроитель­ ный техникумы, медицинское и музыкальное училища, 5 музы­ кальных школ, педагогический ин­ ститут, факультет института стали, филиал финансово-экономическо­ го института, десятки технических училищ, в которых обучается око­ ло 5 тысяч человек. Так развилась система народ­ ного образования за годы Совет­ ской власти в нашем областном центре. Ф. КАСЬЯНОВ, учитель-пенсионер. трудовой и. политехнической подго­ товки учащихся. Сократится число обязательных уроков, увеличивается время на факультативные занятия. В начальных классах в неделю должно быть не более 24 обязатель­ ных уроков, в остальных — 30. Однако распределение количества уроков на изучение того или иного предмета, предложенное комисси­ ей по определению содержания об­ разования в средней школе, еше нуждается в уточнении. Сейчас про­ ект нового учебного плана постав­ лен на обсуждение педагогической общественности. Проект новых программ предус­ матривает модернизацию учебных курсов п# большинству дисциплин. Существенные изменения, например, вносятся в программы начальных классов, в курсы русского языка и математики. По русскому языку, в частности, уже с четвертого класса учащимся будут даваться элементарные сведе­ ния по синтаксису и пунктуации. Значительно расширен материал по словообразованию и лексике. В восьмом классе намечено изучение двух новых тем: «Общие сведения о языке» и «Практическая стилисти­ ка». Изучение языка будет завер­ шаться не в восьмом, а в девятом классе. При составлении проекта про­ грамм начальных классов учтены экспериментальные работы по си­ стеме профессора Л . В. Занкова, а также и тот факт, что теперь воз­ росло количество детей, которые приходят в школу из детских садов после соответствующей подготовки. Это дает возможность значительно увеличить программу начальной школы и перейти на систематическое изучение курса наук с четвертого класса. К а к же предполагается осущест­ вить перевод на новые учебные про­ граммы'? По ряду предметов — ли­ тературе, истории — он начался уже с этого учебного года и будет завершен в ближайшее время. По биологии новые программы будут введены в 1968—69 учебном году в 5—8 классах. В кратчайший срок должны быть перестроены программы по трудо­ вому обучению. В 1—3 классах оно будет осуществляться на уроках ручного труда, в 4—8 — на практи­ ческих занятиях в мастерских и на опытных участках, в 9— 10 — в практикумах по выбору юношей и девушек. Наряду с этим, для трудовой подготовки учащихся необходимо шире использовать различные фор­ мы внеклассной н внешкольной ра­ боты (круж ки технического твор­ чества, ученические производствен­ ные бригады, летние трудовые лаге­ ря и т. д.). По русскому языку, природоведе­ нию, иностранным языкам и геогра­ фии новые программы начнут вво­ диться с 1969 года. К тому времени будут выпущены и новые учебники по этим предметам. Сложнее обстоит дело с матема­ тикой, так как этот курс подвер­ гается конструктивным изменени­ ям, а некоторые его разделы еще нуждаются в экспериментальной проверке. Переход на новый учебный план и новые программы заставляет за­ думаться, как целесообразнее рас­ пределить изучение того или иного предмета по классам, в какой сте­ пени проекты новых программ отве­ чают современным требованиям, по всем ли дисциплинам нужно вво­ дить предметное преподавание в четвертом классе и т. д. Все подоб­ ные вопросы требуют вдумчивого и широкого обсуждения. Хотелось бы, чтобы педагоги области приняли в нем активное участие (проекты но­ вых учебных программ в ближайшее время будут опубликованы в мето­ дических журналах Министерства просвещения РСФСР), Чтобы успешнее осуществить пе­ реход на новый учебный план и программы, необходимо повысить научный уровень и методическое мастерство преподавателей. Эта задача возложена на институты усовершенствования учителей. В нашей области в ближайшие го­ ды должны пройти переподготовку более 12 тысяч педагогов. Формы ее самые разнообразные: семинары, летние курсы, очно-заочная система обучения. Значительной части пе­ дагогов необходимо будет пройти двойную переподготовку. Это от­ носится к преподавателям, ведущим в школе два предмета, а также к учителям начальных классов, кото­ рые будут преподавать отдельные дисциплины в четвертых классах. Уже летом 1967 года пройдут пе­ реподготовку преподаватели лите­ ратуры, трудового обучения, физ­ культуры, черчения, изобразитель­ ного искусства, пения. Будут так­ же работать курсы организаторов внеклассной и внешкольной воспи тательной работы с детьми. В подготовке учителей к переходу на новые программы должны ска­ зать свое слово также педагогиче­ ские училища и институты. П. КАШ М ЕНС КИ Й , директор областного института усовершенствования учителей. В наше время большинство де­ тей дошкольного возраста посе­ щает детский сад. С ними занимаются опытные педа­ гоги - воспитатели. Они воспитывают в детях чувство коллективизма, лю­ бовь к труду, приучают их к само­ обслуживанию в быту, прививают им начатки художественного вкуса... Словом, делают все для того, чтобы с самого раннего детства сознание ребенка развивалось по правильному пути. Но только часть суток, причем меньшую, ребенок находится в до­ школьном учреждении. Остальное время его воспитывает семья. Ее влияние на его формирование ис­ ключительно велико. Поэтому очень важно, чтобы семья и детский сад действовали сообща, поэтому так важно, чтобы родители знали и пре­ творяли в жизнь принципы воспита­ ния дошкольника. Нам хотелось бы поговорить о некоторых из них. Можно встретить такой факт. Хо­ рошо обставленная и уютная квар­ тира. А у ребенка не'г игрового уголка, где бы он мог играть, дер­ жать игрушки в определенном месте, нет книжной полки, сделанной хотя бы руками отца, нет прибитой по возрасту ребенка вешалки. А надо помнить, что, воспитывая любовь к порядку, мы воспитываем и многие другие качества. Повесить пальто, убрать игрушки, книж ки на место. Этим прививается и труд, и очень важное для всякого трудового чело­ века качество — организованность. ...Мама вышла из квартиры. Нина берет веник и подметает пол. Она только что видела, как это де­ лала мама. Но разве интересно под- ЧТО МОЖЕТ СЕМЬЯ метать пол, если на нем — нет н и ' соринки? Девочка быстро из угла приносит ящик с песком и рас­ сыпает его по полу. Теперь она под­ метает не «понарошку». В воздухе облако пыли. Можно себе предста­ вить гнев иной мамы! А Нина вовсе не злоумышленница. Ей хотелось работать, как мама. 1 Ошибки многих родителей состоят в том, что они слабо используют активность детей, их энергию, стре­ мление к самостоятельности. Из бо­ язни, как бы чего не вышло, взрос­ лые становятся на неправильный путь опеки. На первых порах, конечно, надо научить детей, как выполнять зада­ ние: показать, объяснить, организо­ вать. К а к только дети приобретут некоторый жизненный опыт, знания и умения, необходимо предоставить им большую свободу деятельности. Необходимо с самого раннего возраста приучать детей в самосто­ ятельности, учить их выполнять не­ сложные обязанности. А иные ро­ дители, полагая, что создают ребен­ ку «счастливое детство», лишают его возможности ощутить радость тру­ да, лишают веры в свои силы, об­ рекают на безделье, а, следователь­ но, на шалости и капризы. Бегает ребенок по кроватям или дивану, а «любящие» родители го­ ворят; «Он еще маленький. Вырас­ тет — поймет». Ругает взрослых, а те с восторгом делятся: «Смотри ты, он сказал: «Мама — дура». И улыбаются. Нельзя давать детям все, что бы они ни попросили, и бросаться, сломя голову, выполнять любое желание ребенка. Детям всегда надо рассказывать, как работают отец, мать, кто тру­ дится рядом с ними. Мать одной нашей воспитанницы Нади Н. рас­ сказала нам, ка к однажды четырех­ летнюю дочь она привела на строи­ тельный участок, а та уже столько знала о нем, что могло показаться, будто она бывала здесь раньше. Дочь гордилась тем, что мама хо­ рошо работает. ■ В некоторых семьях дети живут, как нахлебники и тунеядцы, полные сознания своей ценности и необык­ новенных способностей, внушенного любящими родителями с самого раннего возраста. Они твердо уве­ рены, что все лучшее — это для них. Они не привыкли к дешевой обуви, одежде, к простой пище. От­ сюда и неуважение к родителям, отсутствие заботы, внимания к ним, неумение поступиться чем-либо для матери и отца, которые только и внушали, что-де им, родителям, ни­ чего не нужно. ...Трехлетний Гена, расшалившись, снял с дедушки фуражку и бросил в сторону. Дедушка молча нагнул­ ся, отряхнул фуражку и надел ее. Присутствующие удивились. «Что же вы ему ничего не сказа­ ли?» «Да что с такого малыша взять! Подрастет —* поумнеет». Отойдя от дедушки, Гена с разбе­ га ткнулся бабушке в бок. Генина мама сказала: — Нельзя так, бабушке больно. Но бабушка, оправившись от силь­ ного толчка, при­ жала к себе Гену; — Разве от та­ кой прелести бу­ дет больно? Доброе и дурное передается де­ тям с одинаковой силой. Большое значение в воспитании имеет пример взрослых, которым дети вначале по­ дражают слепо и бессознательно. Мне довелось слышать, как шести­ летия я девочка совсем беззлобно го­ ворила: «А ты у ж сиди и помалки­ вай! Когда тебя никто не спраши­ вает, всегда суешься не в свои де­ ла» (это бабушке), «Что ты стал как пень? Поворачивайся живее, а то из-за тебя не пройти» (это отцу). «Ты неряха-растрепа, вечно что- нибудь забудешь» (это матери). Папы и мамы! Посмотрите на се­ бя со стороны, прислушайтесь к то­ ну своего разговора, к форме обра­ щения друг с другом. Не вас ли копируют ваши дети? ...Спор у трамвая. Мальчик за руку тянет мать, чтобы бросить би­ лет в урну, а та недовольна. — А нам воспитательница всегда говорит: жалеть надо дворников, не сорить. — Да ну тебя со своей воспита­ тельницей! Знает ли мать, что ее малыш пос­ ле этих с ло е может совсем потерять доверие к воспитательнице? Если между семьей и детским са­ дом устанавливаются дружеские от­ ношения, если родители часто бы­ вают в группах и видят всю работу детского сада, если родители и вос­ питатели уважают друг друга и ве­ дут единую линию, то развитие у детей необходимых качеств идет быстрей и успешней. Р М. БОЙКО, заведующая детсадом № 52. В ПОИСКАХ ШКОЛЬНОГО ОБЕДА На большой перемене малыш из второго класса неторопливо достает из кармана ломоть черного хлеба с остатками варенья и, причмокивая, жует. Так было прошлой зимой в Уриц­ кой школе Тербунского района. Да И не только в Урицкой! К а к наладить регулярную доставку продуктов для детей? Но положение изменилось, когда за дело взялся Тербунский райпот­ ребсоюз, точнее, его председатель И. Ф. Притуляк. По-серьезному взялся. С чего начали? Прежде все­ го, определили микрорайоны отда­ ленных школ, куда подвоз продук­ тов затруднен. Это Покровский, Бор­ ковский, Казинский и Урицкий кус­ ты, Было решено начать здесь стро­ ительство пирожковых-кондитерских. Материалы? Нашлись и материа­ л ы ." Райпотребсоюз закупил для этой пели одноквартирные разбор­ ные домики. Теперь это пройденный этап. Д о ­ мики уже построены. Ежедневно школьники получают булочки, пон­ чики. Горячие. Дешевые. Вкусные. Отпала необходимость в доставке продуктов из райцентра. Знают ли в других районах о по­ чине тербунских кооператоров? Знают, разумеется. Правление обл­ потребсоюза еще в августе этого го­ да приняло по этому поводу поста­ новление, которое предусматривает обеспечение булочками и . пирожка­ ми всех школьников. Указаны меры, как этого добиться, составлены и разосланы на места примерные ме­ ню школьных завтраков и обедов стоимостью в 10 и 15 копеек. Но дальше этого дело не пошло. Школьный обед по-прежнему явля­ ется «проблемой номер один». Это мечта не одной тысячи ребят. Толь­ ко в Усманском районе из 35 вось­ милетних и средних школ в 16 уча­ щиеся не могут купить булочки. Не лучше кормят ребят в Лебе­ дянском, Л.-Толстовском, Волов- ском, Липецком и других районах. Лебедянские кооператоры нахо­ дятся, пожалуй, в более благоприят­ ных условиях, чем тербунские. Здесь и дороги лучше, и предприятия общественного питания (два ресто­ рана, столовые) могли бы оказать серьезную помощь школам. Есть в Лебедяни ресторан с кра­ сивым названием «Дон». Не будем говорить, как он обслуживает взрос­ лых, но вот дети вряд ли скажут ему «спасибо». Ресторан взял на себя скромную обязанность—доставлять обеды "для групп продленного дня Покрово-Казацкой начальной ш ко­ лы. Обеды доставляются. Но, ка­ кие? Повара т. Красникозу не раз упрекали за низкое качество приго­ товления пищи. В ряде школ Лебедянского райо­ на торговать нечем. Пряники, кон­ феты дорогих сортов — вот и весь «ассортимент» продуктов детского пи. тания. И это, видимо, устраивает руководителей райпот р е б с о ю з а (председатель Б. Ф. Попов). От строительства пирожковых они от­ казались. Школьный обед недосягаем ^ для ребят Л.-Толстовского района. Школьных столовых здесь нет, а совхозные учащихся не обслужива­ ют. В буфетах пусто. Булочки в от­ даленные школы не доставляются. В 120 восьмилетних и средних сельских школах области (из 450) учащиеся питаются тем, что прине­ сут из дома. Школы, правда, гото­ вят для них чай,-но что такое чай без булочек? В таких же, если не худших условиях, находятся началь­ ные школы. И х в области свыше 800, буфеты там не откроешь —• не­ велико число учащихся, но обеспе­ чить булочками можно. И самый простой выход — выпекать их на месте. Во всех райпотребсоюзах есть инспектора по общественному пита­ нию. Казалось бы, им и карты в ру ки. Но. к сожалению, используют их зачастую не по назначению. За оР' ганизацию питания школьников они по существу никакой ответственно­ сти не несут. Улучшение школьного питания — дело отнюдь не только одних работ­ ников торговли. Конечно, требовать с них надо. И строго. Но все ли за­ висит от них? Многое могут сделать директора школ, руководители кол хозоз и совхозов, местные партий­ ные и советские органы. Руководи тели хозяйств обязаны принимать не посредственное участие в организа ции питания школьников. В первую очередь это относится к тем шко >/\ЛААЛЛ/>/\АЛЛЛЛЛЛЛАААЛЛЛЛЛАЛ/5 Преподаватель русского языка и литературы школы № 4 г. Ли­ пецка заслуженная учительница школы РСФСР Анна Александ­ ровна Шаламова широко приме­ няет на уроках технические сред­ ства обучения. Вот и сегодня на ее уроке русского языка — аппа­ рат, служащий для демонстрации наглядных пособий при дневном свете. Фото Ю. Ардашева. лам, которые удалены от предприя­ тий общественного питания. А совхозные и кооперативные сто­ ловые? И х тоже почти не использу­ ют для приготовления школьных обедов. Притом в ряде случаев (в Данковском районе, например.) до­ пускались высокие наценки на про­ дукты — до 28 процентов. О том, как далеко стоят некоторые наши хозяйственники от запро­ сов школ, свидетельствует такой случай, выявленный работниками областного управления Госторгин­ спекции. Они побывали в Соколов­ ской восьмилетней школе Чаплыгин- ского района. Все здесь было готово для буфетной торговли: отремон­ тировано помещение, приобретены: столы, посуда. Оставалось дело за малым — привезти продукты. И тут- то председатель Ведновского раб* коопа т. Кузьмин показал себя: — Не повезу! Не моя это зона. У меня совхоз, а школа расположена на территории колхоза имени К а ­ линина. Никакие доводы на т. Кузь-< мина не подействовали. Сказал, как отрубил. Нашел отговорку и предсе­ датель колхоза имени Калинина т. Будылкин. Он заявил, что в кол­ хозе для этой цели нет транспорта. Думается, таких фактов найдется немного, но они есть, и это еще раз подчеркивает, что проблему школь­ ного обеда решить не так просто, как представляют себе отдельные районные руководители. За примера­ ми, как говорят, далеко ходить не надо. Вот что сообщил в облиспол­ ком председатель Воловского рай­ исполкома т. Горевалов: «Исполком райсовета принял меры и обеспечил организацию во всех средних и восьмилетних школах буфетов. В двух средних школах оборудованы столовые. Горячим питанием будут обеспечены все учащиеся в течение всего учебного года...». А что показала проверка? То, что т. Горевалов легок на слова, да тя­ жел на дела. В районе, как и в предыдущие годы, питание учащих­ ся организовано неудовлетворитель­ но. Хорошо, если буфеты работают в нескольких школах, где вам пред­ ложат, в основном, пряники и кон­ феты. Но конфетками, как говорят в народе, сыт не будешь. А вот горя­ чее питание, то, что нужно, что было обещано школьникам, — где оно? Ф. РОМАННИКОВ , нешт. корр. «Ленинского знамени*. Перед н а м и приказ директора по Липецкому ме­ ханическому заво­ ду от 16 августа 1966 года. В нем, в частно- си, говорится: «...С целью про­ ведения более конкретной и проду­ манной воспитательной работы с под­ ростками и молодыми рабочими со­ здать совет». В состав совета вошли секретарь комитета В Л К С М В. И. Ру­ бахин — председатель. инспектор отдела кадров А. Д . Довгаль — се­ кретарь и 7 членов. Среди них—пере­ довики производства, представители заводского комитета профсоюзов и сами подростки. Да, да. Именно их мнением и решили в первую очередь руководствоваться при планировании всех воспитательных мероприятий с молодыми рабочими. Согласованное с завкомом профсо­ юзов и комитетом В Л К С М и утвер­ жденное на бюро партийной органи­ зации завода «Положение о совете подростков и молодых рабочих» пред­ ставляет собой программу деятель­ ности всех'общественных организа­ ций завода по воспитанию работаю­ щих здесь подростков. В нем преду­ сматривается ознакомление молодых парней и девчат, впервые пересту­ пивших заводской порог, с традици­ ями предприятия, участка, с зада­ чами, над выполнением которых ра­ ботает ко л л е ктв , с лучшими людьми. В положении говорится и об ор­ ганизации соревнования между мо­ лодыми рабочими по производствен- Д У М А Я О К А Ж Д О М кым, спортивным показателям и ус­ пехам в учебе. Среди торжественных - мероприятий, которые намечены, — посвящение в рабочие, присвое­ ние первого производственного раз­ ряда, получение первой зарплаты, получение паспорта. Не обойдены и вопросы быта молодых рабочих, ук­ репления дисциплины и повышения чувства ответственности за дела сво­ их товарищей. И особое внимание обращено на индивидуальную работу с подростками. Она на первом пла­ не. Пунктом четвертым положения предусмотрена организация индиви­ дуального и бригадного шефства над трудновоспитуемыми подростками. И вот об этом-то, о внимании к каждому подростку, и хочется рас­ сказать. На заводе их работает человек 70. В совете на каждого заведен свое­ образный педагогический листок. В нем все, что нужно знать о парне или девушке. Приходит молодой ра­ бочий на завод, с ним вместе запол­ няют этот листок, вручают «Памятку молодому рабочему». И он сразу чувствует, что о нем, о его судьбе заботятся. Здесь же, в листке, есть графа: шеф. Перелистав все листки, мы ие увидели ни одного, где бы она была не заполненной. Больше того, на многих листках проставлены по две фамилии. Нам поясняют: за подрост­ ками, не имеющими 10-летнего об­ разования, закрепляется дополни­ тельно инженерно-технический работ­ ник. Он оказывает ему теоретиче­ скую помощь в быстрейшем освоении профессии. По всем же другим — житейским, бытовым, производствен­ ным вопросам—подросток может об­ ратиться за советом к другому шефу — своему старшему товарищу по работе. Вот, к примеру, анкета на Ивана Б. Ему 16 лет. Не так у ж мно­ го. Но парень успел «отличиться». И з аккуратных записей мы видим, что ранее он был осужден к одному году лишения свободы условно. С этим и пришел в августе на зазод. Парень трудный, но встретили его тепло. Тут же пригласили в совет Михаила Васильевича Усачева, на­ ладчика 4 разряда. — Знакомьтесь. Включается в разговор и Николай Григорьевич Буряков, главный кон­ структор. Оба взрослых думали об одном: «Н ужно научить парня жить по-нашему, по-заводски». Завяза лась неторопливая беседа. Михаил Васильевич расспросил Ивана о семье. Мать, отчим, младший брат... Семья не из примерных. Отчим пьяница... Чувствуется, тяжело пар­ ню. И в том, что допустил тяжелую | ошибку, вина не только его. Надо сделать, чтобы была она последней ■ в жизни. Помочь надо парню. | Ивана определили учеником ста­ ночника на первый участок. Взялся за работу неплохо. Конечно, издерж­ ки прошлого воспитания дают себя знать. А беспокоятся о нем не толь­ ко М . В. Усачев и Н. Г. Буряков. И в отделе кадров, и в комитете ком­ сомола парня из виду не упускают. Был случай: не пришел он на работу — к нему немедленно отправились домой выяснять причины. Много сде­ лано общественниками завода и по оздоровлению семьи подростка. Сей­ час они вместе с детской комнатой милиции добиваются выселения из квартиры отчима-пьяницы, с кото­ рым мать Ивана расторгла брак. Шефству над подростками на за­ воде придается большое значение. На заседаниях бюро партийной ор­ ганизации заслушивают отдельных работников, неудовлетворитель н о относящихся к этому важному пору, чению. Совет систематически следит за тем, как учатся подростки в школах рабочей молодежи. Ни один пропуск занятий без уважительной причины не остается незамеченным. С парнем обязательно поговорят в совете. , На заводе удачно решены и воп­ росы профессионального обучения' подростков. Для них разработана программа первоначальной техниче­ ской подготовки, рассчитанная на 52 часа. Занятия идут с начала ок­ тября. Расписание составлено таким образом, чтобы посещать их могли молодые рабочие и первой и второй смен. И еще один кр у г вопросов, над которыми работает совет. В плане мероприятий записано: « Системати­ чески посещать работающих под­ ростков на дому. Провести с подро­ стками и их родителями собрание на тему: «Воспитание нового челове­ ка». Это очень правильно —• действо­ вать сообща, вместе с родителями. Жаль, что не все это понимают. Нам рассказывали на заводе, что когда на совместных собраниях речь захо­ дила о проступках подростков, неко­ торые родители обижались. Хорошая связь установилась у завода с подшефной школой № 19. В ней учится много детей, родители которых работают на заводе. Пред­ ставители завода — частые гости в этой школе. Перед ребятами высту­ пают руководители завода. Большая дружба завяза; лась у ребят от­ дельных классоз с бригадами ком* мунистич е с к о г о труда завода. Рабочие этих бригад присутствовали на открытых уро­ ках. Надолго запомнилось ребя­ там и посещение завода, где в торжественной обстановке их принимали в пионеры. Рабочие повя­ зывали им галстуки, пионеры в "при­ сутствии своих родителей произноси­ ли слова торжественного обещания. М ежду отдельными классами и брига­ дами проходило соревнование. Об­ щественность завода строго спраши­ вала с тех, чьи дети плохо учились и допускали нарушения дисциплины. Но, говоря о связи завода со шко­ лой, мы во многих слунаях использо­ вали глаголы прошедшего времени. И это не случайно. Много хорошего было сделано в прошлом учебном год^у. Сейчас же работа ослабла. А думается, что это не к лицу коллек­ тиву механического.* Ибо у него есть все необходимое, и, прежде всего, большбе желание постоянно дума­ ющих людей, которые создали сис­ тему в работе с подростками. Имен­ но систему. А это самое главное. П. ФЕДОРОВ, работник управления охраны общественного порядка. # Страница подготовлена нештатным отделом | « Л е н и н с к о г о з н а м е н ^ школ Ч И Ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz