Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
25 декаб ря 1966 г., X* 298 (3808)’ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ВАЖ Н ОЕ ПОР УЧЕ Н ИЕ Г а р й ь к Г в з л е т ’ел а а 'к р ^ ь ц Т м а р " - 0 т РЫВОК И3 «О Б О Й П О В еС Т И „ Н еустрашимые" га р нт ы Ива н ов н ы. П е р ед д в е рью — влая Гн ый поло вичок. Гаранька принялся тщатель но вытирать запылившиеся ноги и вдр уг ор обел... Нерешительно во шел в сени. Никого. Т ихо. Узорча тая дорожка протя нулась до само г о поро га, ч истая-чистая. О н еще раз прот ер ладонью заскор узл ы е пят ки и, несл ы шн о ступая, шагнул че рез порог в к ухню. Нале во, прямо у двери, на таб у р етке, ст ояло эмалирова нн о е ведро с водой, накрытое марлей, подле — круж ка. Мальчи шке хот ел ось по пить, но он не решился. Направо — чисто вы белен ная печь, задерн ута я марл е в ой занавеской. В озл е п еч и, в у глу ст оят б ез работ н ы е ух ват и коч е р га. На стене — полка" с посу до й. А под нею —столик. На нем — пустая бутылка из-под ви на, д в е б ол ьш и е рюмки и тар ел очка с бу мажками от к онфет. Гараньке показалось, что из «за. лы» пахнет сигаретами. Но Мар га рита Ива н ов на не' ку рит... Че р ез м и нуту о н усл ы шал м уж ск о й голос. «Немец! Уб ежать? Н о сказать-то ей над о про поруч ен и е партиза на.... П озвать ее сюда, чт о ли?». Гара нька на ц ыпочках подо шел к зана в еске, раздви нул ее и за гл я нул в ком нату. Ой! Чт о он там у вид ел!.. Обер, сам обер, в своих блестящих, лаки рованных сапогах, стоял на коле нях перед Маргаритой Ивановной. Он сложил руки на груди точь- в-точь, ка к их бабушка перед икон кой, когда она просит у господа всякой погибели на «фрицев» и всегда говорит в конце: «Расшиби их гром!». А обер повторяет только одно слово: «Умольяю»... и так смешно поводит шеей, как гусак. Маргарита Ивановна встала с кресла, отодвинулась от него и го ворит: «Нет, нет...». Обер обхватил ее за ноги, прямо шагу не дает ступить... и опять свое: — «Умольяю...». Маргарита Ивановна хотела его отцепить, а он — никак... Тогда она рассердилась и оттолкнула его. — Нет, нет и нет! Обер покраснел, как рак, до са мого воротника, да как схватит ее обеими руками и повалил на диван. Она начала с ним бороться, а после как закричит: — Помогите! Гаранька не вытерпел, схватил из угла кочергу и изо всей своей силы треснул обера по башке. Он охнул, схватился за голову, а Маргарита Ивановна вскочила на ноги и за кричала: •— Боже мой! Гаранька! Зачем ты здесь? Обер фон Кригенгофф обернул ся, выхватил браунинг и выпустил всю обойму., Стоявший на тумбочке большой глиняный горшок с фикусом разле- * * * 1И Г о л у л и ц а , В Липецке улица Ленина до революции называлась Дворянской*. Здесь ку пчишка средне й руки Глаз хитрил за спиной „ у кучера, «Аи, хорошг тарантас. Дураки, — Думал он, — у кого не путче». На коляске хрупкой, под лак, Пред собою не видя берега. Приносилась на воды умерить страх Титулованная истерика. Под субботний церковный звон Чинно плыли мещанки замшелые, У трактиров ряды лошадиных попон, За столами купцы запотелые. Захолустье-то! Дрянь городок! Псы цепные зубами ляскали. И центральная улица, грязный сток. Называлась громко Дворянской. Эх, смотрела ты, /> скробь и голь, Чтоб тряхнуть руками хозяйскими И за горло схватить: «Доколь Дармоедам хоромы царские!», И летела пыль мезонинная... Поднималась сила былинная... Не нужны нам от бар леденцы-гостинцы, Строим мы до небес гостиницы. Собирали попы медяки на колокол Под молебны воровски и долго. А у нас без молитв в быстроте огромной Вырастают за домною домна. Не ломало шляпу пред бывшей Дворянской Молодое мое поколение. Мы сегодня приветствуем нашу, Обновленную улицу Ленина. Е. КАРПЕЕВ. Л ю б и м о й Мне без ‘Тебя так трудно жить, А ты и дразнишь, . и тревожишь. Ты мне не можешь заменить Весь мир. А кажется, что можешь. Есть в жизни у меня свое: Дела, успехи и напасти. Мне лишь тебя недостает Я люблю разъезжать, Как кочевник, по белому свету, Я люблю поезда И дорог бесконечных кольцо,.. Только вас попрошу: Для полного земного счастья, Мне без тебя так трудно жить — Вег неуютно, Все тревожит. Ты мир не можешь заменить. Но ведь и он тебя не может. А. КОНДРАТЬЕВ. «Не желайте попутного ветра». Только вас попрошу: «Пожелайте мне ветра в лицо», А. ПЕТРОСОВ. 4 * телся вдребезги. Что-то ударило в голову, и Гаранька упал, обливаясь кровью, на пол. — Изверг! Вы убили ребенка! — и Маргарита Ивановна кинулась к Гараньке. Обер схватил свою фуражку с высокой тульей и взбешенный вы скочил вон. Маргарита Ивановна с трудом привела в чувство мальчишку. Когда он задышал и открыл глаза, она плакала, целовала его и говори ла: — Ты меня спас! Рана на голове оказалась неглу бокой, но чтобы Обработать ее, Маргарита Ивановна остригла Га- раньку наголо. Он не огорчился, летом даже лучше без волос. Го лова, как шарик — круглая. ■— Тебя контузило осколком цве точного горшка. Ну здорово же ты его огрел кочергой! — смеялась сквозь слезы Маргарита Ивановна. — Не от горшка, а от мины ос колком, это он в меня миной запу стил... — Может, лучше ручной гранатой. Гаранька подумал: — Нет, лучше миной... — Н у ладно, — бинтуя ему голо ву, согласилась Маргарита Иванов на. — Пусть будет — миной. Ну, а зачем ты ко мне пришел? По ка кому делу? Бабушка захворала? — Нет. Гаранька сначала рассказал ей про то, как его выкинули из игры. — Это за что же тебя так? — А я подпрыг нул, и р-раз! Рассказал про встречу с черно бородым, — Я ведь из-за него к вам и бе жал, и почему-то сразу же забыл, голова болит... А теперь все вспом нил. «Ребята ждут гостинцев. Будем париться в бане, мыла надо много». Вот что он велел передать вам. — Молодец! Спасибо. Тебе посча стливилось, ты видел самого дядю Костю! — Вот здорово! Какой он! •— с восхищением сказал Гаранька. — Я тоже хочу быть, как он! — Подрастешь и будешь.., — А обер не умеет стрелять, — так, между прочим, сказал Гарань ка, — Стрелял, а в меня не попал! — Обер был пьян, а стрелять он умеет и убивать тоже, — сказала Маргарита Ивановна. — Теперь ты не показывайся ему на глаза, остере гайся. Завтра я ему скажу, что тебя уже похоронили. Тебя нет. По нимаешь? — Понимаю, — ответил Гарань ка. — Я — померши. Это, как в игре, «понарошке»... — Да, только в этой игре обер чуть не убил тебя «пояса мделнптно- му». Опасная это игра. А теперь пойдем, я тебя переодену и вече ром провожу домой. Посиди с не дельку у бабушки на печке, или лучше в подполье, надежней. — А если бабушка будет меня пр-о голову спрашивать, где зашиб? — Молчи. •— А если — березовой каши? —- Терпи. •— А Маринке можно сказать? Никому нельзя рассказывать о Из-за полицаева Славки. Я его том, что произошло в лесу и здесь по роже смазал, чтоб не задавал ся, и еще за нашу корову. — Ну, а ка к^ж е ты его достал? Ведь он длинный. у меня. Это • тайну хранить? —- Что ж я - тайна. Сможешь маленький! Р. ТОРБАН. Д О М Н А Стоит в доспехах, Словно рыцарь в патах, Рассыпав искры Солнечным лучом. Вокруг нее Пожаром все объято, Но ей огонь, Ей пламя — нипочем* И потому В металле этом сила, Что труд и тот В нем прочным сплавом стал. Ведь на фронтах До самого Берлина Броней сверкала Липецкая сталь! М. БОЕВ, электромонтажник ЦЭМа. Г А М М Ы Наши стихи — это в музыке гаммы. Упорно и долго, страшась фальшивить, ищу я ноту, которая «до». Боясь потерять, держу глазами, а пальцем дрожащим тычу не то... И вновь, разозлясь, повторяю гамму от «до» до «си», от «си» до «до»... Мы играем гаммы. Мы играем гаммы: ошибаемся, злимся, улыбаемся, плачем... Наши стихи — всего лишь гаммы, долгие, трудные и не всегда те, которые играются перед «Лунными сонатами». Н. КУРЛОВА . Более тридцати самодеятельных ху дожников, скульпторов, фотолюбителей и •любителей прикладного искусства выста вили свои работы на выставке-смотре ’ народных талантов, которая была откры- * та в Елецком Доме культуры. Фото Ю. Ардашева. < ^ \л л л л л л л л л л л /\л л л л л л л л л л л л \ ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ Книги липецкого писателя Влади мира Андреевича Добрякова не ле ж а т в магазинах, не пылятся на библиотечных полках. Его детские повести и рассказы «Полевые цве ты», «Шумный двор», «Король ж и вёт в интернате», «Самый сильный», «Вовкино ружье» — увлекатель ны для детей, поучительны и инте ресны учителям и родителям. По весть «Король живет в интернате» издана трижды. Недавно она опуб ликована в Польше. Писатель обна руживает глубокое понимание проб лемы воспитания, которое представ ляется ему как сложный процесс. Он заставляет задуматься над тем, что ребенка формирует не только семья, школа, детская среда во дво ре. Подчас неожиданными, но рья ными «воспитателями» являются ка кая-нибудь мещанка-соседка или преступник, встретившийся на улице. Об этом часто забывают. Действие повести развивается с нарастающим драматизмом. Из нее нетрудно бы ло бы сделать пьесу. Книги В. Добрякова убеждают, что воспитывать должен каждый честный человек, и в том случае, ес ли у него нет своих детей. Родители и учителя не могут их видеть посто янно, не все знают о них, поэтому важно мудрое слово и прохожего, и пенсионера, отдыхающего во дворе, дорог каждый заботливый глаз. Писатель воспитывает высокие гражданские чувства. Серьезно го ворит о жизни даже с самыми ма ленькими читателями. Сборник рас сказов «Вовкино ружье» подкупает верой в немалые возможности дет ского сердца и ума. Чуть окрепли ноги маленького человека, только намечается характер, а он уже то ропится зажечь гражданскую искру, опасаясь промедления. Достигается это без малейшего «нажима». Герои В. Добрякова привлекают душевной щедростью и поэтическим восприятием мира, что составляет творческую индивидуальность писа теля. Откроем только что изданную в Центрально-Черноземном издатель стве книгу Владимира Добрякова «Одиннадцать бестолковых»... Нас сразу же радует талантливо найден ная деталь: всего лишь подвижные ямочки на щеках. И перед нами возникает яркий образ обаятельной молодой учительницы, преданной школе. Мы ее видим. «На щеках у Елены Аркадьевны— ямочки. Это когда она улыбается. А если серьезна или на что сер дится, ямочек не видно. Но стоит ей улыбнуться — они тут ка к тут! Маленькие, веселые. Вот и сегодня. Пока Елена Ар кадьевна юворила о ребятах перво го звена, ямочки так и светились на ее щеках. Она была довольна пер вым звеном. Молодцы, ребята!... Но что это? Почему со смуглых щек молоденькой учительницы вдруг исчезли ямочки? — А-а, понятно — третье звено. Вот они, сидят в длинном ряду парт друг за дружкой, все одиннадцать человек...» В повести В. Добрякова нет не обыкновенных событий, но она ув лекает описанием повседневной жизни учеников. Одиннадцать бес толковых — это третье звено, кото рое огорчает Елену Аркадьевну и звеньевую Валю Галкину. Среди них есть интересные ребята, но к а ж дый занят собой, и никакая работа не клеится. Юных читателей писа тель заставляет задуматься над тем, что способный, знающий, даже та лантливый человек ничтожен и ме лок, если он не излучает тепла. «Бестолковые» меняются, когда их объединило чувство товарищества. Они узнали, что у Сергея Шубина отец пьяница. Жизнь его в семье стала невыносимой. Все звено пере живает горе друга. Теперь ребята вместе. Шепчутся, как заговорщики, советуются, действуют, иногда оши баются. Дети удержали Сергея от неверного шага. Убежав из дома, он хотел уехать из города. Каждый из героев стал богаче душой, когда их совместные усилия изменили участь друга. Хотя в произведении много дей ствующих лиц, у каждого — свой характер, особенная речь. Герои за поминаются. Особенно интересна Сабина, дочь погибшего летчика. Умная, со спокойными серыми гла зами, с «глубоким взглядом», она видит больше, чем другие. Своей чуткой душой Сабина поняла се мейную драму в доме Сергея, и под ее воздействием озлобление детей к' отцу товарища сменяется сочувст вием. Убедившись, что отец переме нился, она помогает Сергею вер нуться домой. Большой интерес представляют рассказы, помещенные в книге. П и сатель вновь обращается к важной теме — дружбе мальчиков и дево чек той поры, когда в их отношени ях появляется едва уловимое пер вое чувство. Этот вопрос писатель затрагивает почти во всех произве дениях. Ценность их в том, что они пробуждают чувства светлые и чи стые. Дружба девочек и мальчиков у В. Добрякова всегда облагоражи вает. В рассказе «Староста класса» к однокласснику домой идет Люба Карпова. Она хочет помочь мальчи ку, зная, что он живет без матери. Косте не по себе. Неспокойна его совесть. Недавно на крышке ее пар ты большими буквами он вырезал надпись «Любка— язва». Ему не нра вилось, что Люба, избранная старо стой, потребовала порядка. Он с са мого начала понимал, что Люба права, но требования были непри вычными. Потом он окончательно убедился, что Люба справедлива. Покоряли ее мягкость и обаяние, ее уменье чувствовать красоту при роды. Вдруг мир и для него засиял всем богатством красок. «Люба все замечала кругом. И как снег красиво лежит на ветках. И как воробей подпрыгивает на од ной лапке, потому что вторая у не го замерзла и л и " подбита. И что М а с т е р Энергией кипучей Шумит за валом вал — Как будто с горной кручи Стремится в ковш металл Печь тучами развесила Над головами дым. Снежинки-искры весело Запрыгали под ним. Стоит суровый мастер, Под шапкой седина, И в этом лишь отчасти Годов его вина. Лицо, одежду, волосы Посеребрила пыль. В его чеканном голосе Не гаснет юный пыл. Спрессован в каждом слове Весь многолетний труд, И горновые ловят Команды на лету. Вскипает вал за валом: Наполнены ковши. Он передал металлу Жар всей своей души. Д . ЯКОВЛЕВ. снежинки, кото рые летят сверху, будто тетрадь в косую линейку расчерчивают* И какой смешной вон тот дядька: он, наверно, целый день ходит по ули цам, потому что на шапке у него Ф уже маленький сугроб вырос». о После красоты улицы Костина не- $ прибранная комната казалась мрач- $ ным подвалом. А самое главное, бес. <> порядок видит Люба. Он тут же % принялся за уборку. С появлением Любы все мгновенно переменилось. Произошел переворот и в душе мальчика. Он больше не мог выне сти, чтобы рядом с такой поэтичной и душевной девочкой зияла злопо лучная надпись. Такой поступок он не повторит. Костя сам смастерил крышку для парты и заменил испор ченную. В. Добряков подводит своих чита телей к пониманию красоты, но не той, которая бросается в глаза сво ей внешней эффектностью. а кра соты подлинной, прежде всего д у шевной, что доступно не каждому. И писатель развивает эстетические чувства юных читателей. Обратим ся к рассказу «Мороженое на дво их». Повествование ведется от лица подростка. Рассказ лиричен. Так же, как и другие ребята во дворе, мальчик дразнил Томку «жабой», «не потому, что у Томки был боль шой рот, а так, за компанию...». М а стерски передана речь подростка. Отрывистая, задорная, э.мопиональ- ная. «Раньше я как к ней относился? Сам не знаю. 'Никак. Ну, бегает во дворе. Большеротая, длинноногая. Косички с ленточками болтаются. Правда, бегала она здорово. Это мне нравилось. Когда в салки игра ли, то запятнать ее нелегко, Не то ^ что, например, Жаину», <> Неожиданно герою открывается внутренняя красота Томки. В тот момент, когда отъявленный хулиган, державший в страхе весь двор, истя зал воробья, она выхватила у него из рук рогатку и неуловимая, как ветер, мгновенно скрылась. Девочка выхаживает раненую птицу. Восхи щение Томкой делает героя сильным и смелым, побуждает к благородно му поступку. Костя вступается за нее, хотя он слабее и моложе обид чика. В результате разорвана ру башка и разбит нос, но ему самому приятно сознавать, что на него мо жно положиться, что он может быть защитой. В угловатых подростках, которых писатель любит всем своим добрым сердцем, он умеет угадать будущую красоту. И в этом рассказе в смуг лой длинноногой Томке в коротком платьице намечена красота. Насту пит День — и она преобразится, как гадкий утенок в сказке Андерсена, который стал прекрасным лебедем. А. ЗАСИМОВА, кандидат филологических наук. У з о р о ч ь я «...В добре и лихе—на особинку Она ткала свои узорочья,..я. «...Приходят из окольных деревень. В богатый город по обновы бабыг< Застенчивы, дородны и смуглы...».< «...Ну жизнь, едри твою налево. Оберешь и то не по-людски...». (Из стихов Ивана Лысцова), О чем мне думается долгими ночами, Когда сквозь Русь мою сермяжную бреду? В добре и лихе — на особинку^ печалюсь: А оем-ка в городе в лаптях-то пропаду... Пошто писать мне о каком-то там заводе, Пошто вливать в стихи свои металл? А ну-тко лучше заведу о хороводе, О кудерьках, что постным маслом пропитал. Мне все одно шагать, едри твою налево, Чевой-то в городе плету не по-людски. Сравнил я бабу из деревни с королевой, Когда худых увидел баб я городских. И хоть надеюсь я, что буду сыт и весел От всколоколенной в братиннике ухи, Пошто узорочья-то критик поразвесил, Когда удумал прочитать мои стихи? Пусть над подборками порой заходят тучи, Пускай коробит всех издательских спецов, Я не сниму и впредь ни лапти, ни онучи. С нижайшим архаизмом Ваш Лысцов. Г д е я ? ” «Я — возникающий, Я — исчезающий. Не утихающий. Не умирающий... ...В реках нетающих, В веках наступающих Не погибающий. Не исчезающий...». В. ЗОРИН. Я — возникающий, как чудо, Я — исчезающий во тьму, О том, кто есть я, вам покуда< Не проболтался никому. Меня спасет всегда от смерти Стихов волшебная вода. Хоть вы мне верьте, хоть не верьте, Я не Погибну никогда. Не утихающий, я где-то Не отступающий сижу, И сам себя я, как поэта, В высокий сан произвожу. Коль нет меня, ищите всюду: В траве сверкающей, в стихах,< В реке нетающей, в причудах,* А лучше — гением в веках. Н. АКСЕНОВ. \Л Л Л Л Л Л Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Л Липецк. Нижний парк в < декабре. < Фотоэтюд Ю. Ардашева. $ \л/у\лл/\л/\ллллллл/ч/\лу\л/чл/\/члг. П Р О С Т О С К А З К А Когда на земле было много солнца и тепла и не было морозов и вьюг, жил маленький мальчик по имени Зимка. Он дружил с такой же малень кой девочкой. Потом он вырос и стал писать стихи. Девочка тоже вырос ла. Зимка читал ей свои стихи, а она внимательно слушала. Однажды она сказала ему: — Ты никогда не будешь великим. И зря пишешь стихи. — Я хочу быть великим, — ответил мальчик. — И буду. Девочка не поверила, засмеялась. Но мальчик был упрямым. Он разыскал волшебницу и попросил ее помочь ему стать великим. — Я могу помочь тебе, — сказала волшебница. — Ты будешь вели ким, но холодным. И тогда ты не увидишь ее, никогда не увидишь. Она показала на девушку. Зимка согласился. И стало холодно на земле. Вместо перистых облаков появились серые тучи, пошел снег. Девушка стала ловить снежинки руками, ей было весе ло. Она не замечала, что рядом с ней нет мальчика... С тех пор прошло очень много времени. Как только становится хо лодно и выпадает снег, люди говорят, что пришла зима. И никто из них не знает, что это приходит Зимка, который стал великим с помощью вол шебницы. Он грустно бродит по заснеженным улицам, просится в дом. Ему уже не хочется быть великим, ему очень хочется человеческого тепля. Но люди только плотнее прикрывают двери. А. ШЕСТОПАЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz