Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ш ) Т А Ш К Е ВСТРЕЧА Н Т С К А Я НАЧАЛАСЬ Речь «Нала Бахадура Шастри Г-н Председатель, Г-н Президент, друзья! Прежде всего я хочу передать Вам, Председатель Косыгин, то чув ство искреннего удовлетворения, с которым мой народ, мое правитель ство и я сам приветствовали Вашу смелую инициативу, позволившую мне и Президенту Пакистана Айюб Хану встретиться в этом историче ском азиатском городе. Я с вели чайшим удовольствием от себя лич но и от имени своей делегации вы ражаю нашу благодарность за гос теприимство, которое нам было ока зано, и за внимание и заботу, кото рые были проявлены к нам. Очень теплый прием, оказанный нам ж и телями Ташкента, глубоко нас рас трогал. Мы дали немедленный и положи тельный ответ на Ваше приглашение принять участие во встрече в Таш кенте. Цель установления мира, ко торая Вас вдохновляла, поистине благородна. Мир жизненно необхо дим и для Индии, и для Пакистана, И' более того, для всего человечества в целом. Мы должны попытаться открыть новую главу' в истории ин дийско-пакистанских отношений. Мне не хотелось бы сейчас возвращаться к истории прошлого, Я убежден и глубоко верю, что в этом же убеж ден Президент Айюб Хан,—что кон фликт между нашими двумя стра нами достоин всяческого сожаления. Нэшей задачей на этой встрече дол жны быть не взаимные упреки по поводу прошлого, а новый взгляд в будущее. Я знаю, что между нашими дву мя странами остается много нераз решенных проблем. Даже между странами, имеющими наилучшие от ношения, существуют разногласия и далее споры. Вопрос, на который мы оба не должны закрывать глаза, со стоит в том, должны ли мы думать о силе, как о средстве решения этих разногласий, или же мы должны решить и заявить, что сила никогда не будет применена. Если другие страны, даже те, которые обладают большими ресурсами и разделены гораздо более глубокими разногла сиями, могут избегать вооруженного конфликта и жить рядом на основе принципов мирного сосуществова ния, то разве не должны такие стра ны, как Индия и Пакистан, основ ная проблема которых — улучшение экономических условий жизни их на родов, ..отказаться от идеи решения любых проблем путем применения оружия? Применение силы в международ ных отношениях может быть, оправ дано лишь необходимостью отпора агрессии. Наше обоюдное заверение об отказе от применения силы озна чало бы поэтому, что каждый из нас согласен уважать территориаль ную целостность другого: Мы всег да говорили, и я заявляю сегодня еще раз, что мы безоговорочно при знаем. суверенитет и территориаль ную целостность Пакистана. В рав ней мере мы должны ограждать свою собственную территориальную целостность и суверенитет: Уваже ние суверенитета друг друга совер шенно необходимо для поддержания мира и добрых отношений. Как только это будет ясно призна но, весь характер индийско-пакистан ских взаимоотношений может быть изменен в интересах народов обеих стран. Позвольте мне совершенно ясно и с полной искренностью зая вить, что мы желаем Пакистану прогресса и процветания. Мы сами стремимся к улучшению жизни на шего народа. Мы убеждены, что процветание на полуострове Индо стан наступит скорее, если между Индией и Пакистаном будут уста новлены лучшие отношения,. Ка к я уже сказал, основой таких взаимоотношений должно быть при нятие политики мирного сосущест вования. В соответствии с этим при дется принять меры на нескольких направлениях. Например, следует положить конец атмосфере холодной войны. Если в результате пропаганды, в печати или по радио, появляется чувство враждебности или недове рия и оно сохраняется в отношениях между двумя странами, то, что бы ни говорили мы, как главы двух правительств, всегЛа будет сущест вовать опасность конфликта. Нашей целью должно быть улучшение вза имоотношений между двумя страна ми в целом. Наша торговля сокра щается, а вместо этого она должна была бы разрастаться. Многие реки текут между Индией и Пакистаном. Вместо того, чтобы быть источником споров, они могли бы благодаря совместным мероприятиям обога щать обе наши страны. Есть и мно гие другие области экономического сотрудничества, которые при нали чии доброй воли и понимания мож но развить к нашей взаимной вы годе.. Говоря все это, я не пытаюсь вну шить, что мы можем или должны закрывать глаза на многие разно гласия, существующие между дву мя странами. Я не хочу перечислять их. Однако я говорю, что все эти псоблемы должны быть решены пу тем обсуждений и переговоров, а не путем применения силы. Вооружен ный конфликт создает больше проб лем, чем решает. Он является пре пятствием для взаимопонимания и согласия. С другой стороны, в ат мосфере мира мы можем добиться реального прогресса в направлении решения существующих между на ми разногласий. Было бы значительным достиже нием, если бы на этой встрече, соз ванной Председателем Косыгиным, могло быть достигнуто соглашение об отказе от применения силы для устранения наших разногласий. Это проложило бы путь к таким добро соседским отношениям, в каких н уж даются обе страны, а также значи тельно облегчило бы решение мно гих наших проблем. Мы, конечно, можем и должны обсудить и другие вопросы, но даже если мы не дого воримся по некоторым из них и не сможем увидеть для себя пути к достижению соглашения в ближай шем будущем, мы все же не должны отрекаться от пути мира. На нас лежит серьезная ответст венность. Население полуострова Индостан составляет 600 миллионов человек, или 1/5 человечества. Для того, чтобы Индия и Пакистан мог ли развиваться и процветать, они должны научиться жить в мире. В условиях постоянного конфликта и враждебности на долю наших наро дов выпадут даже более значитель ные трудности. Вместо того, чтобы воевать друг с другом, давайте нач нем воевать с бедностью, болезнями и невежеством. Проблемы, надежды и чаяния простых людей обеих стран одинаковы. Они хотят не конфликта и войны, а мира и прогресса. Им нужны не оружие и боеприпасы, а продовольствие, одежда и кров. Для того, чтобы мы могли выполнить этот долг перед нашими народами, мы должны на этой встрече попы таться достичь чего-то конкретного и позитивного. Это важная встреча. К нам уст ремлены взоры всего мира. Пусть не скажут, что Президент Пакистана и Премьер-Министр Индии встрети лись и не смогли договориться. По кажем же нашими действиями, что мы в состоянии рассматривать наши собственные проблемы в более ши роких рамках мировых событий.- * * * ' Глава Советского правительства объявляет о выступлении Президен та Пакистана Мохаммеда Айюб Хана, ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ в В е р х н е й В о л ь т е КОТОНУ, 4 января, (ТАСС), Подполковник С, Ламизана объявил сегодня по радио Уагадугу, что он берет власть в Республике Верхняя Вольта в свои руки. Все соглашения, заключенные Верхней Вольтой с другими странами, будут уважаться, подчеркнул он, Чрезвычайное положение, вве денное в стране прежним правительством, сохраняется. КОТОНУ, 4 января. (ТАСС), Начальник штаба армии Верхней Вольты подполковник С. Ламизана обратился к участникам всеобщей забастовки с призывом приступить к работе. Бывшая французская колония — Республика Верхняя Вольта расположена в западной части африканского конти нента, Страна провозгласила независимость в августе 1960 года. Население Верхней Вольты составляет около 4,5 млн, человек. Куба. Гавана. Зда ние Института аграр ной реформы. Фото Т. Ананьиной. 1 ФОРУМ ТРИ КОНТИНЕНТОВ Н А М РАБОТУ ГАВАНА , 4 января. (ТАСС ). В столице Кубы от крылась первая конференция солидарности народов Азии, Африки и Латинской Америки. В ее работе принимают участие более 600 делегатов трех конти нентов, наблюдателей и гостей. На открытии конфе ренции присутствовал Первый секретарь Ц К КП К у бы и Премьер-Министр Фидель Кастро. Конференцию открыл Президент Кубы Освальдо Дортикос. Он горячо приветствовал делегатов фору ма трех континентов. Дортикос подчеркнул, что глав ная задача конференции — объединить силы трех континентов для борьбы против империализма, коло ниализма и неоколониализма. Бурными аплодисментами участники конференции встретили приветственное послание Первого секрета ря Ц К КПСС Л . И. Брежнева и Председателя Сове та Министров СССР А. Н. Косыгина. На пленарном заседании были зачитаны также приветствия от Пре зидента ДРВ Хо Ши Мина, премьера Государствен ного совета КНР Чжоу Энь-Лая, Председателя Ка бинета Министров КН Д Р Ким Ир Сена, Первого се кретаря Ц К СЕПГ, Председателя Государственного совета ГДР Вальтера Ульбрихта, Председателя Сове та Министров МНР Цеденбала и Президента ОАР Насера. Последний предложил провести вторую кон ференцию солидарности народов трех континентов в Каире. Затем с докладом Международного подготовитель ного комитета выступил его генеральный секретарь Юсеф эс-Сибаи. « ЗАЯВЛЕНИЕ МИД ДРВ ХАНОЙ , 4 января. (ТАСС). Правительство Демократической Республики Вьетнам сурово осуж дает агрессивные акты Таиланда против королевства Камбоджи, го ворится в опубликованном вчера министерством иностранных дел ДРВ заявлении по поводу недав него вторжения таиландских войск на территорию Камбоджи, пере данном агентством ВИА, Народ и правительство ДРВ , го. ворится в заявлении, полностью поддерживают твердую решимость камбоджийского народа защищать свой суверенитет и территориаль ную целостность. Речь Мохаммеда Айюб Х а н а Г-н Председатель, г-н Премьер- Министр, уважаемые делегаты! Моя делегация и я глубоко тро нуты горячим и искренним приемом, который оказали нам жители этой исторической и прекрасной столицы республики Узбекистан. С народом этого района у нас много общих традиций в области культуры и мно го воспоминаний о замечательном прошлом. Достопримечательно, что именно этот город был выбран ме стом данной исторической конферен ции, на которой, как мы надеемся, мы сможем найти новое направле ние для нашего будущего — буду щего, основанного на взаимопони мании, доброй воле и сотрудниче стве, Ташкент напоминает о прош лом и в то же время указывает на будущее, Г-н Председатель, Мы чрезвычайно благодарны так же Советскому правительству и Вам лично за дальновидность и го сударственную мудрость, проявлен ные Вами в созыве этой встречи, и за исключительно хорошую органи зацию ее. Мы все прекрасно знаем, что Вы очень заняты и что на Вас лежит бремя огромных обязанно стей, Я хочу заверить Вас, что мы очень хорошо понимаем все значение этой Вашей важной акции для дела мира, так же как ее хорошо пони мает и остальной мир, Глаза всего мира сейчас обраще ны на Ташкент. История предоста вила Индии и Пакистану благопри ятную возможность разрешить их спор на мирной, справедливой и по четной основе. Мы приехали сюда, исполненные решимости использо вать эту возможность позитивно и конструктивно. Мы приехали, исполненные духом сотрудничества. Наша цель заклю чается в том, чтобы уладить наши разногласия с Индией, а не увеко вечить их. Мы здесь не для того, чтобы вести полемику, Мы хотим устранить напряженность и содейст вовать возникновению у народов обеих стран чувства уверенности и спокойствия, Я не сомневаюсь, что уважаемый Премьер-Министр И н дии и его уважаемые коллеги оду шевлены такими же чувствами. Процветание 600-миллионного на селения Индии и Пакистана зави сит от обеспечения мира. И Индия, и Пакистан страдали в течение дол гих и мрачных периодов иностран ного господства. Лишь по проше ствии веков мы вновь обрели свобо ду- Мы должны жить в мире, чтобы иметь возможность отдать всю свою энергию и ресурсы на ликвидацию мрачного наследия колониализма и открыть для нашего народа пути к счастью и прогрессу, Ведь для нас мир имеет жизненно важное значе ние, он необходим. Но желать мира еще недостаточ но для того, чтобы установить его. Мира надо добиваться, и один из путей к этому заключается в том. чтобы трезво смотреть на проблемы, создающие угрозу миру. Мы хорошо поняли, что мы можем игнорировать эти проблемы только ценой своей гибели. Нации не могут довольство ваться одной видимостью мира, в то время как подспудно будет сохра няться напряженность. Одна лишь видимость мира не может заменить подлинного мгра. Именно мы должны заняться этой проблемой и создать условия, кото рые обеспечат твердую и прочную основу для мира между нашими Двумя странами, В этом свете я сде лал недавно на Генеральной Ассам блее Организации Объединенных На ций искреннее предложение заклю чить с Индией пакт отказа от войны, когда основная проблема, стоящая перед нами, будет разрешена в соот ветствии с принципами, уже приня тыми обеими нашими странами. Со глашение об отказе от войны между странами может быть действенным только в том случае, если оно по следует за конкретными мерами по разрешению споров, которые их раз деляют, А споры могут быть разре шены только в духе примирения. Проблемы, с которыми сталкива ются Индия и Пакистан, несомненно, сложны. Но нельзя сказать, чтобы решение их мирным и почетным пу тем было не по силам руководству двух стран. В конце концов, мы смогли прийти к соглашению о во дах бассейна реки Инд. Эта пробле ма была не менее сложной и опас ной. Позже мы договорились пере дать на арбитраж наш спор в Кач- ском Ранне, Ранее нам удалось про вести демаркацию наших границ и по-дружески решить многие спорные вопросы, Почему же сейчас мы дол жны считать, что не можем прямо подойти к основной проблеме, кото рая продолжает вызывать напря женность и конфликт между нами? Ресурсы обеих наших стран огра ничены, и мы нуждаемся во всем том, что мы имеем, и в гораздо большем, чтобы поднять нынешний уровень жизни наших народов. Ни кто из нас не может позволить себе вести войну, и мы не можем отвле кать наши ресурсы для приготовле ний к войне. Это главный урок, ко торый мы должны были извлечь из того, что недавно пережили. Мы должны дать нашим народам то, чего они требуют, а это — средства для жизни, а не смерти, Пусть это совещание станет пред вестником мира; обратимся отсюда со словом надежды к нашим наро дам. В отношениях между нами нет такой проблемы, которую нельзя бы ло бы решить мирно и почетно. Мы должны обратиться к нашим наро дам со всей искренностью. Вот с че го мы должны начать, если мы дей ствительно добиваемся мира, всегда памятуя о том, что ни одна страна не может диктовать условия мира. Условия мира — это равенство и справедливость. Это те условия, ко торые страны должны научиться уважать и которым они должны под чиняться. Я хочу заверить Вас, г-н Предсе датель, а также уважаемого Премь ер-Министра Индии, что мы окажем Вам наше максимальное сотрудниче ство в деле превращения этого со вещания в совещание мира в самом истинном смысле этого слова. Прежде чем я закончу, я должен еще раз поблагодарить Вас за Ваше гостеприимство и за проявленную Вами большую заинтересованность в организации встречи Индии и Па кистана. Благодарю Вас, * * * Речи были выслушаны с большим вниманием, и каждый раз в конце их вспыхивали аплодисменты. На этом с общего согласия сторон первое заседание заканчивается. Наводнения в ФРГ БОНН , 4 января. (ТАСС). В южных и западных районах ФРГ прошли ливневые дожди. Вышли из берегов Майн. Рейн, Мозель, Саар, Лан, Неккар. Печать сооб щает 6 наводнении в Городе Бам берге: воды Майна хлынули в город и превратили многие улицы в бурные реки. Л А О С : сбито 15 американских самолетов ХАНОЙ, 3 января. (ТАСС). Самолеты американской авиации с 27 по 29 декабря 1965 года совершили более 80-ти налетов на лаосскую провинцию Сиенкуанг, подвергнув ожесточенной бомбар дировке и обстрелу горные районы, контролируемые Нео Лао Хак Сат, Об этом сообщает Вьетнамское информационное агентство, ссылаясь на радиостанцию «Голос Патет-Лао». Отражая атаки авиации США, патриоты сбили 15 и повредили 16 самолетов, О са ка з н а к о м и т с я с с о в е т с к о й к о с м и ч е с к о й н а у к о й ТОКИО, 4 января. (ТАСС). Во втором по величине промышлен ном городе Японии Осака откры лась выставка «Освоение космоса в СССР». Экспонаты советской космиче ской выставки находятся в Японии более трех месяцев. С 14 сен тября по 14 ноября с ними по знакомились около 100 тысяч то кийцев, а с 20 ноября по 19 декабря на выставке побывало свыше 70 тысяч жителей самого большого на острове Кюсю города Китакюсю. П а р к с о л и д а р н о с т и ГАВАНА . На одной из окраин кубинской столицы появился но вый парк — Парк солидарности. Его заложили делегаты первой конференции солидарности наро дов Азии, Африки и Латинской Америки, По инициативе Кубин ского национального подготови тельного комитета посланцы стран Азии, Африки и Латинской Аме рики посадили типичные для этих трех континентов деревья. Совет ская делегация посадила коро левскую пальму, которая будет символом солидарности советско го народа с народами, борющи мися против империализма. « П о и с к и м и р а » — м а с к и р о в к а ХАНОЙ , 4 января. (ТАСС). «Ве дущаяся американскими агрессо рами кампания «поисков мира» — это просто трюк, рассчитанный на то, чтобы замаскировать их планы усиления и расширения войны»,— пишет газета «Нян зан». В статье за подписью «обозреватель» газе та комментирует так называемое «мирное наступление», разверну тое в последнее время американ ской дипломатией, «С помощью активной деятель ности американских дипломатов и громких заявлений, — пишет га зета, — американские правящие Преступления наемников ХАНОЙ, .4 января. (ТАСС). «Американские империалисты и их наемники должны нести пол ную ответственность за свои кро вавые злодеяния в Южном Вьет наме», — говорится в письме, на правленном вчера, миссией связи верховного командования Вьет намской народной армии Между народной комиссии по наблюде нию и контролю во Вьетнаме. В письме, переданном агентст вом ВИА, говорится, что 22 декаб ря после артиллерийского обстре ла две роты южнокорейских сол дат ворвались в деревушку Тан- жианг (провинция Биньдинь) и убили около 50 человек—подрост ков, женщин и стариков. Выражая решительный протест против зверских расправ над мир ными жителями, миссия связи ре шительно настаивает на наказании виновников совершенного нападе ния. круги пытаются внушить людям, будто Вашингтон стремится к мир ным переговорам, будто он решил положить конец своей агрессивной войне и 'серьезно добиваться ми ра». «Нян зан» подчеркивает, что пропагандистская кампания аме риканских кругов носит лживый и лицемерный характер. В то время, как развернутая Со единенными Штатами кампания «поисков мира» была в самом раз гаре, указывает «Нян зан», амери канская печать разглашала один за другим планы Вашингтона по расширению существующих баз снабжения в Южном Вьетнаме и Таиланде и созданию новых баз, переброске дополнительных амери канских войск, самолетов и авиа носцев, а также планы, предусмат ривающие распространение амери канской, агрессивной войны на Л а ос и Камбоджу. «Вьетнамский народ, — говорит ся в статье, — решительно осуж дает авантюристические военные планы американских агрессоров и сурово разоблачает их наглые и лживые маневры перед общест венным мнением всего мира. Вьет намский народ горячо желает ми ра, но подлинный мир нельзя от делить от подлинной независимо сти». П р о в а л к а р а т е л ь н о й о п е р а ц и и НЬЮ -ЙОРК, 4 января. (ТАСС). Четвертый день продолжается в дельте Меконга карательная опе рация американских войск под кодовым названием «Мародер»: В район операции переброшены американские парашютисты из 173-й воздушной бригады, а так же австралийские и новозеланд ские наемники. По сообщению иностранных агентств, этим вой скам, однако, до сих пор не уда лось завязать какого-либо круп ного боя с южновьетнамскими патриотами. Тем не менее солда тами .Армии освобождения был сбит один американский самолет. По только что поступившим данным, три американских пара шютиста были убиты вчера в районе операций во время оши бочного обстрела новозеландски ми наемниками позиций амери канских парашютистов. Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е М Н О Г О Д Е Т Н Ы Х М А Т Е Р Е Й Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1966 года по Липецкой области присвоено почетное звание «Мать-героиня» с вруче нием ордена «Мать-героиня» и грамоты Президиума Верховного Совета СССР матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей: Ь Кузовлевой Александре Дмитриевне — работнице, село Кузовлево Л«в-Толстовского района. ; 2, Мечетиной Пелагее Ионовне — колхознице колхоза «Знамя комму низма», Добровский район. 3, Савиновой Александре Григорьевне — рабочей совхоза «Петров ский», Добринский район, ХТАСС}» В о с п ита н и е и воспитатели Ш К О Л Е—КО Н К Р Е Т Н УЮ ПОМОЩЬ Учитель—центральная фигура пе дагогического процесса: от его идей но-политического уровня, научной эрудиции, любви к детям и трудолю бия зависит успех обучения и вос питания. Недаром В. И. Ленин тре бовал «поставить его (учителя) на такую высоту, на которой он не сто ял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе». Это было сказано вождем революции в годы экономической разрухи. Хорошую постановку воспитания молодежи В. И. Ленин считал одним из усло вий окончательной и полной победы народа над угнетателями,- За прошедшие четыре с лишним десятилетия Коммунистическая пар тия, выполняя заветы В. И,- Ленина, воспитала миллионы подлинно на родных учителей и покрыла страну густой сетью средних и восьмилет них школ. Школа и учительство всегда были и остаются важнейшими помощниками партии в строительстве коммунизма,- Труд педагога у нас высоко ценится, учитель окружен заботой народа и согрет его любо вью. Это можно видеть на примере на шей области.- За годы ее существо вания число преподавателей с выс шим образованием увеличилось вдвое, число удостоенных почетного звания «Заслуженный учитель ш ко лы РСФСР» — втрое, орденами, ме далями и значком «Отличник народ ного просвещения» награждено бо лее трех тысяч педагогов. 1120 учи телей трудящиеся нашей области избрали депутатами местных Сове тов. Прошлый учебный год свыше 7 тысяч учителей нашей области за вершили без второгодников; три четверти педагогических коллективов средних и восьмилетних школ ус пешно преодолели массовое второ годничество. Школы переходят на кабинетную систему занятий. Экран ная и звуковая аппаратура, элемен ты программирования—все это зна менует ростки нового в развитии обучения и воспитания. Однако решение школой главных задач продолжает оставаться не удовлетворительным* Это в первую очередь относится к качеству зна ний. Проведенные в этом году конт рольные работы по математике, фи зике, химии и русскому языку обна ружили серьезные пробелы в знани ях школьников. Причины слабых знаний учащихся в старших классах часто коренятся в недоработках учителей начальных школ. Контрольная проверка навы ков чтения в 3—4 классах показала, что восемь процентов учащихся чи тать не умеют, а свыше половины Читают посредственно. Кому не яс но, что ученик, не умеющий бегло и выразительно читать, не может ус ваивать никаких знаний в пятых и последующих классах? Повышение качества знаний и образовательного уровня оканчивающих школу — это первостепенная задача педагогов, не посредственно вытекающая из реше ний сентябрьского Пленума Ц К КПСС о роли науки в промышлен ности и других отраслях социали стического хозяйства. В решении этой задачи учителю, школе нужна помощь научных ра ботников, специалистов производст ва, нужна научная и техническая литература, доступ в лаборатории и т. п. Академик М . М. Лаврентьев на вопрос о том, каким будет завтраш ний учитель, сказал: «Мне представ ляется несомненным, что каждый че ловек умственного труда, каждый интеллигент будет считать для себя обязательным и почетным день—два в неделю работать в школе. В свою очередь, те, для кого профессия учи теля — основная по призванию и по диплому, часть недели станут про водить в научных учреждениях, ла бораториях. Своим ученикам они будут передавать знания, опираю щиеся на собственный научный опыт». Помощь школе особенно нужна в организации внеклассной и вне школьной работы, в которой до сих пор нет ни системы, ни режима, ни программы. На многочисленных со вещаниях и конференциях учителю дают советы, рекомендации, и дают те, кто сам не меньше учителя несет ответственность за подготовку своей смены и не слабее его подготовлен к этой миссии* Школа и учителя в первую очередь отвечают за организацию внеуроч ной жизни детей, но они не могут и не должны делать это одни. Сле дует иметь в виду, что на руковод ство внеклассной работой дается менее двух часов в неделю, все ос тальное время полагается занимать ся на общественных началах. И дело тут, конечно, не в оплате, а во времени. Труд учителя имеет свои особенности: Он никогда не кончается уроками в школе, хотя и они занимают много часов. Учитель дает минимум три урока, в трех классах. Подготовка к уроку зани мает времени больше, чем сам урок. В трех классах 100— 120 учеников, надо проверить столько же работ. Каков рабочий день учителя? Во всяком случае, он больше, чем у ра ботников других профессий. Доста точно посидеть на нескольких уро ках, чтобы убедиться в исключитель ной нервной напряженности учи тельского труда. Преподаватель имеет дело с живым, подвижным, как ртуть, коллективом, управление им требует прямо-таки артистиче ского искусства. Учитель не может не тратить еже дневно 4—5 часов на подготовку к уроку. Иначе неминуем провал, по следствия которого трудно испра вить. Больше того, он не может придти в класс не в «форме». Его память, мышление, эмоции долж ны быть всегда активны, Только тогда он выполнит роль педагога. Подготовка к внеклассному заня тию еще более сложна и трудоемка. Она, как правило, требует изучения специальной литературы. Поэтому, если бы учитель и захотел один справиться со всей внеурочной ра ботой с детьми (разумеется, каждый преподаватель ведет эти занятия), ему бы просто не хватило времени. К тому же это пагубно сказалось бы на его работе с детьми в классе, пострадало бы качество знаний, а этого допустить нельзя. Значит надо к работе с детьми во внеурочное время привлекать специ алистов других профессий.- Кто мо жет успешнее вести круж ок меха низаторов — учитель в классе или инженер в мастерской? В круж ках радистов, геологов, садоводов и т. д. тоже требуются специалисты-произ водственники. А раз^е плохо было бы, если бы врач вел кружок здо ровья? Кто, как не врач, мог бы привить детям отвращение к куре нию, употреблению алкоголя. Кто, как не артист, привил бы любовь к художественному слову. А возьмем военно-патриотическое воспитание, важность которого сей час особенно ясна. Ветеранов Отече ственной войны — тысячи. Многие из них не работают, А сколько из них ведут круж ки в школах и клу бах с подростками? Сейчас часто говорят, что воспи тание детей—всенародное дело. Да, оно им становится, но станет вполне тогда, когда специалисты, независи мо от профессии, будут часть своего личного времени отдавать воспита нию детей. И вряд ли следует ожи дать стихийного пробуждения по добных^ желаний: Хотелось бы ви деть, как партийные, профсоюзные, комсомольские и другие организа ции не на словах, а на деле моби лизуют общественность в помощь школе и детям, Неудовлетворительно решаются у нас все еще и такие вопросы, как обеспечение школ классными поме щениями: растет третья смена в го родах, много аварийных зданий в сельской местности. В этом году учебная плошадь в области увели чилась на 14,5 тысячи ученических мест, в том числе за счет местных средств и с помощью шефов — на 10,5 тысячи мест. Большую заботу о школе проявили трудящиеся Липец кого, Усманского, Чаплыгинского, Лебедянского, Добровского и Дан- ковского районов.- Но свои обяза тельства не выполнили Краснинский, Измалковский, Лев-Толстовский рай оны. Очень плохо обстоит дело со школьными зданиями в Грязинском, Воловском и Долгоруковском райо нах. Еще хуже положение с помеще ниями для внеклассной и внешколь ной работы. В большинстве школ нет спортивных и актовых залов. Из-за отсутствия помещений у нас почти не растет сеть домов пионеров, тех нических, юннатских и туристских станций. Созданию материальных условий для внеклассных детских учреждений мы просто не уделяем внимания. А ведь силами школ, ро дителей, с помощью общественности мы можем за два—три года постро ить при каждой средней и восьми летней школе спортивные залы, а в райцентрах и городах соорудить стадионы, дома пионеров, детские станции и т. д. Профсоюзные клубы, районные и сельские учреждения культуры в дневное время обычно пустуют, но для детей они закрыты. Почему бы их не открыть? В зимнее время ни большого труда, ни средств не тре буется на то, чтобы около каждой школы залить каток, насыпать гор ку* Самим можно изготовить санки, ледянки, мячи и клюшки, О том, что может дать находчи вость, трудолюбие и инициатива, можно судить по такому факту, В этом году школы получили с учеб но-опытных участков 1 млн. 40 ты сяч рублей. Это значительно боль ше, чем «м выделяется из бюджета на приобретение оборудования. Примечательно, что школы Ста- новлянского, Долгоруковского, Чап лыгинского, Задонского и Добрин- ского районов добились средств в два раза больше, чем школы Тер* бунского, Грязинского, Хлевенского районов: Работники народного образования убедились, что, если коллектив шко лы захочет, он найдет средства на спортинвентарь, музыкальные инст рументы, туристское снаряжение, яа оборудование кабинетов, экскурсии и походы и т. д. Многие школы уже оснащены оборудованием, им вполне по силам сооружение спортзалов и других помещений. Родители и ше фы помогут. Об этом свидетельству ют прошедшие в декабре собрания рабочих, колхозников и служащих, а также районные и городские конфе ренции, на которых, как правило, приняты конкретные планы оказания материальной помощи школам. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz