Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ш ) Т А Ш К Е ВСТРЕЧА Н Т С К А Я НАЧАЛАСЬ Речь «Нала Бахадура Шастри Г-н Председатель, Г-н Президент, друзья! Прежде всего я хочу передать Вам, Председатель Косыгин, то чув­ ство искреннего удовлетворения, с которым мой народ, мое правитель­ ство и я сам приветствовали Вашу смелую инициативу, позволившую мне и Президенту Пакистана Айюб Хану встретиться в этом историче­ ском азиатском городе. Я с вели­ чайшим удовольствием от себя лич­ но и от имени своей делегации вы­ ражаю нашу благодарность за гос­ теприимство, которое нам было ока­ зано, и за внимание и заботу, кото­ рые были проявлены к нам. Очень теплый прием, оказанный нам ж и ­ телями Ташкента, глубоко нас рас­ трогал. Мы дали немедленный и положи­ тельный ответ на Ваше приглашение принять участие во встрече в Таш­ кенте. Цель установления мира, ко­ торая Вас вдохновляла, поистине благородна. Мир жизненно необхо­ дим и для Индии, и для Пакистана, И' более того, для всего человечества в целом. Мы должны попытаться открыть новую главу' в истории ин­ дийско-пакистанских отношений. Мне не хотелось бы сейчас возвращаться к истории прошлого, Я убежден и глубоко верю, что в этом же убеж­ ден Президент Айюб Хан,—что кон­ фликт между нашими двумя стра­ нами достоин всяческого сожаления. Нэшей задачей на этой встрече дол­ жны быть не взаимные упреки по поводу прошлого, а новый взгляд в будущее. Я знаю, что между нашими дву­ мя странами остается много нераз­ решенных проблем. Даже между странами, имеющими наилучшие от­ ношения, существуют разногласия и далее споры. Вопрос, на который мы оба не должны закрывать глаза, со­ стоит в том, должны ли мы думать о силе, как о средстве решения этих разногласий, или же мы должны решить и заявить, что сила никогда не будет применена. Если другие страны, даже те, которые обладают большими ресурсами и разделены гораздо более глубокими разногла­ сиями, могут избегать вооруженного конфликта и жить рядом на основе принципов мирного сосуществова­ ния, то разве не должны такие стра­ ны, как Индия и Пакистан, основ­ ная проблема которых — улучшение экономических условий жизни их на­ родов, ..отказаться от идеи решения любых проблем путем применения оружия? Применение силы в международ­ ных отношениях может быть, оправ­ дано лишь необходимостью отпора агрессии. Наше обоюдное заверение об отказе от применения силы озна­ чало бы поэтому, что каждый из нас согласен уважать территориаль­ ную целостность другого: Мы всег­ да говорили, и я заявляю сегодня еще раз, что мы безоговорочно при­ знаем. суверенитет и территориаль­ ную целостность Пакистана. В рав­ ней мере мы должны ограждать свою собственную территориальную целостность и суверенитет: Уваже­ ние суверенитета друг друга совер­ шенно необходимо для поддержания мира и добрых отношений. Как только это будет ясно призна­ но, весь характер индийско-пакистан­ ских взаимоотношений может быть изменен в интересах народов обеих стран. Позвольте мне совершенно ясно и с полной искренностью зая­ вить, что мы желаем Пакистану прогресса и процветания. Мы сами стремимся к улучшению жизни на­ шего народа. Мы убеждены, что процветание на полуострове Индо­ стан наступит скорее, если между Индией и Пакистаном будут уста­ новлены лучшие отношения,. Ка к я уже сказал, основой таких взаимоотношений должно быть при­ нятие политики мирного сосущест­ вования. В соответствии с этим при­ дется принять меры на нескольких направлениях. Например, следует положить конец атмосфере холодной войны. Если в результате пропаганды, в печати или по радио, появляется чувство враждебности или недове­ рия и оно сохраняется в отношениях между двумя странами, то, что бы ни говорили мы, как главы двух правительств, всегЛа будет сущест­ вовать опасность конфликта. Нашей целью должно быть улучшение вза­ имоотношений между двумя страна­ ми в целом. Наша торговля сокра­ щается, а вместо этого она должна была бы разрастаться. Многие реки текут между Индией и Пакистаном. Вместо того, чтобы быть источником споров, они могли бы благодаря совместным мероприятиям обога­ щать обе наши страны. Есть и мно­ гие другие области экономического сотрудничества, которые при нали­ чии доброй воли и понимания мож­ но развить к нашей взаимной вы­ годе.. Говоря все это, я не пытаюсь вну­ шить, что мы можем или должны закрывать глаза на многие разно­ гласия, существующие между дву­ мя странами. Я не хочу перечислять их. Однако я говорю, что все эти псоблемы должны быть решены пу­ тем обсуждений и переговоров, а не путем применения силы. Вооружен­ ный конфликт создает больше проб­ лем, чем решает. Он является пре­ пятствием для взаимопонимания и согласия. С другой стороны, в ат­ мосфере мира мы можем добиться реального прогресса в направлении решения существующих между на­ ми разногласий. Было бы значительным достиже­ нием, если бы на этой встрече, соз­ ванной Председателем Косыгиным, могло быть достигнуто соглашение об отказе от применения силы для устранения наших разногласий. Это проложило бы путь к таким добро­ соседским отношениям, в каких н уж ­ даются обе страны, а также значи­ тельно облегчило бы решение мно­ гих наших проблем. Мы, конечно, можем и должны обсудить и другие вопросы, но даже если мы не дого­ воримся по некоторым из них и не сможем увидеть для себя пути к достижению соглашения в ближай­ шем будущем, мы все же не должны отрекаться от пути мира. На нас лежит серьезная ответст­ венность. Население полуострова Индостан составляет 600 миллионов человек, или 1/5 человечества. Для того, чтобы Индия и Пакистан мог­ ли развиваться и процветать, они должны научиться жить в мире. В условиях постоянного конфликта и враждебности на долю наших наро­ дов выпадут даже более значитель­ ные трудности. Вместо того, чтобы воевать друг с другом, давайте нач­ нем воевать с бедностью, болезнями и невежеством. Проблемы, надежды и чаяния простых людей обеих стран одинаковы. Они хотят не конфликта и войны, а мира и прогресса. Им нужны не оружие и боеприпасы, а продовольствие, одежда и кров. Для того, чтобы мы могли выполнить этот долг перед нашими народами, мы должны на этой встрече попы­ таться достичь чего-то конкретного и позитивного. Это важная встреча. К нам уст­ ремлены взоры всего мира. Пусть не скажут, что Президент Пакистана и Премьер-Министр Индии встрети­ лись и не смогли договориться. По­ кажем же нашими действиями, что мы в состоянии рассматривать наши собственные проблемы в более ши­ роких рамках мировых событий.- * * * ' Глава Советского правительства объявляет о выступлении Президен­ та Пакистана Мохаммеда Айюб Хана, ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ в В е р х н е й В о л ь т е КОТОНУ, 4 января, (ТАСС), Подполковник С, Ламизана объявил сегодня по радио Уагадугу, что он берет власть в Республике Верхняя Вольта в свои руки. Все соглашения, заключенные Верхней Вольтой с другими странами, будут уважаться, подчеркнул он, Чрезвычайное положение, вве­ денное в стране прежним правительством, сохраняется. КОТОНУ, 4 января. (ТАСС), Начальник штаба армии Верхней Вольты подполковник С. Ламизана обратился к участникам всеобщей забастовки с призывом приступить к работе. Бывшая французская колония — Республика Верхняя Вольта расположена в западной части африканского конти­ нента, Страна провозгласила независимость в августе 1960 года. Население Верхней Вольты составляет около 4,5 млн, человек. Куба. Гавана. Зда­ ние Института аграр­ ной реформы. Фото Т. Ананьиной. 1 ФОРУМ ТРИ КОНТИНЕНТОВ Н А М РАБОТУ ГАВАНА , 4 января. (ТАСС ). В столице Кубы от­ крылась первая конференция солидарности народов Азии, Африки и Латинской Америки. В ее работе принимают участие более 600 делегатов трех конти­ нентов, наблюдателей и гостей. На открытии конфе­ ренции присутствовал Первый секретарь Ц К КП К у ­ бы и Премьер-Министр Фидель Кастро. Конференцию открыл Президент Кубы Освальдо Дортикос. Он горячо приветствовал делегатов фору­ ма трех континентов. Дортикос подчеркнул, что глав­ ная задача конференции — объединить силы трех континентов для борьбы против империализма, коло­ ниализма и неоколониализма. Бурными аплодисментами участники конференции встретили приветственное послание Первого секрета­ ря Ц К КПСС Л . И. Брежнева и Председателя Сове­ та Министров СССР А. Н. Косыгина. На пленарном заседании были зачитаны также приветствия от Пре­ зидента ДРВ Хо Ши Мина, премьера Государствен­ ного совета КНР Чжоу Энь-Лая, Председателя Ка­ бинета Министров КН Д Р Ким Ир Сена, Первого се­ кретаря Ц К СЕПГ, Председателя Государственного совета ГДР Вальтера Ульбрихта, Председателя Сове­ та Министров МНР Цеденбала и Президента ОАР Насера. Последний предложил провести вторую кон­ ференцию солидарности народов трех континентов в Каире. Затем с докладом Международного подготовитель­ ного комитета выступил его генеральный секретарь Юсеф эс-Сибаи. « ЗАЯВЛЕНИЕ МИД ДРВ ХАНОЙ , 4 января. (ТАСС). Правительство Демократической Республики Вьетнам сурово осуж ­ дает агрессивные акты Таиланда против королевства Камбоджи, го­ ворится в опубликованном вчера министерством иностранных дел ДРВ заявлении по поводу недав­ него вторжения таиландских войск на территорию Камбоджи, пере­ данном агентством ВИА, Народ и правительство ДРВ , го. ворится в заявлении, полностью поддерживают твердую решимость камбоджийского народа защищать свой суверенитет и территориаль­ ную целостность. Речь Мохаммеда Айюб Х а н а Г-н Председатель, г-н Премьер- Министр, уважаемые делегаты! Моя делегация и я глубоко тро­ нуты горячим и искренним приемом, который оказали нам жители этой исторической и прекрасной столицы республики Узбекистан. С народом этого района у нас много общих традиций в области культуры и мно­ го воспоминаний о замечательном прошлом. Достопримечательно, что именно этот город был выбран ме­ стом данной исторической конферен­ ции, на которой, как мы надеемся, мы сможем найти новое направле­ ние для нашего будущего — буду­ щего, основанного на взаимопони­ мании, доброй воле и сотрудниче­ стве, Ташкент напоминает о прош­ лом и в то же время указывает на будущее, Г-н Председатель, Мы чрезвычайно благодарны так­ же Советскому правительству и Вам лично за дальновидность и го­ сударственную мудрость, проявлен­ ные Вами в созыве этой встречи, и за исключительно хорошую органи­ зацию ее. Мы все прекрасно знаем, что Вы очень заняты и что на Вас лежит бремя огромных обязанно­ стей, Я хочу заверить Вас, что мы очень хорошо понимаем все значение этой Вашей важной акции для дела мира, так же как ее хорошо пони­ мает и остальной мир, Глаза всего мира сейчас обраще­ ны на Ташкент. История предоста­ вила Индии и Пакистану благопри­ ятную возможность разрешить их спор на мирной, справедливой и по­ четной основе. Мы приехали сюда, исполненные решимости использо­ вать эту возможность позитивно и конструктивно. Мы приехали, исполненные духом сотрудничества. Наша цель заклю­ чается в том, чтобы уладить наши разногласия с Индией, а не увеко­ вечить их. Мы здесь не для того, чтобы вести полемику, Мы хотим устранить напряженность и содейст­ вовать возникновению у народов обеих стран чувства уверенности и спокойствия, Я не сомневаюсь, что уважаемый Премьер-Министр И н ­ дии и его уважаемые коллеги оду­ шевлены такими же чувствами. Процветание 600-миллионного на­ селения Индии и Пакистана зави­ сит от обеспечения мира. И Индия, и Пакистан страдали в течение дол­ гих и мрачных периодов иностран­ ного господства. Лишь по проше­ ствии веков мы вновь обрели свобо­ ду- Мы должны жить в мире, чтобы иметь возможность отдать всю свою энергию и ресурсы на ликвидацию мрачного наследия колониализма и открыть для нашего народа пути к счастью и прогрессу, Ведь для нас мир имеет жизненно важное значе­ ние, он необходим. Но желать мира еще недостаточ­ но для того, чтобы установить его. Мира надо добиваться, и один из путей к этому заключается в том. чтобы трезво смотреть на проблемы, создающие угрозу миру. Мы хорошо поняли, что мы можем игнорировать эти проблемы только ценой своей гибели. Нации не могут довольство­ ваться одной видимостью мира, в то время как подспудно будет сохра­ няться напряженность. Одна лишь видимость мира не может заменить подлинного мгра. Именно мы должны заняться этой проблемой и создать условия, кото­ рые обеспечат твердую и прочную основу для мира между нашими Двумя странами, В этом свете я сде­ лал недавно на Генеральной Ассам­ блее Организации Объединенных На­ ций искреннее предложение заклю­ чить с Индией пакт отказа от войны, когда основная проблема, стоящая перед нами, будет разрешена в соот­ ветствии с принципами, уже приня­ тыми обеими нашими странами. Со­ глашение об отказе от войны между странами может быть действенным только в том случае, если оно по­ следует за конкретными мерами по разрешению споров, которые их раз­ деляют, А споры могут быть разре­ шены только в духе примирения. Проблемы, с которыми сталкива­ ются Индия и Пакистан, несомненно, сложны. Но нельзя сказать, чтобы решение их мирным и почетным пу­ тем было не по силам руководству двух стран. В конце концов, мы смогли прийти к соглашению о во­ дах бассейна реки Инд. Эта пробле­ ма была не менее сложной и опас­ ной. Позже мы договорились пере­ дать на арбитраж наш спор в Кач- ском Ранне, Ранее нам удалось про­ вести демаркацию наших границ и по-дружески решить многие спорные вопросы, Почему же сейчас мы дол­ жны считать, что не можем прямо подойти к основной проблеме, кото­ рая продолжает вызывать напря­ женность и конфликт между нами? Ресурсы обеих наших стран огра­ ничены, и мы нуждаемся во всем том, что мы имеем, и в гораздо большем, чтобы поднять нынешний уровень жизни наших народов. Ни­ кто из нас не может позволить себе вести войну, и мы не можем отвле­ кать наши ресурсы для приготовле­ ний к войне. Это главный урок, ко­ торый мы должны были извлечь из того, что недавно пережили. Мы должны дать нашим народам то, чего они требуют, а это — средства для жизни, а не смерти, Пусть это совещание станет пред­ вестником мира; обратимся отсюда со словом надежды к нашим наро­ дам. В отношениях между нами нет такой проблемы, которую нельзя бы­ ло бы решить мирно и почетно. Мы должны обратиться к нашим наро­ дам со всей искренностью. Вот с че­ го мы должны начать, если мы дей­ ствительно добиваемся мира, всегда памятуя о том, что ни одна страна не может диктовать условия мира. Условия мира — это равенство и справедливость. Это те условия, ко­ торые страны должны научиться уважать и которым они должны под­ чиняться. Я хочу заверить Вас, г-н Предсе­ датель, а также уважаемого Премь­ ер-Министра Индии, что мы окажем Вам наше максимальное сотрудниче­ ство в деле превращения этого со­ вещания в совещание мира в самом истинном смысле этого слова. Прежде чем я закончу, я должен еще раз поблагодарить Вас за Ваше гостеприимство и за проявленную Вами большую заинтересованность в организации встречи Индии и Па­ кистана. Благодарю Вас, * * * Речи были выслушаны с большим вниманием, и каждый раз в конце их вспыхивали аплодисменты. На этом с общего согласия сторон первое заседание заканчивается. Наводнения в ФРГ БОНН , 4 января. (ТАСС). В южных и западных районах ФРГ прошли ливневые дожди. Вышли из берегов Майн. Рейн, Мозель, Саар, Лан, Неккар. Печать сооб­ щает 6 наводнении в Городе Бам­ берге: воды Майна хлынули в город и превратили многие улицы в бурные реки. Л А О С : сбито 15 американских самолетов ХАНОЙ, 3 января. (ТАСС). Самолеты американской авиации с 27 по 29 декабря 1965 года совершили более 80-ти налетов на лаосскую провинцию Сиенкуанг, подвергнув ожесточенной бомбар­ дировке и обстрелу горные районы, контролируемые Нео Лао Хак Сат, Об этом сообщает Вьетнамское информационное агентство, ссылаясь на радиостанцию «Голос Патет-Лао». Отражая атаки авиации США, патриоты сбили 15 и повредили 16 самолетов, О са ка з н а к о м и т с я с с о в е т с к о й к о с м и ч е с к о й н а у к о й ТОКИО, 4 января. (ТАСС). Во втором по величине промышлен­ ном городе Японии Осака откры­ лась выставка «Освоение космоса в СССР». Экспонаты советской космиче­ ской выставки находятся в Японии более трех месяцев. С 14 сен­ тября по 14 ноября с ними по­ знакомились около 100 тысяч то­ кийцев, а с 20 ноября по 19 декабря на выставке побывало свыше 70 тысяч жителей самого большого на острове Кюсю города Китакюсю. П а р к с о л и д а р н о с т и ГАВАНА . На одной из окраин кубинской столицы появился но­ вый парк — Парк солидарности. Его заложили делегаты первой конференции солидарности наро­ дов Азии, Африки и Латинской Америки, По инициативе Кубин­ ского национального подготови­ тельного комитета посланцы стран Азии, Африки и Латинской Аме­ рики посадили типичные для этих трех континентов деревья. Совет­ ская делегация посадила коро­ левскую пальму, которая будет символом солидарности советско­ го народа с народами, борющи­ мися против империализма. « П о и с к и м и р а » — м а с к и р о в к а ХАНОЙ , 4 января. (ТАСС). «Ве­ дущаяся американскими агрессо­ рами кампания «поисков мира» — это просто трюк, рассчитанный на то, чтобы замаскировать их планы усиления и расширения войны»,— пишет газета «Нян зан». В статье за подписью «обозреватель» газе­ та комментирует так называемое «мирное наступление», разверну­ тое в последнее время американ­ ской дипломатией, «С помощью активной деятель­ ности американских дипломатов и громких заявлений, — пишет га­ зета, — американские правящие Преступления наемников ХАНОЙ, .4 января. (ТАСС). «Американские империалисты и их наемники должны нести пол­ ную ответственность за свои кро­ вавые злодеяния в Южном Вьет­ наме», — говорится в письме, на­ правленном вчера, миссией связи верховного командования Вьет­ намской народной армии Между­ народной комиссии по наблюде­ нию и контролю во Вьетнаме. В письме, переданном агентст­ вом ВИА, говорится, что 22 декаб­ ря после артиллерийского обстре­ ла две роты южнокорейских сол­ дат ворвались в деревушку Тан- жианг (провинция Биньдинь) и убили около 50 человек—подрост­ ков, женщин и стариков. Выражая решительный протест против зверских расправ над мир­ ными жителями, миссия связи ре­ шительно настаивает на наказании виновников совершенного нападе­ ния. круги пытаются внушить людям, будто Вашингтон стремится к мир­ ным переговорам, будто он решил положить конец своей агрессивной войне и 'серьезно добиваться ми­ ра». «Нян зан» подчеркивает, что пропагандистская кампания аме­ риканских кругов носит лживый и лицемерный характер. В то время, как развернутая Со­ единенными Штатами кампания «поисков мира» была в самом раз­ гаре, указывает «Нян зан», амери­ канская печать разглашала один за другим планы Вашингтона по расширению существующих баз снабжения в Южном Вьетнаме и Таиланде и созданию новых баз, переброске дополнительных амери­ канских войск, самолетов и авиа­ носцев, а также планы, предусмат­ ривающие распространение амери­ канской, агрессивной войны на Л а ­ ос и Камбоджу. «Вьетнамский народ, — говорит­ ся в статье, — решительно осуж ­ дает авантюристические военные планы американских агрессоров и сурово разоблачает их наглые и лживые маневры перед общест­ венным мнением всего мира. Вьет­ намский народ горячо желает ми­ ра, но подлинный мир нельзя от­ делить от подлинной независимо­ сти». П р о в а л к а р а т е л ь н о й о п е р а ц и и НЬЮ -ЙОРК, 4 января. (ТАСС). Четвертый день продолжается в дельте Меконга карательная опе­ рация американских войск под кодовым названием «Мародер»: В район операции переброшены американские парашютисты из 173-й воздушной бригады, а так­ же австралийские и новозеланд­ ские наемники. По сообщению иностранных агентств, этим вой­ скам, однако, до сих пор не уда­ лось завязать какого-либо круп­ ного боя с южновьетнамскими патриотами. Тем не менее солда­ тами .Армии освобождения был сбит один американский самолет. По только что поступившим данным, три американских пара­ шютиста были убиты вчера в районе операций во время оши­ бочного обстрела новозеландски­ ми наемниками позиций амери­ канских парашютистов. Н А Г Р А Ж Д Е Н И Е М Н О Г О Д Е Т Н Ы Х М А Т Е Р Е Й Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1966 года по Липецкой области присвоено почетное звание «Мать-героиня» с вруче­ нием ордена «Мать-героиня» и грамоты Президиума Верховного Совета СССР матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей: Ь Кузовлевой Александре Дмитриевне — работнице, село Кузовлево Л«в-Толстовского района. ; 2, Мечетиной Пелагее Ионовне — колхознице колхоза «Знамя комму­ низма», Добровский район. 3, Савиновой Александре Григорьевне — рабочей совхоза «Петров­ ский», Добринский район, ХТАСС}» В о с п ита н и е и воспитатели Ш К О Л Е—КО Н К Р Е Т Н УЮ ПОМОЩЬ Учитель—центральная фигура пе­ дагогического процесса: от его идей­ но-политического уровня, научной эрудиции, любви к детям и трудолю­ бия зависит успех обучения и вос­ питания. Недаром В. И. Ленин тре­ бовал «поставить его (учителя) на такую высоту, на которой он не сто­ ял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе». Это было сказано вождем революции в годы экономической разрухи. Хорошую постановку воспитания молодежи В. И. Ленин считал одним из усло­ вий окончательной и полной победы народа над угнетателями,- За прошедшие четыре с лишним десятилетия Коммунистическая пар­ тия, выполняя заветы В. И,- Ленина, воспитала миллионы подлинно на­ родных учителей и покрыла страну густой сетью средних и восьмилет­ них школ. Школа и учительство всегда были и остаются важнейшими помощниками партии в строительстве коммунизма,- Труд педагога у нас высоко ценится, учитель окружен заботой народа и согрет его любо­ вью. Это можно видеть на примере на­ шей области.- За годы ее существо­ вания число преподавателей с выс­ шим образованием увеличилось вдвое, число удостоенных почетного звания «Заслуженный учитель ш ко­ лы РСФСР» — втрое, орденами, ме­ далями и значком «Отличник народ­ ного просвещения» награждено бо­ лее трех тысяч педагогов. 1120 учи­ телей трудящиеся нашей области избрали депутатами местных Сове­ тов. Прошлый учебный год свыше 7 тысяч учителей нашей области за­ вершили без второгодников; три четверти педагогических коллективов средних и восьмилетних школ ус­ пешно преодолели массовое второ­ годничество. Школы переходят на кабинетную систему занятий. Экран­ ная и звуковая аппаратура, элемен­ ты программирования—все это зна­ менует ростки нового в развитии обучения и воспитания. Однако решение школой главных задач продолжает оставаться не­ удовлетворительным* Это в первую очередь относится к качеству зна­ ний. Проведенные в этом году конт­ рольные работы по математике, фи­ зике, химии и русскому языку обна­ ружили серьезные пробелы в знани­ ях школьников. Причины слабых знаний учащихся в старших классах часто коренятся в недоработках учителей начальных школ. Контрольная проверка навы­ ков чтения в 3—4 классах показала, что восемь процентов учащихся чи­ тать не умеют, а свыше половины Читают посредственно. Кому не яс­ но, что ученик, не умеющий бегло и выразительно читать, не может ус­ ваивать никаких знаний в пятых и последующих классах? Повышение качества знаний и образовательного уровня оканчивающих школу — это первостепенная задача педагогов, не­ посредственно вытекающая из реше­ ний сентябрьского Пленума Ц К КПСС о роли науки в промышлен­ ности и других отраслях социали­ стического хозяйства. В решении этой задачи учителю, школе нужна помощь научных ра­ ботников, специалистов производст­ ва, нужна научная и техническая литература, доступ в лаборатории и т. п. Академик М . М. Лаврентьев на вопрос о том, каким будет завтраш­ ний учитель, сказал: «Мне представ­ ляется несомненным, что каждый че­ ловек умственного труда, каждый интеллигент будет считать для себя обязательным и почетным день—два в неделю работать в школе. В свою очередь, те, для кого профессия учи­ теля — основная по призванию и по диплому, часть недели станут про­ водить в научных учреждениях, ла­ бораториях. Своим ученикам они будут передавать знания, опираю­ щиеся на собственный научный опыт». Помощь школе особенно нужна в организации внеклассной и вне­ школьной работы, в которой до сих пор нет ни системы, ни режима, ни программы. На многочисленных со­ вещаниях и конференциях учителю дают советы, рекомендации, и дают те, кто сам не меньше учителя несет ответственность за подготовку своей смены и не слабее его подготовлен к этой миссии* Школа и учителя в первую очередь отвечают за организацию внеуроч­ ной жизни детей, но они не могут и не должны делать это одни. Сле­ дует иметь в виду, что на руковод­ ство внеклассной работой дается менее двух часов в неделю, все ос­ тальное время полагается занимать­ ся на общественных началах. И дело тут, конечно, не в оплате, а во времени. Труд учителя имеет свои особенности: Он никогда не кончается уроками в школе, хотя и они занимают много часов. Учитель дает минимум три урока, в трех классах. Подготовка к уроку зани­ мает времени больше, чем сам урок. В трех классах 100— 120 учеников, надо проверить столько же работ. Каков рабочий день учителя? Во всяком случае, он больше, чем у ра­ ботников других профессий. Доста­ точно посидеть на нескольких уро­ ках, чтобы убедиться в исключитель­ ной нервной напряженности учи­ тельского труда. Преподаватель имеет дело с живым, подвижным, как ртуть, коллективом, управление им требует прямо-таки артистиче­ ского искусства. Учитель не может не тратить еже­ дневно 4—5 часов на подготовку к уроку. Иначе неминуем провал, по­ следствия которого трудно испра­ вить. Больше того, он не может придти в класс не в «форме». Его память, мышление, эмоции долж­ ны быть всегда активны, Только тогда он выполнит роль педагога. Подготовка к внеклассному заня­ тию еще более сложна и трудоемка. Она, как правило, требует изучения специальной литературы. Поэтому, если бы учитель и захотел один справиться со всей внеурочной ра­ ботой с детьми (разумеется, каждый преподаватель ведет эти занятия), ему бы просто не хватило времени. К тому же это пагубно сказалось бы на его работе с детьми в классе, пострадало бы качество знаний, а этого допустить нельзя. Значит надо к работе с детьми во внеурочное время привлекать специ­ алистов других профессий.- Кто мо­ жет успешнее вести круж ок меха­ низаторов — учитель в классе или инженер в мастерской? В круж ках радистов, геологов, садоводов и т. д. тоже требуются специалисты-произ­ водственники. А раз^е плохо было бы, если бы врач вел кружок здо­ ровья? Кто, как не врач, мог бы привить детям отвращение к куре­ нию, употреблению алкоголя. Кто, как не артист, привил бы любовь к художественному слову. А возьмем военно-патриотическое воспитание, важность которого сей­ час особенно ясна. Ветеранов Отече­ ственной войны — тысячи. Многие из них не работают, А сколько из них ведут круж ки в школах и клу­ бах с подростками? Сейчас часто говорят, что воспи­ тание детей—всенародное дело. Да, оно им становится, но станет вполне тогда, когда специалисты, независи­ мо от профессии, будут часть своего личного времени отдавать воспита­ нию детей. И вряд ли следует ожи­ дать стихийного пробуждения по­ добных^ желаний: Хотелось бы ви­ деть, как партийные, профсоюзные, комсомольские и другие организа­ ции не на словах, а на деле моби­ лизуют общественность в помощь школе и детям, Неудовлетворительно решаются у нас все еще и такие вопросы, как обеспечение школ классными поме­ щениями: растет третья смена в го­ родах, много аварийных зданий в сельской местности. В этом году учебная плошадь в области увели­ чилась на 14,5 тысячи ученических мест, в том числе за счет местных средств и с помощью шефов — на 10,5 тысячи мест. Большую заботу о школе проявили трудящиеся Липец­ кого, Усманского, Чаплыгинского, Лебедянского, Добровского и Дан- ковского районов.- Но свои обяза­ тельства не выполнили Краснинский, Измалковский, Лев-Толстовский рай­ оны. Очень плохо обстоит дело со школьными зданиями в Грязинском, Воловском и Долгоруковском райо­ нах. Еще хуже положение с помеще­ ниями для внеклассной и внешколь­ ной работы. В большинстве школ нет спортивных и актовых залов. Из-за отсутствия помещений у нас почти не растет сеть домов пионеров, тех­ нических, юннатских и туристских станций. Созданию материальных условий для внеклассных детских учреждений мы просто не уделяем внимания. А ведь силами школ, ро­ дителей, с помощью общественности мы можем за два—три года постро­ ить при каждой средней и восьми­ летней школе спортивные залы, а в райцентрах и городах соорудить стадионы, дома пионеров, детские станции и т. д. Профсоюзные клубы, районные и сельские учреждения культуры в дневное время обычно пустуют, но для детей они закрыты. Почему бы их не открыть? В зимнее время ни большого труда, ни средств не тре­ буется на то, чтобы около каждой школы залить каток, насыпать гор­ ку* Самим можно изготовить санки, ледянки, мячи и клюшки, О том, что может дать находчи­ вость, трудолюбие и инициатива, можно судить по такому факту, В этом году школы получили с учеб­ но-опытных участков 1 млн. 40 ты­ сяч рублей. Это значительно боль­ ше, чем «м выделяется из бюджета на приобретение оборудования. Примечательно, что школы Ста- новлянского, Долгоруковского, Чап­ лыгинского, Задонского и Добрин- ского районов добились средств в два раза больше, чем школы Тер* бунского, Грязинского, Хлевенского районов: Работники народного образования убедились, что, если коллектив шко­ лы захочет, он найдет средства на спортинвентарь, музыкальные инст­ рументы, туристское снаряжение, яа оборудование кабинетов, экскурсии и походы и т. д. Многие школы уже оснащены оборудованием, им вполне по силам сооружение спортзалов и других помещений. Родители и ше­ фы помогут. Об этом свидетельству­ ют прошедшие в декабре собрания рабочих, колхозников и служащих, а также районные и городские конфе­ ренции, на которых, как правило, приняты конкретные планы оказания материальной помощи школам. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz