Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 н оября 1С66 г., М 274 (3784) ! ОЧЕРК I Д Е Л О Е Г О Ж И З Н И Что нужнее всего пропагандисту? Наверное, хорошие знания, мысли, впечатления и — умение передать их другим. Без этого ведь никого ни в чем не убедишь. Дар убеждения... Он приходит лишь к тому, кто сам в чем-то очень крепко убежден, способен проявить это и в повседневных делах своих, и в больших испытаниях, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПИВО­ ВАРОВ — из поколения, на чью до­ лю выпали большие испытания. Впрочем, он сам, подобно многим своим сверстникам, шагнул навстре­ чу им — с необжитой еще студен­ ческой скамьи добровольцем ушел на Великую Отечественную. Карельский перешеек. Ленинград­ ский фронт. Окружение. Плен. В ба­ раках фашистского концлагеря на нижних нарах — смерзшиеся трупы, следующий ярус — умирающие. И лишь наверху ютились ночью пока еще живые. Из них-то и сколотил Пивоваров группу, совершившую дерзкий побег. Потом — партизанские рейды, взлетевшие на воздух железнодо­ рожные мосты, транспорты, И сно­ ва — гестаповский застенок, смерт­ ный приговор. Может, на считанные минуты опередил его исполнение Пивоваров, уйдя к партизанам вме­ сте с распропагандированными им полицаями. Весной сорок четвертого подполь­ ный райком принял его в партию. А вскоре случилось непоправимое: разбирая трофейные боеприпасы, он наткнулся на «сюрприз». Шарахнуло в глаза ослепительно белым пламе­ нем.,. Партбилет ему вручили уже в гос­ питале. Принять его он мог только сердцем: обеих рук — одной начи­ сто, другой по локоть — больше не существовало. В теле навсегда за­ стряли мелкие осколки. А в интер­ нате для инвалидов войны, куда он вызвался ехать заместителем дирек­ тора по политической части, надо было возвращать в строй других. — Что ты нам о жизни толкуешь1 — с горечью восклицал, бывало, вче­ рашний бесстрашный солдат. — Все теперь там осталось, позади... — Да нет же, друг, не там, а здесь, не позади, а впереди, туда и нацеливай себя, что бы с тобой ни стряслось!,.. Вернувшись к родным в Липецк, Александр Николаевич стал рабо­ тать воспитателем в общежитии тракторного завода, председателем завкомовской культкомиссии. И од­ новременно учиться, наверстывая упущенное, за два года заочно окончил Воронежский пединститут. И с того же времени берет нача­ ло его уже, так сказать, официаль­ ный пропагандистский стаж НЕТ, НЕ СТРЕМЛЕНИЕ как-то от­ влечься в круговороте дел от сва­ лившихся на него жизненных не­ взгод вовлекло Александра Нико­ лаевича в большую общественную работу. Она для него — средство духовного общения, в процессе ко­ торого одновременно и отдаешь, и получаешь. Чем щедрее отдаешь, тем больше получаешь. В кружке по изучению истории партии в одном из заводских цехов он впервые лицом к лицу повстре­ чался с рабочей аудиторией. Среди слушателей были потомственные рабочие, старые партийцы, сво­ ими руками делавшие революцию. Поражали в них ясность и цепкость ума, нескрываемое чувство гордости за свой класс — самую могучую си­ лу земли. С такими интересно было запросто потолковать «в курилке», услышать их немногословную, но подчас предельно точную оценку событий. Потом с кем только не довелось иметь дело, руководя политучебой и в ЖКО завода, и в медобъединении, и в музыкальной школе, и в своем педколлективе. Но этот обоюдный, внутренний контакт с людьми на­ всегда стал для него обязательной нормой. К слову приходится, и я интересу­ юсь: какая все-таки аудитория наи­ более по душе ему? — Та, которая реагирует живее. Не просто воспринимает, а реаги­ рует. • Но ведь это как раз то, что цели­ ком и полностью зависит от него — пропагандиста, для чего требуется его — пропагандистское мастерстве. — ВВИДУ СЛОЖНОСТИ новой те­ мы я сегодня вас не спрашиваю. Но КАК В ОДНОМ БУФЕТЕ ТЫСЯЧУ ЧЕЛОВЕК НАКОРМИТЬ Обеденн ы й перерыв на доменной площадке длится два часа: с И ча­ сов 30 ми нут до 12 часов 30 ми нут — у мо нтажн иков и с 12 часов 30 ми­ нут до 13 часов 30 ми нут — у стро­ ит елей. Решение организовать рабо­ ту столовых и буфетов в два по­ тока выззано необходимостью. Но решение, каким бы разумным оно ни было, еще не гарантия успе­ ха дела, В этом мы еще раз убеди­ лись на примере работы пунктов об­ щественного питания на стройке. Обеденный перерыв официально начинается в 11 часов 30 минут, а фактически на полчаса раньше. Вот городок в районе девятого строи­ тельного управления — централь­ ный на домне, самый большой, и, по­ жалуй, самый благоустроенный. Здесь буфет, в котором можно полу­ чить горячий обед, организо!вана Продажа пирожков, горячего кофе. Задолго до обеденного перерыва у дверей буфета выстраивается оче­ редь, за пирожками — вторая, за кофе — третья. Народу — не прой­ ти. И строители, и монтажники. Вот в хвост очереди пристраивает­ ся женщина в рабочей спецовке. Спрашиваем: — Почему пришли на обед рань­ ше положенного? Ведь сейчас, пере­ рыв у монтажников... — Всем есть хочется *— и строите­ лям и монтажникам,.. — Но не в одно же время? — В перерыв ведь и отдохнуть надо. А придешь в полпервого, про­ стоишь час в очереди — и весь от­ дых. Мы были в нескольких бригадах, и везде слышали почти одно и то же: --V Что скрывать, уходим раньше. Иначе час простоишь в очереди. Почему так? Причин здесь две. Первая — мало пунктов обществен­ ного питания. На площадке их пять. И з них только две столовые. На стройке пять тысяч рабочих. Следо­ вательно, каждый пункт должен об­ служить в среднем 1000 человек. Со­ вершенно ясно, что любая столовая, тем более буфет, не в состоянии это­ го сделать, даже при самой пре­ дельной нагрузке. И надо еще учесть, что обе столовые располо­ жены вдалеке от строительной пло­ щадки. Работники ОРСа треста «Липецк- строй» говорят, что столовая № 5, например, работает не с полной за­ груженностью. Она в состоянии об­ служить еще человек 400. Мы были в этой столовой. Здесь— четыре раздачи. Каждый посетитель на обед тратит 10— 12 минут. Каче­ ство приготовления пищи хорошее. Так говорят почти все, кто здесь обедает. И все-таки столовая ис­ пользуется не на полную мощность, Р Е Й Д Г А З Е Т Ы «Ленинское знамя» * потому что она далеко от строи­ тельной, площадки. Вот и получается, что основная «тяжесть» ложится на буфеты. А их мало. Сказались и недостаток поме­ щений, и резкое увеличение числен­ ности рабочих, но более всего — инертность руководителей комплек­ са. Ведь оборудовать иод буфет 2— 3 лишних вагончика — не проблема. Нельзя, конечно, сказать, что руко­ водство комплекса совсем не приня­ ло никаких мер. Был расширен бу­ фет в районе бытовых помещений СУ-9, оборудован вагончик на пло­ щадке «Союзтеплостроя». Но это — капля в море! Вот и стоят длинные, очереди, те­ ряется огромное количество рабоче­ го времени. Вторая причина. К а к уже было сказано, обеденный перерыв у стро­ ителей и монтажников намечен в разное время. Но это — чистая фор­ мальность. Распорядок обеденного перерыва не соблюдается и никем не контролируется. А контроль необхо­ дим, Кто его должен осуществлять? Партийные, комсомольские и проф­ союзные организации. Надо отдать должное работникам конторы общественного питания треста «Липецкетрой». Они делают все от них зависящее, чтобы вовре­ мя и вкусно накормить строителей. На площадке всегда можно купить свежий пирожок, выпить стакан го­ рячего кофе. Осенью была организо­ вана здесь продажа арбузов и яб­ лок. Но общепитовцам очень нужна помощь руководителей управления комплекса. Ведь в буфетах и столо­ вых иногда сутками не бывает горя­ чей воды, света, помещения вовремя не утепляются. В буфете СУ-9, на­ пример, в течение месяца не были за. стеклены оюна. В том же буфете сле­ сари «Сантехстроя» проводили паро­ вое отопление. Хорошее дело сдела­ ли, нужное. Но допустили оплош­ ность: плохо заварили трубу над входом в буфет. Из трубы начала капать вода. Попадает она и за во­ ротник ответственным товарищам из «Сантехстроя». Они пое. живаются и... уходят. С семи часов вечера возле дверей медпункта выстраивается очередь. Нет, никто из этих людей не болен, не получил травму. Людям хочется пить... Почему с семи часов вечера и почему именно в медпункте? Рас­ скажем все по порядку. Д о наступления заморозков на территории доменной площадки дей­ ствовал водопровод. Ударили замо­ розки, и его пришлось отключить — выполнен не по проекту, трубы про­ ложены слишком близко от поверх­ ности земли. Остались две линии — в медпункте и одном киоске. Днем рабочие пользуются киоском — там постоянная очередь за водой. Но он работает до 19 часов. Медпункт же — круглые сутки. На днях в «Сталь- конструхции» произошел из ряда вон выходящий несчастный случай: монтажник хотел напиться из бидо­ на — там оказался бензин. В этом происшествии, может быть, трудно обнаружить прямую взаимосвязь с проблемой водоснабжения, но гово­ рит оно о многом. И так, водопровод отключили почти месяц назад, а что предложили вза­ мен? — Я поручил начальнику первого участка т. Мазуру установить спе­ циальный вагончик, где вода должна кипятиться. А инженеру по технике безопасности т. Танунину поручил проконтролировать исполнение — он у нас ответственный за санитар­ ное состояние. Сегодня я узнал, ито т. Мазур отказался оборудовать ва­ гончик. Это говорит заместитель начальни­ ка управления СУ-9 т. Кузнецов. — Я полностью снимаю с себя от­ ветственность. Только всю ли ответственность на­ до снимать? А кто должен контроли­ ровать выполнение, как не замести­ тель по хозяйственной части? Кто, наконец, должен заботиться о быто­ вых условиях домностроителей? А что я мог сделать? Не оштра­ фуешь же Мазура. Ну,, объявлю я ему выговор, ну и что? Вот будет партсобрание, там мы с него спро­ сим. А пока суд да дело, попить негде. И идут люди в медпункт. Они совер­ шенно здоровы. Просто им хочется пить. Рейдовая бригада «Ленинско­ го знамени»: А. РОМАНОВ, бригадир комплексной бригады СУ-9 треста «Липецкетрой», Б. АБРОСИМОВ, начальник комсомольского штаба на строи­ тельстве домны № 4, В. БУР­ КОВ, член рабкоровского поста, Б. СЕМЕНОВ, корр. Ленинского знамени». рассуждать вы все равно будете... А новая гема и впрямь сложна. За академический час десятиклассники должны получить представление о товаре, его двуликой стоимости, о законе стоимости. Клетка за клеткой, заполняется за­ готовленная схема, предлагаются простенькие вопросы — и на гла­ зах происходит нечто очень любо­ пытное; ребята сами формулируют многотрудные политэкономические категории. Своими, конечно, слова­ ми, но суть уже схвачена, а препода­ ватель тут же помогает облечь ее в строго научную форму. Подобное наблюдал я и на дру­ гом его уроке, где учащиеся под ру­ ководством педагога шли к ленин­ скому определению государства, коллективно, как бы заново, откры­ вали его для себя. И вовсе уж необычно завершилось на уроках истории изучение темы «Построение социализма в СССР» — большой беседой о заполнивших класс репродукциях с произведений искусства, от шадринской скульпту­ ры «Булыжник — оружие пролета­ риата» до мухинской «Рабочий и колхозница». От известного к новому, от про­ стого к сложному, сочетая логиче­ ское с эмоциональным, — все это, соответственно видоизменяясь, «ко­ чует» от Пивоварова в руководи­ мые кружки, семинары. Ничего уди­ вительного: профессиональный отпе­ чаток у любого неизбежно сказы­ вается в его пропагандистской рабо­ те. Недавно Александра Николаевича пригласили студенты пединститута. Беседуя с ними о характере поколе­ ний, их преемственности и разных судьбах, он на память читал лермон­ товскую «Думу», стихи Гудзенко. — Вы литератор? — поинтересо­ вался кто-то. — Нет, я преподаю Историю, Гораздо чаще, однако, приходится обращаться к основному « багажу», если можно так выразиться, своих знаний. Например, в лекции о героическом прошлом русско­ го народа, с которой он вы­ ступал перед тракторостроителями. Или на диспуте в заводской библио­ теке об облике современного рабо­ чего, где понадобилось рассказать об истоках движения за коммуни­ стический труд. Или на читательской конференции по трилогии Серебря­ ковой о Карле Марксе. ПРОПАГАНДИСТ ДОЛЖЕН не про­ сто изложить тот или иной материал, а воздействовать на слушателя всем своим существом, всеми средствами, главное из которых — слово. В начале нынешнего учебного го­ да в Доме политического просвеще­ ния Александра Николаевича по­ просили подготовить методическую разработку темы, по которой еще не было нужной литературы. И вот передо мной прыгающие, набегаю­ щие друг на дружку строки (нелег­ ко протезом сжимать карандаш, этому в свое время долго пришлось учиться). «Активизация слушателей на заня­ тиях, — пишет он, — не формальная сторона, а задача самого существа политического образования». Инте­ ресно, как на практике добивается этого сам Пивоваров? ...Импровизировать — снач ала мысленно, перед самим собой, а по­ том и вслух, перед аудиторией — это сложнейшее «упражнение» во­ шло у Александра Николаевича в привычку. Его мастерскую импрови­ зацию я назвал бы строго плановой. В основе ее лежит, прежде всего, план, в широком смысле слова. Скажем, раньше педагоги школы в системе партийной учебы изучали этику и эстетику, сейчас второй год занимаются в семинаре по другим проблемам философии. И тео­ ретическая;’ методическая зрелость пропагандиста проявляется в том, что он не следует рабски за суще­ ствующими программами, а умеет отобрать в них го, что наиболее ак­ туально для его слушателей. Свои перспективные наметки на год руководитель семинара заблаго­ временно предъявляет на суд буду­ щих слушателей, они рассматривают­ ся на заседании школьного партбю­ ро, затем на партийном собрании. Итак, активизация слушателей на­ чинается с планирования материала, обеспечивающего наибольший опе­ ративный простор для непринужден­ ного разговора с ними, А продол­ жается она и при рекомендации ли­ тературы с краткой заинтересовыва­ ющей характеристикой ее, и при подборе и распределении предвари­ тельных индивидуальных заданий. Что лучше: лекция или беседа — такого вопроса для Пивоварова не существует. И то и другое, по его мнению, хорошо на своем месте. Главное — чтобы побудить слушате­ лей мобилизовать свой запас знаний, пополнить его, помочь им самим воссоздать требуемый материал, стать равноправными участниками коллективного творческого процес­ са. Не последнюю роль в этом игра­ ет его стремление сделать каждое занятие интересным, эмоционально насыщенным. Для этого используют­ ся стихи и проза, кино и живопись. Сам того не замечая, он от всего встреченного им в самых разных областях знаний и культуры отбирает крупииы, которые блеснут потом и на уроке, и на политзанятиях. Хорошо сказал один из слушате­ лей семинара: «По-моему, к заняти­ ям наш Александр Николаевич го­ товится не нака-* нуне, а много раньше— месяца­ ми, может, и года, ми». И еще одно пропагандистское кредр Пивова­ рова: «Цель политического про. свещения — не только форми­ рование научного мировоззре. ния, но и воспитание коммунисти­ ческой нравственности». Это дости­ гается, по его твердому убеждению, и содержанием, и формой его по­ дачи. К примеру, толкать слушате­ лей на бездумное, без критического осмысления, усвоение истин, — без­ нравственно. НЫНЕШНЕЙ ОСЕНЬЮ с уборки хлебов в Оренбуржье возвращалась домой на Псковщину крупная авто­ колонна. Когда проходила через Ли­ пецк, одна из ее работниц, Екатери­ на Васильевна Орлова, случайно, мельком увидела знакомого. Того самого, о чьей судьбе после роко­ вого взрыва на лесной партизанской стоянке никто ничего больше не знал. Справка из паспортного стола при­ вела ее в десятую среднюю школу Липецка. Там, во время перемены, в учительской, и повстречались они,- Перебивая друг друга, говорили, вспоминали, А вскоре из города Себежа при­ шло письмо. «Друзей, которые хоро­ шо помнят тебя, много, — пишет бывшая партизанка Орлова бывшему командиру диверсионной группы Пи­ воварову. — И все мы восхищены твоим мужеством, силой воли, про­ явленными тобой. В глазах своих од­ нополчан ты, Саша, — герой». ...Своих, учительских дел у педа­ гога достаточно, к тому же, напоми­ нает о себе здоровье. И я, естест­ венно, интересуюсь, не в тягость ли Александру Николаевичу его обще­ ственная работа. — Нет,—ответил он.—Ведь жить— значит чувствовать себя нужным лю­ дям. Чем больше чувствуешь это, тем полнее живешь, А. МОЛЧАНОВ. Александр Попов и Михаил Егоров по праву считаются одними из самых опытных плотников четвертого управления треста «Липецк-> строй». Недавно вместе со своей бригадой они закончили сооружение фундамента под вторую аглоленту', а сейчас участвуют в завершении * строительных работ по кабельному тоннелю четвертой доменной печи. Фото К. Порошиной. «-У**—-*»-»-»»»-— Применение мик­ роудобрений — эффективный ме­ тод повышения урожайности сель­ скохозяйственных культур. Микроэле­ менты необходимы растениям для нормальной жизнедеятельности в очень небольших количествах. Одна­ ко недостаток их часто вызывает резкое снижение урожая. Они входят в состав таких важных для жизни растений веществ, как ферменты, ви­ тамины, гормоны, которые незамени­ мы в биологических процессах, про­ текающих в растительных организ­ мах. Микроэлементы способствуют лучшему использованию основных питательных веществ— азота, фосфо­ ра и калия. Липецкая сельскохозяйственная опытная станция в течение четырех лет изучала действие полимикро­ удобрений на урожай кукурузы. Исследования проводились на сла- бовыщелоченных черноземах, со­ держащих около 6 процентов гуму­ са, Для обработки семян кукурузы использовались цинковые полимик­ роудобрения, которые получают из отходов цинкобелильного производ­ ства. Полимикроудобрения (ПМУ-7) УДОБРЕНИЙМАЛО—ЭФФЕКТБОЛЬШОЙ имеют хорошие физические свойст­ ва, т. е не гигроскопичны и не слеживаются при хранении. В со­ став ПМУ-7 входит 25 процентов цинка, 0,4 процента меди, 0,4 про­ цента марганца и др. Основным микроэлементом в этом удобрении является цинк. Он участ­ вует в дыхании растительных кле­ ток, Накапливаясь в точках роста листьев и корней, цинк усиливает действие ферментов в прорастаю­ щих семенах, с его помощью под­ держивается определенная концен­ трация ростовых веществ в расте­ ниях, при недостатке которых за­ держивается рост и другие физио­ логические процессы. ПМ У-7 применяется для предпо­ севной обработки семян. Обрабаты­ вать их можно обычными машина­ ми для сухого протравливания се­ мян (ПСП-0,5, П У № 1, ПУ-3), а также любым другим способом пу­ тем перемешивания с удобрениями. Семена можно опудривать ПМУ-7 одновременно С протравливанием. Начиная с 1963 года, нами испы­ тывалось действие Г1МУ-7 на повы­ шение урожайности кукурузы. В ре­ зультате проведенных опытов уста­ новлено, что лучшей дозой ПМУ-7 является 4—6 кг препарата на 1 тонну семян. Во все годы исследо­ ваний урожай кукурузы, выросшей из обработанных ПМУ-7 семян, был выше, чем без обработки на 20—45 центнеров зеленой массы с гектара, или на 5— 12 процентов. Излишки порошка ПМУ-7 при по­ севе могут осыпаться, накапливать­ ся на дне семенных банок, что при­ ведет к расточке дисков сеялки. Чтобы этого не произошло, время от времени перед засыпкой семян следует открывать дно семенных банок и накопившиеся полимикро­ удобрения высыпать. В прошлом году в совхозе «Память Ленина» Липецкого района в производствен­ ных условиях провели посев куку­ рузы семенами, обработанными ПМ У -7 (б к г препарата на 1 тонну семян). Обработка при всех прочих равных условиях дала прибавку 18 центнеров зеленой массы с гектара. Четырехлетние исследования по­ зволяют сделать вывод, что обра­ ботка семян кукурузы порошком ПМУ-7 из расчета 4—6 к г на 1 тон­ ну семян позволяет повысить уро­ жай зеленой массы на 10 процен­ тов. Установлено также, что при высокой культуре земледелия при­ бавка бывает больше. Использование ПМУ-7 экономи­ чески оправдывается, так как доба­ вочные затраты на приобретение, микроудобрения, обработку семян и уборку дополнительного урожая со­ ставляют на 1 гектар около 7 руб­ лей, а стоимость дополнительной продукции равняется 23 рублям. Цинкосодержащие микроудобре­ ния можно приобрести на базах «Сельхозтехники» и непосредствен­ но на Ростовском химическом за во. де им. Октябрьской революции. А. МАССАЛЬСКАЯ, ст. научный сотрудник областной сельскохозяйственной опытной станция. «Метод Катасонова» — так можно назвать новый способ за-? ливки зеркал, предложенный опытным заливщиком Липецкой га­ лантерейной фабрики Василием Ильичем Катасоновым. Его рацио­ нализаторское предложение позволило улучшить качество выпуска­ емой продукции и сберечь большое количество ценного сырья. Фото Д . Кутепова. К 25 - летию р а з г р о м а гитлеровцев под Москвой О суровых днях Великой Отече­ ственной войны можно рассказывать много. Особенно памятны мне тан­ ковые бои на дальних подступах к Москве. 30 сентября 1941 года гитлеровцы начали генеральное наступление ни советскую столицу. В голове враже­ ских войск шли танковые соедине­ ния, поддерживаемые авиацией. Главный удар противник наносил на узких участках фронта, вдоль основных коммуникаций, ведущих к Москве. Советские воины мужест­ венно встретили удар гитлеровцев. Однако превосходство врага в ж и ­ вой силе и технике позволило ему в первый же день вклиниться в рас­ положение наших войск. В полосе Брянского фронта 2-я танковая группа Гудериана, прорвав оборону, стала продвигаться на Орел и Тулу, стремясь обойти Мо­ скву с юга. Танковая бригада (65 боевых машин), которой я командо­ вал, была переброшена в район го­ рода Мценска. Там же разверты­ вался наш 1-й гвардейский стрелко­ вый корпус под командованием ге­ нерал-майора Д. Д. Лелюшенко. Не­ обходимо было во что бы то ни ста­ ло перекрыть дорогу на Тулу и Мо­ скву, ликвидировать образовавшую­ ся в нашем фронте брешь, выиграть время для подхода резервных соеди­ нений. Прибыв 4 октября на место вы­ грузки, мы получили сведения, что вражеские танки уже вошли в город Орел» Было решено основными си­ лами занять оборону, а в направле­ нии Орла выслать разведку в соста­ ве двух групп под командованием капитана В. Г. Гусева и старшего лейтенанта А. Ф. Бурды. К вечеру поступили первые сообщения от раз­ ведки: противник встретил группу Гусева сильным огнем. Группа старшего лейтенанта Бур­ ды действовала более успешно. Александр Бурда, потомственный донбасский шахтер, человек вдумчи­ вый и смелый, проявил в этой раз­ ведке боем тактическую грамотность и находчивость. Заметив, что из Ор­ ла вышла колонна гитлеровцев чис­ ленностью до полка с артиллерией н танками, А. Бурда подпустил ее на прямой выстрел и ударил из всех своих десяти орудий, а потом перешел в атаку. Были захвачены пленные, бронетранспортер и важ ­ ные документы. Обстановка прояс­ нилась. Мы узнали, что в Орел во­ шли танковая и моторизованная ди­ визии противника. Еще в первых боях на Украине я убедился, что гитлеровцев бить мож­ но, но действовать надо умеючи, со­ образуясь с конкретной обстанов­ кой. Если контратаковать, то соби­ рать хороший танковый кулак, а если сил для такого кулака недоста­ точно, бить врага из засад, укры ­ тий, маневрировать. И обязательно беречь боевую технику, танки, не делать лишних переходов, держать машины в постоянной готовности. На этот раз мы решили, используя выгодные естественные рубежи, ор- М. Е. КАТУКОВ. Маршал бронетанковых войск. ганизовать подвижную оборону. Первый рубеж маневренной обо­ роны проходил по берегу небольшой реки Оптухи. Пехотинцы отрыли траншеи, ниши, приготовили пло­ щадки для пулеметов. Саперы по­ ставили перед передним краем ми­ ны. Артиллеристы оборудовали ог­ невые позиции. Особенно тщательно мы продумали, как использовать танки. Их расставили в засады по два—три, а то и по одному на тан­ коопасных направлениях, за стогами соломы и сена, за обратными ската­ ми, с таким расчетом, чтобы они могли быстро и незаметно сменить позиции и поддерживать друг дру­ га огнем. Ширина полосы обстрела каждой танковой засады не превы­ шала 400 метров. Для руководства боем была организована надежная связь. Бой начался 6 октября рано ут­ ром. На позиции бригады двинулось около 150 вражеских танков. Мы выжидали. Главное было отсечь пе­ хоту от танков, а затем — порознь уничтожить их. Когда гитлеровцы подошли на дистанцию 200—300 мет­ ров, мы открыли огонь. Танковые экипажи действовали самостоятель­ но, цели выбирали по своему усмот­ рению, огонь вели наверняка. После трех — четырех выстрелов меняли огневые позиции. У фашистского командования создавалось впечатле­ ние, что мы располагаем большим количеством танков. В тот день враг несколько раз предпринимал безус­ пешные атаки и потерял сорок гри танка, семнадцать орудий, шесть транспортных машин, до 500 солдат и офицеров, но смять бригаду ему не удалось. Около шести часов вечера к нам прибыл дивизион реактивных уста­ новок (знаменитые «катюши»). К о­ мандир дивизиона доложил, что по решению командования дивизион в составе 8 установок может дать в интересах бригады один залп одно­ временно 128 снарядами. Мы стали обсуждать, где лучше всего нане­ сти удар. В одной из Лощин развед­ чики обнаружили скопление солдат и боевой техники. Их было решено уничтожить. Учитывая, что наши солдаты еще ни разу не видели ре­ активных установок в действии, всех предупредили, что скоро «заиграет каша музыка», нужно быть внима­ тельным и следить за поведением противника. Удар был нанесен в точно назна­ ченное время. Надо сказать, что это была действительно адская музыка. Гам, где несколько секунд назад на­ ходились танки, машины и солдаты противника, возникло море огня, рвались боеприпасы, царил невооб­ разимый хаос. Немецко-фашистские войска в панике бежали больше чем 10 километров и долго не могли прийти в себя. Воспользовавшись замешательством врага, мы вывезли всю поврежденную в бою технику, еще лучше приготовились к отраже­ нию новых атак гитлеровцев. Вско­ ре к нам подошло подкрепление: полк пограничников и укомплекто­ ванный оружейными мастерами за­ водов г. Тулы отдельный стрелко­ вый батальон. В течение восьми суток, с 4 по 11 октября, бригада с приданными ей частями вела ожесточенные бои с превосходящими силами противни­ ка. Мы потеряли девятнадцать тан­ ков. но сами сумели уничтожить 133 танка, 8 самолетов, много ар­ тиллерии и другой боевой техники врага. Темпы наступления противни­ ка заметно снизились, а потом его танковые колонны, на успешных действиях которых строился весь расчет немецко-фашистского коман­ дования, были остановлены. Впоследствии генерал Г удер иа,н признавал, что его армия понесла под Мценском большие потери в танках, в результате чего «исчезли перспективы на быстрый и непре­ рывный успех». Через несколько дней секретарь Тульского обкома партии В. Г. Ж а ­ воронков по поручению Поезидиума Верховного Совета СССР вручал личному составу нашей бригады ор­ дена и медали. Всего было награж­ дено 33 человека. И ноября 1941 года наша 4-я танковая бригада была переименована в 1-ю гвардей­ скую танковую бригаду и, таким образом, положила начало рожде­ нию советской танковой гвардии,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz