Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 н оября 1С66 г., М 274 (3784) ! ОЧЕРК I Д Е Л О Е Г О Ж И З Н И Что нужнее всего пропагандисту? Наверное, хорошие знания, мысли, впечатления и — умение передать их другим. Без этого ведь никого ни в чем не убедишь. Дар убеждения... Он приходит лишь к тому, кто сам в чем-то очень крепко убежден, способен проявить это и в повседневных делах своих, и в больших испытаниях, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПИВО ВАРОВ — из поколения, на чью до лю выпали большие испытания. Впрочем, он сам, подобно многим своим сверстникам, шагнул навстре чу им — с необжитой еще студен ческой скамьи добровольцем ушел на Великую Отечественную. Карельский перешеек. Ленинград ский фронт. Окружение. Плен. В ба раках фашистского концлагеря на нижних нарах — смерзшиеся трупы, следующий ярус — умирающие. И лишь наверху ютились ночью пока еще живые. Из них-то и сколотил Пивоваров группу, совершившую дерзкий побег. Потом — партизанские рейды, взлетевшие на воздух железнодо рожные мосты, транспорты, И сно ва — гестаповский застенок, смерт ный приговор. Может, на считанные минуты опередил его исполнение Пивоваров, уйдя к партизанам вме сте с распропагандированными им полицаями. Весной сорок четвертого подполь ный райком принял его в партию. А вскоре случилось непоправимое: разбирая трофейные боеприпасы, он наткнулся на «сюрприз». Шарахнуло в глаза ослепительно белым пламе нем.,. Партбилет ему вручили уже в гос питале. Принять его он мог только сердцем: обеих рук — одной начи сто, другой по локоть — больше не существовало. В теле навсегда за стряли мелкие осколки. А в интер нате для инвалидов войны, куда он вызвался ехать заместителем дирек тора по политической части, надо было возвращать в строй других. — Что ты нам о жизни толкуешь1 — с горечью восклицал, бывало, вче рашний бесстрашный солдат. — Все теперь там осталось, позади... — Да нет же, друг, не там, а здесь, не позади, а впереди, туда и нацеливай себя, что бы с тобой ни стряслось!,.. Вернувшись к родным в Липецк, Александр Николаевич стал рабо тать воспитателем в общежитии тракторного завода, председателем завкомовской культкомиссии. И од новременно учиться, наверстывая упущенное, за два года заочно окончил Воронежский пединститут. И с того же времени берет нача ло его уже, так сказать, официаль ный пропагандистский стаж НЕТ, НЕ СТРЕМЛЕНИЕ как-то от влечься в круговороте дел от сва лившихся на него жизненных не взгод вовлекло Александра Нико лаевича в большую общественную работу. Она для него — средство духовного общения, в процессе ко торого одновременно и отдаешь, и получаешь. Чем щедрее отдаешь, тем больше получаешь. В кружке по изучению истории партии в одном из заводских цехов он впервые лицом к лицу повстре чался с рабочей аудиторией. Среди слушателей были потомственные рабочие, старые партийцы, сво ими руками делавшие революцию. Поражали в них ясность и цепкость ума, нескрываемое чувство гордости за свой класс — самую могучую си лу земли. С такими интересно было запросто потолковать «в курилке», услышать их немногословную, но подчас предельно точную оценку событий. Потом с кем только не довелось иметь дело, руководя политучебой и в ЖКО завода, и в медобъединении, и в музыкальной школе, и в своем педколлективе. Но этот обоюдный, внутренний контакт с людьми на всегда стал для него обязательной нормой. К слову приходится, и я интересу юсь: какая все-таки аудитория наи более по душе ему? — Та, которая реагирует живее. Не просто воспринимает, а реаги рует. • Но ведь это как раз то, что цели ком и полностью зависит от него — пропагандиста, для чего требуется его — пропагандистское мастерстве. — ВВИДУ СЛОЖНОСТИ новой те мы я сегодня вас не спрашиваю. Но КАК В ОДНОМ БУФЕТЕ ТЫСЯЧУ ЧЕЛОВЕК НАКОРМИТЬ Обеденн ы й перерыв на доменной площадке длится два часа: с И ча сов 30 ми нут до 12 часов 30 ми нут — у мо нтажн иков и с 12 часов 30 ми нут до 13 часов 30 ми нут — у стро ит елей. Решение организовать рабо ту столовых и буфетов в два по тока выззано необходимостью. Но решение, каким бы разумным оно ни было, еще не гарантия успе ха дела, В этом мы еще раз убеди лись на примере работы пунктов об щественного питания на стройке. Обеденный перерыв официально начинается в 11 часов 30 минут, а фактически на полчаса раньше. Вот городок в районе девятого строи тельного управления — централь ный на домне, самый большой, и, по жалуй, самый благоустроенный. Здесь буфет, в котором можно полу чить горячий обед, организо!вана Продажа пирожков, горячего кофе. Задолго до обеденного перерыва у дверей буфета выстраивается оче редь, за пирожками — вторая, за кофе — третья. Народу — не прой ти. И строители, и монтажники. Вот в хвост очереди пристраивает ся женщина в рабочей спецовке. Спрашиваем: — Почему пришли на обед рань ше положенного? Ведь сейчас, пере рыв у монтажников... — Всем есть хочется *— и строите лям и монтажникам,.. — Но не в одно же время? — В перерыв ведь и отдохнуть надо. А придешь в полпервого, про стоишь час в очереди — и весь от дых. Мы были в нескольких бригадах, и везде слышали почти одно и то же: --V Что скрывать, уходим раньше. Иначе час простоишь в очереди. Почему так? Причин здесь две. Первая — мало пунктов обществен ного питания. На площадке их пять. И з них только две столовые. На стройке пять тысяч рабочих. Следо вательно, каждый пункт должен об служить в среднем 1000 человек. Со вершенно ясно, что любая столовая, тем более буфет, не в состоянии это го сделать, даже при самой пре дельной нагрузке. И надо еще учесть, что обе столовые располо жены вдалеке от строительной пло щадки. Работники ОРСа треста «Липецк- строй» говорят, что столовая № 5, например, работает не с полной за груженностью. Она в состоянии об служить еще человек 400. Мы были в этой столовой. Здесь— четыре раздачи. Каждый посетитель на обед тратит 10— 12 минут. Каче ство приготовления пищи хорошее. Так говорят почти все, кто здесь обедает. И все-таки столовая ис пользуется не на полную мощность, Р Е Й Д Г А З Е Т Ы «Ленинское знамя» * потому что она далеко от строи тельной, площадки. Вот и получается, что основная «тяжесть» ложится на буфеты. А их мало. Сказались и недостаток поме щений, и резкое увеличение числен ности рабочих, но более всего — инертность руководителей комплек са. Ведь оборудовать иод буфет 2— 3 лишних вагончика — не проблема. Нельзя, конечно, сказать, что руко водство комплекса совсем не приня ло никаких мер. Был расширен бу фет в районе бытовых помещений СУ-9, оборудован вагончик на пло щадке «Союзтеплостроя». Но это — капля в море! Вот и стоят длинные, очереди, те ряется огромное количество рабоче го времени. Вторая причина. К а к уже было сказано, обеденный перерыв у стро ителей и монтажников намечен в разное время. Но это — чистая фор мальность. Распорядок обеденного перерыва не соблюдается и никем не контролируется. А контроль необхо дим, Кто его должен осуществлять? Партийные, комсомольские и проф союзные организации. Надо отдать должное работникам конторы общественного питания треста «Липецкетрой». Они делают все от них зависящее, чтобы вовре мя и вкусно накормить строителей. На площадке всегда можно купить свежий пирожок, выпить стакан го рячего кофе. Осенью была организо вана здесь продажа арбузов и яб лок. Но общепитовцам очень нужна помощь руководителей управления комплекса. Ведь в буфетах и столо вых иногда сутками не бывает горя чей воды, света, помещения вовремя не утепляются. В буфете СУ-9, на пример, в течение месяца не были за. стеклены оюна. В том же буфете сле сари «Сантехстроя» проводили паро вое отопление. Хорошее дело сдела ли, нужное. Но допустили оплош ность: плохо заварили трубу над входом в буфет. Из трубы начала капать вода. Попадает она и за во ротник ответственным товарищам из «Сантехстроя». Они пое. живаются и... уходят. С семи часов вечера возле дверей медпункта выстраивается очередь. Нет, никто из этих людей не болен, не получил травму. Людям хочется пить... Почему с семи часов вечера и почему именно в медпункте? Рас скажем все по порядку. Д о наступления заморозков на территории доменной площадки дей ствовал водопровод. Ударили замо розки, и его пришлось отключить — выполнен не по проекту, трубы про ложены слишком близко от поверх ности земли. Остались две линии — в медпункте и одном киоске. Днем рабочие пользуются киоском — там постоянная очередь за водой. Но он работает до 19 часов. Медпункт же — круглые сутки. На днях в «Сталь- конструхции» произошел из ряда вон выходящий несчастный случай: монтажник хотел напиться из бидо на — там оказался бензин. В этом происшествии, может быть, трудно обнаружить прямую взаимосвязь с проблемой водоснабжения, но гово рит оно о многом. И так, водопровод отключили почти месяц назад, а что предложили вза мен? — Я поручил начальнику первого участка т. Мазуру установить спе циальный вагончик, где вода должна кипятиться. А инженеру по технике безопасности т. Танунину поручил проконтролировать исполнение — он у нас ответственный за санитар ное состояние. Сегодня я узнал, ито т. Мазур отказался оборудовать ва гончик. Это говорит заместитель начальни ка управления СУ-9 т. Кузнецов. — Я полностью снимаю с себя от ветственность. Только всю ли ответственность на до снимать? А кто должен контроли ровать выполнение, как не замести тель по хозяйственной части? Кто, наконец, должен заботиться о быто вых условиях домностроителей? А что я мог сделать? Не оштра фуешь же Мазура. Ну,, объявлю я ему выговор, ну и что? Вот будет партсобрание, там мы с него спро сим. А пока суд да дело, попить негде. И идут люди в медпункт. Они совер шенно здоровы. Просто им хочется пить. Рейдовая бригада «Ленинско го знамени»: А. РОМАНОВ, бригадир комплексной бригады СУ-9 треста «Липецкетрой», Б. АБРОСИМОВ, начальник комсомольского штаба на строи тельстве домны № 4, В. БУР КОВ, член рабкоровского поста, Б. СЕМЕНОВ, корр. Ленинского знамени». рассуждать вы все равно будете... А новая гема и впрямь сложна. За академический час десятиклассники должны получить представление о товаре, его двуликой стоимости, о законе стоимости. Клетка за клеткой, заполняется за готовленная схема, предлагаются простенькие вопросы — и на гла зах происходит нечто очень любо пытное; ребята сами формулируют многотрудные политэкономические категории. Своими, конечно, слова ми, но суть уже схвачена, а препода ватель тут же помогает облечь ее в строго научную форму. Подобное наблюдал я и на дру гом его уроке, где учащиеся под ру ководством педагога шли к ленин скому определению государства, коллективно, как бы заново, откры вали его для себя. И вовсе уж необычно завершилось на уроках истории изучение темы «Построение социализма в СССР» — большой беседой о заполнивших класс репродукциях с произведений искусства, от шадринской скульпту ры «Булыжник — оружие пролета риата» до мухинской «Рабочий и колхозница». От известного к новому, от про стого к сложному, сочетая логиче ское с эмоциональным, — все это, соответственно видоизменяясь, «ко чует» от Пивоварова в руководи мые кружки, семинары. Ничего уди вительного: профессиональный отпе чаток у любого неизбежно сказы вается в его пропагандистской рабо те. Недавно Александра Николаевича пригласили студенты пединститута. Беседуя с ними о характере поколе ний, их преемственности и разных судьбах, он на память читал лермон товскую «Думу», стихи Гудзенко. — Вы литератор? — поинтересо вался кто-то. — Нет, я преподаю Историю, Гораздо чаще, однако, приходится обращаться к основному « багажу», если можно так выразиться, своих знаний. Например, в лекции о героическом прошлом русско го народа, с которой он вы ступал перед тракторостроителями. Или на диспуте в заводской библио теке об облике современного рабо чего, где понадобилось рассказать об истоках движения за коммуни стический труд. Или на читательской конференции по трилогии Серебря ковой о Карле Марксе. ПРОПАГАНДИСТ ДОЛЖЕН не про сто изложить тот или иной материал, а воздействовать на слушателя всем своим существом, всеми средствами, главное из которых — слово. В начале нынешнего учебного го да в Доме политического просвеще ния Александра Николаевича по просили подготовить методическую разработку темы, по которой еще не было нужной литературы. И вот передо мной прыгающие, набегаю щие друг на дружку строки (нелег ко протезом сжимать карандаш, этому в свое время долго пришлось учиться). «Активизация слушателей на заня тиях, — пишет он, — не формальная сторона, а задача самого существа политического образования». Инте ресно, как на практике добивается этого сам Пивоваров? ...Импровизировать — снач ала мысленно, перед самим собой, а по том и вслух, перед аудиторией — это сложнейшее «упражнение» во шло у Александра Николаевича в привычку. Его мастерскую импрови зацию я назвал бы строго плановой. В основе ее лежит, прежде всего, план, в широком смысле слова. Скажем, раньше педагоги школы в системе партийной учебы изучали этику и эстетику, сейчас второй год занимаются в семинаре по другим проблемам философии. И тео ретическая;’ методическая зрелость пропагандиста проявляется в том, что он не следует рабски за суще ствующими программами, а умеет отобрать в них го, что наиболее ак туально для его слушателей. Свои перспективные наметки на год руководитель семинара заблаго временно предъявляет на суд буду щих слушателей, они рассматривают ся на заседании школьного партбю ро, затем на партийном собрании. Итак, активизация слушателей на чинается с планирования материала, обеспечивающего наибольший опе ративный простор для непринужден ного разговора с ними, А продол жается она и при рекомендации ли тературы с краткой заинтересовыва ющей характеристикой ее, и при подборе и распределении предвари тельных индивидуальных заданий. Что лучше: лекция или беседа — такого вопроса для Пивоварова не существует. И то и другое, по его мнению, хорошо на своем месте. Главное — чтобы побудить слушате лей мобилизовать свой запас знаний, пополнить его, помочь им самим воссоздать требуемый материал, стать равноправными участниками коллективного творческого процес са. Не последнюю роль в этом игра ет его стремление сделать каждое занятие интересным, эмоционально насыщенным. Для этого используют ся стихи и проза, кино и живопись. Сам того не замечая, он от всего встреченного им в самых разных областях знаний и культуры отбирает крупииы, которые блеснут потом и на уроке, и на политзанятиях. Хорошо сказал один из слушате лей семинара: «По-моему, к заняти ям наш Александр Николаевич го товится не нака-* нуне, а много раньше— месяца ми, может, и года, ми». И еще одно пропагандистское кредр Пивова рова: «Цель политического про. свещения — не только форми рование научного мировоззре. ния, но и воспитание коммунисти ческой нравственности». Это дости гается, по его твердому убеждению, и содержанием, и формой его по дачи. К примеру, толкать слушате лей на бездумное, без критического осмысления, усвоение истин, — без нравственно. НЫНЕШНЕЙ ОСЕНЬЮ с уборки хлебов в Оренбуржье возвращалась домой на Псковщину крупная авто колонна. Когда проходила через Ли пецк, одна из ее работниц, Екатери на Васильевна Орлова, случайно, мельком увидела знакомого. Того самого, о чьей судьбе после роко вого взрыва на лесной партизанской стоянке никто ничего больше не знал. Справка из паспортного стола при вела ее в десятую среднюю школу Липецка. Там, во время перемены, в учительской, и повстречались они,- Перебивая друг друга, говорили, вспоминали, А вскоре из города Себежа при шло письмо. «Друзей, которые хоро шо помнят тебя, много, — пишет бывшая партизанка Орлова бывшему командиру диверсионной группы Пи воварову. — И все мы восхищены твоим мужеством, силой воли, про явленными тобой. В глазах своих од нополчан ты, Саша, — герой». ...Своих, учительских дел у педа гога достаточно, к тому же, напоми нает о себе здоровье. И я, естест венно, интересуюсь, не в тягость ли Александру Николаевичу его обще ственная работа. — Нет,—ответил он.—Ведь жить— значит чувствовать себя нужным лю дям. Чем больше чувствуешь это, тем полнее живешь, А. МОЛЧАНОВ. Александр Попов и Михаил Егоров по праву считаются одними из самых опытных плотников четвертого управления треста «Липецк-> строй». Недавно вместе со своей бригадой они закончили сооружение фундамента под вторую аглоленту', а сейчас участвуют в завершении * строительных работ по кабельному тоннелю четвертой доменной печи. Фото К. Порошиной. «-У**—-*»-»-»»»-— Применение мик роудобрений — эффективный ме тод повышения урожайности сель скохозяйственных культур. Микроэле менты необходимы растениям для нормальной жизнедеятельности в очень небольших количествах. Одна ко недостаток их часто вызывает резкое снижение урожая. Они входят в состав таких важных для жизни растений веществ, как ферменты, ви тамины, гормоны, которые незамени мы в биологических процессах, про текающих в растительных организ мах. Микроэлементы способствуют лучшему использованию основных питательных веществ— азота, фосфо ра и калия. Липецкая сельскохозяйственная опытная станция в течение четырех лет изучала действие полимикро удобрений на урожай кукурузы. Исследования проводились на сла- бовыщелоченных черноземах, со держащих около 6 процентов гуму са, Для обработки семян кукурузы использовались цинковые полимик роудобрения, которые получают из отходов цинкобелильного производ ства. Полимикроудобрения (ПМУ-7) УДОБРЕНИЙМАЛО—ЭФФЕКТБОЛЬШОЙ имеют хорошие физические свойст ва, т. е не гигроскопичны и не слеживаются при хранении. В со став ПМУ-7 входит 25 процентов цинка, 0,4 процента меди, 0,4 про цента марганца и др. Основным микроэлементом в этом удобрении является цинк. Он участ вует в дыхании растительных кле ток, Накапливаясь в точках роста листьев и корней, цинк усиливает действие ферментов в прорастаю щих семенах, с его помощью под держивается определенная концен трация ростовых веществ в расте ниях, при недостатке которых за держивается рост и другие физио логические процессы. ПМ У-7 применяется для предпо севной обработки семян. Обрабаты вать их можно обычными машина ми для сухого протравливания се мян (ПСП-0,5, П У № 1, ПУ-3), а также любым другим способом пу тем перемешивания с удобрениями. Семена можно опудривать ПМУ-7 одновременно С протравливанием. Начиная с 1963 года, нами испы тывалось действие Г1МУ-7 на повы шение урожайности кукурузы. В ре зультате проведенных опытов уста новлено, что лучшей дозой ПМУ-7 является 4—6 кг препарата на 1 тонну семян. Во все годы исследо ваний урожай кукурузы, выросшей из обработанных ПМУ-7 семян, был выше, чем без обработки на 20—45 центнеров зеленой массы с гектара, или на 5— 12 процентов. Излишки порошка ПМУ-7 при по севе могут осыпаться, накапливать ся на дне семенных банок, что при ведет к расточке дисков сеялки. Чтобы этого не произошло, время от времени перед засыпкой семян следует открывать дно семенных банок и накопившиеся полимикро удобрения высыпать. В прошлом году в совхозе «Память Ленина» Липецкого района в производствен ных условиях провели посев куку рузы семенами, обработанными ПМ У -7 (б к г препарата на 1 тонну семян). Обработка при всех прочих равных условиях дала прибавку 18 центнеров зеленой массы с гектара. Четырехлетние исследования по зволяют сделать вывод, что обра ботка семян кукурузы порошком ПМУ-7 из расчета 4—6 к г на 1 тон ну семян позволяет повысить уро жай зеленой массы на 10 процен тов. Установлено также, что при высокой культуре земледелия при бавка бывает больше. Использование ПМУ-7 экономи чески оправдывается, так как доба вочные затраты на приобретение, микроудобрения, обработку семян и уборку дополнительного урожая со ставляют на 1 гектар около 7 руб лей, а стоимость дополнительной продукции равняется 23 рублям. Цинкосодержащие микроудобре ния можно приобрести на базах «Сельхозтехники» и непосредствен но на Ростовском химическом за во. де им. Октябрьской революции. А. МАССАЛЬСКАЯ, ст. научный сотрудник областной сельскохозяйственной опытной станция. «Метод Катасонова» — так можно назвать новый способ за-? ливки зеркал, предложенный опытным заливщиком Липецкой га лантерейной фабрики Василием Ильичем Катасоновым. Его рацио нализаторское предложение позволило улучшить качество выпуска емой продукции и сберечь большое количество ценного сырья. Фото Д . Кутепова. К 25 - летию р а з г р о м а гитлеровцев под Москвой О суровых днях Великой Отече ственной войны можно рассказывать много. Особенно памятны мне тан ковые бои на дальних подступах к Москве. 30 сентября 1941 года гитлеровцы начали генеральное наступление ни советскую столицу. В голове враже ских войск шли танковые соедине ния, поддерживаемые авиацией. Главный удар противник наносил на узких участках фронта, вдоль основных коммуникаций, ведущих к Москве. Советские воины мужест венно встретили удар гитлеровцев. Однако превосходство врага в ж и вой силе и технике позволило ему в первый же день вклиниться в рас положение наших войск. В полосе Брянского фронта 2-я танковая группа Гудериана, прорвав оборону, стала продвигаться на Орел и Тулу, стремясь обойти Мо скву с юга. Танковая бригада (65 боевых машин), которой я командо вал, была переброшена в район го рода Мценска. Там же разверты вался наш 1-й гвардейский стрелко вый корпус под командованием ге нерал-майора Д. Д. Лелюшенко. Не обходимо было во что бы то ни ста ло перекрыть дорогу на Тулу и Мо скву, ликвидировать образовавшую ся в нашем фронте брешь, выиграть время для подхода резервных соеди нений. Прибыв 4 октября на место вы грузки, мы получили сведения, что вражеские танки уже вошли в город Орел» Было решено основными си лами занять оборону, а в направле нии Орла выслать разведку в соста ве двух групп под командованием капитана В. Г. Гусева и старшего лейтенанта А. Ф. Бурды. К вечеру поступили первые сообщения от раз ведки: противник встретил группу Гусева сильным огнем. Группа старшего лейтенанта Бур ды действовала более успешно. Александр Бурда, потомственный донбасский шахтер, человек вдумчи вый и смелый, проявил в этой раз ведке боем тактическую грамотность и находчивость. Заметив, что из Ор ла вышла колонна гитлеровцев чис ленностью до полка с артиллерией н танками, А. Бурда подпустил ее на прямой выстрел и ударил из всех своих десяти орудий, а потом перешел в атаку. Были захвачены пленные, бронетранспортер и важ ные документы. Обстановка прояс нилась. Мы узнали, что в Орел во шли танковая и моторизованная ди визии противника. Еще в первых боях на Украине я убедился, что гитлеровцев бить мож но, но действовать надо умеючи, со образуясь с конкретной обстанов кой. Если контратаковать, то соби рать хороший танковый кулак, а если сил для такого кулака недоста точно, бить врага из засад, укры тий, маневрировать. И обязательно беречь боевую технику, танки, не делать лишних переходов, держать машины в постоянной готовности. На этот раз мы решили, используя выгодные естественные рубежи, ор- М. Е. КАТУКОВ. Маршал бронетанковых войск. ганизовать подвижную оборону. Первый рубеж маневренной обо роны проходил по берегу небольшой реки Оптухи. Пехотинцы отрыли траншеи, ниши, приготовили пло щадки для пулеметов. Саперы по ставили перед передним краем ми ны. Артиллеристы оборудовали ог невые позиции. Особенно тщательно мы продумали, как использовать танки. Их расставили в засады по два—три, а то и по одному на тан коопасных направлениях, за стогами соломы и сена, за обратными ската ми, с таким расчетом, чтобы они могли быстро и незаметно сменить позиции и поддерживать друг дру га огнем. Ширина полосы обстрела каждой танковой засады не превы шала 400 метров. Для руководства боем была организована надежная связь. Бой начался 6 октября рано ут ром. На позиции бригады двинулось около 150 вражеских танков. Мы выжидали. Главное было отсечь пе хоту от танков, а затем — порознь уничтожить их. Когда гитлеровцы подошли на дистанцию 200—300 мет ров, мы открыли огонь. Танковые экипажи действовали самостоятель но, цели выбирали по своему усмот рению, огонь вели наверняка. После трех — четырех выстрелов меняли огневые позиции. У фашистского командования создавалось впечатле ние, что мы располагаем большим количеством танков. В тот день враг несколько раз предпринимал безус пешные атаки и потерял сорок гри танка, семнадцать орудий, шесть транспортных машин, до 500 солдат и офицеров, но смять бригаду ему не удалось. Около шести часов вечера к нам прибыл дивизион реактивных уста новок (знаменитые «катюши»). К о мандир дивизиона доложил, что по решению командования дивизион в составе 8 установок может дать в интересах бригады один залп одно временно 128 снарядами. Мы стали обсуждать, где лучше всего нане сти удар. В одной из Лощин развед чики обнаружили скопление солдат и боевой техники. Их было решено уничтожить. Учитывая, что наши солдаты еще ни разу не видели ре активных установок в действии, всех предупредили, что скоро «заиграет каша музыка», нужно быть внима тельным и следить за поведением противника. Удар был нанесен в точно назна ченное время. Надо сказать, что это была действительно адская музыка. Гам, где несколько секунд назад на ходились танки, машины и солдаты противника, возникло море огня, рвались боеприпасы, царил невооб разимый хаос. Немецко-фашистские войска в панике бежали больше чем 10 километров и долго не могли прийти в себя. Воспользовавшись замешательством врага, мы вывезли всю поврежденную в бою технику, еще лучше приготовились к отраже нию новых атак гитлеровцев. Вско ре к нам подошло подкрепление: полк пограничников и укомплекто ванный оружейными мастерами за водов г. Тулы отдельный стрелко вый батальон. В течение восьми суток, с 4 по 11 октября, бригада с приданными ей частями вела ожесточенные бои с превосходящими силами противни ка. Мы потеряли девятнадцать тан ков. но сами сумели уничтожить 133 танка, 8 самолетов, много ар тиллерии и другой боевой техники врага. Темпы наступления противни ка заметно снизились, а потом его танковые колонны, на успешных действиях которых строился весь расчет немецко-фашистского коман дования, были остановлены. Впоследствии генерал Г удер иа,н признавал, что его армия понесла под Мценском большие потери в танках, в результате чего «исчезли перспективы на быстрый и непре рывный успех». Через несколько дней секретарь Тульского обкома партии В. Г. Ж а воронков по поручению Поезидиума Верховного Совета СССР вручал личному составу нашей бригады ор дена и медали. Всего было награж дено 33 человека. И ноября 1941 года наша 4-я танковая бригада была переименована в 1-ю гвардей скую танковую бригаду и, таким образом, положила начало рожде нию советской танковой гвардии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz