Ленинское знамя. 1966 г. (г. Липецк)
4 ноября 1 9 6 6 г., >8 2 5 7 (3 6 6 7 1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я За видую Вам, Пав ел Се р гее ви Уважа ема я редакция? Недавно мне посчастливилось встретиться с уд ивит ельн ым челове ком, о котором я и хоч у рассказать ® этом пись ме. Па в ел Се ргеевич Пл охих — учи т ель. Учит русскому языку и лит е ра тур е ста р шеклассн иков лип ецк о й ср едней шк олы № 38. Но ес ли чуть в н имат ельнее присмотр етьс я к тому, ка к он это делает, обязательно у ви ди шь, чт о Пав ел Се ргеевич — не просто п едаг о г- пр едметн ик, а учи т ель в самом высоком и бла г ород н ом звуча н ии это г о слова. И шк оль на я про г рамма для нег о — не с толь ко оп ределенный объем информа ции, который н ужн о «разм ест ить в г оловах» учащихся, сколько с редство на уч ить их жить, размы шл ять, при общаться к пр ек рас н ому, вырастить из н их досто йн ых г ражда н нашей ст ра н ы. По проф ес сии я тож е уч ит ель- Сл овесник, и мне хорошо известно, сколько сил и времени отдает ка ж дый педагог розыск у св оего, только ем у д оступ н о г о пути к с е рдцам уч е н иков. Часто на эт о уходит вся тру довая жиз нь. Ин о гда и ее оказы ва етс я мало. И как ж е д олж ен б ыть счастлив учит ель, есл и его тр удн ы й поиск ув енчаетс я усп ех ом, есл и на шел он в педагогике т у т ропи нку, к оторая прив ела е го к победе. Кажетс я, н ич ег о особ енн о г о и не сделал Па в ел Се ргеевич, из уча я с р е б ятами русскую лит е ратуру. Напри мер, приобщил он их к театр у. Нет, ■не просто по се тил с н ими два—три сп ектакл я (в порядк е иллюстрации к про г рамм е, эт о делает, наверное, каждый уч ит ель), а науч ил размы ш л ять над поста н овками, вид еть в н их тот «кусоч ек ж из н и», в кото ром обяза тельн о нужн о разобраться, чтобы постичь ег о движущи е пру жи н ы. Вот ка к сейчас отзываются об этом е го учен ики: «...я почувствовал, что т еат р нужен мне. Нужн ы ожида ние и ч у вство н овиз н ы перед откры тием занавеса, н ужн ы и радость за удач н ы й с п ектакль, и о горчение за плохой, н ужн ы споры, п е р еж ива н ия и размы шлен ия...» (А. Боровков, уч ен ик 11 «А» класса). «...Па вел Сергеевич не только привил нам лю бовь к театру, он научил нас пони мать его, разбираться в поставлен ных в спектаклях вопросах, искать ответ на них. Ведь мы обязательно столкнемся с ними и в жизни». (В. Павлыш, ученик 10 «В» класса). «Спектакли стали для нас такими же друзьями, как и книги» (3. Ани симова, ученица 10 «А» класса). «Мне жаль тех, кто не ходит в те атр. Как они обедняют себя! Театр несет радость познания жизни, воз буждает благородные чувства, рож дает высокие мысли, зовет к борьбе за человеческое счастье на земле». (Г. Климова, ученица 10 «Б» клас са). Это— цитаты из сочинений школь ников. Они также — итог большой и интересной работы, которую прово дит учитель. Они еще и плоды педа гогического мастеретва П. С. Пло хих, его трудных поисков, бессонных ночей, отданных .раздумьям над вос питанием молодежи. А начиналось так. — Ребята, завтра пойдем в театр на новый спектакль. — Чего там делать? Может, луч ше в кино? 'Гуда я и сам схожу... Нелегко преодолеть такое. Нужен не только приказ учителя, важно убедить ребят в том, что увидеть этот спектакль им просто необходи мо. А как? Учитель беседует, рас сказывает школьникам историю пьесы, приводит им примеры из сво его жизненного опыта, из литерату ры, и постепенно ему удается за жечь огонек любознательности, про будить мысль. Не беда, если первый спектакль еще не вызвал жарких споров: у ребят еще нет своей пози ции, своего взгляда на события. Они придут позднее. А учитель тормошит, беспокоит мысль юношей и девушек. — А как бы ты поступил на месте героя? — А в чем неправ герой? От посещения к посещению рас ширяется горизонт у ребят, мир ста новится значительнее, красочнее. Прочитанные книги воплощаются в зримые образы. Теперь разговор на уроках идет более глубокий, анали зируются не только образы, но и их связи, авторские средства выра жения этих связей в языке, компо зиции. Изучают • ученики «Отцы и дети» Тургенева, и тут же ищут параллели в спектакле «Между лив нями», идут от частного к "обоб щению через годы, через эпохи. И конечно же, никто из них не знает, сколько сил и труда вклады вает учитель в подготовку каждого урока, как заботливо рассчитывает каждый вопрос, как наталкивает ребят на правильные выводы, при вивая им не только умение разо браться в художественном произве дении, но и большие патриотические чувства. Мне довелось вместе с одним из классов Павла Сергеевича смотреть фильм «Человек с ружьем», и меня просто поразило, с каким трепетом ожидали они появление на экране Ленина. Это было настоящей бурей неподдельного, молодого восторга, преклонения перед дорогим для всех нас образом. А «готовилась буря» ис подволь, медленно: разбор кино фильма «Ленин в 18 году», встреча со старым большевиком т. Соловь евым, близко знавшим Владимира Ильича, спектакль «Между ливня ми», наконец, кинофильм «Человек с ружьем». И все это посвящено лишь одному пункту школьной програм мы: очерк М . Горького «В. И. Л е нин». . Постепенно ученикам становится недостаточным разбор тех или иных частностей спектакля, они уже под готовлены к более широким обобще ниям, глубокому взгляду на произ ведение в целом. И тогда они учат ся писать рецензии. В школе № 38 созданы целые стенды таких рецензий. И вот, что интересно, читаешь их и невольно ловишь себя на мысли: неужели их писали школьники? В них ощущает ся хорошая эстетическая подготов ка, умение не только четко форму лировать свои мысли, но и тонко чувствовать ткань произведения, его конфликты, умение правильно по нять и оценить работу актеров. И нет ничего удивительного в том, что известный советский драматург В. Розов, ознакомившись с рецензи ями питомцев Павла Сергеевича на спектакль «Затейник», поставленный в нашем театре по его пьесе, не от несся к ним, как к обычным учени ческим работам, а написал в школу взволнованное письмо, в котором ведет большой, серьезный разговор о товариществе, любви, дружбе — темах, особенно близких его твор честву. Очень интересный разговор у школьников получился и с другим популярным драматургом Э. Рад зинским, который познакомился рецензиями ребят на спектакль «104 страницы про любовь». Вот выдерж ка из его большого письма в шко лу: «Дорогой Павел Сергеевич! Рабо ты Ваших учеников прекрасны. Я не очень сентиментален, но они не мо гут не взволновать. Я читал и ду мал: как должен быть счастлив те атр, у которого такие зрители, и как счастливы ребята (это они поймут потом), что у них есть учитель лите ратуры, который воспитывает у них такую любовь и веру в искусство». ...Толкутся вечерами на «пятачке» у Красной, площади 15— 17 летние «ковбои» в отчаянно расклешенных бркжах-«техасках». Центр города, светло, народа много. Идут мимо театра в кафе «Космос», где шум ными компаниями усаживаются за столики со спиртным. А в театре, к сожалению, их не много. Почему? Наверное, не встре тился на пути этих парней и деву шек, только вступающих в жизнь, свой Павел Сергеевич, страстно влюбленный в людей, литературу и театр человек.... Я по-хорошему завидую Павлу Сергеевичу Плохих. Завидую его увлеченности, с которой он отдает школьникам все лучшее, что имеет в себе. Мне, молодому учителю, хо чется научиться у него одержимо сти, педагогической страсти. Очень хочется! Г. СМИРНОВА. А в а р и и н е б у д е т Н а дня х на станцию Е лец прибыл тяжеловесный товарный поезд. Проверить его техническое состояние было поручено осмотрщику ваго нов слесарю Беззубцеву. Вагон № 632616. На первый взгляд он вполне исправен. Но Иван Матвеевич тщательно осматривает и «прослушивает» его. От его опытного взгляда не ускользнет малейшая неисправность. Вот и на этот раз, хотя времени для осмотра вагонов было в обрез, Иван Матвеевич заметил подозрительную полоску на средней части оси колесной тележки. Вскоре под покровом пыли обнаружилась глубокая продолговатая трещина, которая при дальнейшем следовании состава могла привести к аварии. Неисправный вагон был удален из состава, и поезд снова двинулся по назначенному маршруту. За проявленную бдительность приказом начальника ЮВЖД слесарю И. Беззубцеву объявлена благодарность и выдана денежная премия. П. БЕЛЫ Х . Есть такая профессия—слесарь-лекальщик. Ответственная про фессия. Без слесаря-лекальщика не обойдется сейчас ни одно круп ное промышленное предприятие. Чтобы овладеть этой специальностью, нужны глубокие знания, большой опыт, золотые руки. Все это налйцо у Бориса Ивановича Никитина, слесаря-инстру ментальщика Липецкого станкостроительного завода. Сотни слож нейших деталей проходят через руки этого человека — специалиста высокой квалификации, и всякий раз, выполнив сменную норму, Бо рис Иванович сдает изделия только высокого качества. Члена партии Б. И. Никитина коммунисты инструментального цеха избрали своим партийным вожаком. НА СНИМ КЕ : Б. И. Никитин. Фото нештатного корр. «Ленинского знамени» К. Юрова. С Е Г О Д Н Я Учитель рассказывает об учителе * „ПодшефнЫе"; НА ЭТОЙ ^ ВСГП0Л11И Ивановны Хрисанфовой * В лаборатории кон-} —--------------- -- структорского бюро * С толстой сумкой н а ремне * Встреча \ СТРАНИЦЕ : через 22 го д а . ^ В жилом районе завода «Сво бодный сокол» год назад откры лась новая средняя школа № 41. В ней обучают ребят опытные педагоги, и среди них — препо даватель физики комсомолка Т. Мерзликина. Она считается од ним из лучших физиков школы и пользуется большим авторитетом у товарищей по работе и учащих ся. НА СН ИМ КЕ : преподаватель физики Т. Мерзликина. Фото нештатного корр. «Ленинского знамени» М. Манаенкова. Е ВСТОЛИЮ ИВАНОВНУ мы за стали несколько расстроен ной: она только что выдер жала очередной «бой» за одного из своих подшефных. — Нет, вы подумайте, — возму щалась она. — И это говорит мне сам председатель заводского коми тета: бросьте, мол, парня воспиты вать. Нам, де, план надо выполнять, а разве с такими выполнишь? А ведь кто, как не председатель должен заботиться о людях? Ведь не они — ради плана, а план — ради них, — Да знает ли он, — продолжала ена после минутного молчания, — какая, семья у мальчишки? Мать вообще уже бессильна что-либо с ним сделать — пораньше надо бы ло бы этим заняться, а отчим—пья ница. Но я, кажется, не зря ста ралась, — облегченно вздохнула Евстолия Ивановна. — Директор все-таки согласился взять парня на работу. Как только оформится, са ма переговорю с мастером: пусть повнимательнее к нему отнесется. В шестнадцать лет еще не поздно на чинать все сначала.., И Евстолия Ивановна начинает рассказывать о многих подростках, которым она помогла найти себя, «айти правильную дорогу в жизни. Во время рассказа она заметно оживляется, легкая улыбка трогает ее губы: любит она своих подшеф ных, и они платят ей тем же. Иначе чем объяснить, что, проработав дол гие годы и заслужив право на от дых, она взялась за такую нелегкую работу, как воспитание подростков, которые почему-либо «оступились» в жизни. В Липецке Евстолия Ивановна Хрисанфова — с 1958 года. И все это время она — активист комиссии по делам несовершеннолетних при детской комнате Правобережного отдела милиции. — Не знаю, что бы я делала без этой работы, — улыбается Евстолия Ивановна. — Затосковала бы, на верное. Ведь с самой молодости — я всегда с людьми... Да, нелегкой и беспокойной была молодость у Евстолии Ивановны: революция, гражданская война. Си стематического образования полу чить не удалось — не до этого бы ло. Вместе с подругами, которых тоже неудержимо тянуло к людям, она разъезжала по молодой рес- сил старается оторвать плохо при- -битую планку штакетника. Не вы держала я, говорю мамаше: «За чем же вы это позволяете? Ребенок- то не понимает еще, что он делает плохо, но вы-то взрослая». А она мне: «А вам какое дело? Заняться, видно, нечем, так вот и ходите по дворам, людей учите...». Неловко мне как-то стало за нее. Ушла. Иду и думаю: насколько легче бывает разговаривать с сорванцаМи-ребя- тами, чем с иным взрослым! С ним подчас очень трудно найти общий язык. Некоторые из них никак не Ч Е Л О ] З Е К Б О Л Ь Ш О Г О С1 Е Р Д Ц А публике Советов в агитпоезде. Сот ни концертов дали они перед рабо чими, перед пропахшими порохом красноармейцами. Дружные апло дисменты мозолистых рук были им наградой. После — она простая работница не одном из куйбышевских заводов. Товарищи уважали ее за прямоту души, за неисчерпаемый запас люб ви к людям. И любовь, эта не пас сивна, не всепрощающая—она дея тельна и требовательна в самом лучшем смысле этого слова. До преклонных лет сохранила эту лю бовь Евстолия Ивановна. — Иду я как-то через один из дворов, — рассказывает она. — В беседке сидит женщина, а рядом карапуз лет трех—четырех изо всех могут взять в толк, казалось бы, простую истину: если ребенок пока не понимает, что хорошо, что пло хо, — это полбеды. Подрастет пой мет. Если же заблуждается взрос лый — это уже беда. И еще боль шая беда, если он даже не хочет прислушаться к разумному голосу. Неприятно было вспоминать Ев столии Ивановне случай, когда отец одного подростка, за которого она переживала, пожалуй, больше, чем сам отец, не стал даже разговари вать с нею, заявив, что нечего, мол, его учить, как воспитывать сына: сам, де, знаю. Нет, не знает Николай Петрович Ломавин. То, что его сын совершил преступление, — прямая его вина: недостаточно, видно, занимался воспитанием парня. А то, что он потом был устроен на работу — это заслуга Евстолии Ивановны Хрисан фовой и коллектива Липецкого ме ханического завода. И когда Юрий снова чуть не «оступился», опять- таки первой пришла ему на помощь эта немолодая женщина — человек большого сердца. Когда надо, Евстолия Ивановна может быть и предельно строгой. Особенно непримирима она к лю дям, которые делают зло детям. Надо было видеть, с какой энергией она добивалась в милиции привле чения к строгой ответственности од ного взрослого дяди, который при учал подростков к спиртному. И до билась своего: «воспитатель» при влечен к уголовной ответственности. Самая главная черта в характере Евстолии Ивановны —- стремление доставлять людям радость. Ради этого она отказалась от покоя, впол не ею заслуженного. Ради этого она не считается ни со своим здоровь ем, ни со своим временем. Однажды прислала ей письмо из Ленинграда давнишняя ее подруга по агитпоезду и работе на заводе. Ей необходимо было, чтобы кто- нибудь подтвердил стаж работы: она уходила на пенсию. Евстолия Ивановна немедленно откликнулась: сама ездила хлопотать в Ленинград, добилась полного решения вопроса. В конце нашей беседы она вдруг спохватилась: —* Ой, что это я с вами разгово рилась! Один мой подшефный, ждет меня на заводе. Надо ехать. Так живет и работает большой друг ребят Евстолия Ивановна Хри санфова — человек большого серд ца. П. ФЕДОРОВ, работник управления охраны общественного порядка. В конце октября 1944 года наш ба- тальон, участвовавший з освобожде нии Польши, отошел с переднего края на отдых' в Пуланхи, Бойцы ро ты, которой я командовал, останови лись в доме Яна Лиаскэго. Здесь и встретили 27-ю годовщину Великого Октября. В этот торжественный день хозяин пригласил нас за накрытый стол. От предложенной платы за уго* щенье отказался: «Ведь вы — наши братья...». В канун 20-летия победы над ги т леровской Германией я решил напи сать Липскому. Завязалась перепис ка, Польские друзья звали меня в гости. И вот я снова в Пулачкэх, Многое изменилось в жизни Яна. Ему уже семьдесят, но он по-прежнему бодр, весел, словоохотлив. По соседству живет его младшая дочь Стася, ко торую я помню четырнадцатилетней девчушкой. А теперь у нее два сына. Мы не нуждались в переводчике. Я говорил по-русски, а понимал по- польски, мои друзья говорили по- польски, а понимали по-русски, Так и находили общий язык. У нас было о чем вспомнить. ...В августе 1944 года мы неожи данно обнаружили в этих местах странное сооружение. Толстые желе зобетонные стены. Длина — около 500 метров, куполообразные своды. Все замаскировано дикчм виногра дом, Жители называли его «бунке ром Гитлера». Незадолго перед вероломным на падением на Советский Союз Гитлер со ставкой прибыл сюда на двух бронепоездах. Все местное население заранее эвакуировали на пять кило метров от железной дороги. Здесь уточнялись последние детали раз бойничьего акта. А несколько позднее фюрер принимал в бункере итальян ского дуче Муссолини. Сейчас в бывшем фашистском ло гове рыбный склад... Несмотря на свой преклонный воз раст, Ян Францевич охотно согласил, ся сопровождать меня по местам, где когда-то шли бои. Каменица-Гурна. «Как здесь бы ло?» — спрашивает мой спутник. Однажды в первом часу ночи на нашем участке разразилась сильная артиллерийская канонада. Фашисты намеревались что-то предпринять. Прибежал связной и доложил: про тивник наступает. Наша артиллерия ответила огнем, Гитлерозцы развер нулись и пошли в атаку. Бой длился около полутора чаров. Враг был от брошен. От захваченных пленных мы узна ли о целях этой ночной вылазки. Оказалось, что большая группа не мецких солдат во главе с обер-лей- тенантом направлялась за «языком» в нашу роту, но была обнаружена и отступила с потерями. Выяснилось также, что к нашим позициям подве зены газовые снаряды. По армии был отдан приказ выдать вс»м противо газы. Повстречали мы лесника, который оказался очевидцем описанного сра жения. Он дополнил мой рассказ. Побывал я и в ряде других мест. Вот областной город Жешов. Больше чем наполовину он отстроен заново. И только два дома хранят следы войны — они оставлены как памятники. Есть улица Ивана Тур- кенйча, на ней школа, носящая имя молодогвардейцев. На кладбище погибших советских вои.чоз над мо гилой Туркенича возвышается обе лиск. Не раз заходил я в редакцию об ластной газеты «Новины жешэвекие». А редактор ее Витольд Шимчик с фотокорреспондентом приезжали в Пуланки, в дом Стаей. Посетили мы и местную организацию Общества советско-польской дружбы, основы которого заложены в Жешозе. Сей час работают его областные и район ные отделения. В живописном местечке Ивонич, окруженном со всех сторон горами, расположен курорт для трудящихся, с красивыми дворцами, минеральны ми источниками, грязевыми паннами, бассейном. Из близлежащих городов сюда приезжают отдыхать в выход ной день. Повсеместно в Польше очень ве лик интерес к нашей стране. Многие изучают русский язык: одни — само стоятельно, д р у ги е '— в вечерней школе, а в дневной оч преподается с пятого класса. Учительница Чесла ва Сикора просила помочь в органи зации переписки польских и липец ких школьников. Незаметно прошло время, Прово жала меня вся семья Липских: Ян Францевич, его сычозья. Стася с мужем. Эта поездка оставила незабывае мые впечатления. Побызать на мес тах сражений, увидеть тех, кто был заодно с нами в нелегкой борьбе о фашизмом — волнующее событие. Встречи с трудовыми людьми позво лили ближе узнать нарэлную Поль шу, строящую новую жизнь. Г. ЛО ГАЧЕВ , кандидат философских наук, доцент Елецкого пединститута. ЗАВОДС КАЯ Р А З В Е Д К А Светло и чисто в этом небольшом помещении. Мерно гудят станки. За легкой перегородкой разместился гидравлический стенд. Это—лабора тория конструкторского бюро. Здесь определяют прочность деталей, про мера» г замыслы конструкторов, соз дающих новые цилиндры. Очень часто в цехах а на участ ках' возникают вопросы, порой спо ры, которые требуют глубокого ис следования. И опять на помощь приходит лаборатория. Руководит ею инженер-испытатель Александр Ряскин. Вот он склонился над стен дом. Внимательно следит за показа ниями приборов. Снова и снова фик сирует отсчеты манометров. 1$ нему подходит молодой конструктор Вла димир Мямлин. Он с нетерпением ожидает результата. Владимир вол нуется. Проверяются гидроузлы мно гопозиционного стенда для ресурс ных испытаний цилиндров, который спроектировал Владимир. Он еще и еще раз сверяет показания приборов со своими расчетами. Потом гово рит: — Все в порядке. М ожно изготав ливать. ...Лаборатория головного конструк торского бюро « самая молодая на заводе, но ее коллектив уже многое успел сделать. Несколько лет подряд сн поддерживает тесную связь с тракторными заводами и научно-ис следовательскими институтами, с колхозами и совхозами, где эксплу атируются машины. Недавно были изготовлены опыт ные образцы цилиндров Ц75 для крутосклонных тракторов марки Т-50 К . Сейчас цилиндры испытыва ются и можно надеяться, что они хорошо зарекомендуют себя в ра боте. Отличный пример в труде показы вают рабочие лаборатории — токарь В. Федоров, фрезеровщик С. Мер кулов, слесарь А. Булыгин. Сейчас они заняты исполнением многопози- цнонного стенда. Заводская разведка, как называют На предприятии лабораторию, до стойно встречает наступающий праздник Октября. В. ТРЕТЬЯКОВ, заместитель главного конструктора Елецкого агрегатного завода. П о ч т а л ь о н у д в е р е й К Трубетчинскому отделению связи подошла почтовая автомашина. На столах в сортировочной вырастают стопки газет, журналов, писем. Раньше других пришла сюда Елена Ивановна Карлина. Она оформляет документы на почту, доставленную накануне, сдает деньги и квитанции на оформленную подписку. Наполнив сумку газетами, журналами и письмами, Елена Ивановна отправляется по домам. Эту скромную женщину хорошо знают в Трубет- чине. Вот уже почти 25 лет она добросовестно работает на своем участке. В каждой семье почтальона встречают как желанного гостя. Чем нас порадуете сегодня? — обращается к Елене Ивановне ин женер-строитель совхоза «Трубетчинский» Михаил Алексеевич Рогов. Ему вручается солидная пачка газет и журналов. Михаил Алексеевич выписы- вает газеты «Правду», «Ленинское знамя», «Знамя Октября», журналы «Строитель», «Советская женщина» и другие. С радостью встречает Елену Ивановну пенсионер Петр Иванович Карлин. Почтальон вручает ему письмо от младшего сына, недавно при званного в ряды Советской Армии. Анастасии Федоровне Мокроусовой доставлены пенсия, газеты и три письма от сыновей и дочери. Дочь Нина учится в Воронежском медицинском институте. Она пишет что скооо приедет в гости. * н Елена Ивановна старается пробудить у людей интерес к газетам и журналам. Был такой случай. Андрей Федорович Подзоров и Яков Пет рович Забабурин долгое время не выписывали газет. Почтальон частенько заходила к ним. Читала интересные статьи. И теперь Забабурин и Подзо ров выписывают «Сельскую жизнь». нагпч»и? Р°рШЛ ? Ри б° Ту редакции газет * Правда» и «Сельская жизнь» наградили Елену Ивановну почетными грамотами и ценными подарка ми. Много поощрении она имеет и от Добровского районного узла связи. Горячая, предпраздничная пора сейчас у почтальона. п . ХОРЬКОВ. «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz