Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ВОСПИТ ЫВАТЬ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ УБЕЖДЕННОСТЬ В огне крепчает, закаляется сталь, в борьбе — идейная убеж. денность. Наша эпоха — эпоха революций, крушения старого мира, как никогда, богата фактами революционного подвижничества, страстной одержимости, горения. Вспомним период подготовки и свершения Великой Октябрьской социалистической революции, го. ды гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны. Они, как и наши героические будни, полны удивительных примеров иепрноборимой силы марксистско-ленинского учения. Идеи марксизма.ленинизма озаряют путь советского народа и его аван. гарда — Коммунистической партии, окрыляют тружеников, порож. дают дух новаторства, упорство в достижении цели. Партия не жалеет усилий, чтобы вооружить советских людей марксистско-ленинским учением. Миллионы коммунистов и ком сомольцев, беспартийных активистов с первого октября вновь сели за книги, чтобы продолжить в системе партийной учебы и комсомольского политпросвещения изучение революционной тео. рии. Организация партийного просвещения по-новому позволит коммунистам и беспартийным товарищам в течение определенного времени глубоко овладеть всеми составными частями марксистско. ленинской теории — философией, политической экономией, осно- н Г а г л я д н о , "' З Р И М О $ ^ ^ - - - - ^ ♦ ♦ яг ш » + вами Научного коммунизма, хорошо изучить историю К П С С , во. просы партийного строительства. Все большее развитие во всех звеньях политической учебы получает самостоятельный метод овладения знаниями, Умение са мостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, находить пра вильный ответ способствует укреплению убежденности в правиль. ности своих взглядов, стремление воплотить их в дела. Поворот в партийной учебе к мировоззренческим проблемам во многом зависит от наших пропагандистов, от их знания и мето. дического мастерства, от творческого подхода к организации ра боты со слушателями теоретических семинаров, школ. Редакция «Ленинского знамени» пригласила группу руко водителей философских семинаров, чтобы они рассказали о своей работе, высказали свои пожелания и предложения. Состо- ялся интересный обмен мнениями. Ниже публикуем выступления участников встречи. ☆ ☆ ☆ { В С П О Р А Х Р О Ж Д А Е Т С Я И С Т И Н А Последние четыре года а теорети ческом семинаре, которым я руково жу, изучался систематический курс филОсбфий. Учеба способствовала идейному росту слушателей — ра ботников Ленинской средней школы, совершенствованию учебно-воспита тельного процесса. В нынешнем году мы решили изу чать проблемы коммунистического воспитания, В учебном плане .-наше го семинара темы: «Марксизм' и пе дагогика», «Учение В. И. Ленина о воспитании молодого поколения», «Коммунизм и всестороннее разви тие личности», «Эстетические идеа лы коммунистического общества и Ф. Е. ФИЛИППОВ , руководитель семинара по проблемам коммунистического воспитания (Липецкий район) формирование их у подрастающего поколения» и другие. Семинар — не кружок, где изуча ют, как правило, основы политиче ских знаний. По-Мбему, для обсуж дения на занятии не следует выно сить много вопросов. Попытка охва тить все, что предусмотрено учебным планом, непременно, ведет к схема тизму, к «проигрышу качества». В. Е. А Ч К А С О В , пропагандист (В оловский рай он ) © Слово — основ ное оружие про- п а г андиста. За ключая в себе вы сокие коммунистические идеи, оно поднимает людей на борьбу за до стижение- великой цели. И воздей ствие его будет тем сильнее, чем оно логичнее и доказательнее, ярче и об разнее: Искусству убеждать своих слушателей мы должны учиться у В. И. Ленина, К нашим услугам — большой ар сенал средств, чтобы сделать, по вы ражению Ленина «известную истину возможно более убедительной, воз можно легче усвояемой, ' возможно нагляднее и тверже запечатлевае мой». Это — диапроектор, эпидно- скоп, фильмоскоп, кинопроекционная установка, телевизор, магнитофон и другие технические средства пропа ганды. В прошлом учебном году я по по ручению партийной организации вел кружок в колхозе имени Ленина/ В программе его, как и везде, были ак туальные проблемы современности. На занятия приходил с фильмоско пом. Свой рассказ обычно сопровож дал демонстрацией соответствующе- ............................... . Обмениваться о п ы т о м И . Е. П О Н О М А Р Е В , руководитель семинара по проблемам философии (г. Липецк) Постоянно действующие семинары пропагандистов при партийных ко митетах — хорошее Дело.- Хотелось, чтобы на них нас больше и конкрет но учили навыкам самостоятельной работы над вопросами революцион ной теории, чтобы устраивались твор ческие дискуссии, изучался передо вой опыт пропагандистов: В области немало пропаган дистов, в совершенстве овладевших искусством вести рассказ^, щандтие семинара и т. п., умело связывать теорию с практикой: Однако о них мы знаем мало, понаслышке. Много выигряла бы партийная пропаганда, если бы областной Дом политиче ского просвещения, редакция «Ле нинского знамени» систематически обобщали опыт пропагандистов, по пуляризировали активные формы проведения занятий. Хорошим Под спорьем для нас могли бы служить теоретические и методические кон ференции, научные обсуждения по тем или иным проблемам марксист ско-ленинской философии, го теме диафиль ма: И занятия проходили ожив ленно. Кружковцы уходили с них довольными: Думаю, что в этом учебном году—новом во многих отношениях — технические средства пропаганды будут широко использоваться и на семинарах, и в начальных политшколах, и в шко лах основ марксизма-ленинизма: Га зета«Ленинское знамя» сделает нужное дело, если будет освещать опыт применения всех доступных и действенных средств наглядности.- На мой взгяд, наши кабинеты полити ческого просвещения пока еще ос нащены ими недостаточно. Об этом следовало бы подумать партийным комитетам: Хотелось, чтобы на семинарах нас обучали умению пользоваться уста новками и аппаратами новейших конструкций, с помощью которых пропаганду марксизма-ленинизма можно проводить более действенно. В областном Доме политического про свещения. Заведующий кафедрой фило софии и научного коммунизма Липец кого педагогического института Л. Е. Хоруц проводит консультацию с руко водителями семинаров по изучению марксистско-ленинской философии. Фото Ю. Клюева. У нас на коллективное обсуждение обычно выносится два—три тщатель но отобранных вопроса темы. Это позволяет рассматривать их глубже* Именно по этим узловым вопросам выступают докладчики. Обсуждение докладов на занятии— итог большой самостоятельной работы: Оно быва ет тем плодотворнее, чем луч ше ведешь индивидуальную работу не только с докладчиками, но и со всеми участниками семинара. На занятиях у нас часто разгора ются интересные споры. Они обост ряют мысль людей, способствуют бо лее глубокому и правильному усво ению теории. Приобретается как раз то, что так необходимо учителю для формирования у юного поколе ния научного мировоззрения. «сУ Г О Л О К ' СЛУШАТЕЛЯ» Е. А. ЛОЦМАНОВА , руководитель семинара по проблемам философии (г. Задонск) Работники школы призваны фор мировать научное мировоззрение у подрастающего поколения. Учите лям приходится в своей практиче ской деятельности часто сталкивать* ся с вопросами, которые носят фи* лософский характер. И они с боль шим желанием берутся за изучение одной из самых увлекательных наук — марксистско-ленинской филосо фии. В помощь изучающим философию в школе оборудован специальный уголок. В нем участники семинара найдут произведения К. Маркса* Ф. Энгельса, В,- И, Ленина, учебные и методические пособия.- Г л а в н о е — и д е й н ый у р о в е н ь з а н я т и я Последние несколько лет я руко вожу теоретическим семинаром. Ос новной метод занятий у нас — под готовка и обсуждение рефератов. Ценность его участники семинара видят в том, что работа над рефе ратом развивает творческий подход к марксистско-ленинской теории, приучает анализировать фактический материал, самостоятельно оценивать теоретические и практические проб лемы. Прежде чем определить тему ре ферата, стараюсь сам себе отве тить на вопрос: с какой целью про водится данное занятие, какие прак тические задачи следует разрешить в семинаре? Распределяются доклады по спо собностям слушателей. Придержи ваюсь правила: никому ничего не навязывать. Лишь иногда приходит ся назначать докладчика. Но в пер вом случае реферат, за редким ис ключением, бывает содержательнее. Теоретические положения в нем ос мысленнее, обобщения глубже. Оно и понятно: человек выбрал то, что ему самому нравится и работает от души. Стараюсь как можно больше пре доставить докладчику инициативы, самостоятельности. Пусть ищет ма териал, собирает факты, чтобы обос новать свои выводы. Пусть учится «добывать» знания. Ведь знания только тогда будут прочными, глу бокими, когда они усвоены созна тельно, когда появляется идейная убежденность. Мое дело помогать товарищу, но не опекать его. Тем более не делать за него. Помогать, скажем, в составлении плана рефе рата, если докладчик в этом нуж дается. Важно предостеречь от по пытки «объять необъятное». Помню, О. Н. Олтухова готовила реферат на тему: «Развитие марксистско-ле нинского учения о социалистическом государстве в Программе КПСС». Она вначале было попыталась под робно изложить все поставленные вопросы. — А не лучше ли глубже разра ботать наиболее важные вопросы,— посоветовал я. И напутствовал: — «Оставьте место для размышления остальным». О. Н. Олтухова так и поступила. Готовилась обстоятельно, используя произведения В. И. Ленина, богатый фактический и цифровой материал. На семинаре она довольно убеди тельно аргументировала основные теоретические положения темы ре ферата. Как и следовало ожидать, он вызвал оживленную дискуссию. Обсуждаются рефераты у нас сра А. М. ВАЛЕНТИНОВ, руководитель семинара по изучению философии (г. Лебедянь) зу после выступления докладчика. Обычно возникает много споров. Но бывает, что доклад получится расплывчатым, «не заденет за жи вое», и обмен мнениями проходит вяло, а то и совсем не возникает. На такой случай в запасе дополни тельные вопросы, заранее проду манные. Они-то и выполняют роль запала: вспыхивает оживленная дис куссия. Мне приходилось читать о другой практике. Это, когда на одном за нятии заслушивается реферат, а на следующем проводится его обсуж дение. Что же, в новом учебном году и мы будем организовывать так обсуждение рефератов. Это по зволит слушателям лучше подгото виться к обсуждению, выступить в качестве аппонентов. После обсуждения каждого во проса темы я обычно не выступаю, чтобы не мешать самостоятельно сти суждений, не навязывать выво дов. Делаю вкратце заключение по всему' занятию. Подытоживая дис куссию, отмечаю положительные мо менты в докладах, выступлениях, П Е Р Е Д О В О ГО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ А Н Я Т И Е 5 8 - т I КЛАССНЫЕ О Б И Л Ь Н Ы Й СЕМЕНА У Р О Ж А •*1<»!НММИНМ!Ф11«М« н 4|> Слово — агроному - семеноводу колхоза Россия" Добринского района Т, П. „Советская Некрасовой В нынешнем году наши колхоз ники брали обязательство полу чить с каждого гектара не менее 18 центнеров зерна. Сейчас уже известно, что в среднем в артели с каждого из 3200 гектаров зер новых, зернобобовых и крупяных культур получено по 18,5 цент нера зерна. Урожай вроде неплохой, но мы считаем его средним, так как это действительно средний урожай по хозяйству за последние пять лет. Если внимательно разобраться, почему же наши земледельцы по лучают хлеба значительно боль ше, чем ближайшие соседи, то вы ясняется — в основном за счет хо рошо поставленной работы семе новодческой бригады. Конечно, сказывается и то, что за послед ние годы в колхозе значительно повысилась агротехника возделы вания культур, больше и рацио нальнее стали применяться мест ные и минеральные удобрения, организованнее и качественнее ведут механизаторы артели сев и уборку зерновых. Семеноводческая бригада, за которой закреплено 800 гектаров пашни, собрала в нынешнем году с каждого гектара Об 20 центне ров зерна. Особенно высокий урожай дала озимая пшеница — по 23 центнера с гектара. Выделение в артели специаль ной бригады для выращивания се мян — дело не случайное. Наши руководители и специалисты не раз бывали в совхозе «Петров ский», где подготовке классных семян уделяется первостепенное внимание. Не случайно петровцы получают в среднем по 26—28 центнеров зерна с гектара. Правление нашей артели реши ло специализировать в семеновод стве одну из бригад колхоза. Ей выделили лучшие зерноочисти тельные машины, подобрали ква лифицированные кадры. Все агро номы артели считают своим дол гом помогать семеноводам. Еже годно мы приобретаем на Липец кой сельскохозяйственной опыт ной станции или к совхозе «Пет ровский» семена зерновых куль тур высших репродукций. Эти се мена высеваются на лучших уча стках по хорошим предшествен никам. Коллектив бригады обеспечил колхоз классными семенами под озимые и яровые. Так, в прошлом году озимую пшеницу у нас сея ли семенами только 1 и 2-го клас сов посевного стандарта. Рожь, ячмень — в основном второго класса. В нынешнем году наша бригада трудится с особым подъемом. На полях колхоза посеяны высоко урожайные сорта пшеницы и ржи. На 200 гектарах мы посеяли пше ницу сорта «мироновская-808» се менами первой репродукции. На такой же площади посеяна у нас и рожь сорта «харьковская-55». Эти культуры размещены по хо рошим предшественникам—по го роху и многолетним травам. При чем, впервые в нашей практике, все озимые культуры механизато ры колхоза Сеяли с одновремен ным внесением в рядки супер фосфата — по 50 килограммов на каждый гектар. Обильное удобрение полей, вы сокий агрофон, быстрая и каче ственная уборка позволят нам, по самым скромным подсчетам, со брать в будущем году не менее 25 центнеров зерна озимых куль тур с гектара. Это значит будущей осенью все озимые в колхозе бу дут засеваться только высокоуро жайными сортами. Наши хлеборобы на личном опыте убедились, что внедрение новых сортов высоких репродук ций и посев семенами первого класса в обязательном комплексе с другими передовыми агроприе мами гарантирует прибавку уро жая зерна в среднем 4—5 цент неров на гектар. Если учесть, что зерновые занима ют в нашей арте ли около 3 тысяч гектаров, то по добная «прибав ка» вырастает в целые горы хле ба. Выращи в а н и е высококачествен ных семян луч ших районирован ных сортов тре бует особой сно ровки и глубоких знаний. В нашей бригаде за про шедшие годы подобрался не- б о л ь ш о й , но дружный коллек тив полеводов и механизаторов. С чувством высокой ответственн о с т и выполняет свою работу звеньевая С. И. Камолых. Отлично знают все имеющиеся у нас зерноочистительные машины и содержат их всегда в порядке машинисты С. Н. Камолых и П. С. Некрасов. Борьба за отличные семена на чинается с того момента, когда на ток от комбайнов начинает по ступать зерно нового урожая. Зерно, предназначенное на семе на, последовательно пропускается через зерноочистительные маши ны ОС-4,5 и ОВП-20. Меняя ре шета, машинисты не только очи щают семена, но и калибруют их. Мелкое зерно, хорошее как про довольственное, идет в счет хле бопоставок, а крупное — на се мена. После окончания очистки об разцы мы отправляем на анализ в контрольно-семенную лаборато рию. Только после получения по- положительных результатов счи таем, что семена у нас кондици онные. Семеноводческая бригада полу чает самые высокие урожаи зер новых, зернобобовых и крупяных культур. Причем себестоимость одного центнера зерна в нашей бригаде самая низкая. Это ре зультат не только более чем сто пудовых урожаев. С каждым го дом колхоз всё увеличивает про дажу государству сортового зер на. За него выручаются десятки тысяч рублей. Правильное ведение семено водства — дело сложное, требую щее не только старания, но и умения, опыта. Во время очистки семян на току все зерноочисти- анализирую отрицательные стороны. Затем даю задание для дальнейшей самостоятельной работы. Главное — идейный, научный уро вень занятия, тесная связь с жиз нью (органическая, а не искусствен ная), с практикой коммунистическо го строительства. А это зависит от нас, пропагандистов. Прежде всего, от подготовки к занятию. На нее затрачиваю ежедневно два— три ча са. Много читаю: труды Маркса, Энгельса, Ленина, Программу КПСС, документы партии, популярную ли тературу, учебники, брошюры, ж ур налы «Вопросы философии» и «По литическое самообразование». По полняю свои записи, заношу в них интересные данные, примеры, вы сказывания. Накопляю необходимый цифровой и фактический материал. Иначе нельзя: перед тобой — слу шатели теоретического семинара, которым зачастую приходится в хо де подготовки к занятию изучать сразу несколько произведений. И все же мне, как и моим това рищам, ведущим пропаганду фило софской науки, приходится сталки- тельные машины необхо димо очищать от преды дущей культуры. Иначе сохранить.сорт в чисто те невозможно. Учитывая сложность работы механизаторов и членов семеноводческой бригады, правление ар тели материально заин тересовало семеноводов. Так, например, установ лена разная оплата в за висимости от времени завершения очистки семян. За семена озимых, доведенных до 1—2 класса посев ного стандарта До 10 августа, за каждый центнер начисляется по 5 копеек. Такая же оплата уста новлена за доведение семян яро вых — до 1 сентября. За семена 3-го класса за каждый центнер оплачивается по 3 копейки. й Постоянная забота правления артели о нуждах семеноводов, большая помощь и поддержка со стороны главного агронома ар тели В. И. Машталера — все это способствует успешной работе бригады. В нынешнем году наш коллектив своевременно подгото вил 5000 центнеров семян озимой пшеницы и ржи, более 7000 цент неров яровых зерновых и зерно бобовых культур. Хочется несколько слов сказать о наших планах и нуждах. В ны нешнем году в нашей бригаде яровая пшеница сорта «народ ная» занимала 70 гектаров. С каж дого гектара мы получили по 18 центнеров зерна. Выращивать эту пшеницу для колхоза очень вы годно, так как за нее государство выплачивает значительную допла ту. Выгодно еще и потому, что пшеница этого сорта не осыпает ся, мало поражается болезнями. Мы будем значительно расши рять посевы яровой пшеницы. Теперь о нуждах. Обильный урожай зерновых немыслим без удобрения полей. В прошлом го ду бригада приготовила около трех тысяч тонн навозно-земляно го компоста, а внести его на по ля, наиболее эффективно исполь зовать это удобрение не при шлось — не было техники. Даже быстро вывезти навозно-земляной компост и то не на чем. В реше нии этого вопроса веское слово должны сказать работники объе динения «Сельхозтехника». ваться с трудностями. Часто недо стает материалов, которые помогли бы руководителю семинара глубже раскрыть теоретические вопросы темы. В теме: «Материя и формы ее существования», например, у слуша телей возникают неясности в пони мании сущности материи: понятие материи отождествляют с понятием вещества. Пропагандист не имеет под руками пособия, где бы четко раскрывались, ограничивались эти понятия. Хотелось, чтобы на страницах пе чати появилась обстоятельная ста тья о теории относительности А. Эйн штейна, публиковались материалы о политических формах молодых раз вивающихся государств Азии и Аф рики, о новых достижениях в обла сти естествознания. В работе пропагандиста со слуша телями Главное заключается—в ока зании помощи им при подготовке к занятию. От личной подготовки, о которой шла речь выше, было бы мало проку, если бы не велась у нас одновременно работа со слуша телями. Я уже говорил о взаимной связи с докладчиками. Вполне оп равдала себя у нас такая форма помощи слушателям в их самостоя тельной работе, как лекции по теме занятия—их читаю не по всем темам учебного плана, а только по наибо лее сложным—методические советы, индивидуальные и групповые кон сультации. Даю также практические задания, организую экскурсии. Как видите, формы разные. Цель же одна — повышать у слушателей интерес к теории, к работе над про изведениями классиков марксизма- ленинизма, развивать их стремление самостоятельно разобраться в слож ных вопросах марксистско-ленинской философии, в явлениях и фактах живой действительности, делать для себя практические выводы. Отрад но, что год от года уроки участни ков философского семинара — ли тераторов Н. Ф. Калининой, Н. Г. Бачуриной и О. Е. Кожевниковой, историков М. П. Кузьминой, геогра фа А. И. Вороновой, учителей ино странного я з ы ^ В. В. Фролова и А. А. Посысоева, других педагогов проходят на более высоком уровне. Совершенствуется их умение вести идейно-воспитательную работу сре ди учащихся и среди населения. В новом учебном году мы про должим изучение систематического курса философии. Б о л ь ш е т в о р ч е с т в а Собееедов а н и е или доклад, ре ферат? Какой из этих методов ве дения занятий це- л е сообразнее? В прошлом году я вел семинар по изу чению актуальных проблем современ ности. Чаще всего занятия проходи ли в форме собеседования,- Слушате ли свободно, оживленно обменива лись мнениями по основным вопро сам темы: «Скрещивая шпаги», уча стники собеседования выясняли наи более трудные вопросы темы, более глубоко осмысливали актуальные проблемы коммунистического строи тельства и развития мировой социа листической системы. Но я отнюдь не склонен думать, что другой метод — реферативный— хуже. Пропаганда— дело творческое. Н . И . К Л Ю Е В , руководитель семинара по проблемам философии (У К С Н оволипецкого завод а) В нашей работе не место шаблону: Формы дол ж н ы меняться, чередо ваться. Ибо одна из них, даже если она себя вначале и оправдала, мо жет вызвать скуку. А скука нам — не попутчик. Многое зависит от нас самих, от нашего опыта, от умения работать со слушателями интересно, увлечь их.- Одним словом, от пропа гандистского мастерства. В нынешнем учебном году мы именно так и намерены поступить — разнообразить методику занятий с тем, чтобы они проходили на высо ком теоретическом уровне, чтобы каждый семинар был ступенькой в формировании научного мировоззре ния его участников. Поговорим о кинофильмах И . И. С А Ф О Н О В , руководитель семинара по проблемам естествознания (г. Елец) ♦ Важный вопрос поднял т. Ачкасов, Конечно, никакая техника не заме нит живого вдохновенного слова пропагандиста, лектора, агитатора. Это надо помнить, когда мы готовимся к встрече со слушателями. Но и недооце нивать технические средства пропаганды нельзя. Они, как правильно здесь говорилось, делают наши выступления более эмоциональными, убедитель ными, действенными. Однако нельзя сказать, что использование технических средств и наглядных пособий стало законом для каждого пропагандиста: И вина здесь не всегда наша,- Институт философии Академии наук СССР обещал выпустить наглядные пособия по философии. Но обещаниями, мы, разумеется, не сможем проиллюстрировать, подкрепить свою мысль в бе седе, рассказе. Кое-где хранят демонстрационную аппаратуру, наглядные пособия под десятью замками, в далеких от пропагандиста кладовых. Плохо используется в пропагандистской работе кино. И по-моему, прежде всего потому, что неудовлетворительно поставлена пропаганда ис торико-революционных, документальных и научных фильмов. В газетах о них не пишут, ничего не говорит и областное радио. Думается, что в новом учебном году историко-партийные, историко-ре волюционные, естественнонаучные фильмы найдут дорогу в сеть партийной учебы, станут неотъемлемой частью занятий семинаров и школ. Мы же постараемся использовать их как можно лучше. Я побывал на пятнадцатидневных курсах в областном Доме политиче ского просвещения. Прослушал много интересных лекций.- Очень доволен, что мне, как и другим руководителям философских семинаров, помогли подобрать необходимую литературу.- Однако, как мне кажется, курсы дали бы еще больше, если бы я, как руководитель семинара по философским проблемам естествознания, смог бы получить здесь специальную консуль тацию. Желательно, чтобы больше отводилось времени для творческого обмена мнениями. Надо практиковать экскурсии в передовые совхозы, на крупные пред приятия и стройки области, о которых мы знаем лишь из газет. Туда, где мы смогли бы ознакомиться с наиболее передовыми формами и методами борьбы трудящихся области за осуществление технической, хозяйственной политики Коммунистической партии, с элементами научной организации труда, передовым опытом. V"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz