Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ВОСПИТ ЫВАТЬ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ УБЕЖДЕННОСТЬ В огне крепчает, закаляется сталь, в борьбе — идейная убеж. денность. Наша эпоха — эпоха революций, крушения старого мира, как никогда, богата фактами революционного подвижничества, страстной одержимости, горения. Вспомним период подготовки и свершения Великой Октябрьской социалистической революции, го. ды гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны. Они, как и наши героические будни, полны удивительных примеров иепрноборимой силы марксистско-ленинского учения. Идеи марксизма.ленинизма озаряют путь советского народа и его аван. гарда — Коммунистической партии, окрыляют тружеников, порож. дают дух новаторства, упорство в достижении цели. Партия не жалеет усилий, чтобы вооружить советских людей марксистско-ленинским учением. Миллионы коммунистов и ком­ сомольцев, беспартийных активистов с первого октября вновь сели за книги, чтобы продолжить в системе партийной учебы и комсомольского политпросвещения изучение революционной тео. рии. Организация партийного просвещения по-новому позволит коммунистам и беспартийным товарищам в течение определенного времени глубоко овладеть всеми составными частями марксистско. ленинской теории — философией, политической экономией, осно- н Г а г л я д н о , "' З Р И М О $ ^ ^ - - - - ^ ♦ ♦ яг ш » + вами Научного коммунизма, хорошо изучить историю К П С С , во. просы партийного строительства. Все большее развитие во всех звеньях политической учебы получает самостоятельный метод овладения знаниями, Умение са­ мостоятельно мыслить, отстаивать свои убеждения, находить пра­ вильный ответ способствует укреплению убежденности в правиль. ности своих взглядов, стремление воплотить их в дела. Поворот в партийной учебе к мировоззренческим проблемам во многом зависит от наших пропагандистов, от их знания и мето. дического мастерства, от творческого подхода к организации ра­ боты со слушателями теоретических семинаров, школ. Редакция «Ленинского знамени» пригласила группу руко­ водителей философских семинаров, чтобы они рассказали о своей работе, высказали свои пожелания и предложения. Состо- ялся интересный обмен мнениями. Ниже публикуем выступления участников встречи. ☆ ☆ ☆ { В С П О Р А Х Р О Ж Д А Е Т С Я И С Т И Н А Последние четыре года а теорети­ ческом семинаре, которым я руково­ жу, изучался систематический курс филОсбфий. Учеба способствовала идейному росту слушателей — ра­ ботников Ленинской средней школы, совершенствованию учебно-воспита­ тельного процесса. В нынешнем году мы решили изу­ чать проблемы коммунистического воспитания, В учебном плане .-наше­ го семинара темы: «Марксизм' и пе­ дагогика», «Учение В. И. Ленина о воспитании молодого поколения», «Коммунизм и всестороннее разви­ тие личности», «Эстетические идеа­ лы коммунистического общества и Ф. Е. ФИЛИППОВ , руководитель семинара по проблемам коммунистического воспитания (Липецкий район) формирование их у подрастающего поколения» и другие. Семинар — не кружок, где изуча­ ют, как правило, основы политиче­ ских знаний. По-Мбему, для обсуж­ дения на занятии не следует выно­ сить много вопросов. Попытка охва­ тить все, что предусмотрено учебным планом, непременно, ведет к схема­ тизму, к «проигрышу качества». В. Е. А Ч К А С О В , пропагандист (В оловский рай он ) © Слово — основ­ ное оружие про- п а г андиста. За­ ключая в себе вы­ сокие коммунистические идеи, оно поднимает людей на борьбу за до­ стижение- великой цели. И воздей­ ствие его будет тем сильнее, чем оно логичнее и доказательнее, ярче и об­ разнее: Искусству убеждать своих слушателей мы должны учиться у В. И. Ленина, К нашим услугам — большой ар­ сенал средств, чтобы сделать, по вы­ ражению Ленина «известную истину возможно более убедительной, воз­ можно легче усвояемой, ' возможно нагляднее и тверже запечатлевае­ мой». Это — диапроектор, эпидно- скоп, фильмоскоп, кинопроекционная установка, телевизор, магнитофон и другие технические средства пропа­ ганды. В прошлом учебном году я по по­ ручению партийной организации вел кружок в колхозе имени Ленина/ В программе его, как и везде, были ак­ туальные проблемы современности. На занятия приходил с фильмоско­ пом. Свой рассказ обычно сопровож­ дал демонстрацией соответствующе- ............................... . Обмениваться о п ы т о м И . Е. П О Н О М А Р Е В , руководитель семинара по проблемам философии (г. Липецк) Постоянно действующие семинары пропагандистов при партийных ко­ митетах — хорошее Дело.- Хотелось, чтобы на них нас больше и конкрет­ но учили навыкам самостоятельной работы над вопросами революцион­ ной теории, чтобы устраивались твор­ ческие дискуссии, изучался передо­ вой опыт пропагандистов: В области немало пропаган­ дистов, в совершенстве овладевших искусством вести рассказ^, щандтие семинара и т. п., умело связывать теорию с практикой: Однако о них мы знаем мало, понаслышке. Много выигряла бы партийная пропаганда, если бы областной Дом политиче­ ского просвещения, редакция «Ле­ нинского знамени» систематически обобщали опыт пропагандистов, по­ пуляризировали активные формы проведения занятий. Хорошим Под­ спорьем для нас могли бы служить теоретические и методические кон­ ференции, научные обсуждения по тем или иным проблемам марксист­ ско-ленинской философии, го теме диафиль­ ма: И занятия проходили ожив­ ленно. Кружковцы уходили с них довольными: Думаю, что в этом учебном году—новом во многих отношениях — технические средства пропаганды будут широко использоваться и на семинарах, и в начальных политшколах, и в шко­ лах основ марксизма-ленинизма: Га­ зета«Ленинское знамя» сделает нужное дело, если будет освещать опыт применения всех доступных и действенных средств наглядности.- На мой взгяд, наши кабинеты полити­ ческого просвещения пока еще ос­ нащены ими недостаточно. Об этом следовало бы подумать партийным комитетам: Хотелось, чтобы на семинарах нас обучали умению пользоваться уста­ новками и аппаратами новейших конструкций, с помощью которых пропаганду марксизма-ленинизма можно проводить более действенно. В областном Доме политического про­ свещения. Заведующий кафедрой фило­ софии и научного коммунизма Липец­ кого педагогического института Л. Е. Хоруц проводит консультацию с руко­ водителями семинаров по изучению марксистско-ленинской философии. Фото Ю. Клюева. У нас на коллективное обсуждение обычно выносится два—три тщатель­ но отобранных вопроса темы. Это позволяет рассматривать их глубже* Именно по этим узловым вопросам выступают докладчики. Обсуждение докладов на занятии— итог большой самостоятельной работы: Оно быва­ ет тем плодотворнее, чем луч­ ше ведешь индивидуальную работу не только с докладчиками, но и со всеми участниками семинара. На занятиях у нас часто разгора­ ются интересные споры. Они обост­ ряют мысль людей, способствуют бо­ лее глубокому и правильному усво­ ению теории. Приобретается как раз то, что так необходимо учителю для формирования у юного поколе­ ния научного мировоззрения. «сУ Г О Л О К ' СЛУШАТЕЛЯ» Е. А. ЛОЦМАНОВА , руководитель семинара по проблемам философии (г. Задонск) Работники школы призваны фор­ мировать научное мировоззрение у подрастающего поколения. Учите­ лям приходится в своей практиче­ ской деятельности часто сталкивать* ся с вопросами, которые носят фи* лософский характер. И они с боль­ шим желанием берутся за изучение одной из самых увлекательных наук — марксистско-ленинской филосо­ фии. В помощь изучающим философию в школе оборудован специальный уголок. В нем участники семинара найдут произведения К. Маркса* Ф. Энгельса, В,- И, Ленина, учебные и методические пособия.- Г л а в н о е — и д е й н ый у р о в е н ь з а н я т и я Последние несколько лет я руко­ вожу теоретическим семинаром. Ос­ новной метод занятий у нас — под­ готовка и обсуждение рефератов. Ценность его участники семинара видят в том, что работа над рефе­ ратом развивает творческий подход к марксистско-ленинской теории, приучает анализировать фактический материал, самостоятельно оценивать теоретические и практические проб­ лемы. Прежде чем определить тему ре­ ферата, стараюсь сам себе отве­ тить на вопрос: с какой целью про­ водится данное занятие, какие прак­ тические задачи следует разрешить в семинаре? Распределяются доклады по спо­ собностям слушателей. Придержи­ ваюсь правила: никому ничего не навязывать. Лишь иногда приходит­ ся назначать докладчика. Но в пер­ вом случае реферат, за редким ис­ ключением, бывает содержательнее. Теоретические положения в нем ос­ мысленнее, обобщения глубже. Оно и понятно: человек выбрал то, что ему самому нравится и работает от души. Стараюсь как можно больше пре­ доставить докладчику инициативы, самостоятельности. Пусть ищет ма­ териал, собирает факты, чтобы обос­ новать свои выводы. Пусть учится «добывать» знания. Ведь знания только тогда будут прочными, глу­ бокими, когда они усвоены созна­ тельно, когда появляется идейная убежденность. Мое дело помогать товарищу, но не опекать его. Тем более не делать за него. Помогать, скажем, в составлении плана рефе­ рата, если докладчик в этом нуж­ дается. Важно предостеречь от по­ пытки «объять необъятное». Помню, О. Н. Олтухова готовила реферат на тему: «Развитие марксистско-ле­ нинского учения о социалистическом государстве в Программе КПСС». Она вначале было попыталась под­ робно изложить все поставленные вопросы. — А не лучше ли глубже разра­ ботать наиболее важные вопросы,— посоветовал я. И напутствовал: — «Оставьте место для размышления остальным». О. Н. Олтухова так и поступила. Готовилась обстоятельно, используя произведения В. И. Ленина, богатый фактический и цифровой материал. На семинаре она довольно убеди­ тельно аргументировала основные теоретические положения темы ре­ ферата. Как и следовало ожидать, он вызвал оживленную дискуссию. Обсуждаются рефераты у нас сра­ А. М. ВАЛЕНТИНОВ, руководитель семинара по изучению философии (г. Лебедянь) зу после выступления докладчика. Обычно возникает много споров. Но бывает, что доклад получится расплывчатым, «не заденет за жи­ вое», и обмен мнениями проходит вяло, а то и совсем не возникает. На такой случай в запасе дополни­ тельные вопросы, заранее проду­ манные. Они-то и выполняют роль запала: вспыхивает оживленная дис­ куссия. Мне приходилось читать о другой практике. Это, когда на одном за­ нятии заслушивается реферат, а на следующем проводится его обсуж­ дение. Что же, в новом учебном году и мы будем организовывать так обсуждение рефератов. Это по­ зволит слушателям лучше подгото­ виться к обсуждению, выступить в качестве аппонентов. После обсуждения каждого во­ проса темы я обычно не выступаю, чтобы не мешать самостоятельно­ сти суждений, не навязывать выво­ дов. Делаю вкратце заключение по всему' занятию. Подытоживая дис­ куссию, отмечаю положительные мо­ менты в докладах, выступлениях, П Е Р Е Д О В О ГО В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ А Н Я Т И Е 5 8 - т I КЛАССНЫЕ О Б И Л Ь Н Ы Й СЕМЕНА У Р О Ж А •*1<»!НММИНМ!Ф11«М« н 4|> Слово — агроному - семеноводу колхоза Россия" Добринского района Т, П. „Советская Некрасовой В нынешнем году наши колхоз­ ники брали обязательство полу­ чить с каждого гектара не менее 18 центнеров зерна. Сейчас уже известно, что в среднем в артели с каждого из 3200 гектаров зер­ новых, зернобобовых и крупяных культур получено по 18,5 цент­ нера зерна. Урожай вроде неплохой, но мы считаем его средним, так как это действительно средний урожай по хозяйству за последние пять лет. Если внимательно разобраться, почему же наши земледельцы по­ лучают хлеба значительно боль­ ше, чем ближайшие соседи, то вы­ ясняется — в основном за счет хо­ рошо поставленной работы семе­ новодческой бригады. Конечно, сказывается и то, что за послед­ ние годы в колхозе значительно повысилась агротехника возделы­ вания культур, больше и рацио­ нальнее стали применяться мест­ ные и минеральные удобрения, организованнее и качественнее ведут механизаторы артели сев и уборку зерновых. Семеноводческая бригада, за которой закреплено 800 гектаров пашни, собрала в нынешнем году с каждого гектара Об 20 центне­ ров зерна. Особенно высокий урожай дала озимая пшеница — по 23 центнера с гектара. Выделение в артели специаль­ ной бригады для выращивания се­ мян — дело не случайное. Наши руководители и специалисты не раз бывали в совхозе «Петров­ ский», где подготовке классных семян уделяется первостепенное внимание. Не случайно петровцы получают в среднем по 26—28 центнеров зерна с гектара. Правление нашей артели реши­ ло специализировать в семеновод­ стве одну из бригад колхоза. Ей выделили лучшие зерноочисти­ тельные машины, подобрали ква­ лифицированные кадры. Все агро­ номы артели считают своим дол­ гом помогать семеноводам. Еже­ годно мы приобретаем на Липец­ кой сельскохозяйственной опыт­ ной станции или к совхозе «Пет­ ровский» семена зерновых куль­ тур высших репродукций. Эти се­ мена высеваются на лучших уча­ стках по хорошим предшествен­ никам. Коллектив бригады обеспечил колхоз классными семенами под озимые и яровые. Так, в прошлом году озимую пшеницу у нас сея­ ли семенами только 1 и 2-го клас­ сов посевного стандарта. Рожь, ячмень — в основном второго класса. В нынешнем году наша бригада трудится с особым подъемом. На полях колхоза посеяны высоко­ урожайные сорта пшеницы и ржи. На 200 гектарах мы посеяли пше­ ницу сорта «мироновская-808» се­ менами первой репродукции. На такой же площади посеяна у нас и рожь сорта «харьковская-55». Эти культуры размещены по хо­ рошим предшественникам—по го­ роху и многолетним травам. При­ чем, впервые в нашей практике, все озимые культуры механизато­ ры колхоза Сеяли с одновремен­ ным внесением в рядки супер­ фосфата — по 50 килограммов на каждый гектар. Обильное удобрение полей, вы­ сокий агрофон, быстрая и каче­ ственная уборка позволят нам, по самым скромным подсчетам, со­ брать в будущем году не менее 25 центнеров зерна озимых куль­ тур с гектара. Это значит будущей осенью все озимые в колхозе бу­ дут засеваться только высокоуро­ жайными сортами. Наши хлеборобы на личном опыте убедились, что внедрение новых сортов высоких репродук­ ций и посев семенами первого класса в обязательном комплексе с другими передовыми агроприе­ мами гарантирует прибавку уро­ жая зерна в среднем 4—5 цент­ неров на гектар. Если учесть, что зерновые занима­ ют в нашей арте­ ли около 3 тысяч гектаров, то по­ добная «прибав­ ка» вырастает в целые горы хле­ ба. Выращи в а н и е высококачествен­ ных семян луч­ ших районирован­ ных сортов тре­ бует особой сно­ ровки и глубоких знаний. В нашей бригаде за про­ шедшие годы подобрался не- б о л ь ш о й , но дружный коллек­ тив полеводов и механизаторов. С чувством высокой ответственн о с т и выполняет свою работу звеньевая С. И. Камолых. Отлично знают все имеющиеся у нас зерноочистительные машины и содержат их всегда в порядке машинисты С. Н. Камолых и П. С. Некрасов. Борьба за отличные семена на­ чинается с того момента, когда на ток от комбайнов начинает по­ ступать зерно нового урожая. Зерно, предназначенное на семе­ на, последовательно пропускается через зерноочистительные маши­ ны ОС-4,5 и ОВП-20. Меняя ре­ шета, машинисты не только очи­ щают семена, но и калибруют их. Мелкое зерно, хорошее как про­ довольственное, идет в счет хле­ бопоставок, а крупное — на се­ мена. После окончания очистки об­ разцы мы отправляем на анализ в контрольно-семенную лаборато­ рию. Только после получения по- положительных результатов счи­ таем, что семена у нас кондици­ онные. Семеноводческая бригада полу­ чает самые высокие урожаи зер­ новых, зернобобовых и крупяных культур. Причем себестоимость одного центнера зерна в нашей бригаде самая низкая. Это ре­ зультат не только более чем сто­ пудовых урожаев. С каждым го­ дом колхоз всё увеличивает про­ дажу государству сортового зер­ на. За него выручаются десятки тысяч рублей. Правильное ведение семено­ водства — дело сложное, требую­ щее не только старания, но и умения, опыта. Во время очистки семян на току все зерноочисти- анализирую отрицательные стороны. Затем даю задание для дальнейшей самостоятельной работы. Главное — идейный, научный уро­ вень занятия, тесная связь с жиз­ нью (органическая, а не искусствен­ ная), с практикой коммунистическо­ го строительства. А это зависит от нас, пропагандистов. Прежде всего, от подготовки к занятию. На нее затрачиваю ежедневно два— три ча­ са. Много читаю: труды Маркса, Энгельса, Ленина, Программу КПСС, документы партии, популярную ли­ тературу, учебники, брошюры, ж ур­ налы «Вопросы философии» и «По­ литическое самообразование». По­ полняю свои записи, заношу в них интересные данные, примеры, вы­ сказывания. Накопляю необходимый цифровой и фактический материал. Иначе нельзя: перед тобой — слу­ шатели теоретического семинара, которым зачастую приходится в хо­ де подготовки к занятию изучать сразу несколько произведений. И все же мне, как и моим това­ рищам, ведущим пропаганду фило­ софской науки, приходится сталки- тельные машины необхо­ димо очищать от преды­ дущей культуры. Иначе сохранить.сорт в чисто­ те невозможно. Учитывая сложность работы механизаторов и членов семеноводческой бригады, правление ар­ тели материально заин­ тересовало семеноводов. Так, например, установ­ лена разная оплата в за­ висимости от времени завершения очистки семян. За семена озимых, доведенных до 1—2 класса посев­ ного стандарта До 10 августа, за каждый центнер начисляется по 5 копеек. Такая же оплата уста­ новлена за доведение семян яро­ вых — до 1 сентября. За семена 3-го класса за каждый центнер оплачивается по 3 копейки. й Постоянная забота правления артели о нуждах семеноводов, большая помощь и поддержка со стороны главного агронома ар­ тели В. И. Машталера — все это способствует успешной работе бригады. В нынешнем году наш коллектив своевременно подгото­ вил 5000 центнеров семян озимой пшеницы и ржи, более 7000 цент­ неров яровых зерновых и зерно­ бобовых культур. Хочется несколько слов сказать о наших планах и нуждах. В ны­ нешнем году в нашей бригаде яровая пшеница сорта «народ­ ная» занимала 70 гектаров. С каж­ дого гектара мы получили по 18 центнеров зерна. Выращивать эту пшеницу для колхоза очень вы­ годно, так как за нее государство выплачивает значительную допла­ ту. Выгодно еще и потому, что пшеница этого сорта не осыпает­ ся, мало поражается болезнями. Мы будем значительно расши­ рять посевы яровой пшеницы. Теперь о нуждах. Обильный урожай зерновых немыслим без удобрения полей. В прошлом го­ ду бригада приготовила около трех тысяч тонн навозно-земляно­ го компоста, а внести его на по­ ля, наиболее эффективно исполь­ зовать это удобрение не при­ шлось — не было техники. Даже быстро вывезти навозно-земляной компост и то не на чем. В реше­ нии этого вопроса веское слово должны сказать работники объе­ динения «Сельхозтехника». ваться с трудностями. Часто недо­ стает материалов, которые помогли бы руководителю семинара глубже раскрыть теоретические вопросы темы. В теме: «Материя и формы ее существования», например, у слуша­ телей возникают неясности в пони­ мании сущности материи: понятие материи отождествляют с понятием вещества. Пропагандист не имеет под руками пособия, где бы четко раскрывались, ограничивались эти понятия. Хотелось, чтобы на страницах пе­ чати появилась обстоятельная ста­ тья о теории относительности А. Эйн­ штейна, публиковались материалы о политических формах молодых раз­ вивающихся государств Азии и Аф­ рики, о новых достижениях в обла­ сти естествознания. В работе пропагандиста со слуша­ телями Главное заключается—в ока­ зании помощи им при подготовке к занятию. От личной подготовки, о которой шла речь выше, было бы мало проку, если бы не велась у нас одновременно работа со слуша­ телями. Я уже говорил о взаимной связи с докладчиками. Вполне оп­ равдала себя у нас такая форма помощи слушателям в их самостоя­ тельной работе, как лекции по теме занятия—их читаю не по всем темам учебного плана, а только по наибо­ лее сложным—методические советы, индивидуальные и групповые кон­ сультации. Даю также практические задания, организую экскурсии. Как видите, формы разные. Цель же одна — повышать у слушателей интерес к теории, к работе над про­ изведениями классиков марксизма- ленинизма, развивать их стремление самостоятельно разобраться в слож­ ных вопросах марксистско-ленинской философии, в явлениях и фактах живой действительности, делать для себя практические выводы. Отрад­ но, что год от года уроки участни­ ков философского семинара — ли­ тераторов Н. Ф. Калининой, Н. Г. Бачуриной и О. Е. Кожевниковой, историков М. П. Кузьминой, геогра­ фа А. И. Вороновой, учителей ино­ странного я з ы ^ В. В. Фролова и А. А. Посысоева, других педагогов проходят на более высоком уровне. Совершенствуется их умение вести идейно-воспитательную работу сре­ ди учащихся и среди населения. В новом учебном году мы про­ должим изучение систематического курса философии. Б о л ь ш е т в о р ч е с т в а Собееедов а н и е или доклад, ре­ ферат? Какой из этих методов ве­ дения занятий це- л е сообразнее? В прошлом году я вел семинар по изу­ чению актуальных проблем современ­ ности. Чаще всего занятия проходи­ ли в форме собеседования,- Слушате­ ли свободно, оживленно обменива­ лись мнениями по основным вопро­ сам темы: «Скрещивая шпаги», уча­ стники собеседования выясняли наи­ более трудные вопросы темы, более глубоко осмысливали актуальные проблемы коммунистического строи­ тельства и развития мировой социа­ листической системы. Но я отнюдь не склонен думать, что другой метод — реферативный— хуже. Пропаганда— дело творческое. Н . И . К Л Ю Е В , руководитель семинара по проблемам философии (У К С Н оволипецкого завод а) В нашей работе не место шаблону: Формы дол ж н ы меняться, чередо­ ваться. Ибо одна из них, даже если она себя вначале и оправдала, мо­ жет вызвать скуку. А скука нам — не попутчик. Многое зависит от нас самих, от нашего опыта, от умения работать со слушателями интересно, увлечь их.- Одним словом, от пропа­ гандистского мастерства. В нынешнем учебном году мы именно так и намерены поступить — разнообразить методику занятий с тем, чтобы они проходили на высо­ ком теоретическом уровне, чтобы каждый семинар был ступенькой в формировании научного мировоззре­ ния его участников. Поговорим о кинофильмах И . И. С А Ф О Н О В , руководитель семинара по проблемам естествознания (г. Елец) ♦ Важный вопрос поднял т. Ачкасов, Конечно, никакая техника не заме­ нит живого вдохновенного слова пропагандиста, лектора, агитатора. Это надо помнить, когда мы готовимся к встрече со слушателями. Но и недооце­ нивать технические средства пропаганды нельзя. Они, как правильно здесь говорилось, делают наши выступления более эмоциональными, убедитель­ ными, действенными. Однако нельзя сказать, что использование технических средств и наглядных пособий стало законом для каждого пропагандиста: И вина здесь не всегда наша,- Институт философии Академии наук СССР обещал выпустить наглядные пособия по философии. Но обещаниями, мы, разумеется, не сможем проиллюстрировать, подкрепить свою мысль в бе­ седе, рассказе. Кое-где хранят демонстрационную аппаратуру, наглядные пособия под десятью замками, в далеких от пропагандиста кладовых. Плохо используется в пропагандистской работе кино. И по-моему, прежде всего потому, что неудовлетворительно поставлена пропаганда ис­ торико-революционных, документальных и научных фильмов. В газетах о них не пишут, ничего не говорит и областное радио. Думается, что в новом учебном году историко-партийные, историко-ре­ волюционные, естественнонаучные фильмы найдут дорогу в сеть партийной учебы, станут неотъемлемой частью занятий семинаров и школ. Мы же постараемся использовать их как можно лучше. Я побывал на пятнадцатидневных курсах в областном Доме политиче­ ского просвещения. Прослушал много интересных лекций.- Очень доволен, что мне, как и другим руководителям философских семинаров, помогли подобрать необходимую литературу.- Однако, как мне кажется, курсы дали бы еще больше, если бы я, как руководитель семинара по философским проблемам естествознания, смог бы получить здесь специальную консуль­ тацию. Желательно, чтобы больше отводилось времени для творческого обмена мнениями. Надо практиковать экскурсии в передовые совхозы, на крупные пред­ приятия и стройки области, о которых мы знаем лишь из газет. Туда, где мы смогли бы ознакомиться с наиболее передовыми формами и методами борьбы трудящихся области за осуществление технической, хозяйственной политики Коммунистической партии, с элементами научной организации труда, передовым опытом. V"

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz