Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
2 октября 1965 г., Д» 233 (3 4 3 4 ) Л Е НИНС К О Е ЗНАМЯ 3 I Сентябрь 1965 года 1........ ........... ............ .......... . Страница семьдесят четвертая Остался позади еще один месяц. Оглядываясь на пройденный путь, можно с уве ренностью сказать: строители и монтажники сталеплавильного ги ганта в Липецке сделали круп ный шаг вперед. Сооружение огромного комплекса входит в ста дию завершения строительства ос новных объектов. Перед строителями в сентябре стояла главная задача — предоста вить широкий фронт работ специа лизированным монтажным органи зациям. И эта задача решена. Ныне в полную силу трудятся почти все субподрядчики. Говорю почти все потому, что в обиде на строителей пока еще ос таются электромонтажники. Д С ^ в том, что коллективы девятого и де сятого стройуправлений сдержива ют сдачу под монтаж электрообо рудования помещений двух под станций электромашинного зала № 2 и кабельных каналов в отделении непрерывной разливки стали. В большом долгу у них и строители первого управления треста «Липецк- строй». По причине низкой органи зации труда, неумелой расстановки людей они сорвали сроки сдачи под монтаж электрического оборудова ния в цехе отделки слябов, пять пультов управления и электрома- шинный зал. Конечно, это отстава ние не делает чести плавному ин женеру СУ-1 т. Ушакову, который руководит работами на упомянутых объектах. Надо полагать, что в бли жайшие дни строители исправят по ложение. Ведь у них есть все воз можности трудиться лучше. Несмотря на многие трудности, все же в сентябре строительная площадка конверторного гиганта преобразилась неузнаваемо. В глав ном корпусе конверторного и мик- серного отделений, в цехе отделки слябов закончен монтаж металло конструкций. Каркасы их зданий оделись в бетон и стекло: завершен монтаж крупных стеновых панелей, большая часть оконных проемов за стеклена. И надо отдать должное ударной работе на этих объектах коллективов «Стальконстру к ц и и», СУ-2 и «Отделстроя» треста «Ли- пецкстрой». Хорошо и старательно потрудились они здесь. Недавно на ударной была одер жана крупная победа. На главную понизительную подстанцию по по стоянной схеме было подано напря жение 110 киловольт. НА РЕШАЮЩЕМ ЭТАПЕ Значительный объем работ вы полнен на установке оборудования в миксерном отделении. Завершает ся монтаж большегрузного миксе ра. И тут отлично справляется с по рученным делом бригада Григория Сердюкова из первого управления «Металлургпрокатмонтаж». С опере жением графика трудятся их кол леги на монтаже оборудования аг регатов непрерывной разливки ста ли. За месяц слесари под руковод ством начальника участка т. Петрен ко смонтировали 1500 тонн обору дования, завершили сборку слож ных механизмов и коммуникаций гидроаккумуляторной станции. Трудно перечислить сделанное на всех объектах механомонтажниками. Но нельзя не сказать о большой ра боте, которую они выполнили в кон верторном отделении. Здесь их трудолюбивыми и умелыми руками установлено две трети технологиче ского оборудования, а в начале ок тября будет закончен монтаж кон верторов. Красиво, величественно выглядит здание ОНРС, выполненное из ме талла, стекла и бетона. А вокруг не го глубоко под землей тянется двухкилометровый тоннель водово дов. По своему сечению он намного превышает Московское метро. Те перь по тоннелю протянулись де сятки «ниток» стальных трубопрово дов различных диаметров. В общей сложности тут уложено 5000 тонн труб. Отрадно отметить, что соору жение этого сложного объекта за кончено. Чтобы возвести из желе зобетона тоннель, смонтировать в нем многочисленные трубопроводы, пришлось немало сил и энергии вложить коллективам участков ше стого, девятого и десятого стройуп равлений, первого управления «Ме таллургпрокатмонтаж», котор ы м и руководят тт. Чижов, Горлов, Буре нок и Жиляев. По нашей земле шагает золотая осень. Скоро постучится в дверь зима. И строители конверторного хотят ее встретить так, чтобы ника кие холода и метели не стали бы помехой на их пути к цели. А ведь до пуска конверторного в действие предстоит сделать еще многое. Вот почему сейчас торопятся с про кладкой железнодорожных путей дорожники «Спецстроя». Проложе но 20 километров. До зимней сту жи надо еще увеличить их протя женность. В настоящее время в основном завершено сооружение подземных коммуникаций: водопровода, кана лизации, трубопроводов оборотно го цикла. Это хорошо. Значит зима не страшна? Не совсем. Остались недоделки-«мелочи»: устро й с т в о вводов и выводов к объектам. А они сдерживают планировочные ра бот^, благоустройство территории. И тут требуются более энергич ные действия коллектива «Сантех- строя-1» треста «Спецстрой». Иначе «мелочи» в зимнюю пору станут на стоящей бедой. То же самое хотелось сказать и о надземных коммуникациях, связан ных с подачей газа, пара, тепла и т. д., которые крайне необходимы для пуска комплекса. И тут сделано много. Но одни организации, к при меру, «Металлург- п р окатмонтаж-1», где главным ин женером т. Гонча ренко, р а д у ю т своими успехами, а другие, такие, как «М е т а л лургпрокатмонтаж-2», «Коксохиммонтзж», «Стройтермо- изоляция», отстают с монтажом тру бопроводов, с их изоляцией. В настоящее время главная зада ча всего коллектива ударной строй ки — тщательная подготовка объек тов к работе в зимних условиях. Это тем более необходимо, что стройка вступает в самый ответст венный период, в котором предсто ит завершить строительство всех объектов и монтаж сложных агре гатов, провести их комплексное оп робование с тем, чтобы обеспечить пуск сталеплавильного богатыря к 30 декабря нынешнего года. М . К О Р Ш У Н О В , начальник центра сетевого планирования и управления строительством кислородно конверторного цеха. ЗА СТРОКОЙ ЗАПИСИ В одном из протоколов центра сетевого планирования, который ко ординирует ход строительства кис лородно-конверторного цеха, есть такая лаконичная запись: «Слесари управления «Металлургпрокатмон- таж-1» досрочно завершили монтаж технологических трубопроводов». За этими скупыми словами стоят большие дела дружного коллектива первого участка, который возглав ляет опытный инженер Виктор Буд ников. Трасса, о которой идет речь, очень сложная, На высоте двенадцати метров по стальным мостам эстака ды № з тянутся трубопроводы диа метром от ста до девятисот милли метров, По ним на объекты стале плавильного гиганта и смоло-доло митовой фабрики пойдут кислород, пар, мазут, обескремнивающая и химически очищенная вода. Общая длина их — тринадцать километров. По инженерным расчетам на мон таж трассы отводилось девять Ме сяцев, А слесари проложили ее за шесть, — Как это нам удалось?— прораб Иван Мартынов пожимает плечами. — Помогла хорошая организация труда и высокая сознательность бри гадиров, слесарей, сварщиков. О н е й д у м а ю т т о л ько те, кт о р а ботает в н и з у . В е р х о л а з ы - л и н е й щ и к и о н е й н е в с п о м и н а ю т . О н и в е с е л о о т ш у ч и в а ю т с я , к о г д а р е ч ь за х о д и т о вы со т е, о н е о б ы ч н о с т и и х п р о ф е с с и и . — В с е д е л о в п р и в ы ч к е ,— у б е ж д а ю т о н и н е п о с в я щ е н н о г о . — Работ ат ь н а д в а д ц а т и м е т р о в о й вы сот е п р и в ы к а е ш ь т очно так ж е , к а к , с к а ж е м , х о д и т ь п о зе м л е . Н о у б е д и т ь в эт ом н е п о с в я щ е н н о г о б ы вает н е т ак лег* к о . О н с з а м и р а н и е м с е р д ц а сл ед ит з а р а б о т о й в е р х о л а з о в . С л е д и т , к а к о н и д е л о в и т о р а ска т ы в а ю т п р о в о д , с о б и р а ю т г и р л я н д ы , у с т а н а в л и в а ю т н а о п о р а х р о л и к и . П о т о м н а ч и н а е т гуд ет ь м о т о р т ракт ора. Ч е р е з р о л и к и п р о т я ги в а ю т п р о в о д . Е г о тянут в н и з и ц е п л я ю т н а н е го г и р л я н д у . П о с л е эт ого ост ает ся т о л ько п о д н я т ь и вы т я нут ь пр олет . Н е б о л ь ш о й у ч а с т о к л и н и и гот ов. А с к о л ь к о и х , т а ки х у ч а с т к о в ! С к о л ь к о ч а с о в в з и м н ю ю с т у ж у и в л е т н ю ю ж а р у п р и х о д и т с я э л е к т р о м о н т е р а м -л и н е й - щ и к а м « висет ь н а вы со т е» , чт обы в е л и ч е с т в е н н ы е л и н и и п о т я н у л и с ь к н о в ы м п р о м ы ш л е н н ы м о б ъ е кт а м , д а л и и м ТОК, в д о х н у л и в н и х ж и з н ь . ...К о н е ц а вг у с т а и в е с ь с е н т я б р ь б ы л и д л я к о л л е к т и в а у ч а с т ка , р у к о в о д и м о г о А . Н . С м и р н о в ы м и ст а р ш и м п р о р а б о м Н . В . М а р и н ы м , о с о б е н н о б е с п о к о й н ы м и . И м п р е д с т о я л о з а в е р ш и т ь б о л ь ш о й о б ъ е м р аб о т , г л а в н а я ц е л ь к о т о р ы х — п о д а т ь н а г л а в н у ю п о н и з и т е л ь н у ю п о д с т а н ц и ю к и с л о р о д н о -к о н в е р т о р н о г о ц е х а ( Г П П - 7 ) э л е к т р о э н е р г и ю . Чт о о з н а ч а л о это со бы т ие д л я ги га нт с к о й с т р о й ки , м о ж н о суд и т ь у ж е п о т о м у, что т о лько с п о л у ч е н и е м п о с т о я н н о й э н е р г и и ст роит ели м о г л и , н а к о н е ц , гот овит ься к п р о к р у т к е м е х а н и з м о в . Р а б о ч и е у ч а с т ка у п р а в л е н и я « Ю г о в о с т о к э л е к т р о м о н - т а ж » п о н и м а л и , к а к а я от вет ст венная з а д а ч а п о с т а в л е н а п е р е д н и м и . Э л е к т р о э н е р г и я б ы л а н у ж н а ст р о й ке , к а к в о з д у х . Е е о ж и д а л и сот ни ст роит елей. А д л я т ого, что б ы в о в р е м я дат ь т ок, п р е д с т о я л о П рот янут ь д в е л и н и и : « С е в е р н а я » — Т Э Ц , п р о т я ж е н н о с т ь ю 3 ,8 к и л о м е т р а , « С е в е р н а я » — Г П П - 7 , д л и н о ю в 5 к и л о м е т р о в . К р о м е того* н е о б х о д и м о б ы л о с м о н т и р о ва т ь я ч е й к и , уст а нови т ь щ ит у п р а в л е н и я , по д го т о ви т ь к раб о т е т р а н сф о р м а т о р , р а с - п р е д е л и т е л ь н ы е уст ройст ва. Э л е к т р и к и в о л н о в а л и с ь , п о н и м а я , что з а и х д е л а м и с н а п р я ж е н и е м сл ед ит в с я ст р о й ка . И н а д о Ж е с л у ч и т ь с я , чт об к а к р а з в это в р е м я п р о и з о ш л о « Ч П » . К о г д а р а б о та п о п о д г о т о в к е л и н и й б л и з и л а с ь к к о н ц у , б ы л а о б н а р у ж е н а « п р о е к т н а я н е у в я з к а » . В м е ст о о д н и х и зо л я т о р о в у с т а н а в л и в а л и с ь , с м о л ч а л и в о г о с о г л а с и я р а б о т н и к о в п р о е кт н о г о инст ит ут а, д р у г и е , м е н е е н а д е ж н ы е . В п о с л е д н и й м о м е н т у ч а с т к у б ы л о д а н о з а д а н и е : л и н и и п е р ед е ла т ь, п о ст а вит ь и зо л я т о р ы , у к а з а н н ы е в пр о ект е . К о г д а о н е о б х о д и м о с т и п е р е д е л к и у з н а л и . н а уч а с т ке , д о с р о к а , у с т а н о в л е н н о г о д л я п о д а ч и т ока н а Г П П - 7 о с т а в а л о с ь 2 3 д н я . Н а ч а л ь н и к у ч а с т ка А . Н . С м и р н о в п р и г л а с и л к се б е о д н у и з б р и г а д элект р е м о н т е р о в -л и н е й щ и к о в и р а с с к а з а л и м о с о з д а в ш е м с я п о л о ж е н и и . Р е б ят а к о л е б а л и с ь . С о м н е в а л с я в у с п е х е д е л а и б р и г а д и р . У ж о ч е н ь с ж а т ы е б ы л и с р о к и п е р е д е л к и . М о л о д о м у б р и г а д и р у н и к о г д а н е п р и х о д и л о с ь р а н ь ш е з а три н е д е л и в ы п о л н я т ь с т о л ь ко работ . — М о ж е т бы т ь, К у з н е ц о в у п о р у ч и т ь ? — н е с о в с е м у в е р е н н о с п р о с и л с т а р ш и й п р о р а б М а р и н . И к н а ч а л ь н и к у п р и г л а с и л и В л а д и м и р а И в а н о в и ч а К у з н е ц о в а . Е г о з н а л и в у п р а в л е н и и , к а к б р и г а д и р а , к о т о р о м у п о д с и л у л ю б о е , д а ж е с а м о е т р у д н о е д е л о . А опы т а В л а д и м и р у И в а н о в и ч у н и у к о г о н е за н и м а т ь . М н о г о лет работ ает о н , к а к го в о р я т , « н а л и н и и » , в с о в е р ш е н ст в е и з у ч и л с в о е д е л о . — Н а д о , т ак н а д Ь , — т вер до с к а з а л б р и г а д и р . — Л ю д е й в б р и г а д у д о б а в и т ь ?— п р е д л о ж и л н а ч а л ь н и к . — Ч е л о в е к а т ри-чет ы ре — н е б о л ь ш е . С п р а в и м с я . И б р и г а д а с п р а в и л а с ь . 2 4 с е н т я б р я , н а д е н ь р а н ь ш е с р о к а , н а Г П П - 7 б ы л а п о д а н а эл е к т р о э н е р г и я . К о м с о м о л ь с к и й ш т аб ст р о й ки в ы п у с т и 1 « м о л н и ю » , в ко т о р о й п о з д р а в и л э л е к т р и ко в с т руд/ово. п о б е д о й . Н о т о лько р а б о т н и к и учвт т ка п о -н а с т о я щ е м у зн а ю т и с т и н н у ю ц е н у эт ой п о б е д ы . В е д ь это и м — В . Т . З о б о в у и А . М . К а з а ч к у , А . В . Б р а в и н у и Н . И . Н е в с к о м у , В . Н . Л у п а н о с о в у и Ю . Т . Б л а г о д а т с к о м у , д о в е л о с ь , н е с ч и т а я с ь с о в р е м е н е м и уст а ло ст ью , « т янут ь» л и н и и , чт обы с в о е в р е м е н н о дат ь т ок ст р ой ке . — Е с л и б ы в ы з н а л и , к а к и е это л ю д и , к а к о н и р а б о тают, — с в о с х и щ е н и е м го в о р и т о б р и г а д е К у з н е ц о в а ст а р ш и й п р о р а б М а р и н . А эт ого ч е л о в е к а , м н о г о де сят илет ий р а б о т а ю щ е г о н а ст роит ельст ве, п о в с е о б щ е м у п р и з н а н и ю « р о ж д е н н о г о д л я с т р о й ки » , т р у д н о у д и в и т ь х о р о ш е й р а б о т о й . Н о с е й ч а с « р о ж д е н н ы й д л я с т р о й ки » М а р и н у д и в л яет ся. Н а в е р н о е , л ю д и и з б р и г а д ы В . И . К у з н е ц о в а эт ого з а с л у ж и л и . В е д ь м о ж н о п р и в ы к н у т ь к д в а д ■ ц ат и м е т р ово й вы сот е, к о п а с н о с т и и т р удно ст и с в о е й п р о ф е с с и и . Н о н е л ь з я п р и в ы к н у т ь и перест ат ь в о с х и щ а т ься к р а с о т о й ч е л о в е ч е с к о й , л ю д ь м и , ко т о р ы е с о з д а ют н а з е м л е п р е к р а с н о е . Ю. Л У П А Ц . И он стал вспоминать. На трассе трудилось много опытцых бригад. Они работали на самых важных и сложных участках. Паропровод дав лением в 45 атмосфер, например монтировала бригада Петра Алехи на, а компенсаторы к нему устанав ливал коллектив, которым руково дит Михаил Хлопков. Нелегко пришлось слесарям. Ра бота ювелирная, требующая боль шого умения и внимания, Каждый стык, прежде чем заварить, нужно было тщательно отшлифовать руч ным наждачным точилом и подо гнать так, чтобы в местах соедине ния труб нельзя было просунуть па пиросную бумажку. Бригады Петра Алехина и Ми хайла Хлопкова добились такой точности. Паропровод теперь испы тан и подготовлен к эксплуатации. Отлично справились с поручен ным заданием бригады Ивана Ко жевникова и Серафима Истомина. Они прокладывали в о д о в о д ы , мазутопроводы, теплофикационные магистрали и выполнили свою рабо ту в два раза быстрее нормы. Липецким слесарям помогали монтировать трассу строители из Череповца,/Нижнего Тагила, Маг нитогорска, Кирова. Хорошую па мять о себе оставила нижнетагиль ская бригада, которой руководил Юрий Задорин. Коллективу, который возглавляет Петр Цимбулов, доверили монтиро вать паропровод давлением в 18 ат мосфер. Приступил он к работе первого августа, в начале сентября уже начал опрессовывать свою «нит ку». 25 сентября на трассе была смон тирована последняя линия паропро вода давлением в 10 атмосфер. Те перь слесари перешли на новый важный объект. Они монтируют га зопровод. По графику центра сете вого планирования его должны вве сти в строй действующих 15 октябре Слесари решили сдать его раньше, В. Г У С Е В . Большую работу на строительстве кислородно-конверторного це ха выполняет коллектив Л и пец кого управления «Стройтермоизоля- ция». Он утепляет сотни километров трубопроводов. Н А С Н И М К Е : изолировщицы Зинаида Севастьянова (слева) и Н ина Седых. Свои задания они выполняют на 150— 170 процентов. Фото К . Порошиной. { : : : I 1 * $ 6 С Е Н Т Я Б Р Я . Бригада Бориса ^ {М е д в е д е в а из управления « К о к -^ { сохимм онтаж » одерж ала трудо- ^ { вую победу: установила на Ф ун -^ I дам ент и подготовила 1 Р сварке ^ { вторую вращ ающ ую ся печь смо- ^ { ло-доломитовой фабрики. Н а это^ { дело она затратила времени в * { полтора раза меньше нормы. : 8 С Е Н Т Я Б Р Я . М ехан о м о н таж -^ { ники бригады з а с л у ж е н н о й стро-^ I ителя Р С Ф С Р Григория С ердю ко-^ * ва на стройке конверторного ги -^ I ганта завершили годовое задание. ^ * Н а их счету 15 мостовых кранов, « 1 смонтированных раньш е граф ика. ^ * 12 С Е Н Т Я Б Р Я . Н а у д ар н о й * * стройке стало известно, что сл еса-* ♦ри Л и пец кого управления « Э н е р -* * гом етал лур гм онтаж »чпод руковод- * * ством прораба И вана С ко м о р о -* * хова на десять дней раньше сро- * * ка сдали под ф утеровку к о те л -* * утилизатор № 1. * * 13 С Е Н Т Я Б Р Я . Рабочая к о м и с -* * сия приступила к приему в экс- * * плуатацию линии электропереда-* * чи: подстанция «Северная»— гл а в -* , ная понизительная подстанция * 7 конверторного цеха. X * 15 С Е Н Т Я Б Р Я . С дан в э к с п л у -* * атацию железнодорожны й п у т ь * ! № 1 на стройке кислородно-кон- * 2 верторного цеха. Большой вклад { 5 в это дело внес коллектив участка * * т . П апина из «Дорстроя-1». * г 18 С Е Н Т Я Б Р Я . У С П Е Х О Б Е С П Е Ч Е Н Коллективу девятого участка пер вого Липецкого управления «Метал лургпрокатмонтаж» на строительст ве кислородно-конверторного цеха поручена очень важная работа. За полгода во втором опускном колод це ему надо смонтировать три ус тановки непрерывной разливки ста ли и другое оборудование. Слесари участка выступили^ на стройке инициаторами предоктябрь ского социалистического соревнова ния, Они обязались справиться с за-, данием досрочно — к 48-й годовщи не Великого Октября, Сейчас на участке работает более 300 человек. Они с честью держат свое слово. Задание сентября уже выполнено. Всего с начала работ смонтировано более 5000 тонн оборудования и до 20 километров трубопроводов, В одном из пунктов обязательства записано: «Закончить монтаж на сосно-аккумуляторных станций УНРС и обвязать их трубопровода ми к 1 октября». Работа по монтажу насосно-акку муляторных станций была поручена бригадам В. М. Сорокина, С. П. Кригера и Н, А. Сапронова. Сборку узлов станций они вели не на месте монтажа, а в специальной мастерской, где слесарям были соз даны все условия для успешной ра боты. Узлы в готовом виде опус кались в колодец и устанавливались Инициаторы * ♦ предоктябрьского соревнования { ♦ на стройке конверторного — м о н -* ^ та ж н и ки 9-го участка «М етал - * ♦ лургпрокатм онтаж а» набир а ю т I ♦ темпы. Н а м он таж е У Н Р С они { ♦ установили к этом у дню 5000 * на свое постоянное место. Благодаря |т о н н оборудования. { этому было сэкономлено до двух ♦ 22 С Е Н Т Я Б Р Я . Н а десять д н ей * месяцев. ♦р ан ь ш е срока завершен м о н т а ж { На сегодня в насосно-аккумуля- ♦ галереи, связывающей конв ер то р- { торных станциях слесари установили « ное отделение со см оло-долом ито-{ в основном все оборудование, ^ вой фабрикой. V г этом объекте | Во всех трех бригадах работа аб- «отлично потрудилась бригада ко м -^ солютно одинаковая. И между кол- ; мунистического труда из « К о кс о -^ лективами развернулось настоящее ♦ хим м он таж а», которой руководит ^ соревнование за быстрейшее оконча- $ Н иколай Верннгор. $ ние монтажа. Все слесари работают ; 24 С Е Н Т Я Б Р Я . Строительную^ хорошо. Но особенно выделяется $ площ адку кислородно-конвертор- ^ бригада, которой руководит Василий « н о го цеха облетела радостная^ Михайлович Сорокин. На днях этот $ весть: на главную понизительную ^ коллектив закончил разводку трубо- «подстанцию № 7 по постоянной^ проводов по насосно-аккумуляторной «схем е подано напряж ение! С даны ^ и теперь прокладывает их к цилинд- $ в эксплуатацию линия эл ектро не- ^ рам меха'низ'мов УНРС . Работы вы- ♦ редачи на 110 тысяч вольт, о т -* полняются мелкими звеньями, кото- ♦ кры тая и закры тая части главной ^ рые сформированы с учетом мастер- * подстанции и трансформатор на ^ ства монтажников. Например, Б. * 40,5 тысячи киловатт. К р у п н а я * Нарядчиков зарекомендовал себя * победа. Ее творцы — коллективы ^ мастером по монтажу насосов и ♦ «М ехземстроя», С У -6 , «Ю го в ос-^ электродвигателей. Его., звену и по- * токэл ектром онтаж а». * ручена такая работа. Звенья И. * 26 С Е Н Т Я Б Р Я . Подписано н е-« Медведева, И. Мохова и Ю. Урба- {с к о л ь к о актов о сдаче в э к с п л у а -* наса хорошо монтируют трубопро- * тацию канализации бы то во к* воды. Это и обеспечило успех брига- * О Н Р С , пятикилом етрового н а п о р - $ ды, которая сейчас трудится на не- * ного коллектора от станции п е р е-* делю с опережением своих обяза- * качки конверторного цеха д о * тельств. Хорошо помогают монтаж- {азо тн о туко в о го производства, в о -* никам электросварщики И. Косола- * допровода и канализации для $ нов, Г. Шншиморов, Н. Скрылев. И . Б И Л Ы К , прораб управления «М етал л ургп ро катм он таж -1». * склада импортного оборудования $ * и другие. И х выполнили рабочие $ * управления «С антехстрой-1». * {•♦«♦•«««««««««•««««««««в*********** Непросто быть диспетчером боль шой стройки. Ей непрерывно нуж но доставлять бетон, раствбр, кирпич и дру гое, что называют строительным материалом. И все это идет через руки диспетчера. Он — барометр стройки, ее стрелочник. ...Звонки, звонки, звонки — нерв ные, непрерывные. Как будто нетер пение людей передается этим чер ным коробкам. У диспетчера их че тыре. Одна трубка лежит на столе— ждет очереди. Вторая — в руках. — Алло, Капцанов слушает. Вам привезут 20 штук. Ты передай Ф ро лову, что простой он будет оплачи вать из своего кармана. Алло! Кран я дам... Из-под земли достану... — Алло, механикой базы механи зации. Рая? Выручай, нужен семитон ный кран. В СУ-6, Лукину... Так начинается рабочий день дис петчера кислородно-конверторного. К нему каждую минуту приходят лю ди. Это те, кто не доверяет телефо ну. Он, по их мнению, имеет недо статок: собеседник не видит лица. А Т О Л Ь К О О Д И Н Д Е Н Ь нужно, чтобы видел, иной раз про сто необходимо. Цель у всех одна: получить по мощь. И всем, непременно, в пер вую очередь. Человек за столом (он обычно с трубкой в руках), встречая посетителя, обязательно надевает очки— кто пришел,— потом рассмат ривает поверх очков — с чем при шел: действительно ли тебе нужна помощь или видимость создаешь? Но в том и другом случае выслуша ет внимательно, и если нужно — ждать не заставит. В кабинет робко — видно первый раз — входит паренек в рабочей спецовке. Из его путаного рассказа выясняется: не принимают заявлен ный бетон. Старая песня. — Алло, алло! ГТЪчему бетон не принимаешь? Как не тебе? Смотри заявку, Солопов. Значит я направляю к тебе машину. Минут через 20 шофер вернулся обратно. Он ничего не говорил, только часто-часто моргал длинными ресницами. Все ясно без расспро сов. — Идем! Через несколько минут диспетчер с водителем были на площадке. — Солопов, подписывай акт о про стое машины, — Да нет же подъезда! — А кто должен о подъездах за ботиться? Отправляй машину под разгрузку, а наш разговор мы про должим на оперативке. Диспетчер не спешит в кабинет. Площадка велика, и везде бы побы вать надо, да времени в обрез. Но уж коли вырвался... Напрасно будут надрываться телефоны — подождут. — Молодой человек, одну мину точку. Что это ты здесь делаешь? Кто у тебя мастер?.. А через минуту — встреча с ма стером. — Здравствуй, Новиков. И тебе не стыдно, Новиков? Зачем ты хоро нишь раствор в землю? Ты знаешь, как это называется? Так вот я тебе Скажу: это преступление, Новиков! — Так мы же камешки из него вы бираем, Наум Самойлович. — Слушай, Новиков, ты же умный человек, а почему других дурачишь? Я же сам строитель, 25 лет на строй ке. Теперь посуди: могу я отличить раствор от щебня? Молчишь? Тебе стыдно, Новиков. Собери раствор, Пока никто не видел. Вчера стройку серьезно подвел завод «Стройдеталь-1»— не выдал сборный железобетон. Вернувшись в кабинет Наум Самойлович Капцанов связался с диспетчером завода: — Двуреченский, вчера две смены простоял кран. Кто будет оплачивать простой? Что плиты. А закладные где? Ведь чтобы сшить костюм, ну жен не только отрез, нужны нитки Пуговицы нужны. Ты сошьешь ко стюм без ниток и пуговиц? А почему меня заставляешь? Крутиться надо— в этом наше искусство. Но как ни крутись, а без сборного железобетона ничего не построишь. Нужно что-то делать. — Комсомольский штаб? Помогай- В этом здании будут работать установки непрерывной разливки стали. Сейчас внутри его слесари девятого участка «М еталлургпро- катм о нтаж а» с опережением гр а фика устанавливаю т технологиче ское оборудование. Фото Ю. А рдаш ева. <; те, братцы. На чальник третьего полигона Тереш- кин «зарезал». Вчера за весь день дал 14 кубов сборного из заявленных и согласованных 82. Разрисуйте его и повесьте «Колюч ку» прямо на дверь кабинета. И пусть попробует сорвать! По радио объявите: пусть люди знают, по чьей вине простаивают. А через пять минут диспетчер тря сется в кабине попутного самосвала. Его путь—«Стройдеталь-1». Предсто ит долгий и трудный разговор с т. Те- решкиным. Будут клятвы выдать весь сборный... если будут машины и, на конец, сам железобетон. Самое главное — есть ли бетон? Нужно проверить. На всякий случай надо зайти К директору и главному инженеру завода, заручиться и их поддержкой. Теперь вроде бы все в порядке: решен самый больной вопрос — конструкции есть. Но неспокойно на душе у диспетчера: кто может заверить, что заявленные на завтра краны не простоят в ожидании гру за? Вернувшись на стройку, диспет чер достает журнал в синем бумаж ном переплете. Он всегда это дела ет после поездки на завод «Строй деталь-1». Заносятся новые записи. ...Звонки реже и реже. Скоро ко нец смены. За окном густеют хму рые осенние сумерки. Четыре часа дня — время относительного затишья на стройке. Лишь изредка взревет на крутом подъеме могучий «МАЗ», Да распустится, не успев погаснуть в вышине, огненный букет искр. На ум Самойлович Капцанов подходит к окну, протирает запотевшее стекло и долго молча смотрит. Он видит причудливые переплетения конст рукций, мощные перевитые сухожи лиями канатов руки кранов. О чем он думает, этот уже немо лодой человек? Может быть, о том, что новое здание строится не толь ко из бетона, стали и стекла, но из мозолей, пота и нервов человека? А может быть, о том, что заканчивается еще один трудовой день — не очень легкий и не самый трудный — обыч ный рабочий день? Может быть, о том, что новый день сулит новые за боты, от которых рано начинают се деть волосы, да четче обозначаются морщинки. Но это те заботы, без которых жизнь теряет свой смысл. А может, и вовсе не об этом — у него много забот, у диспетчера боль шой стройки. В. Б У Р К О В - редактор радиовещания стройки кислородно-конверторного цеха. »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz