Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н ИН С К О Е ЗНАМЯ « 3 сентября 196 5 г ., М 230 (343 Ц ВОСП ИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ -ДЕЛО ПА Р ТИЙНОЕ Ка к уже сообщалось в нашей га- вете, 2 4 с ентября состоялся пленум об к ома КПСС . Он обсудил вопрос «О состоянии и мера х да льнейшего улучшения работы областной пар тийной организации по к оммунисти чес к ому воспитанию молодежи», С до к ладом на пленуме выступил се кр етарь об к ома КПСС А . А. Стал ь. С оветс кая м олодежь, говорил до к ладчи к, принима ет а к тивное уча стие в строительстве к оммунизма . Д есят ки тысяч молоды х д оброволь цев, ру к оводимые благородными чув ствами любви к Родине, ежегодно отправляются на передовые рубежи к оммунистичес к ого строительства . Н емало славны х трудовы х дел и на счету к омсомольцев и молодежи нашей области . В пр омышленности и сельс к ом х озяйстве трудится бо лее дву хс от тысяч молоды х пр оиз водственни к ов Молодежь Лип ец ка внесла до стойный в к лад в строительство Агло мерационной фабри ки и А зотноту к ового завода, сооруженны х в не бывало к орот ки е сро ки. Более 2 00 к омсомольс к о-молодежны х бри гад с энтузиазмом трудится на возведении кис лородно- к онверторного ц еха Но волипецкого металлургического за вода, объявленного всесоюзной ком сомольской стройкой, Самоотверженно трудится на по лях и фермах сельская молодежь. Колхозы и совхозы досрочно выпол нили план продажи государству верна, яиц, шерсти. В этой борьбе не последнее место занимают молодые механизаторы, хлеборобы и живот новоды. Можно много рассказывать о доб рых починах, творческой инициати ве комсомольцев и молодежи. Их высокая трудовая и политическая активность, стремление быть на пе реднем крае борьбы за коммунизм ьн это результат кропотливой, целе устремленной организаторской и воспитательной работы партийных и комсомольских организаций, местных Советов, профсоюзов, хозяйствен ных органов: И все же в воспитательной рабо те с молодежью очень много серь езных недостатков. Именно этим и объясняется, что часть молодых производственников по - казенному относится к делу, работает без огонька, не болеет за честь своих коллективов. Встречаются юноши и девушки, которые не повышают свою квалификацию, не заботятся о росте своих технических знаний, пассивно относятся к овладению передовыми методами труда, слабо вникают в экономику производства, формально относятся к выполнению принимаемых социалистических обя зательств, проходят мимо фактов бесхозяйственности и брака в рабо те. Повинны в этом, безусловно, пар тийные организации, руководители предприятий и строек, колхозов и совхозов, у которых не хватает тер пения «повозиться» с молодыми людьми, помочь им найти свое ме сто в жизни, получить производ ственную квалификацию, овладеть передовыми приемами труда. На Елецком заводе станочной гид роаппаратуры почти половину рабо тающих составляет молодежь. Неко торые цехи можно смело называть молодежными, Казалось бы, что для парткома завода (секретарь т. Лунин), цеховых парторганизаций работа с молодежью будет в цен тре внимания. Внешне оно так и есть: проводятся различные меро приятия, молодые рабочие вовлече ны в социалистическое соревнование. На самом же деле от всех проводи мых мероприятий не видно отда чи: В третьем механическом цехе более 1 50 юн ошей и девуше к два года соревнуются за звание к олле к тива к оммунистичес к ого труда, но многие из ни х даж е не знают ни свои х, ни ц е х овы х обязательств . Итоги соревнования цехов до рабо чих не доводились. Многие молодые производственники не выполняют норм выработки, допускают брак. На заводе велика текучесть моло дых рабочих. За последние полтора года было принято 525 ю ношей и девуше к, а у волилось — больше .. В к олле к тиве много нарушений трудо вой дисциплины, неред ки случаи пьянства, Особенно пло х о ведется работа с подрост ками, к оторые о к ончили восьмилетние и средние ш к олы и начали трудиться . Зачас тую они предоставлены самим себе . На мн о ги х пр едприятия х и в учреждения х нет продуманной системы воспита тельной работы с подрост ками: Они н е приоб щаю тся к об щ ественной жизни, не вовле каю тся в учебу в вечерние ш к олы и те хникумы. На пр едприятия х области трудятся де сять тысяч подрост к ов, из ни х толь к о третья часть учится . Вс тречают ся фа кты, когда руководители пред приятий не заботятся о своевремен ном повышении рабочих разрядов подростков. Хуже того, отдельные руководи тели предприятий и строек неохотно принимают на работу выпускников школ.- В прошлом голу установлен ный план приема молодежи был вы полнен только на две трети-. Надо бо роться с такими настроениями ру ководителей предприятий и строек. В 1966 году проблема трудоустрой ства выпускников школ приобретет еще более острый характер. Их ко личество возрастет по сравнению с нынешним годом более, чем в четы ре раза.. Задача партийных организаций — всемерно развивать творческую ак тивность молодежи, улучшать руко водство соревнованием ее, больше заботиться о повышении производ ственной квалификации юношей и девушек, трудоустройстве подрост ков, решительно выступать против фактов бездушного отношения от дельных руководителей к соблюде нию правил техники безопасности и бытовому обслуживанию молодежи. Партийные организации, улучшая воспитательную работу с молодыми рабочими, обязаны прививать им чувство гордости за свою профессию, за свое предприятие, за свой коллек тив. Докладчик подчеркнул, что в по следнее время некоторые комсо мольские организации чрезмерно увлеклись несвойственными им фун кциями и односторонне понимают задачи трудового воспитания, Увле* п л е н у м а о б л а с т н о г о к о м и т е т а К П С С чение чисто хозяйственной текучкой без политического осмысливания производственных задач искажает и сущность нашей воспитательной ра боты. Основной задачей партийных ор ганизаций и комсомола является воспитание у молодого поколения идейной убежденности, верности коммунизму, классового самосозна ния, советского патриотизма и про летарского интернационализма. Формирование коммунистического мировоззрения у молодежи нахо дится в неразрывной связи с ростом ее общеобразовательного, культур ного и политического уровня. В ре шении этой сложной задачи трудно переоценить роль шкоды,- Она при звана осуществить коммунистическое воспитание молодого поколения, го товить его к жизни, к активному участию в производстве материаль ных и культурных благ. Школы области значительно улуч шили свою работу. Успешно преодо левают наиболее опасный и заста релый недуг —. второгодничество. Успеваемость в прошлом учебном году возросла до 98 процентов. Каждый второй учитель работает без второгодников. Все настойчи вее в практику школы внедряется принцип политехнического обучения, связи школьного образования с жизнью. Формированию научного ми ровоззрения учащихся способствует введение курса обществоведения в выпускных классах средних школ. Многие педагогические коллективы, опираясь на инициативу и само деятельность детских организаций, широко развернули работу многочи сленных клубов. Ценный опыт в этом отношении накоплен коллективами третьей и двенадцатой школ Липец ка и Елецкой школы - интерната, Тербунской, Агрономовской, Долго руковской, Чуевской и других сред них школ.. Однако областную партийную ор ганизацию не может не волновать то, что в прошлом году свыше 5 тысяч детей не усвоили учебную программу и были оставлены на второй год, О к оло тысячи детей 1—8 к лассов оставили учебу . Н еза нятые полезными делами, в сво бодное время подрост ки часами бес цельно бродят по улицам, попадают под влияние антиоб щ ественны х эле ментов, ху лиганят н о ка зываются участни ками пр еступлений . Г лавный недостато к воспитатель ной работы во многи х шк ола х с о стоит в том, что она не направлена на предупреждение и пресечение к он кр етны х п оро к ов в поведении уча щихся: А наиб олее распростра ненными из ни х я вляются об щ е ственная пассивность, В организации воспитания стали преобладать игровые, развле ка тель ные начала . П од видом «романти ки», «уд овлетворения интереса де тей» неред к о серьезную работу к ом сомольс ких и пи онерс ких организа ций низводят до уровня развлече ни й. В к онечном итоге это порож дает у молодежи иждивенчество, снижает в детс к ом к олле к тиве чув ство ответственности, ослабляет дисциплину, Между тем, Ш к олы обязаны гото вить ребен ка к исп олнению долга, к борьбе с трудностями, к выполне нию будничны х д ел, с к оторыми он обязательно стол кн ется в жизни . Н еоб х одимой частью ш к ольного воспитания должны стать трудовые задания, систематичес ки д аваемые детс ким к олле к тивам партийными и советс кими органами, х озяйственны ми ру к оводителями . Д ля городс ких шк ол та кими заданиями могут быть озеленение улиц и пл ощадей, разве дение цветов, охрана зеленых на саждений, наблюдение за чистотой и порядком на определенной части микрорайона.. Сельских школьников ждут посильные дела на полях, фер мах, благоустройство сел и деревень, школьных территорий: Система трудовых заданий, наря ду с другими воспитательными ме рами должна способствовать улуч шению психологической подготовки учащихся к трудовой деятельности в тех отраслях хозяйства, в которых особенно нужны молодые силы. Известно, что у нас большая по требность в строительных кадрах, что в колхозах и совхозах более 8 0 пр оцентов к омандиров сельс к о х озяйственного производства не имеют среднего образования, И все- таки за последние три года в стро ительные организации пошло рабо тать немногим более 3 00 выпус кни к ов средни х шк ол, а работать в к ол х оза х и с ов х оза х осталось толь к о 3 06 чело век: Недостатки в воспитательной ра боте объясняются тем, что органы народного образования плохо изу чают, обобщают и внедряют лучший опыт воспитания. Стоит ли удив ляться, что в рядом расположенных школах по-разному поставлена вос питательная работа. Органы народ ного образования, партийные орга низации недостаточно заботятся о повышении политического уровня учителей, их воспитательского ма стерства, У нас еще не перевелись педагоги, которые не только не яв ляют собой пример культуры и вос питанности, но и сами недостойно ведут себя. В воспитании подрастающего по коления школа нуждается в поддер жке и помощи общественности. Она должна проявляться не только в расширении и укреплении матери альной базы школ, но и в возраста ющем воспитательном воздействии общественных организаций, произ водственных коллективов на форми рование личности детей. Докладчик подробно останавливается на опыте работы партийной организации и производственного коллектива заво да «Свободный сокол» по оказанию помощи школам в воспитании уча щихся. К сожалению, многие партийные и общественные организации вопро сы воспитания детей считают второ степенным делом, не вмешиваются в дела семей, где родители своим не правильным поведением отрицатель , но влияют; на детей, Парткомы и партбюро даже проходят мимо фак тов, когда отдельные коммунисты плохо воспитывают своих детей: В стороне от работы с учащими ся стоят многие клубы, Дома куль туры, библиотеки, кинотеатры, пар ки и стадионы, внешкольные детские учреждения. В большом долгу перед детьми и подростками областной драматический театр, филармония, художники и писатели. Не занимались по-серьезному во просами воспитания учащихся об ком, горкомы у райкомы комсомола. Большого внимания партийных и комсомольских органов требует улучшение воспитательной работы среди учащейся молодежи вузов и техникумов. В них еще слабо при вивают студентам и учащимся вну треннюю потребность в самостоя тельном совершенствовании и осмы сливании теоретических знаний. От сюда — нежелание части студентов серьезно и глубоко заниматься изу чением первоисточников, плохая ор ганизация их самостоятельной ра боты. Среди некоторой части выпу скников вузов и техникумов наблю даются пассивность, неумение пра вильно сочетать личные и общест венные интересы, непонимание сво его долга перед государством, Это подчеркивается фактами неуспевае мости студентов, непосещаемости лекций и учебных занятий, отказа выезда на работу по назначению.. Серьезные недостатки в воспита нии учащихся в системе профтехоб разования. В училищах низкая дис циплина, есть факты аморального поведения юношей и девушек. От дельные мастера и преподаватели училищ сами не подают личного примера в повышении своего про фессионального мастерства, в отно шений к порученному делу, соблюде нии морального кодекса строителей коммунизма: В школах, высших и средних учебных заведениях и училищах профтехобразования трудится более 37 00 к оммунистов, объединенны х в 23 0 пар тийны х организация х. Э то большая си ла. Но она пока недо статочно используется для улучше ния воспитательной работы среди учащейся молодежи. Горкомы и райкомы КПСС обязаны улучшить руководство партийными организа циями школ и училищ, вузов и тех никумов, поднять ответственность коммунистов за обучение и воспи тание подрастающего поколения. Действительность, которая нас окружает, сложна и многообразна. Молодым людям порою нелегко ра зобраться в противоречиях и труд ностях, определить правильное от ношение к ним. Нужна идейная закалка, а ее как раз и не хватает, Отсюда —критическое отношение не которой части юношей и девушек к событиям прошлого и настоящего, которое затем перерастает в ниги лизм, отрицание всего достигнутого, пренебрежительное отношение к ис торическому опыту старших поко лений советских людей, Долг партийных организаций — прививать молодежи классовое чутье, умение смотреть на жизнь с политической точки зрения. Надо воспитывать у каждого юноши и девушки беспредельную веру в на ши коммунистические идеалы, чув ство классовой ненависти к импе риализму, нетерпимости к любым проявлениям буржуазной идеологии. Во многих партийных организа циях накоплен определенный опыт политического воспитания комсо мольцев и молодежи: Умело исполь зуются различные формы идейного влияния: системы партийной и ком сомольской учебы, формы массовой пропаганды — народные универси теты и лектории, школы коммуни стического труда, культпросветуч- реждения: Однако, как отметил докладчик, лодежью свободного от работы вре-' мени. Это время она должна исполь зовать для дальнейшей учебы, обще- ствено-полезной работы, культурного отдыха, занятий физкультурой и спортом. Тов. Сталь указал, что кро ме указанных выше форм воспита тельной работы с молодежью сле дует не забывать о росте професси онального мастерства юношей и де вушек, о культурно-массовой работе среди них, военно-патриотическом воспитании и улучшении физкуль турно-спортивной работы. Он под черкнул необходимость улучшения работы комсомольских организаций и организаций ДОСААФ, клубов, Домов культуры и библиотек, кино, стадионов и спортивных площадок. В нашей области выходит 27 га зет, Их роль в воспитании моло дежи трудно переоценить: К со жалению, многие газеты плохо осве щают комсомольскую жизнь, не по казывают, какое влияние на форми рование молодежи оказывают ком мунисты, командиры производства и т. д. Нередко на страницах газет много места отводится третьесте пенным темам, которые отвлекают молодежь от коренных вопросов производства, учебы. Надо, чтобы на страницах газет печатались уу- ные советы, статьи, корреспонден ции, которые бы учили молодежь, как строить жизнь. Партийное руководство —• главное в деятельности комсомола, источник его силы и крепости, Молодежи, указывал В. И. Ленин, нужен опыт коммунистов, умудренных револю ционными традициями. И там, где партийные комитеты проявляют по стоянную заботу о воспитании мо лодежи, поддерживают и направля ют творческую инициативу комсо мольских организаций, помогают им, там, как правило, юноши и де вушки находят свое достойное ме сто в жизни, активно участвуют в труде, овладевают знаниями и пе редовым опытом, воспитывают в себе лучшие качества советского че ловека. К сожалению, есть партийные организации, которые не интере суются деятельностью комсомоль цев, не направляют ее. В сов хозе «Гагаринский» Лев-Толстовско- го района редко проводятся комсо мольские собрания, большая часть членов ВЛКСМ не вовлечена в об щественную работу, нигде не учится и даже не платит членских взносов. Комитет ВЛКСМ не имеет плана работы, не изучает запросов и нужд молодежи, не знает, как она прово дит свой досуг. Тем не менее парт ком совхоза и его секретарь т. Гра чев мало что делают, чтобы помочь комитету комсомола улучшить ра боту с молодежью: Горкомы и райкомы КПСС не вникают по-настоящему в работу горкомов и райкомов комсомола, не повышают ответственности секрета рей партийных организаций за со стояние идейно-воспитательной ра боты с молодежью: В ряде мест работники горкомов и райкомов партии не бывают на заседаниях бюро райкомов ВЛКСМ , не посе щают комсомольских пленумов, не анализируют обстоятельно планы работы. Бюро Елецкого и Грязин- ского горкомов КПСС, Елецкого и Лебедянского райкомов партии за восемь месяцев ни разу не обсуж дали вопросов партийного руковод ства комсомолом и коммунистиче ского воспитания молодежи. Неко торые партийные организации при нимают в свои ряды комсомольцев без рекомендации комитетов и рай комов ВЛКСМ . Чтобы решительно улучшить ком мунистическое воспитание молоде жи, следует резко повысить уровень руководства партийных организа ций, горкомов и райкомов КПСС комсомольскими организациями. политическая пропаганда среди юно-| Особое внимание надо обратить на шей и девушек в ряде мест органи-; подбор и воспитание секретарей зована плохо. Она не охватывает комсомольских организаций, лсесто- своим воздействием большую часть! роннее улучшение внутрисоюзной молодежи, а главное—часто ведет- работы в комсомоле. Необходимо ся казенно, без учета специфики возраста молодежи и возросшего общеобразовательного и культурно го уровня. Можно привести немало фактов, когда созданные комсомоль ские политические круж ки прекра щали работу через два—три занятия. Многие . партийные и комсомоль ские работники нередко за общими цифрами «охвата» и количества все возможных мероприятий не видят конкретных людей, не знают их стремлений и нужд. Часть юношей и девушек посе щает церковь, справляет религиоз ные обряды, праздники. Р елиги озные пережит ки в сознании отдель ны х юн ошей и девуше к — с виде тельство отсутствия у ни х твердого научного мировоззрения, а та кж е слабости политичес к ой работы пар тийны х и к омсомольс ких организа ций, В новом учебном году вносятся к оренные изменения в организацию политичес к ой учебы комсомольцев п молодежи. Создаются круж ки типа «Кругозор», «Молодежь и общест венный прогресс», политические клубы «Прометей», «Глобус» и дру гие формы учебы с учетом подго товки и Стремлений юношей и деву шек. Партийные организации при званы помочь комсомолу в органи зации учебы и прежде всего поза ботиться о подборе пропагандистов из числа лучших коммунистов, спе циалистов производства, руководя щих работников, ветеранов труда. Коренного улучшения требует лекционная пропаганда среди моло дежи.. В Краснинском районе, на пример, отдельные лекторы за во семь месяцев не прочитали ни по одной лекции для юношей и деву шек. Очень мало читается лекций по истории Коммунистической пар тип, о В. И. Ленине и других вы дающихся деятелях Советского го сударства, чья жизнь является об разпом служения народу. Р ед к о вы ступают перед молодежью ру к ово дители предприятий, к ол х озов, сов хозов, не практикуются встречи юно шей и девушек с ветеранами и ге роями труда. Докладчик уделил большое внима ние правильному использованию мо- шире привлекать к общественной жизни членов ВЛКСМ , давать ком сомольцам партийные поручения по отдельным вопросам культурного строительства, организации учебы, отдыха и быта молодежи, смелее выдвигать способных юношей и де вушек на руководящую работу. Требуется поднять ответствен ность каждого коммуниста, особен но руководителей предприятии, строек, колхозов и совхозов, учреж дений за воспитание молодежи, оказывать ей необходимую помощь в повышении общеобразовательных и политических знаний, заботиться о создании условий для отдыха и быта. Партийные организации обязаны улучшить руководство комсомолом, повышать боеспособность комсо мольских организаций, добиваться, чтобы они проводили целеустремлен ную, боевую организаторскую и вос питательную работу среди молоде жи, активно поднимали ее на новые трудовые подвиги: * , * * Первым в прениях выступил пер вый секретарь Липецкого горкома КПСС А. А. Путря. Он рассказал, что делает городская партийная ор ганизация по коммунистическому воспитанию молодежи, остановился на ряде вопросов, решение которых не зависит от горкома КПСС. — Летом мы провели пленум горкома партии, на котором обсуди ли задачи партийной организации по воспитанию детей и подростков, — говорил оратор. — Пленум про шел хорошо. Многое сейчас делает ся по выполнению его постановле ния: Но один вопрос, к сожалению, не находит своего решения. Р ечь идет о воспитании воспитателей . Об ластной отдел народного обра зования занимает какую- то двой ственную позицию: считает, что этот вопрос надо решать, и в то же вре мя ничего не делает: В ш к оле основная тяжесть воспи тательной работы лежит на к лас сном ру к оводителе и пионервожа том . Н о как раб отает с ребятами к лассный ру к оводитель? Он, как и все педагоги, предметни к. За гружен, как пра вило, 18 часов в недел ю. С детьми видится на свои х ур о ках и один раз в неделю на к лассном часе . Пи онервожатый об щ ается с ребятами е щ е реже . Ум еть быть воспитателем — тоже нау ка, А где ее изучить? В педин ституте на изучение истории пио нерс к ого движения отводится всего четыре часа, а элементарным осно вам массовой работы с ребятами в программе даже места не наш лось. Вот и приходит после учебы в шко лу пионервожатый, у которого нет ни способностей, ни знаний этой ра боты, а часто и желания. В институте усовершенствования учителей для классных руководите лей организован семинар. Проводит ся он раз в квартал. Неужели не понятно, что это не что иное, как дань формализму? Горком КПСС ставил перед обло- но и областным управлением куль туры вопрос о выработке стройной системы учебы классных руководи телей, пионервожатых, учителей пе ния, танцев, рисования, но ими ни чего пока не сделано. Областной отдел народного образования не любит ставить и решать вопросы улучшения воспитания учащихся, по-прежнему смотрит на это через призму липецкого метода рацио нального урока. Между тем, при крываться формулой воспитания только через урок — значит надеть на глаза шоры и ничего не видеть. Тов. Путря считает, что надо до биться, чтобы народнохозяйствен ный план набора учащихся в девя тые и десятые классы обязательно согласовывался с выпуском детей из восьмых классов: В 196 5—66 уч ебном году восьмые к лассы о к он чат более 4.000 ребят, а на буду щий уч ебный год планируется принять в 9 к лассы о к оло тре х тысяч дете й. Куда деваться остальным ребятам? Г-• Хорошо, — говорил т. Путря, —I если подросток попадет на про изводстве в хороший коллектив, где его окружат вниманием и заботой. Но иногда старшие начинают обу чать юношей ненужной «грамоте», посылать за водкой, спаивают, пред лагая «обмыть» получку, день рож дения. Но ни общественные органи зации, ни органы милиции, суда и прокуратуры не принимают мер к этим горе-наставникам. А почему бы не судить тех, кто спаивает подро стков, сбивает их с истинного пути. В Усманском районе насчитывает ся более 6 ,5 тысячи к омсомольцев . Они объединены в 87 первичны х ор ганизаций . Об учас тии к омсомоль цев и молодежи в жизни предприя тий, к ол х озов и сов х озов, ш к ол рас с ка зал первый се кр етарь рай к ома КПСС М . В. Лапин. Только в животноводстве, напри мер, работают телятницами, доярка ми и свинарками более тысячи де вушек, Более пятисот парней тру дятся механизаторами. На пред приятиях занято около двух тысяч молодых рабочих: Можно назвать сотни имен юношей и девушек, которые показывают образцы само отверженного труда. Например, мо лодая доярка из колхоза «Россия» Р . Ниж егородова уже получила ст кажд ой к оровы по 2 200 ки лограм мов моло ка, а с винар ка и з к ол х оза имени Калинина 3. Вандыш ева вы растила от кажд ой свиномат ки п о 2 0 п оросят .- М олодые ме хани заторы развернули широ к ое социалистиче ск ое соревнование за своевременную и кач ественную вспаш ку зяби . Ак тивность молодежи, ее творче ск ое отношение к д елу — результат внимания партийны х организаций к к омсомолу, политичес к ого воспита ния юношей и девуше к. Райк ом КПСС на свои х п ленума х д важды обсуждал вопросы партийного ру к оводства к омсомолом и моло дежью . Пар тийные организации ста ли глубже интересоваться запросами и нуждами молодежи, смелее пору чать ей выполнение важны х д ел на производстве, развивать самодея тельность, инициативу и творчество юношей и девуше к. Комсомольцы и молодежь не толь к о х орошо трудятся, но- и принима ют а к тивное участие в ку льтурно- массовой работе. В районе постянно работают одиннадцать молодежных агиткультбригад, народн&й хор, на родный кукольный театр, более пя тидесяти кружков художественной самодеятельности. В этих коллекти вах занято более тысячи юношей и девушек Умело организуют эстетическое воспитание учащихся педагогический коллектив и коммунисты Октябрь ской средней школьь Р ебята рабо тают в д в у х х оровы х кружках, и г рают в ду х овом и эстрадном ор к е стра х.- Имеются кукольный театр и хореографический кружок. В школе регулярно проводятся для старше классников вечера, на которых вы ступают с лекциями учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства, проводятся диспуты. Хорошей тра дицией стало проведение вечеров «голубой огонек». Все это положи тельно сказывается на учебе и пове дении ребят. — Ка к правило, нарушителем общественного порядка является мо лодежь, которая нигде не учится, не работает, — говорил депутат Вер ховного' Совета ССС Р, м астер кис лородно- к онверторного це ха Н ово липец к ого металлургичес к ого заво да Н. И. Меньшиков. — Поэтому в воспитательной работе партийных организаций с молодежью трудо устройство юношей и девушек, обу чение их общественно-полезному труду должно занять одно из важ ных мест. Требуется, чтобы руководители предприятий и строек больше забо тились о подростках, следили за их профессиональным ростом, их уче бой. Специфика производства Ново- липецкого завода не позволяет ши роко использовать труд подрост ков, но во вспомогательных цехах у нас трудятся ребята по 16— 17 лет. Их в 196 4 году было принято 16 0 че ловек, а в нынешнем — еще 92. Все они уже'прошли курс обучения, получили специальность.- Партком, общественность завода помогают школам организовать производственное обучение учащих ся. В прошлом году различные спе циальности получили 447 уч ени к ов 9, 1 0 и 11 классов.- В нынешнем го ду еще более 400 ребят приступили к пр оизводственному обучени ю. В работе с юношами и девуш ками шк ол х орошо зар екомендовали себя мастера А,- С. Крутиков (цех КИП и автоматики), Н. Н. Арсеньев и Н. С. Ремизов (второй листопро ка т ный пе х), И. В. Лидякин и Б. Д. Чеченов (механический цех). Они не только обучают ребят специально сти, но и своим авторитетом, лич ным примером, поистине отцовской заботой прививают им любовь к профессии, чувство гордости и до стоинства советского рабочего. Прививая молодежи любовь к труду, нельзя забывать и о ее быте. После напряженного трудового дня каждому хочется отдохнуть, на браться новых сил и, естественно, на первый план выдвигается вопрос о жилье. Однако около двух тысяч молодых рабочих завода нуждаются в общежитии. Да и те, кто живет в общежитии, не имеют возможности как следует отдохнуть, подготовить ся к занятиям. В общежитиях негде проводить массово-политическую ра боту.- Все красные утолки, комнаты для занятий заселены рабочими, а заводу только в один конверторный цех необходимо принять еще не ме нее тысячи человек: Нездоровую обстановку с жильем для молодежи можно было бы раз рядить, но строители не по-партий ному относятся к своему долгу: Трест «Жилстрой», который в ны нешнем году должен был сдать за воду два общежития, не справился со своим обязательством. Он, зало жив фундаменты общежитий, пе ребросил рабочих на другие объек ты. Р е к тор Лип ец к ого педагогичес к о го института Н. С. П ерелыгин оста новился на том, что делают партий ная организация и преподаватель с кий к олле к тив для улучшения вос питательной работы среди студенче ства, каки е трудности встречаются . Внимани е партийной организации сосредоточено на идейном воспитании студенчества, на выработ к е глубо к ой мар ксис тс к о-ленинс к ой убеж денности . Укр епив каф едры об щ ест венны х наук знаю щими, к валифици рованными кадрами, р е к торат и партбюро стремятся, чтобы юноши и девуш ки н е толь к о овладевали об щими за к онами природы и об щ ест ва, но н умели использовать свои знания в пра к тичес к ой деятельност и. Ра зумеется, один учебный процесс не может обеспечить этого . Он да ж е не в состоянии вызвать потреб ность в глубо к ом знании мар кси зм а- ленишизма . Ч тобы поднять интерес к теории, выработать потребность в ней, на фа ку льтете об щ ественны х профес сий создаются группы ле к торов на учного к оммунизма, научного атеиз ма, международни к ов и т- д ., пр ед полагается использовать старше курсник ов в кач естве пропаганди стов к омсомольс к ого просв ещения: В учебных программах института значительно увеличено количество часов на преподавание педагогики, частных методик,- Приглашены но вые преподаватели. Перестраивается деятельность факультета обществен ных профессий, чтобы на нем можно было готовить студентов к проведе нию воспитательной работы. Однако с педагогической практикой студен тов дело обстоит неблагополучно. Практика воспитательной работы студентов 1—2 курсов сводится к встрече со школьниками во время перерывов, выпуску стенных газет, подготовке классных вечеров. А хо телось бы, чтобы эта практика была общеполезной: В этом году студенты ведут рабо ту в клубе подростков при Доме культуры завода «Свободный со кол». При пединституте действуют детская спортивная школа, школа математиков и физиков. Но этой работой занято два — три десятка студентов, а их у нас четыреста: Чем занять остальных? По мнению оратора, как ни труд но в городе с жильем, надо созда вать при каждом крупном доме пи онерские комнаты. В них студенты вместе с комсомольскими организа циями могут организовать живую, интересную работу с подростками. Тов,- Перелыгин предлагает до биться, чтобы профсоюзные клубы и Дома культуры изменили отноше ние к детям. Обидно становится за деятелей культуры, когда узнаешь, что в районе завода «Свободный сокол» для ребят открыта детская комната милиции, да обещают в будущем освободить два подвала, а Дом культуры целыми днями пу стует. Пора открыть ворота пустую щих стадионов для детей, а педаго гический институт даст сотню, а ес ли потребуется и больше, подготов ленных инструкторов по различным видам спорта, способных и умеющих работать с ребятами. Необходимости улучшения работы с подростками посвятил свое вы ступление секретарь обкома КПСС А. А. Афанасов. Он высказал ряд мыслей и предложений, которые, по его мнению, должны способствовать сокращению детской безнадзорно сти, хулиганства: Чаше всего административные органы и местные Советы за нару шения подростков спрашивают со всех — школ, общественных орга низаций, но не с родителей. В под тверждение этого он привел факт с заседания административной комис сии при Липецком райисполкоме. Она обсуждала дело одного под ростка, который украл велосипед.- Меньше всего чувствовали себя ви новными подросток и его мать. За то краснели представители школы, которых обвинили во всех грехах. А почему бы в первую очередь не спросить и не наказать родителей за невнимание к своему ребенку, за плохое воспитание его. Надо повысить ответственность руководителей предприятий а стро ек. учреждений и организаций за воспитание работающих подростков. В свое время им предлагалось соз- дать общественные советы по кэор« динации работы с подростками! Прошло достаточно времени, но этих советов ни на одном предприя тии нет. Подростков по-прежнему не охотно берут на работу и часто без раздумья увольняют с предприятий, а они, предоставленные самим себе* имея уйму свободного времени, по падают под влияние улицы и по полняют собою ряды правонаруши телей. На Чаплыгинском агрегатном за воде трудится 79 подростков. Их работой, бытом, поведением дома и на улице не интересуются ни адми нистрация, ни партийная организа ция. А результат этого—часть под ростков привлечена к ответственно сти за мелкое хулиганство. Чтобы дети меньше «болтались* на улице, требуется занять свобод ное время ребят. В городе, к сожа лению, мало внешкольных органи заций, работающих с детьми. А стро ители не выполняют свой долг пе ред ребятами. Например, здание морского клуба строится несколько лет. Можно было бы сделать ' зо дворах жилых домов простейшие спортивные сооружения. Но строи тели сдают жилые дома так, что во дворе стать негде, а не то что спор тивную площадку построить. Надо потребовать от строителей, чтобы они сдавали в эксплуатацию г.е только дом, но и благоустроенный ДВО Р: В ра боте 0 м олодежью первуй с крипку д олжен играть к омсомол . С н его надо и спрашивать . Мы ж е, по словам оратора, привы к ли за все брать вину на себя. Это неверно. Необходимо повышать ответствен ность комсомольских организаций за коммунистическое воспитание юношей и девушек, за состояние внутрисоюзной работы, «— В последнее время в практике комсомольских организаций появи лось немало новых, интересных форм работы, позволяющих повы шать роль первичных организаций, привлекать широкий актив к уча стию в общественной жизни, — за явит первый секретарь обкома ВЛКСМ В. В. Прибытков. —- Более 3, 5 тысячи юношей и девуше к ак тив но действуют в штаба х « Комсомоль с к ого проже к тора», созданы и рабе* тают на многи х пр едприятия х сове ты молоды х сп ециалистов, имеются к лубы старше к лассни к ов, объедине ния по интересам, оперативные к ом сомольс ки е отряды . Вс е это, безус ловно, положительно с ка зывается на формирование политичес ких взгля дов молодежи, на повышение ее трудовой а к тивности . Н о, как при знал т. Прибытков, V работе обкома, горкомов и райко мов ВЛКСМ имеются серьезные не достатки, мешающие развитию ини циативы молодежи, совершенствова нию и улучшению деятельности первичных комсомольских организа ций: Все еще оказывается предпо чтение форме, показной стороне де ла, а не живой организаторской ра боте. Подбор комсомольских вожа ков ведется без достаточной вдум чивости, без учета способностей мо лодых людей,- Не удивительно, что партийная прослойка среди секрета рей комитетов В Л К ^М очень незна чительная: Комсомольские собрания проводятся редко, большинство чле нов ВЛ|КСМ не имеет поручений, ряды организаций'растут медленно. Состояние дел в целом ряде первичных комсомольских организа ций требует серьезного и повседнев ного вмешательства коммунистов, Между тем, встречаются факты без различного отношения отдельных партийных и хозяйственных руково дителей к делам и нуждам молоде жи. В комсомольской организации колхоза «Свободный сокол» Добров- ского района 57 членов В Л КСМ , Они могли бы многое сделать для улучшения дел в хозяйстве, воспи тания молодежи. Но авторитет ор ганизация давно потеряла. Комсо мольцы не помнят, когда у них бы ло собрание, перестал!^ платить членские взносы. Организация прак тически перестала существовать. Но это не волнует секретаря парткома колхоза т. Старкова. В июле бюро райкома КПСС заслушало отчет парткома .артели о руководстве ком сомольской организацией, подсказа ло, что надо сделать для улучше ния воспитания молодежи, но все и до сих пор остается по-прежнему, А ведь партийная организация, займись она по-настоящему работой с молодежью, много может сделать для развития активности и творче ской инициативы юношей и девушек, Об этом свидетельствует деятель ность партийной организации совхо за «Ударник» Тербунского района, о которой рассказал на пленуме ди ректор совхоза С, А. Дуванов. Вошло в правило, что партком совхоза на своих заседаниях обсуж дает планы работы комитета ВЛКСМ , дает практические советы, слушает отчеты секретарей партор ганизаций о руководстве комсомо лом. На открытые партийные собра ния приглашаются комсомольские вожаки и рядовые члены ВЛКСМ . На них слушались вопросы о рели молодежи на весеннем севе, о зада чах комсомольской организации по улучшению культурно-просветитель ной работы среди тружеников сов хоза. С докладами на комсомоль ских собраниях выступают секре тарь парткома, директор, главные ^специалисты. Все это сказывается на трудовой активности молодежи. Тов. Дуванов называл имена молодых свинарок, механизаторов, рассказал о их вкладе в дела коллектива сов хоза. В прениях по докладу т.- Сталя приняли также участие первый сек ретарь Елецкого горкома КПСС Г. П. Дьяков, заведующая учебной частью школы № 31 г. Липецка К. Н. Мам- зина, начальник областного управле ния КГБ В. С. Терехов и другие. Пленум принял по обсуждаемому вопросу постановление, в котором разработаны меры по улучшению коммунистического воспитания мо лодежи* < у<■„ 'С
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz