Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н ИН С К О Е ЗНАМЯ « 3 сентября 196 5 г ., М 230 (343 Ц ВОСП ИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ -ДЕЛО ПА Р ТИЙНОЕ Ка к уже сообщалось в нашей га- вете, 2 4 с ентября состоялся пленум об к ома КПСС . Он обсудил вопрос «О состоянии и мера х да льнейшего улучшения работы областной пар­ тийной организации по к оммунисти­ чес к ому воспитанию молодежи», С до к ладом на пленуме выступил се­ кр етарь об к ома КПСС А . А. Стал ь. С оветс кая м олодежь, говорил до­ к ладчи к, принима ет а к тивное уча­ стие в строительстве к оммунизма . Д есят ки тысяч молоды х д оброволь­ цев, ру к оводимые благородными чув­ ствами любви к Родине, ежегодно отправляются на передовые рубежи к оммунистичес к ого строительства . Н емало славны х трудовы х дел и на счету к омсомольцев и молодежи нашей области . В пр омышленности и сельс к ом х озяйстве трудится бо­ лее дву хс от тысяч молоды х пр оиз­ водственни к ов Молодежь Лип ец ка внесла до­ стойный в к лад в строительство Агло­ мерационной фабри ки и А зотноту­ к ового завода, сооруженны х в не­ бывало к орот ки е сро ки. Более 2 00 к омсомольс к о-молодежны х бри гад с энтузиазмом трудится на возведении кис лородно- к онверторного ц еха Но­ волипецкого металлургического за­ вода, объявленного всесоюзной ком­ сомольской стройкой, Самоотверженно трудится на по­ лях и фермах сельская молодежь. Колхозы и совхозы досрочно выпол­ нили план продажи государству верна, яиц, шерсти. В этой борьбе не последнее место занимают молодые механизаторы, хлеборобы и живот­ новоды. Можно много рассказывать о доб­ рых починах, творческой инициати­ ве комсомольцев и молодежи. Их высокая трудовая и политическая активность, стремление быть на пе­ реднем крае борьбы за коммунизм ьн это результат кропотливой, целе­ устремленной организаторской и воспитательной работы партийных и комсомольских организаций, местных Советов, профсоюзов, хозяйствен­ ных органов: И все же в воспитательной рабо­ те с молодежью очень много серь­ езных недостатков. Именно этим и объясняется, что часть молодых производственников по - казенному относится к делу, работает без огонька, не болеет за честь своих коллективов. Встречаются юноши и девушки, которые не повышают свою квалификацию, не заботятся о росте своих технических знаний, пассивно относятся к овладению передовыми методами труда, слабо вникают в экономику производства, формально относятся к выполнению принимаемых социалистических обя­ зательств, проходят мимо фактов бесхозяйственности и брака в рабо­ те. Повинны в этом, безусловно, пар­ тийные организации, руководители предприятий и строек, колхозов и совхозов, у которых не хватает тер­ пения «повозиться» с молодыми людьми, помочь им найти свое ме­ сто в жизни, получить производ­ ственную квалификацию, овладеть передовыми приемами труда. На Елецком заводе станочной гид­ роаппаратуры почти половину рабо­ тающих составляет молодежь. Неко­ торые цехи можно смело называть молодежными, Казалось бы, что для парткома завода (секретарь т. Лунин), цеховых парторганизаций работа с молодежью будет в цен­ тре внимания. Внешне оно так и есть: проводятся различные меро­ приятия, молодые рабочие вовлече­ ны в социалистическое соревнование. На самом же деле от всех проводи­ мых мероприятий не видно отда­ чи: В третьем механическом цехе более 1 50 юн ошей и девуше к два года соревнуются за звание к олле к­ тива к оммунистичес к ого труда, но многие из ни х даж е не знают ни свои х, ни ц е х овы х обязательств . Итоги соревнования цехов до рабо­ чих не доводились. Многие молодые производственники не выполняют норм выработки, допускают брак. На заводе велика текучесть моло­ дых рабочих. За последние полтора года было принято 525 ю ношей и девуше к, а у волилось — больше .. В к олле к тиве много нарушений трудо вой дисциплины, неред ки случаи пьянства, Особенно пло х о ведется работа с подрост ками, к оторые о к ончили восьмилетние и средние ш к олы и начали трудиться . Зачас тую они предоставлены самим себе . На мн о­ ги х пр едприятия х и в учреждения х нет продуманной системы воспита­ тельной работы с подрост ками: Они н е приоб щаю тся к об щ ественной жизни, не вовле каю тся в учебу в вечерние ш к олы и те хникумы. На пр едприятия х области трудятся де­ сять тысяч подрост к ов, из ни х толь­ к о третья часть учится . Вс тречают­ ся фа кты, когда руководители пред­ приятий не заботятся о своевремен­ ном повышении рабочих разрядов подростков. Хуже того, отдельные руководи­ тели предприятий и строек неохотно принимают на работу выпускников школ.- В прошлом голу установлен­ ный план приема молодежи был вы­ полнен только на две трети-. Надо бо­ роться с такими настроениями ру­ ководителей предприятий и строек. В 1966 году проблема трудоустрой­ ства выпускников школ приобретет еще более острый характер. Их ко­ личество возрастет по сравнению с нынешним годом более, чем в четы­ ре раза.. Задача партийных организаций — всемерно развивать творческую ак­ тивность молодежи, улучшать руко­ водство соревнованием ее, больше заботиться о повышении производ­ ственной квалификации юношей и девушек, трудоустройстве подрост­ ков, решительно выступать против фактов бездушного отношения от­ дельных руководителей к соблюде­ нию правил техники безопасности и бытовому обслуживанию молодежи. Партийные организации, улучшая воспитательную работу с молодыми рабочими, обязаны прививать им чувство гордости за свою профессию, за свое предприятие, за свой коллек­ тив. Докладчик подчеркнул, что в по­ следнее время некоторые комсо­ мольские организации чрезмерно увлеклись несвойственными им фун­ кциями и односторонне понимают задачи трудового воспитания, Увле* п л е н у м а о б л а с т н о г о к о м и т е т а К П С С чение чисто хозяйственной текучкой без политического осмысливания производственных задач искажает и сущность нашей воспитательной ра­ боты. Основной задачей партийных ор­ ганизаций и комсомола является воспитание у молодого поколения идейной убежденности, верности коммунизму, классового самосозна­ ния, советского патриотизма и про­ летарского интернационализма. Формирование коммунистического мировоззрения у молодежи нахо­ дится в неразрывной связи с ростом ее общеобразовательного, культур­ ного и политического уровня. В ре­ шении этой сложной задачи трудно переоценить роль шкоды,- Она при­ звана осуществить коммунистическое воспитание молодого поколения, го­ товить его к жизни, к активному участию в производстве материаль­ ных и культурных благ. Школы области значительно улуч­ шили свою работу. Успешно преодо­ левают наиболее опасный и заста­ релый недуг —. второгодничество. Успеваемость в прошлом учебном году возросла до 98 процентов. Каждый второй учитель работает без второгодников. Все настойчи­ вее в практику школы внедряется принцип политехнического обучения, связи школьного образования с жизнью. Формированию научного ми­ ровоззрения учащихся способствует введение курса обществоведения в выпускных классах средних школ. Многие педагогические коллективы, опираясь на инициативу и само­ деятельность детских организаций, широко развернули работу многочи­ сленных клубов. Ценный опыт в этом отношении накоплен коллективами третьей и двенадцатой школ Липец­ ка и Елецкой школы - интерната, Тербунской, Агрономовской, Долго­ руковской, Чуевской и других сред­ них школ.. Однако областную партийную ор­ ганизацию не может не волновать то, что в прошлом году свыше 5 тысяч детей не усвоили учебную программу и были оставлены на второй год, О к оло тысячи детей 1—8 к лассов оставили учебу . Н еза­ нятые полезными делами, в сво­ бодное время подрост ки часами бес­ цельно бродят по улицам, попадают под влияние антиоб щ ественны х эле­ ментов, ху лиганят н о ка зываются участни ками пр еступлений . Г лавный недостато к воспитатель­ ной работы во многи х шк ола х с о­ стоит в том, что она не направлена на предупреждение и пресечение к он кр етны х п оро к ов в поведении уча щихся: А наиб олее распростра­ ненными из ни х я вляются об щ е­ ственная пассивность, В организации воспитания стали преобладать игровые, развле ка тель­ ные начала . П од видом «романти­ ки», «уд овлетворения интереса де­ тей» неред к о серьезную работу к ом­ сомольс ких и пи онерс ких организа­ ций низводят до уровня развлече­ ни й. В к онечном итоге это порож­ дает у молодежи иждивенчество, снижает в детс к ом к олле к тиве чув­ ство ответственности, ослабляет дисциплину, Между тем, Ш к олы обязаны гото­ вить ребен ка к исп олнению долга, к борьбе с трудностями, к выполне­ нию будничны х д ел, с к оторыми он обязательно стол кн ется в жизни . Н еоб х одимой частью ш к ольного воспитания должны стать трудовые задания, систематичес ки д аваемые детс ким к олле к тивам партийными и советс кими органами, х озяйственны­ ми ру к оводителями . Д ля городс ких шк ол та кими заданиями могут быть озеленение улиц и пл ощадей, разве­ дение цветов, охрана зеленых на­ саждений, наблюдение за чистотой и порядком на определенной части микрорайона.. Сельских школьников ждут посильные дела на полях, фер­ мах, благоустройство сел и деревень, школьных территорий: Система трудовых заданий, наря­ ду с другими воспитательными ме­ рами должна способствовать улуч­ шению психологической подготовки учащихся к трудовой деятельности в тех отраслях хозяйства, в которых особенно нужны молодые силы. Известно, что у нас большая по­ требность в строительных кадрах, что в колхозах и совхозах более 8 0 пр оцентов к омандиров сельс к о­ х озяйственного производства не имеют среднего образования, И все- таки за последние три года в стро­ ительные организации пошло рабо­ тать немногим более 3 00 выпус кни­ к ов средни х шк ол, а работать в к ол­ х оза х и с ов х оза х осталось толь к о 3 06 чело век: Недостатки в воспитательной ра­ боте объясняются тем, что органы народного образования плохо изу­ чают, обобщают и внедряют лучший опыт воспитания. Стоит ли удив­ ляться, что в рядом расположенных школах по-разному поставлена вос­ питательная работа. Органы народ­ ного образования, партийные орга­ низации недостаточно заботятся о повышении политического уровня учителей, их воспитательского ма­ стерства, У нас еще не перевелись педагоги, которые не только не яв­ ляют собой пример культуры и вос­ питанности, но и сами недостойно ведут себя. В воспитании подрастающего по­ коления школа нуждается в поддер­ жке и помощи общественности. Она должна проявляться не только в расширении и укреплении матери­ альной базы школ, но и в возраста­ ющем воспитательном воздействии общественных организаций, произ водственных коллективов на форми­ рование личности детей. Докладчик подробно останавливается на опыте работы партийной организации и производственного коллектива заво­ да «Свободный сокол» по оказанию помощи школам в воспитании уча­ щихся. К сожалению, многие партийные и общественные организации вопро­ сы воспитания детей считают второ­ степенным делом, не вмешиваются в дела семей, где родители своим не­ правильным поведением отрицатель , но влияют; на детей, Парткомы и партбюро даже проходят мимо фак­ тов, когда отдельные коммунисты плохо воспитывают своих детей: В стороне от работы с учащими­ ся стоят многие клубы, Дома куль­ туры, библиотеки, кинотеатры, пар­ ки и стадионы, внешкольные детские учреждения. В большом долгу перед детьми и подростками областной драматический театр, филармония, художники и писатели. Не занимались по-серьезному во­ просами воспитания учащихся об­ ком, горкомы у райкомы комсомола. Большого внимания партийных и комсомольских органов требует улучшение воспитательной работы среди учащейся молодежи вузов и техникумов. В них еще слабо при­ вивают студентам и учащимся вну­ треннюю потребность в самостоя­ тельном совершенствовании и осмы­ сливании теоретических знаний. От­ сюда — нежелание части студентов серьезно и глубоко заниматься изу­ чением первоисточников, плохая ор­ ганизация их самостоятельной ра­ боты. Среди некоторой части выпу­ скников вузов и техникумов наблю­ даются пассивность, неумение пра­ вильно сочетать личные и общест­ венные интересы, непонимание сво­ его долга перед государством, Это подчеркивается фактами неуспевае­ мости студентов, непосещаемости лекций и учебных занятий, отказа выезда на работу по назначению.. Серьезные недостатки в воспита­ нии учащихся в системе профтехоб­ разования. В училищах низкая дис­ циплина, есть факты аморального поведения юношей и девушек. От­ дельные мастера и преподаватели училищ сами не подают личного примера в повышении своего про­ фессионального мастерства, в отно­ шений к порученному делу, соблюде­ нии морального кодекса строителей коммунизма: В школах, высших и средних учебных заведениях и училищах профтехобразования трудится более 37 00 к оммунистов, объединенны х в 23 0 пар тийны х организация х. Э то большая си ла. Но она пока недо­ статочно используется для улучше­ ния воспитательной работы среди учащейся молодежи. Горкомы и райкомы КПСС обязаны улучшить руководство партийными организа­ циями школ и училищ, вузов и тех­ никумов, поднять ответственность коммунистов за обучение и воспи­ тание подрастающего поколения. Действительность, которая нас окружает, сложна и многообразна. Молодым людям порою нелегко ра­ зобраться в противоречиях и труд­ ностях, определить правильное от­ ношение к ним. Нужна идейная закалка, а ее как раз и не хватает, Отсюда —критическое отношение не­ которой части юношей и девушек к событиям прошлого и настоящего, которое затем перерастает в ниги­ лизм, отрицание всего достигнутого, пренебрежительное отношение к ис­ торическому опыту старших поко­ лений советских людей, Долг партийных организаций — прививать молодежи классовое чутье, умение смотреть на жизнь с политической точки зрения. Надо воспитывать у каждого юноши и девушки беспредельную веру в на­ ши коммунистические идеалы, чув­ ство классовой ненависти к импе­ риализму, нетерпимости к любым проявлениям буржуазной идеологии. Во многих партийных организа­ циях накоплен определенный опыт политического воспитания комсо­ мольцев и молодежи: Умело исполь­ зуются различные формы идейного влияния: системы партийной и ком­ сомольской учебы, формы массовой пропаганды — народные универси­ теты и лектории, школы коммуни­ стического труда, культпросветуч- реждения: Однако, как отметил докладчик, лодежью свободного от работы вре-' мени. Это время она должна исполь­ зовать для дальнейшей учебы, обще- ствено-полезной работы, культурного отдыха, занятий физкультурой и спортом. Тов. Сталь указал, что кро­ ме указанных выше форм воспита­ тельной работы с молодежью сле­ дует не забывать о росте професси­ онального мастерства юношей и де­ вушек, о культурно-массовой работе среди них, военно-патриотическом воспитании и улучшении физкуль­ турно-спортивной работы. Он под­ черкнул необходимость улучшения работы комсомольских организаций и организаций ДОСААФ, клубов, Домов культуры и библиотек, кино, стадионов и спортивных площадок. В нашей области выходит 27 га­ зет, Их роль в воспитании моло­ дежи трудно переоценить: К со­ жалению, многие газеты плохо осве­ щают комсомольскую жизнь, не по­ казывают, какое влияние на форми­ рование молодежи оказывают ком­ мунисты, командиры производства и т. д. Нередко на страницах газет много места отводится третьесте­ пенным темам, которые отвлекают молодежь от коренных вопросов производства, учебы. Надо, чтобы на страницах газет печатались уу- ные советы, статьи, корреспонден­ ции, которые бы учили молодежь, как строить жизнь. Партийное руководство —• главное в деятельности комсомола, источник его силы и крепости, Молодежи, указывал В. И. Ленин, нужен опыт коммунистов, умудренных револю­ ционными традициями. И там, где партийные комитеты проявляют по­ стоянную заботу о воспитании мо­ лодежи, поддерживают и направля­ ют творческую инициативу комсо­ мольских организаций, помогают им, там, как правило, юноши и де­ вушки находят свое достойное ме­ сто в жизни, активно участвуют в труде, овладевают знаниями и пе­ редовым опытом, воспитывают в себе лучшие качества советского че­ ловека. К сожалению, есть партийные организации, которые не интере­ суются деятельностью комсомоль­ цев, не направляют ее. В сов­ хозе «Гагаринский» Лев-Толстовско- го района редко проводятся комсо­ мольские собрания, большая часть членов ВЛКСМ не вовлечена в об­ щественную работу, нигде не учится и даже не платит членских взносов. Комитет ВЛКСМ не имеет плана работы, не изучает запросов и нужд молодежи, не знает, как она прово­ дит свой досуг. Тем не менее парт­ ком совхоза и его секретарь т. Гра­ чев мало что делают, чтобы помочь комитету комсомола улучшить ра­ боту с молодежью: Горкомы и райкомы КПСС не вникают по-настоящему в работу горкомов и райкомов комсомола, не повышают ответственности секрета­ рей партийных организаций за со­ стояние идейно-воспитательной ра­ боты с молодежью: В ряде мест работники горкомов и райкомов партии не бывают на заседаниях бюро райкомов ВЛКСМ , не посе­ щают комсомольских пленумов, не анализируют обстоятельно планы работы. Бюро Елецкого и Грязин- ского горкомов КПСС, Елецкого и Лебедянского райкомов партии за восемь месяцев ни разу не обсуж­ дали вопросов партийного руковод­ ства комсомолом и коммунистиче­ ского воспитания молодежи. Неко­ торые партийные организации при­ нимают в свои ряды комсомольцев без рекомендации комитетов и рай­ комов ВЛКСМ . Чтобы решительно улучшить ком­ мунистическое воспитание молоде­ жи, следует резко повысить уровень руководства партийных организа­ ций, горкомов и райкомов КПСС комсомольскими организациями. политическая пропаганда среди юно-| Особое внимание надо обратить на шей и девушек в ряде мест органи-; подбор и воспитание секретарей зована плохо. Она не охватывает комсомольских организаций, лсесто- своим воздействием большую часть! роннее улучшение внутрисоюзной молодежи, а главное—часто ведет- работы в комсомоле. Необходимо ся казенно, без учета специфики возраста молодежи и возросшего общеобразовательного и культурно­ го уровня. Можно привести немало фактов, когда созданные комсомоль­ ские политические круж ки прекра­ щали работу через два—три занятия. Многие . партийные и комсомоль­ ские работники нередко за общими цифрами «охвата» и количества все­ возможных мероприятий не видят конкретных людей, не знают их стремлений и нужд. Часть юношей и девушек посе­ щает церковь, справляет религиоз­ ные обряды, праздники. Р елиги­ озные пережит ки в сознании отдель­ ны х юн ошей и девуше к — с виде­ тельство отсутствия у ни х твердого научного мировоззрения, а та кж е слабости политичес к ой работы пар­ тийны х и к омсомольс ких организа­ ций, В новом учебном году вносятся к оренные изменения в организацию политичес к ой учебы комсомольцев п молодежи. Создаются круж ки типа «Кругозор», «Молодежь и общест­ венный прогресс», политические клубы «Прометей», «Глобус» и дру­ гие формы учебы с учетом подго­ товки и Стремлений юношей и деву­ шек. Партийные организации при­ званы помочь комсомолу в органи­ зации учебы и прежде всего поза­ ботиться о подборе пропагандистов из числа лучших коммунистов, спе­ циалистов производства, руководя­ щих работников, ветеранов труда. Коренного улучшения требует лекционная пропаганда среди моло­ дежи.. В Краснинском районе, на пример, отдельные лекторы за во­ семь месяцев не прочитали ни по одной лекции для юношей и деву­ шек. Очень мало читается лекций по истории Коммунистической пар тип, о В. И. Ленине и других вы­ дающихся деятелях Советского го сударства, чья жизнь является об разпом служения народу. Р ед к о вы­ ступают перед молодежью ру к ово дители предприятий, к ол х озов, сов хозов, не практикуются встречи юно­ шей и девушек с ветеранами и ге­ роями труда. Докладчик уделил большое внима­ ние правильному использованию мо- шире привлекать к общественной жизни членов ВЛКСМ , давать ком­ сомольцам партийные поручения по отдельным вопросам культурного строительства, организации учебы, отдыха и быта молодежи, смелее выдвигать способных юношей и де­ вушек на руководящую работу. Требуется поднять ответствен­ ность каждого коммуниста, особен­ но руководителей предприятии, строек, колхозов и совхозов, учреж­ дений за воспитание молодежи, оказывать ей необходимую помощь в повышении общеобразовательных и политических знаний, заботиться о создании условий для отдыха и быта. Партийные организации обязаны улучшить руководство комсомолом, повышать боеспособность комсо­ мольских организаций, добиваться, чтобы они проводили целеустремлен­ ную, боевую организаторскую и вос­ питательную работу среди молоде­ жи, активно поднимали ее на новые трудовые подвиги: * , * * Первым в прениях выступил пер­ вый секретарь Липецкого горкома КПСС А. А. Путря. Он рассказал, что делает городская партийная ор­ ганизация по коммунистическому воспитанию молодежи, остановился на ряде вопросов, решение которых не зависит от горкома КПСС. — Летом мы провели пленум горкома партии, на котором обсуди­ ли задачи партийной организации по воспитанию детей и подростков, — говорил оратор. — Пленум про­ шел хорошо. Многое сейчас делает­ ся по выполнению его постановле­ ния: Но один вопрос, к сожалению, не находит своего решения. Р ечь идет о воспитании воспитателей . Об ластной отдел народного обра­ зования занимает какую- то двой­ ственную позицию: считает, что этот вопрос надо решать, и в то же вре­ мя ничего не делает: В ш к оле основная тяжесть воспи­ тательной работы лежит на к лас­ сном ру к оводителе и пионервожа­ том . Н о как раб отает с ребятами к лассный ру к оводитель? Он, как и все педагоги, предметни к. За гружен, как пра вило, 18 часов в недел ю. С детьми видится на свои х ур о ках и один раз в неделю на к лассном часе . Пи онервожатый об щ ается с ребятами е щ е реже . Ум еть быть воспитателем — тоже нау ка, А где ее изучить? В педин­ ституте на изучение истории пио­ нерс к ого движения отводится всего четыре часа, а элементарным осно­ вам массовой работы с ребятами в программе даже места не наш лось. Вот и приходит после учебы в шко­ лу пионервожатый, у которого нет ни способностей, ни знаний этой ра­ боты, а часто и желания. В институте усовершенствования учителей для классных руководите­ лей организован семинар. Проводит­ ся он раз в квартал. Неужели не понятно, что это не что иное, как дань формализму? Горком КПСС ставил перед обло- но и областным управлением куль­ туры вопрос о выработке стройной системы учебы классных руководи­ телей, пионервожатых, учителей пе­ ния, танцев, рисования, но ими ни­ чего пока не сделано. Областной отдел народного образования не любит ставить и решать вопросы улучшения воспитания учащихся, по-прежнему смотрит на это через призму липецкого метода рацио­ нального урока. Между тем, при­ крываться формулой воспитания только через урок — значит надеть на глаза шоры и ничего не видеть. Тов. Путря считает, что надо до­ биться, чтобы народнохозяйствен­ ный план набора учащихся в девя­ тые и десятые классы обязательно согласовывался с выпуском детей из восьмых классов: В 196 5—66 уч ебном году восьмые к лассы о к он­ чат более 4.000 ребят, а на буду щий уч ебный год планируется принять в 9 к лассы о к оло тре х тысяч дете й. Куда деваться остальным ребятам? Г-• Хорошо, — говорил т. Путря, —I если подросток попадет на про­ изводстве в хороший коллектив, где его окружат вниманием и заботой. Но иногда старшие начинают обу­ чать юношей ненужной «грамоте», посылать за водкой, спаивают, пред­ лагая «обмыть» получку, день рож­ дения. Но ни общественные органи­ зации, ни органы милиции, суда и прокуратуры не принимают мер к этим горе-наставникам. А почему бы не судить тех, кто спаивает подро­ стков, сбивает их с истинного пути. В Усманском районе насчитывает­ ся более 6 ,5 тысячи к омсомольцев . Они объединены в 87 первичны х ор­ ганизаций . Об учас тии к омсомоль­ цев и молодежи в жизни предприя­ тий, к ол х озов и сов х озов, ш к ол рас­ с ка зал первый се кр етарь рай к ома КПСС М . В. Лапин. Только в животноводстве, напри­ мер, работают телятницами, доярка­ ми и свинарками более тысячи де­ вушек, Более пятисот парней тру­ дятся механизаторами. На пред­ приятиях занято около двух тысяч молодых рабочих: Можно назвать сотни имен юношей и девушек, которые показывают образцы само­ отверженного труда. Например, мо­ лодая доярка из колхоза «Россия» Р . Ниж егородова уже получила ст кажд ой к оровы по 2 200 ки лограм­ мов моло ка, а с винар ка и з к ол х оза имени Калинина 3. Вандыш ева вы­ растила от кажд ой свиномат ки п о 2 0 п оросят .- М олодые ме хани заторы развернули широ к ое социалистиче­ ск ое соревнование за своевременную и кач ественную вспаш ку зяби . Ак тивность молодежи, ее творче­ ск ое отношение к д елу — результат внимания партийны х организаций к к омсомолу, политичес к ого воспита­ ния юношей и девуше к. Райк ом КПСС на свои х п ленума х д важды обсуждал вопросы партийного ру­ к оводства к омсомолом и моло­ дежью . Пар тийные организации ста­ ли глубже интересоваться запросами и нуждами молодежи, смелее пору­ чать ей выполнение важны х д ел на производстве, развивать самодея­ тельность, инициативу и творчество юношей и девуше к. Комсомольцы и молодежь не толь­ к о х орошо трудятся, но- и принима­ ют а к тивное участие в ку льтурно- массовой работе. В районе постянно работают одиннадцать молодежных агиткультбригад, народн&й хор, на­ родный кукольный театр, более пя­ тидесяти кружков художественной самодеятельности. В этих коллекти­ вах занято более тысячи юношей и девушек Умело организуют эстетическое воспитание учащихся педагогический коллектив и коммунисты Октябрь­ ской средней школьь Р ебята рабо­ тают в д в у х х оровы х кружках, и г­ рают в ду х овом и эстрадном ор к е­ стра х.- Имеются кукольный театр и хореографический кружок. В школе регулярно проводятся для старше­ классников вечера, на которых вы­ ступают с лекциями учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства, проводятся диспуты. Хорошей тра­ дицией стало проведение вечеров «голубой огонек». Все это положи­ тельно сказывается на учебе и пове­ дении ребят. — Ка к правило, нарушителем общественного порядка является мо­ лодежь, которая нигде не учится, не работает, — говорил депутат Вер­ ховного' Совета ССС Р, м астер кис­ лородно- к онверторного це ха Н ово­ липец к ого металлургичес к ого заво­ да Н. И. Меньшиков. — Поэтому в воспитательной работе партийных организаций с молодежью трудо­ устройство юношей и девушек, обу­ чение их общественно-полезному труду должно занять одно из важ­ ных мест. Требуется, чтобы руководители предприятий и строек больше забо­ тились о подростках, следили за их профессиональным ростом, их уче­ бой. Специфика производства Ново- липецкого завода не позволяет ши­ роко использовать труд подрост­ ков, но во вспомогательных цехах у нас трудятся ребята по 16— 17 лет. Их в 196 4 году было принято 16 0 че ловек, а в нынешнем — еще 92. Все они уже'прошли курс обучения, получили специальность.- Партком, общественность завода помогают школам организовать производственное обучение учащих­ ся. В прошлом году различные спе­ циальности получили 447 уч ени к ов 9, 1 0 и 11 классов.- В нынешнем го­ ду еще более 400 ребят приступили к пр оизводственному обучени ю. В работе с юношами и девуш ками шк ол х орошо зар екомендовали себя мастера А,- С. Крутиков (цех КИП и автоматики), Н. Н. Арсеньев и Н. С. Ремизов (второй листопро ка т­ ный пе х), И. В. Лидякин и Б. Д. Чеченов (механический цех). Они не только обучают ребят специально­ сти, но и своим авторитетом, лич­ ным примером, поистине отцовской заботой прививают им любовь к профессии, чувство гордости и до­ стоинства советского рабочего. Прививая молодежи любовь к труду, нельзя забывать и о ее быте. После напряженного трудового дня каждому хочется отдохнуть, на­ браться новых сил и, естественно, на первый план выдвигается вопрос о жилье. Однако около двух тысяч молодых рабочих завода нуждаются в общежитии. Да и те, кто живет в общежитии, не имеют возможности как следует отдохнуть, подготовить­ ся к занятиям. В общежитиях негде проводить массово-политическую ра­ боту.- Все красные утолки, комнаты для занятий заселены рабочими, а заводу только в один конверторный цех необходимо принять еще не ме­ нее тысячи человек: Нездоровую обстановку с жильем для молодежи можно было бы раз­ рядить, но строители не по-партий­ ному относятся к своему долгу: Трест «Жилстрой», который в ны­ нешнем году должен был сдать за­ воду два общежития, не справился со своим обязательством. Он, зало­ жив фундаменты общежитий, пе­ ребросил рабочих на другие объек­ ты. Р е к тор Лип ец к ого педагогичес к о­ го института Н. С. П ерелыгин оста­ новился на том, что делают партий­ ная организация и преподаватель­ с кий к олле к тив для улучшения вос­ питательной работы среди студенче­ ства, каки е трудности встречаются . Внимани е партийной организации сосредоточено на идейном воспитании студенчества, на выработ к е глубо­ к ой мар ксис тс к о-ленинс к ой убеж­ денности . Укр епив каф едры об щ ест­ венны х наук знаю щими, к валифици­ рованными кадрами, р е к торат и партбюро стремятся, чтобы юноши и девуш ки н е толь к о овладевали об­ щими за к онами природы и об щ ест­ ва, но н умели использовать свои знания в пра к тичес к ой деятельност и. Ра зумеется, один учебный процесс не может обеспечить этого . Он да­ ж е не в состоянии вызвать потреб­ ность в глубо к ом знании мар кси зм а- ленишизма . Ч тобы поднять интерес к теории, выработать потребность в ней, на фа ку льтете об щ ественны х профес­ сий создаются группы ле к торов на­ учного к оммунизма, научного атеиз­ ма, международни к ов и т- д ., пр ед­ полагается использовать старше­ курсник ов в кач естве пропаганди­ стов к омсомольс к ого просв ещения: В учебных программах института значительно увеличено количество часов на преподавание педагогики, частных методик,- Приглашены но­ вые преподаватели. Перестраивается деятельность факультета обществен­ ных профессий, чтобы на нем можно было готовить студентов к проведе­ нию воспитательной работы. Однако с педагогической практикой студен­ тов дело обстоит неблагополучно. Практика воспитательной работы студентов 1—2 курсов сводится к встрече со школьниками во время перерывов, выпуску стенных газет, подготовке классных вечеров. А хо­ телось бы, чтобы эта практика была общеполезной: В этом году студенты ведут рабо­ ту в клубе подростков при Доме культуры завода «Свободный со­ кол». При пединституте действуют детская спортивная школа, школа математиков и физиков. Но этой работой занято два — три десятка студентов, а их у нас четыреста: Чем занять остальных? По мнению оратора, как ни труд­ но в городе с жильем, надо созда­ вать при каждом крупном доме пи­ онерские комнаты. В них студенты вместе с комсомольскими организа­ циями могут организовать живую, интересную работу с подростками. Тов,- Перелыгин предлагает до­ биться, чтобы профсоюзные клубы и Дома культуры изменили отноше­ ние к детям. Обидно становится за деятелей культуры, когда узнаешь, что в районе завода «Свободный сокол» для ребят открыта детская комната милиции, да обещают в будущем освободить два подвала, а Дом культуры целыми днями пу­ стует. Пора открыть ворота пустую­ щих стадионов для детей, а педаго­ гический институт даст сотню, а ес­ ли потребуется и больше, подготов­ ленных инструкторов по различным видам спорта, способных и умеющих работать с ребятами. Необходимости улучшения работы с подростками посвятил свое вы­ ступление секретарь обкома КПСС А. А. Афанасов. Он высказал ряд мыслей и предложений, которые, по его мнению, должны способствовать сокращению детской безнадзорно­ сти, хулиганства: Чаше всего административные органы и местные Советы за нару­ шения подростков спрашивают со всех — школ, общественных орга­ низаций, но не с родителей. В под­ тверждение этого он привел факт с заседания административной комис­ сии при Липецком райисполкоме. Она обсуждала дело одного под­ ростка, который украл велосипед.- Меньше всего чувствовали себя ви­ новными подросток и его мать. За­ то краснели представители школы, которых обвинили во всех грехах. А почему бы в первую очередь не спросить и не наказать родителей за невнимание к своему ребенку, за плохое воспитание его. Надо повысить ответственность руководителей предприятий а стро­ ек. учреждений и организаций за воспитание работающих подростков. В свое время им предлагалось соз- дать общественные советы по кэор« динации работы с подростками! Прошло достаточно времени, но этих советов ни на одном предприя­ тии нет. Подростков по-прежнему не­ охотно берут на работу и часто без раздумья увольняют с предприятий, а они, предоставленные самим себе* имея уйму свободного времени, по­ падают под влияние улицы и по­ полняют собою ряды правонаруши­ телей. На Чаплыгинском агрегатном за­ воде трудится 79 подростков. Их работой, бытом, поведением дома и на улице не интересуются ни адми­ нистрация, ни партийная организа­ ция. А результат этого—часть под­ ростков привлечена к ответственно­ сти за мелкое хулиганство. Чтобы дети меньше «болтались* на улице, требуется занять свобод­ ное время ребят. В городе, к сожа­ лению, мало внешкольных органи­ заций, работающих с детьми. А стро­ ители не выполняют свой долг пе­ ред ребятами. Например, здание морского клуба строится несколько лет. Можно было бы сделать ' зо дворах жилых домов простейшие спортивные сооружения. Но строи­ тели сдают жилые дома так, что во дворе стать негде, а не то что спор­ тивную площадку построить. Надо потребовать от строителей, чтобы они сдавали в эксплуатацию г.е только дом, но и благоустроенный ДВО Р: В ра боте 0 м олодежью первуй с крипку д олжен играть к омсомол . С н его надо и спрашивать . Мы ж е, по словам оратора, привы к ли за все брать вину на себя. Это неверно. Необходимо повышать ответствен­ ность комсомольских организаций за коммунистическое воспитание юношей и девушек, за состояние внутрисоюзной работы, «— В последнее время в практике комсомольских организаций появи­ лось немало новых, интересных форм работы, позволяющих повы­ шать роль первичных организаций, привлекать широкий актив к уча­ стию в общественной жизни, — за­ явит первый секретарь обкома ВЛКСМ В. В. Прибытков. —- Более 3, 5 тысячи юношей и девуше к ак тив­ но действуют в штаба х « Комсомоль­ с к ого проже к тора», созданы и рабе* тают на многи х пр едприятия х сове­ ты молоды х сп ециалистов, имеются к лубы старше к лассни к ов, объедине­ ния по интересам, оперативные к ом­ сомольс ки е отряды . Вс е это, безус­ ловно, положительно с ка зывается на формирование политичес ких взгля­ дов молодежи, на повышение ее трудовой а к тивности . Н о, как при знал т. Прибытков, V работе обкома, горкомов и райко­ мов ВЛКСМ имеются серьезные не­ достатки, мешающие развитию ини­ циативы молодежи, совершенствова­ нию и улучшению деятельности первичных комсомольских организа­ ций: Все еще оказывается предпо­ чтение форме, показной стороне де­ ла, а не живой организаторской ра­ боте. Подбор комсомольских вожа­ ков ведется без достаточной вдум­ чивости, без учета способностей мо­ лодых людей,- Не удивительно, что партийная прослойка среди секрета­ рей комитетов В Л К ^М очень незна­ чительная: Комсомольские собрания проводятся редко, большинство чле­ нов ВЛ|КСМ не имеет поручений, ряды организаций'растут медленно. Состояние дел в целом ряде первичных комсомольских организа­ ций требует серьезного и повседнев­ ного вмешательства коммунистов, Между тем, встречаются факты без­ различного отношения отдельных партийных и хозяйственных руково­ дителей к делам и нуждам молоде­ жи. В комсомольской организации колхоза «Свободный сокол» Добров- ского района 57 членов В Л КСМ , Они могли бы многое сделать для улучшения дел в хозяйстве, воспи­ тания молодежи. Но авторитет ор­ ганизация давно потеряла. Комсо­ мольцы не помнят, когда у них бы­ ло собрание, перестал!^ платить членские взносы. Организация прак­ тически перестала существовать. Но это не волнует секретаря парткома колхоза т. Старкова. В июле бюро райкома КПСС заслушало отчет парткома .артели о руководстве ком­ сомольской организацией, подсказа­ ло, что надо сделать для улучше­ ния воспитания молодежи, но все и до сих пор остается по-прежнему, А ведь партийная организация, займись она по-настоящему работой с молодежью, много может сделать для развития активности и творче­ ской инициативы юношей и девушек, Об этом свидетельствует деятель­ ность партийной организации совхо­ за «Ударник» Тербунского района, о которой рассказал на пленуме ди­ ректор совхоза С, А. Дуванов. Вошло в правило, что партком совхоза на своих заседаниях обсуж­ дает планы работы комитета ВЛКСМ , дает практические советы, слушает отчеты секретарей партор­ ганизаций о руководстве комсомо­ лом. На открытые партийные собра­ ния приглашаются комсомольские вожаки и рядовые члены ВЛКСМ . На них слушались вопросы о рели молодежи на весеннем севе, о зада­ чах комсомольской организации по улучшению культурно-просветитель­ ной работы среди тружеников сов­ хоза. С докладами на комсомоль­ ских собраниях выступают секре­ тарь парткома, директор, главные ^специалисты. Все это сказывается на трудовой активности молодежи. Тов. Дуванов называл имена молодых свинарок, механизаторов, рассказал о их вкладе в дела коллектива сов­ хоза. В прениях по докладу т.- Сталя приняли также участие первый сек­ ретарь Елецкого горкома КПСС Г. П. Дьяков, заведующая учебной частью школы № 31 г. Липецка К. Н. Мам- зина, начальник областного управле­ ния КГБ В. С. Терехов и другие. Пленум принял по обсуждаемому вопросу постановление, в котором разработаны меры по улучшению коммунистического воспитания мо­ лодежи* < у<■„ 'С

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz