Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
58 ся тябра 1965 г ., X- 229 ?ЗШ1 Л Е Н ИН С К О Е ЗНАМЯ П РОДОЛЖЕН ИЕ ДО КЛ А Д А А. Н. КОСЫГИНА Переход на новые формы и мето ды окономического стимулирования промышленного производства требу ет улучшения системы ценообразова ния. Цены должны во все большей степени отражать общественно не обходимые затраты труда, обеспе^ чивать возмещение издержек произ водства и обращения и получение прибыли каждым нормально рабо тающим предприятием* Существовавшая недооценка экэ* Комических методов в планировании и управлении народным хозяйством, ослабление хозяйственного расчета в немалой степени связаны с круп ными недостатками в ценообразова нии. Если нет обоснованных цен, то м экономические расчеты становятся недостаточно надежными, а это в свою очередь способствует принятию субъективистских решений* Теперь при установлении оптовых Пен на промышленную продукцию становится обязательным научно Обосновывать определение уровня рентабельности в отраслях промыш ленности.- Нормально работающие предприятия от реализации своей продукции по оптовым ценам долж ны получать прибыль и иметь воз можность соответственно образовы вать поощрительные фонды, а так же располагать необходимыми сред ствами для расширения своей дея тельности, для внесения платы за основные фонды и для других взно сов в бюджет. Большую роль призвана сыграть цена также в решении вопросов, «вязанных с повышением качества продукции, целесообразной долго вечности и надежности‘ изделий. По этому при установлении цен на но вые, более совершенные изделия следует учитывать и дополнитель ные затраты изготовителей и тот экономический эффект, который по лучат потребители при использова нии этой лучшей по качеству про дукции. В ятом случае для изгото вителей будет создана большая за интересованность в совершенствова нии продукции, а потребителям бу дет экономически выгодным приме нять такую продукцию. В процессе подготовки к настоя щему Пленуму Президиум П К КПСС и Совет Министров ССС Р решили образовать Государственный к омитет иен при Госплане СССР . Э тому к омитету поручается разра ботать и представить к 1 ян варя 1966 г, предложения об основны х напра вления х в разработ к е оптовы х ц ен на промышленную проду кцию, исх одя па необ х одимости наиболь шего приближения цен к ур овню об щ ественно необ х одимы х затрат тру да . Э ти цены должны обеспечить ос ущ ествление намечаемы х м ер по совершенствованию планирования и э к ономичес к ого стимудиро в а н и я предприятий* Совершенствование системы цено образования и улучшение пра к ти ки ус тановления оптовы х цен будут способствовать улучшению э к оно мичес ких п о ка зателен работы про мышленности, изыс канию д ополни тельны х реэервоа я обеспечению систематичес к ого и неу к лонного снижения себестоимости промыш ленной проду кции. Сам о собой ра зумеется, что розничные цены мо гут пересматриваться толь к о а сто рону снижения . Опы т по ка зал, что расчеты уров ня оптовы х цен на все виды про ду кции . и п одготов ка н овы х пр ей с куран тов по всем отраслям про мышленности требуют значительно го времени, Очевидно, что новые цены пра к тичес ки м ожно будет ввести в действие в 1967=1968 го да х, Вместе с тем но отраслям про мышленности, где пере х од на новые условия э к ономичес к ого стимулиро вания будет проис х одить ранее эти х ср о к ов, Госплан, Министерство фи нансов и Комитет цен должны оу- дут внести необ х одимые поправ ки в действую щи е цены, с тем, чтобы устранить в цена х на пр оду кцию э ти х отраслей неоправданные раз личия в рентабельности . Таково в основных чертах содер жание главных предложений по со вершенствованию планирования и стимулирования промышленного производства. Предлагаемая систе ма планирования и стимулирования в своей основе применима также Ч в строительстве, и на железнодо рожном транспорте, и в ряде дру гих отраслей народного хозяйства. Однако ее нельзя распространять на эти отрасли механически, без учета особенностей их экономики и стоящих перед ними задач. Раб ота в этом направлении постепенно бу дет проводиться, III . У д у ч ш и т ь п р о о р г а н и з а д и ю у п р а в л е н и я м ы т л е н н о с т ь ю С овершенствование организацией ны х форм управления народным х о зяйством на основе ленинс к ого принципа демо кра тичес к ого центра лизма, своевременное устранение отживши х ф орм управления явля ются объе к тивной необ х одимостью . Э то выте ка ет из потребностей раз вития производительны х сил и со циалистичес ких пр оизводственны х отношений* Разумеется, подлинное совершен ствование управления х озяйством не имеет ничего об щ его с необосно ванными с к ороспелыми перестрой ками, оторванными от реальной х о зяйственной жизни и противореча щими требованиям объе к тивны х эк ономичес ких за к онов . За последние годы в нашей стра не была проведена большая реор ганизация управления народным х озяйством, С 1957 года управле ние промышленностью стало осу щ е ствляться через советы народного хозяйства* Промышленные мини стерства были упразднены, а пред приятия, находящиеся в их веде нии, переданы в подчинение совнар хозов. Организация управления промыш ленностью через совнархозы имела некоторые положительные стороны. В ряде случаев произошло полез ное объединение родственных пред приятий, были созданы заводы по ремонту оборудования, производст ву заготовок, инструмента для об служивания предприятий разных от раслей промышленности. Но с течением времени в управле нии промышленностью начали выяв ляться крупные недостатки. Рук овод ство отраслью промышленности, представляю щ ей собой единое целое в производственно-те хнич ес к ом от ношении, было раздроблено по мно гочисленным э к ономичес ким рай онам н о ка залось совершенно нарушенным . О трасли как бы «рас творились» в х озяйстве э к ономичес ких рай онов . Рук оводство предприятиями разно родны х отраслей неред ко осуществ ляется в совнархозах не специализи рованными, а многоотраслевыми уп равлениями* По многим отраслям промышленности совнархозы не рас полагают необходимыми квалифици рованными кадрами. Такое положение заставило искать пути к устранению этих недостатков. В 196 0 году были образованы рес публи кански е совнар х озы в РСФСР, У краинск ой ССР и Каза хск ой ССР, а в 1962 году произведено у крупн е ние совнар х озов . Бы ли созданы Со вет народного х озяйства СССР, ВСНХ СССР, государственные к оми теты по отраслям промышленности . Однак о эти дополнительные органи зационные мероприятия не смогли устранить к оренны х н едостат к ов данной системы управления . Отраслевые к омитеты не о ка зали решаю щ его влияния на повышение те хнич ес к ого уровня промышленного производства . Н е имея достаточны х пра в, они фа к тичес ки стали к онсуль тативными органами, оторванными от предприятий и от всего к омпле кса вопросов производства* Сейчас в народном х озяйстве соз далось та к ое положение, при к ото ром планы по новой те хник е рас сматриваются и решаются одними органами, планы производства и ка пи тального строительства—другими, а вопросы снабжения — третьими . П о су щ еству нет единого органа, к оторый мог бы к омпле ксн о рассмат ривать и решать вопросы развития отрасли во всем ее многообразии . В р езультате всего этого был на несен у щ ерб те хнич ес к ому прогрес су, развитию промышленного произ водства, специализации, рациональ ным производственным связям меж ду предприятиями, на х одя щимися в разны х эк ономичес ких рай она х. О т х од от отраслевого принципа привел к сниж ению уровня ру к овод ства отраслями, к наруш ению един ства те хнич ес к ой полити ки и распы лению к валифицированны х кадр ов, Породил многоступенчатую систему управления . В озни к ли многочислен ные органы, к оторые непосредствен но не отвечают за развитие отр аслей. Все это привело к безответственно сти, к бесконечным согласованиям вопросов и потере оперативности в руководстве* а »■ ■ Таким образом, назрел вопрое о Серьезном улучшении организации урра |,т$ря промышленностью, _Нг§-_ по. производству бытодых машин^ бы успешно развивать промышлен ность, необходимо обеспечить един ство руководства производством, техникой, экономикой и научными исследованиями в каждой отдельной отрасли. Должная концентрация и централизация сил по руководству промышленностью в условиях социа листической системы ведения хозяй ства возможна лишь при применении отраслевого принципа управления. Характерно, что потребности раз вития промышленности, выдвинули новую форму ее организации — от раслевые объединения, находящиеся на хозрасчете. Зарождение производ ственных объединений на основе хоз расчета в рамках совнархозов сви детельствует о том, что в жизни пробивает себе настойчиво дорогу более совершенная форма организа ции управления — отраслевая фор ма. Эта форма способствует улуч шению специализации, кооперирова ния и концентрации производства, позволяет более разумно использо вать квалифицированные кадры, соз дает благоприятные условия для со вершенствования технического и эко номического руководства. Для улучшения руководства про мышленностью необходимо создать органы, построенные по отраслево му принципу. Такими органами должны стать промышленные мини стерства, наделенные всеми правами по руководству отраслями произ водства и полностью ответственные за развитие этих отраслей. Министерства будут осуществлять планирование, руководить производ ством и I решать вопросы техниче ской политики, материально-техни ческого снабжения, финансирования, труда и заработной платы* Им бу дут подчинены и отраслевые науч но-исследовательские институты. Это облегчит производственно-хо зяйственную работу предприятий, поскольку все важнейшие принци пиальные вопросы производственно хозяйственной деятельности пред приятий будут теперь решаться в одном органе г— министерстве. Министерства будут отвечать за удовлетворение потребностей народ ного хозяйства и населения в необ ходимой продукции. Они должны проявлять инициативу в производ стве новых, прогрессивных видов изделий, быстро и оперативно обес печивать развитие производства этих изделий в соответствии с ра стущими потребностями. Понятно, что централизованное плановое руководство экономикой должно сочетаться е развитием ини циативы союзных республик, мест ных органов и предприятий* С учетом производственно-техни ческих особенностей отраслей про мышленности намечается создание отраслевых промышленных мини стерств: общесоюзных, союзно-рес- публнканскнх и республиканских. Общесоюзные министерства пред лагается создать по отраслям ма шиностроительной промышленно сти, которая особенно требует еди ного технического руководства в масштабах всей страны для прове дения стандартизации, унификации и нормализации изделий, узлов и деталей, обеспечения их высокого качества ыа современном уровне ми ровой науки и техники. Эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии общегосударственного руководства предприятиями маши ностроительной промышленности, Для руководства отраслями ма шиностроения предлагается образо вать следующие общесоюзные мини стерства: Министерство тяжелого, энергети ческого и транспортного машиност роения, Министерство строительного, до рожного и коммунального машино строения, Министерство тракторного и сель скохозяйственного машиностроения, Министерство автомобильной про мышленности, Министерство электротехнической промышленности, Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем уп равления, Министерство химического и нефтя ного машиностроения, Министерство станкостроительной н инструментальной промышленности, Министерство машиностроения для легкой, пищевой промышленности и * Другие отрасли промышленности предполагается передать в союзно- республиканское подчинение, Это оз начает, что будет обеспечено участие союзных республик в управлении предприятиями этих отраслей. Будут созданы как еоюзно - республикан ские министерства ССС Р, та к и одно именные министерства в союзны х рес публи ках, прич ем сами республи ки буду т решать по согласованию с со ответствую щим минис терством Союза ССР —• создавать ли по данной от расли в республи к е министерство или управление ( х озяйственное объеди нение), Предлагается образовать следую щ ие союзно-республи кански е мини стерства СССР; Министерство черной металлур гии, Министерство цветной металлур гии, в Министерство угольной промыш ленности, Министерство химич ес к ой про мышленности, Министерство «ефтедобываюшей промышленности . Минис терство нефтеперерабатыва ю щей и нефтехимической промыш ленности, Министерство лесной, целлюлозно- бумажной « деревообрабатывающей промышленности, Министерство цромышлени о с т и строительных материалов, Министерство легкой промышлен ности, Министерство пищевой промыш ленности, Министерство мясной и молочной промышленности. Союзно-республиканские промыш ленные министерства или управле ния (объединения) в союзных рес публиках будут находиться в под чинении Советов Министров союз ных республик и соответствующего союзно-республиканского министер ства ССС Р и в своей деятельности по управлению предприятиями ру к о водствоваться положениями, разра батываемыми союзно-республи кан скими минис терствами СССР . Ч то каса ется промышленности рес публи канск ого подчинения, то здесь республи ки буду т сами решать во прос о целесообразности создания министерств и х озяйственны х объ ед инений. Важной функцией респуб ликанских органов является всемер ное развитие местной промышленно сти, имеющей большое значение для обслуживания населения. Ц К КПСС и Совет Министров ССС Р обсудили н приняли решение, предусматриваю щ ее предоставление союзными республи ками н овы х прав в области планирования, капи таль ного строительства, финансирования, труда и заработной платы . Мы д олжны и в дальнейшем уделять серьезное внимание развитию ини циативы союзны х р еспубли к в обла сти х озяйственного и ку льтурного строительства* Организация министерств ни в как ом случае не должна повлечь за собой увеличения численности уп равленчес к ого аппарата . Напр отив, эта численность должна быть со кра щена. Необходимо выработать про стую структуру министерств и не многочисленные штаты, поскольку предприятиям и хозяйственным объ единениям предоставляются боль шие права и нет надобности созда вать аппарат, который осуществлял бы мелочную опеку над предприяти ями. Создание отраслевых министерств потребует усиления роли Гооплаиа.- При наличии централизованных ор ганов отраслевого управления воз растает значение согласованного раз вития отдельных отраслей хозяйст ва и экономических районов страны. Сейчас Госплан подчиняется ВСНХ ССС Р. М ежду тем задачей Госпла на является, как п одчер ки вал В. И. Ленин, научное планирование всего народного хозяйства. Поэтому пред лагается подчинить Госплан ССС Р, как с оюзно-республи канский орган, непосредственно Совету Министров СССР* Д ля того, чтобы обеспечить пра- ®ильно§ территориально^ планиро вание, к омпле ксн ое использование природны х, трудовы х, эн ергетиче с ких и дру ги х ресурсов в э к ономиче с ких рай она х, Госпланы союзны х р еспубли к буду т веети разработ ку пр ое к тов планов развития народно го х озяйства республи к, в к лючая Отрасли промышленности союзно- республи канск ого и республи канск о го подчинения . Р еспубли кански е Гос планы должны та кж е разрабатывать предложения по прое к там планов производства предприятий об щ есо юзного подчинения, на х одя щихся на Территории республик. Таким образом, Госпланы союзных республик становятся органами, осу ществляющими подготовку вопросов развития промышленности республи ки в целом, исходя из общих народ нохозяйственных интересов. Это по зволит союзным республикам пре дупреждать возможные проявления ведомственных тенденций. Государственный комитет по ко ординации научно-исследовательских работ ССС Р пр едлагается преобра зовать в об щ есоюзный Государст венный к омитет Совета Министров . СССР по нау к е и те хник е . Г осстрой СССР, подчиненный в настоя щее время ВСНХ ССС Р, целесообразно преобразовать в Государственный к омитет Совета Министров СССР по делам строительства, со храни в его как с оюзно-реепублн канский орган . Пр едлагается упразднить Высший совет народного х озяйства СССР, Совет народного х озяйства СССР, республи кански е советы народного х озяйства и советы народного х о зяйства э к ономичес ких рай онов . В упра влении народным х озяйст вом важное место занимают вопро сы организации материально-те хни ч ес к ого снабжения . О т того, как на лажено материально-те хнич ес кое снабжение, во многом зависит ра циональное использование матери альных ресурсов, повышение произ водительности труда, рентабельно сти производства и качества гото вой продукции. Для того, чтобы ма териально-техническое снабжение соответствовало нуждам народного хозяйства, оно должно планиро ваться и управляться как единая самостоятельная система. Д о 19 57 года су щ ествовала, ве домственная система материально- те хнич ес к ого снабжения с множест вом мел ких к онтор, баз и ск ладов, дублировавши х раб оту друг друга . Э то была дорогостоя щая снабж ен че ская сеть, не позволявшая осу щ е ствлять гиб к ое маневрирование ма териальными ресурсами, имею щими ся в народном х озяйстве* Проведенные за последние годы мероприятия по организации снаб жения и сбыта по территориальному принципу позволили нес к оль к о улуч шить эту систему, Было со кращ ено огромное к оличество мел ких снаб ж енчес к о-сбытовы х организаций . С озданы более крупны е и лучше ос н ащ енные специализированные ба зы, универсальные (межотраслевые) к онторы и еклады* Полнее исполь зуются имеющиеся на местах ресур сы. В дальнейшем материально-тех нические ресурсы будут выделяться Госпланом ССС Р в распоряжение министерств СССР, к оторые и бу дут фондодержателями, Эти мини стерства будут распределять ресур сы по подведомственным потреби телям . Р еализация фондов будет ос ущ е ствляться главснабсбытами и тер риториальными органами матери ально-те хнич ес к ого снабжения, дей ствую щими в настоя щ ее время, Товарищи! Решения Пленума вне сут в плановое ру к оводство про мышленностью большие изменени я. Э то по сути дела важная х озяйст венная реформа, к оторая о х ватыва ет 1 производственную деятельность всей многомиллионной армии работ ни к ов промышленности —- рабочи х, с лужа щих, инж енеров, те хник ов, э к ономистов, х озяйственны х рук ово дит елей. Переход к новым хозяйственно, организационным методам в промыш ленности несомненно положительно скажется на всем народном хозяйст ве, Создается возможность поднять всю систему хозяйствования на каче ственно новую ступень. Это позволит ввести в действие дополнительные источники роста материального бо гатства нашей Р одины и подъема уровня жизни советс к ого народ а. Однак о успе х э того дела сам собой не придет . Д ля реализации создавае мы х б лагоприятны х возможностей необ х одимы: чет кая организационная подготов ка к переводу х озяйственно; то ру к оводства промышленностью на новые условия работы: повышение уровня х озяйственной деятельности промышленны х кадр ов в соответствии с новыми задачами и требованиями; широ к ое развертывание творчес к ой а к тивности трудя щихся, пр оизводст венны х к олле к тивов предприятий* Намечаемые мероприятия по совер шенствованию ру к оводства промыш ленностью должны осу щ ествляться постепенно и организованно, по стро го продуманному плану . Ор ганизация министерств потребует известного вре мени. Переход к новой системе управления должен проводиться ча ют образом, чтобы обеспечивалось выполнение государственных планов н нормальная работа промышленно сти. Пока все предприятия не будут пе реданы в ведение министерств, сов нархозы должны продолжать свою деятельность и нести полную ответ ственность за бесперебойную работу подведомственных предприятий. В равной мере несут ответственность за выполнение своих обязанностей и го сударственные отраслевые комитеты. В настоящее время заканчивается работа по составлению плана разви- Для реализации фондов на мате риалы. оборудование и сырье в со ответствии с планами предлагается сохранить существующие/ территори альные органы материально-техни ческого снабжения с сетью контор, специализированных и универсаль ных баз и складна. На них будет возложена ответственность за реали зацию материальных фондов, выде ляемых предприятиям, расположен ным в этих районах, и контроль за поставкой продукции этих предпри ятий потребителям других районов, В дальнейшем в области матери ально-технического снабжения сле дует шире развивать прямые свя зи между предцриятиямн-изготови- телями и предприятиями-потребите лями. Необходимо постепенно пере ходить к оптовой торговле отдель ными видами материалов и обору дования через территориальные снабжеичееко-сбытовые базы в рай онах потребления. Чтобы обеспечить руководство материально-техническим снабже нием в стране, предлагается образо- ват{> союзно-республиканский Госу дарственный комитет Совета Мини стров ССС Р по материально-те хни ч ес к ому снабжению . На н его возла гается реализация планов снабже ния, обеспечение межотраслевы х к ооперированны х п оставо к, к онтроль за своевременным выполнением пла нов постав ки пр оду кции* Сущ еству ю щи е сейчас при СНХ СССР глав ные управления Но межреспубли канским п остав кам пр оду кции пр ед лагается передать в ведение этого к омитета* Одна к о ни какая организация си стемы снабжения не сможет обес печить интересов народного х озяй ства, если не будет введена под линная ответственность и достаточ ная материальная заинтересован ность предприятий и организаций в выполнений х озяйственны х д огово ров, Такова в основном новая система органов хозяйственного руководст ва промышленностью, намечаемая в связи с перестройкой. С первого взгляда может пока заться, что предлагается простой возврат к прежним министерствам. Однако думать так, значит не учи тывать ряда новых обстоятельств, допускать ошибку* Организуемые Министерства будут работать в со вершенно других, новых условиях, когда функции административного управления промышленностью соче таются со значительным усилением хозрасчетных методов и экономиче ских стимулов, когда существенно расширяются хозяйственные права и инициатива предприятия, Внутри отраслей развивается ееть хозрасчётных объединений, которые осуществляют непосредственное ру ководство своими предприятиями. Это руководство все в большей сте пени будет строиться на хозрасчет ных началах, разумеется, при стро- гом соблюдении государственной плановой дисциплины* Министерства в евеей деятельности будут опи раться на хозрасчетные объедине ния, передав нм многие оператив ные функции. Более того, в преде лах самих министерств — особенно это относится к министерствам лег кой и пищевой промышленности — многие их главные управления дол жны быть на хозрасчете, Мини стерства сосредоточат свою деятель- тия народного хозяйства и Государ ственного бюджета на 1966 год. План и бюджет составлены примени тельно к ныне существующей струк туре управления промышленностью. Поэтому необходимо, чтобы Советы Министров союзных республик, сов нархозы и государственные произ водственные комитеты своевременно довели планы до предприятий* В связи с образованием новых ми нистерств должен быть в самый ко роткий срок установлен круг пред приятий, которые будут переданы каждому министерству, и в соответ ствии с этим определены показатели народнохозяйственного плана и бюд жета по каждой отрасли примени тельно к новой структуре управле ния. Эта работа должна быть тща тельно организована Госпланом и проведена под его наблюдением и контролем. Министерству финансов также необходимо организовать соответствующую работу по форми рованию Государственного бюджета на 1966 год применительно к новой структуре управления промышленно стью* На основе принятых решений в этом году и особенно *в течение 1966— 1967 годов должна быть про ведена большая работа Госпланом, министерством финансов, Государст венным комитетом по вопросам тру да и заработной платы, Государст венным комитетом цен, Госбанком, а также промышленными министер ствами по составлению положений, методических указаний, инструкций, учитывающих особенности каждой отрасли и даже групп предприятий. К этой работе надо также привлечь работников предприятий, видных специалистов и ученых. В связи с переходом к новой систе ме органов управления промышлен ностью потребуется провести переме щения хозяйственных кадров. Этому большому и важному делу должно быть уделено серьезное внимание со стороны Ц К компартий, Советов Ми нистров союзных республик, мини стерств, местных партийных, совет ских и хозяйственных организаций. Необходимо всемерно укреплять ноеть на основных направлениях прогрессивного развития своей от расли. Упор будет сделан на эконо мические рычаги, на оказание ре альной помощи предприятиям и объединениям в улучшении их ра боты и последовательном внедре нии полного хозрасчета. Ра звитие э к ономичес ких методов ру к оводства промышленностью ме няет самый харак тер взаимоотноше ний между предприятиями и выше стоя щими органами . Над о от ка зать ся от первичны х пр едставлений о том, что во взаимоотношения х м еж ду ру к оводя щими х озяйственными органами и предприятиями первые имеют толь к о права, а вторые — толь к о обязанности . Ра звитие э к о номичес ки^ методов ру к оводства, широ к ое внедрение х озрасчета в промышленности требуют установле ния взаимны х пра в н обязанностей в эти х отношения х, повышения от ветственности как пр едприятий, та к и органов ру к оводства промышлен ностью . С шир о ким учас тием работни к ов предприятий длительное время об суждался прое к т положения о со циалистичес к ом государств е н н о м производственном предприятии . Это положение рассмотрено Президиу мом Ц К КПСС и Советом Мини стров СССР и будет введено в дей ствие после Пленума . П оложение решает назревшие вопросы х озяй ственной деятельности предприятий не толь к о промышленности, но и строительства, сельс к ого хозяйства, транспорта и связи. Расширяю тся права предприятий по распоряжению оборотными сред ствами, амортизационными отчисле ниями, а та кж е средствами, выру ченными от продажи излишнего оборудования и други х ма териаль ны х ценносте й. Жи лая пло щадь, п о строенная за счет фондов предпри ятий, будет полностью распреде ляться между работни ками данн ого предприятия . Расширяю тся права предприятий в использовании полу ченной э к ономии по фонду заработ ной платы в течение всего года . Пр едприятия самостоятельно, без регистрации в финансовы х органа х, буду т утверждать стру к туру и шта ты, а та кж е сметы адмнннетративно- управденчес ких расх одов . Расши ряю тся х озяйственная инициатива и самостоятельность предприятий в решении и ряда други х вопросов и х пр оизводственной деятельности . П о ложение о предприятии будет не сомненно способствовать у кр епле нию х озяйственного расчета на пред приятия х* Пр едлагаемые меры по улучше нию организации управления и уси лению э к ономичес ких методов ру к о водства промышленностью основаны на сочетании единого государствен ного планирования с полным х озрас четом предприятий, централизован ного отраслевого управления—с ши ро к ой местной х озяйственной ини циативой, принципа единоначалия — с повышением роли производствен ны х к олле к тивов . Такая система хо зяйственного управления отвечает современным требованиям и позво лит лучше использовать преимуще ства социалистического строя. Быстрое развитие нашей социали стической экономики будет и в даль нейшем неизбежно выдвигать все новые проблемы совершенствования управления народным хозяйством. Это требует решительного преодоле ния отставания научных исследова ний ® этой области и глубокой раз работки научных основ организации управления общественным произ водством* высококвалифицированными кадра ми предприятия: ведь там, в конеч ном счете, решается успех дела. В то же время надо тщательно отобрать специалистов для вновь организуе мых министерств, от чего во многом будет зависеть эффективность всей работы по управлению промышлен ностью. Мы должны проявить макси мум заботы о хозяйственных кадрах и разумно использовать каждого ра ботника. За годы Советской власти в стране выращены многие тысячи способных и авторитетных организаторов социа листического производства. В настоя щее время на предприятиях промыш ленности занято более двух миллио нов специалистов с высшим и сред ним специальным- образованием. Здесь трудится более четырех мил, лионов коммунистов. Это огромная сила, опираясь на которую мы мо жем решать самые сложные задачи. Партия, народ высоко ценят кадры специалистов, организаторов произ водства, оказывают им большое дове рие и всемерную поддержку в их сложной общественно полезной рабо» те. Требования к нашим производст венно - хозяйственным кадрам серь езно возрастают. Эти требования вы двигаются самой жизнью. Инициати ва, основанная на знании дела, опе ративность, деловитость, чувство но вою, умение использовать в каждой конкретной обстановке с максималь ной эффективностью производствен ные ресурсы — в этом суть новых требований, С расширением прав хозяйственных руководителей на них возлагается и более высокая ответственность перед партией н государством. Им придется самим вместе е производственными коллективами решать то, что ранее зачастую за них решали сверху* В новых условиях резко возрастает значение подготовки кадров для про мышленности. Здесь имеются круп ные недостатки, в которых в большой мере повинно министерство высшего и среднего специального образования и Госплан. Серьезные диспропорции допущены в подготовке техников и инженеров, вследствие чего у нас не хватает специалистов в одних отрас лях промышленности при избытке их в других. Плохо поставлено дело экономиче ской подготовки инженерно-техниче ских кадров. В современных условиях нетерпимо, чтобы инженер, конструк тор, проектировщик не могли глубо ко разбираться в экономике произ водства. В настоящее время подготовка эко номистов приобретает первостепенное значение. Усилить внимание к этому делу тем более необходимо, что в стране ощущается большой недоста ток экономических кадров. К началу 196 5 года специалисты с высшим э к ономичес ким образованием зани мали в об щ ей численности специали стов СССР всего 6 процентов, что да же нес к оль к о меньше, чем было в к онце 19 40 года* Надо восстановить ранее с ущ ество вавшую и оправдавшую себя систем му повышения к валифи кации рук о водя щих кадр ов* Лик видация этой фермы подготов ки кадр ов была серь езной ошиб к ой* На многи х пр едприятия х н епра вильно используются инженерно- те хнические^ кадры: руководители предприятий и строек, инженерно- технические работники часто отвле каются от своей производственной работы на бесплодные совещания. Часть специалистов занята выполне нием несвойственных им функций, составлением всевозможных отчетов, статистических сведений н справок» Все эти недостатки в подготовке и использовании кадров должны быть устранены. Кадры промышленных руководи телей несут всю полноту личной от ветственности за вверенные им го сударством участки производства* Эта ответственность, роль единона чалия в производстве еейчас особен но возрастает. Но единоначалие ор ганически должно сочетаться с са мым широким участием рабочих и служащих в обсуждении важнейших вопросов хозяйственной жизни пред приятия и управления производст вом, Успех работы хозяйственника определяется его опорой на коллек тив и авторитетом, который он заво евывает своими высокими деловыми качествами н принципиальностью, Совершенствование хозяйственного управления немыслимо без дальней шего развития его демократических основ, без значительного усиления участия масе в управлении произ водством. Должна быть высоко под нята роль коллективов предприятий, заводской общественности при ре шении вопросов планирования, моби лизации внутренних резервов произ водства, оценки результатов работы и стимулирования работников. В свя зи с расширением фондов предприя тий намного повышается значение заводских общественных организа ций в правильном использовании этих фондов. Надо всемерно разви вать у всех работников чувство хозяина в отношении к производ ству. Нельзя себе представить успеш ную деятельность предприятия без строгой трудовой и производствен ной дисциплины, без требования точ ного выполнения каждым руководи телем, инженером, служащим и ра бочим их обязанностей и получаемых ими заданий* Важным средством привлечения рабочих и служащих к борьбе за улучшение результатов работы пред приятий является коллективный до говор, Теперь его роль намного повы сится. Коллективные договоры долж ны широко и тщательно обсуждаться с рабочими и служащими предприя тий, имея в виду, что их заинтересо ванность^ улучшении общих резуль татов работы значительно возраста ет* Каждый рабочий и служащий предприятия должен знать, какие конкретные меры будут проведены* чтобы предприятие работало лучше, рентабельнее, как скажется улучше ние работы предприятия на условиях труда и быта, на заработках работ ников и какую ответственность воз лагает коллективный договор на ра бочего и служащего. Хозяйственные руководители и профсоюзные орга низации обязаны улучшить практику заключения коллективных договоров и обеспечивать систематический контроль за выполнением предусмот ренных в договорах обязательств. Успешное осуществление мерен приятии по совершенствованию уп равления ^ промышленностью требует от партийных, профсоюзных орга низаций и руководителей предприя тий коренного улучшения органи зации социалистического соревно вания трудящихся* Совершенство вание методов хозяйствования под водит прочную экономическую базу под социалистическое соревнование* Нужно направить социалистическое соревнование на скорейшее внедре ние новой техники, научной органн* зации труда, повышение рентабель ности производства, улучшение ка чества продукции, всемерное повы шение производительности труда, Все передовое, что есть на предпри ятии, должно при помощи социали стического соревнования получить массовое распространение. В этом — важное условие достижения но вой, более высокой ступени социа листического хозяйствования на каждом предприятии. Партийные, профсоюзные, совет ские и хозяйственные органы при званы организовать широкое разъ яснение среди всех «грудящихся на меченных мероприятий по совер шенствованию планирования и уси лению экономического стимулиро вания промышленного производства, улучшению управления промышлен ностью, мобилизуя их усилия н* обеспечение успешной работы каж дого предприятия и промышленно сти в целом, (Окончание на 4-й с тр .), IV. \ . ‘ , * - '••••> Организованно провести в жизнь новую систему планового руководства промышленностью
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz