Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

58 ся тябра 1965 г ., X- 229 ?ЗШ1 Л Е Н ИН С К О Е ЗНАМЯ П РОДОЛЖЕН ИЕ ДО КЛ А Д А А. Н. КОСЫГИНА Переход на новые формы и мето­ ды окономического стимулирования промышленного производства требу­ ет улучшения системы ценообразова­ ния. Цены должны во все большей степени отражать общественно не­ обходимые затраты труда, обеспе^ чивать возмещение издержек произ­ водства и обращения и получение прибыли каждым нормально рабо­ тающим предприятием* Существовавшая недооценка экэ* Комических методов в планировании и управлении народным хозяйством, ослабление хозяйственного расчета в немалой степени связаны с круп­ ными недостатками в ценообразова­ нии. Если нет обоснованных цен, то м экономические расчеты становятся недостаточно надежными, а это в свою очередь способствует принятию субъективистских решений* Теперь при установлении оптовых Пен на промышленную продукцию становится обязательным научно Обосновывать определение уровня рентабельности в отраслях промыш­ ленности.- Нормально работающие предприятия от реализации своей продукции по оптовым ценам долж­ ны получать прибыль и иметь воз­ можность соответственно образовы­ вать поощрительные фонды, а так­ же располагать необходимыми сред­ ствами для расширения своей дея­ тельности, для внесения платы за основные фонды и для других взно­ сов в бюджет. Большую роль призвана сыграть цена также в решении вопросов, «вязанных с повышением качества продукции, целесообразной долго­ вечности и надежности‘ изделий. По­ этому при установлении цен на но­ вые, более совершенные изделия следует учитывать и дополнитель­ ные затраты изготовителей и тот экономический эффект, который по­ лучат потребители при использова­ нии этой лучшей по качеству про­ дукции. В ятом случае для изгото­ вителей будет создана большая за­ интересованность в совершенствова­ нии продукции, а потребителям бу­ дет экономически выгодным приме­ нять такую продукцию. В процессе подготовки к настоя­ щему Пленуму Президиум П К КПСС и Совет Министров ССС Р решили образовать Государственный к омитет иен при Госплане СССР . Э тому к омитету поручается разра­ ботать и представить к 1 ян варя 1966 г, предложения об основны х напра вления х в разработ к е оптовы х ц ен на промышленную проду кцию, исх одя па необ х одимости наиболь­ шего приближения цен к ур овню об­ щ ественно необ х одимы х затрат тру­ да . Э ти цены должны обеспечить ос ущ ествление намечаемы х м ер по совершенствованию планирования и э к ономичес к ого стимудиро в а н и я предприятий* Совершенствование системы цено­ образования и улучшение пра к ти ки ус тановления оптовы х цен будут способствовать улучшению э к оно­ мичес ких п о ка зателен работы про­ мышленности, изыс канию д ополни­ тельны х реэервоа я обеспечению систематичес к ого и неу к лонного снижения себестоимости промыш­ ленной проду кции. Сам о собой ра­ зумеется, что розничные цены мо­ гут пересматриваться толь к о а сто­ рону снижения . Опы т по ка зал, что расчеты уров­ ня оптовы х цен на все виды про­ ду кции . и п одготов ка н овы х пр ей­ с куран тов по всем отраслям про­ мышленности требуют значительно­ го времени, Очевидно, что новые цены пра к тичес ки м ожно будет ввести в действие в 1967=1968 го­ да х, Вместе с тем но отраслям про­ мышленности, где пере х од на новые условия э к ономичес к ого стимулиро­ вания будет проис х одить ранее эти х ср о к ов, Госплан, Министерство фи­ нансов и Комитет цен должны оу- дут внести необ х одимые поправ ки в действую щи е цены, с тем, чтобы устранить в цена х на пр оду кцию э ти х отраслей неоправданные раз­ личия в рентабельности . Таково в основных чертах содер­ жание главных предложений по со­ вершенствованию планирования и стимулирования промышленного производства. Предлагаемая систе­ ма планирования и стимулирования в своей основе применима также Ч в строительстве, и на железнодо­ рожном транспорте, и в ряде дру­ гих отраслей народного хозяйства. Однако ее нельзя распространять на эти отрасли механически, без учета особенностей их экономики и стоящих перед ними задач. Раб ота в этом направлении постепенно бу­ дет проводиться, III . У д у ч ш и т ь п р о о р г а н и з а д и ю у п р а в л е н и я м ы т л е н н о с т ь ю С овершенствование организацией ны х форм управления народным х о зяйством на основе ленинс к ого принципа демо кра тичес к ого центра­ лизма, своевременное устранение отживши х ф орм управления явля­ ются объе к тивной необ х одимостью . Э то выте ка ет из потребностей раз­ вития производительны х сил и со­ циалистичес ких пр оизводственны х отношений* Разумеется, подлинное совершен­ ствование управления х озяйством не имеет ничего об щ его с необосно­ ванными с к ороспелыми перестрой­ ками, оторванными от реальной х о­ зяйственной жизни и противореча­ щими требованиям объе к тивны х эк ономичес ких за к онов . За последние годы в нашей стра­ не была проведена большая реор­ ганизация управления народным х озяйством, С 1957 года управле­ ние промышленностью стало осу щ е­ ствляться через советы народного хозяйства* Промышленные мини­ стерства были упразднены, а пред­ приятия, находящиеся в их веде­ нии, переданы в подчинение совнар­ хозов. Организация управления промыш­ ленностью через совнархозы имела некоторые положительные стороны. В ряде случаев произошло полез­ ное объединение родственных пред­ приятий, были созданы заводы по ремонту оборудования, производст­ ву заготовок, инструмента для об­ служивания предприятий разных от­ раслей промышленности. Но с течением времени в управле­ нии промышленностью начали выяв­ ляться крупные недостатки. Рук овод­ ство отраслью промышленности, представляю щ ей собой единое целое в производственно-те хнич ес к ом от­ ношении, было раздроблено по мно­ гочисленным э к ономичес ким рай онам н о ка залось совершенно нарушенным . О трасли как бы «рас творились» в х озяйстве э к ономичес ких рай онов . Рук оводство предприятиями разно­ родны х отраслей неред ко осуществ­ ляется в совнархозах не специализи­ рованными, а многоотраслевыми уп­ равлениями* По многим отраслям промышленности совнархозы не рас­ полагают необходимыми квалифици­ рованными кадрами. Такое положение заставило искать пути к устранению этих недостатков. В 196 0 году были образованы рес­ публи кански е совнар х озы в РСФСР, У краинск ой ССР и Каза хск ой ССР, а в 1962 году произведено у крупн е­ ние совнар х озов . Бы ли созданы Со­ вет народного х озяйства СССР, ВСНХ СССР, государственные к оми­ теты по отраслям промышленности . Однак о эти дополнительные органи­ зационные мероприятия не смогли устранить к оренны х н едостат к ов данной системы управления . Отраслевые к омитеты не о ка зали решаю щ его влияния на повышение те хнич ес к ого уровня промышленного производства . Н е имея достаточны х пра в, они фа к тичес ки стали к онсуль­ тативными органами, оторванными от предприятий и от всего к омпле кса вопросов производства* Сейчас в народном х озяйстве соз­ далось та к ое положение, при к ото­ ром планы по новой те хник е рас­ сматриваются и решаются одними органами, планы производства и ка­ пи тального строительства—другими, а вопросы снабжения — третьими . П о су щ еству нет единого органа, к оторый мог бы к омпле ксн о рассмат­ ривать и решать вопросы развития отрасли во всем ее многообразии . В р езультате всего этого был на­ несен у щ ерб те хнич ес к ому прогрес­ су, развитию промышленного произ­ водства, специализации, рациональ­ ным производственным связям меж­ ду предприятиями, на х одя щимися в разны х эк ономичес ких рай она х. О т х од от отраслевого принципа привел к сниж ению уровня ру к овод­ ства отраслями, к наруш ению един­ ства те хнич ес к ой полити ки и распы­ лению к валифицированны х кадр ов, Породил многоступенчатую систему управления . В озни к ли многочислен­ ные органы, к оторые непосредствен­ но не отвечают за развитие отр аслей. Все это привело к безответственно­ сти, к бесконечным согласованиям вопросов и потере оперативности в руководстве* а »■ ■ Таким образом, назрел вопрое о Серьезном улучшении организации урра |,т$ря промышленностью, _Нг§-_ по. производству бытодых машин^ бы успешно развивать промышлен­ ность, необходимо обеспечить един­ ство руководства производством, техникой, экономикой и научными исследованиями в каждой отдельной отрасли. Должная концентрация и централизация сил по руководству промышленностью в условиях социа­ листической системы ведения хозяй­ ства возможна лишь при применении отраслевого принципа управления. Характерно, что потребности раз­ вития промышленности, выдвинули новую форму ее организации — от­ раслевые объединения, находящиеся на хозрасчете. Зарождение производ­ ственных объединений на основе хоз­ расчета в рамках совнархозов сви­ детельствует о том, что в жизни пробивает себе настойчиво дорогу более совершенная форма организа­ ции управления — отраслевая фор­ ма. Эта форма способствует улуч­ шению специализации, кооперирова­ ния и концентрации производства, позволяет более разумно использо­ вать квалифицированные кадры, соз­ дает благоприятные условия для со­ вершенствования технического и эко­ номического руководства. Для улучшения руководства про­ мышленностью необходимо создать органы, построенные по отраслево­ му принципу. Такими органами должны стать промышленные мини­ стерства, наделенные всеми правами по руководству отраслями произ­ водства и полностью ответственные за развитие этих отраслей. Министерства будут осуществлять планирование, руководить производ­ ством и I решать вопросы техниче­ ской политики, материально-техни­ ческого снабжения, финансирования, труда и заработной платы* Им бу­ дут подчинены и отраслевые науч­ но-исследовательские институты. Это облегчит производственно-хо­ зяйственную работу предприятий, поскольку все важнейшие принци­ пиальные вопросы производственно­ хозяйственной деятельности пред­ приятий будут теперь решаться в одном органе г— министерстве. Министерства будут отвечать за удовлетворение потребностей народ­ ного хозяйства и населения в необ­ ходимой продукции. Они должны проявлять инициативу в производ­ стве новых, прогрессивных видов изделий, быстро и оперативно обес­ печивать развитие производства этих изделий в соответствии с ра­ стущими потребностями. Понятно, что централизованное плановое руководство экономикой должно сочетаться е развитием ини­ циативы союзных республик, мест­ ных органов и предприятий* С учетом производственно-техни­ ческих особенностей отраслей про­ мышленности намечается создание отраслевых промышленных мини­ стерств: общесоюзных, союзно-рес- публнканскнх и республиканских. Общесоюзные министерства пред­ лагается создать по отраслям ма­ шиностроительной промышленно­ сти, которая особенно требует еди­ ного технического руководства в масштабах всей страны для прове­ дения стандартизации, унификации и нормализации изделий, узлов и деталей, обеспечения их высокого качества ыа современном уровне ми­ ровой науки и техники. Эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии общегосударственного руководства предприятиями маши­ ностроительной промышленности, Для руководства отраслями ма­ шиностроения предлагается образо­ вать следующие общесоюзные мини­ стерства: Министерство тяжелого, энергети­ ческого и транспортного машиност­ роения, Министерство строительного, до­ рожного и коммунального машино­ строения, Министерство тракторного и сель­ скохозяйственного машиностроения, Министерство автомобильной про­ мышленности, Министерство электротехнической промышленности, Министерство приборостроения, средств автоматизации и систем уп­ равления, Министерство химического и нефтя­ ного машиностроения, Министерство станкостроительной н инструментальной промышленности, Министерство машиностроения для легкой, пищевой промышленности и * Другие отрасли промышленности предполагается передать в союзно- республиканское подчинение, Это оз­ начает, что будет обеспечено участие союзных республик в управлении предприятиями этих отраслей. Будут созданы как еоюзно - республикан­ ские министерства ССС Р, та к и одно­ именные министерства в союзны х рес­ публи ках, прич ем сами республи ки буду т решать по согласованию с со­ ответствую щим минис терством Союза ССР —• создавать ли по данной от­ расли в республи к е министерство или управление ( х озяйственное объеди­ нение), Предлагается образовать следую­ щ ие союзно-республи кански е мини­ стерства СССР; Министерство черной металлур­ гии, Министерство цветной металлур­ гии, в Министерство угольной промыш­ ленности, Министерство химич ес к ой про­ мышленности, Министерство «ефтедобываюшей промышленности . Минис терство нефтеперерабатыва­ ю щей и нефтехимической промыш­ ленности, Министерство лесной, целлюлозно- бумажной « деревообрабатывающей промышленности, Министерство цромышлени о с т и строительных материалов, Министерство легкой промышлен­ ности, Министерство пищевой промыш­ ленности, Министерство мясной и молочной промышленности. Союзно-республиканские промыш­ ленные министерства или управле­ ния (объединения) в союзных рес­ публиках будут находиться в под­ чинении Советов Министров союз­ ных республик и соответствующего союзно-республиканского министер­ ства ССС Р и в своей деятельности по управлению предприятиями ру к о­ водствоваться положениями, разра­ батываемыми союзно-республи кан­ скими минис терствами СССР . Ч то каса ется промышленности рес­ публи канск ого подчинения, то здесь республи ки буду т сами решать во­ прос о целесообразности создания министерств и х озяйственны х объ­ ед инений. Важной функцией респуб­ ликанских органов является всемер­ ное развитие местной промышленно­ сти, имеющей большое значение для обслуживания населения. Ц К КПСС и Совет Министров ССС Р обсудили н приняли решение, предусматриваю щ ее предоставление союзными республи ками н овы х прав в области планирования, капи таль­ ного строительства, финансирования, труда и заработной платы . Мы д олжны и в дальнейшем уделять серьезное внимание развитию ини­ циативы союзны х р еспубли к в обла­ сти х озяйственного и ку льтурного строительства* Организация министерств ни в как ом случае не должна повлечь за собой увеличения численности уп­ равленчес к ого аппарата . Напр отив, эта численность должна быть со кра­ щена. Необходимо выработать про­ стую структуру министерств и не­ многочисленные штаты, поскольку предприятиям и хозяйственным объ­ единениям предоставляются боль­ шие права и нет надобности созда­ вать аппарат, который осуществлял бы мелочную опеку над предприяти­ ями. Создание отраслевых министерств потребует усиления роли Гооплаиа.- При наличии централизованных ор­ ганов отраслевого управления воз­ растает значение согласованного раз­ вития отдельных отраслей хозяйст­ ва и экономических районов страны. Сейчас Госплан подчиняется ВСНХ ССС Р. М ежду тем задачей Госпла­ на является, как п одчер ки вал В. И. Ленин, научное планирование всего народного хозяйства. Поэтому пред­ лагается подчинить Госплан ССС Р, как с оюзно-республи канский орган, непосредственно Совету Министров СССР* Д ля того, чтобы обеспечить пра- ®ильно§ территориально^ планиро­ вание, к омпле ксн ое использование природны х, трудовы х, эн ергетиче­ с ких и дру ги х ресурсов в э к ономиче­ с ких рай она х, Госпланы союзны х р еспубли к буду т веети разработ ку пр ое к тов планов развития народно­ го х озяйства республи к, в к лючая Отрасли промышленности союзно- республи канск ого и республи канск о­ го подчинения . Р еспубли кански е Гос­ планы должны та кж е разрабатывать предложения по прое к там планов производства предприятий об щ есо­ юзного подчинения, на х одя щихся на Территории республик. Таким образом, Госпланы союзных республик становятся органами, осу­ ществляющими подготовку вопросов развития промышленности республи­ ки в целом, исходя из общих народ­ нохозяйственных интересов. Это по­ зволит союзным республикам пре­ дупреждать возможные проявления ведомственных тенденций. Государственный комитет по ко­ ординации научно-исследовательских работ ССС Р пр едлагается преобра­ зовать в об щ есоюзный Государст­ венный к омитет Совета Министров . СССР по нау к е и те хник е . Г осстрой СССР, подчиненный в настоя щее время ВСНХ ССС Р, целесообразно преобразовать в Государственный к омитет Совета Министров СССР по делам строительства, со храни в его как с оюзно-реепублн канский орган . Пр едлагается упразднить Высший совет народного х озяйства СССР, Совет народного х озяйства СССР, республи кански е советы народного х озяйства и советы народного х о­ зяйства э к ономичес ких рай онов . В упра влении народным х озяйст­ вом важное место занимают вопро­ сы организации материально-те хни­ ч ес к ого снабжения . О т того, как на лажено материально-те хнич ес кое снабжение, во многом зависит ра­ циональное использование матери­ альных ресурсов, повышение произ­ водительности труда, рентабельно­ сти производства и качества гото­ вой продукции. Для того, чтобы ма­ териально-техническое снабжение соответствовало нуждам народного хозяйства, оно должно планиро­ ваться и управляться как единая самостоятельная система. Д о 19 57 года су щ ествовала, ве­ домственная система материально- те хнич ес к ого снабжения с множест­ вом мел ких к онтор, баз и ск ладов, дублировавши х раб оту друг друга . Э то была дорогостоя щая снабж ен­ че ская сеть, не позволявшая осу щ е­ ствлять гиб к ое маневрирование ма­ териальными ресурсами, имею щими­ ся в народном х озяйстве* Проведенные за последние годы мероприятия по организации снаб­ жения и сбыта по территориальному принципу позволили нес к оль к о улуч­ шить эту систему, Было со кращ ено огромное к оличество мел ких снаб­ ж енчес к о-сбытовы х организаций . С озданы более крупны е и лучше ос­ н ащ енные специализированные ба­ зы, универсальные (межотраслевые) к онторы и еклады* Полнее исполь­ зуются имеющиеся на местах ресур­ сы. В дальнейшем материально-тех­ нические ресурсы будут выделяться Госпланом ССС Р в распоряжение министерств СССР, к оторые и бу­ дут фондодержателями, Эти мини­ стерства будут распределять ресур­ сы по подведомственным потреби­ телям . Р еализация фондов будет ос ущ е­ ствляться главснабсбытами и тер­ риториальными органами матери­ ально-те хнич ес к ого снабжения, дей­ ствую щими в настоя щ ее время, Товарищи! Решения Пленума вне­ сут в плановое ру к оводство про­ мышленностью большие изменени я. Э то по сути дела важная х озяйст­ венная реформа, к оторая о х ватыва­ ет 1 производственную деятельность всей многомиллионной армии работ­ ни к ов промышленности —- рабочи х, с лужа щих, инж енеров, те хник ов, э к ономистов, х озяйственны х рук ово­ дит елей. Переход к новым хозяйственно, организационным методам в промыш­ ленности несомненно положительно скажется на всем народном хозяйст­ ве, Создается возможность поднять всю систему хозяйствования на каче­ ственно новую ступень. Это позволит ввести в действие дополнительные источники роста материального бо­ гатства нашей Р одины и подъема уровня жизни советс к ого народ а. Однак о успе х э того дела сам собой не придет . Д ля реализации создавае­ мы х б лагоприятны х возможностей необ х одимы: чет кая организационная подготов ка к переводу х озяйственно; то ру к оводства промышленностью на новые условия работы: повышение уровня х озяйственной деятельности промышленны х кадр ов в соответствии с новыми задачами и требованиями; широ к ое развертывание творчес к ой а к тивности трудя щихся, пр оизводст­ венны х к олле к тивов предприятий* Намечаемые мероприятия по совер­ шенствованию ру к оводства промыш­ ленностью должны осу щ ествляться постепенно и организованно, по стро­ го продуманному плану . Ор ганизация министерств потребует известного вре мени. Переход к новой системе управления должен проводиться ча­ ют образом, чтобы обеспечивалось выполнение государственных планов н нормальная работа промышленно­ сти. Пока все предприятия не будут пе­ реданы в ведение министерств, сов­ нархозы должны продолжать свою деятельность и нести полную ответ­ ственность за бесперебойную работу подведомственных предприятий. В равной мере несут ответственность за выполнение своих обязанностей и го­ сударственные отраслевые комитеты. В настоящее время заканчивается работа по составлению плана разви- Для реализации фондов на мате­ риалы. оборудование и сырье в со­ ответствии с планами предлагается сохранить существующие/ территори­ альные органы материально-техни­ ческого снабжения с сетью контор, специализированных и универсаль­ ных баз и складна. На них будет возложена ответственность за реали­ зацию материальных фондов, выде­ ляемых предприятиям, расположен­ ным в этих районах, и контроль за поставкой продукции этих предпри­ ятий потребителям других районов, В дальнейшем в области матери­ ально-технического снабжения сле­ дует шире развивать прямые свя­ зи между предцриятиямн-изготови- телями и предприятиями-потребите­ лями. Необходимо постепенно пере­ ходить к оптовой торговле отдель­ ными видами материалов и обору­ дования через территориальные снабжеичееко-сбытовые базы в рай­ онах потребления. Чтобы обеспечить руководство материально-техническим снабже­ нием в стране, предлагается образо- ват{> союзно-республиканский Госу­ дарственный комитет Совета Мини­ стров ССС Р по материально-те хни­ ч ес к ому снабжению . На н его возла­ гается реализация планов снабже­ ния, обеспечение межотраслевы х к ооперированны х п оставо к, к онтроль за своевременным выполнением пла­ нов постав ки пр оду кции* Сущ еству­ ю щи е сейчас при СНХ СССР глав­ ные управления Но межреспубли­ канским п остав кам пр оду кции пр ед­ лагается передать в ведение этого к омитета* Одна к о ни какая организация си­ стемы снабжения не сможет обес­ печить интересов народного х озяй­ ства, если не будет введена под­ линная ответственность и достаточ­ ная материальная заинтересован­ ность предприятий и организаций в выполнений х озяйственны х д огово­ ров, Такова в основном новая система органов хозяйственного руководст­ ва промышленностью, намечаемая в связи с перестройкой. С первого взгляда может пока­ заться, что предлагается простой возврат к прежним министерствам. Однако думать так, значит не учи­ тывать ряда новых обстоятельств, допускать ошибку* Организуемые Министерства будут работать в со­ вершенно других, новых условиях, когда функции административного управления промышленностью соче­ таются со значительным усилением хозрасчетных методов и экономиче­ ских стимулов, когда существенно расширяются хозяйственные права и инициатива предприятия, Внутри отраслей развивается ееть хозрасчётных объединений, которые осуществляют непосредственное ру­ ководство своими предприятиями. Это руководство все в большей сте­ пени будет строиться на хозрасчет­ ных началах, разумеется, при стро- гом соблюдении государственной плановой дисциплины* Министерства в евеей деятельности будут опи­ раться на хозрасчетные объедине­ ния, передав нм многие оператив­ ные функции. Более того, в преде­ лах самих министерств — особенно это относится к министерствам лег­ кой и пищевой промышленности — многие их главные управления дол­ жны быть на хозрасчете, Мини­ стерства сосредоточат свою деятель- тия народного хозяйства и Государ­ ственного бюджета на 1966 год. План и бюджет составлены примени­ тельно к ныне существующей струк­ туре управления промышленностью. Поэтому необходимо, чтобы Советы Министров союзных республик, сов­ нархозы и государственные произ­ водственные комитеты своевременно довели планы до предприятий* В связи с образованием новых ми­ нистерств должен быть в самый ко­ роткий срок установлен круг пред­ приятий, которые будут переданы каждому министерству, и в соответ­ ствии с этим определены показатели народнохозяйственного плана и бюд­ жета по каждой отрасли примени­ тельно к новой структуре управле­ ния. Эта работа должна быть тща­ тельно организована Госпланом и проведена под его наблюдением и контролем. Министерству финансов также необходимо организовать соответствующую работу по форми­ рованию Государственного бюджета на 1966 год применительно к новой структуре управления промышленно­ стью* На основе принятых решений в этом году и особенно *в течение 1966— 1967 годов должна быть про­ ведена большая работа Госпланом, министерством финансов, Государст­ венным комитетом по вопросам тру­ да и заработной платы, Государст­ венным комитетом цен, Госбанком, а также промышленными министер­ ствами по составлению положений, методических указаний, инструкций, учитывающих особенности каждой отрасли и даже групп предприятий. К этой работе надо также привлечь работников предприятий, видных специалистов и ученых. В связи с переходом к новой систе­ ме органов управления промышлен­ ностью потребуется провести переме­ щения хозяйственных кадров. Этому большому и важному делу должно быть уделено серьезное внимание со стороны Ц К компартий, Советов Ми­ нистров союзных республик, мини­ стерств, местных партийных, совет­ ских и хозяйственных организаций. Необходимо всемерно укреплять ноеть на основных направлениях прогрессивного развития своей от­ расли. Упор будет сделан на эконо­ мические рычаги, на оказание ре­ альной помощи предприятиям и объединениям в улучшении их ра­ боты и последовательном внедре­ нии полного хозрасчета. Ра звитие э к ономичес ких методов ру к оводства промышленностью ме­ няет самый харак тер взаимоотноше­ ний между предприятиями и выше­ стоя щими органами . Над о от ка зать­ ся от первичны х пр едставлений о том, что во взаимоотношения х м еж­ ду ру к оводя щими х озяйственными органами и предприятиями первые имеют толь к о права, а вторые — толь к о обязанности . Ра звитие э к о­ номичес ки^ методов ру к оводства, широ к ое внедрение х озрасчета в промышленности требуют установле­ ния взаимны х пра в н обязанностей в эти х отношения х, повышения от­ ветственности как пр едприятий, та к и органов ру к оводства промышлен­ ностью . С шир о ким учас тием работни к ов предприятий длительное время об­ суждался прое к т положения о со­ циалистичес к ом государств е н н о м производственном предприятии . Это положение рассмотрено Президиу­ мом Ц К КПСС и Советом Мини­ стров СССР и будет введено в дей­ ствие после Пленума . П оложение решает назревшие вопросы х озяй­ ственной деятельности предприятий не толь к о промышленности, но и строительства, сельс к ого хозяйства, транспорта и связи. Расширяю тся права предприятий по распоряжению оборотными сред­ ствами, амортизационными отчисле­ ниями, а та кж е средствами, выру­ ченными от продажи излишнего оборудования и други х ма териаль­ ны х ценносте й. Жи лая пло щадь, п о­ строенная за счет фондов предпри­ ятий, будет полностью распреде­ ляться между работни ками данн ого предприятия . Расширяю тся права предприятий в использовании полу­ ченной э к ономии по фонду заработ­ ной платы в течение всего года . Пр едприятия самостоятельно, без регистрации в финансовы х органа х, буду т утверждать стру к туру и шта­ ты, а та кж е сметы адмнннетративно- управденчес ких расх одов . Расши­ ряю тся х озяйственная инициатива и самостоятельность предприятий в решении и ряда други х вопросов и х пр оизводственной деятельности . П о­ ложение о предприятии будет не­ сомненно способствовать у кр епле­ нию х озяйственного расчета на пред­ приятия х* Пр едлагаемые меры по улучше­ нию организации управления и уси­ лению э к ономичес ких методов ру к о­ водства промышленностью основаны на сочетании единого государствен­ ного планирования с полным х озрас­ четом предприятий, централизован­ ного отраслевого управления—с ши­ ро к ой местной х озяйственной ини­ циативой, принципа единоначалия — с повышением роли производствен­ ны х к олле к тивов . Такая система хо­ зяйственного управления отвечает современным требованиям и позво­ лит лучше использовать преимуще­ ства социалистического строя. Быстрое развитие нашей социали­ стической экономики будет и в даль­ нейшем неизбежно выдвигать все новые проблемы совершенствования управления народным хозяйством. Это требует решительного преодоле­ ния отставания научных исследова­ ний ® этой области и глубокой раз­ работки научных основ организации управления общественным произ­ водством* высококвалифицированными кадра­ ми предприятия: ведь там, в конеч­ ном счете, решается успех дела. В то же время надо тщательно отобрать специалистов для вновь организуе­ мых министерств, от чего во многом будет зависеть эффективность всей работы по управлению промышлен­ ностью. Мы должны проявить макси­ мум заботы о хозяйственных кадрах и разумно использовать каждого ра­ ботника. За годы Советской власти в стране выращены многие тысячи способных и авторитетных организаторов социа­ листического производства. В настоя­ щее время на предприятиях промыш­ ленности занято более двух миллио­ нов специалистов с высшим и сред­ ним специальным- образованием. Здесь трудится более четырех мил, лионов коммунистов. Это огромная сила, опираясь на которую мы мо­ жем решать самые сложные задачи. Партия, народ высоко ценят кадры специалистов, организаторов произ­ водства, оказывают им большое дове­ рие и всемерную поддержку в их сложной общественно полезной рабо» те. Требования к нашим производст­ венно - хозяйственным кадрам серь­ езно возрастают. Эти требования вы­ двигаются самой жизнью. Инициати­ ва, основанная на знании дела, опе­ ративность, деловитость, чувство но­ вою, умение использовать в каждой конкретной обстановке с максималь­ ной эффективностью производствен­ ные ресурсы — в этом суть новых требований, С расширением прав хозяйственных руководителей на них возлагается и более высокая ответственность перед партией н государством. Им придется самим вместе е производственными коллективами решать то, что ранее зачастую за них решали сверху* В новых условиях резко возрастает значение подготовки кадров для про­ мышленности. Здесь имеются круп­ ные недостатки, в которых в большой мере повинно министерство высшего и среднего специального образования и Госплан. Серьезные диспропорции допущены в подготовке техников и инженеров, вследствие чего у нас не хватает специалистов в одних отрас­ лях промышленности при избытке их в других. Плохо поставлено дело экономиче­ ской подготовки инженерно-техниче­ ских кадров. В современных условиях нетерпимо, чтобы инженер, конструк­ тор, проектировщик не могли глубо­ ко разбираться в экономике произ­ водства. В настоящее время подготовка эко­ номистов приобретает первостепенное значение. Усилить внимание к этому делу тем более необходимо, что в стране ощущается большой недоста­ ток экономических кадров. К началу 196 5 года специалисты с высшим э к ономичес ким образованием зани­ мали в об щ ей численности специали­ стов СССР всего 6 процентов, что да­ же нес к оль к о меньше, чем было в к онце 19 40 года* Надо восстановить ранее с ущ ество­ вавшую и оправдавшую себя систем му повышения к валифи кации рук о­ водя щих кадр ов* Лик видация этой фермы подготов ки кадр ов была серь­ езной ошиб к ой* На многи х пр едприятия х н епра­ вильно используются инженерно- те хнические^ кадры: руководители предприятий и строек, инженерно- технические работники часто отвле­ каются от своей производственной работы на бесплодные совещания. Часть специалистов занята выполне­ нием несвойственных им функций, составлением всевозможных отчетов, статистических сведений н справок» Все эти недостатки в подготовке и использовании кадров должны быть устранены. Кадры промышленных руководи­ телей несут всю полноту личной от­ ветственности за вверенные им го­ сударством участки производства* Эта ответственность, роль единона­ чалия в производстве еейчас особен­ но возрастает. Но единоначалие ор­ ганически должно сочетаться с са­ мым широким участием рабочих и служащих в обсуждении важнейших вопросов хозяйственной жизни пред­ приятия и управления производст­ вом, Успех работы хозяйственника определяется его опорой на коллек­ тив и авторитетом, который он заво­ евывает своими высокими деловыми качествами н принципиальностью, Совершенствование хозяйственного управления немыслимо без дальней­ шего развития его демократических основ, без значительного усиления участия масе в управлении произ­ водством. Должна быть высоко под­ нята роль коллективов предприятий, заводской общественности при ре­ шении вопросов планирования, моби­ лизации внутренних резервов произ­ водства, оценки результатов работы и стимулирования работников. В свя­ зи с расширением фондов предприя­ тий намного повышается значение заводских общественных организа­ ций в правильном использовании этих фондов. Надо всемерно разви­ вать у всех работников чувство хозяина в отношении к производ­ ству. Нельзя себе представить успеш­ ную деятельность предприятия без строгой трудовой и производствен­ ной дисциплины, без требования точ­ ного выполнения каждым руководи­ телем, инженером, служащим и ра­ бочим их обязанностей и получаемых ими заданий* Важным средством привлечения рабочих и служащих к борьбе за улучшение результатов работы пред­ приятий является коллективный до­ говор, Теперь его роль намного повы­ сится. Коллективные договоры долж­ ны широко и тщательно обсуждаться с рабочими и служащими предприя­ тий, имея в виду, что их заинтересо­ ванность^ улучшении общих резуль­ татов работы значительно возраста­ ет* Каждый рабочий и служащий предприятия должен знать, какие конкретные меры будут проведены* чтобы предприятие работало лучше, рентабельнее, как скажется улучше­ ние работы предприятия на условиях труда и быта, на заработках работ­ ников и какую ответственность воз­ лагает коллективный договор на ра­ бочего и служащего. Хозяйственные руководители и профсоюзные орга­ низации обязаны улучшить практику заключения коллективных договоров и обеспечивать систематический контроль за выполнением предусмот­ ренных в договорах обязательств. Успешное осуществление мерен приятии по совершенствованию уп­ равления ^ промышленностью требует от партийных, профсоюзных орга­ низаций и руководителей предприя­ тий коренного улучшения органи­ зации социалистического соревно­ вания трудящихся* Совершенство­ вание методов хозяйствования под­ водит прочную экономическую базу под социалистическое соревнование* Нужно направить социалистическое соревнование на скорейшее внедре­ ние новой техники, научной органн* зации труда, повышение рентабель­ ности производства, улучшение ка­ чества продукции, всемерное повы­ шение производительности труда, Все передовое, что есть на предпри­ ятии, должно при помощи социали­ стического соревнования получить массовое распространение. В этом — важное условие достижения но­ вой, более высокой ступени социа­ листического хозяйствования на каждом предприятии. Партийные, профсоюзные, совет­ ские и хозяйственные органы при­ званы организовать широкое разъ­ яснение среди всех «грудящихся на­ меченных мероприятий по совер­ шенствованию планирования и уси­ лению экономического стимулиро­ вания промышленного производства, улучшению управления промышлен­ ностью, мобилизуя их усилия н* обеспечение успешной работы каж ­ дого предприятия и промышленно­ сти в целом, (Окончание на 4-й с тр .), IV. \ . ‘ , * - '••••> Организованно провести в жизнь новую систему планового руководства промышленностью

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz