Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 28 еентяетнг '196 5 г . М 229 (34351 ПРОДОЛЖЕН ИЕ ДО КЛ А Д А А. И. КОСЫГИНА В современных условиях, когда крайне усложняются производствен но-технические проблемы, эффектив ное руководство промышленностью может осуществляться лишь с пол ным учетом особенностей и задач каждой отрасли. Специализация про изводства является важнейшим зве ном технического прогреееа, развития и совершенствования производства. Поэтому неотъемлемым элементом хозяйственного управления является обеспечение отраслевого принципа руководства, В последние годы, как известно, отраслевой принцип управления был нарушен, что нанесло известный ущерб развитию производства и тех ники. Предлагаемые мероприятия по зволят исправить положение* Однако отраслевой принцип управ ления должен сочетаться с террито риальным принципом, с межотрасле выми задачами комплексного разви тия народного хозяйства в целом и экономики республик и районов стра ны, с расширением хозяйственных прав республик, На рассмотрение Пленума Ц К КПСС представляются предложения, во-первых, Пб совершенствованию планирования, усилению хозяйствен ной инициативы предприятий и эко номического стимулирования и, век вторых, по улучшению организации управления промышленностью. Пер вая группа вопросов тесно связана с утвержденным на днях новым поло жением о социалистическом пред приятии, а вторая группа — с поста новлением о расширении хозяйствен’ ных прав союзных республик. Все эти вопросы составляют единое це лое. Основная цель предлагаемых ме роприятий заключается в том, чтобы привести систему планового руковод ства и методы хозяйствования в соответствие с задачами коммуни стического строительства, дальше развить важнейшие стороны и пре имущества социалистического спосо ба производства и обеспечить таким образом более быстрое движение на шей экономики по пути к коммуниз му. Ра зрешите перейти к и зложению вопросов, связанны х с с овершенст вованием планирования и усилением э к ономичес к ого стимулирования про мышленного производства, И. С о в е р ш е н с т в о в а н и е п л а н и р о в а н и я и усиление экономического стимулирования п р о м ы ш л е н н о г о п р о и з в о д с т в а По каким главным направлениям предлагается Совершенствовать фор мы планового руководства экономи кой и методы хозяйствования на каждом предприятии? Во-первых, намечается ряд мер по повышению научного уровня госу дарственного планирования эконо мики, Предусматриваемые в народнохо зяйственных планах темпы роста производства, роста национального дохода и основные пропорции долж ны быть оптимальными, т. е, обеспе чивать наилучшее, наиболее эффек тивное использование имеющихся возможностей в соответствии е объ ективными экономическими законами социализма. В условиях современной научно-технической революции зада ча планирования состоит в том, что бы предусматривать в планах быет. рые темпы промышленного освоения последних достижений науки и тех ники. План нужно строить на базе перспектив научно-технического про гресса, Необходимо поднять рель перспективных планов, создать си стему научно обоснованных норма тивов для планирования. Тем самым мы сможем предотвра щать возможность проявления во люнтаризма в планировании и соз дать условия для повышения эффек тивности общественного производст ва, Во-вторых, предлагается целая си стема мер по расширению хозяйст венной самостоятельности и инициа тивы предприятий н объединений и повышению роли предприятий как основной хозяйственной ячейки на шей экономики. В условиях роста концентрации производства, расши рения производственных евязей су ществующие рамки хозяйственной са мостоятельности стали тесными для современных социалистических пред приятий и сдерживают их возможно сти повышения производительности труда и эффективности производст ва. Расши рение х озяйственной само стоятельности предприятий, рост по литичес к ой сознательности и а к тив ности рабочего класса открывают возможность более широкого участия коллективов под руководством пар тийных организаций в управлении производством, В этих целях необходимо устра нить излишнюю регламентацию хо зяйственной деятельности предприя тий, наделить предприятия необходи мыми средствами для развития про изводства и установить прочные за конодательные гарантии расширяю щихся прав предприятий, В-третьих, предлагается укрепить и развить хозрасчет, усилить экономи ческое стимулирование производства с помощью таких средств, как цена, прибыль, премия, кредит. Нужно по высить заинтересованность предприя тий в росте производства, в повыше нии доходности, наилучшем исполь зовании огромного богатства — за- крепленных за предприятиями произ. водственных фондов. Намечается решительно усилить за интересованность рабочих и служа щих в улучшении общих итогов рабо ты предприятия и укрепить тем са мым экономическую основу расшире ния самодеятельности и инициативы масс в хозяйственном строительстве, большего участия, их в управлении производством. Предлагаемые меры направлены па последовательное осуществление ле нинского принципа материальной за интересованности трудящихся, на то, чтобы находить новые резервы на са мих предприятиях, создавать новые источники для повышения заработ ной платы рабочих и служащих. отрасли промышленного производ ства и обеспечить правильное соче тание планирования по отраслям с планированием по республикам и экономическим районам. В этой связи следует сказать о задачах Госплана ССС Р. Г осплан должен сосредоточить внимание на обеспечении правильны х нар одно х о зяйственны х пр опорций и связей, повышении эффе ктивности общест венного производства, изыскании ресурсов для ускоренного роста на ционального дохода и повышения благосостояния народа, Особое зна чение при этом будет иметь более глубокая, тщательная разработка народнохозяйственных балансов, в частности, баланса национального дохода и его использования, балан са трудовых ресурсов и их исполь зования как в целом по стране, так и по районам, баланса денеж ных доходов и расходов населения, баланса финансовых ресурсов, а также важнейших материальных балансов. Об усилении экономического стимулирования предприятий и у к р е п л е н и и х о з я й с т в е н н о г о р а с ч е т а Об у л у ч ш е н и и п л а н и р о в а н и я п р о мышл е н н о с т и и о расширении хозяйственной самостоятельности п р е д п р и я т и й В целях расширения хозяйственной 1 самостоятельности предприятий пред лагается сократить число показате лей, утверждаемых предприятиям сверху. В то же время сохраняемые в плане показатели должны быть на целены на повышение эффективности производства. Практика «оказывает, что показа тель объема валовой продукции не ориентирует предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и населению, и во многих случаях сдерживает улучшение ассортимента и качества продукции. Нередко предприятия производят продукцию низкого каче ства, которая не нужна потребителю, и поэтому останется нереализован ной. Вместо показателя валовой продук ции предлагается устанавливать в планах предприятий задания по объему реализованной ими продук ция. Выполнение заданий по реализа ции продукции потребует от пред приятий уделять больше внимания ее качеству. Предприятие, выпускающее продукцию низкого качества, будет испытывать затруднения в реализа ции такой продукции, и следователь но, не сможет выполнить план. При существующем же порядке оценки деятельности предприятия по выпу- ску валовой продукции такое пред приятие считалось бы выполнившим план. Однако оценивать работу пред приятия только по объему реализо ванной продукции недостаточно. На родному хозяйству нужны определен ные виды продукции для удовлетво рения общественных потребностей. Поэтому в системе плановых показа телей должен быть сохранен круг за даний по важнейшей номенклатуре изделий. 1 При хорошо организованных хозяй ственных связях между предприятия ми и развитии системы договоров можно будет все более сужать ут верждаемую в государственном плане номенклатуру производимой продук ции, сводя ее к групповой, укрупнен ной номенклатуре. Если задание по реализации про дукции имеет своей целью теснее свя зать производство с потреблением,то для ориентации предприятия на по вышение эффективности производст ва наилучщим образом будет слу жить показатель прибыли, рентабель ности. Р азмер прибыли в значитель ной степени харак теризует в к лад кажд ого предприятия в чистый до х од страны, направляемый на расширение производства и улучшение благосо стояния народ а. Конечно, установление заданий по прибыли не толь к о не ослабляет, но, напротив, усиливает значение проб лемы снижения себестоимости . Сни ж ение себестоимости проду кции я в ляется важнейшей задачей х озяйст венны х рук оводителей . П о ка зателю себестоимости должно уделяться особое внимание в те хпр омфинплане предприятия . Г осударство заинтересовано в том, чтобы постоянно увеличивать на к оп ления не толь к о за счет снижения себестоимости кажд ой единицы про ду кции, но и за счет увеличения к о личества производимой проду кции, расши рения и обновления ассорти мента. повышенна качества изделий. Прибыль, в отличие от себестоимо сти, более полно отражает все эти с т о р о н ы производственной деятель ности предприятия, Важно при этом учитывать не только размеры и при рост прибыли, но и уровень рента бельности, то есть знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов* Существенные изменения преду» сматриваются и в планировании тру да на предприятиях* В настоящее время предприятиям утверждается четыре показателя по труду — производительность труда, численность работников, средняя за работная плата и фонд заработной Платы. Из перечисленных показате лей предлагается утверждать для Предприятий только один фонд Заработной платы. Это, конечно, не означает, что остальные показатели потеряли свое значение. Показатели роста производительности труда, численности работников и средней заработной платы по-прежнему оста ются необходимыми элементами на роднохозяйственного плана и про изводственного плана самого пред приятия. Однако обязательно ли ут верждать предприятию сверху все эти задания? Практика показала, что такой порядок планирования сковывает инициативу предприятий в выборе путей повышения производи, тсльности труда. Вносились предложения не ут верждать предприятиям и фонд за работной платы. Однако отказ от планирования фонда заработной платы был бы преждевременным. В народном хозяйстве должно быть обеспечено необходимое соответст вие между количеством производи мых товаров народного потребле ния и покупательной способностью населения, Последняя же во многом определяется фондом заработной платы. В перспективе, когда удастся зна чительна расширить производство предметов потребления и накопить необходимые резервы потребитель ских товаров, можно будет отка заться от утверждения предприяти ям фонда заработной платы, В пер вую очередь имеется в виду осуще ствить это в отраслях, производя щих предметы потребления. Таким образом, для предприятий будут утверждаться сверху: объем реализации продукции; основная номенклатура продукции: фонд заработной платы; сумма прибыли и рентабельность; платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Кроме этих показателей им будут устанавливаться также: объем централизованных капита ловложений и ввод в действие про изводетвенных мощностей и основ ных фондов; основные задания по внедрению новой техники; ; показатели материально-техниче ского снабжения. Другие показатели хозяйственной деятельности будут планироваться предприятием самостоятельно, без утверждения их вышестоящими ор ганизациями. Это избавит предпри ятия от ненужной опеки и позволит им принимать наиболее экономичные решения с учетом конкретных уело вий производства. Расширяя х озяйственную самосто ятельность предприятий, государст во будет и впредь проводить единую полити ку в области те хнич ес к ого прогресса, капи тальны х вложений цен, оплаты труда и финансов, бу дет обеспечивать проведение году дарственного статистичес к ого учета и отчетности по единой сист еме. Одной из главных задач плани рующих и хозяйственных организа цнй является повышение качесгза продукции в соответствии с требо ваниями потребителей и современ ным техническим уровнем.- В планах нужно предусматривать важнейшие показатели технического уровня и качества продукции и н обходимые для втогр финансовые трудовые я материальные ресурсы, Необходимо повысить роль госу дарственных стандартов как дейст венного средства улучшения каче ства продукции. Стандарты должны постоянно совершенствоваться с уче том достижений науки и техники. Следует ввести государственную ат тестацию качества продукции, Нормальная хозяйственная дея тельность предприятий нередко на рушается тем, что утверждаемые для них сверху планы не подкреп лены необходимыми технико-эконо мическими расчетами и обосновани ями, а отдельные разделы плана между собой не увязаны. Ра зработ к е те хник о-э к ономичес ких н ормати вов, необ х одимы х при п ланировании и х озяйствовании, до си х пор не уделяется должного внимания . У т вержденные планы часто меняются, что дезорганизует работу предприя тий и снижает эффе ктивность про изводства. Одной из основных задач совершенствования планирован и я является разработка для предприя тий устойчивых планов, составлен ных на базе научно обоснованных нормативов и технико-экономических расчетов, с учетом конкретных осо бенностей отраслей промышленно сти и групп предприятий. Повышение научного уровня пла нирования выдвигает перед учены* ми-экономистами задачи по анализу современных процессов технико-эко номического развития страны, выяв лению намечающихся тенденций и перспектив. Особое внимание долж но быть обращено на повышение экономической эффективности новой техники, на структурные сдвиги в производстве и потреблении, изуче ние хозяйственных связей, комплекс ного развития экономики районов и территориального разделения труда стране. В современных условиях, когда в качестве важнейшей задачи вы двигается повышение технического уровня производства и его эффек тивности, плановое руководство хо зяйственной деятельностью предпри ятий не может ограничиваться годо выми планами. Перспективным же планам не придавалось должного значения. На многих предприятиях они вообще не составлялись, а там, где эти планы имелись. — они, как правило, не были увязаны с плана ми развития народного хозяйства* Большой недостаток существующей организации перспективного плани рования состоит также в том, что утвержденные задания' перспектив ных планов, в частности, контроль ные цифры семилетнего плана но были распределены по годам. Такое положение приводит к то му, что предприятия заранее не зна ют перспектив развития своего про изводства и не могут своевременно осуществлять подготовку производ ства, налаживать постоянные связи с поставщиками и потребителями. Предлагается установить в каче стве основной формы планирования пятилетии» план с распределением важнейших заданий по годам с тем, чтобы предприятия осуществляли свою производственно-хозяйствен ную деятельность на основе этого плана. В последнее время в народнохо зяйственных планах недостаточно предусматривались меры, направ ленные на повышение эффективно сти производства по отраслям про мышленности, что связано с нару шением отраслевого принципа уп равления промышленностью. Задача состоит в том, чтобы и в управлении промышленностью, и в народнохо зяйственном плане поднять значение Улучшение форм и методов пла нирования позволит по-новому по ставить проблему укрепления и развития хозяйственного расчета. В. И. Ленин указывал, что каждое предприятие должно работать рен табельно, полностью покрывать за счет доходов свои расходы н Да вать прибыль* Хозрасчетные предприятия и их руководители должны нести полную ответственность за экономические результаты работы. Ленинские идеи хозрасчета должны прочно войти в нашу экономическую практику* В последовательном осуществлении н дальнейшем развитии этих идей мы видим путь к решению многих на зревших задач коммунистического строительства на современном этапе. Что же практически надо сделать для того, чтобы в новых условиях укрепить и развить хозяйственный расчет? Во-первых, надо создать условия, при которых предприятия могли бы самостоятельно решать вопросы со- вершенствования производства и были заинтересованы в том, чтобы лучите использовать закрепленные за ними производственные фонды для увеличения выпуска продукции и размеров получаемой прибыли. Для этого надо оставлять пред приятиям из их прибыли больше средств, чтобы они могли развивать производство, совершенствовать технику, материально поошрять ра ботников н улучшать условия тру да и быта рабочих и служащих предприятия. Ра змеры средств, ос тавляемы х пр едприятию, следует поставить в прямую зависимость от эффе ктивности использования за крепленных за предприятием произ водственных фондов, увеличения объема реализуемой продукции, по вышення рентабельности произвол етва и улучшения качества продук ции, Вместе с тем следует ограни чить безвозвратное финансирование государством капитальных вложе ний и расширить применение кре дите* Во-вторых, следует укрепить хоз расчетный принцип в отношениях между предприятиями, обеспечить строгое соблюдение обязательств по товарным поставкам и усилить ма териальную ответственность за вы полнение обязательств. В-третьих, необходимо на основе хозяйственного расчета материаль но заинтересовать вееь коллектив, каждый цех и участок предприятия в выполнении не только своих зада ний, но также и в улучшении общих итогов работы предприятия, При этом следует построить систему по ощрения так, чтобы предприятия были заинтересованы в разработке и выполнении болей высоких пла новых заданий, в лучшем исполь зовании внутренних ресурсов. Короче говоря, речь идет о том, чтобы направить всю деятельность предприятия на изыскание путей улучшения экономики производства повышения доходов предприятия | тем самым на увеличение общего на ционального дохода страны. При нынешнем порядке капиталу вложения направляются почти исклю чительно по централизованному пла цу, причем в значительной части на строительство новых предприятий Действующие предприятия во многих случаях не располагают необходимы ми средствами и поэтому не могут своевременно заменять устаревшее оборудование. Это сдерживает рост производительности труда, улучшение качества продукции, повышение рен табельности производства. Предлагается, чтобы на каждом предприятии был образован свой фонд развития производства за счет отчислений от прибыли, полученной предприятием. Кроме того, в этот фонд будет поступать часть аморти зационных отчислений, которые пред назначаются на полное восстановле ние основных фондов. В настоящее время эта часть амортизационных от числений целиком направляется в централизованном порядке на фи нансирование капитального строи тельства, и предприятия сами распо ряжаться этими средствами не могут. С проведением этих мероприятий размер фонда развития производства, который предприятия смогут само стоятельно использовать для техни ческого совершенствования производ ства, составит сумму значительно большую, чем в настоящее время. Это видно нз следующих данных. В 196 4 году затраты из фонда предприятия на внедрение новой те х ники и ра звитие производства в про мышленности составили 12 0 млн . руб лен, кр оме того, на эти цели израс ходовано за счет кредитов банка 6 00 млн. рублей, а всего—72 0 млн. руб лей. При новых условиях фонд раз витая составит в 1967 году примерно 4 млрд, рублей, в том числе за счет амортизационны х отчислений — 2,7 млрд, рубле й. Укр епление х озяйственного расчета и э кономическое стимулирование про изводства зависят от того, на каких началах государство предоставляет средства предприятию и в каком по рядке предприятия отчисляют часть своих доходов в государственный бюджет* Финансирование капиталовложений в настоящее время Производится из государственного бюджета безвоз вратно, Рук оводители предприятий мало озабочены тем, во что обойдет ся ре к онстру кция пр едприятий и ка к ой эффект дадут дополнительные капиталовложения, так как предпри ятия не обязаны возмещать получае мые средства. Следовательно, надо иметь такую систему, при которой хо- зяйетвенные руководители заботились бы о наиболее экономном использо вании средств на строительство, с тем чтобы создавать новые цехи и объек ты при наименьших капиталовложе ниях, своевременно вводить их в дей ствие и быстрее осваивать проектную МОЩНОСТЬ. Одним из путей решения этой дачи является переход от беэвоз вратного выделения средств на ка витальное строительство к долго срочному кредитованию. Имеется 1 виду, что система кредитования бу дет применена в первую очередь в отношении капиталовложений на действующих предприятиях. Что касается нового строительства, то здесь, видимо, целесообразно систе му долгосрочного кредитования при менять для строек, затраты на коти рые окупаются в сравнительно ко роткие сроки. Важное значение для достижения эффективности производства имеет правильное и экономное использова ние выделяемых предприятию обо ротных средств. В настоящее время любой недостаток оборотных средств возмещается предприятию за счет государственного бюджета. Поэтому нельзя говорить о’ подлинном хоз расчете, если предприятия по суще ству никакой экономической ответ ственности за использование выде ленных им оборотных средств не не сут. Предлагается в дальнейшем от казаться от безвозмездного П о р о д нения оборотных средств предприя тий за счет бюджета и предостав лять им в случае необходимости временные кредиты на эти цели. Та кой порядок побудит предприятия по-хозяйски подходить к исполмо ванию выделенных им оборотных средств. Предусматривается изменить так же порядок внесения платежей пред приятий из своих доходов в госу дарственный бюджет. В настоящее время размеры от числений предприятий от прибыли в бюджет не зависят от закреплен ных за ними производственных фон дов. Это является одной из причин того, что предприятия стремятся по лучить от государства больше пе нег на капиталовложения и на по полнение оборотных средств, не принимая со своей стороны необхо димых мер к их рациональному ис пользованию. Подчас предприята покупает ненужное ему оборудэза ние, лишь бы израсходовать полу ценные средства. Ка к уже говорилось, за послед ние годы в ряде отраслей промыш ленности снизилась эффективность использования производстве и н ы х фондов. Поэтому очень важно заин тересовать предприятия в том, что бы они расширяли выпуск продук ции и увеличивали не только общую сумму прибыли, но и размеры по лучаемой прибыли в расчете на каждый рубль выделенных им про изводственных фондов. Для этого необходимо ввести отчисления в бюджет из прибыли предприятий к зависимости от стоимости закреп ленных за ними основных фондов и оборотных средств в виде платы за производственные фонды. Нормативы платы за основные фонды и оборотные средства будут устанавливаться на длительный срок на ряд лет, с таким расчетом чтобы у нормально работающего предприятия после указанного пла тежа оставалась прибыль для обра зования поощрительных фондов предприятия и покрытия плановых затрат. У предприятия, которое бу дет лучше использовать свои основ ные фонды и оборотные средства останется больше прибыли для об разования поощрительных фондов что обеспечит необходимую матери альную заинтересованность в улуч шении использования выделенных предприятию народных средств* Новая техника, вновь установлен ное оборудование, введенные в дей ствие предприятия или цехи не во всех случаях могут сразу дать пол ный экономический эффект, и предприятий в связи с этим могут возникать временные финансовые трудности. Поэтому предлагается чтобы плата за фонды взималась лишь после того, как истечет плана вый срок освоения вновь введенных в действие мощностей. Следует подчеркнуть, что плату за фонды предлагается ввести не как дополнительный взнос © бюдже сверх тех платежей, которые сейчас вносят предприятия; речь идет том, чтобы значительную часть пла тежей предприятий в бюджет напри вить по новому руслу, В перспэкти ве плата за фонды станет важней шей частью доходов государствен ного бюджета и соответственно со кратится роль других платежей, в том числе и налога с оборота* Имеется также в виду шире внед рить хозрасчетный принцип в отно шения между предприятиями. В на стоящее время экономическая от ветственность предприятий друг пе ред другом крайне недостаточна. Хозяйственный договор еще не за нял должного места в экономиче ских отношениях между предприя тиями. Предлагается повысить матери альную ответственность предприя тий и организаций за невыполнение договорных обязательств по постав кам продукции с тем, чтобы возме щать, как правило, причиненные убытки* Усиливается ответствен ность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспорт ных организаций за несвоевремен ный вывоз продукции с предприя тий и задержку доставки ее потре бителям. Необходимо, чтобы проект ные и конструкторские организации также отвечали за дефекты, допу щенные ими в проектах, технологи ческих схемах и конструкциях, если эти недостатки привели к матери альным потерям и дополнительным затратам при строительстве и при освоении введенных в действие объ ектов. Установление показателя реализа ции продукции делае^ положение предприятий-поставщиков и обра зование их фондов зависимым от платежей покупателей. Конечно, каж дое предприятие должно само отве чать за своевременность внесения платежей и вовремя рассчитываться с поставщиками. Хозрасчетные отно шения между предприятиями требу ют укрепления платежной дисципли ны, Одновременно в целях обеспече ния бесперебойных взаимных расче тов поставщиков и потребителей должна быть повышена роль госу дарственного кредита в хозяйствен ном обороте* Так как структура производства и ебестоимостн, а также соотношения между прибылью и заработной пла той в разных отраслях неодинаковы, имеется в виду дифференцировать нормативы отчислений в фонд ма териального поощрения по отдель ным отраслям и возможно по груп пам предприятий с учетом размеров фондов заработной платы. На предприятиях должен быть также образован фонд социально культурных мероприятий и жилищ ного строительства. Средства этого фонда пойдут на жилищное строи тельство (сверх централизованных ресурсов, выделяемых на эту цель), на строительство и содержание дет ских учреждений, пионерских лаге рей, домов отдыха и санаториев и на другие социально-культурные нуж - ды. Следовательно, чем л»'чще будет работать предприятие, тем больше у него будет возможности не только для повышения заработков, но и для улучшения жнлншно-бытовых усло вий работников и проведения куль турных и оздоровительных меро приятий* , Предлагаемые изменения в мете-* дах планирования и экономического стимулирования основываются не только на теоретических выводах, на и на результатах имеющегося ужа практического опыта. Еще в 196 4 и 1965 года х на ря де предприятий швейной, обувной я те кс тильной промышленности начали внедряться новые методы планиро вания н э к ономичес к ого стимулирова ния. Д еятельность эти х пр едприятий оценивается по результатам выпол нения плана реализации промышлен ной проду кции и п о выполнению пла* на прибыл и. В последнее время на предприяти я х ряда отраслей внедрялась та кж е новая система премирования ру к ово дя щих, инж енерно - те хнич ес ких ра б отни к ов и служа щих, напра вленна* на повышение заинтересованности ра ботни к ов в росте производства, по вышении кач ества проду кции. Пера вые результаты, к оторыми мы распо лагаем, подтверждают правильное гы выбранного направления* Об одном пра к тичес к ом опыте применения но вой системы х отелось бы с ка зать не с к оль к о подробнее . Р ечь пойдет ев предприятия х а втомобильного транс порта . В х озяйственной деятельности ав тотранспортны х пр едприятий имеютс* крупны е недостат ки. П орожние про беги составляют о к оло половины асе* пробегов . В п лана х, к онечно, еже годно предусматриваются задания по со кращ ению порожни х пр обегов, па уменьшению затрат, связанны х с об служиванием автопар ка, п о увеличе нию загруз ки машин и т . д. Однак о на деле это дает малые результаты . Ск оль к о различны х д оводов привои дится авто х озяйствами для того, что бы до ка зать невыполнимость уста навливаемы х д ля ни х п лановы х зада ний* Пять месяцев назад Совет Минист ров СССР поручил Комитету по воп росам труда и зарплаты совместно о Мос к овс ким и Л енинградс ким горне* пол камамн прим енить в не к оторы х а вто х озяйства х н овую систему пла нирования и э к ономичес к ого стиму лирования, Такая система была вве дена в трех автомобильных хоэяйсг- вах в Москве и двух—в Ленинграде* Это — крупные автохозяйства раз личного профиля, обслуживающие строительство, торговую сеть и про мышленность, занимающиеся между городными перевозками. Хозяйственная самостоятельности этих предприятий расширена: ( для них было сокращено число плановых показателей, устанавливаемых свер ху; предоставлены большие права я использовании сверхплановой прибы ли и экономии по фонду заработной платы для материального поощрения работников и улучшения социально культурных условий, а также разви тия производственной базы хозяй ства. О м е р о п р и я т и я х по у с и л е н и ю ма т е р и а л ь н о й заинтересованности работников в улучшении работы п р е д п р и я т и й В настоящее время заинтересован ность производственного коллектива н каждого работника в улучшении общих итогов работы предприятия совершенно недостаточна. Возможно сти предприятия повышать оплату труда рабочих и служащих за счет созданных самим предприятием ис точников дохода крайне ограничены. Около половины промышленных предприятий не имеет своего фонда, образуемого из прибыли, а там, где фонд предприятия имеется, его раз меры очень невелики и выделяемые из него суммы поощрения незначи тельны. Почти все виды премий и других поощрений выплачиваются не из прибыли, а из фонда заработной платы.- Достигнутые предприятием успехи в увеличении прибыли и по вышении рентабельности произвбдет- ва не сказываются непосредственно на заработной плате работников предприятий. Для того, чтобы повысить мате риальную заинтересованность работ ников предприятий, необходимо из менить эту практику. Нужно устано вить порядок, при котором возмож ности предприятий повышать оплату труда рабочих и служащих опреде лялись бы прежде всего ростом про изводства, улучшением качества про дукции, увеличением прибыли и по вышением рентабельности производ ства,- Тарифные ставки и оклады ра бочих и служащих и впредь будут повышаться в централизованном по рядке. Вместе с тем предприятия на ряду с фондом заработной платы должны располагать собственным ис точником для поощрения работников за индивидуальные достижения и за высокие общие итоги работы пред приятий* Таким источником должна быть часть прибыли, полученной предприя тием. Зз счет прибыли рабочим и служащим будут выплачиваться не только премии за высокие показате ли работы в течение года, но и вы даваться единовременное вознаграж дение в конце года. При этом будет учитываться продолжительность не прерывного стажа работы на пред приятии, что положительно скажет ся на закреплении кадров. При существующей практике ма териального поощрения предприятия не заинтересованы предусматривать в планах наиболее полное исполь зование своих внутренних ресурсов, так как вся оценка деятельности предприятий и система стимулирова ния работников построена на поощ рении прежде всего за перевыпол нение плана. Такая система побуж дает предприятия добиваться более низких заданий по объему производ ства, росту производительности тру да и снижению себестоимости и бо лее высоких — фонда заработной платы, численности работников, ка питальных вложений и материаль ных фондов, чтобы легче было пере выполнять план. Это затрудняет со ставление правильных планов. Как предлагается изменить этот порядок? На каждом предприятии за счет отчисления от полученной прибыли будет создаваться фонд материаль ного поощрения работников. Отчис ления в фонд материального поощре ния должны производиться по ста бильным нормативам, устанавливав мым на ряд лет, и таким образом чтобы размеры фонда материального поощрения зависели от роста объе ма реализации продукции или при были и от уровня рентабельности предусмотренных в плане. Сумма поощрения за перевыполнение плана будет относительно меньше, чем сум ма, выплачиваемая за достижение показателей, предусмотренных в пла не. Это будет побуждать предприя тня своевременно вскрывать резервы и принимать более высокие плано вые задания. Фонд материального поощрения будет увеличиваться также в зави симости от удельного веса новой про дукции и получаемых предприятием дополнительных доходов от надба вок к цене за повышенное качество изделий. Предприятия будут заинте ресованы в быстрейшем освоении производства новой продукции улучшении ее качества* Недавно Президиум Совета Мини стров ССС Р расс мотрел первые итоги опыта работы и заслушал до к лады дире к торов дву х м ос к овс ких а вто х о зяйств . Уж е первые итоги работы эти х х озяйств по ка зали, что примене ние новой системы планирования н э к ономичес к ого стимулирования дает значительный эфф ект. Получив широ кие права и возможности, коллекти вы автомобильных хозяйств нашли пути улучшения своей деятельности, более полной загрузки автомобилей, прежде всего за счет сокращения по рожних пробегов. Они расширили круг обслуживаемых ими предприя тий и организаций и значительно по высили качество обслуживания, заин тересовали клиентуру в сокращении простоев при погрузке и разгрузке машин, улучшили организацию ре монта и обслуживания машин, реа лизовали ненужные автомашины и оборудование, сократили излишнюю численность персонала хозяйств* Новая система планирования Я экономического стимулирования по высила у работников заинтересован ность в результатах труда. За четы ре месяца работы в новых условия* (май — август 196 5 г .) п орожние пробеги со кращ ены на 15 процентов и за счет этого грузооборот увели чен на 3 4 пр оцента . Пр оизводитель ность труда повысилась на 31 про цент, а прибыль увеличилась более чем в два раза* Это дало возмож ность повысить заработную плату работни к ов* Свер хп лановая прибыль по пяти авто х озяйствам составила за четыре месяца 969 тыс . руб лей. Кая и прежде, 40 пр оцентов прибыли х о зяйства внесли в бюджет, а осталь ную часть — более 55 0 тысяч руб лей — использовали на улучшение, производства и образование резер вов, а та кж е на социально- ку льтур ные нужды и материальное поо щр е ние работни к ов . Ра зумеется, трудно рассчитывать» что именно та к ж е улучшится рабо та сразу во все х а вт охозяйствах» Тем не менее результаты опыта очевидны. Мы не можем не визегЬ в них то новое, что даст большой эффект и в других отраслях народ ного хозяйства. ‘ (Продолжение на 3-й стр.), V \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz