Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 28 еентяетнг '196 5 г . М 229 (34351 ПРОДОЛЖЕН ИЕ ДО КЛ А Д А А. И. КОСЫГИНА В современных условиях, когда крайне усложняются производствен­ но-технические проблемы, эффектив­ ное руководство промышленностью может осуществляться лишь с пол­ ным учетом особенностей и задач каждой отрасли. Специализация про­ изводства является важнейшим зве­ ном технического прогреееа, развития и совершенствования производства. Поэтому неотъемлемым элементом хозяйственного управления является обеспечение отраслевого принципа руководства, В последние годы, как известно, отраслевой принцип управления был нарушен, что нанесло известный ущерб развитию производства и тех­ ники. Предлагаемые мероприятия по­ зволят исправить положение* Однако отраслевой принцип управ­ ления должен сочетаться с террито­ риальным принципом, с межотрасле­ выми задачами комплексного разви­ тия народного хозяйства в целом и экономики республик и районов стра­ ны, с расширением хозяйственных прав республик, На рассмотрение Пленума Ц К КПСС представляются предложения, во-первых, Пб совершенствованию планирования, усилению хозяйствен­ ной инициативы предприятий и эко­ номического стимулирования и, век вторых, по улучшению организации управления промышленностью. Пер­ вая группа вопросов тесно связана с утвержденным на днях новым поло­ жением о социалистическом пред­ приятии, а вторая группа — с поста­ новлением о расширении хозяйствен’ ных прав союзных республик. Все эти вопросы составляют единое це­ лое. Основная цель предлагаемых ме­ роприятий заключается в том, чтобы привести систему планового руковод­ ства и методы хозяйствования в соответствие с задачами коммуни­ стического строительства, дальше развить важнейшие стороны и пре­ имущества социалистического спосо­ ба производства и обеспечить таким образом более быстрое движение на­ шей экономики по пути к коммуниз­ му. Ра зрешите перейти к и зложению вопросов, связанны х с с овершенст­ вованием планирования и усилением э к ономичес к ого стимулирования про­ мышленного производства, И. С о в е р ш е н с т в о в а н и е п л а н и р о в а н и я и усиление экономического стимулирования п р о м ы ш л е н н о г о п р о и з в о д с т в а По каким главным направлениям предлагается Совершенствовать фор­ мы планового руководства экономи­ кой и методы хозяйствования на каждом предприятии? Во-первых, намечается ряд мер по повышению научного уровня госу­ дарственного планирования эконо­ мики, Предусматриваемые в народнохо­ зяйственных планах темпы роста производства, роста национального дохода и основные пропорции долж­ ны быть оптимальными, т. е, обеспе­ чивать наилучшее, наиболее эффек­ тивное использование имеющихся возможностей в соответствии е объ­ ективными экономическими законами социализма. В условиях современной научно-технической революции зада­ ча планирования состоит в том, что­ бы предусматривать в планах быет. рые темпы промышленного освоения последних достижений науки и тех­ ники. План нужно строить на базе перспектив научно-технического про­ гресса, Необходимо поднять рель перспективных планов, создать си­ стему научно обоснованных норма­ тивов для планирования. Тем самым мы сможем предотвра­ щать возможность проявления во­ люнтаризма в планировании и соз­ дать условия для повышения эффек­ тивности общественного производст­ ва, Во-вторых, предлагается целая си­ стема мер по расширению хозяйст­ венной самостоятельности и инициа­ тивы предприятий н объединений и повышению роли предприятий как основной хозяйственной ячейки на­ шей экономики. В условиях роста концентрации производства, расши­ рения производственных евязей су­ ществующие рамки хозяйственной са­ мостоятельности стали тесными для современных социалистических пред­ приятий и сдерживают их возможно­ сти повышения производительности труда и эффективности производст­ ва. Расши рение х озяйственной само­ стоятельности предприятий, рост по­ литичес к ой сознательности и а к тив­ ности рабочего класса открывают возможность более широкого участия коллективов под руководством пар­ тийных организаций в управлении производством, В этих целях необходимо устра­ нить излишнюю регламентацию хо­ зяйственной деятельности предприя­ тий, наделить предприятия необходи­ мыми средствами для развития про­ изводства и установить прочные за­ конодательные гарантии расширяю­ щихся прав предприятий, В-третьих, предлагается укрепить и развить хозрасчет, усилить экономи­ ческое стимулирование производства с помощью таких средств, как цена, прибыль, премия, кредит. Нужно по­ высить заинтересованность предприя­ тий в росте производства, в повыше­ нии доходности, наилучшем исполь­ зовании огромного богатства — за- крепленных за предприятиями произ. водственных фондов. Намечается решительно усилить за­ интересованность рабочих и служа­ щих в улучшении общих итогов рабо­ ты предприятия и укрепить тем са­ мым экономическую основу расшире­ ния самодеятельности и инициативы масс в хозяйственном строительстве, большего участия, их в управлении производством. Предлагаемые меры направлены па последовательное осуществление ле­ нинского принципа материальной за­ интересованности трудящихся, на то, чтобы находить новые резервы на са­ мих предприятиях, создавать новые источники для повышения заработ­ ной платы рабочих и служащих. отрасли промышленного производ­ ства и обеспечить правильное соче­ тание планирования по отраслям с планированием по республикам и экономическим районам. В этой связи следует сказать о задачах Госплана ССС Р. Г осплан должен сосредоточить внимание на обеспечении правильны х нар одно х о­ зяйственны х пр опорций и связей, повышении эффе ктивности общест­ венного производства, изыскании ресурсов для ускоренного роста на­ ционального дохода и повышения благосостояния народа, Особое зна­ чение при этом будет иметь более глубокая, тщательная разработка народнохозяйственных балансов, в частности, баланса национального дохода и его использования, балан­ са трудовых ресурсов и их исполь­ зования как в целом по стране, так и по районам, баланса денеж­ ных доходов и расходов населения, баланса финансовых ресурсов, а также важнейших материальных балансов. Об усилении экономического стимулирования предприятий и у к р е п л е н и и х о з я й с т в е н н о г о р а с ч е т а Об у л у ч ш е н и и п л а н и р о в а н и я п р о мышл е н н о с т и и о расширении хозяйственной самостоятельности п р е д п р и я т и й В целях расширения хозяйственной 1 самостоятельности предприятий пред­ лагается сократить число показате­ лей, утверждаемых предприятиям сверху. В то же время сохраняемые в плане показатели должны быть на­ целены на повышение эффективности производства. Практика «оказывает, что показа­ тель объема валовой продукции не ориентирует предприятия на выпуск изделий, действительно необходимых народному хозяйству и населению, и во многих случаях сдерживает улучшение ассортимента и качества продукции. Нередко предприятия производят продукцию низкого каче­ ства, которая не нужна потребителю, и поэтому останется нереализован­ ной. Вместо показателя валовой продук­ ции предлагается устанавливать в планах предприятий задания по объему реализованной ими продук­ ция. Выполнение заданий по реализа­ ции продукции потребует от пред­ приятий уделять больше внимания ее качеству. Предприятие, выпускающее продукцию низкого качества, будет испытывать затруднения в реализа­ ции такой продукции, и следователь­ но, не сможет выполнить план. При существующем же порядке оценки деятельности предприятия по выпу- ску валовой продукции такое пред­ приятие считалось бы выполнившим план. Однако оценивать работу пред­ приятия только по объему реализо­ ванной продукции недостаточно. На­ родному хозяйству нужны определен­ ные виды продукции для удовлетво­ рения общественных потребностей. Поэтому в системе плановых показа­ телей должен быть сохранен круг за­ даний по важнейшей номенклатуре изделий. 1 При хорошо организованных хозяй­ ственных связях между предприятия­ ми и развитии системы договоров можно будет все более сужать ут­ верждаемую в государственном плане номенклатуру производимой продук­ ции, сводя ее к групповой, укрупнен­ ной номенклатуре. Если задание по реализации про­ дукции имеет своей целью теснее свя­ зать производство с потреблением,то для ориентации предприятия на по­ вышение эффективности производст­ ва наилучщим образом будет слу­ жить показатель прибыли, рентабель­ ности. Р азмер прибыли в значитель­ ной степени харак теризует в к лад кажд ого предприятия в чистый до х од страны, направляемый на расширение производства и улучшение благосо­ стояния народ а. Конечно, установление заданий по прибыли не толь к о не ослабляет, но, напротив, усиливает значение проб­ лемы снижения себестоимости . Сни­ ж ение себестоимости проду кции я в­ ляется важнейшей задачей х озяйст­ венны х рук оводителей . П о ка зателю себестоимости должно уделяться особое внимание в те хпр омфинплане предприятия . Г осударство заинтересовано в том, чтобы постоянно увеличивать на к оп­ ления не толь к о за счет снижения себестоимости кажд ой единицы про­ ду кции, но и за счет увеличения к о­ личества производимой проду кции, расши рения и обновления ассорти­ мента. повышенна качества изделий. Прибыль, в отличие от себестоимо­ сти, более полно отражает все эти с т о р о н ы производственной деятель­ ности предприятия, Важно при этом учитывать не только размеры и при­ рост прибыли, но и уровень рента­ бельности, то есть знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов* Существенные изменения преду» сматриваются и в планировании тру­ да на предприятиях* В настоящее время предприятиям утверждается четыре показателя по труду — производительность труда, численность работников, средняя за­ работная плата и фонд заработной Платы. Из перечисленных показате­ лей предлагается утверждать для Предприятий только один фонд Заработной платы. Это, конечно, не означает, что остальные показатели потеряли свое значение. Показатели роста производительности труда, численности работников и средней заработной платы по-прежнему оста­ ются необходимыми элементами на­ роднохозяйственного плана и про­ изводственного плана самого пред­ приятия. Однако обязательно ли ут­ верждать предприятию сверху все эти задания? Практика показала, что такой порядок планирования сковывает инициативу предприятий в выборе путей повышения производи, тсльности труда. Вносились предложения не ут­ верждать предприятиям и фонд за­ работной платы. Однако отказ от планирования фонда заработной платы был бы преждевременным. В народном хозяйстве должно быть обеспечено необходимое соответст­ вие между количеством производи­ мых товаров народного потребле­ ния и покупательной способностью населения, Последняя же во многом определяется фондом заработной платы. В перспективе, когда удастся зна­ чительна расширить производство предметов потребления и накопить необходимые резервы потребитель­ ских товаров, можно будет отка­ заться от утверждения предприяти­ ям фонда заработной платы, В пер­ вую очередь имеется в виду осуще­ ствить это в отраслях, производя­ щих предметы потребления. Таким образом, для предприятий будут утверждаться сверху: объем реализации продукции; основная номенклатура продукции: фонд заработной платы; сумма прибыли и рентабельность; платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Кроме этих показателей им будут устанавливаться также: объем централизованных капита ловложений и ввод в действие про изводетвенных мощностей и основ­ ных фондов; основные задания по внедрению новой техники; ; показатели материально-техниче­ ского снабжения. Другие показатели хозяйственной деятельности будут планироваться предприятием самостоятельно, без утверждения их вышестоящими ор­ ганизациями. Это избавит предпри ятия от ненужной опеки и позволит им принимать наиболее экономичные решения с учетом конкретных уело вий производства. Расширяя х озяйственную самосто­ ятельность предприятий, государст­ во будет и впредь проводить единую полити ку в области те хнич ес к ого прогресса, капи тальны х вложений цен, оплаты труда и финансов, бу­ дет обеспечивать проведение году дарственного статистичес к ого учета и отчетности по единой сист еме. Одной из главных задач плани рующих и хозяйственных организа цнй является повышение качесгза продукции в соответствии с требо ваниями потребителей и современ ным техническим уровнем.- В планах нужно предусматривать важнейшие показатели технического уровня и качества продукции и н обходимые для втогр финансовые трудовые я материальные ресурсы, Необходимо повысить роль госу­ дарственных стандартов как дейст­ венного средства улучшения каче­ ства продукции. Стандарты должны постоянно совершенствоваться с уче­ том достижений науки и техники. Следует ввести государственную ат­ тестацию качества продукции, Нормальная хозяйственная дея­ тельность предприятий нередко на­ рушается тем, что утверждаемые для них сверху планы не подкреп­ лены необходимыми технико-эконо­ мическими расчетами и обосновани­ ями, а отдельные разделы плана между собой не увязаны. Ра зработ­ к е те хник о-э к ономичес ких н ормати­ вов, необ х одимы х при п ланировании и х озяйствовании, до си х пор не уделяется должного внимания . У т­ вержденные планы часто меняются, что дезорганизует работу предприя­ тий и снижает эффе ктивность про­ изводства. Одной из основных задач совершенствования планирован и я является разработка для предприя­ тий устойчивых планов, составлен­ ных на базе научно обоснованных нормативов и технико-экономических расчетов, с учетом конкретных осо­ бенностей отраслей промышленно­ сти и групп предприятий. Повышение научного уровня пла­ нирования выдвигает перед учены* ми-экономистами задачи по анализу современных процессов технико-эко­ номического развития страны, выяв­ лению намечающихся тенденций и перспектив. Особое внимание долж­ но быть обращено на повышение экономической эффективности новой техники, на структурные сдвиги в производстве и потреблении, изуче ние хозяйственных связей, комплекс­ ного развития экономики районов и территориального разделения труда стране. В современных условиях, когда в качестве важнейшей задачи вы­ двигается повышение технического уровня производства и его эффек­ тивности, плановое руководство хо­ зяйственной деятельностью предпри­ ятий не может ограничиваться годо­ выми планами. Перспективным же планам не придавалось должного значения. На многих предприятиях они вообще не составлялись, а там, где эти планы имелись. — они, как правило, не были увязаны с плана­ ми развития народного хозяйства* Большой недостаток существующей организации перспективного плани­ рования состоит также в том, что утвержденные задания' перспектив­ ных планов, в частности, контроль­ ные цифры семилетнего плана но были распределены по годам. Такое положение приводит к то­ му, что предприятия заранее не зна­ ют перспектив развития своего про­ изводства и не могут своевременно осуществлять подготовку производ­ ства, налаживать постоянные связи с поставщиками и потребителями. Предлагается установить в каче­ стве основной формы планирования пятилетии» план с распределением важнейших заданий по годам с тем, чтобы предприятия осуществляли свою производственно-хозяйствен­ ную деятельность на основе этого плана. В последнее время в народнохо­ зяйственных планах недостаточно предусматривались меры, направ­ ленные на повышение эффективно­ сти производства по отраслям про­ мышленности, что связано с нару­ шением отраслевого принципа уп­ равления промышленностью. Задача состоит в том, чтобы и в управлении промышленностью, и в народнохо­ зяйственном плане поднять значение Улучшение форм и методов пла­ нирования позволит по-новому по­ ставить проблему укрепления и развития хозяйственного расчета. В. И. Ленин указывал, что каждое предприятие должно работать рен­ табельно, полностью покрывать за счет доходов свои расходы н Да­ вать прибыль* Хозрасчетные предприятия и их руководители должны нести полную ответственность за экономические результаты работы. Ленинские идеи хозрасчета должны прочно войти в нашу экономическую практику* В последовательном осуществлении н дальнейшем развитии этих идей мы видим путь к решению многих на­ зревших задач коммунистического строительства на современном этапе. Что же практически надо сделать для того, чтобы в новых условиях укрепить и развить хозяйственный расчет? Во-первых, надо создать условия, при которых предприятия могли бы самостоятельно решать вопросы со- вершенствования производства и были заинтересованы в том, чтобы лучите использовать закрепленные за ними производственные фонды для увеличения выпуска продукции и размеров получаемой прибыли. Для этого надо оставлять пред­ приятиям из их прибыли больше средств, чтобы они могли развивать производство, совершенствовать технику, материально поошрять ра­ ботников н улучшать условия тру­ да и быта рабочих и служащих предприятия. Ра змеры средств, ос­ тавляемы х пр едприятию, следует поставить в прямую зависимость от эффе ктивности использования за­ крепленных за предприятием произ­ водственных фондов, увеличения объема реализуемой продукции, по вышення рентабельности произвол етва и улучшения качества продук ции, Вместе с тем следует ограни­ чить безвозвратное финансирование государством капитальных вложе­ ний и расширить применение кре­ дите* Во-вторых, следует укрепить хоз­ расчетный принцип в отношениях между предприятиями, обеспечить строгое соблюдение обязательств по товарным поставкам и усилить ма­ териальную ответственность за вы­ полнение обязательств. В-третьих, необходимо на основе хозяйственного расчета материаль­ но заинтересовать вееь коллектив, каждый цех и участок предприятия в выполнении не только своих зада ний, но также и в улучшении общих итогов работы предприятия, При этом следует построить систему по ощрения так, чтобы предприятия были заинтересованы в разработке и выполнении болей высоких пла­ новых заданий, в лучшем исполь зовании внутренних ресурсов. Короче говоря, речь идет о том, чтобы направить всю деятельность предприятия на изыскание путей улучшения экономики производства повышения доходов предприятия | тем самым на увеличение общего на ционального дохода страны. При нынешнем порядке капиталу вложения направляются почти исклю­ чительно по централизованному пла­ цу, причем в значительной части на строительство новых предприятий Действующие предприятия во многих случаях не располагают необходимы ми средствами и поэтому не могут своевременно заменять устаревшее оборудование. Это сдерживает рост производительности труда, улучшение качества продукции, повышение рен­ табельности производства. Предлагается, чтобы на каждом предприятии был образован свой фонд развития производства за счет отчислений от прибыли, полученной предприятием. Кроме того, в этот фонд будет поступать часть аморти­ зационных отчислений, которые пред­ назначаются на полное восстановле­ ние основных фондов. В настоящее время эта часть амортизационных от­ числений целиком направляется в централизованном порядке на фи­ нансирование капитального строи­ тельства, и предприятия сами распо­ ряжаться этими средствами не могут. С проведением этих мероприятий размер фонда развития производства, который предприятия смогут само­ стоятельно использовать для техни­ ческого совершенствования производ­ ства, составит сумму значительно большую, чем в настоящее время. Это видно нз следующих данных. В 196 4 году затраты из фонда предприятия на внедрение новой те х­ ники и ра звитие производства в про­ мышленности составили 12 0 млн . руб­ лен, кр оме того, на эти цели израс­ ходовано за счет кредитов банка 6 00 млн. рублей, а всего—72 0 млн. руб­ лей. При новых условиях фонд раз­ витая составит в 1967 году примерно 4 млрд, рублей, в том числе за счет амортизационны х отчислений — 2,7 млрд, рубле й. Укр епление х озяйственного расчета и э кономическое стимулирование про­ изводства зависят от того, на каких началах государство предоставляет средства предприятию и в каком по­ рядке предприятия отчисляют часть своих доходов в государственный бюджет* Финансирование капиталовложений в настоящее время Производится из государственного бюджета безвоз­ вратно, Рук оводители предприятий мало озабочены тем, во что обойдет­ ся ре к онстру кция пр едприятий и ка­ к ой эффект дадут дополнительные капиталовложения, так как предпри­ ятия не обязаны возмещать получае­ мые средства. Следовательно, надо иметь такую систему, при которой хо- зяйетвенные руководители заботились бы о наиболее экономном использо­ вании средств на строительство, с тем чтобы создавать новые цехи и объек­ ты при наименьших капиталовложе­ ниях, своевременно вводить их в дей­ ствие и быстрее осваивать проектную МОЩНОСТЬ. Одним из путей решения этой дачи является переход от беэвоз вратного выделения средств на ка витальное строительство к долго срочному кредитованию. Имеется 1 виду, что система кредитования бу дет применена в первую очередь в отношении капиталовложений на действующих предприятиях. Что касается нового строительства, то здесь, видимо, целесообразно систе му долгосрочного кредитования при­ менять для строек, затраты на коти рые окупаются в сравнительно ко роткие сроки. Важное значение для достижения эффективности производства имеет правильное и экономное использова­ ние выделяемых предприятию обо ротных средств. В настоящее время любой недостаток оборотных средств возмещается предприятию за счет государственного бюджета. Поэтому нельзя говорить о’ подлинном хоз расчете, если предприятия по суще­ ству никакой экономической ответ ственности за использование выде­ ленных им оборотных средств не не сут. Предлагается в дальнейшем от казаться от безвозмездного П о р о д нения оборотных средств предприя тий за счет бюджета и предостав­ лять им в случае необходимости временные кредиты на эти цели. Та кой порядок побудит предприятия по-хозяйски подходить к исполмо ванию выделенных им оборотных средств. Предусматривается изменить так же порядок внесения платежей пред приятий из своих доходов в госу дарственный бюджет. В настоящее время размеры от числений предприятий от прибыли в бюджет не зависят от закреплен ных за ними производственных фон дов. Это является одной из причин того, что предприятия стремятся по лучить от государства больше пе нег на капиталовложения и на по полнение оборотных средств, не принимая со своей стороны необхо димых мер к их рациональному ис пользованию. Подчас предприята покупает ненужное ему оборудэза ние, лишь бы израсходовать полу ценные средства. Ка к уже говорилось, за послед ние годы в ряде отраслей промыш­ ленности снизилась эффективность использования производстве и н ы х фондов. Поэтому очень важно заин­ тересовать предприятия в том, что­ бы они расширяли выпуск продук­ ции и увеличивали не только общую сумму прибыли, но и размеры по­ лучаемой прибыли в расчете на каждый рубль выделенных им про­ изводственных фондов. Для этого необходимо ввести отчисления в бюджет из прибыли предприятий к зависимости от стоимости закреп­ ленных за ними основных фондов и оборотных средств в виде платы за производственные фонды. Нормативы платы за основные фонды и оборотные средства будут устанавливаться на длительный срок на ряд лет, с таким расчетом чтобы у нормально работающего предприятия после указанного пла тежа оставалась прибыль для обра зования поощрительных фондов предприятия и покрытия плановых затрат. У предприятия, которое бу дет лучше использовать свои основ­ ные фонды и оборотные средства останется больше прибыли для об разования поощрительных фондов что обеспечит необходимую матери­ альную заинтересованность в улуч­ шении использования выделенных предприятию народных средств* Новая техника, вновь установлен­ ное оборудование, введенные в дей ствие предприятия или цехи не во всех случаях могут сразу дать пол ный экономический эффект, и предприятий в связи с этим могут возникать временные финансовые трудности. Поэтому предлагается чтобы плата за фонды взималась лишь после того, как истечет плана вый срок освоения вновь введенных в действие мощностей. Следует подчеркнуть, что плату за фонды предлагается ввести не как дополнительный взнос © бюдже сверх тех платежей, которые сейчас вносят предприятия; речь идет том, чтобы значительную часть пла тежей предприятий в бюджет напри вить по новому руслу, В перспэкти ве плата за фонды станет важней шей частью доходов государствен­ ного бюджета и соответственно со­ кратится роль других платежей, в том числе и налога с оборота* Имеется также в виду шире внед­ рить хозрасчетный принцип в отно­ шения между предприятиями. В на­ стоящее время экономическая от­ ветственность предприятий друг пе­ ред другом крайне недостаточна. Хозяйственный договор еще не за­ нял должного места в экономиче­ ских отношениях между предприя­ тиями. Предлагается повысить матери­ альную ответственность предприя­ тий и организаций за невыполнение договорных обязательств по постав­ кам продукции с тем, чтобы возме­ щать, как правило, причиненные убытки* Усиливается ответствен­ ность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспорт­ ных организаций за несвоевремен­ ный вывоз продукции с предприя­ тий и задержку доставки ее потре­ бителям. Необходимо, чтобы проект­ ные и конструкторские организации также отвечали за дефекты, допу­ щенные ими в проектах, технологи­ ческих схемах и конструкциях, если эти недостатки привели к матери­ альным потерям и дополнительным затратам при строительстве и при освоении введенных в действие объ­ ектов. Установление показателя реализа­ ции продукции делае^ положение предприятий-поставщиков и обра зование их фондов зависимым от платежей покупателей. Конечно, каж дое предприятие должно само отве­ чать за своевременность внесения платежей и вовремя рассчитываться с поставщиками. Хозрасчетные отно­ шения между предприятиями требу­ ют укрепления платежной дисципли­ ны, Одновременно в целях обеспече­ ния бесперебойных взаимных расче­ тов поставщиков и потребителей должна быть повышена роль госу­ дарственного кредита в хозяйствен ном обороте* Так как структура производства и ебестоимостн, а также соотношения между прибылью и заработной пла­ той в разных отраслях неодинаковы, имеется в виду дифференцировать нормативы отчислений в фонд ма­ териального поощрения по отдель­ ным отраслям и возможно по груп­ пам предприятий с учетом размеров фондов заработной платы. На предприятиях должен быть также образован фонд социально­ культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства. Средства этого фонда пойдут на жилищное строи­ тельство (сверх централизованных ресурсов, выделяемых на эту цель), на строительство и содержание дет­ ских учреждений, пионерских лаге­ рей, домов отдыха и санаториев и на другие социально-культурные нуж - ды. Следовательно, чем л»'чще будет работать предприятие, тем больше у него будет возможности не только для повышения заработков, но и для улучшения жнлншно-бытовых усло­ вий работников и проведения куль­ турных и оздоровительных меро­ приятий* , Предлагаемые изменения в мете-* дах планирования и экономического стимулирования основываются не только на теоретических выводах, на и на результатах имеющегося ужа практического опыта. Еще в 196 4 и 1965 года х на ря де предприятий швейной, обувной я те кс тильной промышленности начали внедряться новые методы планиро­ вания н э к ономичес к ого стимулирова­ ния. Д еятельность эти х пр едприятий оценивается по результатам выпол­ нения плана реализации промышлен­ ной проду кции и п о выполнению пла* на прибыл и. В последнее время на предприяти­ я х ряда отраслей внедрялась та кж е новая система премирования ру к ово­ дя щих, инж енерно - те хнич ес ких ра­ б отни к ов и служа щих, напра вленна* на повышение заинтересованности ра­ ботни к ов в росте производства, по­ вышении кач ества проду кции. Пера вые результаты, к оторыми мы распо­ лагаем, подтверждают правильное гы выбранного направления* Об одном пра к тичес к ом опыте применения но­ вой системы х отелось бы с ка зать не­ с к оль к о подробнее . Р ечь пойдет ев предприятия х а втомобильного транс­ порта . В х озяйственной деятельности ав­ тотранспортны х пр едприятий имеютс* крупны е недостат ки. П орожние про­ беги составляют о к оло половины асе* пробегов . В п лана х, к онечно, еже­ годно предусматриваются задания по со кращ ению порожни х пр обегов, па уменьшению затрат, связанны х с об­ служиванием автопар ка, п о увеличе­ нию загруз ки машин и т . д. Однак о на деле это дает малые результаты . Ск оль к о различны х д оводов привои дится авто х озяйствами для того, что­ бы до ка зать невыполнимость уста­ навливаемы х д ля ни х п лановы х зада­ ний* Пять месяцев назад Совет Минист­ ров СССР поручил Комитету по воп­ росам труда и зарплаты совместно о Мос к овс ким и Л енинградс ким горне* пол камамн прим енить в не к оторы х а вто х озяйства х н овую систему пла­ нирования и э к ономичес к ого стиму­ лирования, Такая система была вве­ дена в трех автомобильных хоэяйсг- вах в Москве и двух—в Ленинграде* Это — крупные автохозяйства раз­ личного профиля, обслуживающие строительство, торговую сеть и про­ мышленность, занимающиеся между­ городными перевозками. Хозяйственная самостоятельности этих предприятий расширена: ( для них было сокращено число плановых показателей, устанавливаемых свер­ ху; предоставлены большие права я использовании сверхплановой прибы­ ли и экономии по фонду заработной платы для материального поощрения работников и улучшения социально­ культурных условий, а также разви­ тия производственной базы хозяй­ ства. О м е р о п р и я т и я х по у с и л е н и ю ма т е р и а л ь н о й заинтересованности работников в улучшении работы п р е д п р и я т и й В настоящее время заинтересован­ ность производственного коллектива н каждого работника в улучшении общих итогов работы предприятия совершенно недостаточна. Возможно­ сти предприятия повышать оплату труда рабочих и служащих за счет созданных самим предприятием ис­ точников дохода крайне ограничены. Около половины промышленных предприятий не имеет своего фонда, образуемого из прибыли, а там, где фонд предприятия имеется, его раз­ меры очень невелики и выделяемые из него суммы поощрения незначи­ тельны. Почти все виды премий и других поощрений выплачиваются не из прибыли, а из фонда заработной платы.- Достигнутые предприятием успехи в увеличении прибыли и по­ вышении рентабельности произвбдет- ва не сказываются непосредственно на заработной плате работников предприятий. Для того, чтобы повысить мате­ риальную заинтересованность работ­ ников предприятий, необходимо из­ менить эту практику. Нужно устано­ вить порядок, при котором возмож­ ности предприятий повышать оплату труда рабочих и служащих опреде­ лялись бы прежде всего ростом про­ изводства, улучшением качества про­ дукции, увеличением прибыли и по­ вышением рентабельности производ­ ства,- Тарифные ставки и оклады ра бочих и служащих и впредь будут повышаться в централизованном по­ рядке. Вместе с тем предприятия на­ ряду с фондом заработной платы должны располагать собственным ис­ точником для поощрения работников за индивидуальные достижения и за высокие общие итоги работы пред­ приятий* Таким источником должна быть часть прибыли, полученной предприя­ тием. Зз счет прибыли рабочим и служащим будут выплачиваться не только премии за высокие показате­ ли работы в течение года, но и вы­ даваться единовременное вознаграж­ дение в конце года. При этом будет учитываться продолжительность не­ прерывного стажа работы на пред­ приятии, что положительно скажет­ ся на закреплении кадров. При существующей практике ма­ териального поощрения предприятия не заинтересованы предусматривать в планах наиболее полное исполь­ зование своих внутренних ресурсов, так как вся оценка деятельности предприятий и система стимулирова­ ния работников построена на поощ­ рении прежде всего за перевыпол­ нение плана. Такая система побуж­ дает предприятия добиваться более низких заданий по объему производ­ ства, росту производительности тру­ да и снижению себестоимости и бо­ лее высоких — фонда заработной платы, численности работников, ка питальных вложений и материаль­ ных фондов, чтобы легче было пере­ выполнять план. Это затрудняет со­ ставление правильных планов. Как предлагается изменить этот порядок? На каждом предприятии за счет отчисления от полученной прибыли будет создаваться фонд материаль­ ного поощрения работников. Отчис­ ления в фонд материального поощре ния должны производиться по ста­ бильным нормативам, устанавливав мым на ряд лет, и таким образом чтобы размеры фонда материального поощрения зависели от роста объе­ ма реализации продукции или при­ были и от уровня рентабельности предусмотренных в плане. Сумма поощрения за перевыполнение плана будет относительно меньше, чем сум ма, выплачиваемая за достижение показателей, предусмотренных в пла не. Это будет побуждать предприя тня своевременно вскрывать резервы и принимать более высокие плано вые задания. Фонд материального поощрения будет увеличиваться также в зави симости от удельного веса новой про дукции и получаемых предприятием дополнительных доходов от надба вок к цене за повышенное качество изделий. Предприятия будут заинте­ ресованы в быстрейшем освоении производства новой продукции улучшении ее качества* Недавно Президиум Совета Мини­ стров ССС Р расс мотрел первые итоги опыта работы и заслушал до к лады дире к торов дву х м ос к овс ких а вто х о­ зяйств . Уж е первые итоги работы эти х х озяйств по ка зали, что примене­ ние новой системы планирования н э к ономичес к ого стимулирования дает значительный эфф ект. Получив широ­ кие права и возможности, коллекти­ вы автомобильных хозяйств нашли пути улучшения своей деятельности, более полной загрузки автомобилей, прежде всего за счет сокращения по­ рожних пробегов. Они расширили круг обслуживаемых ими предприя­ тий и организаций и значительно по­ высили качество обслуживания, заин­ тересовали клиентуру в сокращении простоев при погрузке и разгрузке машин, улучшили организацию ре­ монта и обслуживания машин, реа­ лизовали ненужные автомашины и оборудование, сократили излишнюю численность персонала хозяйств* Новая система планирования Я экономического стимулирования по­ высила у работников заинтересован­ ность в результатах труда. За четы­ ре месяца работы в новых условия* (май — август 196 5 г .) п орожние пробеги со кращ ены на 15 процентов и за счет этого грузооборот увели­ чен на 3 4 пр оцента . Пр оизводитель­ ность труда повысилась на 31 про­ цент, а прибыль увеличилась более чем в два раза* Это дало возмож­ ность повысить заработную плату работни к ов* Свер хп лановая прибыль по пяти авто х озяйствам составила за четыре месяца 969 тыс . руб лей. Кая и прежде, 40 пр оцентов прибыли х о­ зяйства внесли в бюджет, а осталь­ ную часть — более 55 0 тысяч руб­ лей — использовали на улучшение, производства и образование резер­ вов, а та кж е на социально- ку льтур­ ные нужды и материальное поо щр е­ ние работни к ов . Ра зумеется, трудно рассчитывать» что именно та к ж е улучшится рабо­ та сразу во все х а вт охозяйствах» Тем не менее результаты опыта очевидны. Мы не можем не визегЬ в них то новое, что даст большой эффект и в других отраслях народ­ ного хозяйства. ‘ (Продолжение на 3-й стр.), V \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz