Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
11 с ентября 1965 г ., Э у 8 215 (3 41 6 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 М И Т И Н Г СОВЕТСКО- РУМЫНСКОЙ ДРУЖБЫ (Окончание. Начало на!-йстр.). Делегации с удовлетворением от метили развитие экономического и научно-технического сотрудниче ства между нашими странами. Тор говый оборот между нашими стра нами непрерывно возрастал и уве личился в 1964 году свыше чем на 65 процентов по сравнению с 196! годом. Успехи наших народов, всех социалистических стран укрепляют силы социализма, демонстрируют его превосходство и повышают его вли яние в мире, мобилизуют трудящихся капиталистических стран на бооьбу за революционное преобразование общества. На народы оказывают мощное притягательное воздействие отношения между социалистическими странами — отношения нового типа. Резко отличаясь от отношений в капиталистическом мире, отношения в рамках мировой социалистической системы призваны обеспечить разви тие и расцвет каждого социалисти ческого государства, каждой социа листической нации, братское со трудничество между равноправны ми социалистическими нациями в целях обеспечения прогресса каж дой из них, укрепление мировой со циалистической системы. Единство социалистических стран основывается на тождестве основных целей: об щей марксистско-ленинской идеоло гии, создании нового общественного строя, укреплении сил социализма и мира во всем мире. Наша партия считает, что разногласия, возникаю щие в связи с различным толковани ем вопросов современного развития или международного положения, не должны отражаться на товарищеских интернациональных отношениях ме жду странами социалистической си стемы: товарищеское рассмотрение разногласий в духе взаимопонима ния, неуклонное применение на прак тике принципов социалистического интернационализма обеспечивают прочную основу развития и укрепле ния единства и сплоченности миро вой социалистической системы? Мы, заявил оратор, выражаем уве ренность в том, что, выдвигая на первый план то, что их объединяет, и то, что преобладает, — борьбу за победу социализма и мира во всем мире, партии и правительства социа листических стран будут непрерывно укреплять единство и солидарность народов мировой социалистической системы. Социалистическая Респуб лика Румыния считает высоким на циональным и интернациональным долгом и в дальнейшем прилагать все усилия с тем, чтобы способство вать непрерывному укреплению единства и сплоченности мировой со циалистической системы? Мощь коммунистических и рабочих партий —- этого? существенного фак тора социального прогресса в совре менную эпоху — непрерывно растет, усиливается их влияние в развитии политической жизни, борьбы наро дов за лучшую жизнь.- Последова тельно выступая за развитие между народной солидарности трудящихся, в отношениях с другими партиями Румынская коммунистическая пар тия руководствуется принципами не зависимости, равноправия и невме шательства во внутренние дела, уважения права каждой партии са мой принимать решения о своей по литике « практической деятельности, развития интернациональной соли дарности. Наша партия считает, что вопросы, представляющие общий ин терес, должны обсуждаться непо средственно между партиями, между руководствами, искренно, по-друже ски. Между коммунистическими Парти ями могут возникать и разногласия во взглядах, различное толкование вопросов революционного движения и современного общественного раз вития. Мы считаем, что в целях их выяснения эти вопросы должны .об суждаться принципиально, по-това рищески, в обстановке взаимного уважения и доверия, исходя из (об щего интереса борьбы за социализм и коммунизм. Одной из основных проблем сов ременной жизни, сказал далее Ни колае Чаушеску, является срыв пла нов империализма — поджигателя войн, сохранение мира во всем мире. Внешняя политика Социалистиче ской Республики Румынии выражает глубокое стремление народа СРР к миру и дружбе со всеми народами мира? В основе внешней политики нашей страны лежат союз и брат ская дружба со всеми странами ми ровой социалистической системы. В то же время Румыния развивает от ношения сотрудничества со всеми странами независимо от их социаль ного строя? Грубо попирая самые элементар ные нормы международного права, вооруженные силы США продолжа ют бомбардировать территорию) Де мократической Республики Вьетнам, убивать людей. Партия и правительство нашей страны, выражая солидарность с правым делом вьетнамского народа, неоднократно подчеркивали настоя тельную необходимость строгого со блюдения женевского соглашения, прекращения агрессии и вывода всех иностранных войск из Вьетнама. На ша страна оказала и будет и в дальнейшем оказывать свою интер национальную поддержку героиче ской борьбе вьетнамского народа? Румынский народ выражает свою солидарность со всеми народами, бо рющимися за национальное и соци альное освобождение, против лю бых форм колониализма, за укрепле ние государственной независимости. В заключение Николае Чаушеску выразил уверенность в том, что ви зит 'партийно-правительственной де легации Социалистической Республи ки Румынии будет способствовать дальнейшему развитию и укрепле нию румыно-советской дружбы, уси лению братского сотрудничества между нашими народами и нашими партиями. Речи Л , И, Брежнева и Николае Чаушеску неоднократно прерыва лись аплодисментами. Председательствующий Н. Г. Его- рычев в заключение митинга еще раз пожелал братскому народу со циалистической Румынии новых больших успехов в строительстве со циализма, в борьбе да мир и друж бу между народами. П Л А М Е Н Е Ю Щ И Й П О С Е В 1 сентябряис полняется 100 лет со дня рождения великого латыш ского поэта Яна Райниса. АгентствопечатиНовостипредлагаетчитателямстатьюссокра щениями критика Волдемара Калпиня, любезно предоставленную АПНредакциейжурнала «Дружба народов». Л ' АТЫШИ СОЗДАЛИ МОЩ НОГО ПОЭТА РАЙНИСА...» — сказал Максим Горький на I съезде советских писателей. Но вый, социалистический мир первым признал латышского народного по эта и поставил его в один ряд с ве личайшими творцами духовных цен ностей. Так был подведен итог жиз ни и деятельности этого большого человека и великого художника. Самого* Райниса уже не было в живых. Он умер 12 сентября 1929 года в возрасте шестидесяти четырех лет? Незадолго до смерти Райнис ос новал «Общество латышско-сэвет- ской$дружбы» и стал его руководи телем. Он неустанно заботился, что бы в Латвии могли читать советские книги, смотреть советские фильмы, постановки советских пьес. У себя дома никакая цензура не в силах была запретить стихи Райни са. Народ из поколения в поколение знает их наизусть. В 1936 году, ког да приближались решающие бои за восстановление Советской власти, подпольная типография компартии выпустила сборник стихов «Райнис зовет на борьбу». А сегодня строфы Райниса мы видим в заводских це хах рядом с призывами партии. Но человечество еще не знает Райниса. Его слишком трудно пере водить. Были высказаны даже опа сения, что Райнис вообще неперево дим. Всю сжатую мощь райнисов- ской поэзии сможет воспроизвести лишь тот, что будет знать латыш ский язык, как свой родной. Под строчники тут не помогут. Необхо дим прямой горячий контакт. Точно так же, как при переводе наших на родных песен дайн, к простой и ла коничней красоте которых Райнис был ближе всех. И поэтому сейчас, в день столетнего юбилея, прихо дится больше рассказывать о поэзии Райниса, нежели преподносить ее самое 1917 ГОДУ ОБЪЕДИНЕН- НЬШ, СОВЕТ латышских стрелковых полков направля ет приветствия В? И. Ленину, К. Либкнехту, редакциям газет «Правда» и «Циня», а также П. Сгуч- ке, Ф. Розиню-Азису и Я. Райнису. В последней телеграмме красные стрелки писали: «Шлем Вам самый горячий привет как первым латышским революцио нерам и основателям латышской со циал-демократии». В сознание современников имя Райниса вошло вместе с именами этих выдающихся политических дея телей.- И уже на закате жизни, об ращаясь к молодежи, поэт говорит: «Искусство должно быть связано с IV»ис. В общественной жизнью своего вре мени, с политикой. Если искусство не имеет связей с политикой, это значит, что оно оторвано от жизни. Такое искусство не может оправдать своего назначения -— поднять чело вечество на более высокую ступень развития». Половину своей жизни Райнис по святил переводам классиков. Его пе реводы составили целую библиотеку. Латышский народ получил, таким образом, возможность приобщиться к сокровищам мировой культуры? «Борис Годунов» был первым пе реводом Райниса. Его долго не из давали. Редакции отвергали его, даже не указывая причины. Лишь спустя пятнадцать лет, когда Райнис был уже признанным поэтом, его на печатали без единой поправки. Этот перевод «Годунова», сделанный Рай- -нисом-гимназистом, мы читаем и до сих пор. За «Годуновым» следуют переро ды Шекспира, Гете, Шиллера, Лер монтова, Лессинга, Гейне и множе ство других работ, всего около со рока названий 1— поистине целая библиотека сокровищ. Райнис овла девает восемью языками и большей частью переводит с оригиналов. На чав переводить в гимназии, Райнис продолжает эту работу в тюрьмах, в ссылках, в изгнании, не оставляет ее и по возвращении на родину. Р АЙНИС БЫЛ СОЗДАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННОГО латыш ского языка. То же самое и в театре. Идеи райнисовской драма тургии совершили переворот в ла тышском театре. Этот переворот осуществила историческая постанов ка его пьесы «Огонь и ночь». В своем творчестве Райние реша ет самые главные проблемы в жизни человека и общества? Поэт хотел это сделать просто и понятно, чтобы быть доступным каждому человеку труда. Андрей Упит говорит, что истоки социалистического реализма следует искать в творчестве Райниса. Разу меется, только истоки! Разработка метода и широкое его внедрение принадлежит другим мастерам, дру гому времени. Но провозвестником и первым проходцем был и остается у нас Райнис. Поэзия Райниса разбудила латыш ский народ, призвала его к новой жизни. Бури и грозы вывели его лучших людей на широкую обще ственную дорогу. В искусство вошли ранее неведомые герои. Они восхи щали революционные силы народа, влекли их за собой. А появление их в литературе возвещает начало .но вой эпохи? Образ сознательного рабочего —- его мысля, чувства и переживания— будил народ на революционную борьбу, готовя умы к восприятию ленинских идей. Моя собственная мать рассказывала мне, что ее путь, путь в революцию 1905 года начал ся с «Песни фабричной девушки» Райниса. «Манифест Коммунисгиче- У окои партии» пришел к ней позднее. Поэтическое рождение и возмужание образа пролетария свидетельствует о существе райнисовского новатор ства, его творческом методе и его месте в ряду художников своего времени. РАЙНИСА ЕСТЬ ТАКИЕ СТРОКИ: «Просить у тех, кто тебя истязает!»? «Быть в сво ем доме только бобылем...». Эти представления, почерпнутые из ду ховных ценностей народа и преобра зованные поэтом, выражают нечто противоестественное для здравого ума? Такое же противоестественное, как «честный гражданин, что тру дится только чужими руками» и «со спокойной совестью взирает на чу жие муки». Это лишь начальные звуки одно го из поэтических лейтмотивов? Осо бенно мощно они звучат в первом сборнике стихов «Далекие отзвуки в синем вечере» в разделе «Задым ленный воздух»? Тема достигает своей кульмина ции, когда Райнис на языке поэзии выражает свои мысли о соотноше нии сил на арене великих боев. Мысль о соотношении сил между лагерем: самодержавия и лагерем ре волюции воплощена также в могу- С ердечный прием на советс к ой земле ПРАГА, 10 сентября. (ТАСС). Манифестацией дру жбы, братства и единства называет чехословацкая печать визит партийно-государственной делегации ЧССР в Советский Союз. Центральные и местные газеты подробно сообщают о поездке гостей брат ской республики по советской земле, рассказывают о дружеских, сердечных встречах с советскими людьми. Печать подчеркивает, что нынешний визит займет особое место в чехословацко-советских отношениях как новый шаг на пути углубления взаимного со трудничества во всех областях, расцвета братской дружбы между нашими народами. Он послужит укреплению единства и сплоченности могучего со дружества социалистических государств. Сегодня все пражские газеты пишут о волнующих встречах партийных и государст- ....................... ■—— венных деятелей Чехословакии с “ трудящимися Горького и Минска. Л / н Я Г Р Е С С О Р Ы НЕ У Н И М А Ю Т С Я ХАНОЙ, 10 сентября, (ТАСС). Солдаты американской морской пехоты применили отравляющие вещества против населения дерев ни Винь-Куанг, в южновьетнам ской провинции Бннь-Динь, пере дает Вьетнамское информацион ное агентство, ссылаясь на заяв ление агентства «Освобождение». НЬЮ -ЙОРК, 10 сентября. (ТАСС). Группа американских стратегических бомбардировщиков «Б-52», базирующихся на острове Гуам, совершила сегодня очеред ной налет на район южновьетнам ских партизан в 325 милях к се веру от Сайгона, сообщает агент ство ЮПИ, в очередном печати ми- ДЕЛИ , 10 сен тября. (ТАСС). Индийские вой ска, говорится заявлении для нистерства обороны Индии, про должают продвижение в глубь пакистанской территории в секто ре Джамму. В ходе боев с ча стями противника они уничтожи ли несколько танков и захватили в плен «большое число пленных». В секторе Лахор идут тяжелые бои, Индийские войска отражают атаки пакистанской армии и про должают сохранять ранее заня тые позиции? За последние сутки здесь было уничтожено 17 танков противника. Самолеты индийских ВВС совершили вчера налет на двигавшийся по направлению к Индийско - пакистанский конфликт П р е с с - к о И С америк анс ЛаЯору состав с 23 танками и большим количеством транспорт ных средств. Большая часть воен ной техники была уничтожена. В секторе Пунч-Ури, кроме пе ревала Хаджи-Пир, индийская ар мия занимает сейчас сколо 20 па кистанских постов, сообщается в заявлении? Два бомбовых удара были на несены пакистанской авиацией по раджастанскому городу Джодх пуру и два г—, по Патханкоту. В Джодхпуре было убиуо 11 жите лей города. В секторе Лахор вче ра был сбит один индийский са молет типа «Хантер». НЬЮ-ЙОРК, 9 с е н т я б р я . (ТАСС). Как передает корреспон дент агентства Ассошиэйтед Пресс I П И Т Р Л К I с ш и ш нз НЬЮ-ЙОРК, Ю сент,<°* (ТАСС). В космическом цент,ы Хьюстоне состоялась пресс- ференция американских космах- тов Гордона Купера и Чарп- Конрада, завершивших 29 го ста восьмидневный полет на и- мическом корабле «Джеминаде После 11 дней расшифровки и- ранной в полете информации л- монавты рассказали журналил- о своем полете в космосе. г», Конрад сообщил, что комно космического корабля за вщ- своего полета смогла осущеспч- многие из запланированныхов экспериментов, несмотря на та нические неполадки на б»в- «Джеминая-5». Мы, сказал ;к- проводили научные и технол- ческие эксперименты, провод,е. фотографирование. в Командир корабля Купер с,0_ щил, что на втором витке он |е. нял решение отказаться от 47 пытки провести сближение с;т. большим спутником, запущен'а)> с борта космического корабля,е. Такое решение было приня целью экономии электроэнергии ввиду неполадок в системе энер гопитания. Во время полета мы не знали, продолжал Купер, были ли неполадки с регулятором или же происходила утечка энергии? Мы, сказал он, решили сократить расход эдектроэнергии с тем, , что бы иметь время для изучения этой проблемы. Купер заявил, что ни один из космонавтов не испы тывает никаких болезненных по- тажных работ собственными силами на 81,9 миллиона, что составило 99 процентов к плану и 126 процентов к соответствующему периоду прош лого года. За это же время перевы полнили программу подрядных работ и обеспечили прирост по сравнению с прошлым годом коллективы пер вого, четвертого, шестого, девятого и десятого стройуправлений треста «Липецкстрой», «Дорстроя-1» и «Мех- земстроя» треста «Спецстрой». Между тем, состояние дел с осу ществлением программы строитель ных работ пока остается неудовлет ворительным. Так, в августе все тре сты «ГлавЦЧОстроя», занятые на стройках области, ■не справились с заданиями как по генеральному под ряду, так и собственными силами. К примеру, трест «Липецкстрой» повы шенную программу августа выполнил по генподряду на 86 и своими си лами — на 84 процента. Значитель ное отставание на освоении средств при жилищном строительстве допус тил трест «Жилстрой». Ниже своих возможностей в августе трудились и анее преуспеваюмне^ коллективы животноводческая ферма. Из Советского Союза сюда ставлена первая партия скохозяйственных маши крупного рогатого скота. Коровы из СССР уже выкли к местному климату и дают хорошие надои молока. программы собственными силами. Это, прежде всего, относится к СУ-2 треста «Липецкстрой», всем управле ниям трестов «Жилстрой» и «Пром- строй», а также к управлениям «Сан- техстрой» № 1 и № 2 треста «Спец строй», Елецким передвижным ко лоннам № 112 и № 226, Лебедянской ПМК — 288 треста «Липецксовхоз- строй». Главная причина неудовлетвори тельной работы этих строительных организаций состоит в том, что по- прежнему на площадках нет четкой организации труда, бесперебойного К а к р а б о т а л и строители области г у обеспечения материалами. Не изжи ты еще непроизводительные простои рабочих, строительной техники. Все это привело к тому, что на ряде объектов не создан необходимый Далее он заявил, что индийские самолеты сбросили бомбы на аэропорт Лахора. Индийские самолеты «Канбер ра» вечером совершили бомбарди ровочный налет на Карачи, но сведения о причиненном ущербе пока не получены.. Были также совершены налеты на аэродромы Саргодха и Пешавар, но, как ска зал представитель, безо всякого ущерба? Далее корреспондент указывает, что вопрос а том, сбрасывала ли Индия парашютистов-десантников, оказался еще более запутанным. И на него трудно было получить исчерпывающий ответ. ■ 1 I „ Б Е Т С И 46 10 сентября. день ураган «бет- ности и четкост1)го.воустоке США. заданий, не забы вышении качеств; себя во Флориде объектов. ющнеся во много Тревожным остР°в разрушения, вводом в действ1 ва северо-запад. и освоением кг бол™ 100 тысяч жилищное строитья Мексиканско- месянеп всего по .Луизиана и вос- месяцев всего по. бросив квадратных метре1* ,СА ’ ^ ставляет 65 проц П0ЛЬЗУЯ любые тот же пеоиод и' Уже ДВИНУЛИСЬ р , 0 вероятно, леи капитдловло» ,'957 года в строительство осв тысяч, или 90 прСщд * б 500 ренных планом на^ Особенно плохо действие жилья сти. Так, с начал совхозами облает? квадратных метре 37 процентов к данию. Неладно эксплуатацию 061 венного назначен для содержания скота, свиней, пт* до- сель- н и при- Фото О. Князева. (Фотохроника ТАСС). З а я в л е н и е Дж е ка Руби НЬЮ-ЙОРК, 10 сентября? (ТАСС). Джек Руби заявил вче ра, что лица на «высоких постах» стараются скрыть факты, касаю щиеся убийства президента Дж . Кеннеди и последующих собы тий. Он не назвал этих лиц, сооб щает корреспондент информаци онного агентства АП. Когда вчера Руби доставили в суд для разбора дела, возбужден ного по его просьбе, он потребо вал, чтобы судья Браун, осудив ший его, был дисквалифицирован. Адвокаты Руби утверждают, что еще не изданная книга Брау на о деле Руби указывает на то, что судья был заинтересован в этом "процессе и поэтому его ре шения не могут иметь силы. Корреспондент АП отмечает, что, если будет вынесено поста новление о том, что Браун не мог быть судьей, осуждение Руби за убийство Освальда потеряет силу. Руби утверждает в своих ны нешних показаниях на суде, что факты, связанные с убийством Кеннеди, никогда не будут раз глашены, потому что, «к сожале нию», некоторые люди на высо ких постах должны были много выиграть, поставив меня в это положение». Он часто прерывал сам себя и спрашивал корреспондентов, не выглядит ли он сумасшедшим. Когда корреспонденты спроси ли его, что он подразумевает под словами «люди на высоких по стах», Руби заявил, что, напри мер, о результатах испытания на «детекторе лжи», которому он подвергся в тюрьме под наблю дением главного судьи Эрла Уор рена, не было сообщено. и уавп и, чем «Дне страшного суда». На кон церте,' огранизованном в Кремле ла тышскими стрелками в день Пепво- мая 1918 года, это стихотворение слушал Ленин. «День страшного су да» принадлежит к тем стихам, ко торые чаще всего декламировали в 1905 году. Выступая перед публи кой, его любил читать и сам поэт. Всеобщее счастье, где никому не придется больше печалиться и пла кать, новое время, где «каждому найдется место под солнышком» и «дети Солнца будут жить на бело снежной праздничной земле», «за мок света для единой семьи челове чества» — эти образы стали народ ными в поэзии Райниса? Они глубо ко запечатлели в сознании народа мотивы социальной справедливости равноправия. ‘ ~ НАКОНЕЦ, САМОЕ ИЗВЕ СТНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ Райниса «Основной класс». С тех пор, как оно появилось, проле тариат на латышском языке так и называется — «основной класс»? Непревзойденна его концентрация мысли: вся историческая миссия ра бочего класса раскрывается в этих немногих, но столь емких словах. Конкретно вырисовывается конечная цель великой битвы за общество, где будут уничтожены классы. Мы отметили лишь несколько ли ний в контуре райнисовского госу дарства будущего. Однако даже по ним ясно, что в райнисовском поэти ческом государстве восходящего класса очень много социалистиче ского и более того ■—• коммунистиче ского? В музее Райниса ■— в его даче на Рижском взморье, где завершился жизненный путь поэта, рядом с ме мориальными комнатами устроена выставка, рассказывающая о его жизни и деятельности. На одном из самых почетных мест помещена там тетрадь политзаключенной буржуаз ной Латвии Евы Плиесман, раскры тая на первой странице? Она начи нается строфой Райниса. Это трид цатые годы нашего столетия. Как хлеб в дорогу, брали и берут с со бой поэзию Райниса дети и внуки борцов 1905 года? Вершины поэзии Райниса там, где он активно утверждает будущее? С его высот он остро видит нелепость старой действительности, и темпера мент борца не изменяет ему. Его са тира также принадлежит к шедев рам латышской поэзии. Взгляды народного поэта на ис кусство будущего пока еще недоста точно изучены. Вытекающие из них выводы и заключения также ждут своего исследователя. Очевидно, од нако, что теоретические воззрения замечательного новатора были по стоянно обращены к завтрашнему дню. Н ИКТО ЕЩЕ НЕ ПРЕВЗО ШЕЛ И Н Е И З В Е С Т Н О ? ' удастся ли кому в Латвии превзойти Райниса в популярности» Его поэзия стала бессмертной. А бес смертие не может быть больше или меньше. Можно только встать с ним рядом. В свое время Райниса упрекали в том, что он преувеличивает роль этических, духовных факторов в формировании социалистического че ловека. В условиях обостренной классовой борьбы, когда в обществе господствовал закон «око за око, зуб за зуб», это можно было по нять. Но в наши дни, когда неустан но вырастает роль нравственных факторов в воспитании людей, мы с восхищением следим за мыслью Райниса о поэзии будущего, как об одной из главных носительниц эти ческих и духовных ценностей. Тех, кто идет по пути к будущее му, Райнис не раз призывал дру жить с наукой. Только она дает представление о подлинной сущно сти явлений? А кроме жизни, у ху дожника нет другого материала для осуществления своих замыслов? Из жизни черпал свои образы и сам Райнис. И когда сегодня продолжа тели его традиций предъявляют к поэзии те же требования, они от нюдь не пренебрегают спецификой искусства, не заводят его на мель» Поэтическому, романтическому, ча рующему и прекрасному в искусстве по сей день отведено почетное место и, пожалуй, в лирике больше, неже ли в других литературных жанрах? Поэтическое не лежит вне жизни, его нельзя найти, игнорируя судьбы людей, безразлично, о космосе идет речь или о нашей планете. Художни ки райнисовского типа всегда будут искать и находить поэзию в реаль ной действительности. В. КАЛПИНЬ. Д н е в н и к и с к у с с т в ПЕРВАЯ ВС Т РЕЧА Ее всегда ожидаешь с волнением. Не будет преувеличением сказать, что этой встречи с волнением ждали обе стороны — и мы, липчане, и во ронежцу, открывшие гастроли музы кально-драматического театра по становкой' вершины творчества Жор жа Бизе — оперой «Кармен», кото рую еще П. И? Чайковский назвал «самой популярной оперой в мире». В самом деле, за девяносто лет сценической жизни произведение французского композитора обошло подмостки оперных театров всех стран, любой исполнитель считает честью- для себя петь в «Кармен». У нас, в.Советском Союзе, опера обре ла как бы второе звучание: нам близки не только ее великолепная музыка, НО' и демократизм, свободо любие, утверждение реализма в ис кусстве, Опера настолько известна, что вряд ли нуждается в каких бы то ни было комментариях. И единствен ное, что, пожалуй, следует сделать прежде, чем вести речь о созданных коллективом образах, это подчерк нуть сложные условия, в которых ему пришлось выступать —< наш театр пока не приспособлен для музыкаль ных, спектаклей, в нем нет оркестро вой ямы, размеры сцены не позволя ют полностью использовать декора ции, Это, разумеется, накладывает свой отпечаток на спектакль, огра ничивает возможности артистов, вы зывает определенные постановочные трудности, которые не мог не заме тить зритель. В заглавной партии выступила ар тистка Э, Светлова. Образ свободо любивой цыганки в ее решении не получил оригинальной трактовки, он сохраняет многолетние сценические традиции. И тем не менее, это был лучший, наиболее яркий образ спек такля. Чем привлекает Кармен в ис полнении Э„ Светловой? Прежде всего большой реалистической глу биной, правдой. Удачное сочетание вокальных и драматических данных помогли артистке не играть, не петь ( жить на сцене, И чем бы ни были выражены душевные движения геро ини — арией, танцем, жестом или мимикой — они достоверны, убеди тельны. Уже первое появление Кар- менситы на сцене, ее «Хабанера» как бы, закладывают прочный фун дамент характеру свободолюбивому, порывистому, стремительному. И де ло не только в эмоциональной ярко сти музыкального языка оперы, не только в стремительно развивающем ся сюжете — дело в том, что изо бразительные средства, применяемые актрисой, точны и выразительны? Уличная песня Карменситы... Дуэт Хозе и Кармен в таверне... Сцена га дания цыганок в горах... Дуэт Кар мен и- Эскамильо в четвертом дейст вии... Как не похожи эти эпизоды! В каждом из них выражены разные, порой противоречивые чувства, рас- скрывается новая черта цыганки, на туры сильной, страстной. По-разно му проводит эти сцены^и Э? Светло ва. То она игрива, весела, бездумна, то сосредоточенна, то подвержена мрачным сомнениям, то светится яр ким чувством. Я рассказываю об от дельных эпизодах? А вместе они со здают образ, дополняют его, вписы вая новые детали, вычерчивая ха рактер не едва заметными пунктир ными штрихами, а сочными вырази тельными линиями. В этом и заклю чается на мой взгляд, главная сила обаяния актрисы, как нельзя лучше выраженная в таком ярком, контра стном образе, как образ Кармен. Первое впечатление от встречи а доном Хозе, партию которого пел артист В. Егоров, было несколько бледным. Однако в дальнейшем ар тист переборол естественное волне ние, и образ обрел дыхание. А сце ны наибольшего драматического на пряжения (ария из 2 действия, за ключительный эпизод 3 действия, дуэт Хозе и Кармен в 4 действии) проведены на высоком профессио нальном уровне и хорошо приняты зрителями. Приятно отметить изве стную мягкость созданного характе ра, которая вовсе не вступает в про тиворечие с сильными страстями» бушующими в Хозе, не ослабляет их, но делает человечнее, проще. Невозможно в короткой рецензии остановиться на всех образах опе ры, Тем более, что в целом коллек тив театра создал удачный ансамбль, из которого трудно выделить от дельных исполнителей. Запоминается нежная, лиричная Микаэла (ее пар тию поет артистка Н. Шабанова), Рядом с резко контрастными обра зами Хозе и Карменситы, мяг кая, удачно найденная манера игры артистки, оберегают зрителя от дра матической перегрузки, облагоражи вают действие? Своеобразно, с чув ством юмора ведет партию Цуниги артист К. Сидоров. Отлично спел арию Эскамильо артист Е. Пойма- нов. К сожалению, нам трудно пред ставить себе всю силу звучания ор кестра — он выступает в несколько неполном составе. Однако нельзя не отметить его слаженность, тактич ность и строгость музыкальной трак товки. Он не «сопровождает» дей ствие, как можно было бы ожидать в этих условиях, а является полно правным «действующем лицом». От лично переданы, например, харак терные для оперы смены ритмов, врывающиеся звуки тревоги в свет лую жизнерадостную мелодию. Вы сокий профессионализм чувствуется в исполнении «Антракта», в сопро вождении ансамблей. Дирижировал оперой народный артист РСФСР лауреат Государственной премии А. Людмилин, Хорошее впечатление оставляет балетная группа коллектива, хотя именно ей труднее всего было иа сцене нашего театра. Итак, знакомство состоялось. Оно было приятным не только потому, что к нам в гости впервые приехали соседи. Они привезли нам свое ис кусство, поделились лучшим, чего достигли? К. ГУРЕНОК, В С Е Р О С С И Й С К И Й РЕЙД Д Р У З Е Й П РИРОДЫ Массовый всероссий ский рейд для проверки выполнения Закона об охране природы, приня того пять лет назад Вер ховным Советом РСФСР, объявлен президиумом Центрального совета Всероссийского общест ва охраны п р и р о д ы (ВООП). В рейд включаются от деления и первичные ор ганизации ВООП, рабо тающие в тесной связи с местными Советами де путатов трудящихся, ре дакциями газет, санитар но-эпидемическими стан циями, рыбной, охот ничьей, лесной и други ми государственными ин спекциями и организа циями. Предстоит повсе местно проверить, как используются и воспро изводятся леса, как ох раняются почвы, недра, водные ресурсы, рыб ные богатства, промыс^ лово-охотничья фауна, заленые насаждения — все богатства природы. Чем вызвано проведе ние всероссийского рей да? Вот что ответил на этот вопрос корреспон дента ТАСС заместитель председателя президиу. ма Центрального совета ВООП В. Голованов: — В некоторых райо нах Российской Федера ции сложилось неблаго приятное положение с использованием природ ных ресурсов. Тревож ные сигналы о фактах грубого нарушения Зако на об охране природы нередко сопровождались справедливыми упрека ми за мягкое наказание виновных. Массовый всероссий ский рейд даст материа лы для разработки ко*^ кретных мер к усилению контроля за охраной природы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz