Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
Т сентября 1965 г., М?206 (3407) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Т А К П О В Т О Р Я Ю Т С Я Ш К О Л Ь Н Ы Е г о д ы Н ЕДАВНО я встретил на улице пятерых ребят. Отвыкшие от суеты^ большого города, они громко разговаривали, то и дело по правляя лямки заплечных мешков. У одного из них в руках несколько колосков пшеницы. Другой держит пучок какой-то синенькой травки. Я прислушался к разговору. Вер- билово, колхоз имени Дзержин ского, сенокос, ко стровой, кашева ры — слова не ложились в при вычное понятие—туризм. Лишь по том, недели две спустя, я узнал, от куда возвращались эти ребята. Н А СТОЛИКЕ у П. Ф. Поспе лова большой букет цветов. Осыпавшиеся лепестки роз с каплями внутри, словно маленькие кораблики, лежат на бумагах. Петру Федоровичу некогда. Идет комплек тование классов. За дверью кабине та очередь. В руках у девушек и юношей документы, свернутые в тру бочку. Тут же родители.- Все — к директору^ Поспелов внимательно рассма тривает документы одного из маль чиков. Родители притихли.- Они то же смотрят на бумаги сына, гото вые отвечать на любой вопросдирек тора. Петр Федорович медлит. — Ну, хорошо, — наконец произ носит он.—У него тройка по русско му. Поленился, значит, недотянул. Но вот тройка по труду! Как же так? Родители сконфужены. В глазах беспокойство. А этому парню так хо телось учиться именно в этой школе. Он слышал от сверстников, что Юра Марчук в этом году поступил на биофизический факультет Москов ского университета, Дима Пастухов — в Ленинградский кораблестрои тельный институт; Шутка ли! Из этой школы все поступают. Почти ни у одного из выпускников школы № \ 2 не было «осечки». Петр Федорович раздумывает И, наконец, решает: — Хорошо, мы берем вашего сы на с условием, что вы нам будете помогать не на словах. Юноша сия ет. Теперь и он будет в школе № 12. А за дверью еще десятка полтора желающих. И со всеми будет лично беседовать сам директор. — Как в институт, — шутят за дверьюкабинета. Ш КОЛА напоминает большой корабль, готовый к отплы тию. Вот сейчас зазвенитзво нок, распахнутся двери, забегают по коридорам малыши; Капитан корабля —<седой высокий человек. Подвижный, неугомонный. Война занесла его из Сибири. Так он и остался в Липецке. Надежный капитан выводит корабль в очеред ное плавание. Выработались свои обычаи, свои традиции. Школа в этом году не ремонтиро валась. Сэкономлено около 900 руб лей. Не ремонтировалась, а классы, как новенькие. Свежие панели, доб ротный пол, гладковыкрашенные по доконники, чистые парты. В чем де ло? — Соревнование, соревнование, — говорит Петр Федорович. Оказыва ется, вот уже несколько лет прово дится конкурс на «культурный класс». Победителем признается коллектив, в котором отличная дне- п А сегодня они уже не просто Сережа Мещеряков и Сережа Миляев. Сегодня они уже школь ники-первоклассники. С завистью разглядывают их новые учебники Ира Найденова и Костя Миляев. Фото Ю. Ардашева. ☆ Д о б р ы е мы сл и , б о л ь ш и е ч у в с т в а Л Е П Е С Т КИ Р О З Ы п циплина и успеваемость, безукориз ненный порядок впомещении. За ца рапину на стене, парте, подоконнике класс лишается нескольких баллов. А зачем же терять баллы, если мож но победить и летом поехать в ин тересные места? Вот в этом году победитель — 10 «а» поехал в Яс ную Поляну. Отмечены и классы, за нявшие второе и третье места. ЯТЬ ребят, с которыми я встретился на улице, оказа лись учащимися этой школы. Каждое лето, как только сдан последний экзамен, начинаются сбо ры.- Гремят ведра, набиваются рюк заки, складываются палатки. Впере ди живописное местечко на реке Воронеже '— Вербилово, где раз бит лагерь труда и отдыха. Три ле та живут уже здесь школьники. Свой распорядок дня, свои костро вые, кашевары, дежурные по лаге рю. Утром прозрачную тишину рас калывает горн: «Подъем!». Отбрасы ваются пологи палаток. Речная гладь разбивается смуглыми телами мальчишек. Завтрак — и в поле. Колхозники сельхозартели им.- Дзер жинского не нарадуются своим по мощникам. Мастера на все руки: и косить научились, и сено копнить умеют, и на току поработают любо- дорого. Четыре часа работы — ос тальное время: рыбалка, грибы, ко стры, песни; Благодарны ребята и своему пре подавателю по труду Сергею Макси мовичу Черкашину. Это он был од ним из первых энтузиастов лагеря. Трудно было поначалу. Ни имуще ства, ни опыта, ни средств. На пер вых порах помогли родители, препо даватели. Многие из родителей исей час проводят свой отпуск в лагере. Теперь уже и оборудование появи лось, даже три лодки купили. Зати хают горны на Воронеже, возвраща ются домой загорелые, окрепшие старшеклассники. Но не только в колхозе работали ученики. И на строительстве спорт зала хорошо потрудились. Сколько гордости светилось в глазах у ребят, когда, наконец, был положен послед ний кирпич в корпус, вбит последний гвоздь. Может, поэтому, в школе и много своих разрядников; В зале, сделанном своими руками, проходят соревнования, олимпийские «огоньки». Один такой «огонек» за печатлели школьные кинолюбители на киноленте. У ВХОДА на второй этаж под стеклом грамота облоно — Победителю конкурса на луч ший в области школьный музей В. И. Ленина. Петр Федорович показывает му зей, Макет шалаша в Разливе, пись ма, документы, подарки музею.;. Вместе с преподавателем истории Варварок Ивановной Тупикиной старшеклассники кропотливо соби рали экспонаты. Создали из 40 че ловек совет музея. Иржи Чех г= ди ректор музея В. И. Ленина вПраге — прислал очерк о пребывании Ильича за границей, прислала письмо Е. Стасова, старейший коммунист. Среди экспонатов: первый номер «Искры», первый номер «Правды», анкета для делегатов X Всероссий ского съезда РКП (б), заполненная рукой Ленина, редкие фотографии вождя. Тут же стенд: ордена Лени на у липчан, подарки музею из Монголии, Польши, Венгрии. Ко нечно, это не просто музей, не про сто экспонаты. В нем работает вся школа. Здесь учатся. Во-первых, каждый класс, начиная с четвертого, готовит тематический стенд с под робнейшими описаниями, фактами. Во-вторых, каждый ученик—экскур совод. Здесь проходят уроки, и экс курсовод рассказывает классу о жизни вождя в определенный пе риод. Лучшие из совета музея в этом году ездили по ленинским ме стам. Школьники побывали в Моск ве, в Ульяновске, СЕННИЕ цветы. Они все ча ще и чаще покрываются тя желой утренней росой.- Букет на столе директора из собственного сада. «Собственный» в смысле — школьный. Для каждого учащегося родная школа стала собственностью. Коллектив, цель, дружба — может быть, этими словами определяется успех? Школа работает пять лет без вто рогодников. Встречались и «напод дающиеся», но на то он и коллектив, чтобы таких подчинить себе, пере ковать, подавить проявление эгоиз ма, беспечность, равнодушие. Красные розы на столе у дирек тора, красное знамя, у бюста Ленина, красный флаг на линейке лагеря труда и отдыха, красный вымпел лучшему классу — красный цвет знамени, с которым шли деды на приступ царской России; В. ЗОРИН Прозвенел звонок. Учительница — высокая, стройная, неторопливо во шла в класс. Спокойно подошла к кафедре и привычным движением положила на нее стопку книг со многими закладками. В классе было тихо. Она окинула медленным взглядом своих учеников, и добрая, мягкая улыбка осветила ее лицо. Мгновен но произошло что-то еле уловимое. Будто по проводам-паутинкам, со единяющим учительницу с ученика ми, прошел электрический ток. Ре бята встрепенулись, чуть-чуть пода лись вперед. Послышались тихие го лоса. Зашелестели страницы книг. Школьники были охвачены радо стным чувством нетерпеливого ожи. дания. Это чувство казалось удиви тельно привычным. Чем же оно создано? Что за невидимые нити в руках учительницы? Может быть, она поражает воображение учени ков внешними эффектами? Но вот уже прошло 5—7 минут урока —• и ничего подобного. Спо койно звучит голос Марии Дмитри евны Кочериной. Мальчики и девоч ки записали задание к следующему уроку. Как всегда, оно требует при стального внимания к тексту, будит воображение, будоражит творче_ скую фантазию, заставляет подумать над тем, что показал писатель. Домашнее задание в самом нача ле урока? Так не всегда бывает. А как это важно — наметить перспек тиву, связать то, что ты делаешь сегодня, с тем, что еще предстоит сделать! Но подождите. Что произошло вдруг за несколько секунд? Какие новые шлюзы открылись в душах ребят? Почему так явно возросло напряжение в невидимых проводах, паутинках? Я смотрю на Марию Дмитриевну. Она будто преобразилась. Голос окреп, зазвучал звонко и молодо. Подвижное лицо отражает душев ную бодрость. Скупой, но энергич ный жест эмоционально дополняет рассказ. Учительница вдохновенно говорит о поэте, доверяя ребятам, как самым близким друзьям, свои мысли и чувства. А когда тебе до веряют без всякой скидки на воз раст, когда с тобой делятся (ты это чувствуешь!), то невольно хо чется ответить тем же. Так начинается искренний горячий разговор о поэте. Ребята читают его стихи, вкладывая в чтение то, что не всегда удается выразить слова ми. Эта задушевная беседа была, по существу, тем, что мы именуем проверкой домашнего задания, опросом. Н0 как же он не похож на удручающий допрос, ничего не дающий ни уму, ни сердцу! Беседа- опрос напоминала скорее оркестр во время репетиции интересного, сложного произведения. Подобно дирижеру, учительнице важно было знать, как владеет своей партией каждый участник оркестра. И она слушает с вниманием один голос- инструмент, другой, третий, потом несколько голосов одновременно, как бы улавливая новые, тончай, шие оттенки в мелодии, так хорошо ей знакомой. Но вот несколько не верных звуков... Мария Дмитриевна хочет помочь ученикам услышать музыку слов, понять глубину и со временность мысли и чувств поэта, — все то, что составляет неувядае мую прелесть его поэзии и что до стигаешь лишь умудренный опытом жизни и непрестанным трудом. Нелегко дается это некоторым школьникам. Но самое главное — опрос увлек их, разбудил любопыт ство, желание научиться образно мыслить и чувствовать, Марии Дмитриевне хорошо зна комо тревожное и радостное чув ство идущего впереди. Но чтобы достичь цели, недостаточно указы вать путь идущим за тобой. Нужно следить за каждым. Вести за собой всех. С возрастающим вниманием и интересом смотрю на Марию Дми триевну. Она берет в руки малень кий томик стихов поэта. — «Люблю отчизну я...». Читает она медленно, как бы размышляя вслух о смысле жизни человека, об истинной любви к род ной земле, о любви к своему наро ду. И перед мысленным взором ее учеников возникает неповторимый облик Родины, необъятные русские просторы. ...Они в пути. Идут по бескрайним степям, пересеченным холмами и оврагами. Молчаливые степи не приветствуют путников ни лесным шелестом, ни журчанием и прохла дой рек. Представление о степной шири, раздолье, чувство тоски усиливает картина художника А. Е. Архипова «Обратный». Ребята с интересом ее рассматривают на уроке. А как богата красками русская степь! Сколько здесь нежных, не броских тонов и оттенков! Теперь, слушая чтение учительницы, ребя там представляется живая, яркая картина. Осень. Желтая нива. Вда леке возвышается на холме чета белеющих берез. Еще дальше едва курится дымок спаленной стерни. Потом ребята шли по неуютной, разбитой проселочной дороге, они увидели убогие, печальные русские деревни, избы, покрытые соломой, дрожащие огни в окнах. Подиви лись незамысловатой, но полной ис тинного вкуса резьбе на ставнях. Росистым вечером побывали на народном празднике, посмотрели на русскую народную пляску с топотом и свистом. Но это было путешествие не толь ко в прошлое. Учащиеся размышля_ ли о настоящем и будущем России, Они учились любить родную при роду, служить человеку труда, от давая ему свои знания и помыслы. Когда прозвенел звонок, изве стивший о конце урока, школьники сидели взволнованные и притихшие, Мария Дмитриевна Кочерина, пре подаватель русского языка и лите ратуры Липецкой школы № 4, снова готовится в путь. И так всегда, всю жизнь замеча тельная липецкая учительница с безмерной щедростью отдает своим благодарным юным друзьям все силы своей души. У нее уже седая голова, но в сердце, в душе нет ничего от старо сти. Потому что она дружит с моло достью. Потому что она учит лю бить и понимать прекрасное. Пото му что она пробуждает в человеке добрые чувства и большие мысли. , к. ЛАПИНА , [ / кандидат педагогических наук, г. Липецк.. о СОВЕ ТСКО-А РАБС КОЙ ДРУЖБЕ К Р Е ПН У Т Ь И П РОЦВЕ ТАТЬ (Окончание. Начало на 1-й стр.). новку в Европе. Оно создает угрозу также народам развивающихся го сударств. Опираясь на свой военно экономический потенциал и позиции внутри НАТО, западногерманские империалисты разворачивают еще шире вместе с США неоколониали стское наступление в Африке и Азии. Мы знаем, какому давлению со сто роны Бонна подвергалась Объеди ненная Арабская Республика и дру гие арабские страны, и рады, что они дали достойный отпор попыткам за падногерманского вмешательства в свои внутренние дела. Империалисты всеми мерами ста раются поддерживать и раздувать противоречия и конфликты, возни кающие подчас между молодыми ос вободившимися государствами, пы таются посеять недоверие между ними. Нам приятно отметить, что Объединенная Арабская Республика является одним из глашатаев един ства действий освободившихся стран, их сотрудничества с мировой систе мой социализма. Объединенная Арабская Республи ка, являясь одной из арабских стран, занимает важное положение в Аф рике. Она как бы смыкает на своей территории африканский и азиатский континент. Она, естественно, стала одним из центров солидарности арабских, африканских и азиатских стран и народов. И дело здесь дале ко не только в географическом поло жении. Арабские страны все глубже осо знают, что посягательства империа листов на их ' территорию и богат ства могут быть преодолены лишь при условии сплоченности самих арабов. Через несколько дней откроется конференция глав арабских госу дарств. Мы искренне желаем участ- С О Ц И А Л И З М А К 5 0 - л е т и ю ленинс ких с татей о войне и мире вра^тилась со стороны антигитлеров ской коалиции в войну освободитель ную, справедливую. Выступив против СССР, империа листы рассчитывали уничтожить пер вую б мире страну социализма, раз грабить ее, поработить советский на род. На деле же они потерпели со крушительное поражение. От капи талистической системы отпал ряд стран Европы и Азии. Руководству ясь ленинской теорией социалистиче ской революции, коммунистическиеи рабочие партии этих стран повели свои народы по пути построения но-1 вого общества. Вместе с Советским Союзом народно-демократические го сударства образовали могучий соци алистический лагерь. В результате непрерывно растущих сил стран со циализма, укрепления международ ного коммунистического и рабочего движения, роста национально-осво бодительного движения создались реальные условия не допустить раз вязывания новой мировой войны. После свершения Великого Октяб ря В. И. Ленин не раз напоминал о том, что единственно разумным принципом отношений между госу дарствами в условиях разделения мира на две противоположные си стемы является принцип мирного со существования государств с различ ным социальным строем. Проведению политики мирного сосуществования препятствует импе риализм, являющийся серьезнейшим источником военной опасности. «...Империалистический капитализм, — указывал Ленин в работе «Соци ализм и война», — стал величайшим угнетателем наций. Капитализм из прогрессивного стал реакционным, он развил производительные силы на столько, что человечеству предстоит либо перейти к социализму, либо го дами и даже десятилетиями пережи вать вооруженную борьбу «великих» держав за искусственное сохранение капитализма посредством колоний, монополий, привилегий и националь ных угнетений всяческого рода» (Соч., изд. 5-е, т. 26, стр. 313—314). Ленинская характеристика хищ нической природы империализма с новой силой подтверждается и в наше время. Более того, в современ ных условиях наряду с прямым вме шательством в дела других госу дарств монополистический капитал все более прибегает и к тонким, изо щренным методам закабаления и эксплуатации трудящихся. С этой целью широко используются органы государственной власти империали стических стран, различные формы экономического давления и шантажа, буржуазные партии, реакционные профсоюзы и другие организации, огромный пропагандистский аппарат, печать, радио, телевидение и т. д. Чтобы добиться влияния на другие страны, поработить их, империали сты в послевоенные годы особенно широко используют атомный шан таж, угрозу развязать смертоносную термоядерную войну, а нередко бро сают в ход даже вдоруженные силы. Главным носителем военной опас ности, оплотом международной ре акции ныне является монополисти ческая буржуазия США, стремящая ся насадить угодные ей режимы ьо всех частях земного шара. При под держке реакционных кругов других стран американские империалисты осуществляют вооруженное вмеша тельство во внутренние дела Вьетна ма и других стран. В настоящее время на всем земном шаре ширится движение за мир, в поддержку народов, ведущих нацио нально-освободительную борьбу про тив иноземных захватчиков и внут ренней контрреволюции) Ярким по казателем роста антивоенных сил явился недавно проходивший в Хель синки Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и все общее разоружение, в работе кото рого участвовали представители по чти ста стран и. семнадцати между народных организаций. Решения конгресса, горячо поддержанные всеми народами, исходят из ленин ского принципа мирного сосущество вания, претворение в жизнь которого всемерно способствует поступатель ному развитию лагеря социализма, усилению революционной борьбы трудящихся капиталистических стран, национально-освободительного движения. При анализе политической и эко номической обстановки Ленин всегда требовал глубокого понимания кон кретных условий развития общества, соотношения классовых сил внутри каждой страны и на международной арене. В этой связи неправильно было бы считать, что только война обеспечивает условия для револю ции, поэтому-де надо при любой об становке искусственно создавать ре волюционную ситуацию. Такого рода точка зрения не име ет под собой научной основы, про тиворечит марксизму-ленинизму. Ле нин считал, что хотя в ходе импери алистической войны может созда ваться революционная ситуация, но все же не война, а мир наиболее благоприятствует росту и сплочению революционных сил, развертыванию их действий по мере созревания не обходимых условий для этого. Вла димир Ильич неоднократно подчер кивал, что именно первая мировая война сорвала революционную ситу ацию, сложившуюся в России к се редине 1914 года. Одной из важней ших причин возникновения мировой бойни, указывал Ленин в Манифесте ЦК РСДРП «Война ироссийская со циал-демократия», явилось наряду со стремлением империалистических держав захватить новые земли и по корить чужие нации «отвлечение внимания трудящихся масс от внут ренних политических кризисов Рос сии, Германии, Англии и других стран, разъединение и националисти ческое одурачение рабочих и истреб ление их авангарда в целях ослаб ления революционного движения пролетариата..-.» (Соч., изд. 5-е, т. 26, стр. 15). Ленин учил, что борьба за развер тывание революционной деятельно сти в мирных условиях, разумеется, не исключает других форм борьбы. Важно умелое, научно обоснованное использование, сообразуясь с кон кретной обстановкой, мирных и не мирных, парламентских и непарла ментских форм борьбы, необходима готовность к быстрой и неожидан: ной смене одной формы другой. В наше время нарастание угрозы развязывания новой войны со сторо ны монополистов США, западногер манских реваншистов и других им периалистов обязывает коммунисти ческие и рабочие партии, все про грессивные силы еще больше спла чивать свои ряды в борьбе за мир во всем мире, за поддержку наро дов, борющихся за освобождение от колониализма и неоколониализма, от империалистической агрессии, за ус тановление такого общественного и государственного строя, который от вечал бы интересам и чаяниям тру дящихся. Верным компасом в осу ществлении этих великих целей яв ляется учение В. И. Ленина о войне, мире й революции. С. АНДРОНОВ, старший научный сотрудник Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. никам этого важного общеарабского совещания плодотворной работы и успехов в укреплении арабского единства. Мы столь же искренне же лаем успеха предстоящей ассамблее глав африканских государств—чле нов Организации африканского един ства, в которой будет участвовать и Объединенная Арабская Республика. Народы Советского Союза, сказал далее А. И. Микоян, вносят большой вклад в освободительную борьбу афроазиатских народов. Вполне по нятно, что общие интересы азиат ских так же, впрочем, как и афри канских народов, нам не чужды. Вот почему Советский Союз, как извест но, выступал и продолжает высту пать в поддержку созыва второй конференции стран Азии и Африки и в случае участия в ней приложит со своей стороны все усилия для ее успешной работы. Приятно, товарищи, отметить, что по всем наиболее крупным пробле мам современности позиции Совет ского Союза и Объединенной Араб ской Республики близки или совпа дают. Это вновь подтвердилось и в закончившихся в Москве перегово рах с нашим уважаемым гостем Президентом ОАР и Председателем Арабского социалистического союза Насером. А когда у государств кет принципиальных расхождений в об ласти внешней политики, то созда ются еще лучшие предпосылки для дальнейшего укрепления их дружбы и сотрудничества. Со своей стороны мы можем твердо заявить: мы пол ностью удовлетворены состоянием наших отношений с Объединенной Арабской Республикой. Мы придаем большое значение би зиту нашего друга Гамаль Абдель Насера в Советский Союз и рассмат риваем его как новый шаг по пути 1дальнейшего расширения и укрепле ния дружественных связей и со трудничества между нашими стра нами и народами. Пусть наша друж ба будет всегда горячей, как солнце Египта, безбрежной, как необозри мые пространства нашей страны, крепкой, как гранит Асуана. А. И. Микоян пожелал народу братской Объединенной Арабской Республики счастья и процветания, дальнейших успехов в строительстве новой жизни. Он провозгласил здра вицу в честь нерушимой дружбы на родов Советского Союза и Объеди ненной Арабской Республики, в честь мира во всем мире. Речь А. И. Микояна неоднократ но прерывалась бурными, продолжи тельными аплодисментами. В зале снова возникли овации, когда на трибуну поднялся Прези дент Объединенной Арабской Рес публики, ПредседательАрабского со циалистического союза Гамаль Аб дель Насер. Мне хочется в начале этого заме1 нательного праздника арабо-совет ской дружбы, сказал Гамаль Абдель Насер, выразить глубокую призна тельность и благодарность советско му народу, который воспользовался моим приездом в Москву для того, чтобы выразить свои самые горячие и искренние чувства к народу Объ единенной Арабской Республики, свою приверженность теплой и бла городной дружбе к этому народу, свое восхищение его борьбой. Эти чувства я ощущал всюду, где по бывал. Для меня будет честью пе редать эти чувства нашему народу, который, по моему глубокому убеж дению, также питает к советскому народу дружбу, любовь и воехшце ние. Арабо-советская дружба — это та цель, которую мы достигли, несмот ря на большие препятствия, находив шиеся на нашем пути, несмотря на тяжелые испытания, которые мы пе ренесла, отражая ожесточенные на падки. Отметив прочность арабо-совет ской дружбы, Президент ОАР гово рил далее о социальной стороне египетской революции, о преобразо ваниях, происходящих в египетском обществе. Революция 23 июля 1952 года не была военным переворотом, это была народная революция, хотя в ней и принимали участие револю ционные элементы армии. Гнев еги петского народа был направлен "не только против британской оккупа ции, он был также направлен про тив концентрации богатств в руках правящего класса эксплуататоров, который сотрудничал с колониализ мом и делил с ним плоды труда, ук раденные у египетского народа. Для иллюстрации этого положения оратор привел несколько цифр. В день, предшествовавший свершению египетской революции, британские оккупационные силы насчитывали 80 тысяч солдат, дислоцированных в районе базы Суэцкого канала. Этот канал почти полностью был собсг8- венностью иностранной монополи стической англо-французской компа нии: все банки, страховые компании, внешняя торговля, крупные сельско хозяйственные компании — все это было в руках иностранцев, Полпро цента жителей получали 50 процен тов национального дохода. Власть в стране принадлежала шестнадцати семьям, из среды которых выходили главы правительств, министры и другие лица, занимавшие ответствен ные посты в государстве. Это были годы всеобщего револю ционного энтузиазма и брожения, продолжал Президент РАР. Однако господствующие эксплуататорские классы запугивали народ армией Когда же сама армия в ночь на 23 июля примкнула к народным мас сам, старый режим зашатался и окончательно рухнул во время Суэц кой битвы 1956 года, которая была по своей сути битвой социального характера. В период между июлем 1952 года и июлем 1956 года про изошли Важные изменения, свиде тельствовавшие о новом направле нии борьбы египетского народа и о его решимости довести эту борьбу до осуществления ее целей. Был при нят закон об аграрной реформе, ко торый максимально ограничивал предел земельной собственности. Изъятые земли распределялисьмеж ду крестьянами в форме небольших земельных наделов. Затем вышел за кон, запрещающий увольнение рабо чих. Он призван был охранять до стоинство и права трудящихся. Мы взяли курс, заявил оратор, на национальное развитие, понимая, что социальная справедливость до стигается не путем перераспределе ния богатств, а путем расширения экономической базы. Таким образом возник проект постройки высотной Асуанской плотины, и Запад пред лагал нам свою помощь в осуще ствлении этого проекта, считая, что он добьется обещаниями успеха там, где ему не помогли угрозы. Великая победа, которую одержал наш народ благодаря своей твердости в борьбе с тройственной агрессией, при тес ной поддержке всех прогрессивных и миролюбивых стран, была важней шим фактором укрепления нашей ре волюции, консолидацией наших сил и воссоединения наших рядов. Побе да над агрессорами в Суэце откры ла широкую дорогу для еще одной не менее важной победы. Уже во время битвы египетский народ сумел вернуть себе все ключевые позиции в экономике, находившиеся ранее руках колонизаторов. Египетский па род национализировал банки, ино странные внешнеторговые компании, страховые компании и другие пред приятия, которые служили ранее ин тересам колониализма. Несмотря на последовавшую за этим блокаду, египетский народ в сложнейших условиях и под градом нападок перешел к индустриализа ции, разработав и осуществив пер вый план индустриального развития на 1957 год. За этим последовали твердые и решительные меры по осуществлению социалистич еск их преобразований, вплоть до принятия декретов июля 1961 года, августа 1963 года и марта 1964 года. Эти революционныешаги привели к боль шим сдвигам в области социалиста* ческих преобразований. Гамаль Абдель Насер назвал за тем меры, осуществленные в эконо мической, социальной и политиче ской областях. Президент отметил, что египетский народ стал полным хозяином средств производства и начал управлять ими. Он стал глав ным хозяином плодов своего труда и пытается создать новое общество, свободное от эксплуатации, общество справедливости, интеллектуального а культурного прогресса. В политической области вышеука занные факторы дали возможность объединить силы трудящегося наро да и создать подлинную демокра тию, политическим олицетворением которой является Арабский социали стический союз, объединяющий и на правляющий эти силы. Этот союз руководит борьбой, направленной на создание общества, в котором исчез нут все грани между классами, а всем его членам будут предоставле ны равные возможности максималь но развивать свои творческие силы и способности. Во всех народных политических органах, согласно конституции, по крайней мере, половина всех мест должна принадлежать рабочим и крестьянам. Это положение распро страняется на все выборные органы, начиная от Национального собрания и кончая деревенской ячейкой. Этим самым я не хочу сказать, заявил Президент ОАР, что цели народной борьбы в Египте уже осу ществлены. Я хочу лишь сказать, что египетский народ начал распоря жаться своей судьбой и строить сво бодно свое будущее, преодолевая все препятствия на своем пути. Та ких препятствий много. Наша стра на расположена в богатом и важ ном районе, в отношении которого алчность колонизаторов достигает предела. Силы реакции понимают, что их интересы связаны с интересами коло низаторов. Эти силы сопротивляются все возрастающему революцион ному подъему среди народов араб ской нации, связанных узами под линного единства. Борьба за араб ское единство теперьвпервые приоб рела прогрессивное содержание, что создает против нее единый агрес сивный фронт колониализма и реак ции. У единства имеются враги, ко торые не хотят, чтобы исчезли ис кусственные границы, разделяющие народы арабской нации. Эти грани цы помогают колонизаторам господ ствовать, пользуясь лозунгом «раз деляй и властвуй». Существуют также и трудности переходного периода в социалисти ческих преобразованиях. Эти труд ности естественны на данном этапе. В заключение своего выступления Президент ОАР сказал: мы верим, что будущее принадлежит народным массам и будет строиться в соответ ствии с их свободно выраженной во лей и законными правами. Колониа лизм не будет иметь успеха, никогда не будет иметь успеха реакция, со трудничающая с ним, и не востор жествует его опора—Израиль. Глава ОАР подчеркнул, что еги петский народ стремится к укрепле нию афро-азиатской солидарности, поддерживает национально-освобо дительные движения до конца и без сомнений. Египетский народ осуж дает агрессию, которой подвергается Северный Вьетнам. Вместе с други ми миролюбивыми'народами онстпе- мится привести в движение на меж дународной арене как можно больше сил, чтобы противостоять агрессии. Гамаль Абдель Насер приззал участников митинга приветствовать арабо-советскую дружбу, приветст вовать нашу совместную борьбу про тив империализма во имя социально го прогресса, приветствовать прин ципы мира как нашу общую мечту и желание. Выступление Президента ОАР не однократно прерывалось бурными аплодисментами, (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz