Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 20 августа 1965 г. И 196 (33971 Е е призвание — агитатор Гагаринское отделение совхоза «Тихий Дон». Там, где еще недав­ но на ветру шумели золотистые колосья ржи, ячменя, теперь — скирды соломы, черные полосы вспаханной земли. Но жатва еще не закончена, битва за хлеб про­ должается. ...По пшеничному полю уверен­ но ведет свой комбайн коммунист, ударник коммунистического труда Николай Григорьевич Вердов. У него хорошее настроение: сегод­ ня выдалось вёдро. В полдень комбайнер, передав штурвал сво­ ему помощнику, спешит к полево­ м у вагончику: хочется посмотреть эстафету соревнования. Кто ж е идет впереди? Они, гагаринцы, или ж е их коллеги из Центрального отделения? Перед началом жатвы по иници­ ативе Николая Григорьевича га­ гаринские комбайнеры вызвали на соревнование водителей степных кораблей Центрального отделе­ ния. Пока что впереди шли запева­ лы соревнования. А кто знает, м о ­ жет скорняковцы догнали уже? Вот это и торопило Вердова в вагончик. К тому ж е заодно здесь м ож но перекусить. —Что, Александровна, принесла нам новенького? — обращается он к заведующей сельской библи­ отекой Екатерине Ширяевой, встретив ее в вагончике. — Есть, есть, — протягивает та эстафету соревнования комбайне­ ров. — Посмотрите. А вот «Мол­ ния». В ней — о хорошей работе вашего агрегата. Обед окончен. Ш иряеву о кр у­ жили механизаторы. — Задерживать долго не ста­ ну. Некогда. П ознакомлю с дела­ ми ксизовцев, — предупреждает она. Комбайнеры ксизовского колхо­ за имени Ленина Д. И. Шабунин и И. К. Карлов обратились в начале жатвы к своим товарищам по про­ фессии из сельхозартели «Авро­ ра» Н. Д. Алексееву, А. А. А кин­ шину и другим механизаторам с открытым письмом, в котором призвали ш ироко развернуть со­ ревнование на косовице и обмоло­ те хлебов. И вот сейчас агитатор рассказывает, как идет это сорев­ нование, что хорош его у его ини­ циаторов. Такие деловые беседы «нако­ ротке» бывают почти каждый день. И каждый оаз в них Ш иря­ ева возвращается к по чи н/ гря- зинцев и ксизовцев. Она доби­ лась, что зажженная инициаторами искорка разгорелась в пламя; со­ ревнование охватило всех до еди­ ного комбайнеров, лафетчиков, шоферов отделения. Агитатор старательно и умело пропагандирует опыт лучших ме­ ханизаторов, тем самым помогает распространить его. — Настойчивый у Екатерины Александровны характер. Что задумает, обязательно добьется, — отзывается о Ширяевой секре­ тарь парткома совхоза В. М. Плотников. — Был такой случай, ■— продол­ жает он. — Обновили передвиж­ ной вагончик. Вывесили наглядную агитацию. Но в вагончике не ока­ залось бачка для воды. Агитатор сразу к управляющему. Не по­ могло. Пошла в рабочий ком и­ тет. И добилась своего. То ж е получилось и с Д оской показате­ лей. С тех пор в каж дом вагон­ чике не переводится холодная вода, а у Д оски показателей со­ ревнования, установленной на ме­ ханизированном току отделения, агитаторы проводят ежедневно беседы. Расска зывают о лучши х людя х жа твы, приема х и м етода х их раб оты . Ека терину Але ксандр овну часто м ож но видеть и среди све к лович­ ниц . В мину ты отды ха она прово­ дит с ними беседы, читает газе­ ты, журналы и кни ги . А н еред к о после перерыва на отды х а гитатор становится в ряд со све к ловични­ цами, помогает им в работе . С ов х оз « Тихий Дон» успешно вы­ полнил план-заказ государства по сдаче хлеба. В этом есть и частич­ ка труда, энергии, души агитато­ ра Екатерины Александровны Ши­ ряевой. А. МА РКОВ, наш нештатный корреспондент. Задонский район. Город—селу На помощь умельцам Рационализаторы нашей обла­ сти на год раньше выполнили обязательства, принятые на семи­ летку. От внедрения их предло­ жений за шесть лет получено более 50 миллионов рублей эко­ номии. Много сделано и в теку­ щем году. Внедрено 6800 предло­ жений с экономическим эффектом свыше шести миллионов рублей. Большой вклад в технический прогресс вносят новаторы Ново­ липецкого металлургического, Тракторного, Трубного и других заводов областного центра, а так­ же Ельца. Если говорить о рационализа­ торской работе в целом, то на промышленных предприятиях и стройках области она ведется хо­ рошо. Но вот о сельской мест- [ ности этого не скажешь, хотя в наших колхозах, совхозах и отде­ лениях «Сельхозтехники» работа­ ет много механизаторов. Так, ценное новшество разра­ ботали работники совхоза «По- литово» Данковского района т.т. Оргей и Карнюшин. Они при­ способили навозоразбрасыватель для внесения в почву минераль­ ных удобрений. Слесарь сов­ хоза «Солидарность» Елецкого района т. Жданов к ручному на­ сосу приспособил электродвига­ тель. Словом, в каждом колхозе и совхозе есть люди, которые отда­ ют много сил и времени техниче­ скому творчеству, любят это дело, стремятся как можно лучше ме­ ханизировать труд земледельцев и животноводов. Но сплошь и рядом такие люди предоставлены сами себе. Дело в том, что еще во многих колхозах и совхозах с рационализаторами никто не ра­ ботает. Предложения не рассма­ триваются, экономический эффект не подсчитывается. И, разумеется, автор в таких случаях не полу­ чает материального поощрения. Правда, в текущем году мы начали создавать в сельских рай­ онах организации ВОИР. Но они еще не имеют практического опы­ та и, как и сельские новаторы, нуждаются в постоянной творче­ ской помощи изобретателей и ра­ ционализаторов промышленных предприятий и строек. Хорошую инициативу в этом отношении проявили недавно но­ ваторы Новолипецкого металлур­ гического завода. Они взяли шеф­ ство над рационализаторами Дан­ ковского района. Совет ВОИР предприятия совместно с Данков- ским районным советом общества разработал мероприятия, направ­ ленные на оказание помощи в укреплении первичных организа­ ций в колхозах и совхозах. За каждым хозяйством закреплены определенные цехи и отделы. Недавно большая творческая группа металлургов выезжала в Данковский район. Инженеры т.т. Кушнерский, Поляков, Писте- хин, Бурцев/ Лебедев побывали в совхозах «Воскресенский», «По- литово», «Барятинский», «Теплов- ский» и «Березовский». Были из­ браны ответственные исполнители по рационализации и изобрета­ тельству. Проведен подробный ин­ структаж по оформлению и реги­ страции предложений, подсчету экономии и составлению отчет­ ности. Планируется вторая поездка творческой бригады металлургов. Она поможет данковцам разрабо­ тать темники «узких мест», офор­ мить техническую документацию. Это только первые шаги метал­ лургов. Но радует то, что их хо­ рошее начинание уже подхвачено на других предприятиях и строй­ ках. Новаторы Тракторного заво­ да взяли шефство над рационали­ заторами Липецкого района, Трубного — Задонского, Елецко­ го элементного — Елецкого рай­ она. Это хорошо. Надо только так поставить дело, чтобы в шефстве не допускалось формализма, что­ бы оно носило деловой характер. И тогда сельские рационализато­ ры по-настоящему почувствуют помощь новаторов города. Это будет способствовать развитию творческой инициативы колхозных умельцев* Н. ЛУ КИН , председатель областного совета ВОИР. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ТРАКТОРУ Б Ы Т Ь К Р А С И В Ы М ? В работах по оформлению лег­ ковы х автомоби­ лей худ о ж н и ки приним аю т уча­ стие давно. Ч то ж е касается их сородичей — гр у­ зовиков и тр а к­ торов, то долгое время почем у-то считалось не обязательным уделять большое внимание внеш нему виду этих рабочих м аш ин. О д н ако постоянный общ ий рост промыш ленности, улучш ение обору­ дования заводов, развитие производ­ ства новых материалов, пластмасс, красителей позволили всерьез за ­ няться и внеш ним оформлением про­ дукции.- С другой стороны, психологи, и зу­ чавшие проблемы повыш ения произ­ водительности труд а, пришли к вы­ воду, что в современный век боль­ ш и х скоростей и повсеместного рас­ пространения м еханизации слабым звеном нередко оказы вается челове­ ческая психика.- Н е физические, а сугубо психологические ф акторы о г­ раничиваю т часто возмож ности дальнейш его роста производительно­ сти труд а. И работы ученых п о каза­ ли, что за счет правильного подбора о кр уж аю щ ей обстановки, удобного управления, рациональной окраски оборудования м о ж н о значительно снизить усталость, увеличить произ­ водительность работающ его. Появилась новая наука — техни­ ческая эстетика, а в кон стр укто рских бюро — новая дол ж ность — х у д о ж ­ н и к-ко н стр укто р , Серьезное внимание внеш нем у ви­ ду тракторо в начали уделять срав­ нительно недавно, лет десять назад. В отличие от автомобиля, где внеш ­ ний вид создается почти исклю чи­ тельно облицовочными деталями, н а­ ходящ им ися в полном распоряж ении х уд о ж н и ка-ко н стр укто р а, а все «ра­ бочие» узлы — двигатель, рам а, под­ веска — спрятаны , в тракторе ко н ­ структор вы нуж ден оставлять от­ кры тыми рам у, места присоединения сельскохозяйственны х м аш ин, навес­ ную систему, выводы трубопроводов гидравлики и ряд д руги х узлов. Д л я улучш ения охл аж д ения и о б сл уж и ­ вания больш ая часть двигателя обычно не закрывается? Чтобы о т­ работанны е газы не попадали в зо ­ ну ды хания трактори ста или при­ цепщ ика, выхлопную тр уб у прихо­ дится выводить вверх, не н и ж е кры ­ ш и кабины? Все это создает для х у д о ж н и ка - кон стр укто ра, проектирую щ его тр а к­ тор, большие слож ности. Ч то ж е делается сейчас на наш ем заводе по худ ож ественн ом у кон стр у­ ированию? Конструированием кабин и облицовочных деталей у нас зан и ­ мается груп па, руководим ая Д м и т ­ рием Трофимовичем Косты левым. Гр уп п а небольш ая, а дел у нее м но­ го. И работа к то м у ж е такая , какой в технических вузах, к сож алению , не учат. М оло дой инж енер л егко рас­ считает кор обку передач, прикинет на прочность п р у ж и н у или коленча- 3 а вы к у л ь п р ои а в тый вал, а вот создать сиденье или облицовку, не говоря у ж е о целой кабине — этом у не учили.- И лишь немногие энтузиасты идут на заводе в «каб инщ и ки », не побоявшись кр о ­ потливой и слож ной работы над «ж естян кам и». В от та к в этой группе трудится Н . Гусенко, приспосабливая сиденье к новой кабине, хлопочет над черте­ ж а м и капо та И . К о ж ев н и ко в , возит­ ся в кабине с ш ум ом ером А.- С о ко ­ ловский. М н о го времени и сил потратил на поиски вариантов оформления раз­ ных моделей тракторов А . Фролов, удачно совм ещ ающ ий в себе способ­ ности инж енер а и х уд о ж н и ка . О д на из последних ра­ бот, выполненная по его э с к и за м ,— это трактор Т -4 0 с новой кабиной, облицовкой, ко то ­ рый сейчас про­ ходит испы тания в полевом отряде ........................ .........." " завода. К а ки е задачи стояли перед ко н ­ структо рам и при разработке этой машины? О пы т выпуска тракторов Т -4 0 (а их работает на полях больше 80 ты ­ сяч) показал, что наряду с хорош и­ ми отзывами о долговечности, н а ­ д еж но сти и экономичности этой м а­ шины , м ногие механизаторы совету­ ют улучш ить обзорность, ам ортиза­ цию сиденья, сделать кабину и осо­ бенно вход в нее более просторны ­ ми. П о ступ аю т просьбы уменьш ить ш ум , проникаю щ ий в кабину от двигателя, улучш ить герм етиза­ цию дверей, отверстий, где проходят ры чаги и тяги управления и ряд других предложений. Т р акто р Т -4 0 молено с успехом использовать в агрегате с экскав а­ торам и, бульдозерами и по грузчи ка­ ми. Н о для удобной навески этих м аш ин кабину необходимо переде­ лать, предусмотрев съемную заднюю стен ку и возможность поворота си­ денья на 180 градусов, с тем, чтобы трактористу удобно было управлять навеш енным экскаватором или по­ грузчиком . , Все эти, а т а к ж е другие требо­ вания конструкторы завода постара­ лись удовлетворить. Н о в ая каб и на имеет большие окна, хорош ий обзор, стала значительно прочнее, красивее. К том у ж е на изготовление ее идет меньше м етал­ ла — он заменен стеклом. Д л я современного оформления х а ­ рактерны строгие прямые линии, не­ которая «угловатость». Вместо зад ­ него крыла, охваты вающ его полови­ ну колеса, х уд о ж н и к рисует прямые ровные «полочки» с пристроенными в задней части наклонными козырь­ кам и, защ ищ аю щ и м и от брызг. Т а к а я кон стр укция не только пр о­ ще в производстве (не н у ж н о гро­ м оздких вы тяж ны х ш там пов — д о­ статочно вырезать лист металла и согнуть его «коро бочкой»), но и удобнее в эксплуатации, та к к а к ко ­ лесо подходит близко к кры лу толь­ ко вверху — в одной точке, а в д р у­ гих м естах зазор остается большой, что ум еньш ает опасность забивания грязью п р о м еж утка м еж д у крылом и колесом. Распол ож ение топливного бака над сиденьем не позволяет обеспечить хорош ую ам ортизацию . П о про бова­ ли сделать б ак другой формы и по­ местить над двигателем , вместо верх* _ ней части капо та. * ■■■■■»; р результате пе- л л т? хг ш - редняя часть тр а- ^ и л у ■ КТОра стала вы- Т у р у : глядеть несколько О 7Т Р Т К Я ! - массивнее И л у ч . и д, ь 1 л я. : ше гарМонировать . . . . Л С КабИНОЙ? М н о го непри­ ятностей сборщ икам на г л а в ­ ном конвейере доставляет сей­ час устано вка кабины на трактор — два десятка болтов связы ваю т гг с остовом трактора. И н о гд а отвер­ стия в соединяемых детал ях см ещ а­ ю тся, приходится подгонять, разде­ лывать их. Н о в ая кабина крепится к тр а кто ­ ру только в четырех точках, через резиновые прокладки? И собирать будет легче, и ш ум меньше будет передаваться во внутрь кабины? П рим еры содруж ества эстетики и технической целесообразности м о ж ­ но было бы продолж ить, но дело не в количестве примеров. Д ело в том, что все это для человека. И удобная форма р уко ято к управления, и внут­ ренняя окр аска кабины в нуж ны й цвет, и внеш ний вид тр акто р а облег­ чаю т труд. М о ж н о ли сказать, что ко н стр ук­ торы у ж е все сделали и осталось запустить в производство новую к а ­ бину? К сож алению , нет. К примеру, ш ум в новой кабине снизился вдвое, но этого мало. Н овое сиденье с гидравлическим ам ортизатором еще недостаточно совершенно — оно г а ­ сит крупны е толчки, но плохо погло­ щ ает мелкую вибрацию . П р едстоит поработать и над вен­ тиляцией, и над расположением пе­ далей и рычагов, и н ад многим д р у ­ гим. Д а ж е такой вопрос — на сколько человек д о л ж н а быть рассчитана к а ­ бина: на одного или двух — остает­ ся пока открытым? Д ел о в том, что пространство, где м ож н о разместить сиденье, ограничено расстоянием м еж д у задними колесами, а их рас­ полож ение, в свою очередь, опреде­ лено ш ириной междурядий? П о га д к а 22 а в г у с т а—в ы б о р ы в р а й с о в е т ы г. Л и п е ц к а К А Н Д И Д А Т Ы М Е Т А Л Л У Р Г О В 66 кандидатов в депутаты Левобережного рай. совета гор. Липецка выдвинул коллектив НЛМЗ. Н А ПЕРВОМ СНИМКЕ (слева) плавильщик фер­ росплавного цеха Петр Егорович Пустовалов. Он работает в бригаде коммунистического труда. В День металлурга в нынешнем году Петр Егорович награжден значком «Отличник социали. с.ического соревнования РСФСР». В СЮ ЖИЗНЬ посвятил труду в металлургиче­ ской промышленности электрослесарь листо­ прокатного цеха № 1 Андрей Прокофьевич Белоусов. С 1929 года он участвовал в строитель­ стве заводов, а потом осваивал новое производ­ ство. За успехи в работе награжден медалью «За трудовую доблесть» и значком «Отличник социали. стического соревнования РСФСР». Семь лет подряд Андрея Прокофьевича избира. ют председателем товарищеского суда в цехе. В АСИЛИЙ ДАНИЛОВИЧ ЖИТКОВЕЦ приехал в Липецк из Магнитогорска помочь коллек­ тиву листопрокатного цеха № 1 в освое­ нии новых методов работы и выпуске новой про дукции. Здесь он стал членом КПСС. Возглавляемая им бригада первой в цехе завоевала право назы ваться коллективом коммунистического труда, а Ва­ силий Данилович был участником первого Всесоюз­ ного совещания ударников и представителей кол­ лективов коммунистического труда. У В. Д. Житковца (снимок справа) несколько пра. вительственных наград. . Ф ото Ю. НИКОНОВА. второго человека неизбеж но стесня­ ет свободу движ ений тракториста, не дает возмож ности сделать хорош ее, удобное сиденье. К р ом е того, если учитывать «пассаж ира», то кабину приходится делать большой и гро­ моздкой, она м еш ает навеске сель­ хозм аш ин, да и труднее обеспечить хорош ий обзор. П о это м у сейчас на некоторы х м а­ ш инах, где по роду работы не пре­ дусмотрено обязательное присут­ ствие в кабине второго человека, конструкторы предпочитаю т устанав ­ ливать одноместную кабину. В к а ­ честве примера м ож н о привести мощ ный самосвал «Белаз» или гу ­ сеничный трелевочный трактор но­ вой модели, разработанны й О н е ж ­ ским тракторны м заводом. Д л я принятия правильного реш е­ ния, возм ож но, потребуется спроек- , тировать и испы тать несколько ва­ риантов с участием научно-исследо­ вательских организаций. В отечественном тракторостроении методы худ ож ественного кон стр уи­ рования стали внедряться недавно и еще не наш ли достаточного ш и р о ко ­ го применения. Д о л ж н о сти х уд о ж н н - ков-конструкторов на заводах не предусм атриваю тся, да их и трудно найти, т а к к а к выпуск специалистов, подготовленны х для такой работы, исчисляется немногими десяткам и в год на всю страну. А в них н у ж д а ­ ю тся не только тракторны е заводы, но и м ногие другие предприятия. П о к а приходится вести эту ра­ боту благодаря эн тузиазм у инж ен е- ров-конструкторов, имеющ их обыч­ ное техническое образование и склон­ ность к оформительской работе. Д ум ается , что к вопросам техн и ­ ческой эстетики необходимо при­ влечь больше внимания. П о чем у, на­ пример, техническим вузам не вве­ сти для кон стр укто рских специаль­ ностей такой курс, чтобы оканчива­ ющ ие их инженеры могли работать над эстетикой не в меньшей степе­ ни, чем над расчетом шестерен? М но го е м о ж н о сделать и на пред­ приятиях, имеющ их конструкторские коллективы — выявить у себя ко н ­ структоров, имеющ их ж елание и способности заняться эстетическим улучш ением выпускаемой продукции, создать им элементарные условия для работы . С набдить их м атериа­ лами и неслож ным оборудованием для рисования и изготовления м аке­ тов, позаботиться о говерш енствоза- нии эстетических знаний. Больш ую пользу м огут принести и поездки на см ежны е предприятия, где дело это лучш е поставлено. Техническая эстетика д о л ж н а за ­ нять свое место в деле д о сти ж е­ ния уровня л учш их мировых образ­ цов? Д а ведь и сам этот уровень не стоит на месте. П о это м у одной из в аж н ей ш их задач промышленности, в том числе и промышленности Л и ­ пецкой области, д ол ж но явиться ш ирокое внедрение методов х уд о ж ^ ; ственного конструирования в ж изнь. К. ВИНОГРАДОВ, заместитель главного конструктора Липецкого тракторного завода. Пять лет прошло с того момента, когда горняки Курской маг­ нитной аномалии взяли со дна Лебединского рудника первый ковш богатой руды. Теперь здесь ежегодно добывают по 6 миллионов тонн ценного металлургического сырья. Горняки продолжают осваи­ вать месторождение. Здесь строятся новые рудники с открытой добычей — Стойленский, Южно-Лебединский и вторая очередь Михайловского. С пуском новых мощностей рудники будут давать Родине более 20 миллионов тонн руды. НА СНИМКЕ: строительство Стойленского рудника. Мощ­ ные «ЭКГ-4» ведут вскрышу 60-метрового мелового пласта. Ф ото О. Сизова. Ф отохроника Т А С С , У НАШ ИХ СОСЕДЕЙ НАД МЕЛОВЫМИ ГОРАМИ Близ П авл овска над правым бе­ регом ти хо го Д о н а нависли мело­ вые горы. М еняется .сейчас пей­ з а ж этих мест. Здесь на средства колхозов П авловского и П о д го р ен - ского районов В оро неж ской обла­ сти начато строительство телеви­ зионного ретранслятора. Возведе­ но производственное здание, ве­ дется подготовка к сборке и м он­ т а ж у мачты . П риобретаю тся необ­ ходим ая апп ар атура, оборудова­ ние. М естны е ж ител и готовятся слуш ать и смотреть, передачи из М осквы и Воронежа? ЖИЗНЬ ШАХТЫ ПРОДЛИТСЯ Многочисленный отряд рязан­ ских горняков готовится к своему традиционному празднику — Д ню шахтера. В первых рядах соревнующихся идет коллектив 53-й шах ты . С вер х п лана здесь добыто более шести эшелонов угля . Пр едполагалось, что запасы угля на ша х те должны быть исчерпаны в те кущ ем году . Однак о к олле к­ тив решил освоить новое угольное поле, продлив тем самым жизнь ша х ты на двадцать лет . Н едале к тот день, к огда здесь будут добы ­ вать по тысяче тонн угля в сут ки. В и тоге ша х та станет самым кр уп­ ным пр едприятием в тресте «О к- тябрьуголь» . ТВОРЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА ХУДОЖНИКОВ Х у д о ж н и ки Б елгородской обла­ сти готовятся принять участие в смотре работ народны х умельцев республики, который посвящ ен пя­ тидесятилетию С оветской власти Н а днях белгородские самодея. тельные х уд о ж н и ки Л . Б л я кн и ц - кий, Ю . Л и тв ин ов , А . Кр исталов, А . Тю рин и другие побывали в творческой ком андировке. В городе Губ ки не они встрети лись с лучш им и гор някам и и строителями, в Ш ебекино ознако­ мились с новой техникой предпри­ ятий. П обы вали х уд о ж н и ки и кол хо зах. Сделаны десятки эски­ зов, портретов, рисунков— все это заго то вки для предстоящ ей боль ш ой работы . В ДОМЕ—МУЗЕЕ И. В. МИЧУРИНА Летом усиливается приток эк­ скурсантов в Мичуринск. Особенно много посетителей сейчас бывает в Доме-музее великого преобразова­ теля природы Ивана Владимиро­ вича Мичурина. Экскурсоводы встречают гостей на крыльце Дома-музея (здесь И. В. Мичурин любил отдыхать по вечерам). Затем проводят их в ра­ бочий кабинет, зал, спальню. В этих небольших комнатах очень много экспонатов: свыше тысячи томов книг, фотоснимки, различные машины и приборы, изобретенные И. В. Мичуриным. Все это свиде­ тельствует о кипучей и многосто­ ронней деятельности Ивана Вла­ димировича и вызывает огромный интерес у экскурсантов. Кто же посетил Дом-музей в этом году? Учащиеся средних школ, техникумов, профессиональ­ ных училищ, студенты вузов, учи­ теля, рабочие и колхозники. Были гости из Вьетнама и Кубы, НОВЫЕ ЧАСЫ «ПАРУС» И «ЛОДОЧКА» С каждым годом растет к оли­ чество за ка зов на изделия Орлов­ с к ого часового завода . И час ов­ щики с тремятся полнее удовлет­ ворить запросы населения . В ч есть 48 годов щины В ели­ к ого О к тября рабочие, инженер­ но-те хнич ес ки е работни ки и с лу­ жа щи е завода взяли на себя до­ полнительные обязательства . Они р ешили завершить задание к 28 о к тября и выпустить свер хп лано­ вой проду кции >на 141 тысячу рублей . Д о к онца года здесь решено освоить производство новы х ча­ с ов . Э то будут часы мар ки «Па­ рус» и буди льни к «Л одоч ка». ПЕСЧАНЫЙ КАРЬЕР «ПОЙМА» П од Курс к ом началось строи- тельство карь ера «Пойма» . На э том крупн ом высо к оме хани зиро­ ванном предприятии будет еж е­ годно добываться 7 00 тысяч куб о ­ метров промытого и к лассифици­ рованного пес ка. Ес ли сейчас строительный песо к я вляется оет- родефецитным материалом для Курс ка, то с пус к ом нового карц­ ера его будет вполне достаточно . ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ДАЕТ ОКЕАН 2 0 2 , 5 М И Л Л И О Н А Ш К О Л Ь Н Ы Х У Ч Е Б Н И К О В Издательство «Просвещение» выпускает к на­ чалу учебного года новые учебники для началь­ ной и средней школы. Выпущенные сначала не­ большими тиражами, они были одобрены широ­ кой учительской общественностью, а уж е затем получили дополнительные тиражи, , Для малышей-первоклассников йздан красоч­ ный учебник русского языка. « Расска зы по исто­ рик! С СС Р # выпущ ены д о з четверты х к л а с с о в . Новый учебни к «Фи зичес кая география» получат пяти к лассни ки, С тарше к лассни ки буду т пользоваться учебни­ ками «А лгебра и элементарные фун кции» и «Сб орни к ом задач и упражнений по химии». Д ля учени к ов старши х к лассов предназначено та кж е второе дополненное издание « Истории ССС Р» и ( во втором полугодии) новый учебни к «Э к ономи­ ч е с ки география .СССР.», 34 учебника тиражом 500 тысяч э к земпляров изданы для ш к ол с пре­ подаванием на иностранны х я зы ках. Общий тираж ш к ольны х уч ебни к ов — 2 02,5 ми ллиона э к земпляров . Издательство также выпускает второе издание «Детской энциклопедии». Вышли из печати 3 то­ ма тиражом по 500 тысяч каждый. Д о к онца года выйдут и остальные . Э та энци к лопедия бут дет переиздана в 32 зарубежны х с трана х. ХАПН), Н а строительстве опы тной Кисло- губской приливной электростанции (П Э С ) начался новый этап работ: ул о ж ен первый бетон в наплавной блок? ...К о гд а едешь в М у р м а н с к, то ви­ дишь слева от дороги, на берегу Кольского залива, строительную площадку? П о дняли свои стальные руки два кран а. Н а дне котлована, о тгор ож енн ого от воды земляной перемы чкой, прям оугольная ж ел езо ­ бетонная плита. О т нее тянутся вверх стальные прутья арм атуры . Вывеска поясняет, что соор уж ает приливную станцию «Севгидро- строй». Н о ведь первая в наш ей стране П Э С д о л ж н а быть построена в г у ­ бе Кислой, что килом етрах в ста от М ур м а н с ка ! П о чем у ж е работа идет вот здесь, прямо против города? Главны й инж енер проекта этой не­ обычной станции, а теперь и глав­ ный инж енер ее с т р о и т е л ь с т в а Л? Б ернш тейн объясняет, в чем дело. В узкой горловине губы Кислой, где станет П Э С , сейчас подводники А рктического пароходства вынимаю т со дна гр ун т. П о д М ур м ан ско м ж е на« берегу залива соор уж ается из ж елезобетона наплавной блок. О н будет представлять собой к а к бы огромный ящ и к с откры тым верхом, разделенный внутри на м ногочиелгя- ньГе ячейки-отсеки. О снованием бло­ ка является прям оугольная ж ел езо­ бетонная плита? Р азм ер ее 18 на 36 метров. Высота блока достигнет 15 метров. В о всю длину его пр о тян ут­ ся две трубы , в которы х см онтиру­ ю т капсульны е гидроагрегаты . К о гд а наплавной блок, а по сущ е­ ству здание э? 1 ектростанции, будет готов, зем ляную перемы чку разбе­ рут; Б л о к отбуксирую т в гу б у К и с- На строительстве опытной приливной электростанции * лой и, заполнив водой отсеки, по­ ставят на расчищ енное дно. О н, к а к плотина, перегородит горловину? Во время приливов вода устремится в трубы блока и заставит работать гидротурбины? А гр егаты б уд ут д а ­ вать энергию и при отливе, ибо сно­ ва через те ж е трубы пойдет вода, но у ж е в обратном направлении? И н ­ тересна особенность эти х м аш ин: они см огут работать д а ж е тогд а, когд а разница уровней воды в от­ кры том море и бассейне П Э С будет самой незначительной — всего 28 сантиметров. В олна прилива наступает на бе­ рег океана два раза в сутки. П о те н ­ циальная мощ ность ее огром на •— больше, чем м ощ ность всех совре­ менны х гидроэлектростанций .мира, вместе взяты х. Н а д проблемами ис­ пользования энергии океана раб ота­ ю т инженеры и ученые разны х стран? Н а северо-западе С оветского С о ­ ю за приливы повыш аю т уровень во­ ды на 8— 9 метров? И м еется в о зм о ж ­ ность сооруж ения П Э С в Л ум б о в - ском заливе на Кольском полуостро­ ве и устье рек К ул о я и М езени, се­ веро-восточнее А рхангельска. Р асче­ ты показы ваю т, что мощ ность Л у м - бовской приливной станции м ож ет составить более 300 тысяч киловатт, а М езенской и К ул о йской (вместе взяты х) — 1,8 миллиона киловатт. Если ж е отсечь плотиной всю вое точную часть М езен ско го залива, то м ож н о будет установить агрегаты общ ей мощностью 14 миллионов ки ­ ловатт? П одклю чение эти х П Э С к Единой энергетической системе Е в ­ ропейской части С С С Р дало бы большой эффект? Н о построить П Э С , т а к отличаю ­ щиеся от обычных электростанций? д а еще в условиях необж иты х райо.- нов К р ай н его Севера — совсем не­ просто. П о это м у н решено соору­ ж а ть их с помощью наплавны х бло­ ков. Э ти блоки предлагается изго­ тавливать в индустриальны х райо­ н а х и буксировать на места у ж е в готовом виде? О пы тная Ки сл о губ ская П Э С — первый этап советских энергетиков на пути освоения энергии океана? «Севгидрострой» и «Гидропроект» ведут работы в содруж естве с не­ сколькими научно-исследовательски­ ми институтам и. Н а площ адке на­ ходятся и проектировщ ики. И н ж е н е ­ рам пришлось столкнуться с очень сложным и техническим и задачами? Потребовалось, например, создать тако й бетон, который бы в сильные морозы, при отливе, «выходя» из воды на откры ты й воздух, не р аз­ руш ался, не терял прочности. Н е просто рассчитать и сам у ко н стр ук­ цию наплавного блока, защ итить его от коррозии? П у с к электростанции нам ечается к 50-лртию С оветской власти? — Ко нечн о, та кую небольш ую П Э С , к а к К и сл о губ ская, мощностью всего в 800 киловатт, м ож н о было бы построить быстрее, — говорит Л . Б ернш тейн. — Н о на стройке ре­ ш аю тся все основные технические проблемы, с которыми придется встретиться в дальнейш ем при со­ о р уж ен ии м ощ ны х приливных стан­ ций. А это требует и сил, и времени* А . М Е Д В Е Д Е В , корр. ТАСС, Мурманск? Ч ,-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz