Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 20 августа 1965 г. И 196 (33971 Е е призвание — агитатор Гагаринское отделение совхоза «Тихий Дон». Там, где еще недав но на ветру шумели золотистые колосья ржи, ячменя, теперь — скирды соломы, черные полосы вспаханной земли. Но жатва еще не закончена, битва за хлеб про должается. ...По пшеничному полю уверен но ведет свой комбайн коммунист, ударник коммунистического труда Николай Григорьевич Вердов. У него хорошее настроение: сегод ня выдалось вёдро. В полдень комбайнер, передав штурвал сво ему помощнику, спешит к полево м у вагончику: хочется посмотреть эстафету соревнования. Кто ж е идет впереди? Они, гагаринцы, или ж е их коллеги из Центрального отделения? Перед началом жатвы по иници ативе Николая Григорьевича га гаринские комбайнеры вызвали на соревнование водителей степных кораблей Центрального отделе ния. Пока что впереди шли запева лы соревнования. А кто знает, м о жет скорняковцы догнали уже? Вот это и торопило Вердова в вагончик. К тому ж е заодно здесь м ож но перекусить. —Что, Александровна, принесла нам новенького? — обращается он к заведующей сельской библи отекой Екатерине Ширяевой, встретив ее в вагончике. — Есть, есть, — протягивает та эстафету соревнования комбайне ров. — Посмотрите. А вот «Мол ния». В ней — о хорошей работе вашего агрегата. Обед окончен. Ш иряеву о кр у жили механизаторы. — Задерживать долго не ста ну. Некогда. П ознакомлю с дела ми ксизовцев, — предупреждает она. Комбайнеры ксизовского колхо за имени Ленина Д. И. Шабунин и И. К. Карлов обратились в начале жатвы к своим товарищам по про фессии из сельхозартели «Авро ра» Н. Д. Алексееву, А. А. А кин шину и другим механизаторам с открытым письмом, в котором призвали ш ироко развернуть со ревнование на косовице и обмоло те хлебов. И вот сейчас агитатор рассказывает, как идет это сорев нование, что хорош его у его ини циаторов. Такие деловые беседы «нако ротке» бывают почти каждый день. И каждый оаз в них Ш иря ева возвращается к по чи н/ гря- зинцев и ксизовцев. Она доби лась, что зажженная инициаторами искорка разгорелась в пламя; со ревнование охватило всех до еди ного комбайнеров, лафетчиков, шоферов отделения. Агитатор старательно и умело пропагандирует опыт лучших ме ханизаторов, тем самым помогает распространить его. — Настойчивый у Екатерины Александровны характер. Что задумает, обязательно добьется, — отзывается о Ширяевой секре тарь парткома совхоза В. М. Плотников. — Был такой случай, ■— продол жает он. — Обновили передвиж ной вагончик. Вывесили наглядную агитацию. Но в вагончике не ока залось бачка для воды. Агитатор сразу к управляющему. Не по могло. Пошла в рабочий ком и тет. И добилась своего. То ж е получилось и с Д оской показате лей. С тех пор в каж дом вагон чике не переводится холодная вода, а у Д оски показателей со ревнования, установленной на ме ханизированном току отделения, агитаторы проводят ежедневно беседы. Расска зывают о лучши х людя х жа твы, приема х и м етода х их раб оты . Ека терину Але ксандр овну часто м ож но видеть и среди све к лович ниц . В мину ты отды ха она прово дит с ними беседы, читает газе ты, журналы и кни ги . А н еред к о после перерыва на отды х а гитатор становится в ряд со све к ловични цами, помогает им в работе . С ов х оз « Тихий Дон» успешно вы полнил план-заказ государства по сдаче хлеба. В этом есть и частич ка труда, энергии, души агитато ра Екатерины Александровны Ши ряевой. А. МА РКОВ, наш нештатный корреспондент. Задонский район. Город—селу На помощь умельцам Рационализаторы нашей обла сти на год раньше выполнили обязательства, принятые на семи летку. От внедрения их предло жений за шесть лет получено более 50 миллионов рублей эко номии. Много сделано и в теку щем году. Внедрено 6800 предло жений с экономическим эффектом свыше шести миллионов рублей. Большой вклад в технический прогресс вносят новаторы Ново липецкого металлургического, Тракторного, Трубного и других заводов областного центра, а так же Ельца. Если говорить о рационализа торской работе в целом, то на промышленных предприятиях и стройках области она ведется хо рошо. Но вот о сельской мест- [ ности этого не скажешь, хотя в наших колхозах, совхозах и отде лениях «Сельхозтехники» работа ет много механизаторов. Так, ценное новшество разра ботали работники совхоза «По- литово» Данковского района т.т. Оргей и Карнюшин. Они при способили навозоразбрасыватель для внесения в почву минераль ных удобрений. Слесарь сов хоза «Солидарность» Елецкого района т. Жданов к ручному на сосу приспособил электродвига тель. Словом, в каждом колхозе и совхозе есть люди, которые отда ют много сил и времени техниче скому творчеству, любят это дело, стремятся как можно лучше ме ханизировать труд земледельцев и животноводов. Но сплошь и рядом такие люди предоставлены сами себе. Дело в том, что еще во многих колхозах и совхозах с рационализаторами никто не ра ботает. Предложения не рассма триваются, экономический эффект не подсчитывается. И, разумеется, автор в таких случаях не полу чает материального поощрения. Правда, в текущем году мы начали создавать в сельских рай онах организации ВОИР. Но они еще не имеют практического опы та и, как и сельские новаторы, нуждаются в постоянной творче ской помощи изобретателей и ра ционализаторов промышленных предприятий и строек. Хорошую инициативу в этом отношении проявили недавно но ваторы Новолипецкого металлур гического завода. Они взяли шеф ство над рационализаторами Дан ковского района. Совет ВОИР предприятия совместно с Данков- ским районным советом общества разработал мероприятия, направ ленные на оказание помощи в укреплении первичных организа ций в колхозах и совхозах. За каждым хозяйством закреплены определенные цехи и отделы. Недавно большая творческая группа металлургов выезжала в Данковский район. Инженеры т.т. Кушнерский, Поляков, Писте- хин, Бурцев/ Лебедев побывали в совхозах «Воскресенский», «По- литово», «Барятинский», «Теплов- ский» и «Березовский». Были из браны ответственные исполнители по рационализации и изобрета тельству. Проведен подробный ин структаж по оформлению и реги страции предложений, подсчету экономии и составлению отчет ности. Планируется вторая поездка творческой бригады металлургов. Она поможет данковцам разрабо тать темники «узких мест», офор мить техническую документацию. Это только первые шаги метал лургов. Но радует то, что их хо рошее начинание уже подхвачено на других предприятиях и строй ках. Новаторы Тракторного заво да взяли шефство над рационали заторами Липецкого района, Трубного — Задонского, Елецко го элементного — Елецкого рай она. Это хорошо. Надо только так поставить дело, чтобы в шефстве не допускалось формализма, что бы оно носило деловой характер. И тогда сельские рационализато ры по-настоящему почувствуют помощь новаторов города. Это будет способствовать развитию творческой инициативы колхозных умельцев* Н. ЛУ КИН , председатель областного совета ВОИР. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ТРАКТОРУ Б Ы Т Ь К Р А С И В Ы М ? В работах по оформлению лег ковы х автомоби лей худ о ж н и ки приним аю т уча стие давно. Ч то ж е касается их сородичей — гр у зовиков и тр а к торов, то долгое время почем у-то считалось не обязательным уделять большое внимание внеш нему виду этих рабочих м аш ин. О д н ако постоянный общ ий рост промыш ленности, улучш ение обору дования заводов, развитие производ ства новых материалов, пластмасс, красителей позволили всерьез за няться и внеш ним оформлением про дукции.- С другой стороны, психологи, и зу чавшие проблемы повыш ения произ водительности труд а, пришли к вы воду, что в современный век боль ш и х скоростей и повсеместного рас пространения м еханизации слабым звеном нередко оказы вается челове ческая психика.- Н е физические, а сугубо психологические ф акторы о г раничиваю т часто возмож ности дальнейш его роста производительно сти труд а. И работы ученых п о каза ли, что за счет правильного подбора о кр уж аю щ ей обстановки, удобного управления, рациональной окраски оборудования м о ж н о значительно снизить усталость, увеличить произ водительность работающ его. Появилась новая наука — техни ческая эстетика, а в кон стр укто рских бюро — новая дол ж ность — х у д о ж н и к-ко н стр укто р , Серьезное внимание внеш нем у ви ду тракторо в начали уделять срав нительно недавно, лет десять назад. В отличие от автомобиля, где внеш ний вид создается почти исклю чи тельно облицовочными деталями, н а ходящ им ися в полном распоряж ении х уд о ж н и ка-ко н стр укто р а, а все «ра бочие» узлы — двигатель, рам а, под веска — спрятаны , в тракторе ко н структор вы нуж ден оставлять от кры тыми рам у, места присоединения сельскохозяйственны х м аш ин, навес ную систему, выводы трубопроводов гидравлики и ряд д руги х узлов. Д л я улучш ения охл аж д ения и о б сл уж и вания больш ая часть двигателя обычно не закрывается? Чтобы о т работанны е газы не попадали в зо ну ды хания трактори ста или при цепщ ика, выхлопную тр уб у прихо дится выводить вверх, не н и ж е кры ш и кабины? Все это создает для х у д о ж н и ка - кон стр укто ра, проектирую щ его тр а к тор, большие слож ности. Ч то ж е делается сейчас на наш ем заводе по худ ож ественн ом у кон стр у ированию? Конструированием кабин и облицовочных деталей у нас зан и мается груп па, руководим ая Д м и т рием Трофимовичем Косты левым. Гр уп п а небольш ая, а дел у нее м но го. И работа к то м у ж е такая , какой в технических вузах, к сож алению , не учат. М оло дой инж енер л егко рас считает кор обку передач, прикинет на прочность п р у ж и н у или коленча- 3 а вы к у л ь п р ои а в тый вал, а вот создать сиденье или облицовку, не говоря у ж е о целой кабине — этом у не учили.- И лишь немногие энтузиасты идут на заводе в «каб инщ и ки », не побоявшись кр о потливой и слож ной работы над «ж естян кам и». В от та к в этой группе трудится Н . Гусенко, приспосабливая сиденье к новой кабине, хлопочет над черте ж а м и капо та И . К о ж ев н и ко в , возит ся в кабине с ш ум ом ером А.- С о ко ловский. М н о го времени и сил потратил на поиски вариантов оформления раз ных моделей тракторов А . Фролов, удачно совм ещ ающ ий в себе способ ности инж енер а и х уд о ж н и ка . О д на из последних ра бот, выполненная по его э с к и за м ,— это трактор Т -4 0 с новой кабиной, облицовкой, ко то рый сейчас про ходит испы тания в полевом отряде ........................ .........." " завода. К а ки е задачи стояли перед ко н структо рам и при разработке этой машины? О пы т выпуска тракторов Т -4 0 (а их работает на полях больше 80 ты сяч) показал, что наряду с хорош и ми отзывами о долговечности, н а д еж но сти и экономичности этой м а шины , м ногие механизаторы совету ют улучш ить обзорность, ам ортиза цию сиденья, сделать кабину и осо бенно вход в нее более просторны ми. П о ступ аю т просьбы уменьш ить ш ум , проникаю щ ий в кабину от двигателя, улучш ить герм етиза цию дверей, отверстий, где проходят ры чаги и тяги управления и ряд других предложений. Т р акто р Т -4 0 молено с успехом использовать в агрегате с экскав а торам и, бульдозерами и по грузчи ка ми. Н о для удобной навески этих м аш ин кабину необходимо переде лать, предусмотрев съемную заднюю стен ку и возможность поворота си денья на 180 градусов, с тем, чтобы трактористу удобно было управлять навеш енным экскаватором или по грузчиком . , Все эти, а т а к ж е другие требо вания конструкторы завода постара лись удовлетворить. Н о в ая каб и на имеет большие окна, хорош ий обзор, стала значительно прочнее, красивее. К том у ж е на изготовление ее идет меньше м етал ла — он заменен стеклом. Д л я современного оформления х а рактерны строгие прямые линии, не которая «угловатость». Вместо зад него крыла, охваты вающ его полови ну колеса, х уд о ж н и к рисует прямые ровные «полочки» с пристроенными в задней части наклонными козырь кам и, защ ищ аю щ и м и от брызг. Т а к а я кон стр укция не только пр о ще в производстве (не н у ж н о гро м оздких вы тяж ны х ш там пов — д о статочно вырезать лист металла и согнуть его «коро бочкой»), но и удобнее в эксплуатации, та к к а к ко лесо подходит близко к кры лу толь ко вверху — в одной точке, а в д р у гих м естах зазор остается большой, что ум еньш ает опасность забивания грязью п р о м еж утка м еж д у крылом и колесом. Распол ож ение топливного бака над сиденьем не позволяет обеспечить хорош ую ам ортизацию . П о про бова ли сделать б ак другой формы и по местить над двигателем , вместо верх* _ ней части капо та. * ■■■■■»; р результате пе- л л т? хг ш - редняя часть тр а- ^ и л у ■ КТОра стала вы- Т у р у : глядеть несколько О 7Т Р Т К Я ! - массивнее И л у ч . и д, ь 1 л я. : ше гарМонировать . . . . Л С КабИНОЙ? М н о го непри ятностей сборщ икам на г л а в ном конвейере доставляет сей час устано вка кабины на трактор — два десятка болтов связы ваю т гг с остовом трактора. И н о гд а отвер стия в соединяемых детал ях см ещ а ю тся, приходится подгонять, разде лывать их. Н о в ая кабина крепится к тр а кто ру только в четырех точках, через резиновые прокладки? И собирать будет легче, и ш ум меньше будет передаваться во внутрь кабины? П рим еры содруж ества эстетики и технической целесообразности м о ж но было бы продолж ить, но дело не в количестве примеров. Д ело в том, что все это для человека. И удобная форма р уко ято к управления, и внут ренняя окр аска кабины в нуж ны й цвет, и внеш ний вид тр акто р а облег чаю т труд. М о ж н о ли сказать, что ко н стр ук торы у ж е все сделали и осталось запустить в производство новую к а бину? К сож алению , нет. К примеру, ш ум в новой кабине снизился вдвое, но этого мало. Н овое сиденье с гидравлическим ам ортизатором еще недостаточно совершенно — оно г а сит крупны е толчки, но плохо погло щ ает мелкую вибрацию . П р едстоит поработать и над вен тиляцией, и над расположением пе далей и рычагов, и н ад многим д р у гим. Д а ж е такой вопрос — на сколько человек д о л ж н а быть рассчитана к а бина: на одного или двух — остает ся пока открытым? Д ел о в том, что пространство, где м ож н о разместить сиденье, ограничено расстоянием м еж д у задними колесами, а их рас полож ение, в свою очередь, опреде лено ш ириной междурядий? П о га д к а 22 а в г у с т а—в ы б о р ы в р а й с о в е т ы г. Л и п е ц к а К А Н Д И Д А Т Ы М Е Т А Л Л У Р Г О В 66 кандидатов в депутаты Левобережного рай. совета гор. Липецка выдвинул коллектив НЛМЗ. Н А ПЕРВОМ СНИМКЕ (слева) плавильщик фер росплавного цеха Петр Егорович Пустовалов. Он работает в бригаде коммунистического труда. В День металлурга в нынешнем году Петр Егорович награжден значком «Отличник социали. с.ического соревнования РСФСР». В СЮ ЖИЗНЬ посвятил труду в металлургиче ской промышленности электрослесарь листо прокатного цеха № 1 Андрей Прокофьевич Белоусов. С 1929 года он участвовал в строитель стве заводов, а потом осваивал новое производ ство. За успехи в работе награжден медалью «За трудовую доблесть» и значком «Отличник социали. стического соревнования РСФСР». Семь лет подряд Андрея Прокофьевича избира. ют председателем товарищеского суда в цехе. В АСИЛИЙ ДАНИЛОВИЧ ЖИТКОВЕЦ приехал в Липецк из Магнитогорска помочь коллек тиву листопрокатного цеха № 1 в освое нии новых методов работы и выпуске новой про дукции. Здесь он стал членом КПСС. Возглавляемая им бригада первой в цехе завоевала право назы ваться коллективом коммунистического труда, а Ва силий Данилович был участником первого Всесоюз ного совещания ударников и представителей кол лективов коммунистического труда. У В. Д. Житковца (снимок справа) несколько пра. вительственных наград. . Ф ото Ю. НИКОНОВА. второго человека неизбеж но стесня ет свободу движ ений тракториста, не дает возмож ности сделать хорош ее, удобное сиденье. К р ом е того, если учитывать «пассаж ира», то кабину приходится делать большой и гро моздкой, она м еш ает навеске сель хозм аш ин, да и труднее обеспечить хорош ий обзор. П о это м у сейчас на некоторы х м а ш инах, где по роду работы не пре дусмотрено обязательное присут ствие в кабине второго человека, конструкторы предпочитаю т устанав ливать одноместную кабину. В к а честве примера м ож н о привести мощ ный самосвал «Белаз» или гу сеничный трелевочный трактор но вой модели, разработанны й О н е ж ским тракторны м заводом. Д л я принятия правильного реш е ния, возм ож но, потребуется спроек- , тировать и испы тать несколько ва риантов с участием научно-исследо вательских организаций. В отечественном тракторостроении методы худ ож ественного кон стр уи рования стали внедряться недавно и еще не наш ли достаточного ш и р о ко го применения. Д о л ж н о сти х уд о ж н н - ков-конструкторов на заводах не предусм атриваю тся, да их и трудно найти, т а к к а к выпуск специалистов, подготовленны х для такой работы, исчисляется немногими десяткам и в год на всю страну. А в них н у ж д а ю тся не только тракторны е заводы, но и м ногие другие предприятия. П о к а приходится вести эту ра боту благодаря эн тузиазм у инж ен е- ров-конструкторов, имеющ их обыч ное техническое образование и склон ность к оформительской работе. Д ум ается , что к вопросам техн и ческой эстетики необходимо при влечь больше внимания. П о чем у, на пример, техническим вузам не вве сти для кон стр укто рских специаль ностей такой курс, чтобы оканчива ющ ие их инженеры могли работать над эстетикой не в меньшей степе ни, чем над расчетом шестерен? М но го е м о ж н о сделать и на пред приятиях, имеющ их конструкторские коллективы — выявить у себя ко н структоров, имеющ их ж елание и способности заняться эстетическим улучш ением выпускаемой продукции, создать им элементарные условия для работы . С набдить их м атериа лами и неслож ным оборудованием для рисования и изготовления м аке тов, позаботиться о говерш енствоза- нии эстетических знаний. Больш ую пользу м огут принести и поездки на см ежны е предприятия, где дело это лучш е поставлено. Техническая эстетика д о л ж н а за нять свое место в деле д о сти ж е ния уровня л учш их мировых образ цов? Д а ведь и сам этот уровень не стоит на месте. П о это м у одной из в аж н ей ш их задач промышленности, в том числе и промышленности Л и пецкой области, д ол ж но явиться ш ирокое внедрение методов х уд о ж ^ ; ственного конструирования в ж изнь. К. ВИНОГРАДОВ, заместитель главного конструктора Липецкого тракторного завода. Пять лет прошло с того момента, когда горняки Курской маг нитной аномалии взяли со дна Лебединского рудника первый ковш богатой руды. Теперь здесь ежегодно добывают по 6 миллионов тонн ценного металлургического сырья. Горняки продолжают осваи вать месторождение. Здесь строятся новые рудники с открытой добычей — Стойленский, Южно-Лебединский и вторая очередь Михайловского. С пуском новых мощностей рудники будут давать Родине более 20 миллионов тонн руды. НА СНИМКЕ: строительство Стойленского рудника. Мощ ные «ЭКГ-4» ведут вскрышу 60-метрового мелового пласта. Ф ото О. Сизова. Ф отохроника Т А С С , У НАШ ИХ СОСЕДЕЙ НАД МЕЛОВЫМИ ГОРАМИ Близ П авл овска над правым бе регом ти хо го Д о н а нависли мело вые горы. М еняется .сейчас пей з а ж этих мест. Здесь на средства колхозов П авловского и П о д го р ен - ского районов В оро неж ской обла сти начато строительство телеви зионного ретранслятора. Возведе но производственное здание, ве дется подготовка к сборке и м он т а ж у мачты . П риобретаю тся необ ходим ая апп ар атура, оборудова ние. М естны е ж ител и готовятся слуш ать и смотреть, передачи из М осквы и Воронежа? ЖИЗНЬ ШАХТЫ ПРОДЛИТСЯ Многочисленный отряд рязан ских горняков готовится к своему традиционному празднику — Д ню шахтера. В первых рядах соревнующихся идет коллектив 53-й шах ты . С вер х п лана здесь добыто более шести эшелонов угля . Пр едполагалось, что запасы угля на ша х те должны быть исчерпаны в те кущ ем году . Однак о к олле к тив решил освоить новое угольное поле, продлив тем самым жизнь ша х ты на двадцать лет . Н едале к тот день, к огда здесь будут добы вать по тысяче тонн угля в сут ки. В и тоге ша х та станет самым кр уп ным пр едприятием в тресте «О к- тябрьуголь» . ТВОРЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА ХУДОЖНИКОВ Х у д о ж н и ки Б елгородской обла сти готовятся принять участие в смотре работ народны х умельцев республики, который посвящ ен пя тидесятилетию С оветской власти Н а днях белгородские самодея. тельные х уд о ж н и ки Л . Б л я кн и ц - кий, Ю . Л и тв ин ов , А . Кр исталов, А . Тю рин и другие побывали в творческой ком андировке. В городе Губ ки не они встрети лись с лучш им и гор някам и и строителями, в Ш ебекино ознако мились с новой техникой предпри ятий. П обы вали х уд о ж н и ки и кол хо зах. Сделаны десятки эски зов, портретов, рисунков— все это заго то вки для предстоящ ей боль ш ой работы . В ДОМЕ—МУЗЕЕ И. В. МИЧУРИНА Летом усиливается приток эк скурсантов в Мичуринск. Особенно много посетителей сейчас бывает в Доме-музее великого преобразова теля природы Ивана Владимиро вича Мичурина. Экскурсоводы встречают гостей на крыльце Дома-музея (здесь И. В. Мичурин любил отдыхать по вечерам). Затем проводят их в ра бочий кабинет, зал, спальню. В этих небольших комнатах очень много экспонатов: свыше тысячи томов книг, фотоснимки, различные машины и приборы, изобретенные И. В. Мичуриным. Все это свиде тельствует о кипучей и многосто ронней деятельности Ивана Вла димировича и вызывает огромный интерес у экскурсантов. Кто же посетил Дом-музей в этом году? Учащиеся средних школ, техникумов, профессиональ ных училищ, студенты вузов, учи теля, рабочие и колхозники. Были гости из Вьетнама и Кубы, НОВЫЕ ЧАСЫ «ПАРУС» И «ЛОДОЧКА» С каждым годом растет к оли чество за ка зов на изделия Орлов с к ого часового завода . И час ов щики с тремятся полнее удовлет ворить запросы населения . В ч есть 48 годов щины В ели к ого О к тября рабочие, инженер но-те хнич ес ки е работни ки и с лу жа щи е завода взяли на себя до полнительные обязательства . Они р ешили завершить задание к 28 о к тября и выпустить свер хп лано вой проду кции >на 141 тысячу рублей . Д о к онца года здесь решено освоить производство новы х ча с ов . Э то будут часы мар ки «Па рус» и буди льни к «Л одоч ка». ПЕСЧАНЫЙ КАРЬЕР «ПОЙМА» П од Курс к ом началось строи- тельство карь ера «Пойма» . На э том крупн ом высо к оме хани зиро ванном предприятии будет еж е годно добываться 7 00 тысяч куб о метров промытого и к лассифици рованного пес ка. Ес ли сейчас строительный песо к я вляется оет- родефецитным материалом для Курс ка, то с пус к ом нового карц ера его будет вполне достаточно . ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ДАЕТ ОКЕАН 2 0 2 , 5 М И Л Л И О Н А Ш К О Л Ь Н Ы Х У Ч Е Б Н И К О В Издательство «Просвещение» выпускает к на чалу учебного года новые учебники для началь ной и средней школы. Выпущенные сначала не большими тиражами, они были одобрены широ кой учительской общественностью, а уж е затем получили дополнительные тиражи, , Для малышей-первоклассников йздан красоч ный учебник русского языка. « Расска зы по исто рик! С СС Р # выпущ ены д о з четверты х к л а с с о в . Новый учебни к «Фи зичес кая география» получат пяти к лассни ки, С тарше к лассни ки буду т пользоваться учебни ками «А лгебра и элементарные фун кции» и «Сб орни к ом задач и упражнений по химии». Д ля учени к ов старши х к лассов предназначено та кж е второе дополненное издание « Истории ССС Р» и ( во втором полугодии) новый учебни к «Э к ономи ч е с ки география .СССР.», 34 учебника тиражом 500 тысяч э к земпляров изданы для ш к ол с пре подаванием на иностранны х я зы ках. Общий тираж ш к ольны х уч ебни к ов — 2 02,5 ми ллиона э к земпляров . Издательство также выпускает второе издание «Детской энциклопедии». Вышли из печати 3 то ма тиражом по 500 тысяч каждый. Д о к онца года выйдут и остальные . Э та энци к лопедия бут дет переиздана в 32 зарубежны х с трана х. ХАПН), Н а строительстве опы тной Кисло- губской приливной электростанции (П Э С ) начался новый этап работ: ул о ж ен первый бетон в наплавной блок? ...К о гд а едешь в М у р м а н с к, то ви дишь слева от дороги, на берегу Кольского залива, строительную площадку? П о дняли свои стальные руки два кран а. Н а дне котлована, о тгор ож енн ого от воды земляной перемы чкой, прям оугольная ж ел езо бетонная плита. О т нее тянутся вверх стальные прутья арм атуры . Вывеска поясняет, что соор уж ает приливную станцию «Севгидро- строй». Н о ведь первая в наш ей стране П Э С д о л ж н а быть построена в г у бе Кислой, что килом етрах в ста от М ур м а н с ка ! П о чем у ж е работа идет вот здесь, прямо против города? Главны й инж енер проекта этой не обычной станции, а теперь и глав ный инж енер ее с т р о и т е л ь с т в а Л? Б ернш тейн объясняет, в чем дело. В узкой горловине губы Кислой, где станет П Э С , сейчас подводники А рктического пароходства вынимаю т со дна гр ун т. П о д М ур м ан ско м ж е на« берегу залива соор уж ается из ж елезобетона наплавной блок. О н будет представлять собой к а к бы огромный ящ и к с откры тым верхом, разделенный внутри на м ногочиелгя- ньГе ячейки-отсеки. О снованием бло ка является прям оугольная ж ел езо бетонная плита? Р азм ер ее 18 на 36 метров. Высота блока достигнет 15 метров. В о всю длину его пр о тян ут ся две трубы , в которы х см онтиру ю т капсульны е гидроагрегаты . К о гд а наплавной блок, а по сущ е ству здание э? 1 ектростанции, будет готов, зем ляную перемы чку разбе рут; Б л о к отбуксирую т в гу б у К и с- На строительстве опытной приливной электростанции * лой и, заполнив водой отсеки, по ставят на расчищ енное дно. О н, к а к плотина, перегородит горловину? Во время приливов вода устремится в трубы блока и заставит работать гидротурбины? А гр егаты б уд ут д а вать энергию и при отливе, ибо сно ва через те ж е трубы пойдет вода, но у ж е в обратном направлении? И н тересна особенность эти х м аш ин: они см огут работать д а ж е тогд а, когд а разница уровней воды в от кры том море и бассейне П Э С будет самой незначительной — всего 28 сантиметров. В олна прилива наступает на бе рег океана два раза в сутки. П о те н циальная мощ ность ее огром на •— больше, чем м ощ ность всех совре менны х гидроэлектростанций .мира, вместе взяты х. Н а д проблемами ис пользования энергии океана раб ота ю т инженеры и ученые разны х стран? Н а северо-западе С оветского С о ю за приливы повыш аю т уровень во ды на 8— 9 метров? И м еется в о зм о ж ность сооруж ения П Э С в Л ум б о в - ском заливе на Кольском полуостро ве и устье рек К ул о я и М езени, се веро-восточнее А рхангельска. Р асче ты показы ваю т, что мощ ность Л у м - бовской приливной станции м ож ет составить более 300 тысяч киловатт, а М езенской и К ул о йской (вместе взяты х) — 1,8 миллиона киловатт. Если ж е отсечь плотиной всю вое точную часть М езен ско го залива, то м ож н о будет установить агрегаты общ ей мощностью 14 миллионов ки ловатт? П одклю чение эти х П Э С к Единой энергетической системе Е в ропейской части С С С Р дало бы большой эффект? Н о построить П Э С , т а к отличаю щиеся от обычных электростанций? д а еще в условиях необж иты х райо.- нов К р ай н его Севера — совсем не просто. П о это м у н решено соору ж а ть их с помощью наплавны х бло ков. Э ти блоки предлагается изго тавливать в индустриальны х райо н а х и буксировать на места у ж е в готовом виде? О пы тная Ки сл о губ ская П Э С — первый этап советских энергетиков на пути освоения энергии океана? «Севгидрострой» и «Гидропроект» ведут работы в содруж естве с не сколькими научно-исследовательски ми институтам и. Н а площ адке на ходятся и проектировщ ики. И н ж е н е рам пришлось столкнуться с очень сложным и техническим и задачами? Потребовалось, например, создать тако й бетон, который бы в сильные морозы, при отливе, «выходя» из воды на откры ты й воздух, не р аз руш ался, не терял прочности. Н е просто рассчитать и сам у ко н стр ук цию наплавного блока, защ итить его от коррозии? П у с к электростанции нам ечается к 50-лртию С оветской власти? — Ко нечн о, та кую небольш ую П Э С , к а к К и сл о губ ская, мощностью всего в 800 киловатт, м ож н о было бы построить быстрее, — говорит Л . Б ернш тейн. — Н о на стройке ре ш аю тся все основные технические проблемы, с которыми придется встретиться в дальнейш ем при со о р уж ен ии м ощ ны х приливных стан ций. А это требует и сил, и времени* А . М Е Д В Е Д Е В , корр. ТАСС, Мурманск? Ч ,-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz