Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

5 августа 1965 г., X? 183 (3384) Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 3 Шестой год работает в электро­ сталеплавильном цехе Новолипец­ кого металлургического завода оператор установки непрерывной разливки стали комсомолец Ва­ лентин Стебенев. В цех он пришел после окончания средней школы. Здесь освоил и полюбил необык­ новенную «огненную» профессию. На счету бригады, в которой работает Валентин, сотни тонн сверхплановой стали. Фото Л. Черкашина. К О Н К У Р С ЧТ ЕЦОВ Областной Дом народного твор­ чества с 1 0 п о 2 0 с ентября прово­ дит областной к он курс ч тецов . Цель его — выявление лучши х ч тецов популяризация кружк ов худ ожест­ венного чтения, обновление репер­ туара, повышение его идейного уровня . Кон курс пр оводится в два тура Первый (с 1 0 д о 16 сентября)—отбо­ рочный . В н ем могут принимать участие все желаю щи е . Учас тни ки к он курса д олжны прочесть по 2 про­ изведения (ст ихи, басни, пр оза) к ласси к ов, советс ких пи сателей драматургов . Ч тение кажд ого про­ изведения не должно превышать 3—5 минут . В торой тур проводится с 16 по 2 0 с ентября в Лип ец к е . Д ля победителей областного к он­ курса ус тановлены премии . ВЕЛИКИЙ Семьдесят лет назад, 5 августа 1895 года, в Л ондоне умер Фридри х Эн гельс, вели кий уч еный и борец- революционер, челове к, к оторый для трудя щихся вс ех стран был и оста­ ется испытанным учителем и вож­ дем, воплощением всего, что связа­ но с Марксом и марксизмом. Совершенно чуждый всяких забот о личной славе, органически не вы­ носивший любого славословия в свой адрес, Энгельс в преддверии смерти просил похоронить его скромно, а урну с прахом при пер­ вой возможности погрузить в море. В последний путь его проводили только близкие друзья, ученики и соратники из разных стран. Моло­ дой В. И. Ленин, уже глубоко знав­ ший труды Энгельса и мечтавший о личной встрече с ним, посвятил его памяти замечательный очерк жизни и деятельности, эпиграфом к кото­ рому выбрал полные скорби и вос­ хищения строки великого русского поэта: «Какой светильник разума погас, Какое сердце биться перестало!» Вскоре, осенью того же 189 5 года, волны Атлантичес к ого о к еана близ английс к ого кур ортного город ка Ис­ тборна, где любил отдыхать Эн­ гельс, поглотили его пепел. Вечным памятником ему стали его дела, его громадный и много­ гранный вклад в создание теории научного коммунизма, в революци­ онную борьбу рабочего класса всех стран. УЧИТЕЛЬ РАБОЧЕГО КЛАССА 70 лет со дня смерти Фридриха Энгельса Жизнь Энгельса с юных лет всег­ да до предела была заполнена не­ легким трудом и суровой борьбой. Он родился в 182 0 году в семье прусс к ого те кс тильного фабри кан та . О тец не дал ему к ончить даже гим­ назию и определил его сначала в свою собственную к онтору, а затем, через год, отправил служить в круп­ ную торговую фирму в город Бре­ мен . Н о чем больше молодой Эн­ гельс зна к омился с торговой « кух­ н ей» отца- капи талиста и его к ом­ паньонов, с жизнью наемны х к он­ тор щик ов и рабочи х, тем сильнее нарастал в нем протест против о к­ ружа вшего его мира наживы, лице­ мерия и произвола власть иму щих, нищ еты и забитости массы тружени­ к ов . Идейное мужество Энгельса по­ зволило ему решительно порвать с той средой, в которой он родился и вырос. Осенью 18 42 года Энгельс по на­ стоянию отца отправился в Англию совершенствоваться в к оммерчес к ом деле . Н о и тут не к оммерция была главным его занятием . Эн гельс при­ стально изучал э к ономи ку и с оци­ альные отношения в стране, зна к о­ мился с ее рабочим движением . Здесь, в тогдашней цитадели капи­ тализма и центре рабочего движе­ ния, Энгельс о к ончательно пере х о­ дит на позиции материализма .и к оммунизма . В 24 года он написал кни гу «Положение рабочего к ласса в Англии», в к оторой, по словам Л енина, «первый с ка зал, что проле­ тариат не толь к о страдаю щий к ласс; что именно то позорное э к ономиче­ с к ое положение, в к отором на х одит­ ся пролетариат, неудер­ жимо тол ка ет его вперед и заставляет бороться за свое к онечное осво­ бождение» (Соч ., т . 2, с т р. 8). В а вгусте 18 44 года в Париже состоялось лич­ ное зна к омство Энгель­ са с Карлом Мар кс ом . При встреча х и беседах с Марксом выяснилось, по словам Энгельса, их «полное согласие во всех теоретических об- , ластях» (Соч., т. 21, стр. 22 0). С э того вре­ мени началась и х тес­ нейшая дружба, длив­ шаяся почти соро к лет и имевшая неоценимое значение, для выработ ки теории научного к омму­ низма . П остоянное об щ ение с Мар кс ом, гений к оторо­ го он безмерно ценил, Энгельс считал своим вели ким сча стьем . Ч то­ бы иметь возможность материально помогать сильно нуждавшейся се­ мье Мар кса, Эн гельс самоотверженно рабо­ тал в торговой к онторе в Ма нчестере.' Именно эта бесценная помощь друга позволила Марксу вчерне завершить «Капитал». В свою очередь Маркс очень дорожил друж ­ бой Энгельса, Взаимоотношения Маркса и Энгельса навсегда оста­ нутся образцом коммунистической партийной дружбы. Уже в первых совместных трудах — «Святом семействе» и «Немецкой идеологии» — Маркс и Энгельс в основных чертах сформулировали свое новое мировоззрение — диалек­ тический и исторический материа­ лизм. В результате активных действий Энгельса и Маркса в 18 47 году воз­ ни к первый в истории «Союз к омму­ нистов», к оторый начертал на своем знамени лозунг международного братства трудя щихся: «Пр олетарии все х с тран, соединяйтесь! ». В январе 18 48 года теорети ками пр олетариата был подготовлен знаменитый «Мани­ фест Коммунистичес к ой партии» . Эн гельс написал его первый вариант — «Принципы к оммунизма» . В э ти х ис торичес ких д о кум ента х сжа то, но очень яр к о и глубо к о изложены бес­ смертные идеи научного к оммуниз­ ма, основы стратегии и та к ти ки р е­ волюционного пролетариата . В 1848 году разразилась буржуаз­ В областном и а т м о с При об к оме КПСС создан штаб по о хран е водоемов и атмосферного возду ха. В его состав вошли пред­ ставители партийны х, с оветс ких, пр офсоюзны х и к омсомольс ких орга­ низаций, санэпидстанции, про кура ту­ ры и ряда други х учр еждений . На днях п од председательством се кр етаря об к ома партии А . А, Афа­ нас ова состоялось первое заседание штаба . На нем были рассмотрены во­ просы, связанные с о хран ой приро­ ды и здоровья трудя щихся. В час тности, штаб заслушал ру к о­ водителей паровозного депо Грязи и Воронежс к ого отделения Ю-В .ж.д. о нарушении правил э ксп луатации очистны х с ооружений и кана лизации на станции Грязи . В к онце прошлого года в Грязя х бы ли пу щ ены в дей­ ствие кана лизация и очистные со­ оружения, полностью ис к лючаю щи е попадание сточны х вод в ре ку Ма- ш табе по о хран е водоемов ф е р н о г о в о з д у х а тыру . Однак о из-за неправильной э ксп луатации нефтеуловителей, в феврале те кущ его года в кана лиза­ цию паровозным депо Грязи, к ото­ рым ру к оводит т. Безуглый, было сброшено большое количество мазута и других отходов производства. По аварийному сбросу они стали посту­ пать в р. Матыру, являющуюся источником питьевого водоснабжения ряда улиц города. Рук оводители депо и по сей дейь не приняли мер к ус транению при­ чин, способствую щих загрязнению ре ки с точными водами и попаданию в нее мазута . П о и х вине не исполь­ зованы средства, отпу щ енные на строительство дополнительного неф- теуловителя .’ Ш таб по охране водоемов и атмо­ сферного воздуха предупредил руко­ водителей Грязинского локомотивно­ го депо и службы зданий и сооруже­ нии о недопустимости дальнейших нарушений правил эксплуатации очи­ стных сооружений и принял к све­ дению их заявление о том, что в ближайшее время будут приняты не­ обходимые меры для устранения причин, способствующих загрязнению р. Матыры. Штаб также заслушал отчеты ру­ ководителей предприятий и строек о ходе строительства общегородских очистных сооружений в Липецке и на Данковском химическом заводе. На­ мечены пути ликвидации вскрытых недостатков в этом деле. Управляю­ щим трестами «Липецкстрой», «Промстрой» и «Спецстрой» тт. Шу- минскому, Моссиодику и Кунину предложено как можно быстрее уст­ ранить неполадки на строительстве объектов очистных сооружений и до­ биться безусловного освоения средств, предусмотренных планом 196 5 года . но - демо кра тичес кая революция в Германии, Мар кс и Эн гельс поспе­ шили на родину, где основали «Но­ вую Рейнс кую газету» . В бурны е 18 48— 1849 годы Энгельс работал, не зная устали . Он написа л много блестя щих статей в за щи ту, интере­ сов пролетариата и демо кра тии, ча­ сто выступал на собрания х и ми тин­ га х, в ряда х п овстанцев сражался как пр остой солдат . П осле поражения революции 18 48 года Мар кс и Эн гельс пе реехали в Англию. Они, не щадя сил, взялись за теоретическое обобщение опыта европейских революций, за дальней­ шую разработку своего мировоззре­ ния1, за объединение и сплочение пролетарских революционеров всех стран. В целом ряде работ особое внимание они уделяют вопросам стратегии и тактики, развитию сво­ его учения о государстве, о дикта­ туре пролетариата, о его союзниках в революции. С 18 50 года по 187 0 год Энгельс жил и работал в Манчестере . Здесь он много внимания уделил изучению военны х вопросов, написал большое к оличество работ об армии, о воен­ ной те хник е, стратегии и та к ти к е, впервые разработал основные поло­ жения об армии буду щ его социали­ стичес к ого и к оммунистичес к ого об­ щества, Энгельс стал основополож­ ником марксистского учения о войне и армии. Энгельс также усиленно изучал естественные науки: физику, химию, биологию, астрономию и другие. В своей работе «Диалектика природы» он показал, что общие законы мате­ риалистической диалектики действу­ ют также и в природе. В огромном теоретическом наслед­ стве Энгельса важное место зани­ мают его работы и высказывания о национально-освободительном движе­ нии. Великий интернационалист, Эн­ гельс непримиримо относился к буржуазному национализму и шови­ низму, требовал от всех революцио­ неров безусловной защиты угнетен­ ных и колониальных народов. Большую работу вел Энгельс в I Интернационале, созданном в 186 4 году, Он помогал Мар ксу в борьбе с идейными противни ками Интерна­ ционала — прудонистами, лассаль­ янцами, бакунистами, оппортунисти­ ческими вождями английских тред- юнионов, Вместе с Марксом он ор­ ганизовывал помощь героическим па­ рижским коммунарам, а затем, после поражения Парижской Коммуны, внес свой вклад в тео­ ретическое обобщение опыта первой в истории диктатуры пролетариата. Деятельность Энгельса в I Интернационале — это яркий пример борьбы за единство действий всех отрядов пролетариата во имя достижения об­ щих целей. Он реши­ тельно боролся против всех раскольников и сек­ тантов, пытавшихся по­ дорвать интернацио­ нальный союз и братст­ во рабочих. После смерти Маркса в 1883 году Энгельс про­ делал колоссальную ра­ боту по развитию и рас­ пространению марксиз­ ма в рабочем движении. Его перу принадлежат такие классические тру­ ды, как «Происхождение семьи,частной собствен­ ности и государства», «Людвиг Фейербах», « Ра звитие социализма от утопии к наук е» и другие . Эн гельс непри­ миримо относился к о вся ким п опыт кам и звра­ тить мар кси зм, превра­ тить его в собрание мертвы х д огм, я к обы пригодны х везде и все гда. «Наша теория,— писал он в 1887 го­ ду,— это теория развития, а не дог­ ма, которую надо выучить наизусть и механически повторять» (Соч., т, 36, стр. 504). Эн гельс требовал от революционеров учиться Мар ксовой диалектике, базировать всю свою борьбу на строго научной основе. Последние двенадцать лет своей жизни Энгельс отдал подготовке к печати Марксовых рукописей II и I II томов «Капитала». Оценивая эту огромную работу, Ленин писал: «Действительно, эти два тома «Ка­ питала» — труд двоих: «Маркса и Энгельса» (Соч., т. 2, стр. 11). В ра­ ботах и письмах Энгельса даны глубокие разъяснения содержания «Капитала», просто и доходчиво объясняется характер действия объ­ ективных экономических законов развития и гибели капитализма. Творческое применение т е о р и и Маркса к анализу экономики раз­ личных стран Энгельс считал безу­ словно необходимым для определе­ ния правильной политики партий рабочего класса, Маркс и Энгельс, а затем и Ленин не раз указывали, что игнорирование экономических законов, попытки ускорить экономи­ ческое и общественное развитие, перепрыгивая через объективные ус­ ловия, неизбежно ведут к опасному авантюризму и провалам в политике рабочих партий. Энгельсу много пришлось бороть­ ся также против буржуазных и мел­ кобуржуазных реформистов и оп­ портунистов в рабочем движении, которые в капиталистической наци­ онализации средств производства и в других формах государственного капитализма усмат­ ривали практиче­ ское воплощение1 «социа л и з м а» и твердили о «мирной трансформации» ка­ питализма. Ра зя­ щая кри ти ка Эн гельсом в кни ге «Анти- Дюрин г» этого «фальшивого социализма» и «добровольного ла­ к ейства» перед правя щими буржу­ а зно-поме щичьими к лассами впо­ следствии всесторонне была развита Л ениным в его борьбе против оп­ портунистов II Интернационала. Она не в бровь, а в глаз бьет и совре­ менных апологетов государственного капитализма в империалистических странах. В наше время, в эпоху перехода от капитализма к социализму и коммунизму, особо важное значение имеет также содержащееся в «Анти- Дюринге» богатство мыслей о бу­ дущем коммунистическом обществе. Поэтому при выработке партийных программ построения социализма и коммунизма в своих странах ком­ мунисты различных стран советуют­ ся с этим и другими трудами Эн­ гельса и Маркса, указавшими ос­ новные пути построения коммуни­ стического общества, В течение всей своей сознатель­ ной жизни Энгельс выступал про­ тив реакционной внешней политики буржуазных государств. Он учил что обстановка мира является наи­ более благоприятной для развития и сплочения революционных сил пролетариата. В последние годы своей жизни борьбу против угрозы первой мировой войны, приближе­ ние которой Энгельс ясно видел, он считал одной из главных задач всех европейских социалистов. В 1893 году он выступил с серией статей «Может ли Европа разоружиться?», з которых выдвинул и обосновал пролетарскую программу сокраще ння вооружений и разоружения как средства обеспечения всеобщего ми­ ра. Энгельс в то же время советовал социалистам серьезно готовиться к революционным боям на тот слу­ чай, если войну предотвратить не удастся, Ленин высоко ценил эти советы Энгельса и осуществлял их на практике, Теперь, в новых исто рических условиях, когда соотноше­ ние сил на мировой арене корен­ ным образом изменилось в пользу сил социализма, еще более очевидна мудрость позиции Энгельса. Энгельс изучил русский язык, он знал литературу, экономику и рево­ люционное движение Росси и. В о многи х с вои х письмах к русским революционерам и в опубли к ован­ ны х раб ота х Эн гельс дал глубо кий ана лиз развития капи тализма в цар­ с к ой России, убедительно по ка зал передовую роль быстро расту щ его русс к ого рабочего к ласса . С огром­ ной радостью он приветствовал по­ явление в России первы х с торонни­ к ов мар кси зма—группы «Освобож­ дение труда» . В последние годы своей жизни Энгельс был глубо к о убежден в с к ором наступлении резолюции России . В феврале 1895 года он пи­ сал Г, В . П ле хан ову: « ...Уж если дьявол революции с х ватил к ого-ли­ бо за шиворот, та к это Ни к олая 1Ь (Со ч., и зд . I, т. XXIX, стр. 38 0). О т русс ких революционеров он требо­ вал всесторонней подготов ки к этой революци и. В наши дни знамя мар кси зма ленинизма победно реет над третью человечеств а. Нас тупила эпо ха п е­ рехода всего человечества от капи­ тализма к социализму и коммуниз­ му. В день 70 -летия смерти Энгельса о нем можно с ка зать его собствен­ ными словами, посвя щ енными Мар к­ су: « И имя его и дело переживут века!». Ю. ХАРИТОНОВ. „ И н т е р п р е с с - ф о т о 6 6 “ Крупнейший форум междуна­ родного фотоискусства состоится в Москве в будущем году. С 1 5 о к тября по 15 ноября 1966 г, в Центральном выставочном зале будет представлено для обозрения 1 000 раб от фото худ ожни к ов,, фо­ тожурналистов и фотолюбителей из 8 0 с тран мира на 4-й выстав к е «Интерпресс-фото 66». Я о с Н 1 р а н и ц а м р а й о н ных г а з е т О Т Е X, кто в поле Ч Е С Т Ь И Х В А Л А Г Е Р О Я М Ж А Т В Ы По огромному ржаному полю движется агрегат. Ведет его ударник коммунистического труда Григорий Стуров. Спорится дело у механиза* тора Малининского отделения сов­ хоза «Елец-Лозовский». На жатке Ж РС-4,9 вчера он с к осил 3 0 ге к та* ров, а сегодня, по х оже, будет боль­ ше . Д ействительно, к огда подвели итоги, дневная выработ ка пр евыси­ ла 39 ге к таров . П ередови ку сорев­ нования честь и х вала!— та к заве­ дено в этом х озяйстве с начала страдной поры, Вечером на Цент­ ральной усадьбе сов х оза был поднят, красный ф лаг. На флагштоке над­ пись: «Флаг поднят в честь трудов вых успехов механ'изатора Григория Лазаревича Стурова», В тот же день агитаторы выпустили «боевой листок», посвященный Стурову. Сообщая об этом, хлевенская га­ зета «Строитель коммунизма» до­ бавляет: партком, администрация и рабочий комитет совхоза, заботясь о моральном и материальном поощре­ нии, разжигают огонь социалистиче­ ского соревнования среди всех уча­ стников жатвы. В Ы С Т У П А Е Т А Г И Т Б Р И Г А Д А О приезде автомашины здесь уже все знали и ждали ее. И вот она с кумачовыми полотнищами на бор­ тах, с задорной песней прибыла на крытый ток. Желанных гостей при­ ветствует секретарь партийной ор­ ганизации колхоза « Р одина» Иван Андреевич Фролов. Пока шла беседа о делах колхо­ за, продолжает свой рассказ доб- ровская газета «Знамя Октября» о пребывании агиткультбригады район­ ного Дома культуры в этом хозяйст­ ве, агитатор Аркадий Вениаминович Протопопов выпустил «молнию», по­ святив ее трудовым успехам здеш­ них механизаторов. Затем лектор райкома КПСС Виктор Федорович Тимофеев рассказал о междуна­ родном положении. С большим интересом колхозники прослуша­ ли также и концерт агитбригады. Особенно им понравилось, когда чтец читал стихи о трудовой добле­ сти лучшего комбайнера колхоза Ивана Николаевича Фролова, пере­ довой доярки Марии Афанасьевны Кириной, свекловичниц Марии Сер­ геевны Дыкиной и Марии Никола­ евны Яриковой, свинарки Анны Ва­ сильевны Калошиной. Ф О Р М Ы А Г И Т А Ц И И РАЗНЫЕ — ЦЕЛЬ ОДНА Чаплыгинская районная газета «Знамя Ленина» поместила статью агитатора В. Панина. Он рассказы­ вает о работе, которую ведет среди участников жатвы агитколлектйв Демкипского отделения совхоза «Ко- лыбельский». Деятельность агиткол­ лектива направлена к тому, чтобы высокопроизводительно использо­ вать технику. Агитколлектив в своей работе ис­ пользует групповые и индивидуаль­ ные беседы, «боевые листки», эста­ феты соревнования механизаторов на уборке. Труженики отделения стремятся в течение 1 0 раб очи х дн ей убрать хле­ ба. «Мы,— заключает В. Панин,— видим свои задачи в том, чтобы растить передовиков уборки, внед­ рять прогрессивные методы, своим партийным словом звать людей вперед». Организуя на страницах газеты, обмен опытом работы агитаторов, чаплыгинские журналисты делают нужное дело. марксизма-ленинизма, учебный про­ цесс в которых еше далек от совре­ менных требований, Многие комму­ нисты высказывают неудовлетворен­ ность существовавшими ранее учеб­ ными планами и программами уни­ верситетов и справедливо предлага­ ют строить работу факультетов уни­ верситетов на базе программ по истории КПСС, философии, полити­ ческой экономии и научному комму­ низму, разработанных для заочной Высшей партийной школы при Ц К КПСС; В этом случае выпускники университетов марксизма-лениниз­ ма действительно смогут получить высшее политическое образование. Следует также подумать над тем, чтобы создавать в университетах марксизма-ленинизма специальные факультеты руководящих кадров, в программу которых наряду с углуб­ ленным курсом марксистско-ленин­ ской теории входило бы изучение актуальных проблем партийной, со­ ветской, профсоюзной и комсомоль­ ской работы^ Большие возможности есть у нас и для улучшения городских и район­ ных партийных школ. Заслуживает одобрения инициатива тех партийных организаций, которые строят работу районных партийных школ на осно­ ве программ заочной Высшей пар­ тийной школы при Ц К КПСС. В тех городах и районах, которые еще не располагают для этого нужными преподавательскими кадрами, следу­ ет теперь уже позаботиться о под­ готовке таких кадров на будущее; Уже сейчас, при подготовке к но­ вому учебному году, партийные ор­ ганизации должны помочь коммуни­ стам, особенно тем из них, кто не получил ранее систематических зна­ ний в области революционной тео­ рии, определить перспективы своей учебы. При этом следует добиваться, чтобы избранный предмет и формы занятий непременно являлись даль­ нейшим шагом вперед в работе над повышением теоретических знаний, а не повторением уже пройденного, как это нередко бывало в прошлом. Особенно внимательно надо от­ нестись к той части коммунистов, которая имеет слабую общеобразо­ вательную подготовку. Им следует оказать всемерную помощь и под­ держку в повышении уровня общего образования; Партийные организа­ ции должны также проявлять по­ стоянную заботу об улучшении пре­ подавания общественных наук-в выс­ шей и средней специальной школе, всемерно способствовать глубокому и творческому овладению студентами марксистско-ленинской теорией. Постоянное развитие интереса к марксистско-ленинской теории у каждого коммуниста, выработка на­ выков самостоятельной работы над произведениями классиков марксиз­ ма-ленинизма, решениями и докумен­ тами партии и другой политической литературой — главное в работе по организации и проведению партий­ ной учебы. Сейчас, в период подго­ товки к новому учебному году, пар­ тийные организации призваны раз­ вернуть активную работу по разъяс­ нению в печати, по радио и телеви­ дению, в устной пропаганде, какие политические знания можно полу­ чить в начальной политшколе, школе основ марксизма-ленинизма, вечер­ нем университете, а также пробле­ мных, методологических семинарах, других видах индивидуальной учебы, что эти знания дают для обшгго развития человека, повышения его политической подготовки, культурно­ го уровня. К популяризации марк­ систско-ленинской науки, ее основ­ ных проблем, форм и методов поли­ тической учебы следует активно привлекать научных работников, преподавателей кафедр обществен­ ных наук, старых коммунистов, опыт­ ных пропагандистов. Перед комплектованием системы партийной учебы важно хорошо ознакомить коммунистов и беспар­ тийный актив с учебными планами, программами школ и университетов, с тематикой для проблемных и дру­ гих теоретических семинаров, для индивидуальной учебы.- Успешной политической учебе ком­ мунистов будут способствовать ор­ ганизация постоянной квалифициро­ ванной помощи, действенный конт­ роль за их идейным ростом. Актив­ ное участие в коллективных собесе­ дованиях, товарищеских дискуссиях, теоретических конференциях, и в особенности личное участие в поли­ тической работе, выступление с лек­ циями, политическими докладами, содержательными беседами по акту­ альным вопросам современности •— вот что наряду с авангардной ролью в труде характеризует отношение коммуниста к политической учебе, показывает, насколько глубоко и ре­ гулярно он учится. Политическая учеба не может сводиться к «чистым» книжным знаниям, к заучиванию от­ дельных теоретических положений. Мерило идейной зрелости коммуни-* ста — это его активные действия, внутренняя потребность, умение вез­ де, в любой обстановке страстно проводить в жизнь линию партии, давать решительный отпор аполитич­ ным взглядам и настроениям, отста­ ивать чистоту нашей революционной 'теории, высокие идеалы советского народа. Новые, значительно повышенные требования к теоретической подго­ товке коммунистов вызывают необ­ ходимость более систематической, разносторонней и квалифицированной помощи со стороны печати, наших издательств. Учитывая это, централь­ ные газеты, журналы «Коммунист», «Политическое самообразование», «Партийная жизнь», «Вопросы исто­ рии КПСС», «Вопросы философии», «Вопросы экономики», «Международ­ ная жизнь», «Мировая экономика и международные отношения» и неко­ торые другие в течение учебного го­ да опубликуют серии статей по про­ блемам теории и истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политической экономики, научного коммунизма, международного комму­ нистического и рабочего движения и другим вопросам. Центральные из­ дательства организуют более широ­ кий выпуск работ Маркса, Энгельса, Ленина, видных деятелей Коммуни­ стической партии и Советского госу­ дарства,- учебников и учебных посо­ бий, сборников теоретических ста­ тей, текстов лекций, методических советов для самостоятельно работа­ ющих над политической литерату­ рой; Для публикации теоретических статей в помощь занимающимся в системе партийной учебы следует полнее использовать возможности местных партийных журналов и га­ зет.- В новом учебном году перед пре­ подавателями, лекторами, пропаган­ дистами всех звеньев партийной уче­ бы стоят более сложные задачи,- От­ личное владение теоретическим мате­ риалом, умение не только донести его содержание до каждого слуша­ теля, но и вызвать у него глубокий интерес к предмету, научить само­ стоятельной работе над политиче­ ской литературой — в этом сегодня главное требование к пропагандисту. К руководству занятиями в теоре­ тических семинарах, университетах, школах основ марксизма-ленинизма, политшколах нужно привлечь людей, наиболее подготовленных как в тео­ ретическом, так и в методическом отношении, заслуживших на про­ пагандистской работе уважение и авторитет. Каждый руководитель теоретиче­ ской учебы нуждается в постоянной заботе и помощи со стороны партий­ ных комитетов. Интересы дела тре­ буют решительно покончить с факта­ ми перегрузки пропагандистов и лек­ торов другими общественными пору­ чениями, беречь их время, ценить и поощрять их важную работу. В но­ вых условиях нельзя ограничиваться лишь эпизодическим инструктирова­ нием по очередной теме занятия. Следует проводить оправдавшие се­ бя 1 0— 15 -дн евные курсы пр опаган­ дистов, преподавателей системы пар­ тийной учебы при гор к ома х, об к о­ ма х, крайк ома х и Ц К к омпартий со­ юзны х р еспубли к с отрывом от про­ изводства . Сис тематичес кая инф ормация про­ пагандистов и ле к торов по важней­ шим вопросам внутренней и внешней полити ки пар тии, о деятельности местны х пар тийны х организаций, ре­ гулярные выступления перед ними ру к оводя щих пар тийны х, с оветс ких и х озяйственны х раб отни к ов долж­ ны стать постоянным делом все х пар тийны х к омитетов . С оздание более стройной и после­ довательной системы партийной уче­ бы, как ник огда ранее, требует перс­ пе к тивного, на ряд лет вперед, пла­ нирования подготов ки пр опагандис­ тов . Пар тийным к омитетам следует определить совместно с первичными парторганизациями потребность в кадрах пр опагандистов различны х специальностей и организовать и х п одготов ку. В э ти х ус ловия х возрас­ тает роль домов политичес к ого про­ св ещения. Они на деле должны стать центрами методической работы с пропагандистскими кадрами; Особо­ го внимания заслуживают пропаган­ дистские факультеты вечерних уни­ верситетов марксизма-ленинизма,ко­ торые помогают осуществлять перс­ пективную подготовку пропагандист­ ских кадров для первичных партий­ ных организаций. Наши ученые — историки, философы, экономисты, юристы, преподаватели кафедр об­ щественных наук призваны наряду с творческой разработкой актуальных проблем теории и подготовкой марк­ систски образованных специалистов в стенах вузов и научных институ­ тов лично участвовать в пропаган­ дистской работе партии среди масс. Нет ответственнее партийного пору­ чения для коммуниста-ученого в об­ ласти общественных наук, чем отда­ вать свои знания соратникам по пар­ тии, широким массам трудящихся. Каждому лектору, преподавателю предъявляются высокие требования. Глубокая научная ■обоснованность, убедительная аргументация, яркость, живость и доходчивость изложения — все это должно быть присуще каждому выступлению. Лекция по марксизму-ленинизму — это твор­ ческий труд, это важное, серьезное дело. Оно требует уважения, заботы и внимания в каждой партийной ор­ ганизации. * ... * Усиление внимания к партийной учебе коммунистов не только не сни­ жает, а, наоборот, предполагает по­ вышение требовательности к партий­ ным комитетам за организацию мас­ совой политической пропаганды сре­ ди самых широких слоев трудящих­ ся. Как и прежде, главное в этой ра­ боте состоит в том, чтобы дойти до каждого человека, формировать у него марксистско-ленинское мировоз­ зрение, обеспечить постоянное поли­ тическое просвещение широких масс в соответствии с требованиями Про­ граммы партии. Все мы заинтересованы в том, что­ бы сохранять и развивать в массо­ вой политической пропаганде все лучшее, что выработано передовой пропагандистской практикой, нашло признание, вызывает интерес у тру­ дящихся. В политическом воспита­ нии, просвещении советских людей еще большее место должны занимать популярные лектории, чтения по тео­ ретическим и политическим пробле­ мам, вечера вопросов и ответов, на­ родные университеты. К этой работе следует привлекать наиболее подго­ товленных товарищей. Особенно важ­ но добиваться, чтобы трудящиеся всегда получали исчерпывающие от­ веты на все интересующие их вопро­ сы. Активному политическому просве­ щению и воспитанию масс будет со­ действовать и систематическая широ­ кая публикация на страницах рес­ публиканских и областных газет ква­ лифицированных материалов, в ко­ торых бы глубоко раскрывались те­ оретические положения марксизма- ленинизма, разъяснялись мероприя­ тия Коммунистической партии и Со­ ветского правительства, важнейшие события внутренней и международ­ ной жизни, разоблачалась буржуаз­ ная идеология. В этом деле надо полностью использовать огромные возможности центрального и местно­ го радиовещания и телевидения. В политическом просвещении тру­ дящихся важное место принадлежит кино. Коллективные просмотры и об­ суждения историко-революционных фильмов, создание массовых кино­ лекториев по месту жительства, в клубах и красных уголках домоуп­ равлений, на предприятиях, в колхо­ зах и совхозах — все это поможет усилить идейное воздействие на лю­ дей, будет влиять на формирование их научного мировоззрения. Партийным комитетам следует учитывать, что размах массовой по­ литической пропаганды требует со­ вершенствования организации и ру­ ководства ею, активного привлечения к этой работе советских, профсоюз­ ных, комсомольских и хозяйственных органов. Получившие за прошлые годы большое распространение различные школы и курсы, где изучение про­ фессионально-технических дисциплин сочеталось с массово-политической работой, показали себя полезными, Однако такие школы не могут ре­ шить задачи глубокого марксистско- ленинского образования. Повышение профессионально-технических зна: ний, знаний конкретной экономики социалистического предприятия — важное и нужное дело. Здесь широ­ кое поле деятельности для хозяйст­ венных органов, профсоюзных ор­ ганизаций, технико-экономических служб; В организации массовой политиче­ ской пропаганды мы можем значи­ тельно повысить роль всех местных организаций Всесоюзного общества «Знание», культурногпросветитель- ных учреждений, продумать и осуще­ ствить меры, которые бы усилили их деятельность в этом направлении, обеспечить постоянное руководство и контроль за их работой со стороны партийных комитетов. Пристального внимания и заботы требует политическая учеба комсо­ мольцев и молодежи. Юношам и девушкам следует в первую очередь рекомендовать учиться в заочных и вечерних общеобразовательных шко­ лах, средних и высших учебных за­ ведениях. Наряду с этим комитеты комсомола будут организовывать различные формы политической уче­ бы, работающие по учебным планам, рекомендованным Ц К ВЛКСМ.- Вместе с тем полезно поощрять стремление комсомольского актива учиться вместе с коммунистами в системе партийной учебы. Партий­ ные комитеты и первичные партор­ ганизации должны оказать комсомо­ лу помощь в подборе квалифициро­ ванных пропагандистов для системы комсомольской учебы, заботиться об их подготовке и переподготовке, по­ стоянно держать в поле зрения идей­ ный уровень и содержание полити­ ческих занятий с молодежью. Новый учебный год должен стать дальнейшим шагом в поднятии уров­ ня партийной учебы, повышении авангардной роли каждого коммуни­ ста, его политической активности; Важнейшее условие этого — посто­ янное и конкретное руководство де­ лом марксистско-ленинского образо­ вания и воспитания трудящихся со стороны партийных комитетов и всех первичных парторганизаций. Совер­ шенствование пропаганды марксиз­ ма-ленинизма должно постоянно быть в центре внимания всех пар­ тийных комитетов. Опираясь на на­ копленный опыт, на замечательные кадры наших пропагандистов, надо искать все новые, более действенные средства и формы коммунистическо­ го воспитания масс. В. СТЕПАНОВ, заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС. («Правда» за 4 а вгуста);

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz