Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е ' З Н А М Я 5 августа 1965 г., М 183 (3384) За высокую к у л ь т у р у производства У С ПОД К О Н Т Р О Л Е М Л О В И Я Т Р У Д А Зак ончился первый месяц об щ ест­ венного смотра ку льтуры производ­ ства, к оторый проводится на про­ мышленны х пр едприятия х обл асти. Что он принес нового в цехи и на участки? Изменились ли за это вре­ мя условия труда рабочих? Что сей­ час делается на наших заводах для того, чтобы создать производствен­ никам удобства на рабочих местах, сделать чистыми, опрятными цехи, превратить в цветущие сады завод­ ские территории? Эти и другие вопросы культуры производства стояли перед участни­ ками рейда, проводившегося редак­ цией «Ленинского знамени» на ряде промышленных предприятий Липец­ ка. Л о м а я с т а р ы е п р е д с т а в л е н и я Что греха таить, очень долго из наших заводах бытовало представ­ ление о так называемых «чистых» и «грязных» производствах. К чистым относили, главным образом, маши­ ностроительные, к «грязным» — ме­ таллургические и химические. Сокольские металлурги твердо ре­ шили сдать в архив эти устаревшие представления.- — Мы можем и должны, — зая­ вили они, — сделать свой завод вторым домом, куда каждый рабо­ чий приходил бы с хорошим наст­ роением. В чистых, красивых цехах будем мы работать. В них все будет радовать глаз — и опрятная одежда людей, и цвет оборудования, стен* в производственных помещениях, и цветы — их надо «прописать» по­ всюду..? Мы побывали в труболитейном цехе № 2. Высокой механизации про­ изводства сопутствует здесь образ­ цовая чистота и порядок. Чувствует­ ся, что труболитейщики заботятся не только о выполнении плана, о ка­ честве продукции, но и о красоте своего труда. Нам рассказали, что каждый день по участкам и отделениям цеха про­ ходит комиссия, состоящая из пред­ ставителей партийного и комсомоль­ ского бюро, цехкома профсоюза, ма­ стера. От взыскательного взгляда членов комиссии ничего не ускольз­ нет. И если где-нибудь замечается непорядок, его немедленно устраня­ ют. Все замечания о нарушениях за­ носятся в специальный дневник. Здесь же отмечается, какие участки занимают первые места по чистоте и культуре производства. Сокольцы стремятся создать нз своем заводе здоровые и безопасные условия труда. В ремонтно-механи­ ческом цехе, например, за время смотра наведен порядок на рабочих местах, начата покраска станков. В кузнечном отделении этого цеха уже на протяжении многих лет работают четыре молота, заготовки для кото­ рых нагреваются в кузнечных гор­ нах. Это очень неудобно. Коэффици­ ент использования машинного вре­ мени на участке из-за этого низок. Кроме того, горны создают большую загазованность, пыль и копоть. Сейчас в кузнечном отделении за­ кончен монтаж газопровода, смонти­ рована нагревательная печь с арма­ турой для сжигания природного га­ за. Пуск этой печи улучшит условия труда, повысит культуру производ­ ства, позволит снизить себестои­ мость продукции. В модельно-инструментальном це­ хе станки покрашены в ласкающие глаз цвета — салатный, кирпичный, голубой. А вот за чистотой здесь следят недостаточно. Явно не на ме­ сте стоят в цехе два металлических ящика, переполненные стружкой и отходами металла. Мимо них десят­ ки раз в день проходит и. о. началь­ ника цеха т. Коротков. Проходит — и не замечает ящиков. Неприглядная картина открылась перед нами и в фасоннолитейном це­ хе. Признаться, здесь почти не ощу­ щаешь, что идет смотр культуры производства. Значительная часть производственной площади завалена готовыми деталями, которые свое­ временно не забирают цехи-заказчи­ ки: доменный, труболитейный № 1 и другие. Отдельные рабочие фасоннолитей­ ного цеха недостаточно борются за чистоту и порядок. И вот комсо­ мольцы решили проучить нерях. Они изготовили передвижной стенд с изо­ бражением свиньи и сделали на нем надпись: «Где грязь и хлам, всегда я там». Появление этого своеобраз­ ного «вымпела» на захламленном рабочем месте бригады или* отдель­ ного производственника действует сильнее любых нравоучений. ' Это истина: чисто там, где не со­ рят. Но бывает и так: люди «выно­ ся сор из избы», бросают его под ок­ на соседям. Так, коллектив ремонтно­ механического цеха повседневно бо­ рется за чистоту, а недалеко от цеха, рядом со сквером, и сейчас возвы­ шаются горы мусора, дров, ржавого железа. Эту свалку устроили здесь строители первого участка СУ-3 треста «Промстрой». На многочис­ ленные просьбы работников цеха убрать мусор начальник участка т. Бабенко отделывается одними обещаниями? Т р а к т о р о з а в о д с к и е к о н т р а с т ы Когда заводишь речь о смотре культуры производства, на Липец­ ком тракторном заводе вас в первую очередь ведут в инструмен­ тальный цех. О коллективе инстру­ ментальщиков, выступивших в по­ ход за образцовую чистоту, писали уже немало. Расска зывала о нем и наша газета . И надо сказать, что в этом цехе действительно есть чему поучиться. Раб очие чувствуют здесь себя, как дома . На учас т ках ую тно, чисто. Кругом цветы. Но больше всего наше внимание в цехе привлекли люди, их работа. Движения инструментальщиков, как правило, неторопливы, точны. Инст­ румент у них всегда под рукой. Чув­ ствуется. что рабочие получают от своего труда наслаждение. И это главное. Этого нельзя добиться в захламленном, грязном, плохо осве­ щенном цехе. Начальник цеха Г. М. Теплицкчй вспоминает те дни, когда инструмен­ тальщики впервые задумались о про­ мышленной эстетике. — Начинали с людей. Собрали ра­ бочих, посоветовались с ними. Идею одобрили все. Создали специальный совет по промышленной эстетике, на­ метили план «реконструкции» цеха. А потом этот план претворяли в жизнь. Ра зумеется, все своими сила­ ми . Люди с уд овольствием при х оди­ ли на вос кр есни ки—убира ли мусор, чистили, краси ли . Борьба за х орошие условия труда с ка залась на производственны х п о ка­ зателя х цеха. Так, по сравнению с четвертым кварталом минувшего го­ да потери от брака во втором квар­ тале этого года сократились почти вдвое. Значительно снижена себесто­ имость изделий, повысилась произ­ водительность труда. Инструментальщики на Липецком тракторном заводе не одиноки. От них не намного отстают коллективы экспериментального цеха и цеха сборки трансмиссий. А вот когда заходишь в кузнечный цех, то создается впечатление, что попал на другой завод. Голые запы­ ленные стены. Ни одного плаката, графика, диаграммы. На полу—бол­ ванки, мусор. Грязно повсюду — и на участке штампов, и в новых про­ летах прессового и термического от­ делений. Могут возразить: кузнечный, чугу­ нолитейный и сталелитейный — осо­ бое производство. С него, мол, не тот спрос, что с механических цехов. Но это обычные отговорки. В любом цехе порядок можно навести. Нужно только по-хозяйски заниматься этим делом? Взять, к примеру, цех сборки. К а ­ жется, здесь-то уж порядок должен быть идеальный. Застопорит сборка —и машина своевременно не сойдет с конвейера. Но и в сборочном — та же картина. На участках —• за­ хламленность, у дозаторов из-за не­ брежной работы заправщиц всегда разлито масло. Но печальную пальму первенства можно, пожалуй, отдать коллективу прессового цеха. Там настолько низ­ ка культура производства, что про­ сто диву даешься, как люди работа­ ют в таких условиях. — В июне мы план не выполнили, в июле дела еще хуже, — жалуется секретарь партийного бюро цеха В. А. Григорьев. — Приходится ду­ мать в первую очередь о том, как обеспечить сборку деталями? Что культура... Культура — дело будущего. А комиссию смотровую должен создавать цехком... Не правда ли, удивительные рас­ суждения? Неужели В. А. Григорьев не понимает, что и программа цехом не выполняется во многом потому, что люди работают в трудных усло­ виях. Да, ''немало контрастов культуры производства увидели мы на Липец­ ком тракторном заводе. С м о т р н е п у с т и л и н а з а в о д — Переждите часик, — посовето­ вали нам на Липецком ремонтно-ме­ ханическом заводе. — Сейчас обе­ денный перерыв. Чуть опоздаешь — останешься голодным. Все съедят... Инженерно-технические работники, как на пожар, спешили в городскую столовую. — Почитайте пока стенгазету, — предложил секретарь партбюро В. И. Милюков. — Там хорошо сказано о культуре производства. А вот прото­ кол открытого партийного собрания... Итак, рейд начался с читки. Наконец, перерыв заканчивается. Преодолевая препятствия, которые вырастают перед нами в виде гор запасных частей и стружек, мы идем по территории предприятия. На механическом учаетке мы по­ дошли к станку токаря В. М, Игна­ това: — О какой культуре производства можно говорить, когда у нас даже элементарного ре­ жущего инстру­ мента не хватает. Стеллажей для хранения деталей нет. С материа­ лом плохо. Порой часами приходит­ ся искать нужную заготовку. Жалобы рабочего понять можно. Они справедливы? Но возникает и другой вопрос. Кто, как не сам. т. Игнатов, должен навести порядок у своего станка? А ведь этого порядка, уважаемый Вик­ тор Михайлович, мы не увидели. В вашей тумбочке мы обнаружили раз­ бросанную ветошь, грязный инстру­ мент. Резцы на пол ках лежат нава­ ло м. И это не зависит от руководи­ телей завода. Это, зависит от каж ­ дого рабочего, и в том числе от вас. В разборочно-комплектовочном от­ делении первого участка нам расска­ зали, что вот уже несколько дней здесь не действует тельфер. Из-за этого рабочим приходится выполнять утомительную физическую работу. На участке очень тесно. Много ме­ ста занимают моечные ванны, кото­ рые здесь совершенно не нужны. — Трудно работать на нашем уча­ стке,—говорит слесарь В. И. Уман- цев. — Днем в помещении стоит та­ кая жара, что нам нередко прихо­ дится выходить отдыхать на улицу. Иначе не выдержишь? Стоит ли удивляться, что на заво­ де большая текучесть кадров, что ремонтники, как правило, поработа­ ют месяц—другой и уходят. Покидая территорию предприятия, мы зашли в душевую. Попали туда с трудом: у входа — гора запасных частей. В душевой — не совсем обычная картина. Слесарь П? И, Фурсов стирает спецодежду? — Почему здесь стираете?—спро­ сил секретарь партбюро. — Для это­ го существует прачечная. — Жди, когда одежду оттуда вернут, — оправдывается рабочий. Нет, смотр культуры производства на ремонтно-механическом заводе еще не начинался. Он прошел мимо заводской проходной. * + * Понятие «культура производства» охватывает обширный круг проблем, жизненно важных для каждого про­ мышленного предприятия. Это про­ грессивная технология, комплексная механизация и автоматизация, осна­ щение рабочих мест, рациональная система управления и организации производства, служба быта и многое другое. Но начинать надо с чистоты и порядка на участках, в цехах, на заводской территории. Для этого и проводится смотр культуры произ­ водства. Рейдовая бригада « Л енинс к ого знамени»: Н . АСОС КОВ, сле­ сарь-сбор щик Лип ец к ого тра к­ торного завода, В . КУЧ ИН , ра­ ботник завода «Свободный со­ кол», М. ПУГОВИШНИКОВ , ветеран труда, А. ГАМОВ, сту­ дент факультета журналистики Ленинградского университета, Ю. ЛУПАЦ , корреспондент «Ле­ нинского знамени». Е ПЕ РЛОВОГО С Ш 1ТА- О Б Я З А Т Е И Ь Н О Е Картофель в народе называют «вторым х ле­ бом» . Э то очень ценная продовольственная и те хнич ес кая ку льтура . В нын ешнем году липчане должны продать государству 115 тысяч тонн кар тофеля: Вопросам кар тофелеводства в к ол х оза х и с ов­ х оза х области необ х одимо уделять неослабное внимание . Д ля его дальнейшего развития ис к лю­ чительное значение имеет опыт лучши х м е хани­ зированны х звеньев, работаю щих п о методу из­ вестного в стране земледельца-новатора В . Куз­ нецова . На страница х «Л енинс к ого знамени» не раз уже выступали передовые кар тофелеводы об­ ласти — к ол х озни ки и раб очие сов х озов, специа­ листы сельс к ого х озяйства . В пуб ли ку емой сегод­ ня статье расс ка зывается о том, что делается в Данк овс к ом районе для расширения посевов кар тофеля и повышения его урожайности . п ОЧ ТИ Д Е ­ ВЯТЬ ты­ сяч гекта­ ров занимает в данковских сов­ хозах и колхозах картофель? В про­ шлом году, получив в среднем 88 центнеров клубней с гектара, район продал государству 33,7 тысячи тонн. Одни лишь совхозы сдали в прошлом году 27,8 тысячи тонн картофеля, получив от этой культуры 580 тысяч рублей чистой прибыл и. В ны нешнем году район по плану должен продать 2 7.470 тонн кар то­ феля . Н о это не «последнее слово» дан к орс ких кар тофелеводов: по Перспе к тивному плану заготово к к 1970 году сдача ка ртофеля возрас­ тет почти вдво е. Р ост предусматри­ вается прежде всего за счет повы­ шения урожайности . В от почему для дан к овцев особое значение имеет широ к ое распространение опыта лучши х м е хани зированны х звеньев, работаю щих по методу подмос к ов­ ного ме хани затора В? Кузнецова . Д вадцать ме хани зированны х зве­ ньев в прошлом году обрабатывали свыше 16 00 ге к таров ка ртофел я. Х о­ роши х р езультатов добились многие ме хани заторы . В сов хозе «Полиби- но», например, звено Виктора Ива­ новича Утенкова добилось самой низкой в районе себестоимости кар­ тофеля — центнер звену обошелся в 1 рубль 9 5 к опее к. Ур ожайность со­ ставила 1 49 центнеров с ге к тара . В том же сов хозе звено Алексея Ива­ новича Орлова получило по 161 центнеру, а на производство центне­ ра клубней затратило 2 рубля 2 0 к опее к. В целом же по сов х озу «По- либино» с ге к тара собрано по 112 центнеров, себестоимость центнера 2 рубля 36 к опее к — на 79 к опее к ниж е, чем планировалось . С ов х оз получил от производства кар тофеля 28 4,7 тысячи рублей чистой прибы ли. Но самые высокие показатели в звене Ивана Яковлевича Вишнякова из Малинковского отделения совхо­ за «Политово». С каждого из / 5 ге к таров получено по 2 00 центнеров к лубней, себестоимость центнера 2 рубля 5 4 к опей ки. За траты труда на производство центнера проду к цин составили 1,19 челове ко-часа. Опыт звена И. Я. Вишнякова и взяли в районе за образен, на нем стали учить всех картофелеводов. Прошлой осенью, во время уборки урожая, И. Я. Вишняков выступил в «Ленинском знамени» с обстоя­ тельным рассказом об опыте работы. О путях борьбы за высокий уро­ ШКОЛА КА Р ТОФЕЛЕВОДОВ жай он рассказал затем в данков- ской районной газете «Заветы Ильи­ ча». В начал^ нынешней весны в соз- хозе «Политово» был проведен семи­ нар, на который собрались все ру­ ководители механизированных звень­ ев по выращиванию картофеля. Во время весеннего сева в этом же хо­ зяйстве проводился семинар по вне­ сению аммиачной воды под пахоту и междурядную обработку? Вишняков несколько раз выступал на район­ ных совещаниях, когда речь шла о выращивании картофеля? Изучая метод работы Виктора Кузнецова, который выращивает картофель на больших площадях без затрат ручного труда, творчески применяя его в конкретных услови­ ях, И? Я. Вишняков и члены его звена выработали такую агротехни­ ку. Площадь за звеном закрепляет­ ся с конца лета, когда надо вести пахоту зяби и вносить удобрения под основную вспашку. Члены звена следят за качеством или сами ведут вспашку. В звене Вишнякова под урожай прошлого года на гектар было внесено по 1 5 тонн перегноя, а под урожай этого года в период вспаш ки зяби вно­ сились минеральные удобрения — ка лийные и фосфорные . В есной после боронования про­ водится безотвальная перепаш ка. Д елается это для того, чтобы соз­ дать глубо кий и рых лый па х отный слой, хорошие условия для развития растений. В звене Вишнякова эту работу выполняли П. В. Спиридо­ нов и В. Г. Караваев. Они одновре­ менно вносили на участок аммиач­ ную воду. Сам звеньевой и М. Г. Чернышев на колесных тракторах проводили предпосевную культива­ цию, посадку, а затем междурядную обработку плантации. Бороновал посевы до и после появления всхо­ дов Н. С. Шарапов. Таким образом, все пять членов звена принимали участие на воз­ делывании картофеля. Так же организован труд и в дру­ гих данковских картофелеводческих звеньях. По опыту И. Я. Вишнякова те­ перь во всех 37 звеньях, за которы­ ми закреплено около 36 00 ге к таров ка ртофеля, стали обра ща ть серьез­ ное внимание на довс ходовое и по слевсходовое боронование. Этот аг роприем помогает бороться с сор* няками. При появлении всходов в звеньях начинается обработка междурядий? Вначале культиваторы оборудуются стрельчатыми плоскорежущими ла­ пами; глубина обработки — 1 0— 12 сан тиметров . Затем она уменьшает­ ся . При о кучи вании, наоборот, пер­ вый раз обработ ка ведется мельче, второй раз — глубже . П о примеру политовпев в районе стали лучше использовать аммиач­ ную вод у. Так, во втором квартале району планировалось четыреста тонн, а было получено и внесено в. полтора раза больше. Создание механизированных зве­ ньев помогло ликвидировать обез­ личку в использовании земли. К а ж ­ дое поле нахо­ дится в руках за­ ботливых хозяев, которые непосред­ ственно заинте­ ресованы в повьи шении урожайней сти и улучшении экономических по­ казателей? Там, где в прош­ лом году урожайность картофеля была выше плановой, а себестои­ мость значительно снижена, руково* дители звеньев получили, кроме ос* новной, немалую дополнительную оплату (в совхозах «Политово» я «Полибино» по 3 00—350 и б олее рублей) . Ч тобы лучше учитывать труд ме­ хани заторов, участвую щих на возде­ лывании кар тофеля, звенья стали создавать с та ким расч етом, чтобы члены его всю работу выполняли своими сила ми. Каждому звену доводится х озрас­ четное задани е. В этом отношении для оперативной работы удобен раз­ работанный областной сельскохо­ зяйственной опытной станцией. «Тех­ нологический паспорт механизато­ ра». В паспорте дается и годовое производственное задание, и в то же время содержится отчет о вы­ полняемых звеном работах. Там за­ писан состав звена, закрепленные з* ним культуры, площади, задания по урожайности и себестоимости про­ дукции, указана техника, имеющая­ ся в звене. В паспорте изложена технология возделывания той или иной культуры, четко определен по­ рядок основной оплаты труда, пре­ мий и дополнительной оплаты. Технологические паспорта имеют­ ся теперь во всех механизирован­ ных звеньях? п 5 х ол х5 ,зе И1^ ени *^енина Липецкого района идет косовица клевера на ^семена. На уборке успешно трудятся трактористы В. В. Бородин, П. Н. Тамбовский, Н. В. Студеникин и В. Т. Попов. Все они добиваются высокой производительности труда. Фото нашего нештатного корреспондента А. Гирева. Подводя итоги соревнования ме­ ханизированных картофелеводче­ ских звеньев, недавно районная ко­ миссия проверила состояние посе­ вов картофеля? Проверкой были охвачены в первую очередь те хо­ зяйства, где в прошлые годы была низка урожайность этой культуры? В совхозе «Воскресенский», на­ пример, в прошлом урожайность' картофеля была вдвое—втрое ниже, чем в передовых хозяйствах, а себе­ стоимость в полтора раза выше пла­ новой. Нынче же положение там в корне изменилось. Посевы всюду чи­ стые, плантации вовремя обрабаты­ ваются, а главное — достигнута нормальная густота: 40—45 тысяч кус тов на ге к таре . О собенно х ороши посевы кар тофе­ ля на участ ках звеньев, к оторыми ру к оводят В. И. Утенков и А. И. Ор­ лов из совхоза «Полибино», В. Ф? Шевяков из совхоза «Воскресен­ ский», И. Ф. Егунов из совхоза «Ба­ рятинский». Нельзя, однако, сказать, что опыт передовых картофелеводов везде на­ ходит поддержку. Поэтому агрономы, партийные и хозяйственные руководители своей первейшей обязанностью считают бо­ лее глубокое изучение и настойчи­ вое внедрение передового опыта в практику каждого хозяйства, чтобы неуклонно росла урожайность и снижались затраты на производство продукции. В. ТКАЧЕВ, начальник Данковского управления сельского хозяйства. Н. КО РН ИЕНКО , главный агроном управления. ОВЛАДЕВАТЬ ВЕЛИКИМ УЧЕНИЕМ М А Р К С И З М А - Л Е Н И Н И З М А Гигантская созидательная деятель­ ность Коммунистической партии Со­ ветского Союза базируется на проч­ ном фундаменте марксизма-лениниз­ ма. Всестороннее марксистско-ленин­ ское образование коммунистов, по­ стоянное расширение их политиче­ ского кругозора — залог успешного проведения в жизнь линии партии, ее курса на построение коммунисти­ ческого общества? Октябрьский (1 964 г .) и п оследую щи е Пленумы Ц К КПСС, решительно осудив субъ­ е к тивизм и волюнтаризм, игнориро­ вание объе к тивны х за к онов об щ ест­ венного развития, создали все необ­ х одимые условия для развития мар ксис тс к о - ленинс к ой нау ки, ее глубо к ого и творчес к ого изучения нашими кадрами. Ак тивно используя огромную силу воздействия револю­ ционной теории на умы и сердца людей, партия о ка зывает постоянное влияние на формирование научного мировоззрения у кажд ого советс к ого чело века, воспитывает всех трудя­ щихся в духе глубокого понимания задач, стоящих перед партией и на­ родом, прививает качества, необхо­ димые строителям коммунизма. Следуя ленинским традициям, пар­ тия всегда связывала и связывает партийную пропаганду, теоретиче­ скую учебу коммунистов и беспар­ тийных с решением конкретных за­ дач, стоящих перед ней на различ­ ных этапах революционной борьбы, социалистического, коммунистиче­ ского строительства. Это придает партийной пропаганде боевой, на­ ступательный характер. Наша партия накопила богатей­ ший опыт организации политической учебы коммунистов и беспартийных, соединения изучения теории научно­ го коммунизма с практической рабо­ той широких масс. Все это, безус­ ловно, сыграло значительную роль в расширении сферы политического воспитания и образования трудя­ щихся, В то же время практика по- К новому учебному году в системе п а р т и й н о й у ч е б ы ☆ ☆ называет, что в нынешних условиях прежнее содержание и методы орга­ низации политической учебы уже не могут полностью удовлетворять тре­ бованиям жизни? В организации партийной учебы необходимы серьезные улучшения с тем, чтобы она полнее удовлетворя­ ла интересы и требования коммуни­ стов и беспартийных, политический, общеобразовательный и культурный уровень которых беспрестанно рас­ тет? Внимательно проанализировать состояние теоретического образова­ ния, сохранить все лучшее из ранее накопленного опыта пропагандист­ ской работы, выработать и провести в жизнь конкретные меры значитель­ ного повышения действенности марк­ систско-ленинской учебы — важная задача партийных организаций. В прошлые годы во многих пар­ тийных организациях внимание к изучению историко-партийных, фи- ?тософских проблем было снижено, недостаточно изучались теоретиче­ ские вопросы политической эконо­ мии. Стремление коммунистов осу­ ществить преемственность и последо­ вательность в своей работе по изу­ чению марксистско-ленинской тео­ рии, получить определенную сумму прочных политических знаний зача­ стую сталкивалось с трудностями. Главные из них — отсутствие целе­ устремленности в учебных планах, не всегда оправданное изменение тематики занятий уже в ходе учеб­ ного года, отсутствие перспективно­ го планирования учебы в большин­ стве первичных партийных организа­ ций. Ущерб делу наносило и распро­ странение количественного подхода к оценке состояния политического просвещения, при котором формаль­ ные показатели «охвата», числа лю­ дей, «расписанных» по кружкам, за­ частую заслоняли основное — само­ стоятельную работу с книгой, с про­ изведениями классиков марксизма- ленинизма, идейный уровень и дей­ ственность учебы, ее влияние на воспитательную работу в коллекти­ ве. В ряде случаев допускалось ад­ министрирование при вовлечении в круж ки и семинары беспартийных товарищей. Многие занимавшиеся в системе политического просвещения по су­ ществу топтались на месте, не при­ обретали глубоких и систематизиро­ ванных знаний марксизма-лениниз­ ма. Все это не способствовало раз­ витию у них глубокого интереса к изучению теории. При организации партийной учебы надо исходить нз того, что ее глав­ ное назначение, основная задача — активно способствовать формирова­ нию научного мировоззрения совет­ ских людей, и прежде всего членов и кандидатов в члены КПСС, разви­ вать у них внутреннюю потребность в глубоком осмысливании теории и политики КПСС. * * 46 С троительство к оммунизма, к ото­ рое впервые в истории осу щ ествляет советс кий нар од, — сложный, мно­ гогранный процесс . Вс е три основ­ ны х напра вления нашей борьбы — созидание материально - те хнич ес к ой базы к оммунизма; формирование к оммунистичес ких об щ ественны х от­ ношений в процессе строительства нового об щ ества; превра щ ение мар к­ сис тс к о-ленинс к ого мировоззрения в убеждение кажд ого советс к ого че­ лове ка, б орьба с пережит ками пр о­ шлого в сознании людей «— требуют больши х знаний, умения на х одить в любой обстанов к е правильное реше­ ние, предвидеть пути дальнейшего движения вперед. Только научный, реалистичный подход к решению конкретных задач строительства коммунизма, опирающийся на глубо­ кое знание законов общественного развития, может обеспечить успеш­ ное претворение в жизнь Програм­ мы КПСС. Теоретическая закалка коммунистов — одно из главных ус­ ловий последовательного проведения в жизнь ленинских принципов пар­ тийного руководства и норм партий­ ной жизни. Защита чистоты марксизма-лени­ низма, творческий подход к теории, органическая связь теории с практи­ кой, учебы с действием — постоян­ ная задача партийной пропаганды. Овладение идейным наследием марк­ сизма-ленинизма, богатейшим исто­ рическим опытом КПСС, всего ми­ рового коммунистического и рабоче­ го движения нужно не только для того, чтобы объяснить прошлые ис­ торические победы советского наро­ да; оно нужно и для того, чтобы помочь партии, всем коммунистам успешно решать задачи строитель­ ства коммунистического общества, верно оценивать новые процессы и явления, происходящие в современ­ ном мире: в содружестве социали­ стических стран, в международном коммунистическом, рабочем, нацио­ нально-освободительном движении, в ходе борьбы двух систем на ми­ ровой арене. Враждебная пропаганда постоян­ но ищет новые пути и средства для атак на великое учение Маркса— Энгельса—Ленина, вновь и вновь пытается создавать лживые «идеа­ лы», которые ей хотелось бы проти­ вопоставить теории и практике мар­ ксизма-ленинизма. Это обязывает каждого коммуниста постоянно от­ тачивать свое идейное оружие. Ком­ мунисты должны быть всегда на вы­ соте своих интер- напиона л ь н ы х классовых задач, решительно бо­ роться против лю­ бых идейных про­ тивников, посто­ янно разоблачать реакционную сущ­ ность антикоммунизма, агрессивную политику империализма, вести по­ следовательную борьбу против ре­ визионизма и оппортунизма — с од­ ной стороны, против догматизма и сектантства — с другой. Марксизм-ленинизм — великое ин­ тернациональное учение, боевое зна­ мя рабочего класса, трудящихся всех стран? Глубокое знание этого учения — необходимее условие ак­ тивного участия в борьбе нашей партии за чистоту революционной теории, укрепления единства комму­ нистических и рабочих партий на основе принципов марксизма-лени­ низма, правильного понимания су­ щества имеющихся сейчас разногла­ сий в рядах международного ком­ мунистическою движения и путей их преодоления. По-настоящему налаженная/ глу­ боко содержательная марксистско- ленинская учеба призвана вырабо тать у каждого члена и кандидата в члены КПСС, у всех наших кад­ ров высокую коммунистическую убежденность, идейную принципи­ альность, партийную воинственность, стремление всемерно повышать аван­ гардную- роль коммунистов, актив­ ность всего народа в решении кон­ кретных задач коммунистического строительства. Система партийной учебы должна строиться таким образом, чтобы соз­ давались все условия, позволяющие коммунистам, беспартийным активи­ стам в течение ближайших лет глу­ боко, всесторонне овладеть марксист­ ско-ленинской теорией, ее составны­ ми частями — философией, полити­ ческой экономией и основами науч­ ного коммунизма, хорошо знать историю Коммунистической партии Советского Союза, научиться приме­ нять революционную теорию на практике, в действии? В процессе подготовки к новому учебному году в системе партийной учебы повсюду развернулось широ­ кое обсуждение мер по ее совершен­ ствованию. Главные вопросы, кото­ рые ставят коммунисты, — это не­ обходимость создать реальную воз­ можность перспективного планиро­ вания партийной учебы, преодолеть ее подмену профессионально-техни­ ческим обучением, не на словах, а на деле обеспечить дифференцирован­ ный подход к организации учебы людей с разным уровнем теоретиче­ ской подготовки. И с этим нельзя не согласиться. У нас в партии миллионы товари­ щей, которые в результате многолет­ ней политической учебы имеют проч­ ный фундамент знаний основ марк­ сизма-ленинизма, приобрели навыки самостоятельной работы. Для них совершенствование теоретических знаний не просто обязанность, а глу­ бокая внутренняя потребность. По­ пытки «заорганизовывать» их учебу, предписывать строго определенные формы работы могут лишь мешать делу. Раскры ть для эти х людей все возможности самостоятельно выби­ рать как пр облемы для изучения, та к и формы свои х знаний — обя­ занность партийны х организаций . Главное здесь — самообразование, самостоятельная работа с литерату­ рой . Вместе с тем жизнь, пра к ти ка п одтверждают пользу та ких к олле к­ тивны х методов учебы как теорети­ ческие, проблемные, методологиче­ ские семинары, конференции. Однако немало и таких товари­ щей, которые в силу ряда обстоя­ тельств еще не получили прочных ос­ нов теоретических знаний. Многие коммунисты в связи с этим ставят вопрос о необходимости создать та­ кую систему политических занятий, которая была бы рассчитана на ряд лет и решала бы задачу дать после­ довательные прочные знания основ марксистско-ленинской теории, полу­ чить среднее политическое образо­ вание. Такие предложения заслуживают поддержки. Одной из форм, которая поможет решению этой задачи, мо­ жет стать школа основ марксизма- ленинизма, учебный план которой рассчитан на четыре года. В про­ грамму школы входит изучение ос­ нов философии, политической эконо­ мии, научного коммунизма, истории КПСС, вопросов партийной работы. В процессе учебы коммунисты и бес­ партийные товарищи могут научить­ ся самостоятельно работать над про­ изведениями классиков марксизма- ленинизма, решениями и документа­ ми партии, политической литерату­ рой, правильно оценивать и обоб­ щать явления общественной жизни, овладеть навыками политической агитации. Для некоторой же части коммуни­ стов, не овладевших еще прочными навыками самостоятельней работы над политической литературой, недо­ статочно подготовленных к глубоко­ му изучению марксистско-ленинской теории, первоочередной задачей дол­ жна стать учеба в начальной полити­ ческой школе с учебным планом, рас­ считанным на два года. Ее цель —• дать необходимый минимум знаний по марксистско-ленинской теории и практике построения социализма и коммунизма, основным этапам исто­ рии Коммунистической партии и Со­ ветского государства, научить пра­ вильно разбираться в вопросах внут­ ренней и внешней политики КПСС, а также познакомить с основами кон­ кретной экономики, исходя из инте­ ресов и запросов слушателей. Таковы три наиболее массовых звена партийной учебы. Вполне закономерно, что извест­ ная часть коммунистов — прежде всего наша руководящие кадры — стремится пойти дальше, получить еще более глубокие знания револю­ ционной теории, ленинских принци­ пов партийного руководства, теории и практики коммунистического вос­ питания трудящихся. Возможности получения таких знаний многообраз­ ны. Поддерживать, поощрять, орга­ низовывать теоретическую учебу ру­ ководящего актива — важная обя­ занность партийных комитетов. Это тем более необходимо, что за послед­ ние годы на руководящую работу пришло много новых товарищей, имеющих высокую специальную подготовку инженеров, агрономов и других специалистов,, но нуждаю­ щихся в совершенствовании теорети­ ческих знаний в области обществен­ ных наук. Естественно, что им также не хватает знания вопросов партий­ ного строительства и коммунистиче­ ского воспитания трудящихся. Практика показывает необходим мость дальнейшего совершенство*** ния работы вечерних университета*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz