Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 27 июня 1965 г., X* 150 (3351) Виктор Лобакин и Николай л- Курдюмов — учащиеся Липецко­ го городского профессионально- технического училища № 11. Они осваивают специальность слесаря по ремонту промышленного обо­ рудования. Юноши хорошо изучили теоре­ тический курс и это позволяет им успешно применять свои знания на практике. НА СНИМКЕ (слева направо): { В. Лобакин и Н. Курдюмов за ре­ монтом станка. Фото В. Финогина. в хожа на учителя, который доволен и гордится ответами своего любимо­ го ученика. Да, Морозова — одна из учениц Челноковой... ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕ­ КА есть событие, которое за­ поминается на всю жизнь. Таким событием для Валентины Гри­ горьевны Челноковой была поездка в Москву на Центральную станцию юных натуралистов. Еще ученицей средней школы Валя стала зани­ маться в кружке юных натуралистов. опытные, знающие. Но птичницы привыкли обращаться к главному зоотехнику. Они знают, что Вален­ тина Григорьевна поможет, подска­ жет, не оставит без внимания. Однажды весной разразился такой ливень, что залило птичники, куры превратились в «водоплавающую птицу». Девушки растерялись. В са­ мый разгар ливня, когда, казалось, небо извергает каскады воды, по­ явилась Челнокова. По пояс в воде, кинулись открывать лазы, пробивать Ученицы Валентины Григорьевны цать процентов гороха. Женя сдаб­ ривает комбикорм измельченной морковкой. Неважно, что это связа но с новыми хлопотами, заботами. Лишь бы куры хорошо поедали корм, не снижали продуктивность Проращенное зерно птица ест охотнее, отзывается повышением яйценоскости. Если другие птнчни цы проращивают четверть получен ного на корм птице зерна, то Ефано ва кормит своих кур только прора­ щенным зерном. И результаты на лицо. На 20 июня от курицы - не­ сушки она полу­ чила по 105 яиц В РАННИЙ УТРЕННИЙ ЧАС в конторе совхоза «Каменский» я не застал никого, кроме секретаря. Она сказала: — Главного зоотехника Валенти­ ну Григорьевну Челнокову ищите где-нибудь на ферме. Не так-то легко найти Челнокову. У нее много дел. Она в ответе не только за птицеводство, являющееся основной отраслью хозяйства, но и в целом за животноводство. Кроме 200 тысяч голов птицы, в совхозе около трех тысяч голов крупного ро­ гатого скота, в том числе 900 ко­ ров. Весом вклад каменцев в обще­ народную копилку. Свыше 3 тысяч центнеров мяса, 17 тысяч центне­ ров молока, 7 миллионов яиц еже­ годно производит совхоз. Особенно заметны успехи хозяйства в этом году. За шесть месяцев выполнен годовой план производства яиц — сдано более 7 миллионов штук. А до конца года будет получено 10 мил­ лионов. Совхоз объединяет 29 поселков, разбросанных в радиусе нескольких десятков километров. И каждый день главный зоотехник успевает по­ бывать во многих из них. И не толь­ ко бывает, там она работает, учит людей, помогает им. И всюду ее ждут. Я нашел Валентину Григорьевну в летнем лагере молодняка птицы. Лагерь расположен в центре ог­ ромного, защищенного со всех, сто­ рон лесными полосами клеверного поля. Тут целый птичий городок, де­ сятки домиков с тысячами перна­ тых. Это будущие несушки. Рассы­ павшись по полю, молодки клевали сочный клевер. Издали клеверное поле напоминало огромную лесную лужайку, заросшую ромашками. Оказывается, каждая курица, прежде чем попасть в маточное стЪ- до, проходит через опытные руки маститых птичниц, умеющих опреде­ лять ценность будущей несушки. Бригадир фермы Нина Федоровна Морозова объяснила, что хорошая несушка имеет бодрый и здоровый вид. Такими выглядели все ее пи­ томцы. Хорошая несушка постоян­ но роется в подстилке, очень под­ вижна, у нее длинное, широкое туловище, широкая грудь, широко расставлены ноги. Голова неболь­ шая, с выпуклыми живыми глазами и хорошо развитым ярко-красным гребнем и сережками. У такой пти­ цы оперение плотное, блестящее. Во время рассказа Морозовой ли­ цо Валентины Григорьевны сияло ра­ достью, в эти минуты она была по- Учителя заметили ее увлеченность птицей, ненасытную тягу к знаниям, ее первые успехи. Наградой была поездка. У деревенской девчонки и в мечтах не было попасть в столицу нашей Родины, своими глазами уви­ деть чудесные дела юных натурали­ стов страны. Поездка на Центральную станцию юных натуралистов решила выбор профессии. По окончании школы комсомол направляет Валю на меж­ районную птицеводческую станцию инструктором. Два года работы очень пригодились ей во время уче­ бы в Московском зоотехническом институте. — За тридцать пять лет работы в птицеводческих хозяйствах, — рас­ сказывает Валентина Григорьевна,— я убедилась, что во всяком произ­ водстве главное—это люди. Всамом деле. Можно иметь хорошие поме­ щения, много кормов, но высо­ кой продуктивности не добьешься, если в хозяйстве нет квалифициро­ ванных работников, глубоко знаю­ щих свое дело, по-настоящему ув­ леченных профессией. Вот почему моей главной заботой всегда было обучение. От опыта птичницы, от ее знаний и квалификации во многом зависят результаты работы всей фермы, всего хозяйства. Челнокова работает в «Камен­ ском» 1 4 лет. За эти годы там вы: росло много хороших птичниц. Из представителей старшего поколения можно назвать Анну Митрофановну Быткину. Птицеводы области ее зна­ ют как новатора. Сейчас она на пен­ сии. Ее.подруги Вера Петровна Баб­ кина и Татьяна Васильевна Лобзева вот уже 20 лет работают на ферме. Валентина Григорьевна, да и весь коллектив совхоза, особенно гордят­ ся новым поколением птичниц. Ни­ ну Морозову, Нину Оборотову и Эмму Русинову Челнокова привела на ферму совсем девчушками. На­ чав со школьной скамьи работать укладчицами яиц, санитарками, а за­ тем птичницами, девушки научились трудиться в полную силу, старатель­ но, с глубоким знанием дела. Они поняли, что их труд приносит поль­ зу, что именно за это их уважают люди. На ферме девушки часто говорят с главным зоотехником. И каждая встреча оставляет след: они все время учатся у своей профессор­ ши, как любовно называют главного зоотехника. Конечно, есть бригадиры, есть заведующие фермами — люди новые проходы для выпуска воды, собирать и сажать кур на насесты. Как только вода отхлынула, появи­ лась сухая подстилка, пустили отоп­ ление, включили электронагрева­ тельные лампы. До поздней ночи трудились девушки со своим зоотех­ ником и спасли птицу. П РОШЕЛ ПЕРВЫЙ ГОД. Моло­ дые птичницы набрались зна­ ний, опыта. Но чего-то не хватало. Это понимали не только они сами, а и Валентина Григорьев­ на. И вот однажды Морозова, Обо- ротова и Русинова сказали: — Валентина Григорьевна, мы то­ же думаем стать зоотехниками. — А я и не сомневалась, — гово­ рит Челнокова, — что вы будете учиться. Обязательно станете хоро­ шими специалистами. Ее уверенность основывалась на том, что по-простому, без фаль­ ши начали они свою жизнь. А те­ перь Эмма уже закончила техникум, продолжает учебу в Воронежском сельскохозяйственном институте. Ни­ на Морозова и Нина Оборотова в этом году заканчивают Конь-Коло- дезский сельскохозяйственный тех­ никум. Все они работают бригадира­ ми, могут руководить и фермами. Это замечательные специалисты, знающие птицеводство. Нина Морозова, Нина Оборотова и Эмма Русинова—не только хоро­ шие специалисты, но и замечатель­ ные общественницы. Морозова ве­ дет большую работу среди членов профсоюза. На последнем Всесоюз­ ном съезде профессиональных сою­ зов СССР она избрана членом Пре­ зидиума ВЦСПС. Нина Оборотова— секретарь партийной организации отделения совхоза. Эмма Русинова —пропагандист. Так и живут бригадиры. Беспокой­ ные, одержимые стремлением не­ прерывно двигаться вперед, нахо­ дить пути повышения продуктивно­ сти птицы. ВОТ СОВСЕМ МОЛОДЫЕ ПТИЧНИЦЫ. Любо наблюдать за Евгенией Ефановой и Ва­ лентиной Скиперских во время ра­ боты. Все делают, как говорится, «в темпе», без задержки. У каждой по три тысячи кур-несушек. Через каждые два часа их надо кормить, освежать воду. Потом сбор яиц, осмотр птицы. Надо проследить за ее состоянием, выборочно взвесить несушек. Зоркий глаз Ефановой замечает, что куры неохотно поедают корм. Бывает, иногда хозяйство получает комбикорм низкого качества—двад- В Е Л И К И Й П О Д В И Г Нет, не л е г к о вручную обслужи вать три тысячи кур. Тут нужен твердый характер хорошая трудовая закалка, умелые руки рабочего человека. И знания Частенько Женя и Валя берут в ру­ ки книги и брошюры по птицеводст­ ву. Они, как и их бригадиры Моро­ зова, Оборотова, Русинова, учатся на заочном отделении Конь-Коло- дезского сельскохозяйственного тех­ никума. Трудно, очень трудно работать и учиться. С утра до позднего вечера длится работа на ферме. И это каждый день в течение круглого года. Времени совсем не остается. А ведь они молодые. Им хочется и по­ гулять, и потанцевать, и сходить в кино. И все же они успевают и дело делать, и учиться, и отдыхать. Ни на какие блага не променяют Женя и Валя свои скромные, на­ полненные гомоном пернатых птич­ ники, в которых они трудятся, доб­ ротные домики в тенистом саду, где живут, старейший техникум, в кото­ ром учатся. Слушая рассказы птичниц о делах и людях совхоза, я понял секрет того стиля работы, который делает зоотехника и специалистом, и орга­ низатором, и учителем. м. члоян, сотрудник отдела пропаганды Липецкой сельскохозяйственной опытной станции. Шестьдесят лет назад, 27 июня 1905 года, произошло знаменатель­ ное событие первой русской рево­ люции. В этот день матросы эскад­ ренного броненосца «Князь Потем- кин-Таврический» подняли воору­ женное восстание, которое явилось составной частью революционной борьбы рабочих и крестьян России против царского самодержавия. Кровавая расправа царя с демон­ странтами 9 января 1905 года в Пе­ тербурге вызвала народное негодо­ вание. По всей стране прокатились волны забастовок. Рабочие шли на улицы с лозунгом «Долой самодер­ жавие!». Вслед за пролетариатом выступили и крестьяне. Они громи­ ли помещичьи имения, сахарные и винокуренные заводы, захватывали землю. Вести" о начавшейся революции проникали и в казармы. Солдаты и матросы стали отказываться стрелять по рабочим и крестьянам и сами выступили на борьбу против само­ державия. Руководствуясь решениями III съезда РСДРП, который разработал стратегический план и тактическую линию большевиков в буржуазно­ демократической революции, соци­ ал-демократические организации Черноморского флота практически приступили к подготовке вооружен­ ного восстания. Матросский партий­ ный центр наметил поднять его осе­ нью, когда эскадра обычно выходи­ ла в море на учения. Однако вос­ стание в силу ряда причин вспыхну­ ло ранее намеченного срока. В начале июня в Севастополе на­ чались волнения среди солдат кре­ постной артиллерии. Командование флота отдало приказ кораблям, сто­ явшим на рейде, открыть огонь. Матросы категорически отказались стрелять по артиллеристам. Тогда командование поспешно стало спи­ сывать с кораблей всех заподозрен­ ных в политической неблагонадеж­ ности. Эта мера, естественно, за­ трудняла революционную работу со­ циал-демократической организации. В связи с создавшейся обстанов­ кой на нелегальной матросской сход­ ке 23 июня было решено начать вос­ стание не осенью, а раньше, во вре­ мя очередного выхода эскадры на практические занятия в район остро­ ва Тендра. На сходке был разрабо­ тан и план восстания. Но выступле­ ние матросов «Потемкина» опереди­ ло намеченные этим планом сроки. Командир броненосца капитан I ранга Голиков по доносам шпионов знал о революционных настроениях экипажа корабля. Под предлогом испытания орудий и торпедных аппа- §ратов он добился досрочного выхо­ да «Потемкина» в район намечаемо­ го занятия. Там он предполагал пу­ тем провокаций и шантажа очистить корабль от «бунтарей» и «крамоль­ ников». В полдень 25 июня «Потемкин» в сопровождении миноносца вышел из Севастополя и рано утром сле­ дующего дня стал на якорь у ост­ рова Тендра. После обеда Голиков отправил миноносец в Одессу за продуктами. Здесь матросы явились свидетелями развернувшихся в те дни бурных революционных собы тий. Они видели, как казаки рас­ стреливали безоружных одесских рабочих. Вечером миноносец возвратился к «Потемкину». Мгновенно по кубри кам броненосца разнеслась весть о звЧх, го волнениях в Одессе, о распра чинимых царскими властями, переполнило чашу терпения матро­ сов. Их гнев оказался настолько сильным, что социал-демократиче­ ская организация не смогла удер­ жать матросов от преждевременно­ го выступления. 27 июня они вос­ стали. Поводом для выступления по­ служило то, что в тот день им при­ готовили борщ с червивым мясом. Как только вахтенный офицер до­ ложил командиру корабля, что мат­ росы отказались есть борщ, тот при­ казал вызвать команду на верхнюю палубу. Вначале Голиков пригрозил виселицей за неповиновение, указав при этом на высокую мачту с пере­ кладиной, а затем предложил со­ гласным есть борщ выйти к ору­ дийной башне. Из строя вышли толь­ ко кондуктора и два унтер-офицера. — Не желаете повиноваться... Я вам покажу!— раздраженно орал командир. Он вызвал на палубу ка­ раул и приказал ему взять винтов­ ки на изготовку. К 60-летию со дня революционного вос­ стания на броненосце „Потемкин" г : : : $ : : : : * • н м м * « м м « « м и м * * м м м м ^ Большевики трезво оценили про­ вокацию Голикова и не поддавались на нее. Они посоветовали матросам перейти к кондукторам. Когда у ле­ вого борта осталось 30 матросов, не успевших перебежать, старший офи­ цер Гиляровский вместе с вахтен­ ным офицером преградил им путь. Караулу было приказано окружить оставшихся, а боцману принести брезент. Как известно, брезентом в те времена покрывали приговорен­ ных к смерти моряков. Брезент принесли и стали раскаты­ вать. Над матросами готовилась же­ стокая расправа без суда и следст­ вия. За что? Только за то, что они отказались есть червивый борщ?! Матросы в оцепенении замерли. На какой-то миг воцарилась мертвая тишина. И вдруг над палубой раз­ дался знакомый голос: — Братки, что вы смотрите? До­ вольно терпеть! К оружию! То был голос минного машиниста Афанасия Матюшенко. Призвав сво­ их товарищей к выступлению, он побежал к центральной батарее, где в пирамидах стояли ружья, а затем в патронный погреб. За ним после­ довали матросы. Гиляровский скомандовал караулу открыть огонь, но тот уже вышел из повиновения. Ни один матрос не поднял ружья. Как только раздался призыв Ма­ тюшенко, руководитель социал-де­ мократической организации корабля артиллерийский унтер-офицер Гри­ горий Вакуленчук понял, что теперь ничто не остановит матросов. Он выхватил у кого-то из караула ружье и, высоко подняв его, громко крик­ нул: — Да здравствует революция! До­ лой самодержавие! Да здравствует свобода! — Смерть драконам!— дружно подхватили матросы. Возглавив восстание, Вакуленчук преобразился, движения его стали собранными, энергичными. Он ре­ шительно направился к командиру: — От имени народа вы арестова­ ны!— заявил он Голикову. В этот момент Гиляровский из-за орудийной башни выстрелил. Рево­ люционный вожак команды упал, смертельно раненный. Падая, он воскликнул: — В Одессу! К рабочим! Смерть Вакуленчука была тяже­ лым уроном для команды броненос­ ца. Она лишилась политически зре­ лого руководителя, который во всех деталях знал план предстоящего восстания эскадры, был связан с со­ циал-демократическими организа­ циями кораблей и черноморских баз, имел недюжинные способности организатора и пользовался непре­ рекаемым авторитетом среди мат­ росов. После смерти Вакуленчука по ре­ шению судовой комиссии, предсе­ дателем которой был избран Афа­ насий Матюшенко, броненосец взял курс на Одессу. Узнав об этом, царское правительство направило туда всю Черноморскую эскадру. Революционный броненосец проре­ зал ее строй. Несмотря на приказ адмирала Кригера, матросы кораб­ лей эскадры не открыли огня по «Потемкину», а броненосец «Геор­ гий Победоносец» примкнул к вос­ ставшим. Боясь, как бы и остальные корабли не последовали его приме­ ру, Кригер отдал приказ о возвра­ щении эскадры в Севастополь. Восстание на «Потемкине» не увенчалось успехом. 1 июля броне­ носец ушел из Одессы в Констанцу. Здесь румынские власти не дали ему ни угля, ни продовольствия. Не удалось потемкинцам получить по­ мощь и в Феодосии. 8 июля корабль снова вынужден был прийти в Кон­ станцу, где сдался румынским вла­ стям. Команда (за исключением 60 человек) отказалась возвратиться в царскую Россию и сошла на румын­ ский берег. Русскому самодержа­ вию так и не удалось подавить вос­ стание черноморских матросов. По меткому выражению В. И. Ленина, «...броненосец «Потемкин» остался непобежденной территорией рево­ люции» (Соч., т. 8, стр. 525). Причина неудачи восстания состо­ яла прежде всего в том, что оно не имело опытного руководства. Вожа­ ки восстания не сумели использо­ вать благоприятную обстановку, соз­ давшуюся в Одессе к приходу бро­ неносца, для соединения с рабочи­ ми города и крестьянами уезда. Ожидая подхода эскадры, они из­ брали оборонительную тактику. М. И. Васильев-Южин, посланный Лениным на «Потемкин» с детально разрабо­ танным планом развития восстания, приехал в Одессу тогда, когда ко­ рабля здесь уже не было. Несмотря на неуспех, восстание на броненосце «Потемкин» ознамено­ вало новый и крупный шаг вперед в российском революционном движе­ нии. «Громадное значение... одесских событий,— указывал В. И. Ленин,— состоит именно в том, что здесь впервые крупная часть военной си­ лы царизма,— целый броненосец,— перешла открыто на сторону рево- шоции» (Соч., т. 8, стр. 525). Советские люди свято хранят и приумножают боевые традиции ге­ роев первой русской революции, приблизивших своими подвигами по­ бедоносный Октябрь. И. ПОНОМАРЕВ. А Д ев и з: вы со ко е к а ч е с т в о, н а д е ж н о с т ь ! Ч т о б ы ф и л ь т р ы с т а л и л у ч ш е Много справедливых претензий предъявляли потребители к Чаплы- гинскому агрегатному заводу на плохое качество выпускаемых фильт­ ров, Рекламации, которые в изоби­ лии поступали на предприятие, красноречиво свидетельствовали о состоянии производства, о качестве наших изделий. И действительно, в цехах и на участках не соблюдались порой элементарные правила культуры производства. Во время транспор­ тировки заготовок и готовой про­ дукции рабочие допускали небреж­ ность. Заготовки бросали на пол, не выдерживали положенное время на опрессовке фильтров. Часто ме­ нялись руководители и мастера от­ дела технического контроля. Завод имел немалые убытки от брака. В 1963 году, например, на предприя­ тие поступило 48 рек ламаций. Было забраковано свыше 25 тысяч ш т ук фильтров различных наименований. Годовые потери от брака составля­ ли почти 63 тысячи рублей. Партийное бюро завода глубоко проанализировало причины плохого качества выпускаемой продукции. Было выяснено, что по вине техни­ ческого отдела и технологов цехов на предприятии нередко нарушалась технология, допускались неточности и ошибки в чертежах. Не уделя­ лось настоящее внимание работе с рационализаторами и новаторами производства. Передовое, прогрес­ сивное внедрялось с большими трудностями. Начальники смен и мастера не прививали рабочим чув­ ства ответственности за содержание в чистоте и порядке рабочих мест и оборудования. Партийное бюро наметило меры по резкому сокращению брака и Н у, вот и все. Проверено последнее сочи­ нение. Хорошее сочинение — умное, грамо т­ ное. Зоч Федоровна была спокойна за сво­ их одиннадца т иклассников, знала, ч то спра­ вятся с любой темой. И все равно перед экзаменам и волновалась. Ученики тоже це­ лым и днями пропадали в школе. — Зоя Федоровна!—лица у девочек поч т и несчас тные. — Ну, как вы думаете, какая бу­ дет тема? Повздыхают и снова садя т ся за кн ижки. Зоя Федоровна Мордовкина — классный руко водитель 11 « .4», внимательно, немного с грустью присматривается к своим ребятам: ведь каждый день приближает к расстава­ нию. Думала, что после экзамена исчезнут на несколько дней. Ничего подобного: яви­ лись в школу на другое же утро. И какие-то новые стали. Ласковые, необыкновенно хо­ рошие. Удивилась: неужели можно так быстро повзрослеть? О скором расставании никто не говорит. Ка к и раньше, усядутся в углу класса, разговорятся, а потом вдруг начнут спорить, продолжат какой-нибудь диспут, поговорят о новой книге и разой­ дутся. Сколько их было за 6 лет, таких раз­ говоров по душам! Одиннадцатый « т 4.»— первый выпуск молодой учительницы. При­ шла она впервые к своим ученикам в пя­ тый «А». Это не были годы просто «класс­ ного руководства». Больше это похоже на крепкую дружбу. И ее ученики не только примерно вели себя на уроках и готовили домашние задания. Для них. школа стала — 2 — домом, а коллектив — семьей. И может быть, поэтому в жизни класса не было ни­ чего казенного, скучного. Шесть лет здесь жили под девизом: «Всегда везде вместе». Шесть лет действовал здесь «железный» за­ кон: в кино ходить всем классом, гото­ виться к праздникам всем классом, радо­ сти и неудачи переживать вместе. И вот прошли эти годы. Конечно, ничего похоже­ го в выпускниках на прежних младшекласс­ ников нет. Но ведь они выросли из тех, кто впервые в школе сами взялись наводить по­ рядок в классе. ...Обычно с утра ходили по коридорам грозные дежурные и проверяли состояние классов. Увидели однажды на дверях седь­ мого «А » табличку: «Класс проверке сани­ тарного состояния не подлежит». У порога лежал мокрый коврик из губки. Дежурные вытерли ноги и зашли в класс. Все там сверкало чистотой: парты, окна. С тех пор так было каждый день. И перестали захо­ дить туда строгие дежурные. Но чистые окна и пол—это еще не все. Почему бы не сделать рамочки, стенды для объявлений и списков художественной ли­ тературы? Сделали и это. Забота о классе вдруг стала заботой о всей школе. Дни под­ готовки к традиционным вечерам, особенно к встрече Нового года, для них были праздничными. После занятий никто не ухо­ дил домой. Даже если работа в этот день была только у лучшего художника в классе Вити Попова. Оставались все, Вместе об­ суждали оформление. Конечно, споров бы­ ло много. Витя Попов был не исполните­ лем . оформителем, а художником-роман- тиком и, доказывая свое, он порой мог вступить в спор и с Зоей Федоровной. Вот так постоянно ученики находили в школе работу—интересную, по душе. И, вероятно, не случайно на вопрос, какими выросли ее ученики, она отвечает: — Трудолюбивыми. Спросите любого ученика, что он думает делать после школы. Не секрет, каждый из них мечтает об институте. Но говоря об этом, обязательно прибавит. — Ну, а если в первый год не получится, пойду работать, буду готовиться в заочный институт. В одиннадцатом «Л* все, можно сказать, заняли прочный плацдарм на подступах к вузу. И ни за одной «пятеркой» в экзамена­ ционном листе не кроется просто зубрежка. Знания по русскому языку, особенно по ли­ тературе, глубокие, настоящие. Они пришли к учащимся не только из учебника. Книги, журнальные и газетные статьи, все новин­ ки художественной литературы. Чтение их не было бессистемным. Сочинения учеников Зои Федоровны отличаются глубиной со­ держания, хорошим литературным изложе­ нием, публицистичностью. Тают листки календаря. Кончились выпу­ скные экзамены. Повеселятся ребята и девочки на последнем школьном вечере и разлетятся, кто куда. Прощаясь со шко­ лой, они оставят ей свои чудесные днев­ ники-летописи, которые они вели с 8-го класса. Три альбома исписаны ими, и каждой страницы веет боевым школьным днем. Эту летопись можно не только читать, по ней можно учиться. И многому. Трудо­ любию и любознательности, умению жить в коллективе, работать и веселиться и глав­ ное — умению дружить. Сейчас самое вре­ мя подвести итоги. Чем же ты жил, один­ надцатый «А », эти годы, когда называли те­ бя «восьмым», «девятым», «десятым» классом? Школьники не только учились, по­ лучали «пятерки», исправляли «двойки» «тройки». Они сажали деревья, убирали урожай, расчищали на воскресниках завод­ ские дворы, ходили на экскурсии, соверша ли культпоходы в театр и кино. А еще ра — 4 — ботал в этом классе знаменитый «Клуб ин­ тересных встреч». Ребята встречались с на­ родным художником СССР Н. Н. Ж уко - вым (после встречи он подарил школьникам несколько своих рисунков и оставил над­ пись в «летописи»), с артистами Липецкого областного театра Митрофановым и Горело­ вым, с Ленинградским оператором Розов­ ским, снявшим фильм «Человек-амфи­ бия», с киноартистом Игорем Пушка­ ревым, с бывшей узницей концлагеря «Ра­ венсбрук» врачом А. А. Фурсовой. Со страниц дневника-летописи словно до­ носится веселый смех участников лыжных походов и прогулок, слышатся взволнован­ ные выступления на диспутах и собраниях. Я не спросила ребят, зачем они делали эти записи. Наверное, они очень удивились бы этому вопросу. А как же иначе? 28 де­ вочек и мальчиков сумели сделать свою жизнь интересной, полной труда и романти­ ки. И о таких днях обязательно хочется ко­ му-нибудь рассказать. И самые благодарные слушатели и читатели—их младшие товари­ щи. Может случиться, что в летописи их будущих школьных дней появятся стра­ ницы более яркие и запоминающиеся. Так должно и быть: ведь их подскажет сама жизнь — самая великая изобретательнииа. Но ведь всегда обращаются к самым пер­ вым летописцам. И одиннадцатый «А» дол­ го будут помнить в школе. Я встретила недавно Зою Федоровну. — Молодцы, хорошо сдали,—начала она рассказывать о своих выпускниках.—У нас еще один медалист прибавился... И еще Зоя Федоровна сказала, что в но­ вом учебном году ей хочется снова прийти в какой-нибудь пятый «А» и отправиться с ним в трудный путь, продолжить летопись. В. ПОПКОВА. г. Липецк. Средняя школа № 2. улучшению качества выпускаемой продукции. Сейчас в производство внедряют­ ся фор ованные уплотнительные прокладки из маслобензостойкой резины взамен штампованных, что в четыре разк увеличит срок службы и обеспечит надежное уплотнение фильтра грубой очистки. Унифици­ руется штуцер с уплотнением иглы продувочного вентиля. Это позволит ликвидировать брак из-за течи топ­ лива по резьбе. На заводе уже выпушена партия опытных- центрифуг с измененным корпусом барабана. Это даст воз­ можность снизить себестоимость из­ делий. Кроме того, разработана кон­ струкция модернизированного топ­ ливного фильтра. Его опытная пар­ тия уже изготовлена и направлена на Владимирский тракторный завод для испытания. Новая конструкция масляной ре­ активной центрифуги с ротором вто­ рого типоразмера, которая в неда­ леком будущем будет применена на заводе, более технологична и обес­ печит эффективную работу масля­ ной системы рятидесятисильнэго двигателя. На заводе семь бригад работают на общий наряд. Это повысило от­ ветственность каждого рабочего за выполнение заданий. Здесь каждый может заменить товарища. Взаимо­ заменяемость, дружная работа по­ зволили не только добиться высо­ кой выработки, но и резко улучшить качество выпускаемой продукции. Много полезного принес предпри­ ятию недавно закончившийся смотр- конкурс внутренних резервов произ­ водства. За период смотра подано 17 4 р ационализаторских предложе­ ния, из которых 30 уже внедрены в производство. Экономический эф­ фект от их внедрения составил 25.800 рублей. С мая у нас действует школа рас­ пространения передового опыта. Сделаны подробные описания пере­ довых методов труда, изобретений и рационализаторских предложений новаторов А. А. Ряузова, Г. А. Ор- ганова, М. Я. Веревкина, Н. С. Бортникова и других. Эти описания распространяются в цехах и на уча­ стках. Все эти меры помогут улучшить качество выпускаемой продукции, ликвидировать брак и вывести наш завод в число передовых предприя­ тий области, В. ТРИШИН, инженер бюро технической информации Чаплыгинского агрегатного завода. Четыре года работает свинарем в совхозе «Петровский* комму­ нист Николай Иванович Фролов. Много дал мяса государству он за это время. В этом году Николай Иванович обязался вырастить 1500 голов свиней и сдать 1280 центнеров мяса. Сейчас на его попечении 515 свиней, и он получает по 450—500 гр аммов привеса ежесуточно на каждую голову. НА СНИМКЕ: Н. И. Фролов и учетчица т. Нижегородова под­ считывают расход кормов на ферме. Фото Г. Солодкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz