Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
20 июня 1965 г., М 1 44 (3345] Л Е Н И Н С К О Й З Н А М Я 5 Н едавно брига* } да липецких лиса* ♦ телей совершила | рейд по городам : и селам нашей М А Р Ш Р У Т — К Ч И Т А Т Е Л Я М ! области. Они. 1 встречались с читателями, мили слушателей с литературой, вы- ------------- - -------- ----— рас-| пускаемой Центрально-Черноземным «пространяли литературу, собира-! книжным издательством. $ ли материал для своих новых* В нашем литературном рейде по «произведений. Сегодня мы луб-; области участвовали поэты Юрий | ликуем путевые заметки участии-1 Чернов, Владислав Зорин и Вален тное рейда. $ тина Купавых, прозаики Владимир Добряков и Иван Ботвинник. Мы везли с собой много книг, среди ко- Любое, даже самое длинное путе шествие начинается с первого шага. Первый шаг нами был сделан два года назад, когда вот так же на книготорговском автобусе мы отпра вились в путь но городам и районам нашей области. Тогда мы выбрали один маршрут, на следующий год — другой, ныне—третий. Но цель всех поездок была одна — встреча тех, кто пишет, с теми, кто читает. Как и прежде, было много инте реснейших бесед со студентами и колхозниками, строителями и жур налистами, рабочими и детворой, учеными и домохозяйками. Выступать приходилось и в парке, и в клубе, перед микрофоном, и просто на деревенской улице, когда люди рассаживались полукругом прямо на траве. Разговор пелся о творчестве современных прозаиков и поэтов, о преемственности лучших литературных традиций. Члены на шей бригады читали свои стихи, от рывки из повестей и рассказов, де лились творческими планами, знако- торых немало и написанных нашими литераторами. А хозяйством этим ведала Валентина Меньшикова, оа- ботник одного из липецких книж ных магазинов. И, конечно, мы да леко не уехали бы без нашего шо фера Ивана Федосова.- Десять дней пути. Добрую часть времени мы провели на колесах. Оно и понятно. Не одну сотню ки лометров дорог — асфальтирован ных, шоссейных, проселочных — прошел наш автобус. Липецк—Елец —Долгоруково—Чернава — Станов- лянский район — Елецкий район — Хлевное — Липецк — таков был наш маршрут. О том, как проходила поездка, пожалуй, могут дать некоторое представление отдельные записи, иногда серьезные, а подчас и шутли вые, из нашего путевого дневника. «День первый. Первая встреча — с задонцами* Выступали в город ском парке уже вечером на откры той эстраде. У нас было два серьез ных соперника — грачи и танцпло щадка. На верхушках деревьев над нами во все горло кричала эта не спокойная птица, устраиваясь на ночлег, а неподалеку ухал барабан и верещала труба, отчетливо слыша лось шарканье ног танцующих. Гра чи вскоре угомонились. Через полча са после начала нашего выступления замолк и оркестр: танцующие пере кочевали поближе к нам. День второй. Три выступления в Ельце — в технической школе перед железнодорожниками, в педагогиче ском институте, на агитплощадке возле жилых домов Элементного за вода. Запомнилась встреча со студента ми пединститута. Несмотря на то, что у них полным ходом шла подго товка к экзаменам, зал был полон. Юрий Чернов и Владимир Добря ков рассказали о прошедшем съезде писателей РСФСР, о том новом, что появилось в последние годы в совет ской литературе. Чувствовался неподдельный живой интерес к поэзии, в особенности современ ной. «В ней, — сказала одна девуш ка,—я вижу отражение своих мыслей и чувств, волнующих меня, но выра зить которые я не всегда могу. А поэзия это делает, делает тонко, чутко. Поэтому я не могу не любить ее»* Беседа продолжилась, когда студенты с книжками в руках стали подходить, чтобы получить автогра фы. Вот одна запись, сделанная Юрием Черновым в поэтическом сборнике липчан «Живое пламя». «Я вам дарю «Живое пламя» И верю, что дождусь я дня, Когда приду к вам со стихами, Где искры вашего огня». Не обошлось без цветов. Каждый из нас получил по букетику тюльпа нов. Приятно, что ни говори. Мы объединили их в один большой бу кет, и он несколько дней пути напо минал нам о славных елецких сту дентах... День четвертый, Чернава. Надол го в памяти останется волнующее знакомство с земляками поэта Пав ла Шубина. Его там помнят, лю бят... Завидовали члену нашей бри гады Валентине Купавых — родом она из того же села, что и Павел Шубин... День пятый. Энергичные люди ра ботают в новом, Измалковском рай оне. Их стараниями хорошеет рай центр, Чего стоит любовно заложен ный парк Дружбы! Несколько тысяч деревьев и кустарников высадили в нем измалковцы. Немало хлопот выпало на долю председателя рай исполкома Александры Тихоновны Литвиновой, второго секретаря рай кома партии Александра Василье вича Кустова и их деятельных по мощников —• секретаря райкома комсомола Василия Волкова, заведу ющего отделом культуры Николая Савосина. Подумалось: немало есть еще у нас сел, где не увидишь ни деревца, ни кустика. Как люди иногда обедняют себя, свою жизнь... День седьмой. Волынская лесо степная станция. Какие великолеп ные зеленые богатства собраны здесь. И обидно становится, что да же наш Липецк, не говоря уж о дру гих городах области, так мало поль зуется ими. День, девятый. Поездка наша идет к концу. Мы в совхозе «Каменский» Секретарь парткома Борис Иванович Лупарев рассказал о делах коллек тива. Птицеводы этого специализи рованного хозяйства уже дали госу' дарству более 6,5 миллиона яиц. Всего в этом году они рассчитывают получить миллионов четырнадцать. Цифра очень внушительная. Любо пытное сравнение: четыре года на' зад 15 4 х озяйства области произвели около семнадцати миллионов яиц. Теперь же почти такое количество даст один совхоз»... Вот, коротко, наши путевые впе чатления. После каждой встречи жаль было расставаться с новыми друзьями. Но дорога звала нас: вперед, вперед! В. ПОЛЯНСКИЙ, ст. редактор Центрально-Черно земного книжного издательства. БЕЛЕЕТ ПАРУС НАД С О С Н ОЮ . . . Советский поэт * Павел Шубин ро-* дился в с. Черна-* Я не помню ни дня, ни часа, когда это было. Три березки шептались на пригорке, Я смотрел вниз и видел, как их отражения купаются в водах Сосны, Но вот набежал ветер, бе резки закачались на волнистой ряби, а там, где река изгибается, убегает в зеленую луговину, взметнулся бе лым крылом упругий парус... Видел ли я парус или мне показа лось? Я отчетливо услышал стихи: •— Пусть буду я стариться дома, Пусть буду, как пепел, седой, Но парус, к рассвету ведомый Исканий тревожной звездой, Запомню, как единоверца... ...И смерти наступит черед, Когда не останется в сердце Простого стремленья вперед. Состариться дома Павлу Шубину •—автору этих строк — не пришлось. И стремленье вперед не иссякло и не ослабло, а сердце сдало.., Минули годы, но его родная Чер нава, ее пейзажи почти не измени лись. Та же буйная кипень садбв, разве что тонкие мачты телевизион ных антенн дополнили картину; та же робкая застенчивость Сосны и Чернавки; та же беспечная разно голосица птиц. Я шел по тропинкам его детства, по шатким мосткам, с которых он прыгал в реку, стоял под яблоней, посаженной Павликом. Над цвету щими ветками жужжали пчелы, ветер лениво сдувал белые лепестки, а я смотрел на длинный приземи стый дом, на затейливую трубу, ела- женную из черепицы: — Дальнозоркой памятью увижу За сто верст отсюда на закат Низкую соломенную крышу, Вровень с ней сугробы, а повыше— Дым над черепичною трубою: Башенкой белесо-голубою В небо он уходит, языкат... Дома — Шкуры волчьи на распялках, Веники сухого чебреца, Кадка взвару, Меду полкорца, Печь — в полхаты, в петухах и галках Цвета молодого огурца — Мудрое художество отца... Павел Шубин, как живой гид, вводит нас в родной дом. Вот они — «печь в полхаты» и веник, пахну щий чебрецом, и тонко попискиваю щие в ящике пушистые инкубатор ные цыплята, и, конечно, «мудрое художество отца», не стертое года ми.., Маленькая комнатка с низким потолком (рукой достанешь), дере вянные стены, старые, старые ходи ки с изображением шишкинских ми шек. Не обнаружили мы только «шкуры волчьи». — Это Павлик для красного слов ца помянул, — объясняет брат поэта Андрей Николаевич. — Отец разве что одного волка за все годы убил. Правда, лис да зайцев бил много. И Павлик с пустыми руками из лесу не возвращался. Потекли воспоминания. Тесная комнатка раздвинулась, вмещая ши. рокий мир — детство поэта. Каким оно было? Я припоминаю Д Здесь каждый овраг полон жизни живой. Здесь каждая ветка поет над тобой. И ширь благодатна, и синь глубока. Зови — и приду я в твои облака. Я я Равнинное море. Чернава родная. а Родные края. Березка моя. В. КУПАВЫХ. Измалковский район. рассказы родных и знакомых Павла Шубина. Шестилетний чернявый мальчишка с утра убегал к ткав*. Он стоял у приоткрытой двери и слушал, как отвечают ребята, как ведет урок Елизавета Ильинична Нецветаева. Павлика в школу не пускали — рано было, но он научился читать, писать, считать и пошел сразу ро второй класс. И, бывало, учительница доверяла ему читать на уроке вслух новый материал. Потому что читал он вы разительно, увлеченно. Павлик был вообще увлекающей ся натурой. То носится с рассвета до ночи за лисами, то головля на вьюна ловит, то зачитывается «Бы линами» и всем их читает, чтобы полноту восторга разделить с това рищами. В сарае мне показали жердь. В нескольких местах она сильно про терта — там был привязан конь, гордо названный дедом Павла — Помпей. История коня примечатель на. Было это давно, С Поволжья в поисках хлеба через Чернаву шли голодающие крестьяне. Они бросили : 20 книг. трехногого коня, который непрерыв- $ поэмы «Котовцы», «Товарищ», но спотыкался и через каждые де- I Участники рейда открыли в Чер- * ♦ навСкой библиотеке мемориаль- 1 ный уголок, посвященный памя- $ ти поэта-земляка. НА СНИМКЕ: П. Шубин. НАШИ МАЛЬЧИШКИ Он стоял на коленках •=» этот не торопливый и широколобый маль чишка с внимательными, темными глазами. Он был занят важным де лом: творил. Именно творил. Танк, вылепленный им из песка, был, слов но настоящий. Стремительно вскину тый корпус грозной машины с баш ней и пушкой, казалось, вот-вот со рвется с места и понесется в пекло боя. Танк стоял среди песочного ящика. Великолепный танк. А мальчишка все еще был чём-то недоволен. Вни мательно взглядывал на свое про изведение сзади, спереди, и — там что-то подправит, здесь подровняет... Это было в Ельце, на одной из дворовых агитплощадок Элементного завода. Пока участники нашей лите ратурной бригады готовились к вы ступлению, пока собирался народ, я все наблюдал за мальчишкой. И вдруг мне подумалось: почему он делает танк, а не дом, например, или трактор, или плотину гидростан ции? Мы же растим ребятишек для мирного созидательного труда. А тут танк! Ведь где-то далеко, в ка ком-нибудь городе Северной Амери ки, так же вот наверняка сидит се бе в песочном ящике американский мальчишка и тоже мастерит танк. И, может быть, не хуже этого. Так в чем же разница? Ведь есть же она, обязательно есть! Я подошел ближе к ребятишкам, игравшим в песочном ящике, и услышал одну фразу, кото рая все сразу поставила на место. Белобрысый мальчуган, с уважением смотря на танк, проговорил: —- А если они на Кубу полезут, он как бахнет из пушки!.. Вот и вся разгадка. Конечно, маль чишки есть мальчишки — им пода вай пушечную пальбу, сражения. Только весь вопрос в том: во имя чего сражаться, на чьей стороне? На ша советская детвора мечтает осво бодить мир от насилия и бесправия. Они больно переживают трагедию народа Южного Вьетнама и Доми никанской Республики, многостра дальных Конго и Анголы. Они хо тят, чтобы свободолюбивая Куба без помех строила свою счастливую жизнь. Ради этого наши мальчишки и строят грозные танки, ради этого мысленно ходят в жаркие сражения. А тот, другой мальчишка, за оке аном? Сердце его от рождения тоже ролно доброты и участия. Но нена долго их хватает. Там все делается для того, чтобы напоить юные души ядом злобы и человеконенавистниче ства, презрения к людям иного цве та кожи. На этом позорном попри ще, не зная устали, трудятся радио, телевидение, кино, комиксы. И тру ды не пропадают даром. Тем, пока еще песочным танком, американский мальчишка мысленно давит парти зан Южного Вьетнама, преграждает своим соотечественникам-неграм путь к школе для белых, во весь дух не сется по прериям Парагвая. Как все это непохоже на светлые мечты наших детишек! Мне вспоми нается танк, грозный Т-3 4, установ ленный во Львове. В июле 1^ 44 г ода этот танк под командованием Алек сандра Марченко первым ворвался во Львов, где более трех лет хозяй ничали немецко-фашистские захват чики. Александр Марченко промчал ся по улице к центру города и, вы скочив из машины, кинулся к рату ше. Он взобрался по крутой лестни це на самый верх, и над освобож денным городом огнем полыхнул красный флаг. Сам Марченко —• ра бочий с далекого Урала <— погиб в этой операции. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а легендарный танк навечно замер на каменном постаменте на улице Ленина, на той улице, по ко торой он впервые промчался, неся ос вобождение древ нему городу. У пастам е н т а всегда увидишь цветы. Торжест венные венки с лентами, живые букеты. В этом — выражение люб ви и уважения к героическим вой нам Советской Армии. А однажды я увидел у памятника троих ребяти шек. Им было лет по десять-один надцать. Самые обыкновенные маль чишки — вихрастые, дочерна заго релые, с цыпками и ссадинами на ру ках. Они тоже принесли цветы. Со брали на лугу ромашки, желтые лю тики-маленький, незаметный буке тик — и молча положили у каменно го постамента. Было видно, что их никто не посылал сюда и не просил этого делать. Просто они сами, по велению добрых сердец, положили цветы. И этот скромный букетик, помню, едва не до слез взволновал меня. Вот и сейчас, в теплый летний ве чер, этот елецкий мальчуган, выле пивший такой замечательный танк, вновь как бы воскресил во мне те чувства радости и спокойного удов летворения. Да, наши мальчишки щедрые, добрые, сердечные и горя чие мальчишки — наши завтрашние строители и защитники, не дадут восторжествовать в мире злобе и на силию. Не позволят. Они сделают все, чтобы народы Земли были сво бодными. , В. ДОБРЯКОВ. ве. Широко Он — автор известны его сять метров падал. Павлик выходил его, научил от зываться на свист, водил в ночное. в двадцать девятом году торже ственно отвел рыжего Помпея в колхоз. Сколько раз выхаживал Павлик скворца, выпавшего из гнезда, кор мил его изо рта; сколько смастерил скворечников, доныне висящих среди темной кроны чернавских де ревьев...- За скрипучим стареньким столи ком мы рассматриваем фотокарточки Павла Николаевича. Запоминается снимок, сделанный сразу после вой ны: поэт худой, резко обозначены скулы. Тяготы рейдов по тылам гит леровцев и бомбежки на ладожском льду, и десантный бросок у фиордов Норвегии — все это прорезало на лбу первые складки. А вот фото, подаренное землякам Шубина Алек сандром Коваленковым. Павел Ни колаевич опер подбородок на руку. Пальцы зажали погасшую папиросу. На красивом, как бы точеном лице •глубокое раздумье. Этот же портрет и в читальном зале сельской библиотеки. Не слу чайно он понравился всем, кто знал поэта, — видимо, он лучше других напоминает живого Шубина. А в чи тальном зале почти нет сельчан, ко торые не видели хоть раз—другой своего знатного земляка. И собрались они сегодня, как на праздник: женщины принарядились, мужчины выбритые, подтянутые, в черных костюмах молодежь. Впро чем, этот день можно с полным основанием считать праздничным. Чернавцы открывают мемориальный уголок, посвященный поэту, шагнув шему в большую литературу из их села! К сожалению, есть еще у нас се ла, где растеряны крупицы истории и славы родного края, где быльем поросли родники творчества. А ведь традиции — живая кровь поколений. Молодцы, чернавцы! Они связа лись с писателями и собрали из разных уголков страны стихи, ста тьи, книги, фотокарточки своего земляка. Они рассказали своим де тям и внукам о Павле Шубине. Пер- { •М И М М М И М И М М М М М М И М ♦.» вая волостная пионервожатая Татья. на Николаевна Пустовалова вспом нила чернавских пионеров той поры — босоногих и счастливых. Среди них был и Павлик. Девочкам шили блузки из простыней. Другой воз можности достать материал не было. Помнит она и пьесу «Беспризор ники», напечатанную «Пионерской правдой». Павлик играл главную роль. По выражению Татьяны Нико. лаевны, «он был хорошо одег — настоящие лохмотья». Память земляков многое сохрани ла: и горячую, искрометную поры вистость Павла (кто-то из его предков был цыган), и его влюблен ность в поэзию (до сих пор Евгения Ивановна Бельских помнит стихи Эдуарда Багрицкого, слышанные из уст Павла), и его мечты о завтраш нем дне Чернавы, колыбели поэта: — И, может быть, затем дано нам детство, Чтоб вешним утром встретиться в упор С зеленою землей И заглядеться На дольнюю красу... И с этих пор До седины оставить в сердце чистом Влюбленность в мир... Эту влюбленность в мир Павел Шубин пронес через всю жизнь. Ее не остудили ни ветры Заполярья, ни военная гроза. Трепетный парус его поэзии, взявший старт с берегов тихой и скромной Сосны, смело вы шел в широкое и бурное море совет, ской литературы. И поэтому симво лично прозвучали в читальном зале чернавской библиотеки стихи Алек сандра Межирова, присланные зем лякам Шубина: — Но я тебе поверил, Павел, —* Ты, как и всем друзьям живым, В наследство парус мне оставил, Набитый ветром штормовым! 1 Ю. ЧЕРНОВ. с. Чернава* Н а х о д к а н а д о р о г е ЯКУТСК, 18 июня. (Корр. ТАСС). Старый горняк Александр Афанась евич Дорохов, много лет проработавший в Алданском районе Якутии, го стил у знакомых в поселке Лебединый, Возвращаясь домой, Александр Афанасьевич остановился передохнуть около моста через речку Орта Са ла. И тут его внимание привлек камень, вывернутый из дороги только что прошедшим грейдером. Взяв камень в руки, Дорохов убедился, что это золото. Находка сдана в кассу треста «Якутзолото». килограмм сто граммов, Вес самородка — один Советские „звезды" Б X X V I М е Ж дународном . с а л о н е а э р о н а в т и к и и к о с м о с а Авиация должна быть массовым видом пассажирского транспорта* —так считает Андрей Туполев. И не только о больших расстояниях ду мает конструктор. Его коллектив соз- В 1959 году в Международном са лоне аэронавтики и космоса в Пари же впервые были показаны совет ский реактивный лайнер «ТУ-10 4» и стосемидесятиместный турбовинто вой самолет «ТУ-11 4». Э то вызвало сенсацию. Ни одна авиационная ком пания мира не имела в ту пору пас сажирских самолетов подобного ти па. Парижские газеты называли эти машины Андрея Туполева «Звездами воздушного праздника». «Звезды» парижского салона 1965 года, открывшегося 10 июня, — мо дель сверхзвукового пассажирского самолета «ТУ -144» и транспортный гигант «АН-22», созданный в конст рукторском бюро Олега Антонова. На одном из подмосковных аэро дромов мне довелось наблюдать ра боту этого воздушного богатыря. Са молет легко сел на травяное поле. Короткая пробежка, замолкли четы ре турбовинтовых двигателя, открыл ся люк, и из самолета выехали... три пятидесятиместных автобуса марки «Львов». До 80 тонн грузов — двад цать тракторов или восемьсот пасса жиров способен поднять в воздух но вый «АН». Длина его кабины 33 метра, высота и ширина по 4,4 мет ра. Олег Антонов — один из моло дых советских Генеральных конст рукторов. Мне много раз приходи лось встречаться с этим невысоким, худощавым человеком и в его кон структорском бюро, где он проводит по десять—двенадцать часов в сутки, и дома, в уютном двухэтажном кот тедже. Техника и искусство — два главных увлечения Антонова. Он так же любит рисовать, как и разбирать ся в замысловатых формулах. На парижском аэродроме Бур же сейчас демонстрируются его турбовинтовые самолеты: пассажир ский «А Н-24», тра и с п о р т и ый «АН-12-Б» и металлический планер «А-15», «АН-12-Б»—последняя моди фикация всемирно извес т н о г о «АН-10», совершившего в паре с са молетом Сергея Ильюшина—«ИЛ-18» трансконтинентальный перелет из Москвы в Антарктиду и обратно. Главное стремление Антонова и его инженеров •— создавать «воздуш ные вездеходы», максимально непри хотливые машины, способные садить ся на грунтовые аэродромы и есте ственные Площадки. Такой «везде ход» — пятидесятиместный «А Н-24», р азвивающий скорость до пятисот ки лометров в час. Андрей Туполев — патриарх со ветского авиастроения. Несмотря на свои семьдесят шесть лет, он про. должает стремиться к высоким ско ростям. Теперь Туполев заявляет ми ру о сверхзвуковом пассажирском самолете «ТУ -144», который сможет совершать беспосадочные перелеты на 6500 километров. Скорость его 2500 километров в час. Два комфор табельных салона нового «ТУ» рас считаны на 121 пассажира. Об этой машине рассказал мне один из ее создателей Алексей Тупо лев, сын Генерального конструктора. — Долгое время считалось, что гораздо выгоднее строить пассажир ские самолеты с дозвуковыми скоро стями, — сказал молодой Туполев.— Но стремительный прогресс в разви тии авиационной техники открыл ши рокие возможности для строительст ва экономичных сверхзвуковых ма шин. Путешествие в таких самолетах будет проходить гораздо приятнее. В отличие от дозвуковых в новом лай нере щум почти не слышен. дал скоростные реактивные самолеты «ТУ-12 4» и «ТУЙ 3 4» д ля ближних и средних авиалиний. «ТУЧ 3 4» п оявился на воздушных трассах совсем недавно. Промышлен- ности легко было освоить его выпуск; двигатели у «новичка» располохены в хвостовой части, что значительно снижает шум в пассажирских сало нах. Скорость «ТУ-12 4» — 800 кило метров в час, у «ТУЧ 3 4» на сто ки лометров больше. Многие авиаком пании Европы, Азии, Африки и Ла тинской Америки высказали жела ние приобрести эти удобные и на дежные самолеты. Большой интерес участников сало на вызовет один из крупнейших в ми ре трансконтинентальный реактивный корабль «ИЛ-62» конструктора Сер гея Ильюшина. Крейсерская ско рость его 850 километров. Он спо собен совершить беспосадочный пе релет в Нью-Йорк. Большую популярность завоевал не международных линиях турбовинто вой самолет Ильюшина — «ИЛ-18». Машина эксплуатируется уже в че тырнадцати странах. На Ле Бурже представлена сейчас его модифика ция «ИЛ-18Д». Скорость этого само лета — 650 километров в час, в трех пассажирских салонах может размес титься от 65 до 122 человек. Париж увидит и «семью» вертоле тов, созданных конструкторским-кол лективом под руководством Михаиле Миля: пассажирский «В-8», летающий кран «В-10» и «МИ-6». Последний — самый крупный в мире транспортный вертолет, поднимающий р воздух до 65 человек, или до 13 тонн груза. Вертолету «МИ-6» уже принадлежит четырнадцать мировых рекордов. В народном хозяйстве СССР «МИ-6» используется в основном ■ транспортном варианте. Его приме няют для установки буровых вышек, опор линий электропередачи. Меж ду прочим, этот вертолет доставлял космический корабль «Восток» от ме ста приземления на ракетодром. Два турбовинтовых двигателя обеспечи вают безопасность полета. Если они вдруг оба откажут, что практически невозможно, то вращающиеся лопа сти автоматически создают тормозя щий момент и машина благополучно приземлится. Михаил Миль в числе других советских авиаконструкторов находится сейчас в Париже. Больше всего ему, видимо, придется отвечать на вопросы, связанные с машиной «В-10». Она выделяется даже своим внешним видом. Четырехколесное шасси — шириной более шести мет ров, высота от земли до фюзеляжа почти четыре метра. В разделе «Космос» представлен макет корабля-спутника «Восток» вместе с последней ступенью ракеты- носителя. Всего двенадцать типов летатель ных аппаратов демонстрирует Совет ский Союз в парижском салоне. Но авиаторы 161 страны, принимающие участие в нынешнем салоне, тем не менее получат широкое представле ние о гражданском воздушном фло те СССР. О. МОРСКОВ, корреспондент АПН. НА СНИМКЕ: погрузка 50-ме стного автобуса в люк лайнера «АН-22». Фото С. Преображенского. В ы е з ж а т ь ч а щ е ! По области идет голубой автобус. И когда он останавливается на развилке дорог, на полевом стане или на городской площади, его обсту пают нетерпеливые читатели: — Какие у вас книги? Показывайте! И на полках автобуса появляются «Брестская крепость» С. С. Смирно ва, «Утоление жажды» Ю, Трифонова, «Саламина» Рокуэлла Кента, сбор ники стихов Евгения Винокурова, Дмитрия Кедрина, Михаила Светлова альбомы с репродукциями, словари, справочники, много книг Централь но-Черноземного книжного издательства. Особенно активной была книжная торговля после выступлений поэтов и прозаиков. В автобусе было около 500 экземпляров «Живого пламени» — коллективного сборника липчан, примерно столько же — сборника «Рукопожатие». В течение трех дней они были распроданы. Книжные запасы пришлось пополнять в пути. Сотни- книг были проданы во время нашего рейда. Автобус возвра щался с пустыми полками. Вывод можно сделать один: выезжать в районы нужно чаще. В. МЕНЬШИКОВА, старший продавец книжного магазина № 2 г. Липецка. „ В о л о к и т а ” н а ш т р а ф н о й п л о щ а д к е Рады сообщить болельщикам, что в Липецке создана самая но вейшая футбольная команда: «Во локита». В нее входят сотрудни ки горкомхоза, санэпидстанции и Ж КО завода «Свободный сокол». Местом своих соревнований они избрали поле, про которое теперь можно сказать словами героя пушкинской поэмы: «О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?». Расположено оно на окраине жилого района завода «Свобод ный сокол» между домами и так называемым «Козьим логом». И усеяно поле не только костями и другими объедками, но и разны ми нечистотами. А усеяли его владельцы домов совместно с ра ботниками ЖКО , которые так же энергично вывозят на пустырь отбросы. Готовясь к предстоящему Дню здоровья, упомянутые футболи сты пасуют друг другу бумажки, отношения, указания, бьют угло вые, боковые и штрафные. Слы шатся выкрики: — Вы отве чаете за ликви дацию свалки! — Нет, вы! Ну, ну, по смотрим, кто завоюет приз «Грязной ме ~~ телки»? А. ОСТРОВСКИЙ. О Н привык «обмывать» все, что » и и 11ИИШ 111Ш 1Ш Ш ш ш |1И11Ш 1ш иш «Ю 1ШШ»«111»ЦШ»11Ш««111г а 1д 99 оканчивается на «ны»: име нины, похороны, блины, но вые штаны. На сей раз он, кажется, «обмывал» от жилетки рукава, вооб разив с похмелья, что они тоже оканчиваются на «ны»* Занял денег и отправился в ресто ран «Липецк». Пока добирался — пропил деньги. В ресторане решил добавить. Но когда официантка предъявила счет, платить было нечем. Попал в милицию. — Как же это вы дошли до жиз ни такой? — спрашивают его. И он, словно заяц во хмелю из басни, на чал: — Да я.** да мы... Было 90 руб лей..» Подошла какая- то женщина. В веснуш ках. Валя..* Словом, выходило так, что эта женщина обокрала его. Два часа работники милиции выясняли об-. ы У Сатирический уголок ведет нештатный отдел сатиры и юмора З а я ц во хм е лю и стоятельства Де ла. Выяснили: никаких денег у «пострадавшего» не было* п е т л я Финал: «потерпевший» Н . 4С. Ме ще ряков, работающий в фасонном цехе Трубного завода, лепечет: — Простите. Обманул милицию по пьянке, Я первый раз это... И. ТЕЛЕГИН , капитан, дежурный городского отдела милиции. К у п а н и е п о - н о в о л и п е д к и С наступлением лета на терри тории Новолипецкого завода на чался купальный сезон. Админи страция завода любезно предо ставила в распоряжение детей водный бассейн градирни. Осо бенно большой наплыв купаю щихся ребятишек наблюдается в солнечные дни. В пешем порядке и на велосипедах, рискуя попасть под паровоз или автомашину, они пробираются через заводские пути-дороги, чтобы пополоскать ся в бассейне, предназначенном, увы, совсем для других целей. А в это время работники за водской охраны и техники безо пасности надевают на глаза чер ные повязки или отворачиваются спиной к ребятам, чтрбы, в слу чае чего сказать: «Мы ничего не видели и знать не знаем, и ве дать не ведаем,*;- В. СУВОРОВ. Руковод ители Липецкого пасса жирского автохозяйства—в творче ском экстазе. Что бы такое, ввести новое, оригинальнор в движение автобусов? Космонавты летают вокруг Земли, З игщ нд и Ганзелка совершают кругосветное путеше ствие, а липецкие автобусы ходят лишь по прямой. Непорядок! — Отныне автобусы маршрута микрорайон — Н ЛМ З должны на пути следования делать петлю во круг сквера у кинотеатра «Ок тябрь», — мудро решили они. С тех пор заполненные пассажи рами автобусы на каждом рейсе совершают этот отнюдь не почет ный круг. Для чего? А для того, чтобы на контрольном пункте мог ли сделать отметку. Это пустяки, что пассажиры зря теряют время, нервничают, не желая опаздывать на работу. Важно поставить «птичк «/*• А по этому: — %ру-у-гом! Погдваривают, что готовится проект еще одного}новшества; ав- тобудЬтмаршрута «Спутник»—ЛТЗ предварительно будут разворачи ваться вокруг Трубного завода. , Л . СУКОЧЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz