Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

20 июня 1965 г., М 1 44 (3345] Л Е Н И Н С К О Й З Н А М Я 5 Н едавно брига* } да липецких лиса* ♦ телей совершила | рейд по городам : и селам нашей М А Р Ш Р У Т — К Ч И Т А Т Е Л Я М ! области. Они. 1 встречались с читателями, мили слушателей с литературой, вы- ------------- - -------- ----— рас-| пускаемой Центрально-Черноземным «пространяли литературу, собира-! книжным издательством. $ ли материал для своих новых* В нашем литературном рейде по «произведений. Сегодня мы луб-; области участвовали поэты Юрий | ликуем путевые заметки участии-1 Чернов, Владислав Зорин и Вален­ тное рейда. $ тина Купавых, прозаики Владимир Добряков и Иван Ботвинник. Мы везли с собой много книг, среди ко- Любое, даже самое длинное путе­ шествие начинается с первого шага. Первый шаг нами был сделан два года назад, когда вот так же на книготорговском автобусе мы отпра­ вились в путь но городам и районам нашей области. Тогда мы выбрали один маршрут, на следующий год — другой, ныне—третий. Но цель всех поездок была одна — встреча тех, кто пишет, с теми, кто читает. Как и прежде, было много инте­ реснейших бесед со студентами и колхозниками, строителями и жур­ налистами, рабочими и детворой, учеными и домохозяйками. Выступать приходилось и в парке, и в клубе, перед микрофоном, и просто на деревенской улице, когда люди рассаживались полукругом прямо на траве. Разговор пелся о творчестве современных прозаиков и поэтов, о преемственности лучших литературных традиций. Члены на­ шей бригады читали свои стихи, от­ рывки из повестей и рассказов, де­ лились творческими планами, знако- торых немало и написанных нашими литераторами. А хозяйством этим ведала Валентина Меньшикова, оа- ботник одного из липецких книж­ ных магазинов. И, конечно, мы да­ леко не уехали бы без нашего шо­ фера Ивана Федосова.- Десять дней пути. Добрую часть времени мы провели на колесах. Оно и понятно. Не одну сотню ки­ лометров дорог — асфальтирован­ ных, шоссейных, проселочных — прошел наш автобус. Липецк—Елец —Долгоруково—Чернава — Станов- лянский район — Елецкий район — Хлевное — Липецк — таков был наш маршрут. О том, как проходила поездка, пожалуй, могут дать некоторое представление отдельные записи, иногда серьезные, а подчас и шутли­ вые, из нашего путевого дневника. «День первый. Первая встреча — с задонцами* Выступали в город­ ском парке уже вечером на откры­ той эстраде. У нас было два серьез­ ных соперника — грачи и танцпло­ щадка. На верхушках деревьев над нами во все горло кричала эта не­ спокойная птица, устраиваясь на ночлег, а неподалеку ухал барабан и верещала труба, отчетливо слыша­ лось шарканье ног танцующих. Гра­ чи вскоре угомонились. Через полча­ са после начала нашего выступления замолк и оркестр: танцующие пере­ кочевали поближе к нам. День второй. Три выступления в Ельце — в технической школе перед железнодорожниками, в педагогиче­ ском институте, на агитплощадке возле жилых домов Элементного за­ вода. Запомнилась встреча со студента­ ми пединститута. Несмотря на то, что у них полным ходом шла подго­ товка к экзаменам, зал был полон. Юрий Чернов и Владимир Добря­ ков рассказали о прошедшем съезде писателей РСФСР, о том новом, что появилось в последние годы в совет­ ской литературе. Чувствовался неподдельный живой интерес к поэзии, в особенности современ­ ной. «В ней, — сказала одна девуш­ ка,—я вижу отражение своих мыслей и чувств, волнующих меня, но выра­ зить которые я не всегда могу. А поэзия это делает, делает тонко, чутко. Поэтому я не могу не любить ее»* Беседа продолжилась, когда студенты с книжками в руках стали подходить, чтобы получить автогра­ фы. Вот одна запись, сделанная Юрием Черновым в поэтическом сборнике липчан «Живое пламя». «Я вам дарю «Живое пламя» И верю, что дождусь я дня, Когда приду к вам со стихами, Где искры вашего огня». Не обошлось без цветов. Каждый из нас получил по букетику тюльпа­ нов. Приятно, что ни говори. Мы объединили их в один большой бу­ кет, и он несколько дней пути напо­ минал нам о славных елецких сту­ дентах... День четвертый, Чернава. Надол­ го в памяти останется волнующее знакомство с земляками поэта Пав­ ла Шубина. Его там помнят, лю­ бят... Завидовали члену нашей бри­ гады Валентине Купавых — родом она из того же села, что и Павел Шубин... День пятый. Энергичные люди ра­ ботают в новом, Измалковском рай­ оне. Их стараниями хорошеет рай­ центр, Чего стоит любовно заложен­ ный парк Дружбы! Несколько тысяч деревьев и кустарников высадили в нем измалковцы. Немало хлопот выпало на долю председателя рай­ исполкома Александры Тихоновны Литвиновой, второго секретаря рай­ кома партии Александра Василье­ вича Кустова и их деятельных по­ мощников —• секретаря райкома комсомола Василия Волкова, заведу­ ющего отделом культуры Николая Савосина. Подумалось: немало есть еще у нас сел, где не увидишь ни деревца, ни кустика. Как люди иногда обедняют себя, свою жизнь... День седьмой. Волынская лесо­ степная станция. Какие великолеп­ ные зеленые богатства собраны здесь. И обидно становится, что да­ же наш Липецк, не говоря уж о дру­ гих городах области, так мало поль­ зуется ими. День, девятый. Поездка наша идет к концу. Мы в совхозе «Каменский» Секретарь парткома Борис Иванович Лупарев рассказал о делах коллек­ тива. Птицеводы этого специализи­ рованного хозяйства уже дали госу' дарству более 6,5 миллиона яиц. Всего в этом году они рассчитывают получить миллионов четырнадцать. Цифра очень внушительная. Любо пытное сравнение: четыре года на' зад 15 4 х озяйства области произвели около семнадцати миллионов яиц. Теперь же почти такое количество даст один совхоз»... Вот, коротко, наши путевые впе­ чатления. После каждой встречи жаль было расставаться с новыми друзьями. Но дорога звала нас: вперед, вперед! В. ПОЛЯНСКИЙ, ст. редактор Центрально-Черно­ земного книжного издательства. БЕЛЕЕТ ПАРУС НАД С О С Н ОЮ . . . Советский поэт * Павел Шубин ро-* дился в с. Черна-* Я не помню ни дня, ни часа, когда это было. Три березки шептались на пригорке, Я смотрел вниз и видел, как их отражения купаются в водах Сосны, Но вот набежал ветер, бе­ резки закачались на волнистой ряби, а там, где река изгибается, убегает в зеленую луговину, взметнулся бе­ лым крылом упругий парус... Видел ли я парус или мне показа­ лось? Я отчетливо услышал стихи: •— Пусть буду я стариться дома, Пусть буду, как пепел, седой, Но парус, к рассвету ведомый Исканий тревожной звездой, Запомню, как единоверца... ...И смерти наступит черед, Когда не останется в сердце Простого стремленья вперед. Состариться дома Павлу Шубину •—автору этих строк — не пришлось. И стремленье вперед не иссякло и не ослабло, а сердце сдало.., Минули годы, но его родная Чер­ нава, ее пейзажи почти не измени­ лись. Та же буйная кипень садбв, разве что тонкие мачты телевизион­ ных антенн дополнили картину; та же робкая застенчивость Сосны и Чернавки; та же беспечная разно­ голосица птиц. Я шел по тропинкам его детства, по шатким мосткам, с которых он прыгал в реку, стоял под яблоней, посаженной Павликом. Над цвету­ щими ветками жужжали пчелы, ветер лениво сдувал белые лепестки, а я смотрел на длинный приземи­ стый дом, на затейливую трубу, ела- женную из черепицы: — Дальнозоркой памятью увижу За сто верст отсюда на закат Низкую соломенную крышу, Вровень с ней сугробы, а повыше— Дым над черепичною трубою: Башенкой белесо-голубою В небо он уходит, языкат... Дома — Шкуры волчьи на распялках, Веники сухого чебреца, Кадка взвару, Меду полкорца, Печь — в полхаты, в петухах и галках Цвета молодого огурца — Мудрое художество отца... Павел Шубин, как живой гид, вводит нас в родной дом. Вот они — «печь в полхаты» и веник, пахну­ щий чебрецом, и тонко попискиваю­ щие в ящике пушистые инкубатор­ ные цыплята, и, конечно, «мудрое художество отца», не стертое года­ ми.., Маленькая комнатка с низким потолком (рукой достанешь), дере­ вянные стены, старые, старые ходи­ ки с изображением шишкинских ми­ шек. Не обнаружили мы только «шкуры волчьи». — Это Павлик для красного слов­ ца помянул, — объясняет брат поэта Андрей Николаевич. — Отец разве что одного волка за все годы убил. Правда, лис да зайцев бил много. И Павлик с пустыми руками из лесу не возвращался. Потекли воспоминания. Тесная комнатка раздвинулась, вмещая ши. рокий мир — детство поэта. Каким оно было? Я припоминаю Д Здесь каждый овраг полон жизни живой. Здесь каждая ветка поет над тобой. И ширь благодатна, и синь глубока. Зови — и приду я в твои облака. Я я Равнинное море. Чернава родная. а Родные края. Березка моя. В. КУПАВЫХ. Измалковский район. рассказы родных и знакомых Павла Шубина. Шестилетний чернявый мальчишка с утра убегал к ткав*. Он стоял у приоткрытой двери и слушал, как отвечают ребята, как ведет урок Елизавета Ильинична Нецветаева. Павлика в школу не пускали — рано было, но он научился читать, писать, считать и пошел сразу ро второй класс. И, бывало, учительница доверяла ему читать на уроке вслух новый материал. Потому что читал он вы­ разительно, увлеченно. Павлик был вообще увлекающей­ ся натурой. То носится с рассвета до ночи за лисами, то головля на вьюна ловит, то зачитывается «Бы­ линами» и всем их читает, чтобы полноту восторга разделить с това­ рищами. В сарае мне показали жердь. В нескольких местах она сильно про­ терта — там был привязан конь, гордо названный дедом Павла — Помпей. История коня примечатель­ на. Было это давно, С Поволжья в поисках хлеба через Чернаву шли голодающие крестьяне. Они бросили : 20 книг. трехногого коня, который непрерыв- $ поэмы «Котовцы», «Товарищ», но спотыкался и через каждые де- I Участники рейда открыли в Чер- * ♦ навСкой библиотеке мемориаль- 1 ный уголок, посвященный памя- $ ти поэта-земляка. НА СНИМКЕ: П. Шубин. НАШИ МАЛЬЧИШКИ Он стоял на коленках •=» этот не­ торопливый и широколобый маль­ чишка с внимательными, темными глазами. Он был занят важным де­ лом: творил. Именно творил. Танк, вылепленный им из песка, был, слов­ но настоящий. Стремительно вскину­ тый корпус грозной машины с баш­ ней и пушкой, казалось, вот-вот со­ рвется с места и понесется в пекло боя. Танк стоял среди песочного ящика. Великолепный танк. А мальчишка все еще был чём-то недоволен. Вни­ мательно взглядывал на свое про­ изведение сзади, спереди, и — там что-то подправит, здесь подровняет... Это было в Ельце, на одной из дворовых агитплощадок Элементного завода. Пока участники нашей лите­ ратурной бригады готовились к вы­ ступлению, пока собирался народ, я все наблюдал за мальчишкой. И вдруг мне подумалось: почему он делает танк, а не дом, например, или трактор, или плотину гидростан­ ции? Мы же растим ребятишек для мирного созидательного труда. А тут танк! Ведь где-то далеко, в ка­ ком-нибудь городе Северной Амери­ ки, так же вот наверняка сидит се­ бе в песочном ящике американский мальчишка и тоже мастерит танк. И, может быть, не хуже этого. Так в чем же разница? Ведь есть же она, обязательно есть! Я подошел ближе к ребятишкам, игравшим в песочном ящике, и услышал одну фразу, кото­ рая все сразу поставила на место. Белобрысый мальчуган, с уважением смотря на танк, проговорил: —- А если они на Кубу полезут, он как бахнет из пушки!.. Вот и вся разгадка. Конечно, маль­ чишки есть мальчишки — им пода­ вай пушечную пальбу, сражения. Только весь вопрос в том: во имя чего сражаться, на чьей стороне? На­ ша советская детвора мечтает осво­ бодить мир от насилия и бесправия. Они больно переживают трагедию народа Южного Вьетнама и Доми­ никанской Республики, многостра­ дальных Конго и Анголы. Они хо­ тят, чтобы свободолюбивая Куба без помех строила свою счастливую жизнь. Ради этого наши мальчишки и строят грозные танки, ради этого мысленно ходят в жаркие сражения. А тот, другой мальчишка, за оке­ аном? Сердце его от рождения тоже ролно доброты и участия. Но нена­ долго их хватает. Там все делается для того, чтобы напоить юные души ядом злобы и человеконенавистниче­ ства, презрения к людям иного цве­ та кожи. На этом позорном попри­ ще, не зная устали, трудятся радио, телевидение, кино, комиксы. И тру­ ды не пропадают даром. Тем, пока еще песочным танком, американский мальчишка мысленно давит парти­ зан Южного Вьетнама, преграждает своим соотечественникам-неграм путь к школе для белых, во весь дух не­ сется по прериям Парагвая. Как все это непохоже на светлые мечты наших детишек! Мне вспоми­ нается танк, грозный Т-3 4, установ­ ленный во Львове. В июле 1^ 44 г ода этот танк под командованием Алек­ сандра Марченко первым ворвался во Львов, где более трех лет хозяй­ ничали немецко-фашистские захват­ чики. Александр Марченко промчал­ ся по улице к центру города и, вы­ скочив из машины, кинулся к рату­ ше. Он взобрался по крутой лестни­ це на самый верх, и над освобож­ денным городом огнем полыхнул красный флаг. Сам Марченко —• ра­ бочий с далекого Урала <— погиб в этой операции. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а легендарный танк навечно замер на каменном постаменте на улице Ленина, на той улице, по ко­ торой он впервые промчался, неся ос­ вобождение древ­ нему городу. У пастам е н т а всегда увидишь цветы. Торжест венные венки с лентами, живые букеты. В этом — выражение люб ви и уважения к героическим вой нам Советской Армии. А однажды я увидел у памятника троих ребяти­ шек. Им было лет по десять-один­ надцать. Самые обыкновенные маль чишки — вихрастые, дочерна заго­ релые, с цыпками и ссадинами на ру­ ках. Они тоже принесли цветы. Со­ брали на лугу ромашки, желтые лю­ тики-маленький, незаметный буке­ тик — и молча положили у каменно­ го постамента. Было видно, что их никто не посылал сюда и не просил этого делать. Просто они сами, по велению добрых сердец, положили цветы. И этот скромный букетик, помню, едва не до слез взволновал меня. Вот и сейчас, в теплый летний ве­ чер, этот елецкий мальчуган, выле­ пивший такой замечательный танк, вновь как бы воскресил во мне те чувства радости и спокойного удов летворения. Да, наши мальчишки щедрые, добрые, сердечные и горя чие мальчишки — наши завтрашние строители и защитники, не дадут восторжествовать в мире злобе и на­ силию. Не позволят. Они сделают все, чтобы народы Земли были сво бодными. , В. ДОБРЯКОВ. ве. Широко Он — автор известны его сять метров падал. Павлик выходил его, научил от­ зываться на свист, водил в ночное. в двадцать девятом году торже­ ственно отвел рыжего Помпея в колхоз. Сколько раз выхаживал Павлик скворца, выпавшего из гнезда, кор­ мил его изо рта; сколько смастерил скворечников, доныне висящих среди темной кроны чернавских де­ ревьев...- За скрипучим стареньким столи­ ком мы рассматриваем фотокарточки Павла Николаевича. Запоминается снимок, сделанный сразу после вой­ ны: поэт худой, резко обозначены скулы. Тяготы рейдов по тылам гит­ леровцев и бомбежки на ладожском льду, и десантный бросок у фиордов Норвегии — все это прорезало на лбу первые складки. А вот фото, подаренное землякам Шубина Алек­ сандром Коваленковым. Павел Ни­ колаевич опер подбородок на руку. Пальцы зажали погасшую папиросу. На красивом, как бы точеном лице •глубокое раздумье. Этот же портрет и в читальном зале сельской библиотеки. Не слу­ чайно он понравился всем, кто знал поэта, — видимо, он лучше других напоминает живого Шубина. А в чи­ тальном зале почти нет сельчан, ко­ торые не видели хоть раз—другой своего знатного земляка. И собрались они сегодня, как на праздник: женщины принарядились, мужчины выбритые, подтянутые, в черных костюмах молодежь. Впро­ чем, этот день можно с полным основанием считать праздничным. Чернавцы открывают мемориальный уголок, посвященный поэту, шагнув­ шему в большую литературу из их села! К сожалению, есть еще у нас се­ ла, где растеряны крупицы истории и славы родного края, где быльем поросли родники творчества. А ведь традиции — живая кровь поколений. Молодцы, чернавцы! Они связа­ лись с писателями и собрали из разных уголков страны стихи, ста­ тьи, книги, фотокарточки своего земляка. Они рассказали своим де­ тям и внукам о Павле Шубине. Пер- { •М И М М М И М И М М М М М М И М ♦.» вая волостная пионервожатая Татья. на Николаевна Пустовалова вспом­ нила чернавских пионеров той поры — босоногих и счастливых. Среди них был и Павлик. Девочкам шили блузки из простыней. Другой воз­ можности достать материал не было. Помнит она и пьесу «Беспризор­ ники», напечатанную «Пионерской правдой». Павлик играл главную роль. По выражению Татьяны Нико. лаевны, «он был хорошо одег — настоящие лохмотья». Память земляков многое сохрани ла: и горячую, искрометную поры вистость Павла (кто-то из его предков был цыган), и его влюблен­ ность в поэзию (до сих пор Евгения Ивановна Бельских помнит стихи Эдуарда Багрицкого, слышанные из уст Павла), и его мечты о завтраш­ нем дне Чернавы, колыбели поэта: — И, может быть, затем дано нам детство, Чтоб вешним утром встретиться в упор С зеленою землей И заглядеться На дольнюю красу... И с этих пор До седины оставить в сердце чистом Влюбленность в мир... Эту влюбленность в мир Павел Шубин пронес через всю жизнь. Ее не остудили ни ветры Заполярья, ни военная гроза. Трепетный парус его поэзии, взявший старт с берегов тихой и скромной Сосны, смело вы шел в широкое и бурное море совет, ской литературы. И поэтому симво­ лично прозвучали в читальном зале чернавской библиотеки стихи Алек сандра Межирова, присланные зем­ лякам Шубина: — Но я тебе поверил, Павел, —* Ты, как и всем друзьям живым, В наследство парус мне оставил, Набитый ветром штормовым! 1 Ю. ЧЕРНОВ. с. Чернава* Н а х о д к а н а д о р о г е ЯКУТСК, 18 июня. (Корр. ТАСС). Старый горняк Александр Афанась­ евич Дорохов, много лет проработавший в Алданском районе Якутии, го­ стил у знакомых в поселке Лебединый, Возвращаясь домой, Александр Афанасьевич остановился передохнуть около моста через речку Орта Са­ ла. И тут его внимание привлек камень, вывернутый из дороги только что прошедшим грейдером. Взяв камень в руки, Дорохов убедился, что это золото. Находка сдана в кассу треста «Якутзолото». килограмм сто граммов, Вес самородка — один Советские „звезды" Б X X V I М е Ж дународном . с а л о н е а э р о н а в т и к и и к о с м о с а Авиация должна быть массовым видом пассажирского транспорта* —так считает Андрей Туполев. И не только о больших расстояниях ду­ мает конструктор. Его коллектив соз- В 1959 году в Международном са­ лоне аэронавтики и космоса в Пари­ же впервые были показаны совет­ ский реактивный лайнер «ТУ-10 4» и стосемидесятиместный турбовинто­ вой самолет «ТУ-11 4». Э то вызвало сенсацию. Ни одна авиационная ком­ пания мира не имела в ту пору пас­ сажирских самолетов подобного ти­ па. Парижские газеты называли эти машины Андрея Туполева «Звездами воздушного праздника». «Звезды» парижского салона 1965 года, открывшегося 10 июня, — мо­ дель сверхзвукового пассажирского самолета «ТУ -144» и транспортный гигант «АН-22», созданный в конст­ рукторском бюро Олега Антонова. На одном из подмосковных аэро­ дромов мне довелось наблюдать ра­ боту этого воздушного богатыря. Са­ молет легко сел на травяное поле. Короткая пробежка, замолкли четы­ ре турбовинтовых двигателя, открыл­ ся люк, и из самолета выехали... три пятидесятиместных автобуса марки «Львов». До 80 тонн грузов — двад­ цать тракторов или восемьсот пасса­ жиров способен поднять в воздух но­ вый «АН». Длина его кабины 33 метра, высота и ширина по 4,4 мет­ ра. Олег Антонов — один из моло­ дых советских Генеральных конст­ рукторов. Мне много раз приходи­ лось встречаться с этим невысоким, худощавым человеком и в его кон­ структорском бюро, где он проводит по десять—двенадцать часов в сутки, и дома, в уютном двухэтажном кот­ тедже. Техника и искусство — два главных увлечения Антонова. Он так же любит рисовать, как и разбирать­ ся в замысловатых формулах. На парижском аэродроме Бур­ же сейчас демонстрируются его турбовинтовые самолеты: пассажир­ ский «А Н-24», тра и с п о р т и ый «АН-12-Б» и металлический планер «А-15», «АН-12-Б»—последняя моди­ фикация всемирно извес т н о г о «АН-10», совершившего в паре с са­ молетом Сергея Ильюшина—«ИЛ-18» трансконтинентальный перелет из Москвы в Антарктиду и обратно. Главное стремление Антонова и его инженеров •— создавать «воздуш­ ные вездеходы», максимально непри­ хотливые машины, способные садить­ ся на грунтовые аэродромы и есте­ ственные Площадки. Такой «везде­ ход» — пятидесятиместный «А Н-24», р азвивающий скорость до пятисот ки­ лометров в час. Андрей Туполев — патриарх со­ ветского авиастроения. Несмотря на свои семьдесят шесть лет, он про. должает стремиться к высоким ско­ ростям. Теперь Туполев заявляет ми­ ру о сверхзвуковом пассажирском самолете «ТУ -144», который сможет совершать беспосадочные перелеты на 6500 километров. Скорость его 2500 километров в час. Два комфор­ табельных салона нового «ТУ» рас считаны на 121 пассажира. Об этой машине рассказал мне один из ее создателей Алексей Тупо­ лев, сын Генерального конструктора. — Долгое время считалось, что гораздо выгоднее строить пассажир­ ские самолеты с дозвуковыми скоро­ стями, — сказал молодой Туполев.— Но стремительный прогресс в разви тии авиационной техники открыл ши­ рокие возможности для строительст­ ва экономичных сверхзвуковых ма­ шин. Путешествие в таких самолетах будет проходить гораздо приятнее. В отличие от дозвуковых в новом лай­ нере щум почти не слышен. дал скоростные реактивные самолеты «ТУ-12 4» и «ТУЙ 3 4» д ля ближних и средних авиалиний. «ТУЧ 3 4» п оявился на воздушных трассах совсем недавно. Промышлен- ности легко было освоить его выпуск; двигатели у «новичка» располохены в хвостовой части, что значительно снижает шум в пассажирских сало­ нах. Скорость «ТУ-12 4» — 800 кило­ метров в час, у «ТУЧ 3 4» на сто ки­ лометров больше. Многие авиаком­ пании Европы, Азии, Африки и Ла­ тинской Америки высказали жела­ ние приобрести эти удобные и на­ дежные самолеты. Большой интерес участников сало­ на вызовет один из крупнейших в ми­ ре трансконтинентальный реактивный корабль «ИЛ-62» конструктора Сер­ гея Ильюшина. Крейсерская ско­ рость его 850 километров. Он спо­ собен совершить беспосадочный пе­ релет в Нью-Йорк. Большую популярность завоевал не международных линиях турбовинто­ вой самолет Ильюшина — «ИЛ-18». Машина эксплуатируется уже в че­ тырнадцати странах. На Ле Бурже представлена сейчас его модифика­ ция «ИЛ-18Д». Скорость этого само­ лета — 650 километров в час, в трех пассажирских салонах может размес­ титься от 65 до 122 человек. Париж увидит и «семью» вертоле­ тов, созданных конструкторским-кол­ лективом под руководством Михаиле Миля: пассажирский «В-8», летающий кран «В-10» и «МИ-6». Последний — самый крупный в мире транспортный вертолет, поднимающий р воздух до 65 человек, или до 13 тонн груза. Вертолету «МИ-6» уже принадлежит четырнадцать мировых рекордов. В народном хозяйстве СССР «МИ-6» используется в основном ■ транспортном варианте. Его приме­ няют для установки буровых вышек, опор линий электропередачи. Меж­ ду прочим, этот вертолет доставлял космический корабль «Восток» от ме­ ста приземления на ракетодром. Два турбовинтовых двигателя обеспечи­ вают безопасность полета. Если они вдруг оба откажут, что практически невозможно, то вращающиеся лопа­ сти автоматически создают тормозя­ щий момент и машина благополучно приземлится. Михаил Миль в числе других советских авиаконструкторов находится сейчас в Париже. Больше всего ему, видимо, придется отвечать на вопросы, связанные с машиной «В-10». Она выделяется даже своим внешним видом. Четырехколесное шасси — шириной более шести мет­ ров, высота от земли до фюзеляжа почти четыре метра. В разделе «Космос» представлен макет корабля-спутника «Восток» вместе с последней ступенью ракеты- носителя. Всего двенадцать типов летатель­ ных аппаратов демонстрирует Совет­ ский Союз в парижском салоне. Но авиаторы 161 страны, принимающие участие в нынешнем салоне, тем не менее получат широкое представле­ ние о гражданском воздушном фло­ те СССР. О. МОРСКОВ, корреспондент АПН. НА СНИМКЕ: погрузка 50-ме­ стного автобуса в люк лайнера «АН-22». Фото С. Преображенского. В ы е з ж а т ь ч а щ е ! По области идет голубой автобус. И когда он останавливается на развилке дорог, на полевом стане или на городской площади, его обсту­ пают нетерпеливые читатели: — Какие у вас книги? Показывайте! И на полках автобуса появляются «Брестская крепость» С. С. Смирно ва, «Утоление жажды» Ю, Трифонова, «Саламина» Рокуэлла Кента, сбор ники стихов Евгения Винокурова, Дмитрия Кедрина, Михаила Светлова альбомы с репродукциями, словари, справочники, много книг Централь­ но-Черноземного книжного издательства. Особенно активной была книжная торговля после выступлений поэтов и прозаиков. В автобусе было около 500 экземпляров «Живого пламени» — коллективного сборника липчан, примерно столько же — сборника «Рукопожатие». В течение трех дней они были распроданы. Книжные запасы пришлось пополнять в пути. Сотни- книг были проданы во время нашего рейда. Автобус возвра­ щался с пустыми полками. Вывод можно сделать один: выезжать в районы нужно чаще. В. МЕНЬШИКОВА, старший продавец книжного магазина № 2 г. Липецка. „ В о л о к и т а ” н а ш т р а ф н о й п л о щ а д к е Рады сообщить болельщикам, что в Липецке создана самая но­ вейшая футбольная команда: «Во­ локита». В нее входят сотрудни­ ки горкомхоза, санэпидстанции и Ж КО завода «Свободный сокол». Местом своих соревнований они избрали поле, про которое теперь можно сказать словами героя пушкинской поэмы: «О, поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?». Расположено оно на окраине жилого района завода «Свобод­ ный сокол» между домами и так называемым «Козьим логом». И усеяно поле не только костями и другими объедками, но и разны­ ми нечистотами. А усеяли его владельцы домов совместно с ра­ ботниками ЖКО , которые так же энергично вывозят на пустырь отбросы. Готовясь к предстоящему Дню здоровья, упомянутые футболи­ сты пасуют друг другу бумажки, отношения, указания, бьют угло вые, боковые и штрафные. Слы шатся выкрики: — Вы отве чаете за ликви­ дацию свалки! — Нет, вы! Ну, ну, по­ смотрим, кто завоюет приз «Грязной ме ~~ телки»? А. ОСТРОВСКИЙ. О Н привык «обмывать» все, что » и и 11ИИШ 111Ш 1Ш Ш ш ш |1И11Ш 1ш иш «Ю 1ШШ»«111»ЦШ»11Ш««111г а 1д 99 оканчивается на «ны»: име­ нины, похороны, блины, но­ вые штаны. На сей раз он, кажется, «обмывал» от жилетки рукава, вооб­ разив с похмелья, что они тоже оканчиваются на «ны»* Занял денег и отправился в ресто­ ран «Липецк». Пока добирался — пропил деньги. В ресторане решил добавить. Но когда официантка предъявила счет, платить было нечем. Попал в милицию. — Как же это вы дошли до жиз­ ни такой? — спрашивают его. И он, словно заяц во хмелю из басни, на­ чал: — Да я.** да мы... Было 90 руб­ лей..» Подошла какая- то женщина. В веснуш­ ках. Валя..* Словом, выходило так, что эта женщина обокрала его. Два часа работники милиции выясняли об-. ы У Сатирический уголок ведет нештатный отдел сатиры и юмора З а я ц во хм е лю и стоятельства Де­ ла. Выяснили: никаких денег у «пострадавшего» не было* п е т л я Финал: «потерпевший» Н . 4С. Ме­ ще ряков, работающий в фасонном цехе Трубного завода, лепечет: — Простите. Обманул милицию по пьянке, Я первый раз это... И. ТЕЛЕГИН , капитан, дежурный городского отдела милиции. К у п а н и е п о - н о в о л и п е д к и С наступлением лета на терри­ тории Новолипецкого завода на­ чался купальный сезон. Админи­ страция завода любезно предо­ ставила в распоряжение детей водный бассейн градирни. Осо­ бенно большой наплыв купаю­ щихся ребятишек наблюдается в солнечные дни. В пешем порядке и на велосипедах, рискуя попасть под паровоз или автомашину, они пробираются через заводские пути-дороги, чтобы пополоскать­ ся в бассейне, предназначенном, увы, совсем для других целей. А в это время работники за­ водской охраны и техники безо­ пасности надевают на глаза чер­ ные повязки или отворачиваются спиной к ребятам, чтрбы, в слу­ чае чего сказать: «Мы ничего не видели и знать не знаем, и ве­ дать не ведаем,*;- В. СУВОРОВ. Руковод ители Липецкого пасса­ жирского автохозяйства—в творче­ ском экстазе. Что бы такое, ввести новое, оригинальнор в движение автобусов? Космонавты летают вокруг Земли, З игщ нд и Ганзелка совершают кругосветное путеше­ ствие, а липецкие автобусы ходят лишь по прямой. Непорядок! — Отныне автобусы маршрута микрорайон — Н ЛМ З должны на пути следования делать петлю во­ круг сквера у кинотеатра «Ок­ тябрь», — мудро решили они. С тех пор заполненные пассажи­ рами автобусы на каждом рейсе совершают этот отнюдь не почет­ ный круг. Для чего? А для того, чтобы на контрольном пункте мог­ ли сделать отметку. Это пустяки, что пассажиры зря теряют время, нервничают, не желая опаздывать на работу. Важно поставить «птичк «/*• А по­ этому: — %ру-у-гом! Погдваривают, что готовится проект еще одного}новшества; ав- тобудЬтмаршрута «Спутник»—ЛТЗ предварительно будут разворачи­ ваться вокруг Трубного завода. , Л . СУКОЧЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz