Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 22 мая 1965 г., 3* 119 (3320) ИНЖЕНЕР В ОТВЕТЕ ЗА ЭКОНОМИКУ Высокой точности обработки деталей добивается токарь инст­ рум ентально-м еханического цеха Л и п ец ко го радиаторного завода ударни к комм унистического тр у ­ да А . Н. Б езрукавников. Его пор­ трет помещ ен на Д о с к у почета предприятия. Н А С Н И М К Е : токарь А . Н . Безрукавников. Ф ото Ю . Клю ева. З А В О Д С К О Й технический кабинет • Новы й технический ка б и н е т создан на Елецком заводе станочной гидро Аппаратуры . Здесь представлены Асе основные виды продукции Выпускаемой предприятием. В кя бинете оформлены т а к ж е тематиче бки-е отделы: «П ластм ассы в м аш и построении», « Н о в а я технология по кр аски изделий поливенилбутера лем», «П рим енение искусственны х ал мазов для заточки и доводки р е ж у щ и х инструм ентов» и другие. В одной из ко м н ат размещ ены Стенды: «С ем илетка завода», «В нед рение прогрессивной технологии» и др. В. Ч Е У С О В Л и пец ки е тракторостроители н а ­ стойчиво соверш енствую т свое про­ изводство. З а последние годы на за ­ воде введено большое количество технических новш еств. М но ги е из « и х дали ощ утимы е экономические результаты , способствую т сниж ению затр а т труда, материалов, энергии, сырья. М е то д объемной ш там повки, на­ пример, позволяет сократить расход металла, пара, инструм ента, а глав ­ ное, снизить трудоем кость изделий. Ш ир окое применение искусственны х алмазов дало возможность ум ень­ шить нормативы расхода реж ущ его инструм ента. У спеш но внедряю тся и приносят больш ую выгоду сварки — пол у автом атичеек а я , о лек трок онт ак т - ная и в среде защ итны х газов, но- • вые крепители, ультразвуковая очи­ стка трубок гидросистем . Только по­ следняя позволяет за год сберегать десятки тысяч рублей. Н ем ал о де лается для улучш ения конструкции и удеш евления колесного трактора. Й все-таки, к а к ни парадоксально, нас, экономистов, не всегда радую т технические новинки. К сож алению частенько мы вы нуж дены д а ж е протестовать против внедрения неко­ торы х из них, потом у что они про сто невыгодны. О д н ако на наш ем заводе контроль за этим осущ ествляется не всегда Зачастую предварительные расчеты эконом ического эффекта от внедре ния нового делаю тся безграмотно небреж но, больше для формы. Р у к о ­ водители отделов, сл у ж б не прове ряю т их. С лучается, что расчеты не составляю тся до внедрения новинки И получается по пословице: «П и ро вали— веселились, посчитали — про слезились». К а к правило, при подсчетах завы ш ается эконом ический эффект. П р о исходит это, с одной стороны, пото му, что специалисты пренебрежи тельно относятся к эконом ике и не знаю т, к а к сделать грам отны й под счет, а с другой стороны, стремятся «набрать» побольше общ ий эко ном и ­ ческий эффект за год. Ведь, по нему оценивается участие отдела или служ бы в техническом прогрессе. Нововведения, проведенные без глубоко го анализа их целесообрзз ности, л о ж атся тяж елы м грузом па себестоимость продукции. Н а наш ем заводе, например, много проектируется и изготовляется не стандартного оборудования для соб ственньгх н у ж д . П о рой это диктуется острой необходимостью. Н о часто не считаясь с затратам и , к а ж дый старается- обеспечить себя «соб­ ственным» оборудованием . А это очень дорого обходится заводу. О б этом говорит хотя бы такой пример. В сталелитейном цехе без­ действую т изготовленны й собствен­ ными силам и грузовой конвейер, станки для зачистки траков и другое нестандартное оборудование — все­ го на 32 тысячи рублей. Ч е р те ж и на него готовил в свое время отдел ме­ ханизации и автом атизации. О т это­ го оборудования не получено н и ка ­ кой отдачи. У ж е четыре года цех делает ам ортизационны е отчисления и еще не погасил 11 тысяч рублей. П остепенно та кая техн ика р азуко м п­ лектовы вается, раетас к и в а е т с я. Стремление создавать новое нестан­ дартное оборудование «лю бой це­ ной», без д ол ж но го эконом ического расчета наносит огром ны й ущерб, Естественно, что в связи с рекон­ струкцией завода часть станков при­ ходится демонтировать. О д нако дальнейшее их использование никого не волнует. О борудование на другие предприятия не передается, хотя часть станков при небольших з а тр а ­ та х м ож н о модернизировать и ус пеш но применить или у себя в це­ хах, или на д руги х заводах. Н о здесь получается заколдованны й кр уг. Главны й м ехани к т. А ртем ов кивает на главного технолога, ко то ­ рый не д ает чертеж ей на м одерни­ зацию , а главны й технолог т. Ерм а ков уверяет, что чер теж и выданы , но главны й м еханик не переделывает с тан ки . И вот почти на двести тысяч рублей различной дем онтирован­ ной техники остается на участках и складах. П о рой новые, очень нуж ны е м еха­ низмы подолгу не работаю т или нс пользую тся не с полной нагр узкой из-за того, что своевременно не про водится подготовка производства не изготовляется необходим ая для ни х оснастка. В прошлом году третьем тракторн ом цехе установили отличные агрегатны е станки, прибыв ш ие с завода автом атических линий Установить установили, а пустить до сих пор не м огут: оснастку не и зго ­ товили! М о ж н о привести м нож ество слу­ чаев, когд а предложенны е техниче скими отделам и м ероприятия не раз­ рабаты ваю тся до кон ц а, в экоплуа тации не оправды ваю тся, повыш аю т трудоем кость и себестоимость изде лий. Р аботни ки третьего тракторно го цеха предъявляю т законны е пре тензии к техническим сл уж бам представители которы х редкие гости в цехе, не в никаю т в сущ ность тех эконом ических задач, которые реш ает коллектив, и своими реком ен­ дациям и подчас м еш аю т удеш евлять производство. И х непродуманные технологические изм енения приво­ дят к убы ткам . В прошлом год у кон струкция кор­ пуса переднего моста переделывалась неоднократно. Т р и ж д ы менялась она и в нынешнем году. В итоге ■— уве­ личилась ее металлоемкость, подня­ лись затраты , не говоря у ж о боль­ ш и х расходах, связанных с освоени­ ем новых конструкций, изготовлени­ ем оснастки. Д о сих пор н ет окончательного технологического процесса н а и зго ­ товление кольца к тр а кто р у Т- 40. П р и п у ск на его окончательной ш ли ­ фовке по внутреннем у и нар уж н о м у диам етру составляет полтора милли­ м етра! Н а о бр аб отку одного ко м п ­ л екта тратится 72 минуты . С пр аш и ­ вается: к у д а ж е смотрели работники отдела главного технолога, дум али ли они о стоимости тако й операции?! Д и р екто р завода делал серьезные внуш ения руководителям отделов главного технолога и главного ме­ таллурга. После этого представители их побывали в цехе, в феврале д аж е составили мероприятия, но т а к и не разработали технологии. Третий тракторны й не является в этом смысле исключением. 22 июня 1963 года главны й м еханик завода т. Артем ов, начальник скрапного це ха т. М акар ев ски й , представитель О К С а т. Синицы н и представитель от отдела техники безопасности т. Богданов подписали а кт о вводе в эксплуатацию копра для разделки негабаритного м еталлолома. Д ен ьги давно все выплачены, а копер не ра ботает из-за м елких недоделок. А тем временем тысячи тонн негабз ритного лома о тгр у ж аю тс я для раз делки на другие заводы. Е ж е к в а р ­ тально теряется по этой причине свыше 25 тысяч рублей. Глав ная наш а беда в том, что, ■разрабатывая мероприятия, ко н с т­ рукторы , технологи, работники Б Р И З а часто проявляю т удивитель но легкое отнош ение к экономической стороне дела, рассуж д аю т примерно та к: «Н е получилось — не надо, испробуем другой вариант, А без и зд ер ж ек не обойтись». Д а , изд ер ж ки будут, но какие? Весь вопрос в том, чтобы свести их до м иним ум а. Д л я этого н у ж н о т щ а ­ тельно рассчитать, что дает произ водетву нововведение, и только убе­ дившись в его пользе, начинать вне­ дрять. У нас немало та ки х случаев, когда без эконом ического расчета начина­ ю т создавать новое, тр а тя т сред­ ства, а потом вы нуж дены о тка зать ­ ся от него. Рационализаторы В. И . Д ур нев и А . А . М ельников предло­ ж и ли аннулировать им итатор ги д ­ роусилителя руля трактора Т - 40. О ж и д а е м ая экономия дол ж на была составить свыше двух рублей на ка ж д о й машине. П о заданию отдела главного кон стр укто ра началась подготовка производства, изготози- ли оснастку стоимостью в восемьсот шестьдесят рублей. После этого по­ следовало распоряж ение отменить подготовку и оставить преж нюю тех­ нологию . Через некоторое время снова по­ явилось решение — изменить ко н ст­ рукцию гидроусилителя по реком ен­ дации рационализаторов, аннулиро­ вать все-таки им итатор. Н о ту т оказалось, что у ж е нет оснастки, к о ­ торую в свое время готовили для этой цели. К т о ж е теперь долж ен нести ответственность за непроизво­ дительные затраты ? Распоряж ений много, а виновника не найдеш ь. Безупречно работает грузовой ко н ­ вейер подачи деталей и узлов из прессового цеха в сборочный. О д ­ нако он загр уж е н всего на четверть своей мощности. Конвейер не оправ­ дывает д а ж е собственную ам орти за­ цию и стоимость обслуж ивания. А все потом у, что на заводе не наш лось человека, которы й бы техниче­ ски, организационно и экономически грам отно рассчитал оптимальны е за ­ делы незаверш енного производства в цехе, периодичность и последова тельность загр узки и разгрузки коч вейера деталями. М н о го промахов допускается При внедрении новинок, заимствованных на д ругих заводах. Здесь часто пре­ небрегаю т экономическим анализом не изучая своих конкретны х уело вий, переносят чуж о й опыт. П р и м е­ ром тако го неудачного заим ствова­ ния у нас является конструкция те­ л е ж ки Горьковского автозавода для грузового конвейера. Г у б и т хорош ие начинания волоки­ та. Ещ е в 1961 год у (рационализатор тракторн ого цеха № 4 Н . И . К р у г ­ ликов предлож ил переделать станок. Д в а года назад его м одернизирова­ ли, но не пустили и по сей день: на заводе н и ка к не найдут ну ж н ую гидропанель. Н а м одернизацию за ­ трачено 4800 р ублей. За ам ортиза­ цию выплачено т о ж е немало — 900 ублей, а ож идаем ой отдачи нет от к а к несерьезное отнош ение к эконом ике со стороны технического бюро погубило ценную мысль. Д ело об этой волоките в марте рассм от­ рела группа содействия пар тго ско нт- ролю. Товарищ и из технического бюро цеха наказаны за косность и рути ну. Все приведенные ф акты гов ор ят о том , что инж енеры , конструкторы технологи ны не обязаны быть ещ е н эконом истам и, уметь любое техни ческое реш ение подвергать гр ам о т­ ному эконом ическом у анализу, ибо их ош ибки очень дорого стоят на родном у хозяйству. Интересы дела требую т серьезной эконом ической учебы всех техниче­ ских кадров. Н ад о добиться, чтобы ка ж д ы й инж енер понимал, что толь­ ко систематическое сни ж ени е рас­ ходов благодаря техническом у про грессу обеспечивает успеш ное вы полнение всех технико-эконом иче­ ских показателей. У себя на заводе мы начали учить эконом ике конструкторов. П ервая группа у ж е прослуш ала 26-часовую програм м у лекций по тем е «Э коно мическнй расчет при кон струирова­ ни и , модернизировании и вводе но вой техники». Тр ид цать два чело века на днях успеш но сдали экза мены. В этом году намечается соз­ дать ещ е три группы инж енеров для обучения конкретной эконом ике расчетам. Д у м а етс я, что нам удастся до биться, чтобы ка ж д ы й инж енер на своем участке был ответственным за эко ном и ку в сег0 предприятия. В , С Е Р О С Т А Н О В , главны й бухгал тер Л и п ец ко го тракторного завода. Московский аэропорт «Внуково-2» 20 мая был превращен в большую выставочную площадку. Всесоюзное объединение «Авиаэкспорт» органи­ зовало на его летном поле показ новой советской авиационной техни­ ки. Представители иностранных авиа, ционных компаний и фирм, торго­ вые атташе иностранных посольств в СССР осмотрели последние моде­ ли самолетов и вертолетов ведущих советских конструкторов. ...Внушителен по размерам пасса­ жирский реактивный самолет «ИЛ-62». Комфорт, скорость и надежность в эксплуатации — вот что характе­ ризует новый воздушный лайнер, предназначенный для пассажирских и грузовых перевозок на транскон­ тинентальных маршрутах. Он может взять на 'борт более 180 пассажиров и развивать скорость до 900 кило­ метров в час. , Все характерные особеннее™ сво­ их предшественников воплотил в себе новый представитель семейст­ ва туполевских сомолетов — «ТУ-134». Он предназначен для ско­ ростных перевозок на короткие и средние расстояния, в пассажирском салоне нового самолета смогут раз­ меститься до 70 человек. Крейсер­ ская скорость «ТУ-134» 850—920 ки­ лометров в час. Среди представленных вертоле­ тов внимание посетителей привлек вертолет-кран «МИ-10». Эта ма­ шина может перевозить крупнога­ баритные грузы, недоступные ника­ кому другому вертолету. (ТА С С ). Одним из л учш их вагранщ иков в цехе ков кого ч угу н а завода «Свободный сокол» по праву с ч й -'. тается уд арни к ком м унистическо­ го тр у д а М . М . О стапенко. См ен­ ные задания он еж едневно вы­ полняет не менее чем н а 120 про- ’ центов. | « А ко гд а заканчивается смена, ‘ М и хаи л М аксим ович спеш ит на лекции. О н — студент третьего курса Л и п е ц ко го вечернего фа- ч культета М осков ского института \. стали и сплавов. ■[ Н А С Н И М К Е ; в агр анщ и к М . М . \ О стапенко. Ф ото К . Ю рова. КАК ВЫРАСТИТЬ ВЫСОКИЙ УРОЖАЙ КАРТОФЕЛЯ Картоф елеводы наш ей области ваяли обязательство вырастить в этом году по 100 центнеров клубней 0 гектар а. Т а ко й у р о ж а й доступен к а ж д о м у хозяйству. Сейчас у них горячая пора: удобряется и обраба­ ты вается почва, ведется переборка семенного м атериала, началась по­ садка картоф еля. Высокое качество полевых работ в значительной мере определит у р о ж а й этой культуры . У Д О Б Р Е Н И Я . Картоф ель очень требователен к почвенному питанию и хорош о отзы ва­ ется на обильное удобрение. Н а ка ж д ы е 100 центнеров у р о ж а я кл у б ­ ней на черноземны х почвах растение ПоТлощ ает примерно 72 к г азота, 27 к г фосфорной кислоты и 106 к г окиси калия. V Установлено, что питательны е ве­ щ ества азотны х удобрений в год внесения м о гу т быть использованы растением на 60 процентов, фосфор­ ны х — на 25 и калийны х — на 80 процентов. Чтобы обеспечить погло­ щ ение внесением, потребуется на 100 центнеров планируем ого с ге к­ тара у р о ж а я 3,5 ц аммиачной се­ литры , 6 ц суперфосф ата и 2 ц хл о ­ ристого калия. Эфф ективность удобрений зн ач и ­ тельно повыш ается при рядковом внесении при посадке. Вы пускаемы е кар тоф ел есаж ал ки имею т туковы се ватощие аппараты , и их использова­ ние д о л ж но стать правилом. О собую ценность для картоф еля представля­ ет навозное удобрение, которое, по­ мимо азота, фосфора и калия, со д е р ж и т м ногие м икроэлементы , г Т а кж е улучш ает физические свойства тяж елы х суглинисты х и л е гки х су­ песчаны х почв. П р и б а в ка у р о ж а я от внесения 20 тонн навоза на ге к тар , по данным станции, составляет 30 центнеров. П о д предпосевную об­ р а б о тку м о ж н о вносить только х о ­ рош о перепревший навоз. О Б Р А Б О Т К А П О Ч В Ы . Тр ебо­ вателен картоф ель и к обра­ ботке почвы. Э то объясняется его биологическими особенностями В опы тах Елецкой станции пред посевная культивация дала та ки е ж е у р о ж а и , кЯк и предпосевная пере п а ш ка на глубину 18— 20 см. П ере паШ ка оправданна только на сильно уплотненны х, заплы вш их почвах ко гд а культиватор недостаточно глу боко и хорош о разделы вает почву, П е р е п аш ку н у ж н о производить, к а к правило, без отвалов. Н а Е лецкой станции безотвальная перепаш ка сравнении с отвальной дала при бай ку у р о ж а я в 23 центнера с гек тара. И н о гд а на суглинисты х почвах пер еп аш ку приходится производить Д важ ды или вторую пер еп аш ку за м енять предпосадочной культива цией. НИ супесчаных почвах о гр ан и ­ чиваю тся однократной культивацией зяби. , , П О Д Г О Т О В К А С Е М Е Н Н О Г О М А Т Е Р И А Л А . В аж ны м мо­ ментом в борьбе за высокий у р о ж а й картоф еля является по дго­ то в ка семенного м атериала. С ем ен­ ной картоф ель д ол ж ен быть пере­ бран и рассортирован на ф ракции. Н е допускаю тся к посадке больные, веретеновидные, уродливые, с тре­ щ и н кам и клубни. Л у ч ш и е результаты получаю тся при"использовании на семена кл у б ­ ней весам 40— 80 гр аммов. Клубни весом 20— 40 гр амм ов т а к ж е пополь­ зую тся на семена. К л убн и более ста грамм ов подвергаю тся резке. З а сл уж и в ает внимания обработка семенных клубней азотобактерином и фоофоробактерином, даю щ ая при­ бавку у р о ж а я клубней в 18 ц с ге ктар а. С о в е п т ы С п е ц и а л и с т а ♦ ♦ П р и проведении применяться и другие гербициды основное внимание группы 2 , 4 -Д ( ам инная соль, эфн- О С А Д К А . посадки дол ж но быть направлено на получение реком ендуем ой густоты насаж дения. О птим альная густота зависит от м ногих причин,- в част­ ности, от крупности семенного м а ­ териала, сорта и хозяйственного на­ значения у р о ж а я . В связи с тем, что ранние сорта образую т менее м ощ ­ ные кусты , густота их посадки дол­ ж н а быть несколько большей. То ж е относится и к мелким клубням . Н а основании м ноголетних данны х Е л ец кая опы тная станция реком ен­ д ует для продовольственного к а р ­ тофеля среднеспелых и среднепозд­ них сортов при рядовой посадке иметь не менее 40 тысяч кустов и для ранних 45 тысяч кустов на ге к­ таре. Н а семенных уча с тках , чтобы обеспечить в у р о ж а е преобладание клубней семенного разм ера, густота посадки повыш ается на 10 процен­ тов. П р и редкой посадке значительная часть площ ади не используется рас­ тениям и. Более того, та ки е посевы требую т дополнительных затр ат по борьбе с сорнякам и. Х о тя оовремен ные картоф елепосадочны е машины С Н - 4 Б и С Н - 4 А п озволяю т вы саж и­ вать заданное количество клубней на гектар (омана ш естерен, м аневри­ рование скоростью а гр е га та ), все ж е посевы зачастую изреж ены , и это одна из основных причин низкой у рож ай но сти этой культуры в кол хозах и совхозах наш ей области. Посадочны е агрегаты более произ­ водительны, если ведущ ая звездочка у картоф ел есаж ал ки С Н - 4 Б имеет 17 зубьев, а ведомая у картоф еле с а ж а л ки С Н - 4 А — 33 зуба. У : Первы й проход агр егата произво­ дят по в еш кам , остальные— по мар керной линии. Неотъемлемым призна ком вы сококачественной посадки яв ляю тся прямолинейность рядкоь и вы держ анность сты ковы х м е ж д ур я ­ дий Х О Д З А П О С Е В А М И . Ещ е не закончится посадка на последних ге ктар ах , к а к у ч а ­ стки ранней посадки потребую т у х о ­ да. В аж н е йш а я задача ухода за посе­ вами картоф ел я— п о д д ер ж ани е поч­ вы в рыхлом и чистом от сорняков состоянии. Д л я уни ч то ж ени я ^почвен­ ной кор ки и сорняков необходимо проводить боронование. Тр уд но пе­ реоценить значение раннего бороно­ вания в борьбе за влагу, за доступ воздуха к клубням , в борьбе с сор­ някам и. О но особенно эффективно после дож дей . С орняки следует уни что ж и ть в самом начале их про­ растания, по ка они не окрепли и не вышли на поверхность почвы. Л у ч ш и е результаты при боронова­ нии посевов картоф еля получены от сетчаты х борон. В настоящ ее время все ш ире начинаю т внедряться в производство химические меры борь­ бы с сорной растительностью. П о данным н аш и х опытов на Елецкой станции, обработка посевов ка р то ­ феля раствором натриевой соли 2. 4-Д с низила засоренность поля на 40— 50 пр оцентов, а урож айность повысилась на 11 центнеров на ге к­ таре. Л у ч ш и м и дозам и натриевой соли 2 , 4 -Д пр и обработке посевов картоф еля б уд ут 2— 3 к г на гектар, применяю т препарат за 2— 3 дня до всходов. Кр ом е натриевой соли 2. 4-Д , я а посевах картоф еля м огут ры ). У казанны е гербициды вносят в виде растворов из расчета 300— 600 литров раствора на гектар при н а ­ земном опры скивании и 80— 100 л и т­ ров при опры скивании с самолета. С появлением всходов картоф еля следует немедленно приступить к м еж дурядны м обработкам . П ервая м еж д ур яд ная обработка проводится культиваторам и с подрезающ им и лапам и на глуби ну 16— 18 см. П осл е­ дую щ ие м еж дурядны е обработки проводятся в зависимости от появ­ ления сорняков, уплотненности поч­ вы, д ож дей , к а к правило, через 5— 8 дней после первой на глуби ну 8— 10 ом. С ледует отм етить, что при за ­ суш ливой погоде сорняки слабо раз­ веваю тся, и ко р ка на поверхности почвы почти не образуется. В та ки х случаях картоф ельное поле реж е ры хлят и, наоборот, при обильных о сад ках, чащ е. О кучи ван ие больше способствует уничто ж ению однолетних сорняков, чем обработка подрезающ им и рабо­ чими ор ганам и . Н о при гребнистой поверхности почва быстрее расхо­ д ует влагу. П о это м у окучивание проводится только перед смы канием ботвы, а в засуш ливы е годы от него вообщ е следует отказаться. Во в лаж ны е годы второе и третье рыхления целесообразно проводить окучиваю щ им и органам и. О ку ч и в а ­ ние в этих случаях позволяет регу- лирозать водно-воздуш ны й реж им почвы и ум еньш ает возм ож ность по р аж ен н я клубней фитофторой. Во всех случаях окучивание предотвра­ щ ает позеленение клубней и улучш а ет условия работы картоф елеубо рочны х м аш ин . О бщ ее состояние картоф ельного растения нагляд нее всего вы р аж ает- оя в мощ ности ботвы, обилии в е г вления, блеске и о кр аске листьев. Если окраска ботвы бледно-зеленая, а растения хилые — это значит, что картоф ель нуж д ается в азотном удобрении. П р и буйном росте, изне­ ж енн ой и хрупкой ботве — недоста­ ет фосфорных удобрений. П р и недо­ с татке калия листья картоф атя см ор­ щ иваю тся, приобретаю т бронзовую окр аску, преждеврем енно отм ираю т. Правильно реш ить вопрос о подкорм ­ ке картоф атя м огут помочь почвен­ ные анализы, анализ сока растений. Обычно подкорм ки совм ещ аю т с м еж дурядны м и обработкам и. Ч асто азотные удобрения вносятся при пер­ вой, а фосфорные и калийны е — при второй и третьей м еж дурядны х об­ работках. Д озы удобрений при под­ ко р м ка х— (по 20— 30 к г действующ е­ го вещества на гектар. П р и засуш ливой погоде лучш ие результаты получаю тся от ж и д ки х подкорм ок. Все большее признание находят внекорневые подкорм ки. Внекорневые подкорм ки картоф атя смесью суспензии суперфосфата бордосской ж идкостью в период пол­ ного цветения на наш ей станции, например, повысили у р о ж а й клубней на 2 4 це нтнера с гектар а и сод ерж а­ ние крахм ал а на 1 процент. Кр ом е рассмотренны х м ероприя­ тий по уходу за посевами, в период вегетации картоф елеводам приходит­ ся вести борьбу с вредитатям и и бо­ лезнями картоф еля. Э то, пр еж де все­ го,— опыливание или опры скивание посевов картоф еля против совок, фитофторы, м акроопориум а, прочист к а семенных посадок от растений больных черной но ж ко й , кольцезой гнилью и др. П у ть к высоким у р о ж а я м ка р то ­ феля, к а к и всех други х культур л е ж и т через высокое мастерство ш ирокое внедрение в производство достиж ений н ауки и опы та передо в икав. П . К О Р О Б О В , директор Елецкой опытной станции по картоф елю , канди дат сельскохозяйственны х н а у к. И д е т с м о т р н а р о д н ы х у н и в е р с и т е т о в У см ански й народны й университет культуры работает пять лет. И з года в год число слуш ателей в нем увели­ чивается. Сейчас их 500 человек. П о ­ пулярность университета, по-моему, объясняется тем, что его программ а составляется с учетом запросов слу­ ш ателей, уровня их образования, а т а к ж е связью с пр акти кой . Каковы формы и м етодика прове­ дения занятий? О сновная форма — лекция. И х читаю т опытные лекторы районной, а иногда и областной организации об­ щества «Знание», преподаватели ву­ зов и средних специальных заведе­ ний. П осле лекции — просмотр науч­ ного, докум ентального фильма или выступление коллектива худ о ж е с т­ венной самодеятельности. Н априм ер, лекцию «О бр аз В . И . Л е н и н а в х у ­ дож ественной литературе» дополнил фильм «Л ен и н ская «И скр а». В 196 4— 1965 учебном го д у из раз­ дела «М ар ксистско-л ени н ская эсте­ ти ка» было взято для занятий четы ­ ре темы: «Ч то та ко е культура?», «Советский гум анизм », «Человек че­ ловеку— д р уг, товарищ и брат» и ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСП ЕЙ «Лю бовь, брак и оемья в советском общ естве». К а ж д а я из лекций на эту тем у сопровождалась близким по содерж анию кинофильмом. Во время изучения т е м ы «В се для человека, все для его блага» на з а ­ ня ти ях выступили главны й врач рай­ онной больницы, инспектор районо, заведующ ий районным отделом со­ циального обеспечения. Вы ступаю ­ щие, ш ироко испоЛьзуя местные м а­ териалы, ярко показали рост бл аго ­ состояния трудящ и хся, заб оту К о м ­ м унистической партии о неуклонном повышении м атериального и д ухо в ­ ного уровня советского народа. Большой интерес вызывает у слу­ ш ателей та кая форма эстетического воспитания, к а к лекции-концерты . В 196 4— 1965 учебном год у состоялось четыре лекции-концерта: « К а к слу­ ш ать и поним ать м узы ку», «П есн и наш ей Родины», «Ком позитор П . И . Ч ай ков ски й», «М ировое значение •русской классической музы ки». Л екц и и-ко нц ерты проводятся сила­ ми преподавателей и учащ ихся м у­ зы кальной ш колы . Все прочнее входят в п р а кти ку на­ родного университета диспуты , к о н ­ ференции, встречи с литераторам и и другие активны е формы занятий. Очень довольными уходили сл уш а­ тели, наприм ер, с диспута на тем у « В чем красота человека?» Р уково дил диспутом герой кн и ги И . Сидель никова «Н еутраченное счастье»— пре подаватель В оро неж ского Педагоги ческого и нсти тута ка н д и д а т исторц ческих н а у к С. И . Б атраченко. Полезным и интересным был т а к ­ ж е диспут на тем у: « Ж и ть и рабо- тать по-комм унистически», которы й вела учительница второй средней ш колы Л . П . П а ш ко в а . С овет народного университета я впредь будет внедрять активны е формы и методы занятий, заботить­ ся о ш ироком использовании р а з­ личны х учебных пособий — к а р т , схем, д иаграм м , кинофильмов, д и а ­ фильмов, м агнитоф онны х записей, а т а к ж е укреплять связь с пр акти ко й , Н . В Е Т К И Н А , ректор Усм анС кого народного университета культуры . П РО ТИ В КО Н С Е Р В А ТИ ЗМ А В ТО РГОВЛЕ В селах области имеется более 1900 м агазинов. П о чти все они хоро­ шо оборудованы . В этом го д у будет откры то ещ е 101 предприятие торгов­ ли. Э то позволит приблизить товар к покупател ям , создать для них боль­ ш е удобств. Н о расширение торговой сети от­ стает от требований ж и зн и . Н е все­ гда в полной мере удовлетворяю тся потребности людей в предметах пер­ вой необходимости. В Л ав-Толстовском районе есть деревня Средние Выселки, где всего 15 дворов. Здесь п р ож и в аю т рабо­ чие совхоза имени М а кси м а Горь­ кого . В деревне нет м агази на. Ч т о ­ бы купи ть кор об ку спичек или ку то к мыла, надо идти за 4 к илом етра. И та ки х м елких деревень, где нет по ­ стоянны х торговы х точек, в области насчиты вается около 300. В них про­ ж и в ае т более 25 тысяч человек. М но гие сельпо и райпотребсоюзы организовали ларьки без продавца. О ни работаю т в 315 полевых с та ­ нах. Ко л хозн и кам , рабочим совхозов очень понравился такой вид торгов ли. А разве нельзя применить его, с каж ем , в той деревне, где нет м а ­ газина, или на ферме? И н о гд а разум ная инициатива про да®цов не наход и т по д д ерж ки . Вот пример. Года полтора назад по инициативе продавцов сельмага се­ ла Скородное Л ебедянско го района была организована торговля то в а ­ рам и ш ирпотреба в деревне Х р у ­ щ евка. В доме д оярки Н ины П а в ­ ловны П оляковой оборудовали ш каф , где имелось 40 наименований разны х товаров. К а ж д ы й вечер, придя с работы , Н и н а Павловна охотно откры вала двери дома всем сельчанам, кто ж елал купи ть что- либо. Л а р е к на дом у сущ ествовал около Года. Р аботни ки сельмага своевременно доставляли сюда н у ж ­ ные товары. Лю д и были довольны. Н о потом райпотребсою з, не ж ел ая иметь лиш ние хлопоты , закры л л ав ­ ку . А ведь в районе насчиты вает­ ся 50 деревень, не им еющ их пред­ приятий торговли. М е ж д у тем, тако й вид расш и ре­ ния торговли на селе надо только приветствовать. Ведь в любом н а­ селенном пункте, на любой ферме (а сейчас они представляю т из себя ж ивотноводческие гор од ки ) м ож н о найти удобное помещ ение и энтузи­ астов, кто смог бы взять на себя инициативу торговать. Д а и кол хо­ зы и совхозы о к а ж у т помощь ра­ ботникам торговли. О ни кровно за ­ интересованы в том, чтобы колхоз- , ники и рабочие могли бы на месте купи ть все необходимое и не тр а ­ тить время на пОезДки. Большие возм ож ности имеет раз­ возная торговля. В области дейст­ вую т 68 автолавок и 150 конны х развозок, О ни в основном о б сл уж и ­ ваю т хлеборобов, работаю щ их в по­ ле. Н о при умелой организации ав­ толавки м огут вы езж ать и в мелкие деревни, и на фермы. П оказателен в этом отнош ении опы т продавцов автолавок О ктябрьского сельпо У с- м анского района В. А . Л есны х и Л . Н . Креговой. Договоривш ись с м еханизаторам и о времени доставки им товаров и заново пересмотрев граф ик работы , они сумели обслу­ ж ив ать ж ител ей деревень Вошхонов- ка , М а я к , поселка А н н и н ка и С Т Ф совхоза «С ош ки нски й». Сейчас эти продавцы с помощью руководителей хозяйств оборудую т ларьки без продавцов во всех населенных п у н к­ тах. П рим ер этот говорит о том , что ка ж д а я автолавка за день м ож ет побывать в 3— 4 населенных п у н к­ тах, обслуж ить 200— 300 человек. Н о количество автолавок у нас о г­ раничено и гуж евы х развозок явно недостаточно. К а ж д ы й м а га ­ зин, где работаю т два и более продавцов, имеет возмож ность ор­ ганизовать та кую торговлю . Ко лхоз и.1и совхоз охотно выделят для это­ го лош адь и повозку. О д нако м но­ гие сельпо не хотят обременять себя лиш ней заботой. В Задонском и Хлевенском районах, например, во­ общ е не имеют понятия о торговле на колесах. Сейчас здесь нет ни од­ ного м агазина, где работали бы ко н ­ ные развозки. О консерватизм е руководителей этих Р П С говорит и такой пример. З а все время поле­ вых работ они не открыли ни одно­ го ларька без продавца д а ж е на по­ левых станах. В потребительской кооперации за последнее время зародилось много хорош их форм обслуж ивания насе­ ления: ленточный граф ик работы м агазина, прием заяв ок и доставка товаров на дом, откры тие пунктов пр оката, бюро добрых услуг и д ру­ гие. О д нако не везде новые методы наш ли прописку. Взять, к примеру, ленточный граф ик. Только 600 то р ­ говых точёк работаю т по та ко м у м е­ тоду: без выходных дней и без пе­ рерыва на обед. Т а к, в Д обровском районе из 49 предпр иятий торговли, им еющ их возмож ность работать по ленточному граф ику, работаю т толь­ к о 35 м агазинов, около 30 торговы х точек не перешли на новый метод обслуж ивания в Задонском районе. Конечно, в том м агазине, где тр у ­ дится один продавец, нельзя внед­ рять подобные новшества. Если перевести • дополнительно 200— 300 м агазинов на ленточный граф ик, что вполне реально, то это позволит тысячам покупателей в лю­ бое, удобное для них время прийти в м агазин. С наступлением весны в сельской местности изменилось время работы на участках производства. К о л хо з­ ники, рабочие совхозов начинаю т свой трудовой день рано утром и возвращ аю тся домой поздно вече­ ром. Казалось, что работники при­ л ав ка быстро перестроятся. И зм е­ нят время работы м агазинов. Н о этого не случилось. П о чти все тор­ говые точки откры ваю тся сейчас не раньш е 8 часов утра и кончаю т то р ­ говать в 5— 6 часов вечера. Т аки м образом, уходя на работу и возвра­ щ аясь домой, тр у ж е н и ки сельского хозяйства лишены возм ож ности к у ­ пить то, что им нуж н о . Д альнейш ее расш ирение торговли, всестороннее соверш енствование но­ вых форм и методов обслуж ивания — необходимое условие для удов­ летворения растущ их потребностей народа^ , п. высоцкии,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz