Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я г о мая 19 65 г ., М 117 (3 3 1 8 ) П а р т и й н а я Ж и з н Ь НАСШЕСТЬДЕСЯТ. И КАЖДЫЙ БОЕЦ Н и ко гд а не заб уд у т о г солнечный апрельский день, когд а наш ей арте ли вручали переходящ ее Красное анамя областного ком итета К П С С и облисполкома за успехи в ж и в о тно водстве. П еред мысленным взором проносились дни, полные н а п р я ж е н ного труда моих товарищ ей. В наш ем колхозе более 60 ко м м у нистов. Э то очень больш ая сила. Значительная часть их занята в ж и вотноводстве, м ногие являю тся ме ханизаторам и, возглавляю т звенья н бригады . В артели нет т а ко го участка производства, где бы совсем не было комм унистов. Через ни х кол хозная парторганизация оказы вает свое влияние на работни ко в самы х различных профессий и тем самым воздействует на все сто роны хозяйственной деятельности артели. В свою очередь партийны й ком и тет постоянно стремится повы ш ать личную ответственность ком м унистов, развивать их творческую активность и инициативу, воспиты вать нетерпимые отнош ения к недо статкам . Высшим критерием партийности являю тся ком м унистический труд, неустанная забота о росте богатства колхоза. Лю бой н аш ком м унист личным примерам увлекает за собой добрый десяток беспартийных, на деле показы вает, к а к надо относить ся к выполнению своих обязанно стей, где бы он ни трудился. В зять, к примеру, доярок А . А . Ж еребц ов у и 3 . К . Щ екл ан ов у. О бе они —- передовики производства, на кото рых равняю тся все работники м олочнотоварны х ферм. С та в а о А . А. Ж еребцовой, к а к о зам еча тельной труж ени ц е, идет далеко за пределы колхоза и района. В то ж е время кол хозникам она известна, к а к чуткий и отзывчивый товарищ , хорош о знающ ий людей,: умеющ ий подойти к ка ж д о м у человеку. Запомнился случай с учетчиком фермы С. Д . Барковы м . О дно время он стал частенько выпивать, за п у стил учет на ферме. Н а замечания не реагировал. О д наж ды его покри тиковали на колхозном собрании. О н обиделся и заявил: — Видно, стар я стал, не справ ляюсь. Освободите меня от работы . В разговор вмеш алась А . А . Ж е ребцова: — Зачем на себя наговариваешь? Работать ты м ож еш ь и неплохо. Только выпивкам конец надо поло ж и ть . У четчи к промолчал. Д а и что он м ог ответить на доброжелательный упрек доярки? Н о с той поры стал вести себя по-иному. Высокой требовательностью к се бе и к людям отличается бригадир пятой ком плексной бригады Н . Н . Ш ато хи н. О н сумел т а к подобрать, расставить и воспитать кадры на животноводческой ферме, что она постоянно завоевывает первенство в колхозе. Сейчас от ка ж д о й коровы здесь надаиваю т по 10 килограмм ов м олока. , ...Можно назвать и других ко м м у нистов, та ки х , к а к бригадир ком п лексной бригады А. М . Р яскин, за ведующ ая фермой ЛГ° 1 депутат Верховного С овета Р С Ф С Р А. М . Коротеева, свинарка М . У . Короле ве а и другие, которые являю т со бой пример в труде. Д л я них х а рактерно подлинное горение, тв ор ческий подход к порученном у делу. Вы сокая активность коммунистов — результат целенаправленной пар тийной работы . П рограм м ой дея тельности партийного коллектива на целый год является решение от четно-выборного собрания. К а ж д ы й п у н кт решения мы настойчиво пре творяем в ж изнь. П риведу такой пример. Н а отчет но-выборном партийном собрании многие с горячностью говорили о повышении урож айности колхозны х полей. Одним из условий увеличе ния сбора зерна, сахарной свеклы коммунисты называли удобрение земли. А у нас на фермах к январю скопилось много навоза. К а к быст рее вывезти его на поля? П р ав л е ние колхоза по наш ей реком енда ции приобрело в отделении «Сель хозтехники» т р а к торную лопату, создало м ехани зированный от ряд из 7 тракто ров с тел еж кам и и санями. В ом сех бригадах провели собрания кол хо з ников. Бы ли раз работаны усло вия соревнования. Позаботилось правление и о материальной заи н тересованности людей, заняты х на вывозке органических удобрений. К 20 марта весь навоз был н'а пл ан таци ях, отведенны х под сахарную свеклу. Быстро и организованно был за вершен ремонт тракторн ого пар ка, подготовлены сельхозмашины к ве сенне-полевым работам . Заранее разработали рабочий план на ве сеннюю посевную кам панию . У ж е в начале апреля были утверж дены люди для подвозки семян и горю че го, продум ана организация общ ест венного питания на время весеннего сева. Все это сказалось и на сроках сева яровых культур и сахарной свеклы. М ы его закончили одними из первых в районе. Н а всех партийны х собраниях комм унисты проявляю т высокую активность. Чувствуется, к а к близ ки их сердцу интересы и дела кол хоза. П а р тко м со своей стороны (прислушивается к советам, предло ж ени ям и зам ечаниям членов К П С С , быстро реагирует на ни х. Я не знаю случая, чтобы член п ар тии, заметив недостаток, умолчал о нем. П ричем , он не просто сообщ ит о виденном председателю артели или секретарю партком а; мол, при м ите меры, чтобы устранить ош и б к у . Н ет, он прямо в глаза вы ска ж е т свое мнение виновникам недо статков. Колхозны й завхоз Т . Н . Гузеев часто приобретал за наличны й рас чет разный инвентарь. Н е м огу о ка зать, что при этом он извлекал для себя выгоду, но под хмельком его видели частенько. П л о тн и к И . 3 . Шештлов выступил с резкой кр и ти ко й в адрес завхоза на партийном собрании. В этом проявились каче ства ком м униста И . 3 . Ш епилова— .прямота, принципиальность. Отличительной чертой ка ж д о го комм униста наш его колхоза являет ся высокая дисциплинированность, стремление работать там , где это необходимо для пользы артели. Вот, например, В. С. В олы нкин. Л етом он — ком байнер. А зимой мы по ручили ем у работать на ко р м о за парнике. И он хорош о справился с возложенными на него обязанно стями. Особенно повысилась активность членов партии после мартовского П ленум а Ц К К П С С . Н а собрании, где обсуж дались итоги П ленум а, комм унисты с исключительной а к тивностью говорили об эконом ике артельного хозяйства. И нтересоза лись преж де всего не тем, какую выгоду получит колхоз от эконом и ческих мер, проводимых партией правительством, а ка ки е отрасли хозяйства правление дум ает разви вать дальше, к а к вы глядит с тр у кту ра посевных площ адей. Назы вались цифры, характеризую щ ие доходность той или иной культуры , затраты на нее. Заш ла речь о строительстве Посы пались вопросы о том, когда рубль, вложенны й в это дело, обер нется прибылью, к а к скоро окупятся на капитальны е вложения, уш а радуется, когд а чувству ешь, что коммунисты стараю тся до всего дойти, во все вникнуть. Если члены партии с тако й дотошностью вникаю т в эконом ику, то, глядя на них, заинтересую тся этим и осталь ные колхозники. В озрастет актив «ость тех, кто непосредственно про изводит молоко и мясо, зерно свеклу. В этом партийны й ком итет и правление колхоза черпаю т свою уверенность: все, что намечено, бу дет сделано. Комм унисты — бойцы трудового фронта —> своим пр и м ер о м / своей принципиальностью и непримиримо стью к недостаткам пом огут кол хозникам сдеЛать заверш ающ ий год семилетки — годом резкого подъ ема всех отраслей сельского хозяй ства, укрепления эконом ики родной затраты ДУ артели. В. п о п о н о в , секретарь пар тко м а колхоза «Заря комм унизм а» Кр аснинского района. Ш ПАРОЛЬ УДАРНОЙ— „0НРС“ М Ы П Р И В Ы К Л И восхищ аться величием сооружаемы х на Л и пец кой М а гн и тке объек тов. Н азв ани ям их всякий раз со путствую т эпитеты «огромный», «крупнейш ий», «самый крупны й», «гигантский». Т а к по праву назы ва ли электросталеплавилвные агрега- ты, цех холодного проката^ домен- « ую печь № 3, А глоф абрику... А ньгне на Н овоаипецком м етал лургическом заводе возводится ко м плекс сооруж ений кислородно-кон верторного цеха. И он т о ж е не знает себе равных. Своим разм ахом , м ас ш табам и, количеством и уникаль ностью объектов он затм ил все, что эанее было построено в Л и пец ке. З а трех с лиш ним квадратны х ки лометрах строитати возводят семь десят семь основны х и вспомог а- тельных объектов. Рассказ о к а ж дом из них занял бы немало стра ниц. Н о сейчас речь идет об одном объекте из этого м нож ества — об отделении непрерывной разливки стали (О Н Р С ). Э то — самы й важ ны й, необычный и главны й объект. О т своевремен ного возведения его зависит судьба пуска в намеченные сроки всего ки с лородно - конверторного великана. Д ело в том , что по своей сложности, грандиозности подобных этом у со оруж ению ещ е не было ни 'в наш ей стране, ни за ее пределами. В его состав входят многие объ екты , Н азо в у лишь те, ко то рые относятся к пусковым пер вой очереди. П р е ж д е всего, это тылы будущ его стана «2000» — цех отделки слябов и склад слябов. Д а л е е— здание У Н Р С с трем я м аш инам и непрерывной раз ливки-«стали, призванными заменить собою обж им ной стан или слябинг. О ни будут смонтированы в 4 огром ном железобетонном колодце, опу щенном в грунт на глубину три д цать метров, и возвысятся от земли на ш естнадцать м етров. Чтобы яонее представить себе, что такое отделение непрерывной раз ливки стали на фоне всей стройки, достаточно назвать вот эти цифры. И з 46 тысяч тонн технологического оборудования по всему ком плексу в нем будет смонтировано 25 тысяч. И з 65 тысяч тонн м еталлоконструк ций на его долю приходится 25 ты сяч. Н а всех объ ектах конвертор ного строители у л о ж а т 380 тысяч кубом етров бетона, из них 120 ты сяч возьмет отделение непрерывной (разливки стали. И ли такой пример. Н а комплексе будет действовать 46 м остовых кранов большой грузо подъемности, в том числе 25 стан ут обслуж ивать О Н Р С . Н ако нец , О Н Р С — это качествен но новый ш а г в стремлении метал лургов сделать технологию произ водства металла непрерывной. А г регаты непрерывного действия, уста новленные в отделении, — это тех ника сегодняш него и завтраш него дня. (Вот почему нынче отделение не прерывной разливки стали, к а к па роль, па устах строителей и мон та ж н и ко в большой ударной строй ки. О нем всюду говорят, за строи тельство его тревож атся, д ер ж ат под постоянным контролем. К а ко в о ж е полож ение на этом первостепенном объекте? Сделано здесь, прямо с каж ем , очень много. Н о предстоит выполнить ещ е боль ше. Строительство разделено на три этапа. С начала предстояло соору дить и «утопить» в грун т два ги гантски х железобетонны х колодца, в ка ж д о м из которы х свободно ум е стится десятиэтаж ны й дом. Затем— возвести фундаменты под здание установок непрерывной разливки стали (У Н Р С ) и смонтировать само здание из м еталлических кон стр ук ций. Н ако нец , произвести м он таж технологического оборудования, «мно гочисленных ком м уникаций внутри корпуса. Первы й этап строительства остал ся позади: опускные колодцы соору ж ены и «поставлены» на нуж ны е отм етки. Э то сделал коллектив уча стка « Гид росп ецф у нд ам ентстр он», руководимы й Е. Колосовым. Без преувеличения м ож н о сказать, что 1 ; этот коллектив проделал колоссаль ную работу на возведении опускны х колодцев. Тем более, что шел он не по проторенной д ор ож ке, а неиз веданными путям и: подобных соору ж ени й , напомним, ещ е нет нигде. Теперь ускоренными, тем пам и в е дется ш турм второго этапа строи тельства. Н а площ адке хозяйничаю т отваж ны е верхолазы из управления «Стальконструкции» — возводят металлический кар кас здания и та ку ю ж е эта ж е р ку в опускном ко лодце № 2. Н едавно сюда приш ли и механам'ОнтаЖ'НИК'И из управления « М е т аллур пирок атм онт аж ». Они опустили в колодец для м он таж а перзые 60 тонн технологического оборудования У Н Р С . Т у т ж е , под крышей первых пролетав здания, хлопочут строители десятого управ ления треста «Л ипецкстрой». К о м плексные бригады Сераф им а У с ти нова, Ф едора Кош елева и м о н та ж ники сборного ж елезобетона Тихона Ко р о тки х круглосуточно бетонирова ли шестой участок водопроводного тоннеля, перекрывали его плитам и. О ни торопились, чтобы скорее от кры ть фронт работ м он таж н икам . 15 мая, ка к и предусмотрено граф иком, объект был закончен. А рядом натруж ен но ревет экс ка ватор. О н готовит котлован под но вый участок водопроводного тонне ля. Н еподалеку, свесив стрелу кн и зу, стоит башенный кран. О н сослу ж и л свое на сооруж ении железобе тонны х колодцев. Теперь его дем он тирую т. Б ь е т к л ю ч о м трудовая ж и знь и на высоте — там верхолазы бригад М и хаи л а М еркул ов а, С танислава К о ж у х о в а , Алексея А киньш ина, И в а н а У ко л о ва, Н ико лая Л еликова и В иктора Т ка ч у к из «С тальконструкции» по- ударном у собирают кар кас здания. Работы ведутся и глубоко в колод це. Здесь заверш ает «свое д е л о « Г и д - роопецф ундаментстрой», приступа ю т к м о н та ж у агрегатов непрерыв ной разливки стали м ехано м онтаж ники бригады Бориса Григорьева. Л у ч щ е , чем у други х, дела и дут у высотников «С таль конструкции», которы ми руководит старш ий прораб П авел Я ко вл е вич Белокопы тов. Они на пятнад цать дней опе р е ж аю т граф ик. Слеса ри и электросварщ ики ка ж д у ю смену в полто ра и более раз пере« выполняют нормы. Ш у р а С трукова м а ляр треста «Промстрой». Д е в у ш ка с душ ой отно сится к порученному де лу и, ка к правило, е ж е дневно п е р е в ы п о л н я е т нормы вы работки. О т личную общ ественн и ц у избрали секретарем ком сомольской организации С У -2 «Отделстроя». Н А С Н И М К Е : Ш ур а С трукова. Ф ото В. Ф иногина. Н о старш его прораба больше все- «го беспокоит другое: — П усть «Д орсгрой», — говорит П авел Яковлевич, — скорее удли няет ж елезнодорож ную в етку. И н а че на м ж и зн и нет... Речь идет 0 пятистах м етрах ж е лезной дороги —- единственном'1 пу ти, по котором у доставляю тся на пл ощ адку У Н Р С м еталлоконструк ции. Высок энтузиазм в работе строи-' телей и м о н таж н и ко в отделения не прерывной разливки стали. Р а с ту т напряж ение и темпы в труде на в аж н о м объекте. И несмотря на это, положение здесь остается тре вожным: ход работ отстает на це лый месяц от нам еток сетевого гра фика. Ч то ж е одерживает? П о м ех мно го. О тдавая дол ж ное мастерству и большим трудовым делам кол лекти ва «Гидроспецф ундаментстроя», сле дует сказать и о том , что его руко водители недооценили тех больших объемов работ, которы е предстоя ло сделать. О ни плохо подготови лись к работе в зим них условиях, своевременно не сосредоточили на объекте нуж н о го количества рабо чих. В итоге — зад ер ж ка на бето нировании днищ а опускного колод ца, на сооруж ении его перекрытий. Э то привело к отставанию от тре бований граф ика. Т а к, перекрытия в опускном колодце блока № 2 надо было сдать к 21 апреля, а они не сданы м о н таж н и кам и по сей день. А т а к к а к все работы на объ ек те взаимосвязаны , то зад ер ж ка од них выбила из колеи други х. И м ен но по этой причине нынче не могут развернуть овои силы м он таж н ики «М етал л ур гп р о катм о н таж а», «С таль конструкции», «Ю говостокэлектро- «монтажа», строители С У -1 0 и другие коллективы . Руководителям « Г идроспецф унда- ментстроя» к а к м ож н о скорее надо заверш ить овои работы в опускном колодце, устранить недоделки, уб рать с пл ош ечки башенный кр ан и тем самым дать возмож ность «в пол ную силу начать «работу см еж никам . В здании У Н Р С настала пора м он таж а технологического оборудо вания. Ещ е в апреле м он таж н ики «М еталлургпро к атм онта ж а » обяза ны были установить его около ты сячи тонн. Ф актически ж е м о н таж оборудования не начат, если не счи тать того, что в колодец опущено 6 4 тонны деталей. И опять— отстава ние от граф ика на 15 дней. М О Ж Н О Б Ы Л О бы наверстать упущ енное. Д а не ту т-то бы ло. Н е т подъемных м еханиз мов. М е ж д у тем, в пролетах здания У Н Р С смонтированы три 180-тон ных мостовых крана. Н о их налад к у затянули электрики «Ю говосток- эл ектром онтаж а» и меха 1 нс!м«антаж- ники « М ет аллур гп рок атм он т а ж а». Н е проявил нуж н ой разворотливо- сти и заказчик — Н оволипецкий за вод. О н не принял своевременных мер, чтобы оформить в районной горнотехнической инспекции д о ку м ентацию на сдачу их в эксплуата цию. * К с тати , с м он таж ом и пускам в Л Е К Т О Р Ы О Д Н О Г О С Е Л А В Д ан ков ском райо не среди сельских пер вичных организаций общ ества «Знание» са мой активной являет ся Тепловская. Р у ко водит ей завуч средней ш колы Г. М . К у ти щ е - ва. Здесь нет кам па нейщины в работе. Л екторы — в основ ном учителя — регу лярно выступаю т пе ред рабочими совхоза «Воскресенский». Одним из наиболее активны х из них яв ляется учитель физики В. И . О вчинников. С начала года он прочи тал полтора десятка лекций на педаго гические и антирелиги озные темы. Особенно запомнился сельчанам атеистический вечер с показом опытов (« О б новление иконы», « О г ни святого Эльма», «Появление неруко творного о б р а з а » , «П лач и коны »). К ан тирелигиозным вече рам вместе с учителем готовятся учащ иеся старш их классов. Ре бята проводят опыты вместе с Василием Ивановичем, готовят беседы по отдельным вопросам. Большую работу по распространению пе дагогических знаний ведут учителя А . Л . М оргачева, К . И . П ен- дю рина, Г. М . К у ти ш е- ва и другие. Они мно го раз выступали пе ред родителями с лек циями и беседами о воспитании детей в семье, о трудовом вос питании и на другие темы .- М но гие лекторы вы ступаю т на общ ествен но-политические темы . Три лекции по реш ени ям м артовского П ле нум а Ц К прочитал К . И . М итроф анов. Всего по решениям м артовского Пленум а Ц ентрального Ком ите та партии здесь про ведено свыше двадца ти докладов и лекций. Сейчас, в дни весен него сева, члены общ е ства «Знание» В. В. Ш ац ки й , В. И . Овчин ников, В. И . П икуль, С. Ф . П рохоркин е ж е недельно по четвергам проводят политинфор мации на М Т Ф , среди доярок, м еханизато ров Ц ентрального и Кругловского отделе ний. Часто устраиваю т беседы с м еханизато рами Н . Н . Пендю рин и Н . М . Сячин. Первичная организа ция общ ества « З н а ние» разрабаты вает тем ати ку лекций вме сте с партийным ко м итетом . Это делает всю работу членов об щества более целена правленной, отвечаю щей задачам дня. К р о ме того, при таком планировании лекци онной пропагандой ох ваты ваю тся все ж и те ли сел Теплое, К р у г лое, деревень Ясновки и Кабаково. Теперь с лекциями в совхозе выступаю т и специалисты сельского хозяйства, чего рань ш е не было. Главный агроном совхоза В. С. Карташ ов прочитал лекции о сниж ении се бестоимости пр одук ции сельского хозяйст ва, о возведении са харной свеклы. Гото вятся к выступлениям и другие работники совхоза. Тепловская группа лекторов в первом квартале прочит а л а около ста лекций. Н о возможности ее дале ко не исчерпаны. Н а днях партийное собра ние обсудит деятель ность сельских лекто ров. Комм унисты о ка ж у т им необходимую помощь, чтобы еще лучш е поставить лек ционную пропаганду на селе. А . П О Т А П О В , ответственный секре тарь Д ан ков ской го родской организации общ ества «Знание». действие мосто вых кранов на стройке вообще неблагополуч н о. И з 46 кр анов смонтир о в а н о только 15, а действует лишь один. А ведь эти подъемные механизмы • должны использоваться на м онтаж е оборудования. Без них м о н та ж н и кам , к а к говорится, ни туда и ни сюда. Прим ером том у — цех холод ного проката. Б лагодаря своевре менному вводу в действие мостовых кранов строительство и м он таж бы ли здесь нам ного ускорены. Н е менее в а ж н о и другое обстоя тельство. Чтобы скорее преодолеть отставание на строительстве отде ления непрерывной разливки стали* необходимо немедленно дать ш иро кий фронт ръбот верхолазам «С таль- ш н стр у кц и и » н а возведении метал лического каркаса здания в осях 28, 26 и далее. Сделать это н у ж н о для того, чтобы дать возможность кол лективу старш его прораба П . Я . Бе локопы това «оторваться» о т к ш а д ц а № 2 и уй ти на просторы «двадцаты х осей» и тем самым разгрузить опас ную ««вертикаль», где нынче люди работаю т д руг над другом , в Гри яруса. Задача «С тальконструкции» — • быстрее заканчивать м о н таж 'здания У Н Р С , если м ож н о та к сказать* полным сечением, то есть одновре менно всех пяти пролетов. Э то не обходимо для того, чтобы больше не возвращ аться с м онтаж ны м и кранам и « Б К -1 425» и «Б К -1 0 00 » к 38— 30 осям и дать возм ож ность строителям десятого управления и треста «Спецстрой» полным ходом развернуть работы на нулевом цик ле вокруг опускного колодца № 2. Успеш ном у м о н та ж у о.борудования агрегатов непрерывной разливки стали и транспортно - отделочной линии от колодца № 2 до оклада слябов м о ж е т по(мешать отсутствие постоянной электроэнергии. Значит, подачу ее на объекты ком плекса надо ускорить. Д л я этого в а ж н о «Ю гав осток элёктр'Ом о н таж у» быст рее завершить м о н та ж линии элек тропередачи от подстанции «'Север ная» до главной понизительной под станции № 7. М н о го предстоит сделать и други х работ, В частности, «С пецстрою * надо ускорить пр окладку трех с половиной километров железно«до- ра ж кото пути до главной электро подстанции. Э то позволит доставить туда трансф орматор в 40,5 тысячи киловольт-ампер и друго«е оборудо вание. С троителям треста «Л ипецкстрой» предстоит ускорить сооруж ение под станций У Н Р С , электрокабельного тоннеля вокруг здания, фундаментов транспортно - отделочной линии, по мещ ения четырех м аш инны х залов и други х объектов. Меж«ду тем, вызывает трев огу тот ф акт, что на площ адке не все благо получно. Н е хватает рабочих. О р га низация строительных работ ж е л ает много лучш его. Во вторую и третью смены, к а к правило, ж и зн ь здесь почти зам ирает: круглосуточно ра ботаю т лишь коллективы «С талькои- струкции» да разрозненны е бригады строителей. П л о щ а д ка отделения не прерывной разливки в ночное время очень плохо освещена. Все это не способствует ускорению темпов соо.ружения главнейш его объекта кислородно - конверторного цеха. Руководителям ком плекса, планирующ его центра, Н оволипец кого завода, его управления ка п и тального строительства, партийным и профсоюзным организациям кол лективов, заняты х на возведении конверторного цеха, необходимо сделать все для того, чтобы преодо леть отставание на строительстве отделения непрерывной разливки стали. Н и кто не долж ен забывать: от ударны х темпов сооруж ения О Н Р С зависит пуск в конце декаб ря этого года всего ком плекса ко н верторного ги ганта. Н . К Л И М О В . ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ—ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ Контрольны е работы по м атем ати ке, инспекторские проверки ш кол в этом учебном году дали весьма не утешительны е результаты . В связи с этим возникает опасение, что с пре подаванием м атем атических дисцип лин в ш кол ах области не все обстоит благополучно. У чащ иеся слабо усва иваю т геометрию , многие не владе ю т вычислительными навы ками. Особенно тревож но положение с развитием м атем атической логики и пониманием ф ункциональной зави симости. Н е н у ж н о доказы вать, к а к велика роль м атем атического образования. Раньш е м атем ати ка ш ироко исполь зовалась в механике, физике, астро номии, а теперь без нее не м огут развиваться и биология, хим ия, ме дицина, социальные «и экономические науки. Таки е новейшие отрасли зн а ний, к а к косм онавтика, кибернетика, электроника, атом ная энергетика, в основном базирую тся на сложны х м атем атических теориях. Быстрое развитие м атем атической н ауки требует расш ирения програм мы ш кольного курса и повышения его теоретического уровня. - В программ е средней ш колы у ж е есть элементы дифференциальных вычислений; обсуж дается вопрос о введении интегральны х вычислений и векторной алгебры , м атем атической логики, линейного программирова ния. П еред учителям и м атем атики и руководителями ш кол в самое бли ж а й ш ее время в станут большие за дачи. В преподавании м атем атики к а к и других предметов, в последние годы произошли значительные изме нения. У р о ки стали вестись на более высоком теоретическом и методиче ском уровне. О пы т работы наш их учителей В. Н . Провоторовой, А . М И стом иной, Е. С . Тихом ировой, В. П П ищ ул и н а, В . Т . Власова, М . Н . Кур- гасовой и м ногих д руги х ш ироко из вестен в области и за ее пределами, тщ ательно изучается многими педа гогам и. Н о нельзя не учиты вать бо гатейш ий опыт преподавателей д р у гих областей и республик и, в част ности, опыт казан ски х м атем атиков. Д а ж е краткое знаком ство с состо янием м атем атического образования в ка за н ски х ш кол ах во время пре бы вания наш ей делегации на Всерос сийской научно-практической ко н ференции в К а за н и в апреле этого года позволяет говорить о многом, чему следует учиться наш им учите лям у ка зан ски х коллег. В К а за н и несколько лет сущ ест вует университет повышения теоре тических знаний учителей. Л е кц и и читаю т на общ ественны х началах н а учные работники всех вузов. У нас в Л и пец ке, конечно, меньше вузов. Н о и их научны е работники м ог ли бы оказы вать учителям значи тельную помощь, гораздо большую, чем это делается сейчас. У чителя Татарии, к а к и учителя наш ей области, в течение ряда лет работаю т над проблемой развития познавательной активности и сам о стоятельности ш кольников к а к глав ного условия глубокого и прочного усвоения знаний. Индивидуальны й подход к ш коль никам — давний принцип педагоги ки. Н о он долгое время лишь декла рировался и до сих пор ему не всег да следуют. К усвоению нового м а териала, нового раздела программы учащ иеся готовятся всем предш ест вующим ходом обучения. О д нако, ка к правило, они далеко не одина ково бывают подготовлены к воспри ятию нового, и тот, кто слабо знает предыдущее, у ж е заранее обрекает ся на отставание. К азан ски е учителя повторение пройденного организую т Опыт работы педагогов Казани в ш к о л ы следующим образом. У чен и кам з а даю т на дом повторить пройденный м атериал за два-три урока до но вой темы. Тем самым перед очеред ным разделом программы выясняет ся ф актический уровень знаний. О т стающ им пом огаю т на консультаци ях, дополнительных зан ятиях. Т а ки м образом происходит к а к бы «вырав нивание» класса. Приемы индивидуального подхода к учащ им ся у казан ски х учителей самые разнообразны е. Н аиболее пол но они представлены при проведении самостоятельных работ, выполнении упр аж нени й , дом аш них заданий. Это различные варианты контрольных р а бот, использование карточек-заданий, наращ ивание объема и сложности задания по мере его выполнения о т дельными учащ им ися, организация взаимопомощ и, мелкогрупповы е за дания и т. п. Одним из главны х достиж ений ра циональной организации обучения является м ногократно возросшая производительность тр уд а учащ ихся и учителей непосредственно на ур о ке. М но гое, что пр а кти кую т наш и учителя — переносные доски, зар а нее подготовленные текстовые посо бия, диктанты , карточки с печатной основой — ш ироко используется в Татарии. П о наш и учителя явно от стаю т в применении технических средств обучения, а ведь им принад л е ж и т будущ ее. Н а у р о ках м атем атики мы видели мультипликационны е кинофильмы, которые вызывают неизгладимые впечатления о применении графиков, стереометрии и тригоном етрии в про- Л и п е ц к а изводственной деятельности челове ка. Н у ж н о добавить, что эти филь мы созданы учителями и учащ и м и ся в ш кольных киностудиях. У р о к по определению объема пирамиды пе редавался по телевидению для всей республики. Значительно шире ис- пользуютей более простые средства экранизации — аппараты Л Э Т И , эпидиаскопы, фильмоскопы, диапро екторы . Ведь задания для у п р а ж н е ний и самостоятельных работ, ко то рые предлагаю тся обычно в несколь ки х вариантах, гораздо удобнее по ка зывать через проектор на экране. К азан ски е учителя активно внед ряю т элементы программ ирования, пользую тся /перф окартам и, перфолн- н^йкам и и м аш инам и-тренаж ерам и. Все это в той или иной мере н ахо дит применение в наш их ш кол ах, но, к сож алению , нередко ки но ап пара ты, универсальные проекторы и д р у гое оборудование без пользы храни т ся в кладовой или им завалены учи тельские, а уроки проходят скучно и однообразно. Вся беда в том , что в ш кол ах крайне медленно осущ ест вляется переход на кабинетную си стему. М но гие руководители ш кол опасаются дезорганизации, порчи оборудования, и напрасно! Преодолевая пассивность у ч ащ и х ся при сообщении учителем «нового программ ного материала, наш и к а занские коллеги придаю т особое зн а чение проблемности обучения. П еред учащ им ися всякий раз ставятся но вые познавательные задачи, для ре ш ения которы х им не хватает зна ний. Стремление разреш ить возни каю щ ее противоречие становится д в и ж ущ и м стимулом учебного тр у да ш кольников. Н а у р о ках м атем атики ученики долж ны овладевать важ нейш им и идеями и понятиям и современной на уки . И з этого вы текает тенденция к сближению алгебры, геометрии и тригоном етрии, а в начальной ш коле расш иряется алгебраизация арифме ти ки. В 122-й средней ш коле Л е н и н ского района К а за н и учительница М . П . Д ом инова в первом классе ре ш ила с детьми около ста составлен ны х ею зад ач на см екалку. К а ж д а я та кая задача требует предваритель ного размыш ления, догадки, наход чивости. Н е отвлекает ли это ребят от арифметики? О казы вается, нет. Ребята хорош о справляю тся с реш е нием примеров по программ е третье го класса, знаю т действия со с ко б ка ми, ум ею т найти слагаемое или вы читаемое по двум другим ком понен там , знакомы с понятием неизвест ного и его нахож дением . Повыш ение теоретического уровня, забота об об щем умственном развитии детей еще ярче проявляется в старш их классах. Конечно, ни в какое сравнение не м о ж е т идти внеклассная и внеш коль ная работа наш и х ш кол по м атем а ти ке с огромным разм ахом ее в ш ко лах Татар и и . М атем атические к р у ж ки там посещ аю т более 40 пр оцентов учащ ихся. В последнее время стали создаваться школьные м атем атичес кие общ ества и клубы юных м ате м атиков. П равления общ еств и клу бов организую т секции, готовят ко н курсы, проводят вечера, выставки, активно привлекаю т себе на помощь инженеров, научны х работников, ру ководителей предприятий. И з 137 ш кол К а за н и в 76 созданы общ ества или клубы юных м атем атиков. Особое значение для развития м а тематических способностей имеют городские ш колы юных м атем атиков. В К а зан с ко й го родской ш коле м атем атиков за нимаю тся 600 ре бят. Р уководит ею заведующ ий каф едрой м атем а ти ки местного пединститута. П р и н и м аю т в эту ш кол у по реком ендации педагогических советов. Т я га в ш кол у очень велика. Н а м следует теперь ж е развернуть подготовительную работу по органи зации ш кол юных м атем атиков в Л и пецке и Ельце. Д остоин по д раж ани я пример уче ных м атем атиков К азан с ко го универ ситета. О ни часто Посещаю т ш колы, ведут м атем атические беседы с у ча щ имися. Т аки м образом, они ком плектую т свою подш еф ную 131-ю ш кол у, в которой м атем ати ку пре подаю т по расширенной программе 1 4 пр офессоров и доцентов универси тета. О канчивающ ие эту ш кол у идут на работу в вычислительные центры, а ж елаю щ ие (и х м ного) поступаю т на физмат университета прямо на 3-й «курс. Учителя м атем атики наш их ш кол, к а к и учителя других предметов, убе дительно доказали то, что они в сос тоянии быстро реш ать задачи ш коль ного образования. О б этом свиде тельствует хотя бы последний ф акт на Всероссийской олимпиаде питом цам липецких, елецких* становлян ских, данковских ш кол вручено пять грам от. А ученица 10 класса Бере зовской средней ш колы Кирпичова удостоилась второй премии на той ж е олимпиаде по химии. О творче ском горении, царящ ем во м ногих педколлективах наш и х ш кол, много говорилось на Всероссийской научно практической конф еренции по русско му язы ку в марте этого года. В не устанном повышении своего теоре тического уровня и вдумчивом отно ш ении к передовому опы ту учителей всей страны они и щ у т и находят ре ш ение слож ны х задач ш колы. И . П О Н О М А Р Е В , заведующ ий облоно. К р у п н е й ш и й в К у з б а с с е В сорока килом етрах от Кем е рова на обширной территории раскинулась строительная пло щ а д ка крупнейш его в Кузбасском экономическом районе То п ки н - ского цементного завода. М ощ -1 ность строящ егося ги ган та соста-1 вит два миллиона четыреста ты сяч тонн вы сокомарочного цемен та в год. | Сейчас индустриальными м е т о -; дам и ведется м о н та ж первой о ч е -) реди завода производительностью | шестьсот тысяч тонн цемента в | год. П родукцию предприятие вы пустит в третьем квартале те ку щ его года. Н а снимке: общ ий вид строи тельства. Ф ото А . Кузяри на, (Ф о то хр он ика Т А С С ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz