Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 30 апреля 1965 г,, М 101 -(3302? и м П е р е д о в о й опыт — всем! РЕЧЬ ИДЕТ О РЕНТАБЕЛЬНОСТИ Важнейшимусловиемуспешно- * ;го завершения семилетки явля ется постоянное совершенствова ние уровня экономической рабо ты. От тружеников промышлен ности сегодня требуется не про детовыполнение планалюбойце нной, а увеличение выпуска про дукции при наименьших затра тах. Из года вгодрастет рента- тбельность передовых предприя тий нашей области. Ивсе-таки $еще многие изделия обходятся $слишкомдорого, аоколосорока $предприятий остаются убыточим ыми. I Покончить с нерациональным 1расходованием ценностей, поста- ♦вить на службу экономике все ^резервы, сделать каждое изде- ♦лие высокорентабельным—пер. } вейший долг работнике? эконо- {мических служб. Оновых пу- {тях совершенствования учета, о {своих поискахипланахрассказы вают а этих заметках бухгалте ры липецких ТрубногоиРадиа- {торногозаводов. & Н о в о е в у ч е т е В прошлом году коллектив Липец кого радиаторного завода дал стра не 23,7 тысячи квадратных эквива лентных метров сверхплановых ра диаторов. Было также получено 60 тысяч рублей сверхплановой при были я 74 тысячи рублей экономии от снижения себестоимости продук ции. Успехи эти — прежде всего ре зультат активного участия всего коллектива в использовании новых резервов производства. За год наши новаторы внесли 76 предложений с экономическим эффектом 31,7 тыся чи рублей. Более рациональному ведению хо зяйства во многом помогло внедре ние в мае прошлого года ежедневно го оперативно - экономического ана лиза производства на основе цехо вого хозрасчета. С тех пор каждый цех получает месячный план на вы пуск продукции, задание по сниже нию себестоимости,- по численности рабочих и фонду заработной платы. Выполнение этих основных и других показателей контролируется еже дневно. Мы ежедневно учитываем затраты на производство. Такой оперативный учет дает предварительные данные по себестоимости с точностью до 0,1 процента (по сравнению с оконча тельной бухгалтерской отчетностью). Среди затрат на основную про дукцию значительная доля прихо дится на вспомогательные цехи и службы. Вести ежедневный контроль за их работой более сложно. По вспомогательным цехам мы органи зовали ежедневный учет всех услуг и их себестоимости. Перевели эти цехи на хозрасчет. Так, например, на оснастку, инструменты и запчас ти, изготовляемые инструментально механическим цехом, ввели постоял- ИТОГИ ПОДВОДИМ ЕЖЕДНЕВНО Уже более года на Липецком труб ном заводе ежедневно подводятся итоги выполнения плана по валовой и товарной продукции, учитываются затраты «а производство и отклоне ния от плановой себестоимости изде лий, анализируется использование фонда заработной платы. Непрерывный учет выполнения плана позволил нам ежедневно под водить итоги социалистического со ревнования между цехами, участка ми, отдельными рабочими. В резуль тате укрепилась производственная дисциплина, каждый член коллекти ва почувствовал еще большую ответ ственность за порученное дело, а это положительно сказалось на работе предприятия. Она стала ритмичнее, постоянно снижаются затраты на из делия. За последний год не было случая, чтобы завод допустил перерасход средств из-за высокой себестоимости продукции. В полтора раза сократи лись потери от брака, заметно под нялось качество изделий. На 25—30 процентов уменьшились непроизво дительные расходы. Постоянно сни жаются материальные и трудовые затраты на производство. Ежедневная информация о вы полнении плана по важнейшим пока зателям позволяет с наибольшим эффектом использовать в хозяйстве материальные, трудовые и финансо вые ресурсы, помогает искоренять бесхозяйственность и расточительст во, оперативнее руководить предпри ятием. Однако мало того, что план вы полнен по объемным показателям, в заданной номенклатуре и с наимень шими затратами. Крайне важно и другое: своевременная реализация продукции и получение прибыли. Ведь оттого, насколько своевремен но поступают средства от реализа ции продукции, в значительной сте пени зависит хозяйственная деятель ность коллектива. Поэтому работни ки бухгалтерии, финансисты нашего завода в прошлом году задумались над тем, ка к использовать ежеднев ное подведение итогов выполнения плана по выпуску товарной продук ции и по себестоимости для учета прибыли. Дело в том, что мы как бы оставляем в тени главный финансо вый показатель — прибыль, поэто му и не доводим свою работу до ло гического конца. Мы решили прибыль учитывать ежедневно. Для этого у нас был на-1 коплен некоторый опыт. Руководство завода и экономисты поддержали наше предложение. После тщательной подготовки в марте прошлого года мы стали учи тывать выполнение плана по прибы ли, контролировать уровень .рента бельности ка к отдельных видов про дукции, так и в целом предприятия. Теперь коллектив знает, сколько за вод получил прибыли за истекший день и с начала месяца, сколько ос талось ее в нереализованной про дукции. Это помогает нам более опе ративно направлять работу, своевре менно устранять недостатки и актив но влиять на накопление прибыли. Если нам известно, сколько выда но товарной продукции в отпускных ценах, какие затраты по плану на нее положены, а также сумму о тк лонений от плановой себестоимости, то нам видны фактические затраты на всю продукцию и на один рубль ее. Учитывая ежедневно поступаю щие суммы за изделия и фактичес кие затраты на один рубль, мы подсчитываем се бестоимость на все реализованные трубы, ванны, фасоны, раковины. Потом сопоставляем эту сумму с выручкой и определяем прибыль. Вся эта работа требует неболь ших дополнительных затрат бухгал терского труда. Зато результаты от нее, на наш взгляд, весьма ощути мые. Мы и дальше будем совершенство вать формы промышленного учета. От этого во многом зависит улучше ние работы предприятия, укрепление его экономики. И. ТАЦ ИЙ , главный бухгалтер Липецкого трубного завода. ные обоснован ные расценки. Разовые же ра боты оценивают ся по стоимо сти затраченных человеке - часов. Определенные таким образом услу ги сопоставляем с произведенными за день затратами, и в итоге полу чаем результат ежедневной работы цеха. Каждый день, в 11 часов 30 ми нут, комиссия подводит итош рабо ты всех цехов и бригад за прошлый день. Жизнь показала, что ежедневный оперативный учет в сфере производ ства уже не удовлетворяет требова ниям контроля за выполнением всех технико - экономических показателей. Было решено перенести учет и в сферу обращения. Установили еже дневный контроль за выполнением плана реализации продукции и со стоянием нормируемых оборотных средств. Это позволило лучше ви деть результаты выполнения плана прибылей и своевременно устранять нарушения в снабжении производ ства сырьем и материалами. Именно такой ежедневный контроль за ре ализацией продукции позволил уже в первом квартале 1965 года пачу- чнть несколько тысяч рублей сверх плановой прибыли. Большое значение на заводе при дается обучению экономическим зна ниям всех инженерно - технических работников. Люди учатся считать каждую копейку, экономить во всем. Совершенствуя методы экономиче ской работы, наш коллектив в пер вом квартале нынешнего года полу чил 45 тысяч рублей сверхплановой прибыли, в том числе третью часть — от снижения себестоимости про дукции. Д . МОРХОВ, главный бухгалтер Липецкого радиаторного завода. О т л и ч н о е н а с т р о е н и е Цех сборки батарей. Яркоё апрельское солнце разбросало по цеху множество золотистых пя тен. У всех — отличное настрое ние. Каждая работница Елецкого элементного завода стремится до стойно встретить первомайский праздник. Мы просим заместителя на чальника цеха Дмитрия Семено вича Курганского рассказать о делах коллектива, познакомить с теми, кто идет впереди. — Каждый у нас работает ста рательно, — говорит Дмитрий Семенович. — Пример показыва ет контролер участка коммуни стического труда Тамара Дмит риева. Сегодня партком завода утвердил решение цеховой пар тийной организации о принятии ее кандидатом в члены КПСС. На участке сборки миниатюр ных батарей «Крона» мы позна комились с водителем автомата Галиной Сахаровой. Руководимая ею бригада имеет самую высо кую выработку. Все изделия сдает на сборку только с первого предъявления. Галина и ее под руги охотно делятся опытом, ста раются, чтобы на участке не было отстающих. Таких инициативных, отзывчи вых в коллективе немало. Это — В. Гришина (на снимке вверху) и 3. Белова (нижний снимок). Они энергично ведут борьбу за повышение качества продукции. В этом году поточная линия «Крона» должна значительно уве личить выпуск батарей для тран зисторных приемников. О. Д ЕМ ИН . Фото Н. В ЛА ДИМ И РО ВА . П О Л У Г О Д О В О Й П Л А Н — Д О С Р О Ч Н О ! ; Ж И В О Т Н О В О Д Ы ! Д О С Т И Г Н У Т Ы Е З А К Р Е П И М У С П Е Х И , В П Е Р В О М К В А Р Т А Л Е ! ☆ ☆ Да н к овцы д е р ж а т слово К о н ф е р е н ц и я Н Т О Состоялась четвертая областная конференция научно-технического общества работников машинострои тельной промышленности. В отчетном докладе председатель правления областного отделения об щества В. С. Степанов подчеркнул, что советы первичных организаций НТО на предприятиях провели за последнее время немалую работу. Члены НТО горячо откликнулись на призыв москвичей и ленинградцев, решивших в ближайшие 3—4 гота достигнуть уровня лучших мировых стандартов. Борьбе за высокое каче ство выпускаемых изделий способст вовал, например, проходивший не давно по инициативе НТО общест венный смотр выполнения планов научно-исследовательских работ и внедрения новой техники. За период смотра на заводах было проведено в общей сложности свы ше двухсот крупных технических ме роприятий с экономическим эффек том свыше миллиона рублей. Активно прогпел смотр на веду щих предприятиях Ельца. На заво де станочной гидроаппаратуры, на пример, разработаны и изготовлены в металле 5 насосов новой конструк ции, по надежности и долговечности приближающихся к уровню лучших мировых образцов. Члены технологической секции Лебедянского машиностроительного завода успешно завершили исследо вательские работы по внедрению не которых пластмассовых деталей в конструкцию гидронасосов,. что даст возможность увеличить срок их службы на 30—50 процентов. О большой практической помощи членов НТО производству рассказа ли в своих выступлениях инженер Липецкого станкостроительного за вода В. Н. Кожин, инженер-технолог Елецкого элементного завода К. Н. Дорошева, делегаты конференции В. Н. Капорулин, В. Ф. Третьяков, Е. Н. Романов и другие. На конференции были подвергну ты серьезной критике недостатки работе как первичных организаций общества, так и областного правде ния. Четвертая областная конференция НТО машиностроительной промыш ленности избрала новый состаз правления в количестве 23 человек Председателем областного правления избран инженер А. П. Страшной ученым секретарем — инженер Н. Г Власов. ю. кочкин, член областного правления НТО работников машиностроения. Животноводы Данковского района по примеру липчан развернули со ревнование за досрочное выполнение полугодового плана продажи госу дарству продукции. Пример показы вает коллектив совхоза «Ярослав ский». За четыре месяца в совхозе по лучено свыше 600 килограммов моло ка от коровы. Большого успеха доби лась доярка депутат районного Со вета депутатов трудящихся Екатери на Матвеева. Она надоила 1150 кило граммов, среднесуточный надой от ее группы коров превышает 14 кило граммов. Старательно трудятся и другие доярки совхоза. Работники ферм принимают меры к повышению жирности молока. Во всех хозяйствах организован поддой коров. Помимо сена, концентратов и силоса, в рацион дойного стада вхо дит гороховая мука, химическая до бавка. Все это позволило на 0,1—0,2 процента поднять жирность молока. Успешно выполняют обязательства животноводы колхоза «Дружба». За четыре месяца стойлового содержа ния они получили от коровы свыше 620 килограммов, из них в новом го ду — 493. Полугодовой план прода жи молока колхоз выполнил почти на 70 процентов. Здесь нет равно душных, все доярки борются за вы сокие надои. Любовь Соседова от каждой отелившейся коровы получа ет по 20, а в среднем от коровы она надаивает по 14 килограммов моло ка. Около 1000 килограммов молока от коровы за четыре месяца надо или доярки Мария Соседова и М а рия Филатова, жирность молока — 3,7—3,8 процента. Во многих хозяйствах района раз вернулось социалистическое сорев нование животноводов за повышение жирности молока. В январе совхоз имени Куйбышева сдавал молоко с низким процентом содержания жира — всего 3,3 процента. Партийная ор ганизация и руководство совхоза провели собрание животноводов и специалистов. Речь шла на собрании о том, ка к повысить содержание ж и ра в молоке. Одни предлагали орга низовать поддой коров, другие — не сколько изменить рацион кормления, третьи — определять жирность мо лока непосредственно на каждой ферме и по каждой группе. Все эти предложения были одобрены. При казом директора оплата дояркам была поставлена в зависимость от жирности молока. О п р е д е л и л и жирность молока каждой коровы. Молоко от коров с низким процентом содержания жира ста ли расходовать на выпойку те лят и на внутрихозяйственные н уж ды. По предложению доярок в ра цион коровам ввели больше белко вых кормов. Кропотливая работа принесла пер вые успехи. Жирность молока в те чение марта в среднем по совхозу поднялась почти на 0,3 процента. А. ВО ЛО Д Ь КИ Н , зам. редактора данковской газеты «Заветы Ильича». Сделаем' все фермы И ЗДАТЕЛЬСТВО «Просвещение» выпустило в свет книгу Л. А. Левшина «Педагогика и со временность». В ней есть статья «Когда слово воспитывает». «Слово — выразитель идеи, сущ ности, принципа,— пишет автор.— Оно помогает человеку проникнуть в глубины действительности и под няться над ней. Оно указывает че ловеку путь, которым он должен идти через тысячи препятствий, от клонений, поворотов, помогает ему за второстепенным не проглядеть главного, за деталями видеть це лое. Оно делает человека созна тельной личностью, входит важней шим составным элементом в его волю, раскрывает ему смысл и сча стье жизни». Эти строки следовало бы хорошо помнить каждому педагогу, в пер вую очередь словеснику. Именно художественная литература, отра жая жизнь, создает образ при по мощи слова, очень тонко передаю щего все оттенки человеческих мыслей и чувств. Обо всем этом я невольно думал, когда сидел на уроке литерату ры в 10 классе средней школы № 21 г. Ельца. Учительница А. Н. Бирюкова заканчивала анализ об раза Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Она умело использовала слово как пе дагогический инструмент. До этого десятиклассники уже проследили основные этапы разви тия характера Андрея Болконского. Теперь выяснялось, как в этом об разе героя «Войны и мира» отрази лись искания и разочарования са мого автора романа, И здесь Алев тина Николаевна-обратила внима ние учащихся на слово, которое явилось как бы строительным ма териалом, при помощи которого сложный Преподаватель литературы дол жен развивать у учащихся логиче ское мышление, широко прибегая при этом к сопоставлениям, проти вопоставлениям, аналогиям и т. д. Д О Х О Д Н Ы М И Наш совхоз досрочно выполнил полугодовой план сдачи мяоа. В ближайшее время сдадим дополни тельно еще 300 центнеров. Растет и продуктивность дойного стада. Д о ярки третьего и четвертого отделе ний получают от коровы в сутки по 7—7,5 килограмма молока. Росту производства животновод ческой продукции способствует то, что в совхозе довольно большая плотность скота. На сто гектаров сельскохозяйственных угодий прихо дится 11 коров. Во втором кварта ле дойное стадо увеличится еще на 70 коров. Коллектив совхоза стре мится к тому, чтобы полугодовой план заготовок молока выполнить досрочно. Рост производства животноводче ской продукции наметился. Но наш коллектив пока не справляется с другой важнейшей задачей: слиш ком высока себестоимость продук ции. Центнер молока в прошлом году обошелся хозяйству на 6 руб лей, а центнер свинины—на 31 рубль дороже, чем планировалось. Анализируя хозяйственную дея тельность за прошедший год, мы убедились, что большую часть затрат в животноводстве составляют рас ходы на корма. Своих кормов мы производим недостаточно, а платим за них большие деньги, да и кор ма, выращенные в своем хозяйстве, также обходятся дорого. В прош лом году на производство центнера зерна израсходовано 4 рубля 42 ко- 1 430 к илограммов молока от каждойкоровысвоейгруппына доила сначала года доярка сов хоза . «Конь-Колодезский», удар ница коммунистического труда ЛидияИвановна Бухонова. Частымгостемнафермебыва ет ее дочка Оля. Фото Л. Черкашина. создал и11Ш!1111ШШ11Ш1!ШШ111ШШ111!11111Ш11Ш1Ш11111Ш111ишиШ111ИШ11111ПиШ111ШШ1!и11И1Ш11ШМШ11Ш.' великии писатель и интересный об раз Андрея Бол конского. Деся тиклассники на шли в романе эпитеты, метафо ры, сравнения, 5 ■ ярко характери-Г11и111111и1Ш1Ш1111Ш1111111Ш11ШШ1111111Ш11111Ш111111111111111111Пт1111111111П1111ПП111Ш1ПШШП111ШП1Ш~ зующие героя УЧИТЬ МЫСЛИ ТЬ указали на внутренние моно логи его, привели примеры рече вой характеристики Андрея. Отрадно, что и на многих других уроках литературы мне пришлось наблюдать, как учителя кропотли во работают со школьниками над словом. В частности, учителя лите ратуры средней школы № 1 г. Ель ца при изучении программного ма териала анализируют текст худо жественного произведения в един стве формы и содержании. Так, разбирая рассказ А. П. Чехова «Ха мелеон», шестиклассники обращали внимание на канцелярские обороты в речи Очумелова, лексику приказа и окрика. Ученики пятых классов на уроке, посвященном анализу отрывка «Бу ран» из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», находили в нем эпитеты, метафоры и сравне ния, раскрывающие внутренний мир и внешность Пугачева, описание местности, по которой ехали Гри нев и Пугачев, изобразительные средства языка при описании ветра и т. д. Учительница В. А. Прадедо ва умело направляла их работу. Показательным в этом отноше нии является урок учительницы В. А. Прадедовой «Композиция и идей но-художественный анализ III тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Учащиеся не только дали оценку философских взглядов Тол стого. Они старались освещать мно гие проблемы романа с точки зре ния марксистско-ленинского учения. Учительница литературы средней школы № 21 г. Ельца Н. И. Агапе- това при раскрытии в 9 классе об раза Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» не ограничилась текстом про изведения и рамками учебника, а предложила девятиклассникам по размыслить над вопросами, что та кое умеренный и консервативный либерализм, какова их политиче ская платформа и тактика и т. д. Учащиеся не только дали правиль ные определения, но и привели высказывания В. И. Ленина о либе рализме, а также пародийные сти хи о Павле Петровиче Кирсанове из «Искры». На уроках А. Н. Бирюковой и Н, И, Агапетовой присутствовала группа участников Всероссийской научно-практической конференции преподавателей русского языка и литературы. Гости дали высокую оценку. Вот что заявила на заклю чительном пленарном заседании конференции учительница из г. Са ратова Ф . Б. Афанасьева: — На уроках Бирюковой и Ага петовой мы почувствовали высокую культуру учителя, умение использо вать слово для разрешения обра зовательных и воспитательных за дач. Они учат детей любить Родину и воспитывают у них такие качест ва, как мужество, уважение к чело веку. Научить учащихся размышлять, высказать свое суждение, показать свое личное отношение к литера турному герою, художественному произведению — нелегкое дело. Тут нужен кропотливый и повсе дневный труд. Именно так работа ют учителя литературы С. С. Хрен никова и Ф. П. Стародубцева из средних школ № 15 и № 3 г. Ельца. Сочинения питомцев С. С. Хрен никовой и Ф. П. Стародубцевой, как правило, оригинальные, написа ны усвоим» язы ком, почти без стилисти ч е с к и х ошибок, не гово ря уже о грамма тических. Учащие ся всегда пока зывают свое лич ное отношение к тому, о чем они пишут. И большинство их сочинений оцени вается баллами «4» и «5». В февра ле этого года за сочинения по те мам облоно и института усовершен ствования учителей из 63 одиннад цатиклассников учительницы С. С. Хренниковой 51 человек получил оценки «4» и «5», а из 23 одиннад цатиклассников учительницы Ф. П. Стародубцевой — на «пять» и «че тыре» написали 17 учащихся. К сожалению, есть еще уроки литературы, которые проходят не интересно, скучно. Письменная и устная речь учащихся бедна, невы разительна. Питомцы учительницы Елецкой средней школы № 12 А. А. Неделиной сочинения в основном пишут книжным языком. Их рабо ты трафаретны и бедны по содер жанию. В них отсутствуют рассуж дения, живая мысль. И поэтому большинство получает «тройки». Многие учителя литературы елец ких школ работают творчески, ищут эффективные приемы преподава ния. Правда, не все у них получает ся гладко. Вот, например. О, Г. Д я- кина из средней школы № 1. Она любит свой предмет, преподает с душой. Большую работу она про водит с выпускниками по разбору критических статей, газетных мате риалов. Пишет рецензии на их со чинения. Почти на каждом уроке Ольги Григорьевны школьники ре цензируют доклады и ответы своих товарищей. Но доклады, с которыми выступают выпускники на уроках, в основном сводятся к передаче содержания изучаемых произведений. Они, как правило, не затрагивают проблемные вопро сы. Это происходит потому, что молодая учительница не всегда должным образом направляет ра боту учащихся. Не уделяет она серьезного внимания и привитию своим питомцам навыков вырази тельного чтения. Еще робко на уроках литературы применяются технические средства обучения. К сожалению, не всегда применение наглядных пособий на уроках литературы органически сливается с его содержанием. Уроки литературы — это уроки человековедения. На них должно все воспитывать учащихся, и в пер вую очередь, слово, доступное и ясное, бодрое и уверенное, гнев ное и страстное, сердечное и чут кое. П. КАШ М Е Н С КИ Й , инспектор облоно. пейки, вместо трех рублей по плану. Высока себестоимость картофеля* кукурузы , сена. Со своих плодородных земель мы берем не все. что могли бы они дать. Зерна собираем в среднем по 13— 14 центнеров, зеленой массы ку курузы — по 120— 150 центнеров с гектара. Вот и получается, что дорогие корма тяжелым бременем ложатся на себестоимость животноводческой продукции. Несмотря на довольно высокую продуктивность скота, ж и вотноводство принесло совхозу в прошлом году 100 тысяч рублей убытка. Борясь за претворение в жизнь решений Пленума Ц К КПСС, кол лектив созхоза наметил мероприя тия, которые помогут сделать все отрасли хозяйства рентабельными. Главный упор мы делаем на по вышение урожайности зерновых культур. Озимые на всей площади подкормлены минеральными удоб рениями. В сжатые сроки провели сев ранних яровых. В этом году расширяем площади под многолет ними и однолетними травами. На 50 гектарах посеем корнеплоды. Все это позволит совхозу полностью обеспечить животноводство фура жом, грубыми и сочными кормами. Наши расчеты — закончить этот год в животноводстве без убытка. Удешевлению продукции будут спо собствовать резкое увеличение про изводства дешевых кормов, даль нейшее укрупнение ферм. На круп ных фермах легче внедрить комп лексную механизацию, хозрасчет. Причем, расходы на подвозку кор мов и содержание административно управленческого аппарата значитель но сократятся. Доходность животноводства будет расти и за счет реализации племен ного молодняка. За последние три года мы продали совхозу «Долгору ковский» и хозяйствам соседних районов 600 племенных телочек и много бычков. В этом году пого ловье крупного рогатого скота у нас увеличится на 400 голов. Часть мо лодняка продадим другим хозяйст вам. С большим энтузиазмом трудится коллектив совхоза в этом году. Дать Родине больше хлеба, мяса, молока и фруктов — таким стремлением живут рабочие и специалисты сель ского хозяйства нашего совхоза. В. РЕПНЕВ, гл. зоотехник совхоза им. Тимиря зева Долгоруковского района, Высокие надои ПЛОСКОЕ . (Соб. корр. «Ле нинского знамени»), В начале1 апреля коллектив совхоза «Заря» рапортовал о досрочном выпол нении полугодового плана заго товок молока. Государству сдано более двух тысяч центнеров. Правильное обильное кормле ние обеспечило высокие надои. Сейчас они составляют в сред нем по совхозу 7 килограммов. Высокие надои" получдют от сво их коров доярки А. Салькова, М. Артемова, А. Макарова и дру гие. В хозяйстве высокая товар ность продукции. На приемный пункт поступает до 90 процентов валового надоя молока. До конца полугодия животно воды совхоза «Заря» дадут стра не около двух тысяч центнеров молока.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz