Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Л марта 1УЬо О НЕО ТЛОЖНЫХ М Е РА Х ПО Д А Л Ь Н Е ЙШ Е М У Р А З В И Т ИЮ СЕЛЬСКО ГО ХО З Я Й С Т В А СССР Пле нуме Ц К К ПСС 1 П О Ш П П Ш ъ ь л о ъ н и ! У А н о л п ъ Доклад Первого секретаря Ц К КПСС товарища Л . И. Бреж нева на Товарищи? С к Л 1 Г * -\ На ноя брьском Пленуме Центрального Комитета Коммуни- V /л . Ц Л / 7 #'#'1 / 7 / С# Г \ / 1 АН / у стической партии Советского Союза было принято важное ре- * * * * г 1 / %Л/ Д А я О / С Лг Л %У V / С / О I / \ А С4/ шение об О бъ йЯ И Я йН И И п п г т ы т п л о и и т-тт Л РО ТТТ..ОТА|Т1ЧГ Л Л *Го Л'ЧЧТ»т тV Товари и? шение об объединении промышленных и сельских областных и краевых партийных организаций. Решение Пленума Ц К с полным единодушием одобрено партией и народом. За период, прошедший после Пленума Ц К , проведена боль шая организаторская и политическая работа по созданию единых партийных, а также советских, профсоюзных и ком сомольских органов. В областях, краях и районах прошли партийные конференции, в работе которых участвовало свы ше /00 тысяч коммунистов, более 34 тысяч из них выступили в прениях. Делегаты конференций активно обсуждали решения ок тябрьского и ноябрьского Пленумов Ц К. Они подчеркивали, что создание единых партийных органов будет способство вать дальнейшему улучшению работы партийных организа ций, усилению их руководства хозяйственным и культурным строительством. На партийных конференциях 85 областей и краев, где пар тийные организации были разделены на промышленные и сельские, избраны единые обкомы и крайкомы партии. Обра зованы также единые облисполкомы и крайисполкомы. На районных партийных конференциях были избраны райкомы партии. Парткомы производственных управлений упразднены. Центральный Комитет КПСС поддержал предложения Ц К компартий союзных республик, обкомов и крайкомов о раз укрупнении некоторых районов, В целях улучшения руковод ства хозяйственным и культурным строительством на селе создан ряд новых районов. В настоящее время у нас имеетсч 2434 райкома партии, или на 611 райкомов больше, чем было парткомов колхозно-совхозных управлений. Районные коми теты партии укреплены опытными кадрами. Организационная структура партийных органов приведена в соответствие с Уставом КПСС. Восстановление единых пар тийных органов на основе ленинских принципов подняло роль партийных организаций и положило конец искусственному их разъединению из-за надуманных и не оправданных жизнью перестроек. Партийные организации имеют теперь все усло вия для плодотворной деятельности. На настоящий Пленум Президиум Ц К КПСС вносит во прос о неотложных мерах дальнейшего развития сельского хозяйства. Постановка этого вопроса на Пленуме Ц К КПСС вызвана .тем, что за последние годы допускались крупные не достатки и ошибки в руководстве сельским хозяйством, кото рые были вскрыты на октябрьском и ноябрьском Пленумах Интересы неуклонного роста социалистической экономики страны, повышения материального уровня советских людей требуют осуществления ряда крупных мер по дальнейшему подъему сельскохозяйственного производства. Мы исходим из того, что развитие экономики сельского хозяйства — это дело всей партии и всего народа. I. Основные итоги развития сельского х о з я й с т в а за п о с л е д н и е годы Товарищи! Наше сельское хозяйство базируется на самой передовой общественной системе, которая выдержала испы тание временем я всем ходом исторического развития, дока зала свою, непреоборимую жизненную силу. Опираясь на со циалистическую систему, Коммунистическая партия провела значительную работу по развитию сельского хозяйства. Важное значение имел сентябрьский Пленум Ц К КПСС 1953 года. Он разработал правильный курс в области сель ского хозяйства. И надо прямо сказать, пока его решения проводились в жизнь, мы имели определенные результаты. Немало было сделано в организационно-хозяйственном укреп лении колхозов и совхозов, улучшении их материально-техни ческой базы и повышении материальной заинтересованности работников села. По призыву партии в деревню тогда выехали десятки ты сяч специалистов, организаторов сельскохозяйственного про изводства. Большое значение в увеличении производства зер на имело освоение целинных и залежных земель. За первые пять лет после сентябрьского Пленума Ц К значительно рас ширились посевные площади, повысилась урожайность, уве личилась валовая и товарная продукция сельского хозяйства. Однако эти положительные результаты, к сожалению, не были закреплены и развиты дальше. Мы оказались перед фактом, что в последние годы сельское хозяйство замедли лось в своем развитии, наши планы по подъему сельскохозяй ственного производства остались невыполненными. По контрольным цифрам валовая продукция сельского хо зяйства в течение семилетки (1959— 1965 гг.) должна была возрасти на 70 процентов, фактически за шесть лет прирост составил лишь 10 процентов. Если за период с 1955 по 1959 гг. валовая продукция сельского хозяйства возрастала в среднем на 7,6 процента в год, то за последние пять лет — только на 1,9 процента. Замедлился рост урожайности основных куль тур. Так, если средняя урожайность зерновых культур за 1955— 1959 гг. выросла по сравнению с предшествовавшим пятилетием на 1,7 центнера/ то за период с 1960 г. по 1964 г. только на 0,8 центнера, т ; ;д:т. , • ид Подобное явление наблюдается и в облЗсти животноводст ва. За последние пять лет темп прироста поголовья крупного рогатого скота сократился в два раза в сравнении с преды дущим пятилетием. Что же касается поголовья свиней, овец , и птицы, то оно за это время значительно уменьшилось. Удои молока в колхозах и совхозах в среднем на одну корову сни зились более чем на 370 килограммов. Приведенные данные позволяют сделать вывод: если до 1959 года происходил заметный подъем сельского хозяйства, то в последующий период оно по существу стало топтаться на месте. Каковы основные причины такого положения? Во-первых, слабым местом в руководстве сельским хозяй ством является то, что требования экономических законов развития социалистического хозяйства учитывались недоста точно полно, а нередко даже игнорировались. Имеются в ви ду, прежде всего, такие законы, как закон планомерного и пропорционального развития, расширенного социалистическо го воспроизводства, а также принципы сочетания обществен ных и личных интересов, материальной заинтересованности и другие. Но жизнь, как известно, сурово карает тех, кто не считается с этими законами, пренебрегает ими, допускает субъективизм. В практике руководства сельским хозяйством последних лет все более и более брали верх действия чисто волевого ха рактера, особенно в области планирования, ценообразования, финансирования и кредитования. Нельзя, например, признать нормальным, что закупочные цены на ряд продуктов сельско го хозяйства не покрывают затрат на их производство. В ре зультате этого колхозы и совхозы терпят большие убытки. Многочисленные, порой надуманные перестройки порожда ли обстановку нервозности и суетни, лишали руководителей перспективы, подрывали у них веру в свои силы. Вместо кро потливой, вдумчивой работы, глубокого анализа положения дел. нередко допускалась практика администрирования и ко мандования колхозами и совхозами. Во-вторых, перед сельским хозяйством ставились очень большие задачи, но они недостаточно подкреплялись н'ёобхо- д им ьти экономическими мерами, в частности, правильным определением уровня цен на сельскохозяйственную продук цию и производственные товары, выделением соответствую щих капиталовложений и улучшением материально-техниче ского снабжения. Так, за пятилетие (1954— 1958 гг.) государ ственные вложения в сельское хозяйство составили 11,3 про цента всех вложений в народное хозяйство, а по контрольным цифрам семилетки (1959— 1965 гг.) они были определены все го лишь в 7,5 процента. В отличие от любой отрасли народного хозяйства строи тельство в совхозах и особенно в колхозах не полностью обеспечивалось материалами и комплектным оборудованием. Нередко большие средства направлялись на объекты, строи тельство которых не вызывалось неотложными интересами производства. В результате эти затраты не давали экономи ческого эффекта и тем самьим народному хозяйству наносил ся ущерб. В-третьих, практически очень мало делалось для подъема культуры земледелия, повышения плодородия. Во многих колхозах и совхозах нарушены севообороты и не соблюда ются элементарные правила агротехники.- Из центра давалось много различного рода шаблонных указаний по обработке почвы, структуре посевных площадей- и замене одной систе мы земледелия другой, содержанию и кормлению -скота, без учета природно-экономических, производственных условий и местного опыта. Все это мешало планомерному ведению хо зяйства, принижало роль земельных органов, не способство вало производительному использованию земли. Наконец, говоря о причинах отставания сельского хозяйст ва, мы должны признать и то, что в работе партийных, со ветских и земельных органов также имелись серьезные недо статки. Конечно, в обстановке частых реорганизаций и пере строек работа наших кадров усложнялась. Тем не менее, мы не использовали все возможности, которые имелись в на шем распоряжений. Недостаточно работали с людьми, слабо опирались На специалистов и сельскохозяйственную науку, не сумели хорошо организовать обобщение и распространение передового опыта. Товарищи! С последствиями ошибок в руководстве сель ским хозяйством мы сталкиваемся во всех зонах страны, но особенно это сказалось на районах нечерноземной полосы. Взять, к примеру, Смоленскую область. За последние пять лет валовая продукция сельского хозяйства здесь увеличи лась только на один процент. По производству важнейших видов продуктов полеводства область еще не достигла и до военного уровня. Урожайность сельскохозяйственных культур в области ос тается низкой. Надои молока в колхозах и совхозах в сред нем на одну корову уменьшились почти на 400 килограммов. Все отрасли сельского хозяйства, кроме льна, убыточны. Сложившаяся обстановка не может не вызывать у нас серьезной озабоченности за положение дел в сельском хозяй стве. В связи с этим Президиум Ц К КПСС разработал и вносит на рассмотрение Пленума Ц К важные экономические мероприятия, направленные на организационно-хозяйствен ное укрепление колхозов и совхозов. Мы понимаем, что подъем сельского хозяйства — это то, что нам жизненно необходимо для успешного строительства коммунизма. Чтобы решить эту всенародную задачу, мы должны подвести под сельское хозяйство прочную экономи ческую основу. В. И. Ленин рассматривал этот вопрос как один из важных вопросов экономической политики партии, ибо он затрагивает основу основ Советского государства — отношения рабочего класса и крестьянства. Нам надо быстрее исправить ошибки, допущенные в сель ском хозяйстве, покончить с субъективизмом. Надо на широ кой экономической основе использовать материальные и мо ральные стимулы в развитии производства. От партийных, со ветских, хозяйственных органов, от всех нас требуются боль шие усилия и решительное изменение методов работы. II. У л у ч ш и т ь с и с т е м у з а г о т о в о к сельскохозяйственных продуктов Товарищи! Президиум Ц К придает серьезное значение улуч шению системы заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов. Она страдает многими недостатками и нуждается в совершенствовании. Основной недостаток состоит в том, что нынешняя система заготовок вносит неуверенность в работу колхозов и совхо зов, не позволяет им правильно планировать свое производ ство. Планы закупок сельскохозяйственной продукции кол хозам и совхозам доводятся лишь на один год, часто с боль шим опозданием. Более того, эти планы в ходе заготовок неоднократно меняются, колхозам и совхозам даются допол нительные задания, которые нередко превышают плановые. Известны факты, когда колхозы и совхозы после окончания хлебозаготовок обращаются к государству с просьбами о вы делении семян. В 1962 году на семенные цели государством было продано колхозам и совхозам 1 миллион 373 тысячи тонн зерна. В этом году они снова попросили у государства около двух миллионов тонн семян. В ряде зон цены на закупаемое зерно не покрывают затрат на его производство. Такая практика наносит ущерб госу дарству, подрывает экономику хозяйств, материально не за интересовывает земледельцев в результатах своего труда. Все мы по собственному опыту знаем, какие трудности приходилось испытывать во время заготовок хлеба. Насколь ко нереальны и несовершенны были планы закупок зерна, сви детельствует тот факт, что за последние 10 лет они выполня лись только три раза — в 1956, 1958 и 1964 годах. Жизнь настоятельно требует улучшить, усовершенствовать всю нашу заготовительную систему. Прежде всего необходи мо перейти к твердым планам заготовок сельскохозяйствен ных продуктов на ряд лет. В них должны гармонично соче таться общегосударственные и внутрихозяйственные инте ресы. Президиум .Центрального Комитета КПСС вносит на рас смотрение Пленума Ц К предложения: во-первых, утвержденный план закупок зерна на этот год снизить с 4 миллиардов пудов до 3 миллиардов 400 миллио нов пудов; во-вторых, указанный план закупок в размере 3-х милли ардов 400 миллионов пудов установить твердым и неизмен ным на все годы предстоящей пятилетки, включая 1970 год. Твердый, неизменный план закупок зерна на шесть лет предлагается установить по республикам, областям, краям, районам, колхозам и совхозам. Вносится следующий проект плана закупок зерна по союз ным республикам на 1965— 1970 годы: Миллио нов пудов СССР в том числе: РСФСР Украинская ССР Белорусская ССР Узбекская ССР Казахская ССР в т. ч. Целинный край Грузинская ССР Азербайджанская ССР Литовская ССР Молдавская ССР Латвийская ССР Киргизская ССР Таджикская ССР Армянская ССР Туркменская ССР Эстонская ССР 3400 2103 617 15.3 17,5 586 443 4,3 8,2 4,6 24.4 4,0 10.4 1,8 1,2 1,2 1,8 Как видите, товарищи, Президиум Ц К предлагает принци пиально новый порядок планирования хлебозаготовок. Такой пор'ядок является назревшей необходимостью, соответствует интересам поступательного развития производительных сил сельского хозяйства. Мы уверены, что он получит одобрение и поддержку партии и народа. Одновременно предлагается повысить, начиная с урожая этого года, основные закупочные цены на пшеницу, рожь и =г X X о 3 Л 2 о =Г Г X 0) 3 Л 2 о С О. С о_ 86 81 59 63 130 130 130 130 76 76 45 45 80 80 65 60 85 80 65 " 60 90 85 90 85 некоторые другие зерновые культуры, а для совхозов также и на подсолнечник. Так называемые -скользящие цены отме няются. Новые закупочные цены на пшеницу и рожь наме- 'чается установить в следующих размерах: (в р ублях за тонну базисных .кондиций). Закупочные цены Для совхозов Для колхозов и других хо зяйств РСФСР (за исключением Северо- Западного, Центрального и Волго- Вятского районов) Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский районы РСФСР, п о -. лесские районы Украинской ССР, Белорусская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР Украинская ССР (кроме районов Полесья) и Молдавская ССР Казахская ССР Киргизская ССР Узбекская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР Новые закупочные цены на зерно дают выигрыш всем. Они составлены с учетом особенностей отдельных зон и районов страны. Возьмем, к примеру, Белоруссию и Прибалтийские республики. Они получают значительно уменьшенные планы закупок зерна, К тому же цена «а зерно повышается для колхозов и совхозов этих районов примерно от 50 до 100 процентов к ныне действующим ценам. А если колхозы и сов хозы этих районов будут работать лучше и добиваться высо ких урожаев зерновых, в чем мы не сомневаемся, то они смо гут иметь дополнительный доход от сверхплановой продажи хлеба государству. Что касается колхозов и совхозов основ ных зерновых районов страны — Украины, Сибири, Северно го Кавказа, Поволжья, Казахстана, Урала, ЦЧО, то они в этих условиях еще больше повысят срои доходы от продажи зерна государству. Товарищи! Президиум Ц К считает необходимым д аю жить Пленуму Ц К КПСС, что предлагаемый объем закупок зерна будет не полностью удовлетворять возрастающие потреб ности страны и создания государственных резервов. Поэто му наряду с плановыми заготовками нам следует организо вать сверхплановую закупку основных продовольственных культур в хозяйствах, которые будут иметь излишки товар ного хлеба. Свободным закупкам сельскохозяйственной продукции го сударство будет покровительствовать и стимулировать их устойчивыми ценами, способствовать всемерному развитию товарных отношений. В целях поощрения продажи колхоза ми и совхозами продукции сверх твердого плана предлагается установить на пшеницу и рожь надбавку в размере 50 про центов к основной закупочной цене. Мы исходим из того, что установление твердого государ ственного плана заготовок и новые закупочные цены на ос новные зерновые культуры — пшеницу и рожь позволят под вести прочную экономическую базу под зерновое хозяйство, покончить с низкой рентабельностью производства зерна в колхозах и совхозах ряда зон страны. Меры экономического стимулирования явятся, таким образом, одним из важней ших рычагов поднятия производительности труда и преодо ления в ближайшие годы отставания этой ведущей- отрасли сельскохозяйственного производства. Конечно, осуществление предлагаемых мер связано с до полнительными затратами государства, и государство идет на это, имея в виду выделить средства за счет перераспреде ления внутри Государственного бюджета. Мы убеждены, что в результате этой помощи колхозы и совхозы значительно увеличат производство хлеба,- а государство получит воз можность закупить его намного больше, чем теперь. В то же время в хозяйствах будет оставаться больше хлеба на внут ренние потребности. В этом, собственно а'оворя, главный смысл нового порядка заготовок зерна. В расширении производства зерна мы придаем особое зна чение Украине, Поволжью, Северному Кавказу, Сибири и Центрально-Черноземным областям, которые издавна славят ся как крупнейшие зерновые районы страны. Полнее должны развернуть свои производственные возможности и такие но вые крупные хлебные районы, как Казахстан и Урал, где много освоено целинных и залежных земель. Президиум Центрального Комитета рассмотрел состояние сельского хозяйства в нечерноземной зоне, которая может и должна также занять достойное место в производстве зерна. История земледелия показывает, что на территории областей этой зоны ранее возделывались в значительных размерах рожь, овес, гречиха и другие культуры. Здесь сосредоточено более 40 млн. гектаров посевов, или пятая часть всех посевных площадей страны. Это — зона устойчивого „увлажнения, где при соответствующем уровне земледелия можно получать ежегодно высокие урожаи. Од нако в последние годы нечерноземной зоне не уделялось должного внимания, что привело к запущенности земледелия. В наших планах предусматриваются мероприятия по подъе му экономики этой зоны. Товарищи! Мы испытываем затруднения в нормальном снабжении населения крупяными продуктами — гречневой крупой, пшеном и рисом. За последнее время ослаблено вни мание к производству крупяных культур, что привело к зна чительному сокращению посе^ш х площадей и валовых сбо ров. Одним из районов по производству гречихи является Баш кирская .АССР. В прошлом под гречихой здесь было занято 194 тысячи гектаров, а сейчас — всего 32 тысячи гектаров. Валовой сбор гречихи уменьшился с 131 тысячи тонн до 16 тысяч тонн, или более чем в 8 раз. Татарская АССР также относится к числу производителей гречихи. Здесь мы имеем ту же картину. Посевы под гречи хой сократились со 143 тыс. гектаров до 40 тыс. гектаров, или в 3,5 раза, а валовая продукция — в 8 раз. Большое ме сто в производстве гречихи занимала Курская область. В 1950 году под гречихой здесь засевалось 97,5 тыс. гектаров, а в настоящее время лишь 35 тыс. гектаров. В ряде областей плохо также обстоит дело с производст вом проса, особенно наиболее ценных крупяных сортов. В Пензенской области в 1964 году посевные площади проса со кратились в сравнении с 1932 годом в 4 раза. Валовой сбор уменьшился в 3 раза. В Рязанской области с 1940 года по севные площади под просом уменьшились более чем в 6 раз, а заготовки упали с 38 тыс. тонн до 2 тыс. тонн, или в 19 раз. Нам надо изменить отношение к крупяным культурам. Не обходимо всемерно стимулировать производство гречихи, про са, а также риса. Одним из таких стимулов может быть хо рошая закупочная цена. В проектах постановлений, которые будут розданы вам, предлагается, начиная с 1965 года, выплачивать за тонну гре чихи 300 рублей вместо 200 рублей, за тонну проса лучших сортов — 110 рублей вместо 80 рублей, а также поднять за купочную цену на рис с 220 рублей до 300 рублей. Насколько важно соблюдать правильную политику цен на продукты сельского хозяйства, убедительно показывает наш опыт по увеличению производства хлопка и сахарной свеклы. Многие товарищи помнят, что в 1949 году были значительно подняты цены на хлопок-сырец и это быстро привело к уве личению его производства. Затем в период с 1958 по 1962 год были отменены премии-надбавки, ликвидирована встречная продажа зерна и других товаров хлопкосеющим колхозам. Урожайность и валовые сборы хлопка после этого снизились. В начале 1963 года цены на хлопок были повышены по колхозам на 20 процентов и по совхозам на 12 процентов, была восстановлена встречная продажа зерна хлопкосеющим колхозам, в результате уже в следующем году урожайность хлопка поднялась и достигла 21,5 центнера С гектара против 18 центнеров в 1962 году. То же самое получилось я с сахарной свеклой. В 1958 го* ду были отменены поощрения за увачичение производства этой культуры. И что же произошло? Урожайность и /заго товки сахарной свеклы резко снизились. В 1963 году закупоч ные цены ва свеклу были повышены с 23 до 29 рублей за тонну, восстановлены поощрения свекловодов сахаром. Пси следствия этих мер быстро сказались — уже в 1964 году; урожайность свеклы значительно повысилась и объем ее за* готовок почти удвоился. Хотелось бы особо остановиться на рисосеянии в нашей стране. Спрос на рис с каждым годом растет. Однако возде лыванию этой культуры не уделялось должного внимания. За последние пять лет мы вынуждены были завезти почти полтора миллиона тонн риса из других стран, за что приш лось заплатить большие деньги. Не лучше бы вкладывать средства в производство ряса в своей стране? Партийные, советские и сельскохозяйственные органы ряда областей Украины, Казахстана, республик Средней Азии, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской о6ла* сти принимают практические меры по увеличению производи ства риса. В 1965 году имеется возможность расширить пло* щади под рисом на 30 тысяч гектаров, Если все мы активно возьмемся* за решение задачи раоипм рения рисосеяния, то риса в нашей стране будет достаточно. Мероприятия по увеличению производства риса следует вклкм чить в'пятилетний план с тем, чтобы полностью обеспечить потребности страны в рисе и отказаться от импорта. Вот те экономические меры, которые Президиум Ц К «но* сит «а рассмотрение настоящего Пленума Центрального Ко митета КПСС по поднятию зернового хозяйства. Товарищи! Общеизвестно, что животноводство находится Я непосредственной зависимости от развития земледелия и Я первую очередь зернового хозяйства. Добиваясь увеличения производства зерна, мы тем самым создаем прочную базу для развития животноводства. Наряду с этим Президиум Ц К КПСС намерен осуществить ряд экономических мер, кого* рые будут способствовать подъему этой важной отраали хен зяйства. Сейчас во многих колхозах и совхозах животноводство яв* ляется убыточным. Сложилось явно ненормальное положение: чем больше хо* зяйство производит мяса, тем больше несет убытков, Разза можно так вести хозяйство дальше? По тем же причинам в ряде районов страны резко сократи* лось поголовье овец. Взять, к примеру, Ярославскую область, являющуюся родиной знаменитой породы романовских овец, До войны здесь насчитывалось 470 тысяч овец, а сейчас оста лось всего 186 тысяч. Более чем в два раза за эти годы со кратилось количество овец в Кировской области, в полтора раза — в Брянской области. В 25 областях Северо-Запада, Центра и Волго-Вятского района поголовье овец сократилось с 16,7 млн. голов в 1928 г. до 7,5 млн. голов в 1964 г,, т, е, более чем в два раза. За такое состояние овцеводства не могут не нести ответ* ственности директора совхозов и председатели колхозов, зе мельные, партийные, советские органы. Они не все сделала для того, чтобы поднять рентабельность этой отрасли живот* новодства. Необходимо также принять меры по устранению недостат ков в развитии животноводства. Прежде всего следует, на чиная с текущего года, установить республикам, областям, краям, районам, колхозам и совхозам твердый план закупок продуктов животноводства на ряд лет. В этом плане должны быть учтены перспективы развития хозяйства, его специали зация, природно-экономические и другие условия, Учитывая предложения Ц К компартий и Советов Минист ров союзных республик и в целях сохранения поголовья ско та Для дальнейшего увеличения производства продуктов ж и вотноводства, решено установить на 1965 г. государственный план заготовок скота и птицы в размере 8,5 миллиона тонн вместо ранее утвержденных 9 миллионов тонн. Необходимо также несколько снизить планы закупок и других животновод ческих продуктов. Вносится следующий проект плана заготовок продуктов животноводства на 1965— 1970 годы: 1965 г. 1966 г, 1967 г. 1968 г, 1969 г. 1970 г. Скот и птица (живой вес тыс. тонн) 8500 8930 9460 10020 10680 11400 Молоко (тыс. тонн) 33000 34620 36235 38390 40800 43400 Яйца (млн. штук) 9400 10000 10840 11920 13510 15000 Шерсть (тыс. тонн зачетного веса) 348 361 373 387 407 430 Для того, чтобы ускорить рост производства животновод ческих продуктов, надо принять некоторые дополнительные меры по оказанию помощи колхозам и совхозам со стороны государства. В проектах, которые будут вам розданы, пред лагается, с учетом зональных особенностей, установить над бавки к действующим закупочным и заготовительным ценам в колхозах и совхозах:1по крупном у рогатому скоту — от 20 до 55 процентов, по свиньям — от 30 до 70 процентов и по овцам — от 10 до 70 процентов, а в высокогорных районах — до 100 процентов. Необходимо подчеркнуть, что увеличение закупочных цен будет проведено без повышения существующих розничных цен на хлеб, крупы, мясо и мясопродукты. Как видите, и в животноводство государство также вкла дывает большие дополнительные средства. Мы идем на это для того, чтобы помочь колхозам и совхозам сделать эту от расль рентабельной. Партийное, советские, земельные органы, руководители колхозов и совхозов должны использовать эту помощь с тем, чтобы в ближайшие 2—3 года обеспечить ко ренной перелом в развитии животноводства. Советы Министров союзных республик обязаны в пределах средних размеров /надбавок к действующим ныне ценам на мясо дифференцировать их по природно-экономическим зо нам с тем, чтобы обеспечить безубыточное производство мяса. Многие области ставят вопрос о том, чтобы при установле нии планов закупок снизить базисную жирность молока до фактически достигнутого среднего уровня. Вопрос поставлен правильно. На этот счет уже подготовлено соответствующее постановление. Восстанавливается также ранее действовав шая цена на обрат. Это даст колхозам и совхозам дополни тельные выгоды. Твердые планы закупок животноводческих продуктов на ряд лет и предоставленная государством помощь позволят колхозам и совхозам лучше определить перспективы разви тия животноводства. Они смогут заблаговременно рассчитать, какое поголовье скота содержать на фермах, какие помеще ния строить, в каком направлении развивать кормовую базу. Словом, колхозники, рабочие совхозов, специалисты имеют возможность творчески, по-хозяйски решать все вопросы уве личения производства животноводческих продуктов. Большим подспорьем в решении задачи увеличения про дуктов животноводства будут и принятые ранее правительст вом и Ц К меры по снятию ограничений содержания скота в личном подсобном хозяйстве колхозников, рабочих и служа щих. Намечаемые мероприятия по увеличению производства ж и вотноводческих продуктов сыграют положительную роль только в том случае, если мы по-настоящему организуем борьбу за создание прочной кормовой базы. Как это сделать, пусть решают сами колхозники, работники совхозов, специа листы сельского хозяйства. Они лучше знают местные усло вия, им виднее, что сеять на своих землях, чем кормить свой скот. Для Кубани, например, подходят одни кормовые куль туры, а для Бурятии — другие. В каждой конкретной зоне набор кормовых культур может быть самым разнообразным. Мы не сомневаемся, что колхозы и совхозы при определе нии посевов кормовых культур в полной мере используют по- * лезные рекомендации научных учреждений, опытных станций, а также достижения передовой практики. (Продолжение на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz