Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ Н декаб ря 1965 г., М! 305 (3506} С Д о б р о в с к о й р а й о н н о й партконференции ОТСТАЮЩИХ хо ДОЛЖНО БЫТЬ! Всем взял Добровский район — 1десь и плодородные черноземы, и заливные луга, и прочная связь с городом. Хозяйства не испытывают особой нужды в технике, имеют опытные кадры. Таких районов не­ много в области. А вот отставание в экономике добровцы преодолевают медленно. Правда, планы прода­ жи государству зерна и животно­ водческих продуктов выполнены. Но это не дает права успокаиваться, го­ ворить об успехах. Они слишком не­ значительны. 11,8 центнера зерна, 84 центнера сахарной свеклы с гектара — урожай довольно скромный. Кол­ хозы и совхозы слабо используют внутренние резервы увеличения про­ изводства мяса и молока. По срзз- нению с прошлым годом рост есть, но темпы его отстают от среднеоб­ ластных. Выступая на партийной конферен­ ции с отчетным докладом, первый секретарь райкома партии М. Д. Сушков заострил внимание делега­ тов на нерешенных вопросах разви­ тия сельского хозяйства. В районе большая пестрота в урожайности. Колхозы и совхозы, (имеющие равные условия, производят разное количе­ ство продукции. Например, колхоз имени Крупской получил по 13,6 центнера зерна с гектара, совхоз «Трубетчинский» — по 15,6, а кол­ хоз имени Свердлова — по 8,6 цент­ нера. Свекловоды колхоза имени 1 Мая вырастили на гектаре по 151 центнеру сахарной свеклы, а колхо­ за «Большевик»—только по 58 цент­ неров. Вот две артели — имени Калини­ на и имени X X II па ртсъезда: Хозяй­ ства находятся рядом, в одном селе Каликино. А как они сработали? Кз- лининцы получили с гектара по 13,1 центнера зерна, по 92 — сахарной свеклы, по 100 центнеров кукурузы; Похвалиться, правда, им нечем, уро­ жай небольшой, но соседи собрали гораздо меньше — по 8,8 центнера зерна, по 56 центнеров сахарной свеклы и по 78 центнеров кукурузы. Чем объяснить такую разницу? При­ чина одна: партийная организация, председатель колхоза имени X X II па ртсъезда А. Г. Татаринов, специа­ листы мирятся с низкой культурой земледелия, плохой организацией производства.- Низкая культура земледелия, к оожалению, не только в этом колхо­ зе. Допускают беспорядок в чередо­ вании культур, не борются с засорен­ ностью полей, запустили семеновод­ ство, бессистемно удобряют почву руководители и специалисты колхо­ зов имени Свердлова, «Свободный сокол», «Вперед», совхозов «Бори­ совский», «Кировский». Мартовский Пленум Ц К КПСС открыл неограниченные возможно­ сти для развития производства, ук­ репления экономики колхозов и сов­ хозов. И там, где умело использу­ ют помощь государства, приводят в действие внутренние резервы, соблю­ дают принцип материальной заинте­ ресованности, наметился заметный сдвиг,- По какому пути идут пере­ довики, как они используют землю? Вот что рассказал на конференции председатель колхоза имени К р уп ­ ской Н. Н. Васильчиков: — Деловитость коммунистов, вы­ сокая ответственность за порученное дело, умение работать с людьми сы­ грали решающую роль в подъеме экономики. Много пришлось порабо­ тать партийной организации, прав­ лению колхоза, чтобы выработать такую систему оплаты, которая за­ интересовала бы колхозников про­ изводить больше продукции. У нас введено ежемесячное авансирование, колхозники имеют гарантированный заработок. Мы намечаем специали­ зировать хозяйство на молочном скотоводстве. Рассчитываем довести поголовье коров до 1000 — это по 22 коровы на сто гектаров земли. Племенную работу на фермах ведем в направлении улучшения породно­ сти дойного стада. Управляющий Центральным отде­ лением совхоза «Трубетчинский» В. И. Васкн: — Борьба за высокодоходный гек­ тар заставила нас неустанно забо­ титься о повышении культуры зем­ леделия: повышать агротехнику, ос­ ваивать севообороты, улучшать се­ меноводство. Соблюдение установ­ ленных сроков проведения полезых работ и высокого качества стало не­ пременным условием в работе каж ­ дого механизатора. Коллектив от­ деления успешно выполнил свои со­ циалистические обязательства. С гек­ тара получено по 18 центнеров зеэ- на, по 193 центнера сахарной свек­ лы.- На сто гектаров угодий произ­ ведено по 340 центнеров молока и по 48 центнеров мяса. Против про­ шлого года увеличен надой от коро­ вы на 700 килограммов. Не только специалисты, все рабочие стали счи­ тать копейку, экономить в большом и малом. В этом году на производ­ ство израсходовано 184 тысячи руб­ лей, а продукции произведено на 289 тысяч. На каждый рубль, вложенный в производство, приходится продук­ ции на 1 рубль 57 копеек. Комбайнер колхоза имени Кали­ нина А. П. Чеснокова: •— Четверть века я вожу комбайн. Много выдала из бункера хлеба. В этом году намолотила 3630 цент­ неров — по сто пудов с каждого убранного гектар^.- Техника у меня долго служит. Комбайн получила десять лет назад, а он еще порабо­ тает. Затраты на ремонт свела до минимума.- Есть в Добром у кого учиться, с кого брать пример! Только последо­ вателей у передовиков пока мало. Делегаты конференции справедливо критиковали райком партии, специ­ алистов районного управления сель­ ского хозяйства за слабое внедрение в производство достижений науки и передового опыта. Давно уже пора ставить земледелие на научную ос­ нову. Но в районе только два хо­ зяйства — совхоз «Трубетчинский» и колхоз имени Крупской — осваи­ вают севообороты; Правильное че­ редование культур, как воздух, н уж ­ но артели «Свободный сокол». Зем­ леустройство в хозяйстве проведено, но с еевообо-ротами порядка нет. В нынешнем году мало что сдела­ но для укрепления экономики в сов­ хозах «Добровский», «Борисовский» и «Кировский». В этих хозяйствах на вложенный в производство рубль произведено продукции лишь на 56 копеек и, следовательно, убытки не­ минуемы. ДОЛГ РОДИТЕЛЕЙ В связи с подготовкой к област­ ному съезду по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи в области началось широкое обсужде­ ние связанных с этим важным де­ лом проблем. Ведь каждый из нас озабочен тем, какими вырастут на­ ши дети. Отход даже незначитель­ ной части подрастающего поколения от норм советской жизни, от нашей морали не может быть терпим, Я сразу же хочу подчеркнуть: без широкого привлечения родителей, всех родителей к воспитанию под­ растающего поколения мы поста з- ленную задачу не решим. Макарен­ ко справедливо писал: «Воспитание есть процесс социальный, Воспиты­ вает все: люди, вещи, явления и прежде всего и больше всего — лю­ ди. Из них на первом месте роди­ тели и педагоги». А вот как некоторые родители «воспитывают» своих детей. ...Сквер в центре Ельца. На ска­ мье с папиросой в зубах, поблески­ вая двумя золотыми коронками, си­ дит, развалившись в независимой позе, юноша, окончивший среднюю школу год назад. Перед ним стоят трое, вышедшие из десятилетки в этом году, и почтительно ловят каждое слово «старшего». Тот, ус­ мехаясь, спрашивает: — Небось, вкалываете? «Вкалывать» на его языке озна­ чает «работать», «трудиться». —* Нет, еще взвешиваем,— напе­ ребой отвечают трое.— Отдыхаем после провала на экзаменах в ин­ ститут... Не к спеху! — И правильно, хлопцы,— начи­ нает поучительный монолог «стар­ ший», густо сдабривая его матерщи­ ной: — От работы лошади дохнут и верблюды качаются. г— А ты? ^ — Нашли дурачка! Нырнул на завод — говорят, давай учеником слесаря, А пети-мети, спрашиваю? Да рублей пятьдесят—шестьдесят. Послал я их... Ну-с. Потом Носач (это, как выяснилось, классный ру­ ководитель одиннадцатого класса, который (окончил «старший») про­ бивал работенку мне в автостанции. Уже дотолковался до чего-то, а я плюнул и удрал до дому. Что ж я на морозе буду с машинами валан­ даться? Ну-с. Потом хотел завербо­ ваться, да намекнул мне один дя дек, что загонят туда, куда и Макар телят не гонял. А мне и дома пре­ отлично живется- — А отец что советует? —< Пахан-то? Говорит, не спеши, приглядим что-либо другое, чтоб выгода, навар был. — И не. гонит он.., пахан-то на работу? — Будь здоров, парень! Мой па­ хан нормальный дядька. Говорит, не волнуйся, я семерых таких, как ты, прокормлю. Сколько получает? Не знаю, вроде рубликов восемьдесят или сто, да он уме-е-ен, прихваты­ вает и «слева» и «справа».., Ха-ха! Как-то я поинтересовался: «Вору­ ешь?». А он: «Все воруют».* Нетрудно понять, какое «воспита­ ние» получили, получают и получат от родителей юноша или девушка в этой или подобной семье. Но здесь нам хотелось бы акцентировать вни мание на другой стороне этого ма­ ленького события в сквере. Заметь­ те: «Носач» (учитель, классный РУ' ководитель) заботится о трудоуст­ ройстве и, следовательно, о нравст­ венности девятнадцатилетнего без­ дельника и сквернослова, а отец учит его искать лишь «выгоду» «навар», преподносит ему «науку» том, что «все воруют», и оберегает его от обязанностей перед общест­ вом. Получается так, что вся ответст­ венность за обучение и воспитание школьников почему-то ложится на учителей, а не на родителей. Многие, очень многие отцы и матери винят ошибки своих- детей не себя, а только школу. Первый телефонный звонок из Детской комнаты милиции обычно раздается в школе, а не у родите­ лей — дома или на производстве. Классного руководителя или завуча без особой церемонии снимают обычно с должности за нарушения или преступления, допущенные школьниками. А вот родители не отвечают по большому счету ни пе­ ред коллективом, где они работают, ни перед законом. Не пора ли и здесь перейти от слов к делу? Не пора ли поставить все на свое мес­ то? Пусть каждый отвечает за то, за что должен отвечать: учитель за свое, а родитель — за свое. Да и не в состоянии учитель или завуч отвечать за все в обучении и вос­ питании школьника: у одного — де- В о с п и т а и в о с п и т а т е л и сятки учеников, у другого —• сотни, у родителей, как правило, двое, трое, В школе, кроме того, ученик находится шесть—восемь часов, а дома — остальное время суток — шестнадцать или восемнадцать ча­ сов. Безответственность родителей вы­ нуждает иногда учителей совершать прямо-таки антипедагогические дей­ ствия. Недавно мы были свидетеля­ ми любопытного разговора в школе. Два ученика нарушили дисциплину на уроке, и учитель проводил их в учительскую, к классному руково­ дителю. После выяснения факта на рушения, классный руководитель по­ требовал: Скажи, чтобы мать пришла в школу. От отца все равно никакого толку не будет. Мать пусть придет! Классного руководителя нельзя оправдать за непедагогический шаг, но понять можно: видно, не раз встречался он с отцами учеников- нарушителей, а результат, действи­ тельно, неизменен: сыновья не слу­ шаются отцов или — еще хуже — встречают у них, когда не надо поддержку, а посему продолжают грубить, не учат уроков, мешают нормальной работе учителя, класса Кто же в этом больше, виноват: учитель или родители? Можно привести еще немало фак­ тов неправильного воспитания, но не в этом суть, Нужно прежде все­ го думать над тем, чтобы эти фак ты изживались и не повторялись, ; для этого , помимо других средств приемов и методов, нужно вовлечь всех родителей в активный процесс воспитания своих и не своих детей. Подумать основательно не одному коллективу школы или школ, а всем: органам народного образования — сверху донизу, Советам депутатов трудящихся — сверху донизу, об­ ществу «Знание», отделам культуры, работникам радио, телевидения, пе­ чати. всем, кто может и должен внести ^вой вклад в дело коммуни­ стического воспитания подрастаю­ щего поколения. Необходима система, всесторон­ не продуманная, глубоко разрабо­ танная, в масштабе всей области. Лекционная пропаганда педагогиче-^ ских знаний, издание популярной педагогической библиотечки; роди­ тельские университеты или школы в каждом городе, районе, селе; обучение и воспитание родителей на положительных примерах* конкрет­ ных, из жизни данного села или городского микрорайона; лекции и П о м ат е р и а л ам , Л е н и н с ко го з н ам е н и * « К О Р М А ЕСТЬ, А Г Д Е М О Л О К О ! » Под таким заголовком в «Ленинском знамени» в № 248 был опубликован материал рейдовой бригады. В нем говорилось о не­ достатках в проведении зимовки скота в хозяйствах Тербунского района. Как сообщил редакции начальник Тербунского районного управ­ ления сельского хозяйства т. Кривошеев, по сигналу рейдовой бригады приняты меры. Все животноводческие помещения утеплены. В коровниках и в большинстве телятников есть деревянные полы. Приведены в порядок помещения для приема и размещения мо­ лодняка. беседы самих ро­ дителей о том,как они воспитывают своих детей, по­ стоянное слово ро­ дителей в газете, по радио й телевидению; работа с. каждым родителем отдельно и т. д. т, п. Следует объявить педагоги­ ческий поход, рассчитанный на го­ ды, за принципы и методы комму­ нистического воспитания, примерно так, как это было во времена все­ союзного похода против неграмот­ ности, Надо на деле повысить от­ ветственность каждого родителя, каждого руководителя учреждения, каждого коллектива за обучение и воспитание детей. Без выработан­ ной на длительный срок системы нельзя добиться желаемых резуль­ татов. Дело воспитания подрастаю­ щего поколения должно стать са­ мым близким и неотложным делом всех партийных организаций, долж­ но проходить под их постоянным влиянием и руководством. А всегда ли мы сами верно пони­ маем значение примера родителей в воспитании подрастающего поколе­ ния? Используем ли мы хотя бы наполовину те богатые возможно­ сти, которые дают нам жизнь и труд родителей? Не всегда, Часто не бе­ рем то ценное, что соседствует с нами. Полезно, когда школьники со­ вершают туристский поход по мес­ там боевой славы, например, в Брестскую крепость, или когда от­ правляются из Липецка в поход по селам, собирая материал о под­ вигах советских людей в годы Ве­ ликой ^Отечественной войны. Но ведь таких школьников лишь десят­ ки, А это капля в море, Да и не все школьники могут со­ вершить поход в Брестскую кре­ пость или по районам области. Ме­ жду тем, рядом с каждой город­ ской и сельской школой живут и трудятся участники Отечественной войны, орденоносцы, родители уче­ ников этой именно школы. Бывает, что за героическими участниками войны едут в район и даже в об ласть, чтобы они провели беседу, возле школы живут кавалеры орде нов Славы, Красного Знамени, жи вут десятки отважных солдат 1 офицеров,— о них забывают. А ведь какой бы неотразимый эффект про извела встреча учеников школы с участниками Великой Отечественной войны, жителями села или микро­ района,— ведь это их родители, их отцы. И дети, и сами отцы увидели бы себя в ином свете. После такой встречи наверняка бы нравственно повзрослели и дети, «повзрослели» и родители. Непременно бы возрос­ ла гордость за своих родителей, за свое село, за свое родное место — ведь отсюда, от любви к родному селу, району рождается и великая любовь к Отечеству, патриотическая гордость. А почему бы каждой школе не иметь галерею славы и доблести? Простая фотовыставка, отражающая участие их родителей в Отечествен­ ной войне и в мирном труде, ока­ жет огромное воспитательное воз­ действие. В колхозе, на заводе есть «Доска почета», а в школе ее кет. Почему? Мы убеждены, что такая «Доска почета» благотворно влияла бы и на детей, и на родителей: од­ них она воодушевляла, вселяла бы в них гордость, а других заставляла бы подтягиваться. Возле каждой школы следует по­ ставить доступный по средствам, памятник в честь тех, кто своей жизнью заплатил за свободу Роди­ ны в Отечественную или граждан­ скую войну? Назвать фамилии, име­ на, поместить фотографии дедов и отцов нынешних школьников! Пусть школа сделает это — и все увидят, что она сделала большое патриотическое дело, которое вооду­ шевит и родителей, и их детей, школьников. Учащиеся не только из книжки, а наглядно почувствуют революцион­ ные традиции, увидят себя наслед­ никами этих традиций, Воспитание на. революционных традициях — прямой долг школы, всего нашего общества, Возвращаясь к началу статьи, я хочу еще раз подчеркнуть: без ши­ рокого привлечения родителей к воспитанию, без педагогического воспитания всех родителей, без по­ вышения требовательности к роди­ телям, их ответственности нельзя ре­ шать проблему коммунистического воспитания подрастающего поколе­ ния. А. САРАНЦЕВ, доцент Елецкого пединститута. Естественно, делегаты конферен­ ции ожидали, что руководители хо­ зяйств расскажут, какие принима­ ются меры для того, чтобы произ­ водство стало рентабельным. К со­ жалению, этого не случилось. Д и­ ректор совхоза «Добровский» Е. Н. Клычев считает незначительное по­ вышение, урожайности зерновых про­ тив прошлого года и выполнение плана сдачи мяса достижением кол­ лектива. Но он довольно спокойно говорил о том, что план заготовок молока до сих пор не выполнен, что себестоимость животноводч е с к и х продуктов слишком высокая, что пя­ тая часть урожая сахарной свеклы потеряна из-за неорганизованности. Директор и словом не обмолвился о том, что в недоборе продукции по­ винны прежде всего руководители и специалисты совхоза, партийный ко­ митет. Он почему-то видел причины не в бесхозяйственности и безответ­ ственности руководящих кадров, а в том, что плохи дороги и в какие- то дни на вывозке свеклы не хвата­ ло автотранспорта. Это заявление руководителя, коммуниста является явно несерьезным. На конференции шел деловой раз говор о рациональном использова­ нии государственных кредитов, рас­ ширении культурно-бытового строи­ тельства, благоустройстве сел, повы­ шении культуры производства. Деле­ гаты высказали неудовлетворенность работой объединения «Сельхозтех ника» по механизации ферм.- Недостатки в развитии производ­ ства в большинстве своем — след­ ствие слабо поставленной организа­ ционно-партийной и массово-полити ческой работы в партийных органи­ зациях. Коммунисты колхоза имени X X II па ртсъезда знали, что Н. К.- Быков и С. Д. Быков — плохие о? ганизаторы. Один завалил работу на ферме, другой — в полеводческой бригаде. Но прямо, по-партийному | не сказали им об этом? Правление На Липецком тракторном заво- 5 колхоза поменяло их местами, оста- организована широкая сеть 1 вив в руководящем составе. А что это дало? Да ничего. Производствен­ ные участки как отставали, так и продолжают отставать. Партком сов­ хоза «Добровский» не раз обсуждал тревожное положение с надоями молока, но не подкрепив это органи­ заторской работой, не добился улуч- !п т Г П т т п ,.т х Л г , п т „ , г г «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УЧЕБА; ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЕЙ де курсов и кружков по повышению $ экономических знаний руководя-1 щих работников, специалистов, ♦ рабочих и служащих. Для эконо- X $мистов, нормировщиков, бухгал-| теров, работников снабжения и | X сбыта организованы курсы целе-1 % вого назначения по повышению их ♦ | профессиональных знаний. * Состоялось первое занятие с ру поводящими и инженерно-техни- | ческими работниками. Были разоб­ раны две темы: мероприятия по | экономии всех видов энергетиче-^ ских услуг, производительность X труда и пути ее повышения. Лек- | ции прочитали главный энергетик | завода А. А. Левинсон и началь- % ник отдела труда и заработной 7 платы П. Н. Семенов. | Занятия будут проходить до мая X 1 1966 года. За это время слуша­ тели изучат 16 различных эконо­ мических тем, пото'м будут еда- X $вать зачеты специальной комис-* сии. ю. ко ч кин . нештатный корреспондент «Ленинского знамени». шения. Неконкрет­ но руководят хо­ зяйством. допуска­ ют бесконтроль­ ность в колхозе «Свободный со­ кол».- Беда в том, что этими недо­ статками страдает и сам поедседа- тель артели коммунист П. Я. Стар­ ков. На конференции остро ставился вопрос о необходимости улучшения подбора и воспитания кадров. О -воспитании подрастающего по­ коления говорила учительница Тру- бетчинской средней школы А. Н. Дегтярева. Она рассказала о фактах тесной связи школы с производством, хорошо отозвалась о руководите­ лях и специалистах совхоза «Трубёт- чинский», которые уделяют много внимания школе. Касаясь трудно­ стей. вызванных нехваткой препода­ вательских кадров на селе, А.- Н, Дегтярева высказала упрек тем, кто, получив педагогическое образование, под всякими предлогами остается в городе, .зачастую даже -не .работает по специальности. Колхозы и совхозы Добровского района, располагая богатыми воз­ можностями, медленно увеличивают производство продукции, не снижают ее себестоимость. В этом сказывается слабая организация экономической работы. В ряде хозяйств нет эко­ номистов, районное бюро экономиче­ ского анализа -и бюро, созданные в колхозах и совхозах, пока не учат кадры среднего звена грамотно хо­ зяйствовать. Партийным организаци­ ям предстоит -основательно порабо­ тать в области экономики, В районе немало бригад, ферм, коллективы которых научились брать с гектара земли много продукции, производить дешевое мясо и моло­ ко, рентабельно вести хозяйство; Для партийных организаций, сель­ скохозяйственных органов, специали­ стов колхозов и совхозов'Нет более важной задачи, чем широко внед­ рять в производство лучший опыт, сделать достижения передовиков до­ стоянием (всех. Добровцы могут и должны добиться, чтобы в районе не было отстающих хозяйств.- В работе конференции принял уча­ стие первый секретарь обкома КПСС Г. П. Павлов. На организационном пленуме пер' вым секретарем РК КПСС избран М. Д. Сушков, секретарями — В. А. Жданов и М. В. Авцинов. | В. КОБЗЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». Н А Г Р А Д Ы В Р У Ч Е Н Ы За заслуги в развитии коопера , тивной торговли, организации з а - \ купок и переработки сельскохо- . зяйстсенных продуктов и сырья Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена группа особо отличившихся работников потребительской кооперации на­ шей области. 24 декабря в актовом зале До­ ма профсоюзов в торжественной обстановке состоялось вручение наград. Председатель облиспол­ кома Н. Д. Новиков тепло по­ здравил награжденных и вручил им ордена и медали. Орден «Трудового Красного Знамени» получает председатель правления облпотребсоюза Геор­ гий Михайлович Базовкин. Заведующей магазином Борин- ского совхозрабкоопа Липецкого района ударнице коммунистиче ского труда Анне Семеновне Ан­ тоновой вручен орден «Знак поче та». Такой же награды удостоен | председатель правления Усман- ■ского райпотребсоюза Василий ’ Федорович Матовых. ! Медали «За трудовую доб- ■лесть» получили бригадир шофе- •' ров автобазы Липецкого облпот- ' ребсоюза Николай Изанович Ко зырев и заведующая буфетом I чайной Добровского райпотребсо­ юза Мария Филипповна Сухано-'- ва. Заведующий отделом раймага ’ Лев-Толстовского райпотребсою- * за Анне Харитоновне Жуковой, председателю правления Политов-'. ского совхозрабкоопа Д анковско-/ го района Павлу Петровичу И г - \ наткину и заготовителю заготкон-' • торы Добринского райпотребсою- [ за Ивану Тимофеевичу Литвино-'► ву вручены медали «За трудовое!; отличие». ч От имени награжденных высту-]- пил Г. М. Базовкин. Он поблаго- ч дарил партию и правительство за Ч заботу и внимание и заверил, что/ / работники потребительской коопе­ рации области будут трудиться'► еще настойчивее для более полно-Т го удовлетворения растущих пот­ ребностей тружеников села. На снимке — группа награж­ денных (слеза направо): В. Ф. Матовых, А; X. Жукова, И. Т. Литвинов, Гт М. Базовкин, П. П. Игнаткин, А. С. Антонова, М. Ф, ! Суханова, Фото К. Юрова. ч Наш экономический словарь ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД? Доходы каждого члена социалисти­ ческого общества, отдельных пред­ приятий, учреждений и государства в целом зависят от общёго объема по­ лученного в стране национального до­ хода. Он служит источником разви­ тия социалистической экономики и ро­ ста народного благосостояния. Что же собой представляет нацио­ нальный доход? Часть ежегодно по­ лучаемого обществом совокупного оо- щественного продукта. Если послед­ ний включает в себя все произведен­ ные в данном году материальные бла­ га (средства производства и предме­ ты потребления), то национальный доход состоит из той массы мате­ риальных ценностей (в натурально­ вещественном и денежном выраже­ нии), которые являются продуктом вновь затраченного в данном году' труда. Национальный доход, таким обра­ зом, представляет собой наиболее об­ общающий показатель, характеризу­ ющий темпы и масштабы экономиче­ ского развития нашей страны. Коли­ чественно он составляет сумму вновь созданной за год стоимости (валовой доход) во всех отраслях материаль­ ного производства, которую общество может использовать для дальнейшего развития экономики и на нужды на­ родного потребления, Чем большие на­ циональный доход, тем выше темпы социалистического расширенного вос­ производства, а стало быть, и больше возможностей для удовлетворения потребностей населения. Национальный доход, как и в це­ лом совокупный общественный про­ дукт, создается трудом, затраченным в сфере материального производства, —в промышленности, сельском хо­ зяйстве, строительстве, частично на транспорте и в торговле. Два факто­ ра оказывают определяющее влияние на увеличение общего объема нацио­ нального дохода. Это рост численно сти работников, занятых в сфере ма­ териального производства, и повыше­ ние производительности их труда Между образованием национально­ го дохода и его распределением су­ ществует прямая связь и определен­ ное взаимодействие.-Однако при всех случаях приоритет остается на сторо­ не производства. Ведь если не создан национальный доход, то нечего и рас­ пределять. Каждый знает, что нельзя распределять и использовать боль­ ше того, что обществом создается в течение года. За семилетку в нашей стране осу­ ществлен ряд крупных мероприятий по повышению народного благососто­ яния, Сокращена продолжительность рабочего дня, возросла средняя зара-1 битная плата, отменены или снижены налоги на зарплату значительной ча­ сти рабочих и служащих, введено пенсионное обеспечение колхозников. Большой размах получило жилищное строительство, существенно улучши­ лось социально - культурное и быто­ вое обслуживание населения. В новой пятилетке (1966— 1970 гг.) произойдет дальнейшее повышение благосостояния народа. В связи с этим первостепенное значение приоб­ ретает вопрос о расширении источни­ ков роста ресурсов, а стало быть, и увеличении национального дохода страны в целом, Созданный в стране национальный доход распределяется на два боль­ ших фонда — фонд накопления и фонд потребления; Фонд накопления — это та часть национального дохода, которая ис­ пользуется на расширение и совер­ шенствование социалистического про­ изводства, для увеличения непроиз­ водственных основных фондов (ж и ­ лища, учреждения культурного и бы­ тового назначения), для создания страховых запасов и резервов. Фонд потребления — это та часть национального дохода, которая в ви­ де суммы материальных блат идет на личное потребление населения, на содержание учреждений и организа­ ций культурно-бытового обслужива­ ния населения, научных учреждений и, аппарата управления. Фонд по­ требления поступает населению по двум основным каналам: одна часть — на удовлетворение общественных нужд (социально-культурные меро­ приятия), другая—в личное потреб­ ление населения. Государственным планом на 1966 год предусмотрено увеличить наци­ ональный доход, используемый на потребление и накопление на 6,4 про­ цента по сравнению с 6 процентами ожидаемого прироста в 1965 году.- При этом фонд потребления возрас­ тает на 6,8 процента, а его доля в национальном доходе повысится при мерно до 73 процентов. В условиях социалистического строя увеличение фонда потребления становится не посредственной целью производства, а накопление — средством достиже­ ния этой цели. Социализм, как известно, отверга­ ет односторонний, узко потребитель­ ский подход к распределению наци­ онального дохода, поскольку повы­ шение народного благосостояния воз­ можно лишь на прочной основе не­ прерывно развивающегося матери ального производства. Совершенно очевидно, что лучшее использование средств производства — машин, оборудования, материалов означает возможность получения на том же оборудовании, из тех же ма­ териалов большей массы продукции. И, наоборот, чем менее эффективно производство, чем хуже используют­ ся средства производства, тем боль­ шую часть национального дохода общество вынуждено отвлекать для производственных нужд и тем самым меньшая его часть остается для лич­ ного потребления. Отсюда задача — добиваться непрерывного возраста­ ния дохода с каждого рубля, вло­ женного в основные фонды. Соотношение получаемых доходов отдельными лицами и (В целом клас­ сами, или, говоря ин&че, удельный вес и доля их в национальном дохо­ де страны, зависит от законов рас­ пределения. При социализме дейст­ вует закон распределения по труду; Каждый трудящийся имеет свою до­ лю в национальном доходе. Эта де­ ля определяется прежде всего тем, какое количество труда (и какого качества) он отдает обществу. П ри социализме, подчеркивал В. И.- Ле­ нин, «должны определяться и мера труда, и его вознаграждение». Оплата по труду, определяя инди­ видуальную долю каждого в нацио­ нальном доходе, стимулирует рост производительности труда и тем са­ мым обеспечивает рост националь­ ного дохода. А это в свою очередь создает новые возможности для уве­ личения доходов трудящихся; По мере роста национального дохода растет и личный доход каждого ра­ бочего, крестьянина и служащего. Для тогр, чтобы обеспечить пра­ вильные, экономически наиболее обоснованные пропорции между фон­ дом накопления и фондом потребле­ ния в национальном доходе, сен? тябрьский Пленум Ц К КПСС наме­ тил ряд важных мероприятий. В ре­ шениях этого Пленума поставлена задача — увязать воедино экономи­ ческое стимулирование предприятий и интересы государства (при помо­ щи таких рычагов, как цена, при быль, премия, кредит) с материаль­ ной заинтересованностью работников в улучшении общих итогов деятель­ ности предприятий; Это означает, что повышение благосостояния наро­ да, уровень заработной платы каж дого советского труженика в значи тельной мере будет определяться размерами внутрипромышленного на­ копления, достигнутым уровнем рен табельности и получаемой прибыли. Усиление роли экономических ры­ чагов в стимулировании материаль­ ного производства направлено к то­ му, чтобы коллектив предприятия и каждый его работник максимально были заинтересованы в изыскании путей повышения доходов предпри­ ятия и тем самым общего объёма национального дохода. Предприятие первичная хозяйственная ячейка страны,- Рост национального дохода СССР в конечном итоге определяет­ ся именно этой ячейкой, тем, на­ сколько эффективно используются ее материальные, трудовые и финан­ совые ресурсьь От размеров получаемой каждым предприятием прибыли в значитель­ ной степени зависит и его вклад в национальный доход страны; В свею очередь величина прибыли прежде всего и будет служить для предпри­ ятия критерием определения доли* дохода, который используется на производственные нужды, а такжа доли, идущей на материальное по­ ощрение коллектива. Фонд материального поощрения, наряду с заработной платой, сейчас становится важным источником уве­ личения фонда потребления и подъ­ ема народного благосостояния. Это найдет свое выражение в использо­ вании растущей доли прибыли для премирования работников и выдачи им единовременного вознаграждения в конце года. Отныне заработная шта­ та рабочих и служащих будет* соиз­ меряться с общими итогами произ­ водственной деятельности фабрики, завода, шахты и т. д. Общая масса получаемых колхозами и совхозами доходов определит индивидуальную долю доходов каждого труженика сельского хозяйства. К фонду потребления относится также и образуемый на социалисти­ ческих предприятиях фонд социаль­ но-культурных мероприятий, посколь­ ку он используется для обществен­ ного потребления, служит дополни­ тельным источником повышения ре­ альных доходов трудящихся. Таким образом, развитие общест­ венного производства, повышение его эффективности и рост на этой основе национального дохода при социализме — не самойельГ Подъем экономики в нашей стране исполь­ зуется для удовлетворения постоян­ но растущих потребностей всех чле­ нов общества в соответствии с про­ возглашенным в Программе КПСС девизом: все во имя человека, все для блага человека! Д. АЛАХВЕРДЯН , заместитель директора Института экономики Академии наук СССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz