Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ Н декаб ря 1965 г., М! 305 (3506} С Д о б р о в с к о й р а й о н н о й партконференции ОТСТАЮЩИХ хо ДОЛЖНО БЫТЬ! Всем взял Добровский район — 1десь и плодородные черноземы, и заливные луга, и прочная связь с городом. Хозяйства не испытывают особой нужды в технике, имеют опытные кадры. Таких районов не много в области. А вот отставание в экономике добровцы преодолевают медленно. Правда, планы прода жи государству зерна и животно водческих продуктов выполнены. Но это не дает права успокаиваться, го ворить об успехах. Они слишком не значительны. 11,8 центнера зерна, 84 центнера сахарной свеклы с гектара — урожай довольно скромный. Кол хозы и совхозы слабо используют внутренние резервы увеличения про изводства мяса и молока. По срзз- нению с прошлым годом рост есть, но темпы его отстают от среднеоб ластных. Выступая на партийной конферен ции с отчетным докладом, первый секретарь райкома партии М. Д. Сушков заострил внимание делега тов на нерешенных вопросах разви тия сельского хозяйства. В районе большая пестрота в урожайности. Колхозы и совхозы, (имеющие равные условия, производят разное количе ство продукции. Например, колхоз имени Крупской получил по 13,6 центнера зерна с гектара, совхоз «Трубетчинский» — по 15,6, а кол хоз имени Свердлова — по 8,6 цент нера. Свекловоды колхоза имени 1 Мая вырастили на гектаре по 151 центнеру сахарной свеклы, а колхо за «Большевик»—только по 58 цент неров. Вот две артели — имени Калини на и имени X X II па ртсъезда: Хозяй ства находятся рядом, в одном селе Каликино. А как они сработали? Кз- лининцы получили с гектара по 13,1 центнера зерна, по 92 — сахарной свеклы, по 100 центнеров кукурузы; Похвалиться, правда, им нечем, уро жай небольшой, но соседи собрали гораздо меньше — по 8,8 центнера зерна, по 56 центнеров сахарной свеклы и по 78 центнеров кукурузы. Чем объяснить такую разницу? При чина одна: партийная организация, председатель колхоза имени X X II па ртсъезда А. Г. Татаринов, специа листы мирятся с низкой культурой земледелия, плохой организацией производства.- Низкая культура земледелия, к оожалению, не только в этом колхо зе. Допускают беспорядок в чередо вании культур, не борются с засорен ностью полей, запустили семеновод ство, бессистемно удобряют почву руководители и специалисты колхо зов имени Свердлова, «Свободный сокол», «Вперед», совхозов «Бори совский», «Кировский». Мартовский Пленум Ц К КПСС открыл неограниченные возможно сти для развития производства, ук репления экономики колхозов и сов хозов. И там, где умело использу ют помощь государства, приводят в действие внутренние резервы, соблю дают принцип материальной заинте ресованности, наметился заметный сдвиг,- По какому пути идут пере довики, как они используют землю? Вот что рассказал на конференции председатель колхоза имени К р уп ской Н. Н. Васильчиков: — Деловитость коммунистов, вы сокая ответственность за порученное дело, умение работать с людьми сы грали решающую роль в подъеме экономики. Много пришлось порабо тать партийной организации, прав лению колхоза, чтобы выработать такую систему оплаты, которая за интересовала бы колхозников про изводить больше продукции. У нас введено ежемесячное авансирование, колхозники имеют гарантированный заработок. Мы намечаем специали зировать хозяйство на молочном скотоводстве. Рассчитываем довести поголовье коров до 1000 — это по 22 коровы на сто гектаров земли. Племенную работу на фермах ведем в направлении улучшения породно сти дойного стада. Управляющий Центральным отде лением совхоза «Трубетчинский» В. И. Васкн: — Борьба за высокодоходный гек тар заставила нас неустанно забо титься о повышении культуры зем леделия: повышать агротехнику, ос ваивать севообороты, улучшать се меноводство. Соблюдение установ ленных сроков проведения полезых работ и высокого качества стало не пременным условием в работе каж дого механизатора. Коллектив от деления успешно выполнил свои со циалистические обязательства. С гек тара получено по 18 центнеров зеэ- на, по 193 центнера сахарной свек лы.- На сто гектаров угодий произ ведено по 340 центнеров молока и по 48 центнеров мяса. Против про шлого года увеличен надой от коро вы на 700 килограммов. Не только специалисты, все рабочие стали счи тать копейку, экономить в большом и малом. В этом году на производ ство израсходовано 184 тысячи руб лей, а продукции произведено на 289 тысяч. На каждый рубль, вложенный в производство, приходится продук ции на 1 рубль 57 копеек. Комбайнер колхоза имени Кали нина А. П. Чеснокова: •— Четверть века я вожу комбайн. Много выдала из бункера хлеба. В этом году намолотила 3630 цент неров — по сто пудов с каждого убранного гектар^.- Техника у меня долго служит. Комбайн получила десять лет назад, а он еще порабо тает. Затраты на ремонт свела до минимума.- Есть в Добром у кого учиться, с кого брать пример! Только последо вателей у передовиков пока мало. Делегаты конференции справедливо критиковали райком партии, специ алистов районного управления сель ского хозяйства за слабое внедрение в производство достижений науки и передового опыта. Давно уже пора ставить земледелие на научную ос нову. Но в районе только два хо зяйства — совхоз «Трубетчинский» и колхоз имени Крупской — осваи вают севообороты; Правильное че редование культур, как воздух, н уж но артели «Свободный сокол». Зем леустройство в хозяйстве проведено, но с еевообо-ротами порядка нет. В нынешнем году мало что сдела но для укрепления экономики в сов хозах «Добровский», «Борисовский» и «Кировский». В этих хозяйствах на вложенный в производство рубль произведено продукции лишь на 56 копеек и, следовательно, убытки не минуемы. ДОЛГ РОДИТЕЛЕЙ В связи с подготовкой к област ному съезду по коммунистическому воспитанию учащейся молодежи в области началось широкое обсужде ние связанных с этим важным де лом проблем. Ведь каждый из нас озабочен тем, какими вырастут на ши дети. Отход даже незначитель ной части подрастающего поколения от норм советской жизни, от нашей морали не может быть терпим, Я сразу же хочу подчеркнуть: без широкого привлечения родителей, всех родителей к воспитанию под растающего поколения мы поста з- ленную задачу не решим. Макарен ко справедливо писал: «Воспитание есть процесс социальный, Воспиты вает все: люди, вещи, явления и прежде всего и больше всего — лю ди. Из них на первом месте роди тели и педагоги». А вот как некоторые родители «воспитывают» своих детей. ...Сквер в центре Ельца. На ска мье с папиросой в зубах, поблески вая двумя золотыми коронками, си дит, развалившись в независимой позе, юноша, окончивший среднюю школу год назад. Перед ним стоят трое, вышедшие из десятилетки в этом году, и почтительно ловят каждое слово «старшего». Тот, ус мехаясь, спрашивает: — Небось, вкалываете? «Вкалывать» на его языке озна чает «работать», «трудиться». —* Нет, еще взвешиваем,— напе ребой отвечают трое.— Отдыхаем после провала на экзаменах в ин ститут... Не к спеху! — И правильно, хлопцы,— начи нает поучительный монолог «стар ший», густо сдабривая его матерщи ной: — От работы лошади дохнут и верблюды качаются. г— А ты? ^ — Нашли дурачка! Нырнул на завод — говорят, давай учеником слесаря, А пети-мети, спрашиваю? Да рублей пятьдесят—шестьдесят. Послал я их... Ну-с. Потом Носач (это, как выяснилось, классный ру ководитель одиннадцатого класса, который (окончил «старший») про бивал работенку мне в автостанции. Уже дотолковался до чего-то, а я плюнул и удрал до дому. Что ж я на морозе буду с машинами валан даться? Ну-с. Потом хотел завербо ваться, да намекнул мне один дя дек, что загонят туда, куда и Макар телят не гонял. А мне и дома пре отлично живется- — А отец что советует? —< Пахан-то? Говорит, не спеши, приглядим что-либо другое, чтоб выгода, навар был. — И не. гонит он.., пахан-то на работу? — Будь здоров, парень! Мой па хан нормальный дядька. Говорит, не волнуйся, я семерых таких, как ты, прокормлю. Сколько получает? Не знаю, вроде рубликов восемьдесят или сто, да он уме-е-ен, прихваты вает и «слева» и «справа».., Ха-ха! Как-то я поинтересовался: «Вору ешь?». А он: «Все воруют».* Нетрудно понять, какое «воспита ние» получили, получают и получат от родителей юноша или девушка в этой или подобной семье. Но здесь нам хотелось бы акцентировать вни мание на другой стороне этого ма ленького события в сквере. Заметь те: «Носач» (учитель, классный РУ' ководитель) заботится о трудоуст ройстве и, следовательно, о нравст венности девятнадцатилетнего без дельника и сквернослова, а отец учит его искать лишь «выгоду» «навар», преподносит ему «науку» том, что «все воруют», и оберегает его от обязанностей перед общест вом. Получается так, что вся ответст венность за обучение и воспитание школьников почему-то ложится на учителей, а не на родителей. Многие, очень многие отцы и матери винят ошибки своих- детей не себя, а только школу. Первый телефонный звонок из Детской комнаты милиции обычно раздается в школе, а не у родите лей — дома или на производстве. Классного руководителя или завуча без особой церемонии снимают обычно с должности за нарушения или преступления, допущенные школьниками. А вот родители не отвечают по большому счету ни пе ред коллективом, где они работают, ни перед законом. Не пора ли и здесь перейти от слов к делу? Не пора ли поставить все на свое мес то? Пусть каждый отвечает за то, за что должен отвечать: учитель за свое, а родитель — за свое. Да и не в состоянии учитель или завуч отвечать за все в обучении и вос питании школьника: у одного — де- В о с п и т а и в о с п и т а т е л и сятки учеников, у другого —• сотни, у родителей, как правило, двое, трое, В школе, кроме того, ученик находится шесть—восемь часов, а дома — остальное время суток — шестнадцать или восемнадцать ча сов. Безответственность родителей вы нуждает иногда учителей совершать прямо-таки антипедагогические дей ствия. Недавно мы были свидетеля ми любопытного разговора в школе. Два ученика нарушили дисциплину на уроке, и учитель проводил их в учительскую, к классному руково дителю. После выяснения факта на рушения, классный руководитель по требовал: Скажи, чтобы мать пришла в школу. От отца все равно никакого толку не будет. Мать пусть придет! Классного руководителя нельзя оправдать за непедагогический шаг, но понять можно: видно, не раз встречался он с отцами учеников- нарушителей, а результат, действи тельно, неизменен: сыновья не слу шаются отцов или — еще хуже — встречают у них, когда не надо поддержку, а посему продолжают грубить, не учат уроков, мешают нормальной работе учителя, класса Кто же в этом больше, виноват: учитель или родители? Можно привести еще немало фак тов неправильного воспитания, но не в этом суть, Нужно прежде все го думать над тем, чтобы эти фак ты изживались и не повторялись, ; для этого , помимо других средств приемов и методов, нужно вовлечь всех родителей в активный процесс воспитания своих и не своих детей. Подумать основательно не одному коллективу школы или школ, а всем: органам народного образования — сверху донизу, Советам депутатов трудящихся — сверху донизу, об ществу «Знание», отделам культуры, работникам радио, телевидения, пе чати. всем, кто может и должен внести ^вой вклад в дело коммуни стического воспитания подрастаю щего поколения. Необходима система, всесторон не продуманная, глубоко разрабо танная, в масштабе всей области. Лекционная пропаганда педагогиче-^ ских знаний, издание популярной педагогической библиотечки; роди тельские университеты или школы в каждом городе, районе, селе; обучение и воспитание родителей на положительных примерах* конкрет ных, из жизни данного села или городского микрорайона; лекции и П о м ат е р и а л ам , Л е н и н с ко го з н ам е н и * « К О Р М А ЕСТЬ, А Г Д Е М О Л О К О ! » Под таким заголовком в «Ленинском знамени» в № 248 был опубликован материал рейдовой бригады. В нем говорилось о не достатках в проведении зимовки скота в хозяйствах Тербунского района. Как сообщил редакции начальник Тербунского районного управ ления сельского хозяйства т. Кривошеев, по сигналу рейдовой бригады приняты меры. Все животноводческие помещения утеплены. В коровниках и в большинстве телятников есть деревянные полы. Приведены в порядок помещения для приема и размещения мо лодняка. беседы самих ро дителей о том,как они воспитывают своих детей, по стоянное слово ро дителей в газете, по радио й телевидению; работа с. каждым родителем отдельно и т. д. т, п. Следует объявить педагоги ческий поход, рассчитанный на го ды, за принципы и методы комму нистического воспитания, примерно так, как это было во времена все союзного похода против неграмот ности, Надо на деле повысить от ветственность каждого родителя, каждого руководителя учреждения, каждого коллектива за обучение и воспитание детей. Без выработан ной на длительный срок системы нельзя добиться желаемых резуль татов. Дело воспитания подрастаю щего поколения должно стать са мым близким и неотложным делом всех партийных организаций, долж но проходить под их постоянным влиянием и руководством. А всегда ли мы сами верно пони маем значение примера родителей в воспитании подрастающего поколе ния? Используем ли мы хотя бы наполовину те богатые возможно сти, которые дают нам жизнь и труд родителей? Не всегда, Часто не бе рем то ценное, что соседствует с нами. Полезно, когда школьники со вершают туристский поход по мес там боевой славы, например, в Брестскую крепость, или когда от правляются из Липецка в поход по селам, собирая материал о под вигах советских людей в годы Ве ликой ^Отечественной войны. Но ведь таких школьников лишь десят ки, А это капля в море, Да и не все школьники могут со вершить поход в Брестскую кре пость или по районам области. Ме жду тем, рядом с каждой город ской и сельской школой живут и трудятся участники Отечественной войны, орденоносцы, родители уче ников этой именно школы. Бывает, что за героическими участниками войны едут в район и даже в об ласть, чтобы они провели беседу, возле школы живут кавалеры орде нов Славы, Красного Знамени, жи вут десятки отважных солдат 1 офицеров,— о них забывают. А ведь какой бы неотразимый эффект про извела встреча учеников школы с участниками Великой Отечественной войны, жителями села или микро района,— ведь это их родители, их отцы. И дети, и сами отцы увидели бы себя в ином свете. После такой встречи наверняка бы нравственно повзрослели и дети, «повзрослели» и родители. Непременно бы возрос ла гордость за своих родителей, за свое село, за свое родное место — ведь отсюда, от любви к родному селу, району рождается и великая любовь к Отечеству, патриотическая гордость. А почему бы каждой школе не иметь галерею славы и доблести? Простая фотовыставка, отражающая участие их родителей в Отечествен ной войне и в мирном труде, ока жет огромное воспитательное воз действие. В колхозе, на заводе есть «Доска почета», а в школе ее кет. Почему? Мы убеждены, что такая «Доска почета» благотворно влияла бы и на детей, и на родителей: од них она воодушевляла, вселяла бы в них гордость, а других заставляла бы подтягиваться. Возле каждой школы следует по ставить доступный по средствам, памятник в честь тех, кто своей жизнью заплатил за свободу Роди ны в Отечественную или граждан скую войну? Назвать фамилии, име на, поместить фотографии дедов и отцов нынешних школьников! Пусть школа сделает это — и все увидят, что она сделала большое патриотическое дело, которое вооду шевит и родителей, и их детей, школьников. Учащиеся не только из книжки, а наглядно почувствуют революцион ные традиции, увидят себя наслед никами этих традиций, Воспитание на. революционных традициях — прямой долг школы, всего нашего общества, Возвращаясь к началу статьи, я хочу еще раз подчеркнуть: без ши рокого привлечения родителей к воспитанию, без педагогического воспитания всех родителей, без по вышения требовательности к роди телям, их ответственности нельзя ре шать проблему коммунистического воспитания подрастающего поколе ния. А. САРАНЦЕВ, доцент Елецкого пединститута. Естественно, делегаты конферен ции ожидали, что руководители хо зяйств расскажут, какие принима ются меры для того, чтобы произ водство стало рентабельным. К со жалению, этого не случилось. Д и ректор совхоза «Добровский» Е. Н. Клычев считает незначительное по вышение, урожайности зерновых про тив прошлого года и выполнение плана сдачи мяса достижением кол лектива. Но он довольно спокойно говорил о том, что план заготовок молока до сих пор не выполнен, что себестоимость животноводч е с к и х продуктов слишком высокая, что пя тая часть урожая сахарной свеклы потеряна из-за неорганизованности. Директор и словом не обмолвился о том, что в недоборе продукции по винны прежде всего руководители и специалисты совхоза, партийный ко митет. Он почему-то видел причины не в бесхозяйственности и безответ ственности руководящих кадров, а в том, что плохи дороги и в какие- то дни на вывозке свеклы не хвата ло автотранспорта. Это заявление руководителя, коммуниста является явно несерьезным. На конференции шел деловой раз говор о рациональном использова нии государственных кредитов, рас ширении культурно-бытового строи тельства, благоустройстве сел, повы шении культуры производства. Деле гаты высказали неудовлетворенность работой объединения «Сельхозтех ника» по механизации ферм.- Недостатки в развитии производ ства в большинстве своем — след ствие слабо поставленной организа ционно-партийной и массово-полити ческой работы в партийных органи зациях. Коммунисты колхоза имени X X II па ртсъезда знали, что Н. К.- Быков и С. Д. Быков — плохие о? ганизаторы. Один завалил работу на ферме, другой — в полеводческой бригаде. Но прямо, по-партийному | не сказали им об этом? Правление На Липецком тракторном заво- 5 колхоза поменяло их местами, оста- организована широкая сеть 1 вив в руководящем составе. А что это дало? Да ничего. Производствен ные участки как отставали, так и продолжают отставать. Партком сов хоза «Добровский» не раз обсуждал тревожное положение с надоями молока, но не подкрепив это органи заторской работой, не добился улуч- !п т Г П т т п ,.т х Л г , п т „ , г г «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УЧЕБА; ТРАКТОРОСТРОИТЕЛЕЙ де курсов и кружков по повышению $ экономических знаний руководя-1 щих работников, специалистов, ♦ рабочих и служащих. Для эконо- X $мистов, нормировщиков, бухгал-| теров, работников снабжения и | X сбыта организованы курсы целе-1 % вого назначения по повышению их ♦ | профессиональных знаний. * Состоялось первое занятие с ру поводящими и инженерно-техни- | ческими работниками. Были разоб раны две темы: мероприятия по | экономии всех видов энергетиче-^ ских услуг, производительность X труда и пути ее повышения. Лек- | ции прочитали главный энергетик | завода А. А. Левинсон и началь- % ник отдела труда и заработной 7 платы П. Н. Семенов. | Занятия будут проходить до мая X 1 1966 года. За это время слуша тели изучат 16 различных эконо мических тем, пото'м будут еда- X $вать зачеты специальной комис-* сии. ю. ко ч кин . нештатный корреспондент «Ленинского знамени». шения. Неконкрет но руководят хо зяйством. допуска ют бесконтроль ность в колхозе «Свободный со кол».- Беда в том, что этими недо статками страдает и сам поедседа- тель артели коммунист П. Я. Стар ков. На конференции остро ставился вопрос о необходимости улучшения подбора и воспитания кадров. О -воспитании подрастающего по коления говорила учительница Тру- бетчинской средней школы А. Н. Дегтярева. Она рассказала о фактах тесной связи школы с производством, хорошо отозвалась о руководите лях и специалистах совхоза «Трубёт- чинский», которые уделяют много внимания школе. Касаясь трудно стей. вызванных нехваткой препода вательских кадров на селе, А.- Н, Дегтярева высказала упрек тем, кто, получив педагогическое образование, под всякими предлогами остается в городе, .зачастую даже -не .работает по специальности. Колхозы и совхозы Добровского района, располагая богатыми воз можностями, медленно увеличивают производство продукции, не снижают ее себестоимость. В этом сказывается слабая организация экономической работы. В ряде хозяйств нет эко номистов, районное бюро экономиче ского анализа -и бюро, созданные в колхозах и совхозах, пока не учат кадры среднего звена грамотно хо зяйствовать. Партийным организаци ям предстоит -основательно порабо тать в области экономики, В районе немало бригад, ферм, коллективы которых научились брать с гектара земли много продукции, производить дешевое мясо и моло ко, рентабельно вести хозяйство; Для партийных организаций, сель скохозяйственных органов, специали стов колхозов и совхозов'Нет более важной задачи, чем широко внед рять в производство лучший опыт, сделать достижения передовиков до стоянием (всех. Добровцы могут и должны добиться, чтобы в районе не было отстающих хозяйств.- В работе конференции принял уча стие первый секретарь обкома КПСС Г. П. Павлов. На организационном пленуме пер' вым секретарем РК КПСС избран М. Д. Сушков, секретарями — В. А. Жданов и М. В. Авцинов. | В. КОБЗЕВ, спец. корр. «Ленинского знамени». Н А Г Р А Д Ы В Р У Ч Е Н Ы За заслуги в развитии коопера , тивной торговли, организации з а - \ купок и переработки сельскохо- . зяйстсенных продуктов и сырья Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена группа особо отличившихся работников потребительской кооперации на шей области. 24 декабря в актовом зале До ма профсоюзов в торжественной обстановке состоялось вручение наград. Председатель облиспол кома Н. Д. Новиков тепло по здравил награжденных и вручил им ордена и медали. Орден «Трудового Красного Знамени» получает председатель правления облпотребсоюза Геор гий Михайлович Базовкин. Заведующей магазином Борин- ского совхозрабкоопа Липецкого района ударнице коммунистиче ского труда Анне Семеновне Ан тоновой вручен орден «Знак поче та». Такой же награды удостоен | председатель правления Усман- ■ского райпотребсоюза Василий ’ Федорович Матовых. ! Медали «За трудовую доб- ■лесть» получили бригадир шофе- •' ров автобазы Липецкого облпот- ' ребсоюза Николай Изанович Ко зырев и заведующая буфетом I чайной Добровского райпотребсо юза Мария Филипповна Сухано-'- ва. Заведующий отделом раймага ’ Лев-Толстовского райпотребсою- * за Анне Харитоновне Жуковой, председателю правления Политов-'. ского совхозрабкоопа Д анковско-/ го района Павлу Петровичу И г - \ наткину и заготовителю заготкон-' • торы Добринского райпотребсою- [ за Ивану Тимофеевичу Литвино-'► ву вручены медали «За трудовое!; отличие». ч От имени награжденных высту-]- пил Г. М. Базовкин. Он поблаго- ч дарил партию и правительство за Ч заботу и внимание и заверил, что/ / работники потребительской коопе рации области будут трудиться'► еще настойчивее для более полно-Т го удовлетворения растущих пот ребностей тружеников села. На снимке — группа награж денных (слеза направо): В. Ф. Матовых, А; X. Жукова, И. Т. Литвинов, Гт М. Базовкин, П. П. Игнаткин, А. С. Антонова, М. Ф, ! Суханова, Фото К. Юрова. ч Наш экономический словарь ЧТО ТАКОЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД? Доходы каждого члена социалисти ческого общества, отдельных пред приятий, учреждений и государства в целом зависят от общёго объема по лученного в стране национального до хода. Он служит источником разви тия социалистической экономики и ро ста народного благосостояния. Что же собой представляет нацио нальный доход? Часть ежегодно по лучаемого обществом совокупного оо- щественного продукта. Если послед ний включает в себя все произведен ные в данном году материальные бла га (средства производства и предме ты потребления), то национальный доход состоит из той массы мате риальных ценностей (в натурально вещественном и денежном выраже нии), которые являются продуктом вновь затраченного в данном году' труда. Национальный доход, таким обра зом, представляет собой наиболее об общающий показатель, характеризу ющий темпы и масштабы экономиче ского развития нашей страны. Коли чественно он составляет сумму вновь созданной за год стоимости (валовой доход) во всех отраслях материаль ного производства, которую общество может использовать для дальнейшего развития экономики и на нужды на родного потребления, Чем большие на циональный доход, тем выше темпы социалистического расширенного вос производства, а стало быть, и больше возможностей для удовлетворения потребностей населения. Национальный доход, как и в це лом совокупный общественный про дукт, создается трудом, затраченным в сфере материального производства, —в промышленности, сельском хо зяйстве, строительстве, частично на транспорте и в торговле. Два факто ра оказывают определяющее влияние на увеличение общего объема нацио нального дохода. Это рост численно сти работников, занятых в сфере ма териального производства, и повыше ние производительности их труда Между образованием национально го дохода и его распределением су ществует прямая связь и определен ное взаимодействие.-Однако при всех случаях приоритет остается на сторо не производства. Ведь если не создан национальный доход, то нечего и рас пределять. Каждый знает, что нельзя распределять и использовать боль ше того, что обществом создается в течение года. За семилетку в нашей стране осу ществлен ряд крупных мероприятий по повышению народного благососто яния, Сокращена продолжительность рабочего дня, возросла средняя зара-1 битная плата, отменены или снижены налоги на зарплату значительной ча сти рабочих и служащих, введено пенсионное обеспечение колхозников. Большой размах получило жилищное строительство, существенно улучши лось социально - культурное и быто вое обслуживание населения. В новой пятилетке (1966— 1970 гг.) произойдет дальнейшее повышение благосостояния народа. В связи с этим первостепенное значение приоб ретает вопрос о расширении источни ков роста ресурсов, а стало быть, и увеличении национального дохода страны в целом, Созданный в стране национальный доход распределяется на два боль ших фонда — фонд накопления и фонд потребления; Фонд накопления — это та часть национального дохода, которая ис пользуется на расширение и совер шенствование социалистического про изводства, для увеличения непроиз водственных основных фондов (ж и лища, учреждения культурного и бы тового назначения), для создания страховых запасов и резервов. Фонд потребления — это та часть национального дохода, которая в ви де суммы материальных блат идет на личное потребление населения, на содержание учреждений и организа ций культурно-бытового обслужива ния населения, научных учреждений и, аппарата управления. Фонд по требления поступает населению по двум основным каналам: одна часть — на удовлетворение общественных нужд (социально-культурные меро приятия), другая—в личное потреб ление населения. Государственным планом на 1966 год предусмотрено увеличить наци ональный доход, используемый на потребление и накопление на 6,4 про цента по сравнению с 6 процентами ожидаемого прироста в 1965 году.- При этом фонд потребления возрас тает на 6,8 процента, а его доля в национальном доходе повысится при мерно до 73 процентов. В условиях социалистического строя увеличение фонда потребления становится не посредственной целью производства, а накопление — средством достиже ния этой цели. Социализм, как известно, отверга ет односторонний, узко потребитель ский подход к распределению наци онального дохода, поскольку повы шение народного благосостояния воз можно лишь на прочной основе не прерывно развивающегося матери ального производства. Совершенно очевидно, что лучшее использование средств производства — машин, оборудования, материалов означает возможность получения на том же оборудовании, из тех же ма териалов большей массы продукции. И, наоборот, чем менее эффективно производство, чем хуже используют ся средства производства, тем боль шую часть национального дохода общество вынуждено отвлекать для производственных нужд и тем самым меньшая его часть остается для лич ного потребления. Отсюда задача — добиваться непрерывного возраста ния дохода с каждого рубля, вло женного в основные фонды. Соотношение получаемых доходов отдельными лицами и (В целом клас сами, или, говоря ин&че, удельный вес и доля их в национальном дохо де страны, зависит от законов рас пределения. При социализме дейст вует закон распределения по труду; Каждый трудящийся имеет свою до лю в национальном доходе. Эта де ля определяется прежде всего тем, какое количество труда (и какого качества) он отдает обществу. П ри социализме, подчеркивал В. И.- Ле нин, «должны определяться и мера труда, и его вознаграждение». Оплата по труду, определяя инди видуальную долю каждого в нацио нальном доходе, стимулирует рост производительности труда и тем са мым обеспечивает рост националь ного дохода. А это в свою очередь создает новые возможности для уве личения доходов трудящихся; По мере роста национального дохода растет и личный доход каждого ра бочего, крестьянина и служащего. Для тогр, чтобы обеспечить пра вильные, экономически наиболее обоснованные пропорции между фон дом накопления и фондом потребле ния в национальном доходе, сен? тябрьский Пленум Ц К КПСС наме тил ряд важных мероприятий. В ре шениях этого Пленума поставлена задача — увязать воедино экономи ческое стимулирование предприятий и интересы государства (при помо щи таких рычагов, как цена, при быль, премия, кредит) с материаль ной заинтересованностью работников в улучшении общих итогов деятель ности предприятий; Это означает, что повышение благосостояния наро да, уровень заработной платы каж дого советского труженика в значи тельной мере будет определяться размерами внутрипромышленного на копления, достигнутым уровнем рен табельности и получаемой прибыли. Усиление роли экономических ры чагов в стимулировании материаль ного производства направлено к то му, чтобы коллектив предприятия и каждый его работник максимально были заинтересованы в изыскании путей повышения доходов предпри ятия и тем самым общего объёма национального дохода. Предприятие первичная хозяйственная ячейка страны,- Рост национального дохода СССР в конечном итоге определяет ся именно этой ячейкой, тем, на сколько эффективно используются ее материальные, трудовые и финан совые ресурсьь От размеров получаемой каждым предприятием прибыли в значитель ной степени зависит и его вклад в национальный доход страны; В свею очередь величина прибыли прежде всего и будет служить для предпри ятия критерием определения доли* дохода, который используется на производственные нужды, а такжа доли, идущей на материальное по ощрение коллектива. Фонд материального поощрения, наряду с заработной платой, сейчас становится важным источником уве личения фонда потребления и подъ ема народного благосостояния. Это найдет свое выражение в использо вании растущей доли прибыли для премирования работников и выдачи им единовременного вознаграждения в конце года. Отныне заработная шта та рабочих и служащих будет* соиз меряться с общими итогами произ водственной деятельности фабрики, завода, шахты и т. д. Общая масса получаемых колхозами и совхозами доходов определит индивидуальную долю доходов каждого труженика сельского хозяйства. К фонду потребления относится также и образуемый на социалисти ческих предприятиях фонд социаль но-культурных мероприятий, посколь ку он используется для обществен ного потребления, служит дополни тельным источником повышения ре альных доходов трудящихся. Таким образом, развитие общест венного производства, повышение его эффективности и рост на этой основе национального дохода при социализме — не самойельГ Подъем экономики в нашей стране исполь зуется для удовлетворения постоян но растущих потребностей всех чле нов общества в соответствии с про возглашенным в Программе КПСС девизом: все во имя человека, все для блага человека! Д. АЛАХВЕРДЯН , заместитель директора Института экономики Академии наук СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz