Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

12 декабря 1965 г „ М 293 (3 4 9 4 ) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 3 4 . ЧТОБЫ РОСЛИ ДОСТОЙНЫМИ о т ц о в мунистическому воспитанию проеамвоспитания. Скоро состоятся городские и { ^ Как уже сооб­ щалось в «Ленин­ ском знамени», 5—7 января 1966 годасостоитсяоб­ ластной съезд по ком учащейсямолодежи, вкоторомпримут участиепе дагоги, партийные, советские работники, руководи­ телипредприятийихозяйств, представителипроф­ союзныхикомсомольских организаций, родитель­ ская общественность. Сейчас идет подготовка к съезду. На предприятиях, вучреждениях, колхозах исовхозах проходят собрания, посвященные во­ с районные конференции. Обсуждение вопросов, которымбудет посвящен съезд, ведетсяинастраницах «Ленинского знаме­ ни» под рубрикой «Воспитание и воспитатели». Публикуясегодняочереднуюподборкунаэтутему, мыприглашаемнашихчитателейпринятьучастиев этомобсуждении. |Вос п и т а н и е [и воспитатели ► & и л е р у ч и т е л я С группой товарищей, приехавших знакомиться с опытом наших пе­ дагогов, мне довелось присутство­ вать на уроке литературы, который вела учительница Липецкой средней школы № 4 Мария Дмитриевна До­ черина. Шел разбор романа Фадее­ ва «Молодая гвардия». Один из гостей заметил, что полу­ чил от урока большое эстетическое наслаждение. Все мы, действительно, уходили из класса взволнованными, так велико было воздействие того, что мы услышали за один час. Каждый, кому приходилось бы­ вать на уроках мастеров педагоги­ ческого труда, наверное, задумывал­ ся: в чем же секрет успеха? Чтобы стать хорошим педагогом, нужен талант, призвание. С этим, конечно, нельзя не согласиться. Но верно также и то, что без серьезной теоретической подготовки и посто­ янной работы над собой учитель не может достигнуть мастерства, вряд ли сумеет овладеть в совершенстве передовыми, наиболее эффективны­ ми формами и методами обучения и воспитания, которыми все время по­ полняется педагогическая практика,- Значительная часть педагогов и (руководителей школ области обога­ щают свои знания на семинарах и курсах повышения квалификации при институте усовершенствования учителей. Многие занимаются само­ образованием. И тем не менее с учебой педагогических кадров не все обстоит благополучно. На­ пример, 976 сгудентов-заочников Л и ­ пецкого и Елецкого пединститутов за прошлый учебный год не выпол­ нили план экзаменационной сессии. Из них 542 повторно оставлены на том же курсе. 136 человек отчисле­ ны за систематическую неуспевае­ мость. Есть учителя, которые не име- юГ высшего образования и нигде не учатся. Но ведь и дипломом ограничиться нельзя. Нужно, чтобы каждый педа­ гог систематически пополнял и об­ новлял запас знаний, следил за пе­ дагогической литературой. В настоящее время при институте усовершенствования учителей введе­ на очно-заочная форма учебы педа­ гогических кадров. В текущем году на очно-заочные курсы зачислено 540 учителей и руководителей школ. С целью повышения квалификации учителей физики, математики, рус­ ского языка, истории и иностранно­ го языка при Липецком и Елецком пединститутах созданы факультеты на общественных началах. Все боль­ шее распространение получают шко­ лы передового опыта. Форм учебы педагогических кад­ ров много. Задача органов народно­ го образования, руководителей школ состоит в том, чтобы помочь каж ­ дому учителю с учетом уровня его подготовки и возможностей опреде­ лить наиболее целесообразную фор­ му повышения теоретических знаний и квалификации. Быть воспитателем молодого по­ коления немыслимо без хорошей марксистско-ленинской подготовки. Большинство учителей средних и восьмилетних школ занимается в семинарах по философии, политэко­ номии и проблемам коммунистиче­ ского воспитания. Многие сами яв­ ляются пропагандистами. Школьные партийные организация должны вникать в содержание рабо­ ты теоретических семинаров, следить за тем, как политическая учеба по­ могает учителю,- Одна из особенностей педагогиче­ ской профессии состоит в том, что учитель оказывает глубокое воздей­ ствие на учеников не только в про­ цессе обучения и воспитания, но и своим личным примером. М. И. Ка­ линин говорил: «Конечно, преподавание соответ­ ствующей дисциплины — это основ­ ная работа, но, помимо всего, учи­ теля копируют ученики. Вот почему мировоззрение учителя, его поведе­ ние, его жизнь, его подход к каж ­ дому явлению так или иначе влияет на всех учеников..; Можно смело сказать, что если учитель авторите­ тен, то у некоторых людей на всю жизнь остаются следы влияния это­ го учителя». Учительство области готовится к областному съезду по коммунисти­ ческому воспитанию учащейся моло­ дежи. На педагогических советах, школьных, профсоюзных и открытых партийных собраниях вопрос о вос­ питании самого воспитателя должен стать предметом широкого обсужде­ ния. Пусть, когда мы произносим слова «советский учитель» — перед нами встает образ человека высокой куль­ туры, носителя передовых взглядов и морали, идейного бойца: Обладая такими качествами, учитель будет наиболее полно оправдывать роль помощника партии в воспитании подрастающего поколения. В. Щ Е Г Л О В . — Мос-ков-ка,— мой сосед по купе прочитал название станции и усмех­ нулся иронически.— Почти Москва... И прилагательные от этих слов звучат одинаково: «Мо­ сковская больница».., «Московская школа», В окне мелькали деревья лесопо­ лосы, Из-за них кое-где прогляды­ вали крыши домов. — Поселок небольшой, — Тут, поди, ни школы, ни больницы. Больницы в Московке, действи­ тельно, нет. Она—в соседнем боль­ шом селе. А школа есть. Только на­ зывается не Московской, а Николь­ ской начальной. И работает в ней такой человек, каких не часто встре­ тишь. Разговор этот в поезде мне вспом­ нился, когда я прочел в газете Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении почетного звания заслуженного учителя шко­ лы РСФСР Анне Михайловне Клы- шниковой. ...Было, это несколько лет назад в Усмани. Шло районное совещание учителей. На приуроченной к нему выставке детского технического и художественного творчества около 'стенда Никольской начальной шко­ лы было людно. Всех удивляло, что с интересными детскими работами выступает не средняя школа, а ма­ ленькая начальная. Привлекали внимание не только милые вешицы на стенде, хотя и лепка, и художественная резьба по дереву, и вышивки—все отличалось большим вкусом. Привлекала вни­ мание и сама учительница. Средних лет, невысокая, тонень­ кая, темноволосая, с очень темными «рублевскими» глазами она, видимо, была смущена вниманием собрав­ шихся и негромко, но обстоятельно отвечала на вопросы, ОГОНЕК НА ПОЛУСТАНКЕ П о м о щ н и к и педа г о г ов Сейчас педагогический коллектив нашей школы № 4 много делает для слияния обучения и вос­ питания в единый про­ цесс. Но в этом деле очень велика роль семьи и общественно­ сти. Родители наравне с учителями заинтересо­ ваны в том, чтобы дети хорошо учились и при­ мерно вели себя. Од­ нако встречаются отцы и матери, которые не­ достаточно вниматель­ ны к своим детям. В этом родительский ко­ митет обязан помочь педагогам. Мы регуляр­ но беседуем с родите­ лями отстающих и не- дисциплинирован^ ы х учеников, требуем от них добросовес т н о г о выполнения своих обя­ занностей. В наиболее серьезных случаях об­ ращаемся за помощью в организации по месту работы родителей. Сын В. И. Федотовой, кото­ рая работает кассиром в магазине N2 56, не ус­ певает по трем предме­ там. Мать не захотела прислушаться к мнению членов родительского комитета. Пришлось об­ ратиться к коллективу магазина. Комсомольцы этого предприятия взяли шефство над сыном Фе­ дотовой. Значительное внима­ ние уделяется пропаган­ де педагогических -зн а ­ ний. Лекции для роди­ телей и детей читают учителя и активисты. Так, врач М. П. Матве­ ева прочла лекцию «О вреде курения» для мальчиков, а для дево­ чек — «В чем секрет обаяния». На занятиях для родителей были подняты такие темы: «О воспитании честности», «На улице и дома» (о воспитании у детей на­ выков культурного пове­ дения), «О моральном облике юноши и девуш­ ки». Их прочитали дирек­ тор школы А. А. Шала­ мова и завучи Н. М. Чикирдина и Б. Г. Мов- чан. Провели мы также конференцию родите­ лей и тематический ве­ чер «Мать и дети». Хотелось, чтобы шко­ ле больше помогали ше­ фы — коллектив Ново- липецкого завода. У нас, например, нет помеще­ ния для группы про­ дленного дня, а нужда­ ются в ней многие. Важно, чтобы в школе чаще бывали бригады коммунистического тру­ да, которым следует по примеру с о к о л ь ц е в установить тесную связь с учащимися. Если общественность завода объединит свои усилия с педагогами и родителями — это при­ несет результат. и. к о т и к о в , председатель родитель­ ского комитета Л и пец ­ кой средней школы № 4. Вот уже второй год в Сырской школе Липецкого района работает на общественных началах университет педагогических знаний. Постоянными его слушателями являются родители — рабочие различных предприятий г, Липецка, колхозники артели «Рассвет» и домохозяйки .—всего 110 человек. В нынешнем учебном году занятия в университете проводятся два ра­ за в месяц по три часа, Помимо общетеоретических вопросов, программа предусматривает также обмен опытом семейного и общественного воспи­ тания. С докладами, посвященными этому вопросу, выступили, например, родители 3. Н. Тараруева и В. К- Щедрина. Был прочитан цикл лекций: «Детские коммунистические организации и семейное воспитание».^ Лекци­ ей сотрудника областного Дома народного творчества О. М. Ершовой «Прикладное искусство и развитие художественного вкуса детей в семье» начат цикл, посвященный эстетическому воспитанию. В деятельности нашего университета есть и трудности: очень сложно подбирать квалифицированных лекторов. Преподаватели университета — учителя — нуждаются в консультациях и помощи. Мне кажется, пора выработать единую систему и программу для наших университетов, соз­ дать на общественных началах в масштабе всей области единый центр (ученый совет), а в районах и городах консультационные пункты для -оказания помощи лекторам из числа учителей и родителей. Это позво­ лило бы работу университетов педагогических знаний привести в еди­ ную и последовательную систему, У У ■ м В И Л Е Н С К И Й , ректор университета на общественных началах. Уже потом, гораздо позже, я! спросил Анну Михайловну, помнит ли она о той выставке работ ее ре­ бятишек. — Конечно, помню. Вскоре мы по­ лучили посылку. Целое богатство: наглядные пособия, школьные при­ надлежности. Да так много! Оказы­ вается, премия нам прибыла обла- стная. Александра Алексеевна Козлова— заведующая методическим кабине­ том начальных классов Липецкого института усовершенствования учи­ телей — человек беспокойный, пыт­ ливый и постоянно ищущий. Ради того, чтобы проверить на практике какую-нибудь методическую новин­ ку, она способна в любой день, в любой час ехать в самую дальнюю школу, в самое глубинное село. Только с одним условием — чтобы там, в этом селе, в этой школе был такой же беспокойный и пытливый педагог, которого заинтересовали бы все эти новинки и который смог бы, не посчитавшись с затратами своего труда, поэкспериментировать, испытать предложенное. Вот почему Никольская начальная школа — постоянный «опытный уча­ сток» Александры Алексеевны. — К Клышниковой я могу при­ ехать без предупреждения,—, гово­ рит она.— Во-первых, потому что знаю: своим приездом я не застану ее врасплох, У нее учебно-воспита­ тельный процесс постоянно на вы­ соком профессиональном уровне. А, во-вторых, я вижу, что втайне она даже рада, хотя, сказать откровен­ но, в дни моих приездов ей прихо­ дится работать с повышенной на­ грузкой, Как-то мы с ней пробова­ ли одну новинку: задавали ребятиш­ кам решать задачи с преобразова­ ниями. Я об этих задачах только что узнала, их еще и в столичных школах не вводили. (Мне вспомнил­ ся разговор с москвичом). Прием это новый, очень результативный, но требует • большой предвари­ тельной работы, подготовки учите­ ля, Когда я приехала к Анне Ми­ хайловне, то сразу же почувствова­ ла ее заинтересованность. Засижива­ лись мы заполночь, но итог был превосходный: ребятишки отлично решали задачи, «Засиживались за полночь». Ска­ зано походя, как само собой разу­ меющееся, А если вдуматься? Часто говорят о подвиге, подразумевая под этим нечто из ряда вон выхо­ дящее. А не подвиг ли именно вот в таких будничных сидениях за пол­ ночь? На одном из педагогических чте­ ний, где часто приходится высту­ пать Анне Михайловне, она начала так: — Говорят, что учителем надо родиться. Но, по-моёму, становле­ ние учителя происходит в процессе упорного, многолетнего труда. Комсомольцы и пио­ неры Л ипецкой средней ш колы № 5 шефству­ ют над пионерскими и детскими ком натам и своего микрорайона. Н А С Н И М К Е : стар­ ш ая пионервожатая Елизавета Дм итриевна Комарова, с т а р ш е - классники Александр Рудаков и Л ари са Д е ­ мина готовят оформ­ ление для новой пио­ нерской комнаты на улице Плеханова. Фото Ю . Ардаш ева. Я не согласен с этим: таким учи­ телем, как Анна Михайловна Клыш- никова, все-таки надо родиться Хотя это не значит, конечно, что труд и опыт в ее педагогической дея­ тельности не стоили ничего. Двад­ цать шесть лет в школе говорят са­ ми за себя. И все-таки в данном случае приходится говорить об осо­ бом даре, влечении сердца. Специфика работы в малокомп­ лектной школе состоит в том, что учитель во*время урока ведет сразу два класса (обычно это бывает первый и третий или второй и чет­ вертый), Тут требуется не просто опыт, не просто способность дер­ жать себя в постоянной собранно­ сти, но и нечто большее. Для того, чтобы экспериментировать в этих условиях, нужна виртуозность педа­ гогического мастерства. Ею Анна Михайловна владеет в высшей ме­ ре. Свидетельство тому — высокое качество знаний учащихся и отсут­ ствие второгодничества на протя­ жении вот уже многих лет. Учителя соседней восьмилетней школы, в пятый класс которой по­ ступают ученики Анны Михайловны, всегда спокойны за это пополнение. Если от Клышниковой — значит без брака, Деление работы педагога на две части — учебную и воспитательную г-: условно. В действительности обе эти стороны педагогического труда тесно переплетаются. Учителю при­ ходится воспитывать, обучая, и учить, воспитывая. И все-таки почти каждый педагог скажет, что воспи­ тательная часть его работы — наи­ более трудоемкая, хлопотливая и требует гораздо больших душевных затрат. Желание быть в постоянном об­ щении с детьми у Анны Михайлов­ ны — врожденное, Девочкой ее, из большой и бедной крестьянской се­ мьи, удочерила школа, вернее учи­ теля родного ей села. Она и вырос ла при школе. Еще подростком, оце­ нив всю неброскую красоту учи­ тельского труда, Анна Михайловна решила продолжить дело дорогих ей людей. Ее воспитанники всегда с нею рядом. Учебно-воспитательная ра­ бота в Никольской начальной шко­ ле не прерывается, в ней по суще­ ству нет каникул. И если зимой ме­ стом ее сосредоточения является класс, то летом — пришкольный участок, сад, Большой, сейчас уже вошедший в пору мужания, он гу­ стым кольцом опоясывает школу, весной, белой метелью засыпает усадьбу, летом уютно прячет в сво ей зелени школьное здание, осенью щедро плодоносит. Стараниями Анны Михайловны сад превратился в лабораторию, где приобретаются знания, навыки в труде, а главное, где формируется первые представления ребенка о са­ мой сути наших общественных от­ ношений: от каждого по способно­ стям — каждому по его труду. Это может показаться мелочью, детской игрой, но в распределении урожая школьного сада нет уравни ловки. Работа детей в летние меся- ' ш строго учитывается. Отмечается и качество ее, и количество (есть даже особая тетрадь для учета ре­ бячьих «трудодней»), И когда со­ зревает урожай клубники или смо­ родины, каждый получает соответ­ ственно доле своего труда, То-то бывает радости у ребятишек, когда дома матери наварят варенья из заработанной ими ягоды! А вот еще любопытный момент. Когда закладывали сад, на каждое дерево была повешена табличка и ’ на ней написана фамилия посадив­ шего. Сейчас они уже взрослые, эти бывшие ученики. По-разному скла дывается судьба каждого из них, но эти самые «фамильные» деревья ' долго будут напоминать людям об одном из первых хороших дел. Наблюдаешь, как Анна Михай ловка обращается со своими учени­ ками, и невольно бросается в глаза какая-то особая деликатность и уважительность во взаимоотноше­ ниях, Конечно, дети — есть дети, но там, где это нужно, учительница не боится выступить с ними на равных, Если надо начать какую-то работу, то она и ее коллега Мария Василь­ евна Руковицина первые подадут пример. И еще факт, В школе были два ученика — тезки и однофамильцы, Один из них сломал ветку в посад­ ках, По нормам Никольской школы это большой проступок, Анне Ми­ хайловне неправильно доложили о происшедшем, и она наказала не виновного, а его однофамильца, Но выяснив обстоятельства, тут же, при всех ребятах, извинилась перед ма­ лышом и восстановила справедли­ вость. Мелочь? Нет. Этим -самым учительница укрепила в детях веру в справедливость. Нужно ли гово­ рить, как это важно? Авторитет Анны Михайловны Клышниковой в поселке велик, Она заслужила любовь и благодарность людей. Да и какой родитель оста­ нется глух, если видит, что его ре­ бенок окружен вниманием и заботой? Часто родители даже упрекают Ан­ ну Михайловну за то, что уж слиш­ ком всю себя она отдает детям, Вот минувшим летом во время своего отпуска она организовала поездку ребятишек в Воронежский цирк, Хлопот с этой поездкой было много. Но какой наградой для нее были блестящие восторгом глаза ребяти­ шек.- Ведь жизнь в небольшом, при­ станционном поселке небогата со­ бытиями. Семнадцать лет возглавляет в Московке школу Анна Михайловна, Уже многие из первых ее учеников привели к ней своих детей. Естест­ венно, что в своих житейских делах они часто выбирают ее судьей и со­ ветчиком. Она может дать совет, как поступить, чтобы в семье насту­ пили мир и согласие, и что сшить ребятишкам, чтобы это было краси­ во и практично. Но меньше всего Анна Михайловна похожа на доб­ ренького, елейного человека. Нет, когда нужно, она может быть на­ стойчивой, требовательной, даже суровой, В'семье ученика пьянству­ ет отец — она первая найдет спо­ соб образумить человека, у ученицы появился на шее крестик — она пойдет к родителям, побеседует, пристыдит, если нужно — поспорит, объяснит. Зная ее настойчивость и принци­ пиальность, избрали Анну Михай­ ловну в сельский Совет, А ведь это на только почет. Кто знает жизнь и быт сельского учителя, тот поймет, что это большая нагрузка, .«.В небольшой чистой комнате две аккуратно заправленные кровати (с Анной Михайловной живет старуш­ ка-мать), Чистая скатерть на обе­ денном столе. Одно из окон комна­ ты смотрит на железную дорогу. Когда опадут листья на деревьях, видно, как бегут поезда- Среди тех, кто их водит, есть и ученики Анны Михайловны, И летчики есть, и строители, и геологи. Как она сама выражается, особых-то знаменито­ стей нет, а есть простые советские люди — труженики. Работают они и в Воронеже, и в Норильске, и на Липецкой Магнике, и в колхозе «Маяк коммунизма», Некоторые пи­ шут письма, а некоторых она встре­ чает на вокзале по субботам—при­ езжают домой на воскресенье. ...Близко к полночи. Скорый по­ езд, пробегая мимо станции с назва­ нием «Московка»; не останавливает­ ся. Лишь гудок электровоза будит густую темноту уснувшего поселка. Но вот сквозь листву посадок про­ бился огонек. Это ее, Анны Михай­ ловны, окно. Я представляю, как она в этот момент на минутку под­ нимает глаза от ученической тетра­ ди и прислушивается к стуку уда­ ляющегося поезда. А потом опять склонится над тетрадкой уже на­ чавшая седеть голова, Р. П Е Р О В . ГО РО Д У -ЧИ С ТО Е НЕБО Каждый раз, когда газеты, радио, телевидение сообщают о вводе в строй новых промышленных цехов, объектов металлургии, химии или машиностроения в нашем городе, липчане испытывают понятную гор­ дость. Превращение Липецка в крупный индустриальный центр, ко­ нечно не безразлично тем, кто сам прямо или косвенно участвует в этом преобразовании. Но жители Липецка очень заин­ тересованы и в том, чтобы развива­ ясь, город сохранил свое обаяние, по-прежнему был городом-курортом. И глядя на десятки труб, устре­ мившихся в липецкое небо, многие думают не о воете промышленного потенциала, но, увы, о тех далеко не безвредных посланцах, которых отправляют в атмосферу заводы, ко­ тельные, автомашины. Проблема чи­ стого неба над городом становится все острее и злободневнее. Разумеется, меры для оздоровле­ ния атмосферы принимаются: В про­ ектах новых промышленных объек­ тов, как правило, особо и тщательно разрабатываются средства ее защи­ ты. Огромные суммы отпускаются и расходуются на создание газоочист­ ных сооружений. Только за прошлый год на вентиляцию и технику безо­ пасности в области истрачено более двух миллионов рублей. И все-таки, рыжие, черные, ко­ ричневые хвосты тянутся из труб промышленных предприятий, вред­ ные выбросы неполностью улавли­ ваются. И что греха таить, есть у нас такие руководители, которые, прикрываясь важностью возложен­ ных на них задач — строительства, пуска, освоения нового производ­ ства, да и просто выполнения плана, считают мелочью борьбу с пылью, копотью, газами, не принимают мер для того, чтобы быстрее сооружа­ лись и с максимальным эффектом действовали самые совершенные средства газо- и пылеулавливания. Давно ли вступил в строй цемент­ ный завод? Казалось бы, построен­ ное по последнему слову техники предприятие не должно загрязнять атмосферу, а оно ежедневно «выды­ хает» из себя тучи пыли. Из-за не­ радивости руководителей, небрежно­ го отношения к содержанию пыле­ улавливающих устройств проекты оказались неэффективными. Негра­ мотная эксплуатация электрофильт­ ров, плохой уход снижают коэффи­ циент полезного действия их. Глав­ ный инженер завода т. Древицкий вместо того, чтобы принять меры, пытается уверить, что подобные фильтры «нигде не действуют». Видимо, в результате такого рав­ нодушия, на цементном заводе не освоены в нынешнем году средства, выделенные на охрану труда и про­ мышленной санитарии. Почти в центре города располо­ жен Липецкий мясоптицекомбинат. Периодически отвратительный запах распространяется по Правобережью. Это на комбинате обрабатывают от­ ходы производства. Не раз санэпид­ станция предупреждала руководите­ лей, закрывала этот цех. Те уверяли, что перестроили технологический процесс, а добившись разрешения эксплуатировать цех, снова обруши­ вали на город зловонные запахи. Санэпидстанция, наконец, в середине этого года вынуждена была закрыть цех до проведения ряда мероприя­ тий. Директор т. Палий уверен, что з его «сложном» производстве ничего изменить нельзя. Между тем, на по­ добных комбинатах страны перера­ ботка отходов не сопровождается выбрасыванием зловонных паров в атмосферу, применяются герметизи­ рованные процессы. В законе об охране природы в РСФСР есть статья, которая обязы­ вает все организации при проекти­ ровании промышленных объектов внедрять технологические процессы, исключающие вредные выбросы в атмосферу, почву, водоемы. Эта статья в нашем городе часто нарушается: Главный виновник за­ грязнения атмосферы — Новолипец­ кий металлургический завод — са­ мое современное предприятие и рас­ полагает самыми большими возмож­ ностями. Здесь внедряются новей­ шие технологические процессы, стро­ ятся мощные объекты. Борьба за их своевременный ввод ведется упорно. Однако у руководителей завода нет такой же настойчивости при соору­ жении очистных установок. Печаль­ ным примером тому является строи­ тельство третьей домны. Ее задува­ ли, поверив руководителям треста «Липедкстрой», что пенные фильтры будут пушены в два ближайших ме­ сяца. А эти два месяца растянулись на два года. Не многим больше года действует .аглофабрика. Тонны пыли летят от нее на лес и близлежащие поселки. Оказались ненадежными, неэффек­ тивными ее газоочистные сооруже­ ния и уже нуждаются в полной ре­ конструкция. Невольно напрашивает­ ся вопрос: а куда же смотрели на­ чальник фабрики т.- Иоффе и его по­ мощники, когда принимали проекты этих сооружений, почему не преду­ предили своевременно ошибку? Раз­ ве не проще было в процессе строи­ тельства внести изменения, запроек­ тировать действующие циклоны, ко­ торые лучше задерживают пыль? В периодической печати появи­ лось сообщение, что над аглофабри- кой Казахстанской Магнитки исчез рыжий хвост, отравляющий воздух и губящий зелень.- Это сообщение заинтересовало многих липчан, в ре­ дакцию газеты «Ленинское знамя» посыпались письма, авторы которых просили, чтобы специалисты нашей аглофабрики ответили, что они мо­ гут и собираются сделать у себя. Одно из таких писем редакция на­ правила т. Иоффе с предложением дать ответ через газету. Но он не счел нужным отвечать. Больше того, опыт родственного предприятия так и не был изучен. Сейчас на Липецкой Магнитке возводится огромный комплекс кис­ лородно-конверторного цеха. И нуж ­ но принять все меры, чтобы очист­ ные сооружения там были выполнены самым тщательным образом, Тех­ нологи обязаны не только контроли­ ровать ход их строительства, но и проверять проекты, где нужно — усовершенствовать их, чтобы в про­ цессе эксплуатации не встречались неприятные сюрпризы, Липецкая Магнитка растет, всту­ пают в строй все новые объекты. Значит, руководителям завода и всех его производств нужно посто­ янно заботиться о защите атмосфе­ ры. Но приходятся признать, что да­ леко не вс? из них делают это в пол­ ную меру сил. Директор завода т.- Виниченко на одном из автори­ тетных совещаний заявил: «На то он и завод, чтобы дымить». Неко­ торые специалисты привыкли при­ крываться удобной формулировкой: «Всюду так,- Нет еще надежных средств защиты», Между тем, сами работники Но- 1волипецкого убедительно опровер­ гают это. На многих предприятиях сероводород от коксохимического производства идет в воздух, а у нас превращается в серную кислоту. Наглядный урок другим дали но­ ваторы электросталеплавильного це­ ха. Когда пускали большегрузные электропечи, то при каждой плавке над цехом поднимался бурый столб, содержащий окислы железа и тучи пыли, В то время руководители цеха говорили, что «так всю­ ду в подобном производстве», что «иначе и быть не может», Ныне, как и прежде, идут плавки, а рыжий столб фактически исчез. Участники проходившего в Липецке Всероссийского совещания по вопро­ сам санитарной охраны атмосферно­ го воздуха побывали в цехе и, ос­ мотрев устройство газоочистки, соз­ данное новаторами завода в содру­ жестве с работниками одного из ростовских институтов, единодушно рекомендовали использовать на род­ ственных предприятиях страны на­ ходку новолипчан. Сегодня в цехе уже думают над конструкцией бо­ лее мощных таких установок, кото­ рое позволят даже и в период по­ дачи кислорода поглощать все вред­ ные выбросы. Понятно, что борьба за чистый воздух в городе с такой промышлен­ ностью, с таким размахом строи­ тельства, как у нас, связана с боль­ шими трудностями. Но Липецк рас­ полагает силами инженеров, проек­ тировщиков, исследователей, ученых, врачей, садоводов, наконец, огром­ ной армией рационализаторов, кото­ рые в состоянии найти пути очище­ ния, охраны воздушного бассейна. Их долг — решить эту задачу, В связи с необходимостью серьез­ ных исследований на месте особое значение приобретает создание на базе Липецкой Магнитки специаль­ ной санитарно-эпидемиологической лаборатории, которая могла бы опе­ ративно и 'всесторонне изучать и контролировать воздушный бассейн над заводом и над всем городом. Дирекция Новолипецкого завода согласилась на создание такой лабо­ ратории, но пока практических ша­ гов в ее организации не делается. _ Перспективный план развития за­ вода предусматривает строительство мощной биохимической очистки: Нужно, чтобы этот объект превра­ тился в ударный, особо важный. По­ ка же средства, отпущенные на него, осваиваются плохо. В Липецке многие предприятия реконструируются. Каждое имеет своего проектировщика, а отдельные — и по нескольку. Но между ни­ ми нет согласованных действий, да­ же между генеральным проектиров­ щиком и его субподрядчиками. Плохо решаются вопросы промыш­ ленной вентиляции, нарушаются за­ щитные зеленые зоны. Порой они создаются с нарушением правил, деревья высаживаются слишком мо­ лодые, да и объем этой работы со­ вершенно не соответствует размаху промышленного строительства, Проблема чистого неба связана не только с усовершенствованием очи­ стных сооружений на промышленных предприятиях. Свою лепту в загазо­ ванность атмосферы вносят работни­ ки автотранспорта, железной доро­ ги, котельных. Правда, в Липецке более сорока котельных переведено на газ, но все- таки там, где используется мазут и уголь, над трубами взвиваются чер­ ные султаны. Значит, нужно форси­ ровать газификацию, г В результате плохого технического состояния отдельных машин, не­ брежного ухода за ними, автомоби­ листы не обеспечивают полного сго­ рания топлива и чадят на дорогах нашего города. Выхлопные газы — большое зло, В борьбу с ними всту­ пили работники автотранспорта мно­ гих городов страны, пора последо­ вать их примеру и липчанам. Почему-то в черте города до сих пор остаются мелкие предприятия. Например, в центре, на улице Пер­ вомайской расположен сарайчик, где получают масло из подсол­ нечника. Маслобойка обслуживает колхозы, совхозы, жителей села. Не­ понято, почему этот чадящий цех нельзя перенести за пределы Липец­ ка. Многие промышленные города страны наметили и осуществляют конкретные планы оздоровления воз­ душного бассейна. Остро необходим такой план и Липецку. Сегодня пока еще руководители привыкли, что с них строго спраши­ вают за выполнение плана, за эко­ номику, но ни один не был серьезно наказан за то, что отравлял атмос­ феру или воду. Между тем, на стра­ же здоровья людей стоят уголовный и гражданский кодексы. Каждый ру­ ководитель, виновный в том, что на город обрушиваются вредные газы и пыль, обязан отвечать по всей строгости закона. Небо над Липецком должно быть чистым! Н . М Е Н Ь Ш И К О В , депутат Верховного Совета С С С Р , мас­ тер кислородно-конверторного це­ ха Новолипецкого •металлургиче­ ского завода; И . П Р О Н Н И К О - ВА, управляющий трестом «Зе- ленстрой»; В. К А П О Р У Л И Н , председатель совета научно-тех­ нических обществ; М . Б Е К Е ­ Т О В А , главный врач област­ ной санэпидстанции; В. К А Р Д Ы - 111ЕВ, начальник пылевентиляци­ онной лаборатории Н Л М З ; Г . Ш Е В Ч Е Н К О , корр. «Л ени н­ ского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz