Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)
12 декабря 1965 г „ М 293 (3 4 9 4 ) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 3 4 . ЧТОБЫ РОСЛИ ДОСТОЙНЫМИ о т ц о в мунистическому воспитанию проеамвоспитания. Скоро состоятся городские и { ^ Как уже сооб щалось в «Ленин ском знамени», 5—7 января 1966 годасостоитсяоб ластной съезд по ком учащейсямолодежи, вкоторомпримут участиепе дагоги, партийные, советские работники, руководи телипредприятийихозяйств, представителипроф союзныхикомсомольских организаций, родитель ская общественность. Сейчас идет подготовка к съезду. На предприятиях, вучреждениях, колхозах исовхозах проходят собрания, посвященные во с районные конференции. Обсуждение вопросов, которымбудет посвящен съезд, ведетсяинастраницах «Ленинского знаме ни» под рубрикой «Воспитание и воспитатели». Публикуясегодняочереднуюподборкунаэтутему, мыприглашаемнашихчитателейпринятьучастиев этомобсуждении. |Вос п и т а н и е [и воспитатели ► & и л е р у ч и т е л я С группой товарищей, приехавших знакомиться с опытом наших пе дагогов, мне довелось присутство вать на уроке литературы, который вела учительница Липецкой средней школы № 4 Мария Дмитриевна До черина. Шел разбор романа Фадее ва «Молодая гвардия». Один из гостей заметил, что полу чил от урока большое эстетическое наслаждение. Все мы, действительно, уходили из класса взволнованными, так велико было воздействие того, что мы услышали за один час. Каждый, кому приходилось бы вать на уроках мастеров педагоги ческого труда, наверное, задумывал ся: в чем же секрет успеха? Чтобы стать хорошим педагогом, нужен талант, призвание. С этим, конечно, нельзя не согласиться. Но верно также и то, что без серьезной теоретической подготовки и посто янной работы над собой учитель не может достигнуть мастерства, вряд ли сумеет овладеть в совершенстве передовыми, наиболее эффективны ми формами и методами обучения и воспитания, которыми все время по полняется педагогическая практика,- Значительная часть педагогов и (руководителей школ области обога щают свои знания на семинарах и курсах повышения квалификации при институте усовершенствования учителей. Многие занимаются само образованием. И тем не менее с учебой педагогических кадров не все обстоит благополучно. На пример, 976 сгудентов-заочников Л и пецкого и Елецкого пединститутов за прошлый учебный год не выпол нили план экзаменационной сессии. Из них 542 повторно оставлены на том же курсе. 136 человек отчисле ны за систематическую неуспевае мость. Есть учителя, которые не име- юГ высшего образования и нигде не учатся. Но ведь и дипломом ограничиться нельзя. Нужно, чтобы каждый педа гог систематически пополнял и об новлял запас знаний, следил за пе дагогической литературой. В настоящее время при институте усовершенствования учителей введе на очно-заочная форма учебы педа гогических кадров. В текущем году на очно-заочные курсы зачислено 540 учителей и руководителей школ. С целью повышения квалификации учителей физики, математики, рус ского языка, истории и иностранно го языка при Липецком и Елецком пединститутах созданы факультеты на общественных началах. Все боль шее распространение получают шко лы передового опыта. Форм учебы педагогических кад ров много. Задача органов народно го образования, руководителей школ состоит в том, чтобы помочь каж дому учителю с учетом уровня его подготовки и возможностей опреде лить наиболее целесообразную фор му повышения теоретических знаний и квалификации. Быть воспитателем молодого по коления немыслимо без хорошей марксистско-ленинской подготовки. Большинство учителей средних и восьмилетних школ занимается в семинарах по философии, политэко номии и проблемам коммунистиче ского воспитания. Многие сами яв ляются пропагандистами. Школьные партийные организация должны вникать в содержание рабо ты теоретических семинаров, следить за тем, как политическая учеба по могает учителю,- Одна из особенностей педагогиче ской профессии состоит в том, что учитель оказывает глубокое воздей ствие на учеников не только в про цессе обучения и воспитания, но и своим личным примером. М. И. Ка линин говорил: «Конечно, преподавание соответ ствующей дисциплины — это основ ная работа, но, помимо всего, учи теля копируют ученики. Вот почему мировоззрение учителя, его поведе ние, его жизнь, его подход к каж дому явлению так или иначе влияет на всех учеников..; Можно смело сказать, что если учитель авторите тен, то у некоторых людей на всю жизнь остаются следы влияния это го учителя». Учительство области готовится к областному съезду по коммунисти ческому воспитанию учащейся моло дежи. На педагогических советах, школьных, профсоюзных и открытых партийных собраниях вопрос о вос питании самого воспитателя должен стать предметом широкого обсужде ния. Пусть, когда мы произносим слова «советский учитель» — перед нами встает образ человека высокой куль туры, носителя передовых взглядов и морали, идейного бойца: Обладая такими качествами, учитель будет наиболее полно оправдывать роль помощника партии в воспитании подрастающего поколения. В. Щ Е Г Л О В . — Мос-ков-ка,— мой сосед по купе прочитал название станции и усмех нулся иронически.— Почти Москва... И прилагательные от этих слов звучат одинаково: «Мо сковская больница».., «Московская школа», В окне мелькали деревья лесопо лосы, Из-за них кое-где прогляды вали крыши домов. — Поселок небольшой, — Тут, поди, ни школы, ни больницы. Больницы в Московке, действи тельно, нет. Она—в соседнем боль шом селе. А школа есть. Только на зывается не Московской, а Николь ской начальной. И работает в ней такой человек, каких не часто встре тишь. Разговор этот в поезде мне вспом нился, когда я прочел в газете Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении почетного звания заслуженного учителя шко лы РСФСР Анне Михайловне Клы- шниковой. ...Было, это несколько лет назад в Усмани. Шло районное совещание учителей. На приуроченной к нему выставке детского технического и художественного творчества около 'стенда Никольской начальной шко лы было людно. Всех удивляло, что с интересными детскими работами выступает не средняя школа, а ма ленькая начальная. Привлекали внимание не только милые вешицы на стенде, хотя и лепка, и художественная резьба по дереву, и вышивки—все отличалось большим вкусом. Привлекала вни мание и сама учительница. Средних лет, невысокая, тонень кая, темноволосая, с очень темными «рублевскими» глазами она, видимо, была смущена вниманием собрав шихся и негромко, но обстоятельно отвечала на вопросы, ОГОНЕК НА ПОЛУСТАНКЕ П о м о щ н и к и педа г о г ов Сейчас педагогический коллектив нашей школы № 4 много делает для слияния обучения и вос питания в единый про цесс. Но в этом деле очень велика роль семьи и общественно сти. Родители наравне с учителями заинтересо ваны в том, чтобы дети хорошо учились и при мерно вели себя. Од нако встречаются отцы и матери, которые не достаточно вниматель ны к своим детям. В этом родительский ко митет обязан помочь педагогам. Мы регуляр но беседуем с родите лями отстающих и не- дисциплинирован^ ы х учеников, требуем от них добросовес т н о г о выполнения своих обя занностей. В наиболее серьезных случаях об ращаемся за помощью в организации по месту работы родителей. Сын В. И. Федотовой, кото рая работает кассиром в магазине N2 56, не ус певает по трем предме там. Мать не захотела прислушаться к мнению членов родительского комитета. Пришлось об ратиться к коллективу магазина. Комсомольцы этого предприятия взяли шефство над сыном Фе дотовой. Значительное внима ние уделяется пропаган де педагогических -зн а ний. Лекции для роди телей и детей читают учителя и активисты. Так, врач М. П. Матве ева прочла лекцию «О вреде курения» для мальчиков, а для дево чек — «В чем секрет обаяния». На занятиях для родителей были подняты такие темы: «О воспитании честности», «На улице и дома» (о воспитании у детей на выков культурного пове дения), «О моральном облике юноши и девуш ки». Их прочитали дирек тор школы А. А. Шала мова и завучи Н. М. Чикирдина и Б. Г. Мов- чан. Провели мы также конференцию родите лей и тематический ве чер «Мать и дети». Хотелось, чтобы шко ле больше помогали ше фы — коллектив Ново- липецкого завода. У нас, например, нет помеще ния для группы про дленного дня, а нужда ются в ней многие. Важно, чтобы в школе чаще бывали бригады коммунистического тру да, которым следует по примеру с о к о л ь ц е в установить тесную связь с учащимися. Если общественность завода объединит свои усилия с педагогами и родителями — это при несет результат. и. к о т и к о в , председатель родитель ского комитета Л и пец кой средней школы № 4. Вот уже второй год в Сырской школе Липецкого района работает на общественных началах университет педагогических знаний. Постоянными его слушателями являются родители — рабочие различных предприятий г, Липецка, колхозники артели «Рассвет» и домохозяйки .—всего 110 человек. В нынешнем учебном году занятия в университете проводятся два ра за в месяц по три часа, Помимо общетеоретических вопросов, программа предусматривает также обмен опытом семейного и общественного воспи тания. С докладами, посвященными этому вопросу, выступили, например, родители 3. Н. Тараруева и В. К- Щедрина. Был прочитан цикл лекций: «Детские коммунистические организации и семейное воспитание».^ Лекци ей сотрудника областного Дома народного творчества О. М. Ершовой «Прикладное искусство и развитие художественного вкуса детей в семье» начат цикл, посвященный эстетическому воспитанию. В деятельности нашего университета есть и трудности: очень сложно подбирать квалифицированных лекторов. Преподаватели университета — учителя — нуждаются в консультациях и помощи. Мне кажется, пора выработать единую систему и программу для наших университетов, соз дать на общественных началах в масштабе всей области единый центр (ученый совет), а в районах и городах консультационные пункты для -оказания помощи лекторам из числа учителей и родителей. Это позво лило бы работу университетов педагогических знаний привести в еди ную и последовательную систему, У У ■ м В И Л Е Н С К И Й , ректор университета на общественных началах. Уже потом, гораздо позже, я! спросил Анну Михайловну, помнит ли она о той выставке работ ее ре бятишек. — Конечно, помню. Вскоре мы по лучили посылку. Целое богатство: наглядные пособия, школьные при надлежности. Да так много! Оказы вается, премия нам прибыла обла- стная. Александра Алексеевна Козлова— заведующая методическим кабине том начальных классов Липецкого института усовершенствования учи телей — человек беспокойный, пыт ливый и постоянно ищущий. Ради того, чтобы проверить на практике какую-нибудь методическую новин ку, она способна в любой день, в любой час ехать в самую дальнюю школу, в самое глубинное село. Только с одним условием — чтобы там, в этом селе, в этой школе был такой же беспокойный и пытливый педагог, которого заинтересовали бы все эти новинки и который смог бы, не посчитавшись с затратами своего труда, поэкспериментировать, испытать предложенное. Вот почему Никольская начальная школа — постоянный «опытный уча сток» Александры Алексеевны. — К Клышниковой я могу при ехать без предупреждения,—, гово рит она.— Во-первых, потому что знаю: своим приездом я не застану ее врасплох, У нее учебно-воспита тельный процесс постоянно на вы соком профессиональном уровне. А, во-вторых, я вижу, что втайне она даже рада, хотя, сказать откровен но, в дни моих приездов ей прихо дится работать с повышенной на грузкой, Как-то мы с ней пробова ли одну новинку: задавали ребятиш кам решать задачи с преобразова ниями. Я об этих задачах только что узнала, их еще и в столичных школах не вводили. (Мне вспомнил ся разговор с москвичом). Прием это новый, очень результативный, но требует • большой предвари тельной работы, подготовки учите ля, Когда я приехала к Анне Ми хайловне, то сразу же почувствова ла ее заинтересованность. Засижива лись мы заполночь, но итог был превосходный: ребятишки отлично решали задачи, «Засиживались за полночь». Ска зано походя, как само собой разу меющееся, А если вдуматься? Часто говорят о подвиге, подразумевая под этим нечто из ряда вон выхо дящее. А не подвиг ли именно вот в таких будничных сидениях за пол ночь? На одном из педагогических чте ний, где часто приходится высту пать Анне Михайловне, она начала так: — Говорят, что учителем надо родиться. Но, по-моёму, становле ние учителя происходит в процессе упорного, многолетнего труда. Комсомольцы и пио неры Л ипецкой средней ш колы № 5 шефству ют над пионерскими и детскими ком натам и своего микрорайона. Н А С Н И М К Е : стар ш ая пионервожатая Елизавета Дм итриевна Комарова, с т а р ш е - классники Александр Рудаков и Л ари са Д е мина готовят оформ ление для новой пио нерской комнаты на улице Плеханова. Фото Ю . Ардаш ева. Я не согласен с этим: таким учи телем, как Анна Михайловна Клыш- никова, все-таки надо родиться Хотя это не значит, конечно, что труд и опыт в ее педагогической дея тельности не стоили ничего. Двад цать шесть лет в школе говорят са ми за себя. И все-таки в данном случае приходится говорить об осо бом даре, влечении сердца. Специфика работы в малокомп лектной школе состоит в том, что учитель во*время урока ведет сразу два класса (обычно это бывает первый и третий или второй и чет вертый), Тут требуется не просто опыт, не просто способность дер жать себя в постоянной собранно сти, но и нечто большее. Для того, чтобы экспериментировать в этих условиях, нужна виртуозность педа гогического мастерства. Ею Анна Михайловна владеет в высшей ме ре. Свидетельство тому — высокое качество знаний учащихся и отсут ствие второгодничества на протя жении вот уже многих лет. Учителя соседней восьмилетней школы, в пятый класс которой по ступают ученики Анны Михайловны, всегда спокойны за это пополнение. Если от Клышниковой — значит без брака, Деление работы педагога на две части — учебную и воспитательную г-: условно. В действительности обе эти стороны педагогического труда тесно переплетаются. Учителю при ходится воспитывать, обучая, и учить, воспитывая. И все-таки почти каждый педагог скажет, что воспи тательная часть его работы — наи более трудоемкая, хлопотливая и требует гораздо больших душевных затрат. Желание быть в постоянном об щении с детьми у Анны Михайлов ны — врожденное, Девочкой ее, из большой и бедной крестьянской се мьи, удочерила школа, вернее учи теля родного ей села. Она и вырос ла при школе. Еще подростком, оце нив всю неброскую красоту учи тельского труда, Анна Михайловна решила продолжить дело дорогих ей людей. Ее воспитанники всегда с нею рядом. Учебно-воспитательная ра бота в Никольской начальной шко ле не прерывается, в ней по суще ству нет каникул. И если зимой ме стом ее сосредоточения является класс, то летом — пришкольный участок, сад, Большой, сейчас уже вошедший в пору мужания, он гу стым кольцом опоясывает школу, весной, белой метелью засыпает усадьбу, летом уютно прячет в сво ей зелени школьное здание, осенью щедро плодоносит. Стараниями Анны Михайловны сад превратился в лабораторию, где приобретаются знания, навыки в труде, а главное, где формируется первые представления ребенка о са мой сути наших общественных от ношений: от каждого по способно стям — каждому по его труду. Это может показаться мелочью, детской игрой, но в распределении урожая школьного сада нет уравни ловки. Работа детей в летние меся- ' ш строго учитывается. Отмечается и качество ее, и количество (есть даже особая тетрадь для учета ре бячьих «трудодней»), И когда со зревает урожай клубники или смо родины, каждый получает соответ ственно доле своего труда, То-то бывает радости у ребятишек, когда дома матери наварят варенья из заработанной ими ягоды! А вот еще любопытный момент. Когда закладывали сад, на каждое дерево была повешена табличка и ’ на ней написана фамилия посадив шего. Сейчас они уже взрослые, эти бывшие ученики. По-разному скла дывается судьба каждого из них, но эти самые «фамильные» деревья ' долго будут напоминать людям об одном из первых хороших дел. Наблюдаешь, как Анна Михай ловка обращается со своими учени ками, и невольно бросается в глаза какая-то особая деликатность и уважительность во взаимоотноше ниях, Конечно, дети — есть дети, но там, где это нужно, учительница не боится выступить с ними на равных, Если надо начать какую-то работу, то она и ее коллега Мария Василь евна Руковицина первые подадут пример. И еще факт, В школе были два ученика — тезки и однофамильцы, Один из них сломал ветку в посад ках, По нормам Никольской школы это большой проступок, Анне Ми хайловне неправильно доложили о происшедшем, и она наказала не виновного, а его однофамильца, Но выяснив обстоятельства, тут же, при всех ребятах, извинилась перед ма лышом и восстановила справедли вость. Мелочь? Нет. Этим -самым учительница укрепила в детях веру в справедливость. Нужно ли гово рить, как это важно? Авторитет Анны Михайловны Клышниковой в поселке велик, Она заслужила любовь и благодарность людей. Да и какой родитель оста нется глух, если видит, что его ре бенок окружен вниманием и заботой? Часто родители даже упрекают Ан ну Михайловну за то, что уж слиш ком всю себя она отдает детям, Вот минувшим летом во время своего отпуска она организовала поездку ребятишек в Воронежский цирк, Хлопот с этой поездкой было много. Но какой наградой для нее были блестящие восторгом глаза ребяти шек.- Ведь жизнь в небольшом, при станционном поселке небогата со бытиями. Семнадцать лет возглавляет в Московке школу Анна Михайловна, Уже многие из первых ее учеников привели к ней своих детей. Естест венно, что в своих житейских делах они часто выбирают ее судьей и со ветчиком. Она может дать совет, как поступить, чтобы в семье насту пили мир и согласие, и что сшить ребятишкам, чтобы это было краси во и практично. Но меньше всего Анна Михайловна похожа на доб ренького, елейного человека. Нет, когда нужно, она может быть на стойчивой, требовательной, даже суровой, В'семье ученика пьянству ет отец — она первая найдет спо соб образумить человека, у ученицы появился на шее крестик — она пойдет к родителям, побеседует, пристыдит, если нужно — поспорит, объяснит. Зная ее настойчивость и принци пиальность, избрали Анну Михай ловну в сельский Совет, А ведь это на только почет. Кто знает жизнь и быт сельского учителя, тот поймет, что это большая нагрузка, .«.В небольшой чистой комнате две аккуратно заправленные кровати (с Анной Михайловной живет старуш ка-мать), Чистая скатерть на обе денном столе. Одно из окон комна ты смотрит на железную дорогу. Когда опадут листья на деревьях, видно, как бегут поезда- Среди тех, кто их водит, есть и ученики Анны Михайловны, И летчики есть, и строители, и геологи. Как она сама выражается, особых-то знаменито стей нет, а есть простые советские люди — труженики. Работают они и в Воронеже, и в Норильске, и на Липецкой Магнике, и в колхозе «Маяк коммунизма», Некоторые пи шут письма, а некоторых она встре чает на вокзале по субботам—при езжают домой на воскресенье. ...Близко к полночи. Скорый по езд, пробегая мимо станции с назва нием «Московка»; не останавливает ся. Лишь гудок электровоза будит густую темноту уснувшего поселка. Но вот сквозь листву посадок про бился огонек. Это ее, Анны Михай ловны, окно. Я представляю, как она в этот момент на минутку под нимает глаза от ученической тетра ди и прислушивается к стуку уда ляющегося поезда. А потом опять склонится над тетрадкой уже на чавшая седеть голова, Р. П Е Р О В . ГО РО Д У -ЧИ С ТО Е НЕБО Каждый раз, когда газеты, радио, телевидение сообщают о вводе в строй новых промышленных цехов, объектов металлургии, химии или машиностроения в нашем городе, липчане испытывают понятную гор дость. Превращение Липецка в крупный индустриальный центр, ко нечно не безразлично тем, кто сам прямо или косвенно участвует в этом преобразовании. Но жители Липецка очень заин тересованы и в том, чтобы развива ясь, город сохранил свое обаяние, по-прежнему был городом-курортом. И глядя на десятки труб, устре мившихся в липецкое небо, многие думают не о воете промышленного потенциала, но, увы, о тех далеко не безвредных посланцах, которых отправляют в атмосферу заводы, ко тельные, автомашины. Проблема чи стого неба над городом становится все острее и злободневнее. Разумеется, меры для оздоровле ния атмосферы принимаются: В про ектах новых промышленных объек тов, как правило, особо и тщательно разрабатываются средства ее защи ты. Огромные суммы отпускаются и расходуются на создание газоочист ных сооружений. Только за прошлый год на вентиляцию и технику безо пасности в области истрачено более двух миллионов рублей. И все-таки, рыжие, черные, ко ричневые хвосты тянутся из труб промышленных предприятий, вред ные выбросы неполностью улавли ваются. И что греха таить, есть у нас такие руководители, которые, прикрываясь важностью возложен ных на них задач — строительства, пуска, освоения нового производ ства, да и просто выполнения плана, считают мелочью борьбу с пылью, копотью, газами, не принимают мер для того, чтобы быстрее сооружа лись и с максимальным эффектом действовали самые совершенные средства газо- и пылеулавливания. Давно ли вступил в строй цемент ный завод? Казалось бы, построен ное по последнему слову техники предприятие не должно загрязнять атмосферу, а оно ежедневно «выды хает» из себя тучи пыли. Из-за не радивости руководителей, небрежно го отношения к содержанию пыле улавливающих устройств проекты оказались неэффективными. Негра мотная эксплуатация электрофильт ров, плохой уход снижают коэффи циент полезного действия их. Глав ный инженер завода т. Древицкий вместо того, чтобы принять меры, пытается уверить, что подобные фильтры «нигде не действуют». Видимо, в результате такого рав нодушия, на цементном заводе не освоены в нынешнем году средства, выделенные на охрану труда и про мышленной санитарии. Почти в центре города располо жен Липецкий мясоптицекомбинат. Периодически отвратительный запах распространяется по Правобережью. Это на комбинате обрабатывают от ходы производства. Не раз санэпид станция предупреждала руководите лей, закрывала этот цех. Те уверяли, что перестроили технологический процесс, а добившись разрешения эксплуатировать цех, снова обруши вали на город зловонные запахи. Санэпидстанция, наконец, в середине этого года вынуждена была закрыть цех до проведения ряда мероприя тий. Директор т. Палий уверен, что з его «сложном» производстве ничего изменить нельзя. Между тем, на по добных комбинатах страны перера ботка отходов не сопровождается выбрасыванием зловонных паров в атмосферу, применяются герметизи рованные процессы. В законе об охране природы в РСФСР есть статья, которая обязы вает все организации при проекти ровании промышленных объектов внедрять технологические процессы, исключающие вредные выбросы в атмосферу, почву, водоемы. Эта статья в нашем городе часто нарушается: Главный виновник за грязнения атмосферы — Новолипец кий металлургический завод — са мое современное предприятие и рас полагает самыми большими возмож ностями. Здесь внедряются новей шие технологические процессы, стро ятся мощные объекты. Борьба за их своевременный ввод ведется упорно. Однако у руководителей завода нет такой же настойчивости при соору жении очистных установок. Печаль ным примером тому является строи тельство третьей домны. Ее задува ли, поверив руководителям треста «Липедкстрой», что пенные фильтры будут пушены в два ближайших ме сяца. А эти два месяца растянулись на два года. Не многим больше года действует .аглофабрика. Тонны пыли летят от нее на лес и близлежащие поселки. Оказались ненадежными, неэффек тивными ее газоочистные сооруже ния и уже нуждаются в полной ре конструкция. Невольно напрашивает ся вопрос: а куда же смотрели на чальник фабрики т.- Иоффе и его по мощники, когда принимали проекты этих сооружений, почему не преду предили своевременно ошибку? Раз ве не проще было в процессе строи тельства внести изменения, запроек тировать действующие циклоны, ко торые лучше задерживают пыль? В периодической печати появи лось сообщение, что над аглофабри- кой Казахстанской Магнитки исчез рыжий хвост, отравляющий воздух и губящий зелень.- Это сообщение заинтересовало многих липчан, в ре дакцию газеты «Ленинское знамя» посыпались письма, авторы которых просили, чтобы специалисты нашей аглофабрики ответили, что они мо гут и собираются сделать у себя. Одно из таких писем редакция на правила т. Иоффе с предложением дать ответ через газету. Но он не счел нужным отвечать. Больше того, опыт родственного предприятия так и не был изучен. Сейчас на Липецкой Магнитке возводится огромный комплекс кис лородно-конверторного цеха. И нуж но принять все меры, чтобы очист ные сооружения там были выполнены самым тщательным образом, Тех нологи обязаны не только контроли ровать ход их строительства, но и проверять проекты, где нужно — усовершенствовать их, чтобы в про цессе эксплуатации не встречались неприятные сюрпризы, Липецкая Магнитка растет, всту пают в строй все новые объекты. Значит, руководителям завода и всех его производств нужно посто янно заботиться о защите атмосфе ры. Но приходятся признать, что да леко не вс? из них делают это в пол ную меру сил. Директор завода т.- Виниченко на одном из автори тетных совещаний заявил: «На то он и завод, чтобы дымить». Неко торые специалисты привыкли при крываться удобной формулировкой: «Всюду так,- Нет еще надежных средств защиты», Между тем, сами работники Но- 1волипецкого убедительно опровер гают это. На многих предприятиях сероводород от коксохимического производства идет в воздух, а у нас превращается в серную кислоту. Наглядный урок другим дали но ваторы электросталеплавильного це ха. Когда пускали большегрузные электропечи, то при каждой плавке над цехом поднимался бурый столб, содержащий окислы железа и тучи пыли, В то время руководители цеха говорили, что «так всю ду в подобном производстве», что «иначе и быть не может», Ныне, как и прежде, идут плавки, а рыжий столб фактически исчез. Участники проходившего в Липецке Всероссийского совещания по вопро сам санитарной охраны атмосферно го воздуха побывали в цехе и, ос мотрев устройство газоочистки, соз данное новаторами завода в содру жестве с работниками одного из ростовских институтов, единодушно рекомендовали использовать на род ственных предприятиях страны на ходку новолипчан. Сегодня в цехе уже думают над конструкцией бо лее мощных таких установок, кото рое позволят даже и в период по дачи кислорода поглощать все вред ные выбросы. Понятно, что борьба за чистый воздух в городе с такой промышлен ностью, с таким размахом строи тельства, как у нас, связана с боль шими трудностями. Но Липецк рас полагает силами инженеров, проек тировщиков, исследователей, ученых, врачей, садоводов, наконец, огром ной армией рационализаторов, кото рые в состоянии найти пути очище ния, охраны воздушного бассейна. Их долг — решить эту задачу, В связи с необходимостью серьез ных исследований на месте особое значение приобретает создание на базе Липецкой Магнитки специаль ной санитарно-эпидемиологической лаборатории, которая могла бы опе ративно и 'всесторонне изучать и контролировать воздушный бассейн над заводом и над всем городом. Дирекция Новолипецкого завода согласилась на создание такой лабо ратории, но пока практических ша гов в ее организации не делается. _ Перспективный план развития за вода предусматривает строительство мощной биохимической очистки: Нужно, чтобы этот объект превра тился в ударный, особо важный. По ка же средства, отпущенные на него, осваиваются плохо. В Липецке многие предприятия реконструируются. Каждое имеет своего проектировщика, а отдельные — и по нескольку. Но между ни ми нет согласованных действий, да же между генеральным проектиров щиком и его субподрядчиками. Плохо решаются вопросы промыш ленной вентиляции, нарушаются за щитные зеленые зоны. Порой они создаются с нарушением правил, деревья высаживаются слишком мо лодые, да и объем этой работы со вершенно не соответствует размаху промышленного строительства, Проблема чистого неба связана не только с усовершенствованием очи стных сооружений на промышленных предприятиях. Свою лепту в загазо ванность атмосферы вносят работни ки автотранспорта, железной доро ги, котельных. Правда, в Липецке более сорока котельных переведено на газ, но все- таки там, где используется мазут и уголь, над трубами взвиваются чер ные султаны. Значит, нужно форси ровать газификацию, г В результате плохого технического состояния отдельных машин, не брежного ухода за ними, автомоби листы не обеспечивают полного сго рания топлива и чадят на дорогах нашего города. Выхлопные газы — большое зло, В борьбу с ними всту пили работники автотранспорта мно гих городов страны, пора последо вать их примеру и липчанам. Почему-то в черте города до сих пор остаются мелкие предприятия. Например, в центре, на улице Пер вомайской расположен сарайчик, где получают масло из подсол нечника. Маслобойка обслуживает колхозы, совхозы, жителей села. Не понято, почему этот чадящий цех нельзя перенести за пределы Липец ка. Многие промышленные города страны наметили и осуществляют конкретные планы оздоровления воз душного бассейна. Остро необходим такой план и Липецку. Сегодня пока еще руководители привыкли, что с них строго спраши вают за выполнение плана, за эко номику, но ни один не был серьезно наказан за то, что отравлял атмос феру или воду. Между тем, на стра же здоровья людей стоят уголовный и гражданский кодексы. Каждый ру ководитель, виновный в том, что на город обрушиваются вредные газы и пыль, обязан отвечать по всей строгости закона. Небо над Липецком должно быть чистым! Н . М Е Н Ь Ш И К О В , депутат Верховного Совета С С С Р , мас тер кислородно-конверторного це ха Новолипецкого •металлургиче ского завода; И . П Р О Н Н И К О - ВА, управляющий трестом «Зе- ленстрой»; В. К А П О Р У Л И Н , председатель совета научно-тех нических обществ; М . Б Е К Е Т О В А , главный врач област ной санэпидстанции; В. К А Р Д Ы - 111ЕВ, начальник пылевентиляци онной лаборатории Н Л М З ; Г . Ш Е В Ч Е Н К О , корр. «Л ени н ского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz