Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Л Е НИНС К О Е ЗНАМЯ 5 ноября 1965 г., X? 260 (346111 .......................................................... ............... [Решения Пленума • [ЦК КП С С -в жизнь!! Г О Т О В Ы Л И м ы РАБОТАТЬ ПО-НОВОМУ? Опы т работы ряда автомобильных хозяйств М осквы и Л ени н града, применивших новую систему плани­ рования и экономического стим ули­ рования, чрезвычайно интересен не только для нас, автомобилистов, но и для коллективов предприятий, так или иначе связанны х с работой транспорта. Сейчас новшество, давш ее во время проведенного эксперимента значительный экономический эффект, распространяется во многих хозяй­ ствах страны . Е го приняли на во­ оруж ение не только автомобилисты столицы и Ленинграда.- П о-новом у начинает работать автотранспорт тако го , например, города, к а к Т а ­ ганр ог. А к а к ж е работники автомобиль­ ных хозяйств наш ей области? Го­ товы ли мы у ж е сейчас внедрить у себя новшество? Боюсь, что на этот вопрос пока мы вынуждены будем ответить отрицательно. Прим енение новой системы планирования и эко­ номического стим улирования потре­ бует от работников автомобильного транспорта Л и п е ц ка и области боль­ ш ой подготовительной работы. Н ач н у с того, что деятельность грузового транспорта планируется у нас пока к а к планово-убы точная. Т а к , за 8 месяцев этого года такого рода убы тки, предусмотренные пла­ ном, составляли 62 тысячи руб­ лен. П р ав д а, благодаря улучш ению эксплуатации автомобилей, приме­ нению прицепов и полуприцепов, специализации перевозок и т. д. нам удалось снизить эти убы тки с 62 до 38 тысяч рублей. Н о разве мы Мо-- ж ем удовлетвориться этим эконо­ мическим показателем? Конечно, нет. У лучш ением планирования, правиль­ ным использованием резервов, эко­ номией во всем мы должны зн а­ чительно улучш ить основные по ка ­ затели грузовы х перевозок. Тем бо­ лее, что у автомобилистов области есть для этого хороший пример. Безубы точно работаю т у ж е сейчас коллективы таких хозяйств управ­ ления, к а к четвертое и пятое. Д р у го й не менее важны й вопрос — это расширение и укрепление технической базы автохозяйств. За последние девять лет в нашей обла­ сти на строительство и оснащение гараж ей затрачено 3 миллиона 256 тысяч рублей. И несмотря на это, у нас в управлении на один автомобиль приходится 560 рублей основных производственных фондов при нормативе 2 тысячи рублей и 3 квадратны х метра площади вме­ сто положенны х девяти квадратны х метров. В от почему мы ставим перед со­ бой задачу: у ж е в бли ж айш ие два- три года добиться резкого повыше­ ния оснащ енности автохозяйств, строительства профилакториев в Д ан ков е, Д о брн нке, Задонске, Хлев- ном, Ельце, С тановом . Необходимо т а к ж е ускорить строительство авто­ вокзала в Л и п ец ке, автостанций в Хлевном и в районе завода «Свобод­ ный сокол», полностью закончить благоустройство Л и п е ц ко го пасса­ ж ирского автохозяйства. Д а л е ко не все благополучно об­ стоит у нас и с подготовкой кадров водителей, ремонтников, эконом и­ стов. Ш оф еров, например, сейчас готовят и система проф техобразова­ ния, и ш кола автоуправления, и Д О С А А Ф . К а ко м у -то общ ем у, целе­ устремленному плану вся эта рабо­ та не подчинена. В результате в га ­ зетах наш ей области чуть ли не в ка ж д о м номере появляю тся объяв­ ления с приглаш ением шоферов и ремонтников на работу, а их нет. В автохозяйствах простаиваю т без водителей машины . Д в ухсм ен н ая работа мало где организована. М н е ка ж е тс я , что настало время разруш ить ведомственные барьеры и создать единую стройную систему подготовки автоспециалистов массо­ вых профессий. Правильно было бы, если ‘бы этим делом занялась систе­ ма профессионально - технического образования. В свете тех проблем, которые за­ трагивались на сентябрьском П л е­ нуме Ц К К П С С , с новой остротой для нас, работников автомобильного транспорта, всплывает не новый у ж е вопрос о централизации управления. И если сейчас, в силу целого ряда причин, нет возможности сразу объ­ единить все хозяйства в одну систе­ му управления, то постепенно к о ­ ординировать работу маш ин, при­ надл еж ащ их автохозяйствам разных систем, м ож но. Н едавно мы проанализировали м арш руты грузовы х автохозяйств Л и п ец ка, находящ ихся в ведении автоуправления, «Гл а в Ц Ч О с тр о я » и совнархоза. О казалось, что порож ­ ние, повторно пересекаемые м ар­ шруты грузоперевозок только в нер­ вом полугодии этого года составили пробег в 600 тысяч километров, на что израсходовано 180 тонн бензина и 15 тысяч рублей заработной платы шоферам. Кром е того, на этот по­ рож ний пробег в соответствии с амортизационными сроками следует списать 130 грузовых автомобилей. Спраш ивается, м ож ем ли мы и дальше мириться с такой вопиющей бесхозяйственностью? Н а промышленных предприятиях, в организациях, колхозах и совхо­ зах области в прошлые годы недо­ статочно четко планировали пере­ возки грузов, чем ставили и себя, и автохозяйства в затруднительное положение. М е ж д у тем, необходи­ мость четкого планирования, к а к в м асш табах области, городов, та к и отдельных предприятий, обостряется еще и тем, что разрыв' потребности в грузоперевозках и провозной спо­ собности автотранспорта, составляет у н а с ' 7 —8 миллионов тонн. Р абот­ ники управления и отдельных авто­ мобильных хозяйств должны точно знать: ком у, в како е время года, на какое расстояние д ол ж ен быть до­ ставлен груз и ка ко го он рода. Только при этом условии работа автотранспорта будет четкой. И . наконец, об обслуживании предприятий легковым автотранс­ портом. Вопрос этот довольно щ е­ петильный, но и его приходится затрагивать. У меня, ка к и у дру­ гих автотранспортников, сложилось убеждение: легковые автомобили надо возвратить предприятиям. Это избавит пас от ненуж ной опеки над руководителями обслуживаемых предприятий, пустой траты времени на регулирование выездов, заездов, учета лимитов й т. д. Д л я того, чтобы решения сен­ тябрьского П ленум а Ц К К П С С бы­ ли успешно претворены в жизнь, нам, автомобилистам, предстоит не­ мало поработать. Задач много — это и улучш ение обслуживания пасса­ жиров, и повышение трудовой дис­ циплины в коллективах автохо­ зяйств, и более творческая, более высокопроизводительная} работа, чем сегодня. У работников автомобильного транспорта области есть все воз­ можности трудиться та к, к а к этого требует партия, С. М И Н Ц , начальник Л ипецкого автоуправления. Коллектив Центральной заводской лаборатории Л ипецкого трубного завода работает над ул учш ен и ем , сцепления металла с грунтовым слоем под эмалированные изделия. Здесь разработан новый м етод проч-| ного сцепления, который скоро будет внедрен в цехах завода. < Н А С Н И М К Е : старш ий инженер Валентина Чаплы гина (слева) и лаборантка В алентина Болдырева в а . очередным испытанием. Ф ото наш его неш татного корреспондента К . Ю рова, ] К О Н Ф Л И К В Г У Д О В т Е О на вошла в редакцию с оханья* \м и и причитаниям и, достала из ка р ­ мана п ачку справок о болезни и н а ­ чала жаловаться на председателя колхоза: — Ж и ть я от него нету, И зб енка старая у меня развалилась. Н ачала строиться. Н е дает. Гонит на свеклу. А ш лаковая коробка дома стоит не­ достроенная. Где зимой ж и ть буду? С игнал был тревож ны м . П о сло­ вам Верещ агиной, ж и в ет ома с сест­ рой М атр еной Григорьевной, одино­ ко, м уж ско й по ддерж ки нет. П о то ­ м у-то председатель и ку р а ж и тс я . — П очем у ж е не даю т вам стро­ иться? 5 -г К т о знает* Н ан ял а ш тукатуров со стороны. П р огнал. Приходили ко мне деверь с зятем , полы настилать, т о ж е их выгоняет. Д а ж е милицио­ нера в лом приводил. Я , говорит, вас на 15 суток п о саж у, к а к туне­ ядцев. А ка ки е ж е мы тунеядцы? Сестре .52 года, но 700 трудодней в нынешнем году заработала. Тел ят­ ницей она была, Я т о ж е всю жизнь В колхозе. П р ав д а, четвертый год вот спина разламы вается от рад и ку­ лита. И то 70 соток свеклы пропо­ лола. ...И вот я в селе Гудово. С троение П елагеи Григорьевны оказалось не ш лаковой коробкой, к а к она гово­ рила, а большим ломом современно­ го типа па два входа. Д о м покры т, с н а р у ж и у ж е ош тукатурен . Д верь была на зам ке, но за домом послы­ ш ался зычный ж енский голос. Я завернул за угол и увидел наш у знаком ую П елагею В ерещ агину, д а­ ю щ ую указани я молодой ж енщ ине. Едва она увидела меня, перешла на оханья и жалостливы е полутона. М ол о д ая ж енщ и н а, дочь П елагеи, ‘у ж е им еющ ая свою семью, объясни­ ла. что строятся они совместно, В ош ли в дом. О н отстроен и из­ нутри: застланы полы, потолок. Бросилось в глаза: вместо деревян­ ны х брусьев потолок поддерж иваю т ш ирокие стальные пластины . — Э то у нас мода та ка я пошла, взамен деревянных м атиц кладем железны е,— пояснила В ал ентина, После обстоятельной беседы с ж енщ ин ам и я, заш ел к заведующ ей местным м едпунктом О . А . С ладких. О льга А рхиповна ж и в ет и работает в Гудово 20 лет, до недавних пере­ выборов была секретарем пар ти й ­ ной организации в здеш нем колхозе «Вперед». И , естественно, ей многое известно в селе, она знает ка ж д о го человека, Вы слуш ав меня, она улыбнулась, нем ного подумала и сказала: — Н е лю бят П ел агею в селе, И я Лично недолюбливаю , «-в П о чем у ж е? — О н а, небось, вам сказала, что всю ж и зн ь трудилась в артели? — Верно. — Т а к вот. В ер ещ аги на не совсем честно ж и л а и работала. Зам етили, каки е у нее матицы? Ш оферы при^ везли за плату о тку д а -то со стройки. «А р ти стка» она, что надо. В сегда вы­ кручивается, лиш ь бы увильнуть от горячен работы . То шоферам варит, то м еханизаторам парит. Одним словом, лиш ь бы в поле не идти. Вот сестра ее, М атр ен а Григорьевна — истинная тр уж ен и ц а. Т а к Пелагея ум удрилась за ее трудодням и пря­ таться. М о л , за меня М а тр е н а сра­ ботает. О льга А рхиповна продолж ает: — П елагея В ерещ агина частично права. Весной ей выделили участок свеклы для прополки, хотя у нее имеется справка с довольно тум ан­ ной формулировкой «реком ендуется обычный физический труд без дли­ тельной ходьбы». Часть свеклы В е­ рещ агина прополола, остальную пло­ щ адь забросила. А когд а в хозяйст­ ве сложилась трудная обстановка с копкой свеклы, совсем нс выходит на работу. А ведь могла бы. У нас сейчас В ЧЕМ ПРАВА И В ЧЕМ НЕПРАВА К О Л Х О З Н И Ц А П. ВЕРЕЩАГИНА на свеклу вышли все от мала до ве­ л и ка,— зам етила С л ад ки х.— Н аш а санитарка сама назвалась. И я бы уш ла, если бы у меня под надзором больных не было. И действительно, чистить свеклу в солнечные по гож и е дни П елагея су­ мела бы. Тем более, что подвозят свекловичниц до плантации на авто­ м аш инах, та к что «длительная ходь­ ба» ей не у гр о ж а е т. Э ту самую мысль высказывал колхознице и председатель колхоза В. М . Н и к у ­ лин. Н о она и слуш ать его не хоте­ ла. П равда, «воспитательная» рабо­ та в о ж а ка артели основывалась на грубости и угрозах, но об этом поз­ ж е. А сейчас пока поговорим о том, в чем не права В ерещ агина. — Н у , хорош о,— предложили ей в правлении кол хоза.— Если сама чистить и собирать свеклу не мо­ ж еш ь, посиди тогд а с детьми дочери Валентины . П усть она хоть очистит свеклу на своем участке. — И В ал ьку не пущ у,— противи­ лась она,—: М ы строимся. Конечно, строительство дома — дело серьезное. П о ведь он у П ела- 1 еи и ее ком паньона по строй ке— зятя Н ико л ая Кузнецова — почти готов, остались незначительные от­ делочные работы. Д а что говорить, ей помог бы и коллектив артели, будь она честной труж ени ц ей , И вот ту т-то начинается неправота руко­ водителей хозяйства, в частности, председателя колхоза В . М . Н и к у ­ лина. Ем у до сих пор невдомек, что ныне руководить хозяйством, людь­ ми таким и ж е методами, каки е при­ менялись в годы оны, у ж е нельзя. Ретивый администратор давно не соответствует требованиям времени. У Н и кул и н а на все случаи обращ е­ ния с людьми один рецепт: «А чего с вами церемониться!», Заболела М атр ена Григорьевна, сестра В ерещ агиной, уш ла с фермы. А Н и ку л и н к ней с угрозой, — Телят бросишь ст= огород отре­ ж у . . — Т а к мне ж е невмочь.*, — И щ и себе зам ену. М я гк о говоря, эти слова — изде­ вательство над больной старатель­ ной труж ени ц ей . К а к будет искать себе зам ену престарелая ж енщ и н а, у которой опухли ноги? НО председа­ тель и посейчас продолж ает поли ти ку «наж и м а». Груби т, окр ик сле­ дует за окриком , А вот проявить внимание к н у ж д а м людей — на это у него душ евного т а к та не хватает П р иш л а М а тр е н а Григорьевна за лош адью , чтобы выпахать картО' фель — • не дал, да еще впридачу отругал. А когд а огород В ер ещ аги ­ ных выпахал проезж ий тряпичник, Н икул и н обегал все село, разы скивая того, кто осмелился стать «поперек его ж елани я». Зять П елагеи В ере­ щ агиной трудится в колхозе м ехани­ затором , Сейчас он убирает свеклу. П о словам в о ж а ка сельских ком м у­ нистов П . Н , Ч ичикина, работает неплохо. Н о когд а после рабочего времени он приходит на стройку, Н и кул и н набрасывается и на него. А где у ж там говорить о помощи молодому м еханизатору! Попы тался Кузнецов однаж ды попросить подво­ ду, подвезти песок — Н и ку л и н от­ казал , О неуваж ительном отнош ении председателя колхоза к людям го­ ворят д а ж е такие, казалось бы, ме­ лочи. П рестарелы х колхозниц он не стесняется называть «М аш к ам и » , « П ал аш кам и », «М оть кам и », хотя сам им в сыновья годится. И если у ж говорить по сущ еству, не такой у ж он принципиальный, каким себя выдает. В зять хотя бы вопрос с распределением свекловичных уча- Н А Ш ЭКОНОМИЧЕСКИМ С Л О В А Р Ь Н А Ц И О Н А Л Ь Н О Е Б О Г А Т С Т В О С Т Р А Н Ы I Основные производственные фонды стков. Н а престарелых и больных колхозниц Н и кул и н наж им ал, а в то ж е время лю бимчиков вы гора­ ж и в ал , Приведем в доказательство ф акты , — Заведую щ ий колхозным га р а ­ ж о м Василий Ч и чи кин с нашим председателем •— большие приятели. В зял Н икул и н и отпустил его ж ену на долж ность контролера по сбору платы за электросвет на нашем Г у - довском участке. И все это тайком от нас,-самоличным реш ением,— рас­ сказы вает секретарь парторганиза­ ции Г1. Н , Ч и чи кин , Естественно, этот случай возмутил всех колхозников: М ар и я Чичикина, молодая, цветущ ая ж енщ и н а, с ус­ пехом могла бы выращивать свеклу. Собрались члены правления и под­ сказали в о ж а ку артели, чтобы он изменил свое решение, вместо М а ­ рии на должность контролера на­ значил бы П . М . Д олгополову, к о ­ торой врачи предписываю т легкий труд. Согласившись на словах, Н и ­ кулин все оставил без изменений. А ж ена колхозного п о ж ар н и ка Тать я ­ на С икачева на свой участок та к и не вышла, Й ничего. В оспитательная работа в колхозе запущ ена, трудовую дисциплину председатель пы тается укрепить с по­ мощью окрика и угрозы . А самая главная беда в том , что Н икули н оторвался не только от коллектива, но д а ж е и от правления колхоза. Все стремится сделать в одиночку. В от почему хозяйство из года в год плетется в хвосте. В нынешнем году, например, в артели «Вперед» недобрали добрую треть ур о ж ая : погноили горох, растеряли зерно пш ешшы и ячменя, поморозили весь картофель. В хозяйстве нет ф ураж а. Н едавно в Гудово совершена кр у п ­ ная, денеж ная растрата. В озвращ ался я из Гудово, раз­ мышляя о здешнем конф ликте. И , конечно, на пам ять приходили раз ные случаи. Вспомнилось, например, к а к в селе Кр уты е Х утора Л и п е ц ко ­ го района прошлой зимой чество­ вали ветеранов труда. Ж и в е т в се ле неутом им ая тр уж ен и ц а А , М . В иш някова. Ей у ж е 64 года, а ра­ ботает та к , что молодым за ней не угнаться. К а ж д ы й год выращивает сахарную свеклу. И , когд а ей на празднике за высокий у р о ж а й долголетний труд вручили отрез на платье, сказав о ней теплые слова, к а к растрогалась А лександра М а т ­ веевна! — П о ка руки тя п к у д е р ж а т, буду трудиться в родном колхозе,— за я ­ вила она. И в нынешнем году взяла учас­ ток. Человек всегда отвечает на вни­ мание и чуткость добрым делом О б этом не мешало бы помнить ру­ ководителям колхоза «Вперед». Т о г­ да бы не пришлось тратить дорогое время и энергию на разбор всевоз­ м ожны х конф ликтов и дрязг, меша клдих нам в ж и зн и , А. В А С И Л Ь Е В , спец. корр. «Л енинского знам ени». Добровский район, Основные производственные фонды — это производственная база стра­ ны, от величины и технического уровня которой в реш ающ ей степе­ ни зависит экономическая и оборон­ ная мощь государства; это орудия труд а— машины, оборудование, инст­ рум ент, средства транспорта, произ­ водственные здания й сооружения, ирригационная и мелиоративная сеть, а т а к ж е рабочий и продуктив­ ный скот. В п р акти ке учета и пла­ нирования в производственные фон­ ды у нас включаю тся только те ору­ дия труда, которые способны слу­ ж ить более года и имеют стоимость не менее 50 рублей. (Если они стоят менее 50 рублей, то приобретаются за счет оборотных средств). Н етрудно заметить, что по своему вещественному содержанию прои,»- водственные фонды соответствую т основному капи тал у. О д нако м еж ду двумя этими категориям и политиче­ ской экономии сущ ествует принципи­ альное различие. Если орудия труда, выступая при капитализм е в качест­ ве основного капитала, сл у ж а т сред­ ством эксплуатации, то в социали­ стическом обществе они выполняют другую социальную ф ункцию — слу­ ж а т делу повышения благосостоя­ ния трудящ ихся. С ущ ествует термин — фондово­ оруженность работника, обозначаю ­ щий степень вооруженности его средствами производства. Соверш ен- * но очевидно, что ф ондовооружен­ ность является реш ающ им фактором производительности человеческого труда. И это понятно: ска ж ем , гр а­ барь, вооруженны й лишь телегой и железной лопатой, в тысячу и в не­ сколько тысяч раз меньше сделает, чем экскаваторщ ик, располагающ ий мощным современным экскаватором . А кад ем и к А , И , Б ерг отмечает, по м еждународным нормам считается, что рабочий своей мускульной си­ лой м о ж ет выполнить за год физи­ ческую работу в 150 киловатт-часов. Э то значит, что при 300 трудовы х днях в году его работа за день рав­ няется половине киловатт-часа. Т а ­ ким образом, на протяж ении 8 часов он д о л ж ен 'р азв и в ать среднюю м ощ ­ ность, в 62,5 ватт (одна двенадцатая лбш адинбй силы ), О дна двенадцатая лош адиной си­ лы... Э то примерно в сто раз меньше энерговооруж енности наш его про-; мышленнрго рабочего (в среднем ). В 1963 году в помощь советском у р а­ бочему затрачивалось 13,5 тысячи ки ­ ловатт-часов электроэнергии. Это, м еж д у прочим, в 29 раз превосходи­ ло соответствующий показатель в старой России за 19.13 год. После победы В еликого О ктября, руководствуясь ленинским у ка за н и ­ ем, что материальной базой социа­ лизма м ож ет быть только крупная современная индустрия, способная переделать и земледелие, что «берет верх тот, у кого величайш ая техни­ ка, организованность, дисциплина и лучш ие машины», наш народ в исто­ рически короткие сроки создал дей­ ствительно первоклассный производ­ ственный аппарат, заним аю щ ий по своей мощи второе место в мире, С 1928 По 1963 год основные про­ изводственные фонды промышленно­ сти и строител.ьства в стране увели­ чились без очень малого в 51 раз; в транспорте и связи — в 11,6 раза. Значительно меньше, правда, они увеличились в сельском хозяйстве — примерно в 3,5 раза (вклю чая с ко т); без скота это увеличение составляет 9,4 раза, Только в нынешней семилетке ос­ новные производственные фонды со­ циалистической промышленности удвоились, С Ш А для такого удвое­ ния потребовалось бы свыше 30 лет. И если в начале развернутой со­ циалистической реконструкции на­ шей экономики — в 192Р году — про­ изводственные фонды С С С Р состав­ ляли лишь около 7 процентов от аме­ риканских, то в 1963 году они соот­ ветственно составили 68 процентов. •«НИММММММНМММММПМММММММ 4 1 ( о с но вные I производственные фонды на начало 1964 г. (в миллиардах рублей) ; <» Промышлен- ность 1241 Строительство 8 Транспорт Ы! С в я з ь Сельское з| хозяйство 57 Торговля, 1 * общественное 1 ♦ питание и !1 заготовки К а к известно, кроме производст­ венных фондов, имею тся еще непро­ изводственные фонды — ж илищ ное и комм унальное хозяйства, здания и оборудование учреж дений здравоохл ранения, просвещения, науки и т. д. Стоимость всех основных фондов народного хозяйства на 1 января 1964 года исчислялась в 434 милли­ арда рублей — в среднем около двух тысяч рублей на ка ж д о го со­ ветского человека. Н а долю произ­ водственных фондов приходилось из этого объема 58,5 процента (в С Ш А , соответственно, 41 пр оц ент), Основные производственные фон­ ды промышленности на начало 1964 года составили 124 миллиарда руб­ лей; строительства — 8 миллиардов; транспорта — 51 миллиард; связи— ‘3 миллиарда; сельского хозяйства — 57 миллиардов; торговли, общ ест­ венного питания и заготовок — 11 миллиардов рублей. В структуре основных производст­ венных фондов (это особенно к а ­ сается промышленности) различаю т два основных элемента — активный и пассивный. К первому относятся машины , различное производствен­ ное оборудование; ко второму— зда­ ния и сооружения, непосредственно не влияющие или мало влияющие на уровень производительности тр у­ да. Естественно, что в разумны х пре­ делах очень важ но, чтобы доля а к ­ тивной части фондов была к а к м о ж ­ но выше. Это, к сожалению , не всег­ да обеспечивалось и обеспечивается: Т а к, например, в 1952 и 1953 годах в структуре капитальны х вложений на долю оборудования и инструм ен­ та пришлось лишь 27 процентов. Все остальное пошло на строительно- монтажны е и прочие капитальны е работы. В 1963 году на оборудование и инструм ент приходилось у ж е 34 процента. Н о и этот, более лучш ий показатель, видимо, далек от иде­ ального. Словом, строителям и осо­ бенно проектантам предстоит еще многое ■сделать для дальнейш его улучш ения структуры вновь создава­ емых производственных фондов про­ мышленности, О гром ное значение имеет техниче­ ский уровень производственных фон­ дов. Й тот ф акт, что мы за семь лет удвоили мощности нашей промыш ­ ленности, свидетельствует не только о темпах, но и о техническом уров­ не новых предприятий, та к к а к они создаются, к а к правило, с учетом по­ следних достижений науки и техни­ ки. Возросла доля электроэнергетики (что, кстати сказать, дало в озм ож ­ ность за семь лет более чем вдвое увеличить энерговооруж енность тр у­ да рабочего), машиностроения и ме­ таллообработки, химической про­ мышленности, обеспечивающих про­ гресс всего .народного хозяйства. Э та доля за семь лет поднялась с 27 до 35 процентов, В непрерывном обновлении произ­ водственных фондов на более высо­ ком техническом уровне большую роль играю т в качестве источника финансирования ' амортизационные отчисления. Амортизация — это процесс посте­ пенного снаш ивания .орудий труда и перенесение их стоимости на новый продукт, В ка ж д о й единице нового продукта воплощена определенная частица стоимости фондов, пропор­ циональная к их снашиванию ; П о ­ этому, реализуя продукцию , ту часть ее себестоимости, которая перенесена амортизацией производственных фон­ дов, предприятие ежемесячно вносит на особый счет Госбанка. Точнее, эти деньги вносятся на два счета: на ре­ новацию (возмещ ение) полной стой- мости производственных фондов и на их капитальный ремонт. То, что вне­ сено на реновацию, поступает в рас­ поряжение государства, которое эти средства направляет на воссоздание фондов, на капитальны е вложения. В 1963 году, например, ам ортизаци­ онные отчисления на реновацию со­ ставили почти 7,6 млрд, рублей. Д еньги, внесенные на капитальный ремонт, остаются в распоряжении предприятия. В 1963 году т а к и е .о т ­ числения составили почти 8 милли­ ардов рублей. Они пошли по целево­ му назначению — на капитальны й ре­ м онт производственных фондов. К а к исчисляется годовая сумма ам ортизационны х отчислений? Д л я упрощ ения задачи возьмем пример с одним станком , с первона­ чальной стоимостью, ска ж ем , в 1.000 рублей. С рок службы стан ка— 10 лет. П ри этом н у ж н о ему сделать два к а ­ питальных ремонта стоимостью в 450 рублей ка ж д ы й . И то го получается 1.900 рублей. И з этой суммы н уж н о вычесть хотя бы 100 рублей — оста­ точную стоимость стан ка после 10 лет работы. О стается, следова­ тельно, 1.800 рублей, которые н уж н о возместить в течение 10 лет — по 180 рублей в год. В аж ны м элементом расчета амор­ тизации является срок службы ос­ новных фондов, исчисляемый с уче­ том интенсивности использования оборудования, его физического и мо­ рального износа. Экономисты за по­ следнее время все острее критикую т установленные сроки амортизации по значительному кр угу маш ин. Т а к , например, срок службы то­ карно-винторезного станка «1К62» рассчитан на 23 года, в течение ко­ торы х на его ремонты дол ж но быть затрачено свыше 8,5 тысячи рублей. Стоимость ж е нового станка — 1.400 рублей. Ремонт и техническое обслу­ ж ивание экскаватора типа « Э -6 5 2 * за полный срок его службы в 5 раз дорож е, чем изготовление новой м а- шины. П о этом у трудно переоценить пункт! нового П о лож ени я о социалистиче- ском государственном предприятии, которым предприятиям дается право более свободно распоряжаться ам ор- тизационными отчислениями, пред- назначенными на капитальны й ре­ монт. Если старое оборудование эко - номически не целесообразно ремон­ тировать, то за счет этих средств предприятие м ож ет приобрести ново* оборудование, * ж \ ' * Социалистическая система хозяйст­ вования дает возможность не только значительно динамичнее наращ ивать производственные мощности, но и рациональнее, более интенсивно ид использовать. П р и том объеме перевозок, напри­ мер, который выполняется наш им ж елезнодорожным транспортом , нам нуж н о было бы в четыре раза уве­ личить производственные фонды это- [ Производственные I фонды промышленности в СССР возросли з а с е м и л е т и е е д в а р а з а Соединенным Штатам Америки для такого роста потребовалось бы 3 О л е У А н м м н н н м м м и н и н м и и и н м и го транспорта, если бы они исполь­ зовались с такой ж е интенсивностью, ка к в С Ш А . Значительно интенсив­ нее, чем в С Ш А , используют своя мощности наш и металлурги. Н о , к сожалению , возможности со­ циалистической системы использую т­ ся далеко не полностью. Н а сен­ тябрьском Пленум е Ц К К П С С отме­ чалось, что за последние годы темпы роста промышленной продукции от­ стаю т от роста производственных фондов. (Обычно ж е у нас рост про­ мышленной продукции опережал рост фондов).- Произош ло некоторое снижение размеров национального дохода и промышленной продукции на каж ды й рубль стоимости произ­ водственных фондов. П ленум Ц К подчеркнул, что увели­ чение отдачи капитальны х вложений- и основных производственных фон­ дов является одним из главны х ре­ зервов наш ей промышленности, Во м ногих случаях плохо еще ос­ ваиваю тся проектные мощности н г вновь вводимых предприятиях. Ц С У , например, в выборочном порядке об­ следовало 107 промышленных пред­ приятий, не достигш их к 1 июня 1963 года проектной мощности. О к а з а - лось, что 15 объектов были сданы в эксплуатацию еще до 1960 года Я столько ж е — в 1960 году, Н ередки случаи, когда на н еко им рых предприятиях годами не исполь­ зуется завезенное новое оборудова­ ние. Оно л еж и т на складах, разби­ рается по частям, портится. П ленум Ц К наметил конкретны й меры для повышения экономической заинтересованности предприятий а лучш ем использовании производст­ венных фондов. В частности, вводит­ ся порядок, при 1 <ртором отчисления из прибылей предприятия будут про­ изводиться в зависимости от стоимо­ сти фондов, закрепленны х за ними. Основные производственные фон­ ды — национальное богатство стра­ ны. Д о л г ка ж д о го советского чело­ века— заботиться об ум ножении это­ го богатства, о действительно п о -**- зяйски эффективном их использова­ нии, И . П А В Л О В , * обозреватель Т А С С ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz