Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1965 г. (г. Липецк)

31 октлйря 1965 г., М 258 (3159) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ с я у и ы м ы ^ б и ) , V I Н О В Ы Е С Т И Х И а к р а ю з а о к с к о м Луга, луга заречные. Не в этих ли лугах Грустила зорька вешняя На мягких купырях? Над русскою сторонушкой, Умытая росой, Склонялась, как Аленушка С распущенной косой. Печальная, красивая, Сидела у воды; В подол ей звезды синие Упали — что цветы. А там вон, под березами, Придя на водопой, Теленком месяц розовый Бодался с тишиной. Луга, луга заокские... Не в эти ли луга С рязанскими подростками Есенин прибегал? В ромашковое кружево Задумчиво глядел И где-то здесь подслушивал Те песни, что пропел. С т. С Е Р И К О В . П о д с о л н у х Ходили вы в подсолнушное поле, Где миллион веснушчаты х голов С тоит, к а к золотое на приколе, Следя за солнцем ликам и, без слов? А я люблю их море огневое,— Подсолнухов, нескладны х и простых. О, кто их надоумил на такое? К то с солнцем надоумил сходству их? Есть лю ди— солнца, есть мартенов плам яв Н о там , где льется ж и зн ь в иных м ирах, Есть ры жие там , знаю , под лучами Подсолнухи в пы лающ их полях! Светите, милые! Кр ути те ликом по солнцу,. Характер не меняйте никогда! Пусть лю бят лузгать вас м альчиш ки босые, Пусть дум аю т о солнце города! И . л ы с ц о в . О т ъ е з д П е р е л е с к и н е з н а к о м ы е . Ч ут ь к а ч а е т с я в а г о н . И вот я у ж е н е д о м а —• Д а л е к о о ст а л ся д о м . К а к м и р а ж , п е р р о н ка ч а е т ся . От н е г о м н е н е уй т и И п р о щ а ю т с я — п р о щ а ю т с я Д в е р у к и н а п о л п у т и . Н е и зв е с т н о с т ь ю н е м у ч а ю с ь , П р и н и м а ю в с е к а к есть. Н а д в а г о н о м н е б о с т у ч а м и , З а о к н о м синеет л е с. В д а л е к е о з е р а свет ят ся, Ж д у т ко г о -т о м а я к и . Н е у ж е л и в н о в ь н е вст рет ят ся Н а п е р р о н е д в е р у к и ? Л /З А Й Ц Е В А . г.- Елец. Б е р е з к а Е е характер знает Л и п е ц к, Кал и ни н град и С ахалин. Стволы, к а к белый-белый ситец, мелькаю т у речных долин, И д а ж е там, где ветер' старты М одница. Ф отоэтю д Ю . А рдаш ева. с высоких айсбергов берет, где вьюги да собачьи нарты — березка русская растет. Ей ветры излом аю т руки, остудят ствол до синевы, ее придавят злые вьюги, что не поднять и головы... Н о коль приш ла туда, где трудно, За Северный полярный кр уг, отдаст березка людям тундры тепло своих корявы х рук! С . П А Н Ю Ш К И Н . О с е н н н А Д О Ж Д Ь Листья мокнут, дрожат навесу. Под деревьями—осени свалка. Что-то грустно сегодня в лесу И чего-то немножечко жалко. Дикий хмель изогнулся, как плеть. Может, чувствует близкую вьюгу. Я промок и боюсь заболеть, Но иду с нетерпением к лугу. Сквозь ольшаник блестит береста. Пролетает утиная стая. Все мне кажется, что неспроста Эта осень такая простая. Вот заросший травой водоем. Здесь мы с братом ходили на уток. Хорошо бы, как прежде, вдвоем Поохотиться несколько суток; На ночь вату бы взять и спирт. Растереть от простуды колени И, как в детстве, забравшись на скирд, Задремать возле озера в сене. А. С Е Л Е Д Е В К И Н , слесарь Л и пец кого тракторного завода. К о л ь к а Рядом таблетки и... мама. Под окном — стеснительный Колька. А в окош ке торчит луна, К а к лимонная, кислая долька. У меня воспаленное горло. Побелила ангина губы. И свистел, загрустив, мой друг Я сердилась: «К а ко й он грубы й!» Я сердилась: «У ход ит пусть...» * За окном летали снеж инки... Колька белый, к а к дед-мороз. И скрипели, замерзнув, ботинки... Я капризничала до слез, Хоть и было мне девять лет... Н енавидела Кольку упрямого И просила выключить свет. Я болела долго, наверное: Стало елками вдруг зелено, И ко мне пришел настоящий, Голубой дед-мороз под окно. (Я узнала по зж е, что утренник Колька в жертв„у болезни принес) Он кричал: «Оденься теплее»,— Потирая зам ерзнувш ий нос. Он смешно протягивал руки. Я смеялась в ответ: « Н е могу»... Гасли окна... «Вы здоравливай!» — Оставалось на синем снегу. И , действительно, шло на поправку. Улыбался тщеславно врач... . ...А внизу с т о я л = К о л ь к а И держ ал в р у ка х мяч... Н . К У Р Л О В А , ученица 10 класса Л ипецкой средней школы № 7. К р а с о т а Не снежная баба, что тазом увенчана (морковь вместо носа, сама при метле),— из снежного кома изваяна женщина не виданной прежде красы на Земле. И в снежных зрачках свет высокой печали, какой ни единой не снился душе. И люди с авоськами шаг замедляли, с заботами быта простившись уже. В стихию искусства вмешалась природа. Подброшен художнику материал — что пена морская. Достойна порода, чтоб в ней воплотить красоты идеал. ...А щедрый художник, что бросил на ветер, на оттепель, в снег семена красоты, работая, верно, и сам не заметил, какие из них распустились цветы! И . Ф Е Д О Р И Н . О н в о л ь н о с т ь п р о р и ц а л . . . МОСКВА, 30 октября. (Корр. ТАСС). Этот вечер, состоявшийся вчера, был посвящен тому, кто «вольность первым прорицал», — 175-летию со времени выхода в свет знаменитой книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Мо­ скву». И проходил вечер в том доме (теперь Исторический проезд № 1), где великий писатель-революционер содержался в заключении в сентяб­ ре—октябре 1790 года. Участникам вечера было прочита­ но исследование известного библио­ фила Н. Олферьева о том, как он нашел мемориальный экземпляр «Путешествия», долгие годы хра­ нившийся в Пензе в семье племян­ ницы великого писателя. Сотрудник издательства МГУ В. Гурьянов много лет изучает жизнь и творчество Ра­ дищева. Он рассказал о своих поис­ ках и находках новых материалов. Вместе с устроителями вечера — сотрудниками института мировой литературы имени Горького, работ­ никами Государственной публичной исторической библиотеки РСФСР, историко-архивного института в клу­ бе ЖЭК № 1 были многие жители этого дома, свято чтущие память Радищева. Новое добровольное о б щ е с т в о Контора Петра I в Липецке, дом воеводы Лашина-Смирнова в Ель­ це, церковь Знамения в с. Веше- ловке, построенная великим рус­ ским зодчим В. И. Баженовым... Не­ мало таких памятников истории культуры есть на территории нашей области. Они охраняются государст вом, однако необходимо привлечь к этому делу и широкую обществен­ ность. С этой целью в нашей республике создается Всероссийское добро­ вольное общество охраны памятни ков истории и культуры. Отделение этому делу и общественность. На днях состоялось первое засе­ дание областного организационного комитета. Было решено до 5 декаб­ ря создать первичные организации общества в хозяйствах, на предпри ятиях, в учреждениях, школах и провести районные учредительные конференции. Областную учредительную конфе­ ренцию общества охраны памятни­ ков истории и культуры намечено провести в конце декабря — начале января. С В А Д Ь Б А В ТИ ХО В КЕ Избы села растянулись от пой­ мы реки до м еж дугородного шоссе. А вдоль шоссе тянется еще один «плант», ка к бы оторванный от ос­ тальных улиц. С тоят здесь ладные, добротные дома, крытые шифером, глядят себе ш ирокими чистыми ок­ нами на проносящиеся мимо голу­ бые автобусы, красные, синие, мо­ лочные машины , на длинные рефри­ жераторы . Н е боятся дома здесь гу ­ ла и ш ум а, бойкого места,- Т а к и разделилось село на Т и хов ку и Бой- ц овку. В Тиховке избы старинные, заборы каменны е, мохом покрытые, сады огромные, огороды богатые, ж ивности в ка ж д о м дворе вдоволь. П одальш е от ш ум а, лиш них глаз спряталась Тиховка? А на Бойцовке дома из белого силикатного кирпича. Н а д крыш ами антенны, у дворов мотоциклы, вело­ сипеды. Селятся на этом порядке молодые механизаторы , шоферы, доярки. С ош ел И в ан с попутки, вздохнул всей грудью : все, армия позади. Н а ­ шел на Тиховке свою изб уш ку, еле добрался до нее сквозь лай собачий: эка развели их за три года! Всплеснула мать рукам и: ай при­ ехал? И не поймешь: чего больше в ее вскрике, то ли радости, то ли удивления? Свалил И в ан с плеча вещмеш ок, сел к столу. М а ть — в магазин.- В от у ж е бутылки на загнетке прячет? Белый платочек повязала, коф ту новую надела — принарядилась. С е­ д а против, глядит на И в ана, подо ткнув щ еку кулаком . Д о ж д ал ась сынка.- П р иш л и тетки, всплакнули, облобызали И в а н а , тож е чинно усе лись, положив смирно на колени руки. / — Ж е н и х ! К а к есть жених? В пору под венец, — искоса поглядев на сестру, затараторила тетка Р ай ка. Д о сих пор ее И в ан та к зовет, к а к и в детстве.- — Т у т останешься, аль в город подашься? — спросила тетка Л ю ба. Э т у Игавн любил больше.- К а к а я -то она теплая, ую тная. П у ч ки всяких трав -у' нее по стенам развешены. Н и кто лучш е нее не умеет варить ка ш у с ты квой. Д а и на мать она больше по хож а. Т а к а я ж е всевидя­ щ ая. Все три ж и в ут рядом. Все без мужей? О т тетки Р ай ки сам ушел, у тетки Лю бы умер, а И в ан своего отца не знает. Гляди т на себя в зеркало: скулы ш ирокие, нос короткий, глаза серые — точь в точь, к а к солдат на пл ака­ те. Только волосы м ягкие, материны? Сели к столу. — Н у , с приездом, сынок, — под­ няла стопку мать. Раскраснелся И в ан, ворот гим настерки расстег­ нул. Вышел потихоньку из-за стола под оживленны й разговор родни? — Клу-б-то теперь на Бойцовку перенесли. Новый, —• нечаянно об­ ронила мать, вроде и не кстати . П о тр огал И в ан значки на груди, одернул гим настерку, ф у р а ж ку на голове обеими рукам и поправил.?? Вернулся на рассвете. — Аль с Н ю ш ко й был? — в по­ лусне пробормотала мать и уснула. ?..К весне навозил И в ан на своем самосвале кирпича на дальний ко­ нец Бойцовки,- Д о м строить решил. Председатель колхоза одобрил: а то куда ж е молодую ж е н у вести, не в хибарку ж е Тиховки. Сев закончили, приехали из горо­ да два парня, длинные, бородатые? Д о л го разговаривали в конторе с председателем? А потом посадили И в ан а на табуретку, рисовать его начали. Через неделю глядит И ван: портрет его на Д о ске почета. — Вылитый ты, — в и зж и т Н ю ш ­ ка , повиснув на плече у Ивана? — Х в ати т тебе, — оглядываясь по КНИГИ ЛИПЕЦКИХ АВТОРОВ В издательстве «М олодая гвар­ дия» вышла в свет кн и га И в а ­ на Б отвинника «Д в е повести»? А втор ее— в прошлом дальневосточ­ ный литератор, а теперь липчанин, м ного лет работал в редакциях га ­ зет, прошел хорош ую ш кол у ж у р н а ­ листа, стал писателем? П ервая по­ весть его была напечатана в ж у р н а ­ ле «Новы й мир» в 1958 году. С тех пор он написал четыре книги, пос­ ледняя из которы х содерж ит повести «В одну ночь» и «Ж и л-бы л Голово- дынь»? Главны й герой повести «В о д щ ночь» — вчераш ний десятиклассник Сергей Юш анин? О тец его — даль­ невосточный капи тан, всю ж и зн ь ет- дал морю . Сергей с детских лет меч­ тал пойти по пути отца, его влекла морская ром ан ти ка. Н о после окон* чания средней ш колы он кр уто по­ вернул в д ругую сторону, изменил своей мечте. Е го увлекала л и терату­ ра, к которой у него было призва­ ние. Ю нош а ночами напролет пи­ сал стихи, плакал над кн иго й о ж и зн и ф ранцузского поэта Сирано де Б ерж ерака. Сергей поступает в пединститут, чтобы отдаться изучению ли терату­ ры. Н о вскоре уходит оттуда. О н ре­ ш ил избрать себе беспокойную , трудную , но увлекательную профес­ сию журналиста? С кипой своих стихов и аттестатом зрелости он приш ел в редакцию? Т а к началась для Сергея полная -волнений и по­ стоянны х поисков работа газетчика. Ч то влекло его сюда? П р еж д е всего, ж елание проявить свои спо­ собности, принести больше пользы лю дям . Были и другие причины — и преж де всего ж елание стать ш и ­ рокоизвестным автором, а затем из газеты быстро ш агнуть в литерату­ ру? В этом , к а к мы видим, мало коры ­ сти? Творческий путь у к а ж д о го пи» ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА сателя своеобразен. Н о любой такой путь — это, преж де всего, преодо­ ление невероятных трудностей. Им енно этого и не знал молодой, пылкий автор. Н аписав в течение одной ночи первый рассказ, он сразу ж е пока­ зал его редактору и самоуверенно сказал: «Вещ ь готова и ее м ожно печатать». П рочтя первую ж е стра­ ницу, редактор вернул рассказ ав* тору? Н о Сергей потребовал: «Вы обязаны опубликовать мой первый опыт»? И при этом ничуть не по­ краснел. З ато покраснел редактор? В о т он, типичный начинающ ий, ка ­ ко го нередко м о ж н о встретить в лю ­ бой редакции! С ергей не понял своей ош ибки. Во время поездки в ком андировку он решил прочитать рассказ своим спутникам по вагону, надеясь найти у них п о д д ерж ку, похвалу, чтобы удовлетворить свое авторское само­ любие? Н о и все его новые читатели отвергаю т рассказ, назы ваю т его «красивой ложью ». Автор не согла­ сен с их оценкой. И только разговор в вагоне без его участия оказался поучительным для ж урн ал иста. З а ­ сыпая на полке, он услышал о себе довольно нелестные слова? Это его потрясло. О н поблагодарил своих со­ седей за советы и признался себе, что теперь он «не тот, кто был ночью, еще не другой, но и не тот». Т а к сама ж изнь учила С ергея, об­ н а ж а л а в его характере все то, что меш ало ему познать себя, освобож­ даться от излиш ней самоуверенно­ сти, высокомерия и ставила лицом к лицу с суровой действительностью . М ы зорко следим за развитием х а ­ рактера Сергея, сочувствуем ему, порой д аж е злимся, переживаем , ви­ дя его ош ибки, заб луж дения, за ­ пальчивость? Это дань его молодо­ сти. О н ищет свое место, он полон ж елания дерзать, бороться за сча­ стье, за правду.. Ведь правда — всегда была его воздухом. Его ват- нует образ плам енного Д а н ко . И в порыве полемики Сергей мысленно говорит ^ебе: «Я готов разорвать свою грудь, выхватить из нее пла­ менеющее сердце и отдать людям. Возьмите, если оно пом ож ет вам быть счастливыми»? В этих словах — ключ к раскры ­ тию -не только характера С ергея, но и идеи произведения. Повесть «Ж ил-бы л Головодынь» является продолжением первой. В ней показан С ергей Ю ш ани н в дей­ ствии. Он работает в редакции газе­ ты. И , к а к видно, случай с рассказом для него не прошел даром, заставил задум аться о своем будущем? Ю ш ан и н выступает против ко н к­ ретных носителей зла. Хлопочет о тех, ком у н у ж н а помощь. В газете появляется его фельетон, в котором он разоблачает начальника гор ж ил - управления, всесильного Головоды- ня, имеющ его немало покровителей? Фельетон был удачен, попал в цель? Редактор признал в авторе сатирика и поручил ему отдел сатиры и юмо­ ра в газете. Сергей был доверчив к людям, всегда готовый идти «а помощь им. И , м ож ет быть, эта черта характера не позволила ем у глубоко понять то, что против него ополчились теперь все гол ов оДыни ? Недовольны были им и некоторые его товарищи. Они говорили: «Теперь для редакции квартир не ж ди». Н о С ергей понимает, что в лю дях ну ж н о искать преж де йсего то, что их возвышает, верить им, и в то ж е время не знал, что головодыни ж д у т того, чтобы использовать про­ тив него любой выгодный для них случай. И такой подвернулся. С ер­ гей не уплатил шоферу такси за то, что тот незаконно повысил стои­ мость проезда. А потом пошел в ав­ тоуправление и там в книге ж алоб извинился, взял всю вину на себя, оклеветал себя, чтобы обелить шофе­ ра. Э того было достаточно: носители зла, головодыни, обвинили его во всех смертных грехах? И з-за этого его временно отчислили из редакции? И Сергеи снова получил ж и зн ен­ ный .у р о к, забыв о том , что совесть советского ж урналиста дол ж на быть кристально чистой? Временно зло торжествует? Н о он верит, что побе­ дит, что стоит н а верном пути. С ер­ гей понял, что бороться со злом не просто. Это требует не только сме­ лости, но и уменья. И мы сочувству­ ем ему, знаем, что правда на его стороне, чего пока не видят о к р у ж а ­ ющие его-люди? Сергей д ер ж и т экзамен на ж у р н а ­ листа, на человека? И вы держит его. Он знает, что все лучшее, что есть в тебе, н уж н о отдать людям, чтобы заслуж ить их доверие? Это и есть служение народу. Л акон и чн о, но выразительно рису* ет автор и образы други х героев. М ы будто видим перед собой благо­ родного друга Сергея — Еф има, ми­ лого «очкарика», к а к любовно его называют, ж и в ую и обаятельную, влюбленную в природу Н ад ю , по­ другу Сергея, немнЪгословного че­ ловека большой душ и, редактора га ­ зеты Н ико лая И вановича, старого капитана, морского волка отна Ю ш ани на. Достоинство книги т а к ж е и в свое­ образном сю жетном построении, в живы х пейзаж ны х зарисовках, з об­ разности языка? К н и га написана от первого лица и это дает в о зм о ж ­ ность автору гл у б ж е раскры ть пси­ хологию героя? А втор ш ироко ис­ пользует внутренние монологи и тем самым полнее показы вает душ евное состояние героя. Есть в книге и недостатки. А вто­ ру, нам каж е тс я , не удалось отобра­ зить коллектив редакции? Н е поэто­ му ли Сергей показан к а к бы в от­ рыве от своих товарищей? А ведь его ош ибки — это и ош ибки всего кол­ лектива. Д ум аем , что при переиз­ дании книги этот существенный про­ бел автор устранит? В книге И в ана Ботвинника худ о­ жественно отображ ена наш а совет­ ская молодежь, всегда ищ ущ ая, иду­ щ ая смело к поставленной цели. Впереди у автора новые темы, но­ вые герои, новые книги. Н ад о ду­ мать, что писатель сумеет худ ож ест­ венно отобразить в своих будущ их произведениях близкую ему дейст­ вительность, показать наш их совре­ менников, их самоотверженную борьбу за осуществление чаяний со­ ветского народа? И . С К Р И П К И Н . сторонам, одергивает Иван? — • З а ­ ладила: вылитый. Вот влюбится кто- нибудь по портрету — останешься с носом. Н ю ш к а надула губы . У ш л а в свою контору считать-высчитывать. — Больно ты мне н уж ен ! Вон це­ лая колонна шоферов, не найду что ль по душе? — Л ад ц о, ладно тебе, автоколон­ на, — примирительно бросил вдо­ гон ку И в ан. Л у к а в а я Нюш ка? Егоза. И в дояр­ ках побыла, и на свиноферме рабо­ тала, и за бригадира оставалась. И нет ее лучш е. Сейчас счето­ вод в декрете — ее пригласили по­ мочь? Все-то она знает, все-то она умеет? А мать И в ана чего-то все ворчит: — И х род весь век на ч уж о м гор­ бу вы езжал. — Причем род? Н ю ш ка сама за себя постоит. •— П остоит, постоит...- — передраз­ нивает мать? — В он како й дворец себе отгрохал твой тестюш ка, а ты год мыкаешься — кирпича не поло­ жил? — С ам а видишь — некогда? Вот хлеб свож у... — А там , скаж еш ь , ку кур узу, а там — свек­ лу, а там — картошку??. И.?.- их, недельный, — мать отреш енно м аш ет рукой? — Тесть твой с базара не вылезает? М а ть нарочно нап ир а­ ет на слово тесть? В от и поди— угоди: вроде и мать права, да и Н ю ш ка ни при чем? — К а к о й еще дом? —• удивляется Н ю ш ка , — у нас ж и ть будем? « Д у д ки , — д у м а е т И ван, — П отапы чу яб ­ локи возить на базар некому, «лош адка» н у ж ­ на? Н ет, мы у ж к а к -н и ­ будь с тобой вдвоем»? П отапы ч сейчас при­ крывается: у меня дочь в колхозе работает? А тогд а и подавно: зять с дочерью •— иль мало? Н ю ш ка этого не поним ает еще? В калы вает и дом а, и в колхозе. М о ­ лодая, ретивая. Д о м , наверно, так и не построил бы И в ан, если бы не друзья-строители. Председатель их надоумил: помогли бы парню , толь­ ко ведь начинает. К О ктябрьской осталось полы настелить, да ош ту­ катурить? П о ра и жениться. Н ю ш ка говорит: в сельсовете распиш емся, И в ан настаивает на город — в Д о ­ ме бракосочетания. Спорили, спори­ ли — ни к чему не пришли? — Ты бы к родителям моим за ­ шел, сказал хоть бы, что жениш ься на мне? — Свататься? — съязвил Иван? “ Н у ведь все-таки я дочь ихняя, — растерялась Нюш ка? — Л ад н о , — буркнул Иван? Вечером белую рубаху надел, хлопнул сто граммов для храбрости. М олчком вышел из избы. У С авины х И в ан никогда не был. Оторопь взяла. Только поднял щ е­ колду, огромный пес лапы на забор полож ил, желты е клы ки высунул? П отапы ч высокий, сутулый? Голо­ ва «босиком»? О дин на все село лы­ сый. « К а ко й у него отшлифованный череп», — подумал И в ан. — П роходи, Вань, проходи. Н а место! — это у ж е он в адрес пса. Н ю ш ка выскочила из горницы в дом аш нем платьице и застыла на по­ роге? Л и ц о кипяточком обдало. В дом аш нем платьице она еще милее? Анфиса суетится? В сени то и де­ ло ныряет, дверцами ш каф а хлопа­ ет, керосинку раскочегарила. К П отапы чу гости не ходят по чем зря? Н у а если пр и дут — из-за сто­ ла не выйдешь: лю бят козырнуть достатком Савины. « К у д а ни шло. В кино с Н ю ш ко й н а девять успеем», — дум ает И ван. — Н у , к а к там у вас, в колхозе- то? Н ю ш ка -то моя вечно ничего не р а сскаж ет путем. П отапы ч круп ит ц игарку, на И в а ­ на поглядывает. — В норме все, — бодрится И ван. «Вот жлоб: «у вас в колхозе», — дум ает он про себя? Только сели к столу — погас свет. — Вот я и дум аю , она электриче- сва-то, всех в гроб вгонит, — П о т а ­ пыч затягивается. В маленьком кр у ж к е цигарки черные с отблеском глаза. Они и в темноте напряж енно следят за И ваном . И в ан у нар уку. В темноте говорить смелее. — Т у т мы вот с Н ю ш ко й вашей пожениться решили. — Д а ну? — притворяется хозяин? — О х, дочка, — протянула Анфи­ са, — или у ж ты выросла? « Н у и актеры !» — дум ает Иван? — Час добрый, — говорит П о та ­ пыч? — Ж и ть -то где, в своем новом что ль будешь? С вет вспыхнул и все встрепену­ лись, приняв надл еж ащ ие позы. Н ю ш ка сияет, д а ж е стопку опроки­ нула? Н и ко гд а не пила, а тут рас­ храбрилась? Н а носу конопуш ки вы­ ступили? В кино опоздали, ясно. Ч то-то кр у ти т преподобная Анфиса. И ван н и ка к не поймет. — Н у , а ка к ж е свадьба-то?— не выдерживает хозяйка? И в ан не пой­ мет? — По-новом у, аль по-старому? — ощерилась хозяйка. Вон оно что. Колдобина травкой зам аскирована. Д ерж ись, шофер! — Д а и по-новому, и по-старому, — хитрит будущ ий зять. — Это ка к ж е понимать, выходит? — прояснить старается хозяин. — Распиш емся, а там.?? выпьем, к а к и положено испокон веков, ба­ ян пригласим??. П оворот крутой, главное руль не ослаблять. Тормоз держ ать нагото­ ве. Н ю ш ка ни ж и в а ни мертва? К т о - кто, а она-то знает свою м ам аш у. В крайнем случае, конечно, м ожно сбе­ жать? Н а худой конец? И в ан сидит напряженны й. П о гор* ной дороге ведет м аш ину. Зигзаги неожиданны е на пути. В углу теплится лам падка. Д о са­ мого пола иконостас сияет. С тани ­ оль пошла в дело. — Ч то ж , аль и храм обойдете?—* заискивающ е спраш ивает Анфиса? О сторож но! Красны й свет? Гл ав ­ ное затормозить вовремя, черту не проскочить. Н о чтобы и мотор не заглох. Скорей ж е, скорей ж е отве­ чай? П отапы ч смотрит, Анфиса смот­ рит. Ж д у т . Н ю ш ка теребит бахром у скатерти? «К а ки е у нее обветренные пальцы и все в заусенцах», — дум ает Иван? П рибавить гйзку? — О но м ож но, конечно, и в хграм, —1 растягивает время Иван? Ж елты й свет в гл азах у Анфисы. Сейчас у ж е ■нужно включать скорость и с мест? — на третьей. И ту т вдруг Н ю ш ка : — М а м , я в церковь не пойду. Н а нее Анфиса и не глядит, как* будто ее и нету. Ж ел ты й свет по- преж нем у. Улы бка окам енела на ли* це, Анфиса — • вся внимание. Д а —* вспыхнет зеленый с в е т,— '-нет — на* Рис? И. Степанова. всегда красный? П о ка горит желтый? Хозяин и курить перестал. О кур о к дымится на краю стола. Ж дут? — Д а только зачем вам лишний грех на д уш у свою брать? — К а к так? — вздрагивает П о та ­ пыч. — Д а т а к . — не давая опомнить­ ся, подхватывает И в ан, — осквер­ ним х рам -то мы присутствием своим? У Анфисы бл уж д ает растерянная улыбка. Теперь полный вперед? О на н и как не поймет пока, в чем дело? т Я — комм унист, Н ю ш ка— ком* сомолка? Н еверующ ие мы с ней? Ч то ж е бога мы с вами будем об­ манывать? Хоп! Т а ко го еще они никогда не слышали. П отапы ч туго думает? А н ­ фиса т а к и сидит с окаменевш ей улыбкой. И не знает, что сказать, к а к возразить-то. Главное, не на­ ш умиш ь, не скаж еш ь та к просто за здорово живеш ь: нет. И в ан встает, тянет за руку Н ю ш ­ ку. — Чего ж е его обманывать, чего ж е его обманывать... — неуверенно бормочет на прощ анье Анфиса. А дальш е ничего придум ать не может? Н а улице И в ан хохочет. Н ю ш ка льнет к нему н то ж е победно улы­ бается. - Д н я через три в клубе колхоза заи грала радиола среди дня. П о д ъ ­ ехала председательская легковая? Выпры гнули из нее Н ю ш ка в фате, за ней— И в ан. В клубе — длинный стол, кум ачом накры ты й, бутылки ш ам панского, конфеты, цветы. П р о ­ ворная Васильевна— секретарь сель- советач ком анд ует парадом? С пеци­ ально ездила в М о скв у во Дворец бракосочетания за «докладом», к а к она называет речь перед молодымн? Ш п а р и т туш баянист. Н а перед­ ней лавке, с одной стороны: родные ж ен и ха, с другой — невесты. Н адели молодые д р у г д ругу коль­ ца. Посмотрели в глаза и заулы ба­ лись. Васильевна приказывает: родные, поздравьте молодых? С идят родные, ни с места, стесняю тся, подтал кива­ ю т д р у г друга: иди, выступи. К а к на собрании? Н аконец, вышла тетка Л ю б ка . М аленькая, робкая. Н епри ­ вычно вот перед всеми. Больно у ж светло и на виду? — Теперь ты наша? В от вам от меня подарочек: тебе на халат, а В ане — руб аш ку.— Н е поцеловала, а руку просто по ж ал а — раз по-ново­ му. И тетку Р а й ку не узнать, хоть и платье новое надела, а скована вся? Сбили с толку цветы, красный к у ­ мач, м узы ка. П отупил а взгляд, про­ изнесла бесцветно: «Поздравляю рас,- В аня и Аня»? И замолчала на полу- фразе — сказать больше нечего. Анфнса шла твердо до стола. А потом вдруг сгорбилась и слезы хлынули в три ручья. Т а к и не про­ изнесла ни слова, поплакала около молодых, молча протянула узел: в нем графин и шесть стопок и ото* ш ла. Зато баянист заиграл весело? Председатель озорно бросил вдо­ гонку: — П о-новом у, по-новому, Анфиса Павловна? О н нарочно произнес это громко, чтоб все слышали. Злые языки после долго разноси­ ли по селу слухи, что будто бы хо­ дила Анфиса на второй день к за­ утрене в местную церковь. Хотела поставить свечку за молодых. Толь­ ко свечка ни с того ни с сего пе­ реломилась и упал огонь к ногам стоявш их. Слухи ползли по Тихов­ ке, а на Бойцовке еще один весе­ лый дом появился, Теперь Н ю ш ке и на работу бегат% недалеко? Через дорогу?.? В. З О Р И Н .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz