Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1 8 сентября 1 9 6 4 г., У» 2 2 0 (31141 Ч ТОБЫ ПУТЬ К РУ БЕЖ У БЫ Л КОРОЧЕ... И Каждый раз, когда приближается октябрьский праздник, невольно на­ чинаешь сопоставлять: было — стало. Сравниваешь сегодняшнее с дореволюционным, с тем, что было десять лет назад, с прошлогод­ ними итогами. И на душе — радость безмерная. .. .Сегодняшнее село. Только по книгам молодежь знает о темном, забитом нищетой, рабским трудом мужике. Теперь все грамотные, бо­ гатые духовно. И что особенно при­ мечательно — труженики села день ото дня с еще большим рвени­ ем стремятся к знаниям, хотят усво­ ить последнее слово науки, достиже­ ния науки в земледелии и животно­ водстве. Как утолить их жажду знаний? Путей, конечно, много. Их подска­ зывает жизнь, практика. Р АНЬШЕ учеба рабочих в на­ шем совхозе проходила обыч­ но на трехгодичных агро- и зоотехнических курсах, на кратко­ срочных курсах подготовки и пере­ подготовки кадров массовой квали­ фикации в школе передового опыта. 16 рабочих поступили в 1962—63 учебном году в открытую, тогда ве­ чернюю школу сельской молодежи. А не лучше ли будет соединить воедино производственно-техниче­ скую учебу и общеобразовательное обучение? В долгоруковском совхо­ зе имени Тимирязева, например, так н поступили. Обсуждение этого вопроса нака­ нуне прошлого учебного года в си­ стеме политического просвещения в . парткоме закончилось решением: создать в совхозе учебный комби­ нат. Основной довод: наше хозяйст­ во, специализирующееся на садовод­ стве, должно резко увеличить выход плодов с каждого гектара земли, а это могут сделать только люди гра­ мотные, всесторонне подготовленные. Практическое *руководство учеб­ ным комбинатом возложили на со­ вет комбината из пяти человек. Ру­ ководство советом партком поручил мне. С чего совет начал свою деятель­ ность? С разъяснительной работ'ы в коллективе. Вместе с общественно­ стью мы вовлекли в вечернюю шко­ лу сельской молодежи еще 67 чело­ век. А сейчас в ней — около 200 учащихся. По инициативе совета был открыт учебно-консультапионный пункт для заочников. Их теперь — более 60. Большинство из них учится в Мичу­ ринском, Задонском и Лебедянском техникумах. Управляющий седьмым отделением совхоза В. Ф. Дорохин, бригадиры садоводческих бригад Б. Н. Голубев, Е. Н. Карпухина, В. П. Лошакова и другие — сту­ денты Мичуринского плодоовощно­ го института. Управляющие вторым и четвертым отделением П. Е. Зве­ рев и Н. А. Жданова — заочники аспирантуры. Многие из обучающих­ ся в вечерней школе и заочно—при­ мерные производственники, а аспи­ ранты П. Е. Зверев и Н. А. Ждано­ ва показали себя умелыми хозяйст­ венниками и хорошими, воспитателя­ ми. Отделения, которыми они руко­ водят, завоевали звание коллекти­ вов коммунистического труда. А КАК организована в комбина­ те профессиональная подго­ товка рабочих? Те рабочие, которые занимаются в вечерней школе, приобретают про­ фессии мастера-садовода или меха­ низатора в здешнем профтехучили­ ще. Руководители полеводческих, са­ доводческих и тракторных бригад, звеньевые, механизаторы, животно­ воды повышают свою квалифика­ цию в агрозоопгколах — отраслевых отделениях комбината. В прошлом году действовало 12 таких школ: семь для садоводов, две для поле­ водов, в трех занимались животно­ воды. Занятия в школах проводи­ лись по учебному плану. Упор — на овладение передовым опытом, н в частности, на такие прогрессивные аг­ роприемы в садоводстве, как сниже­ ние кроны плодовых деревьев, ноч­ ное опрыскивание. Почему, скажем, несколько заня­ тий было посвящено снижению кро­ ны? Да потому, что это — очень эко­ номически выгодный агроприем. Перейти к формированию кроны де­ рева по-новому — с высокой на низкую крону — нам посоветовал исследовательский институт плодо­ водства им. И. В . Мичурина. Мы попробовали и убедились в выгоде рекомендованного учеными агропри­ ема. Раньше садоводу приходилось при съеме яблок значительную часть их стряхивать с веток. Те­ перь, при пониженной кроне, он до­ стает все до одного. Выработка, на­ пример, на съеме яблока «осенне- полосатое» возросла с 1020 до 1581. Причем, улучшилось качество пло­ дов, повысилась их сортность. Бо­ лее доступными стали кроны для опрыскивания и обрезки. И наши специалисты на занятиях (а они чз- сто проходят в саду, у яблонь) на­ стойчиво обучают новой технологии, помогают приобрести нужные на­ выки, уяснить, насколько то или иное новшество важно лично для рабочего и для общества. Иначе — как же? Научить тру­ женика делать порученное ему дело вполне сознательно, по-моему, глав­ нее в обучении и воспитании. П ОС Л Е декабоьокого (1963 г} Пленума Ц К КПСС у слуша­ телей учебного комбината' появился новый поедмет — агрохи­ мия. По 30-часовой программе более 400 человек изучали вопросы строе­ ния вещества, повышения плодоро­ дия почв, питания растений, плодо­ вых деревьев, ягодников и др. Об агрохимической учебе скажу лишь одно: пенят ее все наши люди. Постигнув секреты туков, садоводы, полеводы, животноводы требуют от нас их все больше и больше. К со жалению, азотные удобрения, кото­ рыми бедны совхозные почвы, нам пока отпускают недостаточно. Бремя, когда мы остро нуждались в механизаторских кадрах, осталось позади. Но мы хотим иметь еще на­ дежный резерв. В механизаторском всеобуче в прошлом году приоб­ рели знания техники еще 40 чело­ век. Будем и в нынешнем учебном году обучать новичков, а также в широких масштабах повышать квалификацию трактористов, ком­ байнеров, электриков. Обучение в комбинате тружеников совхоза передовым методам и прие­ мам — весьма сложное и ответст­ венное дело. Поручается оно наибо­ лее подготовленным товарищам — главным специалистам совхоза, уп­ равляющим отделениями, агроно­ мам, зоотехникам, бригадирам. И чтобы они сами обогащали себя знаниями, активнее внедряли пере­ довой опыт, у нас для этого создан г ~ I Из опы т а р а б о ты у ч еб н о г о к ом би н а та . на общественных иачалах универси­ тет сельскохозяйственных знаний. Большинство тем учебного плана университета в прошлом году было посвящено вопросам химизации сельскохозяйственного- производст­ ва, более глубокому изучению прин­ ципов мичуринской биологической намки. Ощутимую помощь руководите­ лям-пропагандиетам, преподавате­ лям учебного комбината оказывают семинары, которые проходят с уча­ стием ученых научно-исследователь­ ского института плодоводства им. И. В. Мичурина. На семинарах с ин­ тересными лекциями по специаль­ ным вопросам часто, например, вы­ ступает старший научный сотрудник этого института П. С. Гельфанд- бейн. Вести занятия в учебном комбина­ те на высоком уровне помогают пар­ тийный комитет, кабинет политиче­ ского просвещения на общественных началах. Для руководителей школ, агрохимического и механизаторско­ го всеобуча подбираются политиче­ ская и техническая литература, на­ глядный пособия, рекомендуются ме­ стные материалы. Важно и то, что у нас разработа­ ны и применяются меры морально­ го и материального поощрения обу­ чающихся в учебном комбинате. Бо­ лее ста успешно окончившим агро­ зоошколы присвоено звание масте­ ра-садовода, а многим — мастера- полевода, мастера технического доения, доярки механического дое- »и«. телятницы. БЩИЙ «тог обучения кадров нашего совхоза, несомненно, положительный. Учеба по­ зволила укрепить бригады, фермы, звенья людьми, хорошо знающими производство. Коллектив совхоза перевыполняет производственные задания, снижает себестоимость продукции, повышает рентабель­ ность. Себестоимость, например, се­ мечковых составила за 1963 год 10 руб. 72 копейки за центнер при плане 13 руб. 50 коп., косточковых соответственно—18 руб. 35 коп. и 20 руб., ягод— 32 руб. 20 коп. и 40 руб. 39 коп. Это не значит, что формы обуче­ ния и методы подготовки кадров .не нуждаются .в дальнейшем совершен­ ствовании. Мало мы еще привлека­ ем к проведению занятий своих но­ ваторов. Пока что слабо помогает обучающимся в комбинате наша аг­ ролаборатория. Она могла бы снаб­ жать их рекомендательными списка­ ми литературы, наглядными посо­ биями, разработками для самостоя­ тельной учебы, организовывать вы- ;тавки сельскохозяйственной литера­ туры в помещениях, где проходят занятия. У нас имеются две стационарные и две передвижные киноустановки, два эпидиоскопа, три магнитофона. Однако эти технические средства пропаганды используются от -случая к случаю. А ведь о значении нагляд­ ности, выразительности в процессе обучения не стоит распространяться. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Не всегда отдельные руководите­ ли школ связывают учебу с кон­ кретными делами отделения. В седь­ мом отделении, например, усерд­ но изучали значение органических удобрений, а навозно-земляной ком­ пост в то же время ожидал заботли­ вых рук. ЗУЧЕН ИЕ реш е н и й дек а б р ь- окого и февраль­ ского Пленумов П К КПСС в'про­ шлом учебном го­ ду позволило уви­ деть новые воз­ можности для дальнейшёй спе­ циализации совхо­ за и улучшения организации труда в садоводстве, широкой рационализа­ ции производственных процессов на основе научных достижений и пере­ дового опыта. И партийная органи­ зация, специалисты совхоза, агита­ торы и пропагандисты принимают меры, чтобы убедить всех рабочих в необходимости продолжать учебу, посадить за парты вечерней школы всех трактористов, комбайнеров, сле­ сарей, которые не имеют восьмилет­ него образования. Дальнейшее повышение уровня общего образования явится надеж­ ной основой ‘ для освоения тех механизаторских специальное?е й, которые потребуются для осу­ ществления проектируемого ороше­ ния садов, для 'интенсивного веде­ ния хозяйства, овладения более глубокими -знаниями агрономии и агрохимии, без которых нельзя взять намеченные коллективом ру­ бежи. А рубежи эти высокие: соб­ рать з 1965 году плодов и ягод 12000 тонн, довести прибыль от их реализации до 3 миллионов рублей и значительно повысить рентабель­ ность хозяйства. В современных условиях особо важное значение приобретает глубо­ кое и творческое изучение марксист­ ско-ленинской теории. Мы включаем в план учебного комбината темы, посвященные актуальным вопросам коммунистического строительства з СССР, развития мировой социали­ стической системы и международно­ го коммунистического движения. Г. КОПАЛ ИН, директор совхоза «Агроном», заслуженный агроном Р СФСР. Лебедянское производственное управление. П р о ф с о ю з н а я ж и з н ь ТРУД И Б ЫТ - в центре внимания В отличие от прошлых лет, кол­ лективный договор на Данковском химическом заводе заключен на два года — на 1964 и 1965-й. Проверка же выполнения обязательств по но­ вому порядку должна проводиться два раза в год. Недавно на цехо­ вых профсоюзных собраниях деталь­ но обсуждался ход выполнения кол­ лективного договора. Затем состоя­ лась общая заводская профсоюзная конференция, которая подвела итоги выполнения договора за первое по­ лугодие. Как они выглядят? Докладчик — директор завода т. Ермаков и содокладчик — член завкома т. Гудков доложили участ­ никам конференции, что по сравне­ нию с первым полугодием минувше­ го года производство кремнийорга- нических полимеров возросло почти на 36 процентов. На сотни тысяч рублей выдано сверхплановой про­ дукции — значительно больше, чем намечалось в годовых обязатель­ ствах. Значительно снижена се­ бестоимость продукции. Успешно ос­ воены новые мощности в корпусе № 56, завершается освоение цеха № 5 корпуса № 3. В первом и вто­ ром кварталах Химзавод занял вто­ рое место в совнархозе ЦЧЭР по рационализации и изобретательству. На предприятии растет движение за коммунистический труд. Теперь в нем участвуют до полутора тысяч человек. Строго соблюдается зако­ нодательство, улучшается трудовая дисциплина. Хорошо поставлена учеба кадров. За год по плану должны были по­ высить квалификацию 500 человек. За шесть месяцев 283 рабочих полу­ чили высшие разряды. Десятки сле­ сарей, аппаратчиков, техников учатся заочно в вузах и технику- 1'гт~. П О А ю и, с о б Ы ш и я в е д \ я „ С т а р и к и — Есть люди, которым всюду по­ давай проторенные дорожки. Во всем они любят полную ясность. Их вполне устраивает, если так можно выразиться, гарантированный успех. Начальник цеха сборки Липецкого станкостроительного завода Анато­ лий Федорович Попов устало улы­ бается. — Только вы поймите меня пра­ вильно, — говорит он. — Я вовсе не собираюсь осуждать эту катего­ рию людей. Среди них есть хоро­ шие работники. Думаю, то, о чем я говорю, свидетельствует скорее все­ го не об отношении человека к де­ лу, а о складе его характера. И все- таки мне лично больше по душе люди поиска, такие, как бригадир Павел Иванович Гуляев. Очень сове­ тую познакомиться с этим челове­ ком. И вот я вместе со старшим мас­ тером спешу в цех, признаться, с очень слабой надеждой застать там Павла Ивановича. Мне сказали, что он занят в первую смену, а стрелки часов уже показывают, что время ее работы истекло полчаса назад. — Это ничего не значит, — успо­ каивает меня провожатый. — Неко­ торые питомцы Павла Ивановича трудятся после обеда. Так что бри­ гадир частенько задерживается в цехе. К нам подходит невысокий чело­ век с добрыми, внимательными гла­ зами. Завязывается разговор, кото­ рый то и дело прерывается, потому что бригадира буквально осаждают рабочие. — Все в порядке, — докладывает Павлу Ивановичу один из них. — Механическую подачу наладил, — Сейчас посмотрим, что у тебя получилось, — строго говорит Гуля­ ев, но по тону его голоса нетрудно понять: бригадир доволен, ...Двадцать девять лет назад впер­ вые пришел на завод после оконча­ ния ФЗО семнадцатилетний Паша Гуляев. За время, минувшее с тех далеких лет, рабочему довелось принимать участие в освоении мно­ гих марок отечественных стан­ ков. Бригадир и сейчас до мельчай­ ших деталей помнит агрегаты, выхо­ дившие из сборочного цеха в дово­ енные годы. «Как много воды утек­ ло с тех пор, — думает Павел Ива­ нович. — Как изменилась техника. А самое главное, как преобрази­ лись, выросли люди, создающие эту технику». Бригадир вдруг живо представля­ ет себе мальчишеские лица рабочих своей бригады и улыбается. Нико­ лай Дрякин, Виктор Самойлов, То­ ля Миронцев... Действительно, сплошные юнцы, пытливые, настой­ чивые, порой излишне горячие, но до чего жадные к знаниям, А как любят технику! Они уважительно называют бригадира «стариком» Что ж, ничего не поделаешь — вре­ мя неумолимо бежит. Павел Гуля­ ев — самый старший в бригаде по возрасту, и по опыту работы... Одним словом, «старик»... А память снова перелистывает годы. Память, кажется, навсегда за­ печатлела все, что пришлось пере­ жить. ...Есть в жизни каждого человека события, которые невозможно за­ быть. Уже прошло больше двадца­ ти лет с тех пор, а все еще вспо­ минаются Павлу Ивановичу осужда­ ющие взгляды матерей, когда они, солдаты, отступали по пыльным до­ рогам. Что мог сказать тогда он, вчерашний рабочий паренек, этим женщинам с детьми на руках? Что могли сказать им его товарищи, ко­ торые шли рядом в выцветших ши­ нелях, злые, смертельно усталые? Солдатам легче было в те дни уме­ реть в бою, чем выдерживать эти взгляды матерей. — Ничего, злее будем, — думал тогда Павел Гуляев. — Злее будем, — стиснув зубы, повторяли бойцы. Миновала на войне пуля рабоче­ го паренька из Липецка. В каких только переделках не довелось ему участвовать! — Полземли прополз с катушкой, полземли опоясал кабелем, а все цел. Ну, и живуч же ты, Гуляев, — шутили пехотинцы, протягивая Павлу Ивановичу кисеты с махоркой. А когда передовые части с боя­ ми форсировали Одер, в списках награжденных появилась фамилия связиста Павла Гуляева. Он получил орден «Отечественной войны». Потом пришло время, о котором мечтали бойцы. Павлу Ивановичу оно не раз снилось в землянках. Оно казалось в те дни каким-то да­ леким, почти несбыточным. И все- таки оно наступило. Был необыкно­ венно светлым тот день, когда Па­ вел Гуляев, руки которого истоско­ вались по работе, снова переступил порог цеха. ...Пролетели годы. Наиболее от­ ветственные задания руководители сборочного цеха Станкостроитель­ ного завода поручают бригаде Пав­ ла Ивановича Гуляева. И они знают — эта бригада не подведет. К еда встал вопрос, кому поручить освое­ ние станков повышенной точности с горизонтальным шпинделем и круг­ лым столом, остановились на Гуляе­ ве. В прошлом году бригадир побы­ вал на Московском станкострои­ тельном заводе и, возвратившись в Липецк, приступил к освоению. Дол­ гие недели прошли в поиске. И сейчас станки повышенной точно­ сти, собранные бригадой Гуляева, отправляются на различные пред­ приятия страны. У Павла Ивановича уже стало правилом: он не считается со вре­ менем, потраченным на обучение молодого рабочего. Быть может, поэтому так тянется в его бригаду молодежь. Совсем недавно ходил в учениках новичок Анатолий Мирон­ цев. Товарищи всячески помогали освоить ему профессию сборщика. А недавно Анатолию присвоили раз­ ряд. Из бригады, за- ни м а ю щ е й с я сборкой серий­ ных станков, пе­ решел и другой рабочий — А. В. Нечаев. На первых порах ему было нелегко. Тогда бригадир и слесарь третьего разряда Иван Проскурин взяли шефство над Нечаевым. Про­ шло время — и новый рабочий хо­ рошо освоил искусство сборки слож­ ных станков. — У нас в цехе немало отличных мастеров своего дела, — рассказы­ вает Павел Иванович. — Но что гре­ ха таить, есть еще среди них и та­ кие, которые не очень-то любят пе­ редавать «секреты» своего мастер­ ства молодым рабочим. Я не буду называть фамилий, но, поверьте, та­ кие есть. Особенно это относится к наладочным работам. А я считаю так. Мы боремся за звание бригады коммунистического труда. И этого звания не завоюешь только высо­ ким процентом выполнения плана. Очень важно воспитать коммунисти­ ческие взаимоотношения между са­ мими работниками. В нашей брига­ де «секрет», которым владеет один человек, становится достоянием каждого. Так что каждому новичку мы говорим: учись, перенимай опыт лучших, не отставай. Павла Ивановича снова окликают. Кому-то из членов бригады необхо­ дим его совет. Бригадир прощается с нами и неторопливой походкой направляется к станку, над которым склонилась вихрастая голова моло­ дого рабочего. Ю. ЛУПАЦ. :,Л; Ч V Щ . ■'"Й# Л у чУ ч ' ' 1 .4 I ы , " „ мах, около 250 рабочих—* вечер­ ней школе. Недавно был открыт Дом культу* ры. Он хорошо оборудован, красиво оформлен. Улучшается работа са­ модеятельных кружков, библиотеки, детского сектора. О повышении производственной дисциплины вел речь плотник ре­ монтно-механического цеха т. Ко­ робов. — Разве это терпимо, •— говорил он, — что отдельные лица опазды­ вают на работу? Иные успевают раньше всех, до перерыва, пообе­ дать в столовой, а потом играют а домино. _ Критиковал т. Коробов завком Ж администрацию за то, что они не­ удовлетворительно организуют суб«» ботинки и воскресники по благоуст­ ройству поселка. По затраченным человеко-дням, говорит оратор* можно бы парк культуры я отдыха создать огромного размера. А на деле даже небольшой сквер еще не разбили. Многих волнуют вопросы культур­ но-бытового обслуживания и снаб­ жения. Работники ремонтно-механи­ ческого цеха затягивают сооружение бытовок для корпуса Лг® 1. Строи­ тельно-монтажное управление не за­ канчивает отделку общежития я 24-квартирного дома, хотя срок сдачи этих объектов давно прошел. Жилищно-коммунальный отдел мало беспокоится о ремонте жилого фон­ да. Во многих домах протекают крыши. ЖКО и завком не приняли должных мер к осуществлению их ремонта. Серьезной критике подвергли хи­ мики организацию торговли. — Почему в Лебедяни торгуют мя­ сом и молоком, а у нас нет? — спра­ шивал аппаратчик корпуса № 3 т. Шишков.—Мы не первый раз под­ нимаем вопрос об улучшении торгов­ ли. Нам обещали помощь. Где же она? — Мы радовались, когда был по­ строен хлебозавод, — сказал главный бухгалтер т. Сафонов. — Но он вы­ пекает сырой и кислый хлеб. Участники конференции еще раз подтвердили единодушное стремле­ ние химиков выполнить годовое за­ дание по валу и ассортименту к 25 декабря, усилить работу по строи­ тельству очистных сооружений и пе. реводу ТЭЦ на твердое топливо. Намечены также мероприятия по ' улучшению культурно-бытового об­ служивания химиков. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». На Данковском химическом за­ воде успешно трудятся молодые специалисты: начальник отделе­ ния ратификации инженер Г. С. Волков и аппаратчица техник Т. Г. Власова, которых вы видите на снимке. Фото Л. Черкашина. В первой Тер- бунской средней школе произошел такой с л у ч а й : ученика Сашу М. оставили в 5-ом классе на второй год. Педагоги го­ ворили, что это необходимо было сделать в интересах мальчика. А получилось обратное: ученик совер­ шенно перестал заниматься. Саша откровенно заявлял: «Снова учить одно и то же не хочется». Случай этот еще раз подтвержда­ ет, что второгодничество — зло, ко­ торое невольно порождает отсев учащихся из школ, убивает у них всякую инициативу, веру в свои си­ лы. Рациональная организация урока позволила ликвидировать массовое второгодничество в сельских школах нашей области. Если десять лет на­ зад у нас насчитывалось свыше 20 тысяч второгодников, то теперь их число сократилось до 3,5 тысяч. В минувшем учебном году успе­ ваемость выросла по сравнению с 1962—63 учебным годом и состави­ ла по сельским школам 97,6 процен­ та, а количество второгодников уменьшилось на 429 человек. Лучше других завершили учебный год школы Данковокого, Чаплыгинского и Добринского районов. Более тыся­ чи сельских школ (из 1270) покон­ чили с второгодничеством. Как достигли этого педагогические коллективы? Ответ на этот вопрос дает опыт Агрономовской средней проблема педагогическая школы Лебедянского района. В ре­ зультате совместных усилий учите­ лей, семьи и общественности (кста­ ти заметим, администрация и пар­ тийная организация совхоза «Агро­ ном» считает школу своим «первым отделением») достигнуты большие успехи в обучении и воспитании. Вот уже несколько лет школа рабо­ тает без второгодников, и все дети, проживающие в ее микрорайоне, по­ лучают восьмилетнее и среднее об­ разование. В передовых школах области многие учителя большое значение придают внеклассному чтению как важнейшему средству умственного .развития школьников, уделяют бол0- шое внимание дошкольному воспи­ танию. Учителя 1—IV классов на общественных началах в течение всего учебного года один раз в не­ делю проводят занятия с шестилет­ ками, организуют для них игры, эк­ скурсии, вечера сказок, громкое чтение. Ликвидация массового второгод­ ничества позволила в этом году впервые за годы существования об­ ласти выполнить Закон об обяза­ тельном восьмилетием обучении. За парты сели в сельской местности все дети в возрасте от 7 до 16 лет. Важную роль в успешном осу­ ществлении всеобуча сыграла боль­ шая подготовительная работа, про­ веденная партийными, советскими, хозяйственными и общественными организациями во всех районах об­ ласти. Глубокое усвоение программного материала, нормальные условия для занятий — залог ликвидации второ­ годничества. Однако эти задачи не во всех районах решаются успешно. Так, до сего времени не готовы к приему учащихся интернаты при Кругловской средней и Хитровской восьмилетней школах Данковского ■района, Ивановской, Нижи е-Вор- гольской и Измалковской средних Елецкого района, Трубетчинскон соедней Л ипецкого района, Ново- Черкутинской восьмилетней Добрин­ ского района. Подвоз далеко живу­ щих детей к школам пока организо­ ван плохо. Особенно тяжелое поло­ жение сложилось в Малинковекой средней школе Данковского районч. Здесь из населенных пунктов Щег­ ловка и Покровское 70 учащихся хо­ дят в школу за 8 километров, а ди­ ректор совхоза «Политово» Д. П. Медведев организовать подвоз де­ тей категорически отказался. В 122 средних и восьмилетних шко­ лах области проблема второгодни­ чества пока не решена. Это может привести к отсеву учащихся среди учебного года. Поэтому педагогичес­ ким коллективам необходимо на- править все усилия на совершенство­ вание учебно-воспитательного про­ цесса, на правильную организацию внеклассного чтения, на оснащение уроков техническими средствами обучения. Важное значение в успешном обу­ чении и воспитании детей имеет ак­ тивная помощь родителей. В том, что 1 Тербунская средняя школа ра­ ботает без второгодников, заслуга не только одного педагогического кол­ лектива, но и родительской общест­ венности. Интересную, разнообраз­ ную работу проводит родительский комитет и Боринской средней шко­ лы Л ипецкого района. Органы народного образования и педагогические коллективы школ в новом учебном году должны при­ нять все меры к тому, чтобы преду­ предить отсев детей из школ, сохра­ нить весь контингент учащихся до окончания занятий, добиваться глу­ бокого усвоения ими школьной про­ граммы. П. КАШМЕНСК И Й, Ф. ИГУМНОВ, инспектора школ сельского облоно. «Д ж е м и н а й » («Созвездие Близ­ нецов») — так о е название д а л и американцы раз­ рабатываемому ими двухместному пилотируемому спутнику. Хотя этот спутник создается на основе уже по­ бывавших в космосе американских спутников «Меркурий», он настолько отличается от них, что считается спутником «.второго поколения». Спутник «Джеминай» рассчитан на двух космонавтов, он имеет в два с лишним раза больший вес, почти вдвое больший объем кабины и мо­ жет находиться на орбите до двух недель. Но этим различие не исчер­ пывается. Хотя спутник «Джеминай» разра­ батывается Национальным управле­ нием по аэронавтике и исследованию космического пространства (НА СА), которое было создано для руковод­ ства исследованием и использовани­ ем космоса в мирных целях, с само­ го начала разработки им заинтересо­ валось министерство обороны США. И неспроста. Такой спутник для Пентагона — • неоценимое средство для исследования проблем военного использования космоса. Пентагон весьма быстро договорился с НА С А о совместной «эксплуатации» спутни­ ка. «Уступчивость» НА С А никого нё удивила, поскольку эта организация все больше начинает обслуживать ОП А СНЫЕ ИГРЫ „Б Л ИЗНЕЦ ОВ" П о м а т е р и а л а м и н о с т р а н н о й п е ч а т и нужды военных, сначала стыдливо, а затем открыто, считая это даже своей заслугой. А как же иначе? В едь на исследование и использова­ ние космоса в мирных целях кон­ гресс не очень-то охотно раскошели­ вается, другое дело, когда речь идет об исследованиях для военных целей. Соглашение между Н А С А и Мини­ стерством обороны предусматривало создание межведомственного комите­ та, который определяет, какие иссле­ дования будут проводить космонав­ ты спутников «Джеминай». Добрая половина исследований на этом «гражданском» спутнике будет про­ водиться по программе министерст­ ва обороны. Что же это за исследо­ ван™? В основном — изучение спо­ собности космонавтов осуществлять функции космических шпионов (раз­ ведка из космоса)! и космических жандармов («досмотр» других спут­ ников). Космонавты спутников «Джемис най» по заданию Пентагона будут рассматривать в телескопы и фото­ графировать города, железные доро­ ги, порты, корабли в море и прочие объекты, которые могут заинтересо­ вать военных. Таким образом, спут­ ник «Джеминай» — это своего рода гибрид двух шпионов: непилотируе­ мого спутника «Самос» и преслову­ того «У-2». Другая задача космонавтов спут­ ника «Джеминай» — осматривать и фотографировать объекты искусст­ венного происхождения, находящиеся на орбите. При первых эксперимен­ тах будет производиться осмотр объ­ ектов, отделившихся от самого спут­ ника «Джеминай». При» этом управ­ ляемый космонавтами спутник дол­ жен будет облететь объект, чтобы дать возможность космонавтам сфо­ тографировать его во всех ракурсах. Итак, сначала тренировки на косми­ ческих объектах, сброшенных со сво­ их спутников, а затем... Задуман еще эксперимент с ин­ фракрасными устройствами и лазе­ рами. Цели этого эксперимента за­ секречены. Пока утверждены исследования по программе министерства обороны только для пеозых четырех пилоти­ руемых спутников «Джеминай», все­ го их'предполагают запустить десять, и министерство обороны, конечно, не упустит возможности использо­ вать их все для своих целей. Работы по программе «Джеминай», по признанию самих американцев, очень затянулись. Сейчас отставание от первоначального плана составля­ ет около двух лег. Первый запуск пилотируемого спутника, ранее на­ мечавшийся в 1963 году, состоится только в 1965 году. Запуску первого пилотируемого спутника должны предшествовать два запуска непило­ тируемых спутников: один должен быть запущен на орбиту, другой — по баллистической траектории. За­ пуск непилотируемого спутника на орбиту уже осуществлен 8 апреля этого года, а запуск непилотируемого спутника по баллистической траек­ тории был намечен на сентябрь. Но в августе над космодромом на мысе Кеннеди, где шли приготовления к запуску, разразилась гроза, и мол­ ния ударила в ракету-носитель «Ти­ тан II». Электронное оборудование ракеты и стартового комплекса бы­ ло серьезно повреждено, на его ре­ монт потребуется много времени. В первом пилотируемом спутнике «Джеминай» полетят Вирджил Грис­ сом и Джон Янг. Их дублерами на­ значены Уолтер Ширра и Томас Стаффорд. Имена Гриссома и Шир- ры уже знакомы. Первый из них 21 июля 1961 года совершил полег по баллистической траектории («пры­ жок») в экспериментальном спутни­ ке «Меркурий». Второй 3 октября 1962 года совершил шесть витков по орбите в спутнике «Меркурий». После запуска первого пилотируе­ мого спутника «Джеминай», кото­ рый сделает лишь несколько витков, должны последовать запуски на 4; 7 и, наконец, 14 суток. Запуски с длительным пребыванием на орбите будут чередов тться с запусками на сравнительно короткий срок (до 2 суток), но с попыткой осуществить встречу на орбите со специально выведенной туда ракетой. Данные, полученные при 10 запус* ках пилотируемых спутников «Дже­ минай», могли бы иметь важное зна­ чение для таких отраслей науки, как космическая медицина, астроно­ мия, геофизика. Но, по-видимому, научные цели запусков отступают на •второй план по сравнению с военны­ ми. Ю. М АРИНИН, научный комментатор АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz