Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1 8 сентября 1 9 6 4 г., У» 2 2 0 (31141 Ч ТОБЫ ПУТЬ К РУ БЕЖ У БЫ Л КОРОЧЕ... И Каждый раз, когда приближается октябрьский праздник, невольно на чинаешь сопоставлять: было — стало. Сравниваешь сегодняшнее с дореволюционным, с тем, что было десять лет назад, с прошлогод ними итогами. И на душе — радость безмерная. .. .Сегодняшнее село. Только по книгам молодежь знает о темном, забитом нищетой, рабским трудом мужике. Теперь все грамотные, бо гатые духовно. И что особенно при мечательно — труженики села день ото дня с еще большим рвени ем стремятся к знаниям, хотят усво ить последнее слово науки, достиже ния науки в земледелии и животно водстве. Как утолить их жажду знаний? Путей, конечно, много. Их подска зывает жизнь, практика. Р АНЬШЕ учеба рабочих в на шем совхозе проходила обыч но на трехгодичных агро- и зоотехнических курсах, на кратко срочных курсах подготовки и пере подготовки кадров массовой квали фикации в школе передового опыта. 16 рабочих поступили в 1962—63 учебном году в открытую, тогда ве чернюю школу сельской молодежи. А не лучше ли будет соединить воедино производственно-техниче скую учебу и общеобразовательное обучение? В долгоруковском совхо зе имени Тимирязева, например, так н поступили. Обсуждение этого вопроса нака нуне прошлого учебного года в си стеме политического просвещения в . парткоме закончилось решением: создать в совхозе учебный комби нат. Основной довод: наше хозяйст во, специализирующееся на садовод стве, должно резко увеличить выход плодов с каждого гектара земли, а это могут сделать только люди гра мотные, всесторонне подготовленные. Практическое *руководство учеб ным комбинатом возложили на со вет комбината из пяти человек. Ру ководство советом партком поручил мне. С чего совет начал свою деятель ность? С разъяснительной работ'ы в коллективе. Вместе с общественно стью мы вовлекли в вечернюю шко лу сельской молодежи еще 67 чело век. А сейчас в ней — около 200 учащихся. По инициативе совета был открыт учебно-консультапионный пункт для заочников. Их теперь — более 60. Большинство из них учится в Мичу ринском, Задонском и Лебедянском техникумах. Управляющий седьмым отделением совхоза В. Ф. Дорохин, бригадиры садоводческих бригад Б. Н. Голубев, Е. Н. Карпухина, В. П. Лошакова и другие — сту денты Мичуринского плодоовощно го института. Управляющие вторым и четвертым отделением П. Е. Зве рев и Н. А. Жданова — заочники аспирантуры. Многие из обучающих ся в вечерней школе и заочно—при мерные производственники, а аспи ранты П. Е. Зверев и Н. А. Ждано ва показали себя умелыми хозяйст венниками и хорошими, воспитателя ми. Отделения, которыми они руко водят, завоевали звание коллекти вов коммунистического труда. А КАК организована в комбина те профессиональная подго товка рабочих? Те рабочие, которые занимаются в вечерней школе, приобретают про фессии мастера-садовода или меха низатора в здешнем профтехучили ще. Руководители полеводческих, са доводческих и тракторных бригад, звеньевые, механизаторы, животно воды повышают свою квалифика цию в агрозоопгколах — отраслевых отделениях комбината. В прошлом году действовало 12 таких школ: семь для садоводов, две для поле водов, в трех занимались животно воды. Занятия в школах проводи лись по учебному плану. Упор — на овладение передовым опытом, н в частности, на такие прогрессивные аг роприемы в садоводстве, как сниже ние кроны плодовых деревьев, ноч ное опрыскивание. Почему, скажем, несколько заня тий было посвящено снижению кро ны? Да потому, что это — очень эко номически выгодный агроприем. Перейти к формированию кроны де рева по-новому — с высокой на низкую крону — нам посоветовал исследовательский институт плодо водства им. И. В . Мичурина. Мы попробовали и убедились в выгоде рекомендованного учеными агропри ема. Раньше садоводу приходилось при съеме яблок значительную часть их стряхивать с веток. Те перь, при пониженной кроне, он до стает все до одного. Выработка, на пример, на съеме яблока «осенне- полосатое» возросла с 1020 до 1581. Причем, улучшилось качество пло дов, повысилась их сортность. Бо лее доступными стали кроны для опрыскивания и обрезки. И наши специалисты на занятиях (а они чз- сто проходят в саду, у яблонь) на стойчиво обучают новой технологии, помогают приобрести нужные на выки, уяснить, насколько то или иное новшество важно лично для рабочего и для общества. Иначе — как же? Научить тру женика делать порученное ему дело вполне сознательно, по-моему, глав нее в обучении и воспитании. П ОС Л Е декабоьокого (1963 г} Пленума Ц К КПСС у слуша телей учебного комбината' появился новый поедмет — агрохи мия. По 30-часовой программе более 400 человек изучали вопросы строе ния вещества, повышения плодоро дия почв, питания растений, плодо вых деревьев, ягодников и др. Об агрохимической учебе скажу лишь одно: пенят ее все наши люди. Постигнув секреты туков, садоводы, полеводы, животноводы требуют от нас их все больше и больше. К со жалению, азотные удобрения, кото рыми бедны совхозные почвы, нам пока отпускают недостаточно. Бремя, когда мы остро нуждались в механизаторских кадрах, осталось позади. Но мы хотим иметь еще на дежный резерв. В механизаторском всеобуче в прошлом году приоб рели знания техники еще 40 чело век. Будем и в нынешнем учебном году обучать новичков, а также в широких масштабах повышать квалификацию трактористов, ком байнеров, электриков. Обучение в комбинате тружеников совхоза передовым методам и прие мам — весьма сложное и ответст венное дело. Поручается оно наибо лее подготовленным товарищам — главным специалистам совхоза, уп равляющим отделениями, агроно мам, зоотехникам, бригадирам. И чтобы они сами обогащали себя знаниями, активнее внедряли пере довой опыт, у нас для этого создан г ~ I Из опы т а р а б о ты у ч еб н о г о к ом би н а та . на общественных иачалах универси тет сельскохозяйственных знаний. Большинство тем учебного плана университета в прошлом году было посвящено вопросам химизации сельскохозяйственного- производст ва, более глубокому изучению прин ципов мичуринской биологической намки. Ощутимую помощь руководите лям-пропагандиетам, преподавате лям учебного комбината оказывают семинары, которые проходят с уча стием ученых научно-исследователь ского института плодоводства им. И. В. Мичурина. На семинарах с ин тересными лекциями по специаль ным вопросам часто, например, вы ступает старший научный сотрудник этого института П. С. Гельфанд- бейн. Вести занятия в учебном комбина те на высоком уровне помогают пар тийный комитет, кабинет политиче ского просвещения на общественных началах. Для руководителей школ, агрохимического и механизаторско го всеобуча подбираются политиче ская и техническая литература, на глядный пособия, рекомендуются ме стные материалы. Важно и то, что у нас разработа ны и применяются меры морально го и материального поощрения обу чающихся в учебном комбинате. Бо лее ста успешно окончившим агро зоошколы присвоено звание масте ра-садовода, а многим — мастера- полевода, мастера технического доения, доярки механического дое- »и«. телятницы. БЩИЙ «тог обучения кадров нашего совхоза, несомненно, положительный. Учеба по зволила укрепить бригады, фермы, звенья людьми, хорошо знающими производство. Коллектив совхоза перевыполняет производственные задания, снижает себестоимость продукции, повышает рентабель ность. Себестоимость, например, се мечковых составила за 1963 год 10 руб. 72 копейки за центнер при плане 13 руб. 50 коп., косточковых соответственно—18 руб. 35 коп. и 20 руб., ягод— 32 руб. 20 коп. и 40 руб. 39 коп. Это не значит, что формы обуче ния и методы подготовки кадров .не нуждаются .в дальнейшем совершен ствовании. Мало мы еще привлека ем к проведению занятий своих но ваторов. Пока что слабо помогает обучающимся в комбинате наша аг ролаборатория. Она могла бы снаб жать их рекомендательными списка ми литературы, наглядными посо биями, разработками для самостоя тельной учебы, организовывать вы- ;тавки сельскохозяйственной литера туры в помещениях, где проходят занятия. У нас имеются две стационарные и две передвижные киноустановки, два эпидиоскопа, три магнитофона. Однако эти технические средства пропаганды используются от -случая к случаю. А ведь о значении нагляд ности, выразительности в процессе обучения не стоит распространяться. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Не всегда отдельные руководите ли школ связывают учебу с кон кретными делами отделения. В седь мом отделении, например, усерд но изучали значение органических удобрений, а навозно-земляной ком пост в то же время ожидал заботли вых рук. ЗУЧЕН ИЕ реш е н и й дек а б р ь- окого и февраль ского Пленумов П К КПСС в'про шлом учебном го ду позволило уви деть новые воз можности для дальнейшёй спе циализации совхо за и улучшения организации труда в садоводстве, широкой рационализа ции производственных процессов на основе научных достижений и пере дового опыта. И партийная органи зация, специалисты совхоза, агита торы и пропагандисты принимают меры, чтобы убедить всех рабочих в необходимости продолжать учебу, посадить за парты вечерней школы всех трактористов, комбайнеров, сле сарей, которые не имеют восьмилет него образования. Дальнейшее повышение уровня общего образования явится надеж ной основой ‘ для освоения тех механизаторских специальное?е й, которые потребуются для осу ществления проектируемого ороше ния садов, для 'интенсивного веде ния хозяйства, овладения более глубокими -знаниями агрономии и агрохимии, без которых нельзя взять намеченные коллективом ру бежи. А рубежи эти высокие: соб рать з 1965 году плодов и ягод 12000 тонн, довести прибыль от их реализации до 3 миллионов рублей и значительно повысить рентабель ность хозяйства. В современных условиях особо важное значение приобретает глубо кое и творческое изучение марксист ско-ленинской теории. Мы включаем в план учебного комбината темы, посвященные актуальным вопросам коммунистического строительства з СССР, развития мировой социали стической системы и международно го коммунистического движения. Г. КОПАЛ ИН, директор совхоза «Агроном», заслуженный агроном Р СФСР. Лебедянское производственное управление. П р о ф с о ю з н а я ж и з н ь ТРУД И Б ЫТ - в центре внимания В отличие от прошлых лет, кол лективный договор на Данковском химическом заводе заключен на два года — на 1964 и 1965-й. Проверка же выполнения обязательств по но вому порядку должна проводиться два раза в год. Недавно на цехо вых профсоюзных собраниях деталь но обсуждался ход выполнения кол лективного договора. Затем состоя лась общая заводская профсоюзная конференция, которая подвела итоги выполнения договора за первое по лугодие. Как они выглядят? Докладчик — директор завода т. Ермаков и содокладчик — член завкома т. Гудков доложили участ никам конференции, что по сравне нию с первым полугодием минувше го года производство кремнийорга- нических полимеров возросло почти на 36 процентов. На сотни тысяч рублей выдано сверхплановой про дукции — значительно больше, чем намечалось в годовых обязатель ствах. Значительно снижена се бестоимость продукции. Успешно ос воены новые мощности в корпусе № 56, завершается освоение цеха № 5 корпуса № 3. В первом и вто ром кварталах Химзавод занял вто рое место в совнархозе ЦЧЭР по рационализации и изобретательству. На предприятии растет движение за коммунистический труд. Теперь в нем участвуют до полутора тысяч человек. Строго соблюдается зако нодательство, улучшается трудовая дисциплина. Хорошо поставлена учеба кадров. За год по плану должны были по высить квалификацию 500 человек. За шесть месяцев 283 рабочих полу чили высшие разряды. Десятки сле сарей, аппаратчиков, техников учатся заочно в вузах и технику- 1'гт~. П О А ю и, с о б Ы ш и я в е д \ я „ С т а р и к и — Есть люди, которым всюду по давай проторенные дорожки. Во всем они любят полную ясность. Их вполне устраивает, если так можно выразиться, гарантированный успех. Начальник цеха сборки Липецкого станкостроительного завода Анато лий Федорович Попов устало улы бается. — Только вы поймите меня пра вильно, — говорит он. — Я вовсе не собираюсь осуждать эту катего рию людей. Среди них есть хоро шие работники. Думаю, то, о чем я говорю, свидетельствует скорее все го не об отношении человека к де лу, а о складе его характера. И все- таки мне лично больше по душе люди поиска, такие, как бригадир Павел Иванович Гуляев. Очень сове тую познакомиться с этим челове ком. И вот я вместе со старшим мас тером спешу в цех, признаться, с очень слабой надеждой застать там Павла Ивановича. Мне сказали, что он занят в первую смену, а стрелки часов уже показывают, что время ее работы истекло полчаса назад. — Это ничего не значит, — успо каивает меня провожатый. — Неко торые питомцы Павла Ивановича трудятся после обеда. Так что бри гадир частенько задерживается в цехе. К нам подходит невысокий чело век с добрыми, внимательными гла зами. Завязывается разговор, кото рый то и дело прерывается, потому что бригадира буквально осаждают рабочие. — Все в порядке, — докладывает Павлу Ивановичу один из них. — Механическую подачу наладил, — Сейчас посмотрим, что у тебя получилось, — строго говорит Гуля ев, но по тону его голоса нетрудно понять: бригадир доволен, ...Двадцать девять лет назад впер вые пришел на завод после оконча ния ФЗО семнадцатилетний Паша Гуляев. За время, минувшее с тех далеких лет, рабочему довелось принимать участие в освоении мно гих марок отечественных стан ков. Бригадир и сейчас до мельчай ших деталей помнит агрегаты, выхо дившие из сборочного цеха в дово енные годы. «Как много воды утек ло с тех пор, — думает Павел Ива нович. — Как изменилась техника. А самое главное, как преобрази лись, выросли люди, создающие эту технику». Бригадир вдруг живо представля ет себе мальчишеские лица рабочих своей бригады и улыбается. Нико лай Дрякин, Виктор Самойлов, То ля Миронцев... Действительно, сплошные юнцы, пытливые, настой чивые, порой излишне горячие, но до чего жадные к знаниям, А как любят технику! Они уважительно называют бригадира «стариком» Что ж, ничего не поделаешь — вре мя неумолимо бежит. Павел Гуля ев — самый старший в бригаде по возрасту, и по опыту работы... Одним словом, «старик»... А память снова перелистывает годы. Память, кажется, навсегда за печатлела все, что пришлось пере жить. ...Есть в жизни каждого человека события, которые невозможно за быть. Уже прошло больше двадца ти лет с тех пор, а все еще вспо минаются Павлу Ивановичу осужда ющие взгляды матерей, когда они, солдаты, отступали по пыльным до рогам. Что мог сказать тогда он, вчерашний рабочий паренек, этим женщинам с детьми на руках? Что могли сказать им его товарищи, ко торые шли рядом в выцветших ши нелях, злые, смертельно усталые? Солдатам легче было в те дни уме реть в бою, чем выдерживать эти взгляды матерей. — Ничего, злее будем, — думал тогда Павел Гуляев. — Злее будем, — стиснув зубы, повторяли бойцы. Миновала на войне пуля рабоче го паренька из Липецка. В каких только переделках не довелось ему участвовать! — Полземли прополз с катушкой, полземли опоясал кабелем, а все цел. Ну, и живуч же ты, Гуляев, — шутили пехотинцы, протягивая Павлу Ивановичу кисеты с махоркой. А когда передовые части с боя ми форсировали Одер, в списках награжденных появилась фамилия связиста Павла Гуляева. Он получил орден «Отечественной войны». Потом пришло время, о котором мечтали бойцы. Павлу Ивановичу оно не раз снилось в землянках. Оно казалось в те дни каким-то да леким, почти несбыточным. И все- таки оно наступило. Был необыкно венно светлым тот день, когда Па вел Гуляев, руки которого истоско вались по работе, снова переступил порог цеха. ...Пролетели годы. Наиболее от ветственные задания руководители сборочного цеха Станкостроитель ного завода поручают бригаде Пав ла Ивановича Гуляева. И они знают — эта бригада не подведет. К еда встал вопрос, кому поручить освое ние станков повышенной точности с горизонтальным шпинделем и круг лым столом, остановились на Гуляе ве. В прошлом году бригадир побы вал на Московском станкострои тельном заводе и, возвратившись в Липецк, приступил к освоению. Дол гие недели прошли в поиске. И сейчас станки повышенной точно сти, собранные бригадой Гуляева, отправляются на различные пред приятия страны. У Павла Ивановича уже стало правилом: он не считается со вре менем, потраченным на обучение молодого рабочего. Быть может, поэтому так тянется в его бригаду молодежь. Совсем недавно ходил в учениках новичок Анатолий Мирон цев. Товарищи всячески помогали освоить ему профессию сборщика. А недавно Анатолию присвоили раз ряд. Из бригады, за- ни м а ю щ е й с я сборкой серий ных станков, пе решел и другой рабочий — А. В. Нечаев. На первых порах ему было нелегко. Тогда бригадир и слесарь третьего разряда Иван Проскурин взяли шефство над Нечаевым. Про шло время — и новый рабочий хо рошо освоил искусство сборки слож ных станков. — У нас в цехе немало отличных мастеров своего дела, — рассказы вает Павел Иванович. — Но что гре ха таить, есть еще среди них и та кие, которые не очень-то любят пе редавать «секреты» своего мастер ства молодым рабочим. Я не буду называть фамилий, но, поверьте, та кие есть. Особенно это относится к наладочным работам. А я считаю так. Мы боремся за звание бригады коммунистического труда. И этого звания не завоюешь только высо ким процентом выполнения плана. Очень важно воспитать коммунисти ческие взаимоотношения между са мими работниками. В нашей брига де «секрет», которым владеет один человек, становится достоянием каждого. Так что каждому новичку мы говорим: учись, перенимай опыт лучших, не отставай. Павла Ивановича снова окликают. Кому-то из членов бригады необхо дим его совет. Бригадир прощается с нами и неторопливой походкой направляется к станку, над которым склонилась вихрастая голова моло дого рабочего. Ю. ЛУПАЦ. :,Л; Ч V Щ . ■'"Й# Л у чУ ч ' ' 1 .4 I ы , " „ мах, около 250 рабочих—* вечер ней школе. Недавно был открыт Дом культу* ры. Он хорошо оборудован, красиво оформлен. Улучшается работа са модеятельных кружков, библиотеки, детского сектора. О повышении производственной дисциплины вел речь плотник ре монтно-механического цеха т. Ко робов. — Разве это терпимо, •— говорил он, — что отдельные лица опазды вают на работу? Иные успевают раньше всех, до перерыва, пообе дать в столовой, а потом играют а домино. _ Критиковал т. Коробов завком Ж администрацию за то, что они не удовлетворительно организуют суб«» ботинки и воскресники по благоуст ройству поселка. По затраченным человеко-дням, говорит оратор* можно бы парк культуры я отдыха создать огромного размера. А на деле даже небольшой сквер еще не разбили. Многих волнуют вопросы культур но-бытового обслуживания и снаб жения. Работники ремонтно-механи ческого цеха затягивают сооружение бытовок для корпуса Лг® 1. Строи тельно-монтажное управление не за канчивает отделку общежития я 24-квартирного дома, хотя срок сдачи этих объектов давно прошел. Жилищно-коммунальный отдел мало беспокоится о ремонте жилого фон да. Во многих домах протекают крыши. ЖКО и завком не приняли должных мер к осуществлению их ремонта. Серьезной критике подвергли хи мики организацию торговли. — Почему в Лебедяни торгуют мя сом и молоком, а у нас нет? — спра шивал аппаратчик корпуса № 3 т. Шишков.—Мы не первый раз под нимаем вопрос об улучшении торгов ли. Нам обещали помощь. Где же она? — Мы радовались, когда был по строен хлебозавод, — сказал главный бухгалтер т. Сафонов. — Но он вы пекает сырой и кислый хлеб. Участники конференции еще раз подтвердили единодушное стремле ние химиков выполнить годовое за дание по валу и ассортименту к 25 декабря, усилить работу по строи тельству очистных сооружений и пе. реводу ТЭЦ на твердое топливо. Намечены также мероприятия по ' улучшению культурно-бытового об служивания химиков. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». На Данковском химическом за воде успешно трудятся молодые специалисты: начальник отделе ния ратификации инженер Г. С. Волков и аппаратчица техник Т. Г. Власова, которых вы видите на снимке. Фото Л. Черкашина. В первой Тер- бунской средней школе произошел такой с л у ч а й : ученика Сашу М. оставили в 5-ом классе на второй год. Педагоги го ворили, что это необходимо было сделать в интересах мальчика. А получилось обратное: ученик совер шенно перестал заниматься. Саша откровенно заявлял: «Снова учить одно и то же не хочется». Случай этот еще раз подтвержда ет, что второгодничество — зло, ко торое невольно порождает отсев учащихся из школ, убивает у них всякую инициативу, веру в свои си лы. Рациональная организация урока позволила ликвидировать массовое второгодничество в сельских школах нашей области. Если десять лет на зад у нас насчитывалось свыше 20 тысяч второгодников, то теперь их число сократилось до 3,5 тысяч. В минувшем учебном году успе ваемость выросла по сравнению с 1962—63 учебным годом и состави ла по сельским школам 97,6 процен та, а количество второгодников уменьшилось на 429 человек. Лучше других завершили учебный год школы Данковокого, Чаплыгинского и Добринского районов. Более тыся чи сельских школ (из 1270) покон чили с второгодничеством. Как достигли этого педагогические коллективы? Ответ на этот вопрос дает опыт Агрономовской средней проблема педагогическая школы Лебедянского района. В ре зультате совместных усилий учите лей, семьи и общественности (кста ти заметим, администрация и пар тийная организация совхоза «Агро ном» считает школу своим «первым отделением») достигнуты большие успехи в обучении и воспитании. Вот уже несколько лет школа рабо тает без второгодников, и все дети, проживающие в ее микрорайоне, по лучают восьмилетнее и среднее об разование. В передовых школах области многие учителя большое значение придают внеклассному чтению как важнейшему средству умственного .развития школьников, уделяют бол0- шое внимание дошкольному воспи танию. Учителя 1—IV классов на общественных началах в течение всего учебного года один раз в не делю проводят занятия с шестилет ками, организуют для них игры, эк скурсии, вечера сказок, громкое чтение. Ликвидация массового второгод ничества позволила в этом году впервые за годы существования об ласти выполнить Закон об обяза тельном восьмилетием обучении. За парты сели в сельской местности все дети в возрасте от 7 до 16 лет. Важную роль в успешном осу ществлении всеобуча сыграла боль шая подготовительная работа, про веденная партийными, советскими, хозяйственными и общественными организациями во всех районах об ласти. Глубокое усвоение программного материала, нормальные условия для занятий — залог ликвидации второ годничества. Однако эти задачи не во всех районах решаются успешно. Так, до сего времени не готовы к приему учащихся интернаты при Кругловской средней и Хитровской восьмилетней школах Данковского ■района, Ивановской, Нижи е-Вор- гольской и Измалковской средних Елецкого района, Трубетчинскон соедней Л ипецкого района, Ново- Черкутинской восьмилетней Добрин ского района. Подвоз далеко живу щих детей к школам пока организо ван плохо. Особенно тяжелое поло жение сложилось в Малинковекой средней школе Данковского районч. Здесь из населенных пунктов Щег ловка и Покровское 70 учащихся хо дят в школу за 8 километров, а ди ректор совхоза «Политово» Д. П. Медведев организовать подвоз де тей категорически отказался. В 122 средних и восьмилетних шко лах области проблема второгодни чества пока не решена. Это может привести к отсеву учащихся среди учебного года. Поэтому педагогичес ким коллективам необходимо на- править все усилия на совершенство вание учебно-воспитательного про цесса, на правильную организацию внеклассного чтения, на оснащение уроков техническими средствами обучения. Важное значение в успешном обу чении и воспитании детей имеет ак тивная помощь родителей. В том, что 1 Тербунская средняя школа ра ботает без второгодников, заслуга не только одного педагогического кол лектива, но и родительской общест венности. Интересную, разнообраз ную работу проводит родительский комитет и Боринской средней шко лы Л ипецкого района. Органы народного образования и педагогические коллективы школ в новом учебном году должны при нять все меры к тому, чтобы преду предить отсев детей из школ, сохра нить весь контингент учащихся до окончания занятий, добиваться глу бокого усвоения ими школьной про граммы. П. КАШМЕНСК И Й, Ф. ИГУМНОВ, инспектора школ сельского облоно. «Д ж е м и н а й » («Созвездие Близ нецов») — так о е название д а л и американцы раз рабатываемому ими двухместному пилотируемому спутнику. Хотя этот спутник создается на основе уже по бывавших в космосе американских спутников «Меркурий», он настолько отличается от них, что считается спутником «.второго поколения». Спутник «Джеминай» рассчитан на двух космонавтов, он имеет в два с лишним раза больший вес, почти вдвое больший объем кабины и мо жет находиться на орбите до двух недель. Но этим различие не исчер пывается. Хотя спутник «Джеминай» разра батывается Национальным управле нием по аэронавтике и исследованию космического пространства (НА СА), которое было создано для руковод ства исследованием и использовани ем космоса в мирных целях, с само го начала разработки им заинтересо валось министерство обороны США. И неспроста. Такой спутник для Пентагона — • неоценимое средство для исследования проблем военного использования космоса. Пентагон весьма быстро договорился с НА С А о совместной «эксплуатации» спутни ка. «Уступчивость» НА С А никого нё удивила, поскольку эта организация все больше начинает обслуживать ОП А СНЫЕ ИГРЫ „Б Л ИЗНЕЦ ОВ" П о м а т е р и а л а м и н о с т р а н н о й п е ч а т и нужды военных, сначала стыдливо, а затем открыто, считая это даже своей заслугой. А как же иначе? В едь на исследование и использова ние космоса в мирных целях кон гресс не очень-то охотно раскошели вается, другое дело, когда речь идет об исследованиях для военных целей. Соглашение между Н А С А и Мини стерством обороны предусматривало создание межведомственного комите та, который определяет, какие иссле дования будут проводить космонав ты спутников «Джеминай». Добрая половина исследований на этом «гражданском» спутнике будет про водиться по программе министерст ва обороны. Что же это за исследо ван™? В основном — изучение спо собности космонавтов осуществлять функции космических шпионов (раз ведка из космоса)! и космических жандармов («досмотр» других спут ников). Космонавты спутников «Джемис най» по заданию Пентагона будут рассматривать в телескопы и фото графировать города, железные доро ги, порты, корабли в море и прочие объекты, которые могут заинтересо вать военных. Таким образом, спут ник «Джеминай» — это своего рода гибрид двух шпионов: непилотируе мого спутника «Самос» и преслову того «У-2». Другая задача космонавтов спут ника «Джеминай» — осматривать и фотографировать объекты искусст венного происхождения, находящиеся на орбите. При первых эксперимен тах будет производиться осмотр объ ектов, отделившихся от самого спут ника «Джеминай». При» этом управ ляемый космонавтами спутник дол жен будет облететь объект, чтобы дать возможность космонавтам сфо тографировать его во всех ракурсах. Итак, сначала тренировки на косми ческих объектах, сброшенных со сво их спутников, а затем... Задуман еще эксперимент с ин фракрасными устройствами и лазе рами. Цели этого эксперимента за секречены. Пока утверждены исследования по программе министерства обороны только для пеозых четырех пилоти руемых спутников «Джеминай», все го их'предполагают запустить десять, и министерство обороны, конечно, не упустит возможности использо вать их все для своих целей. Работы по программе «Джеминай», по признанию самих американцев, очень затянулись. Сейчас отставание от первоначального плана составля ет около двух лег. Первый запуск пилотируемого спутника, ранее на мечавшийся в 1963 году, состоится только в 1965 году. Запуску первого пилотируемого спутника должны предшествовать два запуска непило тируемых спутников: один должен быть запущен на орбиту, другой — по баллистической траектории. За пуск непилотируемого спутника на орбиту уже осуществлен 8 апреля этого года, а запуск непилотируемого спутника по баллистической траек тории был намечен на сентябрь. Но в августе над космодромом на мысе Кеннеди, где шли приготовления к запуску, разразилась гроза, и мол ния ударила в ракету-носитель «Ти тан II». Электронное оборудование ракеты и стартового комплекса бы ло серьезно повреждено, на его ре монт потребуется много времени. В первом пилотируемом спутнике «Джеминай» полетят Вирджил Грис сом и Джон Янг. Их дублерами на значены Уолтер Ширра и Томас Стаффорд. Имена Гриссома и Шир- ры уже знакомы. Первый из них 21 июля 1961 года совершил полег по баллистической траектории («пры жок») в экспериментальном спутни ке «Меркурий». Второй 3 октября 1962 года совершил шесть витков по орбите в спутнике «Меркурий». После запуска первого пилотируе мого спутника «Джеминай», кото рый сделает лишь несколько витков, должны последовать запуски на 4; 7 и, наконец, 14 суток. Запуски с длительным пребыванием на орбите будут чередов тться с запусками на сравнительно короткий срок (до 2 суток), но с попыткой осуществить встречу на орбите со специально выведенной туда ракетой. Данные, полученные при 10 запус* ках пилотируемых спутников «Дже минай», могли бы иметь важное зна чение для таких отраслей науки, как космическая медицина, астроно мия, геофизика. Но, по-видимому, научные цели запусков отступают на •второй план по сравнению с военны ми. Ю. М АРИНИН, научный комментатор АПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz