Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

1 сентября 1 9 6 4 г.. Л» 2 0 5 (30991 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 С е г о д н я — н а ч а л о у ч е б н о г о г о д а в ш к о л е О Н ИХ МОЖНО ПЕСНИ С Л АГА ТЬ ЧЕ Л ОВЕ К ПРОВОД И Т В Ш КОЛЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. ОН УЧ И ТСЯ У МНОГИХ УЧИТЕ Л Е Й. ЧЕ Л ОВЕ К ВЫРА­ СТАЕТ, СТАРЕЕТ, НО НАВСЕГДА СОХРАНЯЕТ Д О Б ­ РУЮ ПАМЯТЬ О ШКОЛЕ. КАЖДЫЙ И З НА С С Г Л У­ Б О КОЙ ПР ИЗНА ТЕ Л ЬН ОСТЬЮ И СЕРДЕЧНОЙ ТЕП Л О­ ТОЙ ВСПОМИН АЕ Т СВОИХ УЧИТЕ Л Е Й И Н А СТ А В НИ- Л юбимая г о р н КОВ, НЕ ЗАБЫВАЯ Н И ИХ В НИ М А ТЕ Л ЬН ЫХ Г Л АЗ, НИ ДОБРЫХ С Л ОВ, НИ СТРОГИХ В З ЫС КАН И Й. СЧ А СТ­ Л И В Т А КОЙ УЧ И ТЕ Л Ь И БЕ ССМЕРТЕН В Л Ю ДЯХ ТРУД ЕГО! (Из доклада Н. С. Хрущева на четвертой сессии Верховного Совета СССР шестого созыва). ^ \ Л Л Л А Л Л Л Л А Л Л Л Л « С п а с и б о , Г а л и н а В а с и л ь е в н а ! У каждого из нас был или есть любимый учи­ тель, которого ПО М Н ИШЬ ВСЮ жизнь, к которому мысленно об­ ращаешься за советом всегда, когда приходится решать сложные житей­ ские задачи. Порою судьба целых поколений жителей какого-нибудь населенного пункта связана с именем старого и опытного педагога, учив­ шего сначала отцов, потом их детей, а порой и. внуков. В 1962 году шестая средняя школа, расположенная в поселке Л ипецкого рудоуправления, отмечала свой трид­ цатилетний юбилей. А учительница русского языка и литературы Надеж­ да В ладимировна Посадвева работа­ ла на руднике еще в то время, ког­ да этой школы не было. Тридцать четыре года учила она детей горня­ ков, и сейчас в поселке всюду можно встретить ее воспитанников. Был учеником Надежды Владими­ ровны председатель поселкового Со­ вета С. Д. Неклюдов, а сейчас у нее учится его сын Эдик. Воспитывает она и детей своих бывших учениц— медсестры М. А. Мороховой, кассира В. А. Титовой и многих других. Так и зовут ее на руднике малые и ста­ рые — • наша учительница. Да разве только на руднике? В числе ее воспитанников—рабочие, ин­ женеры, летчики, юристы, врачи, пе­ дагоги, журналисты. У ней учились, например, заслуженные учителя школы РСФСР Г. И. Горская, А. И. Синицына. Есть среди ее Учеников и Герои Советского Союза. Даже из далекой Гвинеи недавно радио при­ несло ей привет от инженера — быв­ шего ее ученика. А сколько писем, телеграмм получает она из разных уголков Советского Союза! Много их, людей, которых Надеж­ да Владимировна воспитала и на­ правила в большую жизнь, и все помнят ее, называют своей любимой учительницей. Мне трудно объяснить, чем и как она умеет покорить детские сердца я не педагог и не методист. Но ес­ ли говорить по-простому, наверное, тут главное — большая любовь к детям и к своему делу. Она ведь сил своих не жалеет, с собой не считает­ ся, лишь бы каждого ученика нау­ чить, чему нужно. А сколько она во­ зится с отстающими. Ни с одним пробелом в знаниях не будет ми­ риться, ни с каким недостатком. И еше одно. Очень близка Надеж- учительница я ко в да Владимировна к людям. Она не из тех педагогов, которые сорок пять минут урока отбудут, а там хоть и травушка не расти. Частенько она с родителями сидит, растолковывает, как подойти к ребенку, какие отно­ шения с ним наладить, какой поря­ док в доме завести, чтобы не было разногласия между семьей и шко­ лой. Да и 'вообще она — свой человек среди рабочих. И самодеятельностью руководила в клубе горняков, и лек­ ции читала, и на отдаленные шахты ездила. Мне не раз приходи­ лось слушать ее лек­ ции и доклады. Они от­ личаются какой-то осо­ бенной яркостью и убе­ дительностью. Слуша­ ешь Надежду Владими­ ровну, и будто силы в тебе прибавляются, и хочется сделать что-то большое, хорошее. На­ верно, именно это име­ ют в виду, когда пишут в газетах, что страст­ ное слово агитатора вдохновляет людей на трудовые подвиги. В своем учительском деле Надежда Владими­ ровна — большой ма­ стер. У нее учатся мно­ гие учителя. Даже из других областей и из-за границы приезжали за опытом. И она многим педагогам помогла на­ учиться работать по-ли­ пецки. В ернувшись и з А ртека Наш отряд хорошо потрудился в прошлом учебном году. Нас преми­ ровали путевкой в «Артек». Помогли хорошо организовать пионерскую работу учителя. Пожалуйста, пере­ дайте наше спасибо директору шко­ лы И. Д. Меренову, классному ру­ ководителю А. Н. Мереновой, Н. Я. Тройно и другим учителям. Л. ФЛУСОВА, О. ЯКОВЕН­ КО, Ю. ШК И ТЯЕВ, В. БОЧ А­ Р ОВ, В. Б А ТР А КОВА, учени­ ки школы № 18 г. Липецка. Труд Надежды Владимировны по 'достоинству оценен партией и правительством. Она награждена Ър- деном «Знак почета» и медалями «За трудовую доблесть» и «За доблест­ ный труд в Великой Отечественной войне». А недавно ей присвоено звание заслуженной учительницы школы РСФСР. Это было радостью для всех нас, ее воспитанников. Сегодня, в школьный праздник на­ чала учебного года, мне хочется от всей души поздравить нашу люби­ мую учительницу Надежду Владими­ ровну Посадневу с присвоением ей почетного ззания. А. ФАРОНОВА, кассир парикмахерской № 22. г. Липецк. Мне хочется расска­ зать о человеке, кото­ рому я благодарен от всего сердца — об учи­ тельнице математики школы рабочей моло­ дежи № 9 г. Липецка Галине Васильевне Зе - ниной. Все знают, как труд­ но работать и одно­ временно учиться. Я, честно говоря, не ду­ мал на четвертом де­ сятке лет кончать вось­ милетку. Но Галина Васильевна и директор школы С. П. Нестеров настойчиво убеждали меня не отступать, по­ могали, добивались, чтобы получил образо­ вание. И вот я окон­ чил восьмой класс, окончил благодаря им. Да разве только со мной так было! В ве­ черней школе учатся люди взоослые, и порой такие^сложные обсто­ ятельства возникают, что от педагога тре­ буется не только уме­ ние учить, но и талант распутывать сложные житейские узлы. Училась у нас одна женщина. Муж у нее был очень ревнивый. Однажды во время за­ нятий ворвался в класс и кричит но. жену: — Вон отсюда, домой! Сейчас же/ Не хочу, чтобы ты за одной пар­ той с мужчиной си­ дела. После этого она дол­ го не посещала школу. Мы уж думали, что вовсе бросит учиться. Но Галина Васильевна не забыла о своей уче­ нице, пошла к ней до­ мой и сумела убедить мужа, что жене необ­ ходимо посещать заня­ тия. Сейчас она тоже окончила восьмилетку. Большой, прекрасной души человек —- наша Галина Василье в н а ! Она и говорит -то со взрослыми учениками просто, по-матерински. Это тоже надо уметь! Два года я слу шал ее уроки и никогда не видел хмурой. Всегда веселая приходила в класс, хотя и у нее не все в жизни шло глад­ ко. У нее мы учились не только математике, нб и умению быть твер­ дыми в достижении по­ ставленной цели, ве­ рить в свои силы. Спасибо Вам, Гали­ на Васильевна, за Ваш благородный труд! Н. ЖИДКОВ, столяр Л ипецкой мебельной фаб­ рики. В еличайшее от­ крытие нашего века —• атомная энергия —- несет в себе неизмери­ мые возможно­ сти для быстрого прогресса произ­ водства, для ро­ ста благосостоя­ ния народов зем­ ли. Атом—миру! под таким де­ визом трудятся ученые разных стран, постигаю­ щие в творческом соревновании все строения материи равлять» атомом, К отк ры тию III м еж дун ар о дн ой к о н ф е р е н ц и и п о м и р н о м у и спользованию атомной эн ер ги и ПОКАЗЫВАЕТ СОВЕТСК И Й СОЮ З Заслуженную учительницу шко­ лы Р СФСР Ирину Александровну Тачинуее коллеги—'педагоги обла­ сти хорошо знают как мастера своего дела, одного из энтузиастов новой организации . урока. Она преподает в средней школе № 2 г. Л ипецка химию — предмет, ко- торый сейчас особенно актуален. Эта наука стала одной из любимых у учеников Ирины Александровны. НА СНИМ КЕ: Ирина Александ­ ровна встретилась со своими уче­ никами после летних каникул. Фото Ю. Ардашева. Но многое уже есть. Теперь для ровенских школьников смотреть на уроках учебные кинофильмы или слу­ шать записанные на магнитофон вы­ ступления мастеров художественного слова стало обычным. Не обходятся они без грампластинок на занятиях по иностранному языку, пению, в кружках художественной самодея­ тельности. Г О Р Е Н И Е Л . М. КУРГАСОВОЙ, за сл у ж ен н о й учительнице школы РСФСР Рабочий стол. Еще сквозили злые ветры в классе, На нем тетрадей стопка. Еще у стен сырых висела хмарь. Молочный свет от лампы. И были босы Пети, Нины, Васи. Тишина. И был на пятерых один букварь. В квадрат окна заглядывает робко Наверное, тогда еще заметив По-детски любопытная луна. В твоих глазах огонь и непокой, И кажется луне, что ты уснула Как бабочки на свет, С открытой книжкой, сидя Тянулись дети за столом. К тебе, учительнице молодой. А ты, откинувшись на спинку И так росли, учились и мужали, стула, И если уезжали из села, Задумалась о прожитом, былом. Тебе, как матери родной, писали, ...Война. Рассказывали, как идут дела. Черным-черно на горизонте, Бегут года. Гудит земля, что колокол, окрест. Ложится снег на пряди, Погиб отец, и брат уже на фронте. Морщинки собираются у глаз, А ты, девчонка, валишь с корня Но неизменно с ношею тетрадей, лес. Легко ступая, А ты, девчонка, грузишь бревна, Ты приходишь в класс. шпалы. Но неизменно мягким добрым Так каждый день, с утра до светом темноты, Твои глаза живинкою горят, Потом бредешь с подругами И ребятишки, устало Их теплом согреты, В барак, Притихшие за партами сидят. Чтоб отогреться у плиты. И льется речь твоя легко и звучно, ...Пригоршнями швыряли лист И пишет смело на доске рука, осинки, И на уроке никому не скучно, И под ногами золотом мело. И каждый занят делом до звонка. Тебя по-свойски встретила Казинка, Б. Ц В Е Т АЕ В . Большущее старинное село. с. Казинка Липецкого района. Кое-кто гово­ рил, что начи­ нать учительст­ вовать в родном селе, где тебя знают с пеленок, — хорошего мало.' И дисциплина, мол, в классе будет плохая, и с родителями школьников трудно ладить. В асилий Пищулин заканчивал ин­ ститут с отличием, и комиссия по распределению предоставила ему право выбирать место работы одно­ му из первых. Запросов на матема­ тиков было много. Были путевки и в городские школы, и в средние сельские. К немалому удивлению членов комиссии Пищулин попро­ сил, чтобы его направили в се­ милетку, в родное село. Пищу- лину говорили, что в с р е д н е й школе у него будет более широ­ кое поле деятельности. Но молодой специалист твердо стоял на своем. Так в 1956 году в селе Ровенках, расположенном в тридцати километ­ рах от Добринки, появился учитель математики с высшим образованием. В селе все звали, что Василий, младший сын колхозницы Ефросиньи Федоровны Пищулиной, с малых лет любил трудиться, всегда помогал ма­ тери, которой выпала нелегкая до­ ля вдовы-солдатки. Говорили, что только ради нее, прикованной тяж­ ким недугом к постели, он приехал работать в село, где даже нет элек­ тричества. И хотя дело было не толь­ ко в этом, молодой учитель не отри­ цал: неудобно как-то было объяснять односельчанам, что, кроме сыновней любви к матери, была еще в его сердце большая привязанность к родной земле, к селу Ровенки, к ма ленькой сельской школе, к самим ро- венцам, знакомым с детства. Но люди чувствовали это, и отве­ чали молодому учителю глубоким уважением. —« Смотри на Василия Павловича. Человеком будешь! — говорят сейчас в Ровенках родители своим детям. ДИРЕ КТОР ВОСЬМ И Л Е Т К И Приехав в Ровенки, Пищулин в первый же день пришел в школу, со­ брал ребят, затеял игру в волейбол. Потом сказал: — Давайте поможем красить пар­ ты. Засучив рукава, новый учитель взялся за кисть. Потом начался учебный год. В аси­ лия Павловича до предела нагрузи­ ли уроками математики и физики. И он не отказывался, потому что не­ кому было их вести. А через год Пишулина назначили директором школы. Кто поздравлял его, а кто сочувствовал. Дело в том, что директора школы в Ровенках ме­ нялись один за другим, а школа из числа отстающих так никогда и ие выходила. Василий Павлович начал с роди­ тельского собрания. Созвал односель­ чан, рассказал о школьных нуждах и попросил помощи и совета. Такого еще не было. Раньше с ро­ дителями никто не советовался. С этого момента и возникла та связь между школой и жителями села, без которой педагогам обычно бывает очень трудно работать. Вскоре сель­ ские коммунисты приняли Пишулина в партию. А на очередных выборах односельчане избрали его депутатом сельского Совета. Я побывал в Ровенской школе в в конце учебного года. Шли послед­ ние занятия. Директор был в учи­ тельской. На столе стопка све­ жих газет, журналов. — Читали? — Василий Павлович показал на журнал «Народное обра­ зование». — Интереснейшая статья о липецком опыте. Здесь многое изменилось. Правда, по-прежнему отопление печное и нет спортивного зала, о котором и ди­ ректор, и ребята страстно мечтают. И еше появи­ лись в школе клас­ сы - кабинеты со шкафами, в кото рых много учеб­ ных пособий, осо­ бенно по математике. Часть из них ребята сделали в своей мастерской И хорошо получилось! Потому что все мальчики и девочки влюблены в математику. Уютно стало в классах. Исчезли с парт кляксы и царапины, блестят по­ ды, вымытые самими учащимися. На | подоконниках — много цветов. Раньше родители были редкими гостями в школе. А теперь, особенно зимними вечерами, когда выступает самодеятельный струнный оркестр и хор школьников, негде яблоку упасть Приходят и взрослые, и дети. С ин­ тересом смотрят школьную «Третья­ ковку». Нравится ровенским родителям новые тайны Научившись «уп- они создают та­ кие принципиально новые машины и приборы, подобных которым не зна­ ла еще история человечества. Труд­ но в связи с этим переоценить зна­ чение международных конференций по мирному использованию атомной энергии, периодически созываемых в Женеве. В третьей такой конференции, от­ крывшейся в Женеве 31 августа, участвуют ученые более чем 65 стран. Она сконцентрирует внимание на проблеме разработки и эксплуа­ тации атомных реакторов, рас­ смотрит новые достижения науки и ,техники в конструировании «атом­ ных машин» и использовании их для выработки электричества. К конференции приурочена вы­ ставка, которая дает зримое пред­ ставление об уровне научно-техни­ ческого развития стран — участниц конференции. Видное место на вы­ ставке занимают экспонаты Совет­ ского Союза, рассказывающие о наших достижениях в использова­ нии энергии атома, в создании энер­ гетических и исследовательских ре­ акторов, термоядерных установок. Одно из важных мест среди этих работ принадлежит реакторам на быстрых нейтронах. Созданный в СССР универсальный эксперимен­ тальный реактор такого типа яв­ ляется большим шагом вперед в со­ здании научных основ будущего атомной энергетики.. Этот, так на­ зываемый большой физический стенд (БФС), предназначенный для моделирования новых атомных кот­ лов, их мобильной сборки, позволил приступить к созданию больших энергетических реакторов мощно­ стью 350—1000 тысяч киловатт. Сейчас уже проектируется промыш­ ленный энергетический реактор на быстрых нейтронах БН-350. На очереди — БН-1000, электрическая мощность которого составит 1 мил­ лион киловатт. Уже к концу этого года мощность советских атомных электростанций будет около 900 тысяч киловатт. В ближайшие пять —шесть лет, по заявлению предсе­ дателя Госудраственного комитета по использованию атомной энергии СССР А. М. Петроеьянца, в Совет­ ском Союзе предполагается соору­ дить крупные, общей мощностью в несколько миллионов киловатт, атомные электростанции, которые явятся прототипами будущих се­ рийных АЭС. В проспекте Женевской научно- технической выставки помещено фото, отразившее сооружения со­ ветского атомного центра в Меле- кессе, близ Ульяновска, где создан реактор СМ-2 с рекордной плотно­ стью потока тепловых нейтронов. На переднем плане снимка — пря­ моугольное здание реактора. Он предназначен для физических иссле-. дований, облучения конструкцион­ ных и делящихся материалов, пд* лучения трансурановых элементов» Экспонаты показывают реакторы» на которых ведется исследования а Институте атомной энергии имени И. В . Курчатова, в Академии наук Узбекской ССР, в Академиях наук Белорусской, Латвийской ССР. Орич гинальные работы ведутся на реак­ торе Академии наук Грузинской ССР, расположенном в горах Грузии. В частности, здесь постав­ лены эксперименты по искусствен* ному старению вина. « Именинников» на конференция станет дубнинский ускоритель мноч гозарядных ионов, на котором на днях был получен 104-й элемент пе* рйодической системы Менделеева» что расценено научной обществен* ностью как подлинно мировое от* крытие. Одним из существенных дости* жений ученых Советского Союз^ демонстрируемых в Женеве, яв­ ляется первая реакторно-термо* электрическая установка «Ромаш* ка», в которой впервые осуществле* но непосредственное преобразова* ние тепловой энергии ядерного ре* актора в электрическую. «Изотопы служат людям». В этом разделе выставки сосредоточены материалы, иллюстрирующие при­ менение радиоактивных изотопов на советских фабриках, заводах, в ме* дицинских учреждениях, геологичеч ских экспедициях. Институт ме* дищшской радиологии в Обнинска! и Актюбинский завод хромовых со* единений, Новотульский металлур­ гический завод и кондитерская фабч рика в Риге, клиническая больница’ в В олгограде и Томилинская пти­ цефабрика— на этих самых различ* ных предприятиях используются радиоактивные изотопы. Более 3090 предприятий Советского Союза пользуются ими в своей практиче­ ской работе. Специальные установи ки — «фабрики меченых атомов»,—* созданы в ряде районов страны. 8 этом году, в частности, такая уста* новка по 'разделению стабильных изотопов начала работать в Тбили­ си. В 1963 году экономия от ис* пользования радиоактивных изото­ пов и ядерных излучений составила более 200 миллионов рублей. Все новые творческие успехи уче­ ных и инженеров, их добрая воля помочь людям в умножении мате­ риальных благ открывают перед мирным атомом широкий путь в бу* дущее, (Корр. ТАСС), Провокация против советского павильона на Измирской ярмарке 30 Августа МИД СССР вручил по­ сольству Турции в Москве ноту Со­ ветского правительства правительст- день открытых дверей, который здесь |ву Турецкой Республики в связи с проводят раз в неделю. В этот день!налетом яа советский павильон в Из- разрешают любознательным мама-1 мире. шам бывать на уроках, проводят с ними педагогические беседы. Слуша­ ют охотно. Бывает, что сами отчиты-1 вают нерадивого родителя. Ничего! Только на пользу! На районных совещаниях о Ро-| венской школе теперь говорят толь­ ко хорошее. Еще бы1 Не каждый пе-1 дагогический коллектив работает без второгодников. Да и не всякий ди­ ректор рискнет объявить свои уроки всегда открытыми, как это сделал Ва-| силий Павлович. Василий Павлович учит, молодых! учителей не только словом, но и лич­ ным примером. Его уроки — школа передового опыта для многих. При­ ходят к нему коллеги-математики из] соседних школ. Дети и родители в Ровенках те же. ] А вот дела пошли по-другому. Пото­ му что из школы ушло равнодушие, Ниже следует текст ноты. «Правительство СССР считает не­ обходимым заявить правительству Турецкой Республики следующее. 29 августа толпа злоумышленни­ ков при явном попустительстве мест­ ных властей ворвалась нд террито­ рию советского павильона на меж­ дународной ярмарке в Измире и подвергла его разгрому. Оказалась в опасности жизнь советских граждан — персонала павильона — и был на­ несен значительный ущерб советско­ му имуществу. Погромщики допуска­ ли хулиганские выкрики в адрес Со­ ветского Союза. Как известно, советские организа­ ции согласились участвовать в Из­ мирской международной ярмарке 1964 года по приглашению турецкой потому что учебный день учителей иIстороны, имея в виду содействовать учеников заполнен до предела инте-1 дальнейшему развитию советско-ту- ресным трудом. I рецких отношений в духе добросо- В . СТЕЦЮ К, |садства. Нападение на советский па- инспектор сельского облоно. 1вильон в Измире полностью противо­ речит тем обязательствам, которые взяла на себя турецкая сторона, п,ри« глашая Советский Союз участвовать в проводимой ею международной ярмарке. Советское правительство рассмат* ривает это нападение как враждеб­ ный Советскому Союзу акт, направо ленный «а то, чтобы ухудшить отио* шения между Турцией и Советским Союзом, и считает, что турецкие вла­ сти несут полную ответственность за случившееся. Советское правите чьство заявляет, турецкому правительству решитель* ный протест в связи с налетом на советский павильон в Измире и ожи­ дает принятия незамедлительных и действенных мер, гарантирующих безопасность советского персонала» находящегося в Турции в связи с Измирской международной ярмар­ кой, а также наказания организато­ ров погрома. Советская сторона ос­ тавляет за собой право после выяв­ ления размера причиненного ущер­ ба предъявить требование турецким властям о соответствующей компен­ сации эа этот ущерб. Москва, 30 августа. 1964 года». Исполнилось 100 лет со дня за­ рождения нефтяной и газовой про­ мышленности в нашей стране. В 1864 году на Кубани была пробуре­ на механическим ударным спосо­ бом первая скважина. Инициатором внедрения этого нового способа проходки скважин был полковник А. Н. Ново­ сильцев. Это о нем писал великий русский уче­ ный Д. И. Менделеев... «имя первого бурильщика не забудется в России». Целый век прошел после этого исторического события. Механический ударный способ бурения применялся на многих промыслах России вплоть до 1923 года, когда он был вытеснен более про­ грессивным вращательным бурением. Советские специалисты разработали и внедрили более про­ грессивный метод бурения забойными двигателя­ ми (турбобурами и электробурами). Их удельный вес достигает сейчас 84 процентов. Буровые рабо­ ты ведутся отечественным оборудованием и ин­ струментом, позволившим проходить скважины глубиной до пяти тысяч метров. Министр далее рассказывает об отдельных эта­ пах развития этой важной отрасли промышленно, сти. В начале XX века Россия уже занимала пер­ вое место в мире по объему добычи жидкого топ­ лива. Ведущая роль в этом принадлежала бакин­ ским промыслам. Но вскоре подъем сменился спадом. Царское правительство не обращало вни. мания на нефтяную промышленность, а владель­ цев промыслов — иностранных дельцов — преж­ де всего интересовала прибыль. Разработка мес­ торождений велась хищнически, без каких-либо научных обоснований и единого плана геологи­ ческих изысканий. Рабочие промыслов подвергались жестокой Е А Н Н Е Ф Т Р а с с к а з ы в а е т п р е д с е д а т е л ь Г о с у д а р с т н е ф т е д о б ы в а ю щ е й п р о м ы ш л е н н о с т и м и н и с т р иски новых месторождений. Был построен газо­ провод Бугуруслан —Куйбышев. Прокладывался газопровод Саратов—Москва, сыгравший огром­ ную роль в годы великих испытаний. В послевоенное время пришлось восстанавли­ вать разрушенную гитлеровцами нефтяную про­ мышленность Западной Украины и Краснодар, ского края. Здесь заново создавали промыслы. Но вот закончился восстановительный период. Быст­ ро поднимался уровень добычи горючего. С 1945 по 1950 годы удалось почти удвоить добычу неф­ ти. Довоенный уровень был превзойден на 22 процента. В 1953 году страна уже добывала 52,8 миллиона тонн «черного золота». в е н н о г о к С С С Р Н. К. о м и т е т а Б а й б а к о в эксплуатации, жили в нищете и голоде. Нараста­ ло революционное движение. Широко известна Первомайская стачка бакинских рабочих. В ней приняло участие одиннадцать с половиной тысяч человек. Стачка продолжалась две недели. Тов. Байбаков затем напоминает о первых ша­ гах молодой советской нефтяной промышленно­ сти. В мае 1918 года Владимир Ильич Л енин под­ писал декрет Совнаркома об учреждении в соста­ ве ВСНХ Главного нефтяного комитета. Работы развертывались широким фронтом. Геологи находили все новые кладовые «черного золота». В июне 1936 года была получена первая волжская нефть из скважины близ Сызрани. Так начало зарождаться второе Баку. Теперь Куйбы­ шевская область вместе с промыслами Башкирии и Татарии занимает одно из ведущих мест по до­ быче жидкого топлива в стране. Быстро рос поток нефти и из Краснодарского края, из Казахстана, Туркмении, Средней Азии и Дальнего Востока. В 1940 году Советский Союз добывал свыше 31 миллиона тонн нефти, в том числе около двух миллионов тонн в Урало-Волжских районах. В годы Великой Отечественной войны нефтяни. ки трудились с большим подъемом. В эту труд-* ную пору ни на один день не прекращались по- Наибольших успехов нефтяники и газовики до­ бились за последнее десятилетие в связи с кур­ сом Коммунистической партии на опережающее развитие добычи нефти и газа перед другими ви­ дами топлива. Добыча нефти к 1963 году вырос­ ла по сравнению с 1953 годом почти в четыре ра­ за, а природного и попутного газа добыто в 13 раз больше. За это время удельный вес нефти и газа в топливном балансе страны поднялся с 21,9 процента до 47,3 процента, что принесло народному хозяйству десягимиллиардную эконо­ мию. За сто лет из недр нашей большой страны из. влечено 2,3 миллиарда тонн нефти. Львиная доля добыта в годы Советской власти: только за по­ следнее десятилетие — 1,3 миллиарда тонн. Сей- час ни одна капиталистическая страна не может конкурировать с СССР по темпам роста добычи нефти и газа. Председатель комитета говорит далее о важ­ нейших факторах, способствовавших непрерыв. ному росту добычи жидкого и газообразного топ­ лива. Это прежде всего неисчерпаемые запасы нефти и газа в недрах нашей земли, по которым мы занимаем первое место в мире. Только за по­ слевоенный период было открыто более 1500 но. вых нефтяных и газовых месторождений, в том числе более 600 в Урало-Волжском районе. В нашей стране применяется самая совершен­ ная технология разработки нефтяных месторож­ дений. В широких масштабах используется за. контурное и внутриконтурное заводнение. Сейчас с помощью этого метода добывается свыше 70 процентов всей нефти дешевым фонтанным спо­ собом. Советская нефтяная промышленность счи­ тается теперь одной из высокомеханизированных и автоматизированных отраслей народного хозяй­ ства. И Нефть и газ, как известно,— это бензин и керосин, мазут и масла, синтетический каучук и лавсан, пластические массы и полиэтилен, автомобильные шины и тончайшие ткани, искусственный мех и заме­ нители кожи, кузова для автомобилей и дверные ручки, первоклассная парфюмерия и даже кокс. Нефть и газ — важная сырьевая база химиче. ской индустрии. В постановлении декабрьского (1963 г.) Пленума Ц К КПСС подчеркивается, что попутный нефтяной и природные газы, а так­ же продукты нефтепереработки являются наибо­ лее экономичными видами сырья для производств вац химической продукции. Сейчас многое делает­ ся для развития этой сырьевой базы. В качестве примера можно сказать о нефтяниках Башкирии, создавших за короткое время сырьевую базу неф­ техимии. Эта работа получила высокую оценку Никиты Сергеевича Хрущева. В заключение тов. Байбаков рассказывает о создании третьего Баку. Речь идет о Западной Сибири. Богатый источник нефти — полуостров Мангышлак на Каспии. С этими крупнейшими кладовыми жидкого топлива и газа связано бу-, дущее нефтяной и газовой промышленности стра. ны. Их запасы исчисляются многими миллиарда, ми тонн и триллионами кубических метров. В ближайших планах нефтяников и газовиков — дальнейший бурный рост этих отраслей про­ мышленности в свете великих преобразований, намеченных новой Программой Коммунистиче­ ской партии. (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz