Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
1 сентября 1 9 6 4 г.. Л» 2 0 5 (30991 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 С е г о д н я — н а ч а л о у ч е б н о г о г о д а в ш к о л е О Н ИХ МОЖНО ПЕСНИ С Л АГА ТЬ ЧЕ Л ОВЕ К ПРОВОД И Т В Ш КОЛЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ. ОН УЧ И ТСЯ У МНОГИХ УЧИТЕ Л Е Й. ЧЕ Л ОВЕ К ВЫРА СТАЕТ, СТАРЕЕТ, НО НАВСЕГДА СОХРАНЯЕТ Д О Б РУЮ ПАМЯТЬ О ШКОЛЕ. КАЖДЫЙ И З НА С С Г Л У Б О КОЙ ПР ИЗНА ТЕ Л ЬН ОСТЬЮ И СЕРДЕЧНОЙ ТЕП Л О ТОЙ ВСПОМИН АЕ Т СВОИХ УЧИТЕ Л Е Й И Н А СТ А В НИ- Л юбимая г о р н КОВ, НЕ ЗАБЫВАЯ Н И ИХ В НИ М А ТЕ Л ЬН ЫХ Г Л АЗ, НИ ДОБРЫХ С Л ОВ, НИ СТРОГИХ В З ЫС КАН И Й. СЧ А СТ Л И В Т А КОЙ УЧ И ТЕ Л Ь И БЕ ССМЕРТЕН В Л Ю ДЯХ ТРУД ЕГО! (Из доклада Н. С. Хрущева на четвертой сессии Верховного Совета СССР шестого созыва). ^ \ Л Л Л А Л Л Л Л А Л Л Л Л « С п а с и б о , Г а л и н а В а с и л ь е в н а ! У каждого из нас был или есть любимый учи тель, которого ПО М Н ИШЬ ВСЮ жизнь, к которому мысленно об ращаешься за советом всегда, когда приходится решать сложные житей ские задачи. Порою судьба целых поколений жителей какого-нибудь населенного пункта связана с именем старого и опытного педагога, учив шего сначала отцов, потом их детей, а порой и. внуков. В 1962 году шестая средняя школа, расположенная в поселке Л ипецкого рудоуправления, отмечала свой трид цатилетний юбилей. А учительница русского языка и литературы Надеж да В ладимировна Посадвева работа ла на руднике еще в то время, ког да этой школы не было. Тридцать четыре года учила она детей горня ков, и сейчас в поселке всюду можно встретить ее воспитанников. Был учеником Надежды Владими ровны председатель поселкового Со вета С. Д. Неклюдов, а сейчас у нее учится его сын Эдик. Воспитывает она и детей своих бывших учениц— медсестры М. А. Мороховой, кассира В. А. Титовой и многих других. Так и зовут ее на руднике малые и ста рые — • наша учительница. Да разве только на руднике? В числе ее воспитанников—рабочие, ин женеры, летчики, юристы, врачи, пе дагоги, журналисты. У ней учились, например, заслуженные учителя школы РСФСР Г. И. Горская, А. И. Синицына. Есть среди ее Учеников и Герои Советского Союза. Даже из далекой Гвинеи недавно радио при несло ей привет от инженера — быв шего ее ученика. А сколько писем, телеграмм получает она из разных уголков Советского Союза! Много их, людей, которых Надеж да Владимировна воспитала и на правила в большую жизнь, и все помнят ее, называют своей любимой учительницей. Мне трудно объяснить, чем и как она умеет покорить детские сердца я не педагог и не методист. Но ес ли говорить по-простому, наверное, тут главное — большая любовь к детям и к своему делу. Она ведь сил своих не жалеет, с собой не считает ся, лишь бы каждого ученика нау чить, чему нужно. А сколько она во зится с отстающими. Ни с одним пробелом в знаниях не будет ми риться, ни с каким недостатком. И еше одно. Очень близка Надеж- учительница я ко в да Владимировна к людям. Она не из тех педагогов, которые сорок пять минут урока отбудут, а там хоть и травушка не расти. Частенько она с родителями сидит, растолковывает, как подойти к ребенку, какие отно шения с ним наладить, какой поря док в доме завести, чтобы не было разногласия между семьей и шко лой. Да и 'вообще она — свой человек среди рабочих. И самодеятельностью руководила в клубе горняков, и лек ции читала, и на отдаленные шахты ездила. Мне не раз приходи лось слушать ее лек ции и доклады. Они от личаются какой-то осо бенной яркостью и убе дительностью. Слуша ешь Надежду Владими ровну, и будто силы в тебе прибавляются, и хочется сделать что-то большое, хорошее. На верно, именно это име ют в виду, когда пишут в газетах, что страст ное слово агитатора вдохновляет людей на трудовые подвиги. В своем учительском деле Надежда Владими ровна — большой ма стер. У нее учатся мно гие учителя. Даже из других областей и из-за границы приезжали за опытом. И она многим педагогам помогла на учиться работать по-ли пецки. В ернувшись и з А ртека Наш отряд хорошо потрудился в прошлом учебном году. Нас преми ровали путевкой в «Артек». Помогли хорошо организовать пионерскую работу учителя. Пожалуйста, пере дайте наше спасибо директору шко лы И. Д. Меренову, классному ру ководителю А. Н. Мереновой, Н. Я. Тройно и другим учителям. Л. ФЛУСОВА, О. ЯКОВЕН КО, Ю. ШК И ТЯЕВ, В. БОЧ А Р ОВ, В. Б А ТР А КОВА, учени ки школы № 18 г. Липецка. Труд Надежды Владимировны по 'достоинству оценен партией и правительством. Она награждена Ър- деном «Знак почета» и медалями «За трудовую доблесть» и «За доблест ный труд в Великой Отечественной войне». А недавно ей присвоено звание заслуженной учительницы школы РСФСР. Это было радостью для всех нас, ее воспитанников. Сегодня, в школьный праздник на чала учебного года, мне хочется от всей души поздравить нашу люби мую учительницу Надежду Владими ровну Посадневу с присвоением ей почетного ззания. А. ФАРОНОВА, кассир парикмахерской № 22. г. Липецк. Мне хочется расска зать о человеке, кото рому я благодарен от всего сердца — об учи тельнице математики школы рабочей моло дежи № 9 г. Липецка Галине Васильевне Зе - ниной. Все знают, как труд но работать и одно временно учиться. Я, честно говоря, не ду мал на четвертом де сятке лет кончать вось милетку. Но Галина Васильевна и директор школы С. П. Нестеров настойчиво убеждали меня не отступать, по могали, добивались, чтобы получил образо вание. И вот я окон чил восьмой класс, окончил благодаря им. Да разве только со мной так было! В ве черней школе учатся люди взоослые, и порой такие^сложные обсто ятельства возникают, что от педагога тре буется не только уме ние учить, но и талант распутывать сложные житейские узлы. Училась у нас одна женщина. Муж у нее был очень ревнивый. Однажды во время за нятий ворвался в класс и кричит но. жену: — Вон отсюда, домой! Сейчас же/ Не хочу, чтобы ты за одной пар той с мужчиной си дела. После этого она дол го не посещала школу. Мы уж думали, что вовсе бросит учиться. Но Галина Васильевна не забыла о своей уче нице, пошла к ней до мой и сумела убедить мужа, что жене необ ходимо посещать заня тия. Сейчас она тоже окончила восьмилетку. Большой, прекрасной души человек —- наша Галина Василье в н а ! Она и говорит -то со взрослыми учениками просто, по-матерински. Это тоже надо уметь! Два года я слу шал ее уроки и никогда не видел хмурой. Всегда веселая приходила в класс, хотя и у нее не все в жизни шло глад ко. У нее мы учились не только математике, нб и умению быть твер дыми в достижении по ставленной цели, ве рить в свои силы. Спасибо Вам, Гали на Васильевна, за Ваш благородный труд! Н. ЖИДКОВ, столяр Л ипецкой мебельной фаб рики. В еличайшее от крытие нашего века —• атомная энергия —- несет в себе неизмери мые возможно сти для быстрого прогресса произ водства, для ро ста благосостоя ния народов зем ли. Атом—миру! под таким де визом трудятся ученые разных стран, постигаю щие в творческом соревновании все строения материи равлять» атомом, К отк ры тию III м еж дун ар о дн ой к о н ф е р е н ц и и п о м и р н о м у и спользованию атомной эн ер ги и ПОКАЗЫВАЕТ СОВЕТСК И Й СОЮ З Заслуженную учительницу шко лы Р СФСР Ирину Александровну Тачинуее коллеги—'педагоги обла сти хорошо знают как мастера своего дела, одного из энтузиастов новой организации . урока. Она преподает в средней школе № 2 г. Л ипецка химию — предмет, ко- торый сейчас особенно актуален. Эта наука стала одной из любимых у учеников Ирины Александровны. НА СНИМ КЕ: Ирина Александ ровна встретилась со своими уче никами после летних каникул. Фото Ю. Ардашева. Но многое уже есть. Теперь для ровенских школьников смотреть на уроках учебные кинофильмы или слу шать записанные на магнитофон вы ступления мастеров художественного слова стало обычным. Не обходятся они без грампластинок на занятиях по иностранному языку, пению, в кружках художественной самодея тельности. Г О Р Е Н И Е Л . М. КУРГАСОВОЙ, за сл у ж ен н о й учительнице школы РСФСР Рабочий стол. Еще сквозили злые ветры в классе, На нем тетрадей стопка. Еще у стен сырых висела хмарь. Молочный свет от лампы. И были босы Пети, Нины, Васи. Тишина. И был на пятерых один букварь. В квадрат окна заглядывает робко Наверное, тогда еще заметив По-детски любопытная луна. В твоих глазах огонь и непокой, И кажется луне, что ты уснула Как бабочки на свет, С открытой книжкой, сидя Тянулись дети за столом. К тебе, учительнице молодой. А ты, откинувшись на спинку И так росли, учились и мужали, стула, И если уезжали из села, Задумалась о прожитом, былом. Тебе, как матери родной, писали, ...Война. Рассказывали, как идут дела. Черным-черно на горизонте, Бегут года. Гудит земля, что колокол, окрест. Ложится снег на пряди, Погиб отец, и брат уже на фронте. Морщинки собираются у глаз, А ты, девчонка, валишь с корня Но неизменно с ношею тетрадей, лес. Легко ступая, А ты, девчонка, грузишь бревна, Ты приходишь в класс. шпалы. Но неизменно мягким добрым Так каждый день, с утра до светом темноты, Твои глаза живинкою горят, Потом бредешь с подругами И ребятишки, устало Их теплом согреты, В барак, Притихшие за партами сидят. Чтоб отогреться у плиты. И льется речь твоя легко и звучно, ...Пригоршнями швыряли лист И пишет смело на доске рука, осинки, И на уроке никому не скучно, И под ногами золотом мело. И каждый занят делом до звонка. Тебя по-свойски встретила Казинка, Б. Ц В Е Т АЕ В . Большущее старинное село. с. Казинка Липецкого района. Кое-кто гово рил, что начи нать учительст вовать в родном селе, где тебя знают с пеленок, — хорошего мало.' И дисциплина, мол, в классе будет плохая, и с родителями школьников трудно ладить. В асилий Пищулин заканчивал ин ститут с отличием, и комиссия по распределению предоставила ему право выбирать место работы одно му из первых. Запросов на матема тиков было много. Были путевки и в городские школы, и в средние сельские. К немалому удивлению членов комиссии Пищулин попро сил, чтобы его направили в се милетку, в родное село. Пищу- лину говорили, что в с р е д н е й школе у него будет более широ кое поле деятельности. Но молодой специалист твердо стоял на своем. Так в 1956 году в селе Ровенках, расположенном в тридцати километ рах от Добринки, появился учитель математики с высшим образованием. В селе все звали, что Василий, младший сын колхозницы Ефросиньи Федоровны Пищулиной, с малых лет любил трудиться, всегда помогал ма тери, которой выпала нелегкая до ля вдовы-солдатки. Говорили, что только ради нее, прикованной тяж ким недугом к постели, он приехал работать в село, где даже нет элек тричества. И хотя дело было не толь ко в этом, молодой учитель не отри цал: неудобно как-то было объяснять односельчанам, что, кроме сыновней любви к матери, была еще в его сердце большая привязанность к родной земле, к селу Ровенки, к ма ленькой сельской школе, к самим ро- венцам, знакомым с детства. Но люди чувствовали это, и отве чали молодому учителю глубоким уважением. —« Смотри на Василия Павловича. Человеком будешь! — говорят сейчас в Ровенках родители своим детям. ДИРЕ КТОР ВОСЬМ И Л Е Т К И Приехав в Ровенки, Пищулин в первый же день пришел в школу, со брал ребят, затеял игру в волейбол. Потом сказал: — Давайте поможем красить пар ты. Засучив рукава, новый учитель взялся за кисть. Потом начался учебный год. В аси лия Павловича до предела нагрузи ли уроками математики и физики. И он не отказывался, потому что не кому было их вести. А через год Пишулина назначили директором школы. Кто поздравлял его, а кто сочувствовал. Дело в том, что директора школы в Ровенках ме нялись один за другим, а школа из числа отстающих так никогда и ие выходила. Василий Павлович начал с роди тельского собрания. Созвал односель чан, рассказал о школьных нуждах и попросил помощи и совета. Такого еще не было. Раньше с ро дителями никто не советовался. С этого момента и возникла та связь между школой и жителями села, без которой педагогам обычно бывает очень трудно работать. Вскоре сель ские коммунисты приняли Пишулина в партию. А на очередных выборах односельчане избрали его депутатом сельского Совета. Я побывал в Ровенской школе в в конце учебного года. Шли послед ние занятия. Директор был в учи тельской. На столе стопка све жих газет, журналов. — Читали? — Василий Павлович показал на журнал «Народное обра зование». — Интереснейшая статья о липецком опыте. Здесь многое изменилось. Правда, по-прежнему отопление печное и нет спортивного зала, о котором и ди ректор, и ребята страстно мечтают. И еше появи лись в школе клас сы - кабинеты со шкафами, в кото рых много учеб ных пособий, осо бенно по математике. Часть из них ребята сделали в своей мастерской И хорошо получилось! Потому что все мальчики и девочки влюблены в математику. Уютно стало в классах. Исчезли с парт кляксы и царапины, блестят по ды, вымытые самими учащимися. На | подоконниках — много цветов. Раньше родители были редкими гостями в школе. А теперь, особенно зимними вечерами, когда выступает самодеятельный струнный оркестр и хор школьников, негде яблоку упасть Приходят и взрослые, и дети. С ин тересом смотрят школьную «Третья ковку». Нравится ровенским родителям новые тайны Научившись «уп- они создают та кие принципиально новые машины и приборы, подобных которым не зна ла еще история человечества. Труд но в связи с этим переоценить зна чение международных конференций по мирному использованию атомной энергии, периодически созываемых в Женеве. В третьей такой конференции, от крывшейся в Женеве 31 августа, участвуют ученые более чем 65 стран. Она сконцентрирует внимание на проблеме разработки и эксплуа тации атомных реакторов, рас смотрит новые достижения науки и ,техники в конструировании «атом ных машин» и использовании их для выработки электричества. К конференции приурочена вы ставка, которая дает зримое пред ставление об уровне научно-техни ческого развития стран — участниц конференции. Видное место на вы ставке занимают экспонаты Совет ского Союза, рассказывающие о наших достижениях в использова нии энергии атома, в создании энер гетических и исследовательских ре акторов, термоядерных установок. Одно из важных мест среди этих работ принадлежит реакторам на быстрых нейтронах. Созданный в СССР универсальный эксперимен тальный реактор такого типа яв ляется большим шагом вперед в со здании научных основ будущего атомной энергетики.. Этот, так на зываемый большой физический стенд (БФС), предназначенный для моделирования новых атомных кот лов, их мобильной сборки, позволил приступить к созданию больших энергетических реакторов мощно стью 350—1000 тысяч киловатт. Сейчас уже проектируется промыш ленный энергетический реактор на быстрых нейтронах БН-350. На очереди — БН-1000, электрическая мощность которого составит 1 мил лион киловатт. Уже к концу этого года мощность советских атомных электростанций будет около 900 тысяч киловатт. В ближайшие пять —шесть лет, по заявлению предсе дателя Госудраственного комитета по использованию атомной энергии СССР А. М. Петроеьянца, в Совет ском Союзе предполагается соору дить крупные, общей мощностью в несколько миллионов киловатт, атомные электростанции, которые явятся прототипами будущих се рийных АЭС. В проспекте Женевской научно- технической выставки помещено фото, отразившее сооружения со ветского атомного центра в Меле- кессе, близ Ульяновска, где создан реактор СМ-2 с рекордной плотно стью потока тепловых нейтронов. На переднем плане снимка — пря моугольное здание реактора. Он предназначен для физических иссле-. дований, облучения конструкцион ных и делящихся материалов, пд* лучения трансурановых элементов» Экспонаты показывают реакторы» на которых ведется исследования а Институте атомной энергии имени И. В . Курчатова, в Академии наук Узбекской ССР, в Академиях наук Белорусской, Латвийской ССР. Орич гинальные работы ведутся на реак торе Академии наук Грузинской ССР, расположенном в горах Грузии. В частности, здесь постав лены эксперименты по искусствен* ному старению вина. « Именинников» на конференция станет дубнинский ускоритель мноч гозарядных ионов, на котором на днях был получен 104-й элемент пе* рйодической системы Менделеева» что расценено научной обществен* ностью как подлинно мировое от* крытие. Одним из существенных дости* жений ученых Советского Союз^ демонстрируемых в Женеве, яв ляется первая реакторно-термо* электрическая установка «Ромаш* ка», в которой впервые осуществле* но непосредственное преобразова* ние тепловой энергии ядерного ре* актора в электрическую. «Изотопы служат людям». В этом разделе выставки сосредоточены материалы, иллюстрирующие при менение радиоактивных изотопов на советских фабриках, заводах, в ме* дицинских учреждениях, геологичеч ских экспедициях. Институт ме* дищшской радиологии в Обнинска! и Актюбинский завод хромовых со* единений, Новотульский металлур гический завод и кондитерская фабч рика в Риге, клиническая больница’ в В олгограде и Томилинская пти цефабрика— на этих самых различ* ных предприятиях используются радиоактивные изотопы. Более 3090 предприятий Советского Союза пользуются ими в своей практиче ской работе. Специальные установи ки — «фабрики меченых атомов»,—* созданы в ряде районов страны. 8 этом году, в частности, такая уста* новка по 'разделению стабильных изотопов начала работать в Тбили си. В 1963 году экономия от ис* пользования радиоактивных изото пов и ядерных излучений составила более 200 миллионов рублей. Все новые творческие успехи уче ных и инженеров, их добрая воля помочь людям в умножении мате риальных благ открывают перед мирным атомом широкий путь в бу* дущее, (Корр. ТАСС), Провокация против советского павильона на Измирской ярмарке 30 Августа МИД СССР вручил по сольству Турции в Москве ноту Со ветского правительства правительст- день открытых дверей, который здесь |ву Турецкой Республики в связи с проводят раз в неделю. В этот день!налетом яа советский павильон в Из- разрешают любознательным мама-1 мире. шам бывать на уроках, проводят с ними педагогические беседы. Слуша ют охотно. Бывает, что сами отчиты-1 вают нерадивого родителя. Ничего! Только на пользу! На районных совещаниях о Ро-| венской школе теперь говорят толь ко хорошее. Еще бы1 Не каждый пе-1 дагогический коллектив работает без второгодников. Да и не всякий ди ректор рискнет объявить свои уроки всегда открытыми, как это сделал Ва-| силий Павлович. Василий Павлович учит, молодых! учителей не только словом, но и лич ным примером. Его уроки — школа передового опыта для многих. При ходят к нему коллеги-математики из] соседних школ. Дети и родители в Ровенках те же. ] А вот дела пошли по-другому. Пото му что из школы ушло равнодушие, Ниже следует текст ноты. «Правительство СССР считает не обходимым заявить правительству Турецкой Республики следующее. 29 августа толпа злоумышленни ков при явном попустительстве мест ных властей ворвалась нд террито рию советского павильона на меж дународной ярмарке в Измире и подвергла его разгрому. Оказалась в опасности жизнь советских граждан — персонала павильона — и был на несен значительный ущерб советско му имуществу. Погромщики допуска ли хулиганские выкрики в адрес Со ветского Союза. Как известно, советские организа ции согласились участвовать в Из мирской международной ярмарке 1964 года по приглашению турецкой потому что учебный день учителей иIстороны, имея в виду содействовать учеников заполнен до предела инте-1 дальнейшему развитию советско-ту- ресным трудом. I рецких отношений в духе добросо- В . СТЕЦЮ К, |садства. Нападение на советский па- инспектор сельского облоно. 1вильон в Измире полностью противо речит тем обязательствам, которые взяла на себя турецкая сторона, п,ри« глашая Советский Союз участвовать в проводимой ею международной ярмарке. Советское правительство рассмат* ривает это нападение как враждеб ный Советскому Союзу акт, направо ленный «а то, чтобы ухудшить отио* шения между Турцией и Советским Союзом, и считает, что турецкие вла сти несут полную ответственность за случившееся. Советское правите чьство заявляет, турецкому правительству решитель* ный протест в связи с налетом на советский павильон в Измире и ожи дает принятия незамедлительных и действенных мер, гарантирующих безопасность советского персонала» находящегося в Турции в связи с Измирской международной ярмар кой, а также наказания организато ров погрома. Советская сторона ос тавляет за собой право после выяв ления размера причиненного ущер ба предъявить требование турецким властям о соответствующей компен сации эа этот ущерб. Москва, 30 августа. 1964 года». Исполнилось 100 лет со дня за рождения нефтяной и газовой про мышленности в нашей стране. В 1864 году на Кубани была пробуре на механическим ударным спосо бом первая скважина. Инициатором внедрения этого нового способа проходки скважин был полковник А. Н. Ново сильцев. Это о нем писал великий русский уче ный Д. И. Менделеев... «имя первого бурильщика не забудется в России». Целый век прошел после этого исторического события. Механический ударный способ бурения применялся на многих промыслах России вплоть до 1923 года, когда он был вытеснен более про грессивным вращательным бурением. Советские специалисты разработали и внедрили более про грессивный метод бурения забойными двигателя ми (турбобурами и электробурами). Их удельный вес достигает сейчас 84 процентов. Буровые рабо ты ведутся отечественным оборудованием и ин струментом, позволившим проходить скважины глубиной до пяти тысяч метров. Министр далее рассказывает об отдельных эта пах развития этой важной отрасли промышленно, сти. В начале XX века Россия уже занимала пер вое место в мире по объему добычи жидкого топ лива. Ведущая роль в этом принадлежала бакин ским промыслам. Но вскоре подъем сменился спадом. Царское правительство не обращало вни. мания на нефтяную промышленность, а владель цев промыслов — иностранных дельцов — преж де всего интересовала прибыль. Разработка мес торождений велась хищнически, без каких-либо научных обоснований и единого плана геологи ческих изысканий. Рабочие промыслов подвергались жестокой Е А Н Н Е Ф Т Р а с с к а з ы в а е т п р е д с е д а т е л ь Г о с у д а р с т н е ф т е д о б ы в а ю щ е й п р о м ы ш л е н н о с т и м и н и с т р иски новых месторождений. Был построен газо провод Бугуруслан —Куйбышев. Прокладывался газопровод Саратов—Москва, сыгравший огром ную роль в годы великих испытаний. В послевоенное время пришлось восстанавли вать разрушенную гитлеровцами нефтяную про мышленность Западной Украины и Краснодар, ского края. Здесь заново создавали промыслы. Но вот закончился восстановительный период. Быст ро поднимался уровень добычи горючего. С 1945 по 1950 годы удалось почти удвоить добычу неф ти. Довоенный уровень был превзойден на 22 процента. В 1953 году страна уже добывала 52,8 миллиона тонн «черного золота». в е н н о г о к С С С Р Н. К. о м и т е т а Б а й б а к о в эксплуатации, жили в нищете и голоде. Нараста ло революционное движение. Широко известна Первомайская стачка бакинских рабочих. В ней приняло участие одиннадцать с половиной тысяч человек. Стачка продолжалась две недели. Тов. Байбаков затем напоминает о первых ша гах молодой советской нефтяной промышленно сти. В мае 1918 года Владимир Ильич Л енин под писал декрет Совнаркома об учреждении в соста ве ВСНХ Главного нефтяного комитета. Работы развертывались широким фронтом. Геологи находили все новые кладовые «черного золота». В июне 1936 года была получена первая волжская нефть из скважины близ Сызрани. Так начало зарождаться второе Баку. Теперь Куйбы шевская область вместе с промыслами Башкирии и Татарии занимает одно из ведущих мест по до быче жидкого топлива в стране. Быстро рос поток нефти и из Краснодарского края, из Казахстана, Туркмении, Средней Азии и Дальнего Востока. В 1940 году Советский Союз добывал свыше 31 миллиона тонн нефти, в том числе около двух миллионов тонн в Урало-Волжских районах. В годы Великой Отечественной войны нефтяни. ки трудились с большим подъемом. В эту труд-* ную пору ни на один день не прекращались по- Наибольших успехов нефтяники и газовики до бились за последнее десятилетие в связи с кур сом Коммунистической партии на опережающее развитие добычи нефти и газа перед другими ви дами топлива. Добыча нефти к 1963 году вырос ла по сравнению с 1953 годом почти в четыре ра за, а природного и попутного газа добыто в 13 раз больше. За это время удельный вес нефти и газа в топливном балансе страны поднялся с 21,9 процента до 47,3 процента, что принесло народному хозяйству десягимиллиардную эконо мию. За сто лет из недр нашей большой страны из. влечено 2,3 миллиарда тонн нефти. Львиная доля добыта в годы Советской власти: только за по следнее десятилетие — 1,3 миллиарда тонн. Сей- час ни одна капиталистическая страна не может конкурировать с СССР по темпам роста добычи нефти и газа. Председатель комитета говорит далее о важ нейших факторах, способствовавших непрерыв. ному росту добычи жидкого и газообразного топ лива. Это прежде всего неисчерпаемые запасы нефти и газа в недрах нашей земли, по которым мы занимаем первое место в мире. Только за по слевоенный период было открыто более 1500 но. вых нефтяных и газовых месторождений, в том числе более 600 в Урало-Волжском районе. В нашей стране применяется самая совершен ная технология разработки нефтяных месторож дений. В широких масштабах используется за. контурное и внутриконтурное заводнение. Сейчас с помощью этого метода добывается свыше 70 процентов всей нефти дешевым фонтанным спо собом. Советская нефтяная промышленность счи тается теперь одной из высокомеханизированных и автоматизированных отраслей народного хозяй ства. И Нефть и газ, как известно,— это бензин и керосин, мазут и масла, синтетический каучук и лавсан, пластические массы и полиэтилен, автомобильные шины и тончайшие ткани, искусственный мех и заме нители кожи, кузова для автомобилей и дверные ручки, первоклассная парфюмерия и даже кокс. Нефть и газ — важная сырьевая база химиче. ской индустрии. В постановлении декабрьского (1963 г.) Пленума Ц К КПСС подчеркивается, что попутный нефтяной и природные газы, а так же продукты нефтепереработки являются наибо лее экономичными видами сырья для производств вац химической продукции. Сейчас многое делает ся для развития этой сырьевой базы. В качестве примера можно сказать о нефтяниках Башкирии, создавших за короткое время сырьевую базу неф техимии. Эта работа получила высокую оценку Никиты Сергеевича Хрущева. В заключение тов. Байбаков рассказывает о создании третьего Баку. Речь идет о Западной Сибири. Богатый источник нефти — полуостров Мангышлак на Каспии. С этими крупнейшими кладовыми жидкого топлива и газа связано бу-, дущее нефтяной и газовой промышленности стра. ны. Их запасы исчисляются многими миллиарда, ми тонн и триллионами кубических метров. В ближайших планах нефтяников и газовиков — дальнейший бурный рост этих отраслей про мышленности в свете великих преобразований, намеченных новой Программой Коммунистиче ской партии. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz