Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 8 августа 1 9 6 4 г., X» 20 2 ( 3 0 9 $ МЕХ АНИЗА ТОРЫ УЧ А ТСЯ Интенсивное веление хозяйства немыслимо без глубоких знаний. Февральский Пленум Ц К КПСС по требовал от партийных организаций подготовить всех сельских тружени ков к решению проблем ускоренно го подъема сельского хозяйства. Предметом глубокой партийной за боты должна быть подготовка кад ров. Нужно учить людей экономиче ски грамотно вести хозяйство, сме ло применять новое, передовое. Во всех колхозах и совхозах на шего управления были организованы кружки химического всеобуча и се минары по вопросам химизации сельскохозяйственного производст ва. В кружках и семинарах обучз- лось более двух тысяч человек. За нятие вели агрономы и зоотехники, преподаватели химии восьмилет них и средних школ. Хлеборобы, свекловоды, кукурузоводы, звенье вые и бригадиры изучали услозия эффективной химизации земледелия, комплексного применения различ ных технических средств. Многоотраслевой характер наших хозяйств, широкое применение ма шин и химических средств предъяв ляют большие требования к меха низаторам. Они должны хорошо знать сельскохозяйственную техни ку, передовую технологию обработ ки и уборки важнейших культур, пути повышения плодородия почвы, вопросы комплексной механизации ферм, основы экономики. Однако уровень подготовки мно гих трактористов, водителей ком байнов и автомобилей остается еще невысоким. Из 1443 трактористов лишь 14 имеют среднее образование. Значительная часть их — 553 чело века — с начальным образованием. Партийные организации колхозов и совхозов, чтобы повысить идейно- политический уровень и деловую квалификацию - механизат о р с к и х кадров, в прошлом учебном году во влекли в систему партийного про свещения 237 трактористов, ком байнеров, шоферов и электриков. В начальных экономических школах и семинарах по изучению конкрет ной экономики сельского хозяйства механизаторы изучали отдельные проблемы интенсификации, пути снижения затрат труда на единицу продукции, дальнейшего развития экономики своих хозяйств. Многие механизаторы повышали свои зна ния в вечерних общеобразователь ных школах, сельскохозяйственных техникумах. Большую заботу об обучении и воспитании кадров проявляет пар тийная организация колхоза имени Кирова. С механизаторами периоди чески проводятся производственные совещания, на которых обсуждают ся итоги выполнения планов п со циалистических обязательств, оче редные задачи сельхозартели. Лек торы и докладчики знакомят их с Глубже знания — плодотворнее труд достижениями передовиков сельско хозяйственного производства. Мно гие механизаторы учатся в полит кружках, двенадцать человек зани маются в общеобразовательной школе. Правление и партийная организа ция создают необходимые условия для высокопроизводительной рабо ты механизаторов, заботятся об их быте. Например, трактористам И. П. Ивашкову, Т. Г. Багрову, шофера^ Н. А. Агееву и М. Б. Шуйских и многим другим колхоз выделил лес, кирпич и другие материалы на стро ительство домов. Обогащенные знаниями, окрылен ные вниманием к их духовным и материальным запросам механиза торы производительнее используют технику. За последнее время улучшили ра боту с механизаторами партийные организации артели «Заря комму низма», «Победа». И здесь забо тятся об агротехнической подготов ке трактористов и комбайнеров, по вышает их идейный уровень. Заслуживает одобрения инициа тива парткомов совхозов « Красный Октябрь» и «Пятилетка», организо вавших в минувшем учебном году университеты сельскохозяйствен ных знзний. В числе слушателей университетов — управляющие от делениями, бригадиры тракторно полеводческих бригад, механизато ры. На занятиях изучались основы агрохимии, наиболее эффективные способы приготовления кормов, слу шатели знакомились с новой техни кой. Но критически проанализировав работу по обучению и воспитанию кадров, мы пришли к выводу: не достаточно еше партком, управление и первичные организации занимают ся повышением общеобразова гель- ного и технического уровня сель ских тружеников, в наших хозяй ствах еще мало людей, которые в совершенстве владеют новой тех никой и имеют глубокие знания по экономике и агрохимии. Коренные изменения, происшед шие в структуре сельскохозяйствен ного производства, требуют иного подхода к воспитанию и обучению кадров. Июньский Пленум ПК КПСС под черкнул, что без глубокого знания марксистско-ленинской теории, без умения творчески применять ее в практической деятельности нельзя успешно решать задачи коммунисти ческого строительства. Сейчас пар тийные организации стремятся пол нее удовлетворить идейные запросы механизаторов, их возросшую тягу к экономике. В 1964—1965 учебном году в системе политического про свещения большое количество меха низаторов будут изучать историю Коммунистической партии Советско го Союза. 425 человек решили изучать конкретную экономику сель ского хозяйства в начальных эконо мических школах и семинарах. Наряду с этим, партийные орга низации стараются развивать и та кие массовые формы политической и производственной пропаганды, как школы коммунистического труда и передового опыта, народные универ ситеты и лектории. В совхозах «Пя тилетка», «Красный Октябрь», «На- бережанский», в сельхозартели «Ве ликий Октябрь» созданы учебные комбинаты. Важной составной ча стью учебного плана является про изводственно-техническая и общеоб разовательная учеба, распростране ние и внедрение передового опыта, достижений сельскохозяйственной науки в производство. Учитывая, что многие механиза торы имеют низкий общеобразова тельный уровень, партийные орга низации нашего управления зада лись целью вовлечь их в вечерние школы и заочное обучение. В пред стоящем учебном году в вечерних и заочных^ средних и восьмилетних школах будет заниматься более ты сячи механизаторов. От 1034 трак тористов, шо-феров, электриков и комбайнеров уже поступили заявле ния в школы и техникумы. Руково дители школ и учителя деятельно готовятся к приему нового контин гента учащихся. Производственный партком и уп равление наметили мероприятия по повышению деловой квалификации бригадиров тракторных бригад. Наи более приемлемой формой их пере подготовки, на наш взгляд, являют ся курсы при школах механизации и объединениях «Сельхозтехника», укомплектованные специалистами с высшим образованием. На курсах бригадиры ознакомятся с новой техникой, прогрессивными приема ми труда, с основами агрохимии. Учебный год мы намечаем завер шить теоретической конференцией, на которой предполагается обсу дить пути снижения себестоимости продуктов земтеделия и животно водства. Улучшение состава' механизатор ских кадров, усиление работы парт организаций по внедрению дости жений науки и передового опыта обеспечат успешное решение задач по 'интенсификации сельскохозяйст венного производства. П. К РИ В ОШЕЕВ, начальник производственного управления. В. СМО Л ЬЯНИН ОВ, секретарь Тербунекого производственного парткома. В ферросплавном цехе Новоли пецкого металлургического завода по-ударному трудится бригада плавильщиков, которой руководит Дмитрий Николаевич Петров. В этом году ее коллектив сэконо мил более 100 тысяч киловатт-ча сов электроэнергии и по всем другим производственным показа телям вышел на первое место в соревновании плавильных бригад. Н А СНИМ КЕ: подручный пла вильщика передовой бригады Ва силий Петрович Еремин наблю дает за ходом плавки. Фото А. Гирева. С е м и н а р ы п р о ф с оюз ных работников Двухдневный семинар заведующих профсоюзными клубами и библиоте ками провел на днях сельский обл- совпроф. Перед участниками семи нара с докладом «О задачах культ- просветучреждений в свете решений декабрьского (1963 г.).и февраль ского (1964 г.) Пленумов ЦК КПСС» выступил т. Мончук. Директор ме тодического кабинета . областного управления культуры т. Сухинина сделала сообщение о работе клубов по внедрению новых обрядов в быт советских людей. Был» также прочи таны доклады оэформах массовой работы клуба, о задачах библиотек и другие. Участники семинара обменялись опытом работы. Через несколько дней состоится семинар председателей товарище ских судов отделений совхоза. Бу дут проведены семинары председа телей фабзавкомов обкома профсо юза пищевиков, председателей мест комов средних школ. БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР о т во рч е с ких по ис ка х САХАРНЫЙ к о р е н ь Это край, где строгий север Рос сии встречается с ее ярким, пышным югом, где терпкий запах дубрав за бивает хвойный настой ельников, а реки в самих названиях хранят про зрачность — Красивая Меча, Сосна, Воронеж... О нем с грустью писал когда-то здешний уроженец Иван Бунин: «Это только подстепье, где поля волнисты, где все буераки да косогоры, неглубокие луга, чаще всего каменистые, где деревушки и лапотные обитатели .их кажутся за бытыми богом...». Гул гигантских домен Л ипецка у месторождений, известных еще пу шечным мастерам Петра Первого, раскатился по всей стране и вдруг вывел подстепье в число краев гром ких, знаменитых. Но не всеми заме чено другое, не столь зримое преоб ражение: ржаное да овсяное под степье в считанные годы превращено в край сахарный! Поля остались такими же волни стыми, но теперь уже целых сто двадцать тысяч гектаров покрыл изумрудный свекловичный лист. Курс партии на интенсификацию, союз техники и химии привели выгодней шую из культур черноземья в места, где о ней только слыхали. И не нужны бухгалтерские книг», чтобы заметить ее влияние на’ экономику. Где больше всего строят, где кол хозники кроют свои дома железом? В той деревне, что тесней других окружена сахарными плантациями. Уже половину доходов от земледе лия дает свеклосеяние, уже здешнее село не мыслит полеводства без южанки, а площади ее все растут. Зональная специализация на слад ком корне и пейзаж изменила. Едешь проселком в августовский полдень — темно-зеленые планта ции прохладны, лучи солнца тонут в них, оседая в корнях крупицами са хара. А росной ночью подчас уви дишь на сочных листьях лунную до рожку — так густы, раскидисты они. Прокаленный солнцем звеньевой ведет в глубь массива — тут свекла особенно густа и набориста. Зовут звеньевого Михаилом Илюшиным, обрабатывает он без ручного труда семьдесят гектаров. — Знаете, кто на этих полях до меня работал? Дазнеяько, конечно, а все же будто родня мы... Дмитрий Николаевич Прянишников, слыхали? — Михаил наслаждается эффектом. — Ставил опыты по подкормке свеклы. Показал, что с удобрением можно вдвое брать против прежнего. И верно. Почему нынче такой бога тый корень? Да химию подключили, дали как следует азота, фосфора, калия... Звеньевой Боринского совхоза имеет основание гордиться. В прямь на этих вот полях, в боринской эко номии Гарденина, три чегверти века назад экспериментировал будущий основоположник агрохимии. Первый печатный труд Д. Н. Прянишникова посвящен удобрениям сахарной свек лы. Боринская экономия была пер вым очагом свеклосеяния под Ли пецком. Кстати, хозяин ее, С. Н Гардении, в 1917 году добровольно передал имение Советской власти и до конца своих дней работал в нз- шей сахарной промышленности. Теперь в подстепье выросли свои Что волнует свекловодов Липецкой области ученые, развивающие заветы заме чательного агрохимика Д. Н. Пря нишникова. Эффективность удобре ний сахарной свеклы обосновал И. П. Ксенз в труде, принесшем ему кандидатскую степень. Автор трех десяткоз печатных работ, советчик липецких свекловодов, Иван Павло вич относится к тем деятелям нау ки, каких не упоехнешь в отрыве от земли. Восемнадцать лет отдал он совхозу «Петровский». Здесь вы росли его дети, на его глазах подня лись деревья лесополос, много сил вложил главный агроном, чтобы поднять культуру полей до нынеш него, очень высокого уровня. Дирек тор «Петровского» И. П. Воловчен- ко был назначен министром сель ского хозяйства СССР, и теперь сов хозом руководит заслуженный агро ном республики, кандидат наук И. П. Ксенз. «Петровский» широко известен культурой гороха, но са харная свекла была и остается лю бовью ученого — давней, привезен ной еще с Украины. Средняя уро жайность корней за пять лет превы шает триста центнеров с гектара Мы с Иваном Павловичем объезди ли поля — нынче сбор обещает быть намного больше. — А ведь даже двести центнеров свеклы — это тридцать центнеров белого сахара с гектара!— говорит Иван Павлович.— Так что меры ма териального поощрения свекловодов, принятые правительством, очень ра зумны* вложения окупаются стори цей. К нам едут многие, мы кое-где бываем, картина ясна: область вы растит невиданный урожай, план намного перекроет. Сказались три фактора: химия, техническая осна щенность, щедрая оплата труда. Они будут действовать все сильнее, и об ласть, даже увеличивая площади, наверняка покончит с низкой уро жайностью. Но остаются еще три проблемы, они особенно сказывают ся на молодом липецком свекловод стве. Первая — грузовик в сентяб ре. Втооая — столовый ножик на поле. Третья — ради чего растят свеклу? Иван Павлович изложил свой взгляд и посоветовал поездить, по беседовать с людьми — «чтоб «Пет ровский» не расписывался за гра мотных». . щ Председатель колхоза имени Фрун зе А. Ф. Астанков мигом понял, о каком «сентябрьском грузовике» го ворил Ксенз: — Именно в сентябре нужен транс порт, прав Иван Павлович. Смот рите: наш колхоз занимает свеклой уже полторы тысячи гектаров, ниже двухсот центнеров корней не бе рем, а нынешний урожай будет ре^ кордным. Но машин всегда не хва тает, поэтому начинаем уборку ра но, с августа, когда плантация еще работает з полную мощь — до вось мидесяти- кило сахара в день накап ливает гектар. Колхозницы спорят, не дают убирать рано, да и сам по нимаешь — вред. А что делать? Иначе вовсе загубишь долю урожая. Я уже прояснил обстановку: область , может дать хозяйствам только тыся. чу грузовиков, а нужно, чтоб спра виться с урожаем, тысяч шесть. При. дут ли он», да и когда придут?.. А по-моему, надо бы так: раз уж стал Л ипецк сахарным, хорошо бы закре. пить за ним для постоянного, так сказать, шефства определенные ав тохозяйства 1 промышленных центров. Чтоб каждый сентябрь приезжали к нам постоянные люди. Есть, конеч но, и другие думки. Иметь бы в каждом хозяйстве побольше транс портных тележек... Уже пятьдесят семь звеньев ра ботают в области по методу Свет личного, в них дошли лучшие меха низаторы, их плантации отличаются густотой, свежестью. Довелось по видать свекловичное поле депутата Верховного Совета РСФСР В. П. Колесникова, добротный массив звеньевого колхоза «Заветы Ильи ча» В . С. Романова, участок В. С. Панкова в артели «Россия», планта цию опытнейшего свекловода колхо за «Гигант» И. С. Каторгина. Люд» очень озабочены проблемой «ножа в поле», т. е. ручной доочистки кор ней, без которой заводы не прини мают сырье. Около полумиллиона человеко-дней затрачивает область на эту работу! Себестоимость цент нера свеклы пока высока—два руб ля в прошлом году. Теперь, после механизации прорывки, львиная до ля затрат труда приходится на осень. Звеньевые не смогут достичь показателей Светличного в экономии рабочего времени, пока им всерьез не помогут заводы. Уборка так взвинчивает затраты человеко-часов, что от сбереженных за лето челове- ко-минут ничего не остается. Пока намечено принять на заводы без ручной доочистки неполных десять тысяч тонн корней — ничтожную до лю того, что вырастят липецкие свекловоды-механизаторы. А третья проблема («ради чего свеклу растят?»— формулирует ее И. П. Ксенз) касается не только Ли пецка, хотя здесь, может быть, чув ствуется острей. Свеклу, конечно, растят ради сахара, это ясно. Но почему же тогда хозяйство никак не заинтересовано в том, чтобы полу чать больше сахара с гектара? За вод оплачивает только за тонны свеклы, не учитывая качества сырья. Может, от механизаторов, • агроно мов не зависит, насколько сладким будет корень? Зависит, и в большой степени. — Многократные опыты в «Пет ровском» убедили нас: летняя под кормка суперфосфатом повышает сахаристость до двух процентов.— говорит И. П. Ксенз,— но как я мэ гу тратить деньги, если завод не возместит вложений? — Даже от того, в каком направ лении к солнцу идут рядки, зависит содержание сахара,— словно про должает его мысль А. Ф. Астанков — Не говорю уж о густоте насаж дений: она тоже влияет на сахари стость. Вспоминается разговор на Кубани с начальником Усть-Лабинского про изводственного управления П. К Чайкиным. — У нас свекла содержит на два—три процента меньше сахара, чем в черноземных областях. Но вы слыхали про серпентинит? Эта гор ная порода, залегающая под боком нас, готова восполнить нам поте ри. Стоит в обычную смесь удобре ний добавить полцентнера серпенти нита, и сбор сахара с гектара возра стет на пять—семь центнеров. Уче ными это твердо доказано, уже и подсчитано: повысить сахаристость кубанской свеклы только на один процент — значит получить допол нительно миллион центнеров про дукта. Но действующий порядок за купок мешает колхозу глядеть в ко рень — в тот корень, где копится будущий рафинад. ' Положение, конечно, абсурдное. В сухое лето сахаристость свеклы в Липецке поднимается до двадцати одного процента, однако валовой сбор мал, и хозяйства оказываются ущемленными. А можно ли изгнать «голый вал» и из этой отрасли? Вполне. И это подтверждает опыт, скажем, Ново- Кубанского сахарного завода. В прошлом году предприятие услови лось с хозяйствами о базисном про центе, о приплате за его превыше ние, и колхозы сразу же обратили внимание на качество корней. За вод выплатил артелям весомые пре мии, но сам выработал дополнитель ного продукта на большую сумму. Видимо, настала пора изменить отживший порядок заготовок свек лы и сделать так, чтобы сладкий корень выращивался ради сахара, а не одних только тонн. Благодатное лето не жалеет ни дождя, ни солнца, и полнятся кладо вые плантаций. Перед серьезным испытанием стоят заводы молодого сахарного края. Большие надежды возлагают свекловоды на новый ги гант в Ельце: производительность этого современного предприятия • полсотни тысяч центнеров корней в сутки. Новостройка должна быть подготовлена к пуску в сентябре. Но только теперь обнаружился крупнейший просчет руководителей стройки: здесь подготовили цехи, оборудование, но забыли о людях, которым придется работать, не по строили жилья! —• Случай, конечно, беспример' ный — предприятие не располагает и двадцатой частью нужных квартир, — говорит директор завода Н. П. Горленко.— Бьем тревогу, но спе циалистов, квалифицированных ра бочих некуда пригласить. Приез жали ответственные люди — и заме ститель председателя СНХ РСФСР М. Г. Чентемиров, и председатель Центрально-Черноземного совнар хоза' К. Н. Беляк, а сдвигов пока нет. У нас остались считанные неде ли, урожай ведь ждать не будет. Земледельцы подстепья в больших трудах и волнениях вырастили хо рошую свеклу. И нужно сделать все, чтобы каждый корень превра гился в кусок сахара, чтоб с новой стороны узнали срединную русскую землю в столовых Братска, в тихих кафе Л енинграда, в чайных « В торо го Баку». Ю ЧЕРНИЧЕНКО («Правда» за 26 августа). Августозские совещания учителей нашей области проходят в этом году в обстановке, чрезвычайно благо приятной для новых творческих по исков педагогов, для дальнейшего совершенствования обучения и вос питания подрастающего поколения. Решения июньского (1963 г.) Плену ма Ц К КПСС вооружили педагогов стратегией коммунистического воспи тания, а жизнь — опытом, на основе которого вырабатываются тактика, конкретные формы и методы слияния обучения и воспитания в единый процесс. Забота партии и прави тельства об учительстве, выразив шаяся, в частности, в повышении за. работной платы педагогам, вдохнов ляет их, вызызает у учителей стрем ление делом ответить на то внима ние, которое проявлено к их жизни и быту. Все это находит отражение на ав густовских совещаниях, которые по традиции намечают общую програм му действий педагогических коллек тивов на весь учебный год. В док ладах и выступлениях красной ни тью проходит одна мысль: липецкие учителя завоевали славу новаторов; дело чести каждого из них работать еще лучше. В этом отношении характерно со вещание учителей г. Липецка. На нем с докладом «О ходе выполнения постановления июньского Пленума ЦК КПСС (1963 г.) школами Ли пецка и об очередных задачах учи телей города» выступил зав. гороно т. Салтыков. Он рассказал о том хо рошем, что было сделано в прошлом учебном году, остановился и на не достатках. В школах Липецка успеваемость несколько повысилась — 97,2 про цента, на 90 человек сократилось число учеников, оставленных на вто рой год. Шестьсот учителей города закончили занятия вообще без вто рогодников. Совершенствовался и распростра нялся ' передовой педагогический опыт. В Липецке, известном своими маяками-педагогами, возникли мая ки— учительские коллективы. К их числу относятся педколлективы школ №№ 3, 6 , 19, 25 и других. Назвал докладчик и имена лучших учите лей города М. Д. Кочериной, Н. В. Посадневой, К. Н. Мамзиной, Л. М. Мухорговон и других. Однако, отдавая должное перечис ленным мастерам педагогического труда, другие выступавшие обратили внимание на то, что заведующий гороно мало назвал новых имен, имен последователей маяков липец кого опыта. Это говорит о том, что городской отдел народного образо вания недостаточно конкретно зани мался активным распространением передового опыта. Этот недостаток был в какой-то мере признан т. Салтыковым, когда он отмечал, что гороно и горком профсоюза работников просвещения мало помогали педагогическим кол лективам, борющимся за звание школ коммунистического труда. Одним из средств устранения не достатков в распространении опыта маяков должно быть увеличение чис. ла школ передового опыта, возглав ляемых лучшими педагогами, и соз дание образцово-показательной шко. лы на базе одного из лучших учеб ных заведений города. Докладчик конкретно предложил превратить в образцово-показательную среднюю школу № 4, в которой работает много подлинных мастеров урока. Однако здесь последовали воз ражения. В частности, зав. идеоло гическим отделом Липецкого горко ма КПСС т. Черных заметил, что четвертую школу, никак нельзя ечн тать образцово-показательной. Имен, но в этой школе наиболее неблаго получно обстой г дело с дисципли ной, а отдельные учащиеся допуска ют серьезные правонарушения. Кста ти, подобное положение характерно и для других школ левобережья. Противоречие во мнениях орато ров однако вполне объяснимо. Тов. Салтыков, говоря, что четвертая школа может быть образцовой, исхо дил из того, что в ней работает мно го опытных педагогов, которые до бились серьезных достижений в обу чении детей. А т. Черных сосредо точил внимание на конкретных не достатках в воспитательной работе. Если исходить из задачи слияния обучения и воспитания в единый процесс, надо согласиться с вывода ми второго оратора; нельзя считать образцовой школу, воспитанники которой оказываются в числе право нарушителей. Но, с другой стороны, нельзя и зачеркивать труд лучших педагогов этой школы. С У с о в е щ а н и я ч и т е л е й г. Л и п е ц к а Видимо, правильным будет такой вывод: четвертая школа имеет боль, шие возможности стать образцово- показательной, но надо эти возмож ности реализовать, коренным обра зом улучшить воспитательную рабо ту. Педагогам надо помочь. И тут, видимо, не обойтись без актив ной организаторской работы го роно и горкома партии и без содей ствия заводской общественности. Новолипчане должны задуматься, почему именно в их школах наибо лее неблагополучно обстоит дело с дисциплиной и сделать все от них зависящее, чтобы помочь педагогам исправить положение. Кстати, ны нешний директор завода т. Вини- ченко имеет опыт в этом деле. Когда он руководил заводом «Свободный сокол», там возник замечательный почин: рабочий коллектив установил тесную связь со школами и оказал огромную помощь педагогам в деле воспитания. Эта связь существует и сейчас. Об этом говорила завуч средней школы Л» 3 заслуженная учительница шко лы РСФСР т. Черкасс. Она подняла также вопрос о том, чтобы и сами педагоги вели активную работу с родителями. Каждый учитель должен стать пропагандистом педагогических знаний. Спор о четвертой школе — это принципиальный спор, который ка сается всех педагогических коллек тивов. Речь, собственно, идет о том, как выполняется требование июнь ского Пленума ЦК КПСС о слиянии обучения и воспитания в единый процесс. Как видно на этом примере, еще не везде ликвидирован разрыв между ними. И тут необходимо при вести в действие многие средства для исправления недостатков: повысить роль преподавания обществоведения, наполнить каждый урок по каждому предмету глубоким идейным содер жанием, активизировать деятель ность пионерских и комсомольских организаций, сделать боле.е дейст венной работу внешкольных детских учреждений, установить тесную связь с родительской общественностью, и, наконец, изжить второгодничество, для чего нужно дальше развивать и совершенствовать передовой педаго гический опыт. Обсуждение путей развития липец кого опыта было одним из узловых моментов совещания. Докладчик остро критиковал тех консерваторов, которые уже, не имея возможности открыто отвергать оправдавшие се бя на практике методы и формы ра боты учителей-новаторов, теперь на деются на: то, что липецкий опыт бу дет забыт и все опять пойдет по-ста рому. Далее он остановился на за дачах распространения и развития этого опыта. Многие выступавшие — тт. Мамзина, Черкасс, Шаламова, Фролова, Карпова и другие — до полнили доклад в этом отношении рассказами о новых конкретных фор мах организации уроков, проведения внеклассных мероприятий, решения задач коммунистического воспитания и т. д. Главное же — усиление теорети ческой подготовки учителей. В годы зарождения и внедрения опыта ра циональной организации урока боль, шое внимание уделялось методиче ской стороне дела. Сейчас методика, основные прин ципы новой организации урока уже стали достоянием большинства учи тельства. Две трети педагогов горо да работают по-новому. Однако да леко не все учителя могут эффек тивно применять на практике опыт маяков. Что же мешает? Недостаточная теоретическая и идейная подготов* ка отдельных преподавателей. В са мом деле, как может дать ученикам на уроке больше знаний тот учитель, который и сам-то не слишком глу боко знает свой предмет. Изучая методику новой организации урока, он может перенять отдельные прие мы и формы, но они не принесут пользы его ученикам, ибо форма ос танется пустой, если у учителя нет глубоких знаний. Только преподаватели, глубоко знающие свой предмет и марксист ско-ленинскую философию, постоян но следящие за развитием своей на уки, могут новую организацию урока: превратить в средство повышения эффективности обучения и воспита ния. Бедность теоретического и идей, ного багажа —- вот причина пассив ности отдельных учителей. Зав. промышленным облоно т. Клюева, высказав эту мысль, сооб щила об изменении системы пере подготовки педагогических кадров. Вводится очно-заочное образование учителей в области той науки, кото рую они преподают, и марксистско- ленинской философии. Большую по мощь призваны оказать учителям факультеты на общественных нача лах при педагогических институтах. Ректор Липецкого пединститута т. Перелыгин сказал в связи с этим, что этот институт планирует шире развернуть деятельность факультетов повышения квалификации учителей, создать постоянно действующий се минар для учителей обществоведения и усилить изучение и теоретическое обобщение передового педагогиче ского опыта. На совещании подчеркивалась также необходимость усиления атеи стического воспитания школьников, много говорилось о недостатках в эстетическом воспитании. С 1 сентября средние школы нач нут переход на десятилетний срок обучения. В связи с этим подчерки валось, что это ни в коей мере нэ должно повести к ослаблению тру дового воспитания и производствен ного обучения. Не за счет этого со кращается срок обучения. Десяти летка по-прежнему остается политех нической трудовой средней школой с производственным обучением. В связи с этим надо и дальше забо титься об укреплении базы такого обучения. Преподаватель школы № 31 заслуженная учительница шко лы РСФСР т. Мамзина выразила от имени своих коллег благодарность администрации Тракторного завода за оборудование учебного цеха. Но такой цех в городе один. На других заводах есть только участки или от. дельные рабочие места для школь ников. Этого недостаточно для обес печения производственного обуче ния в новых условиях, когда его срок сократился до двух лет. В прениях также приняли участие старший инспектор детской комна ты милиции т. Харевич и секретарь Липецкого горкома ВЛКСМ т. Кли мова. В заключение с речью выступил секретарь промышленного обкома КПСС т. Орехов. Совещание учителей г. Липецка обсудило многие другие вопросы обучения и воспитания подрастаю щего поколения и выработало чет кую программу работы в новом учебном году. Большой разговор о том, как оправдать внимание и за боту партии и правительства об учи теле, несомненно, воплотится в но вые славные дела наших педагогов, И. ОСТ АН КОВ. Цех центробеж ной отливки труб завода «Свобод ный сокол» оста новлен на капитальный ремонт. Печь отжига будет удлинена на' семь мет ров за счет зоны охлаждения. В ре зультате увеличивается мощность печи, повысится и качество продук ции. Основные работы по реконструк ции ведет участок «Металлургпро- катмонтажа», которым руководит мастер А. Меринов. Фундаменты должно сооружать третье строитель ное управление треста «Промстрой». Но с самого начала оно нарушало сроки. В результате ремонт теперь отстает от графика на восемь дней. Не закончены еще фундаменты под печь отжига и литейную машину конвейерной установки. А ведь тру болитейщики еще 9 августа отпра вили необходимую проволоку на «участок СУ-3. Это сдерживает ремонт цеха Медленно ведет работы бригада «Центрдомнаремонта» на монтаже конвейеров, бункеров и ограждений копра. В этом коллективе слаба трудовая дисциплина. Однако на чальник участка т. Волкотруб ниче го не предпринимает, чтобы вести монтажные работы строго по графи ку. Не проявили должной оперативно^ сти и руководители ремонтно-меха нического цеха завода. Они задер жали реставрацию деталей для кон вейерной установки, а также гидро цилиндры, призмы и штанги к очи стительным машинам. Труболитейщики сами многое де лают для того, чтобы вовремя вве сти цех в строй действующих. Свои- | ми силами они реконструируют лю неты, заменяют шпиндели, подшип ники, пневматические клапаны, ге- ределывают заливочный стенд и дру гое оборудование. Ими уже выпол нено 85 процентов всего объема ра бот. Особенно хорошо работают бригада коммунистического труда,- руководимая мастером А. В . Попо вым, слесари А. Ф. Батурин, И. В . Гостеев, М. Я. Водопьянов, П. В. Крикунов, наладчик А. Н. Шорин. Металлурги «Свободного сокола» ожидают, что руководители «Центр домнаремонта» л третьего управле ния треста «Промстрой» примут все меры для усиления темпов работы на ремонте цеха. м. пуговишникса, нештатный корр. «Ленинского знамени».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz