Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 8 августа 1 9 6 4 г., X» 20 2 ( 3 0 9 $ МЕХ АНИЗА ТОРЫ УЧ А ТСЯ Интенсивное веление хозяйства немыслимо без глубоких знаний. Февральский Пленум Ц К КПСС по­ требовал от партийных организаций подготовить всех сельских тружени­ ков к решению проблем ускоренно­ го подъема сельского хозяйства. Предметом глубокой партийной за­ боты должна быть подготовка кад­ ров. Нужно учить людей экономиче­ ски грамотно вести хозяйство, сме­ ло применять новое, передовое. Во всех колхозах и совхозах на­ шего управления были организованы кружки химического всеобуча и се­ минары по вопросам химизации сельскохозяйственного производст­ ва. В кружках и семинарах обучз- лось более двух тысяч человек. За­ нятие вели агрономы и зоотехники, преподаватели химии восьмилет­ них и средних школ. Хлеборобы, свекловоды, кукурузоводы, звенье­ вые и бригадиры изучали услозия эффективной химизации земледелия, комплексного применения различ­ ных технических средств. Многоотраслевой характер наших хозяйств, широкое применение ма­ шин и химических средств предъяв­ ляют большие требования к меха­ низаторам. Они должны хорошо знать сельскохозяйственную техни­ ку, передовую технологию обработ­ ки и уборки важнейших культур, пути повышения плодородия почвы, вопросы комплексной механизации ферм, основы экономики. Однако уровень подготовки мно­ гих трактористов, водителей ком­ байнов и автомобилей остается еще невысоким. Из 1443 трактористов лишь 14 имеют среднее образование. Значительная часть их — 553 чело­ века — с начальным образованием. Партийные организации колхозов и совхозов, чтобы повысить идейно- политический уровень и деловую квалификацию - механизат о р с к и х кадров, в прошлом учебном году во­ влекли в систему партийного про­ свещения 237 трактористов, ком­ байнеров, шоферов и электриков. В начальных экономических школах и семинарах по изучению конкрет­ ной экономики сельского хозяйства механизаторы изучали отдельные проблемы интенсификации, пути снижения затрат труда на единицу продукции, дальнейшего развития экономики своих хозяйств. Многие механизаторы повышали свои зна­ ния в вечерних общеобразователь­ ных школах, сельскохозяйственных техникумах. Большую заботу об обучении и воспитании кадров проявляет пар­ тийная организация колхоза имени Кирова. С механизаторами периоди­ чески проводятся производственные совещания, на которых обсуждают­ ся итоги выполнения планов п со­ циалистических обязательств, оче­ редные задачи сельхозартели. Лек­ торы и докладчики знакомят их с Глубже знания — плодотворнее труд достижениями передовиков сельско­ хозяйственного производства. Мно­ гие механизаторы учатся в полит­ кружках, двенадцать человек зани­ маются в общеобразовательной школе. Правление и партийная организа­ ция создают необходимые условия для высокопроизводительной рабо­ ты механизаторов, заботятся об их быте. Например, трактористам И. П. Ивашкову, Т. Г. Багрову, шофера^ Н. А. Агееву и М. Б. Шуйских и многим другим колхоз выделил лес, кирпич и другие материалы на стро­ ительство домов. Обогащенные знаниями, окрылен­ ные вниманием к их духовным и материальным запросам механиза­ торы производительнее используют технику. За последнее время улучшили ра­ боту с механизаторами партийные организации артели «Заря комму­ низма», «Победа». И здесь забо­ тятся об агротехнической подготов­ ке трактористов и комбайнеров, по­ вышает их идейный уровень. Заслуживает одобрения инициа­ тива парткомов совхозов « Красный Октябрь» и «Пятилетка», организо­ вавших в минувшем учебном году университеты сельскохозяйствен­ ных знзний. В числе слушателей университетов — управляющие от­ делениями, бригадиры тракторно­ полеводческих бригад, механизато­ ры. На занятиях изучались основы агрохимии, наиболее эффективные способы приготовления кормов, слу­ шатели знакомились с новой техни­ кой. Но критически проанализировав работу по обучению и воспитанию кадров, мы пришли к выводу: не­ достаточно еше партком, управление и первичные организации занимают­ ся повышением общеобразова гель- ного и технического уровня сель­ ских тружеников, в наших хозяй­ ствах еще мало людей, которые в совершенстве владеют новой тех­ никой и имеют глубокие знания по экономике и агрохимии. Коренные изменения, происшед­ шие в структуре сельскохозяйствен ного производства, требуют иного подхода к воспитанию и обучению кадров. Июньский Пленум ПК КПСС под черкнул, что без глубокого знания марксистско-ленинской теории, без умения творчески применять ее в практической деятельности нельзя успешно решать задачи коммунисти­ ческого строительства. Сейчас пар тийные организации стремятся пол нее удовлетворить идейные запросы механизаторов, их возросшую тягу к экономике. В 1964—1965 учебном году в системе политического про­ свещения большое количество меха­ низаторов будут изучать историю Коммунистической партии Советско­ го Союза. 425 человек решили изучать конкретную экономику сель­ ского хозяйства в начальных эконо­ мических школах и семинарах. Наряду с этим, партийные орга­ низации стараются развивать и та­ кие массовые формы политической и производственной пропаганды, как школы коммунистического труда и передового опыта, народные универ­ ситеты и лектории. В совхозах «Пя­ тилетка», «Красный Октябрь», «На- бережанский», в сельхозартели «Ве­ ликий Октябрь» созданы учебные комбинаты. Важной составной ча­ стью учебного плана является про­ изводственно-техническая и общеоб­ разовательная учеба, распростране­ ние и внедрение передового опыта, достижений сельскохозяйственной науки в производство. Учитывая, что многие механиза­ торы имеют низкий общеобразова­ тельный уровень, партийные орга­ низации нашего управления зада­ лись целью вовлечь их в вечерние школы и заочное обучение. В пред­ стоящем учебном году в вечерних и заочных^ средних и восьмилетних школах будет заниматься более ты­ сячи механизаторов. От 1034 трак­ тористов, шо-феров, электриков и комбайнеров уже поступили заявле­ ния в школы и техникумы. Руково­ дители школ и учителя деятельно готовятся к приему нового контин­ гента учащихся. Производственный партком и уп­ равление наметили мероприятия по повышению деловой квалификации бригадиров тракторных бригад. Наи­ более приемлемой формой их пере­ подготовки, на наш взгляд, являют­ ся курсы при школах механизации и объединениях «Сельхозтехника», укомплектованные специалистами с высшим образованием. На курсах бригадиры ознакомятся с новой техникой, прогрессивными приема­ ми труда, с основами агрохимии. Учебный год мы намечаем завер­ шить теоретической конференцией, на которой предполагается обсу­ дить пути снижения себестоимости продуктов земтеделия и животно­ водства. Улучшение состава' механизатор­ ских кадров, усиление работы парт­ организаций по внедрению дости­ жений науки и передового опыта обеспечат успешное решение задач по 'интенсификации сельскохозяйст­ венного производства. П. К РИ В ОШЕЕВ, начальник производственного управления. В. СМО Л ЬЯНИН ОВ, секретарь Тербунекого производственного парткома. В ферросплавном цехе Новоли­ пецкого металлургического завода по-ударному трудится бригада плавильщиков, которой руководит Дмитрий Николаевич Петров. В этом году ее коллектив сэконо­ мил более 100 тысяч киловатт-ча­ сов электроэнергии и по всем другим производственным показа­ телям вышел на первое место в соревновании плавильных бригад. Н А СНИМ КЕ: подручный пла­ вильщика передовой бригады Ва­ силий Петрович Еремин наблю­ дает за ходом плавки. Фото А. Гирева. С е м и н а р ы п р о ф с оюз ных работников Двухдневный семинар заведующих профсоюзными клубами и библиоте­ ками провел на днях сельский обл- совпроф. Перед участниками семи­ нара с докладом «О задачах культ- просветучреждений в свете решений декабрьского (1963 г.).и февраль­ ского (1964 г.) Пленумов ЦК КПСС» выступил т. Мончук. Директор ме­ тодического кабинета . областного управления культуры т. Сухинина сделала сообщение о работе клубов по внедрению новых обрядов в быт советских людей. Был» также прочи­ таны доклады оэформах массовой работы клуба, о задачах библиотек и другие. Участники семинара обменялись опытом работы. Через несколько дней состоится семинар председателей товарище­ ских судов отделений совхоза. Бу­ дут проведены семинары председа­ телей фабзавкомов обкома профсо­ юза пищевиков, председателей мест­ комов средних школ. БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР о т во рч е с ких по ис ка х САХАРНЫЙ к о р е н ь Это край, где строгий север Рос­ сии встречается с ее ярким, пышным югом, где терпкий запах дубрав за­ бивает хвойный настой ельников, а реки в самих названиях хранят про­ зрачность — Красивая Меча, Сосна, Воронеж... О нем с грустью писал когда-то здешний уроженец Иван Бунин: «Это только подстепье, где поля волнисты, где все буераки да косогоры, неглубокие луга, чаще всего каменистые, где деревушки и лапотные обитатели .их кажутся за­ бытыми богом...». Гул гигантских домен Л ипецка у месторождений, известных еще пу­ шечным мастерам Петра Первого, раскатился по всей стране и вдруг вывел подстепье в число краев гром­ ких, знаменитых. Но не всеми заме­ чено другое, не столь зримое преоб­ ражение: ржаное да овсяное под­ степье в считанные годы превращено в край сахарный! Поля остались такими же волни­ стыми, но теперь уже целых сто двадцать тысяч гектаров покрыл изумрудный свекловичный лист. Курс партии на интенсификацию, союз техники и химии привели выгодней­ шую из культур черноземья в места, где о ней только слыхали. И не нужны бухгалтерские книг», чтобы заметить ее влияние на’ экономику. Где больше всего строят, где кол­ хозники кроют свои дома железом? В той деревне, что тесней других окружена сахарными плантациями. Уже половину доходов от земледе­ лия дает свеклосеяние, уже здешнее село не мыслит полеводства без южанки, а площади ее все растут. Зональная специализация на слад­ ком корне и пейзаж изменила. Едешь проселком в августовский полдень — темно-зеленые планта­ ции прохладны, лучи солнца тонут в них, оседая в корнях крупицами са­ хара. А росной ночью подчас уви­ дишь на сочных листьях лунную до­ рожку — так густы, раскидисты они. Прокаленный солнцем звеньевой ведет в глубь массива — тут свекла особенно густа и набориста. Зовут звеньевого Михаилом Илюшиным, обрабатывает он без ручного труда семьдесят гектаров. — Знаете, кто на этих полях до меня работал? Дазнеяько, конечно, а все же будто родня мы... Дмитрий Николаевич Прянишников, слыхали? — Михаил наслаждается эффектом. — Ставил опыты по подкормке свеклы. Показал, что с удобрением можно вдвое брать против прежнего. И верно. Почему нынче такой бога­ тый корень? Да химию подключили, дали как следует азота, фосфора, калия... Звеньевой Боринского совхоза имеет основание гордиться. В прямь на этих вот полях, в боринской эко­ номии Гарденина, три чегверти века назад экспериментировал будущий основоположник агрохимии. Первый печатный труд Д. Н. Прянишникова посвящен удобрениям сахарной свек­ лы. Боринская экономия была пер­ вым очагом свеклосеяния под Ли­ пецком. Кстати, хозяин ее, С. Н Гардении, в 1917 году добровольно передал имение Советской власти и до конца своих дней работал в нз- шей сахарной промышленности. Теперь в подстепье выросли свои Что волнует свекловодов Липецкой области ученые, развивающие заветы заме­ чательного агрохимика Д. Н. Пря­ нишникова. Эффективность удобре­ ний сахарной свеклы обосновал И. П. Ксенз в труде, принесшем ему кандидатскую степень. Автор трех десяткоз печатных работ, советчик липецких свекловодов, Иван Павло­ вич относится к тем деятелям нау­ ки, каких не упоехнешь в отрыве от земли. Восемнадцать лет отдал он совхозу «Петровский». Здесь вы­ росли его дети, на его глазах подня­ лись деревья лесополос, много сил вложил главный агроном, чтобы поднять культуру полей до нынеш­ него, очень высокого уровня. Дирек­ тор «Петровского» И. П. Воловчен- ко был назначен министром сель­ ского хозяйства СССР, и теперь сов­ хозом руководит заслуженный агро­ ном республики, кандидат наук И. П. Ксенз. «Петровский» широко известен культурой гороха, но са­ харная свекла была и остается лю­ бовью ученого — давней, привезен­ ной еще с Украины. Средняя уро­ жайность корней за пять лет превы­ шает триста центнеров с гектара Мы с Иваном Павловичем объезди­ ли поля — нынче сбор обещает быть намного больше. — А ведь даже двести центнеров свеклы — это тридцать центнеров белого сахара с гектара!— говорит Иван Павлович.— Так что меры ма­ териального поощрения свекловодов, принятые правительством, очень ра­ зумны* вложения окупаются стори­ цей. К нам едут многие, мы кое-где бываем, картина ясна: область вы­ растит невиданный урожай, план намного перекроет. Сказались три фактора: химия, техническая осна­ щенность, щедрая оплата труда. Они будут действовать все сильнее, и об­ ласть, даже увеличивая площади, наверняка покончит с низкой уро­ жайностью. Но остаются еще три проблемы, они особенно сказывают­ ся на молодом липецком свекловод­ стве. Первая — грузовик в сентяб­ ре. Втооая — столовый ножик на поле. Третья — ради чего растят свеклу? Иван Павлович изложил свой взгляд и посоветовал поездить, по­ беседовать с людьми — «чтоб «Пет­ ровский» не расписывался за гра­ мотных». . щ Председатель колхоза имени Фрун­ зе А. Ф. Астанков мигом понял, о каком «сентябрьском грузовике» го­ ворил Ксенз: — Именно в сентябре нужен транс порт, прав Иван Павлович. Смот­ рите: наш колхоз занимает свеклой уже полторы тысячи гектаров, ниже двухсот центнеров корней не бе рем, а нынешний урожай будет ре^ кордным. Но машин всегда не хва­ тает, поэтому начинаем уборку ра но, с августа, когда плантация еще работает з полную мощь — до вось­ мидесяти- кило сахара в день накап­ ливает гектар. Колхозницы спорят, не дают убирать рано, да и сам по­ нимаешь — вред. А что делать? Иначе вовсе загубишь долю урожая. Я уже прояснил обстановку: область , может дать хозяйствам только тыся. чу грузовиков, а нужно, чтоб спра­ виться с урожаем, тысяч шесть. При. дут ли он», да и когда придут?.. А по-моему, надо бы так: раз уж стал Л ипецк сахарным, хорошо бы закре. пить за ним для постоянного, так сказать, шефства определенные ав­ тохозяйства 1 промышленных центров. Чтоб каждый сентябрь приезжали к нам постоянные люди. Есть, конеч­ но, и другие думки. Иметь бы в каждом хозяйстве побольше транс­ портных тележек... Уже пятьдесят семь звеньев ра­ ботают в области по методу Свет­ личного, в них дошли лучшие меха­ низаторы, их плантации отличаются густотой, свежестью. Довелось по­ видать свекловичное поле депутата Верховного Совета РСФСР В. П. Колесникова, добротный массив звеньевого колхоза «Заветы Ильи­ ча» В . С. Романова, участок В. С. Панкова в артели «Россия», планта­ цию опытнейшего свекловода колхо­ за «Гигант» И. С. Каторгина. Люд» очень озабочены проблемой «ножа в поле», т. е. ручной доочистки кор­ ней, без которой заводы не прини­ мают сырье. Около полумиллиона человеко-дней затрачивает область на эту работу! Себестоимость цент­ нера свеклы пока высока—два руб­ ля в прошлом году. Теперь, после механизации прорывки, львиная до­ ля затрат труда приходится на осень. Звеньевые не смогут достичь показателей Светличного в экономии рабочего времени, пока им всерьез не помогут заводы. Уборка так взвинчивает затраты человеко-часов, что от сбереженных за лето челове- ко-минут ничего не остается. Пока намечено принять на заводы без ручной доочистки неполных десять тысяч тонн корней — ничтожную до­ лю того, что вырастят липецкие свекловоды-механизаторы. А третья проблема («ради чего свеклу растят?»— формулирует ее И. П. Ксенз) касается не только Ли­ пецка, хотя здесь, может быть, чув­ ствуется острей. Свеклу, конечно, растят ради сахара, это ясно. Но почему же тогда хозяйство никак не заинтересовано в том, чтобы полу­ чать больше сахара с гектара? За­ вод оплачивает только за тонны свеклы, не учитывая качества сырья. Может, от механизаторов, • агроно­ мов не зависит, насколько сладким будет корень? Зависит, и в большой степени. — Многократные опыты в «Пет­ ровском» убедили нас: летняя под­ кормка суперфосфатом повышает сахаристость до двух процентов.— говорит И. П. Ксенз,— но как я мэ гу тратить деньги, если завод не возместит вложений? — Даже от того, в каком направ­ лении к солнцу идут рядки, зависит содержание сахара,— словно про­ должает его мысль А. Ф. Астанков — Не говорю уж о густоте насаж­ дений: она тоже влияет на сахари­ стость. Вспоминается разговор на Кубани с начальником Усть-Лабинского про изводственного управления П. К Чайкиным. — У нас свекла содержит на два—три процента меньше сахара, чем в черноземных областях. Но вы слыхали про серпентинит? Эта гор­ ная порода, залегающая под боком нас, готова восполнить нам поте­ ри. Стоит в обычную смесь удобре­ ний добавить полцентнера серпенти­ нита, и сбор сахара с гектара возра­ стет на пять—семь центнеров. Уче­ ными это твердо доказано, уже и подсчитано: повысить сахаристость кубанской свеклы только на один процент — значит получить допол­ нительно миллион центнеров про­ дукта. Но действующий порядок за­ купок мешает колхозу глядеть в ко­ рень — в тот корень, где копится будущий рафинад. ' Положение, конечно, абсурдное. В сухое лето сахаристость свеклы в Липецке поднимается до двадцати одного процента, однако валовой сбор мал, и хозяйства оказываются ущемленными. А можно ли изгнать «голый вал» и из этой отрасли? Вполне. И это подтверждает опыт, скажем, Ново- Кубанского сахарного завода. В прошлом году предприятие услови­ лось с хозяйствами о базисном про­ центе, о приплате за его превыше­ ние, и колхозы сразу же обратили внимание на качество корней. За­ вод выплатил артелям весомые пре­ мии, но сам выработал дополнитель­ ного продукта на большую сумму. Видимо, настала пора изменить отживший порядок заготовок свек­ лы и сделать так, чтобы сладкий корень выращивался ради сахара, а не одних только тонн. Благодатное лето не жалеет ни дождя, ни солнца, и полнятся кладо­ вые плантаций. Перед серьезным испытанием стоят заводы молодого сахарного края. Большие надежды возлагают свекловоды на новый ги­ гант в Ельце: производительность этого современного предприятия • полсотни тысяч центнеров корней в сутки. Новостройка должна быть подготовлена к пуску в сентябре. Но только теперь обнаружился крупнейший просчет руководителей стройки: здесь подготовили цехи, оборудование, но забыли о людях, которым придется работать, не по­ строили жилья! —• Случай, конечно, беспример' ный — предприятие не располагает и двадцатой частью нужных квартир, — говорит директор завода Н. П. Горленко.— Бьем тревогу, но спе­ циалистов, квалифицированных ра­ бочих некуда пригласить. Приез­ жали ответственные люди — и заме ститель председателя СНХ РСФСР М. Г. Чентемиров, и председатель Центрально-Черноземного совнар­ хоза' К. Н. Беляк, а сдвигов пока нет. У нас остались считанные неде­ ли, урожай ведь ждать не будет. Земледельцы подстепья в больших трудах и волнениях вырастили хо рошую свеклу. И нужно сделать все, чтобы каждый корень превра гился в кусок сахара, чтоб с новой стороны узнали срединную русскую землю в столовых Братска, в тихих кафе Л енинграда, в чайных « В торо го Баку». Ю ЧЕРНИЧЕНКО («Правда» за 26 августа). Августозские совещания учителей нашей области проходят в этом году в обстановке, чрезвычайно благо­ приятной для новых творческих по­ исков педагогов, для дальнейшего совершенствования обучения и вос­ питания подрастающего поколения. Решения июньского (1963 г.) Плену­ ма Ц К КПСС вооружили педагогов стратегией коммунистического воспи­ тания, а жизнь — опытом, на основе которого вырабатываются тактика, конкретные формы и методы слияния обучения и воспитания в единый процесс. Забота партии и прави­ тельства об учительстве, выразив­ шаяся, в частности, в повышении за. работной платы педагогам, вдохнов­ ляет их, вызызает у учителей стрем­ ление делом ответить на то внима­ ние, которое проявлено к их жизни и быту. Все это находит отражение на ав­ густовских совещаниях, которые по традиции намечают общую програм­ му действий педагогических коллек­ тивов на весь учебный год. В док­ ладах и выступлениях красной ни­ тью проходит одна мысль: липецкие учителя завоевали славу новаторов; дело чести каждого из них работать еще лучше. В этом отношении характерно со­ вещание учителей г. Липецка. На нем с докладом «О ходе выполнения постановления июньского Пленума ЦК КПСС (1963 г.) школами Ли­ пецка и об очередных задачах учи­ телей города» выступил зав. гороно т. Салтыков. Он рассказал о том хо­ рошем, что было сделано в прошлом учебном году, остановился и на не­ достатках. В школах Липецка успеваемость несколько повысилась — 97,2 про­ цента, на 90 человек сократилось число учеников, оставленных на вто­ рой год. Шестьсот учителей города закончили занятия вообще без вто­ рогодников. Совершенствовался и распростра­ нялся ' передовой педагогический опыт. В Липецке, известном своими маяками-педагогами, возникли мая­ ки— учительские коллективы. К их числу относятся педколлективы школ №№ 3, 6 , 19, 25 и других. Назвал докладчик и имена лучших учите­ лей города М. Д. Кочериной, Н. В. Посадневой, К. Н. Мамзиной, Л. М. Мухорговон и других. Однако, отдавая должное перечис­ ленным мастерам педагогического труда, другие выступавшие обратили внимание на то, что заведующий гороно мало назвал новых имен, имен последователей маяков липец­ кого опыта. Это говорит о том, что городской отдел народного образо­ вания недостаточно конкретно зани­ мался активным распространением передового опыта. Этот недостаток был в какой-то мере признан т. Салтыковым, когда он отмечал, что гороно и горком профсоюза работников просвещения мало помогали педагогическим кол­ лективам, борющимся за звание школ коммунистического труда. Одним из средств устранения не­ достатков в распространении опыта маяков должно быть увеличение чис. ла школ передового опыта, возглав­ ляемых лучшими педагогами, и соз­ дание образцово-показательной шко. лы на базе одного из лучших учеб­ ных заведений города. Докладчик конкретно предложил превратить в образцово-показательную среднюю школу № 4, в которой работает много подлинных мастеров урока. Однако здесь последовали воз ражения. В частности, зав. идеоло­ гическим отделом Липецкого горко­ ма КПСС т. Черных заметил, что четвертую школу, никак нельзя ечн тать образцово-показательной. Имен, но в этой школе наиболее неблаго­ получно обстой г дело с дисципли­ ной, а отдельные учащиеся допуска­ ют серьезные правонарушения. Кста­ ти, подобное положение характерно и для других школ левобережья. Противоречие во мнениях орато­ ров однако вполне объяснимо. Тов. Салтыков, говоря, что четвертая школа может быть образцовой, исхо­ дил из того, что в ней работает мно­ го опытных педагогов, которые до­ бились серьезных достижений в обу­ чении детей. А т. Черных сосредо­ точил внимание на конкретных не­ достатках в воспитательной работе. Если исходить из задачи слияния обучения и воспитания в единый процесс, надо согласиться с вывода­ ми второго оратора; нельзя считать образцовой школу, воспитанники которой оказываются в числе право­ нарушителей. Но, с другой стороны, нельзя и зачеркивать труд лучших педагогов этой школы. С У с о в е щ а н и я ч и т е л е й г. Л и п е ц к а Видимо, правильным будет такой вывод: четвертая школа имеет боль, шие возможности стать образцово- показательной, но надо эти возмож­ ности реализовать, коренным обра­ зом улучшить воспитательную рабо­ ту. Педагогам надо помочь. И тут, видимо, не обойтись без актив­ ной организаторской работы го­ роно и горкома партии и без содей­ ствия заводской общественности. Новолипчане должны задуматься, почему именно в их школах наибо­ лее неблагополучно обстоит дело с дисциплиной и сделать все от них зависящее, чтобы помочь педагогам исправить положение. Кстати, ны­ нешний директор завода т. Вини- ченко имеет опыт в этом деле. Когда он руководил заводом «Свободный сокол», там возник замечательный почин: рабочий коллектив установил тесную связь со школами и оказал огромную помощь педагогам в деле воспитания. Эта связь существует и сейчас. Об этом говорила завуч средней школы Л» 3 заслуженная учительница шко­ лы РСФСР т. Черкасс. Она подняла также вопрос о том, чтобы и сами педагоги вели активную работу с родителями. Каждый учитель должен стать пропагандистом педагогических знаний. Спор о четвертой школе — это принципиальный спор, который ка­ сается всех педагогических коллек­ тивов. Речь, собственно, идет о том, как выполняется требование июнь­ ского Пленума ЦК КПСС о слиянии обучения и воспитания в единый процесс. Как видно на этом примере, еще не везде ликвидирован разрыв между ними. И тут необходимо при­ вести в действие многие средства для исправления недостатков: повысить роль преподавания обществоведения, наполнить каждый урок по каждому предмету глубоким идейным содер­ жанием, активизировать деятель­ ность пионерских и комсомольских организаций, сделать боле.е дейст­ венной работу внешкольных детских учреждений, установить тесную связь с родительской общественностью, и, наконец, изжить второгодничество, для чего нужно дальше развивать и совершенствовать передовой педаго­ гический опыт. Обсуждение путей развития липец­ кого опыта было одним из узловых моментов совещания. Докладчик остро критиковал тех консерваторов, которые уже, не имея возможности открыто отвергать оправдавшие се­ бя на практике методы и формы ра­ боты учителей-новаторов, теперь на­ деются на: то, что липецкий опыт бу­ дет забыт и все опять пойдет по-ста­ рому. Далее он остановился на за­ дачах распространения и развития этого опыта. Многие выступавшие — тт. Мамзина, Черкасс, Шаламова, Фролова, Карпова и другие — до­ полнили доклад в этом отношении рассказами о новых конкретных фор­ мах организации уроков, проведения внеклассных мероприятий, решения задач коммунистического воспитания и т. д. Главное же — усиление теорети­ ческой подготовки учителей. В годы зарождения и внедрения опыта ра­ циональной организации урока боль, шое внимание уделялось методиче­ ской стороне дела. Сейчас методика, основные прин­ ципы новой организации урока уже стали достоянием большинства учи­ тельства. Две трети педагогов горо­ да работают по-новому. Однако да­ леко не все учителя могут эффек­ тивно применять на практике опыт маяков. Что же мешает? Недостаточная теоретическая и идейная подготов* ка отдельных преподавателей. В са­ мом деле, как может дать ученикам на уроке больше знаний тот учитель, который и сам-то не слишком глу­ боко знает свой предмет. Изучая методику новой организации урока, он может перенять отдельные прие­ мы и формы, но они не принесут пользы его ученикам, ибо форма ос­ танется пустой, если у учителя нет глубоких знаний. Только преподаватели, глубоко знающие свой предмет и марксист­ ско-ленинскую философию, постоян­ но следящие за развитием своей на­ уки, могут новую организацию урока: превратить в средство повышения эффективности обучения и воспита­ ния. Бедность теоретического и идей, ного багажа —- вот причина пассив­ ности отдельных учителей. Зав. промышленным облоно т. Клюева, высказав эту мысль, сооб­ щила об изменении системы пере­ подготовки педагогических кадров. Вводится очно-заочное образование учителей в области той науки, кото­ рую они преподают, и марксистско- ленинской философии. Большую по­ мощь призваны оказать учителям факультеты на общественных нача­ лах при педагогических институтах. Ректор Липецкого пединститута т. Перелыгин сказал в связи с этим, что этот институт планирует шире развернуть деятельность факультетов повышения квалификации учителей, создать постоянно действующий се­ минар для учителей обществоведения и усилить изучение и теоретическое обобщение передового педагогиче­ ского опыта. На совещании подчеркивалась также необходимость усиления атеи­ стического воспитания школьников, много говорилось о недостатках в эстетическом воспитании. С 1 сентября средние школы нач­ нут переход на десятилетний срок обучения. В связи с этим подчерки­ валось, что это ни в коей мере нэ должно повести к ослаблению тру­ дового воспитания и производствен­ ного обучения. Не за счет этого со­ кращается срок обучения. Десяти­ летка по-прежнему остается политех­ нической трудовой средней школой с производственным обучением. В связи с этим надо и дальше забо­ титься об укреплении базы такого обучения. Преподаватель школы № 31 заслуженная учительница шко­ лы РСФСР т. Мамзина выразила от имени своих коллег благодарность администрации Тракторного завода за оборудование учебного цеха. Но такой цех в городе один. На других заводах есть только участки или от. дельные рабочие места для школь­ ников. Этого недостаточно для обес­ печения производственного обуче­ ния в новых условиях, когда его срок сократился до двух лет. В прениях также приняли участие старший инспектор детской комна­ ты милиции т. Харевич и секретарь Липецкого горкома ВЛКСМ т. Кли­ мова. В заключение с речью выступил секретарь промышленного обкома КПСС т. Орехов. Совещание учителей г. Липецка обсудило многие другие вопросы обучения и воспитания подрастаю­ щего поколения и выработало чет­ кую программу работы в новом учебном году. Большой разговор о том, как оправдать внимание и за­ боту партии и правительства об учи­ теле, несомненно, воплотится в но­ вые славные дела наших педагогов, И. ОСТ АН КОВ. Цех центробеж­ ной отливки труб завода «Свобод­ ный сокол» оста­ новлен на капитальный ремонт. Печь отжига будет удлинена на' семь мет­ ров за счет зоны охлаждения. В ре­ зультате увеличивается мощность печи, повысится и качество продук­ ции. Основные работы по реконструк­ ции ведет участок «Металлургпро- катмонтажа», которым руководит мастер А. Меринов. Фундаменты должно сооружать третье строитель­ ное управление треста «Промстрой». Но с самого начала оно нарушало сроки. В результате ремонт теперь отстает от графика на восемь дней. Не закончены еще фундаменты под печь отжига и литейную машину конвейерной установки. А ведь тру­ болитейщики еще 9 августа отпра­ вили необходимую проволоку на «участок СУ-3. Это сдерживает ремонт цеха Медленно ведет работы бригада «Центрдомнаремонта» на монтаже конвейеров, бункеров и ограждений копра. В этом коллективе слаба трудовая дисциплина. Однако на­ чальник участка т. Волкотруб ниче­ го не предпринимает, чтобы вести монтажные работы строго по графи­ ку. Не проявили должной оперативно^ сти и руководители ремонтно-меха­ нического цеха завода. Они задер­ жали реставрацию деталей для кон­ вейерной установки, а также гидро­ цилиндры, призмы и штанги к очи­ стительным машинам. Труболитейщики сами многое де­ лают для того, чтобы вовремя вве­ сти цех в строй действующих. Свои- | ми силами они реконструируют лю­ неты, заменяют шпиндели, подшип­ ники, пневматические клапаны, ге- ределывают заливочный стенд и дру­ гое оборудование. Ими уже выпол­ нено 85 процентов всего объема ра­ бот. Особенно хорошо работают бригада коммунистического труда,- руководимая мастером А. В . Попо­ вым, слесари А. Ф. Батурин, И. В . Гостеев, М. Я. Водопьянов, П. В. Крикунов, наладчик А. Н. Шорин. Металлурги «Свободного сокола» ожидают, что руководители «Центр­ домнаремонта» л третьего управле­ ния треста «Промстрой» примут все меры для усиления темпов работы на ремонте цеха. м. пуговишникса, нештатный корр. «Ленинского знамени».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz