Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 6 августа 1 9 6 4 г.. X* 2 0 0 (30941 ЗА В ОД Н АЧИНАЕ ТСЯ зря. Стоило поближе по- Солнечные, по-летнему яркие лу чи заливают комнату. И в их осве щении она кажется, почта обжитой. После заваленных строительным му сором лестниц и коридоров, где гу ляют сквозняки, где штукатуры еще только уступают место малярам, эта просторная комната как будто пе реносит вас со стройки в обстанов ку типичную для заводоуправлений. Только разве поменьше бумаг на столах, да посетители и сами хозяе ва здесь не задерживаются подолгу. У начальников цехов Азотнотуко вого завода — свои столы-«кабине- ты». Только застать начальников возле них почти невозмож но. Хозяева завода — на строитель ных площадках, в будущих цехах. Близится к концу возведение од ного из шести новых объектов, всту пающих в строй в этом году на Л ипецкой Магнитке, В корпусах монтируется оборудование. Вместе с монтажниками возле сложных ап паратов, компрессоров, колонн—се годня те, кому скоро предстоит ос ваивать новую технику. Производство готовится к пуску. А это должно означать, что гото вятся и его кадры. Если верить заместителю директо ра Новолипецкого металлургическо го завода т. Ширинскому, то подбор и подготовка кадров для Азотноту кового не вызывает опасений. Тогда почему же волнуется начальник это го производства т. Середкин? Азотнотуковое производство—но вое в нашем городе. Основную часть работников для нег 0 пришлось го товить в технических училищах и на родственных предприятиях стра ны. Сейчас несколько групп специа листов проходят стажировку в Ке мерове, Горловке, Днепродзержин ске. Часть рабочих решено подго товить на месте, перевести из других цехов завода. Вызывает опасение положение с ведущими специалистами, не доста ет некоторых основных инженерно- технических работников, без кото рых уже сейчас нельзя обойтись. Из 132 инженеров и техников пока что имеется 98. Начальника главного корпуса производства аммиака В асилия Пав ловича Богуславского беспокоит от сутствие трех начальников смен. Эти люди очень нужны сегодня для то го, чтобы уже сейчас обучать ра бочих, принимать оборудование, го товить технологические инструкции. Особую тревогу вызывает отсутст вие пяти аппаратчиков коксовых ка бин и бригадира по разделению кок сового газа. На заводе пока не зна ют, где взять этих специалистов. Василий Павлович Богуславский ез дил на родственные заводы, пытал ся оттуда привезти нужных работ ников — не удалось. Такие попытки, кстати сказать, не единичны. Каждый раз, когда на Новолипецком готовится войти в строй очередной цех, его посланцы посещают металлургические пред приятия и, грубо говоря, «перема нивают» к себе специалистов. В на шем плановом народном хозяйстве этот метод, прямо скажем, «е из луч ших. Часто такие приглашения при водят к неприятностям. На заводах '~не хотят отпускать нужных им лю дей. Конечно, такую <квербовку» нельзя признать правильной. Анар хический набор кадров скорее всего может привести к отрицательным результатам. Ведь немало найдется любителей «теплых» мест и просто летунов. Выход, на наш взгляд, в органи зованном перемещении специали стов. Правда, на этот раз Новоли пецкий завод добился разрешения в . Совете народного хозяйства РСФСР взять некоторых специалистов с предприятий химии республики. Од нако основные азотнотуковые заво ды, на которых освоена подобная нашей технология, находятся на Украине. И здесь уже нужно вме шательство В СНХ. Казалось бы, об этом знают и ру ководители завода, и работники сов нархоза ЦЧЭР. Так почему же до сих пор не принимались нужные меры? Может быть, пока не поздно, сто ит подумать о том, чтобы через пар тийные организации < пригласить группу особенно нужных специали стов на время пуска и освоения с таким расчетом, чтобы эти люди подготовили в Липецке себе замену и тогда вернулись на свои родные заводы. Решения можно найти разные. Главное — их надо искать, не на деясь на то, что все само собой «об разуется», что если будет завод, то будут и кадры. Такой подход до рого обходится государству и сулит большие «издержки» в период ос воения. При ближайшем знакомстве с комплектованием штата нового про изводства приходишь к выводу, что руководители Новолипецкого заво да, партийная организация недооце нивают значения этой работы, недо статочно вникают в ее существо. В отдел кадров ежедневно при ходят много желающих работать на Азотнотуковом. Как правило, их на правляют в службы механика, элек- СЕГОДНЯ трика. Однако, познакомившись на месте с работой, ставкой, разрядом, остаются немногие. Дело в том, что тарифная сетка в ремонтно-механи ческом цехе Азотнотукового ниже, чем в таком же цехе коксохимпро- изводства. Разница в зарплате у ма стера, например, в 35—40 рублей. Между тем, оборудование на Азот нотуковом более сложное, а следо вательно, и мастера нужны более опытные, квалифицированные. И до сих пор в ремонтно-механическом нет половины инженерно-техниче ских работников, а из 115 человек, предусмотренных штатом, имеются всего 34. Руководство Азотнотукового счи тает целесообразным сделать ре монтно-механический цех кустовым, тогда соответственно повысится его категория. Только и это предложе ние остается без внимания. Пуск производства начинается с подстанции. Есть в комплексе Азот нотукового такая служба — релей ная. Она должна состоять из деся ти человек. Пока же здесь нет ни одного. Говорят, специальностьэлек- трика-релейщика редкая. Начальник электроцеха т. Карочанский согла сен принять двух—трех опытных практиков, которые возглавили бы бригады и обучили остальных. 'Уже во время монтажа можно было бы учиться у работников наладочных организаций. Но учиться некому. Беспокоятся в цехе. Только спокой ны в отделе главного энергетика и в отделе кадров завода. Новое производство оснащается огромным количеством точных при боров и автоматики. Чтобы обслу живать их, тоже нужны специали сты. На заводе решили в основном обойтись своими силами, не пригла шать людей «со стороны». Прекрас но! Можно выделить опытных ра ботников из действующих цехов, а на их место взять новичков и обу чить их. Что же получается на де ле? Руководители цехов, отделоз действуют по пословице: «На, тебе, боже, что нам негоже». Сейчас идут распри с начальни ком цеха К ИП и автоматики т. В аль цовым, который не отпускает опыт ных работников. Такую же пози цию занял начальник Ц З Л т. Л о банов. Опытные лаборантки тт. Кузовкч- на и Мясникова сЪгласились на пе ревод в 0 вновь создаваемую азот нотуковую лабораторию. Отдел кад ров дает разрешение. Только т. Ло банов против, как будто ЦЗЛ не за интересована в укреплении и росте младшей сестры. Ведомственные интересы мешают некоторым руководителям почувст вовать ответственность за пуск Азотнотукового. Работал на Коксо- химе специалист—механик, человек немолодой, больной. Ему тяжело было справляться с должностью главного механика, и тогда, вместо того, чтобы подыскать более спокой ную работу, его «бросили» на Азот нотуковый на крайне беспокойную должность. При этом даже не учли, что этот инженер не является спе циалистом по оборудованию нужной аппаратуры, ему нужно все изучать заново. И это не единственный слу чай, свидетельствующий о несерьез ном отношении руководителей Но волипецкого завода к подбору кад ров для вводимого производства. Не считаясь с мнением и даже без согласия начальника Азотнотуково го производства, пригласили кое-ко го из основных специалистов. Те перь т. Середкин предъявляет закон ные претензии: отдельные работники не удовлетворяют производство, по тому что не являются специалиста ми нужного профиля. Конечно, в какой-то мере винова ты и сами специалисты, давшие со гласие работать на новом для них производстве. Но стоит задать во прос руководителям завода и, преж де всего т. Ширинскому, почему они так неразборчивы в подборе кадров иа руководящие должности? Можно оказать, уже сегодня на чинается становление коллектива бу дущего мощного Азотнотукового производства. Секретарь партийной организации т. Зверева рассказыва ет, что число коммунистов увеличи вается ежедневно. Каждый член партии имеет по два—три партий ных поручения. Коммунисты обуча ют кадры, принимают оборудование и сами участвуют в его монтаже. И все-таки парторганизация не спокойна за подбор и подготовку кадров. На двух последних парт собраниях выносили решение: про сить партком завода заслушать от дел кадров, как выполняется поста новление совнархоза об укомплекто вании Азотнотукового кадрами, 1 обязать его работников в ближай ший срок подобрать штаты инжене ров и техников для нового произ водства. Постановления эти остаются на бумаге. В парткоме на них не обра тили внимания. Заместитель секре таря т. Чанышева говорит, что I А бы знакомиться, по глубже разобрать ся в нуждах кол лектива строяще гося производства. Тогда, возмож но, на заводе смогли бы найти квар тиру для приглашенного из Киро вокана очень нужного лаборатории химика-аналитика т. Волковой. Тог да, при всех трудностях, помогли бы аппаратчику, приглашенному из Бе резняков, устроить ребенка в ясли. Возможно партком счел бы уме стным вмешаться в такую «мелочь» как выделение мест в яслях и дет садах для работников Азотнотуко вого. Пока же, вопреки всякой ло гике, коллективу, состоящему из мо лодых специалистов, дали всего од но место в яслях! Есть еще одна проблема, на ко торую стоит обратить внимание и парткому, и руководству НЛМЗ. Это создание более мощной собст венной базы для подготовки специ алистов, необходимых новому про изводству. Для Азотнотукового тех нические училища обучили людей. Заявка завода выполнена. Для кислородно-конверторного це ха предстоит подготовить не одну тысячу человек в дневных и вечер них технических училищах. Но глаз ная беда—в нехватке помещений и в том, что нет хороших мастерских Правда, для училища № 11 строят ся новые мастерские. Это позволит, по заверению начальника управле ния профессионально-технического образования т. Щемелинина, в пол тора раза увеличить выпуск уча щихся. Но управление № 4 треста «Жилстрой» ведет эту работу край не медленно. Нельзя забывать и о том, что технические училища № 16 и № 10 фактически не имеют произ водственных мастерских и оснаще ны потрепанным, устаревшим обо рудованием. НЛМЗ нужно типовое, хорошо ос нащенное техническое училище. Кро ме того, следует позаботиться и о размещении на заводе вечерне-смен ного училища. Без решения этих проблем трудно надеяться, что уже в будущем году не возникнут ос ложнения с укомплектованием кад рами вновь вводимых цехов и преж де всего кислородно-конверторного. Руководители Азотнотукового счи тают необходимым в Липецком ме таллургическом техникуме организо вать группу азотчиков, которая бы готовила специалистов по техноло гии связанного азота. Это даст воз можность к пуску второй очереди иметь свои технические кадры. А почему бы не организовать и заочное обучение таких специали стов на базе вечернего техникума, не подумать об открытии филиала химико-технологического института? Все это поможет создать свои ме стные кадры химиков. Обращает на себя внимание еще вот что. Как только на заводе на чинается строительство очередного объекта, первыми его работниками, на которых возлагается контроль за поступлением чертежей, оборудова ния, а в дальнейшем и подготовка кадров, частенько оказываются лю ди по своим деловым качествам, возрасту или специальности непод ходящие. Старые ошибки уже по вторяются в кислородно-конвертор ном цехе. Туда «выдвинули» некото рых несправившихся на других ме стах руководителей. В штате этого цеха есть люди, никакого отношения не имеющие к металлургии— ни по образованию, ни по опыту работы, и им платят зарплату начальника смены. Есть специалисты, которые вот-вот уйдут на пенсию и не будут осваивать новое производство. Не слишком ли щедро расходуются го сударственные деньги? Коммунистическая партия и Со ветское правительство подчеркивают важность продуманного подбора и подготовки кадров для вновь строя щихся объектов. Новолипецкому за воду строить, пускать и осваивать еще много цехов. Партийной органи зации прежде всего нужно позабо титься о том, чтобы прошлые ошиб ки не повторялись. Г. ШЕВЧЕНКО. тш НАРАЩ И В А ТЬ ТЕМПЫ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ШИФРЫ ЗАГ ОТОВО К ПРОДУКЦИИ Тружени к и сельского хо зяйства на шей области ведут настойчивую борьбу за быстрейшее завершение уборки урожая и выполнение обяза тельств по продаже хлеба государст ву. Коллективы передовых хозяйств, проводя полевые работы, ни на ми нуту не забывают и о животноводст. ве. В совхозе «Петровский», например, крупный рогатый скот, предназна ченный для сдачи на мясо, сконцент рировали в одном месте, организова ли стойловое содержание и усилен ное кормление животных. В резуль тате среднесуточный привес каждого из них достигает 800 граммов. Дешевые летние корма позволяют не только поднять продуктивность скота, но и резко снизить себестои мость животноводческой продукции. В совхозе имени Мичурина Лебе дянского управления откорм крупно го рогатого скота организован в лет нем лагере, вблизи которого посеян набор кормовых культур: вики и го роха в смеси с овсом, кукурузы н клевера. 700 бычков обслуживают два тракториста и два их помощни ка. Благодаря механизации и деше вым летним кормам, себестоимость центнера говядины составила 27 руб лей 50 копеек. Однако не везде так обстоит дело. В ряде хозяйств слабо перенимают опыт передовиков, производство жи вотноводческой продукции пустили на самотек. Колхозы и совхозы Чап- лыгинского управления, например, до сего времени лишь на 49 процент- тов выполнили годовой план прода жи мяса государству. Но это, види мо. не волнует руководителей хо зяйств, работников производствен ного управления и парткома. Темпы Заверш а ю т с я последние приго товления к ново му учебному го ду. Начались тра диционные августовские совещания учителей, на которых намечаются пути дальнейшего совершенствова ния обучения и воспитания подра стающего поколения. Многолетние творческие поиски педагогов нашей области увенчались большим успехом: выработаны но вые принципы организации урока. Это оказало свое влияние не только на сам урок, но и на весь учебно-вос питательный процесс. И особенно важно то, что новая организация урока открыла большие возможности для формирования у каждого школь ника коммунистического мировоззре ния. Именно это обусловило широ кую популярность липецкого опыта в нашей стране и за рубежом. Опираясь на марксистско-ленин скую теорию познания, творчески ис пользуя педагогическое наследие Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и передовой педагогический опыт, луч шие учителя области преодолели яв но ошибочные представления о том, что обучение и развитие ребенка яв ляется якобы мало управляемым про цессом, не поддающимся регулиро ванию и ускорению. Своим самоот верженным трудом они опровергли многие методические каноны, обре кавшие учителя и ученика на пас сивность и созерцательность. Теперь вместо преодоления неуспеваемости и недисциплинированности, они ус пешно осуществляют их предупреж дение. Передовые учителя считают, что отставание учащихся обусловлено не только тем, что отдельные школьни ки плохо усваивают учебный мате риал. Более глубокая причина неус певаемости коренится в том, что учащиеся не получают достаточной нагрузки в школе, работают ниже своих возможностей. Новая органи зация урока: создала благоприятные условия для более полного исполь зования этих возможностей, а следо вательно, и для более эффективного заготовок здесь снижаются. Если в первую декаду августа всего по уп равлению было сдано 600 центнеров мяса, то во вторую — только 490 центнеров. Более чем в три раза снизили темпы заготовок мяса по сравнению с первой декадой августа хозяйства Лебедянского управления. На месте топтались во второй декаде колхозы и совхозы Елецкого и Доб- ринского управлений. Между тем, всюду имелись возмож ности значительно увеличить произ водство и продажу мяса государству. Об этом говорит пример хозяйств Липецкого управления. Здесь за ис текшие десять дней, с 10 по 20 авгу ста, отправлено на приемные пункты 1410 центнеров мяса, или почти в 6 раз больше, чем за предыдущую де каду. Значительно больше, чем в преды дущую декаду, сдали скота государ ству хозяйства Данковского, Долго руковского, Задонского, Усманского управлений. Все это позволило заго товить мяса на 2780 центнеров боль: ше, чем за предыдущую декаду ав густа. Но темпы заготовок все еще зна чительно ниже прошлогодних. На 20 августа 1964 года сдано мяса на 13.015 тонн меньше, чем нд ту же дату прошлого года. В результате хозяйства области сильно отстают с выполнением августовского задания. В этом месяце надо заготовить 4 ты сячи тонн мяса, а за 20 дней было сдано только немногим более 1000 тонн. За последнюю декаду темпы заго товок молока оказались несколько выше, чем за соответствующий пе риод прошлого года, но намного ни же, чем за первую декаду августа этого года. Особенно отстают хозяй ства Чаплыгинского управления. Го довой план ими выполнен лишь на 58 процентов. В Астаповском отде лении совхоза имени Л. Толстого, например, пасут коров по голым пастбищам и не дают им зеленой подкормки. Откуда же быть высоким надоям? То же самое можно сказать и о колхозах имени Калинина, «Ленин ский путь», «Память Ленина» Ста- новлянского управления. Здесь так- же не дают коровам зеленой под кормки, не организована ночная пастьба дойного стада. Отсюда и плачевные результаты: эти хозяйства до сего времени не выполнили годо- Выполнение годового плана на 20 августа с. г.(в процентах) Д Г я с о М о л о х О Я 1 ц а Добринского управления. Если за первые десять дней они сдали 162 Липецкое 61 Липецкое 68 Долгоруковское 105 тысячи штук, то за вторую декаду—* только 53 тысячи. Добрннское 55 Добринское 67 Елецкое 88 Тербунекое 53 Долгоруковское 65 Тербунское 87 Боевая задача животноводов со* Задонское 51 Задонское 65 Уеманское 87 стоит в том, чтобы резко повысить Елецкое 49 Данковское 64 Лебедянское 84 продуктивность скота и темпы сда Чаплыгине*ое 49 Становлянское 64 Добрннское 81 чи животноводческой продукции, ус« Лебедянское 47 Тербунское 63 Становлянское 80 пешно выполнить свои обязательст* Долгоруковское 45 Лебедянское 62 Чаплыгинское 77 ва — продать государству в августе: Уем а некое 45 Усманекое 59 Данковское 75 4 тысячи тонн мяса, 33 тысячи тонн Становлянское 43 Елецкое 58 Задонское 73 молока и 4 миллиона 100 тысяч Данковское 41 Чаплыгинское 58 Липецкое 67 штук яиц. ________ _ вой план заготовок молока и напо ловину. Некоторые руководители хозяйств отставание с заготовками молока объясняют тем, что лучшее время прошло, сейчас, дескать, снижение надоев — закономерное явление. Но пример передовых хозяйств говорит об обратном. В совхозе «Петров* ский» суточные надои молока под нялись на 2—3 килограмма в сред нем на корову. Надо принять все меры к тому, чтобы по-настоящему организовать содержание и кормление дойного ста. да, материально заинтересовать жи вотноводов в повышении продуктив ности скота. Темпы заготовок яиц нынче выше прошлогодних. На 246 тысяч штук больше заготовлено их и за вторую декаду августа, чем за первую декаду. Однако на этом никак нельзя успо каиваться. По обязательству в авгу сте надо заготовить 4.100 тысяч штук яиц, а за 20 дней августа на прием ные пункты поступило всего 2 мил лиона. Особенно отстают с заготовками яиц хозяйства Липецкого, Задонско го, Данковского управлений. Снизили темпы сдачи яиц колхозы и совхозы ВТОРОГОДНИКОВ ! | Н ав стр еч у н о зэм у $ у ч е б н о м у г о д у общего развития школьников, что, в свою очередь, ведет к предупрежде нию отставания в учебе. При применении шаблонных схем урока начальная стадия отставания обычно не замечается. Учитель не ви дит главного: как учащиеся усваи вают знания (это перенесено на их домашнюю работу!). И что же? Не успеваемость потом пытаются пре одолеть дополнительными домашни ми заданиями и занятиями после уро ков. Но это очень часто не дает же лаемых результа тов, потому что у ученика ослаб ин терес к предмету. Дополнител ьные занятия сплошь и рядом расценива ются, как наказа ние, усиливающее моральную подав ленность. Отсюда и пассивность на дополнительных занятиях, и случаи неявки, и уход с занятий. Малоэф фективны и дополнительные домаш ние задания. Передовые учителя наших школ, на каждом уроке предупреждая воз можность ошибок в понимании мате риала, научились вовремя преду преждать саму возможность отста вания в учении и развитии учащихся. Особенно хорошо это умеют делать коллективы Агрономовской, Тербун- ской, Троекуровской и Усманской школ-интернатов, много лет не име ющих второгодников. Вот как предупреждают отстава ние учителя Агрономовской средней школы (А. И. Самсонова, К. И. Гло това, И. А. Бражников, М. А. Зрелая и другие). На уроке они наблюдают за работой каждого ученика и ока зывают им помощь в усвоении изу чаемого материала. Они поддержи вают и развивают у ребят инициа тиву, интерес к учению, стремление самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. На всех заня тиях царит творческая атмосфера. исключительных Кроме того, все учителя этой шко лы строго соблюдают правило: к изучению новой темы переходить лишь после того, как убедишься, что все ученики усвоили главное и ос новное, овладели необходимым ми нимумом навыков самостоятельного применения и расширения получен ных знаний. И в лучших школах иногда бывают случаи временного отставания учени ков из-за болезни или других причин. Но преодолевается оно прежде всего индивидуал ь н о н работой с отстав шим на уроках. В ажную роль иг рает также по мощь товарищей во внеур о ч н о е время. Только в случаях учителя проводят дополнительные занятия после уроков, чтобы за короткий от резок времени, в два-три занятия, помочь ученику догнать класс. Помогают предупредить отставание система дополнительных заданий на уроках, внеклассное чтение, беседы, занятия в кружках. В каждой школе сложилась своя система. Так, в трех стах школах области предупрежде нием возможности отставания в пер вом классе учителя начинают зани маться задолго до поступления де тей в школу. В школах Данковского, Л ебедянского, Усманского и других районов регулярно, раз в неделю, начиная со второй половины сентяб ря, учителя четвертых классов прово дят игры, беседы, чтение книг и другие занятия с будущими перво классниками. Детей приглашают на школьные вечера, елки и другие праздники. На празднике «Прощай, букварь» учащиеся 1 -го класса тор жественно вручают шестилеткам свои учебники. С будущими первоклассни ками, под руководством учителя, охотно проводят занятия пионеры IV классов (игры, танцы, чтение сказок и др.) и наиболее подготов* ленные родители. Многолетний опыт работы с шести летками получил горячее одобрение на VIII областных педагогических чтениях. В наступающем учебном го ду он будет широко внедряться. Важно и другое. В классах и шко лах, где хорошо организовано пре дупреждение отставания, непрерывно растет качество знаний « навыков учащихся. Продуктивно используя каждую минуту урока и проводя на уроках большое количество самостоятельных и других практических работ, боль шинство наших учителей обеспечи вает прочное усвоение знаний в ос новном на уроках. Это позволяет, не снижая качества знаний, сократить объем домашних заданий. К тому же изменился и сам характер таких за даний. Они стали более разнообраз ными по форме и более интересными по содержанию. Общеизвестно, какую большую роль в общем развитии ребят играет внеклассное чтение. Теперь во мно гих школах обычной разновидностью домашних заданий стало чтение ху дожественной и научно-популярной литературы. Интерес и любовь к кни ге поддерживались и во время лет них каникул. В школах Усманского, Добринского, Задонского и других районов проведено много интерес* ных читательских конференций и бе сед по прочитанным книгам. В последние годы в школах Ус манского, Лебедянского, Тербунского и других районов учащиеся выполня ют домашние задания в день их по лучения. Опыт показывает, что на учебу ре бенка влияет много факторой. Мы должны использовать все возможно сти для того, чтобы предупреждать отставание. 3. ПОРЯД ИН, директор областного института усовершенствования учителей. ближайшее время «такой слушать не намечается». вопрос НА СНИМ КЕ; техник-лаборант Центральной заводской лаборато рии НЛМЗ Н. П. Сакир определяет качество трансформаторной стали. Фото Д. Кутепова. ЦЦ' ь’' 111111111111111IIIII11111111111111111111111111111111111111111111II1111111II 1 1 1 1 1 1 1 1 1 П 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ||||||1 |||||||1 1 1 1 1 1 ||1 ||||1 1 |||||1 ||||||||||| 111Ц1111111Ц11111Ц111111111111111Ц |( | | | 111111Ц1 ш | | | | | | | | „ 1 | | | „ | | | | | | | | | К О М М У Н И З М В Ы С Ш Е Е Под таким общим заголовком напечатана статья в журнале « Коммунист» (№ 11—1964 г.) и в трех номерах газеты « Известия» (№№ 185, 186, 188). Публикуем ее изложение. В борьбе двух идеологий — ком мунистической и буржуазной—проб лемы гуманизма не случайно зани мают одно из центральных мест. Л ичность и общество, человек и ис тория, гражданин и государство — кардинальные вопросы, составляю щие сущность гуманизма, выдвинуты в современную эпоху на передовые рубежи в идеологической борьбе двух противоположных обществен ных систем. В обстановке острой борьбы ком мунистической идеологии против буржуазной со своими особыми, про- тивоположными марксизму-лениниз му взглядами на проблемы гума низма выступили китайские руково дители. Раскольническая деятель ность в рядах мирового коммунисти ческого движения, гегемонистские цели привели их к отступничеству от революционного гуманизма маркси- стов-ленинцев. В официальных доку ментах Ц К КПК было заявлено, чго они решительно выступают против того, чтобы «выдавать коммунизм за гуманизм». Возникает вопрос; почему китай ские руководители противопостаз- ляют коммунизм и гуманизм? Поче му они отрицают гуманистическое со держание коммунизма и марксист ско-ленинской идеологии? Гуманизм рассматривается китайскими теоре тиками как не марксистское, а бур жуазное понятие. Поэтому тот, кто говорит о гуманистическом характе ре коммунизма, якобы проповедует буржуазную идеологию. За этими клеветническими обвине ниями кроется определенная полити ческая линия китайского руководст ва, идущая вразрез с линией между народного коммунистического дви жения. Речь идет о больших, прин ципиального значения теоретических и политических вопросах — о гума низме марксистов-ленинцев, принци пах социализма и коммунизма, о том, каковы пути к социализму, что он несет людям, какими методами и средствами должно строиться социа листическое общество. Рабочий класс воспринимает и развивает гуманистические традиции, выработанные народными массами в борьбе против гнета эксплуатации, социальной несправедливости и зла. В. И. Л енин подчеркивал, что вся гениальность Маркса состоит имен но в том, что он дал ответы на во просы, которые передовая мысль че ловечества уже поставила. Далее в статье указывается, что гу манистические идеи (понятия демо кратии, равенства, свободы личности и т. п) возникли задолго до появле ния марксизма. Однако к раскрытию этих понятий марксисты-ленинцы подходят с четко очерченных клас совых позиций. Они ясно различают, что есть демократия буржуазная и пролетарская, есть свобода для экс плуататоров и есть свобода для тру дящихся... Китайские теоретики отвергают во обще гуманизм лишь под тем фаль шивым предлогом, что впервые его идеи были выдвинуты «е представи телями пролетариата. Задача научного коммунизма со стоит в том, чтобы отстаивать и развивать идеи пролетарского гу манизма, вести революционною борьбу за их практическое воплоще ние. давать решительный отпор всем, кто пытается извратить гуманисти ческую сущность социализма, ком мунизма и тем дезорганизовать тпу- дяшиеся. массы. К. Маркс называл коммунизм реальным гуманизмом. Коммунизм, по его известной харак теристике, равен гуманизму, есть практический, положительный гумз. низм. Но пекинских гонителей гума низма это ничуть не смущает. Ока зывается, гуманистом Маркс был только в молодости. Ну, а как толь ко у Маркса и Энгельса сложилось материалистическое понимание исто рии, как только они открыли ту ис тину, что классовая борьба — дви жущая сила общества, они отказа лись от гуманизма. Этот ход мыслей не нов. Ведь то же самое давным-давно твердят буржуазные идеологи: ранний Маркс действительно был гуманистом, а за тем, став пролетарским революцио нером, перестал быть гуманистом. Всемирно-историческая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса состоит в том, что в созданном ими революци онном учении — научном коммуниз ме — нашли свое воплощение гума нистические идеалы человечества. Марксизм воспринял и развил гу манистические идеи всестороннего развития личности, зашиты ее сво боды и достоинства, человечности общественных отношений. Но при этом был поставлен вопрос о рево люционном освобождении всех экс плуатируемых и угнетенных, указа ны реалистические пути осуществле ния этих идеалов для всех членов общества — социалистическая рево люция, построение социализма и коммунизма. Идеи человечности бы ли связаны с классовой борьбой пролетариата и пролетарской рево люцией. Так был создан пролетар ский гуманизм. В статье указывается, что марк сизм-ленинизм решительно выступа ет против «абстрактного гуманизма», считающего ликвидацию частной собственности неоправданным наси лием, подавлением личности, отрица нием свободы. В отличие от такого «гуманизма» пролетарский гуманизм выступает как гуманизм революци онного действия. * * * Появление на мировой арене стран социализма внесло в спор о гуманиз ме принципиально новый момент. Теперь действует не только и даже не столько логика словесных аргу ментов — теперь решающая роль принадлежит логике фактов. «Во всей своей политике,—говорит Н. С. Хрущев, — социалистические страны исходят из жизненных инте ресов народов. Они обеспечивают действительную свободу, действи тельное равенство всех граждан пе ред законом, неуклонный рост бла госостояния всех трудящихся. В этих странах нет эксплуататоров и экс плуатируемых потому, что все сред ства пооизводства принадлежат на роду. Так что же может быть более высоким, что может быть более гу манным, более свободным, чем со циалистический строй?». Казалось бы, не нужно специаль но доказывать, что забота о неуклон ном развитии производства носит глубоко гуманистический характер, ибо нет и не может быть расцвета способностей и потребностей народ ных масс без роста материального богатства общества. Разговоры о всестороннем развитии, свободе лич. носги без этого — пустая болтовня. Коммунизм утверждает высшую свободу — свободу человека творить на благо общества — и создает для этого необходимые условия, эконо мические. социально-политические, морально-этические. Программа КПСС — конкретный план построения материально-техни ческой базы коммунизма и решения на этой основе таких задач, как со здание изобилия материальных благ, стирание остатков социальных раз личий, ликвидация экономического неравенства, формирование новых общественных отношений, воспитз- ние человека коммунистического об щества. Но, как это ни дико, китайские ру ководители осуждают КПСС за то, что она столь много внимания уде ляет экономике. Нашу программу развития социалистических общест венных отношений в коммунистиче ские, «аилучшего удовлетворения материальных потребностей членов общества они изображают как про грамму... «усиления буржуазных факторов внутри страны», объявля ют «предательством» по отношению к марксизму. Что же китайские руководители противопоставляют политике КПСС? Всякая забота о материальном благосостоянии объявляется органа ми китайской печати как «адзмен- ное чувство», как проявление «бур жуазного эгоизма и индивидуализ ма». Проблемы хорошего питания, хорошей одежды, хороших жилищ ных условий и другие материальные стороны жизни рассматриваются как «засахаренные снаряды буржуазии» и «современных ревизионистов». Журнал «Чжуиго пиннянь» пишет: «Рыба, мясо, папиросы через не сколько часов превращаются в от бросы, одежда через несколько дней тоже износится. Лишь моральная высота и чистота сердца никогда не исчезнут». Откровенно демагогический харак тер этих рассуждений совершенно очевиден. Кто может отрицать, кро ме разве самых отъявленных челове коненавистников, великое значение высоких нравственных качеств? Но разве это исключает стремление все более полно удовлетворять матери альные потребности людей? Возвеличение бедности и лишений демагогически прикрывается в Пе кине разговорами о необходимости оказания помощи зарубежным братьям по классу. Однако каждому очевидно, чго только созааз высокоразвитое про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz