Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 6 августа 1 9 6 4 г.. X* 2 0 0 (30941 ЗА В ОД Н АЧИНАЕ ТСЯ зря. Стоило поближе по- Солнечные, по-летнему яркие лу­ чи заливают комнату. И в их осве­ щении она кажется, почта обжитой. После заваленных строительным му­ сором лестниц и коридоров, где гу­ ляют сквозняки, где штукатуры еще только уступают место малярам, эта просторная комната как будто пе­ реносит вас со стройки в обстанов­ ку типичную для заводоуправлений. Только разве поменьше бумаг на столах, да посетители и сами хозяе­ ва здесь не задерживаются подолгу. У начальников цехов Азотнотуко­ вого завода — свои столы-«кабине- ты». Только застать начальников возле них почти невозмож­ но. Хозяева завода — на строитель­ ных площадках, в будущих цехах. Близится к концу возведение од­ ного из шести новых объектов, всту­ пающих в строй в этом году на Л ипецкой Магнитке, В корпусах монтируется оборудование. Вместе с монтажниками возле сложных ап­ паратов, компрессоров, колонн—се­ годня те, кому скоро предстоит ос­ ваивать новую технику. Производство готовится к пуску. А это должно означать, что гото­ вятся и его кадры. Если верить заместителю директо­ ра Новолипецкого металлургическо­ го завода т. Ширинскому, то подбор и подготовка кадров для Азотноту­ кового не вызывает опасений. Тогда почему же волнуется начальник это­ го производства т. Середкин? Азотнотуковое производство—но­ вое в нашем городе. Основную часть работников для нег 0 пришлось го­ товить в технических училищах и на родственных предприятиях стра­ ны. Сейчас несколько групп специа­ листов проходят стажировку в Ке­ мерове, Горловке, Днепродзержин­ ске. Часть рабочих решено подго­ товить на месте, перевести из других цехов завода. Вызывает опасение положение с ведущими специалистами, не доста­ ет некоторых основных инженерно- технических работников, без кото­ рых уже сейчас нельзя обойтись. Из 132 инженеров и техников пока что имеется 98. Начальника главного корпуса производства аммиака В асилия Пав­ ловича Богуславского беспокоит от­ сутствие трех начальников смен. Эти люди очень нужны сегодня для то­ го, чтобы уже сейчас обучать ра­ бочих, принимать оборудование, го­ товить технологические инструкции. Особую тревогу вызывает отсутст­ вие пяти аппаратчиков коксовых ка­ бин и бригадира по разделению кок­ сового газа. На заводе пока не зна­ ют, где взять этих специалистов. Василий Павлович Богуславский ез­ дил на родственные заводы, пытал­ ся оттуда привезти нужных работ­ ников — не удалось. Такие попытки, кстати сказать, не единичны. Каждый раз, когда на Новолипецком готовится войти в строй очередной цех, его посланцы посещают металлургические пред­ приятия и, грубо говоря, «перема­ нивают» к себе специалистов. В на­ шем плановом народном хозяйстве этот метод, прямо скажем, «е из луч­ ших. Часто такие приглашения при­ водят к неприятностям. На заводах '~не хотят отпускать нужных им лю­ дей. Конечно, такую <квербовку» нельзя признать правильной. Анар­ хический набор кадров скорее всего может привести к отрицательным результатам. Ведь немало найдется любителей «теплых» мест и просто летунов. Выход, на наш взгляд, в органи­ зованном перемещении специали­ стов. Правда, на этот раз Новоли­ пецкий завод добился разрешения в . Совете народного хозяйства РСФСР взять некоторых специалистов с предприятий химии республики. Од­ нако основные азотнотуковые заво­ ды, на которых освоена подобная нашей технология, находятся на Украине. И здесь уже нужно вме­ шательство В СНХ. Казалось бы, об этом знают и ру­ ководители завода, и работники сов­ нархоза ЦЧЭР. Так почему же до сих пор не принимались нужные меры? Может быть, пока не поздно, сто­ ит подумать о том, чтобы через пар­ тийные организации < пригласить группу особенно нужных специали­ стов на время пуска и освоения с таким расчетом, чтобы эти люди подготовили в Липецке себе замену и тогда вернулись на свои родные заводы. Решения можно найти разные. Главное — их надо искать, не на­ деясь на то, что все само собой «об­ разуется», что если будет завод, то будут и кадры. Такой подход до­ рого обходится государству и сулит большие «издержки» в период ос­ воения. При ближайшем знакомстве с комплектованием штата нового про­ изводства приходишь к выводу, что руководители Новолипецкого заво­ да, партийная организация недооце­ нивают значения этой работы, недо­ статочно вникают в ее существо. В отдел кадров ежедневно при­ ходят много желающих работать на Азотнотуковом. Как правило, их на­ правляют в службы механика, элек- СЕГОДНЯ трика. Однако, познакомившись на месте с работой, ставкой, разрядом, остаются немногие. Дело в том, что тарифная сетка в ремонтно-механи­ ческом цехе Азотнотукового ниже, чем в таком же цехе коксохимпро- изводства. Разница в зарплате у ма­ стера, например, в 35—40 рублей. Между тем, оборудование на Азот­ нотуковом более сложное, а следо­ вательно, и мастера нужны более опытные, квалифицированные. И до сих пор в ремонтно-механическом нет половины инженерно-техниче­ ских работников, а из 115 человек, предусмотренных штатом, имеются всего 34. Руководство Азотнотукового счи­ тает целесообразным сделать ре­ монтно-механический цех кустовым, тогда соответственно повысится его категория. Только и это предложе­ ние остается без внимания. Пуск производства начинается с подстанции. Есть в комплексе Азот­ нотукового такая служба — релей­ ная. Она должна состоять из деся­ ти человек. Пока же здесь нет ни одного. Говорят, специальностьэлек- трика-релейщика редкая. Начальник электроцеха т. Карочанский согла­ сен принять двух—трех опытных практиков, которые возглавили бы бригады и обучили остальных. 'Уже во время монтажа можно было бы учиться у работников наладочных организаций. Но учиться некому. Беспокоятся в цехе. Только спокой­ ны в отделе главного энергетика и в отделе кадров завода. Новое производство оснащается огромным количеством точных при­ боров и автоматики. Чтобы обслу­ живать их, тоже нужны специали­ сты. На заводе решили в основном обойтись своими силами, не пригла­ шать людей «со стороны». Прекрас­ но! Можно выделить опытных ра­ ботников из действующих цехов, а на их место взять новичков и обу­ чить их. Что же получается на де­ ле? Руководители цехов, отделоз действуют по пословице: «На, тебе, боже, что нам негоже». Сейчас идут распри с начальни­ ком цеха К ИП и автоматики т. В аль­ цовым, который не отпускает опыт­ ных работников. Такую же пози­ цию занял начальник Ц З Л т. Л о­ банов. Опытные лаборантки тт. Кузовкч- на и Мясникова сЪгласились на пе­ ревод в 0 вновь создаваемую азот­ нотуковую лабораторию. Отдел кад­ ров дает разрешение. Только т. Ло­ банов против, как будто ЦЗЛ не за­ интересована в укреплении и росте младшей сестры. Ведомственные интересы мешают некоторым руководителям почувст­ вовать ответственность за пуск Азотнотукового. Работал на Коксо- химе специалист—механик, человек немолодой, больной. Ему тяжело было справляться с должностью главного механика, и тогда, вместо того, чтобы подыскать более спокой­ ную работу, его «бросили» на Азот­ нотуковый на крайне беспокойную должность. При этом даже не учли, что этот инженер не является спе­ циалистом по оборудованию нужной аппаратуры, ему нужно все изучать заново. И это не единственный слу­ чай, свидетельствующий о несерьез­ ном отношении руководителей Но­ волипецкого завода к подбору кад­ ров для вводимого производства. Не считаясь с мнением и даже без согласия начальника Азотнотуково­ го производства, пригласили кое-ко­ го из основных специалистов. Те­ перь т. Середкин предъявляет закон­ ные претензии: отдельные работники не удовлетворяют производство, по­ тому что не являются специалиста­ ми нужного профиля. Конечно, в какой-то мере винова­ ты и сами специалисты, давшие со­ гласие работать на новом для них производстве. Но стоит задать во­ прос руководителям завода и, преж­ де всего т. Ширинскому, почему они так неразборчивы в подборе кадров иа руководящие должности? Можно оказать, уже сегодня на­ чинается становление коллектива бу­ дущего мощного Азотнотукового производства. Секретарь партийной организации т. Зверева рассказыва­ ет, что число коммунистов увеличи­ вается ежедневно. Каждый член партии имеет по два—три партий­ ных поручения. Коммунисты обуча­ ют кадры, принимают оборудование и сами участвуют в его монтаже. И все-таки парторганизация не спокойна за подбор и подготовку кадров. На двух последних парт­ собраниях выносили решение: про­ сить партком завода заслушать от­ дел кадров, как выполняется поста новление совнархоза об укомплекто­ вании Азотнотукового кадрами, 1 обязать его работников в ближай ший срок подобрать штаты инжене­ ров и техников для нового произ­ водства. Постановления эти остаются на бумаге. В парткоме на них не обра­ тили внимания. Заместитель секре таря т. Чанышева говорит, что I А бы знакомиться, по глубже разобрать ся в нуждах кол­ лектива строяще­ гося производства. Тогда, возмож но, на заводе смогли бы найти квар тиру для приглашенного из Киро вокана очень нужного лаборатории химика-аналитика т. Волковой. Тог да, при всех трудностях, помогли бы аппаратчику, приглашенному из Бе­ резняков, устроить ребенка в ясли. Возможно партком счел бы уме­ стным вмешаться в такую «мелочь» как выделение мест в яслях и дет­ садах для работников Азотнотуко вого. Пока же, вопреки всякой ло­ гике, коллективу, состоящему из мо­ лодых специалистов, дали всего од­ но место в яслях! Есть еще одна проблема, на ко торую стоит обратить внимание и парткому, и руководству НЛМЗ. Это создание более мощной собст­ венной базы для подготовки специ­ алистов, необходимых новому про­ изводству. Для Азотнотукового тех­ нические училища обучили людей. Заявка завода выполнена. Для кислородно-конверторного це­ ха предстоит подготовить не одну тысячу человек в дневных и вечер­ них технических училищах. Но глаз ная беда—в нехватке помещений и в том, что нет хороших мастерских Правда, для училища № 11 строят­ ся новые мастерские. Это позволит, по заверению начальника управле ния профессионально-технического образования т. Щемелинина, в пол тора раза увеличить выпуск уча­ щихся. Но управление № 4 треста «Жилстрой» ведет эту работу край­ не медленно. Нельзя забывать и о том, что технические училища № 16 и № 10 фактически не имеют произ­ водственных мастерских и оснаще­ ны потрепанным, устаревшим обо­ рудованием. НЛМЗ нужно типовое, хорошо ос­ нащенное техническое училище. Кро­ ме того, следует позаботиться и о размещении на заводе вечерне-смен­ ного училища. Без решения этих проблем трудно надеяться, что уже в будущем году не возникнут ос­ ложнения с укомплектованием кад­ рами вновь вводимых цехов и преж­ де всего кислородно-конверторного. Руководители Азотнотукового счи­ тают необходимым в Липецком ме­ таллургическом техникуме организо­ вать группу азотчиков, которая бы готовила специалистов по техноло­ гии связанного азота. Это даст воз­ можность к пуску второй очереди иметь свои технические кадры. А почему бы не организовать и заочное обучение таких специали­ стов на базе вечернего техникума, не подумать об открытии филиала химико-технологического института? Все это поможет создать свои ме­ стные кадры химиков. Обращает на себя внимание еще вот что. Как только на заводе на­ чинается строительство очередного объекта, первыми его работниками, на которых возлагается контроль за поступлением чертежей, оборудова­ ния, а в дальнейшем и подготовка кадров, частенько оказываются лю­ ди по своим деловым качествам, возрасту или специальности непод­ ходящие. Старые ошибки уже по­ вторяются в кислородно-конвертор­ ном цехе. Туда «выдвинули» некото­ рых несправившихся на других ме­ стах руководителей. В штате этого цеха есть люди, никакого отношения не имеющие к металлургии— ни по образованию, ни по опыту работы, и им платят зарплату начальника смены. Есть специалисты, которые вот-вот уйдут на пенсию и не будут осваивать новое производство. Не слишком ли щедро расходуются го­ сударственные деньги? Коммунистическая партия и Со­ ветское правительство подчеркивают важность продуманного подбора и подготовки кадров для вновь строя­ щихся объектов. Новолипецкому за­ воду строить, пускать и осваивать еще много цехов. Партийной органи­ зации прежде всего нужно позабо­ титься о том, чтобы прошлые ошиб­ ки не повторялись. Г. ШЕВЧЕНКО. тш НАРАЩ И В А ТЬ ТЕМПЫ ЖИВОТНОВОДЧЕСКОЙ ШИФРЫ ЗАГ ОТОВО К ПРОДУКЦИИ Тружени к и сельского хо­ зяйства на­ шей области ведут настойчивую борьбу за быстрейшее завершение уборки урожая и выполнение обяза­ тельств по продаже хлеба государст­ ву. Коллективы передовых хозяйств, проводя полевые работы, ни на ми­ нуту не забывают и о животноводст. ве. В совхозе «Петровский», например, крупный рогатый скот, предназна­ ченный для сдачи на мясо, сконцент­ рировали в одном месте, организова­ ли стойловое содержание и усилен­ ное кормление животных. В резуль­ тате среднесуточный привес каждого из них достигает 800 граммов. Дешевые летние корма позволяют не только поднять продуктивность скота, но и резко снизить себестои­ мость животноводческой продукции. В совхозе имени Мичурина Лебе­ дянского управления откорм крупно­ го рогатого скота организован в лет­ нем лагере, вблизи которого посеян набор кормовых культур: вики и го­ роха в смеси с овсом, кукурузы н клевера. 700 бычков обслуживают два тракториста и два их помощни­ ка. Благодаря механизации и деше­ вым летним кормам, себестоимость центнера говядины составила 27 руб­ лей 50 копеек. Однако не везде так обстоит дело. В ряде хозяйств слабо перенимают опыт передовиков, производство жи­ вотноводческой продукции пустили на самотек. Колхозы и совхозы Чап- лыгинского управления, например, до сего времени лишь на 49 процент- тов выполнили годовой план прода­ жи мяса государству. Но это, види­ мо. не волнует руководителей хо­ зяйств, работников производствен­ ного управления и парткома. Темпы Заверш а ю т с я последние приго­ товления к ново­ му учебному го­ ду. Начались тра­ диционные августовские совещания учителей, на которых намечаются пути дальнейшего совершенствова­ ния обучения и воспитания подра­ стающего поколения. Многолетние творческие поиски педагогов нашей области увенчались большим успехом: выработаны но­ вые принципы организации урока. Это оказало свое влияние не только на сам урок, но и на весь учебно-вос­ питательный процесс. И особенно важно то, что новая организация урока открыла большие возможности для формирования у каждого школь­ ника коммунистического мировоззре­ ния. Именно это обусловило широ­ кую популярность липецкого опыта в нашей стране и за рубежом. Опираясь на марксистско-ленин­ скую теорию познания, творчески ис­ пользуя педагогическое наследие Н. К. Крупской, А. С. Макаренко и передовой педагогический опыт, луч­ шие учителя области преодолели яв­ но ошибочные представления о том, что обучение и развитие ребенка яв­ ляется якобы мало управляемым про­ цессом, не поддающимся регулиро­ ванию и ускорению. Своим самоот­ верженным трудом они опровергли многие методические каноны, обре­ кавшие учителя и ученика на пас­ сивность и созерцательность. Теперь вместо преодоления неуспеваемости и недисциплинированности, они ус­ пешно осуществляют их предупреж­ дение. Передовые учителя считают, что отставание учащихся обусловлено не только тем, что отдельные школьни­ ки плохо усваивают учебный мате­ риал. Более глубокая причина неус­ певаемости коренится в том, что учащиеся не получают достаточной нагрузки в школе, работают ниже своих возможностей. Новая органи­ зация урока: создала благоприятные условия для более полного исполь­ зования этих возможностей, а следо­ вательно, и для более эффективного заготовок здесь снижаются. Если в первую декаду августа всего по уп­ равлению было сдано 600 центнеров мяса, то во вторую — только 490 центнеров. Более чем в три раза снизили темпы заготовок мяса по сравнению с первой декадой августа хозяйства Лебедянского управления. На месте топтались во второй декаде колхозы и совхозы Елецкого и Доб- ринского управлений. Между тем, всюду имелись возмож­ ности значительно увеличить произ­ водство и продажу мяса государству. Об этом говорит пример хозяйств Липецкого управления. Здесь за ис­ текшие десять дней, с 10 по 20 авгу­ ста, отправлено на приемные пункты 1410 центнеров мяса, или почти в 6 раз больше, чем за предыдущую де­ каду. Значительно больше, чем в преды­ дущую декаду, сдали скота государ­ ству хозяйства Данковского, Долго­ руковского, Задонского, Усманского управлений. Все это позволило заго­ товить мяса на 2780 центнеров боль: ше, чем за предыдущую декаду ав­ густа. Но темпы заготовок все еще зна­ чительно ниже прошлогодних. На 20 августа 1964 года сдано мяса на 13.015 тонн меньше, чем нд ту же дату прошлого года. В результате хозяйства области сильно отстают с выполнением августовского задания. В этом месяце надо заготовить 4 ты­ сячи тонн мяса, а за 20 дней было сдано только немногим более 1000 тонн. За последнюю декаду темпы заго­ товок молока оказались несколько выше, чем за соответствующий пе­ риод прошлого года, но намного ни­ же, чем за первую декаду августа этого года. Особенно отстают хозяй­ ства Чаплыгинского управления. Го­ довой план ими выполнен лишь на 58 процентов. В Астаповском отде­ лении совхоза имени Л. Толстого, например, пасут коров по голым пастбищам и не дают им зеленой подкормки. Откуда же быть высоким надоям? То же самое можно сказать и о колхозах имени Калинина, «Ленин­ ский путь», «Память Ленина» Ста- новлянского управления. Здесь так- же не дают коровам зеленой под­ кормки, не организована ночная пастьба дойного стада. Отсюда и плачевные результаты: эти хозяйства до сего времени не выполнили годо- Выполнение годового плана на 20 августа с. г.(в процентах) Д Г я с о М о л о х О Я 1 ц а Добринского управления. Если за первые десять дней они сдали 162 Липецкое 61 Липецкое 68 Долгоруковское 105 тысячи штук, то за вторую декаду—* только 53 тысячи. Добрннское 55 Добринское 67 Елецкое 88 Тербунекое 53 Долгоруковское 65 Тербунское 87 Боевая задача животноводов со* Задонское 51 Задонское 65 Уеманское 87 стоит в том, чтобы резко повысить Елецкое 49 Данковское 64 Лебедянское 84 продуктивность скота и темпы сда­ Чаплыгине*ое 49 Становлянское 64 Добрннское 81 чи животноводческой продукции, ус« Лебедянское 47 Тербунское 63 Становлянское 80 пешно выполнить свои обязательст* Долгоруковское 45 Лебедянское 62 Чаплыгинское 77 ва — продать государству в августе: Уем а некое 45 Усманекое 59 Данковское 75 4 тысячи тонн мяса, 33 тысячи тонн Становлянское 43 Елецкое 58 Задонское 73 молока и 4 миллиона 100 тысяч Данковское 41 Чаплыгинское 58 Липецкое 67 штук яиц. ________ _ вой план заготовок молока и напо­ ловину. Некоторые руководители хозяйств отставание с заготовками молока объясняют тем, что лучшее время прошло, сейчас, дескать, снижение надоев — закономерное явление. Но пример передовых хозяйств говорит об обратном. В совхозе «Петров* ский» суточные надои молока под­ нялись на 2—3 килограмма в сред­ нем на корову. Надо принять все меры к тому, чтобы по-настоящему организовать содержание и кормление дойного ста. да, материально заинтересовать жи­ вотноводов в повышении продуктив­ ности скота. Темпы заготовок яиц нынче выше прошлогодних. На 246 тысяч штук больше заготовлено их и за вторую декаду августа, чем за первую декаду. Однако на этом никак нельзя успо­ каиваться. По обязательству в авгу­ сте надо заготовить 4.100 тысяч штук яиц, а за 20 дней августа на прием­ ные пункты поступило всего 2 мил­ лиона. Особенно отстают с заготовками яиц хозяйства Липецкого, Задонско­ го, Данковского управлений. Снизили темпы сдачи яиц колхозы и совхозы ВТОРОГОДНИКОВ ! | Н ав стр еч у н о зэм у $ у ч е б н о м у г о д у общего развития школьников, что, в свою очередь, ведет к предупрежде­ нию отставания в учебе. При применении шаблонных схем урока начальная стадия отставания обычно не замечается. Учитель не ви­ дит главного: как учащиеся усваи­ вают знания (это перенесено на их домашнюю работу!). И что же? Не­ успеваемость потом пытаются пре­ одолеть дополнительными домашни­ ми заданиями и занятиями после уро­ ков. Но это очень часто не дает же­ лаемых результа­ тов, потому что у ученика ослаб ин­ терес к предмету. Дополнител ьные занятия сплошь и рядом расценива­ ются, как наказа­ ние, усиливающее моральную подав­ ленность. Отсюда и пассивность на дополнительных занятиях, и случаи неявки, и уход с занятий. Малоэф­ фективны и дополнительные домаш­ ние задания. Передовые учителя наших школ, на каждом уроке предупреждая воз­ можность ошибок в понимании мате­ риала, научились вовремя преду­ преждать саму возможность отста­ вания в учении и развитии учащихся. Особенно хорошо это умеют делать коллективы Агрономовской, Тербун- ской, Троекуровской и Усманской школ-интернатов, много лет не име­ ющих второгодников. Вот как предупреждают отстава­ ние учителя Агрономовской средней школы (А. И. Самсонова, К. И. Гло­ това, И. А. Бражников, М. А. Зрелая и другие). На уроке они наблюдают за работой каждого ученика и ока­ зывают им помощь в усвоении изу­ чаемого материала. Они поддержи­ вают и развивают у ребят инициа­ тиву, интерес к учению, стремление самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. На всех заня­ тиях царит творческая атмосфера. исключительных Кроме того, все учителя этой шко­ лы строго соблюдают правило: к изучению новой темы переходить лишь после того, как убедишься, что все ученики усвоили главное и ос­ новное, овладели необходимым ми­ нимумом навыков самостоятельного применения и расширения получен­ ных знаний. И в лучших школах иногда бывают случаи временного отставания учени­ ков из-за болезни или других причин. Но преодолевается оно прежде всего индивидуал ь н о н работой с отстав­ шим на уроках. В ажную роль иг­ рает также по­ мощь товарищей во внеур о ч н о е время. Только в случаях учителя проводят дополнительные занятия после уроков, чтобы за короткий от­ резок времени, в два-три занятия, помочь ученику догнать класс. Помогают предупредить отставание система дополнительных заданий на уроках, внеклассное чтение, беседы, занятия в кружках. В каждой школе сложилась своя система. Так, в трех­ стах школах области предупрежде­ нием возможности отставания в пер­ вом классе учителя начинают зани­ маться задолго до поступления де­ тей в школу. В школах Данковского, Л ебедянского, Усманского и других районов регулярно, раз в неделю, начиная со второй половины сентяб­ ря, учителя четвертых классов прово­ дят игры, беседы, чтение книг и другие занятия с будущими перво­ классниками. Детей приглашают на школьные вечера, елки и другие праздники. На празднике «Прощай, букварь» учащиеся 1 -го класса тор­ жественно вручают шестилеткам свои учебники. С будущими первоклассни­ ками, под руководством учителя, охотно проводят занятия пионеры IV классов (игры, танцы, чтение сказок и др.) и наиболее подготов* ленные родители. Многолетний опыт работы с шести­ летками получил горячее одобрение на VIII областных педагогических чтениях. В наступающем учебном го­ ду он будет широко внедряться. Важно и другое. В классах и шко­ лах, где хорошо организовано пре­ дупреждение отставания, непрерывно растет качество знаний « навыков учащихся. Продуктивно используя каждую минуту урока и проводя на уроках большое количество самостоятельных и других практических работ, боль­ шинство наших учителей обеспечи­ вает прочное усвоение знаний в ос­ новном на уроках. Это позволяет, не снижая качества знаний, сократить объем домашних заданий. К тому же изменился и сам характер таких за­ даний. Они стали более разнообраз­ ными по форме и более интересными по содержанию. Общеизвестно, какую большую роль в общем развитии ребят играет внеклассное чтение. Теперь во мно­ гих школах обычной разновидностью домашних заданий стало чтение ху­ дожественной и научно-популярной литературы. Интерес и любовь к кни­ ге поддерживались и во время лет­ них каникул. В школах Усманского, Добринского, Задонского и других районов проведено много интерес* ных читательских конференций и бе­ сед по прочитанным книгам. В последние годы в школах Ус­ манского, Лебедянского, Тербунского и других районов учащиеся выполня­ ют домашние задания в день их по­ лучения. Опыт показывает, что на учебу ре­ бенка влияет много факторой. Мы должны использовать все возможно­ сти для того, чтобы предупреждать отставание. 3. ПОРЯД ИН, директор областного института усовершенствования учителей. ближайшее время «такой слушать не намечается». вопрос НА СНИМ КЕ; техник-лаборант Центральной заводской лаборато рии НЛМЗ Н. П. Сакир определяет качество трансформаторной стали. Фото Д. Кутепова. ЦЦ' ь’' 111111111111111IIIII11111111111111111111111111111111111111111111II1111111II 1 1 1 1 1 1 1 1 1 П 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ||||||1 |||||||1 1 1 1 1 1 ||1 ||||1 1 |||||1 ||||||||||| 111Ц1111111Ц11111Ц111111111111111Ц |( | | | 111111Ц1 ш | | | | | | | | „ 1 | | | „ | | | | | | | | | К О М М У Н И З М В Ы С Ш Е Е Под таким общим заголовком напечатана статья в журнале « Коммунист» (№ 11—1964 г.) и в трех номерах газеты « Известия» (№№ 185, 186, 188). Публикуем ее изложение. В борьбе двух идеологий — ком­ мунистической и буржуазной—проб­ лемы гуманизма не случайно зани­ мают одно из центральных мест. Л ичность и общество, человек и ис­ тория, гражданин и государство — кардинальные вопросы, составляю­ щие сущность гуманизма, выдвинуты в современную эпоху на передовые рубежи в идеологической борьбе двух противоположных обществен­ ных систем. В обстановке острой борьбы ком­ мунистической идеологии против буржуазной со своими особыми, про- тивоположными марксизму-лениниз­ му взглядами на проблемы гума­ низма выступили китайские руково­ дители. Раскольническая деятель­ ность в рядах мирового коммунисти­ ческого движения, гегемонистские цели привели их к отступничеству от революционного гуманизма маркси- стов-ленинцев. В официальных доку­ ментах Ц К КПК было заявлено, чго они решительно выступают против того, чтобы «выдавать коммунизм за гуманизм». Возникает вопрос; почему китай­ ские руководители противопостаз- ляют коммунизм и гуманизм? Поче­ му они отрицают гуманистическое со­ держание коммунизма и марксист­ ско-ленинской идеологии? Гуманизм рассматривается китайскими теоре­ тиками как не марксистское, а бур­ жуазное понятие. Поэтому тот, кто говорит о гуманистическом характе­ ре коммунизма, якобы проповедует буржуазную идеологию. За этими клеветническими обвине­ ниями кроется определенная полити­ ческая линия китайского руководст­ ва, идущая вразрез с линией между­ народного коммунистического дви­ жения. Речь идет о больших, прин­ ципиального значения теоретических и политических вопросах — о гума­ низме марксистов-ленинцев, принци­ пах социализма и коммунизма, о том, каковы пути к социализму, что он несет людям, какими методами и средствами должно строиться социа­ листическое общество. Рабочий класс воспринимает и развивает гуманистические традиции, выработанные народными массами в борьбе против гнета эксплуатации, социальной несправедливости и зла. В. И. Л енин подчеркивал, что вся гениальность Маркса состоит имен­ но в том, что он дал ответы на во­ просы, которые передовая мысль че­ ловечества уже поставила. Далее в статье указывается, что гу­ манистические идеи (понятия демо­ кратии, равенства, свободы личности и т. п) возникли задолго до появле­ ния марксизма. Однако к раскрытию этих понятий марксисты-ленинцы подходят с четко очерченных клас­ совых позиций. Они ясно различают, что есть демократия буржуазная и пролетарская, есть свобода для экс­ плуататоров и есть свобода для тру­ дящихся... Китайские теоретики отвергают во­ обще гуманизм лишь под тем фаль­ шивым предлогом, что впервые его идеи были выдвинуты «е представи­ телями пролетариата. Задача научного коммунизма со­ стоит в том, чтобы отстаивать и развивать идеи пролетарского гу­ манизма, вести революционною борьбу за их практическое воплоще­ ние. давать решительный отпор всем, кто пытается извратить гуманисти­ ческую сущность социализма, ком­ мунизма и тем дезорганизовать тпу- дяшиеся. массы. К. Маркс называл коммунизм реальным гуманизмом. Коммунизм, по его известной харак­ теристике, равен гуманизму, есть практический, положительный гумз. низм. Но пекинских гонителей гума­ низма это ничуть не смущает. Ока­ зывается, гуманистом Маркс был только в молодости. Ну, а как толь­ ко у Маркса и Энгельса сложилось материалистическое понимание исто­ рии, как только они открыли ту ис­ тину, что классовая борьба — дви­ жущая сила общества, они отказа­ лись от гуманизма. Этот ход мыслей не нов. Ведь то же самое давным-давно твердят буржуазные идеологи: ранний Маркс действительно был гуманистом, а за­ тем, став пролетарским революцио­ нером, перестал быть гуманистом. Всемирно-историческая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса состоит в том, что в созданном ими революци­ онном учении — научном коммуниз­ ме — нашли свое воплощение гума­ нистические идеалы человечества. Марксизм воспринял и развил гу­ манистические идеи всестороннего развития личности, зашиты ее сво­ боды и достоинства, человечности общественных отношений. Но при этом был поставлен вопрос о рево­ люционном освобождении всех экс­ плуатируемых и угнетенных, указа­ ны реалистические пути осуществле­ ния этих идеалов для всех членов общества — социалистическая рево­ люция, построение социализма и коммунизма. Идеи человечности бы­ ли связаны с классовой борьбой пролетариата и пролетарской рево­ люцией. Так был создан пролетар­ ский гуманизм. В статье указывается, что марк­ сизм-ленинизм решительно выступа­ ет против «абстрактного гуманизма», считающего ликвидацию частной собственности неоправданным наси­ лием, подавлением личности, отрица­ нием свободы. В отличие от такого «гуманизма» пролетарский гуманизм выступает как гуманизм революци­ онного действия. * * * Появление на мировой арене стран социализма внесло в спор о гуманиз­ ме принципиально новый момент. Теперь действует не только и даже не столько логика словесных аргу­ ментов — теперь решающая роль принадлежит логике фактов. «Во всей своей политике,—говорит Н. С. Хрущев, — социалистические страны исходят из жизненных инте­ ресов народов. Они обеспечивают действительную свободу, действи­ тельное равенство всех граждан пе­ ред законом, неуклонный рост бла­ госостояния всех трудящихся. В этих странах нет эксплуататоров и экс­ плуатируемых потому, что все сред­ ства пооизводства принадлежат на­ роду. Так что же может быть более высоким, что может быть более гу­ манным, более свободным, чем со­ циалистический строй?». Казалось бы, не нужно специаль­ но доказывать, что забота о неуклон­ ном развитии производства носит глубоко гуманистический характер, ибо нет и не может быть расцвета способностей и потребностей народ­ ных масс без роста материального богатства общества. Разговоры о всестороннем развитии, свободе лич. носги без этого — пустая болтовня. Коммунизм утверждает высшую свободу — свободу человека творить на благо общества — и создает для этого необходимые условия, эконо­ мические. социально-политические, морально-этические. Программа КПСС — конкретный план построения материально-техни­ ческой базы коммунизма и решения на этой основе таких задач, как со­ здание изобилия материальных благ, стирание остатков социальных раз­ личий, ликвидация экономического неравенства, формирование новых общественных отношений, воспитз- ние человека коммунистического об­ щества. Но, как это ни дико, китайские ру­ ководители осуждают КПСС за то, что она столь много внимания уде­ ляет экономике. Нашу программу развития социалистических общест­ венных отношений в коммунистиче­ ские, «аилучшего удовлетворения материальных потребностей членов общества они изображают как про­ грамму... «усиления буржуазных факторов внутри страны», объявля­ ют «предательством» по отношению к марксизму. Что же китайские руководители противопоставляют политике КПСС? Всякая забота о материальном благосостоянии объявляется органа­ ми китайской печати как «адзмен- ное чувство», как проявление «бур­ жуазного эгоизма и индивидуализ­ ма». Проблемы хорошего питания, хорошей одежды, хороших жилищ­ ных условий и другие материальные стороны жизни рассматриваются как «засахаренные снаряды буржуазии» и «современных ревизионистов». Журнал «Чжуиго пиннянь» пишет: «Рыба, мясо, папиросы через не­ сколько часов превращаются в от­ бросы, одежда через несколько дней тоже износится. Лишь моральная высота и чистота сердца никогда не исчезнут». Откровенно демагогический харак­ тер этих рассуждений совершенно очевиден. Кто может отрицать, кро­ ме разве самых отъявленных челове­ коненавистников, великое значение высоких нравственных качеств? Но разве это исключает стремление все более полно удовлетворять матери­ альные потребности людей? Возвеличение бедности и лишений демагогически прикрывается в Пе­ кине разговорами о необходимости оказания помощи зарубежным братьям по классу. Однако каждому очевидно, чго только созааз высокоразвитое про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz