Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
Д О К Л А Д Т О В А Р И Щ А И . С . Х Р У Щ Е В А (Продолжение. Начало на 1-й, 2-й, 3-й стр.). Я мог бы назвать многие и многие имена вра чей, фельдшеров, медсестер и санитарок, людей не. только высокой квалификации, но и большой* души. Предложения о повышении заработной платы, которые вносятся на рассмотрение В ерховного Со вета, являются новым проявлением заботы партии и правительства о работниках здравоохранения. Проектом Закона предусматривается повышение заработной платы и введение единых условий оп латы труда для всех работников здравоохране ния^ физкультуры и спорта, независимо от ве домственной подчиненности, а также установле ние более правильных соотношений между окла* вами отдельных категорий работников. Заработ ная плата работников здравоохранения, социаль ного обеспечения, физкультуры и спорта возрас тет в среднем на 23 процента. Общая сумма при бавки к их заработной плате составит "650 мил* .либнов рублей. Оплата труда медицинских работников постав лена в зависимость от стажа и опыта работы. Врачам с большим стажем устанавливается более высокий оклад. ше 30 лет в городе оклады заработной платы вме сте с пенсией составляют сейчас 151 рубль. По проекту Закона новые оклады этим врачам наме чаются в размере 165—170 рублей в месяц. Наиболее квалифицированным врачам, которым будет присвоена высшая квалификационная кате гория, предусматривается повышение должност ного оклада на 30 рублей в месяц. В этом случае склад врача на селе при стаже свыше 25 лет и в городе при стаже свыше 30 лет достигнет 195— 2 0 0 рублей. Повышается также заработная плата среднего и младшего медицинского персонала. Если сейчас фельдшеры, в зависимости от стажа работы, име ют должностные оклады от 50 до 70 рублей, а с учетом пенсии при стаже работы свыше 25—30 лет 98 рублей, то теперь им устанавливаются ок лады от 65 до П О рублей в месяц. Медицинские сестры вместо окладов от 45 до 67 рублей, а вме сте с пенсией до 94 рублей, будут иметь оклады в размере 60—110 рублей. Санитаркам должност ные оклады повышаются с 35—45 рублей до 45— 50 рублей. Медицинским работникам, занятым в инфекционных, туберкулезных и других отделе ниях с более тяжелыми условиями труда, окла ды дополнительно повышаются на 15 процентов. ожидание в очередях в парикмахерских, в быто вых мастерских, в банях и т. д. Необходимо по этому значительно расширить коммунально-быто вые услуги как в городе, так и на селе, поднять уровень и культуру обслуживания населения. В ряде республик сеть предприятий бытового обслуживания населения развита недостаточно, О з а р а б о т н Г о с у д а р с т в е Все мы, товарищи, знаем, какая важная роль принадлежит работникам аппарата Советов де путатов трудящихся. В Советы и их органы еже дневно обращаются граждане за разрешением различных жизненных вопросов, рассчитывая на чуткое к себе отношение. Выполнение многообразных задач, возникаю щих перед местными органами власти, требует дальнейшего совершенствования их структуры, создания гибкого и в то же время экономного аппарата, укрепления его квалифицированными кадрами. Центральный Комитет КПСС, Совет Министров размещена неравномерно. На территории многих сельских районов нет предприятий бытового об служивания, и население вынуждено обращаться к услугам частных лиц. Надо серьезно поправить такое Положение. Нам, видимо, следует пойти по пути создания крупных специализированных коммунально-быто- о й п и н о г о СССР признали необходимым повысить также за работную плату работникам государственного ап парата на местах. Наибольшую прибавку к заработной плате по лучат средне- и низкооплачиваемые категории ра ботников. Повышаются должностные оклады председателей сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся. По новым условиям опла ты труда' председателям сельских и поселковых Советов устанавливаются оклады от 60 до 75 руб лей, причем минимальный оклад повышается с 45 до 60 рублей в месяц. Секретарям сельских и вых предприятий' с хорошо развитой сетью прием ных пунктов, с современным оборудованием. В этом заложены огромные резервы расширения бы тового обслуживания населения. Внимательное и чуткое отношение к каждому советскому челове ку должно быть правилом всех работников, об» служивающих быт людей. "*■ / поселковых Советов оклады повышаются с 36—60 рублей до 50—65 рублей в месяц. Заработная плата инспекторов отделов народ ного образования н здравоохранения будет дозе- дена до .уровня заработной платы учителей .и врачей с соответствующим стажем работы. Кроме того, будет повышена на местах зара ботная плата работников прокуратуры и судеб ных органов, плановых и статистических работ- ников, сберегательных касс, государственного страхования, материально-технического, снабже ния, сбыта:, системы заготовок и некоторых дру гих организаций. л а т е р а б о т н и к о в а п п а р а т а н а м е с т а х Вот, товарищи, оклады заработной платы, кото рые предусматриваются проектом Закона. Врач при стаже медицин ской работы до 5 лет В городской больнице шс со и поликлинике 72,5 90 В сельской районной Ч . больнице В сельской участковой 75,0 1 0 0 больнице От 5 до 10 лет . В городской больнице 75,0 105,0 и поликлинике . В сельской районной 80,0 1 0 0 ,0 больнице В сельской участковой 83,0 1 1 0 ,0 ^больнице От 10 до 25 лет- В городской больнице 83,0 115,0 и поликлинике В сельской районной 95,0 1 1 0 ,0 больнице В сельской участковой 98,0 1 2 0 ,0 брльнице От 25 до 30 лет В городской больнице 98,0 125,0 # поликлинике 108,0 . 125,0 При стаже работы свыще 25 лет на селе и свы- н о в о г о З а к о н а в ж и з н ь — с у - д а р с т в е н н а я з а д а ч а Назначение и выплата пенсий за выслугу лет врачам будут производиться по такому же прин ципу, как и учителям. Повышение заработной платы врачам и другим медицинским работникам послужит делу дальней шего развития советского здравоохранения. По стоянное улучшение медицинского обслуживания населения требует более широкого использования современных достижений науки, изыскания и вне дрения эффективных методов и средств лечения болезней, осуществления мер по профилактике за болеваний. Особое внимание нужно сосредоточить на решении Вопросов лечения сердечно-сосуди стых, вирусных заболеваний, на раскрытии при чин раковых заболеваний и разработке мер их предупреждения и лечения. Работники медицинской промышленности долж ны обеспечить производство современной новей шей медицинской аппаратуры, инструментария и новых лекарственных препаратов для обеспечения потребностей здравоохранения и медицинской на уки. Очень важно организовать работу по широко му распространению санитарно-гигиенических знаний в народе. Медицинские работники при званы не только овладевать новейшими достиже ниями науки, но , и вооружать трудящихся меди цинскими знаниями, шире привлекать население я общественные организации к улучшению сани тарного состояния городов и сел. Высоко оценивая благородный труд медицин ских работников, наша партия и правительство надеются, что снн приложат все свои силы и зна ния для всемерного улучшения медицинского об служивания населения. П р о в е д е н и е в а ж н а я г о Товарищи депутаты! Проект нового Закона, представленного на ваше рассмотрение, имеет важное социально-экономическое и политическое значение. Четвертая часть всех рабочих и служа щих переводится на новые условия оплаты тру да. Их заработная плата будет новышена в сред нем на 21 процент. По расчету на год прибавка к заработной плате работников сферы обслужи вания составит три миллиарда 300 миллионов рублей. Проект Закона предусматривает не уравнитель ное повышение заработной платы, а совершенст вование системы оплаты труда, более последова тельное осуществление равной платы за равный труд, устранение ведомственных различий в зара ботной плате и дальнейшее укрепление принципа личной материальной заинтересованности. .Проведение в жизнь Закона позволит сущест венно подтянуть уровень заработной платы в сфе ре обслуживания к заработной плате работников материального производства. Это будет иметь большое значение для обеспечения квалифициро ванным» кадрами, а стало быть, для повышения уровня работы в непроизводственных отраслях народного хозяйства. Например, минимальная ставка врача: и учителя с высшим образованием по проекту Закона устанавливается на. уровне минимального должностного оклада инженера в отраслях легкой промышленности, а медицинско го и педагогического персонала со средним обра зованием— на; уровне окладов работников со средним техническим образованием в этих же от раслях. Принятие настоящего Закона явится важным шагом в повышении заработной платы низко оплачиваемых рабочих и служащих. К концу 1965 года повсеместно будет увёличен минималь ный размер заработной платы для рабочих и служащих до 40—45 рублей в месяц. Разумеет ся, по мере повышения производительности труда и роста производства будет и дальше повышать ся минимум заработной платы и совершенство ваться система оплаты труда. Увеличивая заработную плату работников сфе ры обслуживания, Советское государство сохра няет без изменения розничные цены на товары и тарифы на услуги. Наряду с этим имеется в. ви ду и дальше расширять бесплатное содержание и воспитание детей, бесплатное образование и ме дицинское обслуживание. Таким образом, предлагаемый Закон органиче ски сочетает оба направления подъема благосо стояния народа, предусмотренные Программой КПСС, — повышение индивидуальной оплаты труда и развитие общественных фондов потреб ления. Он Предусматривает непосредственное повышение заработной платы значительной ча сти рабочих и служащих — работникам сферы обслуживания. А это будет способствовать улуч шению качества обслуживания населения, то есть в конечном счете росту эффективности общест венных фондов потребления, которыми бесплат но пользуется весь народ. Центральный Комитет КПСС, Совет Мини стров СССР и ВЦСПС предлагают осуществить переход на новую систему оплаты труда в следу ющие сроки: — в октябре 1964 года перевести на новые ставки заработной платы работников всех отрас лей сферы обслуживания районов Крайнего Се вера и приравненных к ним местностей; — в ноябре 1964 года ввести новую систему заработной платы работникам просвещения и здравоохранения других районов страны. .Таким образом, уже в этом году всем работникам про свещения и здравоохранения будут установлены повышенные оклады заработной платы; — в третьем квартале 1965 года повысить за работную плату работникам жилищно-комму нального хозяйства; — в четвертом квартале 1965 года ввести но вые условия оплаты труда в торговле, обществен ном питании, культурно-просветительных учреж дениях и других отраслях сферы обслуживании-. Осуществление намеченных мероприятий долж но явиться новым стимулом для серьезного улуч шения работы во всех отраслях, призванных обслуживать население. В области торговли и общественного питания Перехожу к вопросу о повышении заработной платы работникам торговли и общественного пи тания, ■Социалистический строй поставил торговлю на службу народа, подчинил ее развитие интересам общества. За последние 10 лет в торговле и об щественном Тштании произошли значительные из менения. Выше уже было сказано о том, как уве личилась продажа промышленных, и продоволь ственных товаров. Услугами общественного пиха ния в настоящее время. пользуются десятки мил лионов человек в день. Повышается роль и рас ширяется деятельность потребительской коопера ции. Осуществление задач по дальнейшему развитию советской торговли, расширению сети магазинов и столовых, развитию новых форм торговли и по вышению культуры обслуживания населения в значительной степени будет зависеть от укрепле ния торговли квалифицированными кадрами и усиления их материальной заинтересованности. В проекте Закона предусматривается повысить Заработную плату работникам торговли в среднем ца 15 процентов и общ^твенного питания в сред нем на 25 процентов. В более значительных раз мерах увеличивается заработная плата в потреби тельской кооперации на селе. В расчете на год работникам торговли и обще ственного питания будет дополнительно выплачи ваться около 550 миллионов рублей. Оплата труда в торговле и общественном пита нии ставится в зависимость от объема и сложно сти выполняемой работы. Размеры тарифных ста вок поварам, кондитерам и другим работникам общественного питания повышаются примерно до уровня ныне действующих в пищевой промыш ленности. Возрастет значение премий в заработ ной плате за увеличение товарооборота при хо рошем обслуживании покупателей, за высокое качество приготовления пиши. В 1961 году в магазинах государственной тор говли, а также в магазинах потребительской коо перации, торгующих сельскохозяйственными про дуктами в городах, продавцам были увеличены оклады в среднем на 50 процентов, на что потре бовалось свыше 130 миллионов рублей в расчете на год: Теперь намечается некоторое новое увели чение окладов продавцам и на это выделяется ещё 100 миллионов рублей. Оклады нм устанав ливаются единые как в государственной торговле, так и в системе потребительской кооперации. Говоря об улучшении материального положения работников торговли, я хотел бы сделать несколь ко замечаний об организации торговли и общест венного питания. Дальнейший рост производства товаров народного потребления, более высокие требования к качеству товаров и торговому об служиванию выдвигают перед работниками этой отрасли еще более сложные задачи. В наше вре мя нельзя торговать по-старому, методами меха нического распределения товаров. В городах и сельской мест ности возникают сей час специализированные торговые объединения — фирмы по продаже товаров длительного пользо вания. В них объединяется несколько специализи рованных магазинов, появляется возможность со средоточить большие товарные ресурсы, устано вить прямые связи с промышленными предприя тиями. Создаются также фирменные магазины определенных фабрик, заводов, комбинатов, что способствует развитию советской торговли. Надо, чтобы они были фирменными не только по своей вывеске, но и по существу. Повышение культуры обслуживания трудящих ся немыслимо без применения ношых современных форм и методов торговли:' Речь идёт' о 'продаже товаров с открытой выкладкой ' и по образцам, приеме заказов на дом, организации раскроя тка ней и подгонке одежды по фигуре. И, наконец, о самообслуживании в магазинах и столовых. В се эти хорошо зарекомендовавшие себя формы тор говли надо и дальше совершенствовать и шире внедрять. В о многих городах, рабочих поселках и в сель ской местности еще недостаточно магазинов, стой ловых, бытовых предприятий. В то же время в ряде республик и областей планы расширения тор говой сети не выполняются. Часто новые жилые дома и целые кварталы уже заселены, а магази ны, столовые и ателье еще не закончены строи тельством. Надо сделать правилом, чтобы одно временно с окончанием строительства жилых зда ний обязательно вводились в действие торговые и бытовые предприятия. Работникам торговли и общественного питания поручено большое и важное дело — обслужива ние трудящихся. Подавляющее большинство их честно относится к своим обязанностям, однако в торговле еще много недостатков. Особое внимание должно быть обращено на улучшение подбора и воспитания работников торговли. Ослаблением внимания к подбору торговых кадров пользуют ся разного рода проходимцы и жулики. Искоре нению злоупотреблений в торговле должен по мочь общественный контроль. Большая роль в переустройстве быта советских людей на коммунистических началах принадлежит общественному питанию. Нужно расширять сеть столовых, кафе, закусочных, домовых кухонь, но главное — надо позаботиться о том, чтобы тру дящиеся получали вкусную пищу, чтобы их быст ро, культурно обслуживали. Чем шире у нас бу дет развита сеть общественного питания при со ответствующем уровне качества приготовления обедов по калорийности, разнообразию и удовле творению вкусов потребителей, тем все больше населения будет пользоваться услугами столовых, кафе, ресторанов. Это облегчало бы положение жёнщин в быту, создавало им лучшие возможно сти для участия в труде и общественной дея тельности, содействовало улучшению санитарных условий в жилищах. Торговля и общественное питание имеют жиз ненно важное значение для всех трудящихся. Долг партийных, советских, профсоюзных, комсо мольских и хозяйственных организаций постоян но держать в поле зрения работу торговых орга низаций, оказывать им помощь, добиваясь улуч шения обслуживания советских людей. В области жилищно-коммунального хозяйства и б ы т о в о г о о б с л у ж и в а н и я н а с е л е н и я В Советском Союзе осуществляется гигантское жилищное строительство, возникают сотни новых городов и рабочих поселков. За последние десять лег построены новые жи лые дома общей площадью 634 миллиона квадрат ных метров, что в полтора раза больше, чем весь жилищный фонд в городах и поселках городского типа, который был в Советском Союзе в довоен ном 1940 году. За десятилетие сооружены водо проводы в 364 городах, газифицировано 820 го родов, более чем в два раза: возросло количество пошивочных мастерских, прачечных и других предприятий коммунально-бытового обслужива ния населения. Стоимость основных фондов жи лищно-коммунального хозяйства составляет свы ше 130 миллиардов рублей, или около трети всей стоимости основных фондов народного хозяйства страны. В жилищно-коммунальном хозяйстве заняты более двух миллионов- рабочих м служащих. В оплате труда работников жилищно-коммунального хозяйства" существует значительный разнобой. Ставки их заработной платы в настоящее время ниже тех ставок, которые установлены:Д|ДЯ анало гичных по квалификации- работников, занятых 8 других отраслях народного хозяйства. Намечается повысить заработную плату работ никам жилищно-коммунального хозяйства и быто вого обслуживания и устранить недостатки в оп лате труда. Заработная плата этих работников будет повышена в среднем на 15 процентов, в том числе в газовом хозяйстве на 11 процентов, водо проводно-канализационном хозяйстве на 24 про цента, гостиницах более Чем на одну треть. Размеры должностных окладов ставятся в за висимость от объема, сложности и качества рабо ты. Предусматривается премирование работников за улучшение технико-экономических показателей, повышение рентабельности, обеспечение высокого качества обслуживания и расширение услуг на селению. На повышение заработной платы работ ников жилищно-коммунального хозяйства будет дополнительно израсходовано в расчете на год более 2 0 0 миллионов рублей. Перед работниками коммунального хозяйства стоят огромные задачи. Мы стремимся к тому, чтобы сделать жизнь советских людей еще лу чше, создать такие условия, чтобы трудящимся больше , оставалось .времени на отдых, образование, куль турные развлечения, спорт. Надо беречь время трудящихся, надо, чтобы они не тратили его на Развитие производства, повышение производительности труда — необходимое условие дальнейшего подъема б л а г о с Товарищи депутаты! Намечаемое повышение заработной платы одна из очередных важных мер, предусмотрен ных партией по дальнейшему подъему благосо стояния советского народа. Мероприятия,!; 6 ко торых идет речь на настоящей сессии, имелось в виду провести раньше — в 1962 году, но тогда по некоторым причинам внешнего и внутреннего порядка осуществление их вынуждены были вре менно отложить. Сложившаяся в то время международная об становка вынудила нас принять некоторые меры по усилению обороны страны, в связи с чем по требовалось увеличить ассигнования средств на эти цели. И это нашло полное одобрение со ветского народа. Наши усилия, направленные на достижение соглашения о разоружении, пока что не увенчались успехом. Поэтому мы должны держать порох сухим, чтобы враг знал, что без наказанно на нас напасть нельзя, что если будет совершено нападение, то он получит ответный сокрушительный удар. Кроме того, перед нашим народным хозяйст вом возник ряд важных задач, от решения кото рых, зависит ускорение темпов развития экономи ки страны и подъем народного благосостояния. Прежде Всего Центральным Комитетом партии и Советским правительством были приняты реше ния о дальнейшем ускоренном развитии химиче ской промышленности, в частности об увеличении производства минеральных удобрений, а также об (интенсификации сельского хозяйства. Намечены серьезные меры, осуществление ко торых подготовит условия для более быстрого развития экономики й повышения благосостояния трудящихся, занятых как в отраслях материаль ного производства, так и в сфере обслуживания. Уже говорилось о том, что с переходом к раз вернутому строительству коммунизма проведен ряд мер, которые позволили за последнее пятиле тие увеличить среднюю заработную плату в ос новных отраслях народного хозяйства от 13 до 25 процентов. Намечаемые теперь меры приведут к увеличению заработной платы работников сфе ры обслуживания в среднем на 21 процент. Как видите, товарищи депутаты, в нашей стра не неуклонно проводится линия на повышение за работной платы, и в первую очередь низкоопла чиваемом категориям.рабочих, и служащих с тем, чтобы уменьшался разрыв в оплате труда меж ду различными категориями работников. Принятое направление в повышении заработ ной платы полностью отвечает нашей социалисти ческой системе. По мере роста экономики и об щественного богатства, уменьшения различий в уровне квалификации работников и производи тельности труда' неуклонно будет сокращаться разница в оплате труда высоко- и сравнительно низкооплачиваемых Категорий трудящихся. По степенно эта разница должна становиться все меньше и меньше. Это вытекает из марксистско- ленинского учения, из тех задач, которые постав лены Программой партии по совершенствованию распределения материальных благ. Но предпринимаемые меры по повышению за работной платы это лишь первые шаги. Чтобы осуществить новые, еще более серьезные шаги по повышению благосостояния народа, мы наметили пути, которые способствуют более быстрому строительству материально-технической базы коммунизма, более эффективному ведению хозяй ства й быстрым темпам развития нашей эконо мики, ускорению производства в достатке про дуктов питания, одежды, обуви и других товаров „широкого потребления. Эти пути были намечены на декабрьском (1963 г.)„ и февральском (1964 г.) Пленумах ЦК КПСС. Химизация народного хозяйства и интенсифи кация сельского хозяйства-потребуют больших:., капитальных вложений, но проведение их в*, жизнь ускорит строительство материально-тех- { нической базы коммунизма и создаст условия ' для более быстрого роста благосостояния наро ла. Тем самым будет обеспечена товарными ре сурсами растущая покупательная . способность 1 .: населения, можно будет снижать цены на товары, производимые легкой промышленностью. О С т О я н и я Увеличение заработной платы, особенно,' если оно проводится в больших размерах, повышает спрос ;населения на- товары народного потребле ния н бытовые услуги. Следовательно, нам надо производить- бояыйе товаров' и -продуктов -пита ния, чтобы трудящиеся, получив Дополн-йТельные денежные доходы, имели возможность реализо вать эти доходы, купить в магазинах нужные им товары. Промышленность должна увеличить производ ство товаров народного потребления в ассорти менте, удовлетворяющем разносторонние вкусы и потребности людей. Многое 'зависит от труже ников колхозов и совхозов,. долг которых •— полнее удовлетворять спрос населения-в про дуктах питания, а промышленности — в сырье. Важная роль в расширении производства това ров народного потребления принадлежит работ никам быстрорастущей химической индустрии. Они призваны дать промышленности разнообраз ные и высококачественные химические волокна, пластмассы и другие материалы для увеличения производства, товаров широкого потребления и улучшения ;их качества; Надо увеличивать , вы пуск товаров культурно-бытового назначения на предприятиях электротехнической, машиностро ительной и других отраслей промышленности. Здесь я должен сказать, товарищи, что не все еще наши руководители по-настоящему поняли, как важно постоянно наращивать выпуск: това ров народного потребления. Чтобы подтвердить этот вывод, приведу следующий пример. Недав но совнархозам были переданы предприятия местной промышленности, которые в основном произврдили товары народного потребления. К сожалению, некоторые руководители Советов на родного хозяйства экономических районов и со юзных республик, Вместо того, чтобы повысить технический уровень производства переданных им предприятий, специализировать их и за счет этого увеличить выпуск и улучшить качество производимых товаров народного потребления значительно сократили или полностью прекрати ли изготовление этой продукции. Госплан и Сов нархоз СССР, которые должны были проследить за правильным использованием переданных сов нархозам предприятий местной промышленно сти, механически проштамповали изменение их профиля. Мимо этого факта прошли и партий ные организации. Наша промышленность при имеющихся ресур сах может значительно лучше удовлетворять по требности народа в добротных, хороших това рах. Нужно в кратчайший срок .решить задачу резкого улучшения качества и ассортимента то варов. К этому делу необходимо привлечь самое серьезное внимание работников промышленно сти, всей нашей общественности. Работники тор гующих организаций должны научиться пра вильно определять спрос населения, его потреб ность в товарах и нести полную ответственность за заказы, промышленности.. Торгующие органи зации обязаны активно воздействовать на пред приятия, изготовляющие товары народного по требления. Речь идет о том, чтобы наладить пра вильные взаимоотношения между торговыми ор ганизациями и предприятиями промышленности; Сейчас появилась возможность больше выде лять средств на развитие производства предме тов народного потребления. Мы уже миновали те времена, когда в магазины поступали любые товары, и население покупало их без особого разбора, потому что их не хватало и было на много меньше, чем теперь. Покупатели брали любую вещь, которую можно было носить, не приглядываясь особенно к тому, что представ ляет собой эта вещь в смысле качества, фасона, расцветки. Строго говоря, у нас раньше проис ходила не торговля, а по существу распределе ние товаров, только не по карточкам, а факти чески, в жизни. У покупателя не было иного вы бора. Допустим, ему нужны были брюки; "если ,в магазине не находились брюки нужного ему раз- ) мера, то он брал такие, какие были в продаже, говоря при этом: ладно, дома подправлю. Теперь положение изменилось. Наша промыш ленность вырабатывает больше товаров народ ного потребления, а с ростом материального и культурного уровня населения люди начинают более .то.е.бфват§льно относиться к товарам, ко- н а р о д а Торые им предлагаются, начинают пригляды ваться, выбирать изделие Получше. И это не каприз, не придирка, а вполне нормальное явле ние. Трудящиеся хотят приобретать такую обувь или одежду, •которое имеют современный фасон, красивый' цвет, соответствуют времени года и моде. Это хорошее явление. Сейчас мы имеем немало добротных товаров, но из-за неудовлетворительной расцветки, фасо на эти товары залеживаются. Сырье и материа лы на эти изделия израсходованы неплохие, но в .результате недоброкачественного изготовления произведенные из них товары не находят сбыта. В настоящее время в торговой сети имеется сверхнормативных остатков товаров на два с по ловиной миллиарда рублей. Необходимо повысить ответственность пред приятий за качество выпускаемой продукции, на до установить твердый порядок, когда покупа тель мог бы предъявить рекламации на приобре тенное изделие. За качество товаров должен отч ■вечать не магазин, а фабрика, которая произве ла эти товары. . - ■. Надо, чтобы издержки, которые образуются из-за того, что товары, выпускаемые ' той или иной фабрикой, не находят сбыта, возмещало предприятие, которое их поставило. В ыполнение планов предприятиями должно оцениваться не только по «валу» и по номенклатуре, но и с уче том «ходкости» товаров, то есть с учетом того, как покупает их народ. Очевидно, назрела необходимость изменить поч рядок планирования и оценки работы предприя тий, выпускающих товары народного потребле ния. Надо, чтобы производство этих товаров действительно основывалось на заказах торгую щих организаций. Тогда будет больше ответ ственности перед народом и у работников про мышленности, и у работников торговли. Госплан СССР совместно с Советами Минист ров союзных республик и совнархозами Должен разработать систему взаимоотношений фабрик и заводов с торгующими организациями, чтобы лучше и полнее удовлетворять запросы населе ния в предметах потребления. Заводы и фзбри- ки, производящие предметы народного потребле ния, должны'получать заказы от' магазинов, а магазины обязаны учитывать запросы населения и давать заказы на товары в соответствии с этим спросом. Если торговая организация зака зала товары определенного фасона, расцветки и размера, но они не находят сбыта, то за это отве чает не фабрика, а те торгующие' организации, которые давали заказ на изготовление такой про дукции. В таком случае торговые организации должны нести материальные издержки, ответст венность возлагается на того, кто заказал, а не на того, кто выполнял заказ. Эю не простая работа, но очень необходимая. Если мы и дальше в организации производства товаров народного потребления и торговли бу* дем вести дело так, как это было до сих пор, то все время будет расти количество товаров, не пользующихся спросом населения, а . государство будет, нести на этом большие убытки. Этого до пускать нельзя. Товарищи! Успехи в осуществлении принятой XXII съездом Программы нашей партий по соз данию материально-технической базы комму низма неоспоримы. Понятно, что мы не можем обольщаться успехами и успокаиваться на до стигнутом. -Все мы хотели бы иметь еще боль шие результаты, но вы хорошо понимаете, что не все зависит от одного нашего желания. Улучше ние жизни и быта советских' людей, рост куль туры в стране будут идти тем быстрее, чем вы ше будут темпы роста экономики и повышения производительности труда. Наше государство использует самую справед ливую меру распределения материальных благ— распределение по труду. Но каждый должен по нимать, что дело не только в способах распреде ления. Прежде, чем- распределять, надо иметь что распределять. Каждое экономическое преобразование, каж* дый новый шаг к коммунистическим .принципам распределения могут быть осуществлены лишь тогда, когда для этого созданы необходимые ма териальные предпосылки. • - -- (Окончание на 5-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz