Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
2 ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 4 июля 1 9 6 4 г.. X» 155 (3 0 4 9 ) Еще не так давно многие родите ли говорили детям, вчерашним школьникам: « Идите в институт, инженерами будете...». Открыть юноше или девушке бу дущее — большое дело. Из стен ву зов вышло немало талантливой мо лодежи, ставшей крупными специа листами, учеными, умелыми органи заторами производства. Но ныне в вузах учится не только молодежь. Сегодня все чаще говорят о заочниках, как о будущих инжене рах. На промышленных и транспор тных предприятиях города Грязи их около 200. Это люди, прошедшие хорошую практическую школу, обла дающие сильными характерами, прямо-таки рвущиеся к знаниям. На наших глазах растет, попол няется отряд рабочей интелли генции, которая днем — у стан ка, на паровозе, а вечером — за книгой, за дипломной работой. По жалуй, не найти сейчас студента в институте или техникуме, механиче ски запоминающего материал про граммы. Л екционные курсы, лабора торные занятия, практика, научно- исследовательская работа —- все на правлено на изучение новейших до стижений науки и техники, имеет живую связь с производством. Сту- денту-заочнику надо отдать долж ное. Без отрыва от производства он получает высшее образование, со вершает, без преувеличения можно сказать, подвиг. Представляется, что заочник, в какой-то мере дальше своих товари щей по труду смотрит вперед, меч тая о будущем, он критически оце нивает свое сегодняшнее творчество, свои знания и намечает рубеж лич ного роста. Один с жадностью, с юношеским пылом набрасывается на книги, дру гой усилием воли усаживает себя за конспекты. — Ну, свалил сопромат! — прихо дится слышать радостные возгласы заочника. — Замучил сопромат, не ' выдер жать, брошу, — заявляет иной. Действительно, среди заочников встречаются люди со слабой подго товкой. Таким необходима поддерж-' ка. Но у нас пока мала сеть учебно- консультационных пунктов. Так, где же заочнику получить помощь? Случается, что предстоит выпол нить контрольную работу или сде лать чертеж. Студент идет к специ алистам своего предприятия, к дру гу. Это в лучшем случае. Но не вез де специалисты отзывчивы, а друзья —компетентны в науке. И тогда «на помощь» приходят «торговцы» зна ниями. Находятся лжепомощникй’, которые с готовностью делают чер теж за несколько часов, контроль ную работу за один—два дня. Их принцип: «Перепиши и отсылай». В нашем городе есть люди, которым такое «ремесло» даже приносит оп ределенную сумму дополнительного заработка по таксе 5 рублей за при сест. Не хочется перечислять их по фамилиям, может быть, им подска жет собственная совесть. Однако нельзя молчать, когда заочник вы- С Х О Р О Ш И М Н А С Т Р О Е Н И Е М На одном из стендов, что установ лены на территории вагонного депо, приведены знаменитые слова А. М. Горького: «Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду». В нашем коллективе особое внима ние уделяется трудовому воспитанию людей. Мы боремся за высокую куль туру производства и при этом опи раемся на технический прогресс. Гигантский, неудержимый взлет науки и техники влечет за собой вла стное требование жизни — обогатить каждого рабочего новыми знаниями, навыками высокой квалификации. Без этого немыслим дальнейший рост производительности труда, а без не го не может быть и нашего движе ния вперед. Коллектив депо выполнил задание семилетнего плана по росту произво дительности труда. Если в 1958 году выработка на одного рабочего, заня того ремонтом, составляла 2,66 при веденного вагона, то в 1963 году при производстве деповского ремонта — 3,25 вагона. Производительность тру да составила 102,4 процента при на шем обязательстве — 101 процент. Уровень заработной платы — 100,9 процента. И это, прежде всего, результат то го, что теперь весь коллектив занят решением экономических проблем. В се стали интересоваться экономи кой, депо перешло на ежедневный анализ себестоимости. Инженеры, мастера, члены бюро экономического анализа разработа ли перспективный план механизации и автоматизации производства на 1964—1965 годы. Решено оборудовать автоматическую поточную линию для очистки колесных пар, смонтиро вать устройство для обмывки вагонов перед ремонтом, установить козловой кран на ремонтном пути станции Гря. зи- Орловские. Надо сказать, что все трудоемкие работы у нас уже полностью механи зированы. Сейчас не требуется физи ческих усилий на подъемке и опуска нии вагонов, разборке и сборке теле жек, снятии и постановке головок ав тосцепки и фрикционных аппаратов, транспортировке тяжелых деталей. Много внимания уделяется «малой» механизации. В этом году внедрена новая технология ремонта вагонов. С механизацией появились и новые профессии: крановщик, дефектоско- пист, машинист моечной машины, слесарь по ремонту авторегуляторов, станочник покраски древесины. И все это должны быть люди высокой квалификации, хорошо знающие тех нику. Склеивание древесины, напри мер, требует знаний химии. Примене ние прогрессивного метода Бархато ва основано на пневматике. Нечего доказывать, какую роль в совершенствовании планирования и организации производства, в борьбе за непрерывное повышение произво дительности труда играют технико экономические знания. И отрадно, что ныне у рабочих наблюдается большая тяга к учебе. Многие зани маются в экономических кружках, в школах рабочей молодежи. В депо все больше становится студентов-за- очников. Сейчас учатся в институтах и техникумах очно и заочно 35 чело век. По рекомендации руководства депо студентами транспортных ин ститутов стали осмотрщики вагонов Л . Пуговкин и Ю. Юрьев, слесарь М. Ролдугин, кочегар Г. Суслов, де- фектоскопист В. Старуев. Наши заоч ники — электросварщик В. Долгих, крорелыцик В. Крылов, бригадир Г. Иванов и другие рабочие. В эти дни подали заявления еще 10 чело век с просьбой помочь в учебе. Приобретая инженерные, экономи ческие звания, люди лучше начинают управлять производством, смелее ставят и решают назревшие вопросы, лучше видят завтрашний день пред приятия. Приведу характерный пример. В депо работают 9 инженеров, 34 техни ка. В се мастера со средним и выс шим образованием. Мастер Л . Жига нов после окончания института стал главным инженером депо. Он — один из инициаторов рациональной, эко номически обоснованной организа ции производства. Когда управление Юго-Восточной железной дороги не выполнило приказ Министерства пу тей сообщения о специализации на шего вагонного депо на ремонте од нородного подвижного состава, глав ный инженер Л. Жиганов, мастер сборочного цеха С. Бочаров не захо тели мириться с таким негосудар ственным подходом к важному делу. Они принципиально поставили вопрос перед управлением дороги, настойчи во и убедительно отстаивали интере сы производства. С. Бочаров высту пил в «Экономической газете». В сво ей статье он доказал нецелесообраз ность планирования, при котором де по ремонтировало четыре рода ваго нов, в ущерб себе производило за водской ремонт двухосных крытых вагонов и платформ. Это увеличива ло трудоемкость работ и приводило к перерасходу средств и материа лов. Теперь депо ремонтирует только трехосные и двухосные платфор мы. Уже такая неполная специа лизация позволяет добиваться луч ших экономических показателей. Соз дание комплексных бригад привело к лучшим условиям совмещения смеж ных профессий, и уплотнению рабо чего дня. И все это по инициативе наших специалистов. В от что дает производству обра зование кадров. А разве может чело век без технико-экономических зна ний активно внедрять новое, пере довое? Обязательства коллектива по меха низации, по овладению техникой об суждаются всесторонне при участии большого числа специалистов. И здесь большую помощь коллективу оказывают грамотные кадры. Сейчас мы стремимся ввести опре деленную систему подготовки кад ров. Ведем учет заканчивающих ве чернюю школу. Кстати, большинст во рабочих у нас имеет образование не ниже семи классов. Многим, полу чившим среднее образование, помога ем определить, где лучше учиться дальше. Тем, кто учится заочно, соз даем все условия, облегчаем их труд. Каждый в нашем коллективе дол жен научиться культурно работать и культурно отдыхать. Это вызовет у всех хорошее настроение. Ведь, если у товарища неприятно на душе, у него работа из рук валится. О каком творчестве, о йакой учебе может быть речь в подобной обстановке? За последние 5—6 лет неузнаваемо изменился облик депо. Мы построили и реконструировали производствен ные корпуса. Всюду в цехах цветы, двор — в зелени. Территория депо заасфальтирована. Для рабочих оборудована душевая установка, со оружена в красивом сквере летняя столовая. Все это тоже способству ет повышению настроения. Партийная и профсоюзная органи зации уделяют особое внимание спло чению коллектива, укреплению рабо чей дружбы. У нас 265 ударников коммунистического труда. За это по четное звание соревнуется весь кол лектив. Моральным заповедям раз ведчиков будущего следуют многие рабочие. Когда труд — удовольствие, чело век не знает усталости. Тогда ему легче выполнять сложные произ водственные задачи и учиться. Д. СВЕЧНИКОВ, начальник отдела кадров вагонного депо. нужден пользоваться такого рода услугами. Молодой инженер Анатолий Болу- чевский работал на Ремонтно-меха ническом заводе. Он охотно помогал заочникам. Сначала терпеливо объ яснял, потом... стал просто выпол нять заказы. За это благодарные студенты предлагали деньги. Ана толий отказывался от «их. Тогда не сли водку. И пошли гулянки да по хмелья. Парень совершенно опустил ся. Дирекция вынуждена была изба виться от такого специалиста. Но возникает вопрос: почему, зная об источниках оредств для частых выпивок, «а заводе не по веди в открытую разговор о пороч ности такой «помощи» заочникам, не поговорили с самими «заказчика ми»? А ведь случай с Анатолием должен был заставить подумать и I о том, как лучше организовать по мощь учащимся заочно, как вызвать у них более серьезное отношение к учебе. Специалисты этого завода выска зывают правильную мысль о расши рении помещения под учебно-кон сультационный пункт очно-заочной школы. Думается, что стоило бы расширить и состав посетителей этого пункта и коллектив консуль тантов на общественных началах. На базе учебно-консультационно го пункта заочники предлагают соз дать учебный комбинат с участием специалистов предприятий и препо давателей школ города. Нужна не только учебно-методи ческая помощь, но и систематиче ское обобщение передового опыта, анализ эффективности новой техно логии, новой техники. Стоит органи зовать в городе лекторий для заоч ников, где хотя бы раз в два месяца можно было бы прослушать лекции на необходимые общеполитические и технические темы. Высшая школа дает выпускникам не только глубокие знания, ро и воспитывает их в духе высоких принципов коммунистической мора ли. Заочное обучение принимает в наши дни все более массовый ха рактер. Как приблизить учебно-вос питательный процесс в заочной си стеме обучения к укладу духовной жизни институтов -— над этим так же мало задумывается обществен^ ность нашего города. ^' В повышении образования народа партия видит залог победоносного коммунистического строительства. Она поставила задачу — поднять культурно-технический уровень всех рабочих и колхозников до уровня интеллигенции, чтобы устранить, в основном, различия между умствен ным и физическим трудом. Заочное и вечернее обучение — верный путь к этому. Между тем, руководители, партий ные, профсоюзные организаций от дельных предприятий недостаточно заботятся о его развитии. Особенно такой упрек касается руководителей мебельной фабрики, станции Гря- зи-Варонежские, Грязинсжого ме ханического завода, горпромком- бината. На Мотовозоремонтном за воде не повышает свой образова тельный уровень ни один мастер, в вечерней школе учится только 8 че ловек. У некоторых руководителей даже есть стремление избавиться от уча щихся: заботы пугают. Находятся и такие, что не желают создавать не обходимых условий для учебы. Та кие отсталые руководители недопо нимают, что повышение образова ния кадров, — крупный резерв ро ста производительности труда, кзл- лифицированного руководства про изводством. Рабочий становится инженером. Значит, на производстве изменяется качественный состав кадров, значит появляются большие возможности для технического прогресса и об щего подъема производства. Заоч ники — не только будущие инжене ры. Это — сегодняшние рационали заторы, экокомисты-общественники, конструкторы, ударники коммуни стического труда. Н. АМБРОЖИЙ, соб. корр. «Ленинского знамени». Автоматы и полуавтоматы по расфасовке и упаковке продукции находят все большее применение на Грязинском комбинате пище вых концентратов. Их бесперебойную работу обеспечивает налад чик А. Д. Баскаков. Неустанно повышая свои знания, он творчески относится к делу. Только в прошлом году т. Баскаков внедрил око ло 20 рационализаторских предложений, которые позволили сэко номить 11 тысяч рублей. Четыре предложения он внес в этом году. НА СНИМКЕ: А. Д. Баскаков. Фото Л. Черкашина. страница \ ♦4 В передовых рядах соревнующихся на Грязинском ремонтно механическом заводе идет бригадир слесарей кандидат в члены КПСС В. В. Гулимов. Высокопроизводительный труд он умело со четает с учебой на третьем курсе техникума. НА СНИМКЕ: В. В. Гулимов. Фото Л. Черкашина. Г д е р а з м е с т и т ь с я ? В нашзм городе открыт учебно- консультационный пункт очно-заоч ной школы Это очень отрадно, особенно для людей пожилого воз раста, которые не имеют возможно сти регулярно посещать вечернюю школу рабочей молодежи. В учебно- консультационном пункте им помо гут освоить наиболее трудные темы, хорошо подготовиться к экзаменам. Я в этом году перешел в девятый класс. Двадцать лет назад мне ка залось, что дальше учиться незачем. Но жизнь стремительно идет вперед, а я явно отстаю. И вот теперь ре шил нагнать упущенное. В месте со мной занимались ос мотрщик вагонного депо В . Илюхин, работник П ТО Грязи-Орловские В. Усачев, начальник станции Ка- зинка В. Митрохин. Занятия у нас проходят два—три раза в неделю. Преподаватели И. В . Кузнецова, Н. А. Сафонова, Б. И. Фролов, М. Ф. Бурмичева очень внимательно относятся к учащимся, • душу вкладывают в работу. Запомнился мне такой случай. Слава Ролдугин бросил среднюю школу, перешел в вечернюю, и там ему не понравилось. Наша препода вательница Надежда Александровна Сафонова как-то увидела Славу. Стоит он у стенки и курит. Она по дошла к нему. Разговорились. На дежда Александровна нашла с ним общий язык, уговорил^ придти на за нятия. А теперь парня не узнать. Он работает в депо станции Казин- ка, перешел в девятый класс. При мерно таким путем пришел в учеб но-консультационный пункт и рабо чий Аглофабрики Александр Горяй нов. Преподаватели учебно-консульта ционного пункта готовят сейчас 20 человек для сдачи вступительных экзаменов в техникумы. Желающих учиться в нашей шко ле становится все больше. Учиться в новом году уже записалось 125 человек. Но есть одна беда — поме щение слишком мало. Учебно-кон сультационный пункт существует уже два года и до сих пор не имеет зда ния. Зимой мы занимались в крас ном уголке ПТО Грязи-Волгоград- ские. Было очень тесно и неудобно. Потом нам выделили небольшую комнату в здании отделения дороги. К осени в этом здании ряд ком нат должен освободиться. Поэтому мы, учащиеся учебно-консультацион ного пункта, просим руководство до роги и городские организации по мочь нам получить дополнительные комнаты. В нормальных условиях работы пункт сможет обслуживать по крайней мере вдвое больше уча щихся. А. ФАТЕЕВ, экономист. З а о ч н о е о б у ч е н и е п о м о г а е т с о в е р ш е н с т в о в а т ь п р о и з в о д с т в о Не предприятиях г. Грязи с каждым годом рас тет число рабочих — заочников техникумов и высших учебных заведений. В настоящее время их около 200 человек. Помимо того, 600 человек учатся в вечерних средних школах. Учеба без отрыва от производства не только повышает квалификацию кадров, но и способст вует совершенствованию производства. Однако имеющиеся возможности для более широкого развития заочного образования кадров использу ются в городе недостаточно. Об этом и идет раз говор ниже. Н Е Р А Д И Д И П Л О М А . . . Много лет водил паровоз маши нист, хорошо зарабатывал, в прези диумах сидел. Вошла его жизнь в одну колею, и незаметно пролетали год за годом. А по магистралям стра ны пошли тепловозы, электровозы. Эти красавцы захватили воображе ние машиниста и одновременно при несли ему большую заботу. 1 Рад бы перейти на тепловоз, да нужны новые знания. Чтобы управ лять тепловозом, надо изучить ме ханику, электротехнику, гидравлику, пневматику. По себе сужу. Кончил я в 1948 го- ду центральные среднетехнические курсы в Москве. До курсов был ко чегаром, после — машинистом. А среднего образования не имел. По шел в вечернюю школу. Кое-кто за видовал: силу воли имеешь. Но были и такие, кто посмеивался: валяй, учись, а мы и без этого проживем... Но однажды во время поездки ми мо нас проскочил встречный тепло воз, за ним вгорой. Составы мчались на большой скорости. Думаю: «Эх, прокатился бы! А гожусь? Нет! Тех ника развивается, а мы живем по- старому». И сказал самому себе: хва тит малодушничать. В озраст. Семья. Усталость. Все это удобные отговор ки. И для приобретения зн'аний не помеха. Сдал я документы в Воронежский железнодорожный техникум. Решил стать машинистом с дипломом, но не ради диплома, а ради знаний и того, чтобы получить власть над теплово зом. Признаться, стала моя жизнь труд нее. В поездку собираюсь — книги с собой беру. В оборотном депо, вме сто игры в домино или прогулок, два—три часа перед обратным рей сом грызешь науку. За время учебы мы основательно изучили все тепловозное хозяйство. Теперь знаем не только устройство и технику вождения тепловоза, но и график движения, все, что касается машиниста. А для дипломной работы я выбрал тему « Основное тепловозное депо с детальной разработкой диеель-агре- гатного отделения». Тут уж пришлось изучить опыт работы депо Л иски, перечитать ворох литературы, да и самому кое з чем разобраться. Теперь у;нас дипломы на руках, хотя пока еще водим паровозы. А на железных дорогах все чаще встреча ются электровозы. И я решил.не те рять даром времени, поступить на от деление электровозного хозяйства техникума. Захотелось стать мащи- ниетом-универсалом, который на лю бом локомотиве — хозяин. Сейчас такое время: надо и рабо тать и учиться, иначе отстанешь: тех ника с космической скоростью несет ся вперед. И это понимает большин ство моих товарищей-паровозншов. В нашем депо кончили техникум ма шинисты Борис Коротков, Василий Колесов. С каждым годом число за очников растет. Сейчас их уже 25, да готовятся поступать еще человек десять. 101 паровозник учится в шко ле рабочей молодежи. На курсах тепловозников обучалось 42 челове ка. Ребята посе щают подготови тельные курсы для поступления в ‘ техникум. По многим неясным, забытым вопро сам программы дают консультации инженер-технолог А. Васильев, глав ный инженер Н. Матвеев. Конечно, нелегко дается учеба. Ис пользуешь время отдыха. И зарпла ты во время сессий получаешь мень ше. Правда, руководство депо вся чески поддерживает заочников. Уча щиеся слесари, к примеру, переведе ны у нас в дневную смену. Отдель ным оказывается денежная помощь из фонда предприятие. Это очень хо рошо. Но мне кажется, что все-таки еше мало наших ребят Ьтавит перед со бой задачу учиться, получить обяза тельно среднее или высшее образо вание. Тут две причины. Одни боят ся трудностей, у других Просто нет стремления к знаниям, их удовлетво ряет достигнутый уровень. К сожа лению, даже многие ударники ком мунистического труда не учатся в институтах и техникумах. А ребята эти на работе — огонь. Только к учебникам у них страсти пока нет. Мы, коллектив, должны наставить их на правильный путь. Полезно бы собраться всем вместе, по-рабочему поговорить об учебе. Уверен, что толк будет от такого разговора. В. БУРНАЦКИИ, машинист локомотивного депо. Каждый пятый— за учебником Сейчас на железных дорогах стра ны наступило такое врем^, когдз старая техника списывается на пе реплавку, а на ее место приходят новые мощные машины. Управлять и.ми без хороших знаний нельзя. Чтобы быть, например, машинистом тепловоза или работником стрелоч ного пульта, мало иметь большой опыт, приобретенный ранее, нужны прочные технические знания. Это теперь понимает каждый. Же лезнодорожники потянулись к зна ниям. Многие стали поступать в ве черние школы рабочей молодежи, техникумы, институты. Как-то мы подсчитали, что в кол лективе нашей дистанции учится каждый пятый человек. Скоро пять работников дистанции получат дип ломы инженеров. Среди них элект ромеханик В. Прошин, монтер связи Н. Котов и другие. Девять человек — учащиеся техникумов. Сейчас идет прием документов на заочные отделения техникумов. Изъявили желание учиться мог тер Д. Полубедова, электромехачик П. Полубедов, механик А. Чулюков, электромонтер И. Сафонов, монтер В. Самойленко. В помощь заочникам у нас выде лены инженеры А. Слепнев и Г. Ер маков. Они дают консультации по неясным вопросам. В свою очередь администрация старается создать заочникам усло вия для успешной учебы. Мы по возможности не перегружаем заоч ников и учащихся вечерней школы. Словом, весь коллектив помогает тем, кто учится. Б. ФУРСОВ, начальник дистанции сигнализации и связи. 2 рационализатора — 19 пр е дложений Многие рабочие Грязинского механического завода без отрыва от производства учатся в школах ра бочей молодежи, в техникумах и институтах, в экономических кружках и семинарах. Учеба помогает им творчески относиться к работе на произодстве. Активным рационализатором, например, зарекомендовал се бя бригадир слесарей коммунист В. К. Алехин. 9 ценных предложений он внес в прошлом и 3 предложения в нынешнем году. Семь полезных новшеств ввел за это время и станочник к В. А. Буряков. Все они направлены на улучшение качества и снижение трудоемкости выпускаемой продукции. НА СНИМКЕ: В. К. Алехин и В. А. Буряков. Фото Л . Черкашина. ................... I К Т О Ж Е П О З Я Б О Т И Т С Я О З Я О Ч Н И К Я Х ? РАБОЧИЙ СТАНОВИТСЯ ИНЖЕНЕРОМ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz