Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

2 ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 4 июля 1 9 6 4 г.. X» 155 (3 0 4 9 ) Еще не так давно многие родите­ ли говорили детям, вчерашним школьникам: « Идите в институт, инженерами будете...». Открыть юноше или девушке бу­ дущее — большое дело. Из стен ву­ зов вышло немало талантливой мо­ лодежи, ставшей крупными специа­ листами, учеными, умелыми органи­ заторами производства. Но ныне в вузах учится не только молодежь. Сегодня все чаще говорят о заочниках, как о будущих инжене­ рах. На промышленных и транспор­ тных предприятиях города Грязи их около 200. Это люди, прошедшие хорошую практическую школу, обла­ дающие сильными характерами, прямо-таки рвущиеся к знаниям. На наших глазах растет, попол­ няется отряд рабочей интелли­ генции, которая днем — у стан­ ка, на паровозе, а вечером — за книгой, за дипломной работой. По­ жалуй, не найти сейчас студента в институте или техникуме, механиче­ ски запоминающего материал про­ граммы. Л екционные курсы, лабора­ торные занятия, практика, научно- исследовательская работа —- все на­ правлено на изучение новейших до­ стижений науки и техники, имеет живую связь с производством. Сту- денту-заочнику надо отдать долж­ ное. Без отрыва от производства он получает высшее образование, со­ вершает, без преувеличения можно сказать, подвиг. Представляется, что заочник, в какой-то мере дальше своих товари­ щей по труду смотрит вперед, меч­ тая о будущем, он критически оце­ нивает свое сегодняшнее творчество, свои знания и намечает рубеж лич­ ного роста. Один с жадностью, с юношеским пылом набрасывается на книги, дру­ гой усилием воли усаживает себя за конспекты. — Ну, свалил сопромат! — прихо­ дится слышать радостные возгласы заочника. — Замучил сопромат, не ' выдер­ жать, брошу, — заявляет иной. Действительно, среди заочников встречаются люди со слабой подго­ товкой. Таким необходима поддерж-' ка. Но у нас пока мала сеть учебно- консультационных пунктов. Так, где же заочнику получить помощь? Случается, что предстоит выпол­ нить контрольную работу или сде­ лать чертеж. Студент идет к специ­ алистам своего предприятия, к дру­ гу. Это в лучшем случае. Но не вез­ де специалисты отзывчивы, а друзья —компетентны в науке. И тогда «на помощь» приходят «торговцы» зна­ ниями. Находятся лжепомощникй’, которые с готовностью делают чер­ теж за несколько часов, контроль­ ную работу за один—два дня. Их принцип: «Перепиши и отсылай». В нашем городе есть люди, которым такое «ремесло» даже приносит оп­ ределенную сумму дополнительного заработка по таксе 5 рублей за при­ сест. Не хочется перечислять их по фамилиям, может быть, им подска­ жет собственная совесть. Однако нельзя молчать, когда заочник вы- С Х О Р О Ш И М Н А С Т Р О Е Н И Е М На одном из стендов, что установ­ лены на территории вагонного депо, приведены знаменитые слова А. М. Горького: «Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду». В нашем коллективе особое внима­ ние уделяется трудовому воспитанию людей. Мы боремся за высокую куль­ туру производства и при этом опи­ раемся на технический прогресс. Гигантский, неудержимый взлет науки и техники влечет за собой вла­ стное требование жизни — обогатить каждого рабочего новыми знаниями, навыками высокой квалификации. Без этого немыслим дальнейший рост производительности труда, а без не­ го не может быть и нашего движе­ ния вперед. Коллектив депо выполнил задание семилетнего плана по росту произво­ дительности труда. Если в 1958 году выработка на одного рабочего, заня­ того ремонтом, составляла 2,66 при­ веденного вагона, то в 1963 году при производстве деповского ремонта — 3,25 вагона. Производительность тру­ да составила 102,4 процента при на­ шем обязательстве — 101 процент. Уровень заработной платы — 100,9 процента. И это, прежде всего, результат то­ го, что теперь весь коллектив занят решением экономических проблем. В се стали интересоваться экономи­ кой, депо перешло на ежедневный анализ себестоимости. Инженеры, мастера, члены бюро экономического анализа разработа­ ли перспективный план механизации и автоматизации производства на 1964—1965 годы. Решено оборудовать автоматическую поточную линию для очистки колесных пар, смонтиро­ вать устройство для обмывки вагонов перед ремонтом, установить козловой кран на ремонтном пути станции Гря. зи- Орловские. Надо сказать, что все трудоемкие работы у нас уже полностью механи­ зированы. Сейчас не требуется физи­ ческих усилий на подъемке и опуска­ нии вагонов, разборке и сборке теле­ жек, снятии и постановке головок ав­ тосцепки и фрикционных аппаратов, транспортировке тяжелых деталей. Много внимания уделяется «малой» механизации. В этом году внедрена новая технология ремонта вагонов. С механизацией появились и новые профессии: крановщик, дефектоско- пист, машинист моечной машины, слесарь по ремонту авторегуляторов, станочник покраски древесины. И все это должны быть люди высокой квалификации, хорошо знающие тех­ нику. Склеивание древесины, напри­ мер, требует знаний химии. Примене­ ние прогрессивного метода Бархато­ ва основано на пневматике. Нечего доказывать, какую роль в совершенствовании планирования и организации производства, в борьбе за непрерывное повышение произво­ дительности труда играют технико­ экономические знания. И отрадно, что ныне у рабочих наблюдается большая тяга к учебе. Многие зани­ маются в экономических кружках, в школах рабочей молодежи. В депо все больше становится студентов-за- очников. Сейчас учатся в институтах и техникумах очно и заочно 35 чело­ век. По рекомендации руководства депо студентами транспортных ин­ ститутов стали осмотрщики вагонов Л . Пуговкин и Ю. Юрьев, слесарь М. Ролдугин, кочегар Г. Суслов, де- фектоскопист В. Старуев. Наши заоч­ ники — электросварщик В. Долгих, крорелыцик В. Крылов, бригадир Г. Иванов и другие рабочие. В эти дни подали заявления еще 10 чело­ век с просьбой помочь в учебе. Приобретая инженерные, экономи­ ческие звания, люди лучше начинают управлять производством, смелее ставят и решают назревшие вопросы, лучше видят завтрашний день пред­ приятия. Приведу характерный пример. В депо работают 9 инженеров, 34 техни­ ка. В се мастера со средним и выс­ шим образованием. Мастер Л . Жига­ нов после окончания института стал главным инженером депо. Он — один из инициаторов рациональной, эко­ номически обоснованной организа­ ции производства. Когда управление Юго-Восточной железной дороги не выполнило приказ Министерства пу­ тей сообщения о специализации на­ шего вагонного депо на ремонте од­ нородного подвижного состава, глав­ ный инженер Л. Жиганов, мастер сборочного цеха С. Бочаров не захо­ тели мириться с таким негосудар­ ственным подходом к важному делу. Они принципиально поставили вопрос перед управлением дороги, настойчи­ во и убедительно отстаивали интере­ сы производства. С. Бочаров высту­ пил в «Экономической газете». В сво­ ей статье он доказал нецелесообраз ность планирования, при котором де­ по ремонтировало четыре рода ваго­ нов, в ущерб себе производило за­ водской ремонт двухосных крытых вагонов и платформ. Это увеличива­ ло трудоемкость работ и приводило к перерасходу средств и материа­ лов. Теперь депо ремонтирует только трехосные и двухосные платфор­ мы. Уже такая неполная специа­ лизация позволяет добиваться луч­ ших экономических показателей. Соз­ дание комплексных бригад привело к лучшим условиям совмещения смеж­ ных профессий, и уплотнению рабо­ чего дня. И все это по инициативе наших специалистов. В от что дает производству обра­ зование кадров. А разве может чело­ век без технико-экономических зна­ ний активно внедрять новое, пере­ довое? Обязательства коллектива по меха­ низации, по овладению техникой об­ суждаются всесторонне при участии большого числа специалистов. И здесь большую помощь коллективу оказывают грамотные кадры. Сейчас мы стремимся ввести опре­ деленную систему подготовки кад­ ров. Ведем учет заканчивающих ве­ чернюю школу. Кстати, большинст­ во рабочих у нас имеет образование не ниже семи классов. Многим, полу­ чившим среднее образование, помога­ ем определить, где лучше учиться дальше. Тем, кто учится заочно, соз­ даем все условия, облегчаем их труд. Каждый в нашем коллективе дол­ жен научиться культурно работать и культурно отдыхать. Это вызовет у всех хорошее настроение. Ведь, если у товарища неприятно на душе, у него работа из рук валится. О каком творчестве, о йакой учебе может быть речь в подобной обстановке? За последние 5—6 лет неузнаваемо изменился облик депо. Мы построили и реконструировали производствен­ ные корпуса. Всюду в цехах цветы, двор — в зелени. Территория депо заасфальтирована. Для рабочих оборудована душевая установка, со­ оружена в красивом сквере летняя столовая. Все это тоже способству­ ет повышению настроения. Партийная и профсоюзная органи­ зации уделяют особое внимание спло­ чению коллектива, укреплению рабо чей дружбы. У нас 265 ударников коммунистического труда. За это по­ четное звание соревнуется весь кол­ лектив. Моральным заповедям раз­ ведчиков будущего следуют многие рабочие. Когда труд — удовольствие, чело­ век не знает усталости. Тогда ему легче выполнять сложные произ­ водственные задачи и учиться. Д. СВЕЧНИКОВ, начальник отдела кадров вагонного депо. нужден пользоваться такого рода услугами. Молодой инженер Анатолий Болу- чевский работал на Ремонтно-меха­ ническом заводе. Он охотно помогал заочникам. Сначала терпеливо объ­ яснял, потом... стал просто выпол­ нять заказы. За это благодарные студенты предлагали деньги. Ана­ толий отказывался от «их. Тогда не­ сли водку. И пошли гулянки да по­ хмелья. Парень совершенно опустил­ ся. Дирекция вынуждена была изба­ виться от такого специалиста. Но возникает вопрос: почему, зная об источниках оредств для частых выпивок, «а заводе не по­ веди в открытую разговор о пороч­ ности такой «помощи» заочникам, не поговорили с самими «заказчика­ ми»? А ведь случай с Анатолием должен был заставить подумать и I о том, как лучше организовать по­ мощь учащимся заочно, как вызвать у них более серьезное отношение к учебе. Специалисты этого завода выска­ зывают правильную мысль о расши­ рении помещения под учебно-кон­ сультационный пункт очно-заочной школы. Думается, что стоило бы расширить и состав посетителей этого пункта и коллектив консуль­ тантов на общественных началах. На базе учебно-консультационно­ го пункта заочники предлагают соз­ дать учебный комбинат с участием специалистов предприятий и препо­ давателей школ города. Нужна не только учебно-методи­ ческая помощь, но и систематиче­ ское обобщение передового опыта, анализ эффективности новой техно­ логии, новой техники. Стоит органи­ зовать в городе лекторий для заоч­ ников, где хотя бы раз в два месяца можно было бы прослушать лекции на необходимые общеполитические и технические темы. Высшая школа дает выпускникам не только глубокие знания, ро и воспитывает их в духе высоких принципов коммунистической мора­ ли. Заочное обучение принимает в наши дни все более массовый ха­ рактер. Как приблизить учебно-вос­ питательный процесс в заочной си­ стеме обучения к укладу духовной жизни институтов -— над этим так­ же мало задумывается обществен^ ность нашего города. ^' В повышении образования народа партия видит залог победоносного коммунистического строительства. Она поставила задачу — поднять культурно-технический уровень всех рабочих и колхозников до уровня интеллигенции, чтобы устранить, в основном, различия между умствен­ ным и физическим трудом. Заочное и вечернее обучение — верный путь к этому. Между тем, руководители, партий­ ные, профсоюзные организаций от­ дельных предприятий недостаточно заботятся о его развитии. Особенно такой упрек касается руководителей мебельной фабрики, станции Гря- зи-Варонежские, Грязинсжого ме­ ханического завода, горпромком- бината. На Мотовозоремонтном за­ воде не повышает свой образова­ тельный уровень ни один мастер, в вечерней школе учится только 8 че­ ловек. У некоторых руководителей даже есть стремление избавиться от уча­ щихся: заботы пугают. Находятся и такие, что не желают создавать не­ обходимых условий для учебы. Та­ кие отсталые руководители недопо­ нимают, что повышение образова­ ния кадров, — крупный резерв ро­ ста производительности труда, кзл- лифицированного руководства про­ изводством. Рабочий становится инженером. Значит, на производстве изменяется качественный состав кадров, значит появляются большие возможности для технического прогресса и об­ щего подъема производства. Заоч­ ники — не только будущие инжене­ ры. Это — сегодняшние рационали­ заторы, экокомисты-общественники, конструкторы, ударники коммуни­ стического труда. Н. АМБРОЖИЙ, соб. корр. «Ленинского знамени». Автоматы и полуавтоматы по расфасовке и упаковке продукции находят все большее применение на Грязинском комбинате пище­ вых концентратов. Их бесперебойную работу обеспечивает налад­ чик А. Д. Баскаков. Неустанно повышая свои знания, он творчески относится к делу. Только в прошлом году т. Баскаков внедрил око­ ло 20 рационализаторских предложений, которые позволили сэко­ номить 11 тысяч рублей. Четыре предложения он внес в этом году. НА СНИМКЕ: А. Д. Баскаков. Фото Л. Черкашина. страница \ ♦4 В передовых рядах соревнующихся на Грязинском ремонтно­ механическом заводе идет бригадир слесарей кандидат в члены КПСС В. В. Гулимов. Высокопроизводительный труд он умело со­ четает с учебой на третьем курсе техникума. НА СНИМКЕ: В. В. Гулимов. Фото Л. Черкашина. Г д е р а з м е с т и т ь с я ? В нашзм городе открыт учебно- консультационный пункт очно-заоч­ ной школы Это очень отрадно, особенно для людей пожилого воз­ раста, которые не имеют возможно­ сти регулярно посещать вечернюю школу рабочей молодежи. В учебно- консультационном пункте им помо­ гут освоить наиболее трудные темы, хорошо подготовиться к экзаменам. Я в этом году перешел в девятый класс. Двадцать лет назад мне ка­ залось, что дальше учиться незачем. Но жизнь стремительно идет вперед, а я явно отстаю. И вот теперь ре­ шил нагнать упущенное. В месте со мной занимались ос­ мотрщик вагонного депо В . Илюхин, работник П ТО Грязи-Орловские В. Усачев, начальник станции Ка- зинка В. Митрохин. Занятия у нас проходят два—три раза в неделю. Преподаватели И. В . Кузнецова, Н. А. Сафонова, Б. И. Фролов, М. Ф. Бурмичева очень внимательно относятся к учащимся, • душу вкладывают в работу. Запомнился мне такой случай. Слава Ролдугин бросил среднюю школу, перешел в вечернюю, и там ему не понравилось. Наша препода­ вательница Надежда Александровна Сафонова как-то увидела Славу. Стоит он у стенки и курит. Она по­ дошла к нему. Разговорились. На­ дежда Александровна нашла с ним общий язык, уговорил^ придти на за­ нятия. А теперь парня не узнать. Он работает в депо станции Казин- ка, перешел в девятый класс. При­ мерно таким путем пришел в учеб­ но-консультационный пункт и рабо­ чий Аглофабрики Александр Горяй­ нов. Преподаватели учебно-консульта­ ционного пункта готовят сейчас 20 человек для сдачи вступительных экзаменов в техникумы. Желающих учиться в нашей шко­ ле становится все больше. Учиться в новом году уже записалось 125 человек. Но есть одна беда — поме­ щение слишком мало. Учебно-кон­ сультационный пункт существует уже два года и до сих пор не имеет зда­ ния. Зимой мы занимались в крас­ ном уголке ПТО Грязи-Волгоград- ские. Было очень тесно и неудобно. Потом нам выделили небольшую комнату в здании отделения дороги. К осени в этом здании ряд ком­ нат должен освободиться. Поэтому мы, учащиеся учебно-консультацион­ ного пункта, просим руководство до­ роги и городские организации по­ мочь нам получить дополнительные комнаты. В нормальных условиях работы пункт сможет обслуживать по крайней мере вдвое больше уча­ щихся. А. ФАТЕЕВ, экономист. З а о ч н о е о б у ч е н и е п о м о г а е т с о в е р ш е н с т в о в а т ь п р о и з в о д с т в о Не предприятиях г. Грязи с каждым годом рас­ тет число рабочих — заочников техникумов и высших учебных заведений. В настоящее время их около 200 человек. Помимо того, 600 человек учатся в вечерних средних школах. Учеба без отрыва от производства не только повышает квалификацию кадров, но и способст­ вует совершенствованию производства. Однако имеющиеся возможности для более широкого развития заочного образования кадров использу­ ются в городе недостаточно. Об этом и идет раз­ говор ниже. Н Е Р А Д И Д И П Л О М А . . . Много лет водил паровоз маши­ нист, хорошо зарабатывал, в прези­ диумах сидел. Вошла его жизнь в одну колею, и незаметно пролетали год за годом. А по магистралям стра­ ны пошли тепловозы, электровозы. Эти красавцы захватили воображе­ ние машиниста и одновременно при­ несли ему большую заботу. 1 Рад бы перейти на тепловоз, да нужны новые знания. Чтобы управ­ лять тепловозом, надо изучить ме­ ханику, электротехнику, гидравлику, пневматику. По себе сужу. Кончил я в 1948 го- ду центральные среднетехнические курсы в Москве. До курсов был ко­ чегаром, после — машинистом. А среднего образования не имел. По­ шел в вечернюю школу. Кое-кто за­ видовал: силу воли имеешь. Но были и такие, кто посмеивался: валяй, учись, а мы и без этого проживем... Но однажды во время поездки ми­ мо нас проскочил встречный тепло­ воз, за ним вгорой. Составы мчались на большой скорости. Думаю: «Эх, прокатился бы! А гожусь? Нет! Тех­ ника развивается, а мы живем по- старому». И сказал самому себе: хва­ тит малодушничать. В озраст. Семья. Усталость. Все это удобные отговор­ ки. И для приобретения зн'аний не помеха. Сдал я документы в Воронежский железнодорожный техникум. Решил стать машинистом с дипломом, но не ради диплома, а ради знаний и того, чтобы получить власть над теплово­ зом. Признаться, стала моя жизнь труд­ нее. В поездку собираюсь — книги с собой беру. В оборотном депо, вме­ сто игры в домино или прогулок, два—три часа перед обратным рей­ сом грызешь науку. За время учебы мы основательно изучили все тепловозное хозяйство. Теперь знаем не только устройство и технику вождения тепловоза, но и график движения, все, что касается машиниста. А для дипломной работы я выбрал тему « Основное тепловозное депо с детальной разработкой диеель-агре- гатного отделения». Тут уж пришлось изучить опыт работы депо Л иски, перечитать ворох литературы, да и самому кое з чем разобраться. Теперь у;нас дипломы на руках, хотя пока еще водим паровозы. А на железных дорогах все чаще встреча­ ются электровозы. И я решил.не те­ рять даром времени, поступить на от­ деление электровозного хозяйства техникума. Захотелось стать мащи- ниетом-универсалом, который на лю­ бом локомотиве — хозяин. Сейчас такое время: надо и рабо­ тать и учиться, иначе отстанешь: тех­ ника с космической скоростью несет­ ся вперед. И это понимает большин­ ство моих товарищей-паровозншов. В нашем депо кончили техникум ма­ шинисты Борис Коротков, Василий Колесов. С каждым годом число за­ очников растет. Сейчас их уже 25, да готовятся поступать еще человек десять. 101 паровозник учится в шко­ ле рабочей молодежи. На курсах тепловозников обучалось 42 челове­ ка. Ребята посе­ щают подготови­ тельные курсы для поступления в ‘ техникум. По многим неясным, забытым вопро­ сам программы дают консультации инженер-технолог А. Васильев, глав­ ный инженер Н. Матвеев. Конечно, нелегко дается учеба. Ис­ пользуешь время отдыха. И зарпла­ ты во время сессий получаешь мень­ ше. Правда, руководство депо вся­ чески поддерживает заочников. Уча­ щиеся слесари, к примеру, переведе­ ны у нас в дневную смену. Отдель­ ным оказывается денежная помощь из фонда предприятие. Это очень хо­ рошо. Но мне кажется, что все-таки еше мало наших ребят Ьтавит перед со­ бой задачу учиться, получить обяза­ тельно среднее или высшее образо­ вание. Тут две причины. Одни боят­ ся трудностей, у других Просто нет стремления к знаниям, их удовлетво­ ряет достигнутый уровень. К сожа­ лению, даже многие ударники ком­ мунистического труда не учатся в институтах и техникумах. А ребята эти на работе — огонь. Только к учебникам у них страсти пока нет. Мы, коллектив, должны наставить их на правильный путь. Полезно бы собраться всем вместе, по-рабочему поговорить об учебе. Уверен, что толк будет от такого разговора. В. БУРНАЦКИИ, машинист локомотивного депо. Каждый пятый— за учебником Сейчас на железных дорогах стра­ ны наступило такое врем^, когдз старая техника списывается на пе­ реплавку, а на ее место приходят новые мощные машины. Управлять и.ми без хороших знаний нельзя. Чтобы быть, например, машинистом тепловоза или работником стрелоч­ ного пульта, мало иметь большой опыт, приобретенный ранее, нужны прочные технические знания. Это теперь понимает каждый. Же­ лезнодорожники потянулись к зна­ ниям. Многие стали поступать в ве­ черние школы рабочей молодежи, техникумы, институты. Как-то мы подсчитали, что в кол­ лективе нашей дистанции учится каждый пятый человек. Скоро пять работников дистанции получат дип­ ломы инженеров. Среди них элект­ ромеханик В. Прошин, монтер связи Н. Котов и другие. Девять человек — учащиеся техникумов. Сейчас идет прием документов на заочные отделения техникумов. Изъявили желание учиться мог тер Д. Полубедова, электромехачик П. Полубедов, механик А. Чулюков, электромонтер И. Сафонов, монтер В. Самойленко. В помощь заочникам у нас выде­ лены инженеры А. Слепнев и Г. Ер­ маков. Они дают консультации по неясным вопросам. В свою очередь администрация старается создать заочникам усло­ вия для успешной учебы. Мы по возможности не перегружаем заоч­ ников и учащихся вечерней школы. Словом, весь коллектив помогает тем, кто учится. Б. ФУРСОВ, начальник дистанции сигнализации и связи. 2 рационализатора — 19 пр е дложений Многие рабочие Грязинского механического завода без отрыва от производства учатся в школах ра­ бочей молодежи, в техникумах и институтах, в экономических кружках и семинарах. Учеба помогает им творчески относиться к работе на произодстве. Активным рационализатором, например, зарекомендовал се­ бя бригадир слесарей коммунист В. К. Алехин. 9 ценных предложений он внес в прошлом и 3 предложения в нынешнем году. Семь полезных новшеств ввел за это время и станочник к В. А. Буряков. Все они направлены на улучшение качества и снижение трудоемкости выпускаемой продукции. НА СНИМКЕ: В. К. Алехин и В. А. Буряков. Фото Л . Черкашина. ................... I К Т О Ж Е П О З Я Б О Т И Т С Я О З Я О Ч Н И К Я Х ? РАБОЧИЙ СТАНОВИТСЯ ИНЖЕНЕРОМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz