Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

15 января 1 9 6 4 г., М 1 2 (2 9 0 6 ) Л Е Н ИН С К О Е ЗНАМЯ л щ // П ОКОЛЕ НИЕ КОММУНИЗМА ФОРМИРУЕТСЯ СЕГОДНЯ П О В О п В Программе КПСС сказало, что З я м р т к и в итоге двух десятилетий (1961—1980 14 годы) в СССР будет в основном построено коммунистическое общест­ во. Сегодняшним первоклассникам к 1960 году наполнится 24 го­ да, а выпускникам одиннадцати» летш — 35 лет. Это поколение должно быть вооружено коммуни­ стическим мировоззрением, вопло­ тить в себе те черты, которые запи­ саны в моральном кодексе. Все эти качества закладываются сегодня, ибо убеждения и взгляды формируются у людей именно в раннем возрасте, за школьной пар­ той и с первых шагов самостоя­ тельной жизни. Вот почему так важна сейчас работа школы, вот почему вопросы воспитания подра­ стающего поколения приобретают исключительное значение. Об этом и шла речь на прошед­ шей недавно в г. Липецке област­ ной научно-практической конферен­ ции по вопросам воспитания. с областной р о с а м ЗНАНИЯ И УБЕЖДЕНИЯ О том, какими путями формиру­ ются коммунистические убеждения у школьников, сделал доклад до­ цент Липецкого пединститута т. Жу­ равлев. Он и выступавшие в прени­ ях высказали много интересных мыслей, предложений, советов. На главных из них мы и остановимся. Некоторые считают, что убежде­ ния можно передать молодежи чи­ сто словесным путем. Это непра­ вильно. Убеждения вырабатываются на материальной основе. Они пред­ ставляют собой систему взглядов и моральных норм, которыми руко­ водствуется человек в своей дея­ тельности, и складываются на ос­ нове жизненного опыта, Среда и воспитание формируют убеждения. В наших условиях убеждение в объективной законо­ мерности победы коммунизма вы­ рабатывается у людей в результате воздействия - нашей социалистиче­ ской действительности и деятельно­ сти партии по коммунистическому воспитанию масс. .. В школе убеждения у детей фор­ мируются в результате союза зна­ ний и практики. Для младших школьников харак­ терна неопределенность и неустой­ чивость взглядов, слабая их дейст­ венность. Но зато благодатна поч­ ва для воспитания морального опы­ та. И основное средство такого вос­ питания —- практика, непосредст­ венные впечатления. В раннем воз­ расте дети плохо воспринимают мо­ ральные сентенции, го­ товые формулы поведе­ ния и т. п. На ник силь­ нее воздействует яркий образ, непосредствен­ ный опыт. Для детей среднего возраста моральные нормы более доступны для понимания, у них появляется внимание к фактам и событиям мо­ рального и социального порядка. У старших под­ ростков уже может быть зачаток системы убеж­ дений. Но взгляды их еще недостаточно устой­ чивы и могут подвер­ гаться постороннему влиянию. В этот период в воспитании убеждений повышается роль разъ­ яснения. Старший школьный возраст — это возраст формирования мировоз­ зрения. Учащийся в это время вполне сознатель­ но и прочно усваивает те взгляды и моральные нормы, которые затем составят основу его убеждений. Эти особенности надо учитывать воспитате­ лям в своей работе. На­ до помнить, что убежде­ ния нельзя передать. Они вырабатываются самими учени­ ками. Задача воспитателя в том, что­ бы создать условия для правильно­ го их формирования. В практике существует общая программа воспитания и индивиду­ альная. Общей программой воспи­ тания является моральный кодекс строителя коммунизма. Ее осуще­ ствляет школа. Индивидуальное воспитан 1 е проходит в семье. Основное средство формирования убеждений в школе — учение. Оно всегда связано с воспитанием. На каждом уроке идет процесс воспи­ тания, хочет этого учитель или не хочет. Но правильным этот процесс может бьпь лишь в том случае, ес­ ли педагог планирует его. Иначе возможны даже вредные результа­ ты. Если, надоимер, учитель ботани­ ки, объясняя свойства гриба мукора (плесень), не скажет, откуда и как он появляется, скажем, на черствой корке хл^ба, у учеников может сло­ житься неверное представление о гамозарож дении плесени. Одни знания без идейной на­ правленности не дадут правильных убеждений. Поэтому преподаватели всех школьных предметов должны планировать не только обучающую сторону уоока, но и воспитываю­ щую. Имеет свои пороки попредметное обучение различными преподавате­ лями. Ведь в этом случае предметы разобщены, а убеждения учеников должны быть целостными. Следова­ тельно, необходимо укрепление меж­ предметных связей, которые пока носят лишь случайный характер. Важное значение имеет преподава­ ние обществоведения, которое дол­ жно способствовать переходу зна­ ний в убеждения. По каким каналам идет выработ­ ка убеждений при обучении? Преж­ де всего, воспитывает само содер­ жание предметов, и, во-вторых, важ­ ную роль играет организация уро­ ка. Изучение опыта передовых ли­ пецких учителей показывает, что активизация деятельности школьни­ ков на уроке не только усиливает усвоение знаний, но и ускоряет про­ цесс выработки убеждений. Однако, если управление обучением при этом повысилось, то управление воспита­ нием пока остается стихийным. В планах преподавателей всегда опре­ деляется учебная цель, а воспита­ тельная цель в них не вносится. В связи с этим докладчик реко­ мендует педагогическим коллекти­ вам в каждом классе закладывать единую воспитательную систему, связывая учебные планы с планами воспитательной работы классного руководителя. Последний как бы дает заказы учителям на решение единой воспитательной задачи. Эту рекомендацию поддержали и дру­ гие выступающие, в частности, за­ служенная учительница РСФСР т. Горская. Но вот кончились уроки. Ученик уходит из школы, и на него начина­ ют оказывать воздействие другие факторы. Полезные и вредные, про­ стые и сложные влияния, вступают в союз, конкуренцию, а порой и в прямое противоречие с воздействи­ ем школы. И, конечно, здесь тоже нужна направляющая рука воспи­ тателя. Улучшение управления воспита­ нием означает нейтрализацию сти­ хийных влияний. Основной элемент управления — занятость учащихся. И здесь главный показатель — не количество внеклассных мероприя­ тий, а то, сколько и каких дел при­ ходится «на душу ученического населения». Занятость учащихся во внеклассное воемя —• сфера прило­ жения сил комсомольской и пио­ нерской организаций. Тов. Журав­ лев приводит примеры интересных и полезных дел, которые применя­ ются в воспитательной работе ли­ пецких школ: молодежные клубы, КВН, «Огоньки» и т. д. Союзником педагога в воспита­ нии является ученический коллек­ тив. В связи с этим докладчик го­ ворит о большом значении детского самоуправления. Самоуправление —< не мода, а росток коммунизма в поведении учащихся, и его нужно всячески развивать, ибо подрастаю­ щее поколение в этом деле учится общественным формам управления, которые должны найти широкое раз­ витие в коммунистическом общест­ ве. Не следует чрезмерно опекать детские организации, надо дать простор инициативе и самодеятель­ ности школьников. Далее т. Журавлев говорит и о таких ростках будущих коммуни­ стических убеждений, как самодис­ циплина учащихся и переход на самоконтроль, общественно полез­ ный труд, шефство старших над н а у ч н о - п р а к т и ч е с к о й к о н ф е р е н ц и и цов и детей: «В каких людях иуж- 111 к п л Ь н м к г» к дается наша Родина». Ш А ч и л о н и к О Б обо всем этом подробно рассказал „ „ „ в своем докладе заместитель секре- потливой работой с ними, их стара- в о с п и ш а н и я работу с детьми по месту житель­ ства. Выступления тт. Журавлева, Шма­ кова и других докладчиков вы­ звали широкий обмен мнениями. Об­ щей для всех выступлений участни­ ков конференции была одна мысль: новые задачи школы требуют но­ вых форм работы педагога. «ДЯДЯ, НАЙДИ МОЮ МАМУ!» Этот случаи рассказал на кон­ ференции заведующий сельским облоно т. Пономарев. Встретила его как-то маленькая девочка, воспи­ танница одного из детских домов, рассказала о своем житье-бытье, пригласила приехать на елку, а в заключение попросила: — Дядя, найди мою маму! — А где же твоя мама? — Не '-наю. Она один раз в про­ шлом году приехала ко мне, а по­ том пропала. Все у этой девочки есть: обута, одета, учится, развлекается в сво­ бодное время, а вот нет у ней на­ стоящей радости: мамы не хватает. Кто же эта «мама»? Легкомыслен­ ная женщина сдала ребенка как ненужную ей обузу в детдом и за­ была о нем. Вот о таких горе-родителях шел очень серьезный разговор на кон­ ференции. О «их говорил и началь­ ник областного управления охраны общественного порядка т. Синецкий. Он сообщил, что среди несовершен­ нолетних ещэ встречаются правона­ рушители. И, как правило, ими ока­ зываются дети тех родителей, кото­ рые безответственно относятся к воспитанию детей. Участники конференции сурово осудили таких людей. —Надо отказ и уклонение от воспитания детей рассматривать как уголовное преступление,— ска­ зал т. Пономарев. Многие предла­ гали привлекать к ответственности за совершение преступления несо­ вершеннолетними и их родителей. Вместе с тем серьезное значение могут сыграть и меры обществен­ ного воздействия на нерадивых ро­ дителей. В этом отношении есть уже некоторый опыт. Члены роди­ тельских комитетов средних школ № 29 г. Липецка и Боринской при­ ходят к ним на дом, на предприя­ тия, где они работают, разъясняют их ошибки, помогают советом и со­ действием. Об этом рассказали в своих докладах председатели на- ются перевести в другие школы, пе­ редать в вечернюю. Й нередко в та­ ких случаях дети вообще перестают учиться, попадают в объятия ули­ цы, где на них начинают воздейст­ вовать уже другие силы. «Не от себя, а к себе»— таким правилом должны руководствовать­ ся воспитатели в отношениях с «трудными» детьми. Каждому из них надо уделить особое внимание, увлечь интересным делом, вырвать из-под вредного влияния, сделать все, чтобы вернуть на правильный путь. Очень важно в этом отношении индивидуальное шефство над таки­ ми детьми. Одно время студенты Елецкого пединститута начали это дело, и оно дало хорошие результа­ ты. Нужно возродить это начина­ ние. Индивидуальное шефство над запущенными в воспитательном от­ ношении подростками должны взять студенты педагогических ву­ зов, учителя, руководители пред­ приятий, партийные и советские ра­ ботники. Ни одного ребенка улице, ни од­ ной искалеченной человеческой судьбы — такова задача школы и общественности сегодня. ОТЦЫ И ДЕТИ Вряд ли думал руководитель бригады коммунистического труда завода «Свободный сокол» И. М. Козодеров, какое значение приобре­ тет его почин, когда предложил со­ ревноваться со своим коллективом 5 «А» классу третьей школы, в ко­ тором учился его сын Леня. Кад­ ровому рабочему просто хотелось подтянуть ребятишек своим лич­ ным примером. Но дело вышло да­ леко за рамки обычной помощи ро­ дителей школе. Передовой, производственный кол­ лектив оказался 1 таким активным воспитателем, . что это превзошло все ожидания и учителей, и рабо­ чих Сегодня с классами трех школ соревнуются 67 бригад завода «Сво­ бодный сокол». Они активно воз­ действуют на формирование убеж­ дений школьников. Делается это с помощью целого комплекса различных мероприятий: тут и соревнование отцов и детей, и прием з пионеры и в комсомол прямо в црхе, и взаимные посеще­ ния, и совместное обсуждение теку- младшими и т. д. Положения доклада т. Журавле­ ва о работе пионерской организа­ ции были дополнены докладом кан­ дидата педагогических наук т. Шма­ кова. Он сказал, что ее функции в настоящее время значительно изме­ нились. Пионерская организация сейчас охватывает буквально всех младших школьников. И лозунг «Пионер — всем ребятам пример» устарел, ибо неиионеров 8 школе сейчас нет. Пионерская организация — это детская политическая организация и для ее деятельности должна быть характерна политическая целеуст­ ремленность. Но это не значит, что она должна основываться на сло­ весных формах воспитания. Лозунг «Будь готов к борьбе за дело ком­ мунизма» должен быть действен­ ным. Отсюда вытекает необходи­ мость решительной борьбы с фор­ мализмом, показухой и мертвечиной. Цель пионерской организации—вос­ питание новых хозяев жизни, а не робких гостей. Они должны отли­ чаться боевым, активным характе­ ром. Такой характер воспитать метода­ ми администрирования нельзя. Вос­ питатель должен выступать по от­ ношению к пионерии в роли старше­ го друга и советчика, не командо­ вать строем, а управлять детьми, идя с ними в одном строю. Докладчик предлагает вместо ставшей излишней рядом с пионер­ ской организацией «должности» старосты класса, ввести институт дежурных командиров. Они должны назначаться советом отряда на ко­ роткий срок и меняться так, чтобы все пионеры побывали на этом по­ сту. Пусть каждый учится быть ор ганизатооом. Это для членов буду­ щего коммунистического общества необходимо. Тов. Шмаков подробно осветил другие принципы работы с'пионе­ рами: коллективизма, товарищества непрерывной деятельности, добро­ вольности, интереса и романтики и т. д. Директор Тракторозавсдского До­ ма пионеров г. Липецка т. Дубова рассказала о практическом опыте работы этого внешкольного детско го учреждения. Особенно важно в настоящее время стремление его коллектива с помощью обществен­ ности развернуть воспитательную званных комитетов тт. Реутова, Бу­ дарина. Они подчеркнули также, что сейчас необходима широкая пе­ дагогическая пропаганда среди ро­ дителей, и поделились опытом ра­ боты. Большое влияние на родителей оказывают общественные организа­ ции завода «Свободный сокол» и совхоза «Петровский». Об этом го­ ворили секретарь парткома завода т. Маркин и заместитель секретаря парткома Добринского производст­ венного управления т. Комаров. Проблема воспитания так назы­ ваемых «грудных» детей сейчас встает с особой остротой. И не по­ тому, что их стало больше (тов. Журавлев на фактах доказал, что нынешнее поколение школьников гораздо дисциплинированнее и вос­ питаннее предыдущих); а потому, что повысилось значение воспита­ тельной работы. Между тем, еше встречаются случаи, когда некото­ рые руководители школ пытаются под разными предлогами избавиться от недисциплинированных учеников. Вместо того, чтобы заняться кро- щих дел, и шефская помощь, и ор­ ганизация интересных экскурсий для школьников, и многое другое. В такой обстановке каждый уче­ ник стремится учиться, вести себя так, чтобы быть достойным своих отцов. О том, что и родители оце­ нили эту форму воспитания детей, говорит тот факт, что желающих соревноваться со школьниками на заводе становится все больше и больше. Однако не всем это разре­ шают общественные организации предприятия. Сначала добейся ус­ пеха в труде, искорени недостатки в своей бригаде, потом иди к школьникам. Отстающим, неради­ вым в школе делать нечего. Родительские комитеты созданы не только в школах, но и в цехах за­ вода. Оли проводят большую работу с родителями, организуют педагоги­ ческую пропаганду. Вопросы воспи­ тания детей обсуждаются на партий­ ных и профсоюзных собраниях, в До­ ме культуры проводятся конферен­ ции, работает народный университет для родителей. Сейчас идет подготов­ ка к общезаводской конференции от- таря парткома завода «Свободный сокол» т. Маркин. Опыт сокольцев надо распростра­ нять на всех предприятиях области, говорили многие участники конфе­ ренции, ибо это росток новой, ком­ мунистической организации воспита­ ния подрастающего поколения. О воспитательной работе в учени­ ческой бригаде сделал доклад дирек­ тор совхоза «Боринекий» т. Суханов. В 1958 году в Боринской средней школе был создан учхоз на площади 15 гектаров. Он действовал три года. Но привить нужные трудовые навыки будущим механизаторам, полеводам, животноводам он не мог, так как там парил малопроизводительный ручной труд. Руководство совхоза и школы, об­ судив положение, решило коренным образом перестроить работу учени­ ческой бригады. За учащимися за­ крепили отдельные участки посевов и необходимую технику, дали семена, удобрения, выделили опытных руко­ водителей, специалистов. Были скеп­ тики, которые утверждали, что-детям технику доверять нельзя, не сумеют, дескать, сберечь. Однако к осени трактор, выделенный ученической бригаде, оказался в лучшем техниче­ ском состоянии, чем машины, рабо­ тавшие в отделениях совхоза. И уро­ жай у школьников—более высокий. Самое же главное в том, что они учились не дедовским методам обра­ ботки земли, а осваивали современ­ ное высокомеханизированное сель­ ское хозяйство, работали рядом с отцами и старщим!и братьями. В этом году за ученической брига­ дой будет закреплено уже 115 гекта­ ров, два трактора со всем комплек­ сом сельскохозяйственных орудий, выделено такое количество мине­ ральных и органических удобрений, которое может обеспечить освоение методов интенсивного ведения сель­ ского хозяйства. Другие выступающие подчеркнули, что решения декабрьского Пленума ЦК КПСС открывают перед сель-» сними школами широкое поле дея\. тельности. Учащиеся старших клас­ сов могут принять участие в осу­ ществлении химического всеобуча, стать активными пропагандистами химических знаний. Школы должны помочь в составлении почвенных карт в хозяйствах, а ученические бригады могут на практике показать на своих участках всю эффектив­ ность применения минеральных удобрений. Эта работа будет иметь огромное воспитательное значение и для самих учащихся. Только во всех этих делах школе нужна поддержка хозяйств и пред­ приятий. Роль общественности в воспитании детей сейчас резко по­ вышается, и ростки активного уча­ стия производственных коллективов надо всемерно развивать. Школа, семья, общественность — вот те силы, которые призваны обес­ печить воспитание коммунистическо­ го мировоззрения у подрастающего поколения строителей коммунизма. * * * На конференции было поднято много других важных проблем, свя­ занных с воспитанием детей. Канди­ дат педагогических наук т. Моска­ ленко говорил о том, что надо уси­ лить оснащенность педагогов сред­ ствами обучения и воспитания. Тре­ буются новые, более современные учебники по русскому языку и ма­ тематике, многочисленные нагляд ные пособия. Нужно разработать систему поощрения детей, осущест­ вить принцип материальной заинте­ ресованности педагогов в области воспитания. Секоетарь сельского о б к о ма ВЛКСМ т. Воротников подверг кри­ тике неправильное отношение от­ дельных педагогов к деятатьносги пионерской и комсомольской органи­ заций, предложил организовать в педагогических учебных заведениях подготовку школьных пионервожа­ тых. Опытом воспитательной работы поделились директор Елецкой шко­ лы-интерната т. Раковский, заведую­ щая Данковским районе т. Бурду- кина, секретарь парторганизации Данковской средней школы № 1 т. Краснова и другие. На конференции выступили пред­ ставитель Министерства просвеще­ ния РСФСР т. Кыркалов и секре­ тарь промышленного обкома КПСС т. Орехов. Они дали высокую оцен­ ку творчеству липецких педагогов и призвали их на основе успехов, до­ стигнутых в обучении, совершенст­ вовать воспитательную работу со школьниками. В союзе школы, семьи и общест­ венности ведущая и направляющая роль должна принадлежать школе. Москва. В лаборатории пшенично-пырейных гибридов Научно- исследовательского института сельского хозяйства центральных районов нечерноземной зоны получены новые гибриды озимой пшеницы с высоким содержанием белка. Это качество сохраняется в следующих поколениях. Содержание белка в гибридах доходит до 24,5 процента. На снимке (слева направо): старшая лаборантка 3. П. Рюми­ на, кандидат сельскохозяйственных наук Г. Д, Лапченко и лабо­ рантка А. Ф. Колобашкина осматривают новые сорта пшеницы с высоким содержанием белка. Фото Н. Кулешова. (Фотохроника ТАСС). Живешь в селе— ЗНАЙ ХИМИЮ! Горячую под­ держку нашли ре- П о шения декабрь- 1 1 ! [/ с ко ро Пленума ЦК КПСС у ра­ бочих и специа­ листов совхоза «Правда» скосо производственного управле­ ния. Чтобы с наибольшей эффектив­ ностью иопользовать удобрения, овладеть искусством повышения плодородия полей, в совхозе, пи­ шет районная газета «Заря комму­ низма», создана школа агрохимии. рограмма ее, опубликованная пол­ ностью в «Заре коммунизма», рас­ считана на пять занятий. На первом занятии школы с лекцией «Решения декабрьского Пленума ЦК КПСС — генеральная программа химизации народного хозяйства» выступил глав­ ный агроном совхоза С. Апрелей. Заведующая совхозной агрохимла­ бораторией Р. С. Гетманская прочла лекцию на тему: «Агрохимия — на­ учная основа механизации сельского хозяйства». Программой школы предусмотре­ но, наряду с чтением лекций, обсуж­ дением их, проводить практические занятия в агрохимлаборатории, а также посмотреть специальные сель- скохозяйственные фильмы. /Открыта «Агрохимическая школа» и на страницах «Зари коммунизма». На одном из последних занятий школы на тему: «Обработка семян ядами» выступила агроном по за­ щите растений О. Скворцова. * * В совхозе «Раненбургский» год от года все больше используется хими­ ческих средств, ставших надежной защитой урожая и источником его повышения. Чтобы научиться с наи­ большей пользой применять мине­ ральные удобрения, ядохимикаты, гербициды, сообщает чаплыгинская районная газета «Знамя Ленина», создан и действует агрохимичес! I й кружок. В нем земледельцы знако­ мятся с основами химии, изучают удобрения, нормы и способы внесе­ ния их в почву. Агрохимкружки начали работать и в колхозах «Заветы Ильича» и «Ро­ дина». «Одна забота у хлебороба, — пишет агроном колхоза «Родина» А. Самохин, — взять у земли все, что она может дать. В этом деле его надежным помощником стано­ вятся минеральные удобрения». Озабоченные тем, чтобы приме­ нить каждый килограмм «витами­ нов полей» по-хозяйски, с наиболь­ шей отдачей, колхозники, механиза- с т р а н и ц а м г а з е т ☆ Добрин- торы, бригадиры, звеньевьге-свекло- воды артели при­ обретают нужные знания в агрохим» кружке. Програм­ ма его рассчитана на 50 часов. * ф * На страницах лебедянской район­ ной газеты «Путь Октября» действу- ■, ет «Университет передового опыта», к Цель его — пропаганда передового опыта совхоза имени 15 лет Октяб­ ря, колхоза «Заря коммунизма» и ря­ да других хозяйств Лебедянского производственного управления. Бюро \ / парткома управления рассмотрело на своем заседании вопрос об уни­ верситете передового опыта и одоб­ рило инициативу редакции газеты. Бюро отметило, что материалы «Университета» являются «хороши­ ми помощниками колхозным и сов­ хозным руководителям, специалис­ там в деле преодоления отставания полеводства и животноводства...». Редакции вменено в обязанность расширить тематику материалов о передовом опыте, добиваться широ­ кого внедрения прогрессивных мето­ дов организации производства и пе­ редовых приемов труда. Рекомендо­ вано также открыть на страницах газеты лекторий «Удобрение полей /‘ — искусство. Овладей им». Он уже начал работать. С интересной стать­ ей-лекцией «Дорога к изобилию» выступил парад большой читатель­ ской аудиторией старший агроном совхоза «Агроном» А. Потапов. Он поделился опытом применения в совхозе минеральных и органических удобрений, а также ядохимикатов. «В нынешнем году,—пишет автор,— мы решили ...получить с каждого гектара по 17 центнеров зерна, произвести бо­ лее 7 .000 тонн плодов и ягод». Сейчас рабочие и специалистов прилагают вое свои силы и знания к тешу, чтобы высокие обязательства претворить в жизнь. «В дружбе с агрохимией—под та­ ким заголовком елецкая районная газета «Ленинский путь» поместила заметку преподавателя агрохимиче­ ского кружка в совхозе «Ключ жиз­ ни» И. Плахова. Своих слушателей, пишет И. Плахов, я знакомлю с хи­ мическим составом почвы и влияни­ ем различных минеральных солей на рост и развитие растений, расска­ зываю о дозах, времени и способах применения удобрений. Лекции в кружке сопровождаются показом сельскохозяйственных филь­ мов, пропагандирующих передовую агротехнику. „Пять лет кубинской революции '4 Новый сборник и зд а т ел ь ст в а „Н аука" На снимке: участники конферен­ ции знакомятся с учебным цехом на Тракторном заводе. Фото В. Финогина. Изда тельство «На­ ука» выпустило сбор­ ник «Пять лет.кубин­ ской революции» , п од­ готовленный учен ыми Инс титута Латинской А мерики и Инс титута этнографии Акаде мии наук СССР. В книге — двенад­ ца ть статей. Все они посвящены важней­ ши м в опроса м ис то­ рии социалистиче­ ской революции на Кубе: преобразовани­ ям в эк оно мике с тра­ ны , социально-полити­ чески м пр оцесса м в х оде революци и, вли­ янию рев олюции на национально - освобо­ дительное движение в странах Лати н е к о й А мерики и т , д. Большой интерес представляют очерк и, написанные первым советски м очевидце м кубинс кой революци и, ныне посл ом СССР на Кубе, А. И. Алексее­ вым. (Корр. ТАСС). Возвращ аясь к напечатанному Ураган при тихой погоде В письме в редакцию пансионер И. К. Русанов с возмущением пи­ сал о вопиющей бесхозяйственности работников откормсовхоза «Липец­ кий». «По их вине в подсобном хо­ зяйстве на участке Венера,— сооб­ щалось в письме,— вышла из строя глубоководная. скважина и ветро­ двигатель, подающие воду для по­ селка. Пояса и растяжки потеряли связь с башней, рулевые хвосты ра­ зошлись, все трещит и вот-вот мо­ жет рухнуть. А ведь на это соору­ жение израсходованы тысячи руб­ лей государственных средств». Редакция направила письмо для принятия мер тресту «Скотооткорм». Но пока работники треста решали вопрос, башня ветродвигателя упала. Для расследования причин ава­ рии по распоряжению треста была создана авторитетная комиссия, ко­ торая немедленно выехала на ме­ сто и установила (приводим выдер­ жки из акта); «...Ветродвигатель полностью ком­ плектен. Все растяжки и распорки башни целы и нет следов обрыва... Болты и гайки с исправной резьбой в количестве восьми штук были об­ наружены на крыше и у стены зда­ ния ветродвигателя. Тот факт... что у всех болтов и гаек резьба не по­ вреждена, свидетельствует о том, что болты с 4-го и 6 -го поясов баш­ ни самопроизвольно отвернуться не могли, а были кем-то сняты. В ре­ зультате этого пояса и растяжки утратили связь с башней ветродви­ гателя, которая, лишившись жест­ кости, была повалена ветром!» Дирекция треста направила акт прокурору Липецкого района т. За- городневу для привлечения винов­ ных к ответственности. Одновремен­ но трест сообщил об этом редакции, ответ был опубликован в газете. Но, спустя некоторое время, т. Русанов прислал в редакцию новое письмо, в котором сообщал, что оборудова­ ние ветродвигателя по-прежнему на­ ходится в бесхозяйственном состоя­ нии, никаких мер к его восстанов­ лению не принимается, виновники аварии не наказаны. Воду для по­ селка возят на лошадях в бочках. Как нам удалось установить, рай­ онный прокурор т. Загороднев от­ казался вести следствие и возвра­ тил материал тресту. Он писал: «Возвращаю вам акт от 3 июля 1963 г. как ошибочно нам заслан­ ный. Одновременно разъясняю, что ущерб за сваленный ветродвигатель вы можете взыскать с виновных лиц путем предъявления иска в на­ родный суд», К кому же предъявлять иск? Кто виновен в аварии двигателя? Эго может установить только следствие. И трест вторично направляет акт тому же прокурору «для расследо­ вания и привлечения виновных к ответственности, так как, по мне­ нию специалистов, в аварии ветро­ двигателя усматривается наличие преступных действий». На этот раз т. Загороднев напра­ вил дело начальнику Липецкого райотдела милиции т. Аносову. В свою очередь т. Аносов направил его начальнику Сырского отделения милиции т. Жеребцову. А тот ровно через пятьдесят дней направил тре­ сту «Скотооткорм» такой ответ (приводим дословно): «На ваш № 1/400 от 12 августа 1963 г. сообщаю, что ветродвигатель пос. Венеры был повален ураганом днем 28 июня 1963 г., о чем под­ тверждают свидетели Никитин И. П. и Смыков В. Ф. Факта умышленно­ го повала ветродвигателя не уста­ новлено». Всякое, конечно, бывает, но вот 28 июня да и вообще в 1963 году в Липецке и его окрестностях урага­ ны не свирепствовали. По наблюде­ ниям Липецкого гидрометеобюро, в тот день «ветер был западный, сла­ бый, до умеренного». Кто же «свиде­ тели», которые выдумали урагай и сваляли на него беды? Никитин И, П.—бригадир подсобного хозяйства, его жена Никитина, работала на ветродвига­ теле и подучала за это приличный оклад. С у ы к о в В. Ф. — управляю­ щий этим хозяйством. Эти люди по долгу службы обязаны были сле­ дить за исправностью двигателя и держать его в рабочем состоянии. Между прочим, эти же .«свидетели» вместе с комиссией подписали тот самый акт, в котором говорится, что двигатель свалился потому, что кто-то умышленно снял крепления с башни. Капитан милиции ‘ т. Жеребцов, видимо, не читал акта и на этот раз решил последовать примеру грибоедовского героя: подписано — так с плеч долой. Вот так ветер «слабый, до уме­ ренного» помешал найти виновни­ ков аварии, тех, кто варварски от» носится к народному добру. М. КИРИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz