Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
20 мая 1964 г., № 116 (ЗОЮ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я л ч В апреле при редакции газеты «Ленинское знамя» была создана литературная группа. В ее рабо те принимают участие как члены С оюза советских писателей , т ак и начинающие авторы. Бюро литгруппы возглавляет писатель В. Добряков. Литгруппа будет готовить для областной газеты литературные стра ницы, очерки о лучших лю дях области и другие материалы. Сегодня мы публикуем первую литературную страницу, подго товленную членами группы. В ы с о т а Люблю высоту монтажную — Закрученную , м ногоэтажную , Переплете нную ферма ми, труб ам и, С крутыми ступ еньками трудными. Люблю высоту , в облака устрем ленную, Жарким солнцем чуть-чуть опаленную, С звездами электросварки, Со сталью высокой марки. \ Люблю высоту: здесь ребята смелые С рук ами, как сталь, огрубелыми, С сильным, уверенным сердцем, С шутками, сдобренными перцем. Люблю высоту за трудно сть, З а ее неприступную кр утость, За красоту ее звездную, Моими руками созданную! Г. ЖУРАВ Л ЕВ, м онтажник «Юждомнаремонта». И так ом у нельзя б е з н е ж н о с т и Неуклюж, коль судить по внешности: Кул ачище один — в арбуз. Н о нельзя и такому без не жности, Без волненья от девичьих бус, Без тревоги от взгляда с лукавинкой Той, которая снится ему То волшебным цветочком аленьким, То березкой в зеленом дыму... Неуклюж, коль судить по внешности, Но когда-нибудь, как соловей, Он девчонке с завидной нежностью Пропоет о любви своей. ☆ ☆ Л. СОЛОВЬЕВ. с. Добринка. Д в о е Кому-то надо было, видно, Чтоб где-то рос он на Дону, А где-то там, что и не видно. Родили девочку одну. Кому-то, видно, было надо, Чтоб, разнясь в пять иль в восемь зим, В снежки с друзьями, но не рядом, Кидаться надо было им! Кому-то, видно, надо было, Чтобы в один прекрасный миг Они пошли туда, где взбило Пургу черемух снеговы х, Туд а , где, с оком налитые. Зве нят сережками овсы , И стрелки жизни золотые Сведут их, мокрых от росы! Ив. ЛЫСЦОВ. И . Г о л о в и н а З а д у ш и е е , Ч е л о в е к ! Говоря т, к ак-то человеку случи лось выручить из беды волшебника. Человек не зн ал, кому он помогает и сделал доброе дело, не помышляя о награде. Когда же волшебник от крыл ему правду и спросил: «Чего тебе больше всего хочется?» — че ловек растерялся. Он вспомнил о том, что крыша у него прохудилась, и недурно было бы заменить ее новой. Но ведь для этого просто достаточно иметь день ги. И 'человек решил попросить бо гатство. Но тут же подумал, что здоровье у него плоховато, а этого ни за какие деньги не купишь. Луч ше попросить здоровье. А может и то, и другое?.,. Но ни здоровье, ни богатство не подарят ему любовь красавицы, которая его отвергла. Правда , девушк а эта любила его родного брата , и с овсем недавно он пожелал им счастья и даже отдал свой новый до м, а сам остался в старом , с худ ой крыше й, но сейчас человек забыл об этом. «Пусть сде лает меня самым красивым и отдаст мне любимую. Ведь он волшебник и ему ничего не стоит сделать че ловека счастливым». Счастье! О, теперь человек знал, чего он потребует у волшебника. Пусть отдаст ему свою волшебную силу и тогда он будет счастлив! Он заслужил эго, оказав старику такую услугу, да еще совсем бескорыст но... Все это время старый волшебник печально смотрел на человека. Он видел все, что происходит в его ду ше. — Я дам тебе здоровье, — груст но сказал волшебник, — дам богат ство. Я сделаю твои руки сильными, ноги быстрыми, нос прямым, рот красивым, а глаза большими. И еще я подарю тебе вот эти волшебные очки. Они помогут видеть истину... — Гадкий старик! — в ярости закричал человек и кинулся на вол шебника, но... старик словно раста ял. На то он и был волшебником. А человек вдруг заметил лужу и, взглянув в нее, увидел, что волшеб ник не обманул его и что теперь лицо его действительно красиво. И тогда он решил посмотреть, что же за очки подарил ему волшебник. Очки были самые обыкновенные, и ничего волшебного в них не за мечалось. Человек лениво нчдел их на нос. Просто так, и вдруг почув ствовал непреодолимое желание еще раз взглянуть на себя. Что это? Его лицо стало совсем другим! Рот сердито сжат, словно боится выпус тить наружу что-то свое. Нос, его красивый нос. странно вытянулся, явно стараясь принюхаться к окру жающему, а в глазах горит столько зависти, что трава под этим взгля дом увядает. И тогда он посмотрел на свои руки и увидел, что пальцы на его больших и сильных руках так и сгибаются, чтобы захватить и удержать все, что к ним попадет. В отчаянии человек взглянул на солние, но оно было таким ослепи тельно ярким и прекрасным, что он кинулся на землю и закрыл глаза. Очки упали. Исчезла лужица, в ко торую человек смотрел, а когда он пришел в себя и огляделся, солнце показалось ему совсем не таким яр ким, а поляна вовсе некрасивой, «Глупец! — подумал человек, — и я раньше мог любить эту поляну! Нет, самое прекрасное на свете — это деньги! Они дадут мне все!..» Едва он произнес это мысленно, как увидел рядом большой мешок с золотом. Рядом лежали очки. Чело век хотел было выбросить их, но пожалел: кто же выбрасывает свое? Пригодятся!.. ...Удивлялись люд и, гл ядя на не ожиданно разбогатевшего человека. Что это с ним стало? Взялся стро ить себе новый дом. Пришли к не му старые друзья , пришел брат. — Давай ,— г оворят , — поможем. А он выгнал их вон. Да еще вдо гонку кричал: — Помогать пришли? Не обмане те! Денег моих вам надо. Сначала поможете, а потом просить начнете. Знаю я вас! Пришла к нему девушка — не веста брата. Хотела узнать, не стряс лась ли какая беда. Куда там! Хо тел было сказать,* чтобы бросила брата и шла за него, красивого и богатого, да испугался: — Еще придет в мой дом хозяй кой и все добро растранжирит. Ну ее! Прежде у человека была умная голо ва, были умелые руки. Соседи приходили к нему за советом и по мощью, а ребятишки бегали за ним толпой, потому что человек этот умел из любого кусочка дерева сде лать для них что-то любопытное и всегда рассказывал им замечатель ные сказки о красивом и добром. Он и теперь работал целый день. То мебель для себя делал, то ого род или сад копал, то украшения мастерил. И все ему казалось мало. Однажды, в сильную грозу, у брата сгорел дом, и человек испу гался: «Вот, теперь брат с женой попросятся к нему!» Но они не сде лали этого. Они жили в маленьком доме соседа, а вечерами приходили люди, чтобы помочь им построить новый дом. Человек глядел на себя в зеркало и радовался, что теперь он красивее всех, но ни одна девушка почему- то не улыбалась ему, а люди стали обходить его стороной. И счастье все не приходило... И все больше обиды закипало в сердце человека. Почему, почему не приходит к нему волшебное счастье? Иногда, притаившись у деревьев, он слышал, как люди, проходя ми мо, говорили: —• Каким уродливым стал наш сосед! Он совсем перестал улыбать ся. Наверное, ему очень холодно одному в этом огромном доме... И только дочка богача подумала о нем иначе. — Он был бы мне достойным му жем, — сказала она. Они не дарили друг другу улыбок. Не говорили тех слов, какие гово рят все влюбленные, не замирали от радости, видя друг друга. Они под считали, как умножится их богат ство, и стали жить вместе. А счастье все не приходило... Однажды, когда жена спала’, а че ловек по обыкновению перебирал добро, в руки ему попались забы тые волшебные очки. — Любопытно,—сказал он себе,— как выглядит моя жена, если по смотреть на нее через эти очки? Ведь она считается самой красивой женщиной в округе! Человек надел очки и взглянул на жену... На огромной кровати, раскинув руки, лежала страшная... да нег! Это была совсем не женщина! И ру ки ее — не руки, а змеи, волосы — паутина, глаза... Вместо них свер кали осколки льда, в которых отра жался только блеск золота. Но и это было не самое страшное. Там, где должно быть сердце, копоши лись пиявки. Они жадно тянулись к нему... От ужаса человек совсем забыл про очки: Отшатнувшись от кровати, он посмотрел вокруг... Из каждой веши глядело на него мертвое лицо когда-то жившего человека — его самого. Он был, казалось, похоронен всюду, множество раз. — Что это? Что?! — в страхе за кричал человек и кинулся к зерка лу. То, что он увидел, было еще страшнее, чем тогда, в лужице. Правда, в его груди не было пия вок, но вместо них из зеркала гля- дела на него ужасная старуха. Гля дела и смеялась. — Кто ты?! — в отчаянии закри чал человек. —• Я? —• отвратительно захихика ла старуха. — Полно, дружок! Ведь теперь ты так похож на меня, что нас трудно различить. Я—Жадность. — Как ты попала в мое сердце?— прошептал человек. — Ведь я — Человек! Старуха снова засмеялась, и от смеха ее покосились стены дома. Только теперь человек увидел, что его дом вовсе не так прочен, пото му что даже для себя он боялся потратить лишние доски и бревна. И еще увидел человек, что все ук рашения, до сих пор казавшиеся ему красивыми, мертвы и поэтому безобразны. А Жадность тем временем говори ла: —< Ну, теперь ты видишь, что давно уже перестал называться Че ловеком? Теперь мы с тобой родня. И нечего от меня шарахаться. Я так же красива, как ты и твоя же на. Скажу по секрету: я женила те бя на своей дочери и свила себе у вас уютное гнездышко. Помнишь, узнав, что помог волшебнику, ты приоткрыл в своем сердце узенькую щелочку. Я еле пробралась в нее. Ах, какой маленькой я тогда была, как песчиночка, а теперь я выросла и скоро совсем раздавлю тебя! Она вдруг начала увеличиваться, увеличиваться, и через минуту чело века совсем не стало видно в зер кале, Он почувствовал, что зады хается. Из всех кладовых вылезли мешки с добром. Они наступали на него со всех сторон, а Жадность заполняла уже почти всю комнату. И тогда, собрав последние силы, че ловек закричал: — Врешь, гадкая старуха! Я знаю, чем тебя убить! Он схватил самый ближний ме шок с добром и кинул его в стару ху, за ним второй, третий... Зерка ло давно уже было разбито, а он все кидал и кидал мешки, и старуха становилась все меньше и меньше. Она корчилась от боли, пока не пре вратилась в малюсенькую песчинку. И тогда человек почувствовал укол в сердце и на минуту потерял со знание. Когда же он пришел в себя, то увидел, что стены его дома ру шатся, но не почувствовал никакой жалости. Только остановил соседей, которые кинулись спасать его добро. Соседи-то ничего не знали, а он знал! И он боялся, что старуха Жадность снова поднимет • голову. И он не позволил им спасать свое богатство. Наконец все исчезло. Осталась только фигурка девушки, которую прежде любил человек. Он вырезал ее в часы одиночества. Но теперь человек увидел, что фигурка эта только напоминает ему любимую, потому что нет в ней самого глав ного — нет жизни, «Нет, она совсем не такая»,— подумал человек и, забыв обо всем, принялся за рабо ту... Солнце в этот день светило осо бенно долго. Может быть человеку показалось, а может быть солнце хотело помочь тому, кто творил сей час ради самого прекрасного, что есть на свете — ради правды жизни! Он даже не заметил, как подошел старый волшебник и собрал осколки разбитых очков. Человек работал без них, и волшебник знал, что ему они больше не понадобятся. Когда же работа была закончена и чудесная дезуцша, словно живая, взглянула на человека;, на солнце, на волшебника, человек услышал, как кто-то тихо сказал: — Как она прекрасна и как мне хотелось бы всегда смотреть на эту фигурку! Это был соседский мальчик, ко торый всегда сидел в кресле у сво его дома, потому что у него были больные ноги. И человек обрадовался. Он тут же подарил" мальчику фигурку де вушки и подумал о том, что если бы сейчас рядом был волшебник, он попросил бы его вернуть здоровье этому мальчику, который умеет ви деть красивое, И вдруг мальчик поднялся и сделал несколько шагов по траве... Человек оглянулся и только тут увидел волшебника, —• Спасибо тебе, — радостно ска зал человек.— Теперь я знаю, что нужно для счастья. Мало иметь умелые руки. Надо, чтобы сердце пело во время работы, пело бы так, чтоб песню эту услышали люди, чтобы все, сделанное человеком, рас сказывало о том, как хорошо жить на свете и приносить людям ра дость... Теперь я знаю, где настоя щая красота, но хочу, чтобы это узнали и другие. И тогда волшебник сказал: —- Вот осколки разбитых очков. Возьми их и разбросай по свету. И человек разбросал. Мельчайшие пылинки разлетелись во все концы земли, И если ты видишь чудесную картину, в которой теплая, солнеч ная жизнь, или слышишь музыку, в которой поют моря, несущие кораб ли, если до твоего слуха доходит зов о помощи и если, трудясь, ты слышишь, как поет станок, и ви дишь, как прекрасно то, что дела ешь ты и твои товарищи,— значит и к тебе попала пылинка волшеб ных очков. Но если за высоким забором, в тенистом саду ты увидишь челове ка с холодными глазами и мертвым сердцем, знай: до него не долетел волшебный осколок, и в сердце его живет безобразная старуха — Ж ад ность. Задуши ее, Человек! Л. СОЛОВЬЕВА. С т и х и о д е т я х ЩАВЕЛЬ Ах ты, щавель, Кислый щавель! От тебя язык шершавый. Ты зачем со мной шалишь, Закрывать глаза велишь? МАМИНЫ ГЛАЗА Я во ржи густой, усастой Васильков. нарвал глазастых И ребятам всем сказал: _ Это — мамины глаза! Голубые, голубые, Нежно-строгие, родные! С серединкой черной тоже. На мои чуть-чуть похожи. ПОЧЕМУ БУКЕТ ПОЕТ! Жук в кафтане полосатом Прилетел играть к ребятам, На цветок лиловый сел, Покачаться захотел! А потом медку хлебнул Из цветка и тут заснул. Да попал в букет к Марине И жужжит, жужжит в корзине! А Маринка не поймет: — Почему букет поет?! Рис. И. Малявкина. Они встретились в редакции елец кой районной га зеты «Ленинский путь». Ыа первое занятие литератур ной группы учитель из деревни Вла сово М. Аладков принес рассказ, ди ректор Яриловской восьмилетней школы Ираида Корнеева и десяти классница Людмила Маловенко стихи, инженер мясокомбината Ана толий Бельский — юморески, меха низатор совхоза «Воронецкий» Ва силий Сафонов — частушки. В лит- У л и т е р а т о р о в Е л ь ц а группу, которую создала’ редакция «Ленинского пути», вошло 15 чело век. Ею руководцг сотрудник газе ты поэт Николай Бадулин. Мрлодые литераторы собираются раз в ме сяц. Читатели газеты уже познакоми лись с некоторыми работами. Хоро шие стихи о романтиках написал Н. Плахин из деревни Гниловоды. Школьница Л. Маловенко из села Архангельское в стихотворении «Мы продолжаем» воспевает преемст венность революционных традиций. Лежебок, хапуг и иждивенцев бичу ет в басне «Трутень» А. Шипов. Литературная группа наметила творческую поездку в одно из хо зяйств Елецкого управления. И. ГУБИН. УГОЛОК СТАРОГО ЕЛЬЦА. Из снимков, поступивших на областную фотовыставку. Фото И. Савельева. • л - Ты петляешь то лесом, то лугом По земле новгород ской века, Беспокой ная си няя Луга, Повидавшая виды ре ка. Ветерок, отдающий укропом, Пролетает, вол нуя кугу. З нать, напр ас но искил я окопы На покатом твоем берегу. Время, видимо, их заров няло, Затянуло песком и землей. В меша нине огня и металла Подползал я к тебе за водой, г а Что была для бойцов, как награда; Пили жадно, припав к котелку. А сейчас я сижу с тобой рядом, Подставляя лицо ветерку. Изм енив недочитанной к ниж ке , Я смотрю, как резвится вол на, Ка к с трампли на ныряют мальчиш ки, Доставая трофеи со д на. Б. ЦВЕТАЕВ. с. Казинка. Д о в е р и е А что такое, спросите, доверие? Оно — как радость радостей, наверное. К нему идут и слабые, и сильные. К нему идут большие и красивые. К нему идут и робко, и торжественно.,. Не божество — а сделалось божественным. Д ов ер и е, доверие, довери е.,. О сколько, сколько нас в тебя поверило! А сколько раз распахивались двери Тебе навстречу, доброе доверие... И ты тогда в недоброе входило И, молча, чью-то руку отводило От черного вспотевшего курка, В сознанье обреченных приводило, Упавшим—не таинственная сила Встать помогала, а твоя рука. Ты было добрым. Но порой 'бывало, Когда само себе ты изменяло: Из доброго ты становилось добреньким И было чересчур пахуче сдобненьким, И чересчур само себя выпячивало. Но понимали ль мы, что это значило? В тебя мы, как и прежде, свято верили. Тебе мы, как и прежде, — настежь двери. А ты входило, но не настоящее И наспех клеило людские счастья; Двух нелюбимых сватовски сводило, И подлеца пощечиной не било, И труса за спиной своей скрывало — Само себе ты страшно изменяло! И, может быть, изменой этой мучаясь, Ты снова приходило к нам при случае, Хорошей доброте и правде вер.ное, Большое, настоящее доверие. Светлана МЕКШЕН. г. Липецк. К р и т и к а и библиография Выход из „состояния невесомости « Работает в районной газете моло дой журналист Владимир Поленов, парень простой и честный, большой романтик и не слишком умудренный в житейских делах человек. Он пи шет фантастическую повесть: его ге рои и мысли витают в космосе и в далеком будущем, а живет он на грешной земле, и сегодняшний день настоятельно требует от него реши тельности и деловигости. Но как раз к этому он и не способен. Редактором у него оказался чело век, попавший в газету случайно. Из-за этого он робок, избегает ост рых тем и конфликтов. К тому ж у него жена и дети. А Поленов в жизни как раз с острыми конфликтами и сталкивает ся. Его посылают в колхоз подгото вить корреспонденцию об опыте по лучения высоких надоев молока, а он вместо опыта обнаруживает там приписки. Как поступить? Известно, что председатель этого колхоза хо роший друг районного начальства. Написать о нем правду, значит вступить в конфликт с председате лем райисполкома, а трусливый ре дактор на это никогда не согла сится. Выдумать какой-то «опыт» — значит самому стать соучастником очковтирательства. Вот и первый повод для конфликта в душе моло дого романтика. Будь на его месте легкомыслен ный и беспринципный Виктор, тот бы просто сделал вид, что ничего плохого не заметил, и написал бы очередную дежурную «заметчонку», ничего не дающую ни уму, ни серд цу, но внешне похожую на деловой, серьезный материал. Другой товарищ Поленова — за меститель редактора Андрей посту пил бы иначе. Он просто рассказал бы правду и сделал бы все от него зависящее, чтобы безобразиям был положен конец. Андрей так и посту пает в аналогичных случаях. Владимир Поленов не способен ни на то, ни на другое. Лгать он не хочет, а правды сказать не мо жет. Редактор, выслушав его док лад, предлагает: — Я доложу о приписках секре тарю райкома, а ты напиши коррес понденцию о пастухах. Они-то ведь хорошо работают и к припискам никакого отношения не имеют1 Поленов соглашается. Соглашает ся, но в душе его назревает буря возмущения самим собой, своей мяг котелостью, беспринципностью. Собственно, это и есть то, что мы называем борьбой с пережитками прошлого в сознании людей. В дан ном случае человек ведет поединок с самим собой, вытравливая обыва теля из своей души. Это сложная и трудная борьба. И она составляет основное содержание повести молодого липецкого автора Геннадия Казакова «Я пишу по весть», опубликованной в журнале «Подъем» (№ 1 за 1964 г.). Повест вование ведется в ней от первого лица, от имени самого Владимира Поленова, и Эта форма позволила автору глубоко проникнуть в пси хологию героя, убедительно пока зать становление его характера. Все это настолько правдиво, что героя воспринимаешь как живого челове ка, иногда с ним хочется спорить, иногда хочется ему помочь в его поисках правильного пути, потому что порой он тычется в стены, как слепой котенок, ушибается, страда ет, а так и не видит, что же при чиняет ему боль. Что же мешает Поленову найти себя, сориентироваться в обстанов ке? На мой взгляд, прежде всего — это аморфность, расплывчатость убеждений. Единственная истина, в которую он твердо верит и которую четко знает, это — что правда хоро шо, а ложь плохо. Во всем осталь ном он сомневается, в том числе и в гамом себе. Сегодня он не знает. как будет поступать завтра, завтра бичует себя: «Удобнее всего в жиз ни плыть по течению и приговари вать: мол, какое мне дело, человек я маленький... Но не премудрость ли это пескаря?». У него есть даже фраза, которая в какой-то степени оправдывает от сутствие твердых убеждений: «Кто ни в чем не сомневается, тот ниче го не ищет». С таким же успехом в утешение слепому котенку можно сказать: «Зрячему незачем обша ривать стену в поисках выхода». Но, повторяю, это только поза: нечеткость убеждений, мягкотелость, нерешительность не нравятся само му герою. И он ищет ту силу, кото рая вывела бы его из «состояния невесомости». «...Нам нужна сила, которая за ставила бы нас двигаться быстрее и в нужном направлении,— сказал Андрей. — А где же то «тело», что оста новит нас и даст другой толчок? (Это слова Поленова. И. О.). — Наше время, ты сам, а вооб ще»... * Вот здесь с героем можно и по спорить. «Останавливать» его не нужно. Он и так пока топчется на месте. А вот дать толчок в нужном направлении явно требуется. И си ла, которая дает такой толчок — это, действительно, наше время, на ша жизнь. -Ибо причиной первона чальной аморфности убежлений V поленовых как раз и является от рыв от жизни. Отсюда и особенности их мышле ния: они легко могут решить, как будут вести себя попавшие в труд ное положение космонавты на Юпи тере (ибо «люди будущего никогда не могут идти на сделку со своей совестью»), и в то же время ока зываются в полнейшей растерянно сти перед первой же встречей с так называемым отрицательным явлени ем. Оно их пугает, приобретает в их глазах особую многозначитель ность, заслоняет все светлое, и тог да поленовы прибегают к успокаи вающей их совесть уловке; начина ют рассуждать о борьбе с отрица тельным в нашей жизни чуть ли не в космическом масштабе. Поленов чувствует фальшь и не жизненность своих теоретизирова ний. В его монологе все чаще мель кает: «Опять мудрствование, опять словесность». Но спускается из космоса на землю далеко не сразу. Придет время, и он скажет: — Я на перепутье. Направо пой дешь... Налево пойдешь..., Я хочу идти прямо. А потом, заканчивая свою повесть о космонавтах (судя по приведен ным отрывкам, довольно-таки без дарную), вдруг подумает: «Я со своими героями на сумрач ной планете. Как далеко голубая звезда — Земля. Но я-то хожу по ней... Почему же я отворачиваюсь от земных дел? Зачем мудрю с ге роями? Посылаю в преисподнюю к черту, заставляю карабкаться по выступам скал... Я отшвырнул от себя рукопись». Отшвырнул и написал в област ную газету критический очерк о приписках, об очковтирательстве, обо всем, с чем так долго не решал ся начать открытый бой. Такая же решительность появилась у него и в отношениях к любимой девушке. Возникает вопрос: сам Поленов нашел свой путь или другие вывели его из состояния «невесомости»? Са мостоятельно, но не сам. С ним ря дом был Андрей, тоже человек ищущий, беспокойный, но, в отличие от Поленова, вооруженный тверды ми убеж линиями. Это настоящий журналист, принципиальный, не бо ящийся во имя торжества истины испортить отношения с кем бы то ни было. А секретарь райкома партии, ко торого Поленов встретил с такой предвзятостью, что даже удивился, когда увидел, что перед ним чело век живой, общительный, умный и просто интересный? Собственно, именно Сергей Михайлович и под сказывает незаметно Поленову тот путь, по которому ему надо идти. «—Не надо бояться светлых кра сок. На земле больше радостных то нов, чем мрачных. Правильно? — И мрачных пока хватает, если смотреть не через розовые очки. Секретарь потер пальцами подбо родок. — Верно. Есть. Так громыхните фельетон, смойте сразу хорошим душем. — ... И вот что я хотел вам ска зать, надо чаще возвращаться к людям, которые делали революцию. Их жизнь во многом поможет те перешнему поколению». Последние слова — ответ на во просы, поднятые в повести. Револю ционные традиции — вот тот ком пас, по которому должна выверять свой путь сегодняшняя молодежь. Это и есть то направление, по кото рому надо выходить из «состояния^ невесомости» поленовым: «не налево и не направо, а прямо». Я подробно остановился на харак тере главного героя потому, что именно процесс его утверждения и составляет основу содержания по вести Г. Казакова. Надо однако сказать, что и другие герои выписаны у него живо, реалистично и свежо. Вообще повесть оставляет впечатле ние очень искреннего, задушевного и откровенного разговора автора с читателем, и хотя многое в ней спорно, кое-что не совсем понятно, хотя есть серьезные погрешности в языке и стиле, она несомнен но привлечет внимание читателя, а путаник Вололька Поленов, расска зав о своих сомнениях и поисках, поможет многим своим сверстника* задуматься над №м. как жить И. ОСТАНКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz