Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

20 мая 1964 г., № 116 (ЗОЮ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я л ч В апреле при редакции газеты «Ленинское знамя» была создана литературная группа. В ее рабо­ те принимают участие как члены С оюза советских писателей , т ак и начинающие авторы. Бюро литгруппы возглавляет писатель В. Добряков. Литгруппа будет готовить для областной газеты литературные стра ницы, очерки о лучших лю­ дях области и другие материалы. Сегодня мы публикуем первую литературную страницу, подго­ товленную членами группы. В ы с о т а Люблю высоту монтажную — Закрученную , м ногоэтажную , Переплете нную ферма ми, труб ам и, С крутыми ступ еньками трудными. Люблю высоту , в облака устрем ленную, Жарким солнцем чуть-чуть опаленную, С звездами электросварки, Со сталью высокой марки. \ Люблю высоту: здесь ребята смелые С рук ами, как сталь, огрубелыми, С сильным, уверенным сердцем, С шутками, сдобренными перцем. Люблю высоту за трудно сть, З а ее неприступную кр утость, За красоту ее звездную, Моими руками созданную! Г. ЖУРАВ Л ЕВ, м онтажник «Юждомнаремонта». И так ом у нельзя б е з н е ж н о с т и Неуклюж, коль судить по внешности: Кул ачище один — в арбуз. Н о нельзя и такому без не жности, Без волненья от девичьих бус, Без тревоги от взгляда с лукавинкой Той, которая снится ему То волшебным цветочком аленьким, То березкой в зеленом дыму... Неуклюж, коль судить по внешности, Но когда-нибудь, как соловей, Он девчонке с завидной нежностью Пропоет о любви своей. ☆ ☆ Л. СОЛОВЬЕВ. с. Добринка. Д в о е Кому-то надо было, видно, Чтоб где-то рос он на Дону, А где-то там, что и не видно. Родили девочку одну. Кому-то, видно, было надо, Чтоб, разнясь в пять иль в восемь зим, В снежки с друзьями, но не рядом, Кидаться надо было им! Кому-то, видно, надо было, Чтобы в один прекрасный миг Они пошли туда, где взбило Пургу черемух снеговы х, Туд а , где, с оком налитые. Зве нят сережками овсы , И стрелки жизни золотые Сведут их, мокрых от росы! Ив. ЛЫСЦОВ. И . Г о л о в и н а З а д у ш и е е , Ч е л о в е к ! Говоря т, к ак-то человеку случи­ лось выручить из беды волшебника. Человек не зн ал, кому он помогает и сделал доброе дело, не помышляя о награде. Когда же волшебник от­ крыл ему правду и спросил: «Чего тебе больше всего хочется?» — че­ ловек растерялся. Он вспомнил о том, что крыша у него прохудилась, и недурно было бы заменить ее новой. Но ведь для этого просто достаточно иметь день­ ги. И 'человек решил попросить бо­ гатство. Но тут же подумал, что здоровье у него плоховато, а этого ни за какие деньги не купишь. Луч­ ше попросить здоровье. А может и то, и другое?.,. Но ни здоровье, ни богатство не подарят ему любовь красавицы, которая его отвергла. Правда , девушк а эта любила его родного брата , и с овсем недавно он пожелал им счастья и даже отдал свой новый до м, а сам остался в старом , с худ ой крыше й, но сейчас человек забыл об этом. «Пусть сде­ лает меня самым красивым и отдаст мне любимую. Ведь он волшебник и ему ничего не стоит сделать че­ ловека счастливым». Счастье! О, теперь человек знал, чего он потребует у волшебника. Пусть отдаст ему свою волшебную силу и тогда он будет счастлив! Он заслужил эго, оказав старику такую услугу, да еще совсем бескорыст­ но... Все это время старый волшебник печально смотрел на человека. Он видел все, что происходит в его ду­ ше. — Я дам тебе здоровье, — груст­ но сказал волшебник, — дам богат­ ство. Я сделаю твои руки сильными, ноги быстрыми, нос прямым, рот красивым, а глаза большими. И еще я подарю тебе вот эти волшебные очки. Они помогут видеть истину... — Гадкий старик! — в ярости закричал человек и кинулся на вол­ шебника, но... старик словно раста­ ял. На то он и был волшебником. А человек вдруг заметил лужу и, взглянув в нее, увидел, что волшеб­ ник не обманул его и что теперь лицо его действительно красиво. И тогда он решил посмотреть, что же за очки подарил ему волшебник. Очки были самые обыкновенные, и ничего волшебного в них не за­ мечалось. Человек лениво нчдел их на нос. Просто так, и вдруг почув­ ствовал непреодолимое желание еще раз взглянуть на себя. Что это? Его лицо стало совсем другим! Рот сердито сжат, словно боится выпус­ тить наружу что-то свое. Нос, его красивый нос. странно вытянулся, явно стараясь принюхаться к окру­ жающему, а в глазах горит столько зависти, что трава под этим взгля­ дом увядает. И тогда он посмотрел на свои руки и увидел, что пальцы на его больших и сильных руках так и сгибаются, чтобы захватить и удержать все, что к ним попадет. В отчаянии человек взглянул на солние, но оно было таким ослепи­ тельно ярким и прекрасным, что он кинулся на землю и закрыл глаза. Очки упали. Исчезла лужица, в ко­ торую человек смотрел, а когда он пришел в себя и огляделся, солнце показалось ему совсем не таким яр­ ким, а поляна вовсе некрасивой, «Глупец! — подумал человек, — и я раньше мог любить эту поляну! Нет, самое прекрасное на свете — это деньги! Они дадут мне все!..» Едва он произнес это мысленно, как увидел рядом большой мешок с золотом. Рядом лежали очки. Чело век хотел было выбросить их, но пожалел: кто же выбрасывает свое? Пригодятся!.. ...Удивлялись люд и, гл ядя на не­ ожиданно разбогатевшего человека. Что это с ним стало? Взялся стро­ ить себе новый дом. Пришли к не­ му старые друзья , пришел брат. — Давай ,— г оворят , — поможем. А он выгнал их вон. Да еще вдо­ гонку кричал: — Помогать пришли? Не обмане­ те! Денег моих вам надо. Сначала поможете, а потом просить начнете. Знаю я вас! Пришла к нему девушка — не­ веста брата. Хотела узнать, не стряс­ лась ли какая беда. Куда там! Хо­ тел было сказать,* чтобы бросила брата и шла за него, красивого и богатого, да испугался: — Еще придет в мой дом хозяй­ кой и все добро растранжирит. Ну ее! Прежде у человека была умная голо ва, были умелые руки. Соседи приходили к нему за советом и по­ мощью, а ребятишки бегали за ним толпой, потому что человек этот умел из любого кусочка дерева сде­ лать для них что-то любопытное и всегда рассказывал им замечатель­ ные сказки о красивом и добром. Он и теперь работал целый день. То мебель для себя делал, то ого­ род или сад копал, то украшения мастерил. И все ему казалось мало. Однажды, в сильную грозу, у брата сгорел дом, и человек испу­ гался: «Вот, теперь брат с женой попросятся к нему!» Но они не сде­ лали этого. Они жили в маленьком доме соседа, а вечерами приходили люди, чтобы помочь им построить новый дом. Человек глядел на себя в зеркало и радовался, что теперь он красивее всех, но ни одна девушка почему- то не улыбалась ему, а люди стали обходить его стороной. И счастье все не приходило... И все больше обиды закипало в сердце человека. Почему, почему не приходит к нему волшебное счастье? Иногда, притаившись у деревьев, он слышал, как люди, проходя ми­ мо, говорили: —• Каким уродливым стал наш сосед! Он совсем перестал улыбать­ ся. Наверное, ему очень холодно одному в этом огромном доме... И только дочка богача подумала о нем иначе. — Он был бы мне достойным му­ жем, — сказала она. Они не дарили друг другу улыбок. Не говорили тех слов, какие гово­ рят все влюбленные, не замирали от радости, видя друг друга. Они под­ считали, как умножится их богат­ ство, и стали жить вместе. А счастье все не приходило... Однажды, когда жена спала’, а че­ ловек по обыкновению перебирал добро, в руки ему попались забы­ тые волшебные очки. — Любопытно,—сказал он себе,— как выглядит моя жена, если по­ смотреть на нее через эти очки? Ведь она считается самой красивой женщиной в округе! Человек надел очки и взглянул на жену... На огромной кровати, раскинув руки, лежала страшная... да нег! Это была совсем не женщина! И ру­ ки ее — не руки, а змеи, волосы — паутина, глаза... Вместо них свер­ кали осколки льда, в которых отра­ жался только блеск золота. Но и это было не самое страшное. Там, где должно быть сердце, копоши­ лись пиявки. Они жадно тянулись к нему... От ужаса человек совсем забыл про очки: Отшатнувшись от кровати, он посмотрел вокруг... Из каждой веши глядело на него мертвое лицо когда-то жившего человека — его самого. Он был, казалось, похоронен всюду, множество раз. — Что это? Что?! — в страхе за­ кричал человек и кинулся к зерка­ лу. То, что он увидел, было еще страшнее, чем тогда, в лужице. Правда, в его груди не было пия­ вок, но вместо них из зеркала гля- дела на него ужасная старуха. Гля­ дела и смеялась. — Кто ты?! — в отчаянии закри­ чал человек. —• Я? —• отвратительно захихика­ ла старуха. — Полно, дружок! Ведь теперь ты так похож на меня, что нас трудно различить. Я—Жадность. — Как ты попала в мое сердце?— прошептал человек. — Ведь я — Человек! Старуха снова засмеялась, и от смеха ее покосились стены дома. Только теперь человек увидел, что его дом вовсе не так прочен, пото­ му что даже для себя он боялся потратить лишние доски и бревна. И еще увидел человек, что все ук­ рашения, до сих пор казавшиеся ему красивыми, мертвы и поэтому безобразны. А Жадность тем временем говори­ ла: —< Ну, теперь ты видишь, что давно уже перестал называться Че­ ловеком? Теперь мы с тобой родня. И нечего от меня шарахаться. Я так же красива, как ты и твоя же­ на. Скажу по секрету: я женила те­ бя на своей дочери и свила себе у вас уютное гнездышко. Помнишь, узнав, что помог волшебнику, ты приоткрыл в своем сердце узенькую щелочку. Я еле пробралась в нее. Ах, какой маленькой я тогда была, как песчиночка, а теперь я выросла и скоро совсем раздавлю тебя! Она вдруг начала увеличиваться, увеличиваться, и через минуту чело­ века совсем не стало видно в зер­ кале, Он почувствовал, что зады­ хается. Из всех кладовых вылезли мешки с добром. Они наступали на него со всех сторон, а Жадность заполняла уже почти всю комнату. И тогда, собрав последние силы, че­ ловек закричал: — Врешь, гадкая старуха! Я знаю, чем тебя убить! Он схватил самый ближний ме­ шок с добром и кинул его в стару­ ху, за ним второй, третий... Зерка­ ло давно уже было разбито, а он все кидал и кидал мешки, и старуха становилась все меньше и меньше. Она корчилась от боли, пока не пре­ вратилась в малюсенькую песчинку. И тогда человек почувствовал укол в сердце и на минуту потерял со­ знание. Когда же он пришел в себя, то увидел, что стены его дома ру­ шатся, но не почувствовал никакой жалости. Только остановил соседей, которые кинулись спасать его добро. Соседи-то ничего не знали, а он знал! И он боялся, что старуха Жадность снова поднимет • голову. И он не позволил им спасать свое богатство. Наконец все исчезло. Осталась только фигурка девушки, которую прежде любил человек. Он вырезал ее в часы одиночества. Но теперь человек увидел, что фигурка эта только напоминает ему любимую, потому что нет в ней самого глав­ ного — нет жизни, «Нет, она совсем не такая»,— подумал человек и, забыв обо всем, принялся за рабо­ ту... Солнце в этот день светило осо­ бенно долго. Может быть человеку показалось, а может быть солнце хотело помочь тому, кто творил сей­ час ради самого прекрасного, что есть на свете — ради правды жизни! Он даже не заметил, как подошел старый волшебник и собрал осколки разбитых очков. Человек работал без них, и волшебник знал, что ему они больше не понадобятся. Когда же работа была закончена и чудесная дезуцша, словно живая, взглянула на человека;, на солнце, на волшебника, человек услышал, как кто-то тихо сказал: — Как она прекрасна и как мне хотелось бы всегда смотреть на эту фигурку! Это был соседский мальчик, ко­ торый всегда сидел в кресле у сво­ его дома, потому что у него были больные ноги. И человек обрадовался. Он тут же подарил" мальчику фигурку де­ вушки и подумал о том, что если бы сейчас рядом был волшебник, он попросил бы его вернуть здоровье этому мальчику, который умеет ви­ деть красивое, И вдруг мальчик поднялся и сделал несколько шагов по траве... Человек оглянулся и только тут увидел волшебника, —• Спасибо тебе, — радостно ска­ зал человек.— Теперь я знаю, что нужно для счастья. Мало иметь умелые руки. Надо, чтобы сердце пело во время работы, пело бы так, чтоб песню эту услышали люди, чтобы все, сделанное человеком, рас­ сказывало о том, как хорошо жить на свете и приносить людям ра­ дость... Теперь я знаю, где настоя­ щая красота, но хочу, чтобы это узнали и другие. И тогда волшебник сказал: —- Вот осколки разбитых очков. Возьми их и разбросай по свету. И человек разбросал. Мельчайшие пылинки разлетелись во все концы земли, И если ты видишь чудесную картину, в которой теплая, солнеч­ ная жизнь, или слышишь музыку, в которой поют моря, несущие кораб­ ли, если до твоего слуха доходит зов о помощи и если, трудясь, ты слышишь, как поет станок, и ви­ дишь, как прекрасно то, что дела­ ешь ты и твои товарищи,— значит и к тебе попала пылинка волшеб­ ных очков. Но если за высоким забором, в тенистом саду ты увидишь челове­ ка с холодными глазами и мертвым сердцем, знай: до него не долетел волшебный осколок, и в сердце его живет безобразная старуха — Ж ад­ ность. Задуши ее, Человек! Л. СОЛОВЬЕВА. С т и х и о д е т я х ЩАВЕЛЬ Ах ты, щавель, Кислый щавель! От тебя язык шершавый. Ты зачем со мной шалишь, Закрывать глаза велишь? МАМИНЫ ГЛАЗА Я во ржи густой, усастой Васильков. нарвал глазастых И ребятам всем сказал: _ Это — мамины глаза! Голубые, голубые, Нежно-строгие, родные! С серединкой черной тоже. На мои чуть-чуть похожи. ПОЧЕМУ БУКЕТ ПОЕТ! Жук в кафтане полосатом Прилетел играть к ребятам, На цветок лиловый сел, Покачаться захотел! А потом медку хлебнул Из цветка и тут заснул. Да попал в букет к Марине И жужжит, жужжит в корзине! А Маринка не поймет: — Почему букет поет?! Рис. И. Малявкина. Они встретились в редакции елец­ кой районной га­ зеты «Ленинский путь». Ыа первое занятие литератур­ ной группы учитель из деревни Вла­ сово М. Аладков принес рассказ, ди­ ректор Яриловской восьмилетней школы Ираида Корнеева и десяти­ классница Людмила Маловенко стихи, инженер мясокомбината Ана­ толий Бельский — юморески, меха­ низатор совхоза «Воронецкий» Ва­ силий Сафонов — частушки. В лит- У л и т е р а т о р о в Е л ь ц а группу, которую создала’ редакция «Ленинского пути», вошло 15 чело­ век. Ею руководцг сотрудник газе­ ты поэт Николай Бадулин. Мрлодые литераторы собираются раз в ме­ сяц. Читатели газеты уже познакоми­ лись с некоторыми работами. Хоро­ шие стихи о романтиках написал Н. Плахин из деревни Гниловоды. Школьница Л. Маловенко из села Архангельское в стихотворении «Мы продолжаем» воспевает преемст­ венность революционных традиций. Лежебок, хапуг и иждивенцев бичу­ ет в басне «Трутень» А. Шипов. Литературная группа наметила творческую поездку в одно из хо­ зяйств Елецкого управления. И. ГУБИН. УГОЛОК СТАРОГО ЕЛЬЦА. Из снимков, поступивших на областную фотовыставку. Фото И. Савельева. • л - Ты петляешь то лесом, то лугом По земле новгород ской века, Беспокой ная си няя Луга, Повидавшая виды ре ка. Ветерок, отдающий укропом, Пролетает, вол нуя кугу. З нать, напр ас но искил я окопы На покатом твоем берегу. Время, видимо, их заров няло, Затянуло песком и землей. В меша нине огня и металла Подползал я к тебе за водой, г а Что была для бойцов, как награда; Пили жадно, припав к котелку. А сейчас я сижу с тобой рядом, Подставляя лицо ветерку. Изм енив недочитанной к ниж ке , Я смотрю, как резвится вол на, Ка к с трампли на ныряют мальчиш ки, Доставая трофеи со д на. Б. ЦВЕТАЕВ. с. Казинка. Д о в е р и е А что такое, спросите, доверие? Оно — как радость радостей, наверное. К нему идут и слабые, и сильные. К нему идут большие и красивые. К нему идут и робко, и торжественно.,. Не божество — а сделалось божественным. Д ов ер и е, доверие, довери е.,. О сколько, сколько нас в тебя поверило! А сколько раз распахивались двери Тебе навстречу, доброе доверие... И ты тогда в недоброе входило И, молча, чью-то руку отводило От черного вспотевшего курка, В сознанье обреченных приводило, Упавшим—не таинственная сила Встать помогала, а твоя рука. Ты было добрым. Но порой 'бывало, Когда само себе ты изменяло: Из доброго ты становилось добреньким И было чересчур пахуче сдобненьким, И чересчур само себя выпячивало. Но понимали ль мы, что это значило? В тебя мы, как и прежде, свято верили. Тебе мы, как и прежде, — настежь двери. А ты входило, но не настоящее И наспех клеило людские счастья; Двух нелюбимых сватовски сводило, И подлеца пощечиной не било, И труса за спиной своей скрывало — Само себе ты страшно изменяло! И, может быть, изменой этой мучаясь, Ты снова приходило к нам при случае, Хорошей доброте и правде вер.ное, Большое, настоящее доверие. Светлана МЕКШЕН. г. Липецк. К р и т и к а и библиография Выход из „состояния невесомости « Работает в районной газете моло­ дой журналист Владимир Поленов, парень простой и честный, большой романтик и не слишком умудренный в житейских делах человек. Он пи­ шет фантастическую повесть: его ге­ рои и мысли витают в космосе и в далеком будущем, а живет он на грешной земле, и сегодняшний день настоятельно требует от него реши­ тельности и деловигости. Но как раз к этому он и не способен. Редактором у него оказался чело­ век, попавший в газету случайно. Из-за этого он робок, избегает ост­ рых тем и конфликтов. К тому ж у него жена и дети. А Поленов в жизни как раз с острыми конфликтами и сталкивает­ ся. Его посылают в колхоз подгото­ вить корреспонденцию об опыте по­ лучения высоких надоев молока, а он вместо опыта обнаруживает там приписки. Как поступить? Известно, что председатель этого колхоза хо­ роший друг районного начальства. Написать о нем правду, значит вступить в конфликт с председате­ лем райисполкома, а трусливый ре­ дактор на это никогда не согла­ сится. Выдумать какой-то «опыт» — значит самому стать соучастником очковтирательства. Вот и первый повод для конфликта в душе моло­ дого романтика. Будь на его месте легкомыслен­ ный и беспринципный Виктор, тот бы просто сделал вид, что ничего плохого не заметил, и написал бы очередную дежурную «заметчонку», ничего не дающую ни уму, ни серд­ цу, но внешне похожую на деловой, серьезный материал. Другой товарищ Поленова — за­ меститель редактора Андрей посту­ пил бы иначе. Он просто рассказал бы правду и сделал бы все от него зависящее, чтобы безобразиям был положен конец. Андрей так и посту­ пает в аналогичных случаях. Владимир Поленов не способен ни на то, ни на другое. Лгать он не хочет, а правды сказать не мо­ жет. Редактор, выслушав его док­ лад, предлагает: — Я доложу о приписках секре­ тарю райкома, а ты напиши коррес­ понденцию о пастухах. Они-то ведь хорошо работают и к припискам никакого отношения не имеют1 Поленов соглашается. Соглашает­ ся, но в душе его назревает буря возмущения самим собой, своей мяг­ котелостью, беспринципностью. Собственно, это и есть то, что мы называем борьбой с пережитками прошлого в сознании людей. В дан­ ном случае человек ведет поединок с самим собой, вытравливая обыва­ теля из своей души. Это сложная и трудная борьба. И она составляет основное содержание повести молодого липецкого автора Геннадия Казакова «Я пишу по­ весть», опубликованной в журнале «Подъем» (№ 1 за 1964 г.). Повест­ вование ведется в ней от первого лица, от имени самого Владимира Поленова, и Эта форма позволила автору глубоко проникнуть в пси­ хологию героя, убедительно пока­ зать становление его характера. Все это настолько правдиво, что героя воспринимаешь как живого челове­ ка, иногда с ним хочется спорить, иногда хочется ему помочь в его поисках правильного пути, потому что порой он тычется в стены, как слепой котенок, ушибается, страда­ ет, а так и не видит, что же при­ чиняет ему боль. Что же мешает Поленову найти себя, сориентироваться в обстанов­ ке? На мой взгляд, прежде всего — это аморфность, расплывчатость убеждений. Единственная истина, в которую он твердо верит и которую четко знает, это — что правда хоро­ шо, а ложь плохо. Во всем осталь­ ном он сомневается, в том числе и в гамом себе. Сегодня он не знает. как будет поступать завтра, завтра бичует себя: «Удобнее всего в жиз­ ни плыть по течению и приговари­ вать: мол, какое мне дело, человек я маленький... Но не премудрость ли это пескаря?». У него есть даже фраза, которая в какой-то степени оправдывает от­ сутствие твердых убеждений: «Кто ни в чем не сомневается, тот ниче­ го не ищет». С таким же успехом в утешение слепому котенку можно сказать: «Зрячему незачем обша­ ривать стену в поисках выхода». Но, повторяю, это только поза: нечеткость убеждений, мягкотелость, нерешительность не нравятся само­ му герою. И он ищет ту силу, кото­ рая вывела бы его из «состояния невесомости». «...Нам нужна сила, которая за­ ставила бы нас двигаться быстрее и в нужном направлении,— сказал Андрей. — А где же то «тело», что оста­ новит нас и даст другой толчок? (Это слова Поленова. И. О.). — Наше время, ты сам, а вооб­ ще»... * Вот здесь с героем можно и по­ спорить. «Останавливать» его не нужно. Он и так пока топчется на месте. А вот дать толчок в нужном направлении явно требуется. И си­ ла, которая дает такой толчок — это, действительно, наше время, на­ ша жизнь. -Ибо причиной первона­ чальной аморфности убежлений V поленовых как раз и является от­ рыв от жизни. Отсюда и особенности их мышле­ ния: они легко могут решить, как будут вести себя попавшие в труд­ ное положение космонавты на Юпи­ тере (ибо «люди будущего никогда не могут идти на сделку со своей совестью»), и в то же время ока­ зываются в полнейшей растерянно­ сти перед первой же встречей с так называемым отрицательным явлени­ ем. Оно их пугает, приобретает в их глазах особую многозначитель­ ность, заслоняет все светлое, и тог­ да поленовы прибегают к успокаи­ вающей их совесть уловке; начина­ ют рассуждать о борьбе с отрица­ тельным в нашей жизни чуть ли не в космическом масштабе. Поленов чувствует фальшь и не­ жизненность своих теоретизирова­ ний. В его монологе все чаще мель­ кает: «Опять мудрствование, опять словесность». Но спускается из космоса на землю далеко не сразу. Придет время, и он скажет: — Я на перепутье. Направо пой­ дешь... Налево пойдешь..., Я хочу идти прямо. А потом, заканчивая свою повесть о космонавтах (судя по приведен­ ным отрывкам, довольно-таки без­ дарную), вдруг подумает: «Я со своими героями на сумрач­ ной планете. Как далеко голубая звезда — Земля. Но я-то хожу по ней... Почему же я отворачиваюсь от земных дел? Зачем мудрю с ге­ роями? Посылаю в преисподнюю к черту, заставляю карабкаться по выступам скал... Я отшвырнул от себя рукопись». Отшвырнул и написал в област­ ную газету критический очерк о приписках, об очковтирательстве, обо всем, с чем так долго не решал­ ся начать открытый бой. Такая же решительность появилась у него и в отношениях к любимой девушке. Возникает вопрос: сам Поленов нашел свой путь или другие вывели его из состояния «невесомости»? Са­ мостоятельно, но не сам. С ним ря­ дом был Андрей, тоже человек ищущий, беспокойный, но, в отличие от Поленова, вооруженный тверды­ ми убеж линиями. Это настоящий журналист, принципиальный, не бо­ ящийся во имя торжества истины испортить отношения с кем бы то ни было. А секретарь райкома партии, ко­ торого Поленов встретил с такой предвзятостью, что даже удивился, когда увидел, что перед ним чело­ век живой, общительный, умный и просто интересный? Собственно, именно Сергей Михайлович и под­ сказывает незаметно Поленову тот путь, по которому ему надо идти. «—Не надо бояться светлых кра­ сок. На земле больше радостных то­ нов, чем мрачных. Правильно? — И мрачных пока хватает, если смотреть не через розовые очки. Секретарь потер пальцами подбо­ родок. — Верно. Есть. Так громыхните фельетон, смойте сразу хорошим душем. — ... И вот что я хотел вам ска­ зать, надо чаще возвращаться к людям, которые делали революцию. Их жизнь во многом поможет те­ перешнему поколению». Последние слова — ответ на во­ просы, поднятые в повести. Револю­ ционные традиции — вот тот ком­ пас, по которому должна выверять свой путь сегодняшняя молодежь. Это и есть то направление, по кото­ рому надо выходить из «состояния^ невесомости» поленовым: «не налево и не направо, а прямо». Я подробно остановился на харак­ тере главного героя потому, что именно процесс его утверждения и составляет основу содержания по­ вести Г. Казакова. Надо однако сказать, что и другие герои выписаны у него живо, реалистично и свежо. Вообще повесть оставляет впечатле­ ние очень искреннего, задушевного и откровенного разговора автора с читателем, и хотя многое в ней спорно, кое-что не совсем понятно, хотя есть серьезные погрешности в языке и стиле, она несомнен­ но привлечет внимание читателя, а путаник Вололька Поленов, расска­ зав о своих сомнениях и поисках, поможет многим своим сверстника* задуматься над №м. как жить И. ОСТАНКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz