Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ' 1 7 мая 1 9 6 4 г., >8 1 1 4 ( 3 0 0 8 ! I С Т Р А Н И Ц А П Е Д А Г О Г А ! и Р О Д И Т Е Л Я Ш К О Л А - К О Л Ы Б Е Л Ь У Б Е Ж Д Е Н И Й ^ ш М •"- щ в™ < Ж * ' Щ^- :"м € р < ,* <& 1 ' л<; &-Ж А г $ Ц | И '^А ^ ъ .'Ч 'Ч В ученической бригаде Казинской одиннадцатилетней школы 68 учащихся. Это — ученики 9— 10 классов. 1 Юные овощеводы помогают колхозу «Россия» Липецкого управления. З а ними закреплены 30 гектаров картой феля, 15 гектаров капусты, 5 гектаров огурцов. < НА СНИМКЕ: девятиклассницы Нина Путилина и Валя Фурсова ухаживают за рассадой капусты в • парниках. , Фото Л. Черкашина. ☆ ☆ ☆ ' Глазастенькое сокровище << УЧИТЬ м ы с л и т ь Одним и ,з важнейших положений новой Программы КПСС является формирование у людей научного мировоззрения на основе марксиз- ма-ленииизм а, как цельной и строй ной системы философских, экономи ческих, общественно-политических, художественных, естественно-науч ных взглядов. Это требование Про граммы касается и советской шко лы. Процесс формирования миро воззрения учащихся должен быть целенаправленным и продуманным. Мировоззрени е, к ак система науч но обоснованных взглядов на при роду и общест во, не может возник нуть стихийно, его надо формиро вать. Школа должна решить одну из главных проблем: соединение обучения и воспитания в единый поток. Надо точно определить ме сто и роль каждой школьной дис циплины в формировании мировоз зрения. В тесном сотрудничестве с родителями и общественностью школа должна разработать проду манную систему внеклассных меро приятий, способствующих осуществ лению этой задачи. Изучение в курсе обществоведения основного вопроса философии создало благо приятные условия для формирова ния мировоззрении учащихся. Однако до сих пор во многих школах эта задача решается не вполне удовлетворительно. Во-пер вых, потому, что обществоведение ведется на недостаточно высоком идейно-теоретическом уровне. И во- вторых, преподавание других школь ных дисциплин не подверглось почти никаким изменениям. В. И. Ленин в 1923 году в статье «Лучше меньш е, д а лучше» говорил, что надо добиться того, чтобы нау ка у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой, чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в со ставной элемент быта вполне и на стоящим образом. Это ленинское указание отнооится к преподаванию всех учебных предметов средней школы. Приступая к ведению курса , пед агог должен четко определить систему мировоззренческих пон ятий, которые учащиеся должны усвоить, изучив этот курс. И не только ус воить, а и поступать в соответст вии с этими идеями, понятиями. Вот этого как раз и не хватает в пре подавании школьных дисциплин. Почему наши учащиеся попадают под влияние верующих людей? По чему они часто говорят не то , чт о подсказывает им совесть? Ответ на эти и другие вопросы мы на йдем, если попытаемся ответить еще на один вопрос: почему наши учащи еся , уп отребляя много раз слово «закон» в курсе физики, ис тории , не знают определения закона? Мы на уроке физики в Добрин- ской школе-интернате. З адается во прос учащимся — сформулировать закон сохранения количества дви жения. Выяснилось , ч то ребята механически заучили формулиров ку , и весьм а туманно представляют себе , чт о же такое закон , извеч но ли движение или была какая-то си л а, которая толкнула материю? Идет урок истории в девятом классе Никольской средней школы Елецкого района. Учащиеся расска зывают о монголо-татарских завое ваниях русских земель. Однако в их ответах нет главного: они не стараются проанализировать это историческое событие, дать ему оценку с современных позиций. Н, К. Крупская в одном из своих выступлений высказала мысль о том, что преподаватель литературы должен быть обществоведом, по- марксистски разбирающимся в об щественной жизни. В настоящее время обществоведом должен быть каждый учитель средней школы. Однако на практике мы наблюдаем другую картину. — И. С. Тургенев, — говорит сту дентка Лебедянского педучилища «а уроке литературы , — изуч ал фи лософию Гегеля.— И , не объяснив учащимс я, в чем суть этой филосо фии, как она влияла на мировоззре ние писателя, она рассказывает дальше. Не удивительно поэтому, что вопрос о том, почему И. С. Тур генев был либералом-постепенов- цем, остается для школьников не уясненным. В этом же педучилище на уроке литературы мне пришлось услышать такую фразу: «Радищев был дворянским революционером, а Фонвизин им не был». Учитель ничего при этом не объясняет. Уча щимся остается только механически это запомнить, не вдумываясь, не рассуждая, не анализируя. Не муд рено, что они очень плохо себе представляют процесс формирова ния прогрессивного революционного мировоззрения А. Н. Радищева. На каждом уроке физики или хи мии, литературы или истории, био логии или географии учитель преж де всего должен дать глубокое фи лософское толкование законов. Мне думается, что эта задача по- оильна каждому педагогу. Убежденность! Не оиа ли являет ся природой, сущностью героиче ских подвигов, совершенных и еже дневно совершаемых советским на родом? Только убежденные люди способны бороться за осуществление лучших идеалов человечества. Как же добиться превращения знаний в убеждения, того, чтобы учащиеся правильно соотносили знания марксистской теории со сво- Первый помощник Семья, в которой много внимания уделяется детям,—хороший помощ ник учителя. В Добровской восьми летней школе учатся Геннадий и Людмила Послухаевы. Эти дети— пример для многих учащихся. Они хорошо занимаются , друж ны , вежли вы. Их отец и мать—Иван Тихонович и Зи наида Ивановна Послухаевы— пример для других родителей. В беседе с учителями Зи наида Ива новна высказала мысл ь, что дети учатся не только в шк оле, но и дома. Успеваемость ребят во многом^зави- сит от обстановки в семье. Послухзе- вы много внимания уделяют само стоятельным занятиям дете й, при го товлению домашних заданий. Гена и Люда никогда не мешают друг другу. Родители следят за тем , чтобы уроки готовились днем. Такой повседневный контрол ь, а верне е, дружеск ое уча стие и помощь со стороны родителей, повышает у школьников интерес к учебе, их личную ответственность, воспитывают любовь к труду. Гена и Люда Послухаевы—не толь: ко примерные ученик и, они—на стоящие помощники отца и матери. Ребята носят вод у, др ова , помогают матери по хозяйству. Н адо сказать , чт о в этой семье к детям никогда не применялось физическое наказание. ‘ Супруги П ослухаевы поддержива ют постоянную связь со школо й, всег да присутствуют на родитель ских собраниях. В тесном контакте со школой вос питывает дочь и Анна Ивановна Реброва. Девочка прекрасно учится, трудолюбива, активна. Большими помощниками школы в воспитании детей являются М. И. Бородина, М. С. Козловцева, многие другие родители. Но, к сожалению, есть еще отцы и матери, которые считают, что воспи тывать детей должна школа, и с се мьи, мол, спрос невелик. Такое от ношение приводит обычно к самым печальным результатам. Вот пример. Ученик второго класса Владимир Ба- хаев — второгодник, успевает плохо. Однако его родителей это мало бес покоит. Мальчика часто можно уви деть неряшливо одетым. Учителя ста раются повлиять на него, но надежа на исправление пока мало и главным образом из-за равнодушия родите лей. Такой же упрек можно сделать в адрес родителей А. М. Горбуновой, А. И. Карякиной. Семья—первый помощник школы. Надо, чтобы этот помощник был ак тивным, беспокойным. М. ШУТЯ ЕВА. учительница Добровской восьмилетней школы. ими обязан ное т я м и? Для этого надо пре- о д о л е т ь формализм и начетничество в пре подавании. Учитель сам должен показать образец марксистской убежденности, уметь влиять на уча щихся и личным примером, и силой логики Овоих убеждений. В. И. Ленин оставил нам пре красный образец подхода к оценке исторических личностей и явлений. Ленинским методом анализа дол жен владеть каждый учитель гума нитарных наук. Но это не все. Известно, что ми ровоззрение возникает в результа те конкретной деятельности людей. Поэтому очень важно решить в школах вопрос о вовлечении всех учащихся в общественно полезную деятельность. Инициативу и почин в этом деле должны проявить школьные пионерские и комсомоль ские организации , р азумеетс я, при умелом руководстве партийных ор ганизаций. В процессе формирования миро воззрения нельзя умалять роль са мообразования. Надо приучать уча щихся, особенно в курсе общество ведения, к систематической работе над произведениями классиков марксиз-ма-ленинизма, к чтению до полнительной литературы по каж дому школьному предмету, к посе щению лекций, кино, театра, к си стематическому занятию спортом, прививать интерес к искусству. Проверка самостоятельности суж дений учащих ся, являющаяся кри терием эффективности обучения и воспитания, должна быть составной частью всех уроков. В целом уча щиеся должны привыкать к само стоятельному решению и практиче скому действию в жизненных ситу ациях. Школе нужна помощь педагоги ческой науки в решении вопроса о формировании мировоззрения. Нуж но четко определить мировоззрен ческие идеи по каждому предмету. Нужны рекомендации, советы. Вре мя не ждет. А. СОБОЛЕВ, зав. кабинетом истории Липецкого института усовершенствования учителей. Зовут его Вова — фамилия по матери Глотов. Он учился в Липец кой школе N° 24, в шестом классе. Мать — Анна Филипповна Глотова и ее сестра Мария работают на Трубном заводе, в отделе техниче ского контроля. Живут все вместе в хорошей квартире. О бе любят чистоту, уют. Д орогой тюль на окнах, бархат на столе и дверях, плюшевые дорожки. Для Вовы специально куплен м о д ный диван-кровать. Мама торж ест венно раскладывает его на ночь, застилает белоснежными просты нями и с гордостью думает о том, что и у них «все, как у хороших людей»... Но бывает, что постель сына остается пустой. Он не приходит ночевать дом ой. Мать и тетя мало тревожатся: никуда, мол, не денет ся, придет... И верно, приходит. Иногда с ми лиционером. Но чаще с инспекто ром детской комнаты Марией Пав ловной Киселевой. Мария Пазловна не просто «слу жит в милиции». Как и все работни ки детской комнаты, она старается делать все, чтобы помочь «грудным» ребятам исправить свое поведение. Даж е самые «безнадежны е» из них чувствуют ее великую добр ож ел а тельность и платят за это доверием . Ее знакомство с Вовой Глотовым по кличке «Сыч» началось с того дня, когда его привели в детскую комна ту за кражу 16 арбузов из ж ел ез нодорож ного склада. Вова признал ся, что воровать начал ещ е в дет садике. В школе стал красть у ребят деньги, авторучки, перчатки. У о д ной девочки украл новую шапку. Постепенно наловчился, осм елел и стал таскать вещи с витрин мага зинов. Участились приводы. Мария Павловна занялась Вовой. Беседовала с ним, обращалась в школу, к директору и педагогам, вызывала к себ е мать и тетю. И каждый раз при встрече с обеими чувствовала, что все ее усилия р аз биваются о какую-то невидимую стену равнодушия и скрытности. — Разве вы не хотите добр а сво ему ребенку? — допытывалась Ма рия Павловна. — Как ж е, хотим... — отвечали сестры и прятали свои глаза и мыс ли. V Мария Павловна сделалась ча стым гостем в этой семье, правда, не очень желанным. — Знаете ли вы, Анна Филип повна, о том, что ваш сын продает в школе кольца, брошки, бусы, пудреницы, что он плохо учится и плохо себя ведет? — Знаю. — Какие меры вы принимаете к исправлению сына? — А никаких... Я его им отдала в школу, вот пусть они учат и вос питывают. Зе это им деньги платят! — А вы? — А что— я? — резко обрывает ее мать. — Кормлю, пою, он у м е ня всегда чистенький, промытый, и , ■ ' -5. ■: одет, как у людей... И что вам на до от нас, не понимаю?! Мой сын! Понимаете, мой! Какое вам дело до нас? Я — работаю! — Вы не горячитесь, — мягко успокаивает ее Мария Павловна, — все работают. Но вы интересуетесь, с кем и где бывает ваш сын, когда он не приходит ночевать домой? — А кто его знает? Он нам не говорит... — Он приносит дом ой украден ные в магазинах вещи? Мама и тетя мнутся. — Знать ничего не знаем! — вы паливает тетя. Вова во время этого разговора сосредоточенно копается в ши ф оньере. — Мама, ты опять все здесь перевернула, терпеть этого не могу! — досадливо говорит он, незаметно наблюдая за гостьей. — Не серчай, сынок, — винова то отвечает мать и к инспектору:— Он у нас порядок любит, аккурат ный такой, чтобы все было как сле дует. * ф * Ушла Мария Павловна. Вова д о стает из недр шифоньера паке тик в красивей упаковке и с гор деливой небрежностью бросает его на колени матери. — Чулки! Д едер он ! — ахнула мать. — Заграничные! — подчеркивает Вова. — Ах, какая красота1 — восхи щается мама. — Вот надену в праздник, все наши бабы засохнут от зависти. Ну, сыночек, спасибо! Тетя получает флакон дорогих духов. Она растрогана д о слез. — Сокровище ты наше, глаза стенькое! Ну, все — в дом , все в дом! Умиленных сестер не тревожит то, что Вову условным свистом за чем-то вызывают на улицу взрос лые ребята. Кто они? Их фамилии неизвестны даж е Вове. Он знает только клички — «Клык», «Хрипой»... Они давно подметили способно сти «Сыча». Решили подучить пар нишку, затем использовать «на д е ле». По их заданию Вова проник в гастроном на площади Ленина, выбрал из кассы 120 рублей, на брал шоколаду и дорогих папирос, спрятал все это за пазуху. Всю ночь и половину следующ его дня он, как мышь, просидел в мешках за дверью магазина, и только, когда уборщица в перерыв пришла мыть полы, Вова сумел выскользнуть из магазина. В Каменном логу его ждали «учителя» — «Клык», «Хрипой» и дружки — ученики 24 школы Влади мир Ерохин и Женя Тимошенко. Па пиросы и шоколад поделили. Поло вину украденных денег Вова отдал «Клыку». Тут ж е в логу устроили пьянку. Когда Вова, опьянев, ус нул, «Клык» вытащил у него и ос тальные деньги. Сейчас «учителя» сидят в тюрьме. ХИМИЯ В ШКОЛЕ Благородна и по ч е т а задача учите лей химии разъяснять учащимся решения де кабрьского и февраль ского Пленумов Ц К КПСС п о развитию химии и интенсифика ции сельскохозяйствен ного производства. В нашей школе проде лана некоторая рабо та в этом направле нии. Силами учащихся и учителей оформлены стенды «Большая хи мия». На них пред ставлены изделия из пластмассы и синтети ческих волокон, изго товленные на елецких заводах Медицинского оборудования и Эле ментном. Была проведена хи мическая зикторина, в которой приняли уча стие 8—10 классы. Для' победителей бы ли установлены цен ные призы. Первое ме сто завоевала ученица 8 класса « В» Юлия Карпушина. Ей был вручен приз — фото аппарат «Юнкор». Учащиеся Валентина Токарева, Лариса Ан тонова и Владимир Курицын получили книга. На занятиях роди тельского *университе та при школе были прочитаны доклады об ускоренном развитии химической промыш ленности, о поднятии урожайности сельско хозяйственных куль тур, демонстрирова лись химические опы ты на антирелигиоз ные темы. П. ФИРОНОВ, директор Елецкой средней школы № 20. Мария Павловна не раз обращ а лась к администрации Трубного за вода с просьбой — помочь А. Ф. Глотовой в воспитании сына, дать ему хорош его шефа. И после ее на стоятельных просьб дирекция нако нец, выделила шефа. Им была на значена... его тетя Мария Филиппов на. В первый ж е выходной день по сле утверждения тетиного шефства Вова Глотов собрал своих дружков «Ероху», «Тимоху» и других и на правился с ними в детский садик № 28, в тот самый, в котором их растили и лелеяли с малых лет. З а лезли в помещ ение ч ер ез форточ ку и здесь развернулись вовсю. Бегали в грязных сапогах по дет ским кроваткам, перемазали про стыни, подушки, одеяльца и все стащили на пол. Затем в «играл ке» устроили расправу над игруш ками. Вова Глотов отрезал голову самой большой и красивой кукле, выдернул у нее ноги из туловища. Остальных кукол и мячи ребята ис полосовали ножами. Куклы все терпели молча. Они ведь — куклы.,. Разгромив детский сад, компа ния удалилась, бросив открытыми настежь двери и окна. Началось расследование. Выяс нилось, что участники этого «похо да» растут в таких семьях, где личная жизнь родителей не являет ся добрым примером для детей. Городской отдел милиции и о б щественность потребовали, чтобы поведение этих ребят обсудила ко миссия по делам несоверш еннолет них при Липецком горисполкоме. На совещание их вызвали вместе с родителями. С болью и горечью слушали члены комиссии признание ребят. После обсуждения реш ено было всю тройку — Глотова, Ерохина и Тимошенко— направить в детскую воспитательную колонию. Родители Ерохина и Тимошенко со слезами просили комиссию и ее п р едседа теля Марию Петровну Власову про стить их ребят в последний, самый последний раз... П одразделение, в котором служит отец Ерохина (он военнослужащий), взяло шефство над его сбившимся с пути сыном. У Жени Тимошенко два брата— комсомольцы. — Мы не спустим с него глаз,— пообещ али они. Ерохин и Тимошенко остались д о ма. Будем надеяться, что такие шефы сделают из заплутавшихся ребят настоящих людей. Но с Глотовым дел о осложни лось. Торговые организации предъ явили требование возместить стои мость украденных им вещей. Ма рия Павловна предложила Вове принести ей все, что у него есть краденого. Он принес многое, и Мария Павловна вернула эти вещи в магазины. Но оставалась ещ е сумма в 900 рублей новыми ден ь гами. Мария Павловна отправилась к Глотовым. Двери приоткрыла те тя: — Вовы дом а нет... . — Ничего, я его подож ду. Мария Павловна вошла в комна ту и села на диван. Оглядевшись, она заметила на бархате стола кра сивый перекидной календарь. — Откуда это у вас такой ка лендарь? — Купила для себя, — неохотно ответила тетя-шеф. На окне Мария Павловна замети ла дороги е кожаные перчатки. — Это я подарила их племянни ку, на вырост, пусть носит, мы для него ничего не ж алеем , — затара- Р А З Г О В О Р О С Е Б Е Волнений у одиннадцатиклассни ков сейчас много: через две недели выпускные экзамены. Актовый зал Липецкой средней школы № 31 уже превращен в экзаменационную ауди торию: расставлены столы , за кото рыми выпускники будут писать свое последнее школьное сочинение. Юношей и девуш ек, вступающих на самостоятельную дорогу , волну ют , конечно , не только экзамены. Кем быть? С какими идеалами прийти в жизн ь, с какой меркой подходить к ней? Сейч ас, на пороге выпуска, эти вопросы стали вдруг для каждого самыми серьезными, необычайно важными. На днях в школе состоялся дис пут «Человек коммунистического бу дущего». В зале собралось более восьмиде сяти человек — три одиннадцатых класса школы. Преподаватель обще ствоведения Иван Гаврилович Сим о нов открывает диспут. Это — не уро к, но выступающие волнуются не меньше , чем у шк ольной доски. Се годня они собрались поговорить о том , к аким они представляют себе человека коммунистического обще ства. Какие они, эти люди будуще го, самого прекрасного общества на земле? И родились ли они? А мо жет быть, они живут рядом с на ми?. Одна за другой поднимаются ру ки. Некоторые, рассуждая, старают ся задать себе вопрос и тут же на него ответить. — Главное в человеке — это пре данность делу коммунизма, добро совестное отношение к труду, — го ворит Леонид Садохов. Но ведь бывают обстоятельства, когда чело век вынужден выбрать себе профес сию не по душе. Как тогда? Ока зывается, этот вопрос занимает и других. Мнение большинства: — При коммунизме этого не бу дет. Человек освоит несколько про фессий и каждая из них станет лю бимой. И потом — что значит — не нравится работа? Нуж но смотреть на! результаты своего труда. Быть полезным Родине — не это ли глав ное в деятельности человека? Вопрос этот очень важен при вы боре профессии. И участники диспу та обсуждают его , оценивая дея тельность человека самой высшей меркой: она должна быть направ лена на' пользу Родине. Геннадий Чураков сказал , чт о у людей коммунистического завтра главнейшим станет принцип: один за всех и все за одного. По такому принципу живут сейчас бригады коммунистического труда. Человек коммунистического обще ства. А есть ли его черты в наших современниках? Этот вопрос подняла Валя Панова. Для Ларисы Глото вой он ясен. — Уже сейчас много люде й, в х а рактере и поступках которых есть коммунистические черты. Ведь эти черты зародились давно — с первых коммунистических субботн и к о в. Вспомните Павла Корчагина, — го ворит Лариса. Человек будущего формируется се годня, в процессе строительства коммунизма. В воспитании его важ ное значение имеет общественность. — Большую роль играет в жизни каждого человека коллектив, — го ворит Люба К омарова. Девушка проходила произволегвенное обуче ние в прессовом цехе Тракторного завода. Она впервые в жизни попа ла в большой рабочий коллектив. Ее м нение о нем: эго большая сила. —• Люди стараются жить по-но вому,—говорит Сергей Шерстнев,— И это новое — самое сильное сред ство в борьбе с недостатками. Я жи ву в многоквартирном доме. Люди не обосабливаются друг от друга. Каждый заботится, чтобы дом стал красивее, благоустроеннее. Эту за боту проявляют о своем доме и школьники. С какими чертами человеку нельзя жить в коммунистическом обществе? Большинство считает, что самая от рицательная, самая нетерпимая чер та — это равнодушие. Невмешатель ство, принцип «моя хата с краю» тормозят движение вперед. Совет ский человек — это человек-созида тель, творец, он должен во все вни кать. Человек будущего — это патриот горячо любящий Родину, преданный делу партии. Нина Афонина счита ет, что духовное богатство ■— одно из важнейших условий перехода об щества на новый, высший этап. Ее мысль довольно четко дополняет Миша Тюрин: — Человек будущего, —• это чело век разносторонних знаний. Люди нового общества—это люди огром ной души. Они понимают искусство , лю бят спорт. Это люди кристальной чистоты. —* Многие черты этих людей во площены в наших современниках, в нашей героической молодежи, в под вигах отважных космонавтов, — сказал в своем выступлении Иван Степанович Устинов, завуч школы. Почти три часа продолжался этот интересны й, в олнующий разговор. Он стал разговором о себ е, о том , к а ким должаа быть строитель комму низма. В. ПОПКОВА. торила тетя, и, схватив перчатки, направилась к дверям. — Не уходите, — попросила ее Мария Павловна.—И вы мне нужны. Пришла с работы мать. — Я вас прошу обеих вернуть все, что у вас есть украденного Вовой. Это очень важно. Надо пога сить большую сумму. Иначе мальчи ка придется отправить в колонию. — Ничего краденого у нас нет! — сердито отрезала мать. — Вова признался, что он дарил вам дедерон овы е чулки, а тете — духи и другое, —* мягко, но на стойчиво продолжала Мария Пав ловна. Мать смутилась: — Сейчас поищу... И не глядя на инспектора, приня лась рыться в шифоньере, делая вид, что ищет й не находит. В это время с улицы вернулся сын. — Вова, откуда у вас на столе такой дорогой календарь? Скажи честно, мож ет быть мы прибавим его к той сумме? — Взял в магазине подарков, Стоит 6 рублей. — А что за перчатки у тети в руках? — Взял из универмага. Стоят 8 рублей. — А где чулки «дедерон»? Вова подош ел к шифоньеру, от странил мать: — Вот они!I И вслед за чулками достал из шифоньера коробочку. Он высыпал ее содерж им ое на стол: бусы, пер стни, брошки, золоты е часы.., — Все! Мария Павловна взглянула сна чала на мать, а затем на тетю. О бе стояли бледные, с вытянутыми фи зиономиями. Только глаза бегали по сторонам. Вдруг о б е словно по команде бросились к Вове и заго лосили: — Д орогой ты наш, солнышко наше, сокровище... Разлучить нас хотят с тобой злые люди... (взгляд в сторону Марии Павловны). — Ну, хорошо, если вы так его любите — сдалась Мария Павлов на, — давайте наберем остальные деньги. Я приложу все силы, чтобы Вову не отправляли в колонию, а оставили дом а. — Да вы что? Смеетесь? — воз мутились о б е. Слезы у них высохли мгновенно. — Откуда нам набрать такие деньги? — Продайте, скаж ем, диван-кро вать. Вова м ож ет спать на простой кроватке. Еще что-нибудь — вот и деньги... — Всего лишиться?! Наживали, на живали и вдруг — здрасте! От дать? Ну, нет, мы на это не соглас ны. Платить за него не будем . За бирайте! * * * Так отреклись сестры Глотовы от родного сына и племянника, Да, он сейчас в детской воспитатель ной колонии. А сестры? Живут себ е, как жили, И диван-кровать стоит нв м есте. А ведь, если говорить начистоту, кто преж де всего долж ен отвечать за судьбу этого ребенка? Разве не Глотовы? Нет, они его не посылали воровать. Но они ничего и не с д е лали для того, чтобы вернуть пар нишку на правильный путь. Более того, они % потворствовали его д у р ным наклонностям, они о б е были соучастниками его многочисленных краж, ибо знали о них и поощряли их. Это преступление. Преступление против родительского долга. И за это сестры Глотовы должны понести ответственность. Не м ож ет оста ваться безнаказанным тот, кто с о б ственной рукой калечит судьбу своего ребенка. А. ГОРЕВ. В с о д р у ж е с т в е с с е м ь е й Учительский коллективЛубновской восьмилетней школы в своей дея тельности постоянно опирается на родительскую общественность. Педа гоги проводят большую индивиду альную работу с семьями учащихся. Мы стремимся помочь организовать правильный отдых наших ребят, сле дим, чтобы они были постоянными помощниками в семье, помогали сов хозу. Учителя следят за внекласс ным чтением. Особое внимание мы уделяем тем семьям, в которых дети готовятся поступать учиться. Воспитанников детских садов — шестилеток мы ча сто приглашаем в школу в празд ничные дни, занимаемся с малышами по программе детского сада. Особен но много времени уделяем будущим первоклассникам в летнее время. Устраиваем с ребятами игры, экс курсии, просмотр детских телепере дач и т. д. Мы, педагоги, стремим ся укрепить в семьях чувство от ветственности за воспитание и обу чение детей. Родительский лекторий заканчива ет четвертый год своей работы. Она планируется на; весь год. В этом году для родителей прочитаны лек ции: «Роль семьи и школы в воспи тании детей», «Охрана здоровья де тей в СССР», «Анатомико-физиоло- гические особенности детей и под ростков», «Особенности психического развития подростков», «Атеистиче ское воспитание детей», о важней ших решениях партии и правитель ства и многие другие. Намечая темы лекций, мы учиты ваем пожелания самих родителей. «День родителя» обычно проводится в среду. Практикуем регулярную встречу учащихся с родителями в школе. Во время этих встреч устра иваем своеобразные отчеты учащих ся. Например, в конце изучения творчества М. Ю. Лермонтова в седьмых классах (учительница Гла дышева А. К .), был организован ве чер, посвященный великому поэту. Мы приглашаем родителей на! тор жественные вечера, посвященные вы даче комсомольских билетов их де тям, принятым в комсомол, на тор жественные линейки, посвященные приему в пионеры. Я. МЕРКУЛОВ, директор Лубновской восьмилетней школы Липецкого района. Музыкальные вечера Для ребят Казинской санаторной школы-интерната артисты Липецкой филармонии стали самыми дорогими гостями. ...Автобус останавливается у подъ езда, и школьники окружают прие хавших. — С какими отметками закончили неделю? — спрашивают артисты председателя совета дружины Люду Буркову. — В шести отрядах ни одной двойки. — А какие полезные дела на ва шем счету?. — Четвертый отряд выступил с концертом в подшефном детском са ду, ребята подарили малышам иг ру «Птичий двор», которую сделали сами. Посадили около 1000 деревь ев и кустарников на пришкольном участке. Артисты привезли новую програм му. В этот вечер в школе звучала «Лунная соната» Бетховена, люби мые произведения Владимира Иль ича Ленина. Артисты Липецкой филармонии дали в школе уж е три юнцерта. Мир большой, настоящей музыки у школьников с каждым концертом становится шире и богаче. / Г. КАРАБАЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz