Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ' 1 7 мая 1 9 6 4 г., >8 1 1 4 ( 3 0 0 8 ! I С Т Р А Н И Ц А П Е Д А Г О Г А ! и Р О Д И Т Е Л Я Ш К О Л А - К О Л Ы Б Е Л Ь У Б Е Ж Д Е Н И Й ^ ш М •"- щ в™ < Ж * ' Щ^- :"м € р < ,* <& 1 ' л<; &-Ж А г $ Ц | И '^А ^ ъ .'Ч 'Ч В ученической бригаде Казинской одиннадцатилетней школы 68 учащихся. Это — ученики 9— 10 классов. 1 Юные овощеводы помогают колхозу «Россия» Липецкого управления. З а ними закреплены 30 гектаров картой феля, 15 гектаров капусты, 5 гектаров огурцов. < НА СНИМКЕ: девятиклассницы Нина Путилина и Валя Фурсова ухаживают за рассадой капусты в • парниках. , Фото Л. Черкашина. ☆ ☆ ☆ ' Глазастенькое сокровище << УЧИТЬ м ы с л и т ь Одним и ,з важнейших положений новой Программы КПСС является формирование у людей научного мировоззрения на основе марксиз- ма-ленииизм а, как цельной и строй­ ной системы философских, экономи­ ческих, общественно-политических, художественных, естественно-науч­ ных взглядов. Это требование Про­ граммы касается и советской шко­ лы. Процесс формирования миро­ воззрения учащихся должен быть целенаправленным и продуманным. Мировоззрени е, к ак система науч­ но обоснованных взглядов на при­ роду и общест во, не может возник­ нуть стихийно, его надо формиро­ вать. Школа должна решить одну из главных проблем: соединение обучения и воспитания в единый поток. Надо точно определить ме­ сто и роль каждой школьной дис­ циплины в формировании мировоз­ зрения. В тесном сотрудничестве с родителями и общественностью школа должна разработать проду­ манную систему внеклассных меро­ приятий, способствующих осуществ­ лению этой задачи. Изучение в курсе обществоведения основного вопроса философии создало благо­ приятные условия для формирова­ ния мировоззрении учащихся. Однако до сих пор во многих школах эта задача решается не вполне удовлетворительно. Во-пер­ вых, потому, что обществоведение ведется на недостаточно высоком идейно-теоретическом уровне. И во- вторых, преподавание других школь­ ных дисциплин не подверглось почти никаким изменениям. В. И. Ленин в 1923 году в статье «Лучше меньш е, д а лучше» говорил, что надо добиться того, чтобы нау­ ка у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой, чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в со­ ставной элемент быта вполне и на­ стоящим образом. Это ленинское указание отнооится к преподаванию всех учебных предметов средней школы. Приступая к ведению курса , пед агог должен четко определить систему мировоззренческих пон ятий, которые учащиеся должны усвоить, изучив этот курс. И не только ус­ воить, а и поступать в соответст­ вии с этими идеями, понятиями. Вот этого как раз и не хватает в пре­ подавании школьных дисциплин. Почему наши учащиеся попадают под влияние верующих людей? По­ чему они часто говорят не то , чт о подсказывает им совесть? Ответ на эти и другие вопросы мы на йдем, если попытаемся ответить еще на один вопрос: почему наши учащи­ еся , уп отребляя много раз слово «закон» в курсе физики, ис тории , не знают определения закона? Мы на уроке физики в Добрин- ской школе-интернате. З адается во­ прос учащимся — сформулировать закон сохранения количества дви­ жения. Выяснилось , ч то ребята механически заучили формулиров­ ку , и весьм а туманно представляют себе , чт о же такое закон , извеч но ли движение или была какая-то си­ л а, которая толкнула материю? Идет урок истории в девятом классе Никольской средней школы Елецкого района. Учащиеся расска­ зывают о монголо-татарских завое­ ваниях русских земель. Однако в их ответах нет главного: они не стараются проанализировать это историческое событие, дать ему оценку с современных позиций. Н, К. Крупская в одном из своих выступлений высказала мысль о том, что преподаватель литературы должен быть обществоведом, по- марксистски разбирающимся в об­ щественной жизни. В настоящее время обществоведом должен быть каждый учитель средней школы. Однако на практике мы наблюдаем другую картину. — И. С. Тургенев, — говорит сту­ дентка Лебедянского педучилища «а уроке литературы , — изуч ал фи­ лософию Гегеля.— И , не объяснив учащимс я, в чем суть этой филосо­ фии, как она влияла на мировоззре­ ние писателя, она рассказывает дальше. Не удивительно поэтому, что вопрос о том, почему И. С. Тур­ генев был либералом-постепенов- цем, остается для школьников не­ уясненным. В этом же педучилище на уроке литературы мне пришлось услышать такую фразу: «Радищев был дворянским революционером, а Фонвизин им не был». Учитель ничего при этом не объясняет. Уча­ щимся остается только механически это запомнить, не вдумываясь, не рассуждая, не анализируя. Не муд­ рено, что они очень плохо себе представляют процесс формирова­ ния прогрессивного революционного мировоззрения А. Н. Радищева. На каждом уроке физики или хи­ мии, литературы или истории, био­ логии или географии учитель преж­ де всего должен дать глубокое фи­ лософское толкование законов. Мне думается, что эта задача по- оильна каждому педагогу. Убежденность! Не оиа ли являет­ ся природой, сущностью героиче­ ских подвигов, совершенных и еже­ дневно совершаемых советским на­ родом? Только убежденные люди способны бороться за осуществление лучших идеалов человечества. Как же добиться превращения знаний в убеждения, того, чтобы учащиеся правильно соотносили знания марксистской теории со сво- Первый помощник Семья, в которой много внимания уделяется детям,—хороший помощ­ ник учителя. В Добровской восьми­ летней школе учатся Геннадий и Людмила Послухаевы. Эти дети— пример для многих учащихся. Они хорошо занимаются , друж ны , вежли­ вы. Их отец и мать—Иван Тихонович и Зи наида Ивановна Послухаевы— пример для других родителей. В беседе с учителями Зи наида Ива­ новна высказала мысл ь, что дети учатся не только в шк оле, но и дома. Успеваемость ребят во многом^зави- сит от обстановки в семье. Послухзе- вы много внимания уделяют само­ стоятельным занятиям дете й, при го­ товлению домашних заданий. Гена и Люда никогда не мешают друг другу. Родители следят за тем , чтобы уроки готовились днем. Такой повседневный контрол ь, а верне е, дружеск ое уча­ стие и помощь со стороны родителей, повышает у школьников интерес к учебе, их личную ответственность, воспитывают любовь к труду. Гена и Люда Послухаевы—не толь: ко примерные ученик и, они—на­ стоящие помощники отца и матери. Ребята носят вод у, др ова , помогают матери по хозяйству. Н адо сказать , чт о в этой семье к детям никогда не применялось физическое наказание. ‘ Супруги П ослухаевы поддержива­ ют постоянную связь со школо й, всег да присутствуют на родитель­ ских собраниях. В тесном контакте со школой вос­ питывает дочь и Анна Ивановна Реброва. Девочка прекрасно учится, трудолюбива, активна. Большими помощниками школы в воспитании детей являются М. И. Бородина, М. С. Козловцева, многие другие родители. Но, к сожалению, есть еще отцы и матери, которые считают, что воспи­ тывать детей должна школа, и с се­ мьи, мол, спрос невелик. Такое от­ ношение приводит обычно к самым печальным результатам. Вот пример. Ученик второго класса Владимир Ба- хаев — второгодник, успевает плохо. Однако его родителей это мало бес­ покоит. Мальчика часто можно уви­ деть неряшливо одетым. Учителя ста­ раются повлиять на него, но надежа на исправление пока мало и главным образом из-за равнодушия родите­ лей. Такой же упрек можно сделать в адрес родителей А. М. Горбуновой, А. И. Карякиной. Семья—первый помощник школы. Надо, чтобы этот помощник был ак­ тивным, беспокойным. М. ШУТЯ ЕВА. учительница Добровской восьмилетней школы. ими обязан­ ное т я м и? Для этого надо пре- о д о л е т ь формализм и начетничество в пре­ подавании. Учитель сам должен показать образец марксистской убежденности, уметь влиять на уча­ щихся и личным примером, и силой логики Овоих убеждений. В. И. Ленин оставил нам пре­ красный образец подхода к оценке исторических личностей и явлений. Ленинским методом анализа дол­ жен владеть каждый учитель гума­ нитарных наук. Но это не все. Известно, что ми­ ровоззрение возникает в результа­ те конкретной деятельности людей. Поэтому очень важно решить в школах вопрос о вовлечении всех учащихся в общественно полезную деятельность. Инициативу и почин в этом деле должны проявить школьные пионерские и комсомоль­ ские организации , р азумеетс я, при умелом руководстве партийных ор­ ганизаций. В процессе формирования миро­ воззрения нельзя умалять роль са­ мообразования. Надо приучать уча­ щихся, особенно в курсе общество­ ведения, к систематической работе над произведениями классиков марксиз-ма-ленинизма, к чтению до­ полнительной литературы по каж­ дому школьному предмету, к посе­ щению лекций, кино, театра, к си­ стематическому занятию спортом, прививать интерес к искусству. Проверка самостоятельности суж­ дений учащих ся, являющаяся кри­ терием эффективности обучения и воспитания, должна быть составной частью всех уроков. В целом уча­ щиеся должны привыкать к само­ стоятельному решению и практиче­ скому действию в жизненных ситу­ ациях. Школе нужна помощь педагоги­ ческой науки в решении вопроса о формировании мировоззрения. Нуж­ но четко определить мировоззрен­ ческие идеи по каждому предмету. Нужны рекомендации, советы. Вре­ мя не ждет. А. СОБОЛЕВ, зав. кабинетом истории Липецкого института усовершенствования учителей. Зовут его Вова — фамилия по матери Глотов. Он учился в Липец­ кой школе N° 24, в шестом классе. Мать — Анна Филипповна Глотова и ее сестра Мария работают на Трубном заводе, в отделе техниче­ ского контроля. Живут все вместе в хорошей квартире. О бе любят чистоту, уют. Д орогой тюль на окнах, бархат на столе и дверях, плюшевые дорожки. Для Вовы специально куплен м о д ­ ный диван-кровать. Мама торж ест­ венно раскладывает его на ночь, застилает белоснежными просты­ нями и с гордостью думает о том, что и у них «все, как у хороших людей»... Но бывает, что постель сына остается пустой. Он не приходит ночевать дом ой. Мать и тетя мало тревожатся: никуда, мол, не денет­ ся, придет... И верно, приходит. Иногда с ми­ лиционером. Но чаще с инспекто­ ром детской комнаты Марией Пав­ ловной Киселевой. Мария Пазловна не просто «слу­ жит в милиции». Как и все работни­ ки детской комнаты, она старается делать все, чтобы помочь «грудным» ребятам исправить свое поведение. Даж е самые «безнадежны е» из них чувствуют ее великую добр ож ел а­ тельность и платят за это доверием . Ее знакомство с Вовой Глотовым по кличке «Сыч» началось с того дня, когда его привели в детскую комна­ ту за кражу 16 арбузов из ж ел ез­ нодорож ного склада. Вова признал­ ся, что воровать начал ещ е в дет­ садике. В школе стал красть у ребят деньги, авторучки, перчатки. У о д ­ ной девочки украл новую шапку. Постепенно наловчился, осм елел и стал таскать вещи с витрин мага­ зинов. Участились приводы. Мария Павловна занялась Вовой. Беседовала с ним, обращалась в школу, к директору и педагогам, вызывала к себ е мать и тетю. И каждый раз при встрече с обеими чувствовала, что все ее усилия р аз­ биваются о какую-то невидимую стену равнодушия и скрытности. — Разве вы не хотите добр а сво­ ему ребенку? — допытывалась Ма­ рия Павловна. — Как ж е, хотим... — отвечали сестры и прятали свои глаза и мыс­ ли. V Мария Павловна сделалась ча­ стым гостем в этой семье, правда, не очень желанным. — Знаете ли вы, Анна Филип­ повна, о том, что ваш сын продает в школе кольца, брошки, бусы, пудреницы, что он плохо учится и плохо себя ведет? — Знаю. — Какие меры вы принимаете к исправлению сына? — А никаких... Я его им отдала в школу, вот пусть они учат и вос­ питывают. Зе это им деньги платят! — А вы? — А что— я? — резко обрывает ее мать. — Кормлю, пою, он у м е­ ня всегда чистенький, промытый, и , ■ ' -5. ■: одет, как у людей... И что вам на­ до от нас, не понимаю?! Мой сын! Понимаете, мой! Какое вам дело до нас? Я — работаю! — Вы не горячитесь, — мягко успокаивает ее Мария Павловна, — все работают. Но вы интересуетесь, с кем и где бывает ваш сын, когда он не приходит ночевать домой? — А кто его знает? Он нам не говорит... — Он приносит дом ой украден­ ные в магазинах вещи? Мама и тетя мнутся. — Знать ничего не знаем! — вы­ паливает тетя. Вова во время этого разговора сосредоточенно копается в ши­ ф оньере. — Мама, ты опять все здесь перевернула, терпеть этого не могу! — досадливо говорит он, незаметно наблюдая за гостьей. — Не серчай, сынок, — винова­ то отвечает мать и к инспектору:— Он у нас порядок любит, аккурат­ ный такой, чтобы все было как сле­ дует. * ф * Ушла Мария Павловна. Вова д о ­ стает из недр шифоньера паке­ тик в красивей упаковке и с гор­ деливой небрежностью бросает его на колени матери. — Чулки! Д едер он ! — ахнула мать. — Заграничные! — подчеркивает Вова. — Ах, какая красота1 — восхи­ щается мама. — Вот надену в праздник, все наши бабы засохнут от зависти. Ну, сыночек, спасибо! Тетя получает флакон дорогих духов. Она растрогана д о слез. — Сокровище ты наше, глаза­ стенькое! Ну, все — в дом , все в дом! Умиленных сестер не тревожит то, что Вову условным свистом за­ чем-то вызывают на улицу взрос­ лые ребята. Кто они? Их фамилии неизвестны даж е Вове. Он знает только клички — «Клык», «Хрипой»... Они давно подметили способно­ сти «Сыча». Решили подучить пар­ нишку, затем использовать «на д е ­ ле». По их заданию Вова проник в гастроном на площади Ленина, выбрал из кассы 120 рублей, на­ брал шоколаду и дорогих папирос, спрятал все это за пазуху. Всю ночь и половину следующ его дня он, как мышь, просидел в мешках за дверью магазина, и только, когда уборщица в перерыв пришла мыть полы, Вова сумел выскользнуть из магазина. В Каменном логу его ждали «учителя» — «Клык», «Хрипой» и дружки — ученики 24 школы Влади­ мир Ерохин и Женя Тимошенко. Па­ пиросы и шоколад поделили. Поло­ вину украденных денег Вова отдал «Клыку». Тут ж е в логу устроили пьянку. Когда Вова, опьянев, ус­ нул, «Клык» вытащил у него и ос­ тальные деньги. Сейчас «учителя» сидят в тюрьме. ХИМИЯ В ШКОЛЕ Благородна и по­ ч е т а задача учите­ лей химии разъяснять учащимся решения де­ кабрьского и февраль­ ского Пленумов Ц К КПСС п о развитию химии и интенсифика­ ции сельскохозяйствен­ ного производства. В нашей школе проде­ лана некоторая рабо­ та в этом направле­ нии. Силами учащихся и учителей оформлены стенды «Большая хи­ мия». На них пред­ ставлены изделия из пластмассы и синтети­ ческих волокон, изго­ товленные на елецких заводах Медицинского оборудования и Эле­ ментном. Была проведена хи­ мическая зикторина, в которой приняли уча­ стие 8—10 классы. Для' победителей бы­ ли установлены цен­ ные призы. Первое ме­ сто завоевала ученица 8 класса « В» Юлия Карпушина. Ей был вручен приз — фото­ аппарат «Юнкор». Учащиеся Валентина Токарева, Лариса Ан­ тонова и Владимир Курицын получили книга. На занятиях роди­ тельского *университе­ та при школе были прочитаны доклады об ускоренном развитии химической промыш­ ленности, о поднятии урожайности сельско­ хозяйственных куль­ тур, демонстрирова­ лись химические опы­ ты на антирелигиоз­ ные темы. П. ФИРОНОВ, директор Елецкой средней школы № 20. Мария Павловна не раз обращ а­ лась к администрации Трубного за­ вода с просьбой — помочь А. Ф. Глотовой в воспитании сына, дать ему хорош его шефа. И после ее на­ стоятельных просьб дирекция нако­ нец, выделила шефа. Им была на­ значена... его тетя Мария Филиппов­ на. В первый ж е выходной день по­ сле утверждения тетиного шефства Вова Глотов собрал своих дружков «Ероху», «Тимоху» и других и на­ правился с ними в детский садик № 28, в тот самый, в котором их растили и лелеяли с малых лет. З а­ лезли в помещ ение ч ер ез форточ­ ку и здесь развернулись вовсю. Бегали в грязных сапогах по дет­ ским кроваткам, перемазали про­ стыни, подушки, одеяльца и все стащили на пол. Затем в «играл­ ке» устроили расправу над игруш­ ками. Вова Глотов отрезал голову самой большой и красивой кукле, выдернул у нее ноги из туловища. Остальных кукол и мячи ребята ис­ полосовали ножами. Куклы все терпели молча. Они ведь — куклы.,. Разгромив детский сад, компа­ ния удалилась, бросив открытыми настежь двери и окна. Началось расследование. Выяс­ нилось, что участники этого «похо­ да» растут в таких семьях, где личная жизнь родителей не являет­ ся добрым примером для детей. Городской отдел милиции и о б ­ щественность потребовали, чтобы поведение этих ребят обсудила ко­ миссия по делам несоверш еннолет­ них при Липецком горисполкоме. На совещание их вызвали вместе с родителями. С болью и горечью слушали члены комиссии признание ребят. После обсуждения реш ено было всю тройку — Глотова, Ерохина и Тимошенко— направить в детскую воспитательную колонию. Родители Ерохина и Тимошенко со слезами просили комиссию и ее п р едседа­ теля Марию Петровну Власову про­ стить их ребят в последний, самый последний раз... П одразделение, в котором служит отец Ерохина (он военнослужащий), взяло шефство над его сбившимся с пути сыном. У Жени Тимошенко два брата— комсомольцы. — Мы не спустим с него глаз,— пообещ али они. Ерохин и Тимошенко остались д о ­ ма. Будем надеяться, что такие шефы сделают из заплутавшихся ребят настоящих людей. Но с Глотовым дел о осложни­ лось. Торговые организации предъ­ явили требование возместить стои­ мость украденных им вещей. Ма­ рия Павловна предложила Вове принести ей все, что у него есть краденого. Он принес многое, и Мария Павловна вернула эти вещи в магазины. Но оставалась ещ е сумма в 900 рублей новыми ден ь­ гами. Мария Павловна отправилась к Глотовым. Двери приоткрыла те­ тя: — Вовы дом а нет... . — Ничего, я его подож ду. Мария Павловна вошла в комна­ ту и села на диван. Оглядевшись, она заметила на бархате стола кра­ сивый перекидной календарь. — Откуда это у вас такой ка­ лендарь? — Купила для себя, — неохотно ответила тетя-шеф. На окне Мария Павловна замети­ ла дороги е кожаные перчатки. — Это я подарила их племянни­ ку, на вырост, пусть носит, мы для него ничего не ж алеем , — затара- Р А З Г О В О Р О С Е Б Е Волнений у одиннадцатиклассни­ ков сейчас много: через две недели выпускные экзамены. Актовый зал Липецкой средней школы № 31 уже превращен в экзаменационную ауди­ торию: расставлены столы , за кото­ рыми выпускники будут писать свое последнее школьное сочинение. Юношей и девуш ек, вступающих на самостоятельную дорогу , волну­ ют , конечно , не только экзамены. Кем быть? С какими идеалами прийти в жизн ь, с какой меркой подходить к ней? Сейч ас, на пороге выпуска, эти вопросы стали вдруг для каждого самыми серьезными, необычайно важными. На днях в школе состоялся дис­ пут «Человек коммунистического бу­ дущего». В зале собралось более восьмиде­ сяти человек — три одиннадцатых класса школы. Преподаватель обще­ ствоведения Иван Гаврилович Сим о­ нов открывает диспут. Это — не уро к, но выступающие волнуются не меньше , чем у шк ольной доски. Се­ годня они собрались поговорить о том , к аким они представляют себе человека коммунистического обще­ ства. Какие они, эти люди будуще­ го, самого прекрасного общества на земле? И родились ли они? А мо­ жет быть, они живут рядом с на­ ми?. Одна за другой поднимаются ру­ ки. Некоторые, рассуждая, старают­ ся задать себе вопрос и тут же на него ответить. — Главное в человеке — это пре­ данность делу коммунизма, добро­ совестное отношение к труду, — го­ ворит Леонид Садохов. Но ведь бывают обстоятельства, когда чело­ век вынужден выбрать себе профес­ сию не по душе. Как тогда? Ока­ зывается, этот вопрос занимает и других. Мнение большинства: — При коммунизме этого не бу­ дет. Человек освоит несколько про­ фессий и каждая из них станет лю­ бимой. И потом — что значит — не нравится работа? Нуж но смотреть на! результаты своего труда. Быть полезным Родине — не это ли глав­ ное в деятельности человека? Вопрос этот очень важен при вы­ боре профессии. И участники диспу­ та обсуждают его , оценивая дея­ тельность человека самой высшей меркой: она должна быть направ­ лена на' пользу Родине. Геннадий Чураков сказал , чт о у людей коммунистического завтра главнейшим станет принцип: один за всех и все за одного. По такому принципу живут сейчас бригады коммунистического труда. Человек коммунистического обще­ ства. А есть ли его черты в наших современниках? Этот вопрос подняла Валя Панова. Для Ларисы Глото­ вой он ясен. — Уже сейчас много люде й, в х а­ рактере и поступках которых есть коммунистические черты. Ведь эти черты зародились давно — с первых коммунистических субботн и к о в. Вспомните Павла Корчагина, — го­ ворит Лариса. Человек будущего формируется се­ годня, в процессе строительства коммунизма. В воспитании его важ­ ное значение имеет общественность. — Большую роль играет в жизни каждого человека коллектив, — го­ ворит Люба К омарова. Девушка проходила произволегвенное обуче­ ние в прессовом цехе Тракторного завода. Она впервые в жизни попа­ ла в большой рабочий коллектив. Ее м нение о нем: эго большая сила. —• Люди стараются жить по-но­ вому,—говорит Сергей Шерстнев,— И это новое — самое сильное сред­ ство в борьбе с недостатками. Я жи­ ву в многоквартирном доме. Люди не обосабливаются друг от друга. Каждый заботится, чтобы дом стал красивее, благоустроеннее. Эту за боту проявляют о своем доме и школьники. С какими чертами человеку нельзя жить в коммунистическом обществе? Большинство считает, что самая от­ рицательная, самая нетерпимая чер­ та — это равнодушие. Невмешатель ство, принцип «моя хата с краю» тормозят движение вперед. Совет­ ский человек — это человек-созида­ тель, творец, он должен во все вни­ кать. Человек будущего — это патриот горячо любящий Родину, преданный делу партии. Нина Афонина счита ет, что духовное богатство ■— одно из важнейших условий перехода об­ щества на новый, высший этап. Ее мысль довольно четко дополняет Миша Тюрин: — Человек будущего, —• это чело век разносторонних знаний. Люди нового общества—это люди огром­ ной души. Они понимают искусство , лю бят спорт. Это люди кристальной чистоты. —* Многие черты этих людей во­ площены в наших современниках, в нашей героической молодежи, в под­ вигах отважных космонавтов, — сказал в своем выступлении Иван Степанович Устинов, завуч школы. Почти три часа продолжался этот интересны й, в олнующий разговор. Он стал разговором о себ е, о том , к а­ ким должаа быть строитель комму­ низма. В. ПОПКОВА. торила тетя, и, схватив перчатки, направилась к дверям. — Не уходите, — попросила ее Мария Павловна.—И вы мне нужны. Пришла с работы мать. — Я вас прошу обеих вернуть все, что у вас есть украденного Вовой. Это очень важно. Надо пога­ сить большую сумму. Иначе мальчи­ ка придется отправить в колонию. — Ничего краденого у нас нет! — сердито отрезала мать. — Вова признался, что он дарил вам дедерон овы е чулки, а тете — духи и другое, —* мягко, но на­ стойчиво продолжала Мария Пав­ ловна. Мать смутилась: — Сейчас поищу... И не глядя на инспектора, приня­ лась рыться в шифоньере, делая вид, что ищет й не находит. В это время с улицы вернулся сын. — Вова, откуда у вас на столе такой дорогой календарь? Скажи честно, мож ет быть мы прибавим его к той сумме? — Взял в магазине подарков, Стоит 6 рублей. — А что за перчатки у тети в руках? — Взял из универмага. Стоят 8 рублей. — А где чулки «дедерон»? Вова подош ел к шифоньеру, от­ странил мать: — Вот они!I И вслед за чулками достал из шифоньера коробочку. Он высыпал ее содерж им ое на стол: бусы, пер­ стни, брошки, золоты е часы.., — Все! Мария Павловна взглянула сна­ чала на мать, а затем на тетю. О бе стояли бледные, с вытянутыми фи­ зиономиями. Только глаза бегали по сторонам. Вдруг о б е словно по команде бросились к Вове и заго­ лосили: — Д орогой ты наш, солнышко наше, сокровище... Разлучить нас хотят с тобой злые люди... (взгляд в сторону Марии Павловны). — Ну, хорошо, если вы так его любите — сдалась Мария Павлов­ на, — давайте наберем остальные деньги. Я приложу все силы, чтобы Вову не отправляли в колонию, а оставили дом а. — Да вы что? Смеетесь? — воз­ мутились о б е. Слезы у них высохли мгновенно. — Откуда нам набрать такие деньги? — Продайте, скаж ем, диван-кро­ вать. Вова м ож ет спать на простой кроватке. Еще что-нибудь — вот и деньги... — Всего лишиться?! Наживали, на­ живали и вдруг — здрасте! От­ дать? Ну, нет, мы на это не соглас­ ны. Платить за него не будем . За­ бирайте! * * * Так отреклись сестры Глотовы от родного сына и племянника, Да, он сейчас в детской воспитатель­ ной колонии. А сестры? Живут себ е, как жили, И диван-кровать стоит нв м есте. А ведь, если говорить начистоту, кто преж де всего долж ен отвечать за судьбу этого ребенка? Разве не Глотовы? Нет, они его не посылали воровать. Но они ничего и не с д е­ лали для того, чтобы вернуть пар­ нишку на правильный путь. Более того, они % потворствовали его д у р ­ ным наклонностям, они о б е были соучастниками его многочисленных краж, ибо знали о них и поощряли их. Это преступление. Преступление против родительского долга. И за это сестры Глотовы должны понести ответственность. Не м ож ет оста­ ваться безнаказанным тот, кто с о б ­ ственной рукой калечит судьбу своего ребенка. А. ГОРЕВ. В с о д р у ж е с т в е с с е м ь е й Учительский коллективЛубновской восьмилетней школы в своей дея­ тельности постоянно опирается на родительскую общественность. Педа­ гоги проводят большую индивиду­ альную работу с семьями учащихся. Мы стремимся помочь организовать правильный отдых наших ребят, сле­ дим, чтобы они были постоянными помощниками в семье, помогали сов­ хозу. Учителя следят за внекласс­ ным чтением. Особое внимание мы уделяем тем семьям, в которых дети готовятся поступать учиться. Воспитанников детских садов — шестилеток мы ча­ сто приглашаем в школу в празд­ ничные дни, занимаемся с малышами по программе детского сада. Особен­ но много времени уделяем будущим первоклассникам в летнее время. Устраиваем с ребятами игры, экс­ курсии, просмотр детских телепере­ дач и т. д. Мы, педагоги, стремим­ ся укрепить в семьях чувство от­ ветственности за воспитание и обу­ чение детей. Родительский лекторий заканчива­ ет четвертый год своей работы. Она планируется на; весь год. В этом году для родителей прочитаны лек­ ции: «Роль семьи и школы в воспи­ тании детей», «Охрана здоровья де­ тей в СССР», «Анатомико-физиоло- гические особенности детей и под­ ростков», «Особенности психического развития подростков», «Атеистиче­ ское воспитание детей», о важней­ ших решениях партии и правитель­ ства и многие другие. Намечая темы лекций, мы учиты­ ваем пожелания самих родителей. «День родителя» обычно проводится в среду. Практикуем регулярную встречу учащихся с родителями в школе. Во время этих встреч устра­ иваем своеобразные отчеты учащих­ ся. Например, в конце изучения творчества М. Ю. Лермонтова в седьмых классах (учительница Гла­ дышева А. К .), был организован ве­ чер, посвященный великому поэту. Мы приглашаем родителей на! тор­ жественные вечера, посвященные вы­ даче комсомольских билетов их де­ тям, принятым в комсомол, на тор­ жественные линейки, посвященные приему в пионеры. Я. МЕРКУЛОВ, директор Лубновской восьмилетней школы Липецкого района. Музыкальные вечера Для ребят Казинской санаторной школы-интерната артисты Липецкой филармонии стали самыми дорогими гостями. ...Автобус останавливается у подъ­ езда, и школьники окружают прие­ хавших. — С какими отметками закончили неделю? — спрашивают артисты председателя совета дружины Люду Буркову. — В шести отрядах ни одной двойки. — А какие полезные дела на ва­ шем счету?. — Четвертый отряд выступил с концертом в подшефном детском са­ ду, ребята подарили малышам иг­ ру «Птичий двор», которую сделали сами. Посадили около 1000 деревь­ ев и кустарников на пришкольном участке. Артисты привезли новую програм­ му. В этот вечер в школе звучала «Лунная соната» Бетховена, люби­ мые произведения Владимира Иль­ ича Ленина. Артисты Липецкой филармонии дали в школе уж е три юнцерта. Мир большой, настоящей музыки у школьников с каждым концертом становится шире и богаче. / Г. КАРАБАЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz