Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

2 ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 5 апреля 1 Й 6 4 г., М 9 7 ( 2 9 9 1 ) О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ КУРСА П А Р Т И И НА И Н Т Е Н С И Ф И К А Ц ИЮ С Е Л Ь С К О Г О Х О З Я Й С Т В А (Продолжение. Начало на 1 -й стр.). это, ие все достаточно требовательно относятся к качеству выпускаемых научно-производствен­ ных фильмов. Иногда зрителей просто вводят в заблуждение, увлекают внешними красотами, вы­ дают за решение то, что не доведено до конца. Так, например, было с киножурналом «Растения не боятся холода», выпущенным в 1962 году. Миллионам зрителей рассказывалось о том, что в Институте физиологии растений Академии наук СССР разработан способ защиты теплолюбивых культур (огурцов, кукурузы) от длительного воздействия низких температур. А в действи­ тельности проводились только лабораторные экс­ перименты, которые, кстати сказать, и до сих пор ничего не дали практике. И это не единственный случай. Мне не раз приходилось уличать авторов некоторых кино- журналов, мягко говоря, в неточностях. На эк­ ране о том или ином научном эксперименте рас­ сказано увлекательно. А когда попросишь уз­ нать, как внедряются в производство данные предложения ученых, выясняется, что исследова­ ние до конца не доведено и рекомендовать в практику нечего. Это — преступление. Надо бо­ роться с теми работниками, которые злоупотреб­ ляют доверием, пропагандируют в печати и в ки­ но несуществующие достижения, выдают неза­ конченные работы за открытия. Пропагандой научных знаний, научных достижений должны заниматься люди чистоплотные, порядочные. Правда, иной раз ошибки допускаются не по алому умыслу. Люди просто не понимают сути того сложного дела, за которое берутся. Они даж е думают, что хорошо показывают, пропа­ гандируют передовое. Но то, что с их точки зрения хорошо, на самом деле иной раз оказы­ вается весьма поверхностным показом нового и часто не приносит пользы практике. Надо, чтобы к созданию кинофильмов о достижениях науки и передовом опыте широко привлекались спе­ циалисты —• агрономы, зоотехники, инженеры, механизаторы, ученые. Однако даже самый хороший киножурнал или фильм не может заменить учебник. Нам нужно создать высококачественные учебники, по кото­ рым миллионы людей учились бы высокой про­ изводительности труда на примерах передовых людей в той или иной отрасли хозяйства. Надо, например, создать учебник о производстве са­ харной свеклы по методу тов. Светличного, имен­ но так и назвать его — учебник по производству сахарной свеклы по методу В. А. Светличного. Такой учебник должен быть популярным и наглядным руководством для бригадира, тракто­ риста. В учебнике надо в доступной форме изложить практику ведения данной отрасли производства, чтобы каждый тракторист, возде­ лывающий свеклу, агроном, каждый колхозник или рабочий совхоза могли пользоваться им, понять и применить передовую технологию. В нем должно быть рассказано, какой набор ма­ шин необходим для возделывания свеклы, как их подготовить к работе, как готовить почву, семе­ на свеклы, как вносить удобрения, вести борьбу с вредителями и т. д. Словом, должен быть по­ казан весь процесс — от вспашки зяби, подго­ товки посевных площадей до уборки и вывозки урожая с поля. Напишет ли его сам тов. Свет­ личный, будет ли он написан ученым или агро­ номом, одним человеком или коллективом — это не так важно. Главное другое — тот, кто бу­ дет писать учебник, должен знать скрупулезно, до тонкостей этот метод и уметь показать его, донести до человека. Хорошо было бы потом такой учебник переложить на учебный кино­ фильм. В кинофильме с помощью мультиплика­ ции можно наглядно показать биологические процессы, чего нельзя сделать в учебнике. Кино может помочь раскрыть суть явлений, лучше разобраться в тех вопросах, которые изучаются. Создание учебников на основе опыта передо­ вых людей, популярных кинофильмов, помогаю­ щих лучше овладеть этим опытом, сыграет важ ­ ную роль в обучении кадров интенсивному веде­ нию сельскохозяйственного производства. Если мы пойдем по одному пути — будем обучать механизаторов возделыванию сахарной свеклы только в школе тов. Светличного, — то можно себе представить, сколько потребуется времени, чтобы все свекловоды страны прошли такую школу. Это слишком долгий путь. Поэтому-ю книга, кино должны быть поставлены на службу великому делу обучения миллионов людей пеое- дсвым методам труда. Необходимо возможно быстрее создать хоро­ шие учебники и по ним учить людей, учить всех, кто возделывает данную культуру. И не добав­ лять ничего к передовому методу, не «улучшать» его. А то бывает так, пытаясь «улучшить», пор­ тят то, что уже жизнью, практикой проверено. Иногда конструктор получит заграничный Обра­ зец машины или прибора и не удержится, начи­ нает добавлять от себя, «улучшать», а потом поставят машцну на производство, и оказывает­ ся, что она не работает или работает не с той производительностью, которая гарантировалась, и правильно гарантировалась, соответствующей фирмой. Вот таким «конструкторам» уподоб­ ляются некоторые специалисты и ученые в про­ паганде передовых методов возделывания сель­ скохозяйственных культур. Нельзя так поступать. Люди должны овладевать теми методами, кото­ рые позволяют добиться наиболее высокой про­ изводительности труда. Я говорю в данном слу­ чае об обучении тех работников, которые заня­ ты в производстве. Особое внимание нужно уделить организации изучения сельскохозяйственного производства в высших учебных заведениях и техникумах. Будущим специалистам, как говорится, сам бог велел выбросить старое, отжившее и взять на вооружение новое, более совершенное. Про­ фессорам и преподавателям тоже порой не за­ зорно поучиться у практиков, у тех, кто дал но­ вое, прогрессивное нашему производству. Хотя профессора, преподаватели глубоко знают свой предмет, но им порой бывают не известны от­ дельные приемы передовой технологии производ­ ства. И это не удивительно. Некоторые сельско­ хозяйственные институты и техникумы, особен­ но расположенный в городах, оторвались от жизни, от практики, от земли. Теперь буквальное каждой отрасли сельскохозяйственного произ­ водства появились новые методы, новая техноло­ гия возделывания различных культур. Поэтому немыслимо изучать, например, выращивание ку­ курузы без глубокого освоения опыта таких лю­ дей. как тов. Первицкий, или выращивание хлоп­ чатника без освоения метода тов. Кучиева, или вырашивание картофеля без освоения опыта та­ ких мастеров, как тов. Кузнецов, или выращива­ ние высоких урожаев овощей без освоения опыта таких овощеводов, как тов. Карпутцева. А разве технология производства этих продуктов, разра­ ботанная мастерами земледелия и специалиста­ ми, нашла достойное отражение в программах высших сельскохозяйственных учебных заведений и техникумов? Нужно, не теряя времени, взяться за разра­ ботку учебников, в которых наряду с основами теории должны бьпь изложены технология воз­ делывания той или иной культуры, наиболее прогрессивные методы производства сельскохо­ зяйственной продукции. В этом деле, конечно, нельзя допускать торопливость в ущерб качест­ ву, но и не следует медлить. Необходимо подоб­ рать добросовестных, знающих дело авторов, которые действительно могли бы написать хоро­ шие учебники. Учебники должны быть глубоки­ ми и вместе с тем популярными, хорошо иллюст­ рированными, со схемами, с полным описанием технологии, набора машин. Как уже говорилось, надо шире использовать и кино, оно действительно дает возможность более доходчиво и наглядно раскрыть суть дела. Кинофильм должен создаваться либо под руко­ водством автора того метода, опыт которого описывается — это лучше всего, — либо под руководством авторов учебника. Тогда все так называемые мелочи, которые кажутся нехарак­ терными для кинорежиссера, но имеющие важ ­ ное значение для производства той или иной сельскохозяйственной культуры, не выпадут, не затеряются, не останутся в тени. У нас есть возможность в короткий срок соз­ дать хорошие учебники и учебные кинофильмы. Но надо, чтобы здесь не было стихии, чтобы не получилось так, что каждая республика, каж­ дый край, каждая область в отдельности будут готовить свои учебные пособии. Следует продумать единый план,' определить, какая республика или область какие учебники и учебные кинофильмы будет создавать, подоб­ рать авторов, проинструктировать их. Тогда не будет дублирования, меньше будет материаль­ ных затрат, меньше потребуется времени. В этом случае можно охватить большее количество или даж е все сельскохозяйственные культуры, бы­ стрее подготовить по каждой из них учебники и кинофильмы. Создание хороших учебников — это лишь од­ на сторона дела. Нам нужно продумать всю систему обучения массовых кадров, а также спе­ циалистов и руководящих работников/ Мне кажется, всех людей, которые возделыва­ ют кукурузу, сахарную свеклу, хлопчатник, кар­ тофель, овощи и другие важнейшие культуры, следует обучить на курсах, я бы сказал, дать км узкую специальность, вручить аттестат о том, что они действительно подготовлены и умеют выращивать ту или иную культуру, знают спо­ собы обработки почвы, подготовки семян, при­ менения ‘удобрений и т. д. Словом, это должны быть в своем вопросе грамотные люди, знать досконально свое дело, лучшие образцы передо­ вого опыта и достижений науки. В современных условиях механизатору надо знать агротехнику, иметь представление о химии, об удобрениях, которые применяются для выра­ щивания той или иной культуры. И, конечно, ему нужно в совершенстве знать технику, не только трактор, но и весь комплекс сельскохо­ зяйственных орудий, необходимых для возделы­ вания данной культуры. Работников производственных управлений, в том числе и тех, кто окончил высшие учебные заведения, надо обязательно проверить, насколь­ ко они знают передовой метод и достижения науки по тем ведущим культурам, которые воз­ делывают колхозы зоны их деятельности, про­ вести своего рода экзамены. А тех работников, которые не являются специалистами и попали в производственные управления случайно, надо или заменить (у нас достаточно людей, которые получили специальное сельскохозяйственное об­ разование), или, если они хотят и могут учить­ ся, поставить условие, чтобы они в определен­ ный срок приобрели необходимые знания. И ни в коем случае не оставлять дилетантов, которые не знают дела, но приспосабливаются, нахва­ таются фраз и фразерствуют, поучают других, а сами являются невеждам». Пусть товарищи, к которым это относится, правильно меня поймут и простят за такую откровенность. Тут вопрос не деликатных отно­ шений между людьми, а большое общественное, партийное дело. Наш народ борется за создание материально-технической базы коммунизма. Это требует от каждого специалиста, от каждого ру­ ководителя, чтобы он в совершенстве знал по­ рученное ему дело. Сельскохозяйственному отделу ЦК следует О р г а н и з о в а т ь животноводческих п р о м ы ш л е н ) Хочу поставить некоторые вопросы организа­ ции производства продуктов животноводства. За период с 1953 года мы добились немалых резуль­ татов в развитии общественного животноводства. Это всеми признается, даже нашими противника­ ми. Недавно министерство сельского хозяйства США опубликовало доклад «Сельское хозяйство продумать, как практически провести на местах эту работу и внести предложения. Сейчас, когда осуществляется переход к интен­ сивным формам ведения хозяйства, когда страна вкладывает большие средства в сельскохозяйст­ венное производство, мы вправе предъявить бо­ лее высокие требования к специалистам, к ру­ ководителям хозяйств. Интенсификация производ­ ства, — это прежде всего специализация хозяйст­ ва, широкое применение минеральных удобрений, комлексная механизация. Если человек не знает машин, удобрений, не умеет с ними обращаться, не знает культуры, возделыванием которой приз­ ван заниматься, то нетрудно предвидеть послед­ ствия. Он не получит хорошего урожая и тем самым нанесет прямой ущерб интересам колхоза, совхоза, государства. Над таким работником еще довлеет старая привычка — поцарапал землю, бросил зерно и ждет, будет урожай или не будет. В этих случаях хозяйство чаще всего получает низкие урожаи, плохо оплачивает труд, мало производит продук­ ции. Чтобы вырастить высокие урожаи, иметь хо­ рошую отдачу на вложенные средства (без этого нет интенсивного хозяйства), требуются знания, умение организовать производство на современном уровне. Надо, чтобы в республиках, краях и областях подумали о том, какой должна быть система пе­ реподготовки кадров. Нам важно иметь такую систему не на год или два. Она должна быть по­ стоянной, потому что повышение квалификации специалистов — это не кратковременная кампа­ ния. Сколько, каких специалистов, за какой срок необходимо подготовить и где их готовить? Ви­ димо, это должны быть областные курсы. Вряд ли переподготовку специалистов можно органи­ зовать в каждом производственном управлении. Местом проведения таких курсов должны быть, как правило, совхоз, опытная станция и ни в ко­ ем случае не областной центр. Будут это курсы или школы, 1 — не знаю, как их назвать. Возможно, это будут курсы повышения квалификации или переподготовки людей, кото­ рые уж е имеют практический опыт, работают в хозяйствах, но нуждаются в знаниях. Это не шко­ лы, где из молодежи готовят специалистов, это уже переподготовка кадров, имеющая целью дать специалистам самые современные знания. Обеспечивая повышение квалификации специ­ алистов, занятых на производстве, мы обязаны вместе с тем предъявить более высокие требова­ ния к подготовке кадров в учебных заведениях. Учебные .программы институтов, как уже говори­ лось, должны отражать новое, передовое, посто­ янно обновляться, чтобы преподаватели не чита­ ли лекции по старым тезисам, которые от време­ ни пожелтели, на них уже дыры образовались от перелистывания. К сожалению, бывают такие лекторы. Лекции только тогда будут действительно ин­ тересными и принесут большую пользу учащим­ ся и удовлетворение лектору, если в них излага­ ется материал, отражающий современное состоя­ ние науки и практики. Партия поставила задачу на новой основе стро­ ить сельское хозяйство, вести его интенсивно. Для этого надо соответственно обучать и кадры. Лишь при наличии хорошо подготовленных специали­ стов, механизаторов, организаторов производства можно эффективно использовать материальные средства, которые выделяет сейчас государство. А это огромные средства. Только на развитие хи­ мии для сельского хозяйства вкладывается за се­ милетие 10,5 миллиарда рублей. Это — новые средства, которые не предусматривались ранее. Растут возможности самих колхозов и совхозов. Сейчас их производственные фонды составляют 39 миллиардов рублей. Чтобы эти миллиарды да- Еали хорошие дивиденды, то есть хорошую отда­ чу нашему социалистическому общесгзу, на5ю иметь подготовленные грамотные, культурные кад­ ры *1 способные разумно использовать средства и обеспечить страну всеми видами сельскохозяйст­ венных продуктов. Это первый вопрос, на котором я хотел остановиться. п р о и з в о д с т в о продуктов на о й о с н о в е Соединенных Штатов и Советского Союза». Оно вынуждено было признать успехи, которых доби­ лась наша страна. В этом докладе говорится, что «в последние годы количество животных в СССР , по сравнению с США значительно возросло. Рост поголовья скота является внушительным». В док­ ладе приводятся следующие данные, Рост поголовья скота в США и СССР за период с 1950 по 1962 год ' / Весь крупный К оровы рогатый скот молочные Годи СШ А СССР США 1950 78,0 58,1 25,9 1951 82,1 57,1 25,6 1952 8 8 ,1 58,8 25,1 1955 94,2 56,6 25,5 1954 95,7 55,8 25,9 1955 96,6 56,7 25,5 Ь956* 95,9 58,8 22,9 1957 92,9 61,4 22,5 1958 91,2 6 6 ,8 21,5 1959 95,5 70,8 2 0 ,1 1960 96,2 74,2 19,5 1961 97,5 75,8 19,5 1962 99,5 82,1 19,2 Это убедительные цифры. Они отражают ту ог­ ромную работу, которую провела партия в области животноводства. Колхозы и совхозы имеют сейчас такое мато«ное поголовье, которое позволяет обеспечивать быст­ рое наращивание производства мяса и молока. В докладе министерства сельского хозяйства США отмечается также, что в эти годы у нас значительно выросло и производство животновод­ ческих продуктов. Это тоже неплохое призна­ ние. Вы знаете цифры, характеризующие рост произ­ водства животноводческих продуктов . в нашей стране. Хочу их напомнить. Произведено животноводческих продуктов Мясо в убойном весе—млн. 1953 г, тонн 5,8 1963 г, 10,2 Молоко — млн. тонн 56,5 61,2 Яйцо — млрд, штук 16,1 28,8 Шерсть — тыс. тонн 255 374 На основе роста производства и заготовок уве^ дичилась продажа животноводческих продуктов населению. Вот некоторые данные. Продано животноводческих продуктов населению Мясо и мясопродукты 1933 г, 1963 г, тыс. тонн Молоко и молочные 1.757 4.986 продукты — тыс. тонн Масло животное 1.980 10.113 — тыс. тонн 330 622 Яйцо — млрд, штук 2 ,0 т (млн. голов) Свиньи Овцы СССР США СССР США СССР 24,6 58,9 2 2 ,2 29,8 77,6 24,3 62,3 24,4 30,6 82,6 24,9 62,1 27,1 32,0 90,5 24,3 51,8 28,5 31,9 94,3 25,2 45,1 33,4 31,4 99,8 26,4 50,5 30,9 31,6 99.0 27,7 55,4 34,0 31,2 103,3 29,0 51,9 40,8 30,7 108,2 31,4 51,5 44,3 31,2 1 2 0 ,2 33,3 58,0 48,7 32,6 129,9 33,9 59,0 53,4 33,2 136.1 34.8 55,4 58,7 33,0 133,0 36,3 57,0 66,7 31,4 137,5 Общественное животноводство теперь играет решающую роль в обеспечении населения мясом и молоком. Но если посмотреть, как у нас ведется живот­ новодство, сколько труда и кормов затрачивается на центнер мяса, молока, то нетрудно увидеть, что мы здесь серьезно отстаем. Организация про­ изводства животноводческих продуктов во мно­ гих колхозах и совхозах находится еще на низ­ ком уровне и не отвечает имеющимся возможно­ стям. Если взять за исходное производство коомов, их качество, их использование — а это важней­ ший показатель интенсивного ведения животно­ водства, — то сразу же обнаруживается наша отсталость. Мы проанализировали работу мно­ гих передовых хозяйств, посмотрели, как они ис­ пользуют корма. При этом убедились, что допу­ скается большой перерасход кормов на единицу продукции. Если посчитать этот перерасход по всем колхозам и совхозам страны, то будет ог­ ромная цифра. Из этого следует, что даже при тех кормах, которые имеются в колхозах и сов­ хозах, можно производить значительно больше животноводческих продуктов. В самом деле, на производство килограмма сви­ нины у нас расходуется 10— 12 кормовых единиц — в два раза больше, чем требуется по нормам. Такой же перерасход кормов допускается на от­ корме крупного рогатого скота и птицы, на про­ изводстве молока. Колхозы и совхозы мало производят продуктов животноводства, с одной стороны потому, что не имеют достаточного количества кормов, а, с дру­ гой стороны, потому, что те корма, которыми они располагают, используются нерационально. Как мне уж е приходилось отмечать, расход кормов на килограмм привеса у нас выше, чем на американских фермах. Период откорма скота вследствие плохой организации кормления растя­ гивается, он тоже значительно больше, чем на американских фермах. В результате колхозы и совхозы перерасходуют корма, увеличивают за­ траты на оплату труда, на содержание окота, на помещения. В одних и тех же помещениях при со­ кращении сроков откорма можно содержать и откармливать скота значительно больше, чем от­ кармливается сейчас. Все это, вместе взятое, и ведет к тому, что мы перерасходуем средства по основным статьям, из которых складывается се­ бестоимость животноводческих продуктов. Почему это происходит? Все зависит от орга­ низации дела, от того, что мы еще не поднялись на современный уровень в организации производ­ ства животноводческих продуктов, не могли раз­ вивать это производство как самостоятельную отрасль на промышленной основе. Мы сейчас как бы платим дань старому, той психологии, которая сложилась за длительный период, когда, по су­ ществу, мы вели натуральное хозяйство. Наше сельское хозяйство было мелким, распыленным и, главным образом, потребительским. Уровень про­ изводства продуктов годами и десятилетиями ос­ тавался неизменным. Естественно, что наши кад­ ры — от партийных и советских работников до специалистов и ученых — не могли пройти шко­ лу организации крупного высокотоварного про­ изводства животноводческих продуктов. До сих пор мы не можем отделаться от насле­ дия, которое нам досталось от потребительского, мелкокрестьянского хозяйства. Крестьянин цань- ше даже не задумывался над учетом затрат на производство продукции. Он держал лошадь, чтобы вспахать клочок земли; ему нужна была корова, чтобы иметь молоко, а для удобрения поля навоз. Молока корова давала мало пото­ му, что кормили ее объедками из конских яслей. Крестьянин имел один — два десятка кур, кото­ рым бросал немножко зерна, никогда не счи­ тал, сколько бросает. У него не возникала мысль подсчитать, какие расходы он несет и какую от­ дачу получает. Прошли годы, крестьяне объединились в кол­ хозы, но методы организации производства жи­ вотноводческих продуктов по сути дела остались старые, что сказывается сейчас на положении дел. У нас есть хозяйства, которые имеют по 2 0 0 —500 кур, содержат их примитивно, продукция растаскивается, а потом в* отчете показывают, что получено по 10 яиц от несушки. И такую «фев- му» держат, несмотря на явный убыток. Капита­ листическое хозяйство давно разорилось бы при таком ведении дела и было бы продано с молот­ ка, а сам хозяин попал бы в армию безработных или покончил жизнь самоубийством. Фермер при жестоком законе конкуренции вынужден считать, что выгодно и что невыгодно, иначе его рззта- вят. В капиталистических странах происходит концентрация и специализация производства, на­ правленные на максимальное получение товарной продукции при минимальных затратах труда. И нужно сказать, что капиталисты добились боль­ ших успехов в создании высокотоварного живот­ новодства, в повышении производительности тру­ да. У нас, конечно, нет и не может быть конкурен­ ции. У нас плановое социалистическое хозяйство, Оно открывает возможности для широкого внед­ рения новой техники, более современной органи­ зации производства и роста на этой основе про­ изводительности труда. Передовые хозяйства хо­ рошо используют преимущества соци али ст ческой системы, добиваются больших успехов. Но есть немало и таких колхозов и совхозов, которые пло­ хо используют свои возможности. Если сравнить расход кормов на единицу про­ дукции, сроки откорма животных и птицы, а так­ же другие показатели в сельском хозяйстве США и Советского Союза, то сравнение будет не в на­ шу пользу. На фермах Соединенных Штатов Америки от­ корм свиньи весом до 1 0 0 килограммов ведется 5 — 6 месяцев, а у нас свинья до такого веса от­ кармливается год и даж е больше. На фермах Соединенных Штатов Америки на одну свиноматку производят 15 центнеров сви­ нины в год, а в колхозах и совхозах нашей стра­ ны — 4 центнера. От одной несушки в Соединенных Штатах по­ лучают 2 0 0 яиц, а наши колхозы и совхозы толь­ ко 90 яиц. Можно привести немало других фактов, сви­ детельствующих о том, что в значительной части наших хозяйств животноводство ведется нераци­ онально. Мы лишнее время держим скот на от­ корме, но прироста мяса это не дает, перерасхо­ дуются корма, возрастают затраты труда и средств. В итоге удорожается продукция, хозяй­ ство несет убыток. Нам надо уходить от этого и как можно быст­ рее перестраиваться. Следует взять твердый курс на специализацию. Возьмем, к примеру, такую отрасль в сельском хозяйстве, как птицеводегзо. Оно наиболее быстро поддается специализации. Птицеводство на его современном уровне органи­ зации — по сути дела промышленное производ­ ство. Это фабрики по получению яиц и мяса пти­ цы. Собственно птицеводство связано с сельским хозяйством только через комбикорм. Все осталь­ ное — помещения, оборудование, убойные цеса, цеха утилизации — это промышленное произ­ водство. Следует подсчитать, сколько нужно произво­ дить яиц для полного удовлетворения потребно­ стей населения. Исходя из этого, и нужно постро­ ить соответствующее количество птицефабрик. У нас в настоящее время создано 105 птицефабрик. Среди них есть неплохие предприятия. Так, на­ пример, Глебовская птицефабрика Московской области имеет 472 тысячи несушек. В прошлом году она произвела 82 миллиона яиц и получила по 175 яиц от несушки. В текущем году фабрика произведет 100 миллионов яиц. Если нам постро­ ить 500 таких фабрик, как Глебовская, то они мог­ ли бы давать 50 миллиардов яиц в год. А в прош­ лом году все колхозы и совхозы страны произве­ ли 6,5 миллиарда яиц. Год назад мы приняли решение о строительст­ ве 150 новых птицефабрик по производству яиц и 70 фабрик по производству бройлеров. Однако принятое постановление выполняется неудовлет­ ворительно. Даже москвичи не справились с тем, что им было поручено по строительству птице­ фабрик, не пронзили должной настойчивости и понимания важности этого дела. Нам нужно твердо и решительно пойти по пути создания крупных птицеводческих фабрик. Поста­ новление по этому вопросу, принятое 8 января 1965 года,, видимо, является недостаточным. Сле­ дует поручить Госплану СССР разработать ме­ роприятия по значительному расширению строи­ тельства птицефабрик, имея в виду полное удов­ летворение потребностей населения городов в яйце за счет производства на таких фабриках. При этом важно установить строгий порядок, чтобы корма выделялись птицефабрикам в поло­ женной норме, соотвествуюшего качества и ас­ сортимента. Разговоры о том, что курица сама себе найдет корм в навозной Цуче, — это басни из старых букварей, это дав.но пройденный этап. Строительство птицефабрик весьма выгодно с экономической стороны. Сооружение птицефаб­ рики на 250 тысяч кур-несушек, т о расчетам ра­ ботников Госплана, обходится в’ 5 миллионов рублей. Такая фабрика дает в годц 50 миллионов яиц и 700 тонн мяса птицы на общую сумму 7.2 миллиона рублей. Себестоимость эггой продукции 5,4 миллиона рублей, следовательыо, чистая при­ быль составляет 5,8 миллиона руйлей в год. Та­ ким образом, затраты на строительство фабрики окупятся за полтора года. Экономический эффект еще более возрастет, если в основу их организа­ ции положить самый современный технический и научный уровень. Встает вопрос, где создавать птицефабрики? Видимо, не обязательно там, где производится зерно. Может быть, даж е выгоднее приблизить фабрики по производству яиц к потребителю продукции. Правда, если считать по весу, то при­ дется больше транспортировать зерна, чем яиц, но зато зерно проще перевозить. Для перевозки яиц требуется специальная упаковка', а три даль­ них маршрутах и охлаждение, чтобы сохранить свежесть яйца. Экономисты Госплана сделали та­ кой расчет. На перевозку зерна из районов Север­ ного Кавказа на птицефабрики Подмосковья в расчете на производство миллиарда яиц потребу­ ется затратить 2 миллиона рублей. А чтобы пере­ везти миллиард яиц, например, из Ставпрополыжо- го края в Москву, потребуется затратить 15 мил­ лионов рублей. Такая же картина и по мясу птицы. Если заво­ зить корма на бройлерные фабрики Подмосковья, то транспортные и другие расходы, связанные с перевозкой, составят на тонну мяса 60 рублей, а при завозе мяса — 150 рублей. При строительстве и размещении птицефабрик надо использовать опыт крупного американского птицеводства. Гам производство яиц сосредоточе­ но, как правило, на крупных птицефабриках, неко­ торые из них дают по 250 миллионов яиц в год. Размещаются такие фабрвки ближе к потребите­ лю. Видимо, и нам размещать птицефабрики сле­ дует вблизи крупных городов и промышленных центров. Лучше корм подвозить, чем перевозить на большие расстояния яйцо и мясо птицы, это будет проще и дешевле. Интересы дела требуют осуществить специали­ зацию и концентрацию птицеводства в республи­ ках. Госплан Союза должен планировать эту от­ расль в масштабе страны. Даж е сейчас, при серьезных недостатках в ор­ ганизации производства, крупные птицефабрики дают яйцо в два раза дешевле, чем неспециализи­ рованные хозяйства. Себестоимость тысячи яиц в бригаде тов. Бибик из совхоза «Южный» состави­ ла 54 рубля, в целом по совхозу — 56 рублей; на Глебовской птицефабрике в Подмосковье — 58 рублей. В то ж е время в большинстве хозяйств, где нет специализированного производства, тысяча яиц стоит 1 0 0 — 1 2 0 рублей. Спрашивается, почему мы должны допускать та­ кие большие издержки? Ведь в конечном счете государство, потребители несут ущерб от такого отсталого производства. На бройлерной фабрике в госхозе «Баболна» (Венгрия) на килограмм птичьегб мяса расходует­ ся 2,7 килограмма корма. А у нас в совхозе «Крас­ ный», Крымской области, расходуется на кило­ грамм мяса птицы 5,5 килограмма корма.^ В сво­ ем докладе я уж е критиковал наши бройлерные фабрики за то, что допускается перерасход кор­ мов. Мы закупили оборудование бройлерной фабрики в Соединенных Штатах Америки. Почему же наше хозяйство имеет показатели ниже, чем крупные птицеводческие хозяйства США? У них на кило­ грамм мяса расходуется 2 ,0 2 килограмма корма, а у нас 5,5 килограмма. Потому что у нас качество кормов хуже, они не содержат необходимых ком­ понентов питания. Надо организовать строитель­ ство предприятий по приготовлению специальных комбинированных кормов, дать птице зее пита­ тельные вещества, которые необходимы для полу­ чения максимального количества яиц, а также хо­ рошего привеса, если речь идет о производстве мя­ са птицы. Раз капиталисты достигли высоких результатов, то мы при том же техническом оборудовании, при тех же способах ухода и кормления должны иметь не худшие показатели. Если же результаты ниже, то это надо отнести за счет организации дела. Нам нужно перенести в свое хозяйство все прогрессив­ ное, что создано в капиталистических странах. В этом нет ничего зазорного. Это только послужит делу лучшей организации производства. Следует более внимательно все посмотреть, сравнить, какое оборудование более эффективное —немецкое, которое закупили в ФРГ венгерские товарищи, или американское. Если судить по рек­ ламам фирмы, американское оборудование более производительное. Но, повторяю, все надо посчи­ тать, изучить. Надо подумать о более широком разведении ин- деекг.У нас есть энтузиасты, увлекающиеся этим видом птицы. Они доказывают, что индеек выгод­ но выращивать. Мясо индейки очень вкусное. Во всех странах производят яйцо и куриное мясо, в меньшей степени утиное мясо, потому что оно рас­ считано на любителя, не считается диетическим, а мясо индейки диетическое. В некоторых районах нашей страны есть хозяй­ ства, где выращивают большое количество инде­ ек. Старинская птицефабрика Киевской области в прошлом году вырастила 250 тысяч индеек. Но та­ ких хозяйств пока мало. Нам следует разработать всю систему ведения птицеводства, организовать производство яиц и мяса птицы на промышленной основе. В соответствии с объемом производства нужно посчитать, какие потребуются капиталовложения, какова будет их отдача. Ввиду большой государственной важности это­ го дела следовало бы строительство птицефабрик возложить на строительные организации Госстроя СССР с хем, чтобы фабрики были сооружены в короткий срок на основе индустриального строи­ тельства. Более целеустремленно и эффективно должна быть построена работа научных учреждений. На­ ши институты птицеводства оказались на задвор­ ках и, к сожалению, мало дают ценных рекомен­ даций производству. Как только беремся за эту отрасль, то^ сейчас же вынуждены обращаться к зарубежной практике. Это говорит о том, что ра­ ботники институтов недостаточно связаны с произ­ водством. Их собственная производственная база не соответствует современному уровню организа­ ции птицеводства. Видимо, нам следует иметь крупный научный центр по птицеводству и там со­ средоточить не только научную работу, но и под­ готовку кадров. Следует также специализировать и концентри­ ровать производство свинины. Свиноводство — я имею в виду откорм свиней — тоже может быть поставлено на промышленную осцову. Нашу страну недавно посетил г-н Джордж А. Финли, владелец одной американской фирмы. Он рассказывал, что производство свинины в США в настоящее время сосредоточивается на крупных специализированных откормочных предприятиях. Для них разработаны технология, рецептура ком­ бикормов, соответствующее оборудование, позво­ ляющее механизировать все работы. Он предло­ жил нам купить фабрику по производству свини­ ны. Вот какая характеристика технологии откорма свиней на этой фабрике: (Продолжение на 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz