Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
2 3 апреля 1 9 6 4 г., ;№ 9 6 ( 2 9 9 0 ) Л Е Н И Н И З М О З А Р Я Е Т Н А Ш П У Т Ь Д о к л а д т в М о с к в е , Товарищи! Сегодня, отмечая 94-ю годовщину со дня рождения Владимира Ильи ча Лени-на, мы снова обращаемся мысленным взором к образу велико го человека, идеи и дела которого потрясли до основания старый мир и озарили человечеству путь в буду щее. Жизненный подвиг Ленина слу жит вдохновляющим примером для всех борцов за дело рабочего клас са, за торжество коммунизма. В ли це Ленина коммунистическое дви жение^ нашей великой эпохи нашло достойного выразителя своих стрем* о в а р и щ а Ю . В . А н д р о п о в а н а т о р ж е с т в е н н о м з а с е д а н и и п о с в я щ е н н о м 9 4 - й г о д о в щ и н е с о д н я р о ж д е н и я В . И . Л е н и н а лений и идеалов, своей неукротимой энергии и динамизма. Всю свою яркую жизнь борца и мыслителя Л е нин посвятил решению титанической задачи — созданию общества без эксплуатации и войн, без нищеты и национального гнета. Ленин бессмертен, потому что бес смертны его идеи и дела. Он живет в свершениях социализма и комму низма', в революционной борьбе тру дящихся всей земли. Наши успехи — самое красноречи вое и убедительное подтверждение жизненной силы ленинских идей. «Мы поднимаем высоко свой марк систский светоч,—говорил в овое вре мя о русских большевиках Ленин, — и на каждом шаге отдельных клас сов, на каждом политическом и эко номическом событии показываем подтверждение жизнью нашего уче ния» (Соч, т. 10, стр. 439). Ленинизм дает ясные ответы на вопросы, которые затрагивают самые коренные интересы и чаяния наро дов. Ленинские идеи нужны людям труда, потому, что они указывают им верный путь борьбы за лучшую жизнь. В этом, прежде всего, «сек рет» могучего влияния ленинизма на исторические судьбы человечества. 1. Вечно живое учение коммунистов всех стран Коммунистическое движение стало самой влиятельной политической силой современности потому, что оно неуклонно руководствуется уче нием марксизма-ленинизма. Великое богатство ленинских идей помогало и помогает нам правильно решать насущные задачи борьбы. В верно сти ленинизму — источник нашей силы. На каждом новом этапе развития человечества, на каждом повороте истории теория научного коммуниз ма обогащается, пополняется новы ми идеями и выводами, поднимается на новую высоту. Иначе и быть не межет, ибо марксизм-ленинизм по своему характеру постоянно разви вающееся творческое учение. Только люди, не усвоившие этой истины, могут отказывать современному по колению революционеров в празе самостоятельно мыслить, пугают ж у пелом ревизионизма всех, кто пы тается сказать новое слово в теории марксизма-ленинизма. Нет, Ленин никогда не был на стороне тех, кто рассматривал наше великое учение, как собрание догм, как нечто вроде учебника математи ки с готовыми формулами или 'ап текарской книги с набором рецеп тов. Он был смелым новатором в теории и на практике, глубоко убеж денным в том, что марксистское уче ние должно постоянно развиваться. «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса, — писал Ленин, — как на нечто законченное и неприкосновен ное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социали сты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хо тят отстать от жизни». (Соч., т. 4, стр. 191). Необходимость в смелом, творче ском решении коренных проблем борьбы за социализм никогда еще не была столь острой, как в после военные годы. Наше время — время невиданных революционных перемен в социальной жизни людей, гигант ского ускорения общественного про гресса, время бурного развития нау ки и техники. Нет такой страны, нет такого народа, нет такой сферы че ловеческой деятельности, где бы в последние десятилетия не произошло серьезных изменений. Борьба двух линий, двух исторических тенден ций — линии социального прогрес са, мира, созидания и линии реак ции, угнетения и войны — неуклон но ведет к тому, что на историче ской арене * социализм отвоевывает у старого мира одну позицию за другой. Престиж капитализма, ка питалистического пути развития все больше падает. Империалисты, стре мясь сохранить власть, накаплива ют орудия массового уничтожения, прибегают к запугиванию и подав лению народных масс, используют методы подкупа и социальной де магогии. Но они не в силах остано вить поступательное развитие исто рии, остановить движение народов по пути прогресса, по пути социа лизма и коммунизма. Человечество накопило огромный опыт революци онных преобразований, который нужно было осмыслить. Жизнь по ставила острые вопросы, на кото рые надо было дать ответ. Советское общество вступило в новый этап своего развития — это выдвинуло важнейшие теоретические и практические вопросы о том, как совершенствовать социализм и стро ить коммунизм, какими методами во влекать массы в это великое дело, какой должна быть роль партии и государства в новых условиях. З а слуга КПСС, заслуга ее ленинского Центрального Комитета состоит в том, что они дали ясные ответы на эти вопросы. Образование мировой социалисти ческой системы, развитие содружест ва социалистических стцан вызвало необходимость выработать принципы отношений между ними, наладить их всестороннее сотрудничество, наметить пути становления мирово го социалистического хозяйства. Марксистско-ленинские партии сов местными усилиями взялись за ре шение этих насущных вопросов, от ветили на них не только теоретиче ски, но прежде всего делом — до биваясь укрепления братской семьи социалистических народов. С появлением ракетно-ядерного оружия над человечеством нависла угроза губительной катастрофы и это потребовало от коммунистов конкретной программы борьбы за предотвращение новой мировой вой ны, умения еще более тесно увязы вать борьбу за мир с борьбой за победу социализма. Произошли серьезные изменения в экономике и социально-политической жизни капиталистических стран, — это потребовало пополнения арсена ла классовой борьбы новыми мето дами, приемами и средствами, раз работки новых вопросов стратегии и тактики социалистической револю ции, новых форм вовлечения масс в освободительное движение. Комму нистические партии капиталистиче ских стран разработали гибкую и эффективную линию революцион ной борьбы в новых условиях. Много нового надо было внести в теорию марксизма-ленинизма, что бы учесть те исторические измене ния, которые произошли в мире в результате побед национально-осво бодительных революций на огром ных континентах Азии, Африки, Латинской Америки. Жизнь поста вила перед народами освободив: шихся стран вопрос о дальнейших путях борьбы за полную независи мость и социальный прогресс. Марк систы-ленинцы предложили свое ре шение этих проблем, которое отве чает интересам народов. Марксистско-ленинские партии проделали большую работу по обоб щению новейших явлений современ ного мирового развития. С учетом нового соотношения сил на миро вой арене они наметили пути борь бы против империализма, войны и реакции, за мир, демократию, наци ональную независимость и социа лизм, коллективно разработали ге неральную линию международно го коммунистического движения. Результатом этой работы явились Декларация 1957 года, Заявление 1960 года и другие замечательные документы революционного марксиз ма-ленинизма. По признанию брат ских партий историческое значение для всего коммунистического и всего освободительного движения имеют выводы XX и XXII съездов КПСС, новая Программа нашей партии. Нельзя представить марксизм- ленинизм без этих достижений творческой мысли, которые, раз вивая идеи Маркса, Энгельса, Лени на, тесно связывают эти идеи с на шей эпохой, делают их дейст венным орудием преобоазования со временного мира. Марксизм-лени низм сегодня — это не только ве ликое наследие основоположников нашего учения, но и все богатство опыта и теоретической деятельно сти коммунистических партий мира, опыта борьбы рабочего класса и всего освободительного движения. В этом с особой силой проявляется интернациональный хар актер марксистско -ленинекого учения. Только с появлением марк сизма-ленинизма возникла револю ционная теория, которая способна объединить для совместных дейст вий народы различных стран, раз личных континентов, живущих в самых разнообразных условиях. Только наша научная теория указы вает всем народам путь к верши нам прогресса. Ленинизм никогда не замыкался рамками какой-либо одной страны, а исходил из международного опы та рабочего класса и освободитель ного движения народов. Учитывая все разнообразие конкретных усло вий, в которых народы ведут борь бу за свое освобождение, марксист ско-ленинская теория считает, что нет и быть не может вечных правил, пригодных для любых времен, для любых ситуаций. Ленинизм безуслов но требует применения революцион ной теории в соответствии с кон кретными историческими и нацио нальными особенностями той или иной страны. В то же время всякие попытки вытравить из ленинизма его интер национальное содержание, игнори ровать международный опыт рабо чего движения, подменить револю ционное учение рабочего класса различного рода теориями, выра жающими узко понятые националь ные, а иногда и откровенно нацио налистические устремления, идут вразрез ленинизму, противоречат интересам социализма. Отстаивая идейное наследие Маркса и Энгель са, Ленин показал классический об разец борьбы против великодержав ного шовинизма и других разно видностей национализма, которые под флагом защиты национальных интересов фактически ослабляют силы народа перед лицом его дейст вительных врагов. Опыт этой борьбы особенно важен, сейчас, когда коммунисты в сс о мира столкнулись с гегемонистски- ми устремлениями китайских руко водителей, которые, извращая марк систско-ленинское учение, пытаются сбить коммунистические партии с верного пути, подчинить революци онное движение своим национа листическим целям и устремлениям. Но народам все яснее становится весь вред, который наносят установ ки руководителей КПК, направлен ные на разъединение революцион ных сил современности. Тот, кто се годня пытается противопоставить национально-освободительную борь бу рабочему движению, разделить интересы народов по расам и конти нентам, тот фактически изменяет делу рабочего класса, изменяет делу освобождения угнетенных народов. Жизнь на каждом шагу опроки дывает попытки ограничить лени низм узкими национальными рам ками или рассматри вать движение народов к социализму с догма тических, сектантских позиций. Маркоистов- ленинцев всегда отлича ла широта взглядов, реалистический подход к жизни, умение соче тать последовательную борьбу за осуществле ние коммунистических идеалов с активной поддержкой всяких про грессивных движений. В наши дни необычно выросла притягательная сила ленинских идей. Это связано прежде всего с историческими победами социализма, с тем, что свои преиму щества новый строй все более наглядно дока зывает практическими достижениями. Огром ные массы все более отчетливо понимают, что их будущее — со циализм. В нем они ви дят надежный путь ре шения стоящих перед обществом задач, видят это уже не толь ко пролетарии, но и широкие слои трудя щихся, мелкой буржуа зии стран Азии, Афри ки, Латинской Америки. С этой огромной тя гой народных масс к социализму считаются многие деятели нацио нально-освободительного движения, которые выдвинули теперь лозунги борьбы за построение социализма. Выдвигая эти лозунги, они всту пают на путь далеко идущих социальных преобразований, реше ние которых связано с немалыми трудностями, со многими новыми проблемами. Не удивительно, что им приходится все чаще обращаться к опыту социалистических стран, к ле нинским идеям. Это—новая тенден ция в мировом развитии, которую горячо приветствуют все марксн- сты-ленинцы. В социалистических устремлениях самых широких масс мы видим знамение времени. Мировое коммунистическое дви жение приобрело в наши дни небы валый размах. Чем более зрелым становится наше движение, тем луч ше и основательнее мы понимаем глубину ленинских идей, которым чужды как оппортунистическая рас плывчатость, так и проявления сек тантской заскорузлости. Наша пар тия, марксистско-ленинские партии других стран могут с гордостью сказать, что они не словами, а де лами доказали свою верность иде ям Ленина, подняли -знамя творче скою ленинизма и пролетарского интернационализма. КПСС и впредь будет высоко нести это ленинское знамя. едва, высокомерия. «Прост как правда», — таким видел Лени на Горький, который говорил: «Ме ня восхищало ярко выраженная в нем воля к жизни и активная не нависть к мерзости ее, я любовался тем азартом юности, каким он на сыщал все, что делал». Таким видели Ленина его спод вижники. Таким он сохранился в памяти поколений. Для Ленина социализм не был абстрактной идеей, отвлеченной формулой. Он видел цель социализ ма в том, чтобы «сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность бла госостояния» (Соч., т. 27, стр. 375). Высокоразвитое общественное производство, творческий труд, под линные свобода и демократия, раз носторонняя культура, отношения между людьми, построенные на на чалах товарищества и братства, — таковы представления рабочего класса об обществе, построение ко торого он считает своей высшей, конечной целью. Именно этот идеал обосновывал вслед за Марксом и Энгельсом Ленин. Ленин вел решительную борьбу против всяких попыток извратить идеалы социализма как со стороны правых, так и со стороны левых оп портунистов. Он был непримирим к левацким элементам, троцкистам, которые, отражая мелкобуржуазные представления, преувеличивали роль насилия, игнорировали позитивные, созидательные задачи революции, отказывали народу в стремлении к благосостоянию и свободе, то есть в тех главных благах, ради кото рых трудящиеся поднимаются на борьбу. Именно благодаря тому, что на ша партия, выполняя заветы Лени на, сосредоточила свою деятель ность на решении практических за дач строительства социализма, со ветский народ добился всемирно- исторических успехов. Надо сказать, что Сталин в ряде важных вопро сов отходил от ленинского пред ставления об идеалах социализма. Пренебрежительно относясь к на сущным запросам масс, он во мно-. 2 . Д е л о Л е н и н а п о б е ж д а е т Товарищи! Ленин не раз говорил, что наибо лее ответственная и сложная зада ча рабочего класса — не разруше ние, а созидание. После -победы пролетарской революции строитель ство нового, социалистического об щества становится практическим делом миллионов людей в стра нах социализма. Настоящий лени нец — это не только борец про тив старого, но прежде всего тво рец, созидатель, строитель ново го мира. Известно, с каким энтузи азмом, с каким истинным наслаж дением взялся Ленин за практиче скую созидательную работу сразу же после победы Октябрьской рево люции. Обладая поразительной ра ботоспособностью, глубокими позна ниями в самых различных областях человеческой деятельности, он был в центре всех начинаний молодой Со ветской республики. Чем бы ни за нимался Ленин — во все вносил он большевистскую страстность, уве ренность в победе, подлинную дело витость, чуждую дилетантству и прожектерству. И вся его кипучая деятельность, весь непрерывный творческий порыв был подчинен од ному: служению трудящимся, тру довому человеку. Коммунистиче ский гуманизм — важнейшая черта Ленина и ленинизма. Когда речь идет о великих деяте лях, то невольно на первый план выдвигается общественная сторона их жизни. Мы говорим о Ленине- революпионере, Ленине-ученом, Ле- нине-политике. Но Ланин велик не только как революционер и мыс литель. Он был «самым человечным человеком», как сказал о нем Ма яковский. Душевная теплота, жизнерадост ность, искренность и доброта, обаяние — все эти лучшие че ловеческие качества были при сущи Ильичу. Он по-настоя щему любил людей и поэтому всей силой души ненавидел все, что уро довало и каверкало их жизнь. Он был беспощаден к врагам и преда телям, но ему была органически чужда мнительность и жестокость. Принципиальность Ленина никогда не перерастала в слепой фанатизм. Широта взглядов, умение быть са мокритичным — эти непременные свойства творческой натуры — де лали Ленина непримиримым вра гом узколобого догматизма, чван- гом исходил из неверных взглядов о методах строительства нового об щества. Насаждавшаяся Сталиным практика культа личности немало искажала .и извращала ленинские идеалы социализма. Историческое значение XX съезда КПСС состояло в том, что он не только восстановил ленинские нор мы жизни партии и государства, но и во всем величии возродил ленин ские взгляды, ленинские идеалы со циализма и коммунизма. Отстояв курс XX съезда в ожесточенной борьбе против антипартийной груп пы, разгромленной и единодушно осужденной всей нашей партией, КПСС выработала свою новую Программу, которая целиком осно вана на принципе: все во имя чело века, для блага человека. Про граммное требование КПСС о пер воочередном значении создания ма териально-технической базы ком мунизма конкретно воплощает в се бе ленинскую мысль о том, что эко номическое строительство, экономи ческая политика являются решаю щим условием в борьбе за комму низм. Вся практическая деятельность нашей партии, советского народа целиком вытекает из этого ленин ского указания. Мы гордимся тем, что за последние десять лет выпуск поомышленной продукции на д у ш у населения возрос в Советском Со юзе на 128 процентов, в то время как в Соединенных Штатах всего на 15 процентов. Хорошо известна знаменитая ле нинская формула: «Коммунизм есть Советская власть плюс электри фикация всей страны». Когда Вла димир Ильич произнес эти слова, Россия по производству электро энергии стояла на 18-м месте в ми ре. Ныне наша страна находится на втором месте и быстрыми темпами движется вперед. За один 1963 год мы ввели больше десяти мил лионов киловатт новых мощностей. Это означает, что за год мы выпол нили почти семь планов ГОЭЛРО. Но жизнь идет вперед. В Наше время великой научно-технической революции на первый план выдви гаются все новые направления на учно-технического прогресса. Пар тия считает, что в современных ус ловиях наиболее верным путем мощного экономического подъема является всесторонняя химизация народного хозяйства. Товарищ Н. С. Хрущев на декабрьском Пленуме ЦК КПСС с полным основанием за явил: «Если бы был жив Владимир Ильич 'Ленин, то, видимо, сейчас он сказал бы примерно так: коммунизм есть Советская власть плюс электри фикация всей страны, плюс химиза ция народного хозяйства». Проявляя ленинскую заботу о по вышении благосостояния народа, партия уделяет огромное внимание развитию сельского хозяйства, как одной из самых сложных проблем теории и практики строительства социализма. За последние десять лет колхозное и совхозное произ водство сделало значительный шаг вперед. Вместе с тем не все пробле мы еще решены. Партия и народ знают это. На овоих Пленумах ЦК КПСС разработал ряд конкретных мер, направленных на повышение культуры земледелия и животно водства, последовательное приме нение принципа материальной заин тересованности, на улучшение руко водства сельским хозяйством. И се годня на базе новейших дости жений науки и техники на ша партия выдвинула важней шую задачу интенсификации сель скохозяйственного производства, пе ревода земледелия и животновод ства на индустриальную основу. Все это позволит в короткие сроки поднять сельскохозяйственное произ водство на значительно более вы сокий уровень. Наш век по праву называют кос мическим веком. И мы можем спра ведливо гордиться тем, что именно советские люди стали пионерами в этой новейшей области науки и тех ники. В достижениях советской космонавтики, как в фокусе, собра ны все успехи социалистической индустрии, науки, техники, социали стической культуры. Советские лю ди смогли первыми шагнуть в кос мос, потому #то твердо стоят на земле, потому что социализм соз дает замечательные условия для расцвета производительных сил и _________ пеоедовой науки. Известно, что еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин во весь рост поставил проблему научной орга низации труда и управ ления. Владимир Ильич неустанно доказывал необходимость строгого учета и контроля, чет кой организации управ ленческой работы', про верки ее результатов. Он постояно занимал ся поисками наиболее совершенных форм хо зяйствования и управ ления производством. За последние годы наша партия осущест вила решительную пе рестройку управления народным хозяйством. Создание Советов на родного хозяйства, пе рестройка управления промышленным и сель скохозяйственным про изводством, коренное изменение порядка пла нирования — все это звенья единой цепи в процессе совершенство вания руководства про изводством на последо вательно научных осно вах. Ленин учил, что важ нейшим условием ус пешного социалистиче ского строительства яв ляется широкое и все стороннее развертыза- ние социалистического демократиз ма, вовлечение в управление произ водством и всем обществом широ чайших масс, развитие их творче ской инициативы. Демократия—это не только одна из главных целей социализма, важная сама по себе,— без нее невозможно успешное раз витие производственных сил, пост роение материально-технической ба зы нового общестза. Превращение государства дикта туры пролетариата в общенародное государство, превращение партии рабочего класса в партию всего на рода — яркое свидетельство разви тия социалистической демократии. На этой основе растут и множатся самые разнообразные формы обще ственной деятельности, обще ственного самоуправления, общест венного контроля. Практический эф фект всего этого нельзя просто вы разить в цифрах, но можно уверен но сказать, что это и есть могучий двигатель быстрого продвижения советского общества к коммунизму. Могучая, неудержимая в своем движении вперед, наша страна уве ренно осуществляет заветы велико го Ленина. Куда ни кинешь взгляд— повсюду неутомимый труд и творче ское дерзание, всюду непрерывно рождается и утверждается новая жизнь, а вместе с нею — новый че ловек, человек коммунизма. Все тру довое человечество с радостью вос принимает наше движение вперед, рассматривает его как свое собствен ное дело. Наши успехи настолько очевидны, что их не могут отрицать даже наши противники. Они обеспо коены теперь тем, что капиталисти ческий мир проигрывает в соревно вании с социализмом, они видят в этом прямую угрозу для себя. Недавно группа экспертов Ко лумбийского университета США в исследовании о перспективах экономического соревнования СССР и США с тревогой писала, что США отстают в темпах экономического роста. Эти ученые говорят: «Мы мог ли бы перенять старую русскую тра дицию, восходящую к демократиче ским институтам Новгорода. Когда этот знаменитый торговый город оказался в опасности, один из его жителей звонил в колокол... Тогда все население города собиралось на площади и решало, что делать. Сей час звонит наш колокол, предупреж дающий об угрозе». Вот как оберну лось дело, товарищи! Перед лицом растущей мощи социализма импери алисты вынуждены тревожно зво нить в колокола. Они боятся нашего роста, и это тоже показатель, что мы идем верным ленинским путем. Товарищи! Вот уже почти два десятилетия как идеи ленинизма воплощаются в жизнь не в одной стране, а в целой группе стран, об разовавших мировую систему со циализма. Сам факт выхода социа лизма за пределы одной страны, его распространение на огромных просторах Европы и Азии, его появ ление в западном полушарии — ве личайший триумф марксизма-лени низма. Ныне опыт социалистиче ских преобразований включает в себя уже не только практику Со ветского Союза, а все многообразие форм и методов строительства со циализма в самых разных странах. Ленин как подлинный интерна ционалист страстно желал, чтобы путь других народов к социализму был легче, чем наш. Он верил, что жертвы, принесенные русским про летариатом, трудности, которые ему приходилось преодолевать, про бивая первую брешь в цепи импе риализма, облегчат другим народам вступление на путь строительства новой жизни. Примечателен в этой связи рас сказ Ленина о беседе с польским коммунистом, который говорил, что польские революционеры будут творчески использовать опыт Со ветской страны. «Один из лучших товарищей польских коммунистов, —говорил Ленин, — когда я ему сказал: «Вы сделаете иначе», отве тил мне: «Нет, мы сделаем то же сямое, но аделаем лучше, чем вы». Против такого довода я решитель но ничего не мог возразить. Надо предоставить возможность испол нить скромное желание — сделать Советскую власть лучше, чем у нас» (Соч., т. 29, стр. 154). Советские люди на своих плечах вынесли нелегкую ношу пионеров социализма, построили первое в ми ре социалистическое общество. И они по-ленински от души радуются, когда народы других стран, учиты вая наш опыт, решают задачи стро ительства нового общества с мень шими издержками, сравнительно лег че проходя тот путь, который про шел советский народ. Советские коммунисты высоко оценивают заме чательный вклад, который вносят народы братских стран в междуна родный опыт борьбы за социализм. Коммунистическая партия Совет ского Союза последовательно прово дит политику дружбы со всеми на родами земного шара, вступивших на путь социализма. Марксисты-ленинцы никогда не за крывали глаза на сложность путей становления социализма, который вырастает не в тепличных условиях, а на почве, загрязненной веками н веками .господства феодализма и капитализма. Наши учителя не се яли иллюзий на этот счет. Л е нин писал, что «пролетариат не сделается святым и застрахован ным от ошибок и слабостей только от того, что он совершит социальную революцию» (Соч., т. 22, стр. 337). Особую опасность для единства со циалистических народов Ленин ви дел в том, что мелкая буржуазия, участвующая в социалистических ре" волюциях, неизбежно будет «вно сить в движение свои предрассудки, свои реакционные фантазии, свои слабости и ошибки». В. И. Ленин предсказывал, что социализм «дале ко не сразу «очистится» от мелко буржуазных шлаков». (Соч., т. 22, стр. 3 4 0 -3 4 1 ). * Жизнь показала, что развитие ми ровой социалистической системы дей ствительно сопровождается извест ными трудностями, связанными с преодолением старых традиций, ста рой психологии, унаследованных от капитализма. Приходится также ре шать сложные задачи, связанные с ликвидацией экономической отстало сти ряда стран, вступивших на путь социализма. Но все это — трудности роста, которые могут быть успешно преодолены совместными усилиями социалистических стран. В последнее время естественное развитие объективных процессов в мировой системе социализма ослож няется националистической расколь нической деятельностью руководите лей КПК. Они пытаются расшаты вать братские связи между странами социализма, дезорганизовать их нор мальное сотрудничество. Спекулируя на чувствах национального достоин -1 ства, национальной гордости, на вполне понятном стремлении наро дов к упрочению суверенитета, ки тайские руководители хотят подо рвать основы единства социалисти ческих стран, добиться ослабления их связей с Советским Союзом и между собой. Однако какие бы труд ности ни возникали в отношениях между социалистическими странами, мы убеждены, что это — явление временное и оно будет успешно преодолено. Невозможно опрокинуть историче скую закономерность, требующую всестороннего сотрудничества, орга низации и развития братского союза народов, вступивших на путь социа лизма. Движение человечества к социализму — это единый могучий поток, у которого может быть толь ко одно русло — нерушимый союз братских социалистических наций. 3 . По-ленински бороться з а е д и н с т в о Товарищи! В историю коммунизма Ленин во шел как самый последовательный, принципиальный и страстный борец за сплочение революционных рядов пролетариата', за единство мирового коммунистического движения. Он не раз подчеркивал, что единство не приходит само собой, что его надо завоевывать и отстаивать в упорной борьбе против разного рода оппорту нистов, против правых и левых про явлений мелкобуржуазности. «Каждый своеобразный поворот истории, — писал Ленин, — вызы вает некоторые изменения в форме мелкобуржуазных шатаний, всегда имеющих место рядом с пролетари атом, всегда проникающих в той или иной мере в среду пролетариата. Мелкобуржуазный реформизм, т. е. прикрытое добренькими демо кратическими и «социал»-демокраги- ческими фразами и бессильными по желаниями лакейство перед буржу азией, и мелкобуржуазной револю- ционаризм, грозный, надутый, чван ный на словах, пустышка раздроблен ности, распыленности, безголовости на деле—таковы два «потока» этих шатаний» (Соч., т. 33, стр. 1). Ленин учил, что методы борьбы за единство определяются конкретными условиями. Все зависит от того, ка кие силы составляют главную опас ность для единства мирового комму низма в тот или иной период, какая обстановка складывается в резуль тате их действий. Последнее десятилетие представ ляло собой новый своеобразный по ворот истории и на этом повороте в пролетарском движении снова акти визировались силы, которые стали подвергать критике и нападкам ли нию марксистско-ленинских партий. Несколько лет назад марксистско- ленинские партии идейно и полити чески разгромили ревизионизм. Те перь левый оппортунизм и национа лизм китайских руководителей все более выдвигается на передний план, как серьезная опасность в ми ровом коммунистическом движении. Недавно опубликованные материалы февральского Пленума ЦК КПСС показывают, как руководители КПК, развернув фракционную борьбу в мировом коммунистиче ском движении и социалистическом содружестве, создали реальную уг розу раскола. Отойдя по всем ос новным вопросам стратегии и так тики от ленинской линии мирового коммунистического движения, ки тайский руководители провозгласили свой курс, в котором сливаются мелкобуржуазный авантюризм и великодержавный шовинизм. Они по существу скатываются по ряду вопросов на троцкистские позиции. В борьбе за гегемонию китайские руководители все откровеннее под меняют ленинизм маоцзэдунизмом, давая понять, что маоцзэдунизм — это главное, а ленинизм — подсоб ное. Пекин изображается в виде не коего подобия новой Мекки для всех «правоверных» последователей линии китайского руководства. Ки тайская пропаганда прямо утверж дает, что идеи Мао Цзэ-дуна—это «высшее воплощение марксизма-ле- низма», что наша эпоха — «это эпоха Мао Цзэ-дуна, а его учение —самый правильный, самый цель ный марксизм-ленинизм современ ной эпохи». Газета «Жэньминь жи- бао» договорилась недавно до того, что в трудах Мао Цзэ-дуна «ди алектический и исторический мате риализм высвобождены из таинст венно-мистической философской сферы», в которой, по ее мнению, будто бы прежде находилось наше учение. Вот до чего можно довести дело, когда люди еще при жизни хотят поместить себя на алтарь «непогрешимости», найти себе место где-то между Марксом, Энгельсом и Лениным. В последнее время- китайские ру ководители открыто заявляют, что единственная возможность предот вратить раскол в коммунистическом движении состоит в том, чтобы братские партии, стоящие на пози циях марксизма-ленинизма, пошли на «безоговорочную капитуляцию» и приняли линию руководства КПК. Но что означало бы принять эту линию? Это фактически означало бы от казаться от борьбы за мир, прово дить внешнюю политику, которая способствовала бы нарастанию уг розы термоядерного конфликта. Это означало бы пойти по пути «подталкивания» революции, по пу ти авантюризма и путчизма, что неизбежно завело бы революцион ное движение в тупик, изолировало коммунистические партии от рабо чего класса и всех трудящихся. Принять линию руководства КПК означало бы узаконить политику «большого скачка» и народных ком мун, ведущую, как показал опыт Китая, к дезорганизации социали стической экономики, означало бы от казаться от повышения благососто яния трудящихся и развития демо кратии, вернуться к худшим поряд кам культа личности. Нужно ли говорить, что мировое коммунистическое движение ни при каких условиях не примет эту антиленинскую платформу, рав нозначную капитуляции пеоед гоудностями строительства социа лизма, перед силами миро-вой ре акции. Идейно-политическая плат форма китайского руководства ни когда не получит поддержки марк- систов-ленинцев. На них в Пекине, впрочем, и не рассчитывают. Что касается блока, который руководители КПК пытаются ско лотить на беспринципной основе, то он обречен на провал, так как (Окончание на 3-й стр.). , «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz