Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
15 апреля 1964 г. , М 69 (2 9 6 3 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ^ Т Ъ / Ч Л П I Ж П П Ш Ш Ж % Ш П И ж / * « т % ч л « V т « - ч т * ч « V ш С т р а н и ц а ^ ВОСПИТЫВАТЬ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА ‘-й в И И О И И К в ^ ^ ВЕДУЩ АЯ ДИСЦИ П ЛИН А п е д а г о г а и р о д и т е л я На днях* в идеологическом отделе сельского обкома К П СС обсужда лось состояние преподавания обще ствоведения в школах Липецкого района. Проверка показала , что но вый курс ведут , в осн овном, учите ля, которые имеют достаточную тео ретическую подготовку, Большая часть их тщательно готовится к уро кам, доходчиво и интересно излагает материал* применяет разнообразные методы и формы обучения. Умело, например, организуют изу чение курса обществоведения учите ля А. П. Дебельский (Боринская шко ла) и В. Г. Тормышев ( К азинская школа). Они следят за теоретической и методической литературой и уча щихся приучают работать над перво источниками , п ользоваться периоди ческой печатью. Полюбились учащим ся и такие формы занятий , к ак дис путы , се минар ы, конференции. Ин тересно, например, прошло се минарское занятие в 10 классе Ка зинской средней школы (учитель В. Г. Тормышев) по теме: «Рост про изводительности труда — важней шей условие победы коммунизма». Готовясь к семинару, учащиеся, кро ме учебника, ИС По Л Ьзовали дополни тельную литературу: материалы XXII съезда парти и, дек абрьского и фев ральского Пленумов Ц К КПСС, пр о изведения В. И. Ленина «Очередные За дачи Советской власти» И «Вели* КИЙ почин». На ейминарё они при водили примеры из жизни своего Колхоза. В Ленинской средней школе (курс ведет директор школы Л. И. Гоп ник) большое внимание уделяется межпредметным связям и повыше нию роли Всех учебных предметов в формировании коммунистического мировоззрения учащихся. Изучение обществоведения безус ловно благотворно сказывается на расширении общего кругозора уча- Щихс я , привив ает им интерес к марк систско-ленинской те ории, способст вует углублению и систематизаций знаний по другим учебным предме там. Однако одного изучения факти ческого материала еще недостаточно Для формирования научного миро воззрения, хотя оНо и способствует этому. Необходимо еще и синтези ровать знания, делать определенные выводы и обобщения. Тут как раз и проявляется Основ* кой недостаток в преподавании кур са обществоведения. Сообщая уча щимся фактический материал, воо ружая их знаниями, многие учителя не уделяют внимания самим выво дам, не учат учащихся видеть про явление законов диалектики в по вседневной жизни. Поэтому не слу чайн о, что большинство учащихся Бу тырской и Куйманской средних школ при изучении первой темы курса, ко торая дает понятие о диалектическом и историческом материализме, не по няли значения основного вопроса философии во взглядах на природу, общество и человеческое мышление. Обнаружилось, что. в ряде школ материал учащиеся Просто заучива ли, не вполне осознавая его. Неред к о школьники не способны делать са мостоятельные выводы и обобщения. Нек оторые учащиеся 10 класса Бу тырской средней школы не имели представления О свете как о мате ри и, поэтому у них сложилось не правильное убеждени е, ч то движение будто бы не могло возникнуть без первотолчка. Н а уроках Химии в эт ой Же школе учащиеся Не М огли Отве тить на вопрос о том. как периоди ческая система элементов подтверж дает проявление законов диалек тики. Одна из причин недостатков в преподавании обществоведения за ключается в то м, ч то учителя и ру ководители школ отнеслись к введе нию нового курса как к простому увеличению предметов в учебном плане. Это наглядно проявляется в том, что во многих Школах курс об ществоведения ведется без учета межпредМётНых связей. А ведь толь ко в теснейшей связи с Другими учеб ными предметами обществоведение „ П л о х и е д е т и — к т о в о т в е т е ? ” I Н а такую тему состоялась недав но в Доме культуры завода « Св о бодный сокол» родительская конфе ренция. С д окладом выступила рек тор народного университета для ро дителе й, з авуч школы № 3 М. Н. Черк асс. З аведующий кабинетом политиче ского просвещ ения партком а за в о д а И. А. Торбпчин, студент пединсти тута И. По токин, желобщик трубце- ха № 2 Г. А. Раэмолодин и другие говорили о том . Как лучше органи зовать воспитание детей. В. РАСТВОРОВ. может создать у школьников цель ное материалистическое представле ние о природе и обществе. В школах ощущается недостаток наглядных пособий, а также обще ственно - политической литературы, которая так необходима Для само стоятельной работы учащихся И Под готовки их к семинарским занятиям. Неужели ш кольные библиотеки не в С остоянии иметь ее 6 нужном коли честве? Видимо, Просто руководите ли школ и учителя обществоведения не уделяют этому должного внима ния. Партком производственного управ ления и районо слабо контролиро вали состояние преподавания в шко лах. До февраля инспектора районо не посетили ни одного урока общест воведения. Учител я, особенно те, ко торые впервые ведут этот курс, нуж даются в методической и теоретиче ской помощи, главным Образом, по вопросам философии и политэконо мии. Но партком производственного управления и районо Не организова ли, как эТо им было рекомендовано, постоянно действующего семинара для преподавателей обществоведе ния. В результате отдел ьны е учите ля при подготовке к занятиям отра- ничиваются школьным учебником, Не утруждают себя использованием до полнительной литературы и дают уроки ниже своих возможностей. Анализ уроков и работы учителей обществоведения в Школах других районов говорит о тоМ, что аНа Л О- Тичн Ые недостатки в преподавании имеют место во многих школах обла сти. Поэтому Сельск ому обло Н о , п арткомам производственных управ лений И районо в самое ближайшее Время необходимо глубоко Изучить , к ак в школах организовано препода вание обществоведения , устр анить недостатки и создать такие услов ия, которые обеспечили бы повышение рбли этого курса в коммунистическом воспитании учащихся. Надо еще раз позаботиться о подборе кадров педагогов, которым доверяется вести этот ответственный курс, утвердить их на бюро партко мов производственных управлений. При этом не следует допускать не оправданную передачу и перераспре деление часов между ними. Жела тель но, чтобы на преподавании обще ствоведения в каждой школе специа лизировался один наиболее подготов ленный учитель. Необходимо Также выявить, кто из преподавателей нуждается В повы шении теоретической подготовки, и по окончании учебного года напра вить их на курсы при областном ин ституте усовершенствования учите лей. Партком и районо должны про думать и организовать систематиче скую учебу преподавателей общест воведения на семинарах-практику мах, усилить контроль за повыше нием ИХ теоретической и методиче ской подготовки путем самообразо вания. Особое внимание следует обратить На развитие межпредметных связей. Эту работу следует Начать с глу бокого изучения всеми учителямн- предметниками программы курса об ществоведения. Целесообразно вве сти единое Тематическое планирова ние по общ еств ов еден и ю , истории, физике, химии, астрономии и гума нитарным дИсЦИп Л Инам. Только связав теснейшим образом изучение обществоведения с другими предметами , м ожно д оби ться бол ее глубоких и прочных знаний уча щихся. В. ЩЕГЛОВ, зам. зав. идеологическим отде- лом сельского обкома КПСС. Худ ожественная самодеятельность— важнейшее средство эстетического воспитания детей. В Липецкой |средней школе № 29 работает несколько кружков. Драматический недавно поставил пьесу В. Розова « Ее Iдрузь я». Успешно выступают и хоровые коллективы. В хоре учащихся старших классов занимается 150 ; человек, младших — 60. Создан та кжц хор мальчиков из 50 ребят. На снимке: руководитель хора учащихся младших классов Рапса Григорьевна Балахонцева проводит репетицию. Фото Л , Черкашина. 1 Л С е л ь с к и й С о в е т и ш к о л а Нед авно состоялось расширенное заседание исполкома Боринского сельского Совета, на котором об суждался вопрос о воспитании де тей школьного возраста. Семиклассники Виктор Бобков И Сергей Щукин плохо учатся, недис циплинированны. Их поведение об суждалось на заседании в присут ствий родителей. Тесная взаимосвязь сельского Со вета сО школой сказывает положи тельное влияние на обучение и вос питание детей. При исполкоме по стоянно работает комиссия по на родному образованию , к оторая Мно го времени уделяет вопросам вос питания й обучения детей. Депутаты сельского Совета Анна Давыдовна Егорова и Александра Александровна Клюева •— хорошие помещнйки педагогов и родителей. Тесную связь со школой держит председатель исполкома Боринского Совета Фёдор Никитич Беляев. Он принимает активное участие в про ведении всех школьных мероприя тий, „часто приглашает для беседы родителей и учащихся, интересуется нуждами школы. Заслуживает внимания положи тельный опыт работы по восиитя* нию детей и борьбе с детской без надзорностью Боринского отделения милиций. Начальник отделения т, Панюшкин чаете посещает Школу , беседует е пед агогами и членами родительского комитет а, выступает с Докладами Перёд родительской об щественностью. При отделении милиции органи зована детская нйроДйа Я дружи на из 48 человек , к омандиром которой назначен одиннадцатиклассник С а ша К ожевников. 40 учащихся школы Явл яются Юными друзьями милиций , они сле дят за пбряДкоМ И Дйсцийлйной , з а С охранностью Школьного оборудо вания И иму щества, Это начинание В ш кале весьма полезно, §гб следу ет всячески ПбДДёржй Ва ТБ. А. КОЛОСОВ. К о г о н а з ы в а т ь м а м о й ? «Мате рью зовется не та, что родила, а та, что в люди выдела*. (Народная пословица). ...Нина учится в шестом классе. У нее миловидное румяное лицо и длинные свеТЛЫё КОСЫ. ТётЯ НаДя впЛетйеТ в НИХ прозрачные кэПромЬ- вЫе ленты, и тогдё Кажется, буд то на ГОЛойу Деарчки опустились Две большие белые бабочки. Тетя Надя... С ней связано все: материнская лас ка и строгий серьезный разговор по душам. С те* пор, как Нина пом нит себя, у нее не было ближе и роднее человека, чем тетя Надя, да еЩе бабушка Елизавета Михайловна. Хорошо бывает вечерами в их меленькой уютной квартире. Свер нувшись клубочком возле теТи На ди, Нина Любит слушать ее расска зы. ВеДь Нинина тетя (й девочка страшно гордится этим) вею войну была в Советской Армии, прошла с нею путь до Берлина. Она имеет орден и медали. Это тетя привила Нйне любозна тельность и любовь к книге, приучи ла ее к аккуратности и трудолюбию, научила быть доброй. Да, с тех пор, как Нина пемнит себя, рядом с нею всегда были ум ные И добрые взрослые — тётя На дя и бабушка. Они водили ее гу лять, открывая ей новый мир, когда она была совсем маленькой, ночами просиживали у ее постели во время болезней. Настоящим праздником сделали они для Нины день, когда она в первый раз пошла учиться. С тех пор тетя Надя Ст ала постоян ным посетителем школы. Все свои силы, всю жизнь, всю щедрость своей Души отдавала На1 ДёЖДа Ивановна Семенова девочке. ...У младшей сестры Любы не ла дилась семейная жизнь. Муж посто янно приходил домой пьяным, безо* бразничал, избивал жену. — Боюсь за дочку, — как-то по жаловалась сестра Надежде Иванов не. — Взяла бы ты ее к себе на время, .а Надежда посмотрела на бледного, хилого ребенка, исподлобья глядев шего на взрослых, и сердце ее сжалось от жалости и боли. Трудно пришлось в первые дни. Нервный ребенок вздрагивал и кри чал, просыпаясь по ночам. Девоч ка, ища защиты, Прижималась к Надежде Ивановне всем своим сла бым Дрожащим тельцем. Ласка и по-матерински теплая забота сд е лали Свое ДелО. Вскоре звонкий смех серебряным к о л о к о л ь ч и к о м за звенел по всему дому. Сначала они жили в тесной ком натушке. Приходящих в гбети зна комых Предупреждали! «Осторож нее — под СТОЛОМ Ниночка». Отту да выглядывала ее веселая румяная мордочка. Потом Городской Совет предоставил Надежде Ивановне двухкомнатную солнечную квартиру на втором этаже большого Дома. Это было большой радостью ДЛя всех. У Нины появилась «Своя» ком ната. Шли годы. Новые впечатления, за бота близких людей, а затем школа стерли из памяти девочки страш ные картины ее раннего детства. Тем более, что мать и отец уехали из Лебедяни. Правда, иногда от них приходили письма. Мать писала о своем житье-бытье, но Ни словом не обмолвилась о дочери. Как будто и не было на свете Нины. Со своей стороны Надежда Ивановна отправ ляла сестре длинные письма с под робным описанием жизни девочки. Она и Нине внушала, что у нее есть мать и отец, которых следует ува жать и Любить. Но подросшая девоч ка уже не верила этому, так как не чувствовала с их стороны никакой о себе заботы. На стенах кори дора в Казинской средней школе в красивой рамке за стеклом помещены фотографии. «Луч шие жидбтНоводы колхоза «Россия» — читаем сверху, Доярки , птич* ницы, свинарки приветливо смотрят с портретов на ветёй. А На ферме «Пятилетка» этого колхоза красный уголок украшает небольшой стенд; «Учеба и труд вместе живут». Здесь тоже много снимков, но на фотогра фиях веселая, жизнерадостная дет вора; пионеры, комсомольцы — уч а* щиеся средней школы. Вот ученик 9 «а» класса Леонид Сушков ведет комбайн по пшеничному полю, учена* ца 9 «а» класса комсомолка Валя Мордовкина гладит теленка, группа школьников собирает полновесные золотые кукурузные початки... Это не простой Обмен фотография ми. Это свидетельство постоянной и долголетней связи школы с колхозом. П о п о ч й н у к о н ь - к о л о д е э с к и х ш к о л ь н и к о в М О Л О Д Ц Ы . РЕБЯТА! К и н о в к л а с с е Кике м ожет стать хорошим по мощником учителя. Особую ценность представляют д л я ’ цщдльг учебны е, научно-популярны е, д окументальные ф ильмы о д ости ж ен и я х науки и т ех ники. Они способствуют лучшему ус воен ию изучаемого материала. В ед ь никакое наглядное пособие , пл акат , из ображение на дОске не могут со перничать С фил ьмом Для учителя очень важно уметь использовать кино на Уроке. Для этого он должен владеть техникой показа. Н о нельзя допускать , ч тобы учебный фильм превратился в сейне ра Увлечение. Многие учителя Липецка Н аучи лись демонстрировать кинофильмы , в ш коле № 25 большинство Препода вателей знает , к ак обращаться С ки ноаппаратом. Известн о, что наибольший эффект кинофильм приносит непосредствен но в ходе урока. А как это осуще ствить, если на одну копию прихо дится Э0—35 школ? Кроме того, не которые из них порой задерживают фильмы на Месяц и более. Есть школы, учащиеся которых в тече ние двух лет не просмотрели ни од ного учебного фильма. Киноуроки вошли в практику 23-й липецкой школы. В Куликовской вось.милетней Школе УсМансКОго района, Кашарской восьмилетней Задонского района оборудованы ки* нокабинеты. ФбнД фильмотеки за последнее время пополнился новыми фильмами по физике, истории, географии и об ществоведению. Постоянным спро сом пользуются фильмы по эстети ческому Воспитанию. Директора шко л, пед агогические коллективы должны больше внимания удел. Ять пробл ем ам ки нофикации учебно-вос- питательного процесса. В. БАРБАШИНА, заведующая областной школьной фильмотекой. Особенно тесной стала связь учащих - ся с колхозным производством в пос леднее время. Декабрьский, февраль - ский Пленумы ЦК КПСС поставили большие вадачи не только Перед кол* Хозяйками, но и перед сельскими Школьниками. Когда в Казинской средней школе стало известно о почине конь-колодёз- ских учащихся, которые взяли шеф ство над красными уголками живот новодческих ферм, совет дружины и комитет комсомола решили делом Ответить на это обращение. Пионе ры 5 «б» и 6 «б» классов ухаживают за 60.телятами фермы «Пятилетка». В восьмом часу утра можно часто видеть детей, которые уХйЖиваЮт за животными, дают телятам корм, пой ло. В красном уголке ребята оформи * Ли социалистические обязательства Животноводов, вывесили диаграммы, показывающие рост продуктивности животноводства колхоза, транспарйН - ты и призывы, «боевой листок», эста фету соревнования доярок и т. п. Недавно в красных уголках ферм «Пятилетка» и «Великан» слышались музыка, смех, песни, аплодисменты. Это участники самодеятельности Школы выступили с очередным кон цертом. В школе организовали ку кольный театр. «Пётрушки», «Мат решки», медвежата и вайчата ловко действуют, словно Живые, в деТсКиХ руках. Раздаются шутки, смех, аПлб * дисменты. Доярки, свинарки, телят ницы и птичницы сердечна благо дарят детей за интересно проведен ные минуты досуга. «Не допустить ни одного случая Падежа среди телят» — так решили девочки из 5 «б» класса Люба Фур сова, Анна Долгова, Валя Афанасо ва, Лида Фурсова, Лида ДоЛгова, Лена Таболина и Люба Землянухина из 6 «б» Класса. И слово Юные пио неры держат! Комсорг школы ученик 9 класса Володя КургасОв умело направляет работу своих товарищей. Вопросу связи школы с колхозным производ ством было посвящёно последнее об щешкольное комсомольское собрание. В один из весенних дней двери школы были широко распахнуты. В гости к школьникам прибыли все ра* ботники животноводческих ферм кол хоза «Россия»: Па совещании шел деловой разговор о главном для жи * вотноводов; об успешном заверше нии зимовки скота, сохранении его поголовья. С благодарностью гово рилось здесь и о том, что школьники осенью прошлого года собрали 200 тонн кукурузных початков. Падежа на ферме не было. 10 мар та, на двадцать дней раньше срока, колхоз выполнил план продажи мп * лока государству. В этом успехе большая доля труда пионеров и комсомольцев. Н. МАКЕЕВ, учитель Казинской средней школы. Каждый четверг на фермах колхо - за имени Дзержинского устраивают - ся концерты художественной само деятельности. В них принимают уча * стие ученики шестых, седьмых, вдеь - Мых классов, учителя, заведующая библиотекой. Перед началом концерта читаются лекции на антирелигиозные, сельско. хозяйственные, международные темы , Участники художественной само деятельности, школьники, коллектив учителей обязались привести в по рядок красный уголок, тракторную будку и к весеннему севу подгото вить Новую концертную программу. В. ПОЛОЗОВ. Липецкое производственное уп равление. Несколько лет Любовь Ивановна И Ф едор Михайлович Анненковы Скитались по Стране. Занятые уст* ройством личной жизни, они все р е же и реже вспоминали о дочери. Изредка, как подачку, посылали по сылку или нёмнОГо денег. Но этим и ограничивалась их роДитеЛЬСкИя Забота. За все десять л ё т только три раза приезжали рбдйтёли НйНы в Лебедянь, Да и то по каким-то «ейо- йм» делам. Теперь, когда родиЛсЯ второй ребенок, Нина стала для них совсем Чу.Жбй. Тём крепче Привяза лась она к тетке и бабушке. С тех пор, как родители Нины по селились в г. Энгельсе Саратовской области, письма от них стали при ходить все реже и реже. Они сов сем прекратили оказывать девочке МаТёрйа Льную ПЬмощь. Между тем скромного заработка Надежды Ива новны едва хватало на содержание ееМьи. А ей Хотелось, чтобы Нина быЛа оДета И обута не хуже своих подруг. Обращения к родителям Нины Не дали никаких результатов. Тогда Надежда Ивановна написала Прокурору г. Энгельса. Результат получился самый неожи данный. Анненковы вдруг вспомни ли, что у них есть дочь, причем дочь уже взрослая, которая может и порядок в дом е навести, и за ре бенком присмотреть. Срочно взяв отпуск, работник Энгельсовского пй- щекомбината Ф. М. Анненков и его жена приехали в г. Лебедянь, Оста новившись у знакомых, даже не изъ явив никакого желания повидаться с дочерью, они отправились в народ ный суд — предъявлять на нее свои родительские права. Характерно, что все лебедянские адвокаты, знавшие Н. И. Семенову и ее племянницу, от казались вести дело. Защищать ин тересы Анненковых вЗялся адвокат из другого города. В переполненном Людьми зале су дебного заседания слушался этот Процесс. Перед судьями две сестры, такие похожие и в то же время та кие разные. Старшая скромно мол чит, слушая выступление истицы. В ее моЛчанйи непокорность. 'Только вчера, упав ей на грудь, Нина за хлебывалась слезами, умоляла не отдавать е е родителям, Любя девоч ку, она будет добиваться, Чтобы бы ло так, как она этого Хочет. Но ойа верит суду, верит, что закон стойт на страже интересов ребенка. Вто рая сестра, презрев все родствен ные чувства, старается выставить се бя в наиболее выгодном свете. Ме шая вымысел с искаженной действи тельностью, она льет грязь, обвиняя чуть ли не В уголовных преступле- ет одну цель, добровольно нйЯх ту, коТОраЯ на протяжении более десятка лёт растила И воспи тывала ее ДочЬ. Всё это преследу- Нина не пожелала пойти к родителям. Пускай суд заставит ее сделать это. — А каково желание самой де- воЧкй? — спрашивает судья. — Оно меня нё Интересует... Да это и не имеет значения. — катего рически заявляет мать, Она знает, что взяв у сестры дОч- ку, тем самым нанесет удар ещ е и старухе-мЗтери, и сестре, и самой Иине. Но это ничуть не тревожит ее. Еще бы! Выиграв дело, она по лучит Даровую домашнюю работни цу, трудолюбивую и старательную. Эта мысЛь пронизывает каждую фразу её речи. Всё учтено, все взве шено, кроме одного — желания са мой девочки. И вот Нина перед судом. Непри вычная обстановка смущает ее, но Нина полна решимости бороться до конца за свою судьбу. Обычно скромная и застенчивая, она вдруг становится смелой и решительной. Детский голосок звенит отчаянно громко в переполненном людьми зале:- — Не хочу к ним! Они родители только на бумаге. Я останусь с те тей Надей, Нина права. Ни мать, ни тем б о лее отец ни разу за все 10 с лиш нйм лёТ не поинтересовались ее жизнью, учебой. Это подтверждают сёсеДИ, учителя. Это Явствует и из материалов дела, Об этбм же сви детельствует и краткий разговор, происшедший между матерью * дочерью: — Я куплю тёбе красивые ПЛатьЯ Ты будешь учиться в Саратове. Там много институтов, университетов... Будешь инженером, — повторяла маТь заранее заготовленную фразу. — Я не буду инженером, бы Да же не знаете, кем я хочу быть, — Негодующе звучит Нинин голосок.— И красивых платьев мне не нужно Я и в ситцевых прохожу.,, Среди сидящих в зале — отец Нины Ф. М. Анненков. Никому не известно, что это за человек, Он ив представил суду ни справки с места работы, ни производственной Харак теристики. Анненков «скромно» мол чит, предоставив действовать жене Хотя она старается изо всех сил, суд выносит правильное решение: оставить девочку у Н. И. Семено вой. Но, так называемые, родители нё успокаиваются. — Мы ещ е вам Покажем, — Гро зят О НИ, — мы своёго добьемся... С, НИКИТИНА, соб. корр. «Ленинского знамени». г. Лебедянь. К л у б д р уж бы Уроки иностранного языка дают большие Возможности для воспита ния чувства интернационализма. Умело йсполь Зуют эти В озможности преподаватели средней школы № 4 г. Липецка 3 , Н. Че рнова , Ё. С. Гуди на , Э. А. Яромышева. Они ор ганизовали в Школе клуб интерна циональной дружбы, Президент Клуб а — ученица 9 класса Инна Бепднин бВа. Секций К Луба Проводят Нем ало интересных и увлекательных дел. Ребята встречались сб студентами факультета иностранных языков Елецкого пединститута, давали кон церты и организовали два заседа ний К В Н на английском языке. Секция художественной самодея тельности готовится к веЧёру Интер национальной дружбы, на который Приглашены Иноётран Ные гости. С б ольшим концертом на английском и Немецк ом языках члены клуба вы ступят в г. Гори , куд а сни отпра вятся этим леТОМ по приглашению своих друзей из Г-рузМи , В секции переписки есть интерес ный а Льббм пй СеМ и су вениров. Н о вогоднее Поздравление прислал клу бу Христ о Василь ев, возглавлявший Делегацию болгарских учителей в Советском Союзе. Ребята переписы ваются С друзьями из Кубы, Англии, ГДР, Франции, Болгарии, Польши, Чехословакии, Венгрии. Секция разговорной речи органи зует ДбкЛадЫ и Сообщения на ан глийском языке. В езоёй работе эта секций использует Передачи Цент рального раДио на иностранных языках для ШкоЛьнИксв, кинофиль мы на английском ЯзЫке. Т. ПАВЛОВА, зав. метод, кабинетом института усовершенствования учителей. П о л е з н а я к о н ф е р е н ц и я Интересной была первая районная конференция в Тербунах, посвя щенная вопросам воспитания детей. Запомнилось присутствовавшим вы ступление работницы совхоза «Пятилетка» Д. Е. Серегиной. Простая со ветская женщина уже несколько лет воспитывает осиротевших ребят. Большую работу проводит родИтеЛьский комитет Первой Тербунской Средней школы. Члены родительского комитета ведут педагогическую Пропаганду среди родителей, помогают учителям в организации кружко- Вей работы, проведении утренников, вечеров художественной самодея тельности. Об этом на конференций рассказала председатель родитель ского комитета Тербунской Школы М. Н. Высоцкая. Т айна снеговой в о д ы Й уГолКе юннатов Казинской же^ ЛёзНоДброжной шкОлы-йНтёрната по ражает пышность- и свежесть при мул, Пеларгоний. Яркб вспыхнувшие цикламены топорщат стрелой упру гие лисТОчки^ и, кажется, если уко лоть их иглой, зеленый сок так и брызнет фонтаном! В чем же секрет этих чудесных превращений? Он Очень прост. Оказывается, большая разница в том, поливать ли расте ния водопроводной водой, или та лой снеговой. Однажды ребята прочитали в жур нале «Юный натуралист» об опыте ученых Томского научно-исследова тельского института ядерной физики И решили провести его у себя, Снеговай вода обладает волшеб ным свойством. Она помогает расте ниям И ЖИВОТНЫМ быстрее разви ваться. Ученые Томского института две Партии кур Поместили в одинаковые условия, но оДННх Поили речной, а Другую тОЛЬко снеговой водой, За -Три Месяца НУрьМсНегбвйчкй» снесли Й два раза боЛьШе яиц, Такой же опыч с поросятами пока зал, чдо от с н его в о й в о д ы их вес значительно увеличивается по срав нению 0 теМН, которые пьют во допроводную воду. У свиноматки, ко торую за 2 месяца до Опороса поили сн е го в о й в о д о й , родилось 12 поросят по полтора килограмма. «Снеговички» рОСЛи быстрее в ПОЛтОра раза. Редис И оГурцы в теплицах Томского бота нического сада от снеговой воды бы ли в Полтора раза крупнев. Ученые предполагают, чго таким свойством снеговая вода обладает по- •ГОМу, ЧтО в ней меньше, чем в водо проводной, содержится тяжелой во ды. в состав которой входит изотоп водорода—дейтерий, ногорый, веро ятно, сдерживает рост растений и животных. Опыты ребят Казинской школы-ин терната, по мнению преподавателя биологии и химии Прасковьи НйКО- лвевНы ПрОПйНбй, тоже подтверж дают предположение, что снеговая вода способствует лучшему разви тию растений. г. карабач . ☆ Урок!» Антонина! Ивановны Шабановой, учительницы истории Липецкой средней школы № 30, всегда очень наглядны. До ходчивый рассказ ши роко иллюстрируется пособиями. В школе ею создан кружок краеведения и туриз ма, члены которого не раз бывали в по ходах. На снимке: А. И. Шабанова проводит контрольную работу по истории в б классе. Фото Л. Черкашина, ☆
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz