Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

15 апреля 1964 г. , М 69 (2 9 6 3 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ^ Т Ъ / Ч Л П I Ж П П Ш Ш Ж % Ш П И ж / * « т % ч л « V т « - ч т * ч « V ш С т р а н и ц а ^ ВОСПИТЫВАТЬ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА ‘-й в И И О И И К в ^ ^ ВЕДУЩ АЯ ДИСЦИ П ЛИН А п е д а г о г а и р о д и т е л я На днях* в идеологическом отделе сельского обкома К П СС обсужда­ лось состояние преподавания обще­ ствоведения в школах Липецкого района. Проверка показала , что но­ вый курс ведут , в осн овном, учите­ ля, которые имеют достаточную тео­ ретическую подготовку, Большая часть их тщательно готовится к уро­ кам, доходчиво и интересно излагает материал* применяет разнообразные методы и формы обучения. Умело, например, организуют изу­ чение курса обществоведения учите­ ля А. П. Дебельский (Боринская шко­ ла) и В. Г. Тормышев ( К азинская школа). Они следят за теоретической и методической литературой и уча­ щихся приучают работать над перво­ источниками , п ользоваться периоди­ ческой печатью. Полюбились учащим­ ся и такие формы занятий , к ак дис­ путы , се минар ы, конференции. Ин тересно, например, прошло се­ минарское занятие в 10 классе Ка­ зинской средней школы (учитель В. Г. Тормышев) по теме: «Рост про­ изводительности труда — важней­ шей условие победы коммунизма». Готовясь к семинару, учащиеся, кро­ ме учебника, ИС По Л Ьзовали дополни­ тельную литературу: материалы XXII съезда парти и, дек абрьского и фев­ ральского Пленумов Ц К КПСС, пр о­ изведения В. И. Ленина «Очередные За дачи Советской власти» И «Вели* КИЙ почин». На ейминарё они при­ водили примеры из жизни своего Колхоза. В Ленинской средней школе (курс ведет директор школы Л. И. Гоп­ ник) большое внимание уделяется межпредметным связям и повыше­ нию роли Всех учебных предметов в формировании коммунистического мировоззрения учащихся. Изучение обществоведения безус­ ловно благотворно сказывается на расширении общего кругозора уча- Щихс я , привив ает им интерес к марк­ систско-ленинской те ории, способст­ вует углублению и систематизаций знаний по другим учебным предме­ там. Однако одного изучения факти­ ческого материала еще недостаточно Для формирования научного миро­ воззрения, хотя оНо и способствует этому. Необходимо еще и синтези­ ровать знания, делать определенные выводы и обобщения. Тут как раз и проявляется Основ* кой недостаток в преподавании кур­ са обществоведения. Сообщая уча­ щимся фактический материал, воо­ ружая их знаниями, многие учителя не уделяют внимания самим выво­ дам, не учат учащихся видеть про­ явление законов диалектики в по­ вседневной жизни. Поэтому не слу­ чайн о, что большинство учащихся Бу­ тырской и Куйманской средних школ при изучении первой темы курса, ко­ торая дает понятие о диалектическом и историческом материализме, не по­ няли значения основного вопроса философии во взглядах на природу, общество и человеческое мышление. Обнаружилось, что. в ряде школ материал учащиеся Просто заучива­ ли, не вполне осознавая его. Неред­ к о школьники не способны делать са­ мостоятельные выводы и обобщения. Нек оторые учащиеся 10 класса Бу­ тырской средней школы не имели представления О свете как о мате­ ри и, поэтому у них сложилось не­ правильное убеждени е, ч то движение будто бы не могло возникнуть без первотолчка. Н а уроках Химии в эт ой Же школе учащиеся Не М огли Отве­ тить на вопрос о том. как периоди­ ческая система элементов подтверж­ дает проявление законов диалек­ тики. Одна из причин недостатков в преподавании обществоведения за­ ключается в то м, ч то учителя и ру­ ководители школ отнеслись к введе­ нию нового курса как к простому увеличению предметов в учебном плане. Это наглядно проявляется в том, что во многих Школах курс об­ ществоведения ведется без учета межпредМётНых связей. А ведь толь­ ко в теснейшей связи с Другими учеб­ ными предметами обществоведение „ П л о х и е д е т и — к т о в о т в е т е ? ” I Н а такую тему состоялась недав­ но в Доме культуры завода « Св о­ бодный сокол» родительская конфе­ ренция. С д окладом выступила рек­ тор народного университета для ро­ дителе й, з авуч школы № 3 М. Н. Черк асс. З аведующий кабинетом политиче­ ского просвещ ения партком а за в о д а И. А. Торбпчин, студент пединсти­ тута И. По токин, желобщик трубце- ха № 2 Г. А. Раэмолодин и другие говорили о том . Как лучше органи­ зовать воспитание детей. В. РАСТВОРОВ. может создать у школьников цель­ ное материалистическое представле­ ние о природе и обществе. В школах ощущается недостаток наглядных пособий, а также обще­ ственно - политической литературы, которая так необходима Для само­ стоятельной работы учащихся И Под­ готовки их к семинарским занятиям. Неужели ш кольные библиотеки не в С остоянии иметь ее 6 нужном коли­ честве? Видимо, Просто руководите­ ли школ и учителя обществоведения не уделяют этому должного внима­ ния. Партком производственного управ­ ления и районо слабо контролиро­ вали состояние преподавания в шко­ лах. До февраля инспектора районо не посетили ни одного урока общест­ воведения. Учител я, особенно те, ко­ торые впервые ведут этот курс, нуж­ даются в методической и теоретиче­ ской помощи, главным Образом, по вопросам философии и политэконо­ мии. Но партком производственного управления и районо Не организова­ ли, как эТо им было рекомендовано, постоянно действующего семинара для преподавателей обществоведе­ ния. В результате отдел ьны е учите­ ля при подготовке к занятиям отра- ничиваются школьным учебником, Не утруждают себя использованием до­ полнительной литературы и дают уроки ниже своих возможностей. Анализ уроков и работы учителей обществоведения в Школах других районов говорит о тоМ, что аНа Л О- Тичн Ые недостатки в преподавании имеют место во многих школах обла­ сти. Поэтому Сельск ому обло Н о , п арткомам производственных управ­ лений И районо в самое ближайшее Время необходимо глубоко Изучить , к ак в школах организовано препода­ вание обществоведения , устр анить недостатки и создать такие услов ия, которые обеспечили бы повышение рбли этого курса в коммунистическом воспитании учащихся. Надо еще раз позаботиться о подборе кадров педагогов, которым доверяется вести этот ответственный курс, утвердить их на бюро партко­ мов производственных управлений. При этом не следует допускать не­ оправданную передачу и перераспре­ деление часов между ними. Жела­ тель но, чтобы на преподавании обще­ ствоведения в каждой школе специа­ лизировался один наиболее подготов­ ленный учитель. Необходимо Также выявить, кто из преподавателей нуждается В повы­ шении теоретической подготовки, и по окончании учебного года напра­ вить их на курсы при областном ин­ ституте усовершенствования учите­ лей. Партком и районо должны про­ думать и организовать систематиче­ скую учебу преподавателей общест­ воведения на семинарах-практику­ мах, усилить контроль за повыше­ нием ИХ теоретической и методиче­ ской подготовки путем самообразо­ вания. Особое внимание следует обратить На развитие межпредметных связей. Эту работу следует Начать с глу­ бокого изучения всеми учителямн- предметниками программы курса об­ ществоведения. Целесообразно вве­ сти единое Тематическое планирова­ ние по общ еств ов еден и ю , истории, физике, химии, астрономии и гума­ нитарным дИсЦИп Л Инам. Только связав теснейшим образом изучение обществоведения с другими предметами , м ожно д оби ться бол ее глубоких и прочных знаний уча­ щихся. В. ЩЕГЛОВ, зам. зав. идеологическим отде- лом сельского обкома КПСС. Худ ожественная самодеятельность— важнейшее средство эстетического воспитания детей. В Липецкой |средней школе № 29 работает несколько кружков. Драматический недавно поставил пьесу В. Розова « Ее Iдрузь я». Успешно выступают и хоровые коллективы. В хоре учащихся старших классов занимается 150 ; человек, младших — 60. Создан та кжц хор мальчиков из 50 ребят. На снимке: руководитель хора учащихся младших классов Рапса Григорьевна Балахонцева проводит репетицию. Фото Л , Черкашина. 1 Л С е л ь с к и й С о в е т и ш к о л а Нед авно состоялось расширенное заседание исполкома Боринского сельского Совета, на котором об­ суждался вопрос о воспитании де­ тей школьного возраста. Семиклассники Виктор Бобков И Сергей Щукин плохо учатся, недис­ циплинированны. Их поведение об­ суждалось на заседании в присут­ ствий родителей. Тесная взаимосвязь сельского Со­ вета сО школой сказывает положи­ тельное влияние на обучение и вос­ питание детей. При исполкоме по­ стоянно работает комиссия по на­ родному образованию , к оторая Мно­ го времени уделяет вопросам вос­ питания й обучения детей. Депутаты сельского Совета Анна Давыдовна Егорова и Александра Александровна Клюева •— хорошие помещнйки педагогов и родителей. Тесную связь со школой держит председатель исполкома Боринского Совета Фёдор Никитич Беляев. Он принимает активное участие в про­ ведении всех школьных мероприя­ тий, „часто приглашает для беседы родителей и учащихся, интересуется нуждами школы. Заслуживает внимания положи­ тельный опыт работы по восиитя* нию детей и борьбе с детской без­ надзорностью Боринского отделения милиций. Начальник отделения т, Панюшкин чаете посещает Школу , беседует е пед агогами и членами родительского комитет а, выступает с Докладами Перёд родительской об­ щественностью. При отделении милиции органи­ зована детская нйроДйа Я дружи на из 48 человек , к омандиром которой назначен одиннадцатиклассник С а­ ша К ожевников. 40 учащихся школы Явл яются Юными друзьями милиций , они сле­ дят за пбряДкоМ И Дйсцийлйной , з а С охранностью Школьного оборудо­ вания И иму щества, Это начинание В ш кале весьма полезно, §гб следу­ ет всячески ПбДДёржй Ва ТБ. А. КОЛОСОВ. К о г о н а з ы в а т ь м а м о й ? «Мате рью зовется не та, что родила, а та, что в люди выдела*. (Народная пословица). ...Нина учится в шестом классе. У нее миловидное румяное лицо и длинные свеТЛЫё КОСЫ. ТётЯ НаДя впЛетйеТ в НИХ прозрачные кэПромЬ- вЫе ленты, и тогдё Кажется, буд то на ГОЛойу Деарчки опустились Две большие белые бабочки. Тетя Надя... С ней связано все: материнская лас­ ка и строгий серьезный разговор по душам. С те* пор, как Нина пом­ нит себя, у нее не было ближе и роднее человека, чем тетя Надя, да еЩе бабушка Елизавета Михайловна. Хорошо бывает вечерами в их меленькой уютной квартире. Свер­ нувшись клубочком возле теТи На­ ди, Нина Любит слушать ее расска­ зы. ВеДь Нинина тетя (й девочка страшно гордится этим) вею войну была в Советской Армии, прошла с нею путь до Берлина. Она имеет орден и медали. Это тетя привила Нйне любозна­ тельность и любовь к книге, приучи­ ла ее к аккуратности и трудолюбию, научила быть доброй. Да, с тех пор, как Нина пемнит себя, рядом с нею всегда были ум­ ные И добрые взрослые — тётя На­ дя и бабушка. Они водили ее гу­ лять, открывая ей новый мир, когда она была совсем маленькой, ночами просиживали у ее постели во время болезней. Настоящим праздником сделали они для Нины день, когда она в первый раз пошла учиться. С тех пор тетя Надя Ст ала постоян­ ным посетителем школы. Все свои силы, всю жизнь, всю щедрость своей Души отдавала На1 ДёЖДа Ивановна Семенова девочке. ...У младшей сестры Любы не ла­ дилась семейная жизнь. Муж посто­ янно приходил домой пьяным, безо* бразничал, избивал жену. — Боюсь за дочку, — как-то по­ жаловалась сестра Надежде Иванов­ не. — Взяла бы ты ее к себе на время, .а Надежда посмотрела на бледного, хилого ребенка, исподлобья глядев­ шего на взрослых, и сердце ее сжалось от жалости и боли. Трудно пришлось в первые дни. Нервный ребенок вздрагивал и кри­ чал, просыпаясь по ночам. Девоч­ ка, ища защиты, Прижималась к Надежде Ивановне всем своим сла­ бым Дрожащим тельцем. Ласка и по-матерински теплая забота сд е­ лали Свое ДелО. Вскоре звонкий смех серебряным к о л о к о л ь ч и к о м за­ звенел по всему дому. Сначала они жили в тесной ком­ натушке. Приходящих в гбети зна­ комых Предупреждали! «Осторож­ нее — под СТОЛОМ Ниночка». Отту­ да выглядывала ее веселая румяная мордочка. Потом Городской Совет предоставил Надежде Ивановне двухкомнатную солнечную квартиру на втором этаже большого Дома. Это было большой радостью ДЛя всех. У Нины появилась «Своя» ком­ ната. Шли годы. Новые впечатления, за­ бота близких людей, а затем школа стерли из памяти девочки страш­ ные картины ее раннего детства. Тем более, что мать и отец уехали из Лебедяни. Правда, иногда от них приходили письма. Мать писала о своем житье-бытье, но Ни словом не обмолвилась о дочери. Как будто и не было на свете Нины. Со своей стороны Надежда Ивановна отправ­ ляла сестре длинные письма с под­ робным описанием жизни девочки. Она и Нине внушала, что у нее есть мать и отец, которых следует ува­ жать и Любить. Но подросшая девоч­ ка уже не верила этому, так как не чувствовала с их стороны никакой о себе заботы. На стенах кори­ дора в Казинской средней школе в красивой рамке за стеклом помещены фотографии. «Луч­ шие жидбтНоводы колхоза «Россия» — читаем сверху, Доярки , птич* ницы, свинарки приветливо смотрят с портретов на ветёй. А На ферме «Пятилетка» этого колхоза красный уголок украшает небольшой стенд; «Учеба и труд вместе живут». Здесь тоже много снимков, но на фотогра­ фиях веселая, жизнерадостная дет­ вора; пионеры, комсомольцы — уч а* щиеся средней школы. Вот ученик 9 «а» класса Леонид Сушков ведет комбайн по пшеничному полю, учена* ца 9 «а» класса комсомолка Валя Мордовкина гладит теленка, группа школьников собирает полновесные золотые кукурузные початки... Это не простой Обмен фотография­ ми. Это свидетельство постоянной и долголетней связи школы с колхозом. П о п о ч й н у к о н ь - к о л о д е э с к и х ш к о л ь н и к о в М О Л О Д Ц Ы . РЕБЯТА! К и н о в к л а с с е Кике м ожет стать хорошим по­ мощником учителя. Особую ценность представляют д л я ’ цщдльг учебны е, научно-популярны е, д окументальные ф ильмы о д ости ж ен и я х науки и т ех ­ ники. Они способствуют лучшему ус­ воен ию изучаемого материала. В ед ь никакое наглядное пособие , пл акат , из ображение на дОске не могут со­ перничать С фил ьмом Для учителя очень важно уметь использовать кино на Уроке. Для этого он должен владеть техникой показа. Н о нельзя допускать , ч тобы учебный фильм превратился в сейне­ ра Увлечение. Многие учителя Липецка Н аучи­ лись демонстрировать кинофильмы , в ш коле № 25 большинство Препода­ вателей знает , к ак обращаться С ки ноаппаратом. Известн о, что наибольший эффект кинофильм приносит непосредствен­ но в ходе урока. А как это осуще­ ствить, если на одну копию прихо­ дится Э0—35 школ? Кроме того, не­ которые из них порой задерживают фильмы на Месяц и более. Есть школы, учащиеся которых в тече­ ние двух лет не просмотрели ни од­ ного учебного фильма. Киноуроки вошли в практику 23-й липецкой школы. В Куликовской вось.милетней Школе УсМансКОго района, Кашарской восьмилетней Задонского района оборудованы ки* нокабинеты. ФбнД фильмотеки за последнее время пополнился новыми фильмами по физике, истории, географии и об­ ществоведению. Постоянным спро­ сом пользуются фильмы по эстети­ ческому Воспитанию. Директора шко л, пед агогические коллективы должны больше внимания удел. Ять пробл ем ам ки нофикации учебно-вос- питательного процесса. В. БАРБАШИНА, заведующая областной школьной фильмотекой. Особенно тесной стала связь учащих - ся с колхозным производством в пос­ леднее время. Декабрьский, февраль - ский Пленумы ЦК КПСС поставили большие вадачи не только Перед кол* Хозяйками, но и перед сельскими Школьниками. Когда в Казинской средней школе стало известно о почине конь-колодёз- ских учащихся, которые взяли шеф­ ство над красными уголками живот­ новодческих ферм, совет дружины и комитет комсомола решили делом Ответить на это обращение. Пионе­ ры 5 «б» и 6 «б» классов ухаживают за 60.телятами фермы «Пятилетка». В восьмом часу утра можно часто видеть детей, которые уХйЖиваЮт за животными, дают телятам корм, пой­ ло. В красном уголке ребята оформи * Ли социалистические обязательства Животноводов, вывесили диаграммы, показывающие рост продуктивности животноводства колхоза, транспарйН - ты и призывы, «боевой листок», эста­ фету соревнования доярок и т. п. Недавно в красных уголках ферм «Пятилетка» и «Великан» слышались музыка, смех, песни, аплодисменты. Это участники самодеятельности Школы выступили с очередным кон­ цертом. В школе организовали ку­ кольный театр. «Пётрушки», «Мат­ решки», медвежата и вайчата ловко действуют, словно Живые, в деТсКиХ руках. Раздаются шутки, смех, аПлб * дисменты. Доярки, свинарки, телят­ ницы и птичницы сердечна благо­ дарят детей за интересно проведен­ ные минуты досуга. «Не допустить ни одного случая Падежа среди телят» — так решили девочки из 5 «б» класса Люба Фур­ сова, Анна Долгова, Валя Афанасо­ ва, Лида Фурсова, Лида ДоЛгова, Лена Таболина и Люба Землянухина из 6 «б» Класса. И слово Юные пио­ неры держат! Комсорг школы ученик 9 класса Володя КургасОв умело направляет работу своих товарищей. Вопросу связи школы с колхозным производ­ ством было посвящёно последнее об­ щешкольное комсомольское собрание. В один из весенних дней двери школы были широко распахнуты. В гости к школьникам прибыли все ра* ботники животноводческих ферм кол­ хоза «Россия»: Па совещании шел деловой разговор о главном для жи * вотноводов; об успешном заверше­ нии зимовки скота, сохранении его поголовья. С благодарностью гово­ рилось здесь и о том, что школьники осенью прошлого года собрали 200 тонн кукурузных початков. Падежа на ферме не было. 10 мар­ та, на двадцать дней раньше срока, колхоз выполнил план продажи мп * лока государству. В этом успехе большая доля труда пионеров и комсомольцев. Н. МАКЕЕВ, учитель Казинской средней школы. Каждый четверг на фермах колхо - за имени Дзержинского устраивают - ся концерты художественной само­ деятельности. В них принимают уча * стие ученики шестых, седьмых, вдеь - Мых классов, учителя, заведующая библиотекой. Перед началом концерта читаются лекции на антирелигиозные, сельско. хозяйственные, международные темы , Участники художественной само­ деятельности, школьники, коллектив учителей обязались привести в по­ рядок красный уголок, тракторную будку и к весеннему севу подгото­ вить Новую концертную программу. В. ПОЛОЗОВ. Липецкое производственное уп­ равление. Несколько лет Любовь Ивановна И Ф едор Михайлович Анненковы Скитались по Стране. Занятые уст* ройством личной жизни, они все р е­ же и реже вспоминали о дочери. Изредка, как подачку, посылали по­ сылку или нёмнОГо денег. Но этим и ограничивалась их роДитеЛЬСкИя Забота. За все десять л ё т только три раза приезжали рбдйтёли НйНы в Лебедянь, Да и то по каким-то «ейо- йм» делам. Теперь, когда родиЛсЯ второй ребенок, Нина стала для них совсем Чу.Жбй. Тём крепче Привяза­ лась она к тетке и бабушке. С тех пор, как родители Нины по­ селились в г. Энгельсе Саратовской области, письма от них стали при­ ходить все реже и реже. Они сов­ сем прекратили оказывать девочке МаТёрйа Льную ПЬмощь. Между тем скромного заработка Надежды Ива­ новны едва хватало на содержание ееМьи. А ей Хотелось, чтобы Нина быЛа оДета И обута не хуже своих подруг. Обращения к родителям Нины Не дали никаких результатов. Тогда Надежда Ивановна написала Прокурору г. Энгельса. Результат получился самый неожи­ данный. Анненковы вдруг вспомни­ ли, что у них есть дочь, причем дочь уже взрослая, которая может и порядок в дом е навести, и за ре­ бенком присмотреть. Срочно взяв отпуск, работник Энгельсовского пй- щекомбината Ф. М. Анненков и его жена приехали в г. Лебедянь, Оста­ новившись у знакомых, даже не изъ­ явив никакого желания повидаться с дочерью, они отправились в народ­ ный суд — предъявлять на нее свои родительские права. Характерно, что все лебедянские адвокаты, знавшие Н. И. Семенову и ее племянницу, от­ казались вести дело. Защищать ин­ тересы Анненковых вЗялся адвокат из другого города. В переполненном Людьми зале су­ дебного заседания слушался этот Процесс. Перед судьями две сестры, такие похожие и в то же время та­ кие разные. Старшая скромно мол­ чит, слушая выступление истицы. В ее моЛчанйи непокорность. 'Только вчера, упав ей на грудь, Нина за­ хлебывалась слезами, умоляла не отдавать е е родителям, Любя девоч­ ку, она будет добиваться, Чтобы бы­ ло так, как она этого Хочет. Но ойа верит суду, верит, что закон стойт на страже интересов ребенка. Вто­ рая сестра, презрев все родствен­ ные чувства, старается выставить се­ бя в наиболее выгодном свете. Ме­ шая вымысел с искаженной действи­ тельностью, она льет грязь, обвиняя чуть ли не В уголовных преступле- ет одну цель, добровольно нйЯх ту, коТОраЯ на протяжении более десятка лёт растила И воспи­ тывала ее ДочЬ. Всё это преследу- Нина не пожелала пойти к родителям. Пускай суд заставит ее сделать это. — А каково желание самой де- воЧкй? — спрашивает судья. — Оно меня нё Интересует... Да это и не имеет значения. — катего­ рически заявляет мать, Она знает, что взяв у сестры дОч- ку, тем самым нанесет удар ещ е и старухе-мЗтери, и сестре, и самой Иине. Но это ничуть не тревожит ее. Еще бы! Выиграв дело, она по­ лучит Даровую домашнюю работни­ цу, трудолюбивую и старательную. Эта мысЛь пронизывает каждую фразу её речи. Всё учтено, все взве­ шено, кроме одного — желания са­ мой девочки. И вот Нина перед судом. Непри­ вычная обстановка смущает ее, но Нина полна решимости бороться до конца за свою судьбу. Обычно скромная и застенчивая, она вдруг становится смелой и решительной. Детский голосок звенит отчаянно громко в переполненном людьми зале:- — Не хочу к ним! Они родители только на бумаге. Я останусь с те­ тей Надей, Нина права. Ни мать, ни тем б о ­ лее отец ни разу за все 10 с лиш нйм лёТ не поинтересовались ее жизнью, учебой. Это подтверждают сёсеДИ, учителя. Это Явствует и из материалов дела, Об этбм же сви­ детельствует и краткий разговор, происшедший между матерью * дочерью: — Я куплю тёбе красивые ПЛатьЯ Ты будешь учиться в Саратове. Там много институтов, университетов... Будешь инженером, — повторяла маТь заранее заготовленную фразу. — Я не буду инженером, бы Да­ же не знаете, кем я хочу быть, — Негодующе звучит Нинин голосок.— И красивых платьев мне не нужно Я и в ситцевых прохожу.,, Среди сидящих в зале — отец Нины Ф. М. Анненков. Никому не известно, что это за человек, Он ив представил суду ни справки с места работы, ни производственной Харак­ теристики. Анненков «скромно» мол­ чит, предоставив действовать жене Хотя она старается изо всех сил, суд выносит правильное решение: оставить девочку у Н. И. Семено­ вой. Но, так называемые, родители нё успокаиваются. — Мы ещ е вам Покажем, — Гро­ зят О НИ, — мы своёго добьемся... С, НИКИТИНА, соб. корр. «Ленинского знамени». г. Лебедянь. К л у б д р уж бы Уроки иностранного языка дают большие Возможности для воспита­ ния чувства интернационализма. Умело йсполь Зуют эти В озможности преподаватели средней школы № 4 г. Липецка 3 , Н. Че рнова , Ё. С. Гуди на , Э. А. Яромышева. Они ор­ ганизовали в Школе клуб интерна­ циональной дружбы, Президент Клуб а — ученица 9 класса Инна Бепднин бВа. Секций К Луба Проводят Нем ало интересных и увлекательных дел. Ребята встречались сб студентами факультета иностранных языков Елецкого пединститута, давали кон­ церты и организовали два заседа­ ний К В Н на английском языке. Секция художественной самодея­ тельности готовится к веЧёру Интер­ национальной дружбы, на который Приглашены Иноётран Ные гости. С б ольшим концертом на английском и Немецк ом языках члены клуба вы­ ступят в г. Гори , куд а сни отпра­ вятся этим леТОМ по приглашению своих друзей из Г-рузМи , В секции переписки есть интерес­ ный а Льббм пй СеМ и су вениров. Н о­ вогоднее Поздравление прислал клу­ бу Христ о Василь ев, возглавлявший Делегацию болгарских учителей в Советском Союзе. Ребята переписы­ ваются С друзьями из Кубы, Англии, ГДР, Франции, Болгарии, Польши, Чехословакии, Венгрии. Секция разговорной речи органи­ зует ДбкЛадЫ и Сообщения на ан­ глийском языке. В езоёй работе эта секций использует Передачи Цент­ рального раДио на иностранных языках для ШкоЛьнИксв, кинофиль­ мы на английском ЯзЫке. Т. ПАВЛОВА, зав. метод, кабинетом института усовершенствования учителей. П о л е з н а я к о н ф е р е н ц и я Интересной была первая районная конференция в Тербунах, посвя­ щенная вопросам воспитания детей. Запомнилось присутствовавшим вы­ ступление работницы совхоза «Пятилетка» Д. Е. Серегиной. Простая со­ ветская женщина уже несколько лет воспитывает осиротевших ребят. Большую работу проводит родИтеЛьский комитет Первой Тербунской Средней школы. Члены родительского комитета ведут педагогическую Пропаганду среди родителей, помогают учителям в организации кружко- Вей работы, проведении утренников, вечеров художественной самодея­ тельности. Об этом на конференций рассказала председатель родитель­ ского комитета Тербунской Школы М. Н. Высоцкая. Т айна снеговой в о д ы Й уГолКе юннатов Казинской же^ ЛёзНоДброжной шкОлы-йНтёрната по­ ражает пышность- и свежесть при­ мул, Пеларгоний. Яркб вспыхнувшие цикламены топорщат стрелой упру­ гие лисТОчки^ и, кажется, если уко­ лоть их иглой, зеленый сок так и брызнет фонтаном! В чем же секрет этих чудесных превращений? Он Очень прост. Оказывается, большая разница в том, поливать ли расте­ ния водопроводной водой, или та­ лой снеговой. Однажды ребята прочитали в жур­ нале «Юный натуралист» об опыте ученых Томского научно-исследова­ тельского института ядерной физики И решили провести его у себя, Снеговай вода обладает волшеб­ ным свойством. Она помогает расте­ ниям И ЖИВОТНЫМ быстрее разви­ ваться. Ученые Томского института две Партии кур Поместили в одинаковые условия, но оДННх Поили речной, а Другую тОЛЬко снеговой водой, За -Три Месяца НУрьМсНегбвйчкй» снесли Й два раза боЛьШе яиц, Такой же опыч с поросятами пока­ зал, чдо от с н его в о й в о д ы их вес значительно увеличивается по срав­ нению 0 теМН, которые пьют во­ допроводную воду. У свиноматки, ко­ торую за 2 месяца до Опороса поили сн е го в о й в о д о й , родилось 12 поросят по полтора килограмма. «Снеговички» рОСЛи быстрее в ПОЛтОра раза. Редис И оГурцы в теплицах Томского бота­ нического сада от снеговой воды бы­ ли в Полтора раза крупнев. Ученые предполагают, чго таким свойством снеговая вода обладает по- •ГОМу, ЧтО в ней меньше, чем в водо­ проводной, содержится тяжелой во­ ды. в состав которой входит изотоп водорода—дейтерий, ногорый, веро­ ятно, сдерживает рост растений и животных. Опыты ребят Казинской школы-ин­ терната, по мнению преподавателя биологии и химии Прасковьи НйКО- лвевНы ПрОПйНбй, тоже подтверж­ дают предположение, что снеговая вода способствует лучшему разви­ тию растений. г. карабач . ☆ Урок!» Антонина! Ивановны Шабановой, учительницы истории Липецкой средней школы № 30, всегда очень наглядны. До­ ходчивый рассказ ши­ роко иллюстрируется пособиями. В школе ею создан кружок краеведения и туриз­ ма, члены которого не раз бывали в по­ ходах. На снимке: А. И. Шабанова проводит контрольную работу по истории в б классе. Фото Л. Черкашина, ☆

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz