Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 5 апреля 1 9 6 4 г., 3 * 8 1 (2 9 7 5 1 ДОКЛАД ТОВАРИЩА М . А. СУСЛОВА НА ПЛЕНУМЕ ЦК (Продолжение. Н ачало на 2-й , 3-й, 4-й, 5-й стр.). Что касается КПСС и Советского Союза, то мы, оставаясь верными принципами марксизма-ле нинизма, будем неуклонно выполнять свой интер национальный долг, мы предпринимали и будем предпринимать все необходимые меры, направ ленные на нормализацию советско-китайских от ношений, на укрепление дружбы наших народов. Коммунистическая партия Советского Союза и впредь будет добиваться нормализации обстанов ки, укрепления дружбы КПСС с Коммунистиче ской партией Китая. Наша партия глубоко убеж дена в том, что эта дружба будет существовать, расти и крепнуть. (Аплодисменты). V I . Р аскольническая деятельность китайских р у к о в о д и т е л е й в к о мм у н и с т и ч е с к о м м и р о в о м д в иже н и и В последнее время резко усилились подрывные действия китайских руководителей, направлен- *ные на то, чтобы вызвать раскол как всего миро вого коммунистического движения, так и ряда марксистско-ленинских партий. Эта раскольниче ская деятельность приобрела открытый характер, развертывается по широкому фронту и стала осо бенно изощренной и беспримерной по своим при емам. Полемика, развязанная руководителями КПК в рядах мирового коммунистического дви жения, превращена ими в орудие прямой полити ческой борьбы против братских партий. Свою подрывную деятельность против ленин ского единства мирового коммунистического дви жения китайские руководители решили, по-види мому, довести до конца. В последние дни они * открыто объявили, будто раскол стал «неизбеж ным». Другими словами, они теперь полностью раскрыли свои подлинные цели, которые вына шивали в течение ряда лет в отношении между народного коммунистического движения. В своей фракционной борьбе китайские руко водители дошли до того, что рвут отношения с некоторыми марксистско-ленинскими партиями, по своему произволу объявляют их «несуществу ющими», провозгласив в качестве «партий» ско лоченные ими раскольнические группки. Они во всеуслышание объявили о том, что поддержива ют фракционные, раскольнические группы, соз данные ими же самими в ряде стран для борьбы с марксистско-ленинскими партиями. Таким обра зом, руководство КПК открыто взяло на себя от ветственность за гнусную деятельность всех этих групп и их борьбу против братских партий. Руководство КПК явно ведет дело к тому, что бы сформировать под своей эгидой нечто вроде особого международного блока, противопоставить его мировому коммунистическому движению, как орудие усиления борьбы с ним. Китайские представители в международных демократических объединениях резко усилили раскольническую деятельность, открыто взяли курс на создание сепаратных организаций, на подрыв связей между прогрессивными, демокра тическими силами различных стран и районов мира. Таким образом, хотя китайские руководители время от времени все еще прикрываются фраза ми о сплочении и единстве, на деле все их прак тические действия направлены на расшатывание международного коммунистического движения, на его раскол. Политика и деятельность китайских руководителей составляет сегодня главную опас ность для единства мирового коммунистического движения. В этом свете надо расценивать и появление в органах ЦК КПК — газете «Жэньминь жибао» и журнале «Хунци» — фракционной, направлен ной против КПСС, всего мирового коммунисти ческого движения статьи от 4 февраля с. г., пред ставляющей собой своего рода платформу рас кола революционного движения рабочего класса. В статье китайские руководители утверждают, будто развитие коммунистического движения идет по формуле: «сплочение — борьба или даж е рас к ол— новое сплочение на новой основе». Они ссылаются при этом на законы диалектики. Но каждому марксисту-ленинцу ясно, что эта так называемая «диалектика» — лишь новая по пытка прикрыть псевдотеоретическими рассужде ниями свою политику раскола. Кто может сегодня говорить о «неизбежности» , раскола? Только тот, кто сам порывает с марк сизмом-ленинизмом, с принципами пролетарского интернационализма. Наоборот, все, кому дороги интересы великого дела международного рабоче го класса, не видят никаких объективных причин для раскола современного коммунистического движения. Оно имеет проверенную на долгом опыте борьбы политическую линию, которая при несла столь выдающиеся победы рабочему клас су и делу социализма и которая пользуется гро мадным авторитетом у народных масс. К чему привел бы в нынешних условиях рас кол мирового коммунистического движения? Яс но, что он привел бы к подрыву единства основ ных сил мирового антиимпериалистического фрон та — социалистического лагеря, международного рабочего движения, национально-освободительно го движения, общедемократических движений народных масс. А это было бы только на руку агрессивным силам империализма, облегчило бы им наступление на позиции мирового освободи тельного движения. Ясно, что тот, кто ведет де ло к расколу, берет на себя большую, ни с чем не сравнимую историческую ответственность. С тех пор, как существует международное ком мунистическое движение, реакционеры всего ми ра прилагают бешеные усилия к тому, чтобы вызвать раскол в его рядах. Теперь китайские руководители хотят осуществить то, что не уда лось империалистической реакции. В свете нынешней раскольнической деятельно сти китайских руководителей стало яснее, поче му представители КПК так рьяно добивались на Совещании 1960 года, чтобы в Заявление не включался пункт о недопустимости фракционной деятельности в рядах международного коммуни стического движения, Тогда братские партии единодушно отвергли" эти домогательства китай ской делегации. Совещание 1960 года записало в своем Заявлении, что одним из обязательных условий победы коммунистов в борьбе за их це ли является недопущение каких-либо действий, могущих подорвать единство международного коммунистического движения. Вскоре же после Совещания китайские руко водители нарушили это обязательство, взятое ими на себя вместе со всеми братскими партиями. Они даж е попытались, в частности, в статье «Про летарии всех стран, соединяйтесь, боритесь про тив нашего общего врага» (декабрь 1962 г.) под вести «теоретическую» базу под свой отказ вы полнять общее решение. Руководители КПК вы двинули некую концепцию «большинства и мень шинства», согласно которой меньшинство будто бы имеет право не соблюдать совместно приня тые решения, вести борьбу против принятой об щей линии. Это означает не что иное, как реви зию основного организационного принципа ле нинизма, ибо В. И. Ленин учил, что «только под чинение меньшинства большинству — может быть принципом рабочего движения» (Соч., т. 20, стр. 354). Большинство, против которого выступают пе кинские руководители, — это то большинство, ко торое включает в себя коммунистические партии, приведшие рабочий класс своих стран к завоева нию власти, обеспечивающие всемирно-историче ские победы социализма. Это то большинство, которое включает в себя коммунистические пар тии всех без исключения континентов, идущие в авангарде революционной борьбы. В своем фракционном ослеплений китайские руководители не остановились перед тем, что стали именовать марксистско-ленинские партии ни много, ни мало, как «фиктивным» большин ством. Это далеко не новый прием. Его применяли раскольники еще против Ленина, хвастливо за являя, что когда-нибудь за ними пойдет боль шинство и вот тогда они будут признавать его волю. О таких людях Ленин писал, что они «при знают волю большинства сознательных рабочих не в настоящем, а в будущем, именно в том и только в том будущем,когда рабочие согласятся с ними, с ликвидаторами, с Плехановым, с Троц ким!!» (Соч., т. 20, стр. 451). Выходит, что во все времена раскольники, вы ступая против воли большинства, прибегают к одним и тем же ухищрениям. В последнее время в своей борьбе против прин ципа подчинения меньшинства большинству ру ководство КПК первым из всех оппортунистов и раскольников, с которыми приходилось когда-ли бо сталкиваться международному коммунистиче скому движению, выдвинуло тезис о «закономер ности» существования нескольких коммунистиче ских партий в одной и той ж е стране^ Причем из их рассуждений вытекает, что такие партии долж ны бороться не столько с врагами рабочего клас са, сколько между собой. Нет необходимости подробно опровергать здесь эту в корне пороч ную концепцию, ибо каждому сознательному ра бочему ясно, что единство классовых интересов и воли пролетариата, его идеология, его классовая организованность находят воплощение в единой и монолитной марксистско-ленинской партии. Но следует еще раз указать на то, к каким вывер там прибегают современные раскольники, чтобы внести замешательство в ряды рабочего движе ния, подорвать единство коммунистических ря дов. В этих целях они не останавливаются даже перед извращением высказываний В. И. Ленина. Вот один характерный пример. В известной, работе «О нарушении единства, прикрываемом криками о единстве» В. И. Ленин клеймит раскольничество Троцкого, разоблачает его клевету на большевистскую партию, его по пытки дезорганизовать рабочее движение своей пропагандой неподчинения меньшинства воле большинства рабочих. В. Иг Ленин писал: «Там, где сплотилось большинство сознательных рабо чих вокруг точных и определенных решений, там есть единство мнений и действий, там есть пар тийность и партия... Пытаясь теперь убедить ра бочих не исполнять решений того «целого», кото рое признают марксисты-правдисты, Троцкий пы тается дезорганизовать движение и вызвать рас кол». Ленин расценивал действия Троцкого как «именно раскольничество в смысле самого безза стенчивого нарушения воли большинства рабо чих» (т. 20, стр. 310, 312). Авторы статьи «Женьминь жибао» и журнала «Хунци» от 4 февраля 1964 года так цитируют статью В. И. Ленина, что извращается позиция Ленина, который всегда подчеркивал обязатель ность общей пролетарской дисциплины и требо вал подчинения меньшинства воле большинства рабочих. Пытаясь дезорганизовать коммунисти ческие партии, китайские раскольники пошли на прямой подлог. Китайские руководители, далее, запутывают и такой^ясный вопрос, как необходимость опреде ленной международной дисциплины в рядах ком мунистического движения. Они утверждают, буд то о такой дисциплине не может быть и речи, поскольку сейчас нет централизованной органи зации типа Коминтерна. Но такими рассуждениями руководители КПК, сами того, видимо, не замечая, выдают себя с головой. Они не понимают, что в современных условиях международная дисциплина коммуни стов это не выполнение каких-то приказов, диктуемых кем-то сверху, а добровольное, осно ванное на высоком понимании своего интерна ционального долга принятие на себя компартия ми определенных обязанностей перед всем меж дународным коммунистическим движением и друг перед другом, а также последовательное выпол нение этих обязанностей на практике. Именно из этого исходили братские партии, когда в З а явлении 1960 года взяли на себя обязательство строго соблюдать следующие принципы: беречь как зеницу ока единство партии; солидарно со блюдать совместно разработанные оценки и вы воды, касающиеся общих задач борьбы против империализма, за мир, демократию и социализм; не допускать каких-либо действий, могущих по-'* дорвать единство международного коммунисти ческого движения; оказывать друг другу взаим ную поддержку, уважать независимость и равно правие всех марксистско-ленинских партий. Последовательное соблюдение коллективно вы раженной воли международного коммунистиче ского движения — это показатель марксистской зрелости каждой партии, ее интернационализма, так как марксизм-ленинизм и интернационализм нераздельны. В рассуждениях китайских руководителей по этому вопросу, видимо, сказывается их общее воззрение на дисциплину, которую они рассмат ривают не как сознательное выполнение своего долга всеми отрядами великого союза единомыш- ленников-коммунистов, а как принудительное подчинение и командование. Очевидно, здесь про является воздействие практики, которая так ха рактерна для методов самих руководителей Ки тайской компартии. Но как это чуждо всему духу марксизма-ле нинизма! В. И. Ленин, говоря о русских больше виках, писал: «Мы гордимся тем, что великие во просы борьбы рабочих за свое освобождение мы решаем, подчиняясь международной дисциплине революционного пролетариата, учитывая опыт рабочих разных стран, считаясь с их знаниями, с их волей, осуществляя таким способом на деле (а не на словах, как Реннеры, Фрицы Адлеры и Отто Бауэры) единство классовой бррьбы рабо чих за коммунизм во всем мире» (Соч., т. 31, стр. 244). Для китайских же руководителей в настоящее время предметом особой гордости стало именно полное пренебрежение к международной дисцип лине коммунистов, поистине анархическое пове дение как в полемике, так и в обращении с брат скими партиями. В настоящее время стала окончательно ясной не только истинная подоплека «теорий», распро страняемых китайскими руководителями для оп равдания своей раскольнической деятельности, но и основные направления, по которым разверты вается эта деятельность на практике, ее приемы и методы. Главные свои удары руководители КПК кон центрируют на наиболее сильных и авторитетных отрядах международного коммунистического дви жения — Коммунистической партии Советского Союза и компартиях других социалистических стран, на французской, итальянской и других компартиях. Они поставили своей целью любой ценой дискредитировать все подлинно марксист ско-ленинские партии, пользующ иеся за сл у ж ен ным уважением в мировом коммунистическом движении и в глазах народных масс. Вызывает особое возмущение позиция ЦК КПК в отношении коммунистических партий, ведущих свою борьбу в капиталистических странах. Этим партиям, находящимся и без того в Сложных условиях, китайские руководители создают сейчас немало дополнительных трудностей. Они всячески порочат марксистско-ленинское руководство этих партий, стремятся подорвать его авторитет. По адресу испытанных деятелей рабочего класса бросаются такие оскорбления, как «трусливы, как мыши», «попугаи», «двурушники» и т. п. Это говорится о руководителях партий, кото рые показали образцы героической борьбы про- ' тив фашизма, а сейчас идут в авангарде анти монополистической борьбы, представляют собой крупнейшую национальную силу. Это говорится также о боевых и уважаемых товарищах, кото рые борются в тяжелых условиях, подвергаются преследованиям. Что, кроме негодования, могут вызывать заявления о том, что руководители Ком партии США «действуют заодно с наиболее аван тюристическими американскими империалистами», чтр позиции чилийских коммунистов «отвечают цеЛям американского империализма, направлен ным на сохранение его господства в Латинской Америке», что руководство Компартии Индии не более чем «клика» и тому подобные. О том, как в Пекине понимают пролетарскую солидарность, можно судить по отношению ЦК КПК к расправе баасистских националистов с Салямом Адилем и другими руководителями Компартии Ирака. В беседах с иностранными де легациями китайские лидеры открыто злорадст вовали по поводу зверского убийства иракских товарищей. Сразу же после баасистского перево рота они стали искать контактов с убийцами. Как теперь выяснилось, китайские представители в Ираке хотели воспользоваться тем, что Ком партия Ирака оказалась обезглавленной, и соз дать там свою раскольническую группку. Вся китайская пропагандистская машина — агентство Синьхуа, информационные центры, раз личного рода бюллетени, радио повернуты сейчас на борьбу против марксистско-ленинских партий. По существу, китайские руководители открыли против братских партий новый идеологический фронт. При этом они не брезгают приемами, пря мо заимствованными из арсенала антикоммуниз ма. Чего стоит, например, пущенная китайской пропагандой в ход выдумка о «жезле Москвы», по мановению которого будто компартии «пово рачиваются» то в одну, то в другую сторону. Это измышление одинаково оскорбительно как для братских партий, неуклонно отстаивающих на циональные интересы своих народов, так и для КПСС, которой чуждо всякое вмешательство во внутренние дела других партий. Это не что иное, как новый вариант старой басни о «руке Моск вы», изобретенной империалистической пропаган дой. Ее использовали еще в борьбе против Л е нина и Коминтерна правые вожди социал-демо кратии. Теперь ее взяли на вооружение в Пекине. Верхом раскольнической деятельности китай ских руководителей в последнее время стала вер бовка себе сторонников в рядах братских партий, создание из них фракционных групп. Еще в пись ме от 14 июня 1963 г. руководство КПК угрожа ло братским партиям тем, что если они отвергнут установки Пекина, то вместо них придут новые люди, «состоящие или не состоящие членами этой партии». Факты последнего времени показы вают, что китайские лидеры проводят теперь в жизнь эту угрозу, пытаясь насадить во главе ра бочего движения некоторых стран всякого рода ренегатов, перерожденцев и авантюристов. Ско лачиваемые из этих отщепенцев раскольнические группировки руководители КПК стремятся пре вратить в основное орудие своей борьбы против марксистско-ленинских партий. В настоящее время с помощью и при поддерж ке Пекина антипартийные раскольнические груп пки ренегатов созданы в Бельгии, Бразилии, Ав стралии, на Цейлоне, в Великобритании и неко торых других странах./ Численность этих группок измеряется кое-где единицами, кое-где десятка ми человек. Но китайских лидеров это не смуща ет, так как по команде из Пекина кричат они громко и дружно, извергая потоки лжи и кле веты на мировое коммунистическое движение, на марксистско-ленинские партии. В руках вожаков этих группировок неожиданно появляются боль шие денежные суммы. Они основывают газеты, журналы, начинают издавать всевозможную кле ветническую литературу, нередко открывают ^свои магазины по продаже китайской пропагандист ской продукции. Политическая физиономия участников этих группировок еще раз иллюстрирует полнейшую беспринципность китайского руководства. Это, как правило, оппортунистические, неустойчивые элементы, изгнанные из компартий за пропаганду антимарксистских взглядов, фракционную дея тельность или аморальное поведение. Это также честолюбивые карьеристы, политические «флюге ры» и тому подобные люди. Участники антипар тийных группировок в некоторых странах прояв ляли правооппортунистические тенденции. В ря дах раскольнических группок в Австрии, Чили, США подвизаются люди с темным прошлым, авантюристы. Понятно, что братские партии не могут терпеть фракционных групп и вышвыривают их из своих рядов. Из Пекина каждый раз следует «гроз ный» окрик по адресу братских партий, которые обвиняются ни много, ни мало как в том, будто они «применяют незаконные приемы» .Исключен ные раскольники объявлены китайскими руково дителями «подлинными революционерами», «му жественными борцами», хотя вся их «борьба» сводится к сочинению крикливых «манифестов», направленных против компартий. Они совершают частые вояжи в Пекин, где их принимают с боль шой помпой, печатают их пространные клеветни ческие статьи. Смысл шумихи, поднятой в Пекине вокруг фракционных групп, в последние месяцы стал со вершенно очевиден. Китайские руководители рас крыли его сами. Совсем недавно они широко раз рекламировали сборище ренегатов в Бельгии, ко торое объявило себя ни много, ни мало как «на циональной конференцией», вынесшей смехотвор ное решение «воссоздать (!) коммунистическую партию Бельгии» и «осудить антипартийные дей ствия прежнего (!) ЦК Компартии Бельгии». А китайские руководители на основании этой фик ции именуют избранный съездом Центральный Комитет Компартии Бельгии «бывшим», как буд то Пекин, а не рабочий класс той или иной страны создает свою Коммунистическую партию. Таким же манером руководители КПК «закры ли» центральные комитеты некоторых других компартий, например, Компартии Цейлона. Надо прямо сказать, что в истории коммуни стического движения никогда не встречалось че го-либо подобного. Никогда ни одной компартии не приходило в голову объявлять исключенные из компартий других стран жалкие группы рас кольников настоящей «партией», а действитель ные коммунистические партии объявлять «быв шими». Китайские руководители, которые так много шумят о равноправии и невмешательстве партий во внутренние дела друг друга, претен дуют теперь на роль некоего «верховного судьи» в коммунистическом движении, который решает за компартии вопросы их внутренней жизни. Создаваемые Пекином раскольнические группи ровки не имеют и не могут иметь каких-либо кор ней ни в рабочем движении, ни в общедемокра' тической борьбе народных масс. Они стоят вне рядов мирового коммунистического движения, и ни один сознательный рабочий никогда не захо чет иметь с ними какие-либо дела. Они возникли и существуют совершенно искусственно, они по рождены раскольническими действиями Пекина. Нельзя не отметить, что их возникновение встре чено весьма благожелательно правящими круга ми капиталистических стран, справедливо усмот ревших в них даровую «пятую колонну» в рабо чем движении. Теперь руководство ЦК КПК ведет дело даль ше — оно явно взяло курс на сколачивание в противовес мировому коммунистическому движе нию блока своих единомышленников со своей особой платформой, с групповой дисциплиной, с центром »в Пекине. Эти планы еще в конце 1962 года выболтал Мехмет Шеху, который заявил, что в настоящее время оформляется блок верных марксизму-ленинизму партий во главе с китай ской. Для чего создается такой блок? Каждому яс но, что не для борьбы за цели рабочего движе ния, против мирового империализма, ибо сама идея блока внутренне несет в себе семена раско ла и, стало быть, ослабления сил рабочего клас са. Нет, этот блок создается для борьбы против марксистско-ленинских партий, против мирового коммунистического движения во имя особых це лей руководства ЦК КПК. Линия на раскол мирового комму,нистического движения перенесена китайскими руководителями в ряды международного фронта демократических сил. Вот уже в течение нескольких лет конгрессы и конференции борцов за мир, женских, молодеж ных и других международных' объединений ис пользуются китайскими представителями для рас кольнических вылазок. Так обстояло дело на кон ференциях организации афро-азиатской солидар ности, на Конгрессе женщин в Москве, на сессии Всемирного Совета Мира в Варшаве и других интернациональных форумах. Жонглируя «рево люционными фразами», китайские деятели навя зывают всем этим организациям несвойственные им задачи и функции, пытаются опорочить и объ явить ненужными основные лозунги и требова ния, под знаменем которых родились сами эти демократические движения. Ясно, что сектантская позиция китайских представителей направлена на то, чтобы оттолкнуть от этих движений широ чайшие слои населения, придерживающиеся раз личных убеждений, сузить массовую базу обще демократической борьбы. Товарищи! Мировое коммунистическое движе ние превратилось в самую влиятельную полити ческую силу нашего времени. В ожесточенной борьбе с империалистической реакцией, за инте ресы рабочего класса и всех трудящихся, за мир, демократию, национальную независимость и со циализм оно далеко продвинулось вперед, значи тельно расширило свои ряды, одержало выдаю щиеся победы. За послевоенный период возникли десятки новых коммунистических партий, и сей час нет такого уголка земли, где бы не было коммунистов, несущих в массы великие идеи марксизма-ленинизма. Особенно знаменательным в жизни международного коммунистического дви жения было последнее десятилетие, когда, пре одолевая вредные последствия культа личности, оно значительно активизировало свою творче скую мысль и практическую деятельность, еще теснее связало их с потребностями жизни, с нуж дами и чаяниями широких народных масс. На этом историческом фоне особенно виден не только вред раскольнической деятельности китай ских руководителей, но также и вся бесперспек тивность их попыток сбить мировой коммунизм с его ленинского пути, подчинить своим замыс лам. Но было бы неверно недооценивать опасность фракционных действий ЦК КПК- Китайские ру ководители делают ставку на всякого рода не зрелые и неустойчивые элементы, а также на тех, кого не коснулся новый дух, которым охва чено коммунистическое движение в последнее де сятилетие, кто цепляется за порядки культа лич ности и пленен насаждавшимися при нем догма тизмом и доктринерскими схемами. Фракционные методы китайского руководства подхватываются также всякого рода ренегатами и отщепенцами, готовыми бороться с коммуниз мом под любым флагом. Вместе с тем китайские руководители явно хо^ тят эксплуатировать действительное недовольст во масс антинародной реакционной политикой правящих классов капиталистических госу дарств. В наши дни, когда в активную полити ческую борьбу втягиваются сотни и сотни миллионов людей, в том числе неискушенных в политике, не имеющих достаточного опыта, «уль тралевая» революционная фразеология, в кото рую облекают свои авантюристические концеп ции китайские руководители, может находить' определенный отклик. Это особенно относится к странам, где нет промышленного пролетариата или он малочислен, где велико влияние мелко буржуазной идеологии, а уровень теоретической зрелости революционных кадров еще не всегда достаточно высок. Чтобы прикрыть свою антиленинскую линию и раскольническую деятельность, китайские руко водители выступают под флагом борьбы с «сов ременным ревизионизмом». Они наклеивают яр лык «ревизионистов» на марксистско-ленинские партии, а себя возводят в сан «истинных» ре волюционеров. Они рассчитывают, что тем са мым им удастся ввести в заблуждение людей, не знакомых с подлинной историей борьбы м еж -| дународного коммунистического движения про-, тив правого и «левого» оппортунизма, склонных вместо овладения существом нашего великого учения усваивать лишь поверхностные схемы революционной борьбы. Из истории коммунистического движения хо рошо известно, что безответственные обвинения в ревизионизме не раз бросали в адрес предста вителей творческого марксизма всякого рода догматики и мелкобуржуазные революционеры., Так, например, исключенный из Коминтерна гол ландский «левый» коммунист Г. Гортер писал осенью 1920 года в открытом письме В. И. Ле нину в ответ на его книгу «Детская болезнь «ле визны» в коммунизме»: «Вы и третий Интерна ционал поступаете сейчас так, как это делали социал-демократы в прошлом... В соответствии с развитием рабочего движения в Западной Ев ропе налицо два направления: радикальное и оппортунистическое. А Вы, товарищ Ленин, под держиваете оппортунистическое... Вы из вождя марксистского становитесь вождем оппортуни стическим». Многие ли сейчас помнят об этих жалких на скоках на величайшего революционера всемир ной истории? Приемы китайских раскольников не смогут обмануть марксистов-ленинцев ь(ира. Абсолют ное большинство марксистско-ленинских партий мира открыто осудило антиленинский, авантю ристический курс руководителей ЦК КПК. В многочисленных документах, выступлениях круп нейших деятелей мирового коммунистического движения, в партийной печати подвергнуты глу бокой критике порочные установки и фракцион ные, раскольнические действия китайских руко водителей. Все это означает, что в целом миро вое коммунистическое движение стоит на един ственно верных марксистско-ленинских позициях. Воспитанная Лениным, наша партия вместе е другими братскими партиями будет и впредь последовательно бороться против всяких оппор тунистических действий как справа, так и «сле ва», за сплоченность рядов всех братских пар тий, за единство всех отрядов мирового револю ционного движения, за чистоту всепобеждающе го марксистско-ленинского учения. (Аплодис менты). V I I . Об опасности мелкобуржуазного , националистического , неотроцкистского у к л о н а Советские коммунисты, как и марксисты-ленин цы всего мира, не могут ограничиваться только критикой и политической оценкой неверных, анти- ленкнских взглядов руководства Компартии Ки тая. У каждого из нас неизбежно возникает во прос: как могло случиться, что руководители та кой партии, как Коммунистическая партия Ки тая, имеющая за плечами немалый опыт револю ционной борьбы и строительства нового общест ва, встали на путь борьбы с мировым коммуни стическим движением? С кем мы имеем дело в лице руководителей КПК? Опыт нашей партии, всего международного рабочего движения показывает, что ленинизму уже не раз приходилось сталкиваться со взгля дами и установками, подобными тем, которые развивает теперь китайское руководство. Разуме ется, нынешние носители этих взглядов не просто повторяют своих предшественников. Они приспо сабливают старые идеи к современным условиям и к своим потребностям. В. И. Ленин, как известно, указывал, что боль шевизм вырос, окреп и закалился главным об разом в борьбе против правого оппортунизма. «Это был, — писал он, — естественно, главный враг большевизма внутри рабочего движения». В то ж е время Ленин подчеркивал значение другой стороны опыта большевизма, о которой, отмечал он, за границей еще слишком недостаточно зна ют. «Большевизм, — писал он в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», — вырос, сло жился и закалился в долголетней борьбе против мелкобуржуазной революционности, которая сма хивает на анархизм или кое-что от него заимст вует, которая отступает в чем бы то ни было существенном от условий и потребностей выдер жанной пролетарской классовой борьбы» (том 31, стр. 15). Характерно, что китайские руководители, кото рые любят к месту и не к месту ссылаться на примеры идейных разногласий в прошлом, про водить исторические параллели, полностью за малчивают эту сторону большевистского опыта. Это и понятно: каждое слово Ленина, направлен ное против представителей мелкобуржуазной ре волюционности или, как иронически говорил Л е нин, мелкобуржуазного «революционаризма», бьет прямо по нынешним идейно-политическим концепциям и установкам руководства КПК. Всесторонняя характеристика мелкобуржуаз ной революционности дана в многочисленных ра ботах В. И. Ленина, решениях нашей партии, до кументах Коммунистического Интернационала. Истоки ее Ленин видел в особом положении мел кого собственника, мелкого хозяйчика, который легко переходит к «крайней революционности», но не способен проявить выдержки, организован ности, дисциплины, стойкости, склонен шарахать ся от одной крайности к другой. 1 Все знают, например, о борьбе большевизма с эсерами — партией, «всего более выражавшей,— как отмечал Ленин, — тенденции мелкобуржуаз ной революционности» (том. 31, стр. 16). Нельзя не вспомнить сейчас, что эсеры отрицали веду щую роль рабочего класса и доказывали, будто крестьянское движение и есть истинно социали стическое. Время от времени, особенно на крутых поворо тах истории, мелкобуржуазные шатания давали о себе знать и в рядах пролетарских партий. Ленин не раз указывал, что пролетариат не застрахо ван от проникновения в его ряды мелкобуржуаз- ; ней идеологии и предрассудков. Лучшие из мел кобуржуазных революционеров, вливаясь в ряды пролетарских партий, перевоспитываются, серьез но учатся марксизму, становятся в конце концов подлинными революционерами. Другие не успе вают или не способны перенять от пролетарской партии ничего, «кроме нескольких заученных слов, зазубренных «ярких» лозунгов...» (том 16, стр. 44—45). Больше всего пришлось нашей партии вести борьбу с «левацкими» мелкобуржуазными шата- ниями после взятия власти, в первые годы стро ительства Советского государства. Известно, ка кую непримиримую борьбу вел В. И. Ленин а «левыми коммунистами», «рабочей оппозицией», троцкизмом, «ультралевыми» в молодом тогда коммунистическом движении. Напомню о борьбе с «левыми коммунистами» в период заключения Брестского мира, когда они пытались навязать авантюристическую, гибель ную для Советской Республики тактику «револю ционной войны». Ленин считал, что, несмотря на крикливые революционные фразы, в основе взгля дов «левых коммунистов» лежали настроения безысходного пессимизма, полнейшего отчаяния (том 27, стр. 51). (Аплодисменты). А что касается объективной роли, которую «левые коммунисты» играли в тот момент, то, обращаясь к ним, Ленин прямо говорил: «Вы — орудие империалистской провокации, по вашей объективной роли. А субъ ективная ваша «психология» есть психология взбесившегося мелкого буржуа, который хорохо рится и хвастает, но прекраейо чувствует, что пролетарий прав...» (том 27, стр. 297). (Аплодис менты). В сложившейся сейчас в международном комму нистическом движении обстановке особо надо ска зать об острой борьбе, которую провела наша пар тия с троцкизмом. Троцкизм представлял собой явно выраженный мелкобуржуазный уклон. Он выступал под фальшивым знаменем более «лево го», более «революционного» направления, чем большевизм. Троцкий и его единомышленники, объявлявшие себя «истинными» борцами за миро вую революцию, на деле боролись против лениниз ма. Троцкизм был также воплощением отрицания большевистской партийности, сплоченности рядов гартии. Фракционность составляла «душу» троц кизма. Троцкисты смыкались не только с фракци онными группками, имевшимися внутри Коминтер на, но и с организациями, группами и отдельными лицами, никогда к компартиям не принадлежав шими, равно как и с исключенными из их рядов врагами и изменниками. Надо ли напоминать все эти факты? Надо, то варищи, для того, чтобы учесть уроки борьбы про тив ленинизма в прошлом. Разве не напоминают нам сегодняшние концеп ции китайских теоретиков многие идеи давно раз битых ленинизмом мелкобуржуазных течений? Только мелкобуржуазный «ультра»-революционер может видеть в политике мирного сосуществова ния государств с различным социальным строем «отказ» от борьбы с империализмом, «отрицание» революции. Только он приветствует тезис о «рево люционной войне» как «последнем, решающем» средстве покончить с противоречием двух социаль ных систем. Лишь мелкобуржуазный «сверх»-рево- люционер может требовать «начать» революцию «сразу» и «везде», без учета сложившихся конкрет ных условий и соотношения сил. Лишь он может выступать против использования мирного пути революции, так как единственный критерий «рево люционности» для него — это применение воору женного насилия, независимо,от того, диктуется оно обстоятельствами или нет. (П р о д о л ж ен и е и д 7-й с т р ),},
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz