Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
1 5 февраля 1964 г„ X, 39 (2933) Л Е Н И Н С К О Е . З Н А М Я П р о д о л ж е н и е р еч и т о в а р ищ а Н. С. ХРУЩЕВА (Начало на 1-й и 2-й стр.). А тот, кто слушал и, -извините, в это время зевал или в носу ковырял, а может быть и то и другое одновременно делал, или вообще думал о чем-то постороннем, для такого работника все мимо ушей прошло. Что порою так бывает, в этом я на практика убеждался не раз во время бесед с директорами совхозов и председателями колхозов и другими работниками. ^ Когда я говорил некоторым из них о лучших образцах ведения той или иной отрасли хозяйст ва в пе^довом совхозе или колхозе, мои собе седники удивленно смотрели, и видно было, что они недопонимают того, о чем говорилось. Я напоминал, что об этом подробно рассказывалось в газетах, в журналах, в кино.' Напоминал, что об этом на совещании чхорошо говорили. Убеж ден, что иные из тех, с кем мне приходилось бе седовать, были на этих совещаниях, являются подписчиками газет. Но все передовое, как в по ловодье, пронеслось мимо такого человека, и, как говорится, все унесло, утонуло в море, ниче го в памяти не осталось. Как-то во время беседы я спросил одного председателя, кстати сказать, уважаемого, до стойного человека, знает ли он о методе товари ща Светличного, который выращивает высокие урожаи сахарной свеклы без затрат ручного труда. — Нет, — говорит,— не знаю. А где это? — На Кубани,— отвечаю ему. ■— Никогда не был на Кубани,— заявил мой собеседник. И он считал, что этим исчерпан весь вопрос. А хозяйство у этого председателя не на низком уровне велось, это не отстающее хозяйство. Но он знает только свое, знания у такого работни ка есДъ, но они ограничиваются рамками своего совхоза или колхоза. Повторяю, это — пассивное отношение к до стижениям науки и передового опыта. А нам надо перейти к активной, более действенной форме пропаганды и внедрения нового, передо вого, того, что дано наукой, подтверждено прак тикой, чтобы все передовое на деле внедрялось в производство. / Следовательно, достижения науки и опыт пе редовиков надо не только показывать в печати, в кино. Надо в каждом колхозе и совхозе, в каждой бригаде поговорить с людьми, которые должны внедрять новое в производство, прове рять и обучать .этих людей новым методам тру да, помочь им освоить тот или иной передовой производственный процесс. При такой активной форме мы будем знать, кто же конкретно берется за новое дело, а кто не понимает его значения. Если человек просто не понимает, его надо обучить, не дожидаться, когда он сам по себе созреет, поднимется уро вень его понимания. А тут надо прийти на по мощь, образно говоря, привести в действие ка кие-то стимуляторы, эликсиры, которые возбуж дали бы интерес данного работника к новому, облегчали бы понимание этого нового. Надо обу чать человека, как применить это новое в кон кретных условиях данного колхоза или совхоза. Это — главнейшее сейчас дело, товарищи! ВЪ# длй' выполнения 'Этой' функции;'‘активного внедрения нового, передового в производство мы и создали производственные управления. Для облегчения организации работы на такой основе мы перестроили организационно и наши партий ные органы по производственному принципу, разделили их на промышленные и сельскохозяй ственные. Тем самым были созданы условия, чтобы партийные организации, партийные ра ботники глубже вникали в дело, не только хо рошим словом поддерживали передовое в сель ском хозяйстве. Этого теперь мало. Некоторые даже читают лекции и доклады о передовом опы те. А вот взять такого лектора за руку — и на поле: а ну-ка, друг, покажи, как же это сделать. Тут он выглядит, как беспомощный человек. Так кто же такого будет слушать в деревне, в колхо зе? Люди скажут: болтать умеет, а дела не знает. Партийные работники, организаторы в нынеш них условиях должны знать не только идеи и Программу партии, но и конкретно знать свое дело, свою отрасль производства, квалифициро ванно руководить хозяйством. Партия создана рабочим классом для того, чтобы служить инте ресам трудового народа. После взятия власти, как не раз подчеркивал Ленин, необходимо обес печить неуклонный подъем экономики и культу ры страны, неуклонный рост жизненного уров ня трудящихся.' Сила ленинской партии в том, что свои идеи она настойчиво претворяет в жизнь. И эту задачу мы буде# решать тем успешнее, чем конкретнее и квалифицированнее убудет ру ководство партийных, советских и хозяйственных органов производством. Производственные управления за короткий срок своей работы хорошо зарекомендовали се бя. Но в их деятельности есть, к сожалению, определенные недостатки. Некоторые производственные управления не стали еще подлинными борцами за новое, орга низаторами внедрения достижений науки и пере дового опыта в каждое хозяйство. Это не зна чит, что нужно искать какие-то новые формы. Нет. Надо обучить людей, которые выдвинуты в производственные управления. В своей Записке в Президиум ЦК я ставил вопрос о том, как луч ше организовать работу производственных управ лений и, в частности, о необходимости подбирать инспекторов-организаторов по отраслям хозяйст ва. На Пленуме такая постановка вопроса нашла поддержку. И нам следует подумать, как лучше и быстрее это практически сделать. Нам нужно более конкретно, по-деловому под ходить к внедрению достижений науки в произ водство. Возьму такой пример. Академик Т. Д. Лысенко не только теоретически, но и на прак тике доказал возможность значительного повы шения жирномолочности коров. С его помощью некоторые колхозы и совхозы успешно создают фермы высокопродуктивного скота с жирностью молока 5 и более процентов. Недавно я с удовольствием посмотрел кино- журнал, в котором показано, каких успехов до стигли колхозы и совхозы Молдавской республи ки, которые по совету тов. Лысенко начали осу ществлять меры по повышению жирномолочности коров. Смотришь киножурнал и радуешься тому, что делают труженики и ученые Молдавии. Не в условиях какого-либо отдельного эксперимен тального хозяйства, а во многих колхозах и сов хозах уже выращены коровы, которые дают мо локо с жирностью от 4,5 до 5,0 8 процента. Это большое достижение. Позвольте выразить благодарность колхозни кам и рабочим совхозов, ученым, партийным и советским работникам Молдавской республики, которые успешно решают задачу большой важно сти — повышение жирно'сти молока. Этот пример достоин подражания. Пора от разговоров переходить к делу. Мы не против споров. Наука действительно оттачивает свое острие в спорах, в борьбе мнений между отдельными уче ными. Творческие дискуссии нельзя глушить, инициативу ученых нужно всемерно поддержи вать. Но, если мы будем только наблюдателями, не замечать, когда бесплодные ученые поносят настоящих ученых, обогащающих науку и прак тику, то это нанесет вред нашим общим интере сам. Почему на внедряют в производство разрабо танный тов. Лысенко .метод повышения жирно молочности коров? Потому что здесь имеются теоретические споры. Одни ученые стоят на этой позиции, согласны с тов. Лысенко, другие— воз ражают, но не просто возражают, а тормозят внедрение нового. Повторяю, споры должны быть, нельзя их глушить, иначе можно заглу шить то, что является полезным для науки и для практического строительства советской эко номики. Но когда научное открытие вышло из стадии эксперимента, когда теоретические предположе ния оправдались, тогда нельзя оставаться нейт ральным, надо продолжать то, что завоевано на укой и что содействует осуществлению планов нашего строительства. Меня давно интересуют работы по повышению жирномолочности скота. Помню, лет 8 — 10 тому назад я спросил тов. Лы сенко, считает ли он окончательно решенным во прос о путях повышения жирномолочности? Нет, говорил он, надо еще экспериментиро вать, на практике проверить научные экспери менты. И вчера, выступая, он сказал, что про должает проверку опытом, хотя уже сейчас име ются тысячи коров с жирностью молока пять и более процентов. Это жирномолочное стадо соз дано по методу тов. Лысенко. Это хорошее, качество ученого, когда он еще и еще раз в жизни на практике проверяет силу своих научных рекомендаций. Почему же идет спор? Дело в том, что неко торые ученые пытались решать проблему повы шения жирности молока, по их мнению, таким же путем, как и тов. Лысенко, и ничего у них не вышло. Но как раз они решали проблему не та ким путем, как это делает тов. Лысенко. Он ре шает задачу на другой теоретической основе и добился положительных результатов. И если л . кого-то другого не было результатов, то это еще не значит, что теория неправильна. Здесь я могу провести параллель с художни ком. Художник рисует картину, человек смотрит и наслаждается его творчеством. А если не уме ющий рисовать возьмет кисть, то он застыдится своего «творения». Поэтому не надо удивляться тому, что у одного ничего не вышло с повыше нием жирности молока, а у другого дело пошло вперед. Почему сейчас уделяется недостаточное вни мание повышению жирномолочности? Есть у нас министерство, есть ученые-животноводы, есть зоотехники. Если бы все животноводы взялись за решение проблемы, если бы проявили настойчи вость во внедрении нового метода, то многое уже можно было бы сделать. Видимо, за десять лет все молочные хозяйства имели бы большое количество коров с высокой жирностью молока. В результате страна получа ла бы дополнительно огромное количеств продук ции. Но $сы не говорим, что только по этому ме тоду можно достигнуть высокой жирномолочно сти. Возможно найдутся и другие пути создания высокопродуктивного молочного скота. Нельзя, чтобы Центральный Комитет партии оказал, что только один какой-то метод нужно применять. И я, как Первый секретарь ЦК и Председатель Совета Министров, не хочу и не могу этого ска зать. Почему? Потому, что здесь должно быть соревнование умов, идей, ученых, то, что пред лагают ученые, должно проверяться на практике и лучшее нужно внедрять в колхозах и совхо зах. Кстати сказать, иной раз можно услышать в речах ораторов, да и не только в речах, такие выражения: «Это сделано по указанию ЦК», «Это сделано по указанию такого-то товарища» и т. п. А иногда бывает и так — покрутит чело век пальцем, показывая в небо, что-де было указание «сверху». Вот тут и догадывайся, что к чему. Думаю, что не надо злоупотреблять ссылками на вышестоящие инстанции. Такие' товарищи выступают вроде как дисцип линированные и исполнительные работники. Но никто у нас не требует бездумного «выполнения указаний», а плохо исполненное дело или срыв того или иного мероприятия не оправдывают конкретного виновника, какими бы ссылками он ни прикрывался. Наша партия воспитывает кадры в духе вы сокой ответственности за порученное дело, она оберегает авторитет, ценит каждого человека за ум, энергию, за верное служение нашему делу. Когда партия решительно осудила порядки пе риода культа личности, она осудила такие по рядки, при которых один человек будто бы все видел и все один мог решать. Наша партия вы ступила за восстановление ленинских принципов коллективного руководства, повышение ответст венности каждого за порученное дело. Давайте, товарищи, твердо придерживаться этого мудрого ленинского принципа! Возвращаясь к вопросу о науке, хочу под черкнуть следующее. Мы не должны замыкать ся по этим вопросам в своих национальных гра ницах. Можно сказать, что наука по своему су ществу является интернациональной, она разви вается во всех странах. Как социалистические, так и капиталистические страны имеют большие достижения в, развитии науки и техники. Поэто му нельзя отгораживаться, замыкаться. Было бы глупо не изучать достижений зарубежной науки только потому, что это, мол, достигнуто в капи талистической стране. Надо максимально использовать все, что дает возможность быстрее развивать экономику, и на этой основе добиваться удовлетворения запросов населения. Сошлюсь на известный вам пример. В своем докладе тов. Спивак говорил об утиной ферме в Яготине Киевской области. За 1963 год этот совхоз откормил и сдал 1 миллион 2 0 0 тысяч уток. В среднем от утки-несушки получено 230 яиц. Здесь на научной основе разработала тех нология откорма уток и получения дешевого ути ного мяса. Этот опыт показЙ в киножурнале, о нем были статьи в газетах. Но я убежден, что, наверное, 90 процентов работающих в сельском хозяйстве не видели этого фильма и не читали статей. Никто ничего не сделал, чтобы внедрить этот опыт в других хозяйствах. Вот это и есть пассивная форма отношения к науке и передовому опыту. Еще раз подчеркиваю — необходима активная форма внедрения нового. Надо, чтобы люди, ко торые отвечают за это дело, организаторы пти цеводства и производства яиц изучили опыт вы ращивания птицы и получения большего количе ства яиц, например,^ Яготинского хозяйства, сов хоза «Красный» Крымской области, Томилин ской птицефабрики, и на основе этого опыта ор ганизовывали производство в своих хозяйствах. У нас есть образцы по возделыванию карто феля. Многие передовые механизаторы выращи вают на больших площадях картофель без за трат ручного труда. При эгом получают высокие урожаи. Нельзя дожидаться, пока каждый своим умом достигнет высот, которые сейчас уже взя ты передовыми людьми. Необходимо создать условия для внедрения нового, передового, по добрать людей, заинтересовать их материально, поддержать морально. Дороже всего стоит колхозу или совхозу тот механизатор, который получает низкий урожай. Ведь на этот низкий урожай он затрачивает мно го средств — заняты машины, расходуется горю чее, а нужной продукции дает мало. Если колхоз или совхоз даст механизатору стимулирующую оплату, поможет ему подняться на вершину в производстве данной продукции, то затраты на материальное стимулирование окупятся сторицей. Экономить средства, конечно, надо, но эконо мить разумно. А там, где речь идет о стимули ровании производства продукции, следует идти на необходимые затраты. Я привел пример по картофелю, но это относится и к производству других продуктов — зерна, сахарной свеклы, хлопка, овощей, мяса, молока и так далее. Колхозы и совхозы Кубани хорошо работают, и руководители там опытные. Но сколько времени кубанцы говорят о Светличном, и заслуженно го ворят, а сколько таких Светличных выросло на Кубани и в других районах за эти годы? Мало, товарищи! За эти годы можно было бы обучить тысячи Светличных. Но этого не сделано. Поче му? Потому что говорим об опыте Светличного вообще, а от этого число Светличных не увели чивается. А если бы наши механизаторы, партий ные организаторы, производственные управления взяли #бы и глубоко изучили метод тов. Светлич ного, вооружили им других механизаторов, тогда дело пошло бы по-иному. Ведь тов. Светличный — это не знахарь, не колдун. Известно, как он работает и достигает замечательных успехов. Так подберите грамотных людей из колхозников, ра бочих. трактористов, обучите их методам работы тов. Светличного, дайте им такие же машины, правильно оплачивайте их труд, и вы получите хорошие результаты, вырастут новые Светлич ные. И так в любом деле. Это касается не толь ко опыта тов. Светличного. У нас много говорят, что тов. Светличный за трачивает 9 минут на производство центнера са харной свеклы, а другой — полтора— два часа, или два с половиной часа. И все опять говорят об одном тов. Светличном, но ничего не делают для того, чтобы и другие также работали. Нельзя так относиться к передовому опыту, надо действовать активнее. А как это сделать практически? Возьмите и поручите самому тов. Светличному обучать людей, заинтересуйте его материально в обучении этих людей. Или поручите тов. Первицкому, чтобы он взял ся за обучение своим методам возделывания ку курузы механизаторов Кубани. Механизаторы — это люди образованные, люди, вдохновленные, идеями нашей партии. Если их вооружить спе циальными знаниями, передовым опытом, так •ни, как говорится, горы свернут. Все знают тов. Гиталова — сколько лет ус пешно работает этот замечательный человек! Он создал свою бригаду. А сколько на Украине та ких бригад, как бригада тов. Гиталова? Пока очень мало. Почему? Потому; что часто все еще пассивно подходят к пропаганде его опыта, огра ничиваются тем. что говорят и пишут. А ведь перо, чернила, бумага не пашут, не сеют и ку курузу не убирают. Часто общие разговоры; идут впустую. На Пленуме выступал с содокладом тов. Дво рецкий. Я несколько раз встречался с ним на целинных землях. Он был директором совхоза и очень хорошо работал. Считаю, что казахи очень правильно сделали, выдвинув его на пост заме стителя Председатели Совета Министров респуб лики й министра производства и заготовок сель скохозяйственных продуктов. Он правильно ста вил некоторые назревшие вопросы, говорил о том, что сейчас уборка зерна, скашивание и об молот — это механизированные операции, а вот для того, чтобы убрать солому, приходится в два раза больше затратить труда. Обращаясь к ма шиностроителям, он просил помочь механизиро вать сбор соломы. А ведь этот вопрос уже решен. Существует комбайн, который подбирает и обмо лачивает скошенные валки и тут же измельчает солому, собирает в бункер. В данном случае для механизации уборки соломы требуется только увеличение мощности мотора комбайна и допол нительный расход горючего. При этом затраты будут намного ниже тех огромных расходов, ко торые несут сейчас колхозы и совхозы, собирая солому старыми методами. Комбайновый агрегат с измельчителем соло мы я видел два года назад в Харькове. Он уже тогда применялся на Украине. Почему же этот агрегат не внедряется в Казахстане, хотя сов хозы теряют на сборе соломы миллионы рублей? Но мы не только миллионы теряем. Затягивая сбор соломы, совхозы закладывают худшие ус ловия для выращивания будущего урожая. Раз не убрали солому, значит нельзя поднимать зябь. Особенно это имеет значение для Казахстана, Сибири, там короткое лето, поэтому надо мак симально механизировать все процессы уборки урожая, чтобы выиграть время для вспашки зя би, создать хорошую основу для урожая на бу дущий год. Надо, чтобы производственные управления конкретно занимались каждой отраслью хозяйст ва как по растениеводству, так и по животно водству. Если, например, тов. Светличный и другие новаторы достигли высоких показателей в производстве свеклы, то надо, чтобы все свек ловоды изучили этот опыт. Нужно создать необ ходимый набор таких механизмов, какими поль зуется Светличный, с тем, чтобы по его методу работали и другие свекловоды колхо'зов и совхо зов. Убежден, что можно подобрать людей, обу чить их и за год — два, максимум три года до биться хороших результатов в производстве свеклы. Если работники не хотят изучать и внедрять новое, слишком туги к восприятию достижений науки и практики, продолжают упорно цеплять ся за старое, то таких людей надо заменить и выдвинуть новых. У нас миллионы замечатель ных людей, миллионы образованных юношей И девушек, которые горят страстью борьбы за по строение коммунистического общества. Надо вы двигать таких людей. Одним словом, и в работе с кадрами нужна активная форма. Бывает, что, например, предсе датель колхоза или директор совхоза мохом об рос, как тот утес, о котором поется в песне о Стеньке Разине. Утес трудно свернуть. Но от консерватора, обросшего мохом, нужно освобо диться и выдвинуть энергичного, понимающего человека, который читает литературу, следит за достижениями науки и передовиков и все луч шее умеет внедрять у себя. Это, товарищи, сейчас главное. Без этого нельзя успешно двигаться вперед. Мы должны постоянно работать с людьми. . растить боевые, активные кадры, совершенствовать организаци онную работу. Надо поднять ответственность работников сельского хозяйства, научных учреждений, уче ных за внедрение в производство достижений науки и передового опыта. Ученые должны считать своим долгом актив но помогать производству. Хотел бы обратить внимание на один из фак тов, приведенных в докладе тов. Воловченко. Он рассказывал, что пригласил директора Всесоюзного института электрификации сельско го хозяйства тов. Смирнова и попросил его по мочь осуществить электрификацию ферм совхоза «Михайловское» на таком уровне, чтобы можно было учить людей на этом примере. Тов. Смирнов ответил: — Это же не наука, товарищ министр. Не знаю, присутствует ли здесь тов. Смир нов, но я хотел бы его спросить: если электри фикация производства, повышение производи тельности труда не наука, то что же тогда вы называете наукой? я д р у г и х Товарищи! Нам .нужно приковать внимание всей партии, всех работников сельского хозяйст ва к задачам увеличения производства зерна. В 1 964 году в соответствии с государствен ным планом заготовки зерна должны быть дове дены до 4 миллиардов 100 миллионов пудов, в том числе по республикам: Российская Федерация 2 341 Украина 700 Белоруссия 21 Узбекистан 15 Казахстан 925 В т. ч. Целинный край 726 Грузия 13 Азербайджан 10 Литва 7 Молдавия 34 Латвия 7 Киргизия И Таджикистан 3 Армения 3,7 Туркмения 1,5 Эстония 3,7 Это цифры, доведенные Госпланом. Но воз можности в ряде республик, видимо, значитель но большие. Как мне говорил тов. Рашидов, Узбекистан, например, в 1964 году борется за то, чтобы продать государству 3 5— 40 миллио нов пудов зерна. Это очень хорошо, если б р е т обеспечена продажа такого количества хлеба государству. Видимо, и другие республики най дут у себя дополнительные возможности роста производства зерна. На декабрьском Пленуме ЦК были даны главные направления по увеличению производ ства зерна в основных сельскохозяйственных районах, а также в районах орошаемого зем леделия. Важно сейчас не упустить время. Было бы непростительной ошибкой отодвигать решение задачи повышения урожайности на тот период, когда будут полностью удовлетворены потребно сти в минеральных удобрениях. Необходимо продумать, что нужно сделать для того, чтобы уже в этом году поднять урожайность озимых на Украине, на Северном Кавказе, в Центрально-Черноземных и других районах. Как рассказывал академик Лукьяненко, под кормка озимых ранней весной, например, дает такие же результаты, как и внесение удобре ний оееяыо. Следует поэтому разумно использовать каж дый килограмм минеральных удобрений, отпу щенных сельскому хозяйству, дать эти удобре ния в те районы и в те хозяйства, где можно получить наибольшую прибавку в урожае. В каждом совхозе и колхозе целесообразно выделить хотя бы маленький участок, заклады вать опыты, учиться и учить других правильно применять минеральные удобрения. Основное количество яровой пшеницы страна получает в районах Сибири, Казахстана, в об ластях Поволжья, Урала и некоторых других. По сообщениям с мест, в текущем году целин ные районы значительно лучше обеспечены влагой. Это создает более благоприятные пер спективы в борьбе за урожай. На Пленуме поднимался вопрос о сроках се ва. Надо сдерживать административный зуд та ких руководителей, которые стремятся показать, что они раньше других посеяли. Надо посеять не раньше и не позднее, а 6 лучший срок. А эти сроки для каждой культуры, для каж дой зоны известны тем, кто занимается сельским хозяйством. Надо иметь чистые пары в тех зонах, где это необходимо, а то товарищ Бараев,— я его знаю лично, был в его хозяйстве,— он осторожно ска зал, что следует иметь 20 процентов чистых па ров, а потом поправился на 12 процентов. Я недослышал и подтвердил, что двадцать процен тов. Он тут же говорит — да, двадцать процен тов лучше, чем 12. Если двадцать лучше, да вайте, товарищи, пойдем на 20 процентов. Это будет экономически оправдано и не снизит ва лового сбора зерна. Поэтому важно сконцентрировать внимание работников сельского хозяйства на подготовке к севу, обеспечении всех совхозов и колхозов сортовыми семенами. Надо подготовить кадры, лучше использовать технику. В настоящее время у нас созданы условия для значительного роста производства сахарной свеклы и более полного удовлетворения пот ребностей населения в сахаре. В 195 2 году в нашей стране на душу насе ления потреблялось 16,3 килограмма сахара, а в 196 3 году — 31,5 килограмма. Но тем не менее сахара у нас потребляется несколько меньше, чем в некоторых других стра нах^ В 1 9 6 2 году на душу населения потребля лось следующее количество сахара: Килограммов Великобритания 48 США 44 Чехословакия 39 ГД Р 30 Польша 30 Ученый, который стоит в стороне от произ водства и сам не знает, что он делает и для ко го делает,— это не ученый, он не получит при знание народа. Вот для борьбы с такими лжеучеными хорошо было бы создать какие-то гербициды, чтобы очи стить науку от сорняков. И чем скорее это будет сделано, чем скорее мы освободимся от прихле бателей, от прилипал, которые пожирают, как трутни, то, что создается настоящими учеными, так сказать, трудовыми пчелами науки, тем боль ше будет пользы для сельского хозяйства. Сегодня в печати опубликовано сообщение о том, что ЦК КПСС принял в партию известного’ ученого-селекционера товарища Лукьяненко без прохождения кандидатского стажа. Это настоящий ученый. Такими учеными гор дится наша партия, наш народ. Надо оказывать всемерную помощь и под держку настоящим ученым. У нас большая сеть научных учреждений. По всей стране имеются и научно-исследовательские институты, и учебные институты, и опытные станции. Мы уже не раз говорили, и сейчас я хочу подчеркнуть, что многие наши ученые плодотворно работают, при носят огромную пользу народу. Опираясь на них, нам нужно еще лучше организовать работу науч ных учреждений, создать везде творческую об становку, теснее связать науку с производством. к у л ь т у р Ф РГ 30 Франция 311 Италия 21 Ставится задача довести потребление сахара до 4 0— 42 килограммов на душу населения, а также иметь ресурсы для удовлетворения дру гих потребностей государства. Когда назывались эти нормы потребления, мы брали в расчет только производство собственно го сахара из свеклы. Теперь наши возможности в обеспечении потребностей страны сахаром воз растают. Недавно мы подписали долгосрочное соглаше ние с Кубой. Оно отвечает коренным интересам развития социалистической экономики Кубы, а, также интересам нашей страны и является вы ражением братской дружбы между народом геро ической Кубы и советским народом. В соответст вии с этим соглашением Куба будет поставлять Советскому Союзу в ближайшие годы до 5 мил лионов тонн сахара ежегодно. И мы не сомневаемся, что Куба, механизируя возделывание сахарного тростника, сможет вы полнить намеченную программу производства сахара. К нашему собственному производству сахара теперь прибавляется 5 миллионов тонн кубинско го сахара. Это хорошо, В плане на 196 4 год намечается увеличить произведетшгсахара из свеклы до 6 миллионов 525 тысяч тонн. У нас есть возможность выпол нить и даже перевыполнить этот план. Недавно ЦК КПСС и правительство приняли решение по высить закупочные цены на сахарную свеклу в среднем на 18 процентов. Намечены и другие ме ры по повышению материальной заинтереованно- сти колхозов и колхозников в увеличении произ водства сахарной свеклы. Под эту культуру на правляется необходимое количество минеральных удобрений. Все это служит хорошей основой для того, чтобы в ближайшие году производить столько са хара, сколько его нужно для страны. Главным в свекловодстве является повышение урожайности и снижение себестоимости свеклы и сахара. Решающим здесь является себестоимость сахарной свеклы. В 1962 году себестоимость центнера сахарной свеклы равнялась: Российская Федерация 2 рубля Украина 1 рубль 70 копеек В чем же дело? Дело в том, что многие колхо зы и совхозы Российской Федерации собирают низкие урожаи и имеют низкий уровень механи зации. Хотя как раз в Российской Федерации бы ли показаны замечательные примеры механизи рованного возделывания сахарной свеклы. , В звене тов. Светличного при урожае в 2 5 0— 300 центнеров с гектара и при полной механиза ции себестоимость центнера сахарной свеклы (прямые затраты) была: Копеек 1961 39 1 962 36 196 3 35 Вот какие у нас, товарищи, резервы. Я говорю о себестоимости сахарной свеклы. Но это относится и к другим культурам. Сниже ние себестоимости продукции — один из цент ральных вопросов интенсификаций сельского хо зяйства. А если говорить о более конкретной за даче работников сельского хозяйства, то,она со стоит прежде всего в повышении урожайности. Чем выше урожайность при том же количестве вложенного труда и средств, тем ниже будет сто имость продукции в колхозе или совхозе. Считаю необходимым еще раз высказать неко торые соображения по вопросу удовлетворения потребностей населения городов и промышленных центров в картофеле и овощах. За последние годы мы провели значительную работу в этом направлении. Был найден пра вильный путь в организации производства ово щей. Под Москвой, Ленинградом, Свердловском, Киевом, в районах Донбасса, а также вблизи дру гих крупных городов и промышленных центров по решению ЦК * созданы специализированные совхозы. Не во всех этих совхозах пока еще как следу ет 'организовано производство, но все же специа лизированные хозяйства сыграли положительную роль. Так, например, специализированные сов хозы Подмосковья поставляют в столицу более половины всех продаваемых овощей. Да и в це лом по стране овощей теперь производится на много больше. Но все же вопросы развития овощеводства до- конца не решены. Вот уже сколько лет мы не можем добиться полного удовлетворения потреб ностей городского населения в высококачествен ных овощах. Недостаточен ассортимент овощей, есть капу ста, не хватает лука, есть свекла, не хватает моркови. Качество овощей пока еще невысокое. То же самое можно сказать и в отношении кар тофеля. Картофель — один из самых необходи мых продуктов. Картофель не только ценен по своим питательным свойствам, он дает высокие урожаи, хорошо оплачивает труд. (Продолжение на 4-й стр.). Полнее использовать возможности увеличения производства зерна /•
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz