Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

1 5 февраля 1964 г„ X, 39 (2933) Л Е Н И Н С К О Е . З Н А М Я П р о д о л ж е н и е р еч и т о в а р ищ а Н. С. ХРУЩЕВА (Начало на 1-й и 2-й стр.). А тот, кто слушал и, -извините, в это время зевал или в носу ковырял, а может быть и то и другое одновременно делал, или вообще думал о чем-то постороннем, для такого работника все мимо ушей прошло. Что порою так бывает, в этом я на практика убеждался не раз во время бесед с директорами совхозов и председателями колхозов и другими работниками. ^ Когда я говорил некоторым из них о лучших образцах ведения той или иной отрасли хозяйст­ ва в пе^довом совхозе или колхозе, мои собе­ седники удивленно смотрели, и видно было, что они недопонимают того, о чем говорилось. Я напоминал, что об этом подробно рассказывалось в газетах, в журналах, в кино.' Напоминал, что об этом на совещании чхорошо говорили. Убеж­ ден, что иные из тех, с кем мне приходилось бе­ седовать, были на этих совещаниях, являются подписчиками газет. Но все передовое, как в по­ ловодье, пронеслось мимо такого человека, и, как говорится, все унесло, утонуло в море, ниче­ го в памяти не осталось. Как-то во время беседы я спросил одного председателя, кстати сказать, уважаемого, до­ стойного человека, знает ли он о методе товари­ ща Светличного, который выращивает высокие урожаи сахарной свеклы без затрат ручного труда. — Нет, — говорит,— не знаю. А где это? — На Кубани,— отвечаю ему. ■— Никогда не был на Кубани,— заявил мой собеседник. И он считал, что этим исчерпан весь вопрос. А хозяйство у этого председателя не на низком уровне велось, это не отстающее хозяйство. Но он знает только свое, знания у такого работни­ ка есДъ, но они ограничиваются рамками своего совхоза или колхоза. Повторяю, это — пассивное отношение к до­ стижениям науки и передового опыта. А нам надо перейти к активной, более действенной форме пропаганды и внедрения нового, передо­ вого, того, что дано наукой, подтверждено прак­ тикой, чтобы все передовое на деле внедрялось в производство. / Следовательно, достижения науки и опыт пе­ редовиков надо не только показывать в печати, в кино. Надо в каждом колхозе и совхозе, в каждой бригаде поговорить с людьми, которые должны внедрять новое в производство, прове­ рять и обучать .этих людей новым методам тру­ да, помочь им освоить тот или иной передовой производственный процесс. При такой активной форме мы будем знать, кто же конкретно берется за новое дело, а кто не понимает его значения. Если человек просто не понимает, его надо обучить, не дожидаться, когда он сам по себе созреет, поднимется уро­ вень его понимания. А тут надо прийти на по­ мощь, образно говоря, привести в действие ка­ кие-то стимуляторы, эликсиры, которые возбуж­ дали бы интерес данного работника к новому, облегчали бы понимание этого нового. Надо обу­ чать человека, как применить это новое в кон­ кретных условиях данного колхоза или совхоза. Это — главнейшее сейчас дело, товарищи! ВЪ# длй' выполнения 'Этой' функции;'‘активного внедрения нового, передового в производство мы и создали производственные управления. Для облегчения организации работы на такой основе мы перестроили организационно и наши партий­ ные органы по производственному принципу, разделили их на промышленные и сельскохозяй­ ственные. Тем самым были созданы условия, чтобы партийные организации, партийные ра­ ботники глубже вникали в дело, не только хо­ рошим словом поддерживали передовое в сель­ ском хозяйстве. Этого теперь мало. Некоторые даже читают лекции и доклады о передовом опы­ те. А вот взять такого лектора за руку — и на поле: а ну-ка, друг, покажи, как же это сделать. Тут он выглядит, как беспомощный человек. Так кто же такого будет слушать в деревне, в колхо­ зе? Люди скажут: болтать умеет, а дела не знает. Партийные работники, организаторы в нынеш­ них условиях должны знать не только идеи и Программу партии, но и конкретно знать свое дело, свою отрасль производства, квалифициро­ ванно руководить хозяйством. Партия создана рабочим классом для того, чтобы служить инте­ ресам трудового народа. После взятия власти, как не раз подчеркивал Ленин, необходимо обес­ печить неуклонный подъем экономики и культу­ ры страны, неуклонный рост жизненного уров­ ня трудящихся.' Сила ленинской партии в том, что свои идеи она настойчиво претворяет в жизнь. И эту задачу мы буде# решать тем успешнее, чем конкретнее и квалифицированнее убудет ру­ ководство партийных, советских и хозяйственных органов производством. Производственные управления за короткий срок своей работы хорошо зарекомендовали се­ бя. Но в их деятельности есть, к сожалению, определенные недостатки. Некоторые производственные управления не стали еще подлинными борцами за новое, орга­ низаторами внедрения достижений науки и пере­ дового опыта в каждое хозяйство. Это не зна­ чит, что нужно искать какие-то новые формы. Нет. Надо обучить людей, которые выдвинуты в производственные управления. В своей Записке в Президиум ЦК я ставил вопрос о том, как луч­ ше организовать работу производственных управ­ лений и, в частности, о необходимости подбирать инспекторов-организаторов по отраслям хозяйст­ ва. На Пленуме такая постановка вопроса нашла поддержку. И нам следует подумать, как лучше и быстрее это практически сделать. Нам нужно более конкретно, по-деловому под­ ходить к внедрению достижений науки в произ­ водство. Возьму такой пример. Академик Т. Д. Лысенко не только теоретически, но и на прак­ тике доказал возможность значительного повы­ шения жирномолочности коров. С его помощью некоторые колхозы и совхозы успешно создают фермы высокопродуктивного скота с жирностью молока 5 и более процентов. Недавно я с удовольствием посмотрел кино- журнал, в котором показано, каких успехов до­ стигли колхозы и совхозы Молдавской республи­ ки, которые по совету тов. Лысенко начали осу­ ществлять меры по повышению жирномолочности коров. Смотришь киножурнал и радуешься тому, что делают труженики и ученые Молдавии. Не в условиях какого-либо отдельного эксперимен­ тального хозяйства, а во многих колхозах и сов­ хозах уже выращены коровы, которые дают мо­ локо с жирностью от 4,5 до 5,0 8 процента. Это большое достижение. Позвольте выразить благодарность колхозни­ кам и рабочим совхозов, ученым, партийным и советским работникам Молдавской республики, которые успешно решают задачу большой важно­ сти — повышение жирно'сти молока. Этот пример достоин подражания. Пора от разговоров переходить к делу. Мы не против споров. Наука действительно оттачивает свое острие в спорах, в борьбе мнений между отдельными уче­ ными. Творческие дискуссии нельзя глушить, инициативу ученых нужно всемерно поддержи­ вать. Но, если мы будем только наблюдателями, не замечать, когда бесплодные ученые поносят настоящих ученых, обогащающих науку и прак­ тику, то это нанесет вред нашим общим интере­ сам. Почему на внедряют в производство разрабо­ танный тов. Лысенко .метод повышения жирно­ молочности коров? Потому что здесь имеются теоретические споры. Одни ученые стоят на этой позиции, согласны с тов. Лысенко, другие— воз­ ражают, но не просто возражают, а тормозят внедрение нового. Повторяю, споры должны быть, нельзя их глушить, иначе можно заглу­ шить то, что является полезным для науки и для практического строительства советской эко­ номики. Но когда научное открытие вышло из стадии эксперимента, когда теоретические предположе­ ния оправдались, тогда нельзя оставаться нейт­ ральным, надо продолжать то, что завоевано на­ укой и что содействует осуществлению планов нашего строительства. Меня давно интересуют работы по повышению жирномолочности скота. Помню, лет 8 — 10 тому назад я спросил тов. Лы­ сенко, считает ли он окончательно решенным во­ прос о путях повышения жирномолочности? Нет, говорил он, надо еще экспериментиро­ вать, на практике проверить научные экспери­ менты. И вчера, выступая, он сказал, что про­ должает проверку опытом, хотя уже сейчас име­ ются тысячи коров с жирностью молока пять и более процентов. Это жирномолочное стадо соз­ дано по методу тов. Лысенко. Это хорошее, качество ученого, когда он еще и еще раз в жизни на практике проверяет силу своих научных рекомендаций. Почему же идет спор? Дело в том, что неко­ торые ученые пытались решать проблему повы­ шения жирности молока, по их мнению, таким же путем, как и тов. Лысенко, и ничего у них не вышло. Но как раз они решали проблему не та­ ким путем, как это делает тов. Лысенко. Он ре­ шает задачу на другой теоретической основе и добился положительных результатов. И если л . кого-то другого не было результатов, то это еще не значит, что теория неправильна. Здесь я могу провести параллель с художни­ ком. Художник рисует картину, человек смотрит и наслаждается его творчеством. А если не уме­ ющий рисовать возьмет кисть, то он застыдится своего «творения». Поэтому не надо удивляться тому, что у одного ничего не вышло с повыше­ нием жирности молока, а у другого дело пошло вперед. Почему сейчас уделяется недостаточное вни­ мание повышению жирномолочности? Есть у нас министерство, есть ученые-животноводы, есть зоотехники. Если бы все животноводы взялись за решение проблемы, если бы проявили настойчи­ вость во внедрении нового метода, то многое уже можно было бы сделать. Видимо, за десять лет все молочные хозяйства имели бы большое количество коров с высокой жирностью молока. В результате страна получа­ ла бы дополнительно огромное количеств продук­ ции. Но $сы не говорим, что только по этому ме­ тоду можно достигнуть высокой жирномолочно­ сти. Возможно найдутся и другие пути создания высокопродуктивного молочного скота. Нельзя, чтобы Центральный Комитет партии оказал, что только один какой-то метод нужно применять. И я, как Первый секретарь ЦК и Председатель Совета Министров, не хочу и не могу этого ска­ зать. Почему? Потому, что здесь должно быть соревнование умов, идей, ученых, то, что пред­ лагают ученые, должно проверяться на практике и лучшее нужно внедрять в колхозах и совхо­ зах. Кстати сказать, иной раз можно услышать в речах ораторов, да и не только в речах, такие выражения: «Это сделано по указанию ЦК», «Это сделано по указанию такого-то товарища» и т. п. А иногда бывает и так — покрутит чело­ век пальцем, показывая в небо, что-де было указание «сверху». Вот тут и догадывайся, что к чему. Думаю, что не надо злоупотреблять ссылками на вышестоящие инстанции. Такие' товарищи выступают вроде как дисцип­ линированные и исполнительные работники. Но никто у нас не требует бездумного «выполнения указаний», а плохо исполненное дело или срыв того или иного мероприятия не оправдывают конкретного виновника, какими бы ссылками он ни прикрывался. Наша партия воспитывает кадры в духе вы­ сокой ответственности за порученное дело, она оберегает авторитет, ценит каждого человека за ум, энергию, за верное служение нашему делу. Когда партия решительно осудила порядки пе­ риода культа личности, она осудила такие по­ рядки, при которых один человек будто бы все видел и все один мог решать. Наша партия вы­ ступила за восстановление ленинских принципов коллективного руководства, повышение ответст­ венности каждого за порученное дело. Давайте, товарищи, твердо придерживаться этого мудрого ленинского принципа! Возвращаясь к вопросу о науке, хочу под­ черкнуть следующее. Мы не должны замыкать­ ся по этим вопросам в своих национальных гра­ ницах. Можно сказать, что наука по своему су­ ществу является интернациональной, она разви­ вается во всех странах. Как социалистические, так и капиталистические страны имеют большие достижения в, развитии науки и техники. Поэто­ му нельзя отгораживаться, замыкаться. Было бы глупо не изучать достижений зарубежной науки только потому, что это, мол, достигнуто в капи­ талистической стране. Надо максимально использовать все, что дает возможность быстрее развивать экономику, и на этой основе добиваться удовлетворения запросов населения. Сошлюсь на известный вам пример. В своем докладе тов. Спивак говорил об утиной ферме в Яготине Киевской области. За 1963 год этот совхоз откормил и сдал 1 миллион 2 0 0 тысяч уток. В среднем от утки-несушки получено 230 яиц. Здесь на научной основе разработала тех­ нология откорма уток и получения дешевого ути­ ного мяса. Этот опыт показЙ в киножурнале, о нем были статьи в газетах. Но я убежден, что, наверное, 90 процентов работающих в сельском хозяйстве не видели этого фильма и не читали статей. Никто ничего не сделал, чтобы внедрить этот опыт в других хозяйствах. Вот это и есть пассивная форма отношения к науке и передовому опыту. Еще раз подчеркиваю — необходима активная форма внедрения нового. Надо, чтобы люди, ко­ торые отвечают за это дело, организаторы пти­ цеводства и производства яиц изучили опыт вы­ ращивания птицы и получения большего количе­ ства яиц, например,^ Яготинского хозяйства, сов­ хоза «Красный» Крымской области, Томилин­ ской птицефабрики, и на основе этого опыта ор­ ганизовывали производство в своих хозяйствах. У нас есть образцы по возделыванию карто­ феля. Многие передовые механизаторы выращи­ вают на больших площадях картофель без за­ трат ручного труда. При эгом получают высокие урожаи. Нельзя дожидаться, пока каждый своим умом достигнет высот, которые сейчас уже взя­ ты передовыми людьми. Необходимо создать условия для внедрения нового, передового, по­ добрать людей, заинтересовать их материально, поддержать морально. Дороже всего стоит колхозу или совхозу тот механизатор, который получает низкий урожай. Ведь на этот низкий урожай он затрачивает мно­ го средств — заняты машины, расходуется горю­ чее, а нужной продукции дает мало. Если колхоз или совхоз даст механизатору стимулирующую оплату, поможет ему подняться на вершину в производстве данной продукции, то затраты на материальное стимулирование окупятся сторицей. Экономить средства, конечно, надо, но эконо­ мить разумно. А там, где речь идет о стимули­ ровании производства продукции, следует идти на необходимые затраты. Я привел пример по картофелю, но это относится и к производству других продуктов — зерна, сахарной свеклы, хлопка, овощей, мяса, молока и так далее. Колхозы и совхозы Кубани хорошо работают, и руководители там опытные. Но сколько времени кубанцы говорят о Светличном, и заслуженно го­ ворят, а сколько таких Светличных выросло на Кубани и в других районах за эти годы? Мало, товарищи! За эти годы можно было бы обучить тысячи Светличных. Но этого не сделано. Поче­ му? Потому что говорим об опыте Светличного вообще, а от этого число Светличных не увели­ чивается. А если бы наши механизаторы, партий­ ные организаторы, производственные управления взяли #бы и глубоко изучили метод тов. Светлич­ ного, вооружили им других механизаторов, тогда дело пошло бы по-иному. Ведь тов. Светличный — это не знахарь, не колдун. Известно, как он работает и достигает замечательных успехов. Так подберите грамотных людей из колхозников, ра­ бочих. трактористов, обучите их методам работы тов. Светличного, дайте им такие же машины, правильно оплачивайте их труд, и вы получите хорошие результаты, вырастут новые Светлич­ ные. И так в любом деле. Это касается не толь­ ко опыта тов. Светличного. У нас много говорят, что тов. Светличный за­ трачивает 9 минут на производство центнера са­ харной свеклы, а другой — полтора— два часа, или два с половиной часа. И все опять говорят об одном тов. Светличном, но ничего не делают для того, чтобы и другие также работали. Нельзя так относиться к передовому опыту, надо действовать активнее. А как это сделать практически? Возьмите и поручите самому тов. Светличному обучать людей, заинтересуйте его материально в обучении этих людей. Или поручите тов. Первицкому, чтобы он взял­ ся за обучение своим методам возделывания ку­ курузы механизаторов Кубани. Механизаторы — это люди образованные, люди, вдохновленные, идеями нашей партии. Если их вооружить спе­ циальными знаниями, передовым опытом, так •ни, как говорится, горы свернут. Все знают тов. Гиталова — сколько лет ус­ пешно работает этот замечательный человек! Он создал свою бригаду. А сколько на Украине та­ ких бригад, как бригада тов. Гиталова? Пока очень мало. Почему? Потому; что часто все еще пассивно подходят к пропаганде его опыта, огра­ ничиваются тем. что говорят и пишут. А ведь перо, чернила, бумага не пашут, не сеют и ку­ курузу не убирают. Часто общие разговоры; идут впустую. На Пленуме выступал с содокладом тов. Дво­ рецкий. Я несколько раз встречался с ним на целинных землях. Он был директором совхоза и очень хорошо работал. Считаю, что казахи очень правильно сделали, выдвинув его на пост заме­ стителя Председатели Совета Министров респуб­ лики й министра производства и заготовок сель­ скохозяйственных продуктов. Он правильно ста­ вил некоторые назревшие вопросы, говорил о том, что сейчас уборка зерна, скашивание и об­ молот — это механизированные операции, а вот для того, чтобы убрать солому, приходится в два раза больше затратить труда. Обращаясь к ма­ шиностроителям, он просил помочь механизиро­ вать сбор соломы. А ведь этот вопрос уже решен. Существует комбайн, который подбирает и обмо­ лачивает скошенные валки и тут же измельчает солому, собирает в бункер. В данном случае для механизации уборки соломы требуется только увеличение мощности мотора комбайна и допол­ нительный расход горючего. При этом затраты будут намного ниже тех огромных расходов, ко­ торые несут сейчас колхозы и совхозы, собирая солому старыми методами. Комбайновый агрегат с измельчителем соло­ мы я видел два года назад в Харькове. Он уже тогда применялся на Украине. Почему же этот агрегат не внедряется в Казахстане, хотя сов­ хозы теряют на сборе соломы миллионы рублей? Но мы не только миллионы теряем. Затягивая сбор соломы, совхозы закладывают худшие ус­ ловия для выращивания будущего урожая. Раз не убрали солому, значит нельзя поднимать зябь. Особенно это имеет значение для Казахстана, Сибири, там короткое лето, поэтому надо мак­ симально механизировать все процессы уборки урожая, чтобы выиграть время для вспашки зя­ би, создать хорошую основу для урожая на бу­ дущий год. Надо, чтобы производственные управления конкретно занимались каждой отраслью хозяйст­ ва как по растениеводству, так и по животно­ водству. Если, например, тов. Светличный и другие новаторы достигли высоких показателей в производстве свеклы, то надо, чтобы все свек­ ловоды изучили этот опыт. Нужно создать необ­ ходимый набор таких механизмов, какими поль­ зуется Светличный, с тем, чтобы по его методу работали и другие свекловоды колхо'зов и совхо­ зов. Убежден, что можно подобрать людей, обу­ чить их и за год — два, максимум три года до­ биться хороших результатов в производстве свеклы. Если работники не хотят изучать и внедрять новое, слишком туги к восприятию достижений науки и практики, продолжают упорно цеплять­ ся за старое, то таких людей надо заменить и выдвинуть новых. У нас миллионы замечатель­ ных людей, миллионы образованных юношей И девушек, которые горят страстью борьбы за по­ строение коммунистического общества. Надо вы­ двигать таких людей. Одним словом, и в работе с кадрами нужна активная форма. Бывает, что, например, предсе­ датель колхоза или директор совхоза мохом об­ рос, как тот утес, о котором поется в песне о Стеньке Разине. Утес трудно свернуть. Но от консерватора, обросшего мохом, нужно освобо­ диться и выдвинуть энергичного, понимающего человека, который читает литературу, следит за достижениями науки и передовиков и все луч­ шее умеет внедрять у себя. Это, товарищи, сейчас главное. Без этого нельзя успешно двигаться вперед. Мы должны постоянно работать с людьми. . растить боевые, активные кадры, совершенствовать организаци­ онную работу. Надо поднять ответственность работников сельского хозяйства, научных учреждений, уче­ ных за внедрение в производство достижений науки и передового опыта. Ученые должны считать своим долгом актив­ но помогать производству. Хотел бы обратить внимание на один из фак­ тов, приведенных в докладе тов. Воловченко. Он рассказывал, что пригласил директора Всесоюзного института электрификации сельско­ го хозяйства тов. Смирнова и попросил его по­ мочь осуществить электрификацию ферм совхоза «Михайловское» на таком уровне, чтобы можно было учить людей на этом примере. Тов. Смирнов ответил: — Это же не наука, товарищ министр. Не знаю, присутствует ли здесь тов. Смир­ нов, но я хотел бы его спросить: если электри­ фикация производства, повышение производи­ тельности труда не наука, то что же тогда вы называете наукой? я д р у г и х Товарищи! Нам .нужно приковать внимание всей партии, всех работников сельского хозяйст­ ва к задачам увеличения производства зерна. В 1 964 году в соответствии с государствен­ ным планом заготовки зерна должны быть дове­ дены до 4 миллиардов 100 миллионов пудов, в том числе по республикам: Российская Федерация 2 341 Украина 700 Белоруссия 21 Узбекистан 15 Казахстан 925 В т. ч. Целинный край 726 Грузия 13 Азербайджан 10 Литва 7 Молдавия 34 Латвия 7 Киргизия И Таджикистан 3 Армения 3,7 Туркмения 1,5 Эстония 3,7 Это цифры, доведенные Госпланом. Но воз­ можности в ряде республик, видимо, значитель­ но большие. Как мне говорил тов. Рашидов, Узбекистан, например, в 1964 году борется за то, чтобы продать государству 3 5— 40 миллио­ нов пудов зерна. Это очень хорошо, если б р е т обеспечена продажа такого количества хлеба государству. Видимо, и другие республики най­ дут у себя дополнительные возможности роста производства зерна. На декабрьском Пленуме ЦК были даны главные направления по увеличению производ­ ства зерна в основных сельскохозяйственных районах, а также в районах орошаемого зем­ леделия. Важно сейчас не упустить время. Было бы непростительной ошибкой отодвигать решение задачи повышения урожайности на тот период, когда будут полностью удовлетворены потребно­ сти в минеральных удобрениях. Необходимо продумать, что нужно сделать для того, чтобы уже в этом году поднять урожайность озимых на Украине, на Северном Кавказе, в Центрально-Черноземных и других районах. Как рассказывал академик Лукьяненко, под­ кормка озимых ранней весной, например, дает такие же результаты, как и внесение удобре­ ний оееяыо. Следует поэтому разумно использовать каж­ дый килограмм минеральных удобрений, отпу­ щенных сельскому хозяйству, дать эти удобре­ ния в те районы и в те хозяйства, где можно получить наибольшую прибавку в урожае. В каждом совхозе и колхозе целесообразно выделить хотя бы маленький участок, заклады­ вать опыты, учиться и учить других правильно применять минеральные удобрения. Основное количество яровой пшеницы страна получает в районах Сибири, Казахстана, в об­ ластях Поволжья, Урала и некоторых других. По сообщениям с мест, в текущем году целин­ ные районы значительно лучше обеспечены влагой. Это создает более благоприятные пер­ спективы в борьбе за урожай. На Пленуме поднимался вопрос о сроках се­ ва. Надо сдерживать административный зуд та­ ких руководителей, которые стремятся показать, что они раньше других посеяли. Надо посеять не раньше и не позднее, а 6 лучший срок. А эти сроки для каждой культуры, для каж­ дой зоны известны тем, кто занимается сельским хозяйством. Надо иметь чистые пары в тех зонах, где это необходимо, а то товарищ Бараев,— я его знаю лично, был в его хозяйстве,— он осторожно ска­ зал, что следует иметь 20 процентов чистых па­ ров, а потом поправился на 12 процентов. Я недослышал и подтвердил, что двадцать процен­ тов. Он тут же говорит — да, двадцать процен­ тов лучше, чем 12. Если двадцать лучше, да­ вайте, товарищи, пойдем на 20 процентов. Это будет экономически оправдано и не снизит ва­ лового сбора зерна. Поэтому важно сконцентрировать внимание работников сельского хозяйства на подготовке к севу, обеспечении всех совхозов и колхозов сортовыми семенами. Надо подготовить кадры, лучше использовать технику. В настоящее время у нас созданы условия для значительного роста производства сахарной свеклы и более полного удовлетворения пот­ ребностей населения в сахаре. В 195 2 году в нашей стране на душу насе­ ления потреблялось 16,3 килограмма сахара, а в 196 3 году — 31,5 килограмма. Но тем не менее сахара у нас потребляется несколько меньше, чем в некоторых других стра­ нах^ В 1 9 6 2 году на душу населения потребля­ лось следующее количество сахара: Килограммов Великобритания 48 США 44 Чехословакия 39 ГД Р 30 Польша 30 Ученый, который стоит в стороне от произ­ водства и сам не знает, что он делает и для ко­ го делает,— это не ученый, он не получит при­ знание народа. Вот для борьбы с такими лжеучеными хорошо было бы создать какие-то гербициды, чтобы очи­ стить науку от сорняков. И чем скорее это будет сделано, чем скорее мы освободимся от прихле­ бателей, от прилипал, которые пожирают, как трутни, то, что создается настоящими учеными, так сказать, трудовыми пчелами науки, тем боль­ ше будет пользы для сельского хозяйства. Сегодня в печати опубликовано сообщение о том, что ЦК КПСС принял в партию известного’ ученого-селекционера товарища Лукьяненко без прохождения кандидатского стажа. Это настоящий ученый. Такими учеными гор­ дится наша партия, наш народ. Надо оказывать всемерную помощь и под­ держку настоящим ученым. У нас большая сеть научных учреждений. По всей стране имеются и научно-исследовательские институты, и учебные институты, и опытные станции. Мы уже не раз говорили, и сейчас я хочу подчеркнуть, что многие наши ученые плодотворно работают, при­ носят огромную пользу народу. Опираясь на них, нам нужно еще лучше организовать работу науч­ ных учреждений, создать везде творческую об­ становку, теснее связать науку с производством. к у л ь т у р Ф РГ 30 Франция 311 Италия 21 Ставится задача довести потребление сахара до 4 0— 42 килограммов на душу населения, а также иметь ресурсы для удовлетворения дру­ гих потребностей государства. Когда назывались эти нормы потребления, мы брали в расчет только производство собственно­ го сахара из свеклы. Теперь наши возможности в обеспечении потребностей страны сахаром воз­ растают. Недавно мы подписали долгосрочное соглаше­ ние с Кубой. Оно отвечает коренным интересам развития социалистической экономики Кубы, а, также интересам нашей страны и является вы­ ражением братской дружбы между народом геро­ ической Кубы и советским народом. В соответст­ вии с этим соглашением Куба будет поставлять Советскому Союзу в ближайшие годы до 5 мил­ лионов тонн сахара ежегодно. И мы не сомневаемся, что Куба, механизируя возделывание сахарного тростника, сможет вы­ полнить намеченную программу производства сахара. К нашему собственному производству сахара теперь прибавляется 5 миллионов тонн кубинско­ го сахара. Это хорошо, В плане на 196 4 год намечается увеличить произведетшгсахара из свеклы до 6 миллионов 525 тысяч тонн. У нас есть возможность выпол­ нить и даже перевыполнить этот план. Недавно ЦК КПСС и правительство приняли решение по­ высить закупочные цены на сахарную свеклу в среднем на 18 процентов. Намечены и другие ме­ ры по повышению материальной заинтереованно- сти колхозов и колхозников в увеличении произ­ водства сахарной свеклы. Под эту культуру на­ правляется необходимое количество минеральных удобрений. Все это служит хорошей основой для того, чтобы в ближайшие году производить столько са­ хара, сколько его нужно для страны. Главным в свекловодстве является повышение урожайности и снижение себестоимости свеклы и сахара. Решающим здесь является себестоимость сахарной свеклы. В 1962 году себестоимость центнера сахарной свеклы равнялась: Российская Федерация 2 рубля Украина 1 рубль 70 копеек В чем же дело? Дело в том, что многие колхо­ зы и совхозы Российской Федерации собирают низкие урожаи и имеют низкий уровень механи­ зации. Хотя как раз в Российской Федерации бы­ ли показаны замечательные примеры механизи­ рованного возделывания сахарной свеклы. , В звене тов. Светличного при урожае в 2 5 0— 300 центнеров с гектара и при полной механиза­ ции себестоимость центнера сахарной свеклы (прямые затраты) была: Копеек 1961 39 1 962 36 196 3 35 Вот какие у нас, товарищи, резервы. Я говорю о себестоимости сахарной свеклы. Но это относится и к другим культурам. Сниже­ ние себестоимости продукции — один из цент­ ральных вопросов интенсификаций сельского хо­ зяйства. А если говорить о более конкретной за­ даче работников сельского хозяйства, то,она со­ стоит прежде всего в повышении урожайности. Чем выше урожайность при том же количестве вложенного труда и средств, тем ниже будет сто­ имость продукции в колхозе или совхозе. Считаю необходимым еще раз высказать неко­ торые соображения по вопросу удовлетворения потребностей населения городов и промышленных центров в картофеле и овощах. За последние годы мы провели значительную работу в этом направлении. Был найден пра­ вильный путь в организации производства ово­ щей. Под Москвой, Ленинградом, Свердловском, Киевом, в районах Донбасса, а также вблизи дру­ гих крупных городов и промышленных центров по решению ЦК * созданы специализированные совхозы. Не во всех этих совхозах пока еще как следу­ ет 'организовано производство, но все же специа­ лизированные хозяйства сыграли положительную роль. Так, например, специализированные сов­ хозы Подмосковья поставляют в столицу более половины всех продаваемых овощей. Да и в це­ лом по стране овощей теперь производится на­ много больше. Но все же вопросы развития овощеводства до- конца не решены. Вот уже сколько лет мы не можем добиться полного удовлетворения потреб­ ностей городского населения в высококачествен­ ных овощах. Недостаточен ассортимент овощей, есть капу­ ста, не хватает лука, есть свекла, не хватает моркови. Качество овощей пока еще невысокое. То же самое можно сказать и в отношении кар­ тофеля. Картофель — один из самых необходи­ мых продуктов. Картофель не только ценен по своим питательным свойствам, он дает высокие урожаи, хорошо оплачивает труд. (Продолжение на 4-й стр.). Полнее использовать возможности увеличения производства зерна /•

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz