Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
5 я нваря 1 9 6 4 г., >8 4 (2 8 9 8 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ 3 Т , л V - V X в Липецке И в | других городах и . селах области со- ;стоялись конфе- •рянции и собра ния педагогов и родителей, по- ;священные воспитанию подраста ющего поколения. Вопросы вос питания обсуждаются в печати и !по радио. Завтра начнет работу област ная научно-практическая конфе- * . ренция по воспитательной рабо- % ♦те, в которой примут участие пе -1 ♦дагоги городских и сельских 4 X школ, представители обществен- 4 I ности и родителей. | В «Ленинском знамени» была 5 ♦напечатана статья «Педагог и ♦его союзники», которая вызвала X многочисленные отклики небиих ♦читателей. На этой странице мы X публикуем часть из них. X Редакция «Ленинского знаме ни» намерена и в дальнейшем :регулярно выпускать специальные^ :страницы для педагогов и роди-$ ^ телей, посвященные вопросам? ♦ обучения и воспитания подрас-♦ ♦тающего поколения. Приглашаем4 X всех наших читателей принять { в них участие. Педагоги ;могут на этой странице поделить ся своими мыслями и опытом с коллегами, дать полезную кон-1 сультацию родителям, отцы и ма- ♦ тери—-рассказать о трудностях, с | | которыми встречаются в воспита-1 | нии детей, получить совет и отве- ♦ | ты на волнующие их вопросы. | ................................................ >Н Ж Щ » ) О с а м ы х м а л е н ь к и х Ребенку еще нет шести. Мать с волнением ожидает того дня, когда он впервые пойдет в школу. Родите лям хочется, чтобы он хорошо учил ся с первого класса, был прилеж ным, дисциплинированным. Как этого добиться? Как лучше подготовить ребенка к началу уче бы? Эти вопросы обсуждались на конференции родителей села Вос кресенское. В сельском Доме куль туры собралось больше сотни ма терей и отцов. Работники местного детского сада организовали выстав ку творчества малышей. Е. Г. Матвеева, мать четырех ма лолетних детей, поделилась опытом воспитания. Она и муж работают. Дома у них всегда порядок, дети растут здоровыми, получают пра вильное воспитание. С ранних лет родители приучают малышей к ре жиму дня: в одно время вставать, принимать пищу, гулять на воздухе, играть. Каждый ребенок имеет свои определенные обязанности по хозяйству. Один всегда поливает цветы, другой помогает мыть посуду, убирать комнату. Между детьми проводится своего рода соревнова ние: кто сделает больше, лучше. Большое внимание родители уде ляют умственному развитию детей и привитию им культурных навыков. Известно,, что малыши очень любят слушать рассказы, сказки, стихи. В этом возрасте они очень впечатли тельны. На долгие годы остаются в памяти детей «Айболит», «Дядя Степа», «Что такое хорошо и что такое плохо». Интерес детей к книге следует вся чески поощрять. Очень хорошо де лают те родители, которые учат детей-дошкольников считать, ри совать, читать. Родительская конференция состоя лась также в Добринке. Такие же конференции готовятся и в других селах. В. СЕМЁНОВ. ДЕТИ, ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ ОБ СУЖД А ЕМ В О П Р О С Ы ВОСПИТАНИЯ Ч т о бы ☆ ☆ ☆ Прозвенел зво нок. Заходим в один н а д ц а т ы й класс. Сегодня там первый урок по роману Н. Ост ровского «Как закалялась сталь». — Скажите, — говорит учитель ница, — какие страницы в романе произвели на вас особенно сильное впечатление, какие чувства и мысли вызывает у вас роман? Лица серьезные, сосредоточенные, каждое как-будТо освещено изнут ри... Думают, вспоминают, переби рают в памяти прочитанное. Один за другим читают отрывки: — «Хороши вечера на Украине летом»..,—задушевным грудным го лосом читает девочка. — «Неожиданный ночной приход Жухрая и совместная жизнь с ним... Оказались для Павла очень значи тельными...» — слышится тенорок высокого юноши. — «У виселицы прокурор воен ный и военные чины...» — с волне нием читает девочка, а голос вре менами пресекается. — «Рука Павла медленно стянула с головы фуражку, и грусть, великая грусть заполнила сердце. Самое до рогое у человека — это жизнь...» — мягко и задушевно льются давно знакомые и всегда новые слова... Одна за другой проносятся в во ображении картины, нарисованные писателем-бойцом. На лицах ребят волнение, радость, улыбки, возму щение, гнев. Слушают друг друга, затаив дыхание, внимательно следят за каждым словом, интонацией, ды ханием... Живут в мире героическо го прошлого, но как близко и до рого оно каждому, как отзывается в сердцах сегодняшних юношей и де вушек! Вырываются отдельные фра зы и замечания: — Хочется тоже быть таким стой ким, смелым... — А где мы можем сейчас проя вить себя? Первые мысли, первые впечатле ния. Главное — возбудить мысли и чувства, «под череп ежа посадить», чтобы тревожил, звал к мысли и действию, не давал покоя. Только тогда чувства станут убеждениями, а убеждения вольются в мускулы «строящей и бунтующей силой». Вот и теперь в головах идет на пряженная работа. Мы слушаем на уроке ребят и думаем о том, как много душевных сил и огня надо учителю, чтобы разбудить лучшие струны души и заставить их звучать, и как нелегко это сделать. Нужна искренняя взволнованность, внут реннее чувство, блеск в глазах и дрожь в голосе... Душевное тепло, нервная энергия, как электрический ток, передаются из глаз в глаза, в сердца, и пусть не сейчас, не сразу, но искры благородных и чистых чувств разгорятся когда-то, проявят ся и оживут в действиях и поступ ках. Хочется, чтоб было так. Об этом мечтает учитель, а если мечтает и живет этим, значит добьется, пере даст свои чувства, свое тепло и за жжет, не может не зажечь! Мы в другом одиннадцатом клас се. Здесь повторяют стихи В. Мая ковского. Но это не совсем обыч ное повторение. — Маяковский — борец с пере житками прошлого, наш союзник и помощник. Он и сегодня шагает с нами, обличает, негодует, горланит... урок учил ж и т ь Как он нужен нам сегодня, большой, сильный, непримиримый!.. .— гово рит учитель. — Какие же стихи Мая ковского помогают нам в борьбе против наших врагов, против идео логических диверсий, рассчитанных на оживление пережитков прош лого? — «Чуть день превратится в рас свет, вижу каждый день я...» — зву чит стихотворение «Прозаседавшие ся». — «Ходят тихо молодые приспо собленные люди», — иронически звучит чей-то голос и сильно закан чивает. — «Не наши — которые вре мени в зад уперли лбов медь; быть коммунистом — значит дерзать, ду мать, хотеть, сметь!». Возникает разговор о разных ти пах мещан. Читают статью «Что же такое мещанство?» из «Литератур ной газеты» за 28 сентября 1963 го да. В связи с этим кто-То подсказы вает строчки стихотворения Маяков ского «Подлизе»: «Вея шваброй вер хом, низом, сместь бы всех, кто поддались»... Громко и задорно кто-то читает «Протекцию»: — «...Разорвем сплетенную чинов никами паутину кумовства, протек ций, волокит». Все от души смеются. В классе становится оживленно и шумно, но это не тот шум, который останавли-з вают педагоги. Смех, здоровый че ловеческий смех, наш союзник в борьбе со всякой скверной. Всем ясно, каким действенным был и сейчас является стих вел-ико- го поэта нашей эпохи: Маяковский не терпит пассивного отношения к жизни, ему до всего дело, он всем интересуется и во все входит. Никак нельзя представить В. Ма яковского только свидетелем наших побед. А есть еще немало «свиде телей», мимо которых жизнь идет стороной. Решается судьба живых людей, а они остаются равнодушны ми. Это большое зло. Учащиеся читают статьи «Свиде тели» («Литературная газета» за 14 сентября 1963 года) и «Бойся равно душия» («Литературная газета» за 24 октября 1963 года), вспоминают пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня». Все активно участвуют в работе: слушают, думают, говорят, смеются, негодуют, иронизируют. И хочется думать, что стихи В. Маяковского взяты на вооружение. Нет, среди этих ребят не будет ни бюрократов, ни формалистов, ни подлиз, ни просто свидетелей —■так старательно отыскивали они к се годняшнему уроку «железки строк» и старались понять и объяснить, по чему они являются «старым, но грозным оружием». Наследие Маяковского мы долж ны взять сегодня на вооружение в борьбе с нашими идейными врага ми, которые рассчитывают, что раст лить сознание человека куда легче, чем поднять его до высоких идеа лов. Об этом не надо забывать ни на одну минуту. «Психологической войне» надо противопоставить ак тивную борьбу за воспитание высо ких и благородных чувств. Нам не обходимо сейчас противоядие про тив тлетворной идеологии, которую распространяет буржуазная пропа ганда. Об этом мы думаем, выходя из класса. * * * Великое наслаждение — познание литературы, живописи, музыки. Мы в десятом классе. Там изучают тра гедию Гете «Фауст». Послушаем, о чем говорят. — Чем поражает нас трагедия «Фауст»? — спрашивает учитель. — В конце XVIII века Гете создал необыкновенной силы картину раз вивающейся природы в ее посто янном движении. «И с непонятной быстротой, Крутясь, несется шар земной; Проходит быстрой чередой Сиянье дня и мрак ночной; Бушует море на просторе, У твердых скал шумит прибой, Но в беге сфер земля и море Проходят вечно предо мной».., — Действительно, Гете был «пред течей теории развития» (Ф. Эн гельс). В этом круговороте великий поэт и мыслитель четко определил почетное место человека, обладаю щего могучим разумом, всегда зо вущим его вперед: «Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен»... «То с неба лучших звезд желает он, То на земле всех высших наслажд ений»... —-* Как удивительно созвучно это нашему времени, когда человек становится властелином природы и уже осваивает космос! Ученики говорят о Фаусте, о его мучительных поисках смысла жиз ни, о страстной жажде познания, о смелых замыслах покорения океа на, о его стремлении к свободному творческому труду. Ясными и близ кими становятся мысли далекого Гете, который в свою эпоху умел провозгласить гимн человеку, звал к жизни и борьбе: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой». Глубокое сочувствие вызывает Фа уст, сраженный смертью на пороге «прекрасного мгновения», и так по нятно бессилие писателя постигнуть пути открытия нового мира в своей трагедии, законченной за шестнад цать лет до выхода в свет «Комму нистического манифеста». А затем учитель рассказывает о Шарле Гуно, создателе оперы «Фа уст», о том, как трудно было вло жить в нее все глубокое философ ское содержание трагедии. И не смотря на это, опера обаятельна по своей лиричности, реалистическому раскрытию характеров и изящест ву построения. Учащимся предлагается послушать отдельные части оперы. Включает ся проигрыватель, и в классе звучит сосредоточ е^ко-сумрачная музыка, которая вводит слушателей в мир философских размышлений Фауста. Представляется его кабинет с горя щей свечой, полками книг и столом, заставленным приборами. Класс 'наполнен пленительной му зыкой Гуно. Лица ребят сосредото ченны, внимательны, то улыбаются, то хмурятся, то делаются задумчи во спокойными. Даже обычно су ровое скептическое лицо мальчика на последней парте, боящегося вы разить свои чувства, чтоб не быть обвиненным в сентиментальности, и то смягчается, становится осмыслен нее и благороднее... * * * Были ли уроки, описанные мною? Точно таких не было, но подобные были и бывают в каждой школе, только... не тек планомерно и ча сто, как хотелось бы. Эмоцио нальность, задушевность, высокий тонус урока литературы, острота поставленных вопросов, поворот тех или иных строк нужной стороной, свет, брошенный внезапно на стра ницу, строку, слово — и вот все зазвучало в тон нашему времени, заискрилось и заблистало светом наших дней. Так становится близким и дорогим, действенным и активным Вниманием и заботой окружены дети в нашей стране. Родина, как мать, заботится о них. На снимке: комната для игр в Данковском детском доме. Фото М. Пашовкина. в борьбе за на шего нового че ловека литера турное произве дение, картина, скульптура, му зыкальная пьеса. Литература имеет дело с самькми тонкими сферами человеческого сознания, вторгается в самые глу бокие тайники души. В этом ее си ла. Вот почему урок литературы — могучее средство воспитания чувств и формирования мировоззрения. Эмоционально насыщенный, глубо ко продуманный урок — большая действенная сила, так как на уро ке подвергаются воздействию все ученики класса,* в том числе и те, которые не посещают кружковые занятия, не ходят на вечера, не бы вают в театре и живут подчас в уз кой ^ скучной среде. А они-то осо бенно нуждаются в нашем воздей ствии. Это необходимое воздействие и осуществляется на уроке, на кото ром присутствуют все без исключе ния. Вот почему так важен содер жательный урок, на котором обра зовательные и воспитательные зада чи сливаются в единый поток, вот почему учитель литературы всегда живет в поисках новых воспитатель ных возможностей. Это особо важ но сейчас, когда борьба двух идео логий достигла предельной остроты, когда наши противники делают главную ставку на идеологические диверсии и пытаются захватить в идейный плен неустойчивые элемен ты в социалистических странах. Наша задача состоит в том, чтобы выработать у советской молодежи противоядие против ложных, гни лых «теорий» о «современном ка питализме». С этой стороны боль шое значение имеют те програм мные произведения, которые опро вергают утверждения, будто совре менный капитализм совсем не та ков, каким был раньше. Богатейший материал дают нам «Молодая гвар дия» и «Поднятая целина». Доста точно вдумчиво прочитать главу о Фенбонге, чтобы убедиться, как глубоко обнажает внутренние пру жины современного Капитализма Фадеев, как раскрывает потрясаю щее духовное оскудение личности в разговоре Фенбонга с вообража емым джентльменом. Нечеловече ская основа буржуазной морали мо жет быть убедительно доказана и на примере Островнова, умертвив шего голодом свою мать. На уроках и в кружковой работе хорошо использовать произведения, в которых рисуется оборотная сто рона буржуазного мира или вскры ваются разнообразные формы вы ражения пережитков старого в со знании современного советского че ловека («Старая ведьма» Е. Пермя ка, «Память земли» Вл. Фоменко, «Рассудите нас, люди» А. Андреева, «Свет далекой звезды» А. Маков ского, «Мы будем любить друг дру га завтра» А. Стиля и др.). При изучении художественной ли тературы мы всегда должны пом нить, что имеем дело с искусством, и исЛбльзовать его как великую воспитательную силу. Умело и так тично привлекая на уроки литерату ры живопись и музыку, мы должны соединять в единое и неразрывное целое нравственное и эстетическое воспитание, входящее в общешколь ную последовательную систему вос питательных воздействий. М. КОЧЕРИНА, заслуженная учительница школы РСФСР, преподаватель литературы средней школы № 4 г. Липецка. ВОСПИТАТЕЛЬ- коллектив з а в о д а Как-то мне довелось просматри вать в одной из школ города Липец ка сочинения учащихся 6-го клас са на тему: «С кого я беду пример дома». По-детски просто и непосредст венно говорят они о своих пережи ваниях и горестях. Одному одиннад цатилетнему пареньку очень стыдно за самого близкого человека — отца. Он рассказывает о том, как его отец приходит домой пьяным, на его гла зах безобразничает. А как хочется мальчику ш ет ь старшего друга, то варища, подражать ему! Можно представить себе, как трудно бывает такому ученику най ти правильный путь в жизни, ес ли в школе ему говорят о высоких идеалах, о прекрасных качествах советских людей, а дома он видит и 'Слышит другое. Попробуй, разберись в этом детским умом! Подобные откровения детей долж ны быть услышаны, как сигналы бедствия в первую очередь в тех коллективах, где работают их па паши и мамаши. Давно известно, что воспитание детей— это не столь ко личное дело родителей, сколько дело всего общества. И всем нам должно быть небезразлично, с ка кой нравственной закалкой вступит в самостоятельную жизнь человек. Только этим и диктуется необходи мость решительного вмешательства в жизнь отдельных нерадивых се мей. Почему не установить такой по рядок, чтобы общественные органи зации учреждений и предприятий имели постоянный контакт со шко лами? Нужно усилить взаимную ин- г* Усманский Дом пионеров поль зуется большой популярно с т ь ю среди учащихся шкод. Та.м рабо тает 15 кружков: радио и морско го моделизма, па рашютистов и ху дожественной вы шивки, драмати ческий и другие. В них принимают у ч а с т и е 400 школьников. Пятинлаоши к и средней школы № 2 Геннадий Душенин и Вале рий Дамковцев за нимаются в авиа модельном круж ке, которым руко водит Леонид Петрович Хоро шилов. Сейчас круж ковцы готовятся к зональным со ревнованиям, ко торые будут про ходить в Воро неже. Фото Ю. Ардашева. формацию пршгаводсгвешых кол* лектинов и школ и проводить, если хотите, соревнования между отцами и детьми. Ведь есть же в Липец ке хорошая инициатива в проведе ний такого соревнования у завода «Свободный сокол» и школы № 31 Можно привести и другой пример участия рабочих коллективов и об- ществеяных организаций в воспи тании подростков. Летом 1 963 года в Доме пионеров Липецкого трак торного завода состоялся большой разговор о том, кто несет ответст венность за коммунистическое вос питание нашего подрастающего по коления. Партийная и профсоюзная организации завода совместно с дет ской комнатой милиции пригласили наряду со всеми желающими тех родителей, у кого подростки часто задерживались работниками детской комнаты, кто сам в своем поведении далеко не является примером для детей. Разговор был деловым и кон- кретшцш. Каждый выступающий да вал свои рекомендации, рассказы вал о собственных ошибках, предо стерегал других от них, делился собственным опытом. Нерадивые ро дители выслушали много резких, но полезных замечаний. В ноябре прошлого года партком завода обязал цеховые партийные, профсоюзные и партийные органи зации проводить шефскую работу в школах тракторозаводского микро района. Это начинание, по-моему, заслуживает самого широкого рас пространения. П. ФЕДОРОВ, сотрудник областного управления охраны общественного порядка. Не конкурент, а помощник Разные ребята приходят в Дом пионеров. Наша за дача помочь им выбрать правильную дорогу, помочь развить дарования, привить любовь и интерес к тому или иному виду занятий. В Липецком городском Доме пионеров работают 22 кружка: фото, машинопиои, хоровой, народных инстру ментов, кройки и шитья, рисования, хореографический, драматический, киномехаников, киностудия и другие. Работа в кружках строится так, чтобы дети получали определенные практические навыки. Приходят в Дом пионеров первоклассники. У них появилось первое желание заниматься музыкой, танцами, вышиванием... Задача руководителей круж ков развить это маленькое желание в большой интерес. Дом пионеров для ребят — это вторая школа. Для многих кружковцев он открыл дорогу в будущее. Уча стники ансамбля Николай Недосекин и Алексей Гор шков сейчас без дополнительной подготовки поступили в музыкальное училище, многие выпускники изосту дии — в художественное, девочки из кружка кройки и шитья работают самостоятельно в швейных мастерских. Помимо занятий в кружках, Дом пионеров проводит большую воспитательную работу. Она осуществляется разными путями. Особенно тщательно следят педагоги за успеваемостью учащихся, проверяют дневники, по- Л И Ч НО Е И О БЩЕ С Т В Е Н Н О Е В конце прошлого года нас взволновал такой случай. Рабочие жилищно-коммунального отдела отключили одну водопроводную колонку. А уче ник 7 класса Василий Д. решил почему-то до быть в-оды именно из нее, взял топор и стал сбивать обухом головку. Проходившая мимо по жилая женщина сделала ему замечание. На это Василий резко ответил: — А разве колонка твоя? Она ведь комму нальная. Это женщину сильно обеспокоило и обидело, она пришла в школу и рассказала о случившем ся. Мы долго беседовали с мальчиком, а его 'поступок обсудили во всех классах. Но можно ли было успокоиться на этом? Педагоги задума лись: разве в школе в течение семи лет не на учили мальчика, как Надо относиться к общест венному достоянию? Где изъян в нашей работе? Пристальное наблюдение дает нам основание сказать, что неправильные взгляды сложились у Василия в семье, ибо именно там стремились всячески беречь свое, личное, и пренебрежитель но относились к общественному. Но не только это повлияло плохо на Д. Вот коммунальный дом. Вокруг дома изгородь. Внут ри изгороди каждая пядь земли хорошо разде лана, уДобрена, прополота и полита. На грядках цветут помидоры и огурцы. Эти овощи — соб ственность жильцов. Здесь же рядом, за изго родью, посадки тополей и берез заросли бурья ном, засыхают от недостатка влаги, ломаются. Эти посадки — собственность кошунальная. Разве не замечает ребенок этого? В доме живут порядочные люди, хорошие работники, любящие родители, а вот не задума лись они над тем, как их халатность влияет на детей. Родители нас, естественно, спросят: а в школе все ли делается, чтобы воспитывать подлинно коммунистическое отношение к общественной собственности? Не было ли плохих примеров, которые тоже отрицательно влияли на Василия Д.? К нашему сожалению, были и есть такие примеры. Одна учительница вовремя является на урок и вовремя уходит с урока, заботится о том., чтобы учащиеся знали ее предмет. Но она никогда не замечает, что Василий Д. насорил в классе или испачкал парту. Это не проходит без последствий. Незаметно в классе появляется все больше исписанных парт и сломанных предме тов. Другая учительница оставляет дорогостоящие приборы в классах и забывает о них. Приборы лежат, пока кто-то из ребят случайно не испор тит их. Это отрицательно действует на детей. Они видят, что сама учительница не бережет школьное имущество, бросает его, и, конечно же, следуют ее примеру. Много ли в школе таких, как Василий Д.? Нет, не много. Но, к сожалению, есть и такие, есть и равнодушные к их поступкам. Недавно произошел такой случай. Ученик 11 «А» класса Анатолий В. сломал замок в физическом кабинете, взял нужную ему вещь и ушел, не закрыв кабинета и никому ничего не сказав. Это прошло как-то незаметно, не обеспокоило ни учащихся, ни учителей, которые об этом узнали. Только учитель литературы С. И. Лошкарев возмутился: «Как же так? Не давно в этом классе писали сочинение «0 ком мунистическом отношении к труду и социали стической собственности» и Анатолий написал неплохую работу. Значит у него на словах одно, а на деле другое? Значит, то, что он написал в сочинении, — фальшь?». Мы пригласили секретаря комсомольской ор- ганияации Виталия Порядина и порекомендовали ему обсудить этот случай. Одиннадцатиклассни ки пригласили нас на собрание. Оно прошло не плохо, и учащиеся дали правильную оценку поступку Анатолия. Но мы с болью отметили, что некоторые ребята отнеслись безразлично к этому событию. Пришлось на собрании и на это обратить внимание. Несколько позже 11 «А» классу мы дали за дание проверить, как сберегается школьное иму щество в остальных классах школы. Теперь они нас уже обрадовали своим искренним желанием выполнить задание, как можно лучше. Обобщая сказанное выше, нужно подчеркнуть, что воспитание бережного отношения к общест венной собственности, имеет исключительно важное значение. Однако, нам кажется, что в школах нашего района этому вопросу уделяется мало внимания. А он должен быть одним из главных во всей воспитательной работе. С этим большим делом одна школа не спра вится. За воспитание коммунистического отно шения к общественной собственности ответст венны школы, партийные и профсоюзные орга низации, руководители учреждений, родители. Дети не должны видеть плохих примеров. Их надо воспитывать на хороших. Г. БУДАРИН, директор Тербунской средней школы № 1, заслуженный учитель школы РСФСР. сещают школы, приглашают родителей. В каждом кружке проводятся беседы: «О чести и достоинстве кружковца», «О дружбе и товариществе», о писателях и художниках и др. Руководители ансамбля подробно знакомят детей с творчеством композиторов, произве дения которых они разучивают, часто вместе с ребя тами посещают фильмы-опары, фильмы-балеты, а за тем обсуждают их. Важную роль Играют различные массовые меропри ятия: встречи, беседы, походы, экскурсии. В «Клубе любителей искусства» дети учатся слушать и понимать музыку, ценить прекрасное в живописи, театре, встре чаются с художниками, скульпторами, архитекторами города, артистами драмтеатра, с писателями, поэтами. В «Клубе выходного дня» — знакомятся с достиже ниями науки и техники, с историей развития пионер ской организации. Значительное место в воспитательной работе Дома пионеров занимает книга. Библиотекарь часто высту пает с обзором новинок детской литературы, проводит читательские конференции, утренники, посвященные детским писателям и поэтам. Кружок художественного слова проводит конкурсы на лучшего чтеца. В этих конкурсах принимают уча стие лучшие чтецы школ Города. Одной из основных задач кружков является помощь школе в ее учебно-воспитательной работе. Их члены участвуют не только в мероприятиях, которые прово дятся в Доме пионеров, но выступают и на пионерских сборах, утренниках, смотрах художественной самоде ятельности. Руководители стремятся к тому, чтобы все кружковцы могли сами возглавлять подобные кружки в школах. Большую помощь школе оказывает наш методиче ский кабинет, который систематически проводит се минары с пионерским активом, старшими вожатыми школ города. Но у нас есть свои трудности. Не хватает комнат для занятий. Занимается ежегодно в кружках 1.200— 1.300 пионеров, а желающих—в несколько раз больше. У нас мало технических кружков. Правда, в городе имеется детская техническая станция, но она далеко не отвечает запросам наших старшеклассников. Поме щение там маленькое, оборудование плохое. Давно назрел вопрос о создании клуба старшеклас сников. Он бы дал многое для ребят. Редкие гости в Доме пионеров — учителя и руково дители школ. Мы делаем одно дело^но у нас, к сожа лению, нет единства. Некоторые руководители школ до сего времени не могут понять, что отсутствие контакта с Домом пионеров отнюдь не приносит пользы воспита нию детей. Директора и классные руководители подчас не знают, кто из учащихся занимается в кружках Дома пионеров, совершенно не заглядывают к нам. А бывает и так, что кое-кто старается запретить де тям посещать Дом пионеров, поскольку, дескать, уча щиеся прежде всего должны ходить в кружки в своей школе. Так считают, например, в школах №№ 12, 36, 19. Пора понять, что Дом пионеров не конкурент, а бли жайший помощник школы в воспитательной работе. Т. ЖУРАВСКАЯ, завуч Дома пионеров г. Липецка. Ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz