Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
2 ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 23 декабря 1 9 0 4 г., № 3 0 0 (3 1 9 4 ) Партийная ж и з н ь ___О Т Е Х , К Т О ЗАЖИГАЕТ З В Е З Д Ы День угасал. Молодая женщина не спеша шла по аллее к проходной завода. В конце ее —1портреты тех,* кто составляет сегодня гордость кол лектива, а над ними звезды — боль шая и одиннадцать маленьких — по количеству цехов. Идет женщина и привычно ищет глазами звезду своего цеха. Горит. Значит и сегодня в первом цехе все идет отлично. Радостно на душе у Антонины Николаевны Сумкиной. СЕКРЕТАРЬ ИДЕТ ПО ЦЕХУ Кто же зажигает эту звезду трудо. вой доблести? — Безусловно коллектив, — гово рит секретарь парткома завода Ана толий Ефимович Бахтин. — Цех, как правило, справляется с заданиями ежедневно. И залог успеха в том, чго в нем боевая партийная организация. ...Обеденный перерыв. Приостано вили свой бег поточные линии. Толь ко в глубине цеха наше внимание привлекает группа рабочих. Они что- то деловито обсуждают, спорят, чем- то восхищаются. Среди них и секре тарь партийной организации. Под ходим ближе. В руках одной из ра ботниц свежий номер стенной газеты «Источник тока», К парторгу один за другим подхо дили товарищи. — Хочу посоветоваться, Антонина Николаевна, — обратился член пар тийного бюро Николай Бударин, — как помочь паялыцице Нине Ткачен ко. Дочку она одну дома оставляет. Ясно, ч'го и работа из рук валится, й учебу в техникуме запустила. Помочь? Но как? Антонина Нико лаевна знает, что это не просто. На заводе пока много нуждающихся, а новый детский комбинат будет сдан в эксплуатацию лишь к будущей вес не. Задумалась секретарь. Записала в блокнот фамилию паялыцицы. Забегая вперед, скажем, что ком мунисты помогли Нине Ткаченко. Члены партбюро побывали в партко ме завода, завкоме, убеждали, про сили,- требовали, И своего добились. Антонина Николаевна, я опять к тебе,— приглушая голос, говорит работница Н. Партийному секретарю уже изв стно, о чем пойдет речь. Догадыва ются о беседе и подруги: опять, на верное, семейные нелады. И снова, в который раз: «Антонина Николаевна!». Ее зовут к поточной линии. У электролитчицы Раисы Бушневой что-то не ладится. — Как будто делаю все по техно логии, а не получается. Брак идет,— сокрушенно разводит руками Раиса. — Давай попробуем вместе, — го ворит секретарь. — Раз, два, вращая барабан,— отсчитывает Раиса. •— Правильно. Теперь чтр нужно делать? *— Снять и поставить элементы на конвейер, — отвечает работница. — Вот в этом как раз и ошибка, Рая. Ты подожди, пока элементы равномерно наберут электролит, У Бушневой все начинает полу чаться, так как надо. А Антонина Николаевна подходит к опытной ра ботнице Галине Клементьевой. — Помоги, пожалуйста, Рае, Уходя, секретарь партбюро гово рит Бушневой: — В цехе начинаются занятия I школах коммунистического труда Ты, Раиса, обязательно приходи на занятие. Будет полезно послушать. — Спасибо, приду обязательно. Трудовой день секретаря не закан чивается в цехе. После работы ей нужно успеть побывать в кружках и школах сети партийного просвеще ния, где занимаются коммунисты це ховой парторганизации и беспар тийные. А разве можно н^ посетить квартиру работницы, у которой по лучился разлад с мужем? Комсо мольцы попросили ее побыть на мо лодежном вечере, участники художе ственной самодеятельности — на ре петиции. И все это надо сделать свободное время — а его так, к со жалению, мало, СИЛА — В КОЛЛЕКТИВИЗМЕ Конечно, одной справиться с такой работой не под силу. И поэтому Ан тонине Николаевне помогают всегда во всем члены партийного бюро цеха. Каждый из них настоящий по мощник секретаря. Да и остальные коммунисты не стоят в стороне. Жизнь в организации бьет ключом. С чего это началось? Может быть, того, что Антонине Николаевне на одном из семинарских занятий запа ли в самое сердце слова В. И. Лени на: «Коммунизм начинается там, где появляется самоотверженная, преодо левающая тяжелый труд забота ря довых рабочих об увеличении произ водительности труда». А может быть, того памятного заводского партий ного собрания, на котором шел от кровенный разговор на тему: «Готов ли. ты жить при коммунизме»? А мо жет быть, с того, другого и третьего? И все-таки Антонина Николаевна считает, что главным толчком, послу жившим началом оживления работы цеховой партийной организации, явился поход за высокую культуру труда и быта, начатый по инициати ве коммунистов. Этот вопрос предва рительно был обсужден на открытом партийном собрании. На нем же до говорились, чтобы вывести свой кол лектив на первое место. Коммунисты понимали: трудную задачу взяли на себя. Действительно, трудностей оказалось много. Отдель ные считали, что высокая культура производства — это чистота в цехе. А как выполняются сменные задания, повышается качество изделий, как расходуются технологические мате риалы, решаются вопросы механиза ции и автоматизации, воспитание но вого человека — это, мол, другая сторона дела. Агитаторы коммунисты А. .Лабу- зов, А. Пальчикова, Е. Дорогова, Симановская на конкретных при мерах показывали, что культура про изводства — это, в конечном счете, высокое качество продукции. И без саратовского метода бездефектной сдачи продукции не обойтись. Они убедили людей в необходимости ра ботать по-новому. На каждом производственном уча стке по рекомендации партийного бюро создали советы. Их возглавили опытные командиры смен М. Ваку рова, И. Мямлина, 3. Матюхина. В обязанность советов входило не толь ко следить за чистотой и порядком, но и помогать людям работать более производительно, высококачественно вовремя устранять неполадки, при ходить на помощь друг другу. О всем хорошем, что рождалось в цехе быстро сообщалось в стенной газете, в «молниях». На участке мастера Н. Райковой рабочие во внеурочное время покра сили оборудование, принесли из до ма комнатные цветы, создали свою библиотеку на общественных нача лах. Добрый пример нашел поддерж ку не только в цехе, но и в других коллективах завода. Одно время на поточной .линии на кальных батарей часта,допускался брак. На завод приходили, от поку пателей десятки рекламаций. Комму нисты А. Иваненко, А. Семинихина А. Шатаева детально изучили тех нологию производства и пришли выводу, что основная причина брака заключалась в том, что не все про изводственники владеют в совершен стве избранной профессией. Ё см нах организовали учебу сборщиц, паялыдиц, прессовщиц по специаль ной программе. Были изучены основ ные вопросы саратовского метода бездефектного изготовления изделий и сдачи их с первого предъявления О соревновании за выпуск источии ков тока отличного качества повели широкий разговор агитаторы, стен ная печать. И вот результат. Уже пять месяцев коллектив сдает свою продукцию с первого предъявления Рекламаций больше нет. Коммунисты заботятся о распро странении передового опыта. Лучше всего прижился саратовский, метод на участке мастера А. Семинихиной. О своем опыте мастера попросили рассказать на открытом партийном собрании. Решили открыть школу пе редовых методов труда. Она дейст вует. Перед товарищами уже высту пили новаторы производства — води тели автоматов братья Серовы, Ни колай Вобликов. Многое еще предстоит сделать ком мунистам. Но уже сегодня цех как бы раздвинулся, посветлел. Вступи ли в строй две поточные линии. Ста ли выпускать энергоемкую батарею для транзисторных приемников. Рада за свой цех Антонина Нико лаевна, горда делами своих товари щей коммунистов. Именно благодаря их коллективному творчеству уда лось улучшить результаты работы цеха. А. Н. Сумкина часто вспоминает наказ секретаря парткома: ■— Не берись за все сама. Сумей людей организовать. Сейчас Антонина Николаевна са ма отлично знает, что успех партий ной работы — в коллективном руко водстве. УЧИТЬСЯ, УЧИТЬ ДРУГИХ Множество обязанностей у секре таря цеховой парторганизации. Но главная из них — быть для любой работницы или рабочего советчиком жизни, добрым наставником, про буждающим творческую инициативу, жажду к знаниям, к культуре. Сколь ко же должен знать и уметь партий ный вожак! Мы сидим в тесной конторе, где перед началом смены собираются ма стера, чтобы уточнить задание. Ан тонина Николаевна рассказывает: — Приходится все время учиться. Занимаюсь в кружке и изучаю акту альные вопросы коммунистического строительства. Читаю Ленина, пере читываю документы съездов, Про грамму КПСС. Да и художествен ную литературу нельзя забывать. В цехе добрая половина рабочих со средним образованием. К примеру, сборщицы Н. Пахомова, В. Соколо ва, Л. Баранова очень интересуются всеми новинками литературы, ис кусства. Некоторые, как Т. Толкуно ва, А. Новикова, М. Сенчукова, учат, ся заочно в институтах, техникумах Большинство из них обращаются за помощью. Что еще можно сказать о секрета ре партийной организации? Ведь ее труд не измеришь процентами. Он в делах коллектива, в производствен ном и духовном росте людей, во всей их жизни. ..— - В цеховой партийной организации 107 человек, и все они учатся: в ве черних школах, в заводском вечер нем техникуме, в заочных институ тах. В кружках, семинарах и школах сети политического просвещения за нимается семьдесят четыре человека. К тому же все они посещают народ ные университеты, слушают лекции Полученные знания люди приме няют на практике, стараются рабо тать и жить так, как требует мораль ный кодекс строителя коммунизма Тридцать коммунистов носят звание ударника коммунистического труда. Пяти участкам,' возглавляемым чле нами КПСС Е. Евдокимовой, Н. Го лубевой, К. Колчевой, М. Вакуровой Л. Белоусовой, присвоено высокое звание коммунистических. Есть у партийного бюро цеха своя заветная мечта — добиться в бли жайшее время, чтобы цех цели ком жил и работал по-коммунисги чески. И это осуществится. Все свои дела, все свои устремления партий ное бюро подчиняет этой благород ной цели. В. АКУЛЕНКО, О. ДЕМИН, нештатные корреспонденты газеты «Ленинское знамя». г. Елец, Элементный завод. У Леонида Чуканова, как и у всех его товарищей-верхолазов, хорошее настроение. Коллектив первого участка «Стальконструк- ции», на котором работает Леонид, брал обязательство смонтиро вать до конца текущего года 4.000 тонн металлических конструкций главного корпуса кислородно-конверторного цеха. Декабрь еще не кончился, а на счету верхолазов участка уже 5.800 тонн смонтиро ванных деталей. В этот успех немало труда внес и Леонид Чуканов. Хорошо работать ему помогает учеба на четвертом курсе Липецко го строительного техникума. НА СНИМКЕ: монтажник Леонид ЧУКАНОВ. Фото нештатного корр. «Ленинского знамени» К. Порошиной. К а к в а с о б с л у Ж и в а ю т ? ЗАБЫТАЯ ПАРИКМАХЕРСКАЯ Подойти к э т о й - парикмахерской не так легко: у самого входа—яма, кучи земли. Того и гляди — спот кнешься и упадешь. В зале для бритья и стрижки (он же и зал ожидания) на одной из стен зияет огромная дыра, обнажа ющая водопроводные или канализа ционные трубы. От нее во все сто роны расплываются ржавые подтеки. Когда-то, много месяцев назад, на втором этаже случилась авария, стену в парикмахерской залило во дой. Несколько недель назад при шли ремонтники, разворотили ее, ушли и... видимо, решили, что на этом их дело кончено. В парикмахерской работают уме лые мастера. Но посетителей здесь бывает мало. Людей отпугивают и грязные подходы, и неблагоустроен- ность внутри помещения. Зайдет че ловек один раз, а в другой его сю да не заманишь, лучше поедет на автобусе в центр города и там по бреется. Здесь же, в маленькой боковой комнатушке расположен и дамский «зал». Это — узенькая, примерно, 15-метровая комнатка. Два рабочих места. Электросушилки для волос. На батарее висит несколько полоте нец — сушатся. У самой двери—ра ковина. Теснота — повернуться не где. И тут же, возле импровизиро ванного миниатюрного столика при мостилась с набором своих инстру ментов и принадлежностей маникюр ша. На обычную тумбочку положена фанера — вот ее рабочее место. Чтобы попасть к дамскому маете ру, необходимо пройти через муж ской зал. Руководитель Липецкого треста парикмахерских т. Барманов—очень редкий гость здесь. А зря. Надо бы чаще наведываться в подопечные предприятия, интересоваться нужда ми парикмахерских, знать, как они обслуживают население, и помогать им. Парикмахерская эта находится на Колхозной улице в доме 59-а. И. СМИРНОВ. НУЖНЫ ОБЩИЕ УСИЛИЯ Уже не первый год не сходит с по вестки дня вопрос о качестве отече ственной трансформаторной стали. Бурное развитие электро- и радио техники, электроники, автоматики, телемеханики, приборостроения по- $ требовало от металлургов выпуска $ электротехнических сталей высших } марок, по своим свойствам не уступа- * ющих лучшим мировые стандартам. $ Требование Центрального Комите- * та партии резко повысить качество продукции, добиться, чтобы каждое предприятие, каждый работник зна ли высшие мировые стандарты в своей области и стремились достичь и превзойти их, накладывает на спе циалистов Новолипецкого металлур гического завода особую ответствен ность. До сих пор качество транс форматорной стали с маркой НЛМЗ ниже, чем у стали лучших иностран ных фирм. Производство холоднокатаной трансформаторной стали на Новоли пецком заводе за четыре года воз росло более чем в тридцать раз. Внутризаводской брак снижен в че тыре раза. Новолипецкий завод ос тается основным поставщиком этого ответственного металла в стране. Как видно, задачи количественного роста решались успешно. Однако процент выхода марки Э-330 еще низок, а марки Э-ЗЗОА не получено ни одной тонны. Промышленности нужна сталь тол щиной 0,35 миллиметра с удельными потерями 0,45—0,5 ватта на кило грамм, Кроме того, она должна иметь электроизоляционное покры тие. Наша же трансформаторная имеет удельные потери 0,69—0,68 ватта на килограмм. Почти две тре ти ее листа не укладывается в нор мы ГОСТа по волнистости и коро- боватости. Основной причиной этого являет ся отсутствие необходимого совре менного оборудования. В результате Новолипецкий завод вынужден ра ботать по старой технологии, давно действующей на других отечествен ных заводах. По этой причине в но волипецкой стали все еще содержат ся излишки углерода, азота и дру гих вредных примесей, не делается электроизоляционное покрытие. В начале нынешнего года Новоли пецкий завод, научно-исследователь ские институты, Госкомитет по чер ной и цветной металлургии были подвергнуты серьезной критике за неудовлетворительное качество элек тротехнической стали. После этого металлурги в содружестве с учены ми, исследователями провели неко торую работу по улучшению качест ва трансформаторной стали. Были разработаны специальные мероприя тия, часть которых успешно выпол няется. -Однако далеко не все наме ченное претворено в жизнь. Больше того, следует признать, что ироде данные заводом и научно-исследо вательскими институтами работы не обеспечили в 1964 году на существу ющем оборудовании резкого улучше ния электромагнитных свойств, сии жения удельных ваттных потерь получения трансформаторной стали отвечающей *в полном объеме требо ваниям ГОСТа по волнистости. Сорвано строительство, монтаж пуско-наладочные работы, конструи рование и' освоение многих агрега 1 I г г г I г Продолжаем разговор о качестве трансформа торной стали. У С П Е Х п о д п и с к и В прошлом году в липецком тре сте «Жилстрой» каждый тринадца тый был подписчиком на «Строи тельную газету». Партийные, проф союзные организации и администра ции стройуправлений треста поста вили задачу: каждый восьмой дол жен быть подписчиком на «Строи тельную газету», каждый третий — на газету «Ленинское знамя». Была проведена большая работа по под бору общественных распространите лей печати. В результате на «Строительную газету подписался каждый шестой, а на «Ленинское знамя»—почти каж дый второй строитель. Многие рабочие треста также под писались еще на 3—5 изданий. Бри гадир монтажников Н. С. Данилов выписал «Комсомольскую правду» журналы «Строитель» и «Работни ца», бригадир каменщиков В. С. Ми хеев будет получать три газеты и три журнала, слесарь В. ,Б. Дурнев и монтажники Н. К. Голушкин, Н. Д. Глазьев — по четыре газеты и столько же журналов. Значительно больше подписчиков стало на журналы «Строитель», «Жилищное строительство», «Изо бретатель и рационализатор». М. КУРАШОВ, старший инженер технического отдела треста «Жилстрой». тов. Особенно тревожит то, что не пущено и не освоено очень важное оборудование на таком решающем переделе, как термическая обработ* ка. В сентябре 1964 года должны бы ли окончить работы на генераторе жидкого азотр СУ-1 треста «Ли- лецкетрон» и управление «Метал- лургпрокатмонтаж» (руководителя тт. Ухорский и Фалькенгоф). В том же месяце намечалось ввести в экс плуатацию отделение приготовления суспензии для башенных печей, но не введено. Отвечали за эту работу тт. Ухорский и Фалькенгоф. В из* вестной степени виноват и УКС за* вода, который не обеспечил пол* ностью строителей необходимым оборудованием. Сорвано строитель* ство второй методической печи в листопрокатном цехе № 1. Боль* шие осложнения, вызванные этими срывами, усугубились еще тем, что были допущены ошибки в проекте и недоделки в башенных печах. Недавно на Новолипецком метал лургическом заводе состоялось засе дание технического совета и совета НТО, на котором обсуждались со стояние и меры, которые следуе» предпринять для улучшения качест ва трансформаторной стали. Много справедливых претензий предъявила работники цехов к исследователям, строителям, ученым. На опыте работы нашего электро* сталеплавильного цеха убедитель* но доказано, что вакуумирований стали дает отличные результаты. Но для вакуумирования в глубоком ва* кууме срочно необходима парозжек* торная установка. А чтобы обойтис| без промежуточной емкости, нужно сделать изменения в проекте этой установки. Как ни странно, соору* жение важного объекта слишком за* тягивается. На свойствах трансформаторной сказывается содержание азота. ДлЯ снижения его нужно применять чисм тый кислород и повысить качествб исходных материалов, особенна ферросилиция. Несомненно, некоторого улучшО* ния качества стали электрометал* лурги достигли, но им предстой^ еще более упорная работав этом нж правлении. Самые большие и трудные задач® предстоит решить коллективу второ* го листопрокатного цеха. Ему нужна очень серьезная помощь. Прежде всего необходимо как можно ск<> рее ввести в строй оборудование, без которого прокатчики не могу^ уже сейчас обходиться. Чтобы обес* печить техническим азотом башен* ные печи, нужно ввести в эксплуа? тацию и освоить генератор жидкого азота, а также газгольдерную высо* кого давления. Для всех ясна и не* обходимость ускоренного сооруже** ния комплекса электролизной уста* яовки для получения чистого водо* рода и перевод 56 стендов колпак,о* вых печей на работу с чистым су* хим водородом. Слишком затянулось освоение 20* валкового стана. И тут надо при* знать вину завода. До сих пор стая даже не обевпечен в достаточном количестве валками. Освоение сварки в системе башен ных печей при обезуглероживающем и выпрямляющем отжигах, освоение термостойкого и электроизоляцион ного покр'ытия — прежде всего эти проблемы волнуют прокатчиков, Приходится искать совершенно но вые решения, идти неизведанными путями, А. ЗАВЕРЮХА, главный инженер управления черной металлургии совнархоза ЦЧЭР. 11111111|111Щ111Щ|1|111111111ааЯ11111а1В11111111111111111111111| | | | а11| | | | | 11 |1| | | | | | | | 111|1И1| 1| | | | И| | | , | | И|1 |||1 |||||а |||В В |||||1 |||||||1 ||1 |||1 ||1 1 1 |1 |||||||1 |1 |*|>1| 111||||ИИ| И|1 11 ||||1 (И| И| | 1| И11| | | 1| 1| | | 11111| 1| | | 1111111111111111111111111111111111»1111111111111111111111« Л ю д и , с о б ы т и я , в р е м я ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ И В Демкинской восьмилетней школе еженедельно выходит ра. диогазета. В каждом классе имеется спецкор этой газеты. * — Заметок—хоть отбавляй,—I говорят члены редколлегии, — но 4 мы стараемся их все опублико - 4 вать. Дикторы — сами учащие- 4 ся. Продолжительность передач—♦ 12—15 минут. ♦ Учеба, труд, отдых ребят,* жизнь школы—такова тематика пе. ♦ редач. 2 — Что мне помогает в учебе? ^ Режим дня. У меня 6 младших | братьев и сестер. Я успеваю гото. ^ вить уроки, погулять с малышами* и почитать книгу. Мои пятерки в$ табеле — результат соблюдения $ режима, — рассказывает одна из 4 лучших учениц школы по радио. $ — На днях состоится конкурс на4 лучшего чтеца и рассказчика,— 4 извещается в другой передаче. $ — Мальчишки организовали 4 штаб «ЮДМ» (юные друзья ми. 4 лиции). Они охраняют реку от 4 браконьеров, ведут борьбу с на. 4 рушителями общественного по. 4 рядка,— сообщается в третьей. 4 Особенно любят слушатели са-4 тирическую страничку «Баня». Радиогазету назвали «Боевым спутником». Ее передачи нетер-, пеливо ждут ученики, учителя и | многие родители. Лучшие выпу-| ски дублируются. ♦ «Боевой спутник»—верный по. мощник учителей в учебно-воспи. Фтательной работе. В. ПАНИН. ♦ Село Демкино, | Чаплыгинский район. Лучше всего знакомиться с учите лем на уроке. Такая встреча может рассказать о нем гораздо больше, чем долгая беседа. Расскажут об учителе и сами школьники — свои ми ответами и вопросами к нему, своими мыслями и рассуждениями. С Клавдией Никаноровной Мам- зиной — учительницей Липецкой школы № 31, мы договорились о том, что я побываю у нее на уро ке литературы. Через несколько минут закончится перемена, и мы направимся в 8-й «б». О теме урока не спрашиваю. Пусть все будет не ожиданностью. — Вы прочли повесть Горького «Детство», — начала Клавдия Ника- норовна. — Давайте поговорим со годня о том светлом, добром, чело вечном, что показано в этом произ ведении на фоне «свинцовых мерзо стей жизни». Какие образы олице творяют это светлое, доброе? Тянутся ребячьи руки. Первые ответы с места и у доски. Цитиру ют записи из тетрадей, зачитывают из книги горьковские строки. В от ветах никакой заученности, много самостоятельных мыслей и сужде ний. Клавдия Никаноровна задает вопросы. Но это не выглядит каким то опросом. Скорее всего похоже на то, как опытный дирижер заставля ет звучать сильнее и выразительное отдельные части произведения, И добивается своего. Школьники стре мятся' осмыслить повесть Горького с исторической, социальной точки зре ния. Бабушка, Цыганок, дед Каши рин и сам маленький Алеша — уже не просто герои повести. Эго люди, олицетворяющие определен' ный период развития России. Маша Страшная рассматривает ссоры драки в семье Кашириных, как при мер того, что частная собственность разъединяет людей и что в буржУ' азном обществе действуют звериные законы. Ребята верно почувствовали оптимизм повести, мысль автора том, что светлое, доброе обязатель но победит. На уроке ответило не сколько учеников, но работал весь класс, с увлечением, с готовностью. И даже показалось, что некоторые мальчики и девочки разочарованы тем, что их не спросили. — Может быть, это и так, — ска зала мне после урока Клавдия Ни каноровна. — Ведь это их самосто ятельный разбор произведения. На предыдущем уроке я процитировала отдельные выдержки из повести, которые должны были стать основой ее анализа. И ничего, как будто справились! Это не был урок «привычного об разца», когда ученики добросовест но повторяют услышанное от учи теля, прочитанное в книге и заучен ное. Все главные выводы сделаны ими самостоятельно. А ведь таким образом они получили за этот час не только знания. Они в чем-то глубО' ко убедились. И можно представить уже, какими продуманными и со держательными будут их сочинения о творчестве Горького. После урока мы долго разговари вали с Клавдией Никаноровной. Можно закончить вуз, получить дип лом педагога, и в то же время не быть им. Конечно, у настоящего учи теля должны быть прежде всего знания, опыт и умение наблюдать жизнь. Но важно и другое — уметь передать это детям. Один из секре тов этого умения — отдавая, обо гащаться. «Как стать настоящим учителем?» — такой вопрос волнует многих молодых преподавателей, на чинающих свой нелегкий путь в школе. — Знаний и диплома мало, — го ворит в таких случаях Клавдия Ни каноровна.—Нужно учиться и учить ся. У жизни. Грозное лето 1941 года. В бездон ной небесной синеве, в ослепитель ном полуденном солнце как будто чудится еще невидимая опасность Она стала реальной, ощутимой вечеру, когда раздался вой сирен Воронеж бомбили. Сосредоточенные лица студентов. Озабоченные, молчаливые препода ватели — члены государственной экзаменационной комиссии. Каза лось, все готовились еще к одному экзамену, самому главному, который предстояло держать вместе со всей страной — на стойкость, мужество, выдержку. Не было традиционного выпускного бала, торжественных на путствий, добрых пожеланий. Их молча диктовала каждому суровая обстановка. Студенческое платьице. Старые запыленные туфли: пешком шла от станции к школе. В руках неболь шой чемоданчик. А на самом дне его новенький диплом Воронежского учительского института. Лидия Васильевна Коровина, ди ректор средней школы в селе Хре новое Воронежской области, ах нула: совсем девчонка ее новый з а вуч! Худенькая, черноглазая, темно волосая. Но очень, наверное, бое вая и напористая: лицо живое, энер гичное. Только взрослит его кацая- то грустная озабоченность. Догада лась: — Родители-то там остались, Кла ва? — Там... Под Белгородом. 1 -го сентября, точно по расписа нию, раздался в школе первый зво нок. Только примешивались теперь к обычному школьному шуму звуки глухой канонады. Фронт приближал ся. Этот первый год работы в сель ской школе Клавдия Никаноровна запомнила на всю жизнь. Тогда впервые задумалась она над тем, что должен дать учитель своим уче никам. Не только знания. Что-то большое и важное должен уметь он формировать в их характере: любо знательность и трудолюбие, целеуст ремленность и жажду деятельности. А прежде всего — с юношеских лет должна прийти к ним глубокая убежденность. Преподавала Клав дия Никаноровна первый год исто рию. Старалась преподносить не «су хие» факты и описание событий. Ис тория — вечно живой процесс. А сейчас идет война... Пройдет много лет, и люди вновь и вновь задума ются над этими событиями. Снова появятся в истории страницы, по учительные и важные для грядущих поколений и самое главное место ка них отведут советским людям, все перенесшим, выстоявшим, победив шим... Победившим! Класс оживлял ся. Даже в самые страшные дни бомбежки и обстрела на уроках ис тории говорили о победе. В июне 1942 года фашисты подо шли к селу. Школа закрылась. Бы ла объявлена немедленная эвакуа ция. Клава решила — никуда не поедет. Пойдет в партизанский от ряд. Это ей сделать проще, чем другим, она не старожил, немногие ее знают в окрестности. Клаву выз вал батальонный комиссар, началь ник эвакогоспиталя, который неко торое время находился в селе. Мо лодая учительница часто приходила к раненым, проводила беседы, по могала медсестрам и санитаркам. — Поедешь с эшелоном. Без раз говоров, — строго сказал ей началь ник госпиталя. На вокзал прибежали ребята, ее ученики. Вот когда не выдержала и расплакалась. Почти месяц эшелон продвигался под налетами фашистских самоле тов. Выдержали, прорвались. За тем Саратов. А в ноябре госпиталь перевели в Липецк. Клава заведопа ла библиотекой, была секретарем комсомольской организации. Часто выступала с лекциями, докладами. Ее взволнованная речь, полная срав нений и ярких образов, всегда про изводила большое впечатление. Не даром еще в школе ей говорили: «Быть тебе, Клава, прокурором или учительницей». Сбылось второе. Но война не да ет вернуться в школу. В марте 1943 года Клавдия Никаноровна была направлена комсоргом ЦК на строи тельство Липецкого тракторного. Новое назначение приняла, как от ветственное задание. Стройку Ли пецкого тракторного вполне можно было назвать молодежной: 600 ком сомольцев прибыло из Воронежской области, 800 — из Харьковской. В одном из корпусов начали монтиро вать оборудование. Одновременно велось строительство жилых домов. Работали с подъемом. Добровольно отказывались от выходных дней. Однажды в комнату комсорга за шел кто-то из рабочих. — Клава, какая-то женщина вас спрашивает, говорит, дочь вы ей. Выбежала из кабинета. До боли знакомое, родное лицо: — Мама!.. I В 1944 году, в канун окончания войны, Клавдия Никаноровна верну лась к преподавательской деятельно сти: вела уроки историй в одном из технических училищ. В 1951 году стала завучем в Липецкой школе № 25. А потом решила учиться даль ше. Настойчивость и упорство по могли. В 1959 году Клавдия Ника норовна окончила Липецкий педаго гический институт, где она училась на филологическом факультете. Но сгоей, родной, она считает 31-ю шко лу, куда она пришла после оконча ния второго вуза. В эти годы ПО' настоящему раскрылось ее педаго гическое дарование. Постоянное стремление совершенствовать про цесс обучения, добиваться, чтобы ученики росли не только знающими и дисциплинированными, но и прин ципиальными, убежденными людъ ми — главное в ее работе. Можно говорить не только об эмоциональ ной стороне ее уроков, но и о поли тической их направленности. Какая бы тема ни поднималась на уроке литературы, Клавдия Никаноровна всегда старается связать ее с се годняшним днем. Отсюда — после' давательность, логичность в ответах ее учеников, самостоятельность суж дений и выводов, Клавдия Ника» норовна руковэ* дит школой пе* редового опыта. Многие молодые педагоги благодарны ей за добрую поддержку и участие. Главное на* правление школы передового опыта в этом учебном году — эффектив ные методы ведения урока. Клавдия Никаноровна будет давать так на зываемые опережающие уроки, по дробные консультации по темам. Были у нее и необычные ученики. Это ее коллеги, преподаватели рус ского языка и литературы в Лейп циге и венгерском городе Дебрецене. Лето 1962 года Клавдия Никаноров на жила в Германской Демократиче ской Республике, куда была пригла шена областным методическим каби нетом Лейпцига. Восемь немецких учителей русского языка занимались в ее группе. В июле 1963 года пре подавала на курсах повышения ква лификации в Дебрецене, на родине Петефи. Там у нее было 11 учени ков. Все они стали ее большими друзьями. А строгость и требова тельность сделали свое дело: в пись мах, которые ее ученики шлют из ГДР и Венгрии, ошибок нет. «Дети учатся русскому языку с удовольствием», — пишет Тибор Боелосни, преподаватель русского языка из венгерского города Дьюлы. А учительница Лило из Лейпцига обращается за советом: «Дорогая Клавдия! Помоги мне, пожалуйста. Мне нужны новые методы препода вания. Понимаешь меня? Мне нуж ны новые, социалистические методы! Посоветуй, пожалуйста!». 1963 год — памятный для Клав дии Никанорова*. Она была участ ницей июньского Пленума ЦК КПСС. А этим летом в газетах был опубликован Указ Президиума Вер ховного Совета РСФСР «О при своении почетного звания заслужен ного учителя школы РСФСР работ никам народного образования Ли пецкой области». Среди других фа милий стояло имя Клавдии. Ника* норовны Мамзиной. В. ПОПКОВА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz