Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
1 3 декабря 1 9 6 4 г.. № 2 9 2 (3 1 8 6 ] Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 3 СТРАНИЦА ПЕДА Г О Г А И Р О Д И Т Е Л Я РЕБЕНОК РАСТЕТ В СЕМЬЕ ОТРЯД ВО ДВОРЕ. . . Семнадцать ступеней вниз. Стуча костылем и палкой, первым спус кается Сергей Иванович. Он показы вает дорогу. Лязгают засовы первой массивной металлической двери, затем второй, и мы входим в тем ноту. — Вот здесь наш штаб,— говорит Сергей Иванович и привычным дви жением повертывает выключатель. Жесткий ^щет электрической лампоч ки открывает взгляду серые стены каменной коробки без окон... Несколько минут назад мы сидели С Сергеем Ивановичем в чистой, светлой комнате и разговаривали о хороших делах дворового пионер ского отряда имени Валентина Ско- роходова, и вдруг этот каменный «штаб»... — Что же делать?— спрашиваю я. О пионерском отряде, о хоро ших ребячьих делах, о вас, нако нец, написать необходимо, но как быть с этим подвалом? Нельзя же здесь держать ребят: ни света, ни тепла, ни воздуха... — А вы ничего и не пишите о Нем вообще, — усмехается Сергей Иванович.—Прочитает заместитель директора Тракторного завода ,по быту т. Лазарев и во избежание не приятностей выгонит нас отсюда. А так все-таки можно где-то собрать ребят, поговорить с ними, поделать хотя бы вот такие вещи,— и он по казывает на незамысловатые по оформлению стенды. Их три. Один Называется «Прошлое нашего дво ра», второй — «Труд — воспита тель» и третий — «Здравствуй, Мо сква!». На первом — коллекция рогаток разного калибра и различных кон струкций. Когда-то все они были в ходу. Под рогатками пристроены цоколи электрических лампочек, Сергей Иванович с невеселой ус мешкой комментирует: — Были у нас такие мастера ро- гаточной стрельбы, которые могли «обрезать» стекло баллона лампоч ки у самого патрона. Баллон падал и взрывался от удара об пол. «Стрел кам» было занятно, а лестничные клетки двух домов и двор в вечер нее и ночное время часто были в ПРОЧНЫЕ С В Я З И Д а в а й т е , о б с у д и м Лебедянское районное отделение педагогического общества установи ло прочную связь со школами горо да и района, с родительской обще ственностью предприятий и учреж дений. На заводах ветоборудованйя и машиностроительном, в совхозе «Агроном» созданы уголки для ро дителей, читаются лекции о воспи тании детей в семье, проведены кон ференции родительской обществен ности. В прошлом учебном году было прочитано более 2000 лекций для родителей, в школах и на некоторых предприятиях состоялись конферен ции, на которых обсуждались раз личные вопросы воспитания школь ников, при средних школах работа ли родительские факультеты. Родительская общественность ак тивно участвует в работе педагоги ческого общества. Многие коллекти вы предприятий взяли и выполняют социалистические обязательства по оказанию помощи школе и семье. В этом году все родители и лица, занимающиеся воспитанием детей в семье, систематически слушают лек ции и беседы о воспитании детей, организуемые при всех школах. Та кие занятия проводятся два раза в месяц по определенной программе для каждой группы, в зависимости от возраста детей: для родителей дошкольников, младших школьников и подростков. Помимо лекций, родители будут посещать уроки, внеклассные заня тия и принимать участие в конфе ренциях о воспитании детей, где смогут обмениваться своим опытом. Вопрос о родительском всеобуче об суждался и на последней сессии районного Совета депутатов трудя щихся. Мы намечаем провести районную конференцию родительской общест венности, чтобы обсудить и поддер жать почин ульяновцев, которые бо рются за то, чтобы в городе не бы ло ни одного правонарушителя-под- ростка. Н. ПУПЫНИН, председатель Лебедянского отделения Педагогического общества. темноте. А вот это поопаснее рога- точного озорства,—показывает Сер гей Иванович на нож, сделанный из полотна ножовки. — А теперь? — Все в прошлом. Теперь, если и появится вдруг «агрессор», его не медленно разоружают сами ребята. А здесь вот наши дела прошлого и этого годов,— говорит Сергей Ива нович у стенда «Труд—воспитатель». На стенде, главным образом, фо тографии, сделанные юными фото любителями: ребята разбивают клумбы, сажают цветы, собирают лекарственные травы, купаются, за горают, ловят рыбу, играют в во лейбол, выступают с танцами, пени ем и декламацией перед жильцами домов, заливают каток, веселятся на елке... — А где же елку устраивали? — В нашем доме размещается детская м у з ы- кальная школа , : вот и договори лись с ее руко водством. Веселая была елка — кон церт, под а рки, ; игры. Сначала для *............. ................ малышей, потом для старших. Ну, а это мы в Москве, — показывает Сергей Иванович на третий стенд «Здравствуй, Москва!». — В прош лом году мы заняли первое место среди дворовых пионерских отря дов, и нас премировали поездкой в столицу. На фотографиях: ребята в- зоо парке, в Кремле, у исторических мест... — Памятная поездка, незабывае мая для всех, кто участвовал в ней, — говорит Сергей Иванович.— Пос ле нее в отряд пришло много но вых ребят: было девятнадцать, ста ло пятьдесят шесть. Даже из дру гих дворов стали проситься... В разговоре выясняется, что ре бята в летнее время занимаются по утрам во дворе физической заряд кой, зимой катаются на катке, обо рудованном и залитом ими самими, за «спасибо» оказывают услуги по жилым жильцам, помогают друг другу в ученьи, участвуют в работе народной дружины и даже занима ются воспитанием своих же сверст ников — у отряда на поруках есть один бывший сорванец, который те перь постепенно входит «в норму». Сказанного вполне достаточно, чтобы сделать вывод; хорошие ре бята живут в домах №№ 16 и 18 по улице Ильича в Липецке, с поль зой проводят свой досуг, свои ка никулы, радуют отцов и матерей и поведением, и стремлением к хоро шему, полезному. Обозревая, если можно так вы разиться, все это многообразие дел, рожденных энтузиазмом одного, любящего детей человека, и горя чим детским стремлением приме нить свою неуемную энергию в хо рошем деле, превосходно понима ешь, как нужны и важны эти дво ровые отряды, замечательные оча ги и центры воспитательной рабо ты среди детей, живущих в много квартирных домах. Эти отряды — новое в деле воспитания подраста ющего поколения, и это новое на стойчиво пробивает себе дорогу, делами доказывая, как оно необхо димо, как полезно, как своевре- меннр. Но... Все то же обычное «но», которое встречается всегда на пути возникающего и растущего. В раз говоре я спросил Сергея Иванови ча Шипельникова, организатора и запевалы всех детских дел: жилои человек тей любовью к — А что будет, если вы отойдете от отряда? —- Не могу сказать. Признаться, иной раз разволнуешься, понервни чаешь (а с ребятами не без этого) и думаешь: «Брошу я это все. Что, мне больше других надо? А успо коишься, и опять тянет к ребятам. И жаль бросать начатое. И ведь так хорошо на душе, когда дети до ставляют взрослым не огорчения, а радость. А насчет преемственности вопрос исключительно важный. В Липецке немало погасло дворовых пионерских огоньков. Появится че ловек, начнет дело, а потом или за болеет, или остынет — и начинай все сначала. На примере этого же дворового пионерского отряда имени Скорохо- дова можно понять и некоторые другие проблемы, требующие ре шения. Прежде всего непонятно са- - мо полож е н и е дворовых отрядов в системе пио нерской органи зации. Отряд име ни Скороходова возник в силу то го, что один по- привлек к себе де- ним, желанием, го товностью и умением сделать для них хорошее. Но в домах почти все ребята официально пионеры. Одна ко в отряд, особенно на первых по рах, принимались только активные, надежные. Остальные оставались за его пределами. Они еще должны были завоевать право стать его чле нами. И получается, что в пионер ской организации возникают новые образования, в которых не всем, носящим красные галстуки ребятам, можно состоять и которыми руко водят уже не комсомольские орга низации, а отдельные энтузиасты воспитательной работы с детьми. Организация в организации. Не лепость! Однако это факт, имеющий место не только в домах по улице Ильича. Занятия полезными делами, вроде сбора лома, макулатуры, аптечной посуды, лекарственных трав (а ими почти всегда занимаются дворовые детские группы, так как им нужны деньги на мячи, сетки, теннисные ра кетки и многое другое), заставляют ребят получать деньги и распоря жаться ими. Вот и в этом отряде за собранные травы ребята получили 12 рублей. — Я просто не знал, что с ними делать,— говорит Сергей Иванович, — хорошо, что были, премированы экскурсией в Москву. Мы эти день ги использовали на оплату экскурси онных рейсов. А если бы покупать вещи для отряда, то это уже мате риальные ценности, которые где-то надо хранить, за них кто-то должен отвечать. А хранить негде, народ мы «бездомный». Но и без материаль ной базы никак нельзя. Несколько лет тому назад в не которых городах создавались дет ские клубы с кра сивыми названиями «Огонек», «Звез дочка», «Спутник» и т. п. Принцип их организации был несложен. Они возникали на иждивенческой осно ве. Завод или фабрика оборудова ли помещение, закупали инструмен ты, мячи, сетки, игры, книжки. При ходили дети, приводили все это че рез некоторое время в негодность, и клуб переставал их интересовать. Создание дворовых клубов и пио нерских групп на самодеятельной трудовой основе — дело прочное. Здесь ребята дорожат тем, что куп лено на заработанные ими деньги, но и оно терпит часто крах из-за то го, что эти клубы и группы, созда ваемые, главным образом, энтузи астами из среды пенсионеров, су ществуют столько, на сколько хва тает этого энтузиазма. Г аснет он, разваливается группа, а материаль ная база, созданная ребячьим тру дом, исчезает. Наконец, об ответственности за работу во дворовых отрядах. Орга низаторы этих отрядов несут ее только перед своей совестью. Никто не направляет их деятельность, ни кто ничего не спрашивает с них. Правда, работники Дома пионеров, расположенного возле Тракторного завода, проводят время от време ни смотры работы дворовых групп и определяют, где обстоит дело лучше, где хуже, но не вникают в самую жизнь отрядов. Их интере сует, главным образом, что сдела но, а не то, как сделано и зачем? Детская дворовая организация нужна, как воздух. И если среди жильцов находится человек, добро вольно берущий на себя работу с детьми, организация возникает. Но, к несчастью, есть еще много домов, где нет таких энтузиастов. Необходимость дворовых детских организаций и возможность созда ния в них заманчивой для детей творческой атмосферы подтвержде на жизнью. Необходимо только най ти для них нужные формы и со здать такие условия, чтобы работа с детьми во дворе не прерывалась. Необходимо изучить накопленный опыт работы дворовых групп, и все лучшее в нем положить в основу тех организационных мер, которые предстоит провести, чтобы эти груп пы были органической частью пио нерской организации, но такой, в которой участие общественных вос питателей из числа взрослых было бы непременным. И было бы очень хорошо, если бы в обсуждении про блем жизни и утверждении детских дворовых организаций приняли уча стие и те, кто сейчас руководит ими, и родители, которых не может не волновать этот вопрос. г. солодков , нештатный корреспондент «Ленинского знамени». Сп а с и б о , Раис а Ми х а йл о в н а ! : : : * * * ; : 1 : : 5 : : : ; : Недаром иногда говорят, что школа — это вторая семья. И как это хорошо, когда школьники ок ружены там поистине материн ским вниманием. Наши дети еще младшеклассники. Они учатся в школе № 56 станции Казинка. Преподает в этих классах Раиса Михайловна Барбашина. Это трудолюбивый и отзывчивый пе дагог. Очень много внимания уделяет она своим питомцам. Не только на уроках, но и в свобод- ное время Раиса Михайловна за нята с ними. В воскресенье ведет ребят в кино или в театр. Часто ходит с ними в лес на прогулку. У Раисы Михайловны есть и своя семья, но она успевает мно гое сделать и для наших детей. Мы рады, что наших детей учит $ такой хороший учитель. ТОЛСТАЯ, РЯЗАНОВА, БОБАНСКАЯ. Ст. Казинка. Старшеклассники Липецкой школы-интерната № 1 шефствуют над малышами: следят за порядком в комнатах общежития, водят своих младших товарищей на прогулки, затевают игры, читают книги. НА СНИМКЕ: учащийся 8 класса Николай Бородин читает первоклассникам книгу. { Фото Л. Черкашина. Учителя нашей области провели большую работу по перест р о й к е урока. Липецкий опыт организации учебно-воспита тельного процесса получил широ кую известность. Но любой, да же самый передовой опыт, если он не совершенствуется, не обогащается новыми достижениями, может быст ро устареть и потускнеть. Наряду с дальнейшим совершенст вованием всех сторон обучения и воспитания в школе (над этим ус пешно продолжают работать почти все педагогические коллективы нашей области), сейчас на первый план вы двигается задача усиления воспита тельного влияния семьи на детей, ор ганическое сочетание этого влияния с общественным воспитанием. Таково требование Программы на шей партии. Для его осуществления с конца октября этого года у нас в об ласти развертывается педагогический всеобуч родителей. В большинстве средних и восьмилетних школ соз даны годичные курсы, которые должны помочь родителям овладеть научными основами и передовым опытом воспитания детей. Занятия обычно проводятся два раза в ме сяц по 2—3 часа. После занятий ор ганизуются консультации, обмен опытом, просмотр учебных и художе ственных кинофильмов и т. д. В Колыбельской (Чаплыгинский район), Дамской (Становлянский), Голиковской (Елецкий) и других школах, кроме того, открыты по два—три филиала' курсов в населен ных пунктах школьных микрорайо нов. В городах и селах области дей ствует более 60 университетов педа гогических знаний. Большинство из них в этом году работает по двухго дичной программе, предусматриваю щей обстоятельное изучение основ советской педагогики и методики коммунистического воспитания де тей в семье, возрастных особенно стей физического и психического развития школьников, передового опыта семейного и общественного воспитания. Учеба в этих универси тетах теперь стала сочетаться практической помощью отдельным семьям. Наиболее подготовленные слушатели университета привлека ются для проведения лекций и бесед на годичных курсах и в филиалах этих курсов при домоуправлениях, в отдаленных населенных пунктах, также в бригадах и цехах. Слушате лям, успешно окончившим двухго личные университеты педагогических знаний, будет присвоено звание об шественного методиста по воспита ВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ тельной работе и вручено ствующее удостоверение. Успешно работает университет пе дагогических знаний в Задонске (ректор — заслуженная учительница школы РСФСР В. Н. Провоторова). На основном двухгодичном отделе нии коммунистического воспитания обучается 300 родителей. Кроме это го, в трех школах работают филиалы университета с годичным сроком обучения. Отделение молодых роди телей посещают 200 человек, а от деление семейного воспитания учени ков 5—8 классов—300 человек. Таким образом, регулярной учебой охваче но более одной трети всех родителей. Каждый третий родитель обучается и в Лебедянском районе. В целом по области на курсах, в университетах и лекториях осваивает педагогические знания около четверти всех отцов и матерей школьников. В ряде школ педагогическим всео бучем охвачено более половины ро дителей. Это относится к Боринской средней школе (директор С. Н. Лап шой), к Липецкой № 31 (директор М. К. Коноплев), Голиковской (ди ректор А. К- Голиков). К сожалению, вместе с тем есть еще немало восьмилетних и даже средних школ, которые до сих пор по существу не приступили к органи зации массового педагогического всеобуча родителей. В таких школах директора и руководители первичных организаций педагогического общест ва почему-то довольствуются лишь крайне нерегулярным проведением лекций «с охватом» 30—40 родителей из двухсот-трехсот. Кое-кто считает, что большинство родителей не нуж дается в помощи и советах по воп росам семейного воспитания. Но позволительно спросить: кто, где и когда помогал родителям освоить и правильно понять научные основы системы коммунистического воспита ния? Почему во многих семьях все еще бытуют уродливые приемы уни версального «воспитания» шлепками, ремнем и палкой? Ведь многие моло дые родители сплошь и рядом из-за незнания научных основ ловторяют ошибочные и вредные приемы своих дедов и прадедов, не знавших и не видевших ничего иного! А сколько всяких других устаревших и явно вредных традиций перекочевало в со временные семьи из прошлого? И старые традиции будут жить и пере даваться последующим поколениям, пока их не вытеснят и не заменят соответ- ( новые, соответствующие Моральному кодексу строителя коммунизма. «Воспитатель должен быть сам воспитан». Эти глубоко проникновен ные слова, сказанные К. Марксом бо лее ста двадцати лет тому назад, в наши дни звучат непреложным тре бованием. В ближайшие два—три го да нам надо восполнить основные пробелы в педагогической подготовке всех членов семей, имеющих отноше ние к воспитанию детей. Совершенно очевидно, что охва тить всех родителей курсами в этом году не удастся. Но есть другие воз можности, которые надо широко ис пользовать. Во-первых, всем родите лям надо рекомендовать журнал «Семья и школа». В каждом номере этого журнала печатаются научные и популярные статьи о педагогике, ос вещается передовой опыт семейного воспитания. Вместе с библиотеками и книжными магазинами надо органи зовать книгоношество, с помощью слушателей родительских курсов и университетов, а также старших школьников проводить индивидуаль ные н групповые читки и беседы с родителями в домах и квартирах. Необходимо также более широко использовать местную печать и ра диовещание для освещения передо вого опыта воспитания детей. Примеров хорошего воспитания у нас много. Стоит вспомнить поста новку общественного воспитания на заводе «Свободный сокол» и в сов хозе «Агроном», где удалось создать единый фронт школы, семьи и обще ственности. Такой опыт надо сделать достоянием всех родителей и всех общественных организаций. 3. ПОРЯДИН, председатель областного совета отделения Педагогического общества РСФСР* В Липецкой средней школе № 29 в шестых классах интерес но прошел пионерский сбор на тему: «Моя Родина». На сборе пионеры читали стихи, участвова ли в тематической викторине. В заключение ребята исполнили «Песню о Родине». НА СНИМКЕ: подготовка к сбору в 6 классе «Д». Выступает Ира Сопина. Фото Л. Черкашина. В конце рабоче го дня в почтовое отделение № 3 г. Ельца зашел высокий парень и попросил подпи сать его на газету. Осторожно по косился на подготовленные для ин кассатора деньги, неожиданно пере гнулся через барьер, схватил денеж ные пачки и ринулся к выходу. Крики кассиров услышали Алек сандр Ханаев и Владимир Федоров, стоявшие у здания почты. Ханаев бросился в погоню за преступником и схватил его. Однако тот сбил Ха наева с ног и скрылся в густом ку старнике. В это время Владимир Федоров сообщил о случившемся по телефону в горотдел милиции и поспешил из помощь товарищу. Вместе с работни ками милиции они обыскали кусты, весь ближайший район города. Ханаев запомнил: грабитель был одет в серый пиджак и зеленые брю ки. По этим приметам его искали на вокзале и автобусных станциях. Од нако преступнику удалось скрыться... Вот так все выглядело вначале. Но некоторое время спустя грабители были арестованы. Их было трое — Михаил Дербунов, а также... Влади мир Федоров и Александр Ханаез. Да, да, те самые, которые разыграли сцену неудачного преследования. КТО ЖЕ В ЭТОМ ВИНОВАТ? Все трое — комсомольцы. Федоров — нештатный сотрудник милиции, Део- бунбв и Ханаев — члены оператив ного отряда горкома комсомола... Отец Федорова принес в прокура туру письмо сына, чтобы доказать: смотрите, мол, это может написать только честный человек. В этом письме, присланном родителям с про. изводственной практики, учащийся Елецкого технического училища № 1 В. Федоров с наигранным пафосом пишет о своей готовности бороться со всяким злом. Состоялся суд. Преступники полу чили по заслугам. Что их привело к преступлению? Откуда у этих парней, младшему из которых было неполных восемнад цать, а старшему — двадцать, столь ко наглости, лицемерия и двуличия? В данном случае как будто бы об винять некого: все трое не только числились активными общественни ками, но и сами изъявили желание заниматься перевоспитанием осту пившихся. И все-таки виноваты мно гие. Михаил Дербунов пришел в гор ком комсомола с*просьбой принять в оперативный отряд по охране общественного порядка. В горкоме знали о нем и хорошее и плохое. Он спас уто пающего в реке. Но было и другое. С груп пой подростков совер шал набеги на огороды, ворованные овощи про давал, покупал папиро сы и водку. Его пове дение вызвало беспо койство в школе. Стре мясь вырвать подростка из-под дурного влияния Дербунова направили к Б. Г. Лесюку, в знаме нитый клуб старшеклас сников. Борис Григорьевич не боится возни с трудно воспитуемыми. Но его усилий на этот раз ока залось недостаточно. В первом же походе Дер бунов украл у Бориса Григорьевича деньги. Правда, об этих своих «художест вах» Михаил сам сокрушенно пове дал работникам горкома комсомола. Его откровенность привела их в уми ление. И вот Дербунов стал членом оперативного отряда, правда, с ме сячным испытательным сроком. Не мало ли для таких, как Дербунов? Можно, конечно, здесь ссылаться на Антона Семеновича Макаренко, доверявшего крупные суммы денег воспитанникам колонии — бывшим ворам. Но не надо забывать, что по добный эпизод у замечательного со ветского педагога был лишь частью стройной и продуманной системы перевоспитания. В оперативном же отряде при Елецком горкоме комсо мола до последнего «ЧП» воспита тельной работы с членами отряда по существу не проводилось. Конечно, для настоящих комсо мольцев сама оперативная работа — хорошая школа. Да и приниматься в отряд должны лишь настоящие ком сомольцы, «без страха и упрека». Не мало славных дел на боевом счету отряда, немало в отряде энтузиастов, таких, как молодой коммунист Ана толий Щекин и цеховой комсорг Виктор Раевских, электросварщица Таня Кириллова и токарь Юрий Кры лов. Но наивно полагать, что членство в отряде автоматически перевоспи тывает человека. И уже совсем пло хо то, что в отряде рядом со многи ми смелыми и безупречными людьми оказались те, кто своим недостойным поведением бросает тень на хорошее и важное дело. В. Федоров числился нештатным оперуполномоченным милиции. Вку пе с Ханаевым и другими дружками он совершил несколько краж. Прав да, работники горотдела милиции ни чего не знали об этом. Но удивитель но другое; почему никто из них не поинтересовался, что же собою пред ставляет В. Федоров, который при шел «записываться в дружинники»? Перед нами приказ № 13 по Елец кому железнодорожному техникуму от 23 января 1962 года. В нем ска зано: «Учащегося Федорова, имеюще го уже последнее предупреждение за грубое нарушение дисциплины, за нанесённые травмы учащемуся Ш за появление в общежитии техни кума с пьяной компанией и угрозы живущим там учащимся, из технику ма исключить». Тут, как говорится, комментарии излишни... Федоров и Дербунов истолковали доверие, оказанное им, как своего рода «отпущение грехов». Им стало казаться, что теперь-то и вовсе все будет сходить. с рук... Не так-то просто разобраться, что привело на преступный путь Алек сандра Ханаева. Вот он сидит в ка бинете следователя, своего хорошего знакомого, низко опустив голову. Он говорит, что раз порывалЛг при нести деньги и все рассказать. Но не решился, так как не хотел подводить товарищей. Что толкнуло его на грабеж? Ро дители его — коммунисты, честные, добросовестные работники. Они ви нят во всем В. Федорова, оказавше го на сына дурное влияние. Но это лишь отчасти правильно. Главная вина ложится на родите лей Александра Ханаева, которые до пускали серьезные ошибки в воспи тании сына. В семье слишком мно гое сыну позволялось, не было ни в чем отказа. Александр закончил техникум, но по назначению на Север не поехал: мать добилась для сына отсрочки, якобы из-за его болезни. Родители «устроили» его на должность техни ка-строителя, с месячным заработ ком 130 рублей, в той организации, где мать работала старшим бухгал тером. Ханаева часто видели пья ным, побывал он и в вытрезвителе, но ни в семье, ни в оперативном ком. сомольском отряде, ни на работе ни кого это не встревожило. Многое в этой истории объясняет поведение Степана Кирилловича Фе дорова. Его сын был организатором грабежа. После ареста лишь он один пытался запутать следствие, угово рить Ханаева и Дербунова «не со знаваться». Отца не потрясло то. что его сын— преступник. Его возмутило другое: почему работники милиции не за хотели «вызволить из беды» его сы на. В своих письмах, заявлениях, выступлении в суде С. К. Федоров ,уверял: мой сын хороший, он в авто- т бусе уступал ме сто старушкам, он не употреблял спиртного. Но ведь как раз на квартире у Федо рова была устроена вечеринка на ворованные деньги, и Федоров- старший, мало интересуясь, откуда у сына и его дружков деньги, спо койно угощался вместе с ними. Федоров-отец даже не допуска ет мысли о справедливости возмез' дия. Вот как он говорит следовате лю: — Если бы я знал, я бы помог сыну разработать такую версию, что его бы оправдали... Нетрудно разглядеть полную роди тельскую беспомощность и в воспи тании М. Дербунова. Отец его — ра бочий пекарни, мать — домохозяй ка. Она всегда заботилась о сы не: сытно кормила, давала деньги на мороженое и кино, тщательно скрывала от крутого на расправу мужа его большие и малые провин ности. У отца же была лишь одна мера воздействия на своенравного ЭК* М И М М М М М И М М М И ВСЕ ДЕТИ В ШКОЛЕ Вот уже много лет в Липецкой средней школе № 3 не знают слова «отсев». Полный охват детей учебой обеспечен всем комплексом работы школы и общественности. Директор школы В. Н. Путилин и завуч М. Н. Черкасс — опытные, знающие педагоги. Они создали дружный, сплоченный коллектив учи телей и учащихся, систематически контролируют и направляют его ра боту. Учителя на уроках применяют .многообразные методы, учебный ма териал преподносится живо, инте ресно. Они проводят с учащимися консультации и индивидуальные за нятия, а вне уроков—беседы о куль туре поведения, о трудолюбии, о му жестве, о героизме, о любви к Роди не, коллективно посещают кино, со вершают прогулки, экскурсии. В школе большая комсомольская организация — 400 человек. Она жи вет богатой жизнью. Создан «Комсо мольский прожектор», возглавляемый штабом. Штаб планирует и проверя ет работу кружков, секций, интере суется производственной практикой, школьной печатью, поздравляет уча щихся с днем рождения, информиру ет родителей об успеваемости и дис циплине детей, вместе с комсомоль цами завода проводит рейды. Ком сомольская и пионерская организа ции мобилизуют учащихся на актив ное участие в общественно-полезном тРУДе. устраивают собрания, встре чи с передовиками производства. Важную роль играет родительский комитет, работа учителей с родите- подростка: попреки, брань, подза тыльники. Сын вначале боялся отца, Iлями. Организован и регулярно дей- а потом скрывал от него свои мысли | ствует родительский университет. и поступки. Вместо родителей воспитанием Ми хаила занялась улица, его сверстни ки и взрослые, среди которых он пропадал целыми днями. Здесь он быстро выучился курить, здесь «ли хие» старшие парни приучали его распивать виА> в подворотнях, пря мо из горлышка... В характеристике, подписанной директором Елецкой школы № 21 т. Красниковым, говорится; «Дербу нов ленивый, безвольный человек, всегда тянулся за другими и в хоро шем, и в плохом; легко может стать исполнителем воли человека с более твердым характером. В дурных по ступках всегда сознавался, искренне раскаивался, но потом забывал об этом...». Характеристика эта — прямое об винение против учителей Михаила: так хорошо видели его недостатки, но не сумели их исправить. Конечно, случай, о котором идет речь, исключительный, но он пока зывает, что недостатки в семейном воспитании, невнимание окружаю щих к тому, как растет и развивает ся человек, могут привести к самым тяжелым последствиям. м. ситник. г. Елец, Учителя читают лекции, проводят ин дивидуальные беседы по вопросам воспитания детей. Собрания родите лей бывают многолюдными и дело выми. На них часто присутствуют директор завода В. Н. Горсков, сек ретари парторганизаций доменного и труболитейного цехов М. П. Кузо- влев и Н. Я. Веретин. Эти цехи шеф ствуют над школой. Учащиеся про ходят производственную практику. Председатель родительского ко митета, коммунист Петр Степанович Загуменный, —- уважаемый человек. Он держит постоянную связь с парт бюро и завкомом. Все члены роди тельского комитета закреплены за улицами микрорайона школы. Они изучают положение в семьях, быто вые условия детей, устраивают рей ды-проверки состояния воспитания детей в семье, интересуются их успе ваемостью и дисциплиной, обеспечи вают нуждающихся детей обувью и одеждой, участвуют в организации художественной самодеятельности. Слаженно, организованно прово дится в третьей школе воспитание школьников. Все решается быстро и четко. Сокольцы не гости, а хоаяллл в школе. Ф. КАСЬЯНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz