Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

« ноября 1964 г., 96 259 (31531 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Г ВЕЛИКОЕ ЗНАМЯ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА (Окончание. Начало на 1-й стр.). Растет материальное благосостоя­ ние советских людей. И в соответст­ вии с этим повышается их требова­ тельность к качеству товаров. «Бе­ рите что дают» — этот пережиток былых времен сейчас не в почете. Люди хотят покупать не любые тка­ ни, не любую одежду или обувь, не любую мебель, а хорошую, модную, изящную. От того, что ему не нра­ вится, покупатель отворачивается. Потому-то г/олки магазинов и скла­ ды подчас заполнены так называе­ мыми «неходовыми» товарами. Коренное улучшение качества всех товаров массового потребле­ ния, строительства жилых домов и особенно отделки квартир, совер­ шенствование торговли, всех видов бытового обслуживания населения— вот что Должно составлять предмет постоянной заботы партийных и со­ ветских организаций, план'овых и хо­ зяйственных органов. Создание материально-тех н и ч е- ской базы коммунизма сопряжено с определенными трудностями как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Но природа советского стр'оя, особенности и преимущества социалистической системы хозяйст­ ва позволяют с успехом и в корот­ кие сроки преодолевать эти трудно­ сти, шаг за шагом развивать обще­ ственное производство, направляя егЪ на осуществление великого ло­ зунга нашей партии, записанного в ее Программе: «Все во имя челове­ ка, для блага человека». I I . Программа партии определяет коммунизм как бесклассовое обще­ ство с единой общенародной собст­ венностью на средства производст­ ва и полным социальным равенст­ вом. Этим определением раскры­ вается суть общественных отношений при коммунизме. Осуществление принципа коммунизма «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям» воплотит мечту тру­ дящихся о самом справедливом об­ ществе на земле. Разъясняя различия между «пер­ вым видом нового общества» —- со­ циализмом и его «более высоким видом» —коммунизмом, Ленин под­ черкивал, что «социализм предпола­ гает.., общественный труд при стро­ жайшем учете, контроле и надзоре со стороны организованного аван­ гарда, передовой части трудящихся: причем должны определяться и ме­ ра труда и его вознаграждение» (Полное собрание Соч., том 40, стр. 33). Ленин определил комму­ низм как такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общест­ венных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда до­ бровольная работа на общую поль1 зу становится всеобщим явлением. В ленинских оценках преобразова­ ния в отношениях производства и распределения поставлены в пря­ мую связь с воспитанием нового че­ ловека, для которого труд станет первой жизненной потребностью, с развитием социалистического госу­ дарства в коммунистическое об­ щественное самоуправление. Эти ле­ нинские идеи нашли свое дальней­ шее развитие и обоснование в Про­ грамме КПСС. Воспитание нового челов е к а, умеющего жить и работать по-ком­ мунистически, выдвигается как важ­ нейшая задача нашей партии. При этом Программа выделяет две сто­ роны дела — развитие производ­ ственной активности членов общест­ ва и формирование у них коммуни­ стического мировоззрения, черт коммунистической нравственности, Коммунизм — это строй, при кото­ ром расцветают и полностью рас­ крываются способности и таланты, лучшие нравственные качества сво­ бодного человека. Подлинный гума­ низм нового общества проявляется в том, что оно создает все условия для расцвета человеческой личности, для труда и жизни человека. Успехи, достигнутые в стране в области на­ родного образования и культуры, уже привели к массовому развитию и проявлению способностей трудя­ щихся, что в свою очередь служит ' мощным рычагом общественного прогресса, Огромное значение для строи­ тельства коммунизма имеет идеоло­ гическое воспитание членов общест­ ва. Научное мировоззрение, способ­ ность трудиться на общее благо, со­ измерять свои поступки с корен­ ными интересами народа, всего об­ щества, дела коммунизма становят­ ся благодаря огромной воспитатель­ ной работе партии неотъемлемой чертой советского человека. Пар­ тия последовательно выступает про­ тив вульгаризаторского принижения роли идеологической работы. Воспитанию советских людей в духе органического сочетания ком­ мунистических идей с коммунисти­ ческими делами служит разработан­ ный в Программе партии моральный кодекс строителя коммунизма. В нем воплотились исторический опыт трудящихся, рабочего класса, на­ копленный в длительной освободи­ тельной борьбе, и нормы, вырабо­ танные советскими людьми в усло­ виях социализма. Великий Октябрь на практике осу­ ществил основной завет Маркса и Энгельса — установление политиче­ ского господства рабочего класса. Диктатура пролетариата позволила подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, успешно организовать социалисти ч е с к о е строительство в нашей стране. Программа партии, подводя итог полной и окончательной победы со­ циализма в нашей стране, делает глубокий научный вывод о превра­ щении Советского государства, воз­ никшего как государство диктатуры пролетариата, в социалистическое общенародное государство, при ру­ ководящей роли в нем рабочего класса, в орган выражения интересов и воли всего народа. Общенародное государство не противостоит и не противопоставляется государе т в у диктатуры пролетариата, действовав­ шему на более ранних этапах со­ циалистического строительства в стране, а является его естественно- историческим продолжением, пол­ ным развитием того главного, что было заложено в диктатуре пролета­ риата с самого начала, — широкой демократии для трудящихся. Всестороннее развертывание и со­ вершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, развитие демократических начал в деятельности всех органов государ­ ственной власти сверху донизу, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного кон­ троля над его деятельностью — вот главное направление развития со­ циалистической государственности в период строительства коммунизма. Партия считает важнейшей зада­ чей совершенствование принципов социалистической демократии, стро­ гое соблюдение социалистичес­ кой законности, искоренение всяких нарушений правопорядка. Переход к коммунизму, подчеркивается в Программе, означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан. В ходе коммунистического строи­ тельства повышается роль Советов, профсоюзов, комсомола и других общественных объединений трудя­ щихся. Это требует решительно из­ живать недостатки в их работе. Слишком часто еще деловые обсуж­ дения актуальных проблем подме­ няются у нас парадными заседания­ ми, на которых выступающие по шпаргалкам рапортуют о достигну­ тых успехах и благополучии дел. Об­ становка свободной, деловой крити­ ки, широкая гласность работы госу­ дарственных и общественных орга­ нов всех ступеней, непримиримость к хвастовству и пустозвонству—все это является необходимым условием успешного решения задач комму­ нистического строительства, стоя­ щих перед нашей страной. Развитие социалистической госу­ дарственности ведет и постепенно приведет к преобразованию ее в общественное коммунистическое са­ моуправление, к активному участию всех членов общества в управлении его делами. Развернутое коммунистическ о е строительство означает новый этап и в развитии национальных отноше­ ний в СССР. Происходит все боль­ шее сближение наций, возрастает их экономическая и идейная общность, развиваются общие коммунистичес­ кие черты их духовного облика. Ленинская идея демократического управления государственными дела­ ми неуклонно претворяется в жизнь. Руководящую роль в советском об­ ществе играет самый передовой класс— рабочий класс. Изменились, стали более богатыми и разнооб­ разными формы его руководства. В условиях общенародного государст­ ва политическое, идейно-нравствен­ ное и организационное влияние ра­ бочего класса остается решающим фактором успешного строительства коммунизма. Сила советского общества — в его единстве, в сплоченности всего народа вокруг ленинской партии, в растущей творческой инициативе миллионных масс, воодушевленных великими идеями коммунизма. шении, подчеркнута огромная роль национально-освободительного дви­ жения и проанализированы его осо­ бенности, развиты ленинские поло­ жения о многообразии путей пере­ хода различных стран к социализму и своеобразии форм социалистиче­ ского строительства, рассмотрены важные вопросы международного рабочего движения. Жизнь, практика революционной борьбы подтверждают правиль­ ность теоретических и политических установок, выдвинутых мировым коммунистическим движением на основе творческого применения и развития принципов марксизма-ле­ нинизма. Верность марксизму-лени­ низму, твердая и последовательная борьба против буржуазной и рефор­ мистской идеологии, против шови­ низма и мелкобуржуазного авантю­ ризма, ленинская непримиримость к любым формам оппоотунизма, дог­ матического или ревизионистского извращения теории, к застою и кос­ ности мысли — залог успехов в раз­ витии мирового революционного процесса. КПСС, ее ленинский Центральный Комитет поддерживают генераль­ ную линию мирового коммунистиче­ ского движения, выработанную кол­ лективными усилиями братских пар­ тий и воплощенную в Декларации и Заявлении Московских совещаний 1957 и 1960 годов. Наша партия активно выступает за созыв международного совещания всех коммунистических партий с целью обсуждения актуальных про­ блем борьбы за мир, демократию, национальную независимость и со­ циализм, за укрепление единства мирового коммунистического дви­ жения на основе марксизма-лениниз­ ма, принципов пролетарского интер­ национализма. Встречи представителей братских партий, визиты партийных и прави­ тельственных делегаций ряда социа­ листических стран, имевшие место в последнее время, свидетельствуют о единстве взглядов по основным про­ блемам современности, о взаимном стремлении к дальнейшему разви­ тию всестороннего сотрудничества равноправных и суверенных наро­ дов, идущих по пути социализма и коммунизма. Руководствуясь ленинскими поло­ жениями по вопросам войны, мира и революции, отдавая полный отчет в том, к каким тяжелейшим послед­ ствиям для человечества могла бы привести мировая термоядерная война, наша партия, мировое комму­ нистическое движение особое вни­ мание уделяют борьбе за мир. Они рассматривают такую борьбу как неотъемлемый элемент своей рево­ люционной стратегии и политики. «Уничтожить войны, утвердить веч­ ный мир на земле — историческая миссия коммунизма» — в этих сло­ вах Программы находит свое отра­ жение главная цель внешнеполити­ ческой деятельности КПСС. В наше время война не может и не должна служить способом реше­ ния международных спорое. Нельзя допустить развязывания мировой термоядерной войны, в ходе кото­ рой были бы уничтожены сотни мил­ лионов людей, нанесен непоправи­ мый ущерб развитию производи­ тельных сил общества и мировому революционному процессу. Единственная альтернатива миро­ вой войне — мирное сосуществова­ ние государств с различным соци­ альным строем. Оно предполагает разрешение спорных вопросов пу­ тем переговоров, основывается на равноправии между государствами и невмешательстве во внутренние де­ ла, на строгом уважении суверени­ тета и территориальной целостности всех стран, предусматривает разви­ тие экономического и культурного сотрудничества. Положив ленинский принцип мир­ ного сосуществования в основу сво­ ей внешней политики, Советский Союз активно ведет курс на улуч­ шение и развитие отношений со всеми капиталистическими страна­ ми. Советское правительство высту­ пало и выступает с важной инициа­ тивой, направленной на разрешение проблем полного и всеобщего разо­ ружения, создания эффективной си­ стемы безопасности в Европе, ук­ репления Организации Объединен­ ных Наций, смягчения международ­ ной напряженности. В решениях XX съезда и Програм­ ме КПСС, в Заявлении, одобренном представителями 81 партии, делает­ ся важнейший вывод о возможности предотвращения новой мировой войны, исключения мировых войн из жизни общества еще до полной победы социализма на земле. Этот вывод, подтверждаемый всей прак­ тикой международных отношений последних лет, основан не на благих утопических пожеланиях, а на трез­ вом учете соотношения классовых сил на мировой арене. • Важнейший фактор в борьбе про­ тив военной угрозы, за обеспечение мира и безопасности всех народов — рост экономического и оборон­ ного могущества СССР и всего со­ дружества социалистических госу­ дарств, их хозяйственные и научно- технические успехи, их единство. КПСС и Советское правительство выступают за всемерное укрепление мировой социалистической системы, за развитие братских отношений с социалистическими странами на ос­ новах полного равноправия и добро­ вольного сотрудничества, за исполь­ зование преимуществ мех:дународ- ного социалистического разделения труда в интересах всех социалисти­ ческих государств, за координацию действий в борьбе против империа­ листической реакции и войны. Все более возрастает на междуна­ родной арене роль молодых суве­ ренных государств Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепляются дружественные связи и сотрудниче­ ство этих государств с Советским Союзом и другими социалистически­ ми странами в борьбе за мир про­ тив империализма, колониализма и неоколониализма. Советский Союз считает священным право каждого народа на независимое развитие, поддерживал и поддерживает все формы борьбы масс за националь­ ное и социальное освобождение. Советское правительство высоко це­ нит политику неприсоединения к военным блокам, проводимую ря­ дом стран, выступает в поддержку афро-азиатской солидарности, за сотрудничество всех революционных сил. В современную эпоху неизмеримо возросли возможности масс актив­ но вмешиваться в решение между­ народных вопросов. Большую роль в борьбе за предотвращение новой мировой войны играют междуна­ родный рабочий класс и массовые демократические движения. КПСС и впредь будет делать все необходи­ мое для укрепления боевой соли­ дарности всех отрядов и организа­ ций международного рабочего клас­ са, выступала и выступает за сплоче­ ние всех сил, борющихся против войны. Несомненно, что, пока существует империализм, продолжает сущест­ вовать почва, порождающая опас­ ность агрессии и военных авантюр. Достаточно обратиться к таким фак­ там, как деятельность «бешеных» в США, или рост реваншистских сил в Западной Германии. Но наступило время, когда объединенными уси­ лиями социалистических государств, международного рабочего класса, национально - освободите л ь н о г о движения, всех миролюбивых сил можно пресечь попытки империали­ стических агрессоров развязать ми­ ровую войну. Силы мира, демократии и социа­ лизма в наше время превосходят силы войны, реакции и империализ­ ма. Это результат упорной и самоот­ верженной борьбы советского наро­ да, народов социалистических стран, замечательный итог героичес к и х битв международного рабочего класса, национально - освободитель­ ного движения всех демократичес­ ких сил* .1 IV. Великие цели и задачи, выдвину­ тые в Программе КПСС, еще выше подняли авторитет, роль и значение Коммунистической партии в жизни советского общества. Созданная В. И. Лениным как пе­ редовой отряд рабочего класса, наша партия прошла славный рево­ люционный путь. Под ее руководст­ вом трудящиеся России свершили социалистическую революцию, под­ няли над миром знамя социализма и коммунизма. Преодолевая огром­ ные трудности, отражая яростные атаки классовых врагов, партия при­ вела советский народ к полной и окончательной победе социализма. В результате победы социализма в СССР, укрепления социально-поли­ тического и идейного единства со­ ветского общества КПСС преврати­ лась в авангард советского народа, стала партией всего народа. Под знаменем Коммунистической партии, под ее руководством совет­ ский народ ведет сейчас разверну­ тое строительство коммунистическо­ го общества. В ленинской партии, вооруженной марксистско-ленинской теорией, в ее политике, построенной на глубоко продуманной, строго научной основе, в ее руководстве и многогранной организаторской де­ ятельности советские люди видят залог успешного претворения в жизнь планов коммунистического строительства. Сила нашей партии в том, что она выражает коренные интересы и ча­ яния всего народа. Партия сущест­ вует для народа и свою высшую цель видит в служении народу, в укреплении мощи нашей социали­ стической Родины, отдает все силы во имя торжества идей марксизма- ленинизма. Советский народ без­ раздельно верит партии, идет за партией, глубоко понимая, что она является единственной силой, спо­ собной объединить и направить творческую энергию миллионов лю­ дей на построение нового общества. Три года, истекшие после XXII ших выводов Программы: в период развернутого строительства комму­ низма еще более возрастает роль Коммунистической партии как руко­ водящей и направляющей силы со­ ветского общества, значение ее ор­ ганизаторской и воспитательной ра­ боты, необходимость усиления пар­ тийного руководства на всех участ­ ках хозяйственного и культурного строительства. Это — историческая закономер­ ность, отражающая реальные про­ цессы в жизни нашего общества. Она обусловлена небывалым ростом масштабов и сложностью задач ком­ мунистического строительства, ог­ ромным подъемом творческой ак­ тивности масс и вовлечением новых миллионов трудящихся в управление государством, неуклонным развити­ ем социалистической демократии, возрастающей ролью марксистско- ленинской науки в жизни общества и задачами коммунистического вос­ питания. Советские люди в повседневной жизни на своем опыте убеждаются, что партия, ее Центральный Комитет всегда верны ленинской генераль­ ной линии, разработанной на XX, XXI и XXII съездах, в Программе КПСС. Эта линия выражает волю партии, всего народа, воплощает их коллективный разум и мудрость. Не­ сокрушимую идейную и организаци­ онную крепость нашей партии, спло­ ченность ее рядов с новой силой продемонстрировал октябр ь с к и й Пленум ЦК КПСС. Партия в своей деятельности и организации внутрипартийной жизни строго руководствуется Программой и Уставом КПСС. Она проявляет особую заботу о том, чтобы неук­ лонно претворялись в жизнь ленин­ ские принципы руководства, неукос­ нительно соблюдались ленинские нормы партийной жизни. Важнейшим из этих принципов, ве­ личайшим политическим достоянием нашей партии является принцип кол­ лективности руководства. Партия съезда КПСС, со всей убедительно- !подтвердила незыблемость этого стью подтвердили один из важней- I принципа в своей Программе и Ус­ таве, — она де­ лает все, чтобы коллективность 'Дэуково д ст в а свято соблюда­ лась во всех ее зв е н ь я х — от первичной ор­ ганизации до Централен о г о Комитета. Именно на этой основе неуклонно развиваются активность и самодеятельность всех коммунистов, повышается ответст­ венность руководителей перед пар­ тийными массами, укрепляются свя­ зи с трудящимися, развертывается критика и самокритика, обеспечива­ ется правильное и эффективное ру­ ководство хозяйственным и куль­ турным строительством, всеми об­ ластями общественной жизни. С ленинскими принципами несов­ местим культ личности, который ве­ дет к принижению роли партии и народных масс, сковывает развитие идейной жизни и творческую актив­ ность трудящихся. Решительно осу­ див на XX съезде КПСС культ лич­ ности Сталина, партия развернула большую работу по восстановлению ленинских норм партийной жизни. В Программе и Уставе партия преду­ смотрела ряд мер, направленных против чрезмерного сосредоточе­ ния власти в руках4 отдельных ра­ ботников и выхода их из-под конт­ роля коллектива. К этим мерам от­ носятся: систематическое обновле­ ние состава всех выборных органов партии; неуклонное применение принципа выборности и отчетности в партийных организациях; повыше­ ние роли партийных собраний, кон­ ференций, съездов, пленумов пар­ тийных комитетов и других коллек­ тивных органов; широкое развитие общественных начал; всемерное развитие критики и самокритики. Осуществление этих мер является залогом последовательного прове­ дения в жизнь ленинского принци­ па коллективности руководства, ши­ рокого притока в руководящие пар­ тийные органы свежих сил, правиль­ ного сочетания старых и молодых кадров. В дальнейшем развитии внутрипартийной демократии партия видит одно из важнейших условий роста активности коммунистов и по­ вышения их ответственности за осу­ ществление благородных коммуни­ стических идеалов. Партия требует от каждого коммуниста, чтобы он всем своцм поведением на произ­ водстве, в общественной и личной жизни показывал высокие образцы борьбы за развитие и упрочение коммунистических отношений и норм коммунистической морали. Вооруженная марксистско-ленин­ ским учением, тесно связанная с массами, партия придает всей рабо­ те по строительству коммунизма ор­ ганизованный, планомерный, научно обоснованный характер. Она реши­ тельно выступает против субъекти­ визма и самотека, против прожек­ терства, увлечения администрирова­ нием и бахвальства, осуждает по­ спешные, оторванные от жизни вы­ воды и действия, искореняет канце­ лярско-бюрократические методы ру­ ководства. Партия великого Ленина глубоко верит в могучие творческие силы народа, в его неиссякаемую рево­ люционную энергию. В народе она видит решающую силу построения нового общества. Во всей своей де­ ятельности партия опирается на на­ род, на его разум и опыт, расширя­ ет и углубляет связи с массами, по­ стоянно ощущает пульс народной жизни. * » * Всю кипучую деятельность, все силы партия подчиняет главному — претворению в жизнь незыблемой ленинской генеральной линии. Про­ грамма КПСС, как факел, освещает путь в будущее. В нашей Програм­ ме, в титаническом труде партии и народа по претворению ее в жизнь миллионы трудящихся во всем ми­ ре находят источник вдохновения и опору в своей революционной борь­ бе. Их воодушевляют слова Про­ граммы КПСС: «Коммунизм выполняет историче­ скую миссию избавления всех лю­ дей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуата­ ции, от ужасов войны и утверждает на земле МИР, ТРУД, СВОБОДУ, РА­ ВЕНСТВО, БРАТСТВО И СЧАСТЬЕ всех народов». («Правда», 1 ноября 1964 года). В зале внимательно слушают. { Поет Тамара Алексеевна Покача- лова, учительница Октябрьской восьмилетней школы Липецкого\ 'района. — Хорошо поет!... Талант!... — И труд!... Да, упорный труд. Прежде, чем выступить со сцены, нужно про­ делать большую работу: репети­ ции в свободное время, концерты по вечерам. Тамара Алексеевна— активная участница художествен ной самодеятельности. А хотите ее послушать, приходите в Кали­ нинский сельский клуб. НА СНИМКЕ: Т. А. Покачало- ва. Фото Г. Семенова. Путь к высоким урожаям яблок Отличный урожай — по 80 с лиш­ ним центнеров яблок с каждого из 2 000 гектаров дали сады совхоза «Агроном». Более чем полмиллиона пудов фруктов направлено отсюда в Москву, Ленинград и другие города. Сады этого хозяйства не знают периодичности плодоношения. Успех обеспечивают* мастерство и любовь садоводов к делу. Ранней весной здесь проводят обрезку сада на пло. доношение. С этой целью выбирают более сильные побеги и на них де­ лают срез. Таким способом все де­ ревья как бы омолаживаются. Побе- ги после обрезки густо покрываются плодоносящими кольчатками. В са­ дах проводится задержание талых вод, а затем боронование и культя* вация. Когда яблони зацветают, к ним подвозят 1.200 пчелиных семей, ко­ торые опыляют цветы. Садоводы подсчитали, что благодаря услугам пчел примерно на четверть возраста­ ют сборы плодов. В этом году решающее влияние на урожай сада оказала химия. Весной в почву было внесено по полтора центнера минеральных удобрений на гектар, столько же и в середине ле­ та. Кроме того, проводилась вегета­ ционная подкормка деревьев. Мянё. ральные удобрения смешивались с раствором ядохимикатов, и ими че­ тырежды опрыскивались листья яб­ лонь. Такие комбинированные раст* воры, как показывает опыт, являются весьма эффективными. Садоводы ставят задачу получить в будущем году по 1.000 пудов пло­ дов на каждом гектаре. (Корр. ТАСС). г. Липецк. III. КПСС, все советские люди рас­ сматривают коммунистическое стро­ ительство в СССР как великую ин­ тернациональную задачу. Полная и окончательная победа со­ циализма в СССР и переход нашей страны к развернутому строитель­ ству коммунизма, успех социалисти­ ческих революций в ряде стран Европы и Азии, образование и раз­ витие мировой социалистической си­ стемы — все это в корне изменило расстановку сил в международном масштабе, облегчило борьбу наро­ дов за свое национальное и социаль­ ное освобождение. В наше время империализм бесповоротно утратил власть над большинством человече­ ства, а социализм, силы, борющиеся против империализма, определяют главное содержание, главное направ­ ление и особенности исторического развития. «Современная эпоха, основное со- держание которой составляет пере­ ход от капитализма к социализму, есть эпоха борьбы двух противопо­ ложных общественных систем, эпоха социалистических и национально-ос­ вободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвида­ ции колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализ­ ма и коммунизма во всемирном мас­ штабе», — записала партия в своей Программе. Руководствуясь ленинской теори­ ей социалистической революции, ис­ ходя из конкретного анализа ре­ альной действительности, наша пар­ тия, ее Центральный Комитет выдви­ нули ряд важных теоретических по­ ложений, одобренных мировым ком­ мунистическим движением. В доку­ ментах XX и XXII съездов, в Про­ грамме КПСС дан глубокий анализ кризиса мирового капитализма, оп­ ределено главное противоречие на­ шей эпохи — противоречие между двумя противоположными система­ ми — социалистической и капитали­ стической, рассмотрены закономер ности развития мирового социалисти­ ческого содружества и нового типа экономических и политических отно- О Р А Т О Р И Я « С Н Ы Р Е В О Л Ю Ц И И » МОСКВА, 2 ноября. (Корр. ТАСС). «Сны революции» — так назвал композитор В. Рубин свою новую ораторию на слова поэта В. Луговского. Это название очень точно передает мужественный пафос й оптимизм про­ изведения, в основу которого положены стихи о гражданской войне, Оратория «Сны революции», написанная к 47-й годовщине Великого Октября, впервые прозвучала вчера в Большом зале Московской консер­ ватории. I шаги. За- исполняется В детских яслях под присмотром опытных нянь и медицинских се­ стер малыш де­ лает свои первые тем, когда ребенку три год4, его переводят в детский сад, где он растет и воспитывается до поступления в школу. В детском садике зарождаются ростки трудо­ любия, дружбы, товарищества, при­ вивается любовь к родной природе, музыке. Можно с уверенностью сказать, ни одна семья, как бы она хороша ни была, не сможет дать ребенку того, что он получает в детских яс­ лях и садике. Воспитание детей в дошкольных учреждениях имеет и еще одно весьма важное преиму­ щество. Освободившись от повсе­ дневных хлопот с детьми, матери получают возможность работать на производстве, учиться в вечерних школах, техникумах, институтах, участвовать в общественной жизни. Поэтому не случайно наша партия и правительство уделяют особое внимание расширению сети детских дошкольных учреждений В Липецке, например, в 1956 году было 27 детских садов, в 1959 году —33, а в этом году стало 70, и вос­ питываются в «их около девяти ты­ сяч ребят. Примечательна такая деталь: из 37 детских учреждений, появив­ шихся в Липецке за последние пять лет, две трети построено по инициа­ тиве предприятий города. Причем предприятия продолжают шефство­ вать над этими учреждениями. На­ пример, ферросплавный цех Новоли­ пецкого металлургического завода (начальник т. Трапезников) являет­ ся шефом детсада № 9, хозяйствен­ ный цех этого же завода (началь­ ник т. Деверилин) — детсада № 60, управление «Юждомнаремонт» (на­ чальник т. Орлов) — детсада № 4 и т. д. Шефы ремонтируют здания Iдетских учреждений, благоустраи- ЗАБОТА 0 МАЛЕНЬКОМ ЛИПЧАНИНЕ С с о в е щ а н и я д ошк о л ь ны х р а б о т н и к о в вают и озеленяют ДЕоры, обеспечи­ вают детей игрушками. Но материальная сторона еще не решает проблемы воспитания де/ей дошкольного возраста. Первостепен­ ное значение имеют кадры воспита­ телей и медицинских работников. Сейчас в дошкольных учреждениях Липецка работают свыше 600 чело­ век. Большинство из них имеет спе­ циальное педагогическое образова­ ние, немалый стаж и богатый опыт. Мастерами дошкольного воспита­ ния можно назвать А. Ф. Анд­ рееву (детсад № 2), В. М. Двуре- ченскую (детсад № 30), А. М. Исае­ ву (детсад №1) , Л. К. Сысоеву (дет­ сад № 23) и многих других. Есть, ко­ нечно, среди воспитателей и менее опытнь!е работники, но они настой­ чиво учатся в семинарах по усовер­ шенствованию квалификации, орга­ низованных Липецким гороно, и в кустовых методических объединени­ ях. В Новолипецком, например, бы­ ли организованы курсы, на которых воспитатели групп ясельного возра­ ста получили необходимую медицин­ скую подготовку. В недалеком буду­ щем предполагается организовать педагогические курсы для медицин­ ских работников. В последний год пребывания де­ тей в детских садах их готовят к школе. Учат считать, обучают род­ ному и иностранному языку. У ребят вырабатывается усидчивость, внима­ ние, интерес к занятиям. Воспитате­ ли подготовительных групп поддер­ живают тесную связь с учителями, которым они передадут своих воспи­ танников. Дошкольники ходят на экскурсии в школы, знакомятся с необычной для них классной обета новкой. И, наоборот, школьники по- вился. сещают детские сады, мастерят иг­ рушки, выступают с концертами, ухаживают за малышами. Примером дружбы и творческого сотрудничест­ ва могут служить детский сад № 1 (системы гороно) и средняя школа № 5, детские сады и школы Новолн- пецкого и тракторозаводского рай­ онов. Успехи, достигнутые работниками дошкольного воспитания, радуют. Но их было бы больше, если бы не мешали некоторые материальные и организационные трудности. Прежде всего, дает себя знать недостаток детских дошкольных учреждений. Существующие детские учрежде­ ния сильно перегружены. Вместо 25 детей по норме в группах содержит­ ся по 35—40 человек. Такую тесноту нельзя назвать безобидной. Пере­ грузка очень затрудняет и осложня­ ет работу воспитателей. За последние годы у вокзала вы­ рос новый микрорайон. Там живут около 500 семей новолииецких ме­ таллургов, а дошкольного учрежде­ ния—ни одного. И вот .приходится ро­ дителям в часы гож возить малышей через весь город в левобережный район. В то же время некоторые ро­ дители, проживающие и работающие на левом берегу, везут детей в цен­ тральную часть города или в посе­ лок завода «Свободный сокол*. Нередко строительные организа­ ции срывают сроки сдачи в эксплуа­ тацию детских учреждений, а то, что строят, сдают с многочисленными недоделками. За примером далеко ходить не надо. Трест «Жилстрой» должен был закончить в этом году строительство двух детских комби­ натов, но со своей задачей не спра- Или взять такой факт. В воспита­ нии детей большое значение имеет обстановка, в которой они находятся. Хорошо и детям, и взрослым, когда комнаты светлы, просторны, уютны, когда они обставлены изящной, лег­ кой, удобной мебелью. Во попробуй­ те, например, в Липецке приобрести современную, красивую и дешевую мебель для детей. Ее не найти. В магазины она поступает очень редко, да к тому же товары детским уч­ реждениям по безналичному расче­ ту не отпускают. На базе же об­ ластного управления снабжения и сбыта, кроме топорной мебели уста­ ревших моделей, ничего нет. Мы связались по телефону с Липецкой мебельной фабрикой и поинтересо­ вались. не смогли бы здесь органи­ зовать выпуск детской мебели. Нам ответили, что фабрика — специали­ зированное предприятие и выпуском детской мебели не занимается. В областном управлении снабжения и сбыта сказали: «Мы получаем про­ дукцию предприятий совнархоза Центрально-Черноземного экономи­ ческого района. Берем, что дают. Во­ зить мебель издалека не можем, экономически невыгодно». Проблемой стала в Липецке и детская одежда, особенно для маль­ чиков. В магазины поступает одеж­ да главным образом с Курской, Бе- жицкой (Калининская область) и Липецкой швейных фабрик. Но ка­ кая она? Все те же неумирающие матроски стоимостью 11—12 рублей, старомодные вельветовые и хлопча­ тобумажные костюмчики, неуклю­ жие пальто и т. д. Дешевой, краси­ вой, легкой одежды нет. Об этом и многих других недостатках говори­ лось на совещании дошкольных ра­ ботников города Липецка, которое состоялось 22 ок­ тября. В докладе инс­ пектора гороно по дошкольному вос­ питанию т. Варнавской, в выступле­ ниях заведующих детскими садами т. Горяйновой (детсад-ясли № 2), т. Климовой (детсад № 30), т. Бесе­ диной (детсад № 15) были отмечены недостатки педагогического и мето­ дического характера и высказаны пожелания. Признано, например, ненормаль­ ным положение, которое создалось с изучением иностранных языков. Уже пять лет в подготовительных груп­ пах многих детских садов изучается иностранный язык, и результаты по­ лучаются неплохие. А в школах иностранный язык начинают изучать лишь в 5 классах. Пятилетний раз­ рыв сводит на нет плодотворный труд работников дошкольных уч­ реждений. И лишь в одной, 5-й средней школе, в порядке экспери­ мента, изучается иностранный язык с первого класса. Не получило также широкого рас­ пространения обобщение и распро­ странение опыта лучших работников дошкольного воспитания и опыта передовых учителей липецких школ. Не налажен еще по-настоящему пе­ дагогический всеобуч родителей. А ведь дошкольным работникам есть с кого взять пример: в липецких шко­ лах давно работают родительские лектории, и зарекомендовали они се­ бя очень хорошо. Взвесив плюсы и минусы, отме­ ченные на совещании, приходишь к такому выводу, что работники до­ школьных учреждений Липецка, не­ смотря на временные трудности, много сделали, чтобы воспитывать достойную нашего замечательного времени смену—будущее нашей Ро­ дины, И. ДАНИЛОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz