Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
« ноября 1964 г., 96 259 (31531 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Г ВЕЛИКОЕ ЗНАМЯ СТРОИТЕЛЕЙ КОММУНИЗМА (Окончание. Начало на 1-й стр.). Растет материальное благосостоя ние советских людей. И в соответст вии с этим повышается их требова тельность к качеству товаров. «Бе рите что дают» — этот пережиток былых времен сейчас не в почете. Люди хотят покупать не любые тка ни, не любую одежду или обувь, не любую мебель, а хорошую, модную, изящную. От того, что ему не нра вится, покупатель отворачивается. Потому-то г/олки магазинов и скла ды подчас заполнены так называе мыми «неходовыми» товарами. Коренное улучшение качества всех товаров массового потребле ния, строительства жилых домов и особенно отделки квартир, совер шенствование торговли, всех видов бытового обслуживания населения— вот что Должно составлять предмет постоянной заботы партийных и со ветских организаций, план'овых и хо зяйственных органов. Создание материально-тех н и ч е- ской базы коммунизма сопряжено с определенными трудностями как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Но природа советского стр'оя, особенности и преимущества социалистической системы хозяйст ва позволяют с успехом и в корот кие сроки преодолевать эти трудно сти, шаг за шагом развивать обще ственное производство, направляя егЪ на осуществление великого ло зунга нашей партии, записанного в ее Программе: «Все во имя челове ка, для блага человека». I I . Программа партии определяет коммунизм как бесклассовое обще ство с единой общенародной собст венностью на средства производст ва и полным социальным равенст вом. Этим определением раскры вается суть общественных отношений при коммунизме. Осуществление принципа коммунизма «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям» воплотит мечту тру дящихся о самом справедливом об ществе на земле. Разъясняя различия между «пер вым видом нового общества» —- со циализмом и его «более высоким видом» —коммунизмом, Ленин под черкивал, что «социализм предпола гает.., общественный труд при стро жайшем учете, контроле и надзоре со стороны организованного аван гарда, передовой части трудящихся: причем должны определяться и ме ра труда и его вознаграждение» (Полное собрание Соч., том 40, стр. 33). Ленин определил комму низм как такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общест венных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда до бровольная работа на общую поль1 зу становится всеобщим явлением. В ленинских оценках преобразова ния в отношениях производства и распределения поставлены в пря мую связь с воспитанием нового че ловека, для которого труд станет первой жизненной потребностью, с развитием социалистического госу дарства в коммунистическое об щественное самоуправление. Эти ле нинские идеи нашли свое дальней шее развитие и обоснование в Про грамме КПСС. Воспитание нового челов е к а, умеющего жить и работать по-ком мунистически, выдвигается как важ нейшая задача нашей партии. При этом Программа выделяет две сто роны дела — развитие производ ственной активности членов общест ва и формирование у них коммуни стического мировоззрения, черт коммунистической нравственности, Коммунизм — это строй, при кото ром расцветают и полностью рас крываются способности и таланты, лучшие нравственные качества сво бодного человека. Подлинный гума низм нового общества проявляется в том, что оно создает все условия для расцвета человеческой личности, для труда и жизни человека. Успехи, достигнутые в стране в области на родного образования и культуры, уже привели к массовому развитию и проявлению способностей трудя щихся, что в свою очередь служит ' мощным рычагом общественного прогресса, Огромное значение для строи тельства коммунизма имеет идеоло гическое воспитание членов общест ва. Научное мировоззрение, способ ность трудиться на общее благо, со измерять свои поступки с корен ными интересами народа, всего об щества, дела коммунизма становят ся благодаря огромной воспитатель ной работе партии неотъемлемой чертой советского человека. Пар тия последовательно выступает про тив вульгаризаторского принижения роли идеологической работы. Воспитанию советских людей в духе органического сочетания ком мунистических идей с коммунисти ческими делами служит разработан ный в Программе партии моральный кодекс строителя коммунизма. В нем воплотились исторический опыт трудящихся, рабочего класса, на копленный в длительной освободи тельной борьбе, и нормы, вырабо танные советскими людьми в усло виях социализма. Великий Октябрь на практике осу ществил основной завет Маркса и Энгельса — установление политиче ского господства рабочего класса. Диктатура пролетариата позволила подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, успешно организовать социалисти ч е с к о е строительство в нашей стране. Программа партии, подводя итог полной и окончательной победы со циализма в нашей стране, делает глубокий научный вывод о превра щении Советского государства, воз никшего как государство диктатуры пролетариата, в социалистическое общенародное государство, при ру ководящей роли в нем рабочего класса, в орган выражения интересов и воли всего народа. Общенародное государство не противостоит и не противопоставляется государе т в у диктатуры пролетариата, действовав шему на более ранних этапах со циалистического строительства в стране, а является его естественно- историческим продолжением, пол ным развитием того главного, что было заложено в диктатуре пролета риата с самого начала, — широкой демократии для трудящихся. Всестороннее развертывание и со вершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, развитие демократических начал в деятельности всех органов государ ственной власти сверху донизу, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного кон троля над его деятельностью — вот главное направление развития со циалистической государственности в период строительства коммунизма. Партия считает важнейшей зада чей совершенствование принципов социалистической демократии, стро гое соблюдение социалистичес кой законности, искоренение всяких нарушений правопорядка. Переход к коммунизму, подчеркивается в Программе, означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан. В ходе коммунистического строи тельства повышается роль Советов, профсоюзов, комсомола и других общественных объединений трудя щихся. Это требует решительно из живать недостатки в их работе. Слишком часто еще деловые обсуж дения актуальных проблем подме няются у нас парадными заседания ми, на которых выступающие по шпаргалкам рапортуют о достигну тых успехах и благополучии дел. Об становка свободной, деловой крити ки, широкая гласность работы госу дарственных и общественных орга нов всех ступеней, непримиримость к хвастовству и пустозвонству—все это является необходимым условием успешного решения задач комму нистического строительства, стоя щих перед нашей страной. Развитие социалистической госу дарственности ведет и постепенно приведет к преобразованию ее в общественное коммунистическое са моуправление, к активному участию всех членов общества в управлении его делами. Развернутое коммунистическ о е строительство означает новый этап и в развитии национальных отноше ний в СССР. Происходит все боль шее сближение наций, возрастает их экономическая и идейная общность, развиваются общие коммунистичес кие черты их духовного облика. Ленинская идея демократического управления государственными дела ми неуклонно претворяется в жизнь. Руководящую роль в советском об ществе играет самый передовой класс— рабочий класс. Изменились, стали более богатыми и разнооб разными формы его руководства. В условиях общенародного государст ва политическое, идейно-нравствен ное и организационное влияние ра бочего класса остается решающим фактором успешного строительства коммунизма. Сила советского общества — в его единстве, в сплоченности всего народа вокруг ленинской партии, в растущей творческой инициативе миллионных масс, воодушевленных великими идеями коммунизма. шении, подчеркнута огромная роль национально-освободительного дви жения и проанализированы его осо бенности, развиты ленинские поло жения о многообразии путей пере хода различных стран к социализму и своеобразии форм социалистиче ского строительства, рассмотрены важные вопросы международного рабочего движения. Жизнь, практика революционной борьбы подтверждают правиль ность теоретических и политических установок, выдвинутых мировым коммунистическим движением на основе творческого применения и развития принципов марксизма-ле нинизма. Верность марксизму-лени низму, твердая и последовательная борьба против буржуазной и рефор мистской идеологии, против шови низма и мелкобуржуазного авантю ризма, ленинская непримиримость к любым формам оппоотунизма, дог матического или ревизионистского извращения теории, к застою и кос ности мысли — залог успехов в раз витии мирового революционного процесса. КПСС, ее ленинский Центральный Комитет поддерживают генераль ную линию мирового коммунистиче ского движения, выработанную кол лективными усилиями братских пар тий и воплощенную в Декларации и Заявлении Московских совещаний 1957 и 1960 годов. Наша партия активно выступает за созыв международного совещания всех коммунистических партий с целью обсуждения актуальных про блем борьбы за мир, демократию, национальную независимость и со циализм, за укрепление единства мирового коммунистического дви жения на основе марксизма-лениниз ма, принципов пролетарского интер национализма. Встречи представителей братских партий, визиты партийных и прави тельственных делегаций ряда социа листических стран, имевшие место в последнее время, свидетельствуют о единстве взглядов по основным про блемам современности, о взаимном стремлении к дальнейшему разви тию всестороннего сотрудничества равноправных и суверенных наро дов, идущих по пути социализма и коммунизма. Руководствуясь ленинскими поло жениями по вопросам войны, мира и революции, отдавая полный отчет в том, к каким тяжелейшим послед ствиям для человечества могла бы привести мировая термоядерная война, наша партия, мировое комму нистическое движение особое вни мание уделяют борьбе за мир. Они рассматривают такую борьбу как неотъемлемый элемент своей рево люционной стратегии и политики. «Уничтожить войны, утвердить веч ный мир на земле — историческая миссия коммунизма» — в этих сло вах Программы находит свое отра жение главная цель внешнеполити ческой деятельности КПСС. В наше время война не может и не должна служить способом реше ния международных спорое. Нельзя допустить развязывания мировой термоядерной войны, в ходе кото рой были бы уничтожены сотни мил лионов людей, нанесен непоправи мый ущерб развитию производи тельных сил общества и мировому революционному процессу. Единственная альтернатива миро вой войне — мирное сосуществова ние государств с различным соци альным строем. Оно предполагает разрешение спорных вопросов пу тем переговоров, основывается на равноправии между государствами и невмешательстве во внутренние де ла, на строгом уважении суверени тета и территориальной целостности всех стран, предусматривает разви тие экономического и культурного сотрудничества. Положив ленинский принцип мир ного сосуществования в основу сво ей внешней политики, Советский Союз активно ведет курс на улуч шение и развитие отношений со всеми капиталистическими страна ми. Советское правительство высту пало и выступает с важной инициа тивой, направленной на разрешение проблем полного и всеобщего разо ружения, создания эффективной си стемы безопасности в Европе, ук репления Организации Объединен ных Наций, смягчения международ ной напряженности. В решениях XX съезда и Програм ме КПСС, в Заявлении, одобренном представителями 81 партии, делает ся важнейший вывод о возможности предотвращения новой мировой войны, исключения мировых войн из жизни общества еще до полной победы социализма на земле. Этот вывод, подтверждаемый всей прак тикой международных отношений последних лет, основан не на благих утопических пожеланиях, а на трез вом учете соотношения классовых сил на мировой арене. • Важнейший фактор в борьбе про тив военной угрозы, за обеспечение мира и безопасности всех народов — рост экономического и оборон ного могущества СССР и всего со дружества социалистических госу дарств, их хозяйственные и научно- технические успехи, их единство. КПСС и Советское правительство выступают за всемерное укрепление мировой социалистической системы, за развитие братских отношений с социалистическими странами на ос новах полного равноправия и добро вольного сотрудничества, за исполь зование преимуществ мех:дународ- ного социалистического разделения труда в интересах всех социалисти ческих государств, за координацию действий в борьбе против империа листической реакции и войны. Все более возрастает на междуна родной арене роль молодых суве ренных государств Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепляются дружественные связи и сотрудниче ство этих государств с Советским Союзом и другими социалистически ми странами в борьбе за мир про тив империализма, колониализма и неоколониализма. Советский Союз считает священным право каждого народа на независимое развитие, поддерживал и поддерживает все формы борьбы масс за националь ное и социальное освобождение. Советское правительство высоко це нит политику неприсоединения к военным блокам, проводимую ря дом стран, выступает в поддержку афро-азиатской солидарности, за сотрудничество всех революционных сил. В современную эпоху неизмеримо возросли возможности масс актив но вмешиваться в решение между народных вопросов. Большую роль в борьбе за предотвращение новой мировой войны играют междуна родный рабочий класс и массовые демократические движения. КПСС и впредь будет делать все необходи мое для укрепления боевой соли дарности всех отрядов и организа ций международного рабочего клас са, выступала и выступает за сплоче ние всех сил, борющихся против войны. Несомненно, что, пока существует империализм, продолжает сущест вовать почва, порождающая опас ность агрессии и военных авантюр. Достаточно обратиться к таким фак там, как деятельность «бешеных» в США, или рост реваншистских сил в Западной Германии. Но наступило время, когда объединенными уси лиями социалистических государств, международного рабочего класса, национально - освободите л ь н о г о движения, всех миролюбивых сил можно пресечь попытки империали стических агрессоров развязать ми ровую войну. Силы мира, демократии и социа лизма в наше время превосходят силы войны, реакции и империализ ма. Это результат упорной и самоот верженной борьбы советского наро да, народов социалистических стран, замечательный итог героичес к и х битв международного рабочего класса, национально - освободитель ного движения всех демократичес ких сил* .1 IV. Великие цели и задачи, выдвину тые в Программе КПСС, еще выше подняли авторитет, роль и значение Коммунистической партии в жизни советского общества. Созданная В. И. Лениным как пе редовой отряд рабочего класса, наша партия прошла славный рево люционный путь. Под ее руководст вом трудящиеся России свершили социалистическую революцию, под няли над миром знамя социализма и коммунизма. Преодолевая огром ные трудности, отражая яростные атаки классовых врагов, партия при вела советский народ к полной и окончательной победе социализма. В результате победы социализма в СССР, укрепления социально-поли тического и идейного единства со ветского общества КПСС преврати лась в авангард советского народа, стала партией всего народа. Под знаменем Коммунистической партии, под ее руководством совет ский народ ведет сейчас разверну тое строительство коммунистическо го общества. В ленинской партии, вооруженной марксистско-ленинской теорией, в ее политике, построенной на глубоко продуманной, строго научной основе, в ее руководстве и многогранной организаторской де ятельности советские люди видят залог успешного претворения в жизнь планов коммунистического строительства. Сила нашей партии в том, что она выражает коренные интересы и ча яния всего народа. Партия сущест вует для народа и свою высшую цель видит в служении народу, в укреплении мощи нашей социали стической Родины, отдает все силы во имя торжества идей марксизма- ленинизма. Советский народ без раздельно верит партии, идет за партией, глубоко понимая, что она является единственной силой, спо собной объединить и направить творческую энергию миллионов лю дей на построение нового общества. Три года, истекшие после XXII ших выводов Программы: в период развернутого строительства комму низма еще более возрастает роль Коммунистической партии как руко водящей и направляющей силы со ветского общества, значение ее ор ганизаторской и воспитательной ра боты, необходимость усиления пар тийного руководства на всех участ ках хозяйственного и культурного строительства. Это — историческая закономер ность, отражающая реальные про цессы в жизни нашего общества. Она обусловлена небывалым ростом масштабов и сложностью задач ком мунистического строительства, ог ромным подъемом творческой ак тивности масс и вовлечением новых миллионов трудящихся в управление государством, неуклонным развити ем социалистической демократии, возрастающей ролью марксистско- ленинской науки в жизни общества и задачами коммунистического вос питания. Советские люди в повседневной жизни на своем опыте убеждаются, что партия, ее Центральный Комитет всегда верны ленинской генераль ной линии, разработанной на XX, XXI и XXII съездах, в Программе КПСС. Эта линия выражает волю партии, всего народа, воплощает их коллективный разум и мудрость. Не сокрушимую идейную и организаци онную крепость нашей партии, спло ченность ее рядов с новой силой продемонстрировал октябр ь с к и й Пленум ЦК КПСС. Партия в своей деятельности и организации внутрипартийной жизни строго руководствуется Программой и Уставом КПСС. Она проявляет особую заботу о том, чтобы неук лонно претворялись в жизнь ленин ские принципы руководства, неукос нительно соблюдались ленинские нормы партийной жизни. Важнейшим из этих принципов, ве личайшим политическим достоянием нашей партии является принцип кол лективности руководства. Партия съезда КПСС, со всей убедительно- !подтвердила незыблемость этого стью подтвердили один из важней- I принципа в своей Программе и Ус таве, — она де лает все, чтобы коллективность 'Дэуково д ст в а свято соблюда лась во всех ее зв е н ь я х — от первичной ор ганизации до Централен о г о Комитета. Именно на этой основе неуклонно развиваются активность и самодеятельность всех коммунистов, повышается ответст венность руководителей перед пар тийными массами, укрепляются свя зи с трудящимися, развертывается критика и самокритика, обеспечива ется правильное и эффективное ру ководство хозяйственным и куль турным строительством, всеми об ластями общественной жизни. С ленинскими принципами несов местим культ личности, который ве дет к принижению роли партии и народных масс, сковывает развитие идейной жизни и творческую актив ность трудящихся. Решительно осу див на XX съезде КПСС культ лич ности Сталина, партия развернула большую работу по восстановлению ленинских норм партийной жизни. В Программе и Уставе партия преду смотрела ряд мер, направленных против чрезмерного сосредоточе ния власти в руках4 отдельных ра ботников и выхода их из-под конт роля коллектива. К этим мерам от носятся: систематическое обновле ние состава всех выборных органов партии; неуклонное применение принципа выборности и отчетности в партийных организациях; повыше ние роли партийных собраний, кон ференций, съездов, пленумов пар тийных комитетов и других коллек тивных органов; широкое развитие общественных начал; всемерное развитие критики и самокритики. Осуществление этих мер является залогом последовательного прове дения в жизнь ленинского принци па коллективности руководства, ши рокого притока в руководящие пар тийные органы свежих сил, правиль ного сочетания старых и молодых кадров. В дальнейшем развитии внутрипартийной демократии партия видит одно из важнейших условий роста активности коммунистов и по вышения их ответственности за осу ществление благородных коммуни стических идеалов. Партия требует от каждого коммуниста, чтобы он всем своцм поведением на произ водстве, в общественной и личной жизни показывал высокие образцы борьбы за развитие и упрочение коммунистических отношений и норм коммунистической морали. Вооруженная марксистско-ленин ским учением, тесно связанная с массами, партия придает всей рабо те по строительству коммунизма ор ганизованный, планомерный, научно обоснованный характер. Она реши тельно выступает против субъекти визма и самотека, против прожек терства, увлечения администрирова нием и бахвальства, осуждает по спешные, оторванные от жизни вы воды и действия, искореняет канце лярско-бюрократические методы ру ководства. Партия великого Ленина глубоко верит в могучие творческие силы народа, в его неиссякаемую рево люционную энергию. В народе она видит решающую силу построения нового общества. Во всей своей де ятельности партия опирается на на род, на его разум и опыт, расширя ет и углубляет связи с массами, по стоянно ощущает пульс народной жизни. * » * Всю кипучую деятельность, все силы партия подчиняет главному — претворению в жизнь незыблемой ленинской генеральной линии. Про грамма КПСС, как факел, освещает путь в будущее. В нашей Програм ме, в титаническом труде партии и народа по претворению ее в жизнь миллионы трудящихся во всем ми ре находят источник вдохновения и опору в своей революционной борь бе. Их воодушевляют слова Про граммы КПСС: «Коммунизм выполняет историче скую миссию избавления всех лю дей от социального неравенства, от всех форм угнетения и эксплуата ции, от ужасов войны и утверждает на земле МИР, ТРУД, СВОБОДУ, РА ВЕНСТВО, БРАТСТВО И СЧАСТЬЕ всех народов». («Правда», 1 ноября 1964 года). В зале внимательно слушают. { Поет Тамара Алексеевна Покача- лова, учительница Октябрьской восьмилетней школы Липецкого\ 'района. — Хорошо поет!... Талант!... — И труд!... Да, упорный труд. Прежде, чем выступить со сцены, нужно про делать большую работу: репети ции в свободное время, концерты по вечерам. Тамара Алексеевна— активная участница художествен ной самодеятельности. А хотите ее послушать, приходите в Кали нинский сельский клуб. НА СНИМКЕ: Т. А. Покачало- ва. Фото Г. Семенова. Путь к высоким урожаям яблок Отличный урожай — по 80 с лиш ним центнеров яблок с каждого из 2 000 гектаров дали сады совхоза «Агроном». Более чем полмиллиона пудов фруктов направлено отсюда в Москву, Ленинград и другие города. Сады этого хозяйства не знают периодичности плодоношения. Успех обеспечивают* мастерство и любовь садоводов к делу. Ранней весной здесь проводят обрезку сада на пло. доношение. С этой целью выбирают более сильные побеги и на них де лают срез. Таким способом все де ревья как бы омолаживаются. Побе- ги после обрезки густо покрываются плодоносящими кольчатками. В са дах проводится задержание талых вод, а затем боронование и культя* вация. Когда яблони зацветают, к ним подвозят 1.200 пчелиных семей, ко торые опыляют цветы. Садоводы подсчитали, что благодаря услугам пчел примерно на четверть возраста ют сборы плодов. В этом году решающее влияние на урожай сада оказала химия. Весной в почву было внесено по полтора центнера минеральных удобрений на гектар, столько же и в середине ле та. Кроме того, проводилась вегета ционная подкормка деревьев. Мянё. ральные удобрения смешивались с раствором ядохимикатов, и ими че тырежды опрыскивались листья яб лонь. Такие комбинированные раст* воры, как показывает опыт, являются весьма эффективными. Садоводы ставят задачу получить в будущем году по 1.000 пудов пло дов на каждом гектаре. (Корр. ТАСС). г. Липецк. III. КПСС, все советские люди рас сматривают коммунистическое стро ительство в СССР как великую ин тернациональную задачу. Полная и окончательная победа со циализма в СССР и переход нашей страны к развернутому строитель ству коммунизма, успех социалисти ческих революций в ряде стран Европы и Азии, образование и раз витие мировой социалистической си стемы — все это в корне изменило расстановку сил в международном масштабе, облегчило борьбу наро дов за свое национальное и социаль ное освобождение. В наше время империализм бесповоротно утратил власть над большинством человече ства, а социализм, силы, борющиеся против империализма, определяют главное содержание, главное направ ление и особенности исторического развития. «Современная эпоха, основное со- держание которой составляет пере ход от капитализма к социализму, есть эпоха борьбы двух противопо ложных общественных систем, эпоха социалистических и национально-ос вободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвида ции колониальной системы, эпоха перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализ ма и коммунизма во всемирном мас штабе», — записала партия в своей Программе. Руководствуясь ленинской теори ей социалистической революции, ис ходя из конкретного анализа ре альной действительности, наша пар тия, ее Центральный Комитет выдви нули ряд важных теоретических по ложений, одобренных мировым ком мунистическим движением. В доку ментах XX и XXII съездов, в Про грамме КПСС дан глубокий анализ кризиса мирового капитализма, оп ределено главное противоречие на шей эпохи — противоречие между двумя противоположными система ми — социалистической и капитали стической, рассмотрены закономер ности развития мирового социалисти ческого содружества и нового типа экономических и политических отно- О Р А Т О Р И Я « С Н Ы Р Е В О Л Ю Ц И И » МОСКВА, 2 ноября. (Корр. ТАСС). «Сны революции» — так назвал композитор В. Рубин свою новую ораторию на слова поэта В. Луговского. Это название очень точно передает мужественный пафос й оптимизм про изведения, в основу которого положены стихи о гражданской войне, Оратория «Сны революции», написанная к 47-й годовщине Великого Октября, впервые прозвучала вчера в Большом зале Московской консер ватории. I шаги. За- исполняется В детских яслях под присмотром опытных нянь и медицинских се стер малыш де лает свои первые тем, когда ребенку три год4, его переводят в детский сад, где он растет и воспитывается до поступления в школу. В детском садике зарождаются ростки трудо любия, дружбы, товарищества, при вивается любовь к родной природе, музыке. Можно с уверенностью сказать, ни одна семья, как бы она хороша ни была, не сможет дать ребенку того, что он получает в детских яс лях и садике. Воспитание детей в дошкольных учреждениях имеет и еще одно весьма важное преиму щество. Освободившись от повсе дневных хлопот с детьми, матери получают возможность работать на производстве, учиться в вечерних школах, техникумах, институтах, участвовать в общественной жизни. Поэтому не случайно наша партия и правительство уделяют особое внимание расширению сети детских дошкольных учреждений В Липецке, например, в 1956 году было 27 детских садов, в 1959 году —33, а в этом году стало 70, и вос питываются в «их около девяти ты сяч ребят. Примечательна такая деталь: из 37 детских учреждений, появив шихся в Липецке за последние пять лет, две трети построено по инициа тиве предприятий города. Причем предприятия продолжают шефство вать над этими учреждениями. На пример, ферросплавный цех Новоли пецкого металлургического завода (начальник т. Трапезников) являет ся шефом детсада № 9, хозяйствен ный цех этого же завода (началь ник т. Деверилин) — детсада № 60, управление «Юждомнаремонт» (на чальник т. Орлов) — детсада № 4 и т. д. Шефы ремонтируют здания Iдетских учреждений, благоустраи- ЗАБОТА 0 МАЛЕНЬКОМ ЛИПЧАНИНЕ С с о в е щ а н и я д ошк о л ь ны х р а б о т н и к о в вают и озеленяют ДЕоры, обеспечи вают детей игрушками. Но материальная сторона еще не решает проблемы воспитания де/ей дошкольного возраста. Первостепен ное значение имеют кадры воспита телей и медицинских работников. Сейчас в дошкольных учреждениях Липецка работают свыше 600 чело век. Большинство из них имеет спе циальное педагогическое образова ние, немалый стаж и богатый опыт. Мастерами дошкольного воспита ния можно назвать А. Ф. Анд рееву (детсад № 2), В. М. Двуре- ченскую (детсад № 30), А. М. Исае ву (детсад №1) , Л. К. Сысоеву (дет сад № 23) и многих других. Есть, ко нечно, среди воспитателей и менее опытнь!е работники, но они настой чиво учатся в семинарах по усовер шенствованию квалификации, орга низованных Липецким гороно, и в кустовых методических объединени ях. В Новолипецком, например, бы ли организованы курсы, на которых воспитатели групп ясельного возра ста получили необходимую медицин скую подготовку. В недалеком буду щем предполагается организовать педагогические курсы для медицин ских работников. В последний год пребывания де тей в детских садах их готовят к школе. Учат считать, обучают род ному и иностранному языку. У ребят вырабатывается усидчивость, внима ние, интерес к занятиям. Воспитате ли подготовительных групп поддер живают тесную связь с учителями, которым они передадут своих воспи танников. Дошкольники ходят на экскурсии в школы, знакомятся с необычной для них классной обета новкой. И, наоборот, школьники по- вился. сещают детские сады, мастерят иг рушки, выступают с концертами, ухаживают за малышами. Примером дружбы и творческого сотрудничест ва могут служить детский сад № 1 (системы гороно) и средняя школа № 5, детские сады и школы Новолн- пецкого и тракторозаводского рай онов. Успехи, достигнутые работниками дошкольного воспитания, радуют. Но их было бы больше, если бы не мешали некоторые материальные и организационные трудности. Прежде всего, дает себя знать недостаток детских дошкольных учреждений. Существующие детские учрежде ния сильно перегружены. Вместо 25 детей по норме в группах содержит ся по 35—40 человек. Такую тесноту нельзя назвать безобидной. Пере грузка очень затрудняет и осложня ет работу воспитателей. За последние годы у вокзала вы рос новый микрорайон. Там живут около 500 семей новолииецких ме таллургов, а дошкольного учрежде ния—ни одного. И вот .приходится ро дителям в часы гож возить малышей через весь город в левобережный район. В то же время некоторые ро дители, проживающие и работающие на левом берегу, везут детей в цен тральную часть города или в посе лок завода «Свободный сокол*. Нередко строительные организа ции срывают сроки сдачи в эксплуа тацию детских учреждений, а то, что строят, сдают с многочисленными недоделками. За примером далеко ходить не надо. Трест «Жилстрой» должен был закончить в этом году строительство двух детских комби натов, но со своей задачей не спра- Или взять такой факт. В воспита нии детей большое значение имеет обстановка, в которой они находятся. Хорошо и детям, и взрослым, когда комнаты светлы, просторны, уютны, когда они обставлены изящной, лег кой, удобной мебелью. Во попробуй те, например, в Липецке приобрести современную, красивую и дешевую мебель для детей. Ее не найти. В магазины она поступает очень редко, да к тому же товары детским уч реждениям по безналичному расче ту не отпускают. На базе же об ластного управления снабжения и сбыта, кроме топорной мебели уста ревших моделей, ничего нет. Мы связались по телефону с Липецкой мебельной фабрикой и поинтересо вались. не смогли бы здесь органи зовать выпуск детской мебели. Нам ответили, что фабрика — специали зированное предприятие и выпуском детской мебели не занимается. В областном управлении снабжения и сбыта сказали: «Мы получаем про дукцию предприятий совнархоза Центрально-Черноземного экономи ческого района. Берем, что дают. Во зить мебель издалека не можем, экономически невыгодно». Проблемой стала в Липецке и детская одежда, особенно для маль чиков. В магазины поступает одеж да главным образом с Курской, Бе- жицкой (Калининская область) и Липецкой швейных фабрик. Но ка кая она? Все те же неумирающие матроски стоимостью 11—12 рублей, старомодные вельветовые и хлопча тобумажные костюмчики, неуклю жие пальто и т. д. Дешевой, краси вой, легкой одежды нет. Об этом и многих других недостатках говори лось на совещании дошкольных ра ботников города Липецка, которое состоялось 22 ок тября. В докладе инс пектора гороно по дошкольному вос питанию т. Варнавской, в выступле ниях заведующих детскими садами т. Горяйновой (детсад-ясли № 2), т. Климовой (детсад № 30), т. Бесе диной (детсад № 15) были отмечены недостатки педагогического и мето дического характера и высказаны пожелания. Признано, например, ненормаль ным положение, которое создалось с изучением иностранных языков. Уже пять лет в подготовительных груп пах многих детских садов изучается иностранный язык, и результаты по лучаются неплохие. А в школах иностранный язык начинают изучать лишь в 5 классах. Пятилетний раз рыв сводит на нет плодотворный труд работников дошкольных уч реждений. И лишь в одной, 5-й средней школе, в порядке экспери мента, изучается иностранный язык с первого класса. Не получило также широкого рас пространения обобщение и распро странение опыта лучших работников дошкольного воспитания и опыта передовых учителей липецких школ. Не налажен еще по-настоящему пе дагогический всеобуч родителей. А ведь дошкольным работникам есть с кого взять пример: в липецких шко лах давно работают родительские лектории, и зарекомендовали они се бя очень хорошо. Взвесив плюсы и минусы, отме ченные на совещании, приходишь к такому выводу, что работники до школьных учреждений Липецка, не смотря на временные трудности, много сделали, чтобы воспитывать достойную нашего замечательного времени смену—будущее нашей Ро дины, И. ДАНИЛОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz