Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)
22 октября 196 1 г., Я! 249 (3143) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я (Окончание. Начало на 1-й ст р.). V Как известно, продолжает ко мандир экипажа, полеты на космических кораблях «Восток» проводились в скафандрах. Мы впервые совершили свой полет без скафандров, что создало значи тельно лучшие возможности для ра боты в космическом корабле, предо ставило больше удобств. Это стало возможным благодаря исключитель но высокой надежности конструкции космического корабля «Восход». Летчик-космонавт Владимир Ко маров высоко оценивает надежность узлов и систем корабля, и особенно тех систем, которые обеспечивали по садку и так называемое «мягкое» приземление. Он отмечает, что на всем протяжении полета в кабине поддерживалась нормальная темпе ратура и предусмотренные гигиениче- шими требованиями состав воздуха ;и его давление, нормально работала связь. Командир экипажа Владимир Ко маров заканчивает свое выступление словами благодарности создателям чудо-корабля. Нам хочется здесь, на пресс-конференции, заявил он, выска зать представителям печати всего мира слова гордости и благодарно сти создателям новой мощной раке ты-носителя и чудесного корабля кВосход», поблагодарить наших уче ных, конструкторов, рабочих, техни ков и инженеров — мастеров высше го класса точности. Выступление ученого-коомон авта Константина Феоктистова скрупулез но точное, оснащенное непривычны ми для журналистского уха научны ми терминами, напоминало по суще ству выступление писателя-фантаста. Это и понятно. Первый посланец на уки в космосе рассказывает о поле те не только для журналистов, ,но и Для своих коллег — астрономов, фи зиков, инженеров. Корабль «Восход» существенно от личается от корабля «Восток», отме тил ученый. Новая трехместная ка бина корабля, новое приборное обо рудование, ряд принципиально новых систем, вот что, по его мнению, оп ределяет преимущества «Восхода» перед космическими аппаратами, на которых летали раньше советские космонавты. Резервные тормозные ракетные двигатели, которыми был оснащен корабль «Восход», позволи ли с большей уверенностью перейти к Фолее высокой орбите. Среди технических новшеств уче ный-космонавт отметил также усо вершенствование систем радиосвязи, Новая телевизионная система, в ча стности, обеспечивала не только пе редачу на Землю «репортажа» из ка бины корабля, но и дала возмож ность передать то, что наблюдал эки паж с борта корабля. Эта же систе ма успешно применялась для наблю дений окружающего космического пространства, Ученый-космонавт подробно рас сказал представителям прессы о фи зико-технических исследованиях на борту «Восхода». Большой объем работы был связан С выяснением условий наблюдения и< ориентации космических кораблей в пространстве. Как правило, на днев ной стороне Земли наблюдается го ризонт, как граница атмосферы и Земли, и «слой» голубого ореола с четкой верхней границей. Мне верх няя граница этого ореола представи лась более четкой, чем видимая гра ница между Землей и атмосферой. Наблюдение звездного неба пока зало, по мнению ученого-космонавта, что имеющихся в кабине «Восхода» иллюминаторов достаточно, чтобы довольно легко ориентироваться в космосе. В полете экипаж наблюдал звезды и планеты. При этом оказа лось возможным производить изме рение высот звезд над видимым го ризонтам. Это означает, отметил К. Феоктистов, что в будущих поле тах космических кораблей, особенно в межпланетных рейсах, можно бу дет производить с борта автономные определения положения корабля в пространстве, производить расчеты траектории его движения. На борту «Восхода» проводились серия физических экспериментов и наблюдения светящихся частиц в ил люминаторе корабля. С интересом было встречено то ме сто рассказа К. Феоктистова, где он делится впечатлениями о старте ко рабля. Когда смотришь со стороны на старт ракеты-носителя, сказал ученый, он производит необыкновен ное впечатление, гул ракетных дви гателей, ослепляющее пламя их фа келов, сама ракета, уходящая в не бо, постепенно превращающаяся в яркую точку, затем исчезающую в бесконечности. Это грандиозная и красочная картина. Однако в кабине корабля все это воспринимается несколько проще. Ес ли не говорить о радости, связанной с осуществлением полета («наконец- то полетел!»), то все происходит да же несколько буднично: ГЕРОИ ПЕРВОЙ ЗВЕЗДНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Космонавт В. М. Комаров во время медицинского исследования. Фото в. Черединцева. (Фотохроника ТАСС). Космонавт К. П. Феоктистов во время тренировки. Фото В. Черединцева. (Фотохроника ТАСС). Космонавт Б. Б. Егоров во время тренировки. Фото В. Черединцева, (Фотохгроника ТАСС), —- мягкий отрыв от земли, — шум не слишком сильный (срав ним с шумом в кабине современного реактивного лайнера), — вибрации не слишком большие; низкие частоты в основном только в районе трансзвука, — легкое покачивание ракеты, на поминающее покачивание поезда в пути, —легкопереносящиеся перегрузки. К концу работы каждой ступени они естественно увеличиваются и соот ветственно в начале работы каждой ступени падают почти до обычного уровня. В общем участок полета на ракете переносится легко. Профессия врача до сих пор счита лась одним из самых земных дел че ловека. И в этом полете она факти чески во многом осталась земной: за ботам врача-коомонавта Б. Б. Егоро ва были поручены здоровье и трудо способность его коллег по экипажу. И он, выйдя на трибуну, признается журналистам: медицинской помощи космонавтам мне оказывать не приш- лрсь, поэтому прямые обязанности бортового врача я фактически не вы полнял, хотя получил довольно ясное представление о возможностях, кото рыми располагает врач космического корабля. Борис Егоров отдает должное ра боте автоматических систем жизне обеспечения, созданных творцами ко рабля «Восход». Как специалист он оценивает особенности бортового пи тания. Калорийность суточного ра циона составляла 2700—2800 кило калорий, количество белков — 120 граммов, жиров —• 100 граммов, уг леводов — 300 граммов. Положительной оценки заслужива ет также конструкция кресел, заяв ляет врач-космрнавт. Они оборудова ны ложементами, смоделированными по телу космонавтов. Во время выведения корабля на орбиту, по свидетельству бортового врача, все космонавты чувствовали себя хорошо. Перегрузки не дости гали больших величин, вибрации не вызывали неприятных ощущений, шум от работающих двигателей не мешал радиосвязи. Работоспособ ность у космонавтов сохранилась полностью, настроение было ровным. Они были уверены в надежности всех элементов корабля и не испы тывали тревоги за благополучный ис ход полета. Изменения частоты пуль са и дыхательных движений космо навтов по сравнению с предстарто вым периодом-были невелики. Программа экспериментальных ис следований в полете, сказал Борис Егоров, была настолько насыщена, а время столь ограничено, что прихо дилось экономить на отдыхе. Мы спа ли по очереди по 3—5 часов. Сон был глубоким, без сновидений. После сна члены экипажа чувствовали себя отдохнувшими, посвежевшими. Врач-космонавт поделился с жур налистами предварительными итога ми экспериментов, проведенных на борту корабля «Восход». Он сооб щил, в частности, что при измерении артериального давления крови у кос монавтов отмечалось понижение мак симального давления, тогда как ми нимальное не претерпело существен ных изменений. Б. Егоров убежден также, что в невесомости можно ус пешно выполнять различные работы, связанные с применением всевозмож ной научной аппаратуры. Большой интерес представляют результаты физиологических обсле дований, проведенных в невесомости И после полета, о которых сообщил Б. Егоров. Он систематически брал кровь и пробы выдыхаемого воздуха у всех членов экипажа. Обследова ния, проведенные после возвращения на Землю, показали, что никаких рас стройств в состоянии здоровья кос монавтов не было и нет. Эти мате риалы сейчас обрабатывается, и ре зультаты исследований будут публи коваться в научной печати. Актовый зал МГУ гремит аплоди сментами. По всему видно, что жур налисты удовлетворены полными и интересными докладами членов пер вого космического экипажа. Но та ково уж- человеческое любопытство и такова традиция пресс-конферен ций — без вопросов и ответов не обойтись. Из разных концов зала пе редаются в президиум сложенные вчетверо записки, написанные на разных языках. И вот космонавты «принимают бой», начинают отвечать на вопросы. На трибуне командир экипажа. Вопрос корреспондента Польского агентства печати: Так как корабль «Восход» способен осуществлять так называемую мягкую посадку, можно ли на нем совершить посадку на Лу не или другой планете? Ответ: Я кратко должен ответить, что корабль «Восход» не предназна чался для этого. Вопрос агентства «Франс-пресс»: Каким образом была обеспечена мяг кая' посадка корабля «Восход»? Ответ: Посадка была мягкой в прямом, обычном понимании этого слова. Она состояла из парашюта » посадочного двигателя, который включался в непосредственной близо сти от Земли. Посадка была обеспе чена практически с нулевой скоро стью. ф На вопрос американского коррес пондента, является л» «Восход» со вершенно новым кораблем или эго вариант «Востока», В. Комаров от вечает: Это новый трехместный кос мический корабль. Корреспондент «Жиче Варшавы» (Польша) интересуется, означает ли полет без скафандров, что они не потребуются в дальнейшем. — Надежность систем нашего ко рабля высокая, — отвечает летчик- космонавт, — и поэтому для удобст ва проведения научных исследова ний, которые были предусмотрены программой полета, было решено вы полнять полет без космических ска фандров.- Безусловно, что скафандры еще понадобятся. Коллективный вопрос венгерских корреспондентов: Можно ли на ва шем корабле еще раз осуществить космический полет? Ответ: Я считаю, что можно, по тому что посадка была мягкой и ко рабль в полной сохранности. Венгерских корреспондентов инте ресует также, прошли ли члены эки пажа подготовку в сурдокамере. Отвечая на этот вопрос, космонавт замечает, что к полету готовились всем экипажем, тренировались вме сте. Безусловно, «камера одиночест ва» была не нужна, потому что в этом рейсе участвовал небольшой, но дружный и хороший коллектив. На вопрос журналистов из Венг рии, с чем можно сравнить призем ление «Восхода» — с приземлением самолета или быстрой остановкой ав томобиля, В. Комаров под веселое оживление в зале ответил: —- Посадка была мягче, чем оста новка современного лифта. — Обжались ли между собой кос монавты в самый острый момент пе регрузок — при спуске и подъеме?— интересуется корреспондент журнала «Техника молодежи». — Мы были в кабине одного ко рабля, — отвечает Комаров, — по этому, естественно, общались. При подъеме мы делились впечатлениями о виден-ном, при спуске — держали связь между собой. Вопрос корреспондента английской газеты «Дейли уоркер»: Представи тель какой профессии должен стать четвертым членом экипажа в следу ющем полете? Ответ: В полете должен быть че ловек, умеющий работать, и необхо димый, как член экипажа. Может быть, это ..будет журналист, можег быть, астроном, может быть, при длительных полетах и повар. Вопрос корреспондента журнала «Гражданская авиация»: Как пред ставляет себе командир «Восхода» будущее космоплавания? Ответ: Бесспорно, что в будущем станут летать тяжелые пассажирские межпланетные космические корабли. Возможно, их будут пилотировать летчики гражданской авиации. Глав ное, чтобы в космос поднимались ко рабли только с мирными целями. Вопрос корреспондента газеты «Советская Россия»: Что вы можете сказать о людях, содействовавших вашему успеху? В. Комаров отвечает: Нет слов, чтобы выразить искреннюю благо дарность тем, кто принимал непо средственное участие в запуске. Ус пех полета нашего экипажа — это успех всего советского народа. Затем на вопросы отвечал первый ученый-космонавт Константин Феок тистов. Несколько корреспондентов попро сили рассказать о полярном сиянии, зрелище которого открылось перед космонавтами. К. Феоктистов сооб щил, что от земного сияния это зрелище отличается прежде всего масштабами картины. Благоприятное стечение обстоятельств позволило членам экипажа несколько раз на блюдать полярное сияние. Когда ко рабль проходил в его районе, иллю минаторы неизменно были направле ны в сторону сияния. —- Что показалось наиболее фан тастическим во время полета? — на этот вопрос Феоктистов ответил: По лярные сияния, верхние слои ярко сти, сама Земля из космоса. Если киносъемки через иллюмина тор корабля были удачными, доба вил он, то их покажут по телевиде нию. — Какие вопросы в полете вы об суждали и решали вместе?—опросил болгарский корреспондент. Ученый сообщил, что в основном это был кон троль впечатлений о наблюдаемой картине и взаимный контроль соб ственных ощущений. Корреспондент газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» спросил, каково са мое важное отдельно взятое откоы- тие, сделанное но время полета «Вос хода». Феоктистов заявил, что труд но выделить какой-то один факт. Ис следования велись в весьма разных областях. Наибольший интерес пред ставляют пока наблюдения горизон та в различных условиях. Однако, добавил он, нужно подождать ре зультатов обработки фотопленки — ведь в конце концов важен весь ком плекс накопленных знаний. — Можно ли курить в корабле? — поинтересовался корреспондент га зеты «Унита». Ответ: Курить можно, но не реко мендуется. Наш экипаж — все трое некурящие. Корреспондент «Литературной га зеты» попросил ученого сравнить свои переживания и ощущения в кос мосе с теми, которые описываются в фантастических произведениях. Мне кажется, сказал Феоктистов, что у нас впечатления,более буднич ные, но в то же время и более не обычные: мы смотрели и видели то, о чем не написано в фантастических романах. В фантастических романах мы чаще ищем не картину будущего, а мысли и видение мира, близкие нам. Из научно-фантастических про извеленпй, отметил ученый, я отдаю предпочтение работам польского пи сателя Станислава Лема и советских фантастов Ефремова и Стругацких. На просьбу одного из корреспон дентов дать советы молодым людям, готовящим себя к научной космиче ской работе, ученый ответил: Рабо тать, учиться и быть настойчивым в достижении поставленной цели. На трибуне Б. Б. Егоров. — Что вы сказали друг другу сра зу после приземления? — спросил болгарский корреспондент. Ответ: Первый, кто вышел из корабля, сказал: — А на земле холодно! Студент МГУ спросил, что может Борис Егоров пожелать молодежи, мечтающей о полете в космос? Ответ: Успеха! Ведь скоро в кос мосе потребуются выпускники МГУ со всех факультетов. — Были ли у вашего экипажа дублеры и каких специальностей, — спросил корреспондент болгарской газеты «Вечерни новини». Ответ: Да. Был такой экипаж в составе: летчжа-космонавта, научно го сотрудника и врача. — Обнаружили ли вы, как врач,— спросил корреспондент польского журнала «Трибуна работнича», — су щественную разницу между реакцией собственного организма на условия космического полета и Константина Феоктистова, который старше вас? —• Минимальная разница‘была', — ответил Егоров, — но она определя лась не возрастом, а скорее физиоло гическими особенностями каждого. Корреспондент немецкого журнала «Урания» опросил: Ставили ли вы на «Восходе» какие-либо дополни тельные биологические исследования? Ответ: Да, такие исследования проводились на мухах'дрозофил- лах и на растениях. А вот вопрос, который вызвал за метное оживление в зале: Вы за метно выше ростом, чем ваши кол леги. Не вызвало ли это обстоятель ство каких-либо технических ослож нений для конструкторов корабля? На это Б. Егоров ответил: Могу сказать совершенно определенно; не вызвало. Затем на вопросы журналистов от вечал президент Академии наук СССР М. В. Келдыш. Он отметил, в частности, что в будущем, в иссле дованиях, связанных с проникнове нием человека в космос, примут уча стие и другие, не столь крупные го сударства, как СССР и США. Успе хам Советского Союза в изучении космического пространства, добавил 'Президент, способствует сотрудниче ство с другими социалистическими странами в области наук» и техни ки. Примером тому служат совмест ные с чехословацким» специалистами орбитальные измерения и наблюде ния искусственных тел, исследования солнечной радиации, что очень важ но для полетов космонавтов. — Я считаю, —- сказал М. В. Келдыш, — что, кроме задач исследования Все ленной, космические корабли приоб ретут значение как средство сообще ния. А это очень важно', потому что улучшение и убыстрение общения между людьми —• один из главных стимулов прогресса. Вопрос польского корреспондента — с чем связана новая высота поле та космического корабля: с прекра щением ядерных испытаний в космо се или созданием более надежной противорадиационной системы. Ответ: Конечно, созданы надежные технические средства для более вы сших полетов. Что касается радиа ции, то ее важно учитывать при еще больших высотах. Наши ученые ве дут подобные исследования, в част- ност«», на известных спутниках «Электрон». Отвечая на вопрос корреспондента Венгерского телеграфного агентства о возможности совместного полета советских и американских космонав тов на многоместном космическом корабле советского производства, М .В. Келдыш отметил, что перспек тивы совместных исследований в кос-1 мосе связаны с общим развитием международного согрудничества. На вопрос корреспондента «Ге ральд трибюн» о максимальной про* должительности пребывания на ор бите многоместного космического ко рабля с учетом состояния здоровья космонавтов, президент ответил: Не-1 ограниченно. Но также как на Зем ле существуют прозы, бури, тайфуны,' так и в космосе не исключены сти хийные явления природы. Однако это не должно препятствовать длитель ным и далеким полетам. Как «Восход» переносит высокую температуру при входе в плотные слои атмосферы? Какова была мак., симальнзя температура на поверх ности «Восхода»?. Ответ: Хорошо. Температура по* граничного слоя воздуха составляла около десяти тысяч градусов, а внут ри кабины она была обычной, ком натной. Корреспондентов интересовало, сколько в СССР космонавтов, как производится их отбор, сколько уче- ных в СССР занимается программой космических полетов. Отвечая на эти вопросы, М. В. Келдыш подчеркнул* в' частности, что у нас ученые не «приписаны» специально к програм ме освоения космоса. Для развития космических исследований необхо дим почти весь фронт современной науки: электроника, механика, физи ка, математика, химия, металлургия, астрономия, медицина, биология. В Советском Союзе целеустремленно и регулярно занимаются полетами лю дей в космос. Это не для эффекта* а в интересах прогресса. Американских корреспондентов ин тересовало, превышает ли по мощно* ста ракетоноситель «Восход» подоб ные ракеты США. Ответ: Мощность ракеты-носителя* выведшей «Восход», выше, чем мощ ность какой бы то ни было в мире ракеты. Президента спросили, был ли полет корабля «Восход» началом ряда по-, летов многоместных космических ко раблей и когда можно ожидать сле дующего. М. В. Келдыш ответил, что полет «Восхода» положил начало ряду по. добных полетов. Следующий будет тогда, когда вся подготовка к ново му техническому шагу созреет. Вопрос: Почему на борту «Восхо да» только мужчины, а ни одной женщины. Ответ: Особых причин для этого не было. Наверное, впредь будут вместе летать мужчины и женщины. По окончании пресс-конференции был продемонстрирован фильм, сня тый в космосе с помощью телевизи онной аппаратуры. (ТАСС), с реплению N шествования. Этот проект, вызы- ^ вающий у делегатов большой ин- ЛОНДОН, 21 октября. (ТАСС). Как передает корреспондент агентства Рейтер из Сайгона, представитель американского военного командования заявил сегодня, что во время проведения ^правитель ственными войсками операции под девизом «ищи и убивай» за по следние два дня было убито 34 партизана. терес, предусматривает практиче ские мероприятия, направленные на содействие ликвидации остат ков и последствий колониализма, на борьбу против всех разновид- П о д г о т о в к а к о в т о р о й к о н ф е р е н ц и и АЛЖИР, 21 октября. (ТАСС). Здесь вчера откры лось заседание подготовительного комитета по со зыву второй конференции стран Азии и Африки, на котором присутствуют представители 13 стран. Министр иностранных дел Алжира Абдель Азиз Бутефлика вновь подтвердил, что вторая конферен ция афро-азиатских стран откроется 10 марта 1965 года. Подготовительный комитет должен разработать повестку дня второй конференции стран Азии и Аф рики и утвердить список приглашаемых стран. свое выражение в резком сокра щении производства, в острой не хватке сырья, оборудования и де нежных средств, в инфляции, в быстром росте цен на потреби тельские товары и т. д. Сокращение производства на блюдается прежде всего в легкой промышленности и сельском хо зяйстве, продукция которых со ставляет более 80 процентов об щего объема производства в Юж ной Корее. 70—80 процентов предприятий легкой промышлен ности закрыты на длительный срок или работают не на полную мощность. Полицейский произвол ГАВАНА, 21 октября. (ТАСС). Агентство Пренса Латина сооб щает, что правительство прези дента Венесуэлы Рауля Леони начало широкое наступление про тив партизан, вооруженных сил национального освобождения и крестьян. Многочисленные подраз деления гражданской гвардии и частей главного управления поли ции пытаются провести операцию по окружению районов партизан ской борьбы в штатах Трухильо, Португеса и Баринас. водило ФБР, осуждены в общей сложности на 38.100 лет тюрем ного заключения. Как следует из доклада, боль шую часть своего времени ФБР потратило на определение «ло яльности» американцев и борьбу с так называемой подрывной дея тельностью в стране, а также рас крытие ограблений банков» встречи сторожевого корабля, на N борту которого находятся 20 офи- N церов и 316 матросов из семи ^ стран НАТО, прибудут государст- ^ венный секретарь США Раск, мор- ^ п 1/пи иииилтП НитпА а пги/гыд О ской министр итце и другие американские чины, а также послы стран — членов НАТО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz