Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1964 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 21 октября 1 9 6 4 г., 2 4 8 (3 1 4 2 ) Партийная ж и з н ь ВОСПИТЫВАТЬ ПОЛНОЦЕННЫЕ Липецкий педагогический институт ежегодно выпускает немало хорошо подготовленных специалистов. Толь­ ко в этом году дипломы учителей получили более трехсот человек, включая заочников. Воспитанников его можно встретить в школах не только нашей области, но и самых отдаленных уголков страны. Глубо­ ко сознавая свое призвание, они с благодарностью вспоминают своих воспитателей, которые дали им прочные знания, зажгли в их серд­ це неугасимый огонек твоочествя, постоянных поисков в работе. И прежде всего благодарность в адрес мастеров педагогического труда М. А. Шлыковой, А, А. Казакевича, А. Л. Ямпольского. С. Т. Вайман, К. А. Москаленко, Ю. Ф. Тетюцкэй, С. В. Яновского и других. Но жизнь требует неустанного со­ вершенствования подготовки учи­ тельских кадров, наставников и вос­ питателей молодежи в духе идей нашей партии. Школы нуждаются в специалистах, которые не только от­ лично владеют своим предметом, но и умеют интересно, увлекательно пе­ редать свои знания, находить и при­ менять все новое, передовое в мето­ дике обучения. О подготовке мастеров коммунис­ тического воспитания подрастающе­ го поколения состоялся недавно большой разговор на отчетно-выбор­ ном партийном собрании института. Вопрос о работе пединститута об­ суждался в апреле прошлого года на бюро Промышленного обкома КПСС. В своем решении бюро обко­ ма отметило целый ряд серьезных недостатков, допущенных руковод­ ством, коллективом преподавателей, которые отрицательно сказывались на качестве подготовки учителей. В частности, было указано на низкий идеиныи и научно - теоретический уровень некоторых лекций. Серьез­ ные ошибки были допущены в орга­ низации контроля за учебным про­ цессом со стороны руководителей деканатов и кафедр. Одним из глаз­ ных недостатков, как указывалось в решении бюро обкома партии, явля­ лось отсутствие постоянной и глу­ бокой индивидуальной работы со студентами. В отчетном докладе секретапь партбюро т. Казакевич широко осве­ тил эти и другие недочеты. Много внимания он уделил недостаткам в работе партбюро, допустившего не­ мало промахов в своей деятельнос­ ти. Такой самокритичный доклад не мог не вызвать у коммунистов же­ лания поговорить начистоту, сказать о своих недоработках, помочь разо­ брать ошибки в работе отдельных преподавателей и руководителей ка­ федр. Действительно, в выступлениях тт. Некрасова, Гуляевой, Тетюцкой чувствовалась серьезная озабочен­ ность состоянием дел в институте, звучала серьезная тревога за то, что указания бюро обкома партии вы­ полняются очень медленно. В новом учебном году повторяются те же ошибки в планировании, имеются случаи срыва лекций и семинарских занятий. И сейчас в институте нет надлежащего контроля за учебным процессом, все так же слаба инди­ видуальная работа преподавателей со студентами. Не удивительно, что многие студенты уже получили пло­ хие оценки по истории и математике. Тов. Тетюцкая критиковала ректо­ рат за слабый контроль за работой деканатов и кафедр, за недостаточ­ ную коллегиальность в его деятель­ ности. Именно результатом этого является случай с бывшим преггода- Н а р о д н Ы е к о н т р о л е р ы д е й с т в у ю т ВСЕ Г ДА НА ПОСТУ Все лето на полях совхоза «Во­ лынский» кипела работа. Напряжен­ ный труд принес богатые плоды. Наш коллектив в сжатые сроки и без потерь убрал хлеба. Почти на­ половину перевыполнен план сда­ чи зерна. Хозяйство обеспечило себя семенами, фуражом. Нынче уродилась отменная кукуруза. Это позволило заготовить 5.500 тонн силоса.. Его хватит на полтора года. Сделано много. И везде видна роль народных контролеров. В груп­ пе содействия насчитывается 27 ак­ тивистов. Это большая сила и на­ дежная опора партийной организа­ ции. В начале весны была организо­ вана массовая проверка готовности бригад и отделений к полевым рабо­ там. Мы вскрыли немало недоделок в ремонте техники, расстановке лю­ дей. Под огонь народных контролеров попали и те, кто непроизводительно использовал машины на севе, до­ пускал брак, затягивал обработку сахарной свеклы и кукурузы. Группа содействия обратила особое вни­ мание на подготовку к уборке. В бригадах наши общественники нор­ мировщик Т. Ф. Насонов, комбай­ неры В. Г. Насонов и В. С. Сафо­ нов, помощники бригадиров по технике Д. И. Назаров, Н. С. Воло­ дин и другие изучили состояние под­ готовки и хода ремонта уборочной техники. Благодаря нашему вме­ шательству механизаторы вовремя устранили все изъяны. На период жатвы и вывозки зер­ на государству создали пять постов, в которые вошло по 3—4 человека. В Островском отделении их возгла­ вили комбайнер В. С. Сафонов и кладовщик И. И. Королев, в Клю- чинскэм — рабочий В. И. Верегин и бригадир молочнотоварной фермы В. С. Гуров. Перед членами постов была поставлена задача — закрыть все каналы потерям. И они добились этого. Расскажу, как мы действовали на уборке. У нас было около 300 гек­ таров гороха. В Ключиках он подо­ шел быстрее. Надо было подобрать и обмолотить валки за несколько часов. Члены контрольного- поста предложили управляющему А. Б. Гвоздеву: — Вызывайте комбайны с друго­ го отделения. Групповым методом уберем быстрее, без потерь. — Может, одни управимся, — упорствовал тот. Управляющий Островским отде­ лением С. С. Фирсов тоже был на­ строен против прогрессивного прие­ ма. Но группа содействия и партком •настояли на своем. Ведь у соседей .горох еще не подсох, и комбайны стояли без дела. На второй день ме­ ханизаторы В. Г. Насонов, В. Я. Ан­ тонов, А. Е. Руднев и другие при­ гнали свои агрегаты в Ключики. На массив в 144 гектара сразу постави­ ли 12 комбайнов. Работали дружно, слаженно. При групповом методе ускорилась отгрузка зерна, улучши­ лось техническое обслуживание ма­ шин. Весь горох в совхозе убрали за два дня. На току в Островском отделении скопилось очень много неочищенно­ го хлеба. А погода была дождли­ вая. Хотя ток был механизирован, но работали в одну смену. Руково­ дители не хотели возиться с органи­ зацией работы в две смены. Парт­ ком направил меня для оказания помощи бригадиру М. Н. Афонину. Пошли с ним по домам, поговорили с людьми. Для очисти зерна в ноч­ ную смену вышло 25 человек. С то­ го времени механизированный ток с бетонированной площадкой работал день и ночь. Хлеб на приемный пункт вывозили беоперебойно. Мы следи­ ли и за правильным использованием автотранспорта на хлебной трассе. Когда началась заготовка соч­ ных кормов, группа содействия со­ средоточила свое внимание на убор­ ке и силосовании кукурузы.- Про­ верка показала, что в бригаде М. С. Насонова из Островского отделения плохо трамбуют сочную массу. При ее разгрузке в траншее образуются пустоты. Сигнал контролеров помог. Наутро исправили оплошность. Еще пример. Вечером бригадир М. С. Насонов дал наряд на уборку сахарной свеклы механизатору В.Л. Семину. Тот оказался недобросо­ вестным — подвел коллектив. Ут­ ром на плантацию вышло 70 свек­ ловичниц, •ча корни не выкопаны. Первым узнал об этом член группы содействия А. П. Насонов. Что он предпринял? Сел на трактор и по­ вел свеклоуборочный агрегат. Лю­ ди не потеряли золотое время. На севе озимых активисты парт- госконтроля строго следили за ка­ чеством подготовки почвы, нормой высева и глубиной заделки семян. На озимых полях обнаружили про­ севы. Виновных заставили подсе­ вать озимые культуры вручную. У членов группы содействия мно­ го забот и сейчас. Пока стоят пого­ жие дни, надо завершить все поле­ вые работы, полностью вывезти са­ харную свеклу «а приемные пунк­ ты, организованно перевести скот на стойловое содержание. Мы не только выявляем промахи в бригадах и отделениях, но и не­ медленно принимаем практические меры к их устранению, предостере­ гаем работников от возможных ошибок. А это главное в деятельно­ сти органов партийно-государствен­ ного контроля. А. КОРОЛЕВ, председатель группы содействия партгосконтролю совхоза «Волынский» Становлянского управления. КАДРЫ вателем кафедры педагогики и пси­ хологии Шмаковым, отметил в сво­ ем выступлении т. Некрасов. Шма­ ков был принят на работу в инсти­ тут, хотя ректорату было известно об исключении его из партии за уголовное преступление. Сейчас Шмаков осужден и отбывает нака­ зание. Но в институте у него на­ шлись «друзья», которые всячески старались обелить преступника, соз­ дали вокруг дела Шмакова нездо­ ровую обстановку. В частности, заведующий кафедрой педагогики и психологии коммунист т. Жу­ равлев пытался направить коллектив института против решения суда, в защиту человека, наказанного по заслугам. И все же разговора начистоту, как это могло и должно быть, не получи­ лось. Отмолчались тт. Журавлев и Глухов, в чей адрес содержалась серьезная критика в докладе парт­ бюро. Не отличалось самокритич­ ностью выступление декана т. Пека- рина, хотя на возглавляемом им историко - филологическом факуль­ тете до сих пор отсутствует настоя­ щий контроль за обучением и воспи­ танием студентов со стороны не только руководителей кафедр, но и деканата. Странно прозвучало выступление заведующего кафедрой ис т о р и и т. ЛутовинО'Ва. Его критиковали, как руководителя, за неблаговидные по­ ступки. Партбюро объявило ему вы­ говор. Но т. Лутовинов и на собра­ нии всячески старался выгородить себя. Очень формальными, неконкрет­ ными были выступления декана фа* зико - математического факультета т. Долгих и руководителя кафедры физики т. Крапивина, которые по существу ничего не сказали о том, что же необходимо сделать для то­ го, чтобы повысить знания студен­ тов факультета, улучшить практиче­ ские занятия с ними. А ведь на со­ брании говорилось о том, что у мно­ гих студентов нет прочных знаний по физике и математике. Выступавшие обошли молчанием недостатки по антирелигиозному воспитанию студентов, работы с ни­ ми во внеучебное время. А ведь в решении бюро обкома прямо сказа­ но, что большинство преподавателей не занимается воспитательной рабо­ той среди студентов. Руководители института не про­ являют должной заботы о быте сту­ дентов. Об этом говорил на собра­ нии т. Колтаков. В комнатах сту­ денческого общежития не работает радио. Нет буфета, потому что 'Руко­ водители торгующих организаций не хотят пойти навстречу студен­ там, а заставить их никто почему-то не может. Розеток недостаточно, и часто нельзя включить электроутюг. Это не первый сигнал о плохих условиях в общежитии. Но руковод­ ство института не реагирует на них. Преподаватели в общежитии сту­ дентов — редкие гости. Отсутствие серьезной воспитательной работы в общежитии приводит к тому, что не­ которые студенты допускают амо­ ральные поступки. Нельзя сказать, что партийное бю­ ро не занималось решением вопросов, стоящих перед коллективом. Но в его деятельности не было поисков, творческого беспокойства, настоя­ щей живинки. Не будет открытием, если ска­ зать, что успеваемость студента ос­ нована прежде всего на самом тес­ ном контакте его с преподавателем, будь это на лекции или на семинар­ ских занятиях. И чем выше качест­ во лекций и семинаров, тем выше активность студентов, интерес к предмету. Между тем, в институте порою читаются лекции, о содержании-ко­ торых ничего пло­ хого не скажешь. Но холодное, бесстрастное изложение материала не возбуждает у слуша­ телей ни мыслей, ни интереса к пред­ мету. Такой лектор не может повести за собой студентов, не станет властителем их дум. В этом случае нельзя не указать на препо­ давателя истории т. Васильева. Зная хорошо предмет, он не заботится о живом изложении, о доходчивости, не вникает в интересы студентов, не общается с ними. Такая обособлен­ ность не может привести к хороше­ му. Недаром у т. Васильева многие студенты не успевают. Стоит остановиться и на таком факте. В порядке взаимопроверки, что в институте, к сожалению, при­ меняется очень редко, т. Тетюцкая по заданию партбюро присутствова­ ла на лекции руководителя кафедры истории т.Лутовинова. Лекция его не отличалась стройностью изложения, последовательностью мыслей, что за­ трудняло усвоение ее содержания. Зато лектор всячески выпячивзл свое «я». То и дело слышались такие фразы: «Я открыл», «Я наметил», «Я обнаружил», «Я установил». После лекции т. Тетюцкая в присутствии других преподавателей указала лек­ тору на его ошибки, в частности «ячество». Но т- Лутовинов не при­ слушался к справедливым замеча­ ниям. Он отверг все начисто. Ректорату педагогического инсти­ тута, руководителям деканатов, ка­ федр и партийному бюро надо боль­ ше заботиться о качестве преподава­ ния, в особенности, о повышении идейного и научного уровня лекции. Собрание наметило конкретные ме­ роприятия для устранения недостат­ ков, указанных в решении бюро об­ кома партии, для превращения ин­ ститута в настоящую кузницу полно­ ценных педагогических кадров. В работе собрания участвовал се* кретарь промышленного обкома КПСС А. М. Орехов. - И. СКРИПКИН. отклонения от плана в сторону за­ вышения себестоимости, этот в о п ро с обсуждается «а оперативном сове­ щании или же поручается общест­ венному бюро экономического ана­ лиза разобраться в причинах и дагь свои рекомендации для их устране­ ния. Управляющий трестом уже на следующий день знает, как работа­ ли участки и управления вчера, * при необходимости принимает соотч ветствующие меры. Для облегчения учета были заго­ товлены типографским способом от­ рывные книжки рапортов. В них предусмотрены данные, необходимые для определения себестоимости про­ изведенных за день работ. Они включают в себя количество рабо­ тающих, расход фонда заработной платы и материалов, использование механизмов. Ежедневный оперативный учет оказывает большую помощь в борь­ бе за удешевление строительных ра­ бот. Надо признать, что раньше ма­ стер, прораб, начальник участка, да и начальник управления на протяже­ нии всего месяца работали вслепую,- Результаты себестоимости и рента­ бельности им становились известны лишь по окончании месяца. Теперь совсем другое дело. Уже утром сле­ дующего Дня ясна картина: с эконо­ мией или убыточно работал прошед­ шие сутки коллектив. И тут же, ес­ ли надо, принимаются необходимые меры. Так, например, в четвертом строи­ тельном управлении у прораба А. А,- Курчатова, работавшего на сооруч жении градирен Азотнотукового за­ вода, 7, 8 и 9 сентября появились убытки. Прибыль за первые пять! дней в сумме 1527 рублей была све­ дена к 101 рублю. Начальник плано­ вого отдела управления А. Д. Майо­ рова детально проанализировала; причины срыва. Наметила меры для исправления создавшегося положе­ ния. И вот результат: участок начал снова давать экономию средств, за­ кончил месяц с прибылью около 3000 рублей. Вот уже три месяца трест «Ли- пецкстрой» работает безубыточно. Убытки первых пяти месяцев сни­ жены на 144 тысячи рублей. Еще ра­ но говорить, что это только резуль­ таты ежедневного оперативного уче­ та. Но нет сомнения, что ежеднев­ ный оперативный учет помогает сни­ жать себестоимость. Практика четырех месяцев пока­ зала, что оперативный ежедневный учет себестоимости строительства довольно близок к балансовым ре­ зультатам и дает правильный ориен­ тир для оперативного руководства. Ежедневный оперативный учет экономических показателей является большим подспорьем в борьбе за удешевление строительства. Он прост, легко доступен каждому мастеру и прорабу, вовлекает в сферу эконо­ мической работы широкий круг ин­ женерно-технических и финансово- экономических работников, заслужи­ вает того, чтобы был введен на всех стройках области. Надо, чтобы ру­ ководители всех строительных орга­ низаций со всей серьезностью подо­ шли к этому важному новшеству. Только тогда оно даст ощутимый результаты. Б. БЫХОВСКИЙ, зам. главного бухгалтера треста «Липецкстрой»* ЕЖЕДНЕВНЫЙ У Ч Е Т В этом году, как никогда раньше, коллектив треста «Липецкстрой» раз вешул борьбу за онижение себе­ стоимости строительства. С каждым месяцем в управлениях все шире внедряются бригадный хозрасчет, аккордно-премиальная система оп­ латы труда, налаживается более точный учет расходуемых материа­ лен. Объем работ, выполняемых трес­ том, очень велик. Его шесть строи­ тельных управлений разбросаны на десятках объектов, расположенных на огромной территории. Учетно­ финансовый аппарат треста и уп­ равлений не велик, чтобы уследить за всем. Стал вопрос: как организо­ вать дело, чтобы работники бухгал­ терии и планового отдела, руково­ дители управлений и треста еже­ дневно знали о рентабельности строительных работ? Раньше об этом становилось известно лишь по окончании месяца. Да и то пока эти сведения появлялись в тресте, про­ ходила добрая половина очередного месяца, « принимать какие-либо ме­ ры было уже позднр. Когда липецкие тракторостроите­ ли ввели на своем заводе ежеднев­ ный учет себестоимости по цехам ■и участкам, работники бухгалтерии треста «Липецкстрой» задумались: а нельзя ли эГу новинку применить на стройках? Конечно, в заводских ус­ ловиях, где изо дня в день на стан­ ках выполняются одни и те же опе­ рации, внедрить такой учет гораздо проще, чем на стройках. У нас своя специфика. Объекты разбросаны на большой территории, материалы хранятся на открытых площадках, используются сотни всяких механиз­ мов и машин, и зачастую работа бригады или участка вовсе не зави­ сит от самих строителей. И все ж? работники бухгалтерии и планового отдела треста решили применить ме­ тод тракторозаводцев. Учитывая структуру строительного производства, мы создали мелей трудоемкие формы учета. Основная часть потерь уже на следующий день может быть выявлена. А это даст возможность своевременно принять меры для предотвращения потерь в дальнейшем. Формы учета были крайне сжаты От мастера лишь требовалось, чтобы на протяжении дня он накапливал данные, а к концу работы заносил в суточный рапорт все, что сделано и израсходовано за сутки. Прораб, мастер ежедневно передают эти св дения начальнику участка, а тот — в строительное управление. Здесь работники планового отдела и бух­ галтерии обсчитывают натуральные показатели, выводят результаты се­ бестоимости. Начальник управления утром знакомится с итогами работы за прошедший день каждого масте­ ра, прораба, участка. Если имеются Обильный урожай яблок выра­ стили и убрали в нынешнем году садоводческие бригады первого отделения совхоза « Агроном» Ле­ бедянского производственного уп­ равления. В эти дни работницы отделения заняты сортировкой и отправкой душистых яблок поздних сортов трудящимся промышленных цент­ ров. НА СНИМКЕ: садоводы П. Е. Туловская, М. Р. Кузовкина и В. Н. Пичужкина упаковывают в ящики очередную партию яблок. Фото Г. Коленчука. Большой, свет­ лый вестибю л ь школы. У одного из стендов стоит группа учащихся Ребята внимательно слушают учи­ тельницу В. И. Туликову, расска­ зывающую о том времени, когда в России под руководством В. И. Ле­ нина создавалась марксистская пар­ тия. Идет урок истории в 8 классе. Вот Варвара Ивановна подвела ребят к стенду «Начало революцион­ ной деятельности В. И. Ленина». Учащиеся видят молодого Ульянова среди рабочих. На другой картине запечатлен момент выступления Ле. нина в марксистском кружке. — А как умел говорить Владимир Ильич! — подчеркивает учительница. — Уже тогда ораторское искусство Ленина покоряло сердца людей. Следующий стенд — Ленин в ссылке в с. Шушенском. И опять рассказ В. И. Тупиковой дополняет­ ся иллюстративным материалом: Ле­ нин на охоте, любимое место отдыха Ильича, приезд в ссылку к Ленину Н. К. Крупской. Стенды, стенды... Их здесь много, около 30, и все они непосредственно связаны с именем вождя пролетар­ ской революции. Это Ленинский му. зей, созданный в Липецкой средней школе № 12. М У З Е И Л Е Н И Н А В Ш К О Л Е Мысль о создании музея зароди­ лась у В. И. Тупиковой два года на­ зад. Идея всем понравилась. Вме­ сте с учащимися Варвара Ивановна начала поиски экспонатов. Во мно­ гие музеи страны и даже за рубеж полетели письма. Иногда, - не зная точного адресе, писала на авось. Так, письмо Е. Д. Стасовой, старейшей революционерке-большевичке, долгое время работавшей вместе с Лени­ ным, девочки адресовал» просто в Москву. Но оно, как, впрочем, и дру­ гие, не пропало. Не всегда вовремя, но ответы приходили. И каждый раз для учеников это было большим, волнующим событием. Е. Д. Стасова прислала объеми­ стую рукопись воспоминаний о В. И. Ленине. В своем письме она пишет: «Дорогие пионеры! Выполняю Ва­ шу просьбу и посылаю один экземп­ ляр воспоминаний. Надеюсь, что этот материал поможет Вам лучше познакомиться с жизнью и деятель­ ностью Владимира Ильича. Желаю Вам хороших успехов в учебе. Почетный пионер Елена Стасова». Елена Дмитриевна рассказывает о своих встречах с Лениным, о его гостеприимстве, замечательных вы­ ступлениях. В 1920 году на вторим конгрессе Коминтерна Владимир Ильич произнес речь. Обращаясь к немецкой делегации, он говорил по- немецки, а когда дело коснулось компартий Франции и Италии, начал говорить по-французски. «Огромный зал ахнул, — пишет Стасова.—Ино­ странцы не могли себе представить, что русский, который только что го­ ворил блестяще по-немецки, так же блестяще говорит по-французски». Большое письмо ребятам 12-й школы прислал Иржн Чех, директор музея В. И. Ленина в Праге. В па­ кете были вложены очерк о Ленине и фотографии так называемого на­ родного дома, в заднем флигеле ко­ торого проходили в 1912 году засе­ дания исторической Пражской кон­ ференции большевиков. Письмо из Подольска рассказы­ вает о пребывании Ленина в этом городе летом 1900 года. Сюда Вла­ димир Ильич приезжал для уста­ новления связей с местными социал- демократами и для свидания с род­ ными. (Семья Ульяновых жила в По. дольске пюд надзором полиции). Обрадовала ребят весточка из-под Ленинграда. Она повествует о зна­ менитом ленинском шалаше близ станции Разлив. Здесь, в своем «зе­ леном кабинете», Ленин жил, рабо­ тал, готовил партию к вооруженно­ му восстанию. Теперь на этом месте «шалаш из гранита»—памятник, ко­ торый был сооружен в 1928 году руками ленинградских рабочих. Многие экспонаты для школьного музея ребята добыли на месте, в своем городе. Это репродукции кар­ тин 'известных художников, копии фотографий, относящихся к тем или иным периодам жизни и деятельно­ сти Владимира Ильича, местные ма­ териалы. Учащиеся 5-го класса Саша Буга­ ков, Вова Копытов, Нина Ткачева, Ирина Юпневич получили задание разыскать материалы для стенда «Ордена Ленина у липчан». Долго они ходили по разным учреждениям и все-таки нашли, что нужно, — стенд украсился именами Героев Советского Союза, ныне работающих на предприятиях и стройках Липец­ ка. Неутомимы в о бо и х поисках девя­ тиклассницы Таня Хабалева, Люд­ мила Арефина, Рая Сарафанова, Ал­ ла Дувина, Таня Аронова. Куда только они ни писали! И сейчас про­ должают эту интересную увлека­ тельную работу. В создание школьного Ленинского музея много труда вложили учителя В. И. Туликова, Р. М. Мухортова, Н. С. Гриняава, А. М. Мехличенко, А. И. Черных, В. А. Суворов. Это они разобрали, привели в порядок множество материалов, проделали, так сказать, оформительскую рабо- ту. И вот музей, созданный трудами большого коллектива учащихся, от­ крыт. От стенда к стенду идут юные посетители, и постепенно в их созна­ нии возникает живой Ильич, человек, с именем которого связана в истории мира целая эпоха — эпоха победо­ носного шествия по земле идей ком­ мунизма. Ф. РОМАН НИКОВ. Кто из нас с го­ рячей благодар­ ностью не вспо­ минает с в о и х учителей, отдав­ ших нам весь жар своего сердца, богатство души? Это они стремились по крупице передать свои знания, опыт жизни, учили нас быть щедры­ ми, благородными, достойными высо­ кого звания Человека. О таких лю­ дях слагают песни, пишут книги. А это письмо? В нем нет теплых . слов. Это жалоба. Жалоба на став­ шего педагога и воспитателя. Кри­ ком о помоши прозвучало письмо учащихся Липецкого кооперативного техникума. Они просили оградить их от грубостей и оскорблений, которые обильным потоком льются из уст ди­ ректора техникума Ильи Романови­ ча Месяца. Письмо не на шутку встревожило. Решили проверить. И вот я веду неторопливый разго­ вор с учащимися, преподавателями. Постепенно вырисовывается доволь­ но неприглядная картина. Директору техникума ничего не стоит бросить юноше или девушке оскорбительное слово. Не явилась как-то на занятие ^ --- V ^ ----^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ — ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ V ^ V ^ — V V Ш V * V V V V «Р V З а с п и н о й п о к р о в и т е л е й Нина Макарова. Директор вызвал ее к себе в кабинет. Нина, глотая сле­ зы. поведала Илье Романовичу о своих горестях: заболел ребенок, да и в семье не все гладко. И вот вме­ сто того, чтобы ободрить молодую женщину, директор оскорбил ее. Или еще. Задержалась однажды на лыжной тренировке Лида Сухо- верхова. Директор оскорбил и пригрозил... выбросить ее в окно. И. Р. Месяц частенько наведы­ вается в общежитие. Иногда в лег­ ком подпитии. Бесцеремонно вры­ вается в комнаты, учиняет очеред­ ные разносы, заглядывает в кастрю­ ли. Не думайте, что его беспокоит, хорошо ли питаются учащиеся. Нет, он так дает оценку их кулинарному искусству: «Что за помои!», «Это и свиньи есть не будут». Подобные выходки директора не редкость. Это привычка, даже боль­ ше — болезнь. Грубый окрик, раз­ нос, оскорбление стали для него ме­ тодом воспитания. Не в лучшем положении оказа­ лись и преподаватели. За пять лет существования техникума добрый десяток нх был уволен «по собствен­ ному желанию». Некоторые упорст­ вовали. Директор создавал для та­ ких нетерпимую обстановку. Так не­ обоснованно был уволен преподава­ тель А. Балыбин. Суд признал несо­ стоятельными обвинения тов. Месяца. Педагог был восстановлен на рабо­ те. Но вокруг него директор создал такую атмосферу, что тот все же не выдержал и уволился. И сколько нервов стоит каждому грубая опека, унизительная подозри­ тельность, недоверие, склоки. Не скупясь на выражения, директор щедро оделяет и преподавателей та­ кими оскорбительными словами, как «шкурники», «склочники». Он видит противника в каждом, кто возразит ему, выскажет против него хоть од­ но слово. Подтверждением служит хотя бы такой факт. В прошлом го­ ду бухгалтерия техникума вдвое меньше положенного начислила от­ пускные преподавателю М. Ф. Шев­ чуку. Естественно, Шевчук потребо­ вал, чтобы произвели перерасчет. Ошибка была устранена. Директор истолковал это иначе: «Падкий ты, товарищ Шевчук, на деньги. Я о те­ бе был другого мнения». Тов. Месяцу свойственно находить в людях те пороки, которые прису­ ши ему. Кто в облпотребсоюзе не знает о том, как он скрывал свой за­ работок, чтобы сэкономить на пар­ тийных взносах. В течение года он обманывал коммунистов, пока не был разоблачен. О мелочности, бездушии директора можно рассказывать без конца. В прошлом году во время сорев­ нований по велоспорту получила тяжелую травму Валя Скуратова, учащаяся техникума. Тут Же она была отправлена в больницу. Когда тренер команды, преподаватель тех­ никума Н. М. Брындин узнал 0 слу­ чившемся, он сразу же оказался на месте происшествия. Вместе с мили­ ционером и шофером, виновником аварии, он прибыл в отделение ми­ лиции. Пока разбирались с шофером, за­ звонил телефон. Дежурный отделе­ ния милиции снял трубку. — Говорит директор кооператив­ ного техникума Месяц. Вы. конечно, в курсе дела. Арестуйте Брындина. Я знаю, что во всем виноват он. Дежурный с удивлением посмотрел на Брындина, молча положил труб­ ку и покачал головой... На следующий день, увидев Брын­ дина, Месяц оживился и участливо спросил: — Где ты пропадал? Я беспоко­ иться начал. Вчера из милиции зво­ нили, интересовались твоими анкет­ ными данными. Я им говорю: «Брын­ дин — опытный педагог, в происше­ ствии его вины нет. Берите за горло шофера». Как могло случиться, что такому человеку доверили воспитание мо­ лодых специалистов? Неужели ни­ кто не знал о положении, сложив­ шемся в техникуму? Знали. Больше того, покровительствовали. Секре­ тарь партбюро техникума Т. П. Су- ровикина и заместитель председате­ ля правления облпотребсоюза по кадрам В. И. Коперко всячески за­ щищали и продолжают защищать его. Тов. Суровикина ро всем потакала директору. Вместо того, чтобы одер­ нуть зарвавшегося руководителя, она еще больше подливала масла б огонь, упрекая директора в мягко­ сти, призывая на новые брани ы е подвиги. Никто иной, как она, без обиняков спроси­ ла молодого преподавателя Г. А. Но­ викову, какой лагерь та будет -под-* держивать: ее с директором или преподавателей. — Будешь с нами, будешь рабо­ тать, — оказала она, — а если нет-* не жди добра. Секретарь парторганизации пьн тается создать директору репутацию борца. А директор не может нара­ доваться секретарем, выдвинул ее на должность старшего преподава­ теля (хотя по положению в технику­ мах такой должности не должно быть). ^ Горой за Месяца стоит и В. И. Коперко, всегда без разбора прини­ мающий сторону директора. Он ни разу не попытался поговорить с пре­ подавателями, вникнуть в причину их недовольства, разобраться в создав­ шемся положении. Думается, что руководители обл­ потребсоюза, наконец, сумеют воз­ дать по заслугам зарвавшемуся ад­ министратору. Л. МИХАЙЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz