Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1 8 октября 1963 г., М 2 4 6 (2 8 3 5 ) шштя Коммунисты и комсомольцы! Будьте в авангарде всенародной борьбы за построение коммунизма в СССР! О т ч е т ы и в ы б о р ы в партийных организациях (Из Призывов Ц К КПСС к 46-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). Данковские химики н I Данковском химическом заводе произошли крупные изменения. Выросли новые производственные корпуса, увели­ чился выпуск продукции. Славно трудятся химики в пятом году семилетки. План девяти меся­ цев выполнен на 107,2 процента, сверхплановая экономия от сниже­ ния себестоимости составила 224 тысячи рублей. Данковцы внесли немалый вклад в 30 российских миллиардов, выпустив на сотни ты­ сяч рублей сверхплановой продук­ ции. Эти успехи не случайны. На предприятии широко развернулось движение за коммунистический труд. В нем участвует свыше 1300 человек. Ста семидесяти производ­ ственникам присвоено звание удар­ ников коммунистического труда. Социалистическое соревнование, дух творчества и новаторства помогли коллективу третьего корпуса не за год, а за три квартала выполнить обязательства — в 1,4 раза против проектных мощностей увеличить производство продукции. Немалых успехов добились коллективы перво­ го и второго корпусов. На состоявшемся недавно отчет­ но-выборном партийном собрании в докладе секретаря парткома завода т. Левкина, в выступлениях ком­ мунистов назывались имена передо­ виков производства, говорилось о делах лучших смен и отделений. Но основное внимание выступающие сосредоточили на нерешенных зада­ чах, на том, что мешает идти впе­ ред. Каждый на заводе хорошо зна­ ет, ка к остро сегодня стоит вопрос на новом рубеже о снижении стоимости кремнийорга- нических лаков и других продуктов, без чего нельзя добиться их широ­ кого применения в различных от­ раслях народного хозяйства. И докладчик, и выступавшие коммунисты отмечали, что на пред­ приятии еще часты случаи уничто­ жения отходов производства, кото­ рые можно использовать, допускают­ ся факты бесхозяйственности. — За четыре года семилетки, — сказал главный инженер завода т. Каллиопин, — экономия от сни­ жения себестоимости продукции со­ ставила миллион шестьсот трид­ цать тысяч рублей. Однако руково­ дители цехов, инженерно-техниче­ ские работники еще мало занима­ ются экономикой производства. Осо­ бенно важно сейчас добиться сниже­ ния расходных норм по сырью, так как в химической промышленности оно занимает большой процент в стоимости готового продукта. Главный инженер привел убеди­ тельные цифры, показывающие, что на других родственных предприяти­ ях нормы расходования сырья зна­ чительно ниже, чем на Данковском заводе. Изучать передовой опыт хи­ миков страны, смелее внедрять его в производство, объединить усилия рационализаторов, специалистов и рабочих-новаторов — п е р в о с т е - пенная задача партийной организа­ ции. Главный бухгалтер т. Сафонов рассказал, что при инвентаризации склада, которым заведует комму­ нист т. Иванушкин, обнаружились значительные излишки некоторых видов сырья. Секрет их возникнове­ ния в том, что для работников кор­ пуса >6 2 были установлены завы­ шенные нормы расхода материалов. Но ни т. Иванушкин, ни технолог корпуса т. Бартковский этому не придавали значения. Лишь в послед­ нее время производственно-техни­ ческий отдел привел нормы в соот­ ветствие с технологией. Тов. Сафонов обратил внимание коммунистов на непроизводительные потери (брак, штрафы, невыполне­ ние договоров). В корпусе М*г 3 про­ дукцию нередко сдают в конце ме­ сяца, а это срывает плановые по­ ставки и ведет к финансовым за­ труднениям на предприятии. Рабочий корпуса № 1 т. Ишутин критиковал технических руководи­ телей завода, которые не помогают коллективу довести до конца освое­ ние одного из видов лаков, хотя технология его отрабатывается уже несколько лет. Аппаратчик корпуса М5 2 т. Крайсвитный указал на то. что при производстве фенолов в де­ ло идет лишь 27 процентов сырья. Об этом же говорил и секретарь парторганизации этого корпуса т. Бартковский. — Вся беда в том, — заявил он, — что в корпусе XI 36 до сих пор не пущено отделение по переработ­ ке отходов. Нельзя мирить­ ся с тем, чтобы ценные ма­ териалы выбрасывались или сжигались. Начальник корпуса № 36 т. Баландин отметил, что рационализаторская работа была бы более плодотворной, если бы планы организационно-технических меро­ приятий обсуждались коллективно. Тогда легче будет их выполнять. Наряду с производственными де­ лами, коммунисты горячо обсуждали вопросы внутрипартийной и воспи­ тательной работы. В работе собрания принял учас­ тие секретарь промышленного обко­ ма КПСС т. Путря. Собрание избрало новый состав парткома. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». Слесари цеха сборки трансмис-1 сий Липецкого тракторного заво­ да Иван Таравков, Александр Стародубцев, Александр Лебед- ков и Владимир Мелехов спра­ вили новоселье, стали работать в новом высокомеханизирован­ ном цехе. За шесть часов пере­ довики выполняют сменное зада­ ние. М. Наливкин. Фото Г. Солодкова. В л а б о р а т о р и я х у ч е н ы х ЛЕНИНГРАД , 17 ок­ тября. (Корр. ТАСС). Одно из самых моло­ дых научных учрежде­ ний Ленинграда — ин­ ститут химии силика­ тов Академии наук СССР — ведет актив­ ные поиски новых эф­ фективных силикатных материалов. Новые материалы Ученые института разрешили важную за­ дачу защиты заклад­ ных деталей арматуры сборных железобетон­ ных конструкций, при­ меняемых в массовом жилищном и промыш­ ленном строительстве. Испытания показали высокое качество за­ щиты. Сотрудниками ана-* литической лаборато­ рии создан новый свя­ зывающий материал —■ ацетоновый раствор кремниевой кислотьг для приготов л е н и я форм при литье по мо­ делям. Он нашел ши­ рокую дорогу в прей мышленность. ) Я- в п о К Е довольны ли вы столовой? Становление высшего учебного заведения — процесс длительный. Пять, а то и шесть лет надо ждать, пока первые его птенцы оперятся и, расправив крылья, полетят в неоглядные дали. И это будет только первый выпуск, только пер­ вый опыт. А как еще выпускники покажут себя в работе, в жизни? Окончательный ответ дадут лишь годы. 250 первых выпускников покину­ ли в прошлом и позапрошлом учебных годах стены Липецкого вечернего факультета Московского института стали и сплавов. Собира­ ются в дорогу в нынешнем году около 150 инженеров. Процесс не­ прерывный. Специалисты •нужны се­ годня. И надо сегодня же ответить на заданный выше вопрос: «Как мы готовим специалистов?» Эта тема была главной на состоявшемся на днях отчетно-выборном партийном собрании факультета. Самое наболевшее, о чем гово­ рили на нем,— это академическая задолженность студентов: неедан- ные зачеты, экзамены, курсовые проекты и т. д. Как явствовало из доклада Утартбюро, с которым вы­ ступил его секретарь т. Драб<ин, число студентов, не сдавших заче­ ты по практическим работам, в сравнении с прошлым учебным го­ дом, уменьшилось в 6 раз. Это большой сдвиг. Но вместе с тем, это показывает и масштабы неус­ певаемости. 40 процентов неуспевающих сей­ час — это слишком много. Конеч­ но, и преподаватели, и деканат, и партбюро сделали немало, чтобы студенты быстрее избавились от тяжелого груза академической за­ долженности. Помимо мер чисто педагогического и административ­ ного характера, здесь много вре­ мени отдали беседам, собраниям с таким расчетом чтобы ни один неуспевающий не выпал из поля зрения. Партбюро закрепило за каждым курсом коммунистов. В известной мере был использо­ ван и такой рычаг: связь с заво­ дами. На Тракторном, Новолипец­ ком, «Свободном соколе», в стро­ ительных организациях прошли со­ брания студентов, работающих в этих коллективах, совместно с об­ щественностью и руководителями предприятий. Трудности сочетания учебы с ра­ ботой, трудности самой учебы — ведь многие студенты имели боль­ шой перерыв в занятиях... Очень хорошо можно понять, что ответ­ ственность студента за важнейшее дело — повышение своего образо­ вания лишь перед самим собой — не во всех случаях является надеж­ ной. А в академических группах еще недостаточно сплоченные кол­ лективы, которые могли бы влиять на успеваемость каждого студента. Партийная организация факультета поступила правильно, создав в ака­ демических группах партийно-ком­ сомольские группы, избрав парт­ групоргов и комсоргов. Появилось ядро, которое начало сплачивать коллектив, появилась важнейшая сила — общественное мнение. Вместе с членами партбюро партгрупорги, комсорги и старо­ сты выявляли причины неуспевае­ мости. Одна из них — непосещение занятий. Выяснилось, что среди таких, казалось бы, серьезных и це­ леустремленных людей, как сту­ денты вечернего вуза, есть и недо­ статочно организованные и просто нерадивые. Таких в ряде групп, что называется, взяли на карандаш и очень дотошно контролировали. Все эти меры принесли свои плоды: неуспевающих стало значи­ тельно меньше. Однако возможно­ сти, которыми располагает партий­ ная организация и весь коллектив факультета для дальнейшего умень­ шения числа отстающих, далеко не исчерпаны. Об этом говорили и докладчик, и многие из выступав­ ших: Так, т. Лифанова сказала о том, что надо настойчивее и смелее ис­ кать формы рационального постро­ ения экзаменационных сессий, больше и полнее учитывая специ­ фику вечернего вуза. Она также подчеркнула тот факт, что на каж­ дом курсе механически числятся студентами по 2—3 человека, не вернувшиеся, скажем, из академи­ ческого отпуска и не посетившие ни одного занятия. Смысл выступ­ ления члена' партбюро доцента т. Анагорсчого сводился к следую­ щему: нужны поиски решительных мер — надо улучшить учебный график, избавив студентов от не­ равномерной нагрузки, перестроить учебный план по ряду дисциплин, дающих наибольший процент неус­ певающих. Так, по теоретической механике, например, он значитель­ но выше, чем, скажем, по одной из самых трудных дисциплин — сопро­ тивлению материалов. Тов. Анагор- ский подчеркивает, что это прежде всего результат неудачно состав­ ленного учебного плана. О своего рода моральных резер­ вах для улучшения работы говорил декан факультета профессор т. Ша­ ров: — Все признают связь с завода­ ми важным делом для улучшения процесса обучения. Но от этой идеи до ее осуществления оказы­ вается солидная дистанция. Тов. Шаров критикут руководите­ лей специальных кафедр, которые с опозданием ставят вопросы о трудоустройстве студентов по изу­ чаемой ими специальности, когда те доходят до четвертого— пятого курсов, однако и он, и доцент т. Куницын, и ассистент т. Беляев подчеркивали, что на предприяти­ ях к этой проблеме относятся кос­ но. В итоге страдают будущие специ­ алисты и в конце концов может быть нанесен ущерб народному хозяйству, ибо что может ожидать производство, скажем, от инжене- ра-технолога машиностроения, ко­ торый все шесть лет учебы прора­ ботал кочегаром, а о металлообра­ ботке имеет по существу только теоретическое представление? (Именно такой пример приводился на собрании). Тов. Беляев рассказал и о таком возмутительном факте: единствен­ ному студенту управления «Метал- лургпрокатмонтаж» отказали в отпу­ ске для сдачи экзаменов* Научные со­ трудники факуль­ тета ведут нема­ лую исследова­ тельскую работу по улучшению технологических процессов, созда­ нию новых машин для предприя тий и т. д. Связь такого рода надо тоже крепить, и собрание заявило об этом также вполне определен­ но. На предприятиях, очевидно, ее расценивают как более реальную, и, так сказать, овеществленную — многие работы, проведенные со­ трудниками факультета, уже при­ носят свои плоды Ъа заводах. На собрании говорили о необходи­ мости четче определить лицо фа­ культета, об укреплении „связи его с Московским институтом и о пер­ спективах создания в Липецке само­ стоятельного технического вуза, об идеологической работе среди ком­ мунистов и беспартийных, связывая все Эти вопросы с главным, с борь­ бой коллектива за качество своей продукции — за повышение успева­ емости студентов. Положение пока оставляет желать лучшего. На фа­ культете отдают себе в этом ясный отчет и ищут новые решения. Избрав новый состав партийного бюро, коммунисты разработали для него и для всей организации хоро­ шую программу — приняли обстоя­ тельное решение. Остается поже­ лать им успехов в его выполнении, в поисках новых путей, в том, что­ бы, как говорил в своем выступле­ нии профессор Шаров, каждая хо­ рошая идея энергично внедрялась в жизнь. А. ВОЛНИН. В городах и рабочих поселках области проходит смотр работы предприятий общественного пита­ ния. Его основная задача — вы­ явить резервы и возможности улуч­ шения обслуживания рабочих и служащих, студентов, учащихся. Сеть предприятий общественного питания в нашей области из года в год расширяется. Открываются все новые столовые, рестораны и кафе, оснащенные современным оборудованием. Многое делается для расширения и переоборудова­ ния ранее действовавших пред­ приятий. Подавляющее большинство столовых стало работать по методу самообслуживания. Это вполне себя оправдало. Заслуженной популярностью в Липецке пользуются столовые №№ 15, 22 и 28. В городе Ельце лучшими предприятиями обществен­ ного питания по праву считаются столовые 17, 23 и 25. Здесь стремятся не только систематиче­ ски выполнять план товарооборота, но и создавать все необходимые ус­ ловия для того, чтобы посетители имели возможность пообедать и вкусно, и сытно. Недобрая слава ходила прежде о столовой М* 22. Горняки Студенов- ского рудоуправления — основные ее посетители — высказывали в адрес работников общественного пи­ тания немало справедливых наре­ каний. Но когда к руководству сто­ ловой пришел хороший организа­ тор и знающий свое дело специа­ лист А. П. Лавлинский, дело сразу пошло на лад. Коллектив в столо­ вой остался тот же. Но новый за­ ведующий сумел поднять его на борьбу за укрепление трудовой дис­ циплины и строгое соблюдение тех­ нологии приготовления пищи. Каче­ ство блюд поэтому быстро улучши­ лось, ассортимент расширился. Сейчас столовая Студеновского ру­ доуправления вышла в ряд лучших предприятий общественного пита­ ния Липецкого треста столовых. Ее коллективу присвоено почетное звание коллектива коммунистиче­ ского труда. Также успешно справляется со своими задачами столовая X* 17, обслуживающая работах и служа­ щих елецкого завода «Прожектор­ ные угли». К сожалению, таких примеров еще мало. Смотр выявил очень серьезные недостатки. Элементный завод — крупней­ шее предприятие Ельца. Не раз его коллектив выступал с ценными начинаниями, не раз выходил побе­ дителем в социалистическом сорев­ новании. А вот рабочая столовая у руководства завода находится до сих пор на положении падчерицы. Поэтому и работает плохо, не отве­ чает нуждам и запросам трудящих­ ся. Не лучше обстоит дело в некото­ рых столовых областного центра. Вот что записала, например, в сво­ ем акте обследования смотровая ко­ миссия после проверки работы сто­ ловой № 17 ОРСа Новолипецкого металлургического завода: «Качест­ во приготовления пищи очень низ­ кое. Не соблюдаются нормы заклад­ ки продуктов. Не выдерживается ассортимент блюд. При нарезке чер- Лом есть — надо его собрать Металлурги Липецка взяли повы­ шенные обязательства в честь 46-й годовщины Октября по выплавке чугуна и стали, выпуску труб, ра­ диаторов. Выполнение обязательств во многом зависит от поступления металлолома. Вот почему промыш­ ленный и сельский обкомы КПСС объявили октябрь ударным месяч­ ником по сбору металлического ло­ ма. За 9 месяцев этого года колхозы и совхозы области недодали метал­ лургам 800 тонн, а отделения «Сельхозтехника» — 847 тонн ло­ ма черных и цветных металлов. Особенно плохо сдают лом кол­ хозы и совхозы Тербунского и Доб- ринского производственных управ­ лений. Недооценка этого важного мероприятия со стороны парткомов, руководителей производственных управлений привела к тому, что колхозы и совхозы Тербунского уп­ равления задолжали государству свыше 400 тонн, а Добринского уп­ равления — свыше 250 тонн ло­ ма, хотя около 1500 тонн металла, списанного из хозяйств, разбросано по полям. Есть что сдавать на металлурги­ ческие заводы и другим хозяйст­ вам. В сентябре в колхозах и сов­ хозах области списано много из­ ношенной и устаревшей сельскохо­ зяйственной техники. Но до сих пор металлолом сдается медленно. Задача руководителей совхозов и колхозов состоит в том, чтобы за период месячника разобрать и вы­ везти списанную технику на прием­ ные пункты Росглаввтормета. Осо­ бенно хорошо должны поработать хозяйства Добринского производст­ венного управления. В колхозах имени Ильича, «Победа», «Красный Октябрь», имени Мичурина, «Рос­ сия», «Рассвет», имени Фрунзе и других хозяйствах этого управления имеется свыше 300 тонн металло­ лома. Немало лома найдется в каждом доме, на заводских и городских свалках, на дорогах и стройках. Долг каждого комсомольца, пионера и школьника — внести достойный вклад в общую борьбу за увеличе­ ние выплавки стали, чугуна, про­ ката. С. ГУРОВ, главный инженер Липецкого облуправления Росглаввтормета. ного хлеба буханка делится на 161 частей, что привадит к завышению цены одной буханки на 3 копейка* Суп отпускается с недовесом кури** ного мяса от 2 до 5 граммов...», ■, Как же реагировали на эти за** мечания заведующая столовой Т. П* Фролова и начальник ОРСа И. М„ Понома|рев? Да никак. Они остались; глухи к сигналу общественной во** миссии. Большого упрека заслуживает организация общественного питания в столовых Лебедянского смештор- га. Пища здесь готовится невкус** ная, имеются факты занижения кач лорийности, низка культура обслу-» живания посетителей. Директору торга В. В. Полякову необходимо в самый короткий срок исправить по­ ложение, возродить былую славу предприятий общественного пита** ния Лебедяни. Смотр проводится по инициатива ВЦСПС. Одпако профсоюзные орга­ низации многих предприятий нашей области почему-то участвуют в нем до сих пор очень слабо. Особенна медлит с развертыванием этой важ­ ной работы постройкой треста «Ли-* пецюстрой». Много еще нужно сделать, чтобы поднять на более высокий уровень работу всех без исключения столо­ вых. Ведь ни для кого не секрет* что некоторые наши рабочие столо­ вые бывают открыты лишь 3— 4 часа в течение дня, а общедоступ-- ные столовые закрываются на обе­ денный перерыв, имеют выходные! дни. Надо во всем этом тщательна разобраться и устранить ненормальч ности. Общественный смотр работы сто­ ловых продлится до 1 декабря 1963 года. Он не только выявит лучшие коллективы работников об­ щественного питания, которым бу­ дут затем вручены денежные пре­ мии и почетные грамоты, но и по­ может навести порядок во всех столовых, ресторанах и кафе. И. БАРАНОВ, начальник отдела общественного питания областного управления торговли. Награждение многодетных матерей Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 октября 1963 года большая группа многодетных матерей Липецкой области награждена орденами «Материнская слава» и медалями «Медаль материнства». Орденом «Материнская слава» 1-й степени награждены 7 че­ ловек. Орденом «Материнская слава» И-й степени награждены 27 че­ ловек. Орденом «Материнская слава» Ш -й степени — 35 человек. 157 многодетных матерей награждены медалями «Медаль мате­ ринства» 1-й степени и «Медаль материнства» 11-й степени. ( 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 ! 11111111111 Н 1111111 П 11111111 П 1111111 П 11111111111111111111 ТП 1 1!1 1Ш 111Ш111ПШ111П1т1111Ш1Ш11ШШ1Ш1Ш11111ШШ1111111Ш1Ш1ШШНШШ11111 Р а з д у м ь я р педагогике Первый ученик, директор и класс «Трудный ученик». Анатолия Цуп­ рова, бывшего девятиклассника Л и ­ пецкой средней школы № 19, стали называть так недавно. Раньше его называли «первый», «светлая голо­ ва». И это мнение учителей было единодушным. Их радовали не толь­ ко «пятерки» в дневнике Анатолия. Дело не в отметках, Цупров иногда получал оценки и баллом ни­ же и «круглым» отличником никог­ да не был. Преподавателям нрави­ лось в нем другое: одаренность, вдумчивость, большая увлеченность на уроках, самостоятельность суж ­ дений. Трудно сейчас сказать, в какой день и на каком уроке его перехва­ лили. А это случилось. Нет, Анато­ лий в душе не стал хуже. Но чрез­ мерные похвалы противопоставили его другим, преуменьшили скром­ ность. Ему нравилось «поддеть» пе­ ред всем классом учителя, допустив­ шего ошибку или оговорку в объяс­ нении. Это, положим, могли заме­ тить все, но голос Цупрова в таких случаях звучал громче других. К не­ му стали прислушиваться, потом на­ шлись и подражатели. Нужно было поправить Анатолия, тем более, что он стал влиять и на своего товари­ ща Игоря Столова. Эти два неиз­ менных соседа по парте приносили много огорчений учителям, которые вдруг поняли, что влиять на ребят становится все труднее. И учителя;.. обиделись «а своих воспитанников. Началось взаимное отчуждение. Больше Цупрова не хвалили, часто вызывали к директору. Чувствовали ли педагоги, что многие ученики в классе осуждали Цупрова? Осужда­ ли, продолжая уважать за те хоро­ шие черты, которые все же переве­ шивали в характере этого парня. Но это осуждение не было явным. Класс молча наблюдал за «поединком» пе­ дагогов с учеником. И -это молчание учителям казалось одобрением. «Цупров плохо влияет на класс!» — возмущались преподаватели. Так бы­ ло в прошлом году. Тогда, правда, не ставился во­ прос о применении «радикальных» мер. Почему вдруг так круто посту­ пили учителя и директор в начале нового учебного года? Обвинив в грубости, дерзости, неуважении к учителям, поставив под сомнение идеологию (!), Цупрова и Столова перевели в другую школу, руковод­ ствуясь... принципом микрорайона. Вероятно, педагоги и директор т. По- политов решили освободить себя от излишних волнений с «трудными» Учащимися. Пусть-ка ими займутся в 38-й школе! Что это — меры воз­ действия? Скорее — легкий выход из положения, капитуляция педагогов. Мы привыкли считать, что жизнь школьного коллектива течет спокой­ но, размеренно. И никаких незапла­ нированных инцидентов быть не мо­ жет. Ну, бывают отстающие. Прихо­ дится их тянуть. Бывают «трудно­ воспитуемые». Приходится прини­ мать какие-то меры воздействия. Но ведь случаются иногда неожиданно­ сти, которые невозможно предуга­ дать. Не растеряться, принять пра­ вильное решение — один из секретов педагогики. А их много, таких «се­ кретов», и они тоже не запланиро­ ваны. Реакция учащихся нз 9-го «Б» бы­ ла неожиданной. Они настойчиво требовали вернуть товарищей. Обра­ тились к директору с письмом. На их просьбы не обратили внимания. После этого, казалось, все больше росла стена между классом и учи­ телями, все отчетливее выступала грань непонимания друг друга, ко­ торая перешла другую — вежливо­ сти, уважения к старшим. Прошло всего две недели в учебном году, а журнал запестрел «тройками», «двойками», отметками о непосещае­ мости. В адрес некоторых учителей говорились грубости. Учителя и ди­ ректор, вероятно, считали, что виной всему Цупров, «трудный ученик». И, мол, совершенно правильно, что его удалили из школы. О необходимости такой «хирургической» операции го­ ворили даже ученикам. Учителя за­ являют, что «было сделано все», и по отношению к Цупрову оставалось применить самую крайнюю меру. А если разобраться, действительно ли было «сделано все»? Правильно, на этого ученика следовало подейство­ вать, и крепко. Только не нужно было забывать при этом, что он — член коллектива, что это — почти взрослый человек. Мы не можем советовать учите­ лям, какие именно применяются в таких случаях дисциплинарные ме­ ры. Педагоги сами должны опреде­ лить их. С первых дней учения в школе учащимся стараются привить чувст­ во товарищества, ответственности перед коллективом. Это не только внушается. Учителя особо выделяют эту тему в литературных произведе­ ниях, советуют смотреть фильмы, имеющие большую воспитательную ценность. Что может быть радостнее для педагога, чем крепкая дружба его воспитанников? Это значит, что у ребят нет равнодушия друг к дру­ гу. И ни в одной из юных голов не появится мысль в трудную для всех минуту: «моя хата с краю». Мы приводим лишь несколько строк из письма учащихся 9-го «Б», которое они адресовали директору в связи с переводом Цупрова и Столова. Кстати, это письмо Иван Антонович Пополитов, директор Липецкой сред­ ней школы № 19, так и не прочитал. А ребята писали: «Мы обещаем подействовать на Цупрова и Столова и заверяем вас и весь педагогический коллектив,что поднимем дисциплину и успевае­ мость. Мы даем комсомольское сло­ во...» Письмо подписал весь класс. Выходит, не поверили целому кол­ лективу? Вот какой вопрос постави­ ли перед учащимися сами учителя. Мы уже говорили, что давать ре­ цепты в вопросах воспитания труд­ но. Но в данном случае следовало, вероятно, ожидать, что за Цупрова и Столова возьмутся сами ученики, члены комсомольского комитета шко­ лы. 9-й «Б» считался трудным клас­ сом. Педагоги согласятся с тем, что был в этом трудном классе решаю­ щий момент, когда все могло изме­ ниться в лучшую сторону — и дис­ циплина, и успеваемость. Когда ре­ бята сами решили взять под свою ответственность поведение товари­ щей—не могло ли это укрепить соз­ нательную дисциплину в классе? Иногда мы задаем себе вопрос: откуда берутся бюрократы, равно­ душные, черствые люди? А не воспи­ тываются ли порой эти черточки с детства, со школьной скамьи? Я не хочу оправдывать и защищать 9-й «Б». Но не потому ли дерзили уче­ ники, что учителя вместо того, что­ бы потребовать от них самостоя­ тельного, честного обсуждения, как бы говорили им: «Будьте равнодуш­ ными. Все это так неважно!» Понимали ли директор и присутст­ вовавшие на совместном родитель­ ском собрании учителей, учеников и родителей, что является действи­ тельной причиной спада дисциплины и успеваемости? Думается, что да. Понимали, но не хотели говорить с учащимися начистоту. На родительском собрании в шко­ ле, на состоявшемся недавно засе­ дании идеологического отдела горко­ ма КПСС, обсудившего этот вопрос, было высказано много критических замечаний в адрес директора школы т. Пополитова. Его методы подчас противоречат педагогике. Там, где нужно призвать на помощь коллек­ тив, комсомольскую организацию, делается другое. Грубый окрик, на­ казание вплоть до исключения из школы. Именно так получилось с Цупровым и Столовым. Директор школы т. Пополитов ча­ стенько вызывает в кабинет прови­ нившихся, чтобы поговорить «по ду­ шам». Но такого разговора не полу­ чается. Ученик заходит туда, чтобы услышать грубость, угрозу «выгнать из школы», напоминание еще раз прочитать «правила для учащихся». Не раз нарушитель дисциплины, гло­ тая слезы, пробегал расплывающие­ ся перед глазами . строки: «Доро­ жить честью своей школы, как своей собственной!» Хорошие слова, гор­ дые. Сколько в них уважения к под­ ростку! Только почему-то после раз­ говора с директором ученику еще обиднее становится. «Всеохватываю­ щей силой воспитания детей и юно­ шества является общественность —■ класс, пионерский отряд, комсомол, педагогический коллектив, родитель­ ские советы. Они могут оказать большое влияние на формирование мировоззрения и поведение детей», — говорится в докладе Л. Ф. Ильи­ чева на июньском Пленуме ЦК. Инициатива самих учащихся —. весьма положительный фактор в де­ ятельности школы. Особенно тогда, когда она умело направляется учи­ телями и родителями. Директор 19-й школы не доверяет ученикам, мало считается с мнением родительской общественности. А ведь не раз ро­ дители поднимали вопрос о форма­ лизме и казенщине в воспитании учеников. Практика передовых липецких школ № 25 и № 12 свидетельствует о том, что умелая организация дет­ ского самоуправления может прине­ сти отрадные результаты. Инцидент в 19-й школе свидетельствует о том, что директор, партийная организа­ ция, некоторые работники гороно, далеки еще от тех новых требова­ ний, которые выдвигает сегодняш­ ний день. Ложное чувство боязни подорвать свой авторитет подменя­ ет порой педагогический такт. Мир школьника большой. Но су­ хим, казенным правилам, бездуш­ ным напутствиям и требованиям в нем тесно. Если умело постучаться туда, можно открыть много инте­ ресного для педагога. За внешней грубоватостью и резкостью скры­ вается порой настоящее чувство то­ варищества, большая жажда знаний. Чтобы открыть дверь в этот мир, надо хорошо понимать ученика, знать коллектив, в котором он жи­ вет и учится. Нужно уважать этот коллектив, многое требовать от не­ го, а глазное — доверять ему. В. ПОПКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz