Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1 8 октября 1963 г., М 2 4 6 (2 8 3 5 ) шштя Коммунисты и комсомольцы! Будьте в авангарде всенародной борьбы за построение коммунизма в СССР! О т ч е т ы и в ы б о р ы в партийных организациях (Из Призывов Ц К КПСС к 46-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). Данковские химики н I Данковском химическом заводе произошли крупные изменения. Выросли новые производственные корпуса, увели чился выпуск продукции. Славно трудятся химики в пятом году семилетки. План девяти меся цев выполнен на 107,2 процента, сверхплановая экономия от сниже ния себестоимости составила 224 тысячи рублей. Данковцы внесли немалый вклад в 30 российских миллиардов, выпустив на сотни ты сяч рублей сверхплановой продук ции. Эти успехи не случайны. На предприятии широко развернулось движение за коммунистический труд. В нем участвует свыше 1300 человек. Ста семидесяти производ ственникам присвоено звание удар ников коммунистического труда. Социалистическое соревнование, дух творчества и новаторства помогли коллективу третьего корпуса не за год, а за три квартала выполнить обязательства — в 1,4 раза против проектных мощностей увеличить производство продукции. Немалых успехов добились коллективы перво го и второго корпусов. На состоявшемся недавно отчет но-выборном партийном собрании в докладе секретаря парткома завода т. Левкина, в выступлениях ком мунистов назывались имена передо виков производства, говорилось о делах лучших смен и отделений. Но основное внимание выступающие сосредоточили на нерешенных зада чах, на том, что мешает идти впе ред. Каждый на заводе хорошо зна ет, ка к остро сегодня стоит вопрос на новом рубеже о снижении стоимости кремнийорга- нических лаков и других продуктов, без чего нельзя добиться их широ кого применения в различных от раслях народного хозяйства. И докладчик, и выступавшие коммунисты отмечали, что на пред приятии еще часты случаи уничто жения отходов производства, кото рые можно использовать, допускают ся факты бесхозяйственности. — За четыре года семилетки, — сказал главный инженер завода т. Каллиопин, — экономия от сни жения себестоимости продукции со ставила миллион шестьсот трид цать тысяч рублей. Однако руково дители цехов, инженерно-техниче ские работники еще мало занима ются экономикой производства. Осо бенно важно сейчас добиться сниже ния расходных норм по сырью, так как в химической промышленности оно занимает большой процент в стоимости готового продукта. Главный инженер привел убеди тельные цифры, показывающие, что на других родственных предприяти ях нормы расходования сырья зна чительно ниже, чем на Данковском заводе. Изучать передовой опыт хи миков страны, смелее внедрять его в производство, объединить усилия рационализаторов, специалистов и рабочих-новаторов — п е р в о с т е - пенная задача партийной организа ции. Главный бухгалтер т. Сафонов рассказал, что при инвентаризации склада, которым заведует комму нист т. Иванушкин, обнаружились значительные излишки некоторых видов сырья. Секрет их возникнове ния в том, что для работников кор пуса >6 2 были установлены завы шенные нормы расхода материалов. Но ни т. Иванушкин, ни технолог корпуса т. Бартковский этому не придавали значения. Лишь в послед нее время производственно-техни ческий отдел привел нормы в соот ветствие с технологией. Тов. Сафонов обратил внимание коммунистов на непроизводительные потери (брак, штрафы, невыполне ние договоров). В корпусе М*г 3 про дукцию нередко сдают в конце ме сяца, а это срывает плановые по ставки и ведет к финансовым за труднениям на предприятии. Рабочий корпуса № 1 т. Ишутин критиковал технических руководи телей завода, которые не помогают коллективу довести до конца освое ние одного из видов лаков, хотя технология его отрабатывается уже несколько лет. Аппаратчик корпуса М5 2 т. Крайсвитный указал на то. что при производстве фенолов в де ло идет лишь 27 процентов сырья. Об этом же говорил и секретарь парторганизации этого корпуса т. Бартковский. — Вся беда в том, — заявил он, — что в корпусе XI 36 до сих пор не пущено отделение по переработ ке отходов. Нельзя мирить ся с тем, чтобы ценные ма териалы выбрасывались или сжигались. Начальник корпуса № 36 т. Баландин отметил, что рационализаторская работа была бы более плодотворной, если бы планы организационно-технических меро приятий обсуждались коллективно. Тогда легче будет их выполнять. Наряду с производственными де лами, коммунисты горячо обсуждали вопросы внутрипартийной и воспи тательной работы. В работе собрания принял учас тие секретарь промышленного обко ма КПСС т. Путря. Собрание избрало новый состав парткома. И. БЛАНДОВЦЕВ, соб. корр. «Ленинского знамени». Слесари цеха сборки трансмис-1 сий Липецкого тракторного заво да Иван Таравков, Александр Стародубцев, Александр Лебед- ков и Владимир Мелехов спра вили новоселье, стали работать в новом высокомеханизирован ном цехе. За шесть часов пере довики выполняют сменное зада ние. М. Наливкин. Фото Г. Солодкова. В л а б о р а т о р и я х у ч е н ы х ЛЕНИНГРАД , 17 ок тября. (Корр. ТАСС). Одно из самых моло дых научных учрежде ний Ленинграда — ин ститут химии силика тов Академии наук СССР — ведет актив ные поиски новых эф фективных силикатных материалов. Новые материалы Ученые института разрешили важную за дачу защиты заклад ных деталей арматуры сборных железобетон ных конструкций, при меняемых в массовом жилищном и промыш ленном строительстве. Испытания показали высокое качество за щиты. Сотрудниками ана-* литической лаборато рии создан новый свя зывающий материал —■ ацетоновый раствор кремниевой кислотьг для приготов л е н и я форм при литье по мо делям. Он нашел ши рокую дорогу в прей мышленность. ) Я- в п о К Е довольны ли вы столовой? Становление высшего учебного заведения — процесс длительный. Пять, а то и шесть лет надо ждать, пока первые его птенцы оперятся и, расправив крылья, полетят в неоглядные дали. И это будет только первый выпуск, только пер вый опыт. А как еще выпускники покажут себя в работе, в жизни? Окончательный ответ дадут лишь годы. 250 первых выпускников покину ли в прошлом и позапрошлом учебных годах стены Липецкого вечернего факультета Московского института стали и сплавов. Собира ются в дорогу в нынешнем году около 150 инженеров. Процесс не прерывный. Специалисты •нужны се годня. И надо сегодня же ответить на заданный выше вопрос: «Как мы готовим специалистов?» Эта тема была главной на состоявшемся на днях отчетно-выборном партийном собрании факультета. Самое наболевшее, о чем гово рили на нем,— это академическая задолженность студентов: неедан- ные зачеты, экзамены, курсовые проекты и т. д. Как явствовало из доклада Утартбюро, с которым вы ступил его секретарь т. Драб<ин, число студентов, не сдавших заче ты по практическим работам, в сравнении с прошлым учебным го дом, уменьшилось в 6 раз. Это большой сдвиг. Но вместе с тем, это показывает и масштабы неус певаемости. 40 процентов неуспевающих сей час — это слишком много. Конеч но, и преподаватели, и деканат, и партбюро сделали немало, чтобы студенты быстрее избавились от тяжелого груза академической за долженности. Помимо мер чисто педагогического и административ ного характера, здесь много вре мени отдали беседам, собраниям с таким расчетом чтобы ни один неуспевающий не выпал из поля зрения. Партбюро закрепило за каждым курсом коммунистов. В известной мере был использо ван и такой рычаг: связь с заво дами. На Тракторном, Новолипец ком, «Свободном соколе», в стро ительных организациях прошли со брания студентов, работающих в этих коллективах, совместно с об щественностью и руководителями предприятий. Трудности сочетания учебы с ра ботой, трудности самой учебы — ведь многие студенты имели боль шой перерыв в занятиях... Очень хорошо можно понять, что ответ ственность студента за важнейшее дело — повышение своего образо вания лишь перед самим собой — не во всех случаях является надеж ной. А в академических группах еще недостаточно сплоченные кол лективы, которые могли бы влиять на успеваемость каждого студента. Партийная организация факультета поступила правильно, создав в ака демических группах партийно-ком сомольские группы, избрав парт групоргов и комсоргов. Появилось ядро, которое начало сплачивать коллектив, появилась важнейшая сила — общественное мнение. Вместе с членами партбюро партгрупорги, комсорги и старо сты выявляли причины неуспевае мости. Одна из них — непосещение занятий. Выяснилось, что среди таких, казалось бы, серьезных и це леустремленных людей, как сту денты вечернего вуза, есть и недо статочно организованные и просто нерадивые. Таких в ряде групп, что называется, взяли на карандаш и очень дотошно контролировали. Все эти меры принесли свои плоды: неуспевающих стало значи тельно меньше. Однако возможно сти, которыми располагает партий ная организация и весь коллектив факультета для дальнейшего умень шения числа отстающих, далеко не исчерпаны. Об этом говорили и докладчик, и многие из выступав ших: Так, т. Лифанова сказала о том, что надо настойчивее и смелее ис кать формы рационального постро ения экзаменационных сессий, больше и полнее учитывая специ фику вечернего вуза. Она также подчеркнула тот факт, что на каж дом курсе механически числятся студентами по 2—3 человека, не вернувшиеся, скажем, из академи ческого отпуска и не посетившие ни одного занятия. Смысл выступ ления члена' партбюро доцента т. Анагорсчого сводился к следую щему: нужны поиски решительных мер — надо улучшить учебный график, избавив студентов от не равномерной нагрузки, перестроить учебный план по ряду дисциплин, дающих наибольший процент неус певающих. Так, по теоретической механике, например, он значитель но выше, чем, скажем, по одной из самых трудных дисциплин — сопро тивлению материалов. Тов. Анагор- ский подчеркивает, что это прежде всего результат неудачно состав ленного учебного плана. О своего рода моральных резер вах для улучшения работы говорил декан факультета профессор т. Ша ров: — Все признают связь с завода ми важным делом для улучшения процесса обучения. Но от этой идеи до ее осуществления оказы вается солидная дистанция. Тов. Шаров критикут руководите лей специальных кафедр, которые с опозданием ставят вопросы о трудоустройстве студентов по изу чаемой ими специальности, когда те доходят до четвертого— пятого курсов, однако и он, и доцент т. Куницын, и ассистент т. Беляев подчеркивали, что на предприяти ях к этой проблеме относятся кос но. В итоге страдают будущие специ алисты и в конце концов может быть нанесен ущерб народному хозяйству, ибо что может ожидать производство, скажем, от инжене- ра-технолога машиностроения, ко торый все шесть лет учебы прора ботал кочегаром, а о металлообра ботке имеет по существу только теоретическое представление? (Именно такой пример приводился на собрании). Тов. Беляев рассказал и о таком возмутительном факте: единствен ному студенту управления «Метал- лургпрокатмонтаж» отказали в отпу ске для сдачи экзаменов* Научные со трудники факуль тета ведут нема лую исследова тельскую работу по улучшению технологических процессов, созда нию новых машин для предприя тий и т. д. Связь такого рода надо тоже крепить, и собрание заявило об этом также вполне определен но. На предприятиях, очевидно, ее расценивают как более реальную, и, так сказать, овеществленную — многие работы, проведенные со трудниками факультета, уже при носят свои плоды Ъа заводах. На собрании говорили о необходи мости четче определить лицо фа культета, об укреплении „связи его с Московским институтом и о пер спективах создания в Липецке само стоятельного технического вуза, об идеологической работе среди ком мунистов и беспартийных, связывая все Эти вопросы с главным, с борь бой коллектива за качество своей продукции — за повышение успева емости студентов. Положение пока оставляет желать лучшего. На фа культете отдают себе в этом ясный отчет и ищут новые решения. Избрав новый состав партийного бюро, коммунисты разработали для него и для всей организации хоро шую программу — приняли обстоя тельное решение. Остается поже лать им успехов в его выполнении, в поисках новых путей, в том, что бы, как говорил в своем выступле нии профессор Шаров, каждая хо рошая идея энергично внедрялась в жизнь. А. ВОЛНИН. В городах и рабочих поселках области проходит смотр работы предприятий общественного пита ния. Его основная задача — вы явить резервы и возможности улуч шения обслуживания рабочих и служащих, студентов, учащихся. Сеть предприятий общественного питания в нашей области из года в год расширяется. Открываются все новые столовые, рестораны и кафе, оснащенные современным оборудованием. Многое делается для расширения и переоборудова ния ранее действовавших пред приятий. Подавляющее большинство столовых стало работать по методу самообслуживания. Это вполне себя оправдало. Заслуженной популярностью в Липецке пользуются столовые №№ 15, 22 и 28. В городе Ельце лучшими предприятиями обществен ного питания по праву считаются столовые 17, 23 и 25. Здесь стремятся не только систематиче ски выполнять план товарооборота, но и создавать все необходимые ус ловия для того, чтобы посетители имели возможность пообедать и вкусно, и сытно. Недобрая слава ходила прежде о столовой М* 22. Горняки Студенов- ского рудоуправления — основные ее посетители — высказывали в адрес работников общественного пи тания немало справедливых наре каний. Но когда к руководству сто ловой пришел хороший организа тор и знающий свое дело специа лист А. П. Лавлинский, дело сразу пошло на лад. Коллектив в столо вой остался тот же. Но новый за ведующий сумел поднять его на борьбу за укрепление трудовой дис циплины и строгое соблюдение тех нологии приготовления пищи. Каче ство блюд поэтому быстро улучши лось, ассортимент расширился. Сейчас столовая Студеновского ру доуправления вышла в ряд лучших предприятий общественного пита ния Липецкого треста столовых. Ее коллективу присвоено почетное звание коллектива коммунистиче ского труда. Также успешно справляется со своими задачами столовая X* 17, обслуживающая работах и служа щих елецкого завода «Прожектор ные угли». К сожалению, таких примеров еще мало. Смотр выявил очень серьезные недостатки. Элементный завод — крупней шее предприятие Ельца. Не раз его коллектив выступал с ценными начинаниями, не раз выходил побе дителем в социалистическом сорев новании. А вот рабочая столовая у руководства завода находится до сих пор на положении падчерицы. Поэтому и работает плохо, не отве чает нуждам и запросам трудящих ся. Не лучше обстоит дело в некото рых столовых областного центра. Вот что записала, например, в сво ем акте обследования смотровая ко миссия после проверки работы сто ловой № 17 ОРСа Новолипецкого металлургического завода: «Качест во приготовления пищи очень низ кое. Не соблюдаются нормы заклад ки продуктов. Не выдерживается ассортимент блюд. При нарезке чер- Лом есть — надо его собрать Металлурги Липецка взяли повы шенные обязательства в честь 46-й годовщины Октября по выплавке чугуна и стали, выпуску труб, ра диаторов. Выполнение обязательств во многом зависит от поступления металлолома. Вот почему промыш ленный и сельский обкомы КПСС объявили октябрь ударным месяч ником по сбору металлического ло ма. За 9 месяцев этого года колхозы и совхозы области недодали метал лургам 800 тонн, а отделения «Сельхозтехника» — 847 тонн ло ма черных и цветных металлов. Особенно плохо сдают лом кол хозы и совхозы Тербунского и Доб- ринского производственных управ лений. Недооценка этого важного мероприятия со стороны парткомов, руководителей производственных управлений привела к тому, что колхозы и совхозы Тербунского уп равления задолжали государству свыше 400 тонн, а Добринского уп равления — свыше 250 тонн ло ма, хотя около 1500 тонн металла, списанного из хозяйств, разбросано по полям. Есть что сдавать на металлурги ческие заводы и другим хозяйст вам. В сентябре в колхозах и сов хозах области списано много из ношенной и устаревшей сельскохо зяйственной техники. Но до сих пор металлолом сдается медленно. Задача руководителей совхозов и колхозов состоит в том, чтобы за период месячника разобрать и вы везти списанную технику на прием ные пункты Росглаввтормета. Осо бенно хорошо должны поработать хозяйства Добринского производст венного управления. В колхозах имени Ильича, «Победа», «Красный Октябрь», имени Мичурина, «Рос сия», «Рассвет», имени Фрунзе и других хозяйствах этого управления имеется свыше 300 тонн металло лома. Немало лома найдется в каждом доме, на заводских и городских свалках, на дорогах и стройках. Долг каждого комсомольца, пионера и школьника — внести достойный вклад в общую борьбу за увеличе ние выплавки стали, чугуна, про ката. С. ГУРОВ, главный инженер Липецкого облуправления Росглаввтормета. ного хлеба буханка делится на 161 частей, что привадит к завышению цены одной буханки на 3 копейка* Суп отпускается с недовесом кури** ного мяса от 2 до 5 граммов...», ■, Как же реагировали на эти за** мечания заведующая столовой Т. П* Фролова и начальник ОРСа И. М„ Понома|рев? Да никак. Они остались; глухи к сигналу общественной во** миссии. Большого упрека заслуживает организация общественного питания в столовых Лебедянского смештор- га. Пища здесь готовится невкус** ная, имеются факты занижения кач лорийности, низка культура обслу-» живания посетителей. Директору торга В. В. Полякову необходимо в самый короткий срок исправить по ложение, возродить былую славу предприятий общественного пита** ния Лебедяни. Смотр проводится по инициатива ВЦСПС. Одпако профсоюзные орга низации многих предприятий нашей области почему-то участвуют в нем до сих пор очень слабо. Особенна медлит с развертыванием этой важ ной работы постройкой треста «Ли-* пецюстрой». Много еще нужно сделать, чтобы поднять на более высокий уровень работу всех без исключения столо вых. Ведь ни для кого не секрет* что некоторые наши рабочие столо вые бывают открыты лишь 3— 4 часа в течение дня, а общедоступ-- ные столовые закрываются на обе денный перерыв, имеют выходные! дни. Надо во всем этом тщательна разобраться и устранить ненормальч ности. Общественный смотр работы сто ловых продлится до 1 декабря 1963 года. Он не только выявит лучшие коллективы работников об щественного питания, которым бу дут затем вручены денежные пре мии и почетные грамоты, но и по может навести порядок во всех столовых, ресторанах и кафе. И. БАРАНОВ, начальник отдела общественного питания областного управления торговли. Награждение многодетных матерей Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 октября 1963 года большая группа многодетных матерей Липецкой области награждена орденами «Материнская слава» и медалями «Медаль материнства». Орденом «Материнская слава» 1-й степени награждены 7 че ловек. Орденом «Материнская слава» И-й степени награждены 27 че ловек. Орденом «Материнская слава» Ш -й степени — 35 человек. 157 многодетных матерей награждены медалями «Медаль мате ринства» 1-й степени и «Медаль материнства» 11-й степени. ( 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111 ! 11111111111 Н 1111111 П 11111111 П 1111111 П 11111111111111111111 ТП 1 1!1 1Ш 111Ш111ПШ111П1т1111Ш1Ш11ШШ1Ш1Ш11111ШШ1111111Ш1Ш1ШШНШШ11111 Р а з д у м ь я р педагогике Первый ученик, директор и класс «Трудный ученик». Анатолия Цуп рова, бывшего девятиклассника Л и пецкой средней школы № 19, стали называть так недавно. Раньше его называли «первый», «светлая голо ва». И это мнение учителей было единодушным. Их радовали не толь ко «пятерки» в дневнике Анатолия. Дело не в отметках, Цупров иногда получал оценки и баллом ни же и «круглым» отличником никог да не был. Преподавателям нрави лось в нем другое: одаренность, вдумчивость, большая увлеченность на уроках, самостоятельность суж дений. Трудно сейчас сказать, в какой день и на каком уроке его перехва лили. А это случилось. Нет, Анато лий в душе не стал хуже. Но чрез мерные похвалы противопоставили его другим, преуменьшили скром ность. Ему нравилось «поддеть» пе ред всем классом учителя, допустив шего ошибку или оговорку в объяс нении. Это, положим, могли заме тить все, но голос Цупрова в таких случаях звучал громче других. К не му стали прислушиваться, потом на шлись и подражатели. Нужно было поправить Анатолия, тем более, что он стал влиять и на своего товари ща Игоря Столова. Эти два неиз менных соседа по парте приносили много огорчений учителям, которые вдруг поняли, что влиять на ребят становится все труднее. И учителя;.. обиделись «а своих воспитанников. Началось взаимное отчуждение. Больше Цупрова не хвалили, часто вызывали к директору. Чувствовали ли педагоги, что многие ученики в классе осуждали Цупрова? Осужда ли, продолжая уважать за те хоро шие черты, которые все же переве шивали в характере этого парня. Но это осуждение не было явным. Класс молча наблюдал за «поединком» пе дагогов с учеником. И -это молчание учителям казалось одобрением. «Цупров плохо влияет на класс!» — возмущались преподаватели. Так бы ло в прошлом году. Тогда, правда, не ставился во прос о применении «радикальных» мер. Почему вдруг так круто посту пили учителя и директор в начале нового учебного года? Обвинив в грубости, дерзости, неуважении к учителям, поставив под сомнение идеологию (!), Цупрова и Столова перевели в другую школу, руковод ствуясь... принципом микрорайона. Вероятно, педагоги и директор т. По- политов решили освободить себя от излишних волнений с «трудными» Учащимися. Пусть-ка ими займутся в 38-й школе! Что это — меры воз действия? Скорее — легкий выход из положения, капитуляция педагогов. Мы привыкли считать, что жизнь школьного коллектива течет спокой но, размеренно. И никаких незапла нированных инцидентов быть не мо жет. Ну, бывают отстающие. Прихо дится их тянуть. Бывают «трудно воспитуемые». Приходится прини мать какие-то меры воздействия. Но ведь случаются иногда неожиданно сти, которые невозможно предуга дать. Не растеряться, принять пра вильное решение — один из секретов педагогики. А их много, таких «се кретов», и они тоже не запланиро ваны. Реакция учащихся нз 9-го «Б» бы ла неожиданной. Они настойчиво требовали вернуть товарищей. Обра тились к директору с письмом. На их просьбы не обратили внимания. После этого, казалось, все больше росла стена между классом и учи телями, все отчетливее выступала грань непонимания друг друга, ко торая перешла другую — вежливо сти, уважения к старшим. Прошло всего две недели в учебном году, а журнал запестрел «тройками», «двойками», отметками о непосещае мости. В адрес некоторых учителей говорились грубости. Учителя и ди ректор, вероятно, считали, что виной всему Цупров, «трудный ученик». И, мол, совершенно правильно, что его удалили из школы. О необходимости такой «хирургической» операции го ворили даже ученикам. Учителя за являют, что «было сделано все», и по отношению к Цупрову оставалось применить самую крайнюю меру. А если разобраться, действительно ли было «сделано все»? Правильно, на этого ученика следовало подейство вать, и крепко. Только не нужно было забывать при этом, что он — член коллектива, что это — почти взрослый человек. Мы не можем советовать учите лям, какие именно применяются в таких случаях дисциплинарные ме ры. Педагоги сами должны опреде лить их. С первых дней учения в школе учащимся стараются привить чувст во товарищества, ответственности перед коллективом. Это не только внушается. Учителя особо выделяют эту тему в литературных произведе ниях, советуют смотреть фильмы, имеющие большую воспитательную ценность. Что может быть радостнее для педагога, чем крепкая дружба его воспитанников? Это значит, что у ребят нет равнодушия друг к дру гу. И ни в одной из юных голов не появится мысль в трудную для всех минуту: «моя хата с краю». Мы приводим лишь несколько строк из письма учащихся 9-го «Б», которое они адресовали директору в связи с переводом Цупрова и Столова. Кстати, это письмо Иван Антонович Пополитов, директор Липецкой сред ней школы № 19, так и не прочитал. А ребята писали: «Мы обещаем подействовать на Цупрова и Столова и заверяем вас и весь педагогический коллектив,что поднимем дисциплину и успевае мость. Мы даем комсомольское сло во...» Письмо подписал весь класс. Выходит, не поверили целому кол лективу? Вот какой вопрос постави ли перед учащимися сами учителя. Мы уже говорили, что давать ре цепты в вопросах воспитания труд но. Но в данном случае следовало, вероятно, ожидать, что за Цупрова и Столова возьмутся сами ученики, члены комсомольского комитета шко лы. 9-й «Б» считался трудным клас сом. Педагоги согласятся с тем, что был в этом трудном классе решаю щий момент, когда все могло изме ниться в лучшую сторону — и дис циплина, и успеваемость. Когда ре бята сами решили взять под свою ответственность поведение товари щей—не могло ли это укрепить соз нательную дисциплину в классе? Иногда мы задаем себе вопрос: откуда берутся бюрократы, равно душные, черствые люди? А не воспи тываются ли порой эти черточки с детства, со школьной скамьи? Я не хочу оправдывать и защищать 9-й «Б». Но не потому ли дерзили уче ники, что учителя вместо того, что бы потребовать от них самостоя тельного, честного обсуждения, как бы говорили им: «Будьте равнодуш ными. Все это так неважно!» Понимали ли директор и присутст вовавшие на совместном родитель ском собрании учителей, учеников и родителей, что является действи тельной причиной спада дисциплины и успеваемости? Думается, что да. Понимали, но не хотели говорить с учащимися начистоту. На родительском собрании в шко ле, на состоявшемся недавно засе дании идеологического отдела горко ма КПСС, обсудившего этот вопрос, было высказано много критических замечаний в адрес директора школы т. Пополитова. Его методы подчас противоречат педагогике. Там, где нужно призвать на помощь коллек тив, комсомольскую организацию, делается другое. Грубый окрик, на казание вплоть до исключения из школы. Именно так получилось с Цупровым и Столовым. Директор школы т. Пополитов ча стенько вызывает в кабинет прови нившихся, чтобы поговорить «по ду шам». Но такого разговора не полу чается. Ученик заходит туда, чтобы услышать грубость, угрозу «выгнать из школы», напоминание еще раз прочитать «правила для учащихся». Не раз нарушитель дисциплины, гло тая слезы, пробегал расплывающие ся перед глазами . строки: «Доро жить честью своей школы, как своей собственной!» Хорошие слова, гор дые. Сколько в них уважения к под ростку! Только почему-то после раз говора с директором ученику еще обиднее становится. «Всеохватываю щей силой воспитания детей и юно шества является общественность —■ класс, пионерский отряд, комсомол, педагогический коллектив, родитель ские советы. Они могут оказать большое влияние на формирование мировоззрения и поведение детей», — говорится в докладе Л. Ф. Ильи чева на июньском Пленуме ЦК. Инициатива самих учащихся —. весьма положительный фактор в де ятельности школы. Особенно тогда, когда она умело направляется учи телями и родителями. Директор 19-й школы не доверяет ученикам, мало считается с мнением родительской общественности. А ведь не раз ро дители поднимали вопрос о форма лизме и казенщине в воспитании учеников. Практика передовых липецких школ № 25 и № 12 свидетельствует о том, что умелая организация дет ского самоуправления может прине сти отрадные результаты. Инцидент в 19-й школе свидетельствует о том, что директор, партийная организа ция, некоторые работники гороно, далеки еще от тех новых требова ний, которые выдвигает сегодняш ний день. Ложное чувство боязни подорвать свой авторитет подменя ет порой педагогический такт. Мир школьника большой. Но су хим, казенным правилам, бездуш ным напутствиям и требованиям в нем тесно. Если умело постучаться туда, можно открыть много инте ресного для педагога. За внешней грубоватостью и резкостью скры вается порой настоящее чувство то варищества, большая жажда знаний. Чтобы открыть дверь в этот мир, надо хорошо понимать ученика, знать коллектив, в котором он жи вет и учится. Нужно уважать этот коллектив, многое требовать от не го, а глазное — доверять ему. В. ПОПКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz